Чурапчинские переселенцы – жертвы Сталинских режимов
Хистори  -    711
15 сентября - День памяти жертв Чурапчинского переселения. Маны аагын. Бу кэннэ Сталинна памятник туруорун оссо! Саха сиригэр сахалар сотору сотору памятник туруораллар сталинна


«Уже никто не питал никаких иллюзий, все поняли, что жестоко обмануты, что людей высаживают прямо на голый, безлюдный берег, что рассчитывать придется только на свои силы. Прощаясь, люди плакали.... Люди постоянно плакали, не зная, куда же их все-таки везут. Что их ждет? Почему с ними обращаются так жестоко, словно все они – опасные преступники? Не успели люди высадиться на берег, как выпал снег, но они не отчаялись и начали строить балаганы»



Переселение жителей Чурапчинского района – самое трагическое событие нашей республики, одна из самых черных страниц нашей истории. Только спустя полвека мы узнали правду.



Население Чурапчнского района в 1939 году насчитывало 16964 человека, в 1940 году 80 колхозов объединяло 3687 хозяйств и 18 наслегов.



В 1939 году в Чурапчинском улусе наступила сильная засуха, к тому же расплодилась саранча. Настоящая, самая страшная засуха наступила в 1941 году, тучи саранчи затмевали солнце. Районное управление разными способами пыталось бороться с этой проблемой, но все попытки были тщетны. Для заготовки корма колхозы направляли бригады в заречные районы.



ЦК ВКП(б) и СНК СССР вынесло решение от 6 января 1942 года, направленное на увеличение рыбодобычи в реках Сибири и Дальнего Востока. Реализуя этот план Якутский обком партии и СНК приняли совместное постановление № 213 от 11 августа 1942 года о том, что: 1. Перевести 30-40 колхозов Чурапчинского района на устав рыболовецких колхозов и сделать рыбную ловлю для них основным видом хозяйства, а сельское хозяйство второстепенным, подсобным.



Как показывают изученные партийные документы, из Чурапчи были переселены 41 колхозов, 1655 хозяйств, 4988 человек. Из них в Кобяйский район – 18 колхозов, 683 хозяйства, 2493 человек; в Жиганский – 13 колхозов, 540 хозяйств, 1736 человек; в

Булунский район – 10 колхозов, 252 хозяйства, 759 человек. В 1944 году из Бысыттаха Жиганского района в Быков Мыс и Тумат Булунского района были переселены колхозы «Кысыл Кырыс» и «Интернационал». По свидетельству рыболовецкого треста в октябре 1942 года переселились 2890 человек, из них 2000 рабочих рук. Из этих переселившихся колхозов было образовано 30 рыбодобывающих артелей.



Переселение жителей Чурапчинского района – самое трагическое событие нашей республики, одна из самых черных страниц нашей истории. Только спустя полвека мы узнали правду. Население Чурапчнского района в 1939 году насчитывало 16964 человека, в 1940 году 80 колхозов объединяло 3687 хозяйств и 18 наслегов.



Но все это цифры, а сколько за ними поломанных человеческих судеб, оборванных жизней, горьких слез, голодных и холодных тягостных дней, месяцев, лет… Об этом мы можем узнать из воспоминаний переселенцев, оставшихся в живых, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. По воспоминаниям переселенцев, весть о переселении была неожиданной, как гром среди ясного неба. Старшее поколение впало в уныние, а молодежь восприняла его с присущей ей легкостью. В Нижнем Бестяхе колхозы ждали переселения неделями, некоторые 26 дней. Все это время люди находились под открытым небом, прятались от дождя и ветра под прибрежными кустами.



На баржах, плыли вдоль реки Лены ничего не понимающие, растерявшиеся люди. Уже проплыв немного времени, они стали хоронить своих земляков. Чем дальше по реке плыли баржи, тем они все яснее понимали, что немногие вернутся обратно на родину. Маршрут – вниз по протоке Лены, затем – по протокам Лены, в самые гибельные места, где бушует суровое северное море Лаптевых, до с. Станнах – Хочо. Баржи останавливалась все чаще и чаще, чтобы хоронить умерших, иногда хоронили сразу по нескольку человек. Два колхоза из наслега Хадаар оставили на участке Бысыттах, затем еще оставляли людей в Сиктяхе, Булуне, Чекуровке, Тит Ары, а основная группа плыла дальше – к дельте реки. Постоянно умирали земляки, кто от холода, а кто от голода. Люди болели цингой. К этому еще прибавить и непосильный труд, ведь люди не умели рыбачить, никто из этому раньше не учил. Видя страдания взрослых, закалялись души даже у самых молодых, только что вступивших в жизнь. Они не только умом, но и сердцем чувствовали, что в данный момент жизнь стариков, детей, женщин ложится на их плечи. И они сделали все, чтобы выполнить свой сыновний долг.



Это были тяжелые годы для всей страны – годы Великой Отечественной войны. Чурапчинские переселенцы тоже по праву считали себя солдатами «второго» фронта.



В годы войны в республике добыча рыбы возросла в 3,5 раза, 2 миллиона тонн рыбы было отправлено на фронт, и в этом была заслуга и чурапчинских переселенцев. «Все для фронта, все для победы!», «Все силы – обеспечению фронта», «Одна рыба в день – кормит одного солдата», «Одна рыба – стоит смерти одного немецкого солдата» - под такими лозунгами работали, не зная устали, все рыбаки - и местные и чурапчинцы.



Колхоз им. Молотова прославился тем, что в годы войны сдал больше всего рыбы: на целый военный истребитель. На строительство танковой колонны под названием «Советская Якутия» сдали 157 тысяч рублей облигациями и 129 тысяч рублей. В эти годы руководил этим колхозом чурапчинский переселенец Степанов Иван Кирикович и за свой самоотверженный труд был отмечен благодарственной телеграммой Государственного комитета обороны, самим Сталиным. Также из Хадара прославились: мастер Агеев Семен Кириллович, который обучил немало мастеров строительному делу, изготовлению лодок для рыбалки; Ноев Алексей Семенович, бригадир рыболовецкой бригады, который был награжден орденом Трудового Красного знамени. Он в 1942 г. выполнил план на 300 %: сдал 850 ц. рыбы, а в 1943 г. выполнил план на 134 %, на каждого рыбака было сдано по 60 ц. рыбы. Из наслега Хатылы Павлов Николай Петрович, его жена Степанида Степановна и сын Петр работали в колхозе «Говор» - они в числе лучших работников, считались настоящими солдатами тыла.



Чурапчинцы в Булунском районе работали на четырех рыбзаводах, основали много новых участков, сдали много тонн рыбы. За эти заслуги чурапчинские переселенцы, все 35 колхозов, награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», о чем записано в архивах Булунского райсовета. Колхозы жили в Булунском районе до 1948 года. Чурапчинцы стали проситься домой еще с 1945 года, но получили разрешение только в 1948 году. Все эти годы они жили надеждой на скорое возвращение в родные края.



Скольких людей лишился Чурапчинский район в 1942-1948 годах? По самым скромным подсчетам 2320 человек, то есть почти половина переселенцев.



В других районах республики такого огромного количества потерь не наблюдалось никогда. Трагические события в Чурапчинском районе повернули вспять развитие района на 30-40 лет назад.



Насильственность и ошибочность чурапчинского переселения официально на республиканском уровне была признана только в 1991 году. По вине республиканского руководства, членов бюро обкома ВКП (б) и наркома земледелия в 1942 году. Тысячи чурапчинцев были обречены на смерть, голод, болезни и на невосполнимые утраты.



Этот исторический урок должен послужить предупреждением и напоминанием всем, ныне живущим, о губительности непродуманных и жестоких решений для судеб целого большого района и всей республики.
Ответов 34 Написать ответ
  • 111111
    111111
    16 сентября
     

    Сталин оссо чеченнары кавказтары орто азияга коьорбутэ онно эмиэ элбэх киьи олбутэ. Бэйэтэ туох эрэ омук хааннах гынан баран нуччаттан атын омугу олох собулээбэт киьи этэ. манкурт

    0
    • Өс-саас
      Өс-саас
      16 сентября
       

      Гитлер эмиэ ЕВРЕЙ буолан баран, еврейдэри абааһы көрөр эбит.
      Еврейдэр кинини билинмэттэр үһү
      Ол иһин

      0
  • Араас барыта баар
    Араас барыта баар
    16 сентября
     

    Былыр
    ыраахтааҕы кэмигэр
    Саха Сиригэр эмиэ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ бөҕөтө буолбут сурахтааҕа

    0
  • Адекват
    Адекват
    16 сентября
     

    Не ебет живите сегодняшним днём обиженки

    0
  • елуескэ
    елуескэ
    16 сентября
     

    Сталин кеьербутэ диигит да?)) Именно карта5а тарба5ынан баттаан туран бу манна олорор дьону бу манна илдьэн балыктатын диэбитэ буолуо диигит да?))
    Маннаа5ы бэйэбит тойооскуларбыт улэлэрэ ити, оччотоо5у Чурапчы улууьун советын председателин ыххайын баран, аймахтара сыдьааннара бааллара буолуо. Ол киьи республика тойотторуттан, сталинтан награда ылаары улууьун дьонун барыларын елер елуугэ умса аспытыгар биир сталины буруйдуур сыыьа буолаарай?

    0
  • zvan
    16 сентября
     

    Илиҥ эҥэри барытын саранча сиэтэ ини тоҕо чурапчылары көһөрбүттэрий 🤔

    0
  • Ньукулай
    Ньукулай
    16 сентября
     

    Элуескэ этэрэ оруннаах курдук
    Олохтоох былаас салайааччыларын сыыьалара
    Ити алдьархай кинилэр аньыылара

    1
  • Адекват
    Адекват
    16 сентября
     

    Саха диэн суеьу уонна сиэмэх омук! Особенно бэйэлэрин бэйэлэрин, саха диэн мелтех ытка тэннээх омук

    0
    • максим1985
      максим1985
      Максим Пахомов
      16 сентября
       

      Адекват, бэйэн оннук буоллаххына бары оннуктар диэн буотах, ду оччо куускэ ата5астаннын ду )

      2
  • Илин саха
    Илин саха
    16 сентября
     

    Атын улуустарга өссө элбэх киһи хоргуйан өлбүттэрэ. .Сунтаарга,Мэҥэҕэ о.д.а.. Чурапчы дьонун олох быстаран бүтэн олороллорун көрөн...ыксаан..быһыы сатаабыт дьаһаллара этэ..

    0
    • Почти повсеместно был голод.
      Почти повсеместно был голод.
      17 сентября
       

      Илин саха, оннук, элбэх сиргэ хоргуйааьын. Чурапчы эрэ улууьа ууруллубутун- утуруллубутун, хоргуйбутун, сору-муну кербцтун курдук историяны токуруталлар. Быыьыы сатаабыт дьаьаллара этэ.

      0
  • Суолауола
    16 сентября
     

    Оччотоогу балаьыанньаны билбэт аата мээнэ тыллаьыа суох этигит

    0
  • Нытье одно
    Нытье одно
    16 сентября
     

    Сталин был гений. Вы до сих пор живёте его достижениями. Если бы не он, не было бы и вас.

    0
    • максим1985
      максим1985
      Максим Пахомов
      16 сентября
       

      Нытье одно, с 1922 до 1928 года у якутского народа было золотое время, когда после революции более менее свободу ощутили, по количеству коров 2 место по всему миру, открывались золотые прииски, банк, валюта местная бараховка итд, потом все это сталин задавил, в чем он был гением? Плановая экономика - глупость, убайдар пытались предложить более гибкий модель экономики, но нет "гений" решил пойти по другому пути...

      0
      • Это фантастика
        Это фантастика
        17 сентября
         

        максим1985, вот правильно отметили - Гений. Потому что на носу была 2 Мировая. Все кто умный это прекрасно понимали и никакая 'гибкий модель экономики' в кратчайшие сроки не позволила бы построить столько заводов и фабрик, обеспечить продовольственную базу кроме как плановая экономика. Увы, но это факт доказанный многими историками. Поэтому и кулаков как класс уничтожили, потому что они цены на свои товары завышали чрезмерно.
        А вот насчёт 2 места в мире по количеству коров в Якутии, чёт сильно сомневаюсь. Не тот климат, да и как вдруг поголовье КРС после революции, гражданской войны и вообще разрухи вдруг за считанные годы так быстро выросло?

        0
        • максим1985
          максим1985
          Максим Пахомов
          17 сентября
           

          Это фантастика, это не благодороя плановой экономике заводы строились, благодоря индустриализации того периода, с нашими ресурсами гибкая (китайская) мэ позволила бы адекватное развитие страны, народ должен развиватт страну а не верхушка, в те времена всех умных которые должны были развивать страну поубивали, щас после сов периода нам нечего предложить миру кроме ресурсов
          Насчет коров смотри статистику
          И не думаю что в 20х года знали про 2 мировую

          0
          • Это фантастика
            Это фантастика
            17 сентября
             

            максим1985, ой ой, индустриализация на пустом месте возникла? Крестьяне просто так стали строили фабрики заводы? Не потому что было планирование ака плановая экономика? Сами себе противоречите же. И хваленная китайская модель это гибрид плановой экономики и рыночной. Это вообще даже новый вариант НЭП советской экономики. При этом китайская модель это ещё и огромные вливания денежных ресурсов и спокойное развитие без потрясений. Вы в курсе сколько денег и технологий запад вбухал в КНР в свое время? А у нас тогда не было этого. Счас нам есть что предложить и предлагают кроме ресурсов, технологии, пусть на бумаге, но технологии. И знания советского периода. Ну а про то что будет 2 Мировая понимали все. Был только вопрос когда она начнётся. Так много поубивали 'умных людей', что после огромной разрухи 2МВ в считанные годы восстановили страну в одиночку без чьёй либо помощи, а потом в космос вышли и сделали ещё массу иных фундаментальных мировых открытий.

            0
            • максим1985
              максим1985
              Максим Пахомов
              17 сентября
               

              Это фантастика, уахаха какую технологию можем предложить в бумаге?
              Индустриализация возникает с развитием технологии, а не плановой экономикой, не было бы технологии планово разводили бы коров и все хаха
              Полетели в космос благодороя самородку Королева, если б его небыло врядли полетели,
              Как могли люди предсказать войну за 20лет, вы себе то верите, щас люди не могут предсказать что будет в следующем году ) не рекомендую больше смотреть РЕНтв там не обьективная информация хаха

              0
  • максим1985
    максим1985
    Максим Пахомов
    17 сентября
     

    Во время переселения чурапчинцев и массового голода до 1942 года руководили республикой хохлы, благодоря Винокурову все это прекратилось, велась мягко говоря антинародная политика, а по сути геноцид народа, спасибо Илье Егоровичу за спасенье! Убай памятнига ханна эбит баара буолуо да, суох буолла5ына туруорсуох тустаахпыт

    0
  • Bash1
    17 сентября
     

    Сталин то тут причём? Власть на местах виновата, В данном случае сами чурапчинцы.
    Люди умирали по всему союзу.
    Есть сведения очевидцев о не очень хорошем поведении переселенцев...

    0
  • beat4battle
    17 сентября
     

    Люди в лагерях толпами умирали - дети и старики. Блокадный Ленинград - миллионный город умер. Голод всюду по республике был. Может наоборот выжили хотя бы часть населения благодаря рыбной ловле. Никто не считал сколько людей умерло в других улусах от голодомора. У деда - детей войны - из 11 детей в Мегино-Кангаласском он один выжил. Это были довоенные и военные дети. Нужно помнить потомкам конечно своих предков. В пределах одной республики переселение было. Были же еще переселенцы с Латвии - вот им точно не выжить было. Но выжили и вернулись в Латвию

    0
  • Хомуос
    17 сентября
     

    Сталин, конечно, тут не причем, но комментировать хорошо бы изучив историю.

    0
    • Буруйдааҕы булан ыларбытынан бэртпит, ҮЧҮГЭЙ баҕайы дьоннор.
      Буруйдааҕы булан ыларбытынан бэртпит, ҮЧҮГЭЙ баҕайы дьоннор.
      17 сентября
       

      КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

      0
  • Клим
    Клим
    17 сентября
     

    Винокуров ол коьоруу са5ана СНК солбуйааччыта, былаас киьитэ. Дьон маассабайдык олуулэригэр быьаччы буруйдаах. 1941-1942 сс хоргуйууну туоратыыга соптоох дьаьал ылбатах. 1943 с учугэй дьыл кэлбитин кэннэ сурук суруйбута буолбут.

    0
  • змееносец
    17 сентября
     

    image
    Маны көрүҥ.

    0
  • Оннук
    Оннук
    17 сентября
     

    Сунтаарга эссэ элбэх киьини хоргутан элэрбуттэР диэн суруйаллар

    0
  • Ardis
    17 сентября
     

    Аккаарылар. Сталин тут не причем усу. Олох история диэни билбэт дьоннор сталины оро тута сылдьаллар. Чурапчылар уопсай Сталин политикатыттан эмсэҕэлээбит дьоннор. Кини туох баар ресурстарын ылаары коhoрдо5о дии. Ол балыктатаары коhорбуттэрэ буолуо дии саныыгыт да. Маны корун уонна Саха дьонун сиэбит киhини олох оро тутуман.
    https://youtu.be/0gQL68Kj0DM

    0
    • Билигин даҕаны туох буола турара биллибэт
      Билигин даҕаны туох буола турара биллибэт
      17 сентября
       

      ВСЕОБЩАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ СИЛ
      ТЫЛ буоллун
      ФРОНТ буоллун

      СЭРИИ

      0
    • эрбэрдэ
      эрбэрдэ
      17 сентября
       

      Ardis, Сталин эмэьэтин салааччы элбэх. Кыра толкуйдаах дьон. Сталин ссср норуттарыгар элбэх хорумньу онорбута. Сахан эрэ буолбакка кавказтан эмиэ омук боготун орто азия стептарыгар ыыталаабыта. Онн элбэх киьи олбутю тонон хоргуйан. Оссо казахтар узбектар элбэх чечени ингуьу иитэн аьатан бюыыьаабыттара. Чеченнар билигин да махтаналлар казахтарга. Ону таьынан киьи богону ссылкага гулагка ыытан. Хара улэни улэлэтэн муомага дьааныга гулаг лаагырдарыгар. Онно киьи бого тоно аччыктаан олор. Ол баар дуо Сталинныт? ити молтох сахалар. Тугу телевизорга короллор да итэгэйэн иьэллэр. Телевизорга ийэлэрин бандьыт диэтэхтэринэ ону кытта сопсуьэр дьоннор. Тункэтэх кыра ойдоох дьон.

      1
  • ватсаптан
    ватсаптан
    17 сентября
     

    ГЕНОЦИД НАРОДА САХА

    Нужно поднимать этот вопрос на международный уровень.

    *Письмо-просьба.*

    Я, Пономарев И.П; житель Чурапчинского улуса, 82-год от роду, сторонник движения за новый социализм написал в газете «Туймаада» (28.05.2020) статью «Сэрии, сут Саха сиригэр содула» («последствия войны и засухи в Якутии»).
    Эту мою статью кто-то перевёл на русский язык совсем в непонятном стиле, искажая слова, выражения и содержание и распространил по соцсети. На это я не обижаюсь. Человек старался на сколько смог.
    И вот не давно из Средне-Колымска позвонил совсем мне незнакомый человек и попросил меня дать разрешение на перевод этой моей статьи. Оказывается он родом из Татты, по профессии врач, многообещающий якутский писатель Слепцов Анатолий Игнатьевич. Я, конечно, с радостью согласился.
    И вот отправляю свою статью в его перевода и прошу широко распространить по сетям, чтобы русскоязычное население тоже узнало какой ужас перетерпел и какие большие потери понес людях многострадальный народ Саха во время ВОВ.
    И так, прошу прочесть эту статью и узнать почему из Якутии так много людей были призваны в войну и почему от голода померли десятки тысяч людей в основном из сельской местности.

    *ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ И ГОЛОДА В ЯКУТИИ*

    *Во времена «развитого социализма» считалось, что в СССР проживает около 200 национальностей и народностей. Какая из них понесла наибольший урон во время Великой Отечественной войны? Этот вопрос заставил меня взяться за изучение различных источников и начать этот скорбный подсчёт.*
    До войны в ЯАССР проживало 413,8 тыс. человек. Из них якутов было 242080 человек. По подсчётам профессора Ю.Д. Петрова, из Якутии было призвано на войну 65386 человек. Из них погибло 38415 человек, т.е. 61,3%. 11217 человек пропали без вести. Получается, Якутия потеряла 49612 человек. Это 20,5% (!) местного населения! 75,9%(!) призванных на фронт погибли или пропали без вести.
    Недавно в интернете появилась информация о количестве потерь на фронте от каждой национальности и процент этих потерь от общего числа этих народов. Многие, наверно, видели эту информацию. Раньше мне такая информация не попадалась. Для большей наглядности я сделал выборку в количественном и процентном соотношении из трёх национальностей, понёсших самые большие потери, и трёх национальностей с наименьшими потерями.
    Наибольшие потери понесли:

    *1. Якуты.* Из 242080 человек погибло 37000. Это 15,7% от общей численности.
    *2. Русские.* Из 99591000 человек погибло 5758000. Это составило 5,8% от общей численности.
    *3. Буряты.* Из 224700 человек погибло 13000. Это составило 5,7% от общей численности.

    Наименьшие потери понесли:
    *1. Чеченцы и ингуши.* Из 500,1 тыс. человек погибло 2,3 тыс. Это составило 0,46% от общей численности.
    *2. Кабардино-балкарцы.* Из 206,9 тысяч человек погибло 3,4 тыс. Это составило 1,64% от общей численности.
    *3. Таджики.* Из 1229000 человек погибло 22,9 тыс. Это составило 1,84% от общей численности.

    Как видим, из самого малого народа, проживающего в самой дальней суровой северной глубинке, было призвано на фронт, в процентном соотношении, наибольшее количество солдат, по сравнению со всеми народами, населявшими Советский Союз. И потерь, соответственно, якуты понесли несравнимо больше. Почему? Даже белорусы, подвергшиеся наибольшему гнёту во время войны, потеряли 4,8%, как написано в Википедии. Повторю: из малых народов, от общего числа населения, чеченцы потеряли 0,46%, кабардино-балкарцы – 1,6%, эстонцы – 2,13%, осетины – 3,02%. Почему из Якутии так много людей было призвано и, как следствие, больше всех погибло? Почему и ещё раз, почему?

    Теперь посмотрим на смертность в тылу. В газете «Кыым» от 26.03.2020г., в статье «Голод в колхозах», Н. Степанова пишет:
    С 1941г. по 1944г. в автономии от голода умерло 58962 (!) человека, из них сельских жителей 43364. Из них в Сунтарском районе – 4500, в Нюрбе – 3552, в Мегино-Кангаласском – 3534, в Усть-Алданском – 3322, в Вилюйском – 2848, в Верхневилюйском также 2848, в Таттинском – 2370, в Чурапчинском – 2301 человек. По подсчётам журналиста Д.Ф. Кустурова количество умерших от голода было 108 тысяч человек. Профессор М.А. Тырылгин считал, что во время войны в Якутии умерло 168,6 тысячи человек, что составляло 38,6% от общего количества населения. Значит, за каких-то четыре года население Республики сократилось на одну треть. Если взять чисто якутское население, то получается почти половина. И большая часть умерла именно из-за голода.
    Такого голода во время войны, кроме блокадного Ленинграда, в других местах не было. Даже на обширных оккупированных землях. А в наших колхозах, где естественно была скотина в хлевах, табуны паслись на пастбищах, могла быть подспорьем какая-никакая охота и рыбалка – от голода ели шкуру, покрывающую входную дверь. Такое уму непостижимо!
    Тут надо сказать несколько слов касающихся именно нас, население Чурапчинского района: до недавнего времени я думал, что только наш многострадальный район подвергся такому мору. Но оказалось, что и других не минула чаша сия. В том же Сунтарском районе от голода погибло в два раза больше людей. Но в нашем районе до войны проживало 16949 человек, а после войны осталось 8800 человек. 41 колхоз был переселён на север, более 5000 человек со своей скотиной, с движимым имуществом, покинули родные места. Такого урона ни одному району не было нанесено – это бесспорно.
    Из всего сказанного прихожу к одному скорбному и непоколебимому заключению: ни одна нация, ни одна народность всего Советского Союза не сравнится с Якутией в процентном соотношении потерь на фронте и умерших от голода в тылу.
    И опять вопрос: Почему? Многие скажут – война и засуха виноваты. Не могу с этим согласиться. Утверждаю и буду утверждать: В этой небывалой трагедии виноваты некоторые представители местных властей и, безусловно, виновно высшее руководство Республики! Например, если бы фашистская Германия, руководимая бредовой идеей Адольфа Гитлера о мировом господстве, не напала на Советский Союз, то войны могло бы и не быть. А проблемы в руководстве Республики остались бы! Так что небывалые масштабы мобилизации на фронт, страшный голодомор в тылу – это не стечение обстоятельств, не «ошибка» руководства, а его настоящая прямая вина!
    Кто тогда руководил нашей Республикой? Первым секретарём Обкома КПСС был уроженец Краснодара Ион Степаненко (1939 – 1943г.г.), председателем Совета народных комиссаров был приезжий из Саратова Владимир Муратов (1940-1943г.г.), народным комиссаром земледелия был туляк Николай Анашин (1939 – 1943г.г.), руководителем отдела сельского хозяйства был человек московской области Фёдор Маркеев… Как видите – все варяги…

    Лично мои к ним претензии и обида вот ещё в чём:
    На второй день войны (23.06.1941г.) вышел Указ Верховного Совета СССР о мобилизации из 14 военных округов граждан 1905 – 1918г.г. рождения. Якутия в число этих округов не входила. Несмотря на это было мобилизовано 17179 человек. Из них мало кто выжил, почти все поголовно полегли. Среди них мой отец Пономарёв П.П., павший под Москвой. Если бы его призвали позже, может, выжил бы? Пусть инвалидом, но, может, вернулся бы. Эта мысль не даёт мне покоя…
    Зачем, несмотря на отсутствие указа, они приказали мобилизовать столько народа? Ведь, если сравнить, из миллиона двухсот тысяч таджиков на фронте погибло 22,9 тысячи человек. Значит, они мобилизовали не больше пятидесяти тысяч? Или из полумиллионного чечено-ингушского народа погибло на фронте 2300 воинов. Значит, мобилизовали всего-то около пяти тысяч человек. А из Якутии 65386 (!) человек. Сравните! Уму непостижимо!
    Приплюсуйте к этому 58962 человека умерших в тылу от голода! С мест пытались достучаться до руководства, писались жалобы, докладные записки, но им значения не придавали - всё ложилось под сукно. Не было предпринято ни одной действенной меры, разве что кроме переселения нашего Чурапчинского района на север. Вот что обидно!
    Только благодаря выходцу из Намского района, Илье Егоровичу Винокурову, работавшему в то время заместителем председателя Совнаркома, который не боясь репрессий, после многочисленных попыток вразумить своё начальство, осмелился дойти с жалобой до самого Сталина, удалось выправить ситуацию. Именно по его настоянию из Москвы приехала специальная комиссия с проверкой. По итогам этой проверки, 13 апреля 1943г., вышло специальное решение ЦК об оказании помощи Республике и положение её жителей стало улучшаться. В сентябре 1943г. И.Л. Степаненко, В.А. Муратов, Анашин и Маркеев были сняты с должностей.
    Если бы истинный сын своего народа, настоящий патриот И.Е. Винокуров не совершил свой беспримерный подвиг, то ещё неизвестно, сколько тысяч якутов умерло бы с голоду. *Только за это имя Ильи Егоровича Винокурова должно быть вознесено до небес! Мы должны гордиться этим Человеком! И должны молиться о том, чтобы не оскудела рука Высших Сил, дарующая подобных бесстрашных сынов нашему народу!*
    Но кроме высшего руководства Республики, в разыгравшемся в тылу голоде, также была велика роль местных кадров. Особенно роль председателей колхозов. Приведу свой личный пример:
    Из нашего Кытаанахского наслега Чурапчинского района подпало под переселение на север пять колхозов, на месте остались два колхоза – «Бойобуой» и «Эдэр ыччат».
    Председателем нашего колхоза «Бойобуой» был участник гражданской войны С.Т. Собакин. Когда он ушёл на фронт, его заменила уроженка Усть-Алданского района, незамужняя полуграмотная женщина Наталья Васильевна Готовцева (Натаа ХотууҺап). Она не допустила ни одной голодной смерти в колхозе. Мне к концу войны было шесть лет, поэтому хорошо помню её. В 1943г., в конторе переселенного на север колхоза “Күүһү түмүү”, она открыла ясли для сирот и умирающих от голода детей. Наверно, по тем временам, это были первые ясли в сельской глубинке, а то и по всей Республике. Председатель отдала яслям двух колхозных коров и всемерно помогала с пропитанием. Я ходил в эти ясли со своим братом и помню всё. Может быть, благодаря этой женщине, я до сих пор жив и пишу сейчас эти строки.
    Чем старше становлюсь, тем с ещё большей благодарностью и преклонением я вспоминаю Натаа Хотууһап. В 2018 году, на месте, где когда-то были наши ясли, я с двумя сыновьями установил камень с именем этой святой женщины.
    В то же время, в соседнем колхозе «Эдэр ыччат» от голода умирало много людей, говорили, что хоронят по семь человек в одной могиле. Поэтому, сколько народу умерло в Якутии по вине местного руководства, которое не всегда жило интересами простых людей, сказать трудно. Но списывать всё на «военное положение», засуху, или обвинять во всём только высшее руководство тоже неверно. Хоть и мал был тогда, но и я слышал о председателях колхозов, которые втихаря ели лепёшки с маслом в то время, когда рядом умирали голодные люди. Горько от того, что в то лихое время мало осталось людей подобных нашей Натаа Хотууһап…
    В заключение ещё раз повторю: Таких потерь, какие понёс наш якутский народ в годы войны, ни у одного народа по всему Советскому Союзу не было. Стыдно и горько это сознавать. Но настоящую правду нынешнее поколение должно знать. И хочется пожелать ему не быть безропотным стадом, а, осознавая меру ответственности за свой народ, отстаивать его интересы на всех уровнях.
    Усваивая уроки прошлого и не впадая в крайности и уныние, нам необходимы такие мужественные люди, как И.Е. Винокуров и наша незабвенная Н.В. Готовцева (Натаа Хотууһап). Пусть таких патриотов, душой болеющих за свой народ, людей с честью, в малом вершащих великое, будет как можно больше!

    Иван Петрович Пономарёв, заслуженный фермер России, почётный гражданин Кытаанахского наслега, почётный гражданин Чурапчинского улуса, член Союза журналистов России, трижды лауреат номинации "Лучший общественный корреспондент РС(Я)" - 2012г., 2017г. и 2019г.

    Газета «Туймаада» от 28.05.2020г.

    Перевод Анатолия Слепцова.
    г. Среднеколымск. 31.05.2020г.

    1
  • ...
    ...
    18 сентября
     

    ДНЕВНИК ЯКУТСКОЙ «ТАНИ САВИЧЕВОЙ»

    15 сентября- День памяти жертв Чурапчинского переселения.
    *Дневник Майи Аргуновой, 10 лет, 1942 год* (дневник заполнялся на якутском языке)

    Большая семья Аргуновых, насчитывающая 10 человек жила и работала в Чурапчинском районе. Записи сделаны детским аккуратным почерком, Майя старательно описывала все события невольной свидетельницей которых она стала.
    *«...29 августа 1942 года.* Сегодня во сне видела отца. Отец, верхом на белом коне, рубил огромной саблей фашистов. Его за храбрость хвалил потом сам Сталин. Утром, когда рассказала свой сон, бабушка и мама обе улыбнулись и решили, что отец жив, здоров и воюет, что скоро получим письмо. Когда они вернулись с утренней дойки, прибежал посыльный Коля и сказал идти всем на собрание. Я осталась дома и нянчила маленького Нюргуна. Вскоре вернулись родные с собрания, расстроенные и недовольные. Дед страшно ругался, мать и бабушка молча начали перебирать одежду. Оказывается, мы всем колхозом должны переселиться на север в Кобяй и ловить рыбу для фронта, для победы.

    *31 августа 1942 года.* Пишу вечером. Завтра с утра отправляемся в путь. После того собрания прошло 2 дня. За эти дни поселок был похож на встревоженный муравейник. Все бегали, суетились, но никак не могли собраться. Оказывается с собой можно взять только 16 кг вещей и продуктов на одного. Уезжаем всем колхозом. Мне разрешили взять только 3 тетради, книги пришлось оставить. Бабушка никак не хотела оставить самовар, а мама уговаривала деда взять с собой швейную машинку, но пришлось все оставить. Так как председатель запретил брать лишнее. Дед с братьями весь скарб загрузили в телегу, привел наших коров и лошадей. Я упросила взять с собой маленького щенка. Он такой толстый, смешной, сейчас спит у моих ног. Отзывается на кличку «До5ор» -Дружок.

    *1 сентября 1942 года.* Наутро дед закрыл на замок дом и амбар. Потом мы все вместе с нашими коровами и лошадьми отправились в путь. На дороге было столпотворение. Перегоняли все колхозное стадо коров и табун лошадей. На телегах сидели дети, женщины, старики и старухи. Старики со слезами на глазах прощались с родными местами. Дети тоже приуныли, видя горе и тоску взрослых. Так, манерное переселялись наши предки. Я сидела на телеге и держала Нюргуна, смотрела как исчезает в пыльной дали наша деревня. Бабушка с дедом шли рядом, остановились и молча перекрестились. До свидания родная Чурапча, мы едем ловить рыбу для фронта, для победы. Мама с братьями гоняли колхозное стадо, а наши коровы и лошадь были привязаны к нашей телеге. Говорили, что едем в пристань Бестях, там ждут пароходы. Вот удача, я еще ни разу не плавала на пароходах, да и увижу наконец-то красавицу Лену. Сегодня на ночь остановились в большом аласе, разожгли костры и расположились на ночевку. Всю ночь шел мокрый снег.

    *2 сентября 1942 года.* Утром все было белым-бело. Красота необыкновенная, только было очень холодно и маленький Нюргун все время плакал, ему нездоровилось. После завтрака отправились дальше.
    6 сентября 1942 года. Суток через пять приехали в Бестях. Дул пронизывающий, холодный, осенний ветер, по небу низко плыли серые облака. А пароходов нет. Очень холодно и маленький Нюргун разболелся, уже не плачет, а находится в каком-то забытьи, бредит. Я написала письмо отцу...»

    *«8 сентября 1942 года.* До нас прибыли в Бестях еще несколько колхозов из Чурапчи Народу на берегу полно. Живем в наспех сколоченных шалашах и в палатках. Погода стоит отвратительная, идет то снег, то дождь. Дедушка с братьями караулят колхозное стадо и рубят тальник для скота, так как сена у нас совсем мало. Пароходов нет. Маленький Нюргун все болеет, состояние его ухудшается день ото дня. Бабушка пытается отпоить его отваром трав. Все ходят унылые, подавленные неизвестностью. Даже Дружок не бегает, не лает и не прыгает. Холодно и сыро.
    *10 сентября 1942 года.* Сегодня наконец-то несколько колхозов отплыли на пароходе. Они едут к самому Северному морю в Булун и Жиганск. Нюргуну очень плохо».
    *«12 сентября 1942 года.* Сегодня умер наш Нюргун. Мама сильно переживает. Теперь заболел брат Егор. От папы нет писем. Пароходов все нет. Очень холодно. Продукты, взятые с собой, несмотря на жесточайшую экономию кончаются.
    *13 сентября 1942 года.* Наконец-то прибыл пароход. Он большой и очень красивый, называется «Пропагандист», только люди на пароходе очень злые. Капитан все время кричит и ругается. Нас с нашими коровами и лошадьми загрузили в одну баржу. Всего было 5 барж. Очень тесно. Мы всей семьей расположились возле коров. Дедушка говорит, что так будет тепло во время плавания. Егор все время бредит, зовет папу. Перед прибытием парохода получили «похоронку» на отца. В письме сказано, что он погиб смертью храбрых, защищая свою Родину. Дедушка говорит, что он погиб под Сталинградом. От горя слегла мама».
    *«16 сентября 1942 года.* Плывем дальше. В ту страшную ночь дедушку затоптали лошади, когда он бросился их успокаивать. Дед молодец, говорит скоро пройдет, что самое страшное позади, хуже уже не будет, скоро приплывем на место и будем ловить рыбу для фронта. Я помогаю бабушке, мы вдвоем ухаживаем за мамой, братом Егором и дедом. У деда сломаны рука и нога. В ту ночь погибли трое колхозников и несколько коров и лошадей. Когда же приплывем наконец?! Очень боюсь. Сена для прокорма скота совсем нет. Они исхудали, обессилели и постоянно мычат прося корм».
    *«28 сентября 1942 года.* Наконец-то прибыли на место. Голый берег, не видно жилых построек, никто нас не встречает. Первым делом похоронили умерших. Среди них моя подруга Айта. Отощавшие коровы и лошади еле сошли на берег. Берег крутой и каменный. Кругом снег и лед. Строили шалаши для жилья и для скота».
    *«1 ноября 1942 года.* Живем вместе с другими семьями в старом, заброшенном хлеву (хотоне). Хотон почистили, отремонтировали и устроились в нем жить. Из-за нехватки сена пало много коров и лошадей колхозного стада. Бабушка выходила маму и Егорушку... Дедушка лежа старается помогать советом, рука и нога никак не заживают. Сегодня из района была почта. Тетя Варя получила похоронку на мужа. Завтра наши пойдут на рыбалку. Сегодня целый день готовили снасти».
    *20 декабря 1942 года.* Мы с Саргыланой помогаем маме и бабушке. Мама днем выхаживает колхозных коров, их всего осталось 11 и 13 лошадей. А вечерами вместе с другими женщинами и бабушкой плетем веревки, чиним сети, невода под руководством дедушки. Шьем из старых кулей и мешков штаны и теплые вещи для наших рыбаков. Сегодня привезли Егора и еще пять колхозников. Все они страшно опухли и обморозились. Бабушка все время молится. Егору-то всего 13 лет. Дедушка забил корову, все равно сена нет, хоть Егора досыта накормим, поставим на ноги. В соседнем колхозе арестовали председателя за то, что разрешил забить двух коров и накормить людей.
    *31 декабря 1942 года.* Сегодня встретим Новый Год. Что же нас ждет в Новом году? Я хочу, чтобы мы победили фашистов и вернулись весной в Чурапчу, где так хорошо жилось.
    *3 января 1943 года.* У нас совсем кончились продукты, нет ни грамма муки и рыбы. Деду совсем плохо, скончался ночью Егорушка. У мамы опускаются руки, ничем не может помочь своим. Выживет ли кто-нибудь и вернется в Чурапчу?
    *15 января 1943 года.* Дедушка перед смертью сказал: «Хотя мы все смертны и когда-нибудь все умрем, но так обидно, когда умирают преждевременно в самом расцвете сил из-за разгильдяйства и плохой организации где-то в глуши, на берегу угрюмой реки, расставшись с любимой Чурапчой, мне придется оставить свои кости в этой чужбине, где не нашли ни помощи, ни понимания местных жителей.
    *20 февраля 1943 года.* Сегодня приехал бригадир Николай. Он привез немного рыбы и муки, которую отправили братья, сэкономив из своих скудных норм. Ведь" нормы выдают только работающим. Оказывается братья Алексей и Михаил тоже болеют. Бригадир сказал, что их скоро привезут. Мать всю ночь проплакала. Со смертью работающих братьев перестанут выдавать норму и мы останемся совсем голодными. Иссякают надежды и с нею жизненные силы. Бабушка все время лежит, не хочет ни есть, ни пить. Только все время говорит о своей Чурапче, вспоминает свой родной алас, родственников. Все мысли ее о возвращении домой. И мы тоже хотим домой, побегать по знакомым, родным местам.
    *25 февраля 1943 года.* Сегодня в нашу юрту пришел Дима с сестрой и братом. У них все умерли. Димкин папа на фронте, говорят воюет снайпером. Один уничтожил очень много фашистов».
    *20 марта 1943 года.* Николай уехал на войну. Теперь нас в колхозе осталось трое мужчин. Дома совсем нечего есть. На рыбалку не ходим, сил нет. Говорят толщина льда 2 метра. Очень холодно и голодно. Из колхозных коров осталось всего 4, остальные пали от бескормицы».
    *«8 апреля 1943 года.* Сегодня умерли двое маленьких сирот. Они лежали тесно прижавшись друг к другу, их не могли разъединить, так и закопали.
    *3 мая 1943 года.* Весна набирает силу, природа пробуждается к новой жизни. Солнце светит ярко. Но у меня сил совсем нет. Получили письмо от брата Николая. Он воюет под Ленинградом. Есть совсем нечего. Мать варит кожу, в которую добавляет заболонь и ягель. После такой еды очень болит живот. Говорят летом поедем обратно домой, в Чурапчу, этой надеждой и держимся».
    *«10 мая 1943 года.* Сегодня наш председатель говорил, что написал письмо с просьбой о возвращении оставшихся живых в родную Чурапчу. Сказал, что поедет в Якутск добиваться разрешения. Писем от брата совсем нет. Люди дошли до крайнего истощения, ходят какие-то тени с выпирающими костями».
    *6 мая 1943 года.* Умерла мама. Бросив семью, убежали в Чурапчу председатель и бригадир.
    *18 мая 1943 года.* Умерли все. Осталась я одна. Писать уже нет сил.».

    Проезжавшие мимо рыбаки, зайдя в юрту нашли ещё живую, исхудавшую девочку среди мертвых тел. Она держала тетрадь с портретом И.. В. Сталина. Решили взять сё с собой. Но было уже поздно сё спасать. Девочка, поев немного, собрала свои последние силёнки и написала письмо любимому вождю Сталину с просьбой о возвращении колхоза в Чурапчу. Но ей самой уже не суждено было увидеть свою родную Чурапчу, её берёзовые рощи, где так любила гулять, играть с друзьями, свой родной дом, где прошла сё короткая и счастливая жизнь и осталась лежать вместе со своими родными в этой неприветливой стороне.

    0
  • змееносец
    18 сентября
     

    Маны ааҕар. ..дьэ кырдьык ыарахаан...Бассапка кэлбитэ.

    image

    0
Ответ на тему: Чурапчинские переселенцы – жертвы Сталинских режимов
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания