...
Илиҥ Хаҥалас (Восточно-Каналасский улус), современный Мегино-Кангаласский:
Наслег: Аҕа ууhа:
Догдоҥо Ньоҕой, Өргүөт, Өксүү, Хоҥор.
I Дьөппөн Күскээн, Ньэлбэкэ, Өктөм, Солдьоруху
II Дьөппөн Күөрдэм, Мытаах, Ньэлбэкэ.
I Наахара Амчы, Бүгүйэх, Такыр, Ыйылас, Чыамайыкы.
II Наахара Аламай, Амма, Лээги, Уламдьы, Хадай.
Нөөрүктээйи Быллараат, Дэки, Матаар, Тартаакы, Тыараhа, Тиис.
I Тыыллыма Аhыыкай, Дьооҕур, Сата, Сүүрүк.
II Тыыллыма Быычык, Көлөгөт, Түмэти, Хара.
Хаптаҕай Алаас Хаптаҕайа, Нэс, Харгыйа.
Хара Быдай, Көтөт, Халыппаан, Кумалаан.
Хачыкаат Мыытарай, Сүгүнү, Харба, Хааhах.
Ходоро Дмитриев, Хаҥалас, Сяжинский.
...
Нам (Намский улус):
Наслег: Аҕа ууhа:
Атамай Оонньулаахтар, Улахан Алалар, Алын Алалар, Тааханнар,
Үөhээ олохтоохтор, Аллара олохтоохтор, Тыктаhы.
Бөтүҥ Бадам, Дьарбас, Нуучча, Сөтө, Тооку, Тыыллыма,
Харахчын, Харыйалаах, Хасха, Куокуй, Чакы.
Быдьаҥадьы Болдьо, Көлөнтөй, Токой, Дьарбас, Маҕыс, Хоро.
Көдөhү Кылыгыр, Бөкчөкү, Ала, Кэҥкэмэ, Тыктаhы.
Куhаҕан ыал Алаас, Боруочай, Көлчүт, Кэдээкээн.
Модут Баҕа, Баачаҕай, Ньидьили, Таҕыр, Хааhах, Чукула.
Мурчуку Ис, Мурчуку, Чолбон.
Үөдэй Бырдьа, Бүлтэй, Саллай, Тээкий, Кэҥкэмэ, Сомоҕо,
Сунтуй, Түөкэй.
Ойуун ууhа Ньидьили, Ньэҥэбил, Сомолочохоон, Тоhоҕос.
Таастаах Бөтүгэт, Соhу, Таастаах.
Хатыҥ Арыы (Нам) Аҕыс, Арчыкы, Бачаах, Бөтүгэт, Киhиргэс, Салбаҥ,
Тирбэх, Хамалҕа.
Хатырык Дьакынаан, Хаҥалас, Сыҥаах, Чачы.
Хамаҕатта Былаахай, Бырдьакы, Муҥур, Отой, Сыалдьа.
Хомустаах Аhар, Дуон, Кинээс ууhа, Таалай, Эбэкэн.
Ити...
Кытат эбиккин!
Кытаат. Кытарчы көр.
Дьоһуннаах үлэни саҕалаабыккын!
Буолан баран арыый эрдэ.
Бастаан биис уустарын быһаарыы наада.
Племенной состав наслегов и улусов.
Онтон Аҕа уустарыгар көһөҕүн.
Оччоҕо олуктаан барыыта оннун булар.
Ол үрдүнэн эр дьаҕылгын!
Сүрэҕим үөрэр итинниктэн.
Тунгус Туо-Туо списал все с тумусовской лепни с сайта Уххана и автор Тумус -Бэс хвалит его за это)
Умилительная картина:)
Вы, тунгусы помоему всерьез занялись переписью истории народа саха. Для чего вам это нужно?
А тут и гадать не надо, ясно же что тунгус:
Цитата:
Эвенки под угрозой уничтоженияАвтор: Тоотуо (109.188.177.131) 09.03.2010 (03:08) Выделить тему :: :: [Пожаловаться]
http://www.youtube.com/watch?v=Fe790mmVpl0
Согласно планам Федерального агенства по энергетике РАО "ЕЭС России", до 2020 года будет построена гигантская ГЭС, которая перегородит рек Нижнюю Тунгуску. В результате строительства ГЭС будет затоплена территория, которая сотни лет является родиной эвенков. Мир эвенков Красноярского Края перестанет существовать.
На мой взгляд, якуты должны защитить братский народ. Ближе их у нас вряд ли кто есть.
http://www2.forum.ykt.ru//viewtopic.jsp?id=1193144
Да? А знали что в якутском языке довольно большой процент - Тоотуо 09.03.2010 (23:28) (109.188.177.200)
эвенкийской лексики. Большое влияние эвенки оказали на якутскую культуру. Исторически, шел и идет процесс смешения двух народов. Почти у всех якутов есть эвенкийская кровь. Даже следуя легендам, все сыновья Эллэй Боотура взяли в жены тунгусок.
http://www2.forum.ykt.ru//viewtopic.jsp?id=1193144
Идея с родословными утопична. К примеру, родословные хангаласских родов и во всех улусах от них идущих - новодел.
В 19-20 вв.его сочиняли. А самое главное вся эта родословная пляшет от несуществовавших никогда людей и что интересно Эллэй к примеру, при подчете приходит в 16-17 в., вместе с казаками почти. А если копнуть глубже Эллэй мифическая фигура, божество.
Ити
Молодцы ребята. Ай молодцы.
Держите курс.
У саха издревле было основное учение.
Учение Удьуор үөрэҕэ типа генеалогии.
Считалось знание это главным в человеке.
Отец сыну передавал. Пред смертью как кэриэскэ.
Знания о роде.
Так и шло.
Ныне это отбросили.
И появились отрицатели.
И появились люди без рода и племени.
Мы не из их числа.
Ити...
Леониду и Тоотуо почтенье.
Вижу что спецы.
Есть острие и основательность.
Ныне почти все улусы издали книгу о своей истории.
Конечно уровнего. Кто насколько знает.
Тысячами книг издано об историях наслегов.
Конечно, что сохранилось.
Люди повально делают свою родословную.
Вот.
Каким-то макаром нужно собрать это.
Изучить и вывести историческую канву.
В это вложиться.
Государство в этом деле не помощник.
Никогда не помогали.
А проблема стоит пред вами молодыми.
Займетесь.
Мы старшее поколение лепту бы свою вложили.
Исправление
Цитата:
рода Катылинской (Батурусской) волости
Ити...
Хатылылар "Дойдум миэнэ Хатылы" диэн кинигэни
2000 сыллаахха та?аарбыт этилэр.
Миэхэ анаан-минээн бэлэхтээбиттэрэ.
Аахпытым.
Онно бу исхиэмэ суох этэ.
өйдүүрбүнэн.
Оччо сыыспатаҕым буолуо.
Кыайан булбакка киллэрбэтэхтэрэ буолуо, арааһа.
Онон эйиэнэ эмиэ булумньуга тэҥнээх.
Эҕэрдэ.
Ити...
Ну вот в руках спецов появляются искомые.
Например, я об этом незнал.
Амыкая слышал.
Но что так досконально не знал.
Где-то это было.
В Суотту или где-то. Или у Омоллооно.
Подобие.
Но тут находка.
Оживить это нужно.
Ити...
Когда-то собирал ездил.
Давно это было.
В голове вращается соттинцы.
Или там книга. Или схема у кого-то.
Начиналось с Эллэя и его дочери.
Врать не хочется.
Поеду подыму и посмотрю.
Но ваше - это находка.
Вот по какому руслу топик должон был бы идти.
А мы только нащупали.
И не без вашей определяющей помощи.
Хорошо когда по делу.
Туто у Эль тоже была схема.
В топике Хоро он показывал.
Эллээйэ и Омоҕой.
Этой схемы я тоже не знал.
А он потрудился искал и нашел как и вы.
Отрадно.
Пока в тексте не встретил конкретных документов. )))
А,так в ИГИ слышал о Бахсы, примерно написал. Время будет, уточню насколько возможно. А вообще надо конкретную родословную писать. Надеюсь этот топик поможет склеить рода, хотя бы до XIXв. Да и вы не отсижавайтесь, добавляйте, что знаете. Если даже ошибетесь, нечего страшного, отфильтруется... )))
123... а вы напоминайте мне, напоминайте...
Мне всё равно надо до 15 апреля, по Бахсы инфу собрать. Просили помочь. )))
Жаль времени мало да и работа отвлекает. Просто забываю. Раз в неделю топик дергайте. Этот и о Бахсы. :D
ЗЫ. После 15 апреля уеду, а там документов нет... (((
2Дмитрий
Булуу эҥэрдэр сахатыйбыттара ыраатта, онон кинилэри буруйдаама.
Сана суурээн киллэрэ сатыыллар ырыа5а-хоһоонно, үһүйээннэргэ уо.д.а.
Онтон саха тыла байар-сайдар. Соро5ор бэрт дьикти тахсааччы, то5о диэтэххэ Дыгын са5анаа5ы сиэр-туом, ырыа-тойук, саҥа-иҥэ хаалбыт кинилэргэ.
Только ону кыратык критичэскэй со5устук көрүөххэ наада, зерна от плевел разделяя.Аһара тонустуу таттарыы соро5ор баар.
Онно кинилэр өһүргэниэ суохтаахтар.Көннөрүнүөхтээхтэр.
Так и есть, по этой схеме отчетливо видно-хангаласские, вилюйские , нюрбинские и есть суть тунгусы.
Отсюда комплексы и постоянное желание переписать историю, выдуманные предания и прочее под себя. Потому и форумский Бэс тут из кожи вон лезет на ходу сочиняя свои бредни. Эрэйдээхтэр.
Мааньыаттах, Эрэйдээхтэр буолан, сыыһа өйдөбүл Бүлүү да Саха .Маннааҕы үһүйээннэри билбэт буолан этҕит! Тыгын Бүлүү сиригэр хаста да кэлэн эйэ көрдөөн барар Нуучча кэлэ илигинэ. Ити Тоҥус дииргит Тоҕус диэн Тоҕус оҕус диэг бвлыргы Тюрк төрүтүгэр сурулла сылдьар аҕа уус. Нуучча кэлэригэр өйдөһөн
Хаҥаластары бэйэтин аҕа ууска киллэрэр.
Мин төрдүм Тааһаҕар . Тааһаҕар Дуоҕа боотуру кытта Бүлүү сиригэр кэлэн Тоҕус аҕа ууһугар киирэллэр.
Алдьархай кэлбитин өйдөһөн Тоҕустар бэйэлэрин аҕа уустарыгар киллэрэллэр.
Бүлүү сирэ Енисейи кытта сибээстээхтэр
Енисей Киргизтарын кытта оннук курдук
Туймаада Сахаларын кытта эмиэ сибээстэһэллэр. быһалыы да Нам Кэбээйи да сиринэн. Ону туоһулуур Модут диэн баар Намҥа Модут Бүлүүгэ эмиэ баар .
Китай суругар киирбит Модун буолуон сөп
Уонна кини сиэнэ Тонуч диэн сурулла сылдьар.
Тоҕус аҕа ууһа Сахатыйбыт тоҥустар буолбатахтар ону өйдөөҥ. Бэйэлэрэ эмиэ
бэйэлэрэ эмиэ историялаа аҕа уус.
Тыгын күүһүнэн ылар кыахтааҕа буоллар сэриилээн көрүө эбитэ буолуо ону тоҕо эрэ
эйэ көрдүүр. Уонна бүтэһигэр Дуоҕаны уонна Тааһаҕары ыытар .Тоҕустарга.
Дьиҥинэн тоҕо ыыппыта көстө сылдьар.
өйдүүр киһиэхэ, балар күрээн барбатах дьоннор.
Тааһаҕар олоҕо Өктөм уонна Төхтүр сирдэрин икки ардыларыгар баар.
аҕа ууһун сорохторо онно хаалбыттар.
Тааһаҕар уонна Дуоҕа кэннилэриттэн кэлэр дьоҥҥо төһүү буолбуттар.
Онтон Тыгын кистэлэҥэ Кэлин тахсыаҕа.
Аҕабынан Боотур ууспун Ийэм өттүнэн эһээбинэн Тааһаҕар Хаҥалас ийэм ийэтинэн Тоҕус.
Бахсытские рода
Из книги Сэhэн Ивановича Дьячковского "Прошлое якутов до прихода русских на Лену", 1937г. Якутск
http://dnevniki.ykt.ru/viewcomment.aspx?uid=250&mid=391644
Ити...
Молоток Леонид.
Да.
Бахсытский наслег раньше назывался Дьабыл.
Это сеть деревень под единым названием Дьабыл.
Правильно прослеживаете.
Раньше тоже ходил по их следам по простонародному.
А не документированно, как вы.
Обнаружил, что они выходцы из Горного улуса.
С племени ботулинцев, маалтаанцев.
Там до сих пор род остался Дьаабы.
Понятие Дьабыл означает в сакрале:
заплутавшие в сторону от основного стада.
Норагана (Жабыл) следующая деревня за Тюнгюлю по трассе
за ней по трассе ответление на Бахсы (Чурапчинский). Т.е.
И вот тут интересно:
Расстояние Жабыл-Норагана, примерно кёс.
Расстояние между Бахсы-Матта, примерно кёс.
Расстояние Дойду-Матта, примерно кёс.
Дойду, это и есть
Цитата:
0l kurduk olordoqtoruna bilinnj Ө1уөпе erys qotu Ыtьk qajatьn tuhunan Uluu агьь dien агьь sirge oloqtooq Kuhaqaj Oqonjnjor dien sette uollaaq sьlgь
Ити...
Үчүгэй.
Тыгын түбэтиттэн дьалты хааман дьабыл баран
олоҕурбут нэһилиэктэр.
Итигирдик аргыый-наллаан баран истэххэ бэйэтэ сирдээн иһиэҕэ.
Бутуур уурайар.
Эдэр дьон кытаатыҥ.
Бэс!
Ити микаса курдуктар баалларын тухары булуулэр сахатыйбыт тонустар, оттон илин энэрдэр дьиннээх сахалар буола туруохтара. Бу маннык тиэрэ майгылаах, тугу да ейдеен-дьууллээн истибэт да аахпат ньуду-балай уерэхтээхтэр куолуларын дуомугар сиргэмэккэ эрэ сыанабыл биэрэн иьиэххэ баара. Оччо5о ба5ар бодолорун тардынан дьон кэккэтигэр киирэ сатыа этилэр буолла5а. Итинник сыанабыла суох бу дьонун эйигин кытта бэрт былдьаьан кир-хох, бех-сыыс буолан мэьэйдэьэ сылдьыахтара. Холобура, бу учугэй ба5айы топ аьыллыбытын ити микаса киирэн буортулаан кэбиьэ турар. Тугу да билбэт уонна баран улуустаьар санаатын о5ус кыайан тардыбат. Мин инньэ дии саныыбын.
хайа ноо....
өһүргэнэн өттүккүн тосту түспүккүн дии))))
Кырдьыгы баран эттэххэ Булуу-Сунтаар энэр суруйааччылар-хоһоонньуттар тыллара-өстөрө, ырыалара-тойуктара олус бэрт этэ (сэбиэскэй кэмнэ), оттон билигин туран "дьиҥҥээх сахалыы" диэн дьэгэрэҥ (таба темпата) ырыалары ыллыыр тоуйар буолан бардыбыт.
Ат-о5ус көлөлөөөх дьонно бэрт дьиктитик иһиллэр.
Ону сатаан-кыайан өйөдөөбөт буоллаххына ол тус бэйэҥ проблемаҥ.
Саҥа топ ас онно киирэн кэпсэтиэх.
Бу манна мин Дмитрий диэҥҥэ эппиэтим-хоруйум.
Айар-суруйар дьон билиэхтээххит литературнай тыл диэн баар, бэйэ икки ардыгар сэлэһэргэ хайдах ба5арар диалегы туһанын, онтон дьон дьүүлүгэр киэҥ ырытыыга тахсаргытыгар ону тутуһуҥ.
ЗЫ. Туох да улуустаһыы бааран көрбөппүн онно.
Саха тылын харыстыахха-байытыахха, ол гынан баран хайа эмит диэкки халытымыахха.
микаса
хоро-таба теруттээх буоланнын саха5а суох таба тэтимэ диигин. Дэгэрэн тэтим ат айанын тэтимэ. Христофор Максимовы эмиэ тонус диирин буолуо, бэрт киьи. Бачча5а кэлиэххэ диэри дэгэрэннээн ыллыыр тонуьу кере иликпин. Тонус баар улуустарын барытын кэриэтэ кэрийдим. Дьэ, сурдээх киьигин, микаса. Кердерен туран хара балыыры лахсыйан туьэннин!
Кылбар, знаешь ,что у древних саков, скифов, массагетов тотемом и основным божеством был олень несу-
щий в рогах солнце. Об аналогичных преданиях у саха писал Ксенофонтов. Это и священное божество ариев,этрусков. Он повсеместно отражается в искусстве звериного стиля скифов. У осетин вообще saq- олень, у индоиранцев сака - рога, ветвь, развилка. Вспомним , что и у индейцев существуют известные божества оленей карибу. А хор, хоро - это вообще арийский пласт, солярного значения, попросту хор- это солнце, также аналогии с египетским - богом солнца - Гор. Кстати, тунгусы освоили оленное хозяйство намного позднее других сибирских народов. Если исходить из теории внетропического северного происхождение человека, то этот культ целиком оправдан. Если брать во внимание древние предания саха о божестве Сах, и сахса5ар муостах- несущий в рогах солнце, то это наводит на теорию ,что этноним сах(сак) солярного значения и воедино сплетен с культом оленя,что опять таки ставит предания саха в более изначальный, наидревнейший временной слой. Связано это и с ледниковым периодом и с апокалипсисом повлекшим за собой закрытие солнца на долгие времена. Люди приручили в этих условиях дикого оленя и навсегда сплели воедино его культ с культом солнца в своей мифологии, культуре.
бонзо
это вам лучше объяснить Сата. Я еще не видел такого мифологического изображения, что олень нес на рогах солнце. Бык нес. Сата много таких изображений приводил. Звериный стиль скифов больше связан с клыкастыми, хищными, а не оленем. Хор не арийский пласт. Арийский пласт - Сэт, антоним Хор. Сэт господствовал во времена Сах. Есть миф, согласно которому Хор и Сэт ввязались в битву на небесах. В итоге Сэт лишился одного глаза и отступил. Хор восторжествовал и наступил нынешная Мерзлая эпоха (Тон Уйэ) в истории человечества. Сэтовцы, люди эпохи Сах, затерялись среди хоро, дав частички прошлой своей мудрости людям хоро. Оттого все хоринское нам, далеким потомкам саха, кажется знакомым, но больше чужим и непонятным. Есть множество мифов и легенд об этом по всему миру. Так, что я склонен не складывать все в кучу, а по мере свеому разумению дифференцировать для себя. Сейчас во дворе век хоро. Он господствует во всем. Трудно против него сказать. Все будет не угодно, более того обструктивно и противоестественно. Они именно так воспринимают все мало-мальски сакское, сакральное. Считают сакрал паранояей, сумашествием и всякой другой психиатрией. Читайте топы. Они везде, эти хоринские деятели... Так, что Бонзо, все в кучу не сваливай, иначе прослывешь маргиналом.
Вы все перевернули с ного на голову:
Сет был олицетворением зла на земле.
Цитата:
Сет (Сетх, Сутех, Сута) — в мифологии древних египтян бог пустыни, убийца Осириса, в позднеегипетских представлениях — олицетворение зла. Изображался в виде человека с головой «зверя Сета» (осел, шакал, муравьед или др.).
Цитата:
Гор, Хор (ḥr, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса.
Цитата:
Звериный стиль скифов больше связан с клыкастыми, хищными, а не оленем.
И снова все с ног на голову: глаз у Хлора вырвал Сет , а наоборот как Вы утверждаете.
Мало того Сет разрубил его око на 64 части и рабросал, "Тот" нашел эти части глаза и вернул Хору, который позже даст это око мумии Осириса и он воскреснет. Учи историю.
Лжеинтерпретация по хоро на мой взгляд является лишь способом обьякутившихся тунгусов
переписать историю подлинных саха под себя, в целом же направление этой версии курируется с метрополии,дабы укрепить южную версию, лишающую саха автохтонного начала на якутской земле, а стало быть других политических и юридических притязаний на эту территорию. Так что, Кылбар, ты повелся.
ну да!
Так и есть. Это я оказывается все перевернул с ног на голову! Еще раз говорю - все нынешние источники имеют хоринское происхождение. Действует хоринский принцип знаний - пока не увидишь глазами и не пощупаешь рукам - ничему не верь! Поэтому письменные источники - это царица доказательств. С какой такой стати враг будет хвалить врага в этих письменных источниках? Хоринцы даже мифологию переиначили в свою пользу. Потому, то господствуют.
там
все разлагается. Такие там условия. Ничего путного не остается. Одни отходы.
бонзо
не обижайся! Это всего лишь гносеология. Она у нас с тобой просто разная.
Думаю, гносеологиии Вы никакого отношения не имеете.
Цитата:
Гносеология (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»)
мол,
не достоин я такой чести - иметь отношение к гносеологии? Между прочим, определение у тебя разорвано на две независимые части. Правильнее будет: Гносеология - это теория познания. Она у всех разная. Я к этому.
Почитайте, в дополнение к вышеобсуждаемой теме.
Особую роль в произведениях звериного стиля играл олень (ил. 37.). "Олень с подогнутыми ногами, посвященной Великой Богине, получил самостоятельное значение, был осмыслен как изображение тотема скифов" (Членова, 1962, 195). Членова говорит о распространении оленьих мотивов далеко на восток с 6-5 вв. до н. э., связывая его со скифским влиянием, и отмечая, что в послескифскую эпоху изображения оленей вновь почти полностью исчезают на этом пространстве (см. там же, с, 194-195). Действительно, Минусинская котловина и Алтай дают интересный материал. В первом Пазырыкском кургане (алтайские степи), на одной из захороненных лошадей была маска, увенчанная оленьими рогами, сделанными из кожи. Конь сменил оленя, но представление о том, что последний должен сопровождать человека в загробный мир осталось.
а причем
тут ложь? Я просто сказал, что ты разделил опредение на две части оттого оно стало ничего не означать. Немножко имел смелость поправить и сразу... ЛОЖЬ! Ну тогда не обессудь, ты прав во всем!
А к тому, что это классическая этимология древнего греческого слова.
А про ложь, вернее тупое отрицание очевидного( по оленной теме скифов) , выше свои перлы почитайте.
Бонзо
выше это твои прелы об олнге с солнгцем на рогах. Такого я не говорил. Я говорил, что бык был с солнцем между рогами, а оленя не было. А ты все время о пазырыкцах, скифах и тотемах. Ты других по себе-то не суди! Выложи фото оленя с солнцем на рогах и я замолчу! И не учи мне историю. Не знаю и знать не хочу!
...
Цитата:
Ксенофонтов Г.В. в своей книге "Шаманизм" указывает, что ранее предки саха поклонялись божеству Сах. (Буквально высекай искры). Изображали это божество, как оленя с развесистыми рогами (сахсагар муостаах) на которых оно носило Солнце.
Глубокоуважаемый Тоотуо!!!!!!!!!!!!!!
Цитата:
Автор: Тоотуо (109.188.177.186) 15.03.2010 (23:54) Выделить тему :: :: [Пожаловаться]
Давайте составим полный список якутских родов по улусам.
Арҕаа Хаҥалас (Западно-Кангаласский улус):
Наслег: Аҕа ууһа:
Баҕарах - Баҕарах, Нүксэн, Сыраат, Табаҕа-Мытаах, Хойуо.
Дьэр - Лэбиэ, Сэhэн, Соху.
Киллэм - Баатылы, Бытах, Мэкчиргэ, Нүксэн.
I Малдьаҕар - Бөтүгэт (Бөтүгэн), Бэчиэгэн, Дьобулҕа.
II Малдьаҕар - Ойуун ууhа, Дьаарас.
III Малдьаҕар - Данилов, Корнилов, Рожин.
IV Малдьаҕар - Батамаайы, Бытык, Чыбылык.
V Малдьаҕар - Борисов, Качыкаат, Топольский, Шадрин.
I Маалтааны - Бордуолаах, Дьокутаат, Игидэй, Маҕаны, Эмэйэ.
II Маалтааны - Бэстээх, Бургаhы.
IV Маалтааны - Бордуолаах, Игидэй, Куудугуй, Дьаанай, Чарпа,
Лаптыгыр, Кооко
Мытаах - Дьаабыл, Дьаанай, Игидэй, Сата, Огдьоҕор, Өнүй.
Нөмүгү - Бас, Идэлги, Этээни.
Одуну - Кунаахсыт, Асхарыма, Дьэгин, Күтэн, Атамай.
Өктөм Дьаас, Өктөм, Сата, Тааhаҕар.
Өксүү Улуу Арыы, Хамыйахтаах, Хомо Иэрэтэ.
Сата Дьүлэй, Чымаадай, Өргө.
Хахсык Молтуун, Ыыстый, Эриэн ууhа.
Хоро Таатта, Тумат, Улуу Арыы, Хоро.
Эргис Васильев, Григорьев, Түөкэй.
Дмитрий
вроде сказал, что у саха в языке много взято у эвенков. Но это не так.
Я в настоящее время собираю словарь на тюркских, монгольском языках, в том числе эвенкийского. Собрал около 500 слов на саха и тюркском. А остальное нужно дополнить.
Нашел только одно слово: это чолбон, и то наверно эвенки взяли у саха. А остальные совсем другие. Слов относящихся к оленю у них очень много, но слова "сачарыы" (двухгодовалая самка оленя) у них нет. Раньше думал это эвенкийское слово, но оказывается это на языке саха-оленеводов.
А слова саха тюркского происхождения разбросаны по всем тюркоязычным народам. Например "Тибии" ни у кого нет, находим у турков "tipii". Слово "Киис" ни у кого нет, находим у татаров "кеш". Слово "Тура" (центр эвенкийского мо) у алтайцев "дом".
Коновязь "Сэргэ" у бурятов бытует как священное, а в своем прямом предназначении кажется не применяется и не применялся (это нужно уточнить).
Слово "Хоьуун" или похоший у эвенков нет. А встречал то ли у тюрков или монголов "хошуун" там было, к сожалению почему то сразу не включил словарю.
Думаю "Тонус хоьуун" это оленный саха был. Оленных саха скотоводы саха называли "тонус" и сейчас так же говорим мы, вилюйские.
У нас есть слова "Алакыы" и "аман-ес". Некоторые может быть думают, что это эвенкийские слова. Но это чисто тюрксие слова и находим их в казахском языке. В том же казахском находим слова "ұран, айқай-ұран". Это боевой клич тюрков, у нас "уруй-айхал". У монголов боевой клич "уриа, уухай, урай".
Про скифов пазырыкской культуры читал. Там сказано, что бедное сословие европеиды. Говорилось о монголоидах в этой культуре, но к какому сословию они принадлежали не было сказано, наверно были правящей верхушкой и средним сословием. В пазырыкской культуре широко применялась татуировка (вспомните "тигиилээх сирэйдээхтэр").
Их атаковали протогунны.
Возле Улан-Удэ еще в царские времена нашли городище хуннов. На территории Бурятии есть много памятников хуннов. В советское время скрывали это.
Разгадка автохтонности саха приближается
Начинаю понимать разницу между саха и ураанхай саха. Дело не в том, кто тунгус или тонус, а в нас самих саха. И это тоже начинаю понимать с философской точки зрения.
Мы по улусам как бы отдельные государства, готовы воевать друг с другом ради выяснения отношения, хотя одного языка и культуры. Как бы миниатюрная модель государств земного шара. Если бы не было над нами власти (россии) то обязательно бы воевали меж собой. Все народы через это прошли, а мы пока нет (не успели). с 1632 года наше самосознание простаивает.