10 лет на форуме Автор 3 уровня Топ пользователь Все
Награды
10 лет на форуме
10 лет на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
1000 просмотров
1000 просмотров
Как переводится имя Омогой?
  3272
Ответов 154 Написать ответ
  • offen
    24 июля 2015
     

    имя не переводится, но можно сделать предположение, почему родители дали имя ребенку
    1) приемный сын от омук'ов
    2) выглядит как омук
    вариантов много - сами ломайте голову) ))

    0
    • a3105N
      a3105N
      Jon Silver
      24 июля 2015
       

      offen, сейчас же нет такого имени?

      0
    • уол
      31 июля 2015
       

      offen, Омо5ой (ист.)сунт.омуннаах,
      омуннуур идэлээх (склонный к преувеличения,любитель сочинять,
      выдумывать).(СТТТ).

      0
  • Быйанг
    24 июля 2015
     

    Омогой по якутски говорится и пишется Омоҕой. Слово Омоҕой выходит от слова Моҕой

    Моҕой = 1: змей 2: опасное острие — хотуур моҕойо = загнутый острый конец косы; атыыр моҕойо = клыки жеребца.

    0
  • Kilbar
    24 июля 2015
     

    Якутское звучание другое - АМА5АЙ. От двух слов - АМА И А5А. В переводе - номинальный папа.

    0
    • Могул
      24 июля 2015
       

      Kilbar, А-МАҔАЙ,- звучит совсем плохо, ибо говоря восклицая,
      - Аа, МАҔАЙ АЛЛААХ,- подтрунивают хвастуна.

      Поэтому только О- МОҔОЙ! Такое имя на все 100 подходит для великого единоборца убившего более 50- ти противников, ибо Омо5ой был знаменитым конокрадом и единоборцем, живя в Забайкальи.

      0
      • Синхрофазотрон
        24 июля 2015
         

        Омогой пришел раньше Улуу Хоро,батулинцы и хоринцы практически один народ.Улуу Хоро назвал Амгу Аммакая,значит Амма это род батыылы и хори.Амма хаан звали его,не иначе.

        0
        • zhai
          24 июля 2015
           

          Омоҕой Баараҕай Баатылы звали его

          Баатылы и Хоро прибыли примерно в одно время, только по разным рекам

          0
  • Kilbar
    24 июля 2015
     

    Ма5ай Аллаах - волшебная любрикация у бабы. Когда в ходе процесса совокупления начинают раздаваться звуки аплодиспентов. Оттого люди до сих пор аплодируют когда восхищены чем либо. Ислам основан на этом. Оттого у них аллах.
    Мо5ой - классический тотем южан хоро. Наряду с драконом луо. Могул тебе надо глубже вникнуть в сакрал. Глубины и уровня нет в твоих рассуждениях, хотя ось правильная.

    0
    • Могул
      24 июля 2015
       

      Kilbar, главный концепт вашего сакрала мне не понятен, вернее не приемлю
      ЗА ГЛАВНЫЙ. Конечно он имеет место быть, но он, по моему, не ГЛАВНЫЙ.

      Главное,- БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ или ИНЬ ЯНЬ, а все остальное производные от него.

      Да, якутское Маҕай АЛЛААХ выражение очень интересное, надо бы поглубже поинтересоваться.
      Так также про ловкача какого тоже говорят.
      Да, Забайкалье у некоторых как ЮГ воспринимается, но Забайкалье есть исконно якутская землица. Якуты отошли оттуда во время Великой СМУТЫ, а некоторые преобразились в бурят, монгол и тунгус.

      0
  • Атас
    24 июля 2015
     

    На всякий случай:
    По монгольски: Омог – гордость, надменность, высокомерие, омогхой -- гордый, высокомерный.
    Насколько я помню, наш родоначальний Омо5ой тоже слыл человеком слишком гордым и надменным.
    Мне кажется, комментарии излишни. Тем более, во всех преданиях постоянно намекают на его чужое происхождение (то кыргыс, то брасскай, то мо5ол)

    0
    • 1
      24 июля 2015
       

      очень правдоподобно

      значит в прошлом буряты были по генетике преимущественно самодийцами "N".
      Мне иногда приходмила такая мысль о бурятах, как омонголеннных самодийцах.

      0
  • !!
    24 июля 2015
     

    ма5ай блин маргиналы! Ма5ай это будет "изо всех сил" А Мо5ой это змея респект Быйану

    0
  • a3105N
    a3105N
    Jon Silver
    24 июля 2015
     

    Может Могоем назвали изза изображения монгольского Дракона?

    0
  • да эти Казаки все переименовали
    24 июля 2015
     

    и все запутали

    0
  • а чо гадать то написали же выше
    24 июля 2015
     

    по монгольски переводиться имеет смысл описывает характер монгольское имя . хоролор вы монголы !

    0
    • 1
      24 июля 2015
       

      ничего удивительного

      ведь лингвисты относят якутский язык к монгольским по лексике, по синтаксису же он тюркский.

      0
      • 78
        28 июля 2015
         

        1, Это наверно монгольские лингвисты умеющие читать на балбахах, а не балбалах! Ну и их верные последователи)))

        0
  • a3105N
    a3105N
    Jon Silver
    24 июля 2015
     

    А ты кто?

    0
  • я француз !! уахаха
    24 июля 2015
     

    чо за тпые вопросы поконкретее пжлста! в смысле кто? мое имя ? гражданство? национальность?

    0
  • Могул
    24 июля 2015
     

    Читайте Олонхо, малышня.
    Там имеется персонаж Ытык МОҔОЙдоон(Змей Преклоняемый), которого никакой богатырь не мог одолеть. Они только просили его, чтоб он пропустил их.

    МОҔОЙ поэтому ЗМЕЙ(ДРАКОН). Ну а буряты, тунгусы и монголы переняли это, как всегда в искаженном виде.

    0
    • Синхрофазотрон
      24 июля 2015
       

      олонхо придумали монголы олонхосуты не спорь с Андреем Борисовым.Но вначале было онтохо от слова онтон мантан.

      0
      • Могул
        24 июля 2015
         

        Синхрофазотрон, чуток поправа, красавчик Синхра, СТАРОМОНГОЛЫ, а это как раз и есть САХА-ЯКУТЫ. Заново смотри "Тайна Чингизхаана", красавчик.

        0
        • Синхрофазотрон
          24 июля 2015
           

          Могул, монголы это тунгусы,тюрки от саха,а саха от хахай и не спорь.

          0
          • Могул
            24 июля 2015
             

            Синхрофазотрон, Халки тунгусы, а не старомонголы, которые были Саха монголы, Уу монголы и Дьиҥ монголы. Саха монголы как раз и есть Забайкальцы, откуда и Омогой, Великий елиноборец и конокрад одновременно.
            Мотри на карту.

            0
            • Синхрофазотрон
              24 июля 2015
               

              всяку чушь не пишь уу монголы,буор монголы.Такого не было монголы мэнгу уулс.Саха автохтоны и фсе никуда не сувались.

              0
              • nathan
                24 июля 2015
                 

                Синхрофазотрон, Истинное имя Омогоя ...Уу Мо5ой либо Ой Мо5ой из племени лесных уранхайцев.
                См.ДОЧИНГИСОВЫ МОНГОЛЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
                Ю. И. ДРОБЫШЕВ
                На сегодняшний день наиболее обоснованной нам представляется гипотеза о миг-
                рации монгольских племен на территорию современной Монголии со среднего Амура и
                Сунгари, где они были известны китайцам под именами мэнъу и мэнва и вели оседлый
                или полуоседлый образ жизни, промышляя охотой, выращивая хлеб и разводя скот.
                Их перемещение в VIII–IX вв. из лесных ландшафтов в степные сейчас признается
                большинством специалистов, хотя и встречает порой небеспочвенные возражения [Ры-
                кин, 2002, с. 48–84; Билэгт, 2003, с. 25–40; Билэгт, 2007, с. 178–202]. Причины мигра-
                ции и смены хозяйственно-культурного типа до конца не выяснены, хотя о причинах
                выхода предков монголов в степи и принятии ими номадизма написано немало работ,
                чаще трактующих эти события в политическом преломлении...

                0
                • Могул
                  24 июля 2015
                   

                  nathan, да, те были именно настоящие саха монголы, уу монголы и дьиҥ монголы, то есть прямые предки якутам нынешним, а Халка монголы конечно также откололись от них. Но после смутного времени гаплотип их изменился коренным образом(влияние Китая, Тибета и Манжу).
                  Верно говорят, что Халка монголы есть новообразование.
                  А такого влияния на саха никто не мог сделать, ввиду географического положения, ибо никаких глобальных передвижений и быть не могло.
                  Влияние тунгусов, хотя возможно они в древности имели единого предка, а также пришлых казаков, ввиду их крайней малости невозможно.
                  Так что старомонголы и якуты есть одно и то же.

                  0
  • Синхрофазотрон
    24 июля 2015
     

    он был не уранхаец,а баатылы.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    24 июля 2015
     

    Албынан сакараламан ээ, вы сначала пана Пекарского посмотрите,:http://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/290
    ОМОҔОЙ=ОМОҔОН, ОНОҔОЙ-наименование якутского (САХАСКОГО) героя; главный родоначальник ЯКУТСКОГО племени (+ОМОҔОЙ-БАЙ): имя одного из двух сыновей ХАЙАРАҤа.

    Взяв в основу предположение МОГУЛА, пошел смотреть дальше и нашел вот это слово ОМООХ (ср. омоон) мало приметный след; омоох суол непротоптанная еще дорога или тропа;
    Поэтому считаю, что ОМОҔОЙ БААЙ был прародителем Ураанхайцев-ТүБэлэр. Вот они и были секретным Военно-Промышленным-Комплексом кочевников САКА-СҮҮНЭ.

    0
    • zhai
      24 июля 2015
       

      Омоҕой не был уранхайцем, омог=омук,

      подбрасывание детей, последних наследников, было обычным явлением во времена кровавых междоусобиц, так что он вполне мог быть приемным сыном и если при себе имел знаки величия типа золотого кольца в ухе, тамги итд итп, то становился главой рода или народа.

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        24 июля 2015
         

        zhai, нет он был ОМООХ и скорее всего был автохтоном, слишком много в неолите якутского.

        0
      • nathan
        24 июля 2015
         

        zhai, Еще как был раз он Омук Ой

        Оинъ-урянхитъ. Прим., П.
        Ойгонъ-норъ—оз., 24, 93. Прим., 21.
        Ойныръ, см. Оинъ.
        Ойра, см. Ойродъ.
        Ойро, см. Ойродъ.
        Ойродъ—назваше Дюрбютовъ, 30. Прим.,
        18, 19.
        Ойродъ—нар., 30. Прим., 41, 42.
        Ойсулъ-кара—дМств. л. ск., 152, 153.
        Ой-хантагай—богатырь. Прим., 36.
        Ой-хорская орда. Прим., 13.

        0
        • nathan
          24 июля 2015
           

          nathan, Бурятский археолог Б.Б. Дашибалов заключает одну из своих недавних статей
          словами: “Таким образом, истоки кочевничества монголов следует искать, с одной сто-
          роны, в самостоятельном выходе в степь под давлением природных и экономических
          причин, а с другой – в теснейшем взаимодействии со скотоводами ирано-тюркского
          происхождения, миграции которых носили континентальный характер” [Дашибалов,
          2005, с. 175]. Возможно, какие-то тюркоязычные (но вряд ли ираноязычные) племена
          и в самом деле послужили для ранних монголов “учителями” кочевой жизни. На это,
          в частности, указывает терминология, обусловленная номадизмом и заимствованная
          монголами из тюркского языка. Только в “Сокровенном сказании” насчитывается
          свыше 600 общемонгольских слов, имеющих параллели в тюркских языках [Рассадин,
          1995, с. 111]. Имена или части имен некоторых известных деятелей, стоявших у ис-
          токов монгольской истории, тюркские, например Отчигин-нойон, Бельгутай, Мунлик,
          Алакум-Дигиткури, Кудус-Калчан [Рассадин, 1995, с. 109]. В монгольском языке есть
          собственные слова для обозначения диких лесных животных, таких как олень, некото-
          рых домашних животных (собака, лошадь, свинья). Из тюркского языка был заимство-
          ван практически весь скотоводческий лексикон, названия овец, быков, мулов, верблю-
          дов, диких степных животных (лисица-корсак, дикий козел, антилопа), теплолюбивых
          членистоногих (тарантул, скорпион) [Кызласов, 1975, с. 171].
          По-видимому, некоторые монгольские племена не изменили привычному укладу и
          остались в таежных ландшафтах. Считается, что в XI–XIII вв. сохранялось разделение
          монголов на “лесных” и “степных”. Первые занимались охотой, рыболовством, разве-
          дением скота, вероятно, примитивным земледелием; вторые освоили навыки кочевого
          скотоводства, которое на века стало основой их жизнеобеспечения. Впрочем, Г.Н. Ру-
          мянцев показал, что такое упрощенное деление не отвечает действительности. “Лес-
          ные люди” далеко не всегда были только охотниками и рыболовами. Их общественный
          и хозяйственный уклад отличался неоднородностью. По особенностям хозяйства среди
          них различимы две группы: 1) охотничье-рыболовецкая, т.е. собственно “лесная”, и
          2) скотоводческо-земледельческая, у которой охота занимала не основное, хотя и зна-
          чительное, место [Румянцев, 1968, с. 150].
          Проблема местонахождения прародины монголов – известной из сочинения Рашид
          ад-Дина и некоторых других источников горной долины Эргунэ-Кун, где они якобы
          жили после жестокого поражения от врагов, а потом вышли на свободу, расплавив, по
          легенде, гору, уже долгие годы привлекает внимание ученых.

          0
          • nathan
            24 июля 2015
             

            nathan, Генетическое наследие экспансии тюркских номадов в Евразии.
            Международной группой ученых, в том числе сотрудниками лаборатории генетики ИБПС ДВО РАН д.б.н. М.В. Деренко и д.б.н. Б.А. Малярчуком, проведено генотипирование 650 тысяч маркеров ядерного генома для 373 образцов из 22 выборок со всего огромного ареала тюркоязычных народов. Установлено, что в генофонде большинства тюркских народов Волго-Уральского региона, Северного Кавказа, Закавказья, Анатолии и Ирана преобладают генетические компоненты, характерные для соседних нетюркских народов. Из этого следует, что современные западно-тюркские народы сформировались преимущественно в результате ассимиляции автохтонного дотюркского населения. На рисунке показана структура генофондов тюркоязычных народов, где разными цветами отмечен вклад тех или иных генетических компонентов в генофонды. Для изучения процессов смешения в популяциях в данной работе разработан специальный метод, позволяющий проводить молекулярное датирование в диапазоне от 600 до 1600 лет назад, основываясь на результатах анализа идентичных по происхождению участков генома, в различной степени затронутых процессами рекомбинации. Этот временной диапазон соответствует наиболее активной фазе расселения тюркских популяций по территории Евразии. В результате обнаружено, что общий азиатский генетический компонент, выявленный у всех западно-тюркоязычных народов, очень близок таковому у народов Южной Сибири и Монголии. Авторы исследования предполагают, таким образом, что прародиной кочевых тюрок является Южная Сибирь и Монголия, откуда примерно 2000 лет назад началось великое расселение тюркских племен на запад Евразии, что привело к формированию целого ряда современных тюркоязычных народов.
            image

            0
            • Могул
              25 июля 2015
               

              nathan, ну что же, народы чем ближе тем и родственнее.
              Нам очень близки, оказывается, тунгусы, все без исключения, хакасы, кыргызы, казахи. буряты, алтайцы, тувинцы, щорцы, монголы... а из дальних наиболее всего близки башкиры, узбеки, туркмены и из очень многочисленных турки и азеры, балкары.
              И что интересно НОГАЙЦЫ и ТУРКМЕНЫ. И что удивительно у японцев, оказывается, очень много крови якутов!
              Вроде исторически никакой связи не было, а вот. как оказалось, была, причем весьма значительная.
              Все это говорит о том, что якуты могли иметь большое влияние на них только во времена империи Чыҕыс хаана. Вся схема говорит об этом.
              А азерам и туркам якуты могли иметь влияние только во времена Күөх тюрков, что, надо полагать пронивелировалось за последнее 1,5 тысячи лет.
              Очень показательная схема.
              Респект большой Натхану и на этот раз!

              0
              • саксаксак
                саксаксак
                Ветеран
                25 июля 2015
                 

                Могул, нет азерам и туркам за тыщу лет до көх тюрков.

                0
                • Могул
                  25 июля 2015
                   

                  саксаксак, да, возможно, поскольку там обнаружены кости(в Турции) чистокровной якутской коровы. должно быть туда добрались саха якуты и образовали Турецкое государство. Об этом говорит также то, что якутский язык, несмотря на их многочисленность, очень уважаем. Меня просто поражает их историческая память!
                  Да, выше, на цветовой диаграмме Натхан, я совершенно не заметил, практически 100%-ю идентичность, САХА и КАЛМЫК!
                  Вот почему, оказывается, их президент Кирсан Илюмжинов, очень уважал нашего М. Е. Николаева и показывал воочию, что ставит его выше Российского президента Б. Н. Ельцина. И это при живом и действующем Ельцине!!!
                  Я тогда на это никак не мог найти объяснение, и вот пояснение нашлось, мы, оказывается, практически один и тот же народ. Оказывается, что и у калмыков историческая память также жива, несмотря на нынешнию нашу географическую удаленность.

                  0
                  • Могул
                    25 июля 2015
                     

                    Могул, но меня по графику удивляет отсутствие влияния гаплотипа N1c1 на русских и литовцев. Где 405%- тный обхват этим гаплотипом?
                    Натхан, почему русские стали отрицать сей гаплотип на корню, заказ?!

                    0
                    • nathan
                      25 июля 2015
                       

                      Могул, Эта работа касается только тюрков,без европейцев.

                      0
                      • Могул
                        25 июля 2015
                         

                        nathan, да, понял.
                        Да, в связи с империей меня не удивляет близость Ногайцев Ставрополья и Башкир.
                        Во первых и в моих прямых предках по отцу имеются 2 ногайских имени Нуралдын, Таламан; также у саха очень распространена имя у женщин,- Нуралдьыйа.
                        Во вторых, по исследованиям Широких род Бордоҥ имеется у Башкир и у Азербайджанцев.
                        А по ССМ сам ЧХ из рода БОРДОҤ(Бордонг-джинг).

                        0
            • mr.robinson
              27 июля 2015
               

              nathan, наши ближайшие родственники это долганы, тувинцы, хакасы, алтайцы, казахи, кыргызы, каракалпаки, шорцы, уйгуры и узбкеки в определенной степени. Потом ногайцы и башкиры и остальные

              0
            • mr.robinson
              27 июля 2015
               

              nathan, так по этой схеме получается Саха чистые ТЮРКИ!

              0
    • nathan
      24 июля 2015
       

      саксаксак, Примечательное имя у отца... ХАЙАРАҤ

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        24 июля 2015
         

        nathan, какие-то аналогии пробуждаются?

        0
        • nathan
          24 июля 2015
           

          саксаксак, хайа
          I гора || горный; буор хайа земляная гора (не скалистая); сие хайа горный хребет; сыгынньах хайа голец; таас хайа каменный утёс, скала; хаар хайа снежная гора; хаптал хайа плоскогорье; хайа боруодата горная порода; хайа дойду горная страна; хайа өргөһө пик; хайа үүнээйитэ горная растительность; хайа хапчаана горный перевал; хайа хаспаҕа горная пещера; хайа хочото горная долина; хайа чыпчаала горная вершина; от хайа баар үһү загадка есть травяная гора (отон уга ягодный куст) # хайа иччи

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            24 июля 2015
             

            nathan, А теперь все ранние исследователи пусть своих омуков и бурятов себе в зад-цу засунут!
            ХАЙJАРАҤ, Кэjэрэҥ имя одного из предков якутовъ, сына ТҮӨРТҮГҮЛя и отца ЭЛЛЭЙ-я и ОМОҔОЙ-я; родоначальник 8-го поколения.
            8Х25=200 лет, за двести лет до отца Омогой-я и Эллэй-я, саха уже обитали в Якутии.
            Говорю же, что +25 лет Түөртүгүл был УРААНХАЙЦЕМ.

            0
    • offen
      27 июля 2015
       

      саксаксак, интересно, что я нашел
      ХИРОН Один из кентавров - мудрец, врач, музыкант, стрелок из лука. Воспитатель Ясона, Ахилла и Асклепия.

      По-тюркски ХАЙРАН означает «удивительный, чудный». И действительно, внешность у этого педагога, мягко говоря, необычная.

      0
  • киһи
    25 июля 2015
     

    про Омогоя или Онохоя в русских легендах тоже есть рассказ.
    Богатырь Оноха с братьями прибыли из севера и начали строить первые города.До Оноха русские жили в первобытном обществе,не знали что такое государственность.
    Онохой(Омоҕой) или Оноха объяденил русских племен и
    создал первую княжеству.Благодаря, якуту Онохоя сегодня
    русские имеют свое государство.

    0
  • Х
    25 июля 2015
     

    а я предполагаю что массу таких имен мы не разложим по-этимологии просто потому что носителей древнего языка как их использователей в быту не осталось!войны виноваты

    0
  • Х
    25 июля 2015
     

    теперешние сахалар,особенно улусники к сожалению обрусевшие инфантильные холерики.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      25 июля 2015
       

      Х, сегодня мой топ закрыли на кому за..саха сакрал, наверное Борнео пожаловался. Короче я зашел на его поле в Дьоһун саас, открыл там топ Борнео чем тебе не нравиться Саха сакрал, заходите и поддержите меня. пока я там с )707 разговариваю, он тоже противник сахасакрала, я его называю якутом открытого в 1632 году, обижается и огрызается. Жду Борнео, мы друг другу гадости в личке написали. Буду биться с ними, на их поле.

      0
  • Брежнев Леня
    25 июля 2015
     

    молодец саксаксак
    Надо показать этим слабаками наш отче сакрал
    Я думаю нам надо спланировать свои действия на Камузе сообще
    Я буду вождем. Никан и Кылбар будут заходить под разными никами и тролить противников сакрала отче
    Держитесь меня, я опытный АйТишник. Ненавижу Камузе
    Меня там на 25 лет забанили
    Надо отомстить
    Уруй
    Айхал!
    Сахарал победит!

    0
  • Могул
    25 июля 2015
     

    Да, ребята, ХАЙАРАҤ хаан, есть название одного из святых горных хребтов у Тывин, если я не запутал.

    0
    • Могул
      25 июля 2015
       

      Могул, \\\ Отсюда следует, что Тывинсы и саха имеют одного предка, и верно,- мы же, оба народа, есть УРАНХАЙЦЫ.
      А УРААН по олонхо есть спустившийся с Небес предок 36 племен УРААНхай саха.
      Сыновья УРААН по мифологии Греков борются также с богами Олимпа.
      Следовательно, САКИ есть САХА, которых греки знали хорошо и были тесно связаны с ними, вроде даже родственники.

      А наибольшее количество САКАских курганов как раз имеются в Тыве(Оржанка).

      0
  • Эльборж
    25 июля 2015
     

    Онохой означает орда Жужань. Татары были примитивными пока к к ним не прибыл
    Эллэй уйгур. И научил всему.

    0
    • zhai
      25 июля 2015
       

      Омогой из Жужань=Хуушан (барҕа) вероятность связи высока

      а инновации Элляя были к месту)

      0
      • nathan
        25 июля 2015
         

        zhai, Из Саха он вот он у Дегиня в Генеральной истории хуннов и тюрков,под именем Мо кан хан с годами правления.image

        0
        • zhai
          25 июля 2015
           

          в этом случае верна версия, что

          легенда об Омогое сформировалась не на средней Лене, воины Баараҕай Баатылы привезли легенду с собой.

          0
          • nathan
            25 июля 2015
             

            zhai, А в чем тут новизна версии, если общеизвестно что Омогой проживал в Прибайкалье или перекочевка в центральную Якутию по Якутии вы считаете неординарным явлением.Совсем в недавнее время Тыгын обыденно выезжал в Забайкалье судить якутов.Прибайкалье как и Забайкалье испокон веку являлись территорией Якутии.

            0
            • zhai
              25 июля 2015
               

              версия не является новой,

              в дошедших до нас вариантах действие происходит на средней лене, хотя исторически все указывает на то что могло произойти в районе Байкала или еще южнее.

              0
        • Могул
          25 июля 2015
           

          nathan, тут также весьма интересны имена ИЛ хаан, и Мо-ho хаан.

          0
          • zhai
            26 июля 2015
             

            Мо кан хан диэн Омоҕой буолуо

            0
            • Могул
              26 июля 2015
               

              zhai, более близка имя Мо-хо хаан, отсюда МОХО-мохой и Омохой, в общем они могут быть родней.

              0
              • zhai
                27 июля 2015
                 

                Могул, соглашусь, что Mo-hо-khan Омоҕой

                Y-Sie-ki-khan,Ko-lo = Үчүгэй хаан, Көлө ; Mo-kan-khan, $se-kin = Мохан хаан , тыгын. наш Омоҕой позднее ближе к 8 веку наверное, может быть потомок Mo-hо-khan.

                0
                • nathan
                  27 июля 2015
                   

                  zhai, Нужно учитывать что Дегинь проводил транслитерацию с китайских источников по схеме тюркский-китайский-французский.
                  Үчүгэй хаан, Көлө -вполне вероятно это никто иной как Эллей.

                  0
                  • nathan
                    27 июля 2015
                     

                    nathan, У меня тут версия... деления не на лесные и степные народы как думают историки,(которая неверна по сути,тюркской геосимволики) а на деление Могой-Дракон с одной стороны и Эллей -Орел. Обьединение этих двух животных дают нам мифическое животное с герба Тартарии-Грифон
                    image

                    0
                  • zhai
                    27 июля 2015
                     

                    в китайской- юэчжи значит,

                    если Эллэй, то его отец Татаар Тайма это Ил хан. А были ли сведения почему был смещен принц братом правителя?

                    0
                    • zhai
                      27 июля 2015
                       

                      именно про Юэчжи и Мо-кан-ханом

                      про Эллэйя версии есть

                      0
                    • nathan
                      27 июля 2015
                       

                      zhai, У Дегиня il-khan Tou-muen=Тайма
                      Mo-Kan-khan титулТыгын брат-соратник-сподвижник Ил хана правил одним из регионов.Эллей сын Ил хана тогда он племянник Омогоя.

                      0
                    • zhai
                      27 июля 2015
                       

                      получается, Ил хан Tou-muen правил только год,

                      посадил хорошего сына Y-$ie-ki-kan Ko-lo на трон, но были оба смещены братом Mo-kan-khan.

                      0
  • zhai
    27 июля 2015
     

    беру слова обратно Ко-ло вероятно Кыра уола младший сын

    если не ошибаюсь, по таблице после смерти To-po-khan империя была поделена и правили Cha-po-lio-khan (Che-tou ыччат) и Mo-ho-khan (Tchou-lo-heou)

    0
    • nathan
      27 июля 2015
       

      zhai, Ко ло nomme- имя,название,кличка что это за имя "младший сын" вот... Орел,сокол,коршун другое дело раз уж на спине то это крылья.

      0
      • zhai
        27 июля 2015
         

        а было записано где-то у китайцев что Элюй наследный принц, младший сын хана исчез

        вообще частичка Ло есть там везде, вероятно означает уол или уола.

        0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    25 июля 2015
     

    Меня Дьоһун саас, тоже забанили.
    Вот мой ответ про мнимое ХОРО там.

    Цитата:
    оҕонньор 08:55

    мин көрдөхпүнэ саха омугу ыһар тойуктаах сахарааллар. Хоролор тыһылар диэн тыллаах дьон. Ити аата саха омук бэйэтин иһигэр өс-саас тэрийэ сатыыллар.
    Ити сахараалдьыттар бэйэлэрин хорохааммыт суох диэн хантан билэллэр?

    саксаксак

    оҕонньор, при чем здесь САХА?
    Они делят на южные народы (земледельцов-хоро) и северные народы (кочевники-сака), все 100% саха относятся к северным народам. Еще Г. Ксенофонтов стр. 161. Что якутские роды "хоро" обязательно дожны соответствовать современным хоринским бурятам, нужно еще доказать. Во-вторых, якутские хоринские роды не столь многочисленны (их всего-навсего вряд ли наберется около 5000 душ об.п.), чтобы обмонголить на 30% якутский язык, на котором говорит народ, равняющийся почти четверти миллиона душ. В-третьих, при более внимательном анализе "хоринского вопроса" у якутов их легендарные "хоро", по нашему мнению, должны быть признаны пережиточным воспоминанием об огромном КИТАЙСКОМ НАРОДЕ.

    0
    • Могул
      25 июля 2015
       

      саксаксак, зачем надо было схлестываться с этим БорНЕо?
      Надо было спокойно продолжать свои видения.
      Тем более в Сах сакрале, который исповедуют нынче много спорного, противоречивого. Идут вроде очень хорошо, любо дорого читать, и вдруг ни с того ни с сего с головой окунаются в эти АМкости свои.
      Ведь Сах сакрал и без этой АМкости весьма хорош, поясняет на основе языка всякое, что типа недоступно иными путями.

      Да, думаю, что ХОРО не есть народ, а есть те которые исповедовали веру ХОРОмуста, которая шла против, или считала себя более совершенной чем ТАНГРАИЗМ.
      И среди СТАРОМОНГОЛов были ХОПОмусисты, значит они и среди САХА были. Вот они и говорили видимо, что они ХОРО, которые имели при этом свои алгысы, что не были понятны танграистам.
      А где сейчас вера в ХОРО? Нету её, поэтому незачем бороться с ПУСТОтой.

      Разве что один, красавчик СингХОРО у нас остался и потому мутить всяко-разно тут пытается. Но концепции свои не выдвигает, поскольку они ЗАБЫЛИСЬ! Или нет?
      Выдвигай концепции, красавчик, доколе будешь тут отсиживаться и троллить до посинения!

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        25 июля 2015
         

        Могул, он уже сдулся там.

        0
      • nathan
        25 июля 2015
         

        Могул, Все верно, Хоро это люди иной веры отличной от большинства, по этой причине к ним и обращались со старой якутской пословицей... в чужой монастырь со своим уставом не ходят.:)

        0
      • 1
        25 июля 2015
         

        хоро это хангаласцы

        если раскинуть мозгами, то так и выходит.
        Не нужно верить чукотско-палеоазиатскому эпосу аланко.
        Мою версию подвтерждают данные генетики.
        Хангаласцы имеют монгольскую гаплогруппу "С". Переселившись с верховий Лены буряты обнаружили здесь многочисленных омоков (протоюкагиров) во главе с Омокоем. Постепенно вытеснив якутов-палеоазиатов в Заречье заняли долины Средней Лены. Со временем расворились ментально среди палеоазиатского большинства.
        Наверное последний хоро в якутии это придурочный Могул))

        0
      • zhai
        25 июля 2015
         

        старомонголы это хуушан барҕа тюркоязычные

        0
      • Синхрофазотрон
        26 июля 2015
         

        хоро-хоро-вод,хоро-мысло,хоро-ва,хоро-шо,хор,хор-ваты,хор-езм,хур-рит,хор-асан,хор-ишна,хор-музд,хор-ст,ахурамазда,хор-нило.
        У бурят хоринцев есть песня Наян Нава о месте где они жили в Ираке Заян Нава во время Иранского ильхана Хулагу.
        Интересен момент,когда хоро хаан стали хори.Курыкане по истории в 6 в пришли с Гаогюя предположительно с Хорезма,вытеснив протобурят эхирит и булагат.Монголизация произошла когда курыкане вошли в состав монгольской империи.

        0
  • Быйанг
    25 июля 2015
     

    Что вы спорите о Монголах?
    Не было в прошлом никакой национальности и народа - монголы. Монголами называл чингисхан сообщество тюркских народов - свою армию. Слово Монгол появилось от английского Mongol, а слово Mongol в английском языке читается тоже как и у якутов через звук буквы Ҥ - Моҥол. Слово Моҥол (Монгол) - означает = большой, сильный, могущественный итп..

    0
    • ион
      26 июля 2015
       

      Быйанг, не надоело писать этот бред?от английского)
      такие же тюрки были как и японцы с малазийцами

      0
  • Быйанг
    25 июля 2015
     

    У однерки в голове каша.
    Тут много раз объясняли что казаки называли тунгусами всех кто дили за счет рыбаки и охоты и всех тех кто ездит на оленях. Причем казаки слово Тунгусами называли народы переняв от якутов слово Тоҥ-уус. Якутов занимавшихся охотой и рыбалкой и тех кто разводил оленей тоже было много. В последствии их тоже записали эвенками, вот с рассказов их предков ты начал жумать что тунгусы были олонхосуты, были монголами, скоро уже будешь утверждать что тунгусы были тюрками, потом Танграинстами, потом заговоришься до того, что на Орхоне и Енесее на стелах написано на эвенкийском языке.

    0
  • СуоК
    26 июля 2015
     

    Насчет Омоҕой баай;
    В САХА языке есть глагол ОМОЙ - взять, черпнуть, что-то стоящее(ценное).
    Омоҕой - на то и ОМОҔОЙ , что потомкам создал базу для размножение.

    0
  • Никон
    26 июля 2015
     

    Все значительно проще чем вы думаете.

    Ам(п.инда) + о5о(дите) + ай(сотвор) = Транскрипция: Омо5ой = Дитя пиндосотворения буквально на русский.

    Ам = Амка по народно-русски тоже, влагалище по науке.

    О5о = Дитя

    Ай = сотворение.

    Есть паралельное имя: Оно5ой.

    Ан (Нижняк бабий) + о5о(дитя) + ай(сотворение) = слитное транскрипция: Оно5ой.

    Всего то делов.

    0
  • Kilbar
    27 июля 2015
     

    Амбар - помещение которое амкает вещи. Бездонная глотка. Так чта Никон опять прав)

    0
  • Kilbar
    27 июля 2015
     

    В амбаре лежит пылится оффен. Никому не нужный помойщик-ссыльщик)

    0
  • Могул
    28 июля 2015
     

    ээ до, ыыстаһар топ арыныаххытын, харыан туобу дьаабылаатыгыт!!!
    Чэчэгэйгитин тыаһаталыахха дуу, хайдах дуу?!

    0
  • sakha75
    29 июля 2015
     

    ОМОГОЙ переводицца как ЗМЕЙ

    0
  • oidov
    30 июля 2015
     

    Здорово всем .
    Версия , саха называли монголов Муҥҕу , от слова Муҥ или Мунхал , по другому - Мунгалы на другом языке , на саха Мунхалы .
    Видимо Чхан решил или сотворил мечту матери Одьулуун ))) Навел порядок , по закону Яссы , внедрил зачатки госсударственности , заменив родовой общинный строй- Таай и Кынат /ураанхай уйгур - огузов - ( одни из предков саха) / , на наследственный престол.- чтобы не было улусничества , деления по Вере , языку культуре , обычаям и т.д и т.п. то есть обьединение - и другие зачатки госсударственности , и все , просто как карандаш . Ынахсыт Таҥара Тумены /создал/
    Түмэджин Тойон муҥҕу үөскэппит- Кангаласстар алгыстарыттан.-
    Ынахсыт Божественный тумен создал .
    Тумеджин начальник , мунгалов размножил . и все )))- из истории документов )))

    0
  • oidov
    30 июля 2015
     

    Имя Бодончар - предок Чхана .
    Бөдон - крупный ( саха огуз).
    Из летописи :- Бодончар родился крупным ребенком и слыл строптивым и вспыльчиым характером , поэ'тому не получил земли , в уранхай землях Иргэн - четырех братьев . Бодончар откочевал , по этой причине , в ничейные земли - будущие земли монголов . Где пока не было Законов , расцветал Беспредел по закону Сильнейшего - "у сильного.всегда бессильный виноват !"- басня Крылова ))). Расцветала ложь , воровство , грабежи , убийства и "виноват" был Всегда ,
    слабейший - короче Хаос )))- летопись.
    Второе имя - прозвище Бодончара - Мунхал - скандалист ( саха огуз).летопись.
    Версия :- Мать Бодончара Одьулуун , называла его Бөдон чаа - крупняшка ( саха огуз ) , а сверстники Бөдонча Мунхал - Крупный скандалист ( саха огуз ) и все ))) инфа поля пространства )))

    0
  • a3105N
    a3105N
    Jon Silver
    30 июля 2015
     

    Монголы значит рыбачили так. Всех заставляли идити на рыбалку и тянуть невод, так и пошло Мунъха.

    0
  • СуоК
    30 июля 2015
     

    Омой - омойон ыл, это то же самое - сомсон ыл ! /Черпануть по больше/.

    0
  • oidov
    30 июля 2015
     

    3105N ,Монголы.вообще не рыбачили . Вдобавок у них было поверье ,.что их предок Рыба .
    Это конечно до Нукуза , имя Ньүкус на саха языке , звучать будет ))).
    Может они до сих пор не употребляют рыбу ? этого.не знают видимо ? форумщики )))
    Муҥ - страдание , Муҥҕу - Мунгал , Мунду. -мелкая рыба и баламут (саха). Мунхал - скандалист , упрямец , не уживчивый по характеру человек .и все )))

    0
  • oidov
    31 июля 2015
     

    ошибка , правильно мать Бодончара , была из союза племен уйгур огузов .
    Одьулуун мать Түмэччи - Тумэджина - будущего Чхана .
    Тумэджин , от слова Түмэччи обьединяющий (саха) , Түм - обьединяй , Тумен - Түмэн - обьединение, обьединенный (саха огуз).
    Осталось узнать кто такой Ынахсыт ?
    Создавший Божественный тумен .
    Видимо этот тот самый урааҥхай тумен огузов ? Воспетый монголами в хвалебной песне о Уранхай тумене- летопись. Кангалас - Хаҥалаас в Нюрб улусе , его второе название Ынахсыт Респ. Саха Якутия .и все )))
    Тотем сокол мохсоҕол , как и у Чхана )))

    0
  • oidov
    31 июля 2015
     

    Просто как карандаш - по логике .
    Отец Чхана монгол - отцовская линия .
    По матери Чхан огуз - одни из предков нынешних саха .
    Чхану с детства было дано имя Обьединитель - Түмэччи (саха огуз ).
    Это имя , по логике дала мать Одьулуун с надеждой - продолжить дело отца , покончить с беспределом и беззаконием .
    Вдобавок он родился с кровью зажатой в руке - летопись . Это был Дар богов ,.отсюда Чыҥыс хаан - крепкая кровь ( саха огуз ) .
    Чыҥыс - крепкий (саха) , Хаан - кровь (саха). Чыҥыс хаан , Одун биис и Дьылҕа тойон одни из трех богов - Олонхо .
    По логике Одьулуун и огузы , слышали Олонхо ?
    Но Чингиз хан это дали имя степные народы и обьединенные племена многочисленных монголов и к одному из богов Олонхо - Чыҥыс хаан , отношения имеет лишь косвенное . и все )))

    0
    • г
      31 июля 2015
       

      МО5ОЙ-ЗМЕЙ, ОМО5ОЙ - ЗМЕИНОПОДОБНЫЙ с якутского

      0
      • г
        31 июля 2015
         

        вот и весь перевод))))

        0
        • nathan
          31 июля 2015
           

          г, Не змей а дракон.

          0
          • zhai
            31 июля 2015
             

            натан, дракон по якутски Луо

            0
            • Могул
              31 июля 2015
               

              zhai, дракон по якутски,- ЭЛБЭҔИЭН(Сюнну). ЛУО есть китаезы сохисакирали.

              0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              31 июля 2015
               

              БТСЯЯ (большой толковый словарь якутского языка) стр. 134 ЛУО-фольк. Ураты айыылаах сөҕүмэр улахан, модьу. Громадный, могучий (обычно о мифологических животных). Сродни ЛОҤ-у китайцев, др.тюркск, монг., уйгурский-ЛУУ-дракон.
              Сюннуское слово.


              Драко́н (греч. δράκων) — собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Слово «дракон» используется в именованиях некоторых реальных видов позвоночных, преимущественно рептилий и рыб.

              Понятие химеры в Европу могли привезти кочевники САКА, СЮННУ. Ураанхайцы на территории Якутии находили рога шерстистых носорогов и думали, что это когти Огромной птицы ӨКСӨКҮ-1) фольк. двуглавая или трёхглавая сказочная птица; 2) уст. двуглавое крылатое чучело из дерева, употр. во время обряда проводов духа и жертвенного животного на небо.

              СҮҮНЭ же находили окаменелые останки настоящих динозавров в пустыне Гоби и донесли об этом знания древним оседлым грекам.
              ДРАКОН=может быть как ДЬААР-неприятный запах; вонь; УОХ-свирепый ҮӨН-змей=ДЬААР+УОХ+ҮӨН
              ДРАКОН=ДЬААРУОХҮӨН-ВОНЮЧИЙ СВИРЕПЫЙ ЗМЕЙ.

              САКАское слово.

              1
              • Могул
                31 июля 2015
                 

                саксаксак, как видим связано с Китаем, значит СОХИ сакирал, то есть ЛУО от саха- китаез слово. Правда у саха Якутии употребимы слова ЛООхой, ЛОглой что означает слово типа БОЛЬШОЙ.
                ЭЛБЭҔИЭН у древних тюрков Сюнну, правда писали ЭЛБЭГИЭН, что заменой Г на родственный Ҕ дает название ЭЛБЭҔИЭН, что есть буквально МНОГОСУТЬ что на все 100 отвечает образу дракона.
                Кстати, это от латинизированного прочел только я.

                0
                • саксаксак
                  саксаксак
                  Ветеран
                  31 июля 2015
                   

                  Могул, да это слово пошло от Сюнну к китайцам. Именно в Гоби находили и находят останки динозавров и кочевники с их окаменелыми останками часто сталкивались. Они же и разнесли по свету знания о них, оседлые земледельцы не могут быть распространителями этих знаний.

                  0
          • zhai
            31 июля 2015
             

            это дракон?

            image

            0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              31 июля 2015
               

              Ураанхайцы на территории Якутии находили рога шерстистых носорогов и думали, что это когти Огромной птицы ӨКСӨКҮ-1) фольк. двуглавая или трёхглавая сказочная птица; 2) уст. двуглавое крылатое чучело из дерева, употр. во время обряда проводов духа и жертвенного животного на небо.

              0
            • nathan
              31 июля 2015
               

              zhai, Черный дракон,в тюркской геосимволике водный знак.
              image

              0
              • nathan
                31 июля 2015
                 

                nathan, Дракон - символ земли тюркской.
                image

                0
                • nathan
                  31 июля 2015
                   

                  nathan, Вопрос лишь в том откуда пошло это понятие,водяной дракон.А искать ответ следует опять же у якутов,которым это животное было хорошо известно еще со времен мамонта.Присмотритесь к картинке и увидите торчащую из воды голову мамонта его бивни и хобот.У якутов мамонт связан с водной стихией и считается духом воды.

                  0
            • Могул
              31 июля 2015
               

              zhai, без лупы видно,- ПАВЛИН.

              0
    • Могул
      31 июля 2015
       

      oidov, нет не все. Дал ему это имя, что достоверно известно, Үрүҥ ойуун Хохочу
      он жэ Тэп Тэҥри, он же Көхсө Сабырах.

      0
  • Kilbar
    31 июля 2015
     

    Могул. Не было ойууна Хохочу. Был Кехсу. Спина. Русская транскрипция - Кекчу.

    0
    • Могул
      31 июля 2015
       

      Kilbar, ссыль пилиис.

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        31 июля 2015
         

        Могул, мы же уже рассматривали это имя.

        Скрытый текст
        Хан Чингисхан и его шаман
        Многие величайшие правители мира всех времен и народов, для того чтобы прийти к власти и удержать вожжи правления, использовали любые возможности, в том числе и помощь колдунов, магов, ведьм. Французский прорицатель Нострадамус был врачом и советником королевы Франции Екатерины Медичи и ее сына - короля Карла IX. Предсказателей и волхвов держал при своем дворе Иван Грозный. У Петра Великого тоже был личный колдун - чернокнижник Яков Брюс. Иосиф Сталин получал консультации у «потомственной ведьмы» Натальи Львовой и «провидца» Вольфа Мессинга. Первому же президенту России Борису Ельцину давала рекомендации (в том числе и политического характера) ясновидящая из Болгарии Ванга.

        Но, пожалуй, именно великий хан Чингисхан (названный Темучином при рождении) - тот правитель, которому служил один из самых загадочных колдунов истории - Тэб Тэнгри.

        Мало кто знает, что именно волхв Тэб Тэнгри провозгласил Темучина Чингисханом (кит. Cheng-sze - истинный властитель) и сыграл легендарную роль в становлении основателя (1206 г.) и первого Великого хана Монгольской империи, которая включала в себя Великую Евразийскую степь от Дуная до Тихого океана и самое протяженное пространство от Новгорода до Индокитая.

        Для справки:

        Чингисхан (монг. Чингис хаан [tʃiŋɡɪs χaːŋ] (ок. 1155 - 25 августа 1227 г.). Признан величайшим человеком II тысячелетия (согласно опросу, проведенному в 1996 году газетой «Вашингтон Пост»).
        В поисках твердой руки

        Версий по поводу того, какое участие шаман Тэб Тэнгри (настоящее имя Кохэчу) принимал в жизни «Властителя степного океана», существует немало. Одни историки утверждают, что колдун не оказал существенного влияния на деятельность великого завоевателя, другие уверены, что заслуги Тэб Тэнгри в росте славы Чингисхана неоспоримы. А некоторые исследователи считают, что шаман своими действиями только причинял вред властителю.

        Завесу таинственности над историей жизни волхва Тэб Тэнгри нам помог приоткрыть изучающий данный вопрос не один десяток лет Валентин ХАГДАЕВ, верховный шаман Ольхона, вице-президент ассоциации бурятских шаманов «Боо мургэл», член совета шаманов Иркутской области, автор монографии «Шаманизм и мировые религии».

        …Сподвижник Чингисхана волхв Тэб Тэнгри, согласно историческим хроникам, жил в середине XII - начале XIII веков. Он был одним из девяти сыновей шамана Мунлика, всегда помогавшего в беде семье матери Чингисхана – Оелун-хатун.

        Остались сведения, что Тэб Тэнгри был поистине незаурядной личностью, к тому же обладал чудодейственными способностями. Например, когда он садился на лёд, то ото льда шел пар, настолько жаркой была энергия этого человека. Также исторические хроники говорят, что он наводил на людей суеверный страх, когда поднимался в небо на сером коне в яблоках.

        В то время среди кочевников не было единой общности, они состояли в отдельных кланах, каждым из которых управлял хан (племенной вождь).

        Шаман много путешествовал по Степи. Повсюду он сталкивался со страданиями кочевников от того, что ханы и нойоны (князья) совершали набеги друг на друга. И он чувствовал чаяния народа о твёрдой руке, которая объединила бы всю Великую Степь. Претендента на роль правителя шаман увидел в молодом Темучине, который тем временем стремительно завоевывал популярность среди кочевых племен. Конечно, колдун осознавал, что с подъемом юноши по лестнице власти и его собственное значение у соплеменников заметно возрастёт. И, действительно, многое из того, что предвидел шаман, вскоре воплотилось в жизнь.
        Восхождение Темучина

        В 1189 году 27-летний Темучин начал активную борьбу с другими претендентами на власть с целью получить титул Великого хана и объединить все племена монголов под своим управлением.

        На курултае (собрании знати для решения важных государственных вопросов), куда будущий правитель Монгольской империи созвал все рода, представители аристократической верхушки признали его Великим ханом. Но на этом борьба за власть не закончилась…

        Хан провел ряд реформ, которые принесли ему славу среди кочевников. Он запретил своим воинам заниматься грабежами, кроме того, часть добычи он отдавал семьям тех, кто погиб в бою. Он осуществлял реформы не только в военной, но и в гражданской сфере, тем самым покоряя сердца простых людей.

        А в это время проницательный шаман Тэб Тэнгри повсюду распространял слухи о скором появлении Великого воина, который объединит всю Степь, всех кочевников. С этой вестью он обошёл многие кочевья монгольских народностей. А земля кочевников тогда была очень обширной, почти вплоть до нынешней Китайской Стены.

        Так как род борджигинов (род хана) считался «второсортной черной костью» (незнатного происхождения), то волхв объявил, что Вечное Синее Небо сделало Темучина своим представителем на земле. Род борджигинов теперь стали считать «алтан уруком», то есть «золотым родом». Именно с этого дня подданные Великого хана стали называться монголами.

        В результате, благодаря заслугам монгольского хана и последовательной его популяризации усилиями Тэб Тэнгри, авторитет первого стремительно возрастал.

        И вот в 1206 году на всеобщем курултае представителей знати в Каракоруме, где было принято решение изменить название монголов с «Народа войлочных стен» на «Великий народ монголов» («Хамаг монгол улус»), Темучин получил титул-имя «Чингисхан» (означает «сильный, бесстрашный, непоколебимый» и похоже на слово «волк» (чино) – прародителя монголов).

        Шаманы на церемонии стучали в барабаны и возносили молитвы Небу, чтобы оно благословило вступление на престол Великого хана.

        Валентин Хагдаев:

        - Именно Тэб Тэнгри в тот день во всеуслышание объявил Темучина Чингисханом и водрузил на его голову меховую с золотом корону. При этом он произнес речь о том, что доблестные монголы победили многих султанов, падишахов, ханов и царей и титул-имя Чингисхан лучше всего соответствует владыке всех кочевников.
        Убийство волхва

        История возвышения Чингисхана стремительно продолжалась. Он завоевывал все большую популярность среди своего народа. При этом оказывал всяческие почести своему доверенному шаману Тэб Тэнгри, который обеспечил ему, как он верил, поддержку Синего Неба.

        Но со временем слава и могущество волхва начали косвенно угрожать самому властителю, в юрте шамана стало собираться так же много знатных и могущественных нойонов (князей), как и у самого хана. Более того, шаман и его семь братьев открыто хвастались, что у них больше власти, чем у Чингисхана.

        Вероятно, Тэб Тэнгри верил, что его магические способности обеспечат ему абсолютную неприкосновенность, поэтому позволял себе такие дерзкие поступки.

        Однажды, поссорившись с братом Чингисхана Хасаром, шаман предсказал, что ханством будут править по очереди оба брата (возможно, этим пророчеством он хотел внести раздор в отношения родственников). Разъяренный властитель арестовал Хасара и стал выпытывать у него об этих намерениях. Лишь благодаря вмешательству матери не произошло братоубийства.

        Чингисхан позже признавался, что очень устыдился материнских слёз, призывов к совести, своих подозрений к простодушному брату и того, что чуть не убил его.

        Хотя этот конфликт удалось мирно урегулировать, вскоре шаман снова попытался воздействовать на императорскую семью. Он переманил к себе слуг братьев Чингисхана. Такой наглости не стерпел сводный брат хана Тэмугэ и потребовал вернуть людей назад. Тогда шаман заставил того встать на колени и извиниться перед ним.

        Этого унижения по отношению к своему брату великий хан Чингисхан не смог простить колдуну. Вместе с приближенными людьми он составил и осуществил план по избавлению от амбициозного волхва. Властитель пригласил Тэб Тэнгри в императорскую палатку на совет, а его брат Тэмугэ вызвал шамана якобы на спорную борьбу (по монгольской традиции). Но не успел тот выйти из шатра, как его убили.

        Валентин Хагдаев:

        - Тэб Тэнгри был воистину великим шаманом своего времени, и при нём шаманство чуть не стало государственной религией. Он достоин уважения уже только за то, что смело говорил правду самому Чингисхану и был одним из его сподвижников по воссозданию единого государства кочевников «Хамаг монгол улус». То, что случилось с ним в последние годы, это результат амбиций его и хана, а также интриг родственников…
        Новый шаман

        Так печально закончил свою жизнь волхв Тэб Тэнгри, который перешел дорогу самому «Властителю степного океана». Среди народа распространили слух, что Небо забрало его к себе за плохие деяния. После этого убийства простые люди стали называть Чингисхана Великим шаманом.

        Шаманизм действительно сохранял серьезное значение в жизни Монгольской империи и самого Чингисхана. В самые сложные периоды он молился на вершине священной горы Бурхан-Халдун, и там ему приходило озарение. Однажды он провел в молитвах на горе трое суток, пока не получил ответ Свыше.

        В своих последних походах, осаждая города, властитель называл себя «Посланцем Неба», которому богами поручено установить единый и общий порядок на земле. А те, кто не желают подчиняться этому порядку, будут уничтожены!

        В 1227 году Чингисхан умер, согласно историческим хроникам, заболев лихорадкой в азиатском походе. Тело великого завоевателя отвезли в Монголию и по традиции похоронили в тайной могиле рядом со священной горой Бурхан-Халдун, с которой «Покоритель Вселенной» Чингисхан много раз обращался за помощью к Вечному Синему Небу.

        Анна Акулич

        0
        • Могул
          31 июля 2015
           

          саксаксак, на данном ссыле он имеет имя КОХЭЧУ и ТЭБ ТЭНГРИ.
          Но у нас КОХЭЧУ должно произноситься только как ХОХОЧУ, а ТЭБ ТЭНГРИ как
          ТАП ТАҤАРА или ТЭП ТЭҤИРИ.

          ТАП ТАҤАРА=ПОДОБНЫЙ БОГУ

          ТЭП ТЭҤИРИ=ПОДОБНЫЙ НЕБО или ПНУЩИЙ НЕБО.

          Мне импонирует имя ПНУЩИЙ НЕБО, что показывает его силу в традициях Китая.

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            31 июля 2015
             

            Могул, мы же разбирали это давно. Мне больше импонирует "Подобный Таҥара"

            0
            • Могул
              31 июля 2015
               

              саксаксак, ну, кому как, тем более тут 100% истины быть не может, кроме одного, что ХОХОЧУ якут и Чынгыс хаан якут, ибо коронован якутом.

              0
    • oidov
      7 августа 2015
       

      Kilbar, прозвище Көхсу Сабрах или Сарбах есть в летописи , перевод - Не надежная спина (саха), то есть означает - Не надежный тыл . и все ))).

      0
      • oidov
        7 августа 2015
         

        oidov, не проходит сообщение ,
        Кратко Ненадежная спина находился на Западе по тюрк военной терминологии . и все ))) Көхсу Сабрах правильно Көхсө Сарбах (саха) - прозвище и все)))

        0
  • oidov
    7 августа 2015
     

    Хе хе , предводитель Көхсу Сабрах и шаман Көкөчу от слова Көкөт(саха) .- две разные исторические личности .Бо ! )))

    0
    • oidov
      7 августа 2015
       

      oidov, Возможно.у шамана две терминологии перевода : Көкөт и Күөх - синий (саха) , в современной грамматике .
      Көхочу. , синеватый (саха), если принебречь изменением языка )))
      Это имя связано с Тэнгри и небом , а также с потерянной Верой или теряющей Верой , поэтому синеватый ? видимо ? и все ))) Вернее с небесными тюрками -Күөх- Көk тюрками .и все )))

      0
  • Булгу
    9 августа 2015
     

    Омоҕой, - имя определяющее от слова омуос,- вдруг неожиданно с другой стороны взгляд. т.е. человек видящий по другому мир,- прогрессивный человек. Саха,- единый народ распространившийся из центральной части.Это доказывает отсутствие диалектов на такой огромной территории.

    0
  • sakha75
    9 августа 2015
     

    да ланно - омо5ой это - е ЗМИЙ
    и никак иначе

    0
    • sakha75
      9 августа 2015
       

      sakha75, просто Эллэй бырат Иешуа поэтому змей его не тронул

      помните: Иешуа когда умирал кричал почему ти Элляй меня бросил здесь одного :)

      0
  • sakha75
    9 августа 2015
     

    говорят шо он кричал Элои Элои :) но он кричал Эллэю

    0
  • oidov
    10 августа 2015
     

    Чаппый попал в яблочко , где был.Могул ?))).
    Хохочу или Кохочу - Күөххочу .Күөх хочуттан шаман. Видимо ? )))

    0
  • Прохожий
    1 июля
     

    А его случайно не Онохой звали?

    0
  • Пьянварь1
    1 июля
     

    Омоҕой Баай сүөһүнэн баай эбит, онтон Эллэй сылгыны иитэргэ үөрэппит, ыһыаҕы тэрийбит.

    0
Ответ на тему: Как переводится имя Омогой?
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания