1 месяц на форуме Автор Топ пользователь Все
Награды
1 месяц на форуме
1 месяц на форуме
Автор
Автор
Топ пользователь
Топ пользователь
1000 просмотров
1000 просмотров
Почему у Древних Якутов имена Монгольские?
  2708
у древних Якутов и имена звучали странно, по современным якутским меркам:

Сыкра, Торонек, Майзяк, Докуй, Толукан, Эдек, Орчей, Картунка, Немир, Чомчон, Селбуя, Эгинек, Дачиг, Тургача, Текес, Хабар, Джапсан, Барчигиров, Чинагаров, Трекин, Комошев, Кучунеев, Бакаров...

Имена якутов в 1600-е гг

В актах 1676–1679 встречаются следующие имена которые привожу в оригинальной орфографии

Балтуга Тимиреев
Оргуй Делгеев
Оргуй Тюбяков
Дюбсюн Оттуев
Быртык Бойдонов
Бакача Тебикеев
Таркай Бырканов
Байга Тимиреев
Оенек Тимиреев
Эчинек Тимиреев
Окос Кукчанов
Манылак Ококов
Эчиней Тохтотоев
Тямук Канбунчин
Тюбеней Иваков
Нусенек Тюбеев
Курчеган Онеков
Тюбей Булгудаков
Тюбея Булбудаков
Тарбок Быркигин
Далдуй Куреяков
Быкий Куреяков
Манылак
Отек
Тебия
Телеган
Кытырей
Балунша
Талыгир
Талыгыр Тонекаев
Билинча
Налтан
Маныка
Букдур
Качага
Айга
Быгынас
Тонок
Алтуй
Кучень

Балунча Трекин
Касаул Онеков
Ереней Бойдоев
Чокон Одюкеев
Мадан Куйкеев
Мавр Тимиреев
Андреся Трекин
Кусека Тимиреева
Чогуя Балтугина
Илюняк Терикина
Тюсунь Терикин
Сочюл Терикин
Таркок Быркинин
Окуй Байгин
Бюлюсют Кырсынов
Бетя Кукзин
Тогурай Треков
Комусюк Треков
Колюсук Треков
Кисеня Треков
Кырсынь Быкин
Тютюю Коркурев
Сиряни Тебиин
Сюрюкай Окосов
Тобок Асычин
Мелтеке Тукаев
Бегечан Тукаев
Бычига Майзяков
Огоро Кардагасов
Ирген Дегудерев
Дюбсюнь Оттуев
Ижиль Балтугин
Ответов 57
  • Самакар
    Самакар
    самара
    2 сентября
     

    и Дьулустанов и Нюргустан нет

    и Тюркских Айсенов, Айаалов, Алмазов и Алданов тоже нет. Имена больше похожи на Монгольские, или даже Чеченские. Возможно у Чеченов имена Древних Монголов.

    0
  • Самакар
    Самакар
    самара
    2 сентября
     

    Улуу Хоро, Эллей, Тегин, Омогой, Даритай Отчигин, Есугей

    Из "Сокровенного сказания" монголов:

    Цитата:
    У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян. Некун-тайчжи, Есугай-Баатур, Даритай-отчигин.
    § 122. Пришли к Темучжину еще и следующие. Один курень Генигесцев - Хунан и прочие, одним же куренем - Даритай-отчигин, один курень Унчжин-Сахаитов.

    Есугай-Баатур - из Сахаитов.
    Цитата:
    § 60. От Оэлун-учжины родилось у Есугай-Баатура четверо сыновей: Темучжин, Хасар, Хачиун и Темуге. Родилась и одна дочь, по имени Темулун..

    Темучжин - из племени Сахаит как его отец Есугай-Баатур и его дядя Даритай-отчигин.
    Даритай-отчигин, о нём указано в "Битве 13 крыльев"

    0
  • Самакар
    Самакар
    самара
    3 сентября
     

    Цитата:
    Халтмаагийн Баттулга (монг. Халтмаагийн Баттулга?, ᠬᠠᠯᠲᠠᠮ᠎ᠠ ᠢᠢᠨ
    ᠪᠠᠲᠤᠲᠤᠯᠭ᠎ᠠ?), [xɑɮtmaːɡiːŋ ˈbɑttʊɮɐk], род. 3 марта 1963, Улан-Батор, МНР) — монгольский государственный деятель, президент Монголии с 10 июля 2017 года. Чемпион мира по самбо (1983).

    Цитата:
    В актах 1676–1679 встречаются следующие имена которые привожу в оригинальной орфографии

    Балтуга Тимиреев
    Оргуй Делгеев
    Оргуй Тюбяков

    0
  • Кэлии
    6 сентября
     

    А может наоборот.у монгол имена древнеякутские

    0
    • Gals-gals
      Gals-gals
      Роман Ковбасюк
      7 сентября
       

      Кэлии, )))) не может у вас другой полиазиатский язык основа от хантов с мансями и самоедов!!! Эти имена к вам принесли монгольское племя Хоро!!! Ибо вы по прежнему эти имена носили, а так они у монгол и сохранились!!

      0
  • Zavmir
    7 сентября
     

    По той же причине, что 30% якутских слов - монгольские. Думаю из-за географической близости.
    https://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4036302

    0
  • ырбас
    7 сентября
     

    Тогурай Треков - Тоҕуорай Тээрик
    Комусюк Треков - Көмүһүк Тээрик
    Колюсук Треков - Көлүүһүк Тээрик
    Кисеня Треков - Кичэнэ Тээрик
    Кырсынь Быкин - Кырсын Быыкаа
    Тютюю Коркурев - Түтүү Көркүү
    Сиряни Тебиин - Сирэнэ Тээбин
    Сюрюкай Окосов - Сүүрүкэй Оохус
    Тобок Асычин - Тобох Аһыыча
    Мелтеке Тукаев - Мөлөҕө Туукай
    Бегечан Тукаев - Бөҕөчөөн Туука
    Бычига Майзяков - Быччыҥа Маайдьах

    Клички людей, по характеру, по виду по физиологии, по силе и т.д.

    3
    • Arsagyr
      22 сентября
       

      ырбас, верно. Раньше имена были нарицательными. Это характерно для всех народов.

      1
  • ырбас
    7 сентября
     

    Самакар, он же берт, прежде чем предъявлять такие гипотезы или высказывания, лучше хорошенько выучи якутский язык, а потом предъявляй. Видно, что ты вообще не знаешь якутский язык, если так воспринимаешь как правду писанины пьяных казаков на своих отчетах о ясаках. Ага, будет тебе пьяный казак имя Бө5өчөөн, конечнно напишет Бегечан. Любого русского сейчас даже заставь написать Чороон даже, напишет Черон.
    Любой якут поймет в этих именах клички и якутские слова.

    4
  • Кэлии
    7 сентября
     

    Думаю что якуты древнее любых народов в том числе и монголов.почему то все думают что монголы это некая основа азиатов

    4
    • Амб.А
      8 сентября
       

      Кэлии, согласен. Тут скорее всего виновата "монголоидная раса". Когда делили людей на расы "умники" не особо напрягая голову так назвали. С тех пор все пытаются объяснить монголоидностью.

      0
    • Y-man
      8 сентября
       

      Кэлии, Монгол не политоним а религиозное определение людей производное от Могол Тойон божество скотоводов.
      В якутской мифологии и эпосе «Тюёнэ» Могол Тойон - первопредок саха, страна Могол Тойоно находится на Средней земле. В фольклорных и архивных источниках фигурируют: божество - покровитель домашнего скота Могол Тойон, «Большой Господин»; Тюэнэ Могол - покровитель конного скота; Могол Хотун - «высокая Госпожа Могол»
      Монголами в Сокровенном сказании монголов именуют обьединение племен Түм эджина.
      Вот описание интронизации... Был нам знак, мы видели своими глазами. Пришла красная корова и стала ходить вокруг (orčiju yabuju имеет глоссу orčin toqurin «ходя кругом (вокруг)».) Джамухи, бодать его юрту на повозке и бодала самого Джамуху. Она сломала себе один рог и стала однорогой, и [все] мычала и мычала в сторону Джамухи: "Отдай мой рог!", - все раскидывала и раскидывала землю. Рыжеватый бык (qoγ-a üker, в «Секр. ист.» muqular qo’a hüker «комолый бык».), привязанный (ergüjü имеет глоссу ačiju «привязав».) к повозке с большой юртой, поднял и потянул ее, идя [вслед] за Тöмӱчином по широкой дороге, и [все] мычал и мычал, приближаясь к нему. Небо соединилось (neyilejü «соединясь», в «Секр. ист.» eyetüldüjü «будучи в согласии».) с Землей, и мы сказали: "Да будет Тöмӱчин владыкой народа!"

      0
    • Y-man
      8 сентября
       

      Кэлии,

      Цитата:
      якуты древнее любых народов в том числе и монголов.

      Не якуты, якуты это туматы. А монголы действительно не монголы а саха. Сам Түмэджин из сахаитов.
      Сахаит.
      Ряд авторов отождествляет с сакаитами сагайцев в составе хакасов[30][29]. Племя сахаэт можно увидеть в роде саху каракалпакского племени ашамайлы, считающемся частью кереев[29]. Возможно, самоназвание якутов «саха» генетически восходит к имени «сакаит»

      0
      • Gals-gals
        Gals-gals
        Роман Ковбасюк
        9 сентября
         

        Y-man, )))) ржал долго Ксенофонтов четко указал ваши Сака-ЙаКа это эвенкийское , сакаиты это небольшое монгольское племя , никакой генетикой от ваша Саха-Йака к монголам сакаитом не имеет )))

        1
        • Y-man
          10 сентября
           

          Gals-gals,

          Цитата:
          никакой генетикой от ваша Саха-Йака к монголам

          Откуда вам жителю Запорожья известна генетика Йека Монголов на сегодня нет данных кроме родословной чингизидов а родословная у них от Уранхайцев и Хоро Туматов все эти три племени и есть современные якуты-йака.

          0
    • Gals-gals
      Gals-gals
      Роман Ковбасюк
      9 сентября
       

      Кэлии, ни кто так не думает , монголы это не основа азиатов , есть просто определение азиатов как монголоидов )))) начните хоть немного думать улусные историки !!!

      1
  • Y-man
    8 сентября
     

    Почему якуты это туматы? Согласно якутским преданиям, до прихода предков саха на Вилюе, помимо тунгусов обитало легендарное племя туматов. В этой связи, весьма интересным является вывод Б.О.Долгих, сделанный на основе архивных источников, что туматы - общее племенное название саха.
    Владетельный дом Ехэ происходил от монголов "из аймака тумот"...Ехэ = Якут.

    0
  • Orgutok
    Orgutok
    Валерий
    8 сентября
     

    Тумат это всего лишь один из родов тюрк саха огузов . Были и Тогус Огузы которых аакующие писари , записали как Тагусы .))))))))))))

    0
  • Orgutok
    Orgutok
    Валерий
    8 сентября
     

    При чем здесь тунгусы ? У них ареал обитания другой ? Это Сказки улусников при поддержке госсударствообразующих . Тунгусам оленеводам алаасы и долины с травой не нужны .

    1
    • Baigo
      9 сентября
       

      Orgutok, а как же тунгусо-маньчжуры?

      0
    • Gals-gals
      Gals-gals
      Роман Ковбасюк
      11 сентября
       

      Orgutok, Исследователями Института ме- дицинской генетики (г.Томск) была ранее высказана гипотеза автохтон- ного происхождения N3-линий якутов. Проф. В.а. Степанов предположил, что мужской генофонд якутов сложил- ся на базе локального эвенкийского компонента, а тюркский язык был при- обретен в результате культурного до- минирования тюркоязычной элиты, не оставившей значительного следа в пуле Y-хромосом [11]. Позднее ав- торами было высказано мнение, что эти линии были приобретены якутами опосредованно через эвенков от еще более древних аборигенных племен, проживавших ранее на территории современной Якутии и ассимилиро- ванных тунгусами... Так что учи матчасть тунгусоид и ищи предков среди эвенков )))

      0
  • Gals-gals
    Gals-gals
    Роман Ковбасюк
    9 сентября
     

    ))))) забавно как предки обских угров и самоедов ненцев пытаються причислить себя к сакам , народу давно исчезнувшему и растворившемуся за долго когда якуты стали саха))

    1
  • Горин
    12 сентября
     

    Это не монгольские имена, а обще хуннские ( возможно и древнесакские) которые были распространены в общем тюркском сакско- сюнну языковом пространстве.
    Меня больше интересует, какие были главные отличия языка сюнну и саков, во времена до 1000 года до нашей эры. Или же это был один язык, или один из них был главнее(первичнее) .
    А имена, это уже производное от языка, каждое имя в древности кое что значило, а не просто так как сейчас, какие то непонятные греческие и иные имена.

    0
    • Gals-gals
      Gals-gals
      Роман Ковбасюк
      12 сентября
       

      Горин, не пори чушь именно монгольские имена до сего дня они имеют эти имена в отличии от вас тунгусоидов, ни кто никогда из лингвистов северных оленеводов-тунгусоидаов к сакам не причислял это только оленеводы историки могу чушь пороть и решить что они Саки потому что Саха )))) а Саха идет от эвенского Йака )))

      0
      • Nevskay
        12 сентября
         

        Gals-gals, по твоему получается Монголы это Тунгусы Якуты? ))) ты опять сам себе противоречишь? )))

        Цитата:
        а Саха идет от эвенского Йака )))

        Цитата:
        Йекэ Монгол Улус
        Монго́льская импе́рия (монг. Монголын эзэнт гүрэн?, ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ ᠤᠨ
        ᠡᠵᠡᠨᠲᠦ
        ᠭᠦᠷᠦᠨ?; Их Монгол улс?, ᠶᠡᠺᠡ
        ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ
        ᠤᠯᠤᠰ?, Yeke Mongɣol ulus — «Великое Монгольское государство»)

        h...ttp://wikiredia.ru/wiki/Йекэ_Монгол_Улус

        0
        • Gals-gals
          Gals-gals
          Роман Ковбасюк
          14 сентября
           

          Nevskay, ))))) не позорься Йеке монгол улус , дословно большой монгольское государство , к вашему Йаке не имеют отношение как И Саксонсы к твоим Саха )))

          0
      • Y-man
        12 сентября
         

        Gals-gals, Согласно якутским преданиям, до прихода предков саха на Вилюе, помимо тунгусов обитало легендарное племя туматов. В этой связи, весьма интересным является вывод Б.О.Долгих, сделанный на основе архивных источников, что туматы - общее племенное название саха.
        Владетельный дом Ехэ происходил от монголов "из аймака тумот"...Ехэ = Якут.

        0
  • Nevskay
    12 сентября
     

    Почему у Саков были Якутские имена как Сардаана?

    "Тимирис" по-якутски "Железная"

    image

    0
    • Gals-gals
      Gals-gals
      Роман Ковбасюк
      14 сентября
       

      Nevskay, у саков не было якутских имен это якуты заимствовали у тюрок и монгол слова , ваши предки с моря Карского барабинские татары предки хантов и манси с самоедами энцами и немцами)))

      0
      • Пьянварь1
        20 сентября
         

        Gals-gals, Барабинске татары это же хакасы.

        0
        • Gals-gals
          Gals-gals
          Роман Ковбасюк
          21 сентября
           

          Пьянварь1, это смесь с хантами мансями самоедами энцами юкагирами ненцами , которые и стали основой саха перейдя на Хакасский язык, позже смешавшись с эвенками и монголами Хоро..

          0
        • Gals-gals
          Gals-gals
          Роман Ковбасюк
          25 сентября
           

          Пьянварь1, О якутах
          Воскресенье, Январь 17, 2010
          Можно с довольною вероятностью сказать о якутах, что сей народ произошел от колена татарского, которое имеет жилища свои около Барабинской степи, что в Тобольской губернии. Не только сие вероятно по сходству внешнего их вида, но даже по языку их и по самому прозванию саха, которое как у сего, так и у того народа есть одинаковое. […]

          https://web.archive.org/web/20110830030856/http://etnolingvistika.ru/barabinskie-tataryi.html

          0
  • Y-man
    12 сентября
     

    Владетельный дом Ехэ происходил от монголов "из аймака тумот".
    В якутской мифологии и эпосе «Тюёнэ» Могол Тойон - первопредок саха, страна Могол Тойоно находится на Средней земле. В фольклорных и архивных источниках фигурируют: божество - покровитель домашнего скота Могол Тойон
    Рыжеватый бык (qoγ-a üker, в «Секр. ист.» muqular qo’a hüker «комолый бык».), привязанный (ergüjü имеет глоссу ačiju «привязав».) к повозке с большой юртой, поднял и потянул ее, идя [вслед] за Тöмӱчином по широкой дороге, и [все] мычал и мычал, приближаясь к нему. Небо соединилось (neyilejü «соединясь», в «Секр. ист.» eyetüldüjü «будучи в согласии».) с Землей, и мы сказали: "Да будет Тöмӱчин владыкой народа!"

    0
  • Горин
    12 сентября
     

    Галс-галс, что за ник у тебя дурацкий повторяющийся, как будто с первого раза не понял, и дублирует название.
    Какие такие монгольские имена должны быть у Саха, если люди Саха древнее этих Монгол? - логично же рассуждаю.
    Саха по косвенным данным имеют дату своего происхождения как этнос со своим языком, возраст в 4000-5000 лет . Так как обычай Ынахсыт который был у Саха, один в один похож на обычай в Индии богини Астарта и богини Умай. А эти обычаи датируют минимум 4000 лет.
    Более того, в доказательство древности народа Саха и его культуры и языка - это народ хакасы у них и гаплогруппа схожа с Саха и есть почитание Куртуях. Что означает слово Куртуях понимают лишь хакасы и Саха. То есть Саха и хакасы жили некогда рядом друг с другом, но этот период исчез из народного творчества и явно конкретно не упоминается в легендах народа.
    В народной памяти сохранилась лишь событие - приход Эллея рода Хангалас с Байкала. И это время датируется 12-14 веком.
    Ни о каком Чингисхане и его жене и сыновьях не упоминалось в народе Саха.

    Что касается Монгол, то они как народ появились в 11 веке, на месте разрушенного Кереитского Каганата. И естественно эти монголы состояли в основном из жителей этого самого Кереитского Каганата.
    Состав Кереитскго Каганата считается состоял из 7 больших племён - это рода киргизов, казахов, Саха, тумат, татар, манчжуров, тунгусов.
    Чингисхан - по отцу был полуманчжур, по матери (возможно) саха. Так как, в Сокровенное Сказании Монголов указано, что мать Чингисхана была типа из монгольского рода олхонут, что очень похоже на якутские - олонхосут. Но откуда у Монгол только что появившейся в 11 веке могут быть какие то рода?
    Монголы Забайкалья это сборище тюркских и манчжурских родов из разных народов.
    И часть , считающийся сейчас монгольских родов, это бывшие древние рода Саха. Такие как например - Барылас, Олонхосут, Ойун( этот род сейчас есть в Тыве), Ураанхай, и другие.
    Большинство родов Саха в 11 веке примкнули к манчжурам Чингисхана по праву того,что он женился на их девушке, поэтому он типа возвеличил элиту Саха , но называл их на уйгурский манер - йака. ( есть карта 12 века там указано какое племя где живет) И что интересно - Йака - живут в центре прямо у Байкала. Жена Чингисхана Ожелун была попечительницей остатков народа Саха и пока она и Чингисхан были живы, то никто не трогал Саха.
    Но после их смерти , вероятнее всего в 13-14 веках, начался дележ земель Забайкалье, и Саха просто вытеснили оттуда. Благо у Саха были еще земли севернее, на реке Лена. Эта река не зря имеет такое название - Элуэнэ, и по первой версии название имеет понятие - Река Мертвых.
    Возможно это связано с суровым холодом которого нет в Забайкалье.И еще и эпидемиями болезней и людей и скота.
    Считается что древние Саха резко сократили численность до 80% состава именно в период 1-5 век и 10-12 век.
    Некоторые считают что из за эпидемий, но почему другие народы так резко не уменьшились?
    Скорее всего сокращение народа Саха в тот период связано с распадом народа Саха, на отдельные рода и переход их в разные другие народы, начиная от хунну, уйгур, казахов, монгол и позже заканчивая тунгусами и русскими.

    0
    • Y-man
      13 сентября
       

      Горин,

      Цитата:
      Чингисхан - по отцу был полуманчжур,

      Как раз по отцу Чингисхан собственно был из Саха который похитил жену из племени Олхунут Улоху (wuluohou) Ураанхай.
      О том что Чингисхан из Сахаитов черным по белому написано в главной книге монголов...§ 122. Пришли к Темучжину еще и следующие. Один курень Генигесцев - Хунан и прочие, одним же куренем - Даритай-отчигин, один курень Унчжин-Сахаитов.
      К каким трем племенам Ураанхай принадлежит род матери Чингисхана предстоит выяснить.
      § 60. От Оэлун-учжины родилось у Есугай-Баатура четверо сыновей: Темучжин, Хасар, Хачиун и Темуге. Родилась и одна дочь, по имени Темулун..

      0
      • Gals-gals
        Gals-gals
        Роман Ковбасюк
        14 сентября
         

        Y-man, ржал долго тунгусоид , не могли северные оленеводы жить в центральной Азии , ваши хотелки это чушь собачья , ищите предков среди барабинских татар ,вот они потомки хантов и манси самоедами немцами энцами и есть ваши предки , которые заимствовали тюркский и монгольский ибо были слишком отсталым народом в плане эволюции))

        0
        • Y-man
          14 сентября
           

          Gals-gals, О том, как потомки Илюдер-тургэна переселились из Тобольска на запад, бурятское предание не знает. Некоторые потомки Илюдер-тургэна по-видимому пришли потом и на восток; по крайней мере бурятские роды Балагатского ведомства Зунгарским и Икинатским считаются из племени калмыков, по-бурятски олет или сэгэнут.
          Барга-батор с двумя младшими сыновьями Гур-буряадом и Хоридой-мэргэном двинулся на восток в нынешнюю Иркутскую губернию и остановился в Тункинском ведомстве около озера Хунур на возвышенности Хёхё-болдок. В этих местах он оставил жить своего среднего Гур-буряада, которому сказал: «Ты будешь царем этой местности! Твое счастье здесь!» Гур-буряад остался в Тунке; от него произошли северобайкальские буряты, принадлежащие к племенам: эхирит и булагат, т.е тункинские, китойские, алярские, балаганские, идинские, кудинские, капсальские, верхоленские, ольхонские и ленские буряты.
          Барга-батор из Тунки с младшим сыном Хоридой-мэргэном двинулся к северу по реке Лене в нынешнюю Якутскую область, и оставил Хоридоя на Лене, в каком месте, предание не указывает. Барга-батор сказал Хоридой-мэргэну: «Ты будешь царем здешних мест! Твое счастье здесь, в этих местах!» Оставив его в Якутской области; сам Барга-батор двинулся обратно в Иркутскую губернию. Проникая в Якутскую область, Барга-батор имел битвы с местными жителями около Байкала, но что за народ были эти жители, предание умалчивает. Барга-батор умер на острове Ольхон, в местности Шингил-шибэй; другие говорят, что Барга-батор, возвратясь из Якутской области, умер немного ниже города Иркутска, в местности Хёхё-урур (ниже города на 6-й версте).

          0
    • Пьянварь1
      25 сентября
       

      Горин, Эллэй из рода Элюй

      0
      • Y-man
        25 сентября
         

        Пьянварь1, Эллэй из рода... Некоторые потомки Илюдер-тургэна по-видимому пришли потом и на восток; по крайней мере бурятские роды Балагатского ведомства Зунгарским и Икинатским считаются из племени калмыков, по-бурятски олет или сэгэнут.
        Y-chromosomal analysis of clan structure of Kalmyks, the only European Mongol people, and their relationship to Oirat-Mongols of Inner Asia

        For example, haplogroup N occurs in Kalmyk Khoshuts more frequently (32.1%) than in the other studied populations. N3a2-M2118 (Fig. 3), which is common in Yakutia (Central Siberia)

        0
  • Y-man
    13 сентября
     

    Унчжин-Сахаитов....Оэлун-учжины.
    Учжин приставка к имени, что означает данное слово. Что такое иччи? В словаре Э. К. Пекарского понятие «иччи» определяется следующим образом: «Иччи - владетель, хозяин, владыка (ср. тойон); хранитель, дух-властитель.

    0
    • Smotreshka
      Smotreshka
      красавка
      20 сентября
       

      Y-man, название Рода наверное

      Цитата:
      Унчжин 웅진 熊津 – иероглифическое, китайское название, букв. «Медвежья переправа».

      0
      • Y-man
        21 сентября
         

        Smotreshka, Название рода Сахаит именно с ними пришел дядя Чингисхана - Даритай-отчигин.
        Отчигин - приставка к имени.
        Учжин - проиставка к имени, роду племени.
        Учжин неверное написание слова Учжи- что означает Иччи.
        Иччи -эжин- эджин.
        Эжины (бур., шаманизм) — божества, хозяева местностей, гор, долин, хребтов, рек и озер.
        Эжины огня и домашнего очага (гал гуламта) – Сахале—хатан (госпожа Сахале) и Сахяадай үбгэн (старец Сахяадай), покровительствующие потомству, семейному благополучию.
        Монголы называют самого младшего сына в семъе "ОТГОН" хуу, то есть "ОТ ХАН" или король огня (хаан домашнего очага), так как он должен унаследовать отцовсий дом или очаг.
        Культ огня у ойрот-алтайцев это целый комплекс почитания огня называется "От-Очоктын Баайы", что в переводе означает "Святости Огня-Очага". Огонь воспринимается ойрот-алтайцами живым явлением и к нему обращаются - "От-ээзи" т.е. "хозяин Огня". От-ээзи хранитель рода - символ счастья семьи, рода.

        0
        • Y-man
          21 сентября
           

          Y-man,

          Цитата:
          Сахале—хатан (госпожа Сахале) и Сахяадай үбгэн (старец Сахяадай)

          Что в переводе означает Якутская госпожа и Якутский дядя.
          Самоназвание якутов - Саха и ныне не имеют единого толкования, ученые мужи ломают голову все больше запутывая людей.
          Ответ на самом деле очень простой...саха в буквальном переводе человек искони с момента зарождение этого самого огня от удара Молнии-Гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.
          Чагыл - сагыл - сага - саха. От-очоктын-байы переводится с любого тюркского языка как "Хозяин (бай) очага (очок, очог) с огнем (от - огонь). От-ээзи переводится и с кыргызского как "хозяин огня".
          Я человек искони(ор цог) из урянхов заявляют монгольские урянхайцы. Якутские ураанхайцы говорят эр соготох.

          0
  • БМП-2
    БМП-2
    Александр
    18 сентября
     

    Потому что составная часть якутского народа монголоязычные хоро.

    0
  • 8ттук_Харалаах
    20 сентября
     

    С такими именами(точнее погонялом) и сейчас тысячи живут и не один, два а десятки тысяч. Такое чувство, что вы(большинство) не местные. Что вы делаете у нас на форуме?

    2
  • спартак10
    спартак10
    спартак
    20 сентября
     

    здесь все имена по русски совсем изменяются,сейчас даже названия мест на карте не узнаещ что по русски написано так что вто время полуграмотные писаки все по своему имена писали конечно выходило совсем другие имена в документах,даже есть не узнавали свои имена Саха сидели ждали когда позовут а оказываются их звали даже старых книгах рассказах такое писали так что это старые написаные имена смело уберите больщинство совсем неправильнве и вообще сами укорачивали на свой лад чтоб проще было.

    0
  • Y-man
    21 сентября
     

    Вот легенда, рассказанная Софией Татариновой этнографу Дмитрию Дьячковскому - Сэ;эн Боло: «Когда еще предки саха не дошли до реки Лены, на этой земле жило чужекровное племя хара сагыл. Рассказывают, будто люди этого племени совсем не разводили скот, а добывали себе пропитание тем, что охотились и рыбачили. Племя было малочисленное и особенно не увеличивалось, не размножалось.
    Ко времени прибытия предков саха – Омогой Баайа и Эллэй Боотура – хара сагыл были здесь коренными жителями. Они не имели сил стойко сопротивляться и противостоять пришлым саха.
    С течением времен они смешались с родами саха, и потомки их, совсем их мало осталось, до недавнего времени вели кочевую жизнь, занимались охотой. Тогдашние саха потомков хара сагыл называли «ставшие ветром», «развеянные ветром». Потомки этого племени обитали в Борогонском и Мегинском улусах. Саха их не любили, но боялись трогать, обычно отмахивались и говорили: «Это – коренные жители, ой, они потомки хара сагыл, «ставших ветром».
    У «ставших ветром» были очень сильные колдуны, шаманы и шаманки, способные на разные волшебства и проделки. Шаманы и шаманки саха не противодействовали им, считая их местным коренным народом-племенем», говорили о них: «Они важного происхождения – потомки старинных хара сагыл».
    Я человек искони(ор цог) из урянхов заявляют монгольские урянхайцы. Якутские ураанхайцы говорят эр
    сог
    отох.

    0
  • Y-man
    21 сентября
     

    Культ огня. Почитание огня небесного - солнца и его аналога на земле - огня земного вполне естественно в силу той великой значимости, того огромного влияния, которое оказывали они на жизнь и деятельность людей. Как гласит предание, "небо дало частицу огня, вло­жив его в кремень. Мудрый старик Сахяадай убэгэн первый высек огнивом искру из кремня", и с тех пор люди стали поклоняться огню.

    Д. Банзаров, касаясь вопроса о почитании огня, писал о боль­шом уважении к огню как источнику и символу чистоты. Монголы старались не бросать в огонь предметы, вызывающие неприятный за пах, ослабляющие его силу и блеск. Считалось большим грехом плюнуть в огонь или лить в него воду1. Верили, что огнем очищается все. Во времена чингисидов различные послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней. Этот обряд как бы обезвреживал дурные мысли и намерения, которые могли быть у иноземцев. "Они переправляют между огнями все, посылаемое ко двору. Они очищают также всякую утварь усопших, проводя ее через огонь". Если кто-либо умирал, его родственников и всех тех, кто был в это время в его ставках, "очищали" посред­ством огня. Люди, животные проходили между двух огней, а две женщины брызгали на них священную воду и читали заклинания. За отказ пройти между двух огней с целью очищения от злых намерений в 1246 г. при ставке Бату хана был казнен князь М. Черниговский

    0
  • Y-man
    21 сентября
     

    Мудрый старик Сахяадай убэгэн первый высек огнивом искру из кремня
    Согласитесь имя у старика очень примечательное почти как у якутов...саха.
    Эжины огня и домашнего очага (гал гуламта) – Сахале—хатан (госпожа Сахале) и Сахяадай үбгэн (старец Сахяадай), покровительствующие потомству, семейному благополучию.
    Даритай-отчигин...почитания огня называется "От-Очоктын Баайы" один курень Унчжин-Сахаитов.
    На что шаман отвечает «Саха байаан/байаат ойуунабын (Якутский байан/байат шаман)».

    0
  • Arsagyr
    22 сентября
     

    Не монгольские, а нарицательные - людей такими именами называли из-за их особенностей, качеств или из-за случаев в их жизни. А якутский, спору нет, имеет часть монгольской лексики. А от этого и схожесть.

    1
  • Пьянварь1
    25 сентября
     

    А что за племя олонхогуты или олонгуты?

    0
  • Пьянварь1
    25 сентября
     

    Монголы - современники Чингисхана - это были не нынешние монголы, которые пришли после них. Про Чингисхана узнали в недавнее время от таких, как вы))).
    У якутов до сих пор сохранился обычай делиться обильной "добычей" (урожаем, мясом, рыбой, пищей) с родственниками, ближними, немощными, рядом живущими соседями.

    0
    • Y-man
      25 сентября
       

      Пьянварь1, Не олонхогуты а Олхонут...Барга-батор умер на острове Ольхон, в местности Шингил-шибэй; другие говорят, что Барга-батор, возвратясь из Якутской области, умер немного ниже города Иркутска, в местности Хёхё-урур (ниже города на 6-й версте).

      0
    • Arsagyr
      25 сентября
       

      Пьянварь1, у всех народов живущих в родоплеменном строе принято делиться с родственниками

      0
    • Arsagyr
      25 сентября
       

      Пьянварь1, у всех народов живущих в родоплеменном строе принято делиться с родственниками. И да, в советские годы образ Чингисхана в Монголии находился под цензурой. Разрушались святилища, среди которых были и его. Поэтому его тогда и подзабыли.
      Монголов, как единого народа, во времена Чингисхана не было. Были различные монгольские племена, от которых и произошли современные монгольские народы

      0
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь