Якуты и курыканы
.  -    1052
Курумчинская культура занимала территории в низовьях Селенги и верховьях Лены, в долинах рек Ангара и Баргузин. Местное население жило в городищах, где жили земледельцы и скотоводы. Курыканы были грамотными и владели руническими письменами. Курыканы были соседями монголоязычных и тунгусоязычных племен и поэтому заимствовали часть их лексики. В посткурумчинскую эпоху курыканы заимствовали много монгольской лексики. А. Гоголев вважает временем особо активного взаимодействия с монголоязычными племенами ХІІ – ХІІІ вв., которые были на Средней Лене первыми оседлыми скотоводами. Курыканы, которые мигрировали на север, подчинили местное монголоязычное население. Доминирующие группы якутского населения были тюрками. Основные заимствования в якутском от восточных монголов. Многочислены бурято-якутские параллели. До переселения на Среднюю Лену у курыкан были погребения в форме кремаций. А монголоязычные племена погребали своих умерших в берестяных гробах в форме лодок и завернуты в берестяные полотна. Это было особо характерно для хоринцев. На Ангаре покойников помещали в берестяные мешки. То есть уже Гардизи зафиксировал процесс миксации курыкан с монголоязычным населением Прибайкалем. В XIII в. курыканы были соседями лесных монголоязычних народов среди которых монгольский аноним упоминал бурийад. Нужно отметить, что в этногенезе бурятов наряду с монголоязычными народами, активную роль сыграли тюрки. Якутские и бурятские коновязи сэргэ похожи между собой. С монголоязычным компонентом связано акание.
Курыканы были вооружены палашами, слабоизогнутыми саблями, пальмами, копьями, кинджалами, сложносоставными луками тюркского типа. Стрелы были как для поражения как противника с кольчугами и панцирями, так и без защитного вооружения. Сами курыканы были всадниками как без защитного снаряжения, так с кольчугами и чешуйчытыми панцирями [Дашибалов 1990; Гоголев а; Худяков 1985; Худяков 1991, с. 9-25]
Мнение В. Ушницкого про участие кимаков, канглов и кыпчаков в этногенезе якутов нужно воспринимать критично, поскольку территории расселения этих народов находились на некотором расстоянии от земель курыкан и хори. Общие черты в обычаях этих народов с якутами следует относить к общему наследию древних тюрок. Слова индоиранского происхождения следует отнести к общему прошлому тюркских народов, как и этноним ханалас, который скорее всего не связан с канглами. Облик культуры якутов сложился именно в древнетюркский период. Степные пережитки заметны в эпосе, военном деле и хозяйстве. Курыканы не были чистыми кочевниками. До переселения на север они проживали в лесостепной местности, у них были обозначения для тальниковых дерев, берез и ив, полынной травы. Для них было характерно скотоводческое хозяйство. Они занимались верблюдоводством, овцеводством и возможно земледелием, а также знали ткачество. Термины религии были близки к аналогичным у тюркских народов Саяно-Алтая. Язык якутов-саха близок к хакаскому и диалектам северных алтайцев. Язык предков якутов отделился от родственных древнетюркских языков сравнительно рано в V-VII вв. А. Гоголев считает, что часть якутов были потомками телесских племен токуз-огузов и байырку. Это вполне возможно в отличии от теорий о связях с кыпчаками, канглами, печенегами. [Ушницкий 2012а; Ушницкий 2012б; Гоголев а; Гоголев б].
Включена рейтинговая защита. (Что это?)
Ваш рейтинг: 0, Минимальный рейтинг: -1000

Как работает рейтинговая защита?

На форумах Ykt.Ru общается множество разных людей. Как показывает статистика, большая часть нарушений требования законодательства, особенно в форме откровенных оскорблений и случаев разжигания межнациональной розни, происходит в анонимном режиме. В связи с этим, темам, модераторами и ветеранами форума присваивается статус рейтинговой защиты, выделяемой значком R. Это означает, что в этой ветке не могут оставлять комментарии анонимные или вновь зарегистрированные пользователи. 

Как показывает опыт, зарегистрированные пользователи следят за своей историей и не так бездумно бросаются оскорблениями, как часто случается у анонимов. Администрация форума за то, чтобы форум не скатывался в негатив и ругань, чтобы он был направлен на содержательное обсуждение. Уверены, что подавляющая часть пользователей нас в этом поддерживает.

Рейтинг пользователя рассчитывается по количеству созданных им топиков, сообщений, ответов к его топикам, а также от оценки других пользователей на ваши сообщения. Рейтинг носит информативный характер и будет учитываться при определении статуса пользователя, его доступа к некоторым обсуждениям и ряду других функций. Рейтинг пользователя ощутимо снижается при удалении его сообщений модератором. В каждом форуме, в котором включена рейтинговая защита, свой рейтинг пользователей, независимый от других форумов.

За что начисляются баллы?

Создание топика: +1 балл.
Ответ в чужом топике: +1 балл.
За каждый лайк вашего комментария или топика: +1 балл
Ответ уникального пользователя в вашем топике: +1 балл. Количество ответов от одного и того же пользователя в вашем топике не имеет значения, 1 ответ или 100 ответов дают автору +1 балл.

Подсчет баллов

Рейтинговая система на новом дизайне сайта рассчитывается не много иначе чем в старой версии форума (там отображает рейтинг за весь период времяпровождения на форуме), на новом же рейтинг ведется за активность в течении 30 дней, т.е. если вы написали сообщение 1 апреля (+1 к рейтингу) и не оставляли сообщений до 1 мая, то ваш рейтинг становиться нулевым. Новый подсчет рейтинга хорош тем, что старые баллы не подсчитываются, а так же чтобы в топе пользователей показывало активных форумчан на данное время.

За что вычитаются баллы?

Удаление модератором топика: -5 баллов.
Удаление модератором сообщения: -5 баллов.                                                                                                                                                        За каждый дизлайк вашего комментария или топика: -1 балл
Вычитание происходит мгновенно.
При восстановлении сообщения или топика баллы не возвращаются.
Баллы вычитаются лишь у автора удаленного сообщения. У авторов сообщений, которые были ответами на удаляемое сообщение, рейтинг не уменьшается.
Если сообщение удалил сам автор, рейтинг не уменьшается.

Администрация не предоставляет информацию о причине уменьшения или увеличения рейтинга, об изменениях рейтинга за определенный период времени, не увеличивает и не уменьшает рейтинг вручную по просьбе пользователя.

Ответов 51
  • непостоянный
    непостоянный
    1 сентября
     

    Вполне может быть.

    Но это все гипотезы, настоящего мы никогда не узнаем, а следовательно это больше тема для спекуляций к сожалению. Да и многие южносибирские народы не были классическими кочевниками. Многие земледелием занимались. По археологии, как раз при возвышении древних уйгуров, начинают исчезать многие городища и культура оседлости. Тем более древние тюрки не были классическими кочевниками. Скорее горным народом, кузнецы и рудознатцы. Недаром в их могилах, находят жернова в женских могилах. Об этом многие пропускают или не хотят афишировать. Ну а сам древнетюркский язык, существовал еще до самих тюрок. Ведь и кыргызы Енисея, уйгуры и многие другие и тогда говорили на тюркской группе языков. Что то там произошло, скорее аридизация или другое климатическое. Ну а происхождение народа саха, так и останется больше спором и гипотезой.

    0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    1 сентября
     

    А что пишет ‘отец якутской истории’
    Сомоготто ?
    Цитата : По С.И. Сомоготто, оленескотоводство - особый древнейший хозяйственный тип. Оленей автохтоны Северо-Востока держали как универсальное транспортное средство. Именно олень, а не якутская лошадь, являлся основой основ всей хозяйственной жизни коренных насельников края. Олень выполнял функцию своего рода «экологически чистого вездехода», пребывая в полной гармонии с природой. Оленнескотоводческое хозяйство хотя и было по меркам техносферы «примитивным» и даже «варварским» (Ф.Энгельс), но жизнеспособным. И что самое главное - безотходным, комплексным, являя собой идеал, до коего технологии XXI в. ещё расти и расти. Структурными компонентами оленескотоводства являлись оленеводство, коневодство, собаководство, рыболовство, собирательство, охота и проч. Охотились на диких коней и лошадей также, как на лосей (сохатых) и медведей. Коневодства как отрасли не существовало. Прирученных лошадей держали на подножном корму, как и оленей. Искусственных лугов, характерных для земледельческих типов хозяйств, заботящихся о повышении плодородия почвы и культивации кормовой базы не создавали до прихода русских. Оленескотоводство, в трактовке Сомоготто, следует рассматривать и как культурный, а не только хозяйственный, феномен. Уникальный культурно-хозяйственный тип с необходимостью диктовал и коммуникативную составляющую - общность языков, их эстафету, а также сходство образа жизни на всей территории Северо-Востока. Главная концентрация поселений имела жёсткую ландшафтно-географическую, природно-климатическую привязку: поселения всегда находились у травяных рек с гарантированными выпасами и определёнными границами, конвенционально сложившимися между родовыми и племенными структурами, кровно-родственными образованиями (типа патронимий?) и, вероятно, каким-то типом сельских общин на право пользования угодьями - пусть иногда и в результате кровавых стычек и конфликтов автохтонных родов и большой семейств, определяющих человеко- и оленеёмкость без ущерба для ландшафта и заселяемых территорий. Прежде всего, в анклавах долины Туймаада и Лено-Амгинском междуречье, а также в зоне Нижнего Вилюя, господствовал диалект долганского языка, переделанный с грехом пополам в XVII-XX вв. в саха-язык.

    0
    • .
      .
      2 сентября
       

      Пан Гималайский, долгане вообще новый народ. Этногенез произошел буквально 100 лет назад. Они смесь тунгусов ненцев славян и якутов. Язык у них якутский. Но довольно много тунгуских угрофинских и славянских слов.

      0
    • Амб.А
      7 сентября
       

      Пан Гималайский, на якутских конях освоили весь Дальный Восток. Об этом говорится в официальных отчетах...

      0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    1 сентября
     

    Величайший историк Якутии
    Биографические сведения:

    С.И.Николаев-Сомоготто (1923-2004) - первый дипломированный учёный-этнолог из якутов, историк, религиовед, тюрколог; уроженец Акаинского наслега Нюрбинского района Якутской АССР (01.09.1923 г.р.). Окончил Мархинскую школу (1939); студент Вилюйского педучилища (1939-42); преподаватель русского языка в Вилюйском районе (1942-46); окончил Срезнеазиатский государственный университет (1946-51); директор Бердигестяхской средней школы (1951-52); аспирант института этнографии и археологии АН СССР им.Н.Н.Миклухо-Маклая (1952-55); защитил кандидатскую диссертацию на тему «Основные этапы этнической истории вилюйских якутов» (1955); научный сотрудник Института языка, литературы и истории Якутского Филиала Сибирского Отделения АН СССР (1955-82).

    Автор ряда научных монографий: «Эвены и эвенки юго-восточной Якутии», «Происхождение народа саха», «Обычаи народа саха», «Два язычества народа саха», «Народ саха», «Пища якутов (в свете соседних культур)», «Саха итэ5элэ» и др.



    СЕМЁН ИВАНОВИЧ НИКОЛАЕВ-СОМОГОТТО –
    историк, этнограф,
    автор концепции этногенеза якутов

    0
    • Численность эвенов .. . . . .  .
      Численность эвенов .. . . . . .
      20 сентября
       


      Численность эвенов в 1926 году всего лишь 738 человек.

      Численность эвенов :
      1926 год  ----- 738 чел.
      1939 год  ----- 3133 чел.
      1959 год  ----- 3537 чел.
      1979 год  ----- 5763 чел.
      1989 год  ----- 8668 чел.
      2002 год  ----- 11657 чел.
      2010 год  ----- 15071 чел.



      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8

      По сравнению с 1926 годом численность эвенов в 2010г выросла в 20,4 раз .
      По сравнению с 1939 годом численность эвенов в 2010г выросла в 4,8 раз .


      0
  • непостоянный
    непостоянный
    1 сентября
     

    Ну, отцом якутской истории, это слишком громко.

    Только вот термины оленеводства, совсем не якутские. Было бы автохтонное, то и термины должны и обязаны бытт самобытными, но этого нет. Сплошь перенятое у эвенов, даже самодийского нет, хоть там за уши старались перетащить многое как сахаралисты. Коневодство и скотоводство, даже в сказках, эпосе это подчеркнуто. Оленеводством тоже занимались, но там термины эвенские. Как ни странно, эвенкийских мало. Странно и то,что рыболовство тоже не сильно развито. Все зависело от природных условий, но вот, скотоводство и коневодство это основное. Было бы привнесение, то по терминам сразу прослеживается, это по всему миру так.

    0
  • 0тт0
    0тт0
    тувоз
    2 сентября
     

    Сомоготто под автохтонами имеет ввиду долган.
    Оленей автохтоны Северо-Востока держали как универсальное транспортное средство.

    Цитата:
    господствовал диалект долганского языка,

    Цитата:
    Сплошь перенятое у эвенов

    Чушь эвены это ламуты, лама это море, ламут житель приморского края основное занятие рыболовство.
    Оленей держали как универсальное транспортное средство. Вся терминология оленеводства тюркские заимствования.

    0
  • 0тт0
    0тт0
    тувоз
    2 сентября
     

    Эвены Оймякона генетически относятся к тюрко-монгольской ветви N-F4205
    Распространена эта линия больше на западе и севере Монголии у народностей баргут и хоро.

    0
  • непостоянный
    непостоянный
    2 сентября
     

    Ничего необычного нет.

    Любые народы, контактирующие издавна, перенимают друг у друга многое, в речи, хозяйстве и так далее. В якутскем языке, русских слов тоже много. Тоже перенимали земледелие, тип хозяйства и так далее. Это не означает, что от русских произошли. Тут многие забывают, что при вторжении другого народа, более развитого, многое меняется. Например был народ табаринцы, занимались земледелием. При приходе русских, бросили земледелие, стали охотниками и рыболовами. Таких примеров множество. Саха не утеряли, но и переняли многое, многие народы и племена меняются. Такое и сейчас происходит сплошь и рядом. Пример тому Окинава, ведь окинавский язык почти утерян. Лет 30 назад, еще живы были носители языка, но перешли на японский. Есть консервативные народы, сохраняющие свою идентичность.

    0
  • непостоянный
    непостоянный
    2 сентября
     

    Например,

    есть народ дауры, их нпт на исконных территориях. Бросили земледелие, полностью переселились в Маньчжурию, там и живут до сих пор. Например маньчжуры, свой язык утеряли, но считают себя маньчжурами.

    0
  • Не историк
    Не историк
    4 сентября
     

    А почему вы, историки, не ищете родства с индейскими племенами?
    Может быть и индейцы племен сиу, апачи и тому подобных - родственники Саха? Скажем так, бежали от междоусобных войн в Америку через перешеек

    0
    • Могул
      4 сентября
       

      Не историк, да, почему? Вот Пан пишет о Нюрбинских Тигиилээх сирэй. Это же чистые индейцы! Пан очень боится, что его натянут на барабан, а голову всушат и будут пить кумыс в его черепе! Череп каждый день умасливать будут! Хоть тогда Пан бросит пить и писать всякую хню, а?!

      0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    4 сентября
     

    Шитые лица ?
    Могул , скажи , где они ?
    Приедем и всех в мешок запихаем
    Ты говорил , мол они, как белки по верхушкам деревьев скачут ...
    Может они кенгуру 🦘
    Могул, твоя родословная имеет бесконечную историю
    То ты белка 🐿, то потомок Чингисхана , то кенгуру , то ногаец Нуралдин
    Кто ты ?
    Шитая морда?

    0
    • Могул
      4 сентября
       

      Пан Гималайский, шитые лица тоже есть, а как же! В детстве я чуток шел по деревьям! Тут нужны определенный порядок деревьев и высота! И ничего трудного нет! Раскачиваешься, и дерево выбрасвает на другое! Опасно конечно но иногда получаешь! Легенда о шитх м ранее слышали! Была песенка, чтоб заставить бурундука: - Дьирикинэй боотур түс, кииссиэх! Иногда срабатывало!

      0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    5 сентября
     

    Нешто истинный степняк , потомок Чингисхана , будет скакать по деревьям , как обезьяна ?
    Нет , Могул . Не степняк ты .
    Потомок Чингисхана , будет с утра до вечера коня объезжать .
    А не по деревьям лазить . Так шта , могул , придётся тебе , другую родословную состряпать .
    Типо , твой род идёт от Тарзана или там Маугли .

    0
  • нарот Нивхо
    нарот Нивхо
    6 сентября
     

    эрэбээтэ,ни о спорте,с коро учуоныя эвсе эсделаит браты Нивхо сказыт с лушая

    0
    • Могул
      6 сентября
       

      нарот Нивхо, ээ опять вижу радостную мордочку ФРантишьки братишьки! Слезай с дерева ФР!

      0
      • Галс-Галс уже спалился ... Он оказался сахаязычным полуэвенком-полубурятом, родившимся в чуме на берегу Северного Ледовитого... .
        Галс-Галс уже спалился ... Он оказался сахаязычным полуэвенком-полубурятом, родившимся в чуме на берегу Северного Ледовитого... .
        20 сентября
         

          
        Gals-Галя оказался сахаязычным полуэвенком-полубурятом... И, оказывается, Gals тоже отлично владеет якутским языком.. , как и полуэвенк Садык..

        Ранее первым спалился Садык , он оказался сахаязычным полуэвенком-полусреднеазиатом.
        Потом спалился и Gals-gals  : в диалогах с форумчанами он легко перешёл на якутский язык и начал писаать на якутском языке.

        Вот почему Gals-Галя одержим якутским народом и никак не может отклеиться от саха. .
        Gals родился в Якутии, в чуме посреди тундры.
        У него мать сахаязычная эвенка, поэтому Gals так хорошо пишет по-якутски, ведь он впитал в себя якутский язык вместе с молоком своей сахаязычной матери-эвенки.


        Итак , двое уже спалились.. Я думаю, третий "QazaQ Balasy" тоже неспроста одержим якутским народом.. Скоро тоже узнаем причину его одержимости...

        0
  • Могул
    6 сентября
     

    Хе хе, Криолинцев заблокировали! А еще пытается малахольный залесть в мой комп заблокировать! Кишка тонка малахольный!

    0
  • Туран
    Туран
    6 сентября
     

    Настоящие тюрки же сверхлюди. Батыры супермены. Сто батыров легко громила стотысячные
    армии византийских римлян и персов. И устраивались на новой территории выбирая самые
    красивые места. Там строили гарем. Сотни наложниц из гречанок. Армянок. В итоге возникали
    новые народы. На север может бежали один два батыра. Неудачники в борьбе за ханский трон.
    Тут подбирали себе наложниц из наиболее трудолюбивых и плодовитых тунгусок.
    За тысячу лет вырастал целый народ. Генетика об этом наглядно свидетельствует.
    Курыканы потомки живут на Малой Азии смешавшись с греками и сотней народов ассимилированных
    греками. На севере их родственники.

    0
    • Сиидэр
      Сиидэр
      6 сентября
       

      Туран, Где твой Садык ? Помер? Или ты с команды крио тоже? Замаскированный эвенк бродит под Казаха?

      0
      • Могул
        6 сентября
         

        Сиидэр, не команда, а стихийно создавшаяся шайка! Где верховодит Крио!

        0
  • Могул
    6 сентября
     

    Ээ молчит Пан, молчит в тряпочку Крио! Замолчали! Видать Крио решил не связываться со мной о чем свидетельствует предупреждение ангелочка с крыльями, который конечно он есть сам!
    Боится Крио за свои яйки уже! ха ха хаааААА!

    0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    6 сентября
     

    Бей Могула !
    Спасай историю Саха Сирэ !
    Сомо5отто даёт увесистого пенделя Могулу - белочке

    0
    • Могул
      6 сентября
       

      Пан Гималайский, хе хе, я смеюсь над писанинами Сомоготто! Правда долго смеялся, когда купил его книгу! Сперва хотел попросту выбросить, но затем пересилил себя, так как забавно было читать! Тогда я еще молод был, но все равно знал, что это чушь больного на голову человека!

      0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    6 сентября
     

    Я тоже , купил книгу Аристотеля « Метафизика « в Тель Авиве в 2013 году . 1940 год издание . На русском
    Читал с трудом , 4 век до нашей эры
    Но на Аристотеле построена вся современная Философия
    На Сомо5отто построена вся история
    Саха Сирэ
    Нравится тебе это или нет

    0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    6 сентября
     

    Остаётся спросить Могула .
    Что за книгу Слмо5отто он купил ?
    Какое издательство ?
    Бичик , ди ?
    Может помнит название ?
    Книгу Аристотеля , купил за 100 шекелей .московское издательство

    0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    6 сентября
     

    Могул , опять вешает лапшу
    Не верю , что он , читал Сомо5отто
    Крио , говорил , что Могул вообще , кроме Букваря , ничего не читал ...
    Ну разве , что инструкцию от таблеток против деменции

    0
    • Исследователь криолинства
      Исследователь криолинства
      7 сентября
       

      Пан Гималайский, загнул этот академик! Никакой истории Саха сирэ от Сомоготто нет! Может опубликовал кое какие статейки, но они не признаны никем! Так что Пан Гималайский успокойся! Я тоже кое что смотрел и действительно клоунада сплошная! Сомоготто да работал много, путешествовал по северам, но это не значит, что история якутов начинается там!

      0
    • Могул
      7 сентября
       

      Пан Гималайский, читал, читал! Мура одно и как только печатают это?! Вот сынка Крио не печатают и правильно делают!
      Всюду не пускают! Пускали бы, вот понапесал бы всякую хню, типа Лабынкырское чудовище и всякие сказы про революции и войны! Куча фейков было бы! Редактор Кыым Гаврил Гаврильевич правильно делает! На выстрел не пускает, ха ха хаааАААА! Крио ползал перед ним, ботинки целовал и все без толку!

      0
      • Могул
        7 сентября
         

        Могул, ну чтож Пан Гималайский в полном ауте! Думаю, что книжку Сомоготто кинет в топку и правильно сделает!
        Конечно в юные годы мог поверить, к тому же старик конфетки давал, но сейчас то, должен думать своей головой!

        0
        • Gals-gals
          Gals-gals
          Эрни
          7 сентября
           

          Могул, сын старого тунгуса начни с себя и прочти хоть одну книгу... А то везде затычка а ни хрена не знаешь о чем пишешь северная дремучая бестолочь)))

          0
          • 2020.Д
            2020.Д
            15 сентября
             

            Gals-gals, Галина вот же опять баба непутевая обзываещся,или для тебя это в привычку видать в детстве жестко зачмырили прости-Господи помоги этому грешнему встать на путь добропорядочный,а то и вправду психически очень сдал скоро может спрыгнуть вниз с балкона крикнув (Тунгусы идут)

            0
            • Gals-gals
              Gals-gals
              Эрни
              15 сентября
               

              2020.Д,)))) жалкий оленевод северных морей.. Свои проблемы не рассказывай с переносом на других личностей))) тебе тунгусоид нужно прежде всего к наркологу а потом к психиатру)))

              0
              • 2020.Д
                2020.Д
                15 сентября
                 

                Gals-gals, Меня не жалей,я счастливый человек,Потомучто желаю всем добра,благополучия не обзываю,не сквернословлю,желаю всем хорошего и тебе тоже хорошего только будь умнее,порядочнее,не обзывайся короче будь порядочным.позитивно старайся жить с коллективом не отдаляйса,ато бедный одного тебя вижу только.

                1
                • Gals-gals
                  Gals-gals
                  Эрни
                  15 сентября
                   

                  2020.Д, да мне как то все равно как ты живешь тунгусоид это не я о тебе думаю а ты обо мне=))) просто ты лицимерное существо не видешь как сам высеры делаешь и за своими земляка и этого не замечаешь... Но ярлыки пытаешься навестить))) указывать будешь тупым соотечественникам типа Могулки что и как писать... Потому оленевод арктический начни с себя если про нравоучения)))) ржу не могу с северной наивности некотрых тунгусоидов)))

                  0
                  • 2020.Д
                    2020.Д
                    16 сентября
                     

                    Gals-gals, А я вообще Ржу,как ты жмясь уголке спрятавщись от людей рвеш волосы от нервного припадка чуть не ломая средство свое писанины с воплями,смурлыканием отупевщись одни и те слова повторяеш спасти тебя надобно укажи свой алрес может успеют,ато и впраду прыгнеш держись.

                    0
                    • Gals-gals
                      Gals-gals
                      Эрни
                      16 сентября
                       

                      2020.Д, северная тунгусоидная бестолочь и твои фантазии можешь оленю под хвост засунуть.. Я в данный момент в Евпатории на море отдыхаю арбуз и персик кушаю с блондами))) а ты иди оленям хвосты крути тунгусоид арктический))) ржу не могу с оленевода недолекого)))

                      0
                      • 2020.Д
                        2020.Д
                        17 сентября
                         

                        Gals-gals, Да ну верю,где то в 17 квартале,или Сайсарах нервно соля сидищ,фантазируеш несбыточные мечты,Арбуз сами выращиваем,персики в теплице тоже растут дурачок нашел чем похвастатся,Откуда у тебя бабки хоть правда была бы бедненький,блонды и км не подпустять они чуют кого подпустить,профессора еще выше так что фантазии чуть уровнем пониже надовно это совет от Бывалого.5раз сьездил.

                        0
                        • Gals-gals
                          Gals-gals
                          Эрни
                          19 сентября
                           

                          2020.Д, )))))
                          image сегодня погодка подвела... А мне как-то наплевать веришь ты или нет ... Выращивай кабачки а теплице ))) Выращивай кабачки, какие нахрен у вас там персики? Ты наверное картошку с персиками путаешь ))

                          0
                        • Gals-gals
                          Gals-gals
                          Эрни
                          19 сентября
                           

                          Оленевод северный я не хвастаю а говорю что и как провожу время .. Пока Пока ты китайские арбузы и персики кушаешь.)))

                          0
  • Численность эвенов . . . .
    Численность эвенов . . . .
    19 сентября
     


    Численность эвенов в 1926 году всего лишь 738 человек.

    Численность эвенов :
    1926 год  ----- 738 чел.
    1939 год  ----- 3133 чел.
    1959 год  ----- 3537 чел.
    1979 год  ----- 5763 чел.
    1989 год  ----- 8668 чел.
    2002 год  ----- 11657 чел.
    2010 год  ----- 15071 чел.



    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8

    По сравнению с 1926 годом численность эвенов в 2010г выросла в 20,4 раз .
    По сравнению с 1939 годом численность эвенов в 2010г выросла в 4,8 раз .


    0
  • непостоянный
    непостоянный
    19 сентября
     

    Вы все чииали Сомоготто?

    Там про тунгусов мало написано. Он имел в виду оседлые исчезнувшие народы в центральной Якути в основном. Да и топонимику выводил с юкагирского языка, да именно одного из двух диалектов. Вы как к беллетристике отнеслись к его труду. Книга его замечательна, но рассчитанная для широкого читателя. В монографии то совсем другое. Он предполагал и совершенно верно по археологическим данным, что в древности здесь жил народы ориентированные на рыболовство. Тому свидетельство большие ямы для консервации рыбы, огромное количество рыболовных снастей. Охота была одним из видов хозяйства, хлебом для них была рыба. Но с появлением коневодства и скотоводства рыболовство отходит на последнюю роль. Археология только недавно стала развиваться и то многое нашли, скоро выйдут монографии этих исследований. До этого штучные находки были, да и по всему миру так. Скоро многое выйдет в свет.

    0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    20 сентября
     

    Скотоводство это только Кулун Атахская Культура (14-15) век
    До этого скотоводства небыло

    0
    • непостоянный
      непостоянный
      20 сентября
       

      Это пока спорное.

      В олекминском есть и находки скота, датированные 6-7 веками нашей эры. Пока оторожничают, ждут потверждения с других лабораторий. Датировку делают независимо во многих центрах,чтоб исключить предвзятость, не все же как Могул, галс-галс или однерка. Масштабных работ по археологии прка нет в Якутии. Обычно случайные, как было с могилой воина в Борисовке1. Найдут скоро, а ведь эвенские же находки в основном, хотя тоже спорное. Эвенками даже неизвестно, вот парадокс тоже, вроде родственные народы, а материальная культура разнится очень. Многие склоняются к версии юкагиров, может родственным им народам. Могли бы профинансировать на палеогенетику, многое прояснилось бы. Как ни странно эвенкийская культура поздняя, это по археологии хорошо прослеживается. Что за народы раньше жили, то покрыто мраком. Просто по инерции относят к эвенкам, эвенам, или с общим собирательным названием тунгусы. По якутским сказаниям тунгусов в центральной Якутии мало упоминается. Все больше хара саһыллар, сортуоллар, дьирикинэйдэр и так далее. Даже названия загадочные, но четко разделяют от тунгусов и способом хозяйства и разным мировозрением.

      0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    20 сентября
     

    Ну это гипотеза Гоголева
    Там временной промежуток 14-16 век
    То есть дорусский период
    Сомо5отто в отличит от многих , форумчан , знал несколько языков
    Узбекский и кроме якутского знал и изучал эвенский
    Вообще Сомо5отто действительно «Глыба» в якутской исторической науки

    0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    20 сентября
     

    А вот , что пишет о культуре малых домов Николай Сергеевич Кирьянов ( это последние данные на 2016 г)
    Рассмотрено предложение об исключении раннеякутской культуры «малых домов», открытой в 1940-е гг. А. П. Окладниковым, из периодизации средних веков Якутии в связи с тем, что все ее основные признаки (топография, постройки, керамический комплекс) присущи кулун-атахской культуре XIV-XVI вв. Отмечено, что раскопки поселения XV в. Айыы-Тайбыт в г. Якутске в 2016 г. позволили опровергнуть главный тезис уникальности культуры отсутствие в ее комплексе плоскодонных сосудов. Отсутствие в памятниках культуры«малых домов» костей домашних животных говорит об их периферийном характере ввиду естественной смены ландшафтно-экологической ниши с аласно-степной на таежную. Сделан вывод, что представителями этой периферии в кулун-атахское время были, по всей видимости, объякученные эвенки-оленеводы. В этой связи за понятием «культура “малых домов”» предлагается оставить только историографический аспект.

    0
    • непостоянный
      непостоянный
      20 сентября
       

      Это на основе одной находки пока.

      Кирьянов спешит часто, для такого предложения, нужны многие годы. Чтоб иметь материальное представление о некой географической территории, пока такого нет. Вот и Диринг-Юряхское, открытое Мочановым, тоже пока не принято. Найдут еще несколько, то тогда можно и поговорить. А пока это исторические находки, слишком локализованные в одном экземпляре. Понятно конечно быстрее сенсацию сделать, что многие грешат этим, но в серьезной науке такое не принимают. Нужны работы на долгие годы. Это сахаральщикам, однеркам, галс-галсам ляпнули и все ясно ихнему умозаключения, как и Могулу можно выводить все ахинею из чего угодно.

      0
  • Пан Гималайский
    Пан Гималайский
    20 сентября
     

    Могул , не надоело на Каму зе дурака валять ? На М &Жо под разными никами скабрезности писать ?
    А что ты знаешь о ранней Кулун Атахской культуре ?
    Не слышал ?
    Понимаю ...

    0
    • Защита
      Защита
      20 сентября
       

      Пан Гималайский, не лез куда не надо ты же отлично знаеш что идет большая работа,осталось немного уже книга в самом разгаре все по новой технологии что раньше 50-60 годах при СССР многое недествительно Лучще ты нам про свою Родину познакомь даже не поверил не один Напалеон Москву брал,Поляки тоже казывается,такой маленький народ,какие традиции,обычаи,происхождения,как сюда приехали,родители наверно,почему Пан наверно знатного рода,но короче все хорошее о своем народе

      0

Уважаемый пользователь!

В данном топике включена рейтинговая защита.

Для публикации нового комментария в защищенном топике необходимо войти в учетную запись и иметь рейтинг не менее -1000 ( Что это и как набрать рейтинг?)

Если у Вас еще нет учетной записи, можете создать ее здесь.

Эта мера помогает нам минимизировать количество нарушений правил.

Если у Вас есть вопросы, можете обратиться в поддержку через WhatsApp.

Обратная связь
Предложения и замечания