Воинственные БЕТЮНЦЫ. Бөрө Бөтүннэр.
Мэхээлэ  -    4386
Они отождествлялди себя волками.

Непобежденное и непокоренное племя якутов, которое первыми организованно выступила против казаков и одержала сокрущительную победу в 1634 году над ними.

Зимой 1633-34 года у бетюнцы поднимают соседние племена на войну с русскими казаками. К этому воспротивляется намский князец Мымак, которого бетюнцы, недолго думая, избив запирают в балагане. Но Мымак умудряется отправить своего холопа к Ивану Галкину. Галкин, узнав, что якуты собирают войска, решает упредить их и выдвигается в намские земли. Но бетюнцы первыми нападают на них и разбивают войско Галкина. Галкина спасает счастливый случай и он с остальными, которые вырвались с бетюнцев, закрывается в остроге. Более 700 человек конных якутов подступили к острогу. Начинается осада острога, которая продолжалась с 9 января до 1 марта, после чего по непонятным причинам осада неожиданно снята. Современные историки вину на это возлагают на разногласие князцов.
Ответов 93 Написать ответ
  • Вурхис
    19 октября 2010
     

    ты каких бетюнцев имеешь ввиду

    на реке Амге село Бетюнь, что ли?

    0
  • однако
    19 октября 2010
     

    войнушки и битвы

    очень всё это похоже на штурм винного магазина в 1986 году на улице Горького ,33

    0
    • Мэхээлэ
      19 октября 2010
       

      1636 год

      Новое востание бетюнцев во главе князцами Камыком, Ултыем, Ортуем. Они перебили несколько ясачных сборщиков из отряда Парфена Ходырева. Последнего убили восставшие кангалассы, возглавляемые сыновьями легендарного Тыгына - Откураем и Бозеко. Их ополчение в несколько сот человек подступило к Якутскому острогу. Но здесь они были разбиты русскими. Но кангаласцы собрали новое ополчение. К ним присоединились якуты других племен - более 600 человек. Они осадили острог, но, не не будучи в состоянии взять его штермом, вскоре отступили. Воевода Иван Галкин погнался за ними и разбил их. Союзниками русских против бетюнцев и кангаласских выступили борогонцы во главе с гнязцом Легоем.


      Как видно из двух восстаний- бетюнцы были начинателями и руководили этими восстаниями, что доказывает, что бетюнцы были в то время самым воинственным племенем в то время в районе трех долин.

      Также ясно, что были предатели своего народа - это Мымах и Легой, которых некоторые историки стараются показать с другой стороны. Не будь предательства - история завоевания Якутии пошло бы другим ходом. И произошло бы оно?

      0
      • кулумнуур
        19 октября 2010
         

        к сожалению против огнестрельного оружия трудно воевать

        кроме того, русских казаков было бы еще больше. и неизвестно как бы протекали бы события в дальнейшем. скорее всего был бы террор озлобленных русских казаков
        плюс наши боотуры не умели брать остроги. не поджигали их.

        скорее всего, все таки народ саха автохтоны, раз не умели брать остроги. если бы хангалаские якуты были потомками уранхайцев (которые были передовым отрядом чингисхана) то сожгли бы остроги дотла. а этого не было

        0
        • alamaykunsilama.ru
          21 января 2020
           

          кулумнуур, ты не фантазируй! Хангаласцы это Саки-Канглы! А то что якобы не могли зжечь острог то на то были веские причины! Так как казаки брали аманатов (заложников) и поэтому Саха-Хангаласцы не могли зжечь острог! К тому же Хангаласцы это религиозная часть Саков-Канглов пришедшая на среднюю лену! Поэтому зжигание заживо пусть даже врагов считалось большим грехом перед Үрүҥ Аар Тойоном! А тут тем более свои заложники имелись в остроге!

          0
      • Бытык
        20 октября 2010
         

        врешь Мэхээлэ!

        где ссылка?

        0
      • Бытык
        21 октября 2010
         

        Мэхэээлэ - сам предатель!

        ты человек без родины и флага .Цель твоя ясна.Очерняя имена наших славных предков ты преследуешь цель произвести раскол в сознании единого народа.Мол вы борогонцы и намцы - потомки предателей,а мы ... героев.Но мы Саха, Уранхайцы по духу -единый народ,мы потомки общих предков,у нас единое прошлое и единое будущее.

        0
        • 138229
          15 февраля
           

          Бытык, автор топа не саха , а тунгусо-маньчжур.
          Он тут постоянно обсирает якутов.
          Обычно он писАл с ником "Собрат" под айпи IP (94.245.138.229).

          0
  • Бармалей
    19 октября 2010
     

    Ржу не магу)) Воинственные)) Кучка из 30 казаков дала люлей 600 бетюнцам, потом доганала и еще дала)

    Цитата:
    что доказывает, что бетюнцы были в то время самым воинственным племенем в то время в районе трех долин.


    И ведь они , казаки вышли из острожка, т.е. молотили их в открытом бою, еще и гнали и молотили их вдогон. Трусливые какие-то бетюнцы выходят, сверхвоинственные. ))

    1
  • Чудеса
    19 октября 2010
     

    не люди богатыои!

    30 русских чудо богатырей штурмом взяли укрепленные
    острожки бетюнцев, потом пошли на намских, силой
    взяли Мымака и привели в острог. Потом боярский
    сын Вася Поярков с этими богатырями поехал на Амур,
    открыл его от китайцев, рассеял тысячные полчища
    дауров и дючеров, т.е. чжурчжэней, хотел еще идти
    воевать против Цинь Хань с миллиардным населением.

    0
    • 1.
      19 октября 2010
       

      30?

      Давайте посчитаем:
      В остроге постоянно проживало 200 человек. Кроме этого был отдельные отряды, которые останавливались для отдыха в остроге. Плюс к этому Галкину помогли усть-алданские и часть мымахского намского. Вот и посчитайте сколько людей было со стороны казаков. Плюс к этому сравните огнестрельное оружие против лука.

      Казаки умели договариваться. Скорей всего в первый раз у них случился какой то разговор, после чего якуты сняли осаду, а второй раз - это предательство усть-алданцев, на чьей земле находился острог казаков. Т.е. эти 600 всадников были во вражесткой территории.

      1
      • 1.
        19 октября 2010
         

        В открытом бою бетюнцы побеждали и казакам оставалось только прятаться за высокими стенами острога.

        В первый раз, из-за безысходности казаки прибегли к людоедству. Если бы осада держалась еще один месяц, то осадившие могли бы войти в острог легко.

        В этих двух восстаниях казакам просто везло. И здесь не уместно упоминать о воинской доблести.

        1
        • Сюнну
          20 октября 2010
           

          Случай с людоедством по инициативе Пояркова произошел на Амуре.

          На территории Якутии случаев людоедства не было.


          Острожки казаки строили строили везде на колонизированных территориях, и это было также местом их проживания, своего рода комендатуры. История с Легоем двояка и недоказана, возможно и не было на стороне казаков никакого Легоя и Мымака, а переиначено позже, после того как бетюнцы и другие роды заключили союз с казаками. Могло быть и до обратного,Легой и Мымак как раз были против казаков , а бетюнцы на стороне казаков,т.к. бетюнцы были тунгусского роду, так считает ученый Д.Г.Тихонов,наряду с такими родами как Кюпский, Бюльтейский, Оспетский,Уголятский,Бытатский, которые по его словам являются обьякученными тунгусскими родами. (Загадки саха,сюнну и американских индейцев. 2008. стр.13.)

          0
          • Ачыкы
            Ачыкы
            ССД /*-
            20 октября 2010
             

            Бетюнцы не были тунгусами, скорее они могли быть промонгольской группой

            некоторые ученые считают их родственниками бурят-батулинцев.
            ПС кто такой Тихонов?

            0
          • Тимур
            20 октября 2010
             

            Бетюн

            Бетюнцы не были тунгусского происхождения, это можно сказать даже исходя из их тотема (волка), типичного для тюркомонгольских племен. А этноним бетюн можно связать с печенегами, которые назывались "ит бечене", по-моему прямая аналогия с "бёрё бетюн"

            0
          • Михаил
            20 октября 2010
             

            Случай с Поярковым нельзя назвать "людоедством".

            Поярков с казаками сидел в осаде. Долго сидел. Еды не было. И они стали кушать тела ПАВШИХ товарищей. А не живых людей, тем более осаждавших их туземцев.

            А вот якуты ели людей. Об этом можно найти множество подтверждений в легендах якутов (см. например "Элейада").
            Один батыр убивал другого и у поверженого врага вырезал печень и съедал ещё "дымящуюся" печень. "Дымящаяся" так в легендах сказано. Не мной придумано.

            0
            • Эль
              20 октября 2010
               

              А по твоему есть неживых людей не людоедство? Странная у Вас логика,Михаил я Вам скажу:))))

              1
              • Эль
                20 октября 2010
                 

                ...

                Цитата:
                Бекетова и Пояркова принято считать русскими казаками. В то время как, по утверждению Пантелеймона Петрова и некоторых других историков, оба исторических персонажа – тюркского происхождения: Поярков – татарин, Бекетов – башкир. Они входили в состав привилегированного так называемого «черкесского» - по тамошним понятиям, инородческого – сословия. Имели право служить в казачьих отрядах, креститься по православному обряду. Пантелеймон Петров считает, что Петр Бекетов нашел общий язык с якутами во многом благодаря общему тюркскому происхождению.

                0
    • лук
      20 октября 2010
       

      почему вы решили что они не герои

      попробуйте выйти с батасом против огнестрельного оружия,
      нехитрое дело с ружьями и пушками против лука воевать,
      в равных условиях слабоваты будут казачки то

      0
  • aallookmaas
    20 октября 2010
     

    в принципе все были воинственными включая и бетюнцев

    просто они были более озлобленными - с них ясак больше брали, да и обижали их усть-алданские и намские

    0
  • Donat
    20 октября 2010
     

    казаки...

    согнали, заперли и заживо сожгли на острове Бөрөлөөх в Намском улусе 300 женщин, детей и стариков бетюнцев, об этом говорят есть материалы в архиве... Древний род бетюнцев саха в древности жил на севере нынешнего Красноярского края, рядом с нынешним Анабаром, в соседстве с родами саха өспөх, хадан, ботулу...

    0
    • Donat
      21 октября 2010
       

      вообще...

      потерь среди местных было очень много, речь идет не о каких-то сотнях, а нескольких тысячах (возможно, архивные данные, содержащие сведения об этом, выборочно уничтожены), после ожесточенных стычек и ощутимых потерь ботулинцы (предводитель рода баатылы – Баараҕай Баатылы, они жили в местности Кумахтаах, рядом с Сырдахом, Тулагино, земли, начиная с Жатая до нынешнего Тулагино, включая Үс Хатыҥ, Уураахы сирэ, Эһэ Бастаах, Үрүҥ Булгунньах – святое место ботулинцев, Туруйалаах были их родовой вотчиной), большей частью рассеялись кто куда, некоторые ушли в Амгу и засели там, ныне это Сугҕаччы, часть ушла в Вилюй, где основали несколько наслегов в В-Вилюйском, Нюрбинском улусах...

      0
  • ата
    20 октября 2010
     

    и где сейчас эти казаки

    Красная армия порубила их в капусту и утопила в Черном море,
    царство им небесное
    прости господь мою душу

    0
    • однако
      20 октября 2010
       

      прости господь мою душу

      за что? За твоё незнание ? По комменту видно,что историю не знаешь.Федот-да не тот!

      0
      • Мэхээлэ
        20 октября 2010
         

        Казаки людей ели- это простительно

        а саха людей ели- это что-то чудовищное!

        В Элляяде, между прочим пишется о северных тунгусских хосунах(богатырях), которые едят не только печень, но и костный мозг побежденного хосууна(богатыря), в результате чего сила умершего переходила победителю. Это обрядовое событие, а не простое заполнение желудка челевячиной, как было у галкинцев и поярковцев.

        Давайте перейдем к теме обсуждения.

        В детстве, наверное, многие читали о Бөрө Бетюнцах Эрилик Эристина. Тогда племя амгинских бетюнцев сражается с нахаринцами Тыгын Дархана. В итоге этой, казалось, неравной борьбы, где есть значительное превосходство в численности у нахаринцев, победу одерживают бетюнцы. У нахаринцев же остается только один живой шаман.

        Сейчас населенные пункты с названием Бетюнг есть в Намском, Амгинском, В-Вилюйском и Олекминском улусах. Время от времени они проводят ысыахи бетюнцев.

        Донат, хотелось бы узнать подробно о событиях на острове Берелеех. Я знаю этот остров, много рыбачил под Берелехом.

        0
        • Михаил
          20 октября 2010
           

          Тема о массовых убийствах казаками якутов или других инородцев уже обсуждалась тут года два назад.

          Казакам убивать подъясачное население не только было не выгодно, но и запрещено царской администрацией.
          В тюремной избе Якутского острога сидело больше казаков за воровство чем местных якутов за неуплату ясака и смуту, если вообще такие были.

          Так что 300 убитых или сожённых там или ещё других местах - это разборки якутов между собой. Пришли вместе с казаками союзные им якуты и покрошили в лапшу своих давних недругов. Так было.

          0
          • Мэхээлэ
            20 октября 2010
             

            Перелаживать вину на других не следует!!!

            Известно, что и Бекетов жжег в Усть-Алдане в якутской юрте немало людей. Карательные операции происходили вслед за подавлением восстания якутов, поэтому тут не следует мутить голову, показывая неприглядные моменты в истории казачества в ином свете. Времена были такие и тут ничего не скажешь: одна сторона завоевывала, вишибала ясак силой, а другая защищалась, оказывала вооруженное противостояние. Известно, что было 4 крупных вооруженных восстаний у якутов и все они жестоко подавлялись казаками.

            0
            • однако
              20 октября 2010
               

              выбивали ясак

              Надо с кротостью принимать посланцев Белого царя -потомка Чингизхана,а потомки чингизхана должны уважать традиции империи Чингизхана-платить ясак. Ясак-величайшее достижение и изобретение Чингизхана!! Уважать надо дела его!А, не хаять!

              0
              • Барылас
                20 октября 2010
                 

                Однако сам придумал?)

                0
                • однако
                  21 октября 2010
                   

                  Однако сам придумал?)

                  Вы,что себе позволяете! Брать ясак-это священное и законное право,данное от Чингизхана.Почитай:
                  Улус Джучи. Россия - единственная из улусов Монгольской Империи наследница. Автор: Чингиз (195.218.170.5) 01.04.2008 (15:38). http://www2.forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=20773&f=15
                  А вы думаете,что татары-монголы когда пришли на русь -приглашали на чаепитие и упрашивали за кружкой чая ,а может и быть покрепче, русичей платить дань? Во и накопились долги, и с процентами!

                  0
          • ZX
            21 октября 2010
             

            300 сожженных бетюнцев. Один ноль лишний?

            Есть сведения о нескольких десятках якутов, сожженных в острожке во время подавления восстания.
            Цифра 300 откуда?

            0
            • Ачыкы
              Ачыкы
              ССД /*-
              21 октября 2010
               

              видимо имело место это событие:

              Цитата:
              К более мирным относили якутов (по ясачной книге 1648 года, численность их была около 26 тыс. человек), но и те неоднократно ставили казаков в затруднительное положение.

              Тот же Пётр Бекетов, впервые придя на Лену, был встречен ими враждебно. Отдельные укрепления якутов “взятьем взять не могли... зажгли со всеми якутскими людьми”. Другой енисейский атаман Иван Галкин взял один из якутских острожков лишь на третий день штурма. В начале 1634 года недалеко от Якутского острога местные якуты, разбив казаков, держали его в осаде почти шесть недель. За это покушение якуты были жестоко наказаны - но и после того, до самого конца XVII столетия, не раз бунтовали.
              http://www.gipanis.ru/?level=248&type=page&lid=236

              0
              • Ачыкы
                Ачыкы
                ССД /*-
                21 октября 2010
                 

                про численность ничего не известно

                есть только примерная статистика:

                Цитата:
                К сожалению, точных цифр потерь тюркоязычного населения в ходе большинства боевых действий в Сибири мы не имеем. Достаточно уверенно можно лишь сказать, что они никогда единовременно не были так велики, как в названных двух случаях. Так в ходе разгрома крупного восстания в Якутии в 1642 г., когда в своих острожках погибло некоторое число якутов, воевода П.П. Головин повесил еще 23 чел. (Ионова О.В., 1945, с. 79-91). Относительно остальных тюркских этносов в источниках не отмечено случаев массовой гибели людей. Продолжительность периода боевых действий для них была невелика и вряд ли они заметно сказывались на их численности, как, впрочем, на численности большинства народов Сибири. Наибольшие потери от рук русских людей понесли сибирские татары в конце ХVI - начале ХVII в. и, особенно, енисейские кыргызы, воевавшие до начала ХVIII в. К сожалению, состояние источников не позволяет произвести точный подсчет потерь. Проведенный нами расчет, весьма приблизительный, позволяет говорить, что всего погибло около 3-3,5 тыс. кыргызов и их кыштымов, не более 1 тыс. татар, около 0,3 тыс. якутов и около 0,3 тыс. чел. из других народов, т.е., всего около 4,6-5,1 тыс. чел. Предполагая, что гибли, главным образом, мужчины и условно считая их число в Сибири на начало ХVII в. равным числу женщин, можно сказать, что в ходе боевых действий погибло от 6 до 8% мужского населения из числа сибирских тюрок. При этом, не менее половины числа таких потерь пришлись на долю енисейских кыргызов, численность которых вместе с ближними кыштымами на начало века определялась в 8-9 тыс. чел. (т. е., 4-4,5 тыс. мужчин). Потери тюркоязычного населения в ходе боевых действий против русских людей были ощутимы, но для большинства народов не имели серьезных последствий. При этом необходимо также помнить, что эти потери были разнесены во времени, а к концу ХVII в. численность коренного населения даже несколько выросла.

                http://www.kyrgyz.ru/?page=271

                0
              • Шпак
                Шпак
                Антон Семенович
                23 января 2020
                 

                Ачыкы, это было же с мегинцами было.
                В 1634 г. один служилый человек и один промышленный были убиты в улусе мегинцев «бурухиных детей». В другом мегинском улусе князцов Дуруя и Бодоя ясачные сборщики были ограблены. В октябре Галкин воевал с мегинским улусом - Бурухиными детьми. Здесь служилые люди встретили сильное сопротивление: инородны «дрались долгое время», со своей стороны бородатые не щадили ни женщин, ни детей. В ноябре была снаряжена экспедиция против другого мегинского улуса князцов Дуруя и Бодоя. Улусные люди Дуруя, «который сомногими людьми сели в острожке, и с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, дрались с утра до вечера. И Божею милостию и твоим государьским счастьем, на той драке князьця Дуруя и многих ево людей побили досмерти, и острожек у них, и жены, и их детей поимали» Бахрушин С.В., Токарев С.А. Якутия в XVII в.. 1953С.33-34.

                0
  • Ачыкы
    Ачыкы
    ССД /*-
    21 октября 2010
     

    вот что нашел в просторах интернета:

    Цитата:
    Особенности русской колонизации, или индейские войны в Сибири.
    Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

    Будучи в командировке в Комсомольске, купил проездом в Хабаровске книгу "Ерофей Павлович Хабаров", автор - Г. Б. Красноштанов, Приамурское Географическое общество, изд-во "РИОТИП", 2008. Жанр книги по определению автора: документальное повествование. И, воистину, документальней повествование придумать сложно.
    Из-за болезни сижу дома, поэтому решил поделиться некоторыми интереснейшими отрывками из этого фундаментального труда, выпущенного, к сожалению, очень небольшим (800 экз.) тиражом.

    В своей работе автор шаг за шагом, год за годом, восстанавливает биографию выдающегося первопроходца, предпринимателя, пирата Е. П. Хабарова, известного, впрочем, и под другими фамилиями. В своей работе автор пользовался ТОЛЬКО архивными материалами, просмотрев десятки тысяч листов актового материала 17-го века. Его труд вызывает настоящее благоговение, например, на протяжении десятка страниц он описывает, как выяснял место рождения Ерофея Хабарова. Книга начинается первыми годами жизни Хабарова в Сибири, когда тот оказался замешан в грандиозный коррупционный скандал в Мангазее. Противостояние двух мангазейских воевод закончилось тем, что один из них осадил второго в остроге, осажденный же отстреливался из пушек. Масштабы коррупции поражают, воевода Кокорев разорил и споил местных промышленников, забрав за долги даже священные книги и собак, которые, кстати, представляли немалую ценность. Хабаров, бывший тогда наемным целовальником и сам попавшийся на расхищении довольствия и незаконной скупке соболей, был направлен вторым воеводой с челобитной в Москву. Дело закончилось прибытием следственной бригады и водворении Кокорева под стражу в Москве. Впрочем, просидел он недолго, не в последнюю очередь благодаря грандиозным взяткам.

    Но в данном случае я хотел бы привести другой эпизод биографии русского конкистадора. В 1634 году промышленный человек Ерофейко Хабаров, а с ним еще четверо промышленников и шесть крестьян подают челобитную на государево имя:

    "...и в нынешнем, государь, в 142 [1633-1634] году зимовали мы, сироты твои, на Лене реке в Ленском новом острожке Енисейсково острогу с атаманом Галкиным и с енисейскими служилыми людьми, и твои государевы служили, и караулы караулили, и на дракех на боех против твоих государевых непослушников, якольских людей, ходили, а с ними дрались головами своими до крови и до смерти, и аманатов, которые для твоего государева иманы ясачноао сбору и умирения земли, кормили"

    Аманаты - это заложники, взятые у местных племен для "умирения... и ясачного сбору". Интересен факт мобилизации военным комендантом гражданского населения на умирение местных якутских племен. Впрочем, полагаю, особо стараться не нужно было, те и сами понимали, что этого не избежать, ведь: "Да он же, Тусерга, с кангалскими князьцы, с людьми своими, в прошлом 141 году убили енисейских служилых людей Василья быстрова, Ивана Тельново да промышленных людей Ортюшку кырная, Ондрюшку Мартемьянова, Понька Оникиева".

    Таким образом, атаман Галкин решил показать Тусерге и его вассалам, чьи в лесу шишки, "и сентября, государь, в 28 день [1633 год] атаман Иван Галкин, прося у Бога милости", ходил служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, на твоего государева непослушника на баскинсково князьца на Тусергу и на его улусных людей, для того, что тот Тусерга тебе, великому государю, ясака с себя и своих улусных людей не дал, и в твоем государевом ясаке атаману Ивану Галкину м служивым людям отказывал многажды".

    "И тот князец Тусерга с твоими с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, дрался долгое время. И, Божьею милостию и твоим государским счастьем, енисейские служилые люди и мы, сироты твои, тово баксинсково князьца тусергу погромили и порубили досмерти, а иных ж людей и жон их, и детей взяли живых и привели в новой острожек"

    В результате этой впечатляющей демонстрации русской военной мощи Тусерга "твой государев ясак с себя и своих улусных людей платил". Однако это было только началом операции по взысканию с якутов ясака. Следующей целью стал князец "Еюк да Барухины дети", который также был повинен в неуплате ясака и убийстве русских служилых людей. Поход был начат сразу по окончании битвы с Тусергой, "октября в одиннадцатый день". В этот раз Галкин сам не пошел, а послал енисейских служилых людей и мобилизованных промышленников. Как легко догадаться, Еюка да Баруховых людей тоже порубили, но о взятии заложников и уплате Еюком ясака ничего не говорится.

    Следующим стал князец Дуруй и Бодоевы улусные люди, которые тоже не платили ясак, да еще ограбили служилых людей, посланных к ним с царскими подарками. 10 ноября Галкин послал войско на дуруя, который "сомногими людьми сели в острожке, и с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, дрались с утра до вечера. И Божею милостию и твоим государьским счастьем, на той драке князьця Дуруя и многих ево людей побили досмерти, и острожек у них, и жены, и их детей поимали". Уцелевшие заплатили ясак.

    Интересно, что достойные волонтеры покупали коней и снаряжение на свои кровные: "а в новом, государь, острожке покупали на те свои товарёнка кони и узды, и арканы и сёдла по енисейской цене, рублёв по семи и по восьми, и по девяти, и по десяти, и больши..."

    18 декабря настал очередь некоего государева непослушца, улусного мужика Оргуя подданного князя Борухи, детей которого погромили раньше. Оргуй женил своего сына, Галкин, узнав об этом от местной агентуры, послал отряд поймать мятежника. Оргуя взяли без боя, его сына посадили аманатом в острожек, и Оргуй дал дань.

    Все эти смелые операции переполнили чашу терпения якутов и "генваря в 4 день [1634] ведомо учинилось атаману Ивану галкину..., что князьца де у Мымака в улусе собрались многие якольские люди сверху и снизу лены реки и з гор... многих родов унязьцы со всеми своими людьми, сот их с шесть и больше, а хотят приступити к новому острожку всеми людьми"

    Ощутимо запахло жареным, но в остроге сидел бывалый народ: "И генваря, государь, в 5 день атаман Иван Галкин с служилыми людьми и с нами, сирнотами твоими, изволя все за тебя, государя, единодушно помереть, урядясь, на конях противо тех твоих государевых изменников из Ленского острожку выехали за Лену реку в Мымаков улус". Обращает на себя внимание намерение русского воеводы не сидеть тупо в крепости, а дать конный бой конным же якутам.

    "И атаман Иван Галкин и служивые люди и мы, сироты твои, прося у Бога милости, и с теми якольскими и со многими людьми дрались докрови и досмерти. И на той, государь драке, те якольские люди убили Тобольского города казака Степана Юдина да енисейсково казака Ивана Черноуса. И атамана Ивана Галкина, и служивых людей и нас, холопей твоих, на той драке переранили смертными ранами, ран по пяти, по шти, по семи и по осьми на человека, и коней всех, настреляв, побили". Как видим, русские слегка переоценили свои силы, а якуты в стандартной кочевой манере перебили под ними коней. В результате: "И дрався, государь, шли отводом до острожку вёрст с восемь и больше" - русские под натиском якутов с боем ив порядке отошли в острог. "И на той, государь, драке, убили якольских людей человек сорок и больше, а иных многих ранили, и коней многих под ними побили" Конкистадоры, в общем, использовали те же приемы, что их противники. Соотношение потерь вряд ли фантастическое, иначе служивые люди и государевы сироты просто не дошли бы до острога.

    8-го января русских осадили в остроге: "якольские многие князьцы со всем своим собраньем пришли приступать с многими щитами, с сенами из бересты под острожек на конях и пеши" - якуты решили, не мудрствуя лукаво, сжечь, нафиг, этих вредных людей в их крепости. Обращают внимание на себя правильные осадные действия: местные хорошо подготовились и сделали щиты.

    Русские, несмотря на то, что были переранены, поняли, что пришла толстая полярная лиса, и решили встретить ее грудью: "И служивые люди вышли из острожку на берег Лены реки, а иные, урядясь, сели в острожке по местам. И те, государь, якольские многие люди, сот их с семь и больше, стояли под острожком, приступаючи к острожку многими приступы накрепко. И на тех, государь, приступех, прибыли у них многих лутчих людей, а иных переранили"

    Таким образом, якуты атаковали вышедших на вылазку русских в традиционной сибирской манере: богатыри и военачальники в лучшем доспехе идут впереди, закрывая своих соплеменников, которые из-за их спин пускают стрелы. Эта тактика, прекрасно работавшая против противника, вооруженного холодным оружием и луками, оказалась гибельной против огнестрела: севшие в острожке по местам отстрелили лучших людей и приступ был отбит. Началась осада, которая продолжалась по 28 февраля. О том, как и почему отошли якуты, в челобитной не говорится, скорее всего, в индейской манере, войско разошлось, наскучив правильной осадой и не видя перспектив.

    Уже первого марта, т. е. сразу после снятия осады, Галкин продолжает политику замирения края: отряд, "едва обмывшись от ран", послан на улусного мужика Ижинея, который тоже не делал платить ясак. Ижинея погромили, и он приехал с данью сам.

    Дальше начинается самое интересное. 90-го марта Галкину становится известно, что князец Будуй да Семен Улти, "со всеми своими улусными людьми, которые твой государев ясак платили, хотят бежать на дальние устроение рекиждя того, что они, князьцы, со всеми своими людьми на дракех и на приступех были, и впредь бы им твоего государева ясаку не платить"

    У сибирских народов поражение в войне нередко означало истребление побежденных, поэтому якуты совершенно резонно опасаются жестокой мести русских. Но Галкин должен отправлять ясак, если же якуты уйдут, то ему придется ловить соболей самому, поэтому достойный губернатор: "с служилыми людьми и с нами, сиротами твоими, ко князьцу к Будую с товарищи ходили и их уговорили, чтоб они, князьцы, со всеми своими людьми жили под твоею государевою высокою рукою безо всякого опасенья, и никуды не отбегая, и на твою б государеву милость были надежны". Взяв в заложники сына Будуя, уговорившись о размерах ясака и о размерах ответного жалования, которое платилось ясачным людям за дань (в частности Хабаров в Мангазее был пойман именно на разбазаривании этого жалования - муки и масла), Галкин отошел в острог.

    В заключении "сироты" просят государя возместить им тяжкие финансовые потери от его государевой службы. Впрочем, уже в 1635 году среди регистрационных записей о добыче соболя Галкин отмечает, что у бедного и израненного и издержавшегося Ерофея с четырех сороков промышленных соболей взята в казну десятая часть налога: с хвостами и пупками, т. е. высокого качества шкурки. А 6 сентября у Хабарова фиксируется партия уже в шесть сороков соболей. В августе сирота регистрирует новую партию - семь сороков, с которых в казну взято двадцать целых, плюс хвосты.

    Результатом всех этих событий стало твердое правило, зафиксированное, например, в памятке целовальнику Семейке Шелковнику, посланному в 1640 году на устье Куты: "Да тебе ж заказать накрепко торговым и промышленным, и служилым людям чтоб оне тунгусом пансырей и куяков, и шапок железных, и наручей не продавали и не меняли"

    P. S. по мере прочтения труда буду пересказывать другие интересные моменты)))

    И. Кошкин

    0
  • Тоотуо
    23 октября 2010
     

    Действительно бетунцы проявили наибольшую

    активность в якутских восстаниях

    С.А.Токарев, С.В.Бахрушин стр.290-291 "Волнения охватили большую часть якутских улусов. Между якутами происходили совещания, от одного племени к другому разъезжали вестники и агитаторы. Главными зачинщиками были бетунцы"

    0
  • BEQUICK
    30 октября 2010
     

    Люди!

    Те бетунцы - не сегодняшние Бетюнский наслег Намского улуса и село Бетюнцы Амгинского, а роды борогонского происхождения - кобеконцы, арбынцы, живущие рядом с наяхинцами, оспекцами, чериктейцами и соттинцами. Правобережные кобеконцы, арбынцы не по праву входят в сегодняшний Намский улус, ибо они родственны оспекцам и чериктейцам. И именно оспекцов и этих бетунцем сотнями сжигали казаки. Вот почему крепко задумался верховный борогонец Легой - пришлые могут все его рода превратить в пепел, ведь сжигали-то его людей сотнями, а не тыгыновых кангаласцев на другом берегу Лены. И что-то не спешил Тыгын переправиться на помощь борогонцам, упорно державшим оборону в своих крепостях вплоть до смерти в огне. Так что про предательство усть-алданцев прошу полегче! Именно благодаря Легою - сир урдуттэн им курдук эстибэккэ бу билигин кэлэн чуопчаара олордохпут!

    0
    • кылбар
      30 октября 2010
       

      BEQUICK !

      Легейу уонна Бетуннэри бииргэ тутума, до5ор! Легей бетун буолбатах, бетуннэр Легей дьоно буолбатахтар.

      0
      • BEQUICK
        30 октября 2010
         

        Бетуцнэр

        боро5оттору кытта биир сыдьааннар. Ол "Бере бетуцнэр" диэн уьуйээнтэн да кестер. Тыгын, наахаралар ыгыыларыттан ини-бии бетуцнэр Майа5атта Бэрт Хара5а тиийэллэр, кеме кердууллэр, убайбыт дииллэр. Бетуцнэр - боро5оттортон теруттээхтэр. Ону Далан да ыйар.
        Быьата, боро5оттор уонна кинилэргэ уруулуу уустар хаьаахтар амырыын тыыннарын аан-мацнай билбиттэрэ. Тыгын кэлин, 1642 сыллаахха остуруок бу эцэргэ кеьеруллубутун эрэ кэннэ дьэ киьилии утарсан кербутэ да хайы уйэ хойутаабыт этэ. Эрдэ кыьаллыахтаа5а - боро5он уустарын сэриилиир, уоттуур кэмнэригэр! Бэйэтин уйатыгар уу киирбитигэр эрэ буолбатах!

        0
    • alamaykunsilama.ru
      28 июня 2018
       

      BEQUICK, не фантазируй! Хангаласцы всех больше бились и сопротивлялись казакам! Вы так ещё скажите что Хангаласцы предатели а лөгөйцы герои! Задним числом все вы герои!

      0
  • Оспек
    30 октября 2010
     

    борогон

    Действительно, борогонцы позднее появляются.
    Сначала они названы подгородным улусом.
    Именно на них как признавших платить ясак напали
    Откурай и его воины числм 600 воинов, многих
    убили и угнали в рабство. Казаи защищая их, по
    вся дни дрались. Сам Легой сначала назван бетунцем.

    0
  • кылбар
    31 октября 2010
     

    Бөрө Бөтүҥ. (Нам Бөтүҥэ)


    Бөтүҥ диэн былыргы сахарал билиитигэр Түҥ тайҕа дьоно диэн суолталаах.

    Бөт - бөө - түҥ - өтүҥ диэн хас да өйдөбүллээх. Түҥ тайҕаҕа өтөн киирэн тохтоон олохсуй, диэн суолталаах.

    Түҥ тыа суостаах суодаллаах Бөө, бый дойду. Оннук киһи мээнэ-мэнээк олорбот түҥ тыаларыгар олорор, сылдьар биистэр ааттара Бөтүҥ диэн.

    Ойуурга ыраатан өтөн, онно бөтөн, ол аата, тохтоон, олохсуйа сатыыр биис уустар. Удьуордара Бөрө. Бөрө майгытын, сиэрин тутуһаллар. Бөрө олоҕо эмиэ бөтүҥ майгылаах. Бөтүҥнэр эмиэ түҥ тыаҕа дугуйданаллар.

    Бөтүҥнэр олорбут нэһилиэктэрэ да оннук. Куруук кырыыба, тайҕа диэкки олохтоохтор. Бөрөнү төһө да аһат - ойууртан хараҕа арахпат. Ол сиэринэн. Олорбут нэһилиэктэрин аллараа суруйуллуо.

    Бөрө Бөтүҥнэр сэттэлэр. Сураҕын иһиттэххэ 2006 сыл сайын Амма Бөтүҥүгэр мустан ыһыах ыспыттар үһү.

    Сүрүн Бөтүҥнэр Хатанга, Анаабыр, Өлөөн Эдьигээн, улуустарыгар бааллар.

    Саамай элбэх бөтүҥнэр Нам улууһугар бааллар.

    Быстах Бөтүҥ Аммаҕа, алын Бүлүүгэ бааллар.

    Бөрө Бөтүҥнэр бүгүн кус-хоро биистэрэбит дэнэллэр. Сахаҕа сыһыана суох төрүттээхтэрин этэллэр.

    Биһиги испитигэр ону сөпсөспөппүт.

    Сэттэ Бөтүҥнэргэ билиҥҥиннэн Нам улууһугар биэс Бөтүҥ баара биллэр: Бөтүҥ, Көбөкөн, Түбэ, Арбын, Фрунзе нэһилиэктэрэ. Кырыы нэһилиэктэр.

    Маны таһынан биир Бөтүҥ Амма улууһугар баар. Намнартан тахсыбыт. Амма Бөтүҥэ уонна Алтан нэһилиэгин сороҕо. Алтаннар моорук биистэрэ. Бөтүҥүттэ үрэх тардыытынан бөтүҥнээхтэр.

    Амма Бөтүҥнэрэ Нам Бөтүҥүттэн арахсан Наахаралары кытта кыргыһан сир таһаарыммыттар.

    Сорохтор Амма Бөтүҥнэрэ Айаан суолунан Үт сириттэн Уус-Майаннан Аммаҕа киирбиттэрэ, дииллэр.

    Чопчута Амгын, (Амгунь руск.) диэн сиртэн кэлбиппит, дииллэр. Ол иһин Амма диэн саха тылын Амгын, амга диэн хоролуу ааттыыбыт, диэн буолар. Инньэ диэн Амма хоролоругар кыттыһа сатыыллар. Нам Бөтүҥнэрэ буолбатахпыт, диэхтэрин баҕараллар.

    Бүлүүлэр кэпсээммит буоллаҕына итинтэн атын.

    Биһиги билэрбитинэн Бөрө Бөтүҥнэр Бүлүү Хоту Анаабыр аартыгынан Намҥа тиийэ кэлбиттэр. Өспөх, Дьэһиэй, Хадан Хатыҥы сириттэн кэлбиттэрин билэбит. Элиэнэҕэ Бүлүү өрүс түһэр төрдүнэн “Түөрт уон арыыннан” киирэн Кулугу уонна сыалдьа намнарын аллараа хоту өттүгэр түһүүлэммиттэр. Билигин да онно бааллар.

    Биир Бөтүҥ нэһилиэгэ Алын Бүлүүгэ баар. Балар 17-с үйэҕэ Амма Бөтүҥүттэн көһөн кэлбит дьон олохтообуттар. Үһүйээн быһыытынан өссө биир эрэ Бөтүҥ диэн оҕонньор диэн кэлбит. Сир көҥүллэтэн олохсуйбут. Ол чиэһигэр эмиэ ааттаммыт курдук.

    Биир Бөтүҥ Өлүөхүмэ улууһугар баара. Эстибит үһү. Атын нэһилиэктэргэ суураллан сүттэҕэ.

    Бөтүҥ улахан нэһилиэктэрэ Анаабырга, Өлөөн улууһугар, Эдьигээн-Бүлүү быыһыгар, Үгүлээт, Бэстээх, Эдьигээн куорат бэйэтэ. Ити барыта Бөрө Бөтүҥнэр төрдүлэрэ. Кинилэр Хадан-хатыҥылары, Модуттары, бииргэ, сэргэ олорбуттар.

    (И. Гурвич. Культура северных якутов оленеводов, 1977, изд. “Наука” кинигэҕэ карталанан үс Бөтүҥ нэһилиэктэрэ сурулла сылдьар. Онно 1897 сыллааҕы Эридьиэскэ суруллубут Бөтүҥнэр ахсааннара баар. Сэргиир дьон ылан ааҕыаххытын сөп.)

    Анаабыр, Өлөөн, Эдьигээн улуустарын Хадан-хатыҥылары кытары Бөрө-Бөтүҥнэр олохтообуттара. Ити улуустар төрүттэрэ үксүлэрэ бөрө бөтүҥнэр.

    0
    • Мэхээлэ
      31 октября 2010
       

      Про восстания бетюнцев Бытыку

      ссылка:
      Якутия 1632-1917 Хроника, факты, события. Издание второе исправленное и дополненное. Якутск. Бичик. 2002 год. стр. 18, 20
      Это хронологическое систематизированное изложение важнейших фактов на основе архивных документов.

      Так что про бетюнцев, Мымака и Легея - сведения архивные.
      Известно, что через несколько лет сам Мымак поднимал якутов на восстание против казаков.



      С хода истории видно, что казаки очень умело воспользовались враждой племен между собой. Со дня прибытия казаков Бекетова им верным союзником стал Легой, предоставивший землю под острог им и который с ними вместе воевал против других князцов.

      Если Мымак предавал интересы саха в первые годы прихода Бекетова и Галкина, то Легой как был предателем, он им и оставался до конца своих дней. Утверждение борогонцев о том, что он этим спас своих от истребления не поддается никаким понятиям- остальные племена остались то живы! Поэтому можно стопроцентно утверждать, что история тех времен не обошлось не без предателей среди саха. Предательство - это одна из причин легкого завоевания замель саха.

      0
      • BEQUICK
        2 ноября 2010
         

        Мэхээлэ бугуццу кун сыанабылынан таьаарар.

        Если исходить из законов Ясы, установленной на традиционной феодально-иерархической законности, то легко доказать, что предателем и законоотступником был Тыгын, а Легой, наоборот, до конца был верен закону предков. Доводы:
        Тыгын = титул - принц, великий князь. Т.е. над ним безо всякого должен быть верховный правитель - хан, царь.
        Казаки (не русские в сегодняшнем понимании), большей частью тюрки, смесь тюрок и славян, говорившие на международном тогда тюркском языке, имели полномочия от белого царя-чингизида, по-тюркски хана.
        Великий князь Иван Грозный (чингизид между прочим) лишь завоевав трон казанского хана стал царем (т.е. ханом).
        Борьба Москвы и Казани не война между иностранными государствами, а внутренняя борьба за власть (скажем, как сегодня между питерцами и московскими), в которой победида московская партия, а могла и казанская, или тверская, или белорусско-литовская.
        Пришли посланники царя (хана) к его юридическому вассалу - тыгыну и передали послание о возобновлении ясака. Тыгын оказался не законопослушным и решил узурпировать под себя власть. А Легой как традиционалист-омогоец оказался благородным феодалом. Не упдодобляйте саха полудиким индейцам и тунгусам! Саха - народ древней государтсвенной культуры!

        0
        • Чингиз
          2 ноября 2010
           

          Очень разумно!

          Хорошо изложил.-)))

          0
        • 564
          2 ноября 2010
           

          оЧЕНЬ ХОРОШО СКАЗАНО

          Лёгой предал кангаласцев и пал подноги русским. Из тобуков он, хотя правнук Эллэйэ.

          0
        • alamaykunsilama.ru
          21 января 2020
           

          BEQUICK, фантазёр ты с неимоверными хотелками! Потомок предателя что ли? Ещё Тыгына предателем назначил идиот! Так по твоему можно и самого сталина назвать предателем советского союза! Ну ты наглец сказочник!

          0
  • нарты
    2 ноября 2010
     

    да даже сейчас то что происходит не совсем всё понятно

    ладно русский князь Штыров сдал суверенитет, грабил недра, разорил край, но реально в то время рулил всеми делами тойон Борисов, т.е. не без его участия всё это делалось. И став князем отдал московскому царю самое ценное что у нас есть - наши алмазы. А нашего тыгына Николаева не без помощи местных князей сняли. Разве не так? Всего лишь то требовалось ввести местным тойонам поправки в местную конституцию. И правил бы наш тыгын Николаев по сей день на нашей земле.

    Так что не было на этой земле единства ни тогда, ни сейчас
    и никогда его не будет.

    0
    • Чингиз
      2 ноября 2010
       

      Надо четко разделять слово и понятие Единство.

      Единство, каждый пытается понимать по своему, по разному. Есть единое государство под названием Россия, есть единая нация, есть этнос и т.д. Сепаратизм не пройдет ни под каким соусом.
      Никто ничего не сдавал, хватит делить наш народ. Поступили с суверенитетом исходя из меркантильных интересов и под давлением, за просто так. Можно было сильнее торговаться и получить больше дивидендов от центра. Это не имеет никакого значение к единству.
      "Открытие" АЛРОСЫ, экономический вопрос и он решен правильно.

      0
      • Мэхээлэ
        2 ноября 2010
         

        Чингиз, как всегда за свое: боится остаться за пределы государства

        BEQUICK, когда, кому платили саха ясак до прихода русских? Может дадите ссылки?

        Предательство Легея обернулось для рода Бетюн печальными последствиями- было перебито много самых лучших людей рода. Если бы не Легой, который создал плацдарм для завоевания Якутии...

        Из истории двух вооруженных столкновений видно, что казаков спасли остроги. Если бы не было этих острогов на легойской земле, то продвижение русских казаков могло бы задержаться на десятилетия, если не на сотни лет...

        0
        • 564
          2 ноября 2010
           

          Хоть один разумный ответ.

          0
        • Чингиз
          2 ноября 2010
           

          Что значит отстаться за пределами государства?

          Сахалар всегда были были государственными.

          Задержаться, не значит лучшее для развития народа.

          Не выступаю за или против кого то, у всех были свои веские основания.
          Вступить в союз с народами России и есть прогресс.

          0
  • Королева
    28 июня 2018
     

    А теперь в наше время между собой воюют их дети внуки шмидт и бетюнцы ! Бетюнцы алкаши конченные ненавижу вас! Позорище якутска! Когда училась в этой школе так там были одни хамы да алкаши ничем полезным не занимаются только бухают да дерутся между собой а про девушек вообще молчу хуже таких быдлобаб не видала в жизни хоть я и была в разных городах! Все какие то мужикоподобные ужас тьфу на вас!

    0
    • patah
      28 июня 2018
       

      Королева, вы псих. Мы алкаши конченые? Вы сами откуда? Вы думаете, что Бетюнцы это только село Бетюнцы и Шмидт?

      0
    • patah
      28 июня 2018
       

      Королева, тьфу на вас тоже. Город Якутск самая страшная помойка, половина населения которого бомжи. Ничего доброго Якутск дать не может, а наоборот отсасывает всё доброе, а взамен даёт самую чёрную грязь. Город Якутск современный аналог рабовладельческого общества

      0
  • Дархан
    28 июня 2018
     

    Мэхэээлэ - сам предатель!

    ты человек без родины и флага .Цель твоя ясна.Очерняя имена наших славных предков ты преследуешь цель произвести раскол в сознании единого народа.Мол вы борогонцы и намцы - потомки предателей,а мы ... героев.Но мы Саха, Уранхайцы по духу -единый народ,мы потомки общих предков,у нас единое прошлое и единое будущее.

    0
    • 1
      28 июня 2018
       

      Дархан, мы генетичекси едины, это недавно стало доказан!! 90% палеоазиаты по генетике, 10% толи буряты толи конные эвенки.
      И в последнее время, начиная с 17 века, арийской крови стало около 8%, в местах икспидисиций 40%

      0
      • модут1
        29 июня 2018
         

        Однерка, ты чё врешь-то, эвенки не могут быть на 90% палеоазиаты, они тунгусоманьчжуры.

        Знаешь, где находится Китай? Вот оттуда вы, эвенки, родом...

        0
  • patah
    28 июня 2018
     

    Позиция Мымака понятна. Он боролся с враждебной пришлой династией Эллэя

    0
    • nathan
      29 июня 2018
       

      patah, Внутриклановые разборки. Читать без смеха подобное невозможно...Атаман Галкин решил упредить восставших. Ему удалось собрать и посадить на коней 47 человек, с ними он выступил в Намскую волость. 5 января 1633 г. разыгралось кровавое сражение в Намской земле. Якуты из засады стреляли из луков, затем стали нападать конными напусками, с копьями и пальмами. В жарком бою якуты потеряли убитыми около 40 человек и многих ранеными. В бою был тяжело ранен один из вождей якутов Откурай, имевший тяжелые доспехи. Казаки потеряли всех коней, многие были изранены, в том числе Иван Галкин. В итоге боя казаки были вынуждены отступить в острог. Осада острога якутским войском в 700 воинов продолжалось до конца февраля, т.е. почти два месяца. В остроге было очень мало припасов, среди казаков скоро начался голод. До смерти осажденных от голода или сдачи в плен оставалось несколько дней. Но по неизвестным причинам, осаждавшие сняли осаду и разошлись по домам (Токарев, 1940, с. 47).

      0
      • саксаксак
        29 июня 2018
         

        nathan, может как-то договорились? Например аманатов вернули и "мораторий" на Ясак объявили. Февраль-конец зимы, ничего не мешало держать осаду до сенокоса.

        Этноним Бетюн очень древний.
        По словам Айыҥа руна "бө" у саха означало "божественная сила".
        Потому если соединить сахаскую рунологию и сахсакрал, можно заглянуть вглубь начала звуковой матрицы.
        Бө+Түҥ=Непроглядная божественная сила.
        Түҥ=тёмный, непроглядный; түҥ бараан дойду фольк. страна в кромешной тьме; түҥ бараан түүн ийэ поэт, непроглядная матушка-кочь; түҥ былыр седая старина; түҥ ойуур густая лесная чаща; түҥ тыа дремучий лес.
        Бөрө=волк
        Бө+Өрө=Наивысшая божественная сила.
        Бөтүҥ бөрө=Наивысшая божественная сила из непроглядного времени древности.

        Мы знаем, что часть племен гуннов=сүүнэ остались в Европе в Галлии=Халаа ( грабить кого-что-л., насильно отнимать что-л. у кого-л.), причем некоторые оставили свой древний самоэтноним. Например во Франции есть город Бетюн (фр. Béthune) — во французском департаменте Па-де-Кале и бывшей провинции Артуа. Находится в регионе О-де-Франс, округ Бетюн.
        До 1248 года городом владели графы Бетюнские, из числа которых происходил, между прочим, трубадур и крестоносец Конон де Бетюн. К другой ветви рода Бетюнов принадлежал знаменитый герцог Сюлли. После утраты независимости город разделял судьбу графства Артуа вплоть до Нимвегенского мира (1678), по которому Габсбурги уступили его Бурбонам.

        0
        • Крио
          21 января 2020
           

          Опять ты, саксак, со своим лингво-онанизьмом.

          Город Бетюн упоминается с середины X века, Никакого названия Галлия тогда уже не было.
          А гунны не завоёвывали никогда Галлию и были разбиты в сражении у Каталаунских полей римлянами и германцами.

          Да и слово Галлия произошло от названия племени кельтов, известных белизной кожи, по гречески "галатия". А ещё:

          Цитата:
          В эпоху Возрождения слово «галлы» (лат. Galli, мн.ч. от лат. Gallus) стало ассоциироваться с его латинским омонимом «петух» (лат. gallus).

          А ты - ы, самоэтноним. Привык ты к этому "само.."

          0
          • Могул
            Могул
            Ветеран
            21 января 2020
             

            Крио, опять разводит хорошую инфу! Идиот, иди ловить рыбу!

            0
            • Крио
              21 января 2020
               

              Ещё бы она у меня была плохой.

              А ты сам идиот, Могулёнок. Не веришь?
              Как хорошо я тебя рыбой зомбировал, хе-хе, будто половину фугу тебе в пасть затолкал.

              0
              • рм
                21 января 2020
                 

                Крио, ты где древние бетюнцы жили не знал .на реке лена пески и пески.
                песчаные пустыни до 3-х километров по прямой и больше до соседнего острова .

                17 веке якутская крепость была а сегодня .
                якобы размыло.

                поярков с своими наемниками взял бетюнский крепость 17 .

                у пояркова 200 воинов а бетюнцев именно в этом месте несколько десятков мужчин.

                если коротко рассказывать.
                людоед поярков пришел уничтожат бетюнцев на острове.
                защитники крепости вышли на бой но им пришлось отступить.
                у людоеда были пушки. прямой наводкой убили много лучших людей в башнях крепости.
                потом приехали родственники защитников крепости и договорились о сдаче крепости пояркову.

                0
                • Крио
                  21 января 2020
                   

                  Поучи свою жену щи варить!

                  А то я без тебя не знал, тоже мне первооткрыватель нашёлся.

                  Всё равно название Галлии не имеет ничего общего с лингво-мастурбическим выводом саксака, а французский Бетюн имеет такое же отношение к бетюнцам, как и твоё - к испанцам или эфиопам.

                  0
                  • рм
                    22 января 2020
                     

                    Крио.
                    ты турах чтоли.
                    очень тупой крио не понял и варил щи.

                    0
  • рм
    21 января 2020
     

    древне-тюркском языке будун-народ. якутском языке бүтүн-целый.
    бөрө бөтүҥнэр-народ(племя) волков. бөрө-волк.

    0
  • Баат
    22 января 2020
     

    сенокос начался че еще

    0
    • рм
      22 января 2020
       

      Баат, крио сам начал.
      этот крио не понимаеть по якутски.

      он не должен нас учит якутскому языку.

      0
  • рм
    22 января 2020
     

    островов то мало.
    примерно там где был крепость бетюнцев был. ученый окладников искал.

    0
    • Крио
      22 января 2020
       

      Перестань хныкать, и объясни, где толком был сей остров.

      От того, что ты ныл 4 раза - у него название не появиться.

      0
      • рм
        22 января 2020
         

        Крио, если сам окладников ничего не нашел то
        река меняется .некоторых местах на несколько метров берег падает в реку за год.
        обрывы на этих местах видел до 30 метров вниз может больше.

        0
        • Крио
          22 января 2020
           

          Где именно-то, в Хангласском, Намском или ещё где?

          А то ты пишешь, будто в одном сокровенном месте есть такие обрывы.

          0
          • рм
            22 января 2020
             

            Крио, каком хангаласском.
            бетюнцы в намском улусе.
            сейчас остров

            0
            • Крио
              22 января 2020
               

              А остров-то название имеет?

              Или так и называется - Бетюн? В Намском улусе много больших островов на Лене.
              Бакычча, Чомчогой, Баппыт-Ойогос, Сердиэс, Кенели и т.д.

              На Бакычча сам бывал, очень большой, там картошку в начале 1990-х выращивали, земля хороша.
              И вроде даже перспективен с точки зрения археологии.

              0
              • Могул
                Могул
                Ветеран
                23 января 2020
                 

                Крио, откуда знаешь, что перспективен с точки зрения аркиологии? Аа черныл копатель с ФРантиком братишкой, придут за тобой!

                0
  • Романов
    29 февраля 2020
     

    за понимание.-)))
    В отдельности,

    0
  • Ольга
    15 февраля
     

    Борогонцы-это бурзяне.

    0
  • 138229
    15 февраля
     

    Автор топа не саха , а тунгусо-маньчжур.
    Он тут постоянно обсирает якутов.
    Обычно он писАл с ником "Собрат" под айпи IP (94.245.138.229).

    0
  • Ньургун
    15 февраля
     

    А может ли выжить город с 8 января по 28 февраля без подвоза топлива, еды, воды? Добавим сюда мороз -60С.

    0
Ответ на тему: Воинственные БЕТЮНЦЫ. Бөрө Бөтүннэр.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания