1 месяц на форуме Топ тема 1000 просмотров Все
Награды
1 месяц на форуме
1 месяц на форуме
Топ тема
Топ тема
1000 просмотров
1000 просмотров
А может Хоро как-то связаны с Кереитами..???
  1156
Говорят, Хоро прклонялись ворону. А Кереит от монг. слова Кэрэ - ворон, так как он был их тотемом. Ворон в тюркских языках в среднем Карҕа, а в саха Харгыйа. Но возможно, в саха языке был и окоющий вариант Хоргуйа. Ведь есть слова Харгыйдым=Хоргуйдум.
Суть в том, что корень слова ворон в тюрк. и монг. одинаковый: ХаР, КэР, КаР.

И возможно Хоро, упоминаемых в саха преданиях, это и есть часть Кэрэ+ит. Ведь по историческим сведениям, в состав Кереитского союза входили: сакаит, тумат, джиркин и т.д., которые тоджественны саха, тумат и джирикинэй.

Можно еще попытаться установить связь КуРы кан с ХоРо, КэРэ. Возможно КуРы и есть КэРэ+ит. Сначала в союзе были три племени Үч КуРы хан, а потом когда они упоминаются как КеРе+ит, то союз расширился до 7(вроде, точно не помню) племен.
Ответов 71 Написать ответ
  • apanas85xsotta
    6 мая 2018
     

    Хоргуйдум - огорчился
    Харгыйдым - оголодал
    Учи язык Саха.

    0
    • Клал_на_бога_твоего
      6 мая 2018
       

      apanas85xsotta, а ты во многих улусах был? Ты знаешь что такое синонимы? Это когда одно слово имеет несколько значений. Ыт - собака и стреляй. Хоргуйдум - проголодался и огорчился.

      0
      • apanas85xsotta
        6 мая 2018
         

        Клал_на_бога_твоего,
        Хоргуйдум от слова хоргуйар
        Харгыйдым от слова харгыйар, дословно будет «голодной стаей ворон предвкушая поесть», харга-ворона.

        0
      • apanas85xsotta
        6 мая 2018
         

        Клал_на_бога_твоего, я с Усть-Алданского района, где половина населения Акает а вторая половина Окает.
        Живу и вырос там, что то не припомню чтобы такие вещи путали.

        0
        • Клал_на_бога_твоего
          6 мая 2018
           

          apanas85xsotta, у нас хоргуйдум говорят, но я знаю, что в других улусах говорят харгыйдым.

          0
          • nathan
            6 мая 2018
             

            Клал_на_бога_твоего, Сыалахского наслега оканье отмечено в есейском говоре, долганском диалекте, а также у якутов Катангского и Бодайбинского

            0
            • nathan
              6 мая 2018
               

              nathan, А́кающие яку́тские диале́кты — одна из двух групп якутских диалектов (говоров) наряду с окающей группой. Акающие говоры распространены в восточной части ареала якутского языка по правую сторону от реки Лены. В классификации М. С. Воронкина акающая (восточная) группа говоров включает две подгруппы: центральную и северо-восточную[2].

              Особенности диалектов[править | править код]
              Говоры якутского языка в основном характеризуются фонетическими и лексическими различиями. В области фонетики в восточной группе говоров распространено такое явление как аканье в отличие от оканья в западных говорах. Аканье по отношению к оканью представляет собой более древнюю языковую черту. Примеры, в которых отражено аканье: хатын (якут. литер. хотун, рус. госпожа), саргы (якут. литер. соргу, рус. счастье), хамыс (якут. литер. хомус, рус. камыш, тростник), ааҕый (якут. литер. ооҕуй, рус. паук) и т. п.[3] Следует отметить, что якутские аканье и оканье не имеют ничего общего с явлениями под такими же названиями в русском языке, варьирование такого рода в якутских говорах отмечается в ограниченном числе основ тюркского и монгольского происхождения[

              0
            • саксаксак
              11 мая 2018
               

              nathan, вообще считаю, что окание больше принадлежит автохтонам, а акание это возвращенцы из степи.
              БООтур.
              БААтыр.

              0
        • nathan
          6 мая 2018
           

          apanas85xsotta, Ты не с Усть-Алданского района а Суоттукан Орончикан ))))

          0
          • Клал_на_бога_твоего
            6 мая 2018
             

            nathan, если взять кере+ут = хоро(часть бурят), тумат=тубат=туба+ут, джиркин = джирикинэй, сака+ут = саха то всё складно получается, остатки этих племен/народов до сих пор живут рядом: буряты, тувинцы, саха, а джирикинэйи совсем ассимилировались среди других племен.

            0
            • nathan
              6 мая 2018
               

              Клал_на_бога_твоего, Суотту, Сойот.... Применительно к дьуотту автор, ссылаясь на работу Н.Ф. Катанова, отмечает, что карагасы зовут урянхайцев чота, чоты (чаду) [Катанов, 1891, с. 142].

              0
          • apanas85xsotta
            6 мая 2018
             

            nathan, орончикан - оленёнок
            В Соттинцах олени не водятся ))) гыгы
            Приезжай в гости, кстати очень хорошее кладбище первых казаков переселенцев есть, покажу.

            0
    • nathan
      6 мая 2018
       

      Клал_на_бога_твоего, Ну и какой вывод Кереит = Хоро = Оголодавший = Голодранцы.

      0
      • Клал_на_бога_твоего
        6 мая 2018
         

        nathan, вывод что, куры кан = кере ит = хоро это одно племя. (просто названия искажены разными народами).

        0
      • apanas85xsotta
        6 мая 2018
         

        nathan, я с Соттинцев. А ты?
        Ясень пень что ты даже не с Якутии ))) и к Якутии имеешь такое же отношение как эфиоп к снегу ))) хаха

        0
        • Боро5он
          Боро5он
          11 мая 2018
           

          А Сулустан-то прав!

          Хоргуйар - голодает.

          Смотри словарь, фото которого привел Сулустан!!!
          Там смотри с правой стороны снизу

          Это ты , родственник эвенки Белолюбской, которая в Суотту жила и работала, это ты не якут.
          А Сулустан сразу видно, что якут!!!

          0
    • саксаксак
      11 мая 2018
       

      Клал_на_бога_твоего, говор зависит от улусов и диалектов сахаского языка.

      0
  • nathan
    6 мая 2018
     

    Проникновение на территорию современной Якутии скотоводов-кочевников и «бродячих лесных племен», по мнению А.А. Саввина, осуществлялось разными путями — «через верховья рек Лена, Вилюй, Олекма и Алдан» [д. 73, л. 64]. При изложении своей гипотезы о происхождении земледелия у якутов он пишет, что якуты до сравнительно недавнего времени по ХКТ условно делились на дойду дьоно и тыа дьоно. К первым относились жители долин крупных рек, в особенности р. Лены, где доминировало скотоводство. К тыа дьоно принадлежали таежные и лесные жители, которые промышляли в тайге [Саввин, 2005, с. 195]. Исследователь предполагает, что в группу таежных жителей входили первые кочевники, не сумевшие адаптировать скот к суровым условиям севера и по этой причине вынужденные перейти к присваивающей форме хозяйства.

    0
    • apanas85xsotta
      6 мая 2018
       

      nathan, ключевое слово «Гипотеза» о якобы переселении народа Саха.
      Как была гипотезой так и осталось.
      Ещё ни один этнограф не дал четкого объяснения на основании археологических артефактов и научных лингвистических, этнографических работ откуда родом Мой Народ!
      Значит первое что приходит - Мы всегда тут жили!
      А свои выводы и гипотезы оставь при себе.

      0
      • nathan
        6 мая 2018
         

        apanas85xsotta, О переселении там же указано....и про период.
        Первый этап ученый относит к I—IV вв. н.э., когда на территории Центральной и СевероВосточной Азии, к северу от границ Китая, существовал могущественный военный союз гуннских племен, сложившихся, согласно китайским источникам, в конце III в. до н.э. «Гунны были настоящими кочевниками, отличавшимися исключительной выносливостью. Их обычаи и занятия были во многом сходны с якутскими» [Там же]. В заметке «Ойууттар», датированной 1942 г., он пишет, что якутский белый шаман айыы ойууна, по сути, является родовым жрецом и связан с культом неба, характерным для древних кочевников Центральной и Восточной Азии, прежде всего хуннов [Саввин, д. 50, л. 4-5]. В середине I в. до н.э., в результате восстания подвластных им племен и поражения от китайцев, гунны распались на «северные» и «южные» племена. Автор допускает, что некоторые «осколки» этих племен могли уже тогда попасть в бассейн Средней Лены.

        Второй этап А.А. Саввин приурочивает к эпохе господства в Центральной Азии и Южной Сибири в VI-VIII вв. н.э. тюрков-тюгю, создавших империю тюркских каганов [д. 73, л. 94]. Вслед за Г.В. Ксенофонтовым он считал, что после падения Уйгурского каганата в IX в. часть уйгурских родов, переселившихся в Прибайкалье, появляется в Якутии [Саввин, д. 51, л. 13].

        Третий этап, по гипотезе А.А. Саввина, относится к периоду возникновения, расцвета и упадка мировой империи монголов, распространивших свою власть в «Центральной и Северной Азии вплоть до берегов Ледовитого океана» [д. 73, л. 95].

        Согласно своей периодизации, освоение древними предками саха Средней Лены А.А. Саввин рассматривает как длительный процесс, растянувшийся по меньшей мере на 1000 лет: «Как в эпоху господства гуннов, так и в период владычества древних тюрков и монголов, когда территория Центральной Азии и Южной Сибири становилась ареной кровавых битв, бассейн великой реки Лена очевидно служил местом, куда стекались разбитые остатки и осколки раз-

        личных этнических образований. Несомненно и то, что р. Лена с ее пастбищами и богатыми охотничьими угодьями служила областью, где с древних времен в поисках добычи кочевали различные по своему происхождению племена. Некоторые из них осели и их можно назвать автохтонными» [Там же, л. 94].

        0
        • nathan
          6 мая 2018
           

          nathan, По генетике саха картина схожая...Предварительные данные от Кристин Кейзер о сниповании двух древних образцов из Венгрии, Орменькут (Örménykút), Х век н.э., и Тужер (Tuzsér), Х век н.э. Тестировали два снипа, PH1612 (мутация уровня B182, около 3700 лет назад) и PH1896 (более поздняя мутация, возраст около 1550 лет назад). К сожалению, PH1612 не удалось определить в обоих образцах. Результат по PH1896:
          образец из Орменькут PH1896-,
          образец из Тужер PH1896+.
          Таким образом, постепенно начинает проясняться происхождение европейских N-M2019, дальних родственников якутов по мужской линии.

          0
          • apanas85xsotta
            6 мая 2018
             

            nathan, как себе представляешь переселение в начале эры? Со всей семьей и скотом. Это же невообразимое расстояние для скотовода.
            Заметь тогда самолетов машин и теплоходов не было ))))

            0
            • apanas85xsotta
              6 мая 2018
               

              А про дороги и перевалы вообще молчу.

              0
            • Клал_на_бога_твоего
              6 мая 2018
               

              apanas85xsotta, ну так-то сначала проникли обедневшие слои населения, которые по разным прининам лишились коров и лошадей. Им приходилось выживать охотой и рыбалкой. А в тайге много озёр, дичи и пушнины. В степи ты пешком ничего не поймаешь. Вот эти охотники проникали все глубже в лес. Находили или делали алаасы. Некоторые немного богатели за счёт продажи мехов своим соплеменника и обзодился лошадьми и коровами, но уже в новой среде обитания.

              0
              • apanas85xsotta
                6 мая 2018
                 

                Клал_на_бога_твоего, не фантазируй.
                Зимой минус 50 с хвостиком, лето короткое. Выживаемость стремиться к нулю для охотников - собирателей без КРС и табунов.
                Даже если и так, то кто пелядь(рыба такая есть) по твоему заготовит сено и корма для скота на пустом месте?
                Ещё знаешь сколько воды требуется для КРС в зимнее время? Который кстати стоит на сухом сене?

                0
            • nathan
              6 мая 2018
               

              apanas85xsotta, Полагаешь что на Колыму в Верхоянье и тд якутов телепортировали сириусчане?

              0
              • apanas85xsotta
                6 мая 2018
                 

                nathan, они всегда там жили.
                Кстати истинные породы Якутской лошади и КРС сохранились только там.
                Названия местностей все на Якутском.

                0
                • nathan
                  6 мая 2018
                   

                  apanas85xsotta, Ладно зайдем с другой стороны...якутскую корову на Аляску тоже никто не завозил?

                  0
            • nathan
              6 мая 2018
               

              apanas85xsotta, невообразимое расстояние для скотовода...Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

              0
        • саксаксак
          11 мая 2018
           

          nathan, умный мужик, но в то время исследовательского материала было мало. А так по векам грамотно разложил.
          Только про автохтонизм Саха у современных историков до сих пор табу.
          Но не у нас.

          0
  • nathan
    6 мая 2018
     

    Расстояние от Якутска до Верхоянска 637 км. Это кратчайшее расстояние между населенными пунктами «по прямой».
    Якутск - Среднеколымск 1901 км
    Якутск - Чита 1475 км.

    0
    • apanas85xsotta
      6 мая 2018
       

      nathan, не то что со скотом и семьей, даже без обременений добраться туда пешим верхом без наличия обжитых мест и пополнения запаса задача нереальная!!!
      Ты дебил?

      0
      • nathan
        6 мая 2018
         

        apanas85xsotta,
        image
        добраться туда пешим верхом...Охотск коровы

        0
        • apanas85xsotta
          6 мая 2018
           

          nathan, тоже мне сравнил хрен с пальцем.
          Где 1 век и где 19 век?

          0
          • nathan
            6 мая 2018
             

            apanas85xsotta, 19 век?...apanas85xsotta 13:08
            Со всей семьей и скотом. Это же невообразимое расстояние для скотовода.
            Заметь тогда самолетов машин и теплоходов не было

            0
            • apanas85xsotta
              6 мая 2018
               

              nathan, про водные пути слышал не?
              А так же места «обжитые», «ямщицкий тракт»???

              0
            • apanas85xsotta
              6 мая 2018
               

              nathan, вроде умный человек, а рассуждаешь на уровне подростка страдающим юношеским максимализмом.
              Вот как? Ответь мне как можно через не обжитые дикие места переселится на десятки тысяч километром с многочисленным скотом, семьей(детьми и стариками), со всем скарбом (летняя, зимняя одежда, хозяйственная утварь, орудия труда, предметы быта)???
              Да ещё при экстремальных условиях Севера???

              0
          • саксаксак
            11 мая 2018
             

            apanas85xsotta, а какая разница между 1 веком и 19 веком?))))
            Пароходы в Охотск не ходили. Везде шли самоходом.

            0
    • apanas85xsotta
      6 мая 2018
       

      nathan, и?
      Эта карта 18 века как то не сходиться с твоей концепцией «о переселении 1-4 вв» ))))))))

      0
      • nathan
        6 мая 2018
         

        apanas85xsotta, По всей Лене? от верховий до устья кто по твоему живет?

        0
        • apanas85xsotta
          6 мая 2018
           

          nathan, по Лене и его притокам (Алдан, Амга, Вилюй) живет народ Саха, всегда во все века!
          Вам не сломить наши устои и обычаи, мы не верим вашим лживым сказкам про переселение!

          0
          • nathan
            6 мая 2018
             

            apanas85xsotta, Что то тебя не поймешь, ...Со всей семьей и скотом. Это же невообразимое расстояние для скотовода....через час.
            по Лене и его притокам (Алдан, Амга, Вилюй) живет народ Саха, всегда во все века!

            0
            • apanas85xsotta
              6 мая 2018
               

              nathan, я к чему веду:
              Саха всегда жили в нынешних территориях Якутии, а сказки про якобы переселившихся турках и монголах оставьте. Не было этого.

              0
  • nathan
    7 мая 2018
     

    а сказки про якобы переселившихся...РАННИЕ КОЧЕВНИКИ В ЯКУТИИ А. Н. Алексеев

    Это же невообразимое расстояние для скотовода....В этом же культурном слое поселения Улахан Сегеленнях найдены обломки костей, в том числе фрагмент метакарпальной кости быка (по определению Г. Г. Боескорова), которая является пока самым ранним и достоверным остеологическим свидетельством пребывания на Средней Лене древних скотоводов. Для этого слоя получена радиоуглеродная дата 1510±140    
    Улахан Сегеленнях, находящегося на реке Токко (бассейн р. Олекма). Методом радиоуглеродного датирования установлен возраст этих культурных слоев: 110 г. д. н. э. - 350 г. н. э.
    Среди рисунков Забайкалья особо интересны для нас изображения быков, тянущих волокуши с водруженными на них кибитками, юртами и иной поклажей. Такое транспортное средство, бык и волокуша для перевозки всевозможных хозяйственных грузов, было обычным в жизни якутов-сельчан еще совсем недавно, в 1960 1970-х гг.

    1
  • nathan
    7 мая 2018
     

    На контакте IV и III культурных слоев найдена монета с квадратным отверстием в центре. Реверс и гурт монеты гладкие. На аверсе, по бокам квадратного отверстия, имеются два рельефных иероглифа, выполненных в старинном китайском каллиграфическом стиле чжуань. Это характерные признаки монеты у-шу (рис. 2, 5). Е. И. Лубо-Лесниченко указывает, что монеты у-шу имели обращение в Китае с 118 г. до н. э. по 621 г. н. э., появление таких монет в Сибири связано с экспансией хунну в I веке до н. э. - рубеже н. э. Монеты у-шу, полагает исследователь, являются в Сибири показателем и датирующим признаком таштыкской культуры [20]. Известный знаток средневековой археологии Сибири Д. Г. Савинов [21] образно называет монеты у-шу своеобразной «визитной карточкой» хунну. Действительно, в археологических памятниках Центральной Азии и Южной Сибири такие монеты часто встречаются в вещевых комплексах, связанных с хунну. Вероятно, и в Якутии монета у-шу может быть одним из индикаторов хуннского или хунно-сяньбийского влияния.

    О хуннских истоках этногенеза якутов говорится давно. Известный якутский историк Г. В. Ксенофонтов еще в 20-30-х гг. прошлого века обосновывал гипотезу, что хунны являются прямыми предками якутов и именно их потомки в начале новой эры заселили Вилюй и Лену, став этнической основой сложения через много веков якутского народа. Даже тогда для постановки такой гипотезы имелись фактологические основания в виде коллекции местных древностей, имеющих корни в культуре хунну и в более поздней хунно-сяньбийской культуре. В настоящее время источников, свидетельствующих о хуннском участии в культурогенезе якутов, стало значительно больше. Наиболее полное представление об этом можно получить из двух очень информативных статей Д. Г. Савинова [11, 21], где в результате анализа археологических источников и коррелирующих с ними наблюдений палеоэтнографического характера

    11.    Худяков Ю. С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1986. - 268 с.: ил.

    21.    Савинов Д. Г. Археологические материалы о южном компоненте в культурогенезе якутов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — Якутск:    Изд. ИГИиПМНС

    0
  • Быйанг
    7 мая 2018
     

    Хоро в переводе на русский язык означает = те кто живут выше, и что находится выше.
    В древности, Юг считался выше а север внизу. Карты древние тоже рисовали севером вверх. А до нас от тех древних понятий, словосочетание вверх - в отношение реки, На реке Вверх всегда означает в сторону юга или против течения.

    К примеру: - Олекцы для Тиксинцев Хоринские, Для Оленкцев Сангарские - хоро, Для Сангарских - Якутские хоринцы, Для Якутских Олекменские итп итд, а для всех Якутян хотнские это - те кто живет южнее Якутии.

    ОТ слова Хоро в якутском языке есть такие слова - Хороччу, Хороҕор, Хоройбут.... итп итд

    0
  • nathan
    8 мая 2018
     

    Хоро как-то связаны с Кереитами...
    Н.А. Аристов
    По самому замечательному и одному из древнейших тюркских народных сказаний, запись которого у китайцев почти одновременна с появлением в истории самого имени тюрков, праотец турков был родом из «владения Со, которое лежало на север от страны хуннов». Один из его потомков Ичжини-нишыду (I-tchi-ni-sse-tou), родившийся от волчицы и одарённый сверхъестественными качествами, имел двух жён: дочь духа неба и дочь духа зимы. От первой у него родилось четыре сына, из которых один превратился в лебедя; другой, по имени Ци-гу (Ki-ku), основал государство между реками Афу (А-pou) и Гянь (Kien); третий положил начало царству на берегах реки Чуси (Tchou-tche). Четвёртый, старший сын, по имени Надулуше (No-tou-lou-che), жил в горах Басы-чу-си-ши (Tsien-sse-tchou-tche-chi); в тех же горах обитала орда, происходившая от упомянутого общего тюркского праотца; эта орда сильно страдала от холода, причиняемого росами; Надулуше научил её добывать огонь, обогрел и пропитал, так что всём сохранил жизнь; за это упомянутая орда подчинилась ему, признала старейшиною и наименовала ту-кю (tou-kioue) 1. [2] Его потомок Тумынь был первым государем турков (тукю), вошедшим в сношения с Китаем в первой половине VI века.

    0
  • nathan
    8 мая 2018
     

    Разберем подробно... (I-tchi-ni-sse-tou)...I-tchi = Иччи (Иччи — духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест в традиционных верованиях якутов)

    ni-sse-tou = Госпожа Няхсаат Буурай (Ньахсаат Буурай хотун) (I-tchi-ni-sse-tou), родившийся от волчицы

    image

    0
  • nathan
    8 мая 2018
     

    четыре сына, из которых один превратился в лебедя...По словам историков, в настоящее время тотемы присутствуют в современных гербах улусов. «К примеру, тотемом намских якутов является белый лебедь, представленный в гербе символики Намского улуса. Подобное мы наблюдаем у кипчаков, известных на Руси как половцы, у которых тотемом был гусь.

    0
  • nathan
    8 мая 2018
     

    Ци-гу (Ki-ku), основал государство между реками Афу (А-pou) и Гянь (Kien)...В исследованиях ученых находятся попытки дать наиболее правильное толкование данному гидрониму. В.Я. Бутанаев считает, что наименование реки состоит из двух самодийских элементов: Абы (вода, река) + кан (путь, артерия), т.е. водная артерия. Также он указывает, на историческую значимость водного объекта: «в китайских летописях VI н.э. сохранились сведения о создании кыргызами своего государства между реками Афу и Гянь (Абакан и Енисей)» [2, с. 8]. Но гораздо ранее М.И. Боргояков предположил, что данный гидроним состоит из хакасского слова «аба» (отец, старший) + «кан» (путь, дорога) из кетского языка, таким образом, Абакан – это «дорога аба или водный путь аба» [1, .с. 36]. Версия Боргоякова считается наиболее приемлемой на сегодняшний день.

    0
  • nathan
    8 мая 2018
     

    третий положил начало царству на берегах реки (Tchou-t che)...Применительно к дьуотту автор, ссылаясь на работу Н.Ф. Катанова, отмечает, что карагасы зовут урянхайцев чота, чоты (чаду) [Катанов, 1891, с. 142]
    Сойоты являются потомками саянских самодийцев, бывших частью древнейшего населения Восточных Саян, оставшиеся в пределах своей прародины. Впоследствии подверглись тюркизации, которая охватила прежде всего язык и лишь частично затронула хозяйство, материальную культуру и мировоззренческую систему

    0
  • nathan
    8 мая 2018
     

    Четвёртый, старший сын, по имени Надулуше (No-tou-lou-che), жил в горах Басы-чу-си-ши (Tsien-sse-tchou-tche-chi); в тех же горах обитала орда, происходившая от упомянутого общего тюркского праотца; эта орда сильно страдала от холода.

    Басы-чу-си-ши (Tsien-sse-t...«Саха байаан/байаат ойуунабын (Якутский байан/байат шаман)».
    Баяты (азерб. Bayatılar, туркм. Baýatlar, в монгольском языке - Bayat, в калмыцком языке - Baatud ) — огузское тюркское племя[1], монголо-ойратского происхождения, расселенное на территории Азербайджана, Ирака, Ирана, Сирии, Туркмении и Турции[1][2]. Являются субэтнической группой азербайджанцев и туркмен[3]. Монгольские баяты проживают на северо-западе Монголии (Алтае) в Убсунурском аймаке Монгольской народной республики и относятся к ойратской группе монгольских народов. Часть баятов (баатудов) входит в состав субэтноса калмыцкого народа - дербетов и проживает в Республике Калмыкия Российской Федерации.

    0
  • Галс-галс
    11 мая 2018
     

    https://www.youtube.com/watch?v=awgO53m6G8M вот кому покланялись Хори !!!!

    0
    • nathan
      11 мая 2018
       

      Галс-галс, Хоро бурят.. Тут вызывает интерес семантика имени главного героя олонхо Буурай.
      В словаре Пекарского [16, стб. 565] под словом Буурай приведены два значения: 1. ‘удалой,
      удалец, грубый’, обозначающий качественную характеристику лица; 2. от русск. бурый, обозна-
      чающий наименования цвета и масти. Как установлено Н. И. Филипповой, эпитет буурай при-
      соединяется к именам отрицательных персонажей абаасы как женского, так и мужского пола,
      а также к именам грозных божеств, семантика которых более связана с наименованием масти.
      Так, ею сделан вывод о том, что первое значение слова Буурай ‘удалой, удалец, грубый’, обо-
      значающий качественную характеристику лица, не подходит к именам женского пола и духа,
      видимо, исходя из того положения, что характерная черта ‘удальство, безудержная лихость,
      грубость’, в большей степени, присуща персонажам мужского пола [1, с. 65]
      Однако нами выявлено, что с компонентом Буурай образуются эпические имена положи-
      тельных главных героев олонхо, богатырей айыы, например, тот же нами рассматриваемый бо-
      гатырь айыы Кёр Буурай и другие богатыри Срединного мира – Кёнгюл Буурай, Далла Буурай,
      Кюскэнг Буурай и др. [24, с. 4].Поэтому, видимо, компонент буурай в образовании личных имен эпических персонажей ис-
      пользуется и в значении ‘удалой, удалец, грубый’, дабы подчеркнуть неистовый характер и кру-
      той нрав героев положительных и отрицательных, так и в значении ‘бурый’, наименовании ма-
      сти, характеризующий физический облик образов племени абаасы Нижнего сумрачного мира.
      По поводу этимологии якутской лексемы буурай, по фоноструктурному признаку на пер-
      вый взгляд можно посчитать, что она является русским заимствованием. Однако в «Слова-
      ре тюркизмов в русском языке», вышедшем в 1976 г. в Алма-Ате под редакцией академика
      А. Н. Кононова, авторами считается, что русское прилагательное бурый является заимство-
      ванием из тюркских языков. Этого мнения также придерживались В. В. Радлов, Э. Беркнер,
      И. Огиенко [25, с. 65]. В ходе первичного исследования устанавливаются возможные мон-
      гольские параллели якутской лексемы буурай // халх., бур. буурал ‘седой, чалый (о масти)
      [18, с. 606], монг. bürüj [25, с. 65]. Таким образом, фоноструктура и семантика якутского компо-
      нента буурай в составе личных имен требует тщательного этимологического экскурса.

      0
  • nathan
    11 мая 2018
     

    Эпическое имя Саар в якутском языке Э. К. Пекарский считает русским заимствованием
    от Царь. Однако там же привел прямую параллель с османского (турецкого) языка чар ‘царь’
    [16, стб. 2094]. Вместе с тем Г. В. Ксенофонтов приводит древнюю семантику слова саар как
    ‘рабочий бык, вол’. Он весьма убедительно раскрывает семантику компонента саар, который в
    составе якутской фразеологической единицы саха саара, урааҥхай буура переводится дословно
    ‘то же, что у саха вол, а у урянхайцев олень-самец

    0
  • Туску .
    Туску .
    20 августа
     

    Буолуо даҕаны...

    0
Ответ на тему: А может Хоро как-то связаны с Кереитами..???
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания