Золотоордынские корни русских царей и полководцев
сермяжная правда  -    21024
Русские цари татарского происхождения

Такая противоречивая личность как Иоанн IV Грозный не нуждается в представлении о нем много написано и рассказано. Остановимся лишь на его происхождении. Иоанн IV был старшим сыном великого князя Василия и его второй жены Елены Глинской. Но о том, что он был русским царем, можно говорить с большой натяжкой. Его родная бабка по отцу была византийская царевна Софья Палеолог, а мать – Елена Глинская (которой незаслуженно приписали литовское происхождение), чистокровная татарка, приходилась по мужской линии родной внучкой Мансура-Кията, старшего сына могущественного эмира Золотой Орды, наместника крымского улуса-юрта Мамая. К слову сказать, Мансур-Кият является родоначальником крымско-татарского бейского рода Мансуров. К сожалению, в летописях не сохранилось настоящего имени царицы Елены, которая приняла крещение, сменив на московском престоле свою предшественницу, тоже татарку, но уже из золотоордынского рода мурзы Атун Соломонию Сабурову. Зато те же летописи красноречиво рассказывают о годах регентства молодой крымско-татарской княжны при малолетнем сыне Иоанне. После смерти своего мужа Елена становится фактической правительницей московского государства. Однако бояре, опасаясь, что образованная, умная, молодая царица. Вместо того, чтобы жить теремной жизнью вдали от мирских сует, полностью возьмет в свои руки бразды правления, поспешили ее отравить.

Что касается самого Иоанна, то как бы бояре ни стремились с юных лет влиять на молодого царя, татарская кровь и заложенное матерью воспитание сказалось на его дружеских взаимоотношениях с крымским ханом. Сохранилось немало сведений (главный источник – письма крымскому хану), что он свободно изъяснялся на своем родном татарском языке и относил себя к прямому потомку темника Мамая. Что касается его внешности, то не оставляет сомнения его принадлежность к Мансурам, на сохранившихся портретах Иоанна Грозного и его сына Феодора можно увидеть лицо с явно азиатскими чертами.

В эпоху Грозного еще более усилилась татарская верхушка Московии. Например, во время казанского похода (1552 г.), который в истории преподнесли как завоевание и присоединение Казанского ханства к Московскому государству, войско Иоанна Грозного включало в себя больше татар, нежели войско Едигера, правителя Казани. Среди московских военачальников были «крымский царевич Тактамыш», «царевич шибанский Кудаит», «касимовский царь Шигалей», «астраханский царевич Кайбулла», «царевич Дербыш-Алей», не говоря уже о десятках тысяч рядовых татар под их началом. Летописец тех событий большое внимание уделял чингизидам, дабы угодить своему царю, потому что русские военачальники никак не могли сравняться с первыми в знатности. То есть для московского сознания тех лет азиатский царевич был выше по знатности любого боярина-рюриковича.

Об этом говорит еще один яркий эпизод из царствования Иоанна Грозного, когда он в 1575 году удалился в Александровскую слободу, оставив вместо себя в Кремле татарина – золотоордынца-чингизида Саин-Булата (известного как Симеон Бекбулатович), ведущего свой род от того же крымского бея Мансура, но только по мужской линии.

В начале 16 века «русский» царский дом окончательно породнился с татарами. Дело в том, что отец Грозного Василий выдал свою сестру Евдокию замуж за брата казанского хана Мухаммед-Эмина, сына Нур-Султан, второй жены крымского хана Менгли Гирая, царевича Кайдулу, от этого брака у них родилась дочь, известная под именем Анастасия, которая была выдана замуж за главу боярского правительства князя Василия Шуйского. Шуйские породнились с Иоанном Грозным, так как царевна Анастасия приходилась молодому царю двоюродной сестрой. В свою очередь, в этом браке родилась дочь Марфа, ставшая впоследствии женой боярина Ивана Бельского, происходившего из золотоордынского татарского рода.

В продолжение традиций Иоанн Грозный женил своих сыновей на татарках – старшего Ивана на Евдокии Сабуровой, а младшего Феодора на Ирине Годуновой. Через брак своей сестры и царевича Феодора Чета-мурза, более известного под именем Бориса Годунова, породнился с царем.

Последний из Рюриковичей царь Феодор царствовал 14 лет и умер в 1598 году, не оставив наследника. Власть полностью перешла татарину царю Борису Годунову, который фактически уже правил с 15887 года. По завещанию царя Бориса Годунова московский трон перешел к его сыну, татарину Феодору Годунову. Однако, молодой царь не смог удержать власть в своих руках и был убит боярской группировкой.
Ответов 18
  • бумын
    26 сентября 2012
     

    Корни Петруши

    Петр I мурза Нарыш

    После трехлетнего межцарствования к власти пришла новая династия – Романовых. На момент воцарения Михаила Федоровича Романова его двоюродная сестра состояла в браке с князем Исмаилом (Семеном) Урусовым, чьи дети приходились троюродными братьями его сыну, будущему царю Алексею Михайловичу, в свою очередь вступившему во второй раз в брак с Натальей Нарышкиной.

    Вот тут-то и начинается самое интересное. Для начала надо сказать, что известная российской истории Наталья Нарышкина, мать Петра Первого, была чистокровная крымская татарка. Вполне естественно, что русские историки к моменту ее рождения постарались сделать из нее русскую с далекими тюркскими корнями. Иначе и быть не могло, разве приятно было бы России раскручивать самого великого «русского» царя, в чьем генофонде были крымские татары?

    Наталья Нарышкина (к сожалению, татарское имя которой до нас не дошло) происходила из крымскотатарского рода мурзы Исмаила Нарыша (Нарыш по-тюркски означает гранат). Ее отец в русской истории известный как мурза Кирилл Нарышкин женился на дочери золотоордынца мурзы Абатура. В 1669 году Нарышкина вышла замуж за овдовевшего русского царя Алексея Михайловича и подарила ему троих здоровых детей, сына Петра и двух дочерей. Именно старший Петр кардинально отличался от своих сводных братьев от первого брака царя с Милославской, хилых, немощных и больных. Один за другим они уходили из жизни, не пережив своего отца. Остались только Феодор Алексеевич, которого поспешили женить на татарке Марфе Апраксиной, чей род восходил к тюркскому мурзе Салихмиру, и царевич Иван. Но, унаследовав трон отца, Феодор умер бездетным в возрасте 21 года. Второй же брат, Иван, чуть старше самого Петра, прожил до 30 лет, однако последние годы жизни не принимал никакого участия в государственных делах. Бразды правления до совершеннолетия сына Петра взяла в свои руки Наталья Нарышкина, женщина нового времени, образованная, умная и властная. Именно с этого времени во главе государства становится прогрессивный крымско-татарский клан Нарышкиных.
    Петр Первый Алексеевич был очень привязан к своей татарской родне. Он доверил своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину во время своих европейских вояжей управление Россией. Да и вообще татарские гены Петра тянули его к своим соплеменникам, о чем говорит его крепкая дружба с татарином Федором Апраксиным, родным братом царицы Марфы, супруги царя Федора Алексеевича, а также с Михаилом Матюшкиным из тюркского рода мурзы Албаушу, брат которого Иван Матюшкин был женат на родной сестре первой жены Петра Лопухиной. Петр Первый не оставил после себя наследника мужского пола, но через десять лет после его смерти трон вернула его дочь Елизавета, которая походила своим характером и манерами на свою крымскотатарскую бабку Наталью Нарышкину. По завещанию свой трон она оставила родному племяннику Петру III, сыну своей сестры Анны, в котором уже перемешалась татарская и немецкая кровь.
    Итак, на русском троне три великих русских царя – Иван Грозный, Борис Годунов и Петр Первый – имели татарское происхождение. Поэтому можно смело сказать, что Россией правили татары, которых сменили немцы, так что уже последний русский царь Николай II русским мог называться с большой оговоркой.
    Гульнара Абдулаева, МезоЕвразия.

    0
  • сермяжная правда
    26 сентября 2012
     

    суворов из татарина субор

    Известные россияне – выходцы из татарских родов
    Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы – всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".
    Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.
    Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.
    Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...
    Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".
    Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").
    Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
    Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.
    Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. В России не менее половины русских - генетические татары.
    В XVIII веке правители России скроили нынешнюю этнографическую карту, скроили по-своему, как хотели: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия".
    Тогда, в XVIII веке - всего-то двести лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими.
    Защитники Отечества
    Татарские воины честно служили России. "Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, – миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.
    В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам – на ту же сумму – чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

    Великие ученые и писатели
    Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения.

    0
    • Qazag
      19 июля
       

      сермяжная правда, не татарских а тюрских, не гоже всех под одну гребёнку тянуть.
      Канглы самый распространенный род среди тюрков. : казахи, башкорты, ногайцы, кыргызы(канды), саха(кангаласцы), османские турки(династия султанов), узбеки(кангли), туркмены, Упоминаются генетические связи с кераитами.

      В истории Российского государства были три правителя с тюркскими и монгольскими корнями, сделавшие кардинальный поворот во внешней и внутренней политике.

      1. Александр Ярославич Невский - (30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь киевский (1249—1263), великий князьвладимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви.

      Александр Невский по матери был внуком половецкого хана Котяна из рода Тертеров. Его дочь в крещение Мария была супругой Мстислава Удатного, дочь которого Феодосия вышла замуж за отца Александра Невского великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича.

      Александр Невский не только владел в совершенстве половецким языком, но и носил обмундирование Золотой Орды.

      Это было неудивительно, так как Невский был ярым сторонником союза с Золотой Ордой. И именно его политика определила политику московских государей на союзнические отношения с Великой Степью.

      2. Иван IV Грозный - (25 августа 1530, село Коломенское[5] под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси.

      Изображения Ивана Грозного по неизвестной причине нет на памятнике "Тысячелетие России". Но именно его вклад в образовании Российского государства огромен и не уступает никому (если не превышает).

      Мать Ивана Грозного Елена Васильевна Глинская происходила из литовского рода Глинских. Глинские ведут свой род от Мансура - сына того самого Мамая, который потерпел поражение в Куликовской битве. После этого поражения Мансур из монгольского рода Кият создал вольное сообщество на границе Литвы и Орды, которое занималось банальными грабежами. Прижатый литовским князем Витовтом Мансур вынужден был принять православие и перейти в литовское подданство.

      Именно Иван Грозный стал первым русским царем - то есть полноправным и единоличным правителем Русской земли. Звание "князь" стал употреблять к аристократии только как титул военного управителя

      3. Владимир Ильич Ульянов-Ленин - 10 (22) апреля 1870, Симбирск, Российская империя — 21 января1924, Большие Горки, Сухановская волость, Подольский уезд, Московская губерния, РСФСР, СССР) — российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков)

      Отец Ленина Илья́ Никола́евич Улья́нов по матери происходил из рода крещенных калмыков
      Именно при Ленине произошел отход России от традиционной в течении двух веков политики вовлечения в интересы Запада. Россия полностью повернулась лицом к Востоку и восстановила традиционные отношения со всеми тюркскими и монгольскими народами как равноправные и основанные на объединительной роли русского народа и языка.

      Это речь только правителях, как видим они не татары, так же самое и со многими другими дела обстоят.

      0
  • Бегемотец
    26 сентября 2012
     

    Не расписывай дальше:

    Цитата:
    Елена Глинская (которой незаслуженно приписали литовское происхождение), чистокровная татарка, приходилась по мужской линии родной внучкой Мансура-Кията, старшего сына могущественного эмира Золотой Орды, наместника крымского улуса-юрта Мамая.


    Во-первых, татарское происхождение Глинских никто не отрицал.
    Цитата:
    По легенде Глинские происходили от татарского темника Мамая, внуки которого получили в удел город Глинск, отчего и стали называться Глинскими. Но документально князья Глинские впервые упоминаются в 1437 году. Князь Михаил Глинский, дядя Елены, был дипломированным врачом и рыцарем Священной Римской империи. Одно время он даже участвовал в управлении делами Литовского княжества и поднял там мятеж. Мятеж подавили, и Глинским пришлось бежать. Так красавица Елена оказалась в России.


    Вот лицо этой типичной татарки
    image

    Давно Литва по-татарски заговорила?

    0
  • LEONID
    26 сентября 2012
     

    А вот Ваня Грозный

    image

    0
    • Бегемотец
      26 сентября 2012
       

      Определенно есть тюркские черты,

      что впрочем неудивительно - татарскую кровь никто у него не отменял. Но вот то что Глинская чистокровная татарка да еще и родным для нее был татарский язык - это уже перебор.

      0
      • LEONID
        26 сентября 2012
         

        Судя по фамилии, нет.

        Цитата:
        Гли́нские — угасший литовский княжеский род, предположительно, татарского происхождения, из которого происходила московская правительница Елена Глинская — мать Ивана Грозного. Его не следует путать с польским дворянским родом Глиньских, который существует и поныне.

        (...)няжество Глинское

        Составители родословцев сообщают, что сей Алекса (или Лексад), приняв крещение, получил в удел от Витовта города Глинск и Полтаву. Из этого следует, что в полвека, прошедшие за Куликовской битвой, они умудрились вписать четыре поколения Мамаевых потомков. В этом известии позволительно видеть типичную родословную легенду, когда основателем рода называется наудачу выхваченное из летописей имя (в данном случае татарское — налицо влияние сарматизма). В родословце также повествуется о том, как предки Глинских спасли Витовта после разгрома на Ворскле, правда, существует вероятность, что и этот красочный рассказ «сфальсифицирован»[2].
        Реальность легенды о происхождении Глинских от Мамая принимает историк А. А. Шенников[3]. В подтверждение своего мнения он ссылается на неназванную «русскую летопись», которая одного из Глинских, Ивана Малого, именует Мамаем, а также приводит письмо Шейх-Ахмеда к братьям Глинским (1501), в котором тот обращается к ним «Кияты князья Мамаевы истинные дети», якобы «апеллируя к ещё не угасшему татарскому этническому самосознанию Глинских»[2].


        В облике Елены Глинской, реконструированном по черепу, преобладают не монголоидные, а североевропейские черты.
        Гипотетическое литовско-татарское княжество на территории современных Черкасской и Полтавской областей Шенников относит к группе пограничных государственных образований юго-востока Руси, в которых при «срастании славянской и тюркской частей населения» шло складывание казачества. Он высказывает догадку о том, что «князья тут были более похожи на казачьих атаманов, чем на настоящих феодалов»[2]. Типичным представителем этих татаро-литовских князей, видимо, был Богдан Глинский, в 1500 году взятый русскими в плен под Путивлем.

        0
  • LEONID
    26 сентября 2012
     

    Вот ещё

    Цитата:
    Елена Васильевна Глинская, чьи предки вели род от хана Мамая.

    http://www.gerb.bel.ru/pages/bel_obl/mansur_xiv.htm


    В общем доказательств в том, что Глинские из татар в разы больше, чем неумелых опровержения этого.

    0
  • хе-хе
    26 сентября 2012
     

    к тому времени и татар не было чистокровных,т.к.они брали в жены себе славянок

    и все упомянутые были сердцем и душой более русские чем некоторые сахаляры-))

    0
  • Лис
    26 сентября 2012
     

    орда

    А вы что думали ОРДА это мы и есть сделали открытие не было ни какого ига татарского русь она и была ОРДА

    0
  • ханец
    26 сентября 2012
     

    интервью Саши Юрченко газете Правда Москвы

    Но вы упоминали монгольский культ Вечного Неба – это не государственная религия?

    - Это скорее мистико-философская доктрина, чем религия, она не предполагала проповеди, миссионерства, увеличения числа адептов. Согласно этой доктрине, Небо наделяет хана силой, удачей и харизмой, знак благоволения Неба – военные успехи. Кроме того, был набор семейных культов, эту нишу обслуживали шаманы, но ведь и шаманизм не религия, а скорее набор магических практик.

    К сожалению, мы не знаем многих деталей – монгольские источники до нас не дошли. Библиотека Батыя, библиотека Узбека – все это было целенаправленно уничтожено Тамерланом, который знал силу летописного слова. Известно, что монголы поощряли занятия различными науками, широко скупали трактаты по медицине, астрономии, математике, давали деньги на исследования. У нас больше информации по монголам в Иране. Астрономией там занимались не монголы, а персы. Но монгольская администрация инициировала перевод всех астрономических таблиц и их отправку в Китай для сравнительного изучения, а в Китае в честь этого события были даже выпущены праздничные монеты.

    Но это делалось не из любви к наукам и искусствам как таковым. У монгольской элиты была вполне конкретная цель: найти эликсир долголетия. Власть была сопряжена с практически неограниченным доступом к богатству и женщинам. И тем, кто получил эти радости жизни, хотелось их непременно продлить. Отсюда все эти напряженные поиски эликсира. Отсюда и тот почет, которым пользовались звездочеты, астрологи, алхимики. Это была профессия номер один, такой человек мог найти себе работу независимо от конфессиональной принадлежности.

    - Понятно, что для нас основными источниками представлений об Орде все равно остаются древнерусские летописи и жития. Чего принципиально не мог понять древнерусский человек, попавший в Орду? Где была ментальная пропасть, неизбежное искажение оптики?

    - Я думаю, для светского человека такой переход был менее драматичен, чем для священнослужителя. Дело в том, что при ханском дворе была специальная служба, занимавшаяся тем, что разъясняла приезжим правила поведения при аудиенции у хана. А дальше, разъясняй – не разъясняй, наступал конфликт жестов. Скажем, с точки зрения христианина той эпохи, преклонять оба колена было возможно только перед иконой. А монгольский государственный ритуал предписывал приветствовать хана, стоя на коленях. Если подданные русского князя видят его стоящим на коленях перед пусть более могущественным, но земным владыкой, возникает «кризис доверия».

    - Это был именно государственный ритуал, не религиозный?

    - Государственный ритуал, в том-то и дело, китайского происхождения. Вообще, представители христианских или мусульманских народов, побывавшие в Золотой Орде, склонны были многие элементы придворного этикета трактовать как имеющие отношение к религиозному культу. Это понятно: в их политической культуре вопросы религиозной идентификации стояли на первом месте. А для монголов это было дело десятое. Это имперская, экстравертная культура, в их иерархии ценностей куда выше находились массовые празднества, пиры, зимние охоты, спортивные состязания и прочее в том же роде.

    На монгольских праздниках, пирах русские князья – как и любые другие, армянские или аланские, – должны были присутствовать в монгольской одежде. В этом не было никакого унижения, напротив: облачение в такую одежду означало получение определенного статуса в имперской иерархии. Это были «знаковые» халаты, существовала специальная служба, которая их шила и хранила. В определенные дни, на курултаях, массовых собраниях, они раздавались вместе с другими символами власти: золотыми поясами или поясами, украшенными драгоценными камнями. Вместе с халатом человек получал место на пиру. Вся система административного и военного управления была построена на раздаче халатов. Даже было такое название: «халаты власти».

    На священнослужителей всех конфессий это не распространялось, они могли оставаться в своих облачениях. Но хан мог распорядиться, чтобы армянские, несторианские и православные священнослужители служили вместе в переносном шатровом храме. С точки зрения монголов, это все были христиане, большой разницы между ними они не видели. А духовенство, конечно, испытывало от этого дискомфорт.

    Или еще один момент. Монгольская жизнь, как мы говорили, была пронизана магией. Приезжал князь с дарами. Его встречала специальная служба заклинателей, и все дары проносили между двух огней. Часть приготовленных в дар тканей, скажем, отрезалась и бросалась в огонь. И все, кто готовился к аудиенции у хана, тоже должны были пройти между огней. С монгольской точки зрения, этим достигалось обезвреживание возможных злых замыслов. Но христианским сознанием это воспринималось очень негативно, как участие в языческом обряде.

    Была одна папская дипломатическая миссия, участники которой отказались преклонять колени перед монгольским наместником, представителем хана. Они решительно заявили, что готовы принять смерть, но на колени не встанут, – монголы в ответ только посмеялись. Вот вся разница культур. Одни готовятся совершить подвиг во имя Христа и папского престола – а другие плечами пожимают. Для монголов папские послы были прежде всего дипломатами, а не священнослужителями и, значит, обязаны были исполнить все предписанные государственные ритуалы. А сами послы ощущали себя в первую очередь христианами, представителями папы. Казнить их никто не стал, их просто пустили в ставку, продержали в отдаленной части лагеря и потом отправили домой.

    Так что если русские князья контактировали с ханом, это означает, что они участвовали во всех монгольских ритуалах. Другое дело, что потом в русских текстах это могло интерпретироваться как «бесовские наваждения» и «чингисхановы блядения».

    - А почему с таким ужасом в древнерусских источниках описывается питье кумыса, как в тексте про князя Даниила Галицкого?

    - Когда Батый передал золотой ковш с кумысом Даниилу, он тем самым признал его новый статус в монгольской иерархии власти. Но летописец, не понимая подлинный смысл этого жеста, прибегает для описания поездки Даниила в Орду к жанровой матрице «путешествия в ад» и соответствующим образом трактует все там происходившее. Однако на этот литературный прием купились все, даже академик Д.С. Лихачев написал, что черный кумыс – это унижение русского князя. Но существуют китайские тексты, где сказано, что черный кумыс пьют только чингизиды и их ближний круг, прочим не положено. По сей день в монгольском мире дать гостю чашу с кумысом значит взять его под свое покровительство.

    На самом деле есть ряд древнерусских источников, в том числе житийных, проникнутых восхищением монгольским имперским мифом, где важную роль играла красота одежд. Достаточно прочитать житие Федора Ростиславича, князя Ярославского и Смоленского, где описывается, как хан его привечает, облачает в блестящие одежды, надевает на него царские венцы, украшает его жилище в Орде (согласно житию, князь провел там несколько лет). И если верить житию, князь был при хане виночерпием. У монголов излюбленным средством устранения политических соперников были яды, что порождало серьезные неврозы, связанные с опасением быть отравленным. Так что виночерпий – максимально приближенная к хану персона, он автоматически получает право заседать в военном совете, участвовать в обсуждении важнейших государственных дел.

    0
  • ханец
    26 сентября 2012
     

    продолжение интервью

    Как было организовано монгольское общество? Что главное нам нужно знать о нем?
    - Это было общество, где разные этнические группы образовывали своего рода «симфонию». Это была империя, где правящая группа первоначально существовала за счет дани, а затем оказалась способной извлечь с завоеванных территорий напрямую все их ресурсы. Фискальная политика была хищнической и беспорядочной. Золотая Орда была кочевой империей, несмотря на появление и бурный рост нескольких городов. Мы точно знаем по столице, городу Сарай, что в переводе означает «дворец»…
    - Прошу прощения, а где находился Сарай?
    - Это 60 км вверх по Волге от нынешней Астрахани. Сегодня это село Селитренное Астраханской области и там же мощное городище, десятки квадратных километров. Город был сложен из великолепного обожженного кирпича и достоял с дворцами, усадьбами, мечетями, храмами и усыпальницами, до XVII века. Потом его разобрали и построили Астрахань. Причем это была целенаправленная политика: в эпоху Бориса Годунова были царевы указы ломать одно и строить другое. До сего дня местные жители добывают ордынские кирпичи и строят себе подвалы.
    Это была одна из самых больших столиц XIV века во всей Евразии. В Сарае не было городских стен – самой надежной защитой считалось ханское войско. В городе были широкие улицы, был даже общественный туалет, чего, скажем, в Париже XIV века не было…
    Так вот в этом городе жили несколько этноконфессиональных общин (аланы, кыпчаки, черкесы, русские и византийцы; мусульманские купцы имели отдельный огороженный участок), существовавших более или менее изолированно и независимо – у каждой была не только своя территория, но и, можно сказать, своя юрисдикция. Скажем, мусульманин подлежал суду кади, и только если речь шла о государственном преступлении, в дело вступал монгольский суд. На мой взгляд, раздельное обитание общин по кварталам указывает на то, что Сарай не был мусульманским городом. В Сарае была большая армянская община, они занимались гончарным ремеслом, служили переводчиками, было много персов. Здесь же можно было встретить последователей суфизма, с которыми кочевники щедро делились своими овцами (это был своего рода жест магической сопричастности). В Крыму, а позже в устье Дона возникли торговые фактории генуэзцев и венецианцев, там все подчинялись генуэзскому или венецианскому праву и при этом демонстрировали лояльность хану, чего было вполне достаточно.
    Ордынская аристократия состояла не только из монголов, но и всех, кто поступил на службу к монголам. Различались военная кочевая аристократия и административная элита. Понятно, что между ними был жесткий конфликт, и до конца правления хана Узбека военные доминировали, хотя, насколько можно судить, не злоупотребляли этим. Монголы вообще не искали себе приключений, их интересовал социальный мир. Серьезных внешних противников у Золотой Орды не было. Угрозу для чингизидов, находившихся у власти, представляли другие чингизиды, стремившиеся занять трон после кончины того или иного хана.
    То же касается и религиозной политики: в Орде ни одна из конфессий не получала преимущества на государственном уровне. Более того, если возникали конфликты между мусульманами и христианами, то монголы выступали в роли третейских судей. Золотая Орда не была религиозным государством. При этом монгольский хан принимал участие во всех крупных религиозных праздниках, будь то мусульманские или христианские, и везде раздавал подарки. Это была универсалистская, имперская модель. Истинной религией монголов была власть.
    - Известно, что в Орде процветала работорговля. Рабами были в основном представители покоренных народов?
    - Это не совсем так. Во время эпизоотий, когда погибал весь скот, кочевники продавали купцам даже своих детей. Очень легко осудить их с позиций современной морали, но на самом деле выбор был такой: или дети умрут от голода, или выживут, будучи проданы в рабство. А раб XIV века – это не раб на древнеримских галерах или каменоломнях. Скажем, Египет тогда скупал мальчиков в фантастических количествах – в основном кыпчаков, но и татар, и черкесов, и эти дети пополняли египетскую гвардию. Собственно, весь военный класс Египта XIV века состоял из рабов, купленных в Золотой Орде. Покупала рабов Венеция. Известны расценки: сколько стоили славянки, сколько татарки, сколько кипчакские девушки. Кстати, цена на молодого мужчину-татарина была чрезвычайно высока: считалось, что преданнее слуг не сыскать.
    - А каковы традиционные монгольские верования?
    - Я начну несколько издалека. В коллекции Эрмитажа есть некоторое количество серебряных с позолотой чаш, есть такие чаши и в музее Сургута. Их находят, как ни странно, в ханты-мансийских лесах. Одна из последних находок – барсук рыл себе нору, наткнулся на такой сосуд и выволок его на поверхность, на металле даже видны следы его зубов. Как эти роскошные предметы с пиршественных столов монгольских ханов оказались в сибирских лесах?
    Дело в том, что у монголов был государственный культ Вечного Неба. И, скажем, удар молнии в стойбище прочитывался как некий знак немилости небес. Если молния попадала в юрту нойона, то и юрта, и все, что в ней находилось, становилось нечистым. Все откочевывали с этого стойбища на другую территорию, люди проходили специальный обряд очищения между двух огней, им запрещалось в течение года появляться перед лицом хана.
    Я думаю, такие оскверненные вещи за бесценок отдавали арабским купцам, а те везли их на север и обменивали на собольи меха. Это моя версия, несколько фантастическая, но другого объяснения я не вижу.
    Более того, известен случай, когда реальный претендент на трон, чингизид, лишился власти в результате того, что во время праздничного собрания налетел вихрь и обрушил центральный столб шатра. Это было воспринято как знак того, что Небо его отвергло, теперь от них уйдет военная удача. И у него самого не было аргументов, чтобы опровергнуть это, даже для ближайшего круга.
    - У вас отличный от общепринятого взгляд на религиозную реформу хана Узбека…
    - У нас нет собственных ордынских документов, есть только корпус дипломатических отчетов египетских послов и купцов, созданных в рамках наблюдающей культуры. Здесь царит мусульманская риторика, любой положительный знак со стороны хана трактовался как доказательство того, что хан не сегодня – завтра примет ислам. И хан действительно мог стать мусульманином – но при этом в христианский праздник мог принять крещение. Это в логику мусульманских наблюдателей не вписывалось, они просто не понимали, что такие политические сценарии возможны. Отсюда искажение оптики. А монгольский хан, в свою очередь, не понимал, почему он должен принимать религию одной части своих подданных и тем самым отталкивать других.
    Кстати, Узбек по пятницам посещал суфийского шейха, который демонстративно угощал нищих и оказывал им всяческие знаки внимания, а хана порицал. Но хан это принимал, потому что считалось, что шейх имеет контакт с высшими силами, а для монголов это обстоятельство было решающим. Но и православные священнослужители, по мнению монголов, имели дело с высшими силами, а потому в Орде благоволили и им. Монгольский космос предусматривал существование высших сил, но контактировать с ними могли представители самых разных религий.
    Принять ислам для хана означало приблизить к себе группу мусульманских шейхов, в чьи обязанности входило определять благоприятные и неблагоприятные дни, заниматься медициной и объяснять всевозможные неурочные природные явления. Мусульманским финансистам была поручена чеканка денег, отсюда мусульманская формула веры на монетах. Но мусульмане не могли принуждать других к смене религии. Да, при Узбеке произошла смена буддийского окружения хана на мусульманское – но не более того. А мусульманские наблюдатели трактовали это по-своему.

    0
  • ханец
    26 сентября 2012
     

    буддийские одежды

    Сегодня в широкий прокат выходит фильм Андрея Прошкина и Юрия Арабова «Орда». Накануне премьеры мы побеседовали с научным консультантом картины, автором нескольких книг по истории Орды (последние из них — «Хан Узбек: между империей и исламом (структуры повседневности)» и «Золотая Орда: между Ясой и Кораном (начало конфликта)» — вышли только что в издательстве «Евразия»), петербургским исследователем Александром ЮРЧЕНКО.
    Собственно, у нас есть только один источник, во всем великолепии представляющий повседневность Золотой Орды. Это рассказ марокканского путешественника Ибн Баттуты, который 27 лет провел в странствиях по мусульманскому миру от Северной Африки до Индии. Узнав, что в Золотой Орде благоволят мусульманам, он прибыл во владения хана Узбека. Среди прочего, он описывает, как был на приеме у жен хана. Старшая жена, Тайдула, угостила его ковшом с кумысом, черешней и передала несколько мелких подарков — и Ибн Баттута порицает ее за скупость. Зато младшая жена, Ордуджу, дала ему коня, серебра, соболью шубу — и он расписывает ее как самую щедрую, любезную и милую. Ибн Баттута не понял, что между четырьмя женами Узбека было разделение обязанностей: одна, Тайдула, принимала приезжих из православных земель (недаром в русских источниках она называется защитницей православия), а другая – послов и путешественников из исламских стран. И у каждой был на эти цели свой бюджет. Так что ничего личного, государственная политика.

    Из тех же государственных соображений монгольские ханы довольно легко принимали крещение. Хану Абаге (это второй ильхан, правивший Персией) нужно было заручиться союзом с Византией, и он посватался к византийской царевне. Византийский двор настаивал на его крещении – он и крестился. При этом покровительствовал он буддистам, они продолжали доминировать при его дворе.

    Известна также история внука Абаги, Газан-хана. По всем документам – не только мусульманским, но и официальным монгольским – он принял ислам. Действительно он был воспитан в буддизме, но потом стал адептом суфийского ислама. Однако согласно вполне авторитетному византийскому историку Георгию Пахимеру, Газан-хан во время похода в Иерусалим «принял крест», крестился. Дело в том, что одно из самых сильных подразделений его армии составляли грузины, а им этот жест был очень важен. И хан его совершил.

    Мы знаем цивилизацию, где никогда не было государственной религии, – это Китай. Монголы многие государственные институты, практики и ритуалы заимствовали у китайцев, китайские интеллектуалы входили в имперскую администрацию. Золотая Орда – это экспорт китайской имперской модели управления в кыпчакские степи.

    Кстати, Орда – единственное государство за всю историю Евразии, где за счет казны проводились религиозные диспуты. Сами монголы в них не участвовали, к участию приглашались буддисты, несториане, мусульмане, иногда католики. Диспуты проходили совершенно свободно, единственное условие, которое выдвигал хан, – никаких личных оскорблений.

    0
    • Пан_Гималайский
      26 сентября 2012
       

      Какой идиотизм.Тут много распинались про сарматизьм.

      Так вот.Сарматизззззьм,был не только польский.Был и ЛИТОВСКИЙ И ДАЖЕ (о боже!)Украинский.
      Глинские,что бы не выдовать свое "рабоче-крестьянское"происхождение прилепили себе татар,благо,их(татар)родословную проверить не возможно...Дикари.Неграмотные.
      Ну мода бвла такая в XVI веке у некоторых безродных нуворишей.
      Оттуда пословица:-"Из грязи в князи"

      0
  • ханский
    26 сентября 2012
     

    сурук бичик

    «То, что битва была именно там, где мы ее ищем, помогли установить палеогеографы (специалисты по древним ландшафтам), - продолжает Олег. - Ну и архивные источники, конечно. Куликовской битве в этом смысле повезло: в Рогожском летописце и Симеоновской летописи, Новгородском Софийском летописном своде был указан довольно четкий ориентир – “близ устья Дона и Непрядвы”, то есть недалеко от места слияния этих рек. Так вот, на левом берегу Непрядвы в то время, как было установлено по пробам почв, стоял сплошной лес. Благодаря исследованиям палеогеографов на территории близ слияния рек был выделен безлесный участок на правом берегу Непрядвы. Искали именно безлесный участок - по той причине, что конница в лесу сражаться не может, следовательно, лесной массив неудобен для битвы того времени».
    Участок Куликова поля, на котором происходила битва, ограничен, с одной стороны, реками Доном, Непрядвой и Смолкой, а с другой - оврагами и балками, которые, по мнению палеогеографов, существовали уже в конце XIV века. «Протяженность места боевых столкновений - два километра при максимальной ширине восемьсот метров», - считает начальник Верхнее-Донской экспедиции Михаил Гоняный.
    «Причина войны известна по историческим источникам, - говорит Олег Двуреченский. - Мамай, который за некоторое время до этого, по выражению русской летописи, “ставил царей”, теснимый войсками Чингизидов, борющихся между собой за власть, оказался в сложном положении, потерял столицу Золотой Орды - Сарай и нуждался в деньгах. По статусу Мамай был равен Дмитрию - и тот и другой были эмирами ордынского царя, чья власть считалась на Руси легитимной, ее уважали и ей подчинялись. Но Мамай потребовал платить дань в размере “времен Джанибековых” - как в ту пору, когда Орда была в расцвете. А решать вопрос путем переговоров он не захотел. Такое требование, да еще от равного по статусу властителя, было оскорбительным и экономически тяжелым. Поэтому воины пошли сражаться за честь князя и в его лице - всей Московской земли».
    «И русское, и татарское войска были, в основном, конными, - говорит Михаил Гоняный. - Главное свидетельство тому - скорость движения навстречу друг другу. Русские добирались от Коломны к полю битвы с 15 августа по 8 сентября 1380 года (по старому стилю). Сложно так быстро преодолеть такое расстояние на повозке или пешком. Верхом - можно». «Оба войска прошли приблизительно по четыреста-шестьсот километров, - говорит Олег Двуреченский. - Это был поход Дмитрия в степь, а не только поход Мамая на Москву. Мамай кочевал в этих местах, ожидая себе на помощь Литву, пришли русские и навязали ему бой на выгодных для себя условиях».
    По мнению археологов, число участников битвы в общественном сознании сильно преувеличено. «В советское время думали, что это было народное ополчение, - говорит Двуреченский. - Сейчас мы считаем, что сражались профессионалы - от пяти до десяти тысяч как с той, так и с другой стороны, конники. В московском войске были в основном княжьи служилые люди, и городовые полки».
    В мамаевом войске не было никаких русских и тем более генуэзцев (ранее некоторые историки утверждали, что в битве принимали участие наемники из итальянской колонии Кафа, нынешней Феодосии. - А.Ч.). Войско было собрано на территории, над которой властвовал Мамай, из числа местных жителей. «Наличие татар в русском войске данные археологии тоже не подтверждают, - говорит Двуреченский. - Возможно, какие-то татары среди служилых людей были, но массовая иммиграция татар в Московию относится к другому периоду, уже к XV веку. Что касается “национальных признаков” оружия и доспехов, то их не было и не могло быть - и с той, и с другой стороны люди снаряжались всем лучшим, что имелось тогда в Восточной Европе».
    Хрестоматийно ход сражения описывают так: наши стоят, мамаево войско прорывает левый фланг, и в спину наступающим ударяет засадный полк. «Атаку засадного полка археологам удалось подтвердить. Но не было никакого “наши стоят”, - говорит Олег Викторович. - Конница всегда либо бежит, либо атакует. Версию о пешем сражении опровергает прежде всего количество находок. После пехотного боя осколки колющего и режущего оружия лежат скоплениями, всегда больше целых артефактов. А после конных сшибок - как раз очень много разбросанных осколков».
    Битва длилась три часа, «от 6 часа до 9-го» по византийскому счету времени, то есть где-то от полудня до трех часов дня по нашему. Однако «три часа непрерывно рубиться невозможно, - считает Михаил Гоняный. - Те ряженые, которые ежегодно собираются на праздник на Куликовом поле, устраивают показательные бои. Пятнадцать минут - вот нормальная продолжительность схватки. Скорее всего было именно так - слетались сто на сто или пятьдесят на пятьдесят всадников, рубились, кто-то падал, и разъезжались, на смену им выезжали другие».
    Найдено место, откуда, по преданию, пошел в атаку засадный полк - так называемая Зеленая дубрава. «Она упоминается во всех трех основных источниках, - рассказывает Двуреченский. - Зеленая дубрава и сейчас есть. Так ныне называется балка, засаженная березняком, на правом берегу Непрядвы. Еще во времена Петра I здесь росли древние дубы - упоминание о них сохранилось в документе, рассказывающем о визите царя на Куликово поле. Петр велел пронумеровать и сохранить древние дубы для потомства - в память о битве. К сожалению, его распоряжение выполнено не было - уже в XVIII веке поле превратилось в пашню».

    0
  • offen
    26 сентября 2012
     

    http://www.adji.ru/ch03_01.html

    Икона - от греческого "изображение", изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых.

    Но иконопись не могла начаться со времен Христа, хотя бы потому, что христианство было ветвью иудаизма, которому икона не свойственна и ныне.

    Лишь с VI века в Византии появились первые иконы. В конце VIII века (II Никейский собор, 783-787 годы) иконы стали обязательной принадлежностью христианского культа в Европе. Одним из защитников иконопочитания был святой Иоанн Дамаскин, похоже, тюрк по крови. Он жил в VIII веке и в миру носил имя Мансур. В 787 году Вселенский собор провозгласил его "глашатаем истины".

    Первые иконы отмечены в церковном обиходе уже в IV веке в Армении, Кавказской Албании и Иверии.

    Показательно, что икона обязательна для северной ветви буддизма, основанной, как известно, на тенгрианских традициях. Будда изображается с поднятой в жесте умиротворения рукой: большой и безымянный пальцы сомкнуты.

    У тенгриан этот жест назывался двоеперстием. Точно таким же он перешел и сохранился в Армянской и других Церквах, первыми перенявших духовные традиции тюрков.

    У тюрков культ священных образов восходит к наскальной живописи. По сохранившимся поверьям, они помогали человеку настроиться на общение с Богом, достичь Просветления.

    Древняя "наскальная" традиция соединения молитвы и образа выражалась в двух древнетюркских словах: aj- (говори) и koni (истинно, правдиво). (Слово koni часто использовалось в религиозной терминологии древних тюрков: например, koni kertu nom (истинное учение).

    Заимствуя у тенгриан обряд иконопочитания, христиане, что видно из их объяснения (!), приняли лишь внешнюю сторону, они не поняли сокровенной сущности иконы (отсюда иконоборческие смуты!). В итоге тюркское наставление "говори истинно", или "открой душу" превратилось в убогое греческое - "изображение".

    Едва ли не на всех европейских языках слово "айкон" (aj- koni ~ айкони ~ айкон ~ eikon) звучит одинаково.

    Ирмос - в христианстве богослужебная песня утреннего канона, служащая связью между песнями из Святого Писания и тропарями. Отсюда, якобы, и название: от греческого heirmos - "сплетение". Здесь, как с иконой, пример внешнего заимствования.

    В византийской гимнографии ирмосы появились не ранее VII века. Слово "ирмос" тюркского корня: jir (песня) + аффикс -maz дословно - "наши песни" (йырмаз).

    Очевидно, в результате фонетической адаптации тюркское "йырмаз" превратилось в греческое "ирмос" (jir-maz ~ ирмаз ~ ирмоз ~ ирмос).

    Как известно, пение - обязательный элемент духовной культуры тюрков, особенность тенгрианской традиции. Ее отметил римский папа Григорий Великий, который и заимствовал у тюрков-тенгриан этот обряд: отсюда грегорианское пение в католической Церкви.

    Происхождение слова "ирмос" от тюркского "песня" подтверждается и тем, что богослужебная книга "Ирмология" содержит молитвы, предназначенные только для пения. Одним из первых авторов ирмосов был святой Иоанн Дамаскин (в миру Мансур).

    Кадило - сосуд для курения фимиамом в христианской службе. В древности он имел вид чашки, укрепленной на деревянной рукоятке и назывался кация. (Так до сих пор устроена кадильница у русских старообрядцев.) Ныне кадило подвешивают на цепочке, в него кладут горящие угли, а на них насыпают ладан. По древним поверьям Востока ладан отгоняет злых духов.

    Оба названия ("кадило" и "кация") бесспорно тюркского происхождения. В переводе с древнетюркского qadit- означает "отвращать", отсюда "кадило", дымом которого тенгриане отвращали злых духов (qadit- ~ кадыт ~ кадит -> "кадило").

    0
  • eugene-2
    20 июля
     

    Какая разница - какие там корни или корешочки были у русских царей?
    Хоть у них весь корнеплод был бы ордынским - они всё равно проводили антиазиатскую завоевательную политику.

    Елозить по словам, ага, "бесспорно тюркского происхождения" в поисках тюрско-ордынских карней -
    - это всё равно, что уподобляться еврею, умиляющемуся от того, что у нациста невзначай оказалась какая-нибудь бляха в виде шестиконечной звезды с кривыми лучами, лишь отдалённо похожая на звезду Давида, пхе.

    0
  • Горин
    29 июля
     

    Золотая Орда это не начало начал,и до нее существовали царские семьи,те же Рюриковичи которые и наших дней стоят во главе России.
    Тюркские фамилии есть ,но ещё не было так чтобы Россией правили тюркские роды.
    С времён Рюрика до наших дней , Россией управляют именно северные роды потомков Рюриков ,а не южные роды ,пусть и союзных родственных древних тюркских родов.
    Фамилии Гагарин,Тургенев,Юсупов,Карамзин, и многих других ,это древние тюркские и смешанные княжеские рода.Которые считаются русскими со времён Рюрика.

    То есть Золотая Орда или ещё какая , это не основа Руси.
    Основа Руси - это именно рода Руссов или Рюриков.То есть северные рода , живущие сейчас в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

    0
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь