Первопроходцы
Х  -    172
Ответов 2 Написать ответ
  • Х
    12 января
     

    Сэмэн Сырдык. 23 ноября 2020 г. ·
    Саха Сирэ в борьбе за свободу
    Забавное прозвище колонизаторов Сибири – первопроходцы. Как можно «впервые пройти земли» издавна населённые людьми с развитой и самобытной культурой? Похоже российская историография никогда не считала коренные народы Севера за людей, ибо судя по термину «первопроходцы» первыми людьми посетившими Крайний Север были подданные царя Московии. Хотя скорее их называли первопроходимцами, ну а при сочинении истории государства Российского этому названию придали более политкорректный вид. Продвижение Московского царства в Сибирь было отнюдь не миссией цивилизаторов, и уж тем более не экспедициями людей томимых жаждой познания неведомых земель. Банальная алчность гнала первопроходцев в суровый северный край. Облагая рэкетом покорённые народы, «рубили бабло» авантюристы-колонизаторы себе и своему батюшке-царю.
    К началу XVII века эти слуги государевы вышли на берега Енисея. Именно там, в 1619 году, в Енисейском остроге тунгусский князь Илтик поведал служивому московскому люду о Саха. Дескать далеко на востоке есть огромная река, а на ней «ходят суды большие и колоколы на них великие есть, звон их они слышат часто, и из пушек с тех больших судов стреляют». В начале 20-х годов состоялась первая экспедиция на реку Лена, под руководством промышленника Пантелея Пенды. Он оставил первое письменное описание тех мест, которое стало «дорожной картой» для последующего завоевания.
    О жизни Саха до появления московских колонизаторов мы можем судить лишь на основании сохранившихся устных преданий этого народа. Герой сказаний, относящихся к интересующей нас эпохе, был Тыгын-тойон (глава) племени хангаласцев, живших на равнине Туймаада левого берега Лены (ныне здесь – город Якутск). Тыгын владел огромными стадами скота, имел много воинов, благодаря которым стал весьма влиятельным человеком среди всех Саха родов. Судя по имеющимся данным, Саха Сирэ находилась на пороге создания единого государства, к централизации которого приложил огромные усилия тойон Тыгын. Правда к моменту московского вторжения на земли хангаласцев Тыгын был уже в преклонном возрасте. Возможно по этому лапотные «землепроходцы» изначально не получили жёсткого отпора. В разных версиях преданий повествуется о разной судьбе Тыгына: то ли он умер от старости, то ли был убит, либо умер в московской неволе.
    ***
    Сахалар XVII века были скотоводами, специализировавшимися на разведении коров и лошадей. В холодную пору года люди жили в селениях с тёплыми домами для себя и зимовниками для скота. Летом эти селения пустовали: стада перегонялись на летние пастбища, где у людей было другие жилища. Народ саха имел развитую металлургию, что позволяло экипировать воинов железными доспехами, кылысами (мечами с односторонней заточкой), копьями с металлическими наконечниками. Для боёв на дальних подступах использовались композитные луки, дальность боя которых превышал сотню метров.
    Сказания сохранили воспоминания о первой встрече с, тогда ещё не «зелёными», человечками из Московского царства. Вероятно речь идёт о группе Пенды, которая появилась из ниоткуда, и исчезла в никуда. В 1629 году, по следам Пенды отправилась новая группа искателей ясака из Московии, под руководством Антона Добрынского. Они дошли до рек Лена и Вилюй, а также устьев Алдана. По пути грабили всех, кто уступал им в вооружении. В историю подобные бандитские рейды вошли, с нелёгкой руки российских историков, под названием «приведение под государеву руку и сбор ясака». Как известно такие слова созданы для сокрытия смысла... Впрочем якуты, эвены и долгане встречали колонизаторов отнюдь не с букетами северных цветов, а тем более не награждали оккупантов собольими сороками. Экспедиция Добрынского предоставила больше письменных отчётов, нежели столь необходимой царю мягкой рухляди (мехов ценных видов пушных животных).
    Но жажда обогащения толкала алчных московитов к новым завоеваниям. Грабёж коренных народов Севера – ясак, становился одним из основных источников наполнения московской казны. Поэтому в 1631 году последовала новая завоевательная экспедиция во главе с атаманом енисейских казаков Иваном Галкиным. Он привёл в подданство государю московскому пятерых «князцов» туземных: Сергу, Буруху, Ижила, Семёна, Ногуя. Ограбив их («объясачив»), Галкин спустился по Лене до реки Алдан. Здесь он показал местному населению все прелести «русского мира»: мужчин истребили, а «жён и детей их в полон взяли».
    ***
    Другой «землепроходец» Петр Бекетов, действовал не менее жестко. Подавив сопротивление местных жителей, он сооружает Ленский острог. Застигнув врасплох «людей Саха», он рапортует о «добровольном присоединении земель 31 князца» в Центральной Якутии. Весомым аргументом для «добровольного» подчинения, стало сожжение Бекетовым нескольких Саха селений с уничтожением около 90 человек. Гибель стольких людей вовсе не пустяк. В ясачных книгах московских оккупантов за 1641 год значится всего 35 человек племени хангаласцев выплачивающих ясак, в 1648 году – 111 ясакоплательщиков, в 1656 году – 328, в 1662 году – 545, 1700 год – 738, 1708 год – 837 (Материалы по истории Саха Сирэ ХVІІ века. (Документы ясачного сбора) в 3-х частях. 1970). Плательщиками ясака становились мужчины от 16 лет и старше. Размер выплаты – одна соболья шкурка с двух коров находившихся во владении «поставленного на счётчик» инородца.
    Напомним, что охота на соболя требует особого охотничьего мастерства, и даже самый опытный охотник не в состоянии добыть за сезон более 5-6 шкурок животного. Учитывая факт, что Сахалар были не охотниками, а скотоводами, можно представить насколько тягостным было для них царское иго. Не удивительно, что очнувшись от первого шока вызванного наглостью «первопроходцев», Сахалар поднялись на борьбу с угнетателями. Уже в 1631 году Сахалар взяли в осаду острог Добрынского (где то в устье Вилюя, точное местоположение не известно). Захватчики бежали в расстроенных чувствах, ибо ясака в этот раз выжать не сумели. В 1632 году борцы за свободу Саха Сирэ возглавляемые сыновьями Тыгына собрав отряд из тысячи всадников, отбили награбленный ясак у казаков из группировки Ивашки Галкина. Спасаясь от справедливого гнева Галкин с подельниками заперся в Ленском остроге, откуда Пётр Бекетов с прихвостнями уже бежал сверкая пятками.
    ***
    Осада колонизаторов продолжалась два месяца. В остроге начался голод. Казалось победа близка... Но в лагере Саха начались распри. Пришлось снять осаду и отступить. Отступить, но не прекратить борьбу. Собрав новые отряды бойцов (до 600 человек) Откурай и Бозек (сыновья Тыгына) вместе с вождями Ортуем, Камыком и Ултыем в 1636 году снова осадили Ленский острог. И вновь лучше вооружённым захватчикам удалось не только устоять , но и контратаковать повстанцев. Следует учесть, что племя борогонцев во главе с Легеем не только не поддержало освободительное движение, но и сотрудничали с поработителями.
    После подавления восстания, на несколько лет воцарилось затишье. Противоборствующие стороны готовились к новым схваткам. В 1641 году в Якутский острог из Тобольска прибывает подкрепление для казаков: 400 человек при 7 пушках и 10 пищалях. В конце февраля 1642 года на борьбу с казаками поднимается большинство якутских родов. Им удаётся в сжатые сроки очистить свою землю от казачьих отрядов, которые именовали себя «сборщиками ясака в казну государеву». Но не все тойоны жаждали свободы. Влиятельные Легоя (улус борогонцев) и Мымак (улус намцев) не поддержали восставших. Благодаря этому, новому воеводе, Петру Головину удалось подавить выступление якутов. Началась жестокая расправа с лидерами освободительной борьбы. Были казнены Бэджэкэ, Чаллай, Усун Ойуун (сыновья Тыгина) и ещё 20 вождей. Кроме того многих истязали до смерти, а затем повесили на обозрение и устрашение мёртвые тела.
    Истязать московиты умели. Вспомним историю некоторых расхожих российских выражений, порождённых мастерами пыточного дела. «Подлинная правда» – признание полученные после допроса с применением «длинника», то есть кнута. Таким кнутом заплечных дел мастер перебивал истязаемому хребет (позвоночник) за 3-5 ударов. «Подноготная правда» – признание полученное в результате загона игл под ногти жертвы. Многие современные люди видели фильм «Москва слезам не верит», но не все знают, что полностью поговорка звучала так: «Москва слезам не верит – она кровушки жаждет»...
    ***
    Грабительская политика Москвы вызывала возмущение даже тойонов не поддержавших освободительную борьбу 1642 год. В 1646 году намский тойон Мымак при поддержке других Саха родов уничтожил «детей боярских и атамана, и служилых людей» производивших ясачную перепись. Саха отряды начали наступление на Якутский острог, но по неизвестным причинам остановились в двух верстах от него, и вскоре разбрелись по своим улусам. Уже в 1654 году Сахалар атаковали Усть-Вилюйское зимовье московских служилых людей. В 1675 году тойон Ярканской волости Тимируола прогнал со своих земель сборщиков ясака.
    К началу 80-х годов хангаласские Саха были окончательно согнаны со своих родовых земель в долине Туймаада. Воевода Приклонский развернул на этих землях строительство города и крепости Якутск. Хангаласцы сделали последнюю попытку противодействия. В 1682 году, тойон Дженник(Дьэллик свободолюбивый) со своими воинами предпринял несколько неудачных попыток овладеть освободить родную Туймааду (Якутском название казачески). 27 сентября воевода Приклонский нанёс восставшим сокрушительный контрудар. Ополчение Туймаады было разгромлено профессиональной армией Московского царства. Пленные Саха подверглись пыткам и казням. Сам Дженник был ранен, попал в плен. В Туймааде был убит в застенке: с него, ещё живого, содрали кожу. Позже в эту кожу палачи завернули новорожденного ребёнка Дженника. Эту процедуру совершили на глазах матери ребёнка, которую для пущего эффекта тогда же вздёрнули на дыбу (Дионео. На крайнем северо-востоке Сибири. СПб, 1895: стр.231-232).
    В 1684 году произошло последнее вооружённое выступление некогда свободного народа. Тойон батулинских Саха Орюкан Секуев разгромил отряды сборщиков ясака и отступил вместе со своими людьми в Китай. Показательно, что Саха предания не сохранили ни одного имени борцов за свободу. Кроме одного – Тыгын Дархан. Этот образ стал символом национально-освободительного движения, вобрав в себя память о подвигах всех борцов за Свободу: самого Тыгына, его сыновей, Дженника, и многих других.
    Сэмэн Сырдык.

    0
  • Кря- Кря
    13 января
     

    Аһыкайдар = первопроходцы диэн сахалыы, хэ-хэ

    0
Ответ на тему: Первопроходцы
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания