6 месяцев на форуме 5000 просмотров Все
Награды
6 месяцев на форуме
6 месяцев на форуме
5000 просмотров
5000 просмотров
Рабство в восточной Сибири XVII вв.
  2378
Цитата:

В настоящей работе впервые в историографии проанализирована история рабства в Сибири и Оренбуржье в XVIII - первой половине XIX в. и политика российского правительства на каждом этапе существования рабства.

Для воссоздания в настоящей работе возможно более полной картины рабства в Сибири и Оренбургском крае, охватывающей развитие этого явления на протяжении XVIII — первой половины XIX в., были собраны воедино разрозненные факты, разбросанные по различным архивным материалам, законодательным актам, сборникам документов, заметкам и описаниям путешественников, чиновников и других лиц, исследовательским работам XVIII — XX вв., публицистическим журнальным статьям и трудам общего характера.

Исследование истории рабства в Сибири и Оренбуржье позволяет сделать следующие выводы:

В XVII в. патриархальное рабство в Сибири прямо не регулировалось московским законодательством, т. к. тогда действовал принцип невмешательства во внутреннюю жизнь ясачных волостей. В то же время политика русского правительства оказывала на институт рабства большое влияние: допущение свидетельства рабов на суде (хотя на Руси вплоть до середины XVII в. холоп не мог быть «послухом»), исков рабов против своих господ, и, главное, распространение ясачного обложения на большую часть «холопов» очень ограничивали и порою даже делали невыгодным патриархальное рабство.

В конце XVI - XVII вв. русские приобретали в Сибири рабов путем захвата пленных (в течение большей части XVII в. это — основная форма порабощения), покупки и долгового закабаления. Московское правительство ограничивало внутрисибирские источники порабощения, поскольку желало увеличить число плательщиков ясака.

Единственным не ограничивавшимся законом способом приобретения рабов являлась их покупка из независимых или полузависимых от Московского государства стран — Джунгарии, монгольских княжеств и княжеств енисейских киргизов. Если государственная власть считала покупку рабов из числа не подвластных России народов делом законным, то к обращению в рабство ясачных людей (русских подданных), даже при «добровольной» продаже ими своих жен, детей и родственников, к концу XVII в. она относилась нетерпимо.

Холопство в России регулировалось законом. Запрет убийства холопов своими господами (хотя и выраженный в законе нерешительно, но существующий), допущение их к свидетельству на суде (что было дозволено «Соборным Уложением»), право на компенсацию «за бесчестье» для значительной части холопов («деловых людей»), запрет продажи крещеных «купленных людей» и пленников восточного происхождения (правда, при допущении других форм отчуждения их) — все это свидетельствует о том, что холопство в России в целом и в Сибири в частности, являлось неполным, ограниченным рабством.

В первой четверти XVIII в. существовали такие же источники рабства, как и в XVII в. (плен, покупка и долговое закабаление), и они так же ограничивались законами, как и в конце XVII в. Единственным полностью легальным источником рабства была, как и в конце XVII в., покупка рабов из сопредельных, независимых от России (Джунгарское ханство), или полузависимых от нее (княжества енисейских кыргызов) государственных образований. Сибирское рабство было частью холопства, существовавшего по всей России. Пленные и купленные рабы восточного происхождения (как из числа сибирских аборигенов, так и приобретенные из пограничных государств), законно закрепленные за своими хозяевами, находились в их наследственном владении, и в этом отношении приравнивались к полным холопам.

Во время первой ревизии (1718 - 1724 гг.) холопы русского и аборигенного происхождения, на владение которыми русские жители Сибири имели законные права (всего их числилось 3749 душ мужского пола), были положены в подушный оклад и, таким образом, уравнены с крепостными крестьянами европейской части страны. После введения подушной подати рабство в России (полное холопство и приравненные к нему категории) официально прекратило свое существование.

Однако и после этого имело место незаконное похолопление аборигенов Сибири служилыми людьми, обязанными собирать с них ясак.




[b]
Особенное распространение оно получило на Востоке Сибири — в Якутии и на Камчатке.

Цитата:

Исходя из косвенных данных, И.И. Огрызко сделал обоснованный вывод о том, что приблизительное количество незаконно приобретенных рабов у русского населения Камчатки к началу 30-х гг. XVIII в. достигало не менее 2 тыс. человек (т. е. оно было значительно большим, чем в других районах Сибири). Подобные явления вызывали тревогу российского правительства, поскольку порабощение сибирских аборигенов означало уменьшение числа плательщиков ясака. Указ 1733 г. предусматривал освобождение порабощенных аборигенов в Якутии и на Камчатке и запрет приобретения новых рабов из их числа. Для борьбы с обращением коренного населения Сибири в рабство по «кабальным письмам» были посланы в 1745 и 1748 г. ясачные комиссии во главе с полковником Вульфом, а в 1763 г. — во главе с секунд-майором А. Щербачевым. Таким образом, во 2-й — 3-й четверти XVIII в. правительство более активно боролось с порабощением коренного населения Сибири. Теперь оно категорически запрещало любые формы порабощения коренных народов Сибири, находящихся в русском подданстве (покупку у ясачных людей женщин и детей, обращение в рабство «за долги» и прямой насильственный захват в неволю). Однако вплоть до 60-х гг. XVIII в. известны случаи незаконного обращения в неволю аборигенов Сибири русскими служилыми людьми и чиновниками при сборе ясака (в 60-е гг. XVIII в. обязанность сбора ясака была окончательно передана верхушке коренного населения). В 60-е гг. XVIII в. было окончательно запрещено (на основании указов 1733 и 1748 гг.) и существовавшее у коренных народов Сибири патриархальное рабство (эти рабы, так же как и принадлежавшие русским, в документах того времени именовались «холопами»).

Если правительство в XVIII в. запрещало обращение в неволю аборигенов Сибири, находившихся в составе России, то оно вновь узаконило в 1737 г. покупку людей на границе с независимым Джунгарским и вассальным от России Калмыцким ханствами. С.С. Шашков и вслед за ним некоторые другие авторы полагают, что этот указ санкционировал рабство в Сибири. Мы же склонны думать, что указами 1737 и 1744 гг. была создана социальная группа («калмыки и иных наций люди»), приравненная к крепостным крестьянам по своим правам, но не несшая никаких повинностей перед государством. Как видно из указа от 30 июня 1771 г. (который ранее подробно никем не рассматривался), «калмыки и иных наций люди» до 1761 г. имели право наравне с крепостными крестьянами заключать от своего имени долговые сделки без разрешения владельцев, т. е. являлись субъектами права. Таким образом, эта группа населения занимала промежуточное положение между крепостными крестьянами и купленными рабами.



Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/rabstvo-v-sibiri-i-orenburgskom-krae-v-xviii-pervoi-polovine-xix-v#ixzz2b67mVKOs
Цитата:

Во время разгрома Джунгарии империей Цин и зверского истребления джунгар китайско-маньчжурскими войсками казахские кочевники ловили толпами джунгарских беженцев и продавали их в неволю, в том числе и русским. Указ 9 января 1757 г. (названный так по дате посылки его в Сибирь) разрешил русским приобретать рабов путем меновой торговли с жителями вассальных от России Младшего и Среднего казахских жузов. Этим указом было оформлено легальное рабство в Сибири и в Оренбургском крае.

Рабов позволялось покупать не только дворянам, но и «всякого звания людям», то есть купцам, разночинцам, казакам и посадским людям. В отличие от XVII в., легальное рабство, введенное по указу 1757 г., не было наследственным, поскольку дети рабов должны были записываться в подушный оклад (эта важная особенность рабства, вытекающая из текста самого указа, ранее в исторической литературе никем не отмечалась). Рабы отличались от крепостных крестьян тем, что не должны были платить подушную подать и поставлять рекрутов в армию (хотя владельцы могли по своему желанию сдавать их в рекруты), а также отсутствием всяких имущественных прав. Рабы именовались либо по национальному признаку: «азиатцы», «киргизы», «калмыки», либо — «невольниками», «пленниками», «невольниками азиатскими» и, реже, — «рабами». Сама же их зависимость в документах обычно характеризовалась как «рабство».

Разрешив покупку рабов из казахских жузов, государство ничего не теряло, так как приобретаемые рабы были неясачными людьми (правительство пыталось обосновать покупку рабов на границе тем, что этим смягчалось «малолюдство», существовавшее в Сибири). Однако роль купленных и вы-мененных рабов на границе в освоении края следует признать крайне незначительной, так как они были по своему происхождению в основном кочевниками-скотоводами.

Хотя основным источником легального рабства в Сибири в XVIII -первой половине XIX в. являлось приобретение рабов путем покупки или вымена на границе с казахскими государственными образованиями, вплоть до 60-х гг. XVIII в. имели место пережитки явлений, характерных для XVII в.: обращение в рабство пленных женщин и детей, захваченных из числа непокоренных (чукчи) и недавно покоренных восставших (коряки) народов северо-восточной Сибири, а также в результате столкновений с казахами и джунгарами. Но плен в XVIII в. носил уже эпизодический и полулегальный характер (сибирская губернская канцелярия иногда узаконивала «раздел» пленных между захватившими их казаками и солдатами регулярной армии, но рабство пленных не было безусловным: они могли быть обменены на русских пленных или просто освобождены по распоряжению администрации). В

60-е гг. XVIII в. плен как источник рабства в Сибири был поставлен вне закона.

В первые годы XIX в. вследствие междоусобий внутри казахского общества распространилось новое явление — продажа обнищавшими казахами своих детей и младших родственников в рабство в среднеазиатские государства и русским приграничным жителям. Это вызвало обеспокоенность российского правительства, считавшего, что продажа казахами своих детей в Хиву противоречит интересам Российского государства (т.к. казахи Младшего и Среднего Жузов находились под протекторатом России). В 1805 — 1806 гг. было выдвинуто несколько проектов, направленных на использование бедственного положения казахских кочевников в интересах России. Это проекты директора оренбургской таможни П.Е. Величко, оренбургского военного губернатора Г.С. Волконского и тайного советника И.О. Потоцкого. Все эти проекты были опубликованы, но в исторической литературе не только не комментируются, но и не упоминаются. Автор проекта, который можно назвать прогрессивным, П.Е. Величко, предлагал разрешить российским подданным покупку казахских детей, но с тем, чтобы по достижении совершеннолетия они освобождались, и распространить эту меру на покупаемых по указу 1757 г. «азиатских пленников». Это привело бы к постепенному уничтожению рабства.

Данный проект послужил толчком для дискуссии в правительственных кругах, длившейся с 1805 по 1808 г. (материалы этой дискуссии, хранящиеся в РГИА, впервые введены в научный оборот в данной работе). Результатом этой дискуссии стал указ 1808 г., разрешивший российским подданным «свободного состояния» приобретать казахских детей с условием их обязательного освобождения по достижении 25-летнего возраста. Он стал началом проведения политики, направленной на отмену рабства. Отмена рабства была произведена не одним законодательным актом, а осуществлялась постепенно, в результате нескольких законодательных актов (1819, 1822, 1825 и 1828 гг.). Эти законы распространили правило об освобождении по достижении

25-летнего возраста на рабов неказахского происхождения, приобретенных после 1808 г. Принятый по предложению М.М. Сперанского указ 1825 г. запретил приобретение новых рабов. Однако эти законы нисколько не изменили положения невольников, приобретенных до указа 1808 г. и находившихся во владении дворян (они продолжали оставаться в пожизненной зависимости, а их дети становились крепостными крестьянами, записанными в подушный оклад). Значительная часть невольников была освобождена в результате указов 1825 и 1828 г., когда подошел установленный законом срок.

Причиной политики правительства, направленной на постепенную отмену рабства, стал тот факт, что рабство стало восприниматься просвещенными представителями российской элиты как нечто постыдное. Это ясно видно из предложений П.Е. Величко, И. Вейдемейера, М.А. Милорадовича, М.М. Сперанского, И. Горского относительно работорговли на южной границе Сибири и Оренбургского края. Сами рабы не были бездеятельными созерцателями процесса своего освобождения. Они активно боролись за свои права, что видно даже из сухих текстов законодательных актов. Судебные дела рабов стали поводом для издания двух указов (1819 и 1824 гг.). Таким образом, борьба невольников за свободу немалым образом способствовала политике правительства, направленной на отмену рабства, и даже в какой-то мере подталкивала ее.

Рабство в Сибири и Оренбуржье окончательно прекратило свое существование в 50-е гг. XIX в.



Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/rabstvo-v-sibiri-i-orenburgskom-krae-v-xviii-pervoi-polovine-xix-v#ixzz2b67xaaq9
Ответов 34 Написать ответ
  • Komanche
    7 августа 2013
     

    Как то преподаватель "Истории Якутии" в мою бытность студентом

    сказал, что наряду с отменой крепостного права в России было отменено рабство в Сибири. Интересно, какой документ он имел ввиду? Я потом пытался найти упоминания об этом, но безуспешно. Честно говоря, особенно и не старался. Может кто знает?

    0
    • Могул
      8 августа 2013
       

      И не старайся, таких документов и не было. В Якутии узаконенного рабства никогда не было.

      Но кабальные отношения как везде и всегда были. Кабала и рабство разные вещи. Пан Гималайский вытащил какой то реферат или сам выдумал.
      Такие вещи пишет и нет у него ссылок на серьезные документы.
      Сам придумал сам и комментирует.
      Ну а насчет крепостного права всякий знает.

      0
      • Komanche
        8 августа 2013
         

        Кулут - раб.

        0
      • Komanche
        8 августа 2013
         

        Кстати, есть теория, что классического рабства среди малых народов

        Сибири не было. Процветало рабство в юго-западной Сибири как явление пришедшее от киргизских племен, постоянно занимавшихся набегами на соседей. Более-менее рабы как невольники появились в глубине Сибири вследствие колониальной экспансии русских, когда сибирские аборигены попадая в плен становились рабами на продажу, как и сами русские попадавшие в плен к местным. Потом пошла в ход продажа местными своих детей в голодные годы русским в крепости.

        0
        • Komanche
          8 августа 2013
           

          Об этом упоминается и в документах Пана Гималайского

          Цитата:
          Таким образом, эта группа населения занимала промежуточное положение между крепостными крестьянами и купленными рабами.

          0
  • А
    8 августа 2013
     

    КУЛУТ

    что было, то было.
    Это не ча5ар (челядь/прислуга - по русски) хамначчыт (зависимый/крепостной (слуга) - по русски)

    0
  • А
    8 августа 2013
     

    еще были аманаты

    это казачки практиковали, по сущности тоже раб. Ну ясная поляна же, что царёк ванька-грозненький выпустил с оказией с пытошных домов всяких "беглых" без ноздрей и ушей людишек, чё от таких ожидать то? Но через 5-10 людишек в "добрые" людишки" ждал, вот и резвились -но китайцы им по мордам надавали с пушками)

    0
    • Komanche
      8 августа 2013
       

      аманаты это заложники.

      0
      • А
        8 августа 2013
         

        да какая разница

        суть в общем-то - рабство у людишек-холопушек

        0
      • 1
        8 августа 2013
         

        а что значит аманат?

        с какого языка?

        0
        • А
          8 августа 2013
           

          поярка-людоедик знает, спроси)

          он практиковал

          0
          • Тогда
            10 июля
             

            Улицу имени людоеда Пояркова надо переименовать на улицу Ойунского... так, чтобы вся улица стала улицей Ойунского.

            0
        • Komanche
          8 августа 2013
           

          С какого языка не знаю

          Цитата:
          АМАНАТЫ заложники, которых русское правит. брало у азиатских народов в залог верности соблюдения заключенных договоров.

          Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

          0
  • Komanche
    8 августа 2013
     

    Основным мотивом отмены рабства скорее всего послужило экономическая невыгода от этого института

    Цитата:
    Рабы отличались от крепостных крестьян тем, что не должны были платить подушную подать и поставлять рекрутов в армию (хотя владельцы могли по своему желанию сдавать их в рекруты), а также отсутствием всяких имущественных прав.

    0
    • Могул
      8 августа 2013
       

      Что за языки такие, которые ничего не могут пояснить?!

      КУЛУТ=КУЛУ+т
      КУЛУ есть в смысле ДАЙ, ПОДАЙ, ДЕЛАТЬ УСЛУГУ,
      Т окончание показывающее принадлежность к данному сословию, занятию.

      АМАНАТ=АМАН+ААТ
      АМАН=ЗАРОК
      ААТ=ИМЯ. Отсюда АМАНАТ есть человек данный в зарок, то есть человек именем которого требуют чего либо, например, некоего поведения от людей, которые дали данного человека в зарок.

      ЧАҔАР от слова ЧАҔЫЙАР=БОЯТЬСЯ, БЫТЬ в ПОВИНОВЕНИИ.
      Теперь понятно?
      Якутский язык есть первоязык, от которого зародились все языки Севера, говорят даже индейцев, как говорят здесь некоторые,
      И африканцев возможно, которые соприкасались с Египтом.

      0
      • Могул
        8 августа 2013
         

        .... форумные знатоки говорят, что гены и языки ходят рядом.

        Но говорят также, 70-80% русского языка состоит из якутского языка.
        Подозрение на это было давно, но говорили, что русский язык имеет тюркскую основу, и об этом четко писал профессор Н. К. Антонов.

        А вот как узнали, 40% русских имеют по отцовской линии якутский гаплотип N1C1. Но здесь не учтено то, что 6,1% якутской крови имеет гаплотип R1b. Что тоже не мало.
        Поэтому необходимо признать правомерность утверждения некоторых ученых
        о том, что в древности молодые якуты ДЕЛАЛИ, ДЕЛАЛИ и ДЕЛАЛИ.
        А якутский язык древние Русы ВПИТЫВАЛИ, ВПИТЫВАЛИ и ВПИТЫВАЛИ.
        Тут академик Казарян был бы на все 100 процентнов прав!

        0
        • Starkoff
          8 августа 2013
           

          Ссылку на исследование, где выведена цифра "40% N1c у русских", пожалуйста.


          Зело любопытно увидеть эту революционную цифру своими глазами. :)

          Про русский язык, который "на 80% Якутский" или тюркский, я читал неоднократно и всё это оказывалось детским лепетом, натяжкой слов без рассмотрения семантики и правил словообразования. Т.е. без рассмотрения непосредственно Языка. :)

          А "40%" - это любопытно. Показывайте источник. :)

          0
          • Могул
            8 августа 2013
             

            Старков, уважаемый, об этом много источников поданных на данном форуме.

            Может я чуть ошибся, не сказав, СЕВЕРНЫЕ РУССКИЕ. Но это же, то есть СЕВЕРНЫЕ РУССКИЕ, есть основа Русского народа, его фундамент.
            А южных русских, я будучи дилетантом, считаю вообще не русскими, там винегрет сплошной.
            Старков, не будь столь щепетильным относительно меня, когда академики пишут такое, что ни в какие ворота.
            Если мои 40% тов столь заинтересовали, поищи в инете, по топам Дионисия, Оффен, Гыгы999, Леонид. Я пишу то что помню лично.

            0
            • Pan_Himalajski
              8 августа 2013
               

              40% ?может всетаки 40градусов?

              По теме.Конечно отмена рабства имело больше экономические причины,но и политику тоже надо учитывать.Россия при Екатерине Великой стремилась не только соответствовать Европейским нормам и стандартам права,но и даже пыталась их(правовые нормы) превосходить.

              0
              • Могул
                8 августа 2013
                 

                пан Гималайский о любимых своих 40% никак не забывает. Одно воспоминание заводит его.

                Ну че, вечерком опять по кабачкам?

                0
          • zhai
            8 августа 2013
             

            известно, что якутский язык был одним из придворных языков в России

            0
          • Могул
            8 августа 2013
             

            Старков, народ перенимая язык с правилами не считается. Это умники типа пан Гим. стараются придумать

            всякое, чтоб сказать: -Это не по правилам, потому не верно!
            И кивок на свои же выдуманные правила.

            Например, какой то тойон якут кричит некому своему кулуту: Эй ты ТУППАХ, подай это!
            Он так сказал потому, что тот без ТУППАХА, то есть не потрогав, не понюхав ничего не понимает.

            Вот и пошло, так стали называть ТУПЫХ, ТУПАК мол.

            0
            • Могул
              8 августа 2013
               

              .... вот пан Гималайский думает, что слово ГРАДУС уж чисто русское слово или по крайней мере

              принято у "ВЫСШИХ БЕЛЫХ" мол. И у него красиво так звучит ГРАДУС.
              Между тем любой старикан якут скажет КЫРААТЫС=ГРАДУС.

              КЫРААТЫС= КЫРА+АТЫС, и вот мы получаем прямое понимание смысла данного слова ГРАДУС.

              КЫРА=МАЛО-МАЛОСТЬ
              АТЫС=РАЗЛИЧИЕ. И тот который не совсем ТУПАК поймет, что эта МАЛОСТЬ, РАЗЛИЧИЕ дает геометрическое понятие отличия малого УГЛА.

              То есть каждый угол ОТЛИЧАЕТСЯ от другого на самую малость, то есть в 1%(1градуст). А полный крук, как известно, имеет 360%.
              Правда в геометрии градус отмечают по другому.
              И потому видимо, думаю, пан Гим. геометрию не любит. Иначе не ТУПИЛ бы здесь по всякому поводу.

              0
            • Могул
              8 августа 2013
               

              .... есть и другое пояснение слова ТУПАК. Якуты ничего не понимающего малое дитё называют,-

              ТУППАХ оҕо. Отсюда и слово ТУПАК, ТУПОЙ.

              Вот и судите, откуда Русские приняли свои гены и язык.
              Так что, опять получается, что молодые якуты ДЕЛАЛИ, ДЕЛАЛИ и ДЕЛАЛИ!

              0
              • Могул
                8 августа 2013
                 

                Че то долго не видать пана Гималайского. Градусы ли свои слишком поднял? Продолжу однако.

                Итак,
                ПРОЦЕНТ, что по якутски говорят как БЫРЫҺЫАН, что че то далековато по звучанию, и потому не может отразить истинное значение слова ПРОЦЕНТ.

                ПРОЦЕНТ=ПРО+ЦЕНТ, что поякутски должно быть сказано БАРЫ+СЫҺЫАН.
                БАРЫ=ВСЕ
                СЫҺЫАН=ОТНОШЕНИЕ.
                И правда ПРОЦЕНТ как понятие получен от ОТНОШЕНИЯ ВСЕХ чисел.
                Например, 1процент есть отношение 1 к 100.

                Выходит и здесь понятие процент получено от якутов. Почему?
                Да потому что, молодые якуты ДЕЛАЛИ, ДЕЛАЛИ и ДЕЛАЛИ.

                0
                • Могул
                  9 августа 2013
                   

                  Ну где пан Гим? Или че нить ВПИТЫВАЕТ, ВПИТЫВАЕТ и ВПИТЫВАЕТ, а?

                  0
                  • Могул
                    9 августа 2013
                     

                    пан бросил свой топ, как кинул своего друга Августа Мурана.

                    0
                    • восва
                      10 августа 2013
                       

                      хе-хе--))

                      зато вдруг откуда -то появился пернатый ..наверно из домашнего карцера-)))

                      0
                      • Могул
                        10 августа 2013
                         

                        .... сказал *** восва.

                        МУДАК.
                        МУГУТАХ или МУТАХ, МУНААХ киһи, - говорят якуты о человеке, который скажет ни к селу ни к городу.

                        Да всякие там восвы ВПИТЫВАЛИ, ВПИТЫВАЛИ и ВПИТЫВАЛИ, когда молодые якуты ДЕЛАЛИ, ДЕЛАЛИ и ДЕЛАЛИ.
                        Да уж, надоело все это...

                        0
                        • Могул
                          10 июля
                           

                          Пан бросил, бросил свои топы, как только увидел Якутку колдунью! Язык от испугу запексе торчит так туда сюда и ничего не может! Ни бэ ни мэ, ха ха хаааАА!

                          0
  • Өтүйэлээх
    10 июля
     

    Могул, да задолбал ты уже кокетничать с Гимолайкой.
    Хватит уже его зазывать, чтобы он о6осрал якутов.
    Туох абааһы дьахтар курдук омуккунуй.
    Сүтэн хаал.

    0
Ответ на тему: Рабство в восточной Сибири XVII вв.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания