4 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
4 года на форуме
4 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
История Саха Моҥол Улуу Ууса. Мой авторский взгляд на этот отрезок истории.
  634
Так как я пишу для саха, все имена буду писать на сахаский лад, а переводы без подробностей и ссылок на якутско-русский словарь Пекарского, они и так знают.

До 1206 года не было ни монголов, ни монгольского народа, не империи. Откуда же появился этот экзоэтноним?
Все началось с одного человека, он стал известен под именем Түмэччи (Собиратель).
Родился Түмэччи (ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) в урочище Делюн-Болдок (Дэлэй Бултаах=Местность с изобильной охотой, промыслом) на берегу реки Онон в семье Үөсэги-боотура (Богатырь Верхнего мира) из рода Борджигин и его жены Одьулун (вторая жена) из рода Олоҥхоһут, которую Үөһэги отбил у меркита Еке-Чиледу (Һака Чулуута).
Мальчик был назван в честь пленённого Үөсэги татарского вождя Түмэччи-Ехе (Собиратель Саха) которого ҮөҺэги победил накануне рождения сына. Новорожденный сжимал в ладони сгусток крови, что предвещало ему славное будущее властелина мира.

Когда сыну было 9 лет, Үөсэги-бөҕөтур сосватал его Борте, 10-летней девочке из рода унгират ( үҥкүрүт=катать, валять; катить; на мой взгляд это племя изготовляла войлок из овечьей шерсти - племя войлочных валяльщиков). Оставив сына в семье невесты до совершеннолетия, чтобы те лучше узнали друг друга, он уехал домой. Согласно «Сокровенному сказанию»=Сэркэн Сэһэн, на обратном пути Үөсэги задержался на стоянке татар, где был отравлен. По возвращении в родной улус, он заболел и через три дня умер.
После смерти отца его приверженцы покинули вдов Үөһэги (было 2 жены) его первой жены ( сыновья Бөҕөтур и Болҕотой) и второй жены Одьулун ( сыновья Түмэччи и его братьев Хадьар, Хачан, Түмүк) : глава клана тайчиутов (Таай Иччи=Разгадывающие духов) выгнал семью с насиженных мест, угнав весь принадлежавший ей скот. Несколько лет вдовы с детьми жили в полной нищете, скитались в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.

Продолжение следует. По этимологии имен и название племен дискуссия открыта для зарегистрированных форумцев.
Ответов 27
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    29 декабря 2018  

    Имя отца ЧХ Есугай, по моей версии его имени без маньчжуро-китайских искажений Сэркэн Сэһэнэ (Сокровенного сказания) ҮӨСЭГИ, ҮӨСЭҔИ=1) находящийся (пребывающий) вверху (наверху); верхний, высший, верховный;
    2) Верхний дух; верхнего духа богатырь. https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-3/340

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      12 марта  

      ҮӨСЭГИ=ЕСУГАЙ
      image
      Я долго искал этимологию имя отца ЧХ в якутском языке. Специально для этого в 2015 году открыл топ, но как всегда все мои топы превращаются в монологи.

      Цитата:
      саксаксак Ветеран 29 сентября 2015
      В саха языке, есть несколько вариантов:
      Үчүгэй-хороший.
      Дьөһөгөй- фольк. божество, творец и покровитель лошадей; Күн Дьөһөгөй оҕолоро лошади (букв. дети Солнечного Божества).
      Өһөгөй-вражда, ненависть; стремление отомстить.

      И вот благодаря Якутско-русскому словарю Пекарского случайно наткнулся на это слово 100% перекликающее с именем отца ЧХ слово ҮӨҺЭГИ=ЕСЭГИ=ЕСУГАЙ.
      Сразу стало ясно, что родители Үөһэги были Таҥараистами Аар Айыы, так как имя означает Боотура Верхнего Мира Айыы. Спасибо вам Эдуард Карлович.
      Отсюда можно сделать, что их род не были не буддистами, не несторианцами.
      Современные монголы помнят родословную ЧХ, но из-за того, что их предам насильно переменили язык с тюркского на тибето-маньчжурский я уже писал в своих топах, они забыли значения многих слов.
      Вот что написано в википедии про этого человека:
      Цитата:
      Есугей-баатур (монг. Есүхэй баатар?, ᠶᠢᠰᠦᠭᠡᠢ ᠪᠠᠭᠠᠲᠤᠷ?, баатур (багатур) — «герой», «доблестный воин», «богатырь»; ? — 1171) — отец Тэмуджина-Чингисхана. Основатель рода Кият-Борджигин. Есугей-багатур был третьим сыном Бартан-баатура, внуком Хабул-хана, первого общемонгольского хана. Хабул-хан имел семерых сыновей, которые дали начало роду кият.
      Несмотря на такое количество прямых наследников, Хабул-хан завещал править своему троюродному брату Амбагаю. Родство Хабул-хана и Амбагая восходит к общему прадеду Хайду. У Хайду было три сына: Байшингор-Догшин, Чарахай-Линху и Чаоджин-Ортегай. Хабул-хан был внуком Байшингор-Догшина, Амбагай был внуком Чарахай-Линху. Амбагай-хан и другие потомки Чарахай-Линху основали род тайджиут.
      Следующий хан, Хутула-хан, был дядей Есугея и четвёртым сыном Хабул-хана. Кроме Есугея у Бартан-багатура было ещё трое сыновей, старшие: Мангету-Киян, Некун-тайджи и младший — Даритай-отчигин.

      Здесь раздолье для сахсакрала разгадывая древние старомонгольские имена и этнонимы.
      Никон и Кылбар разложите эти имена.

      0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      2 апреля  

      САХАСКИЙ ЭКЗОЭТНОНИМ МОНГОЛ ДАННЫЙ НОВОМУ ОБЪЕДИНЕННОМУ НАРОДУ ҮАКА МОНГОЛ УЛУСУ

      Ни один язык мира не сможет дать перевод смысла этнонима МОНГОЛ, кроме саха тыла.
      МОҤОЛ, МОГУЛ, МОГОЛ
      image
      ПОЧЕМУ САХА И ЙАКА ОДНО И ТО ЖЕ СЛОВО?
      ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ (ДРЕВНЕУЙГУРСКИЙ) - ЯКУТСКИЙ СЛОВАРЬ
      h
      ttps:image
      image
      Вот почему у Иоанна де Плано Карпини миссионера-францисканца написано:
      I. Есть некая земля среди стран Востока о которой сказано выше и которая именуется МОНГАЛ. Эта земля имела некогда четыре народа: - один назывался ЙЕКА-МОНГАЛ,то есть Великие Монгалы.
      Нарицательный экзоэтноним МОҤОЛ стал названием объединенных кочевых родов древней степи восточной части Евразии ЙАКА=САХА. А у тибето-маньчжуров завоеванных Саха МОНГОЛАМИ в 1235 году слово ЙАКА стало нарицательным ЙЕХЭ=ЭХЕ=ИХ=ВЕЛИКИЙ. Отсюда и получилась Великие Саха=Йаха Монгол. Но так как для них Монголами были те. кто их завоевал, то следовательно Саха у них стал нарицательным слово Великий. Отсюда смысл этноним перевернулся в обратную сторону ВЕЛИКИЕ МОҤОЛЫ.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    29 декабря 2018  

    По этимологии Монгол, европейцы часто путали этот экзэтноним от Монголов, до Моалов.
    Ранее я рассматривал этот период в этом топе:

    Цитата:
    Оказывается Чингизхан из рода Йека-Монгал. http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=20908184
    15 октября 2012 20:52 10754
    Иоанн де Плано Карпини миссионер-францисканец, от имени папы Иннокентия IV посетил Татарию в 1246 году, т.е. через 19 лет после смерти Чингизхана и 23 года после битвы на р. Калка.
    I. Есть некая земля среди стран Востока о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа:
    - один назывался Йека-Монгал,то есть Великие Монгалы;
    - второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Тартарами от некой реки, которая течет чрез их страну и называется Татар;
    - третий народ называется Меркит;
    - четвертый Мекрит.
    Все эти народы имели ОДНУ ФОРМУ ЛИЦА (монголоидную) и ОДИН ЯЗЫК, хотя между собою они разделялись по областям и государям.
    II. В земле Йека-Монгол был некто который назывался Хингис;....


    Так вот у саха это слово может говориться как МОҤОЛ, МОҔОЛ, МОҔУЛ потому это вызывало трудность для достоверной информации слушателям европейской части Еавразии.
    А вот вам ссылка этого сахаского слова из якутско-русского словаря Я.К. Пекарского. http://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/156
    image

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      14 марта  

      Иоанн де Плано Карпини миссионер-францисканец, от имени папы Иннокентия IV посетил Татарию в 1246 году,.
      Все эти народы имели ОДНУ ФОРМУ ЛИЦА (монголоидную) и ОДИН ЯЗЫК, в земле ЙАХА-МОНГАЛ=ҺАХА МОҤОЛ=САХА МОНГОЛ.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    12 марта  

    Предысторию САХА-СЮННУ-СКИФСКОГО МИРА я описал в этом топе:
    Почему переселение народов шло ВСЕГДА с востока на запад а не наоборот?http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4471978
    В этом топе я рассмотрел все взаимосвязанные аспекты с МИРОВЫМ ПРАВОПОРЯДКОМ СТЕПНОЙ КОММУНИКАЦИИ САХА-СЮННО-СКИФОВ с VII века до н.э. по XIII век н.э.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    12 марта  

    Цитата:
    саксаксак Вчера, 18:51
    Пока на западе, из-за вероисповедания, потомки Саха-Скифов начали разъединяться, создавая новые государства, такие как Киевская Русь и Болгария, меняя свой саха-скифский язык на славянский, на востоке Евразии происходили такое же размежевание среди потомков Саха-Сюнну. Разделение шло тоже по вероисповеданию на буддистов, христиан-несторианцев и староверов-таҥараинцев.
    Рассмотрим семью, где родился будущий ВОССОЗДАТЕЛЬ САХА-СЮННУ-СКИФСКОГО МИРА И МИРОВОГО ПРАВОПОРЯДКА ЕВРАЗИИИ.
    Воспоминание передавались в устном порядке и назывались НОМОХ=номох буолбут олох жизнь, ставшая легендой; өс номоҕо буолбут он стал притчей во языцех; номох гын = (или оҥоһун =) делать кого-л. предметом постоянных разговоров.https://sakhatyla.ru/translate?q=номох
    В Средней Азии это слово осталось как НАМЕ. Например у Фирдуоси ШАХ-НАМЕ. «Шах-наме́» (перс. شاهنامه‎ — «Книга царей», «Книга о царях», «Царь-книга», «Царская книга», — выдающийся памятник персидской литературы, национальный эпос иранских народов. В «Книге царей» описывается история Ирана от древних времён до проникновения ислама в VII веке.
    Это не про персов и не про иранцев, это про САХА.
    саксаксак
    Прадедом будущего Воссоздателя МП по номоху был Хабул-хаган (по ССМ) , Кабул-хан (по Рашиду ад -Дину) (1101—1148) — монгольский правитель, возглавлявший в первой половине XII века крупное объединение родов. Дед Есугея, прадед Чингисхана.
    Разницу между титулами Каган и Хаан я рассмотрел в отдельном топе. Судя по тому, что он передал власть над родом не сыновьям , а Амбаҕай Хаану, то он был Хабул Хаан, а власть передавалась по агнатству (аҕа анаат)=назначение старшинства по крови, ХААН.

    Когда армия Цзинь вступила в Великую степь, чтобы разгромить Елюй Даши, Хабул-хан успешно отразил вторжение цзиньцев. Хотя армия Цзинь преследовала его в южной Монголии, Хабул бежал и вернулся с большой армией, чтобы грабить Северный Китай. Хотя у Хабул-хана от брака с Гоа Кулкуа Хатун было 7 сыновей, он назначил Амбагай-хана, сына Сенгуна Бильге из племени Тайджиут, в качестве своего преемника. С его смертью союз очень быстро распался.

    Заглядывая вглубь истории, приходится включать метод языковых пережитков-сахсакрал, потому что потомки древних кочевников потеряли не только веру в Таҥара, но и язык, старомонгольцы сейчас говорят на тибето-маньчжурском языке. А так как древний старомонгольский язык не знают ни халха, ни тюркоязычные на западе, то опираться приходится на саха-якутский язык.

    В этом топе Offena 5 лет назад я рассматривал Елюй Даши:
    Цитата:
    саксаксак 23 апреля 2015
    Чжурчжени и есть ньучча, моҕолы четко их считали иноплеменниками, постепенно перешедших от земледелия (охоты и рыбалки) к скотоводству,
    Цитата:
    Основное занятие большинства племен чжурчжэней - земледелие и огородничество.
    Религия сююнская в Таҥара:
    В новый год чжурчжэни поклонялись солнцу и приносили жертву "великому небу". Основная их религия - шаманизм. Шаман являлся второй после вождя фигурой в племени. Он же в случае болезни выступал в роли лекаря, который изгонял из больного злых духов и приносил в жертву свинью или собаку, чтобы ускорить выздоровление.
    К началу своего могущество переняли с запада коневодство.
    Цитата:
    К моменту столкновения с киданями в X - XI вв. чжурчжэньское общество представляло собой классический образец первобытнообщинного строя. Каждое племя занимало строго определенную территорию и не находилось в зависимости от соседних родственных племен.
    Только во время опасности или для особо важных военных мероприятий они объединялись в союз для отражения или предупреждения действий врага. Родовых или племенных вождей чжурчжэни выбирали на общих собраниях, но выборы к тому времени уже превратились в формальный акт, пережиток старых времен, так как власть вождей к X - XI вв. стала наследственной. Она переходила от старшего брата к младшему, а после смерти последнего из братьев - к сыновьям старшего брата. Вожди назывались боцзиле ("боцзинь" - от маньчжурского "бэйли") или цзедуши.

    Все взято с восточных саха-военная демократия, передача власти Аҕа+анат-власть по старшинству. Вожди назывались БОЦЗИЛЕ=явно искаженное БАҺЫЛЫК.
    А ВОТ СОБСТВЕННО И САМИ НЬУЧЧА:
    Цитата:
    Киданьскнй император Амбагянь сразу оценил грозную опасность, которую представляли для Ляо новые противники.
    Разгромив Бохай, он предпринял особые меры предосторожности на границах с чжурчжэням. Характерно, что Амбагянь не рискнул сразу включить новые земли в свою империю, а создал в 926 г. особое буферное государство Дуньданго для управления бохайцами и чжурчжэнями. Центр его сначала находился в Ляояне, а затем его перевели в Дунцзпнь. Трудно установить границы нового плацдарма для будущей воины на востоке, но из источников ясно, что, по крайней мере, чжурчжэньские племена, жившие на р. Ялу, сохранили вначале полную независимость от Корё и Ляо.
    Амбагянь, считая, что чжурчжэни, несмотря на принятые меры, начнут производить "беспорядки" на его границах, завлек и переселил несколько тысяч наиболее знатных и сильных семейств к югу от современного города Ляояна и на северо-восток от округа Сяньчжоу. Тем самым он разделил силы чжурчжэней и лишил их возможности соединиться. Это были те чжурчжэни, которые известны в истории как "покорные (шу) нюйчжи пяти провинций", или хэсукуань. Они находились в зависимости от киданей и включались в округ Шимиюань. В их состав входили 6 племен. Хотя "покорные нюйчжи" не платили дани киданям, для управления ими (по-видимому, чисто формально) назначался цзедуши. Кроме того, "покорные нюйчжи" во время военных действий выставляли для Ляо войска, а ко двору киданьского императора - прислугу. "Княжество" их называлось "Образованные" нюйчжи).
    ВОТ ОНИ БУДУЩИЕ ХАЛХА И ОЙРАТЫ
    Цитата:
    Кида́ни (китаи) (кит. 契丹 цидань, Qì dān) — кочевые племена монгольской группы, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Республики Монголия и Маньчжурии.

    Ни у какого народа нет этимологии этого слова КИДАНЬ, а у саха есть КЫЫДААН=1) сильный, резкий ветер; метель; кыһыҥҥы кыыдаан сильный зимний ветер; кыыдаан тымныы мороз с сильным ветром; 2) гнев; неумолимость; суровость.
    КЫЫДЫЙ=свирепствовать; бушевать; тымныы кыыдыйбыт свирепствует мороз.

    С СҮҮНУСКОГО языка восточных саха, эти племена взяли себе самоназвание НЕУМОЛИМЫХ И СВИРЕПЫХ.
    А вот мнение исследователей:
    Цитата:
    Происхождение и язык
    Разногласия об этнической принадлежности киданей объясняются спецификой сохранившихся лингвистических свидетельств. Письменные памятники на киданьском языке почти не расшифрованы, так что трудно судить в каких-либо подробностях о перемещениях этого народа.
    Потому что возможно для перевода применяют современный халха-монгольский язык.

    Цитата:
    С конца XI века государство Ляо приходит в упадок, а в 1125 его уничтожают чжурчжэни. Часть киданьской знати (каракидане, или каракитаи) уходит в Среднюю Азию, где в районе рек Талас и Чу сложилось небольшое государство каракитаев — Западное Ляо (1124—1211).

    Все таки чжурчжени предки монголоязычных и эвенских народов. У меня такой вывод получается.
    Кара-черные, это тюркское слово, выше я привел этимологию Кидань=Кыыдаан и Китай=Кыыдый, значит они были сахаязычные. + Вера в Таҥараизм и отчасти в буддизм.
    Цитата:
    Каракитаи или кара-кидани (что значит «чёрные кидани») — ветвь родственного монголам кочевого народа киданей, которая после разгрома государства Ляо чжурчженями в 1125 году откочевала в Среднюю Азию, где заселила Таласскую и Чуйскую долины .

    Елюй Даши, правитель 16 тысяч киданьских семей, которые жили в Средней Азии до прихода основной группы, ещё в 1124 году принял почётный титул гурхана, основав новое государство. Влияние гурханов на жизнь предшествовавшего им государства караханидов было весьма ограничено. Подданные исповедовали как буддизм, так и тенгрианство. По киданьской традиции, не раз во главе государства становились женщины.

    К середине XII века каракитаи распространили свою власть на всю Среднюю Азию к югу от Балхаша и к востоку от Ферганской долины. Среди их данников оказались правители Балха, Хотана и Гаочана, а также хорезмшахи. Столицами служили Баласагун, Узген и Кашгар.

    Насчет Елюй Даши:
    Елюй Даши=Өлүү Дьаһыы
    Елюй= Өлүү
    Өлүү= (II часть, доля, пай)
    Даши=Дьаһыы от Дьаһай=1) приводить в порядок; убирать; 2) распоряжаться; управлять, руководить; заведывать;
    УПРАВЛЯТЬ ЧАСТЬЮ ХАРА-КЫЫДААН.
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3650562
    Тюркское манихействоhttp://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=36629945
    Кидани, неизвестные для науки кочевники степи. Что может означать их этимология и какой народ мог их так назвать?http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4412352

    Если соединить мои топы по историческому времени, то получается вывод, что Елюй Даши-Өлүү Дьаһыы, за которого воевал Хабул Хаан, прадед ЧХ, был КУРЫКАНОМ и прапредком будущих КАРАХАНИДОВ и СЕЛЬДЖУКОВ в Средней Азии.

    ОШИБКОЙ ВСЕХ ИСТОРИКОВ, ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ В ТОМ, ЧТО ИСТОРИЮ ОНИ РАССМАТРИВАЛИ И РАССМАТРИВАЮТ СЮЖЕТНО, ОТДЕЛЬНО ДРУГ ОТ ДРУГА, НЕ СВЯЗЫВАЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В ОДНО ЦЕЛОЕ, КОТОРАЯ ПРОИСХОДИЛА В ГРАНИЦАХ ОДНОЙ СТЕПНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
    ТАКИМ ОБРАЗОМ МОИ ТОПЫ-ПАЗЛЫ НАЧИНАЮТ НАХОДИТЬ ДРУГ ДРУГА, СКРЕПЛЯТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ И СОЗДАЕТСЯ ИСТИННАЯ ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ САХА-СЮННУ-СКИФОВ.

    Почему переселение народов шло ВСЕГДА с востока на запад а не наоборот?http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4471978

    0
  • cnh
    12 марта  

    Отрезком много\ было и не надо тут ЦИТАТЫ твою мать!!! коню понятно откуда МЫ

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      12 марта  

      cnh, все цитаты мои, из разных топовface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

      0
  • cnh
    12 марта  

    Свое мнение надо иметь господа интересующие историей

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    12 марта  

    Все таки имена надо сакралить и ставить рядом написанные с халхаской транскрипцией. Они то сами не знают перевода.

    Цитата:
    Перед войной с татарами Есугэй по время охоты наткнулся на меркита Эке-Чиледу и его нареченную Оэлун из племени олхонут. Подивившись необыкновенной красоте девушки, он возвратился за своими братьями Даритай-отчигином и Некун-тайджи и отбил её.


    Как видите весь рассказ имеет сахаские топонимы и этнонимы.
    Во время охоты Үөһэги (Есугай) наткнулся на меркита Эке-Чиледу , зная что у тибето-маньчжур Эхе и Их, читается как Үэкэ=Үака, выходит, что меркиты были тоже Үака=Яка+ут, а еще точнее Саха. Выходит, что Боотур Верхнего Мира (Есугай) отбил жену у Саха -Чулуута, от корня Чулуу=1) лучший, самый хороший;https://sakhatyla.ru/translate?q=чулуу

    Родился Түмэччи (ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) в урочище Делюн-Болдок, явно сахаский топоним Дэлэй Бултаах=Местность с изобильной охотой, промыслом, на берегу реки Онон в семье Үөсэги-боотура (Богатырь Верхнего мира) из рода Борджигин и его жены Одьулун (вторая жена) из рода Олоҥхоһут, которую Үөһэги отбил у меркита Еке-Чиледу (Һака Чулуута).
    Как звали девушку неизвестно, но у возможно она назвалась Одьулун =Оjулун (вторая жена), из рода Олоҥхоһут (Олхонут)=Род Сказителей. Возможно Саха Чулуута сосватал себе вторую жену. Но в одиночку противостоять трем вооруженным людям не решился.
    Одного из братьев звали Даритай Отчигин. Приставку к имени - отчигин, часто давали во времена ЧХ, тем самым обычно указывали самого младшего члена семьи от сахаского слова Аччыгый=1) маленький; аччыгый - оҕо маленький ребёнок; 2) малый (по количеству); https://sakhatyla.ru/translate?q=аччыгый

    Мальчик был назван в честь пленённого ранее Үөсэги татарского вождя Тюмечин-Ехэ, т.е. Түмэччи-Һаха (Собиратель Саха) которого ҮөҺэги победил накануне рождения сына. Новорожденный сжимал в ладони сгусток крови, что предвещало ему славное будущее Властелина Мира.

    0
    • Быйанг
      13 марта  

      саксаксак,
      Нирун - скорее всего или - Ньурун, Ньуурун, Ньуруун, или Нарын

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        13 марта  

        Быйанг, спс. Если Айыы дадут догадки по этимологии слов, сразу выкладывай сюда.
        Ниру́н-монго́лы, ниру́ны (монг. Нирун) — общее название одной из ветвей средневековых коренных монголов. Потомки племен, входивших в общность нирунов, широко представлены среди современных монгольских народов.
        Ньуур=1) лицо, лик; туналҕаннаах ньуурдаах уст. поэт, с сияющим лицом, светлоликая (эпитет красавицы олонхо); 2) лицевая сторона (гладкого предмета); остуол ыраас ньуура гладкая поверхность стола.https://sakhatyla.ru/translate?q=ньуур

        Ньуурун Моҥол=Цвет Великих; Лицо Великих. Синоним слова Элита. Так можно перевести этимологию племени, стоявших в истоке становления Үака Моҥол Улуу Ууса.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          14 марта  

          Цитата:
          Как известно, коренные монголы разделялись на две части: НИРУН и ДАРЛЕКИН.
          Нирун является общим названием одной из ветвей коренных монголов.
          Дарлекины являются потомками племен нукуз (нохос) и кият, обитавших в Эргунэ-кун, легендарной прародине монголов. Согласно историческому преданию, племя дарлекин являлось собственностью Бэлгэнутэя (Бельгунотая) и Бугунутэя (Бугунотая), двух сыновей Добун-Мэргэна, рожденных от Алан-гоа-хатун еще при его жизни. А племя Буха Хатаги (Бугу-Хатаги, Бугу-Хадаги), Бугуту Салжи (Бухуту-Салчжи, Бухату-Салчжи) и Бодончар Мунхаг, рожденных Алан-гоа в бытность ее уже вдовой Добун-Мэргэна, называлось нирун.

          Итак, племена Саха=Үака разделились на два рода:
          Нирун и Дарлекин.
          Ньуруун=Элита. Слово ЭЛИТА тоже саха-скифское, состоит из двух корней. ЫАЛ=читается как ЭЛ-СЕМЬЯ, ЖИТЕЛЬ, СОСЕД https://sakhatyla.ru/translate?q=ыал ИИТ=ВОСПИТЫВАТЬ https://sakhatyla.ru/translate?q=иит
          ЭЛИТА=ЭЛ+ИТЭ-ВОСПИТАТЕЛИ ЖИТЕЛЕЙ.
          Потеря поздними тюрками ДИФТОНГОВ в словарном языке, автоматически вычеркивает все древние слова из их словарного запаса.

          Так вот. ДАРЛЕКИН состоит тоже из двух корней, ТЭРИЛ+ЭКЕ+н, где ТЭРИЛ=СНАРЯЖЕНИЕ, СБОРЫ, ПОДГОТОВКА. А ЭКЭ=ЭХЕ=ҮАКА=ҺАХА=САХА.
          ДАЛРЕКИН=ТЭРИЛ+ЭХЕ(н)=ТЭРИЛ+САХАН=СНАРЯЖАЮЩИЕ САХА.
          То есть это Военно Промышленный Комплекс кочевников САХА. Под ними я всегда подразумевал УРААҤХАЙ САХА. УРААН=ИСКУССНЫЙ МАСТЕР. Их задача, поставлять в Степь вооружение, железные полузаготовки Булгуо-Крицы, древесный уголь Көмөр (их необходимо специально сжигать под землей), древесину и удьурхай для ручек сабель, пик, луков и стрел. Осетровый клей для сложносоставного лука хуннского типа.

          То что саха всегда кочевали в Степи доказано исследователями.
          Цитата:
          7 апреля 2016 г., 15:28 саксаксак
          Китайцы знали, что тюрки потомки Саха-Сюнну
          Подробное исследование о происхождении АШИНА провел синолог С.П.Гущин. Он отмечает, что из легенды о происхождении Ашина мы знаем, что «предки тукюе происходят из владетельного ДОМА СО, обитавшего от хуннов на север». Название племён САКОВ по-китайски звучит как - «СОХЭ» 索诃, что совпадает с иероглифами про «владетельный дом СО» 索國.
          image
          Для проверки можно обратиться к Китайскому толковому словарю, где дано диалектное прочтение иероглифа «СОХЭ» в форме «SAAK» 索. Также в китайских фонетических базах иероглиф 索 = sāk/sâk указан в старом его прочтении.
          В итоге непонятный «Владетельный дом Со», указанный в качестве предков дома Ашина — превращается в «Сакскую Землю» где-то севернее хунну… т.е. те земли где Пазырыкские курганы и плоскогорье Укок.
          Муратов Б.А., Суюнов Р.Р.
          ***
          Cаки-динлины, аорсы, Ашина и потомки кланов Дешти-Кипчака по данным ДНК-генеалогии
          Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba Volume 7, №8 August 2014, С.1198-1226. ISSN 1942-7484, C.1202-1203

          Поздние тибето-маньчжурские языки изменили этноним САХА на ЭХЕ=ЙЭХЭ.

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            15 марта  

            Цитата:
            Дарлекины являются потомками племен нукуз (нохос) и кият, обитавших в Эргунэ-кун, легендарной прародине монголов.

            Дарлекин=Тэрил+Һакан=Снаряжающие Саха.
            Одна казахская исследовательница писала, что эпическое обиталище предков ЧХ Эргунэ-кун, возможно связана с Хаҥаласким ЭРКЭЭНИ, так как созвучны топонимы.
            Эргунэ-кун=Эркээни-хонуу=Долина Эркээни.
            Племя Нукуз=Племя юношей, от Нокоо, нохоо=парень, юноша. Уус-племя. По видимому для помощи Ураан уусам=Кузнецам, на Среднюю Лену в подмастерья отправлялись юноши, чтобы учились кузнечному делу, учились азам технологии, начиная с выплавки железных руд. В Степи, впоследствии каждый из них мог сам изготовлять и ремонтировать собственное вооружение.
            Кият, от корня Кый=1) дальний, далёкий || далеко; кый дойдулар дальние страны; кый барбыт сылгылар далеко ушедшие лошади; 2) давний || давно; https://sakhatyla.ru/translate?q=кый
            Кият=Кый+Аат=Давнее прозвание.

            0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    12 марта  

    Отчего пошла вражда между несторианцами саха меркитами и таҥараинцами бордьигин?
    Прадедом будущего Воссоздателя МП по номоху был Хабул-хаган (по ССМ) , Кабул-хан (по Рашиду ад -Дину) (1101—1148) — монгольский правитель, возглавлявший в первой половине XII века крупное объединение родов. Дед Есугея, прадед Чингисхана.
    Разницу между титулами Каган и Хаан я рассмотрел в отдельном топе. Судя по тому, что он передал власть над родом не сыновьям , а Амбаҕай Хаану, то он был Хабул Хаан, а власть передавалась по агнатству (аҕа анаат)=назначение старшинства по крови, ХААН.

    Остался номох. Некогда Амбагай-хан лично ездил к татарам (меркитам), дабы, по одной из версий, проводить свою дочь, которую он выдавал замуж, либо же, чтобы выбрать себе в жёны одну из татарских красавиц. Он был коварно схвачен татарами, передан чжурчжэньскому «Алтан-хану» Улу, который казнил хана.

    Здесь непонятна вражда, но известно, что меркиты пленили и передали Амбагайя чжурчженям. Т.е. два родственных сахаских рода с разным вероисповеданием, начали вражду из-за того, что одни были свободными, а вторые были в подчинении чжурчженскому правителю.

    Есугэй поклялся отомстить татарам за кровь своего дяди Амбагая. Сын Амбагай-хана Хадан-тайджи провёл 13 бесплодных походов на татар, Есугей же был более удачливым военачальником. В 1162 г. к нему в плен угодили двое татарских воинов, Темуджин-Уге и Хори-Буха.
    Темуджин -Уге=Түмэччи -Саха и Хори-Буха Хоро-Бөҕө (Крепыш южанин).

    В это же время Оэлун родила ему первенца, которого нарекли именем убитого при его появление на свет знатного татарина Темуджина.
    Есугэй-багатур был побратимом (андой) кераитского хана Тоорила, тот, что позднее сыграл крупную роль в жизни его сына, Темуджина.
    Анда, от укороченного сахаского слова Андаҕай=клясться, присягать; давать клятвенное обещание. https://sakhatyla.ru/translate?q=андаҕай%3D, т.е. Анда это тот, кто дал клятву.
    Тоорил Хаан был тоже христианин несторианского толка. Степь узнала христианство за 100 лет до появления Киевской Руси.
    Могу предположить, что имя Тоорил имеет корень Тоһуур=загон, засада. Скорее всего полное имя Тоһуурул.

    Тоорил, взойдя на престол, казнил нескольких своих родичей, препятствовавших наследованию им титула отца. Среди выживших оказался дядя Тоорила, носивший титул гурхана. Он смог свергнуть Тоорила, впрочем, в 1171 году Есугэй-багатур, придя на реку Тола с крупным войском, изгнал гурхана за Гоби, к тангутам, а ханство вернул своему анде Тоорилу.
    Гурхан стал титулом, на самом деле это слово Кэргэн=1) семья, семейство; дьиэ кэргэн семья; 2) член семьи; мин кэргэттэрим члены моей семьи; 3) супруг; супруга # кэргэн кэпсэт = свататься.https://sakhatyla.ru/translate?q=кэргэн

    Например Великий Тимур тоже был гурханом, т.е. кэргэн=человек семьи, но хааном быть не имел права.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 марта  

    Этноним МОНГОЛ появился только в 1206 году!

    Цитата:
    Есугэй умер молодым, когда его старшему сыну Темуджину было не более девяти лет. Есугэй отправился
    сватать ему невесту олхонутского рода, из которого происходила и Оэлун. По дороге он повстречал унгиратского Дай-Сецена. Дай-Сецен пригласил его с сыном переночевать, и заодно взглянуть на его дочь красавицу Борте. Унгиратка понравилась Есугэю, и на утро он сосватал Борте Темуджину, оставив его погостить в зятьях на год по монгольскому обычаю, а сам отправился обратно домой.По дороге, в Цекцерской степи, ему повстречались татары на привале. По старинному обычаю степняков Есугея пригласили к трапезе, но коварные татары его узнали и тайно отравили. Уезжая от них, ему стало настолько дурно, что он чуть не упал с лошади, и добравшись домой, отправил к Дай-сэцэну одного их своих верных нукеров, Мунлика, чтобы привезти Темуджина, впрочем к моменту их возвращения Есугей уже испустил дух.

    Үөһэги повез Түмэччина к роду Олонхоһут жены Одjулун, но по дороге повстречал Дай-Сецена.
    Таай Сэһэн=Дядя рассказчик, сказитель. Таай=дядя по материнской линии. У них даже имена были близки к роду сказителей. Только род дяди назывался Унгират.
    Цитата:
    Конграты, кунграты, унгираты, кунгираты, хонгхираты, хонгираты, хунгираты (монг. хонгирад, каз. қоңырат) — монгольский род/племя, потомки этого рода приняли участие в этногенезе целого ряда монгольских и тюркских народов, главным образом в Центральной Азии. Кунграты впервые упоминаются в 1129 году.
    По мнению монгольских историков их имя произошло от слов «хун» (лебедь) и «ард» (люди; букв. племя лебеди). Лебедь — один из тотемов монгольских народов, например бурят. Название этого племени впервые появилось в 61-м параграфе «Сокровенного сказания монголов» в форме «ongirad». Этноним хонгират (хунгират) имеет единое происхождение с бурятским этнонимом хонгодор. Г.Р. Галданова отождествляет этноним хонгодор со средневековым хунгират, ввиду возможности перестановки -рат и -дор[ . Позднее А. Ангархаев, соглашаясь с возможностью трактовки Ш.Р. Цыденжапова, указал на возможность упрощенного варианта от хон (хонг) и арад —> хонгарад ~ хонгирад ~ хонгодор. С.П. Балдаев полагал, что этноним произошел от слов хон — “благородная птица”, гоодор — “шулята благородной птицы”. По мнению Д.С. Дугарова в основу легли тюркские хун/хон (кун) — “солнце” и хуба — “лебедь”, носителями которых были „осколки прежде могущественных хунну”. Ш.Р. Цыденжаповым было предложено считать этот этноним произошедшим от тотема лебедь «хун» в эпоху хуннов. А современное фонетическое оформление сложилось из хун — “лебедь”.
    Б.З. Нанзатов сопоставляет монгольское слово хонгор с древнетюркским qoŋur. Согласно его теории, этнонимы хонгират, хонгодор, конырат происходят от тюрко-монгольского термина хонгор ~ qoŋur, означающего масть животного, а именно рыжеватый, каштановый, коричневый, каурый, буланый, светло-рыжий. Также другим вариантом народной этимологии является версия, согласно которой название племени произошло от слов «Қоңыр» и «Ат», что в переводе с тюркского языка означает «коричневая лошадь».

    Согласно Аюудайн Очиру, этноним хонгирад, хонхирад, хонхэрээд произошел, также как и этноним кереит (хэрээд, хэрэйд), от названия тотема ворона. Монголы называют хон хэрээ один из видов ворон крупного размера.


    Надо разобраться с этой этимологией. В ССМ этноним звучит как ONGIRAD, хотя у монголов хунгирад, а у казахов конгырат, как переводится этот этноним ни те, ни другие не имеют ни малейшего представления.
    Судя по тому, что начальная буква К или Х то появляется, то исчезает, возможно слово начиналась с буквы Һ.
    -от, -ут, -эт, по-видимому окончание племен одинаково распространенный между тюрками и тибето-маньчжурами. А возможно окончание обозначает просто сахаское - ААТ=ИМЯ -имя, прозвище, кличка https://sakhatyla.ru/translate?q=аат
    А так как Таай был сказитель, могу предположить, что у племени был этноним ҺАҤАР=САҤАР-говорить, сказать;https://sakhatyla.ru/translate?q=саҥар=СКАЗИТЕЛИ.
    Отсюда может звучать как Хаҥар+Аат или Каҥар+Аат= Прозвище Сказителей.
    Таким образом род Одьулун и род Борте были Родом Сказителей=Олоҥосутов. Самая высокообразованное племя среди Саха-Сюнну Восточной Евразии, потому прекрасно знавших историю, былины и легенды всего народа. И именно этот род вложил в юного Түмэччина о древнем ЕДИНСТВЕ ЕВРАЗИИ И МИРОВОГО ПРАВОПОРЯДКА, который был нарушен междуусобной войной всех племен Великой Степи друг против друга.
    И вложил в 9-летнего Темуджина азы этих знаний именно Таай Сэһэн=Дядя Сказитель. Больше некому.

    0
  • Быйанг
    13 марта  

    Вот не надо бы нам наших Айыы называть божествами, это у народов многобожников есть много богов, а у нас бог - Аар Таҥара (А́р Тангара), есть небожители - небесная иерархия - они не боги, мы их называем Айыы

    0
    • ext_vk_374654476xJm13
      2 апреля  

      Быйанг, аар айыы, откуда стали называть высшую расу арийцев. Так как братья саха пошли по миру, и стали аар айыы для других племен. Вот многие племена помнят их как высшую расу.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 марта  

    Это Саха-сюннуские божества и Айыы.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 марта  

    Имя Борте мы с Могулом лет 7 назад пробовали перевести. Так как это имя затерялась в истории. Немного о ней.

    Цитата:
    Согласно «Сокровенному сказанию», первоначально отец Темуджина Есугей собирался взять ему невесту из олхонутского племени, из рода своей жены Оэлун. Но выбрали Борте (1161 — 1230).
    Добравшись домой, Есугей отправил к Дай-сэцэну одного их своих верных нукеров, Мунлика, чтобы привезти Темуджина, впрочем к моменту их возвращения Есугей уже испустил дух.
    Несколько лет спустя, после спасения из тайджиутского плена, Темуджин разыскал стойбище унгиратов и взял Бортэ в жёны. Мать Бортэ, Цотан, подарила дочери соболью доху, впоследствии преподнесенную Темуджином хану кереитов Тоорилу-Ван-хану в напоминание о его побратимстве с отцом Есугеем. Этот шаг сильно помог Темуджину, когда меркиты похитили Бортэ в качестве отложенной мести за то, что Есугей отнял Оэлун у меркитского воина Чиледу. В этой «„Троянской войне“ на Селенге» (по выражению Л. Н. Гумилёва) Темуджин вместе с кереитами и Джамухой разгромил меркитов и освободил Бортэ. Рашид ад-Дин передаёт другую версию событий: меркиты захватили Борте и отослали к Ван-хану, который «сохранил её за завесой целомудрия» и отправил обратно к Темуджину.

    Во время многочисленных военных походов мужа, Бортэ, в отличие от других жён, предпочитала оставаться в Монголии на своих родовых землях, помогая отчигину Тэмуге управлять личным юртом семьи Чингисхана[. Ей также перешли земли, ранее принадлежавшие племени татар.

    Бортэ была матерью четырёх сыновей (Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй) и пяти дочерей (Фуджин-беги, Чичиган, Алагай-беги, Тумалун, Алталун ) Темуджина-Чингисхана.


    Я предположил, что возможно в древности давали имена по виду и привычкам детей. У саха есть слово БЭРТ=I отличный, превосходный, прекрасный; наилучший; эр бэрдэ лучший из мужчин; бэрт уу прекрасная вода;
    II частица 1) постпозитивная усил. означает высокую степень признака, выраженного субстантивированными качественными прил. и прич. или с сущ. в притяж. ф. очень, слишком, совершенно, исключительно;
    https://sakhatyla.ru/translate?q=бэрт
    Если мальчика могли назвать Бэрт=Превосходный, то вполне возможно, что девочку могли назвать БэртЭ=Прекрасная. Не даром она понравилась мальчику Темуджину и на год была старше его.
    Время и повествования изменили фонетику не только имени БОртэ, но и сам язык монголов.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 марта  

    Я не зацикливаюсь на этом, тем более рано или поздно мой опус начнут читать иноплеменники и им будкт малопонятны религиозные нюансы.

    Цитата:
    Под Божеством обычно подразумевают следующее:
    Божество́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    26 марта  

    После смерти отца Тэмуджина его приверженцы покинули вдов (у Есугея было 2 жены) и детей Есугея (Темуджина, его братьев Хасара, Хачиуна, Тэмугэ, сестру Темулун и сыновей от второй его жены — Бектера и Бельгутая): глава клана тайчиутов выгнал семью с насиженных мест, угнав весь принадлежавший ей скот. Несколько лет вдовы с детьми жили в полной нищете, скитались в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.
    Вождь ТАЙЧИУТОВ, Таргутай-Кирилтух (дальний родственник Тэмуджина), объявивший себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем, опасаясь мести подрастающего соперника, стал преследовать Тэмуджина. Однажды вооруженный отряд напал на стойбище семьи Есугея. Тэмуджину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен. На него надели колодку — две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо.
    Тайджиут, тайчиут, тайчеут, тайчут, тайчиуд, тайчеуд (монг. тайчууд, тайжиуд) — исторический монгольский род, обитавший в Монголии и Забайкальском крае в XII веке. Представляют собой одну из ветвей нирунов. В настоящее время этническая группа в составе нескольких монгольских народов.
    По сведениям Рашид ад-Дина, род Тайджиут относился к монголам-нирун («собственно монголам»), потомкам младших сыновей легендарной прародительницы Алан-гоа. Ссылаясь на Алтан дэбтэр, Рашид ад-Дин называет непосредственным основателем рода Чаракэ-Лингума (в «Сокровенном сказании» — Чарахай-Линху), второго сына Хайду из рода Борджигин. При этом персидский историк с сомнением относится к сведениям других монгольских источников, возводящих род Тайджиут к Начину, сына Дутум-Мэнэна (Менен-Тудун в «Сокровенном сказании»), деда Хайду; тем не менее, он допускает, что в силу многочисленности тайджиутов «дети Начина смешались с ними и получили это имя».

    Этноним «тайджиут» — монгольское множественное число от тайджи = кит. тай-цзы — китайский титул, означающий «царевич», «наследник престола», «князь»[2][3]. Китайскими титулами являются и прозвища Чарахая (лингун) и его сына (сёнгун). Предполагается, что Чарахай, живший в конце XI века, состоял на военной службе правительства киданьской империи Ляо и получил китайский княжеский титул, что повысило престиж его потомков.

    Рашид ад-Дин, описывая взаимоотношения тайджиутов и борджигинов, потомков соответственно Чарахая и его старшего брата Байсонкура, замечает, что «старшие и младшие родичи все были друг с другом в согласии» и жили совместно. По-видимому, содружество двух родов стало основой союза «всех монголов» (qamuq mongqol), сложившегося к 1130-м годам. Примечательно, что лидерами в этом протогосударственном объединении становились поочерёдно представители родов Борджигин и Тайджиут: после первого правителя «всех монголов» борджигина Хабула, внука Байсонкура, хаганом стал тайджиут Амбагай, внук Чарахая.

    Вот есть версия этнонима Тайджиут:

    Цитата:
    Тоджинцы – древняя раса, обитающая в сердце Евразии, «потомки Чингисхана, дворянское сословие».
    «Большой интерес вызывает имя «Тоджа» для всей восточной части Тувы и «тоджинцы» — имя населения этой территории. Все информаторы, с которыми мы работали в Тодже, в Тере-хöле и других районах Тувы, единогласно заявляли, что племени, группы с таким именем нет. «Тоджа — Тожи» и т.д. — это название территории; северо-восточный угол Тувы. Вся восточная часть Тувы — «Улуг-Тоджа». Тувинцы утверждали, что «Тоджа — Тожи» для населения Тувы значит «оленеводы». Этот термин дан оленеводческому населению монголами. Оленеводческие группы Соян, Чооду тувинское население ныне (и давно уже) называет «Тоджи — Тожи». Часто сами оленеводы называют себя этим именем, но это не этноним. Называющие себя «Тожи» обычно имеют этническое имя или Соян, или Чооду. […] в основной работе об «оленных тувинцах» П.Е. Островских имеются такие высказывания: « […] Тоджинцы являются остатками древней расы, обитающей уединенно в самом сердце величайшего из материков». При чрезвычайно сложном составе населения Тоджи, где имеются оленеводы, скотоводы, группы, различные по своему происхождению (Соян, Topҕат, Куулар, Тодут и др.), такое высказывание не только ничего не говорит, но и дезориентирует читателя. В литературе употребляется летописное наименование жителей Восточной Тувы — «Точигасы», которое должно быть переводимо как «оленные касы».
    Г.Н. Потанин приводит ряд параллелей имени «Тоджи». Хотогойтский Тачжин гуни хошун, убюр (южные) тачжи, монгольское название Таджин урянхай хошун — все эти монгольские имена могли относиться к оленеводам. Г.Н. Потанин указывает, что потомки Чингисхана, дворянское сословие, называлось «тачжи», но тут же говорит, что слово «тачжи» древнее эпохи Чингиса. Народ тайджи(ут) упоминается ранее этого времени. В преданиях волк — его предок. Поколение Тайджан имелось у качинцев. Эти параллели не противоречат объяснениям тувинцев. Возможно, в дочингисово время был охотничий оленный народ Тайджи, а впоследствии этим именем стали называть другие группы оленеводов, так появился термин «Точигасы», так стали называть «Тожи — Тоджи» Соян, Чооду…»

    0
    • ext_vk_374654476xJm13
      2 апреля  

      саксаксак, тугу таайалларый, ол таайдьыттар?

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        2 апреля  

        Прокопий Ефремов, ЧХ аймахтара Тайчиуттар, тувинны табаһыттар диэн буолуон сөп=Таджин урянхай хошун.
        Вождь Тайчиутов Таргутай-Кирилтух=Тарҕатый Кырыыллаах-Разносторонний распространитель.
        Это скифское имя Таргитай было известно древним грекам за тысячу лет до ЧХ. Таргитай — в скифской мифологии первочеловек, прародитель скифов, сын Зевса и дочери реки Борисфен.
        Кырыылаа=2) идти, ехать по краю чего-л.; күөлү кырыылаан бар= идти по берегу озера.
        Скорее всего жили вокруг Байкала.
        А может Сырыылаах-быстроходный.

        0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    16 апреля  

    То. что буряты изначально были тюркоязычными,а затем оманьчжурились говорит вот эта работа генетиков.
    Генофонд Сибири – миграции, изоляция и смешениеhttp://генофонд.рф/?page_id=8904

    Цитата:
    Авторы приходят к важному выводу относительно природы европейского компонента в южносибирских популяциях. Поскольку он относится к раннему времени, то не может быть результатом смешения генофонда с русскими, как считали ранее. Этот гораздо более ранний слой смешения может быть связан с распространением степняков ямной культуры на Алтай и Саяны в бронзовом веке.

    Наконец, при помощи LD анализа авторы показали, что популяции Южной Сибири прошли через бутылочное горлышко среднего размера (по сравнению с узким бутылочным горлышком, через которое прошли азиатские популяции, и широким – соответственно, европейские).

    Один конкретный результат касается происхождения БУРЯТ – хотя они говорят на языке монгольской группы, но генетически не родственны монголам. Скорее всего, предки бурят жили в районе озера Байкал, а впоследствии контактировали с монгольскими популяциями и переняли их язык.

    0
Автор поста отключил возможность комментирования анонимными пользователями.
Чтобы оставить ответ, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Обратная связь
Предложения и замечания