Тыгын(Дыгын) Дархан где, как погиб, кто нибудь об этом знает?
Tuskul  -    3974
Ответов 50
  • Эль
    26 ноября 2009
     

    Родился он , согласно преданиям, не раньше 1580 г. Что по поводу смерти, то

    Русские документы не зафиксировали смерть грозного якутского царя. В устных же летописях его сородичей сказано только, что под старость Тыгын совсем одряхлел и умер, достигнув преклонных лет. Его похоронили родственники и воздвигли на месте погребения могильный памятник. Где и как умер Тыгын, предания, чтобы скрыть его могилу, умалчивают. Линденау писал, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. Младший сын Бэджэкэ сменил его в аманатах, а Окурей в достоинстве общеплеменного главы якутов был в звании тойон-уса.

    Его принадлежность к хангаласцам также под вопросом.

    0
    • платон
      3 декабря 2009
       

      к сведению всех

      Тыгын (Дыгын) никогда не был и не мого быть Дарханом. Это Дарханы (Тарханы) состояли на службе у Тыгын. Дарханы проводили сбор подати (тусээн, государственное уложение, впоследствие ясак) в пользу Тыгына. Таким образом все якуты подтверждали свое подданство Тыгыну, своему Предводителю. Думаю согласитесь, что Верховный предводитель (считай король) был один и звался только нарицательным именем. Человек становившийся Тыгыном, впредь им и звался. Его подданные знали его только как Тыгына. С этого поста человек уходил только в лучший мир.

      0
      • Тимур
        3 декабря 2009
         

        Ага

        Тоже склоняюсь, что Тыгын - имя нарицательное, а не собственное. В памяти народа, наверное, сохранился последний из них за этим именем.

        0
        • кулумнуур
          4 декабря 2009
           

          1998 или 1999 году

          в библиотеке Пушкина проводился круглый стол Тыгын. Я в нем присутствовал. обсуждали много,
          присутствовала пра-пра-..........внучка Тыгына, женщина преклонных лет.
          присутствовал также Березкин кажется И.И. - этнограф, преклонном возрасте
          так вот он рассказал что когда строили ЛЭП напротив ростелекома, энергетикам мешал булгуннях, решили сравнять с землей, так вот когда равняли бульдозером этот холм, наткнулись на могилы людей, были захоронены мужчина, женщина,
          и еще один мужчина, а также конь, на усопших была богатая одежда, датировка приблизительно начало или середина 17 века, возможно
          был захоронен Тыгын с женой, и сыном
          говорит было вечером, созвали нужных людей с обкома, решили что делать, на утро холм был сравнен с землей,
          Я так и не успел спросить какого роста были эти люди. ведь в легендах упоминается что сам Тыгын отличался огромной силой и ростом.

          предлагали назвать улицу Дзержинского улицой Тыгына

          отец Тыгына захоронен в Хангаласском улусе, р. Кулатты,

          0
          • DR_GNUS
            4 декабря 2009
             

            *

            Хм.
            Тегин был воином, так?
            А доспехи в могиле были? Если да, то где они сейчас?

            По поводу же:

            Цитата:
            Тыгын отличался огромной силой и ростом.

            Тут, знаете ли, может сыграть роль именно легендарность.
            Обычно у всех народов легендары небо макушкой подпирают и прочая, угу.

            0
            • кулумнуур
              4 декабря 2009
               

              впервое время

              Тыгын сам возглавлял свою дружину
              затем уже с сыновьями Чаллаайы, Олкорой, Бодьоко ходил в походы в соседние улусы,
              а потом его сыновья сами ходили в походы

              0
              • DR_GNUS
                4 декабря 2009
                 

                *

                Ну это понятно, что возглавлял, и т.д.
                Без доспехов что ли возглавлял? ;)
                Это ж атрибутика, причём весьма значимая.
                ПМСМ если могила великого воина и вождя, доспехи были обязаны быть.

                0
          • платон
            4 декабря 2009
             

            последний Тыгын по всей видимости был убит

            казаками. Потому как казаки сразу захватили его в аманаты для того, чтобы якуты исправно платили ясак их (русскому) Тыгыну, который находится далеко, то бишь Московскому царю. А якуты стали звать русского Тыгына нарицательным именем Ыраахтаа5ы Тыгын. А так наверняка царя Московского стали бы называть - Саар.

            0
            • Михаил
              4 декабря 2009
               

              Насколько я помню, в аманаты всегда брали детей князей.

              Нет политического смысла брать в аманаты самого князя.

              0
            • кулумнуур
              4 декабря 2009
               

              только в одной книге упоминается

              что Тыгын умер от заразной болезни (возможно от оспы),
              часто в записанных легендах пишут что Тыгын погиб в остроге, куда заманили казаки, поставив в ловушку сохсо

              0
          • Молодой студент, раскопал архив в 1990 г.
            9 декабря 2009
             

            Курган-булгуннях

            21 июня 1941 г. р-н.Ростелекома, между озёрами Мельничное и Курганное, соединяющимися с оз. Сайсары, были произведены раскопки данного кургана (довольно большого, растянутого на две возвышенности), под тяжёлыми лиственничными плахами были найдены тела, богатую утварь, одежду и всё остальное. Историки Краеведческого Музея датировали эти захоронения началом 17 века. Было предположение, что это Тыгын и его помощники в загробной жизни. Рядом также нашли остатки взрослой лощади. Кое - что (самое ценное), археологи /не профи/ забрали. Тела закопали обратно, собираясь продолжить потом.
            Но, на следующий день наступила Великая Отечественная война.

            0
            • Молодой студент
              9 декабря 2009
               

              Курган

              На след. день курган не сравнивали бульдозерами, это не верно(кто-то об этом написал). Курган был постепенно выкопан в 50-е годы вручную, силами заключённых. ёёвся земля развозилась по городу, для отсыпки улиц. Так что мы все ходим по костям наших далёних предков, возможно Тыгына. Работу зеков, гражданские не контролировали. А им и вохру, всё было по фиг. Да, и в те тяжёлые послевоенные годы, было не до Тыгына.

              0
          • Александр
            6 февраля
             

            Пра, пра, пра... Внучку как звали?

            0
            • кулумнуур
              24 апреля
               

              Александр, прошло 24 года с тех пор. Думаете я помню имена случайных людей?
              Бабушка была преклонных лет, сказала что она в 18 поколении внучка Тыгына. Я тогда удивился этому.
              Я считаю себя потомком Эллэй Боотура в 17 поколении.
              Ведь Тыгын был потомком Эллэя в 6 поколении.
              Тыгыниды женились рано. К 17 годам. В 18 годам рождался первенец. Становились дедом в 36 лет, в 54 года прадедом,
              А мои деды женились поздно, к 30 годам, дедом становились к 60 годам,

              0
  • DR_GNUS
    4 декабря 2009
     

    *

    Интересное, ПМСМ, нагуглил. Правда не о нашем, а вообще :)

    Цитата:
    Тюркская история и право
    КНИГА I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
    ГЛАВА I
    § 20. Орхонские эпитафии (в свете их содержания)


    Одним из источников для определения правовой структуры эпохи Центральной Азии, которым мы можем воспользоваться, являются вышеупомянутые эпитафии, найденные в Южной Сибири и Монголии.

    Ранее, во вводной части, когда речь шла о культурных памятниках, оставленных древними тюрками, мы говорили об истории открытия этих эпитафий, о тех, кто приказал высечь эти эпитафии, и о характере этих надписей. Здесь необходимо вновь вкратце рассказать об эпитафиях с точки зрения их содержания и о том, что они являются источником для истории права.

    Так как орхонские эпитафии являются надписями, сделанными на надмогильных камнях, они прежде всего повествуют о жизни героев, которым сделаны эти надгробия, о военных походах, совершенных ими в течение жизни, военных победах, случаях героизма, проявленных ими на ратном поле.

    В этих эпитафиях, наряду с изложением биографий героев, побочно даются сведения и о религиях, законах, способах управления государством, этических и правовых представлениях тюрков.

    В начале каждой из двух орхонских эпитафий говорится о ханах Бу-мине и Истеми, создавших в VI веке большое государство, о политическом взлете тюрков во времена правления этих ханов и причинах упадка тюркского государства после них.

    В этой части эпитафий есть много сведений, относящихся к представлениям и законам тюрков о государстве и государственном управлении.

    Из контекста эпитафий можно получить представление и о религиях тюрков.

    Авторы эпитафий признают некое верховное божество. Этим верховным небесным божеством является Танры. Танры - создатель бытия. Кроме Танры на земле есть также дух земли, называющийся Йерсуб или Йерсу (Земля- вода). Этот дух подчиняется Танры. Йерсу - это вторая по значимости сила. Но и Йерсу также является священным (идук). Это небесное божество и дух Йерсу тюрки воспринимали как своих национальных богов. Они их называли не иначе как «тюркский Танры» и «тюркский Йерсуб». Когда китайцы вели опустошительные войны с целью уничтожения тюрков, тюркский Танры и священный тюркский Йерсуб обычно возвещали: «Да не исчезнет тюркский народ, пусть он живет!». Танры и Йерсуб всегда покровительствовали тюркам.

    Кроме духа Йерсуб на земле существует также некий женский дух по имени Умай, являющийся покровителем женщин и детей.

    Понятие «Умай» и вера в этот дух по сей день существуют у тюрков-язычников Алтая под тем же самым названием. Тюрки Алтая также воспринимают его как дух, покровительствующий женщинам и детям.

    Из всех этих пояснений становится ясно, что тюрки, оставившие после себя орхонские эпитафии, следовали религии, известной сегодня под названием «шаманизм». Но если и есть нечто удивительное, так это то, что в эпитафиях нигде не говорится о священнослужителях и камах (шаманах), которые занимали важную роль в религии шаманизма.

    Слово «кам» встречается в эпитафиях всего лишь один раз. Между тем название «кам» встречается дважды даже в произведении «Кутадгу билиг», написанном уже после того, как началась эпоха ислама.

    Термин «кам» не распространен в орхонских эпитафиях. Это говорит о том, что камы (шаманы), роль которых в жизни народа была значительна, не играли никакой роли в управлении государством и в военных делах.

    В орхонских эпитафиях нет подробностей о сотворении мира, но ясно говорится, что земля и небеса были сотворены. Кто же все это сотворил? Ясного указания нет, но из общего духа эпитафий ясно, что Танры является создателем мира (120).

    Это подтверждают и современные представления тюрков-шаманистов, живущих на Алтае (121).

    Согласно орхонским эпитафиям, после того как были сотворены земля и небо, был создан «сын человеческий». Власть и управление над сынами человеческими были даны тюркским ханам.

    Тюркские ханы, Бумин-хан и Исмет-хан, стали правителями. Став ханами, они создали законы тюркского государства.

    Эпитафии повествуют также о границах государства Бумин-хана. Первое тюркское государство, созданное Бумин-ханом, простиралось от гор Кадыркан (122) до Демиркапы (123) (то есть от Манчьжурии до границы Афганистана).

    Один из своеобразных обычаев тюрков заключался в том, что человека, умершего весной, хоронили осенью, и, наоборот, умершего осенью хоронили весной. Например, Кюль Тегин, умерший в марте 731 года, был торжественно похоронен лишь в октябре того же года. Церемонию траура и погребения тюрки обозначали словом «йог». Она должна была проводиться в определенные дни месяца. В большинстве случаев ее назначали обычно на 27-й день месяца.

    Когда умирал тюркский хан, на церемонию под названием «йог» обычно приезжали послы соседних народов. Послы обычно привозили с собой подарки: золото, серебро, щелк и тому подобное.

    Например, для участия в церемонии похорон Кюль Тегина прибыли послы от следующих народов: китайцев, тибетцев, киргизских тюрков, татар (монголов) и других.

    У тюрков был обычай нанесения легких ран в качестве знака траура на лица и уши родственников умершего. Даже послы, прибывшие на церемонию «йог», точно так же как родственники, обязаны были наносить раны на свое лицо.

    Когда хоронились большие военначальники, вокруг могилы умершего втыкались сделанные из камня памятники его врагов, которых он победил в течение жизни.

    Эти памятники древние тюрки называли балбалами. Вокруг могилы Кюль Тегина находилось очень много подобных памятников.

    Во многих местах орхонских эпитафий говорится о лесах Отукен (Ötüken Yış' tan) (124). Отукен Йыш (леса Отукен) были центральной территорией тюркского государства.

    Очевидно, что лесами Отукен древние тюрки называли территорию, простиравшуюся от истоков реки Орхон до озера, известного в наши дни под названием Косагол.

    По представлениям тюрков Отукен был центром тюркского государства.

    Хан тюрков, живших на территории Отукена, всегда считался верховным хаканом, а все другие ханы должны были подчиняться ему (125).

    Одна из привлекающих внимание особенностей орхонских эпитафий заключалась в том, что у тюрков, оставивших нам эти эпитафии, было очень сильно развито национальное чувство.

    Согласно тексту орхонских эпитафий, тюркский Танры желает, чтобы тюркский народ жил вечно, и говорит: «Да не исчезнет тюркский народ,пусть он живет (126), пусть будут вечными его имя (ад) и слава (кюс) (127).

    После распада государства Бумина тюрки, потерявшие независимость и ставшие подданными Китая, жаловались на судьбу следующим образом: «Мы были народом, у которого было свое государство. Где теперь наше славное государство? Мы были народом, у которого был свой хан, где теперь наш хан? На какое государство и на какого хана мы будем сейчас работать и тратить силы?» Размышляя подобным образом, они, тюрки, стали врагами китайского правителя. Китайцы, после того как тюрки стали их врагами, решили их уничтожить. Они сказали: «Давайте уничтожим тюркский народ, вырубим под корень их род» (128). Но Танры, находящийся на небе, и дух Йерсу, живущий на земле, воспротивились уничтожению тюркского народа. Они сказали: «Да не исчезнет тюркский народ, пусть он станет нацией». После этого, чтобы тюрки могли жить как тюркская нация, Танры и Йерсу посадили на ханский трон хана Ильтериша (Ильтереса) (130).

    После потери независимости тюрки пролили реки крови, служа другим народам, из костей умерших тюрков образовались целые горы.

    Сыновья знатных тюрков стали рабами, а невинные тюркские девушки стали наложницами (131).

    Для того чтобы не исчезли имя и слава тюркского народа (132), Танры возвысил (до управлением ханством) моего отца-хана и мою мать-хатун (133). Чтобы не исчезли имя и слава тюркского народа, и из любви к нему я провел много бессонных ночей, работал целыми днями без отдыха (134).

    Когда я был ханом, тюрки, в свое время вынужденные переселиться в другие страны, возвратились в свою страну голодными и оборванными. Чтобы снова поселить их на родине, я во главе громадного войска 12 раз ходил в военные походы... Благодаря помощи Танры и тому, что судьба благоволила мне, я спас жизнь этим тюркам, обреченным на смерть, обеспечил одеждой тех, у которых ее не было, бедных сделал богатыми, малочисленный народ сделал многочисленным (135)».

    По приведенным мною отрывкам из орхонских эпитафий совершенно очевидно, что хан Бильге, по приказу которого были высечены эти эпитафии, обладал сильным национальным чувством и национальной гордостью.

    Еще одной особенностью орхонских эпитафий является то, что они пронизаны духом демократии. Все, что ни делает хан, он делает для народа. Одной из основных обязанностей хана является обеспечение экономического благосостояния народа. Все войны совершаются в интересах народа, победы достигаются ради народа. Ради благосостояния тюрков, хан ночами не спит и днем не знает отдыха...

    Видно, что у тюрков, оставивших нам орхонские эпитафии, очень сильно было развито чувство родства.

    Хан Бильге следующим образом изливает свое горе в связи с кончиной брата и главы войска Кюль Тегина: «Кюль Тегин умер. Я очень переживал. Мои глаза словно ослепли. Я перестал понимать что-либо. Я был очень расстроен. Вечно живет лишь Танры, а человек - смертен. Но я сильно переживал, из глаз моих текли слезы. Я стонал, мое сердце было переполнено страданиями. Я переживаю, очень переживаю» (136).

    В орхонских эпитафиях также много записей, показывающих высокий уровень культуры тюрков. Мы видим, что в стране тюрков было множество городов.

    Когда хан Кутлук поднял восстание против Китая, то часть тюркских патриотов из его окружения были людьми, пришедшими к нему из городов (балыклардан). Другая часть патриотов пришла из лесов и гор (137). Упоминается также и название одного города, Город (балык) Тогу (138).

    В орхонских эпитафиях есть множество записей, вызывающих наш интерес непосредственно с точки зрения истории права.

    В эпитафиях есть много отрывков, отражающих и представления тюрков VIII века о сущности закона (törü), государства и обязанностей хана и беев (князей).

    Далее, говоря об организационной структуре, мы еще вернемся к вышеупомянутым вещам (139).


    Источник http://xacitarxan.narod.ru/sma/p8.htm
    Оглавление http://xacitarxan.narod.ru/sma/conten.htm

    0
    • DR_GNUS
      4 декабря 2009
       

      А так то молодец дядька.

      Мне вот это понравилось у него

      Цитата:
      Историк не должен поддаваться чувствам любви и естественной привязанности, которые привнесены ему воспитанием, он не должен сворачивать на путь субъективизма.

      Молодец, ой молодец!
      Учитесь хисторики ;)

      0
    • Тимур
      4 декабря 2009
       

      По поводу доспехов

      Цитата:
      Хм.
      Тегин был воином, так?
      А доспехи в могиле были? Если да, то где они сейчас?

      Куяки как правило не хоронили вместе с владельцем, так как они были очень ценны. Скорее всего, передавались по наследству.
      Цитата:

      По поводу же:

      Цитата:
      Тыгын отличался огромной силой и ростом.


      Тут, знаете ли, может сыграть роль именно легендарность.
      Обычно у всех народов легендары небо макушкой подпирают и прочая, угу.

      Недавно французы откопали в Чурапче другого легендарного тойона, которому тоже легенды приписывали огромную силу и рост. Так вот он был как минимум 180 см роста и могучего телосложения. Кстати, никто не знает результаты французского исследования? Антропологические и генетические характеристики, вроде французы обещались провести такие исследования.

      1
      • DR_GNUS
        4 декабря 2009
         

        *

        Цитата:
        Куяки как правило не хоронили вместе с владельцем, так как они были очень ценны. Скорее всего, передавались по наследству.

        Вполне возможно, но как то сомнительно...
        Род богатый, позволить держать воинов могли, а доспехи наследнику?
        Я, конечно, могу ошибаться, но разве у тюрков в захоронения оружие, доспехи не складывали обычно?

        Цитата:
        Недавно французы откопали в Чурапче другого легендарного тойона, которому тоже легенды приписывали огромную силу и рост. Так вот он был как минимум 180 см роста

        Ну я ж под абсолютное сомнение могучесть то не ставил :)
        Я просто обратил внимание, что у легендаров имело место быть и преувеличение :)

        0
        • Тимур
          4 декабря 2009
           

          :)

          Цитата:
          Вполне возможно, но как то сомнительно...
          Род богатый, позволить держать воинов могли, а доспехи наследнику?
          Я, конечно, могу ошибаться, но разве у тюрков в захоронения оружие, доспехи не складывали обычно?

          Может я и ошибаюсь, но по крайней мере якутских захоронений воинов в доспехах не находили, насколько я знаю. Хотя это не исключает такую возможность. Тюрки хоронили с доспехами только самых знатных и богатых, традиция еще со времен скифов. Мне кажется, что якутам все-таки местные условия не позволяли так "шиковать" :).
          Цитата:
          Ну я ж под абсолютное сомнение могучесть то не ставил :)
          Я просто обратил внимание, что у легендаров имело место быть и преувеличение :)

          Так и есть, согласен, но зачастую преувеличение имеет под собой реальную основу. Так что хочется верить, что Тыгын Дархан был "могуч" :)

          0
          • кулумнуур
            4 декабря 2009
             

            в легендах

            упоминается что сын Тыгына - Таас Уллунах (якутский Ахиллес) ездил мерится силой к Майа5атта Бэрт Хара, но увидев друга друга и пообщавшись договорил что не будут воевать. Майа5атта является якутским эталоном сильного и огромного роста человека. соответственно сын Тыгына и он сам должны были быть не меньшего роста

            0
        • Алексей
          4 декабря 2009
           

          По поводу доспехов

          По религиозным понятиям якуты не ложили в могилу доспехи и оружия воинов. Считали, что воставший воин мог натворить много бед или что-то подобное. В могилах часто встречаются специально сломанные луки (в основном охотничиьи).
          Доспехи (куяхи) и пара шлемов были найдены, но они потерялись.
          Кстати не будем забывать, что войны были привилегией знати, простые смертные не воевали, а работали (рабы и смерды - кулутттар уонна харалар). Если учесть, что богачей было мало, доспехи и оружия были очень дорогие, то не удивительно что мало находим спрятанные оружия. Как таковых массовых войн как на юге здесь не было, поэтому оружия и доспехов естественно массово не встречаются, да притом, что их прятали в укромных местах. Были междуусобные стычки между князьями, уже затухавшие к приходу русских, т.к. Тыгын возвысился над другими родами. Остались только один серьезный противник, который предал якутов связавшийся с русскими казаками.

          0
          • Алексей
            4 декабря 2009
             

            ...

            Саха вообще народ суеверный даже до сих пор.
            По преданиям один лук продали за целый табун лошадей.
            Оружия и доспехи были очень дорогие. Может поэтому их не выбрасывали из оборота закопав в землю, вполне вероятно что передавли и по наследству. Насколько я знаю военным делом якутов никто специально не занимался из ученых кроме небезызвестного Васильева (Военное дело якутов). Эта книга единственная попытавшая широко осветить данный вопрос.

            0
      • кулумнуур
        4 декабря 2009
         

        Мулдьу Бо5о

        Бетюнский воин обладал ростом 193 см.
        кажется гоголев вел раскопки

        0
        • DR_GNUS
          4 декабря 2009
           

          *

          Цитата:
          Бетюнский воин обладал ростом 193 см.

          Впечатляет!

          0
        • Тимур
          4 декабря 2009
           

          Тоже слышал

          В Амге кажется откопали да? А еще там же в Амге находили берцовую кость, длина которой была 80 см, какой это интересно рост?

          0
          • DR_GNUS
            4 декабря 2009
             

            :)

            Ну рост можно примерно представить по этой картинке :)
            image
            11 - большая берцовая
            12 - малая берцовая
            Вобщем бооольшой дядечка :)

            0
          • кулумнуур
            4 декабря 2009
             

            в 1990 году

            в местности Харама Хаята, под огромным известяком нашли берцовую кость длиной 65-70 см.

            в легендах народа саха упоминаются люди огромного роста.последние высокорослые жили западно-хангаласском улусе. три брата превышали рост в 2 метра. одного из них кажется звали Моруот, рост одного из них превышал 2,2 м. насколько достоверно незнаю.

            0
            • Тимур
              4 декабря 2009
               

              Ну вот

              Ну вот, преувеличил оказывается я :).

              0
              • DR_GNUS
                4 декабря 2009
                 

                :)

                "Вот так рождаются нездоровые сенсации"(с) Стругацкие
                :D:D:D

                p.s. Подшучиваю :)

                0
              • кулумнуур
                4 декабря 2009
                 

                возможно про разные

                кости говорим?

                0
                • Тимур
                  4 декабря 2009
                   

                  Вряд ли

                  раз уж и место совпадает и фрагмент скелета. Просто я от отца слышал, что 80 см, скорее всего он перепутал или преувеличил. Но ведь и 65-70 см это довольно много. А вообще амгинцы и сейчас довольно высокорослы.

                  0
                  • кулумнуур
                    4 декабря 2009
                     

                    нашел случайно учитель художественной школы

                    Окоемов И.Д., в то время Мы были детьми и поехали на плэнер.
                    но из-за суеверия положили кость обратно, в ту ночь Я не мог уснуть, все время казалось что кто-то придет. сидел до утра

                    вечером до этого другому учителю приснилось что пришла женщина и попросила нитку с иголкой. и Он рассказал нам свой сон. кто в курсе тот знает наверно что в горе Харама Хаята на скале вырисовывается лицо якутской женщины, по легендам в Харама Хаята захоронены несколько шаманов и шаманок, в том числе шаманка Сордонноох

                    0
                    • Тимур
                      4 декабря 2009
                       

                      65-70 см

                      Посмотрел в инете, нашел програмулину. Если большая берцовая кость (а наверно это была большая, а не малая) равна 65-70 см, то рост человека должен равняться от 2 м 30 см до 2 м 50 см приблизительно. Внушительно однако :)

                      0
    • dionisiy
      5 декабря 2009
       

      вот в этих надписях еще "мар" встречается

      Наставник Бойла Кутлуг яргана назван в надписи арамейским словом mar ‘господин, учитель’. [29] В тюркских языках Центральной Азии это слово получило специфическое значение ‘манихейский или христианский наставник в вере, клирик’. [30] Наличие слов mаr в надписи привело Г. Рамстедта к выводу о манихействе кыргызов. [31] К такому же заключению независимо от Г. Рамстедта пришёл О. Менчен-Хелфен на основании анализа минусинских наскальных изображений, которые хорошо датируются древнекыргызской эпохой, но несомненно чужды комплексу кыргызской петроглифики. [32] На приенисейских скалах изображены люди с высокими носами и густыми бородами, в широких и длинных одеяниях и высоких митрообразных шапках. Убедительные параллели в манихейской и христианской живописи Восточного Туркестана позволили О. Менчен-Хелфену сделать вывод о сирийском или согдийском происхождении кыргызских «жрецов» и их манихейском вероисповедании. Последнее утверждение, однако, основано лишь на том, что манихейство было более широко распространено в Центральной Азии, чем христианство.



      На приенисейских скалах изображены те священнослужители, которые в древнекыргызской эпиграфике носят название mar, а в уйгурских текстах из Синьцзяна нередко обозначаются тюркским словом uzuntonluγ ‘долгополые’. [33] Существование у кыргызов не шаманской религиозной обрядности засвидетельствовано и Абу Дулефом, который сообщает о молитвенных домах кыргызов и наличии у них мерной речи во время молитвы. [34] Религиозный синкретизм, наблюдаемый в манихействе [35] и, отчасти, в центрально-азиатском христианстве, [36] делает затруднительным более точное отнесение языкового и иконографического материала к тому или другому культу.



      Возможно, однако, привлечение новых фактов. К настоящему времени издано примерно 45 древнетюркских рунических памятников VI-IX вв., обнаруженных на территории Кыргызского государства. Девять из них имеют символ креста. По форме он несколько отличается от распространённого в Средней и Центральной Азии несторианского креста, но генетически близок ему. [37] Особенно сходны с несторианскими крестами из Семиречья кресты Уюк-Тарлака и Элегеша. [38] Общим для семиреченских и енисейских крестов является изображение их на «горке» (символ Голгофы). [39]



      В этой связи получают объяснение отмеченные С.Е. Маловым параллели в ономастике сиро-тюркских христианских надписей Семиречья и енисейской эпиграфики, [40] а также не понятые О. Менчен-Хелфеном предметы в руках клириков на скалах, являющиеся древнехристианскими рипидами. Позади одного из клириков с рипидой изображён алтарь с потиром. [41] Показателем крупных изменений в религиозной идеологии киргизов является частичная замена древнего обряда сожжения трупов обрядом их захоронения, совершившаяся в IX в. [42] Последний мог возникнуть только под влиянием христианства, так как манихеи не предавали тело покойника земле, а, облачив его в похоронный наряд, помещали в специальные постройки (supurγan). [43] Вместе с тем вплоть до XI в. у кыргызов сохранялся обряд сожжения трупов, а шаманские радения играли в культовых действах едва ли не большую роль, чем христианская литургия. [44] После XI в. в Минусинских степях вряд ли могут быть отмечены какие либо следы христианства.

      0
  • DR_GNUS
    4 декабря 2009
     

    *

    Цитата:
    Зато есть вот такое - Dr_GNUs
    04.12.2009 (12:09) (88.82.178.66)    
    http://temp.ykt.ru/1674843672/bookloader(1).doc.html

    Что то значит быть просто было обязано.
    Взял по этой ссылке www.nsu.ru/aw/bookloader?id=467

    Спасибо - как я и говорил) - Алексей
    04.12.2009 (12:16) (84.237.106.139)    
    Было найдено 348 железных пластин – деталей панциря и 2 сфероконических шлема (все эти находки, кроме одной пластины утеряны, но сохранились документальные описания и фотографии) 21. По свидетельству русских документов XVII в., якуты имели железные панцири–куяки, для коней также были специальные «дощатые куяки» 22 Панцири являлись весьма распространенным видом вооружения. Так, военачальник одного из якутских родов Ника Мымоков подарил служилым людям для войны 170 лошадей, да 50 куяков 22.


    Вот вам не кажется странно, что "Ника Мымоков подарил служилым людям для войны 170 лошадей, да 50 куяков", а вот в могилы не ложили?
    Т.е. не от бедности было, а как выше замечено - по суеверию. По суеверию мне кажется логичней. ПМСМ, естественно.

    0
    • кулумнуур
      4 декабря 2009
       

      думаю что не из-за суеверия

      Ника Мымаков подарил служилым людям куяки не из-за суеверия. а из-за принятия российского подданства, как бы это звучало. это есть часть истории

      0
      • DR_GNUS
        4 декабря 2009
         

        *

        Вообще то я говорил о том, что в захоронения доспехи не ложили из-за суеверия.

        0
    • Тимур
      4 декабря 2009
       

      Может быть и так

      50 куяков - шибко щедро однако :).
      Но ведь оружие ложили, оно ведь куда опасней доспехов, с точки зрения суеверий. Может быть слово подарили надо в кавычки взять. Так сказать "экспоприировали на нужды партии". :)

      0
      • Игорь
        4 декабря 2009
         

        Мымах выполнил то что было нужно пришельцам и стал им не нужен

        вот его и разоружили, на всякий пожарный случай...

        0
      • Алексей
        4 декабря 2009
         

        ...

        Боевое оружие саха никогда не ложили в могилу.
        В могилах находят охотничьи луки и стрелы, притом что они всегда перерублены чем-то острым. Также находят всякие горшки, драгоценности и т.д., т.е. все то что человек использовал в повседенвности, чтобы он их использовал в другом мире.
        Редкие находки мечей, копья, боевых луков, доспехов - это все случайные находки тайников случайными людьми. Также стоить отметить и то, что до прихода русских различные племена хоронили также и трупосожжением, воздушые захоронения (арангасы).
        Вполне вероятно что там то как раз и ложили оружия, при сжигании соответственно уничтожалось вместе с трупом. Впрочем это я уже начинаю фантазировать;)

        0
        • Тимур
          4 декабря 2009
           

          А как же находка в Чурапчинском улусе?

          В захоронении был найден лук 2-метровый (явно не охотничий) и копье.

          0
          • Алексей
            4 декабря 2009
             

            ...

            Двухметровый лук это чисто охотничий - северноый тип лука, состоящий из 2-х и более слоев лиственницы и березы, с костяными концевыми вкладышами. Боевой лук отличается от охотничьего меньшими размерами, он центральноазиатского происхождения - состоит из сухожильного, березового и рогового слоев.
            Насчет копья не знаю, может имелось в виду не копье а другое древковое оружие - батас?

            0
            • Тимур
              4 декабря 2009
               

              Да?

              Честно не знал.

              Цитата:
              При нем были найдены: пряжка от седла, колчан со стрелами, лук с сохранившейся тетивой, копье, переметные сумы, шуба на шелковой основе и меховое одеяло мехом внутрь с шелковым подкладом и меховой опушкой, меховая шапка, пояс с металлическими пластинами и пр. Во что был обут, разобрать трудно, но очевидно, что цвет и тип обуви аналогичны шубе. Все это говорило о его непростом происхождении и высоком статусе.
              Хочется более подробно остановиться на описании лука — он 2-метровый, из двух пород дерева, внутренняя часть — из березы, внешняя — из лиственницы. Две половинки склеены между собой рыбьим клеем. Лук снабжен дополнительной костяной пластинкой в середине, такие луки в захоронениях встречаются редко. Лук такой сложной конфигурации очень схож с луками хунского типа.
              Кроме того, при мужчине было найдено кольцо-печатка предположительно из бронзы с растительным орнаментом, что является показателем власти.

              Написано, что копье

              0
              • Алексей
                4 декабря 2009
                 

                2 Тимур

                Копье часто использовали в охоте на медведя.
                Известно, где теперь находятся эти вещи?
                Действительно, дополнительная срединная костяная пластинка встерчается крайне редко, и он встречалась и в луках хунского типа (они по мере развития сильно видоизменялись).
                Если поинтересоваться уверен, что копье тоже окажется сломаным.

                0
                • Тимур
                  4 декабря 2009
                   

                  Черт его знает

                  но копали французы. Про какие то результаты я ничего не слышал

                  0
                  • кулумнуур
                    7 декабря 2009
                     

                    может Я конечно преувеличиваю

                    на счет размера кости, но точно помню что он был выше колена на 10см учителя (рост 170 см)с земли.
                    у самого рост 170, поэтому предполгаю что длина найденной берцовой кости составляла порядка 65-70 см

                    0
                    • квартал
                      7 декабря 2009
                       

                      кажется когда перестраивали новый квартал по Пояркова-Короленко

                      на ул. лежали фрагменты окостеневших костей, большеберсовая кость, лежала давольно долго, по слухам там много чего лежит еще в земле, а что потеряно для истории безвозвратно, это беда ученых, не могут до сих пор понять, что для них важнее факты или домыслы.

                      0
  • pelmentarii
    pelmentarii
    пранчук
    7 февраля
     

    Я знаю последнее пристанище Тыгына, но не скажу

    0
  • Кудрявцев Костя
    10 февраля
     

    https://youtu.be/wsF_xZAt-PM

    По мнению академика Льва Гумилева на историю можно смотреть из трех мест (с трех позиций) :
    из мышиной норы, с высоты кургана и с высоты птичьего полета.
    Российские политики типа Жириновского, Никонова, Федорова, nyтина, Мединского смотрят на историю из своих мышиных нор.

    https://youtu.be/wsF_xZAt-PM


    Вади́м Ви́нцерович Трепа́влов (род. 10 декабря 1960, Свердловск) — российский историк, профессор, доктор исторических наук . Главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений. Председатель международной Ассоциации исследователей Золотой Орды[1].


    0
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь