Якутия-забытая авиакатастрофа
Omo5oi_Baai  -    343
как это было
Ответов 1 Написать ответ
  • Omo5oi_Baai
    23 февраля
     

    Забытая авиакатастрофа

    Для двадцати семей якутян конец декабря 1951 года стал черным, трагическим. Им пришлось опознавать останки своих родственников, погибших в авиакатастрофе.
    27 декабря 1951 года разбился пассажирский самолет «Ли-2» Якутского управления Гражданского Воздушного флота СССР. Погибли все 20 человек, находившихся на борту: шесть членов экипажа и 14 пассажиров.


    В отличие от других авиакатастроф произошедших в Якутии, эта известна только специалистам, историкам авиации и краеведам. Естественно, что в начале 1950-х годов, в сталинские годы правления, широкой огласки авиакатастрофа в далекой Якутии в декабре 1951 г. не получила, документы о ней хранятся в отраслевых архивах. Отчасти из-за этого о ней никто не вспоминал. Поэтому о деталях той авиакатастрофы сегодня вы узнаете впервые. Она стала первой в Якутии крупной зарегистрированной авиакатастрофой с большими человеческими жертвами.

    Последний полет «Ли -2»
    Этот двухмоторный самолет с бортовым номером «СССР-Л4228» взлетел утром в 9 ч. 55 мин. по местному времени 27 декабря 1951 года по маршруту «Якутск- Вилюйск». На борту «Ли-2» летели 14 пассажиров и 6 членов экипажа. Практически все пассажиры были ответственные работники партийных и советских органов Вилюйского района: секретари первичных парторганизаций, председатели колхозов, районного потребобщества, заведующий клубом, заведующий избы-читальни, землеустроитель районного управления с/х и другие. Они возвращались в Вилюйск с партийной конференции, проводившейся в Якутске по итогам уходящего года. Многие возвращались домой с подарками, с покупками. Настроение у всех было приподнятое…
    Через полчаса после взлета из аэропорта, пассажирский самолет разбился в 90 километрах от Якутска. Никто из находившихся на борту «Ли-2» не выжил. Учитывая, что самолет был заправлен топливом для полета до Вилюйска – 1,2 тонны горючего, экипаж и пассажиры, даже если и выжили на момент крушения, сгорели, не смогли выбраться из разбившегося самолета.
    Весть о том, что на территории Намского района разбился самолет, в Якутске узнали только вечером того же дня. Очевидцем и единственным свидетелем падения самолета стал житель села Ергелех (Тастах) Манчаары Максимов. Позже его даже отметили ценным подарком за предоставленные сведения.

    Причина крушения - отказ моторов, ошибка экипажа
    Специально созданная комиссия по расследованию авиакатастрофы работала с 30 декабря 1951 года по 4 января 1952 г.
    ++врезка
    Из отчета комиссии:
    «Экипаж 46-го авиаотряда произвел взлет в Якутске в 03:55 мск. Последняя связь УРДС с бортом состоялась в 04:22 (экипаж доложил высоту нижней кромки облачности 1000 м, видимость 4 км и температуру воздуха -30°С). На последующие вызовы экипаж не отвечал. Самолет был обнаружен потерпевшим катастрофу в 90 км севернее Якутска.
    Как установлено комиссией, через 31 минуту полета на эшелоне 1000 м на самолете отказали оба мотора (сначала правый, затем левый), что подтверждается попыткой экипажа зафлюгировать правый винт и перейти на одномоторный полет.
    После остановки моторов КВС увидел единственную пригодную для посадки площадку – долину реки Тараса, без леса, шириной 80-120 м и длиной по прямой около 2 км. При безмоторном планировании на эту площадку КВС не смог произвести правильного расчета на посадку и недотянул до начала долины 200 м. Самолет потерял скорость и с левым креном и углом около 60° со скольжением на левое крыло, без поступательной скорости ударился о землю, разрушился и сгорел. Ошибке в расчете на посадку способствовало то, что были выпущены шасси. В последний момент экипаж пытался их убрать, но шасси не успели убраться.
    Записей о заправке топлива в баки самолета не обнаружено, но к моменту взлета на борту находилось не менее 1 217 кг горючего. По показаниям бортмеханика, при передаче его экипажем самолета вылетающему экипажу в левом заднем баке оставалось 150 кг бензина. Командир корабля выполнял первый самостоятельный полет после 7-ми месячного перерыва».
    Как видим, причинами, приведшими к тяжелой авиакатастрофе стали технические неполадки, а также ошибки экипажа.

    Список экипажа и пассажиров «Ли-2», потерпевшего крушение 27 декабря 1951 года на территории Намского района Якутской АССР
    Экипаж:
    1.    Командир, ст.лейтенант ГВФ Шебанов Николай Андреевич
    2.    Второй пилот, лейтенант ГВФ Кондратьев Владимир Зотович
    3.    Бортмеханик, ст.лейтенант ГВФ Чернов Серафим Данилович
    4.    Штурман, капитан ГВФ Шилоносов Сергей Алексеевич
    5.    Начальник связи 46-го летного отряда, ст.лейтенант ГВФ Федоров Владимир Михайлович
    6.    Бортрадист, старшина 2-го кл. Морщинин Геннадий Алексеевич
    Пассажиры:
    1.    Николаев Николай Васильевич-Туйах Ньукулай, Верхневилюйский р-н
    2.    Егоров (данные о нем не удалось установить)
    3.    Тимофеев Василий Маркович, 1925 г.р. зав.избой-читальней с.Оросу, секретарь местной парторганизации, В-вилюйский р-н
    4.    Борисов Семен Борисович, пред. наслежного совета, с.Соргулун В-вилюйский р-н
    5.    Санников Сергей Михайлович, с.Мэйик, пред.колхоза, фронтовик. При крушении его выбросило из самолета. Единственный, чье тело более или менее сохранилось.
    6.    Осипова Пелагея Николаевна, зав.клуба с.Баппагай, Вилюйский р-н
    7.    Илларионов Михаил Павлович, бригадир колх. им. Сталина, пред. наслежного совета, В-вилюйский р-н
    8.    Титов Иван Михайлович, колхоз «Кюлятский», с.Далыр В-вилюйский р-н
    9.    Поскачина Мария Герасимовна, зав. избой-читальней, с.Ботулу, В-вилюйский р-н
    10.    Семенов Афанасий Николаевич, зав. клубом, с. 2 Чочу, Вилюйский р-н
    11.    Степанов Иннокентий Тимофеевич, зав. избой-читальней, с. Халбаакы, Вилюйский р-н
    12.    Стрекаловский Иннокентий Иннокентьевич, пред. правления В-вилюйского райпотребобщества «Холбос»
    13.    Харлампьев Захар Иванович, ст. землеустроитель отдела с/х Вилюйского исполкома
    14.    Аламподистов Роман Андреевич, зам.пред. колхоза им.Чернышевского, Вилюйский р-н
    15.    (?) Долгунов Семен Данилович, с.Ботулу, секретарь местной партийной организации. Был ли он в упавшем самолете или ошибочно внесен в списки – точно неизвестно. В списке пассажиров, предоставленном историком авиации И.Негенбля, такой фамилии, нет. Но в списках погибших с Верхневилюйского района, С.Д. Долгунов есть.
    Официально признаны погибшими 6 членов экипажа и 14 пассажиров, всего 20 человек.

    На месте остались обгорелые останки самолета
    После окончания работы комиссии, погибших вывезли – летчиков в Якутск. Пассажиров, в основном, уроженцев Вилюйского и Верхневилюйского районов – на родину. После тяжелой процедуры опознания (трупы сильно обгорели) останки жертв авиакатастрофы похоронили в братской, общей, могиле. Наиболее крупные и оставшиеся целыми части самолета – кабину пилотов, часть салона, крылья, хвостовую часть и моторы вывезли в Якутск. Мелкие части самолета оказались разбросаны в радиусе 55 метров. На земле можно найти оплавленные куски дюралюминия, патрубки и другие детали самолета.
    Об упавшем в тайге самолете и погибших местные жители конечно знали. Но со временем трагедия позабылась.

    Краеведы Намского улуса: «Хотим поставить памятник»
    В августе этого года на месте катастрофы пассажирского самолета побывала группа краеведов-историков, жителей Намского улуса: Василий Герасимов, Тарас Никонов, Прокопий Сивцев, Прокопий Ильин и Илья Новиков.
    Научный сотрудник Намского историко-этнографического музея им. П.Сивцева Тарас Никонов:
    - Место падения самолета – доступное. Оно находится по дороге в село Салбанцы, на северо-запад от Намцев, примерно в 40 километрах. Надо доехать до старого деревянного моста через Кэнкеме. И оттуда еще пешком 2 километра на запад.
    - На месте катастрофы до сих пор можно найти обгоревшие останки самолета.
    В 1951 году ближайшим, скажем так, населенным пунктом к месту катастрофы, в 2-3 километрах была ферма колхоза. Оттуда падающий самолет и место, откуда повалил дым от пожара заметил Манчары Местников. Потом он сообщил о трагедии властям и позже указал точное место падения.
    - Конечно, мы знали об этой трагедии. Но, если честно, особой заинтересованности не было. Но после обсуждения с коллегами, решили искать и начали исследовательскую работу. Нашли газеты того времени, прочитали некрологи, скупые новости. Запросили Вилюйск и Верхневилюйск, там охотно откликнулись. Обратились к историку авиации Якутии Ивану Негенбля. Он по своей линии провел работу, у него большая база данных, обширный архив. И так совместными усилиями установили фамилии, кто кем работал и так далее.
    - Это все благодаря нашему коллеге Василию Герасимову из Намцев. Он несколько раз настойчиво искал упавший самолет, ходил в тайгу, искал по координатам. Но точное место падения нашли совместными усилиями только в августе прошлого года. Потом в октябре к нам приехали коллеги, историки и краеведы из Вилюйского улуса. Вместе с ними также выезжали на месте авиакатастрофы. Там они отдали дань памяти погибшим. Договорились, что в апреле следующего года на месте падения самолета установим памятный обелиск. Сейчас работаем над этим.

    Всего в СССР с 1942 по 1953 гг. было произведено 4937 единиц «Ли-2» самых разных модификаций. Самолеты эксплуатировались до 1973 года. После катастрофы в Туркмении в октябре того года (погибли 5 человек), эксплуатация самолета в гражданской авиации была прекращена. В конце 1970-х г. оставшиеся «Ли-2» стали устанавливать в качестве памятников. В Якутии «Ли-2» на постаменте можно увидеть в п.Черский Нижнеколымского улуса.
    В Якутском Управлении ГВФ СССР, а затем в Управлении гражданской авиации, эксплуатировалось 39 самолетов «Ли-2». Разбившийся в декабре 1951 года самолет был произведен в 1945 году. Теперь его останки лежат в тайге. В скором времени там же появится памятный знак.

    Аркадий ЛЕБЕДЕВ

    0
Ответ на тему: Якутия-забытая авиакатастрофа
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания