Образование-Намский
Omo5oi_Baai  -    2830
Как установлено документами ЦГА ЯАССР, первая школа в Намском улусе – Намское одноклассное народное училище - открылась в 1872 г. в с. Намцы. В ней обучалось 18 мальчиков. Решением улусного схода родовых старшин школа содержалась на средства населения. Так, в 1874 г. на содержание школы с 11 наслегов было собрано 819 руб. Основными учебными предметами были закон божий, чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Преподавание велось на русском языке. Учителями работали церковные служители, их дети, представители интеллигенции, имеющие православное вероисповедание. До революции в Намском улусе грамотных людей было очень мало. Их число составляло всего 0,7% от общего количества населения улуса. В то время образование получали в основном дети из состоятельных семей. Первыми образованными людьми улуса были Прядезников И.Н., Шапошников М., Суздалов М.А., Азаров М.Д., Харитонов Ф.Н., Харитонов Л.Н., Слепцов Т.А., Дьяконов Ф.Г., Степанов Г., Протопопов С., Находкин Р.Ф., Охлопков А. и др.

В это время в уездных городах и крупных селах Якутии начали открываться двухклассные народные училища. Количество их было ограниченным. В этих школах изучались элементарные курсы преподавания географии, истории, арифметики, рисования и черчения. В связи с отсутствием соответствующего помещения в сентябре 1908 г. улусный сход инородческой управы решил перенести школу в Хатын-Арынский наслег. Но 9 мая 1909 г. здание школы сгорело, поэтому 1 сентября того же года школа, как двухклассное училище, открылась на старом месте. В 1915 г. было построено новое здание школы в селе Намцы, в связи с чем резко увеличилось количество обучающихся. Если в 1915 г. в училище обучалось 25 человек (из них 1 девочка), то в 1917-1918 учебном году обучалось уже 64 ученика, в том числе 5 девочек. Среди выпускников Намского двухклассного училища были Харитонов Лука Никифорович, доктор филологических наук, профессор, Попов Георгий Иннокентьевич, партийный и советский работник, Протопопов Иван, бывший учитель из Салбанского наслега, Сивцев Василий и Сивцев Егор из Хатын-Арынского наслега, Ядрихинская Ксения из Кусаган-Эльского наслега.
1920 – 1950 годы
В 1921 г. вышел указ правительства об обучении грамоте взрослого населения: «Неграмотный человек стоит вне политики, и он должен начать свою грамоту с аз буквы».
В том же году почти во всех наслегах были открыты курсы по ликвидации безграмотности. Учили исключительно взрослых. Население проявляло большой интерес и активность в учебе. В течение 5-6 месяцев обучающиеся проходили уроки письма, чтения и арифметики, после чего проводились проверочные уроки. Им выдавалось удостоверение наслежного совета об окончании школы неграмотных или малограмотных. С 1926 г. такие ликбезы были открыты повсюду. В результате большой работы по ликвидации неграмотности взрослого населения к 1 мая 1937 г. было охвачено обучением 65% населения.
Ответов 5
  • Omo5oi_Baai
    5 октября 2021
     

    В 1920 г. двухклассное Намское народное училище было преобразовано в единую трудовую школу 1 ступени. С 1920 – 1921 учебного года заметно увеличилось количество школ и учащихся в них. Из документов ЦГА ЯАССР [i] установлено, что в Намском улусе работали 4 школы: Намская единая трудовая школа, в которой обучались 133 учащихся, 1–ая Атамайская 2-хлетняя школа – 18 учащихся, Красноярская школа (Кысыл Сыр) – 20, Хатын – Арынская школа – 20 учащихся. Всего по улусу был 191 учащийся.
    Здания школы были старые, материально-техническая база не отвечала требования. Учебники и учебные принадлежности были в ограниченном количестве. В первые годы Советской власти обучение велось на русском языке, т.к. на родном языке учебники не издавались. Несмотря на все трудности, учителя добивались качественных знаний.
    Введение якутского языка, как учебного предмета (1922 г.) и выход букваря «Сурук бичик» (1923 г.) способствовали открытию новых школ. Соответственно увеличилось количество учащихся. В 1923 -1924 учебном году в улусе стало 5 школ с общим контингентом учащихся 200 человек, работали 8 учителей. Школа в с. Намцы имела статус Намской единой трудовой школы, все остальные школы были начальными.




    С 1927 г. по 1932 г. заметно выросла сеть школ в улусе. В 1927 г. в районе работало 6 школ: Намская, Одейская, Тюбятская, IАтамайская, Модутская, IIАтамайская. Учителей было 10 человек.1 (ЦГА ЯАССР, ф.57, оп.6, л. 7). А в 1932 г. количество школ возросло до 18, учащихся – до 1897, учителей – до 48.2 (ЦГА ЯАССР, ф. 57, оп.2, л. 60).
    С 1930 по 1931 гг. повсеместно вводилось обязательное всеобщее начальное обучение детей с восьмилетнего возраста. Курс обучения составлял не менее 4-х классов начальной школы в сельской местности, а в городах и рабочих поселках – 7 классов.


    ________________________________________
    В связи с этим в 1931 г. почти во всех наслегах началось строительство школьных зданий на средства населения и бюджета. С 1929-1936 гг. построены здания Тастахской семилетней, Намской ШКМ, Намской семилетней, IХомустахской семилетней и Хатырыкской семилетней школ. Кроме того, в отдельных наслегах под школу были приспособлены здания церкви и лучшие дома зажиточных и богатых людей. При некоторых школах были открыты интернаты. Инициаторами строительства школьных зданий были руководители наслежных советов и местные жители.
    В 30-е годы с целью повышения успеваемости была проведена первая аттестация учителей. В 1936-37 учебном году аттестацию прошли 28 учителей. В результате целенаправленной работы такие учителя, как Ефремов С.П., Дьяконов М.С., Свинобоев И.И., Данилова Е., Винокурова Е.А., Горохов К.И., Потапов Г.Г. добились прочных и глубоких знаний по предметам. Во всех 16 школах района с охватом 1655 учащихся завершилось всеобщее начальное образование. В этом же учебном году в школах наряду с предметными кружками получили развитие кружки эстетического направления. Занятия на таких кружках раскрывали способности детей. Об этом свидетельствует тот факт, что один из воспитанников учителя Намской средней школы Потапова Г.Г., Винокуров Захар Порфирьевич стал впоследствии известным композитором в республике.
    С развитием сети школ постепенно росло количество педагогических кадров. Но ощущалась нехватка квалифицированных специалистов. В 1938-39 учебном году всего в районе работало 63 учителя, из которых только шесть имели высшее образование. Такое положение было характерно для всей страны. В связи с этим проводилась целенаправленная работа по повышению образовательного уровня педагогических кадров: к концу 30-х годов многие учителя обучались заочно.

    1950 – 1980 годы

    1
  • Omo5oi_Baai
    5 октября 2021
     

    С 1949 г. наметился подъём в развитии сети школ. Хамагаттинская (1949 г.), Затонская и Батамайская (1950 г.) реорганизованы в семилетние. В 1955–1956 учебном году было построено типовое здание Затонской семилетней школы на 240 мест с водяным отоплением. (Приказ Районо от 22 августа 1955 г. за №170). А в 1957-1958 учебном году Бетюнская семилетняя школа вошла в новое здание. Таким образом, в конце 50-х годов в районе стало 16 школ, из них – 9 начальных, 5 – семилетних, 2 – средних, в которых обучалось 2159 детей и работало 159 учителей. В 1959 – 1960 учебном году завершилось всеобщее семилетнее образование.
    Серьезное внимание в эти годы придавалось повышению уровня образования, а также квалификации учителей. Был издан специальный приказ Районо от 11 февраля 1949 г. за №9, персонально обязывающий учителей в течение 3-4 лет пройти очно-заочные курсы повышения квалификации. В результате такой систематической и упорной работы районного отдела образования стало то, что, если в 1949 г. очно-заочным обучением было охвачено 6 человек, то в середине 60-х годов их количество возросло до 16.
    В эти же годы началось строительство типовых зданий школ. С 1962 г. построены новые типовые здания школ с водяным отоплением в селе Намцы, Едейском, Хамагаттинском и Кобяконском наслегах. В сентябре 1964 г. в селе Намцы состоялся праздник по случаю ввода нового каменного двухэтажного здания школы. В конце 1965 – 1966 учебного года количество школ в районе достигло 18, из которых - 2 средние, 10 восьмилетних и 6 начальных школ с общим контингентом 3635 учащихся. Кроме общеобразовательных, в районе открылись вечерняя (1946) и музыкальная школы (1960), педагогическое училище (1962).
    Одной из основных задач содержания образования стала подготовка учащихся к общественно-полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, привитие учащимся основ науки. В школах были созданы учебные мастерские, соответствующие программным требованиям.
    В улучшении учебной и внеклассной воспитательной работы большое значение имело систематическое проведение предметных и спортивных кружков, олимпиад по различным предметам. Ежегодно стали проводиться спартакиады школьников, выставки творчества учащихся. Учащиеся района успешно участвовали в различных республиканских соревнованиях.
    В 60-е гг. учащиеся школ района активно включились в краеведческо-туристическую работу. В эти годы имена таких учителей, как Ушницкий П.А., Никифоров П.И., Колесова Е.П., Винокурова Е.Д., Кириллин С.Г. и мн.др. стали известны по всей республике.
    В социально-экономическом, культурном развитии района, в подготовке кадров ведущая роль стала отводиться Намской и Хатырыкской средней школам. Именно эти школы стали одними из первых средних школ в районе и выпустили наибольшее количество выпускников, получивших полное среднее образование. В стенах Намской средней школы учились видные партийные, государственные работники, деятели культуры, известные по всей республике люди. Достаточно назвать имена М.К.Аммосова, основоположника государственности Якутии, И.Е.Винокурова, видного государственного деятеля, И.Н.Прядезникова, общественного деятеля, Г.И. Эверстова, одного из легендарных героев гражданской войны, Л.Н.Харитонова, доктора филологических наук, профессора, Е.С.Сивцева-Таллана Бюрэ и И.Д.Винокурова – Чагылгана, якутских поэтов, З.П. Винокурова, композитора, Е.М.Шапошникова, известного якутского художника, Н.С.Охлопкова, видного государственного деятеля и мн. др.
    В 60-е годы в бюджете района расходы на народное образование занимали почти половину районного бюджета. Зарплата каждого учителя была повышена на 25-30 процентов. Кроме того, работники образования пользовались бесплатным отоплением, освещением, им предоставлялись квартиры.
    В эти годы по всей республике стали известны имена тех учителей, которые стояли у истоков создания образования в улусе и вложили свой личный вклад в развитие существующей современной системы образования. Сегодня общественность и улуса с благодарностью вспоминает тех учителей, которые отдали свою энергию и способности на воспитание подрастающего поколения. Это Азаров М.Д., Дьяконов Ф.Г., Аверенская А.Г., Дьяконов М.С., Шапошников И.И., Прядезников Г.А., Оконешников П.П., Кутуков Р.П., Туласынова А.Я., Туралысова Е.М., Винокурова Е.А., Протопопов Х.С., Эверстов Г.И. и др. За достигнутые успехи и безупречную работу многие учителя были награждены высокими правительственными наградами. Одними из первых орденом «Знак Почета» были

    1
  • Omo5oi_Baai
    5 октября 2021
     

    награждены: Ларионов Н.М., Ларионова Л.Е., Сивцев В.К., Суздалов К.П., Горохов К.И., Сивцев Е.С., Перевалова А.Г. Высокого звания «Заслуженный учитель школ РСФСР» был удостоен Дьяконов Л. А. Звание «Заслуженный учитель школ ЯАССР» было присвоено Ларионову Н.М., Ларионовой Л.Е., Васильеву В.И., Маркову П.А., Ядрихинскому В.Д., Нектягаевой А.К., Слепцову В.Т., Кириллину С.Г., Поповой Е.К.
    1990 – 2000 годы
    В 90-е гг. прошлого столетия страна в целом подверглась большому испытанию, менялся социально-экономический строй, менялась система ценностей. Несмотря на экономические трудности, система образования улуса достойно прошла этот сложный период и получила дальнейшее развитие.
    В 1990 г. в улусе функционировали 22 школы, 29 детских садов. В 1991 г. на заседании совета образования была принята целевая комплексная программа развития системы образования улуса. Намский улус активно включился в реализацию концепции национальной школы. В 1991 г. на основании ходатайства отдела образования, на основании решения РК КПСС (Iсекретарь Ларионов Е.М.), распоряжения председателя райисполкома улуса Д.Ф. Алексеева и приказа министра образования РС (Я) Б.Д. Слепцова на базе восьмилетних школ в селах Салбан, Бетюн, Партизан, Тюбя, Арбын, IIХомустах, Намцы (Намская СОШ № 2) были открыты новые средние школы. На базе начальных школ в поселках Искра и Тастах были открыты неполные средние школы. В 1993 г. открыты Намская школа-сад, Намская начальная школа.
    В 1993 г. в Намском улусе одной из первых в республике началась работа по программе «Абитуриент». В 1993 г. впервые в республике в Намском улусе начинает свою деятельность детский экологический парк «Кэнкэмэ». В 1994 г. на основании распоряжения Главы улуса Алексеева Д.Ф. и приказа министра образования Жиркова Е.П. были открыты два новых инновационных учебных заведения в улусе: Намская улусная гимназия и Хамагаттинская саха-французская ассоциированная средняя общеобразовательная школа. В 1994 г. была построена новая база стационарного лагеря Международного центра общения «Лингва» при ХСФАОШ.
    С 1992-1995 гг. по итогам реализации целевой комплексной программы в улусе были открыты 7 новых средних школ, 4 неполные средние школы, 1 новая начальная школа, всего стало 24 школы, из них 17 средних, 3 неполных средних, 4 начальных школ. В 309 классах-комплектах обучалось 4179 детей, в 30 дошкольных образовательных учреждениях было 1260 воспитанников. В 1990 г. было введено в эксплуатацию каменное здание Хатырыкской средней школы. В 1991 г. был построен новый корпус начальных классов Намской средней школы № 2, для неполной средней школы в с. Искра было построено приспособленное здание. Для Тастахской неполной средней школы была передана на баланс новая контора совхоза «Тастахский».
    В 1996 г. была проведена совместная коллегия Министерства образования РС(Я) и администрации Намского улуса, приуроченная к 125-летнему юбилею системы образования улуса, на которой были подведены итоги реализации предыдущей Программы развития образования, и утверждена новая Программа на период с 1996-2000 гг. В том же году в целях укрепления руководства системой образования улуса отдел образования был реорганизован в Управление образования со статусом юридического лица. Министр образования Михайлова Е.И. и Глава улуса Ядреев А.Н. уделяли большое внимание развитию системы образования. В целях реализации программы развития образования были открыты и получили новый статус несколько образовательных учреждений. Так в 1996 г. Намская средняя школа объединилась с Намским учебно-производственным комбинатом и получила статус Намской средней политехнической школы №1. В 1999 г. Намская вечерняя школа была реорганизована в центр образования с 12 классом для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. В 2000 г. в с. Намцы открыты новые учреждения дополнительного образования: Центр новых информационных технологий и Лингвистический центр. В том же году Модутская средняя школа получила статус агрошколы.
    В программе развития образования уделялось большое внимание укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. Созданы все необходимые условия для успешного функционирования новых инновационных образовательных учреждений улуса. Для Намской улусной гимназии одной из первых в республике была создана лучшая материальная база с каменным зданием для учебного корпуса, с каменным интернатом, с гаражом, мастерской. В 1998 г. Намская средняя школа № 2 получила реконструированное здание. Для новой начальной школы-сад было передано старое здание Намского педагогического колледжа. С 1999 г. работники системы образования Намского улуса одними из первых в республике начали движение «Добрые дела». За эти годы народным методом было построено большое количество объектов образования (спортивные залы, корпуса столовых, мастерских, теплые туалеты).
    В содержании образования учителя улуса стали применять инновационные технологии обучения. Коллективы школ активно включились в экспериментальную работу. Начальные школы вводили развивающие методики обучения. В 1997 г. Намская начальная школа (директор Егоров В.Е.) признана «Лучшей начальной школой» республики; в 1998 г. Едейская средняя школа (директор Барашков А.И.) стала «Лучшей школой России».
    Развитие системы образования прослеживается также через увеличение количества штатных единиц в системе образования. В 1990 г. существовало 1797 штатов, к 2000 г. штат составил 2264 человек.
    Усилиями и волей руководства улуса и управления образования за 10 лет создана сильная система образования, функционирующая в режиме развития. В трудный период созданы новые рабочие места для населения улуса, обеспечены необходимые условия для получения соответствующего образования для подрастающего поколения улуса и определены предпосылки для дальнейшего развития системы образования и социально-экономического развития улуса в целом.
    2000 – 2009 годы
    В эти годы произошли большие изменения по всем направлениям работы. В 2002 г. состоялась очередная совместная коллегия Министерства образования РС(Я) и администрации улуса, на которой обсуждалась Программа развития образования Намского улуса на 2002-2006 гг. По итогам коллегии был заключен двусторонний Договор о совместной деятельности по исполнению Программы. Главной целью и прогнозируемым результатом реализации Программы являлось создание образовательной системы, соответствующей требованиям социального и научно-технического прогресса и обеспечение эффективности ее функционирования в интересах улуса и республики.
    В этот период школы улуса активно включились в федеральные эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, внедрению профильного обучения, введению единого государственного экзамена. Осуществлен переход на нормативное бюджетное финансирование, введена новая система оплаты труда работников образования. В рамках Федеральной целевой программы развития образования с сентября 2008 г. начата апробация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
    В школах улуса поэтапно введены профильное обучение и предпрофильная подготовка. Профильным обучением охвачено 90% обучающихся 10-11 классов. Намская улусная гимназия, Намская средняя школа №1, Хамагаттинская саха-французская школа, Модутская средняя агропрофилированная школа стали ресурсными центрами по введению профильного обучения в улусе. Расширилась инновационная, опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений. Из 25 школ улуса 6 образовательных учреждений являются республиканскими экспериментальными площадками: Намская улусная гимназия им. Н.С.Охлопкова, Хамагаттинская саха-французская ассоциированная школа, IХомустахская средняя школа, Модутская средняя общеобразовательная агропрофилированная школа, детский центр «Туолбэ», центр образования, детский сад №3 «Кэнчээри» с. Намцы. 2 образовательных учреждения – Едейская СОШ им.З.П.Саввина и Модутский детский сад являются кандидатами на РЭП. 7 школ и 7 детских садов являются улусными экспериментальными площадками.
    Намская улусная гимназия, Намская средняя политехническая школа №1, Намская начальная школа и Едейская средняя школа стали опорными школами научно-методической работы Министерства образования РС (Я). Учреждения дополнительного образования - центры детского творчества «Туелбэ» с. Намцы, « Сайдыы» с. 1- Хомустах» защитили статус опорных учреждений дополнительного образования детей Министерства образования РС (Я). 2 школы - Намская улусная гимназия и Хамагаттинская саха-французская ассоциированная школа вошли в сеть Президентских школ. В 2001 г. по инициативе первого Президента РС (Я) и при поддержке Фонда будущих поколений РС (Я) был создан Центр научно-технического

    1
  • Omo5oi_Baai
    5 октября 2021
     

    Колесова Евдокия Павловна, родилась в 1927 г. в IIМодутском наслеге Намского улуса. В 1957 г. после окончания географического факультета Якутского педагогического института назначена учителем географии Затонской, затем Хатырыкской, намской школ. В конце 60-х годов она создала кабинет географии – один из хорошо оснащенных кабинетов в районе. Созданная ею школьная метеостанция помогла открытию в районе метеостанции. Евдокия Павловна является инициатором создания Клуба интернациональной дружбы в школе (КИД). Будучи на заслуженном отдыхе руководила работой клуба ветеранов педагогического труда.

    1
  • Omo5oi_Baai
    5 октября 2021
     

    продолжение следует

    1
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь