Манси (вогулы)
tarkkailija  -    3598
Манси

Не многие знают, что манси – ближайшие родственники не только своих соседей – хантов, но и венгров, живущих на Дунае, за тысячи километров от Урала – сибирской границы.

А дело было так. Еще три тысячи лет тому назад на юге Западной Сибири (в лесостепной зоне), у южных склонов Урала, в степях Северо-Западного Казахстана жила многочисленная общность людей, объединенных природными условиями обитания, характером занятий, общим языком и самоназванием.
Это были древние угры – земледельцы и скотоводы (им, в частности, было известно и коневодство). Однако именно тогда, на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры или даже на 100 – 200 лет раньше (так утверждают лингвисты, изучающие историю развития языков)1 уже началось размежевание угорской общности.
Вряд ли когда-нибудь окажется возможным выяснить все причины, обусловившие этот процесс, однако далеко не последнюю роль в нем сыграло изменение климата Евразии – увлажнение на севере, в лесах и аридизация степей и лесостепей, где жили угры2.
В этих условиях одна группа угров (предки будущих венгров) стала переходить к пастбищному кочевому скотоводству, а другая, без которой не было бы современных манси и хантов, начала продвигаться на Север3. Путь этот, пролегавший по обе стороны Урала, занял, очевидно, более тысячи лет. Археологические памятники на юге лесной зоны Западной Сибири, которые можно уверенно сопоставить с традиционной культурой манси и хантов, датируются именно первыми веками новой эры4. К середине I тысячелетия угры проникли в Европейское и Азиатское Приуралья, достигли в Европе верховий Северной Двины и Печоры, а в Азии – устья Оби.
Между тем, группа угров, составившая впоследствии основу венгерского народа, также не оставалась на месте. В эпоху “великого переселения народов”, в конце IV в. новой эры, эти угры откочевали на Кубань и в Причерноморье, а затем (это было уже в конце IX в.) оказались на Дунае. Они включили в свой состав и ассимилировали славянские и другие племена, населявшие здешний край, в результате чего постепенно сложился венгерский народ.

Впрочем, вернемся к предкам манси и хантов. Постепенно продвигаясь на Север, они повсеместно сталкивались с племенами (их принято именовать уральскими), которые жили здесь еще раньше.

Уральцы, в отличие от пришельцев-скотоводов, были охотниками и рыболовами. К тому же и язык у них был иным, чем у угров. И вот, в силу исторических обстоятельств, двум столь несхожим этнокультурным общностям, суждено было не только соприкасаться, но и взаимодействовать в течение многих веков. Этот процесс включал в себя культурный обмен, языковые взаимовлияния, брачные контакты.

Со временем угры утратили прежние навыки скотоводов и освоили охотничий и рыболовный промыслы, составлявшие основу хозяйственных занятий уральцев. Это неудивительно, ведь при невысоком уровне развития общества экологическое окружение оказывает определяющее влияние на производственную деятельность людей.
В то же время, свой язык пришельцы сумели в основном сохранить.

Следует заметить, что на новой для угров территории формировался не один народ, а два – манси (их территория включала Урал, Приуралье, бассейн Камы, верховья Северной Двины и Печоры, а за Уралом – сибирские реки Туру и Тобол)5 и ханты (в Среднем и Нижнем Приобье).

В дальнейшем, начиная с XI в., под давлением коми-зырян манси стали постепенно отходить за Урал. В конце концов, к XVII столетию они расселились в основном в левобережье Оби по ее притокам, а ханты заняли правобережный бассейн этой великой реки6.
Традиционные культуры этих угорских, а точнее – новоугорских народов (их еще называют обскими или сибирскими уграми) очень близки друг другу.

Однако следует обратить внимание на удивительную стойкость именно “мансийского (равно как и венгерского) языка и самосознания.
Несмотря на столь далекие миграции… и смешение с аборигенным населением, носители мансийского и венгерского языков сохранили их, передав местному населению”. Иными словами, манси (и венгры) сохранили больше “генов угорского этноса”*, нежели ханты, чьи предки в гораздо большей мере растворились среди уральских племен западносибирской тайги”7.

Впечатляющим, хотя далеко не единственным, свидетельством своеобразной консервации древнеугорского наследия в среде манси и венгров (мадьяр) является близость самоназваний этих народов.
Исследователи с полным основанием сопоставляют современные этнонимы** “мадьяр” и “манси”8, восходящие к общей праформе “мансэ”9.

Можно с достаточной уверенностью полагать, что манси как народ сложились приблизительно к X – XI вв. н.э.10
Это значит, что они теперь представляли собой общность людей, говорящих на одном языке, занимающихся одними и теми же промыслами, имеющих одни и те же (или близкие и понятные) обычаи.
Они одинаково представляли себе происхождение своего народа, одинаково видели мир. В то же время, возникновение народа манси из двух разнородных частей (угров и уральцев) отразилось в их мифологии и общественном устройстве.
Все мансийское (как и хантыйское) общество делилось на две половины – фратрии*** Пор и Мось.

Люди жили маленькими поселками или отдельными семьями, но при этом жители каждого селения (пауля) отчетливо представляли себе, к какой именно фратрии они принадлежат.
Такое знание было необходимо, поскольку браки заключались между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот.

Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось – потомки угров.

Конечно, в результате длившихся тысячелетиями брачных контактов представители различных фратрий оказались близки по своему антропологическому типу и иным физическим характеристикам, обладали одними и теми же культурными навыками.
Это как раз и означало появление единого народа.
В то же время, поскольку в обществе сохранилась исторически обусловленная брачная регуляция, без которой общество физически не могло бы существовать и воспроизводиться, то людьми осознавалось как наличие двух половин общества, так и принадлежность каждого к одной из них.

В традиционном обществе* все социальные институты, как и значимые действия людей, всегда освящены мифом.
Никто не знает, когда и как появилось деление общества на две половины. Но для того, чтобы каждое поколение людей принимало это как должное и следовало этим установлениям, необходимо какое-то принимаемое как аксиома объяснение.
В роли этой аксиомы и выступает миф. В мифе, прежде всего, речь идет о том, как то или иное правило поведения было установлено некими, опять же мифическими предками. В жизненно важных ситуациях, таких, как начало войны, основание нового селения, заключение брака, поведение людей как бы сводится к повторению действий предков, вернее – к имитации этих действий. Люди в подобных случаях “возвращаются”, прерывая естественное течение жизни, к тому “как было”, “как происходило”, “как делалось” в мифическом начале. Именно этой цели – достижению соответствия дел людских некоей изначально установленной, освященной мифом норме, служат многочисленные ритуалы и церемонии. Именно благодаря этому живет традиция.
Существует немало преданий о происхождении мансийских, а вернее обско-угорских, фратрий. Считается, что предком фратрии Пор был медведь (или медведица), а предком Мось – женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. В другом мансийском предании речь идет о том, что первый брак был заключен между мужчиной Мось и его сестрой. От этого брака родился сын. Брат убил жену-сестру и сына (тем самым миф отрицает кровнородственные браки). Из крови сестры-жены выросло растение Порих, которое съела медведица, у которой затем родилась дочь – первая женщина Пор11. Люди убили медведицу, но та, зная о своей предстоящей гибели, велела дочери не есть ее мясо, и долгое время запрет на употребление в пищу медвежьего мяса – мяса мифического предка, оставался обязательным для людей фратрии Пор.
Позднее отношение к медведю несколько изменилось. На него стали охотиться, или, во всяком случае, добывать, если охотнику случалось встретиться с медведем в тайге (обнаружить берлогу). В то же время у людей оставалось представление о том, что убийство медведя – преступление, ведь он предок. Поэтому бытовали специальные обряды “очищения” - все принимавшие участие в охоте бросали друг в друга снегом или (если дело было летом) плескали водой12.
С радостью встречали люди известие о редкой добыче – ведь она означала, что пришел праздник. На него приглашали и жителей других селений, здесь никто не был лишним. Охотник-добытчик окружался особым уважением и почетом. Именно в его доме и устраивалось праздничное торжество. При этом шкуру зверя с головой укладывали на возвышение – нары (пал) у стены, противоположной входу, на самом почетном месте. Медведь как бы наблюдал за происходящим. Голова его лежала на лапах (именно в такой позе он изображался на бронзовых бляхах двухтысячелетней давности). Перед медведем на небольшом столике ставилось угощение, а стены увешивались собольими и лисьими шкурами – хозяин тайги представал, таким образом, в виде почетного гостя праздника.
В соответствии с информацией исполнялись песни, пляски, драматические сцены – все это соответствовало разработанному ритуалу. В промежутках присутствующие угощались спиртным, мясом (мужчинам полагалась передняя, а женщинам – задняя, менее почетная, часть туши). Медведю преподносили подарки (куски ткани, а если гостем являлась медведица – платки, бусы, кольца). Эти подарки складывались в специальный ящик, причем женщинам полагалось складывать их отдельно. Длительность праздника составляла пять дней, если “гостем” был медведь, и четыре – если “гостила” медведица (по другим данным соответственно 7 и 5 дней)13.
Однако особое отношение к медведю, характерное для членов фратрии Пор, далеко не всегда разделялось людьми, входившими в состав другой половины общества – фратрии Мось, потомк
Ответов 35 Написать ответ
  • tarkkailija
    17 мая 2016
     

    Мось и Пор

    Однако особое отношение к медведю, характерное для членов фратрии Пор, далеко не всегда разделялось людьми, входившими в состав другой половины общества – фратрии Мось, потомками древних угров.
    И хотя это обстоятельство не фиксируется ни в каких исторических документах, о нем красноречиво говорит фольклор. Именно в сказках и песнях, имеющих, казалось бы, общемансийскую принадлежность, прорываются иногда отзвуки неоднородности этого общества, различного восприятия одних и тех же жизненных ситуаций. Если для людей Пор убийство медведя – беда, переходящая в праздник, то поведение людей Мось сказания характеризуют иначе.


    Таким образом, исподволь прокламируется непрерывное, проходящее через века противостояние двух половин, частей мансийского общества. Идеология, живущая своей собственной жизнью, не позволяет забыть о различном происхождении компонентов, из которых сложился народ. И в это же время людям, входящим в каждую из фратрий, некуда деться друг от друга. В их ограниченном космосе они были обречены на взаимодействие. Более того, они попросту не могли жить друг без друга, ибо мужчинам Мось полагалось брать в жены только женщин Пор и наоборот. Как бы насмешливо не отзывались друг о друге Мось-Махум (манси Мось) и Пор-махум (манси Пор), это никак не могло повлиять на предопределенность их отношений.


    И все же духовная жизнь каждой фратрии проходила в большой мере самостоятельно. Существовали фратриальные святилища.
    На правом берегу Оби в селе Вежакоры вплоть до недавнего времени находился культовый центр фратрии Пор.
    Здесь, в общественном доме, обитателем которого был специально избранный хранитель, в особом ящике пребывало изображение Консенг-ойки (Когтистого старика) – свернутая медвежья шкура с головой, набитой сеном и уложенной на лапы. Регулярно, через каждые 7 лет, здесь проводились ритуальные обряды, сопровождавшиеся большими танцами (яны-ект). Ритуал этот, близкий по форме к обрядам медвежьего праздника, был, однако, сложнее. Это место и ныне считается священным и почитается. В наше время периодические праздники, на которые приезжали люди из разных селений, прекратились. Последний раз они совершались в 1965 г.16
    Фратрия Мось также имела свой культовый центр. Он находился в Белогорье, недалеко от устья Иртыша.
    Главным фетишем здесь был знаменитый медный гусь*.
    Дело в том, что в облике гуся могла представать Калтащ-эква – фратриальный предок Мось и ее сын Мир-Сусне-Хум – наиболее значимый персонаж мансийского пантеона. Впрочем, о нем разговор впереди.
    Медный же гусь был известен как предсказатель, поэтому жрецы-хранители святилища, по выражению автора источника XVII в., “о всяких делах с болванами своими говорят и их спрашивают, и в том шаманстве те болваны и в Белогорье медный гусь отповедь чинит”17.

    Известность “медного гуся” была столь велика, что в 1704 г. во исполнение указа Петра I, требовавшего “сыскать шаманов самых знающих”, сибирские воеводы М. Черкасских и И. Обрютин послали “в Белогорскую волость толмача** Алексея Рожина, с ним конного казака Степана Мурзинцева “по шайтанщиков по Куланка Пыхлеева да у которого медный гусь по Пьянка Мастеркова”.
    Правда, эти “шайтанщики” на допросе в приказной палате отговорились тем, что “с болванами де они своими не о каких делах говорить и ворожить не знают и с медным гусем нихто не говаривал и говорить не умеет, а шайтанов де они и гуся у себя держат из давних лет и по своей вере молятца”18.

    Медный гусь имел, должно быть, внушительный вид, для него было сделано специальное гнездо из сукон, холста, кож.
    В честь этого кумира совершались жертвоприношения животных, более всего лошадей. Белогорское святилище существовало еще в десятые годы XVIII в., во всяком случае, Г. Новицкий в своем “Кратком описании о народе остяцком” писал: “Гусь боготворимый идол их бяше, изваян из меди в подобие гуся; име скверное жилище в юртах Белогорских при великой рыке Обе”19.

    Следует отметить, что святилище это посещалось не только манси, но и хантами, принадлежавшими к фратрии Мось*** (точно также культовый центр в Вежакорах являлся местом своеобразного паломничества людей, входивших во фратрию Пор, независимо от того, были ли они манси или хантами).

    Заметим, что регламентация духовной жизни и религиозно-обрядовой практики в соответствии с фратриальным делением общества вовсе не означала полной изоляции одной фратрии от другой и в этих сферах.
    Ведь манси сложились в единый народ, и осознание общности проявлялось и в существовании межфратриальных культовых мест, объединявших людей независимо от их принадлежности к той или иной фратрии.
    Одно из таких святилищ называлось Торум-Кан (Божье место) и находилось недалеко от селения Ломбовож на р. Ляпин.
    Торум-кан действовал еще в двадцатые годы нашего столетия, сейчас осталась лишь мощная опора, к которой прислонялись стволы специально срубленных деревьев, - к ним крепились изображения мансийских богов. В их честь совершались жертвоприношения животных (оленей), здесь же разводился костер, на котором варили жертвенную пищу.
    К святилищу вели две тропы. По каждой из них шли люди одной из фратрий. Это случалось дважды в год: в начале августа и вскоре после Нового года. Для посещения Торум-кана собирались жители множества селений, расположенных в бассейнах рек Сосьвы и Ляпина. Помимо ритуальных действ, устраивались соревнования на лодках (если дело происходило летом). Каждое селение выставляло команду из 12 человек. Лодки готовились заранее. 10 гребцов сидели попарно и работали каждый одним веслом, кроме этого, на корме находился рулевой, а на носу – музыкант с сангултапом*. Во время гонки он исполнял ритмичную мелодию и таким способом задавал темп гребцам.

    Может возникнуть впечатление, что уходящее вглубь времен фратриальное устройство мансийского общества, которое, кстати, пронизывало его вплоть до недавнего времени, являлось чуть ли не единственным результатом социального развития народа манси. На самом деле это не так. Уже в XI в. новгородцам стало известно об угорских, в том числе мансийских, княжествах. В XVII в. Югра** стала зависимой от Новгорода – население ее платило дань новгородцам. Впрочем, зависимость Югры от Новгорода ограничивалась “поездками новгородских даншиков для сбора ясака”21. Параллельно с этим, однако, шла торговля, взаимовыгодный товарообмен, и именно это обеспечивало относительную стабильность связей.
    Русские источники того времени практически не содержат сведений о социальном устройстве обско-угорского, стало быть, и мансийского, общества. Лишь некоторые упоминавшиеся в них детали позволяют с большой осторожностью предположить, каков характер социальной организации угров того времени. Так, в новгородской летописи упоминается “князь югорский”. Если исходить из того, что русские при оценке чуждой для них действительности использовали собственные представления и мерки, то князь югорский XII в. – это как минимум военный предводитель, ведь в Великом Новгороде князь исполнял именно эти функции22.
    Образ князя сохранился в народной памяти угров. Вот каким его увидел через призму фольклора выдающийся историк С.В. Бахрушин: “Князья выделяются великолепием: былины говорят о роскоши их одежды, об амбарах, где хранятся их богатства, о шелковых, разотканных и украшенных бубенцами завесах, отделяющих в их домах женскую половину от мужской, о сокровищах их домашних богов. Среди плохо вооруженных воинов опять выделяется князь, "звенящую кольчугу из блестящих колец носящий богатырь". Он окружен дворней, снабжающей его пищей и прислуживающей ему. Его богатство позволяет ему роскошь многоженства. Исключительное положение князей выработало у них изысканную психологию и утонченность манер, они щепетильны в исполнении данного слова, деликатны в еде, когда нужно приказывать, то делают это жестами и глазами. Своеобразные рыцари северных тундр, они воюют из-за женщин, хотя в семейном и общественном быту женщина занимает приниженное положение"23.

    0
    • Tarkkailija
      17 мая 2016
       

      ОТРЫВОК из НАРОДНОГО ЭПОСА ВОГУЛОВ «Янгал-маа»..

      Народный эпос вогулов «Янгал-маа»..


      ОТРЫВОК: перевод Сергей Клычков

      …И как волки на добычу,
      Потекли тогда потоки
      Русских орд на нашу землю.
      Оттесняя нас все дальше,
      Дальше к Морю Ледяному,
      Отбирая наши земли,
      Наши реки, нашу рыбу,
      Зверя, птицу и оленей
      И насилуя повсюду
      Наших жен, сестер и дочек…
      …Слушай, слушай, бог Великий, –
      Это голос всех народов,
      Всех народов подневольных,
      Истомленных тяжкой ношей –
      Беспрерывною борьбою
      За свое существованье…
      …Сам ты знаешь, бог Великий,
      Как пришли чужие люди
      В нашу землю:
      Рус пришел с огнем пушканов,
      Топором и зельем смерти,
      Он пришел с попом-пронырой.
      Рус был вор – он крал железом,
      Поп – крестом и сладкой речью…
      …Эти русские отряды
      Покорили нас железом,
      Умертвили всех старейшин
      И поставили над нами
      Лиходеев и бандитов
      Суд творить, чинить расправу,
      Собирать ясак тяжелый
      И бесчестить наших женщин!
      И теперь все наши жены
      Нас рожают слишком слабых,
      Как щенят седьмых, последних,
      Старой сукою рожденных, –
      Слишком слабых для сраженья
      За свободу…
      «Нут и шар» – Клянусь медведем!
      Я хочу, чтоб каждый ненец
      Крикнул громко и победно:
      «Смерть коварным чужестранцам!..»
      «Нут и шар!..»
      «Нут и шар» – Клянусь медведем!
      На земле Ямала будут
      Все народы вновь свободны!
      «Нут и шар!..»
      «Нут и шар» – Клянусь медведем!
      Страшно будет! Вы не бойтесь!
      Будет смерть, пожары, голод;
      От старухи – алой смерти,
      Как испуганные волки,
      Бросив все, покинув тундру,
      Побегут за горы люди –
      Люди русские от смерти!
      «Нут и шар!..»
      «Нут и шар» – Клянусь медведем!
      Вижу зарево пожаров,
      Гарью пахнет, ночь настала,
      Дым застлал, как тучей, небо –
      Это русские бандиты
      Из туманов убегают!..
      «Нут и шар» – Клянусь медведем!
      После этого настанет
      Время новое, иное,
      Время правды и свободы
      От проклятых Богом русских!..
      Ну стреляй! Стреляй, ***!
      Мало вам ненецкой нефти?
      ало вам мехов ненецких?
      Мало вам ненецкой рыбы?
      Пусть же кровь моя прольется!
      «Нут и шар!» Стреляй, ***!..

      0
      • Tarkkailija
        17 мая 2016
         

        Этто был только отрывок из эпоса манси

        0
        • Tarkkailija
          17 мая 2016
           

          Продолжительная борьба манси с завоевателями.

          Двенадцать лет (1915 -1927) потребовалось мне для того, чтобы из отдельных, разрозненных былин, сказок, сказаний и шаманских песен вогулов составить и написать «Янгал-Маа».

          Целые месяцы в дымных юртах, землянках и берестяных чумах, на берегах безымянных рек, в тайге, на границе карликовых лесов, где начинаются бесконечные» просторы тундры, приходилось собирать по крупинкам у скупых и недоверчивых сказителей рассказы о богатыре Вазе, красавице аи-Ючо, злом боге Мейке, страшном прародителе Пенегезе, огненной птице Таукси, Нуме и многих других богах, шайтанах и героях «Янгал-Маа».

          Прошло много лет, но и поныне я не могу забыть сгорбленную фигуру столетнего вогула — сказителя Кутони, чум которого стоял в верховьях Горностаевой реки – Сосс’я.
          Не могу забыть его слова: «зачем скрывать стариковские рассказы? напиши их маленькими словами, может быть, добрые люди помогут бедным маньси в их тяжелой жизни».

          Дед Кутоня покинул насиженный чум на Горностаевой реке; недалеко от русла ее, где стволы высоких сосен отливают медью, около одной из сосен, в густом папоротнике поместилась забытая могила, под холмиком лежит Кутоня, а на сучке сосны висит навсегда умолкнувший шаманский бубен.


          С любовью и признательностью всегда вспоминаю Кутоню — моего учителя вогульского языка — вогула с Горностаевой реки, который помог мне открыть самый таинственный эпос — вогульский эпос «Янгал-Маа», рожденный в эпоху покорения русскими Сибири.

          В неравной, продолжительной борьбе с русскими завоевателями иссякали силы маленького народа. Но надежда на лучшее будущее в вогульском народе не умирала. если татары долгое время ждали возвращения последнего хана-кучума, самоеда-богатыря Итьте, обладателя мудрости семи богов и семи стран, то вогулы, потерявшие надежду в открытом бою сбросить тяжелое иго московских царей, сомали своего богатыря-освободителя — Вазу.

          Вот почему рассказы, сказки, песни и былины о богатыре Вазе ревниво оберегались от постороннего уха недоверчивыми вогулами и не выходили за берестяные стены чумов.

          Вот почему блестели глаза у сказителей этих чудесных рассказов и пьянели без вина их слушатели от гортанного монотонного напева о подвигах Мадура Вазы.

          Cказки народа, открывающие целый новый мир, не должны умереть и стенах берестяных чумов и дымных юрт.

          Исполняя волю Кутони; вогула с Горностаевой реки, я отдаю на суд читателей его «стариковские рассказы».

          Мих. Плотников

          25 июня 1927 г.

          0
          • Kilbar
            17 мая 2016
             

            Tarkkailija, манси угры. И этим все сказано. По якутски. Угр звучит как Укур. Они ветвь Трои Саха. Мы их называем Укур Моҥул Сах. Живущие семьями огненно рыжие саха.

            0
            • Крио
              17 мая 2016
               

              В эпосе вогулов про твою "трою саха" и укур-мукур ни слова нет.

              Сказано же тебе топикстартером - родственники венгров.
              И доказательств у тебя для твоей версии столько же, сколько ты предъявил, хе-хе, якутских костяных денег - ноль.
              Так что не болтай глупости, Кылбар. Иди лучше пожуй что-нибудь, умнее будешь казаться.

              0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              17 мая 2016
               

              Kilbar, Укур Могулы выполняли ту же роль, что и лесные урааҥхайцы на востоке, тыловое обеспечение.

              0
              • Крио
                17 мая 2016
                 

                Ага, с костяными деньгами в мешках,

                укур-мукуры ехали в обозах.

                0
              • Мось.
                8 апреля
                 

                И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.
                Антропологи считают, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с автохтонными племенами Урала – об этом говорит сочетание в культуре манси обычаев степняков и таежников.
                Самоназвание народа – манси значит «человек» и происходит от праугорского слова mańćɜ, что означает «мужчина».

                История племен ханты тоже насчитывает около тысячи лет. Этот народ образовался от смешения пришлых угров и аборигенных племен.
                Самоеды: нганасаны, ненцы и селькупы называли хантов «чужими» – «ярган».

                Ханты называли себя – хантэ, что значило – человек.
                Генетики наблюдают родство хантов с приуральскими народами и с народами Горного Алтая и Средней Азии.


                Народ манси разделяется на две социальные группы – фратрии.
                Одна называется Пор, вторая – Мось; группы имеют культурные различия.
                В группе Пор преобладают традиции охотников и рыболовов Урала, тотемом группы считают медведя.
                А в группе Мось преобладают традиции степняков, ее члены считают своим предком прародительницу Калтащ.
                Невест манси всегда брали из другой группы.
                Социальная организация манси была сложной – у них были свои князья, которые владели дружинами, свои воеводы.
                Мансийский письменный язык существует с 1931 года – на основе латинского алфавита, и с 1937 года – на основе кириллицы.

                Ханты более раздроблены этнически, у них существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Например, у них есть прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское наречия. Письменность для некоторых диалектов была создана только в 1950-х годах. Этнографы выделяют три крупные группы хантов: восточные, северные и южные.
                Восточные ханты имеют палеосибирский характер культуры и наименьшее присутствие в их крови угорского компонента.
                А южные имеют ряд черт степняков – это культ коня и коновязи, танцы с саблями.

                Источник: Чем ханты отличаются от манси
                © Русская Семерка russian7.ru

                0
            • alamaykunsilama.ru
              13 апреля
               

              Kilbar, манси центравые финно-угры! Потому как культура, язык, абычаи истинно финно-угорские! А вот Саха на 80-85% тоже финно-угры но язык, культура обычаи с коневодством и скотоводством савсем не финно-угорские!

              0
        • a3105N
          a3105N
          Jon Silver
          26 августа 2017
           

          Tarkkailija, а при чем тут ненцы? Ненцы это вообще из другой оперы, самодийской.

          0
  • Иваныч.
    Иваныч.
    Иван Иваныч
    17 мая 2016
     

    если тут в эпосе вранье:

    Цитата:
    Мало вам ненецкой нефти?

    То соответственно всё в тексте вранье?
    Круты были средневековые манси - ненецкую нефть с казаками делили :))

    0
    • Зверское нападение скинов в метро Москвы.
      30 июня
       



      . 2016 год.. Скинхэды в вагоне метро в Москве.

      0
  • Атас
    17 мая 2016
     

    Манси были великими воинами.

    Манси - та часть протовенгерского народа , которая осталась, не пошла в поход на Запад.
    Видимо женщины, старики и дети остались, не смогли пойти походом на Запад.

    0
    • Крио
      17 мая 2016
       

      Да, про нефть что-то в переводе очень сумнительно.

      Кому она была нужна в те времена, когда русские пришли? Это же вроде 16-17 века?

      Возможно, тут ошибка переводчика - "ОТРЫВОК: перевод Сергей Клычков".

      0
    • Мось.
      8 апреля
       

      И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.
      Антропологи считают, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с автохтонными племенами Урала – об этом говорит сочетание в культуре манси обычаев степняков и таежников.
      Самоназвание народа – манси значит «человек» и происходит от праугорского слова mańćɜ, что означает «мужчина».

      История племен ханты тоже насчитывает около тысячи лет. Этот народ образовался от смешения пришлых угров и аборигенных племен.
      Самоеды: нганасаны, ненцы и селькупы называли хантов «чужими» – «ярган».

      Ханты называли себя – хантэ, что значило – человек.
      Генетики наблюдают родство хантов с приуральскими народами и с народами Горного Алтая и Средней Азии.


      Народ манси разделяется на две социальные группы – фратрии.
      Одна называется Пор, вторая – Мось; группы имеют культурные различия.
      В группе Пор преобладают традиции охотников и рыболовов Урала, тотемом группы считают медведя.
      А в группе Мось преобладают традиции степняков, ее члены считают своим предком прародительницу Калтащ.
      Невест манси всегда брали из другой группы.
      Социальная организация манси была сложной – у них были свои князья, которые владели дружинами, свои воеводы.
      Мансийский письменный язык существует с 1931 года – на основе латинского алфавита, и с 1937 года – на основе кириллицы.

      Ханты более раздроблены этнически, у них существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Например, у них есть прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское наречия. Письменность для некоторых диалектов была создана только в 1950-х годах. Этнографы выделяют три крупные группы хантов: восточные, северные и южные.
      Восточные ханты имеют палеосибирский характер культуры и наименьшее присутствие в их крови угорского компонента.
      А южные имеют ряд черт степняков – это культ коня и коновязи, танцы с саблями.

      Источник: Чем ханты отличаются от манси
      © Русская Семерка russian7.ru

      0
  • Утум
    3 марта 2017
     

    Национальная одежда у манси интересная: высокие заостренные как у рыцарей головные уборы манси

    0
  • Герман Троицкий
    26 августа 2017
     

    Скажите, добры люди, читал в юности (80-е годы) книгу худож-ю про места по моему те, где Горностаева река, и дедушку Кутоню, представленного в виде черного шамана, чем то препятствующего представителям "прогрессивной" советской власти, с западнями и самострелами вокруг своего убежища... Как бы найти такую книгу и ее название... К сему, целитель из Сибири, славяно-арие-тюркских кровей , В Контакте Целитель Сибирский Герман Троицкий Ярославль.

    0
  • Могул
    26 августа 2017
     

    Ничего себе бандитствовали эти русские. а. Намного хуже, чем татаро монгольского ига, так называемого. Уничтожали ханты манси как народы? А вели то себя здесь более менее подобающе оказывается! Почему? Неужто были так сильны наши предки или какие причины имеются?

    0
  • Ян З.
    28 августа 2017
     

    Родом из Сибири

    В мире всего три угорских языка: мансийский, хантыйский и венгерский. Ханты (хантэ), манси (маньтси), венгры (мадьяры) до 7-8 вв. обитали в Западной Сибири. Манси и ханты остались в тайге, а мадьяры, воинственные кочевники-скотоводы, утОпали оттуда. Покинув древнюю родину, они, после долгих странствий, перешли Карпаты и примерно к концу 9 в. осели на территории Среднедунайской равнины, в Центральной Европе, где и остались.
    В процессе переселения мадьяры тесно соприкасались и частично перемешивались с различными народами: тюрками, славянами, аланами и др. Славяне, кроме того, были самым многочисленным земледельческим населением на той земле, где, в конце концов, осели мадьяры. Мадьярские племена покорили славян и другие племена на территории довенгерской Венгрии, а к 11 в. венгерский язык стал преобладающим. Но до сих пор почти все слова, относящиеся к земледелию, имеют славянское происхождение. До славян на территории будущей Венгрии в разное время жили кельты, сарматы, гунны, авары и т.д. и т.п. «Гунния» – поэтическое название Венгрии. К 1000 г. при короле Иштване оформилось Королевство Великая Венгрия, и тогда же окончательно сложился венгерский этнос.
    При движении основной массы венгров через Карпаты в 9 в. их часть осела там, так появились венгры Закарпатья. Кроме того, в 13 в. присутствие венгров отмечено на территории Башкирии, называвшейся в средневековых хрониках «Великой Венгрией»: венгерский монах Юлиан слышал в этом регионе венгерский язык.
    Немало венгров проживает в Румынии, Сербии, Словакии.
    Этноним «венгры» происходит от слова «угры» (унгры).
    Да, хорошо так утОпали. И местечко тёплое нашли, и память о родине сохранили, все исторические доказательства налицо. Есть ли ещё аналог такой, чтобы настолько ближайшие родственники так далеко друг от друга проживали?
    Венгров ныне больше 10 млн., манси – 10 тыс., ханты – 20 тыс.
    Русские называли манси вогулами. Говорят, вогул переводится "чёрт".

    0
  • Коля
    28 августа 2017
     

    Финны раньше говорили по якутски,
    кэхэ - кэҕэ ) у них будет кукушка.
    Они, как говорится,два брата.акрабата.Т.е.они якуты и финны близнецы.Все наверное видели фильм За спичками,это что то якутское..

    0
    • alamaykunsilama.ru
      15 апреля
       

      Коля, самые близкие к нынешним якутским угрофинам это ханты и манси по крови! Но не по языку культуре и обычаям!

      0
  • Коля
    28 августа 2017
     

    Не зря же, говорят,что, язык материнский.Монголы и калмыки зимовали в казахских аулах, оттуда вышли теперешные казахи, отцов не помнят,потому что,.отцы ушли покорят исламский мир.Когда дети родились, от монголов.Казах женщина говорила по казахски с ребенком.Оттуда у казахов Материнский языка '..А отцы ушли дальше,завоевывать другие территории.

    0
  • QazaQ
    29 августа 2017
     

    Еще один фантазер.Коля незнаю кто ты по наций-но совершено точно из мелкого закомплексованого народца.Имя у тебя русское.язык русский.религия навязаная русскими.Ты раб дружок.Мааленький такой ус коглазый раб.Зависть и комплексы неполноцености сьедают тебя.Ну родился ты в маленьком народце.Так причем тут казахи,армяне,турки и т.д.Зачем мажешся и лезешь к нам в родню?Ты и тебе подобные ведёте себя как собачки виляете хвостиком и лижете руку Турку,армянину,узбеку,кыргызу,казаху если он назовет вас братьями.Вот из за этой рабской про ститутской позиций вы были рабами ими и останетесь.Это не относится к конкретному народу а к конкретным людям вроде тебя.Не расчитывай что я из за тебя полудурка начну хаять народ Саха.Ты настолько тупой?Я незнаю какой ты наций но прочитавшие проанализируют и поимут в какой жо пе многие народы РФ,включая и калмыков(которых я уважаю кстати побольще некоторых за деиствительно мужской характер).Но реальность печальна дружок.Вы народы РФ уже щас Пети и Вани незнающие родного языка,с греческими именами и навязаной религией.Что будет с вами через 50 лет?ну ты сам знаешь.И когда ИншАлла через много лет мой сын встретится с допустим калмыком или любым другой нацией что чето умничает про казахов щас.Мой сын будет говорить на казахском,гордится что он Тюрок-Мусульманин а твой потомок будет малоглазым второсортным существом-манкуртом пытающимся на смех всем орать что он русский!Это реальность.Так уж сложилось что вы были есть и будете рабами и даже сами русские уважают больще казахов чем вас.Потому что слабаков никто не будет никогда уважать...

    0
  • Коля
    29 августа 2017
     

    Хорошо что калмыков мало было,если якуты были бы, в ваших степях.
    Усех кыпчачек оттрахали бы.
    Казахов не было бы, сяс.
    В месте казахстана был бы,Сахастан.

    0
  • Могул
    29 августа 2017
     

    А почему якуты, действительно, так себя не протвопоставляли себя русским, скажем, как манси. Манси же в русских видят главного врага своего. А мы признали, наши предки, объединителя. как главный имперский народ.
    Нет, наши предки не лизали попу русским, тому много свидетельств, там и сям много, оказывается, порезали, где казаки бесчинствовали. Но потом все утресалось, и все приходило в НОРМУ. Вот думается эта НОРМА и нужна была саха. Ибо саха конфликтовали, иногда очень жестко, и между собой. И вот имперские законы устраняли все это, хотя и втихой гнобили малые народы. Но это можно было перетерпеть. Закон!,- вот что саха всегда придерживался. И это записано в Олонхо, как законы Чыҥыс хаана. Олонхо всегда предписывал саха быть законопослушным.

    0
  • patah
    13 июля 2019
     

    Цитата:
    В неравной, продолжительной борьбе с русскими завоевателями иссякали силы маленького народа. Но надежда на лучшее будущее в вогульском народе не умирала. если татары долгое время ждали возвращения последнего хана-кучума, самоеда-богатыря Итьте, обладателя мудрости семи богов и семи стран, то вогулы, потерявшие надежду в открытом бою сбросить тяжелое иго московских царей, сомали своего богатыря-освободителя — Вазу.

    Не такие манси уж маленькие. При должной организации могли прогнать нищебродов-московитов обратно за Урал.

    Маленькие это Чечня и все кавказские республики маленькие, Московия на раннем этапе. Вы же говорите об одном из народов-воинов, создавшем совместно с сибирскими татарами громадную и богатейшую империю - Сибирское ханство. Ничего подобного не было у кавказцев, никакого государства.

    0
  • Мось.
    8 апреля
     

    Народ манси разделяется на две социальные группы – фратрии.
    Одна называется Пор, вторая – Мось; группы имеют культурные различия.
    В группе Пор преобладают традиции охотников и рыболовов Урала, тотемом группы считают медведя.
    А в группе Мось преобладают традиции степняков, ее члены считают своим предком прародительницу Калтащ.
    Невест манси всегда брали из другой группы.
    Социальная организация манси была сложной – у них были свои князья, которые владели дружинами, свои воеводы.
    Мансийский письменный язык существует с 1931 года – на основе латинского алфавита, и с 1937 года – на основе кириллицы.

    Ханты более раздроблены этнически, у них существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Например, у них есть прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское наречия. Письменность для некоторых диалектов была создана только в 1950-х годах. Этнографы выделяют три крупные группы хантов: восточные, северные и южные.
    Восточные ханты имеют палеосибирский характер культуры и наименьшее присутствие в их крови угорского компонента.
    А южные имеют ряд черт степняков – это культ коня и коновязи, танцы с саблями.

    Источник: Чем ханты отличаются от манси
    © Русская Семерка russian7.ru

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      9 апреля
       

      По моей гипотезе, если у одного народа много диалектов, то это произошло из-за того, что ранее они..

      ...состояли из племен, имевших собственный язык или даже иноязычие, но объединившая их общая социальная хозяйственная деятельность соединила их в общий этнос.
      Я бы отнес к таким народам также современных бурят.
      То что доуральские земли были котлом северных народов, доказывает присутствие хантов, имеющих культ коня. историки даже выделяли отдельную расу для ханты-манси, лопарей и саами Кольского п-ва, назвав его лапоноидной субарктической расой. На верхнепалеолитической стоянке Сунгирь нашли именно лапоноидов.
      Иногда меня удивляет созвучие гидронимов реки Сунгари в Маньчжурии и речки Сунгирь во Владимирской области, а также топонима Сангар в Кобяйском улусе Якутии.

      0
  • Ханты.
    19 апреля
     

    По переписи населения 2010 года численность родственного с манси народа хантов - 30 943 человек,
    из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области.

    Численность хантов в 1926 году - 22 406 человек.
    Численность хантов в 1939 году - 18 468 человек.

    0
  • Гавриил
    20 апреля
     

    Манси-вольные вогулы полюбили сули-водку
    И за пазухою носят на охоту и рыбалку
    Флягу с огненным настоем
    С жидким пламенем бутылку

    Как говорил герой папуас Джек Лондона: белые побеждают с помощью господа бога и господа рома

    0
  • Ханты.
    4 мая
     

    image

    Ханты...

    0
  • Московские свинхэды.. 2016 год.
    30 июня
     



    . 2016 год.. Скинхэды в вагоне метро в Москве.

    0
Ответ на тему: Манси (вогулы)
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания