4 года на форуме Автор 3 уровня 1000 просмотров Все
Награды
4 года на форуме
4 года на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
1000 просмотров
1000 просмотров
Проблемы тренера
  135
Проблемы тренера
В этой статье (которая писалась только для тренеров) я обобщаю моё личное видение проблем у тренеров, которые я наблюдал в течении многих лет когда сам был тренером, а также когда работал спортивным психологом в сборных командах России. Буду предельно корректным, чтобы не вызвать обид и недопонимания, но при этом попытаюсь оказать помощь, в которой нуждаются многие тренеры желающие улучшить результаты у своих спортсменов.

К сведению — я занимался самбо и боксом, затем работал 12 лет тренером по боксу в ДЮСШ, далее уже 14 лет работаю спортивным психологом со спортсменами и тренерами (14 сборных команд РФ, подготовка к чемпионатам России, Европы, мира и Олимпийским играм).

Вводная часть — каждый из тренеров разный из-за: 1) особенностей строения головного мозга, 2) заложенных природой способностей, 3) полученного в детстве воспитания, 4) своего жизненного опыта, 5) усвоенных знаний и приобретенных навыков. Весь этот букет порождает тренерскую индивидуальность. Некоторые из перечисленных индивидуальных особенностей изменить невозможно (1-4), а некоторые (5) лишь можно слегка подкорректировать, тем самым помочь тренеру быть более эффективным в подготовке спортсменов, способных максимально выкладываться на тренировках и соревнованиях.
Я разделил тренеров по следующим качествам:
1.    Заложенные природой способности (структура мозга, тела, нервная система, функция систем и органов, и пр.).
2.    Полученный опыт (так среда, в которой был и есть тренер).
3.    Мотивация (стремлении реализоваться в своей профессии).
4.    Знания и навыки (общие и специальные).
1.ЗАЛОЖЕННЫЕ ПРИРОДОЙ СПОСОБНОСТИ
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности. Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т. д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т. п.). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Существует несколько уровней развития способностей: природные задатки — врожденные, генетически определенные анатомо-физиологические особенности мозга человека; одаренность — способности, которые дают возможность человеку успешно выполнять какой-либо вид деятельности; мастерство — подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности; талант — высокий уровень развития способностей; гениальность — высшая степень творческих способностей, которые оказывают влияние на развитие общества в течение многих лет.
Талантливых и гениальных тренеров мало, и это важно понимать, чтобы не надорвать себе пупок стремясь обогнать того, кто без особого труда достигает больших результатов. Важно осознавать, что ты может быть был талантливым спортсменом, но быть талантливым тренером — это совсем другое. Если это не понять, то тренер превращается в загнанную лошадь, которая иногда становится либо перепуганным тигром, либо несчастным шакалом, либо дохлой крысой. Определи свои способности которыми тебя наградила природа для тренерской работы, а затем развивай их в тренерской деятельности. И если у тебя недостаточно способностей для работы тренером, то лучше иди работать охранником — и заработаешь больше, и проживешь дольше, и не останешься в памяти своих спортсменов тем, кого они будут ненавидеть и проклинать всю оставшуюся твою и их жизнь.
2. ПОЛУЧЕННЫЙ ОПЫТ
Опыт — совокупность знаний и навыков (умений), приобретённых в течение жизни, профессиональной деятельности, и т. п. Опыт формируется не в результате обучения или абстрактных рассуждений, а под воздействием переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий (подробнее).
Опыт с одной стороны является нужным инструментом для формирования у спортсменов знаний и навыков для достижения ими высоких спортивных результатов, но и может послужить отрицательным фактором, делающим тренера похожим на барана, пытающегося пробить своей головой каменную стену. Если же к опыту добавить гибкость мышления, аналитические способности, желание и умение учиться новому и плюс везение — то такой тренер может достичь намного большего, чем он имеет на данный момент.
3. МОТИВАЦИЯ
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением тренера или спортсмена, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость (подробнее).
Мотивация бывает осознаваемая (тренер понимает ради чего он тренирует) и не осознаваемая (тренер не понимает что им движет на самом деле). Я встречал несколько осознаваемых мотивов у тренеров: 1) подготовить спортсмена, способного максимально реализовывать свой потенциал в тренировочно-соревновательной деятельности, 2) заработать денег. Из не осознаваемых мотивов список может быть длинным: 1) чтобы спортсмен достиг того, что не достиг я; 2) чем-то же надо заняться с моими скудными знаниями; 3) поменьше видеть жену; 4) возможность ездить по стране за счет спортивной организации; 5) доказать своему бывшему тренеру, что я лучше его; и т.п.
4. ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Зна́ние — результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием мы чаще всего имеем в виду отражение действительности в мышлении человека.
На́вык — способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности — навыка.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов (подробнее).
Трениро́вка, тре́нинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Можно даже сказать, что это своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного или отрицательного подкрепления формируются нужные условные рефлексы, помогающие спортсмену достигать наивысших спортивных результатов, на которые он способен.

К сожалению, большинство тренеров не обладают необходимыми знаниями и навыками для работы тренером, хотя и имеют дипломы и даже научные звания. Причиной этого являются: 1) отсутствие способностей (так сказать: «Бог обошел стороной»); 2) отсутствие знаний и навыков, которые небыли получены в полной мере при обучении в школе и ВУЗе; 3) Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста; 4) неверные суждения относительно выполняемой деятельности и окружающей реальности; 5) отсутствие правильных шаблонов реагирования в стрессовых ситуациях; 6) криминальные наклонности; 7) прошлый опыт, которые подавляет активность и способность усваивать новое; 8) сложность в планировании своей жизни и деятельности; и т.п.
Нужно понимать, что некоторые тренеры просто не способны выполнять свою тренерскую деятельность по психофизиологическим причинам (ЗПР, неразвит мозг, нарушены функции отделов мозга, негативный прошлый опыт, криминальные наклонности), а поэтому требовать от них что-либо — это лишь злить этих людей, и затягивать процесс подготовки спортсменов. Поэтому более разумно уметь определить таких тренеров, и знать, как с ними общаться так, чтобы оградить их от влияния на спортивный результат. Определить таких тренеров можно по следующим признакам: 1) не хочет и не может учиться; 2) говорит только о финансовой выгоде; 3) речь безэмоциональная, монотонная и неконкретная (ни о чем); 4) в конфликтах использует угрозы физической расправы; 5) хочет делать только сам, и не обращается за помощью к специалистам; 6) отрицает необходимость выполнения своих должностных обязанностей, планирования и контроля своей деятельности; 7) агрессивная и истерическая реакция на критику или указание на то, что надо изменить.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ТРЕНЕРУ, чтобы быть более эффективным в подготовке спортсменов
К этому пункту обычно дочитывают те тренеры, которые обладают природными задатками, умением учиться и познавать новое, мотивированные на получение спортивного результата от своих подопечных.
Изучить и довести до навыка:
1.    Методы формирования условного рефлекса, т.к. это основа тренировочного процесса.
2.    Способы коммуникации со спортсменом в разных эмоциональных состояниях, т.к. в разных эмоциях разное восприятие и реагирование.
3.    Способы мотивации и стимуляции используя не осознаваемые механизмы спортсмена, т.к. чаще всего мотивы спортсмена находятся на бессознательном уровне, и именно бессознательные механизмы сильнее воздействуют на поведение, нежели сознательные.
4.    Способы устранения прошлого негативного опыта, который искажает восприятие и принуждает спортсмена к неадекватным действиям и реакциям.
5.    Проясните для себя суть своего вида спорта (функцию), так сказать саму сердцевину, т.к. не зная этого вы не сможете правильно спланировать тренировочный процесс.
Важно:
— устрани у себя страх конкуренции со стороны специалистов, которые помогают тренеру, и по факту являются твоими советниками: доктор, массажист, спортивный психолог, методист, диетолог, спортивный администратор и менеджер, и т.п.;
— прекрати мыслить недостатком денег, что приводит сначала к жадности, а затем к скупости, которая оборачивается тем, что не вложив вовремя несколько тысяч р
Ответов 0 Написать ответ
Ответ на тему: Проблемы тренера
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания