Топ пользователь Все
Награды
Топ пользователь
Топ пользователь
Алданский мятеж якутов и тунгусов против царской россии 1639-1642гг.
  412
Алданский мятеж 1639-1642гг.

В середине 30-ых годов XVII на территории Алдана на востоке Якутии, устремились так называемые русские промысловики, в США их называли трапперами. Занимались добычей соболя, и других пушных зверей.
Новые люди, придя на новые земли, нарушая древние законы и давно поделенные охотничьи угодья якутских и тунгусских родов, промышленным образом начали истреблять соболей, белок, горностаев и других, оставляя после себя фактически ничего. В то время пушнина на Сибири, была универсальным товаром, на него можно было обменять мясо, железо, скот и даже оружие.
Промысловики действовали группой «артелью» снаряженной купеческой гильдией. Дело в том, что по записи тех лет, можно увидеть, что сами русские охотники находились в кабальной зависимости от системы «покрута» найма охотника на пушнину. Мы видим в покрутских книгах, что в снаряжении таких отрядов, купцы тратили по 10-18 рублей, стоит заметить, что в то время, одна корова стоила 2 рубля. Это колоссальные деньги, того времени.
По системе «покрута» русские охотники, нанимаясь в отряды снаряженными купцами, должны были выполнить договор системы покрута, т. е. добыть столько то, пушнины в положенном сроке и попадали в кабальную зависимость у купцов. В случае не выполнение, этого договора купец обязан был, как долг взять в рабство женку охотника и его детей, до уплаты системы покрута.
Чтобы выполнить кабальную систему покрута и закрыть расходы похода, отряды промысловиков должны были добыть пушнины на сумму 30-50 рублей. Это привело тому, что леса фактически опустели, они уничтожали пушных зверей, столько, сколько якуты и тунгусы не добывали к себе за 5 лет. Началось снижение роста пушных зверей на востоке Якутии.
В результате таких действий недовольство местных якутов и тунгусов только росло. Особенно страдало не ясачное бедняцкое население, в документах их называют бескостные «балыкса» или «джаданы». От слова «балыксыт» рыболов, для которых охота на пушных зверей была средством выживание.

Особую неприязнь местных вызывала и грабительская натура самих русских промысловиков. Дело, в том, что как мы видим в документах, они фактически грабили бедняцкое население, угоняли у них скот, захватывали в плен их детей и требовали за них выкуп. За неуплату выкупа, есть запись, где пленного насильно крестили и продавали в рабство, особенно это процветало на территории Красноярского края, где была множество невольных рынков, где продавали в рабство захваченных плен от походов на бурятов, енисейских киргизов, остяков и других.

Мятеж.

К началу декабря 1639 года якут-бедняк по имени Оилга, собрав своих сородичей, среди которых были и тунгусы, под видом купцов пришли в Буталинское зимовье русских промысловиков и перебили там 10 человек. Еще 10 человек из того же зимовье, убили когда те были в промысле. После этого Оилга призвал всех якутов-бедняков и тунгусов, убивать каждого русского промысловика «Впредь де им русских людей побивать, которые по Алдану седят, промышленных из всех зимовий побить».
Так восставшие, собрав крупные силы, разделились на несколько групп и начали нападение на отряды промысловиков, поджидая их в лесу, "И люди те у них размечены были кому имянем промышленных людей побивать было".
Весной 1640 года восставшие сожгли несколько зимовий на берегу реки Алдана и Такдавы.
Восставшие так же жестоко расправились с так называемыми женками ясырками промысловиков и их детьми. Обычно в Сибири ясырками назывались, женщины, попавшие в плен во время набега русских казаков на местных племен. Их насильно крестили, некоторых продавали в рабство, других связи с нехваткой женщин, брали в женки.
В результате таких действий, восставшие фактически истребили промысловиков, лишь некоторым удалось сбежать оттуда. Те выжившие и рассказали воеводе П. П. Головину, о том, что на Алдане якуты и тунгусы, восстания подняли против царского режима.
Ответов 6 Написать ответ
  • Cherny_Baron
    Cherny_Baron
    Алексей
    16 августа
     

    Так Головин отправил для усмирение «не мирных якутов и тунгусов», карательный отряд во главе Кожевникова.
    Тут примечательно, тем что, мятеж якутской бедноты и тунгусов, не поддержали тогда ближайшие якутские феодалы, такие как Очеевы, Омолдоновы и Нарикановы.
    Весть о мятеже на Алдане против новой власти, стали сигналом в отдаленных районах Якутии и так тунгусы на севере убили и ограбили отряд Ивана Свечкова, на Вилюе участились нападение якутов и тунгусов на промысловиков. Один из таких крупных акций, это нападение якутов на зимовье промысловиков зимой 1640 года. Если смотреть по документам, то там, якуты убили 7 русских промысловиков и ограбили зимовье.
    Летом 1640 года карательный отряд Кожевникова разбил крупные силы восставших и узнал от пленных, что мятеж активно поддерживают якутские рода одейцев, баксинцев, коринцев и сыланцев, так же есть упоминание о майских тунгусах и ламутах. Сам Оилга в ходе стычки с отрядом Кожевникова был тяжело ранен и попал в плен. Его доставили в Якутск, где закрыли в тюрьме.
    Несмотря на разгром крупных сил мятежников, набеги якутов и тунгусов на промысловиков продолжались вплоть до 1641 года. Окончательно утихомирить якутов и тунгусов на Алдане удалось лишь в 1642 году.
    Зимой 1641 года последние силы восставших сожгли на Алдане, крупное зимовье русских промысловиков и убили там 9 человек.

    Лидер мятежа Оилга, находясь в тюрьме, украв нож, попытался сбежать и убил двух охранников, впоследствии был пойман и подвергнут пытками и в допросе лишь сказал о себе "Государева де ясака я не плачиваю, а я де худой человек рыболов".
    Оилга был жестоко казнен, его сначала кнутом 54 раза били, потом горячим огнем жгли, клещами пальцы и ребра сломали, лишь потом повесили.
    Несмотря на то, что мятеж удалось подавить в 1642 году, властям пришлось идти на крайнее уступки и послабление, ибо никто не хотел новых восстаний.
    Всего сколько убитых и раненых со стороны русских и якутов, тунгусов, есть лишь скудные источники. Например, мы не знаем, сколько якутов и тунгусов, было убито во время этого мятежа, но есть запись о потерях русских, и там нет точных данных. Данные разнятся от 50-100 убитых русских, в основном это убитые промысловики и почти 100-200 раненых.

    Автор: Николаев.

    Литература:
    • Якутские акты. Картон 188. Дело 2, с ста в 18 - 22, 24.
    • Материал об этом восстании см. Якутское областное управление. Столбец 1, л. 4, 5, 7, 15, 68 - 75.
    • Якутское областное управление. Столбец 1, л. 74. стр. 187
    • Токарев С.А. Очерки по истории Якутии. – Якутск: Государственное социал-экономич.изд-во, 1940. – 248 с.
    • Токарев. С.А. Общественный строй якутов. - Якутск, 1945. – 414 с.
    • Троцкий И. Некоторые проблемы истории Якутии XVII века // Колониальная политика Московского государства в Якутии XVII в. Сборник архивных док-в. – Л.: Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР имени П.Г.Смидовича, 1936.
    • Явловский П.П. Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени (1632-1914 гг.). 1 том (1632-1800 гг.). – Якутск: Изд-во «Якутский край», 2002.

    0
  • Cherny_Baron
    Cherny_Baron
    Алексей
    16 августа
     

    Оилга настоящий воин свободы для якутского народа.

    0
  • Могул
    16 августа
     

    Крио даже Айылга не знает! Ну историк кркнов! Пора уже на пенсию, хе хе, без выплаты пенсии!

    0
  • поляк
    поляк
    16 августа
     

    В описании Каменского имеются также краткие сведения и о захоронениях ангарских эвенков. «В земле умерших не хоронят, так как считают, что, она их не принимает. Только на деревьях они оставляют в определенных местах – на кедрах, если встречают остров с кедрами, или на соснах. Оставляют, уберегая от зверя, однако умерших часто сбрасывает росомаха – черный кудлатый, плохо пахнущий хищник, похожий на собаку и медведя» (стр. 384).
    Не будет преувеличением, если мы скажем, что до А. Каменского никто из бывавших в Сибири так подробно не описывал образ жизни ангарских эвенков.
    Затем Каменский перешел к описанию верхней Лены. «Там все тунгусы живут, от Олёкмы начинаются якуты, у которых языческая вера...» (стр. 385). Характеристику якутов А. Каменский дал явно: пристрастную. Но и в этом случае в его описании имеются некоторы любопытные подробности.
    Якуты – отмечал он – «имеют очень большие табуны коней и более всего – белых. Скота у них также достаточно. Разводят очень больших быков, носы у которых проколоты как у медведей. Есть у них так также и коровы: Все ездят на них, а едят коней... ходят... с луками, на голове носят капюшоны с журавлиными перьями (стр. 385 – 386). Зимой якуты, по словам Каменского, «ходят в оленьих и воловьих шкурах шерстью к телу, а другая шкура – навыворот». «В ушах носят серьги великие, как тарелки серебряные, на лбу носят круги, а на шее серебряные и медные обручи».
    Оружие якутов казалось Каменскому громоздким и странным: «луки у них большие, выше человека, а тетива из ремней» (стр. 386).
    А. Каменский подтверждал, что еще в середине ХVI в. якуты сами выделывали очень неплохое железо. «Железо, – писал он, – собирают по ленским берегам кучами, и оно хорошее, как сталь, но в ремесленниках нехватка, а потому справляются с ним как могут» (стр. 386).
    А. Каменского поражало богатство якутской фауны. «Там, – рассказывал он, – неслыханное множество зверей и птиц, но язычники не умеют их готовить, едят их как собаки. Самое большое – перья ощипают. У кого есть котел – тот варит, у кого нет – тот парит камнями в квашнях или корытах без соли» (стр. 386).
    Но особенно огорчало ревностного католика мировоззрение якутов: «Ни в чем не видят греха. Ни бога, ни веры...» (стр. 386). Эти сведения скорее говорят о том, что Каменскому не удалось собрать достаточно полного материала о духовной культуре якутов середины ХVII в.
    Далее Каменский повторял традиционные известия о северной «собачей стране»: «Там на море большие горы и люди дикие. Очень любят собак, которых имеют по несколько десятков и несколько сотен. Тот, кто имеет больше собак, – тот наибольший господин. На собаках ездят, их едят, в собачьих шкурах ходят и за дочерей в приданое дают собак... Собак ценят дороже соболей и других ценных зверей. Простой народ ничего другого не имеет, кроме собак» (стр. 386).
    Вслед за этим Каменский рассказывал о шаманах: «Язычники, идолопоклонники, чародеи, умеющие разговаривать с дьяволами, которые к ним являются в образах различных животных – певчих птиц, змей, воронов (кто во что верит) – и эти колдуны показывают их людям, а бога даже не знают. Эти люди живут у реки Ламы» (стр. 386 – 387).
    В ХVII в. рекой Ламой часто называют реку Охоту и, следовательно, здесь речь шла о шаманах у охотских эвенов. В пользу этого предположения говорит и то, что вслед за рассказом о шаманах в сочинении Каменского идет речь о поразительных рыбных богатствах реки Ламы. «И рыбы с моря идет много, а больше всего рыбы bоtki (?), которая поднимается вверх миль на пять и дальше не идет и которой набирают на целую зиму, она величиной с локоть, очень жирная. Пожив в этой реке, рыба эта худеет. Зубы у нее вырастают величиною в палец. Она так обдирается о камни, что у нее видны ребра, и она подыхает. И ее поедают белые лисицы (?), птицы, медведи, которых там великое множество...» (стр. 387).
    Это сообщение А. Каменского совпадает с тем, что о реке Охоте еще в 1646 г. Рассказывал участник первого русского похода на Тихий океан Н. И. Колобов: «А река быстрая и ту рыбу в той реке быстредью убивает и выметывает на берег и по берегу ее лежит много, что дров, и ту лежачую рыбу ест зверь»7. Н. И. Колобов указывал, что эту рыбу местные жители называли кета, что означало «горбунья». Возможно, слово «bоtki», искаженное «горбатки» (горбуша

    0
    • Крио
      Крио
      18 августа
       

      На кой ляд в теме о восстании Оилга рассказ об ангарских эвенках?

      Сейчас Могул здесь ещё начнёт рассказывать про то, из какой чашки пила чай его бабушка и какого цвета были сшитые ею для него, маленького Могульчика, штаны, да как он их в первый день порвал.

      0
  • Так
    Так
    18 августа
     

    Также новые темы нельзя создавать

    0
Ответ на тему: Алданский мятеж якутов и тунгусов против царской россии 1639-1642гг.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания