Уважаемые пользователи,
теперь, чтобы создать тему или оставить комментарий, необходимо авторизоваться и подтвердить номер телефона.
Это позволит сделать атмосферу на форуме более дружелюбной.
Род Борджигин может переводится только с саха языка. Вот варианты.
сака  -    4868
Цитата:

Оidоv 6 ноября 2012

Баргузинская долина в Бурятии , наверное позднее название ?

Буряты были частью монголов , а также урянхай . Поэтому наверное , монголы , не могли юг озера Байкал , назвать страной Барга Баргуджин . И род Борджигин - Борддьигын , имеет смысл на языке саха . Это бордо5 - цвет нагретого железа , дьигын - звание , титул . Бордонцы пришли с Витима . Интересно , знаменитый , баргузинский соболь , в Баргузинской долине водится ? Кто знает ?

Оidоv 6 ноября 2012

Забыл добавить : Род Баргузин , есть в Вилюйском улусе . Посмотрите в архивах , там должно быть .

Бордонцы в Нюрбинском улусе , это и есть след с юга , то есть реки Витима , о племенах , периода ЧХана , уже писал раньше .

Могул 6 ноября 2012

Oidov

Если уж и в архивах есть такое, то ваше утверждение верно и подавно. И чисто реально, не может быть такое, что очень большой род не может образоваться изолированно в центре, и пойти обратно. К тому же в Витим, Бодойбо Нюрбинцы даже ходили пешком, и до Ессея тоже. Не случайно, Р. К. Маак в своей работе "Вилюйский округ" включил и озеро Ессей. Так что Бордонцы имели проторенную дорогу, им легче и выгоднее было ходить туда, чем в Якутск. И не случайно приленские якуты называли Вилюй ГЛУХИМ, он просто был закрыт для них. А Бордонцы видимо покинули центр империи ЧХ, наверное, после смерти ЧХ, когда разраставшиеся чингизиды стали делить империю. И оплот империи БОРДОНЦЫ им стал уже не нужен! И они накинулись на них со всех сторон. Интересно, есть бордонцы (борджигины) в МНР? Может не все ушли?

Могул

Так и думал, нету в МНР БОРДОНЦЕВ (БОРДЖИГИНОВ)! Род обожаемого монголами кагана Чыҥыс Хаана там нету! Они в Якутии! Так то вот.


Могул 6 ноября 2012


В общем, у меня укрепилось такое представление.
Не буду распространяться о временах САХ (САХ са5анаа5ыны), хотя и начал с этого(Sacae, карты Птоломея, Эратосфена, Арии).
Күөх Тюрки.
Среди покоренных ими народов нет Саха. Значит Саха есть титульная нация этих Тюрков. После падения империи, предки ЧХ Бордонцы (Борджигины) по рекам Орхон и Онон перекочевывают в сторону горы Бурхан Халдун, возможно они это делали не раз. Далее двукратно создают империи, так как имеются два кагана. Они опять распадаются. Бордонцы ко временам рождения ЧХ кочуют по степям Прибайкалья и долинам рек Орхон и Онон. Находятся все время в состоянии войны. Рождается ЧХ со сгустком крови в ладонях. Отец мечтающий объединить весь народ Йеха Монгал дает своему сыну имя Түмэччин (объединитель). Түмэччин растет с идеей этого объединения всех родов Йеха Монгал. Он знает историю, изучает причины их падения и возвышения. Он знает, что главная причина ПРЕДАТЕЛЬСТВО и ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО ЗАКОНА.
И вот он со своим побратимом Джамухой в деталях обдумывают как все это сделать. Прежде всего надо было объединить своих и отделить ненадежных, то есть потенциальных предателей. Джамуха решает ради великой цели пожертвовать собой! И он этому будет верен до конца! И отводит себе БЕЛУЮ КОСТЬ. А с Түмэччином уходят ЛЮДИ ДЛИННОЙ ВОЛИ. И они побеждают белую кость (не без помощи Джамухи). Дальше как было известно.
Оказывается Чингизхан из рода Йека-Монгал. http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=20822235&qf=19997298&qs=66377278


Цитата:

гыгы999 2 декабря 2012

Канчи Хаан.

У Пекарского
Ханчаһын киһи человек который сам не в состоянии добыть для себя пищу (баайаата булан аһаабат)(слишком богат чтобы кушать).
Вот он наш СЕВЕРНЫЙ ЦАРЬ во времена Хана Хубилая.
Так что тюрки умели управлять собаками и оленями в те времена. Это не прерогатива малых народностей, ломаем Могул стереотипы. Белых медведей знали YРYҥ ЭҺЭ.
ТЕПЕРЬ ЗНАЕМ НАШЕГО ПЕРВОГО СЕВЕРНОГО ЦАРЯ (НО НЕ У САКА)ВО ВРЕМЕНА ЦАРСТВОВАНИЯ ХУБИЛАЙ ХАНА.
СПАСИБО МАРКО ПОЛО.
448 Канчи (Кончи, Кайду). Речь идет о Кончи, владетеле восточной половины улуса Джучи, старшего сына Чингисхана; Кончи был внуком старшего сына Джучи. Главная ставка этих владений сначала находилась в северной части Семиречья, впоследствии была перенесена к низовьям Сырдарьи (Б.).

Могул 3 декабря 2012

Гыгы999

Именно так Гыгы 999! Мы нашли своего царя в лице Ханча хаана!
И этот вывод оказывается подтвердили генетики!!!(топ о Курыканах, см Оффен).
Первыми в Якутию прибыли 100 - 150 человек после падения Күөх Тюрков, а это должна быть элита Якутов, поскольку произошла только смена власти. Второй массовый поток произошел после развала империи Чынгыс хаана, о чем я предполагал в твоем топе по Йека Монгалам, и иных топах тоже.
Таким образом, наши предположения о том, что Бордонсы есть те же Борджигины, которые есть племя Чынгыс хановых предков полностью подтверждились! С чем я поздравляю тебя и себя конечно!
Надеюсь, что на этот раз ты примешь это!
Да, Гыгы 999, стереотипы СЛОМАНЫ!!!

гыгы999 3 декабря 2012

Пойдем с этой стороны Могул.

Цитата:
Улус Джучи, самоназвание Великое государство (самоназвание на тюркском Улу Улус[1]) в русской традиции — Золотая Орда — средневековое государство в Евразии.


Улуу Улус-это же ВЕЛИКИЙ УЛУС.
Пекарский- УЛУУ-большой, необычайно большой, великий, грозно-великий,страшный; почтенный,уважительный; важный, священный.
У Пекарского, Улус-обширный родовой союз, ведомство в котором соединены несколько наслегов; улус, волость (бис, дьон, аймах); ОБЩЕСТВО.
Указал, что у монголов "улус"-народ,люди, государство.

Цитата:
В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи[2].
В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.
С 1312 года государственной религией стал ислам.
К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
УЛУС ДЖУЧИ.

image
ПРАВОВОЕ ПОЛЕ УЛУСА ДЖУЧИ В МОГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ 1224 ГОДУ.
http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/41581/normal_42_pravovoe_pole_ulusa_djuchi..jpg

гыгы999 3 декабря 2012

Золотая ОРДА.

А ВОТ МОГУЛ И НАШЕ ПЛЕМЯ))))

Цитата:
Бату (ок. 1208 — ок. 1255), сын Джучи, (1227 — ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235—1241)

Скрытый текст
Топ о Йека-Могалах себя исчерпал, поэтому теперь перехожу на Марка Поло и историю. http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=21368365&qf=19997305&qs=66377278
Ответов 64
  • сака
    26 апреля 2017
     

    Цитата:

    1 19 апреля 2013

    Борджигины - борогонцы

    Сотту, йотту - ойраты
    Туматы - тувинцы
    Кераиты - кэрэьиттэр
    Меркиты - бэргэттэр
    Найманы - намнар


    Ураан 19 апреля 2013

    Бодончар был , слыл Мунхалом , то есть видать , не уважал . . .

    Поэтому ему , видать не дали земель , в этих землях .

    Ураан 19 апреля 2013

    Спор империй России и Китая . На счет владений земель империи ЧХана .

    Получается Китай был не прав . Ссылаясь на историю халка монголов , как Оффен . Родина предков Чхана - Забайкалье . Поэтому востали уранхай - урянхай против чингизидов и кyлyков , когда они перенесли главную ставку на юг . Востание продлилось 14ать лет , большинство родов ураанхай и урянхай переселено , и распределено среди монгольских туменов и родов , с целью ассимилировать . Также их лишили истории и гордого имени Ураанхай , назвав по монгольски Оборванцами - разорванными .

    Могул 20 апреля 2013

    1, БОРДЖИГИН= ДЬИҥ БОРДОН, а в остальном не имею возражений.


    Ураан 20 апреля 2013

    В произношении и написании Ж это Дь . Пример : Ожулун - Одьулуун , Жархан - Дьархаан .

    Поэтому наверное правильно - Борджигин - Борддьигин , БордоН - цвет нагретого железа (" рыжий ") , дэгин - (правый ?) - видать берег ?, или дегин (вождь ?) .

    Ураан 20 апреля 2013

    В произношении и написании Ж это Дь . Пример : Ожулун - Одьулуун , Жархан - Дьархаан .

    Поэтому наверное правильно - Борджигин - Борддьигин , БордоН - цвет нагретого железа (" рыжий ") , дэгин - (правый ?) - видать берег ?, или дегин (вождь ?) .

    Ураан 20 апреля 2013

    Борджигин , это род . Баргужин , это местность .

    Вероятно Могул перепутал эти слова . Барга Баргужин - страна местность - Бар5а Баргу дьиН , перевод делали , для саха и так понятно . Саха также знали слово Могол - Моголи , ВЕРСИЯ : вероятно в письменности ИЛ ОГОМ - ВЕЛИКОЕ ДИТЯ , если читать справа на лево .

    Ураан 20 апреля 2013

    Вероятно в Забайкалье , по правому и левому берегу рек , Витим и Олекма ,

    Жила часть родов ураанхай саха . И было ДВЕ БАРГУ . Одна из них ДьиН - НАСТОЯЩАЯ . Бар5а - щедрая , изобильная . Может выращивали злаковые ??? , и там была земля лучше ? Одно ясно , дьэгин - левый берег . Тогда " рыжие " - БордоН , жили на левом берегу той реки , с плодородными почвами . Вот откуда , знание зерновых , земледелия и кузнечества , у их потомков ?

    Как Монгол оказался почти 400 лет назад в Чурапче?! http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=23275760&qf=19997440&qs=66377278

    0
  • сака
    26 апреля 2017
     

    Цитата:

    гыгы999 16 февраля 2014

    Здесь видно как халхи записали туматов под себя.

    Скрытый текст

    Цитата:
    Туматы (монг. хорь-түмэд — 20 туметы, 20 10,000; хори-туматы) — монгольское племя, упоминаемая в письменных источниках XIII—XVII веков, обычно в паре с хори (хори тумат), но в отдельных случаях («Сборник летописей» Рашид-ад-дина) туматы указаны отдельно, хотя и в географической близости от хори.


    Они не знают, что такое ХОРО, впрочем как и буряты, а тем более ТУМАТ. Современные потомки Туматов находятся в основном у тюркоязычных народов. В Якутии было два поселения Тумат, один в Усть-Янском , другой в Булунском районах.

    Считаются, что это род Борджигинов, но что означает их этноним, никакой народ, кроме Саха не объяснит. Кстати Алан-Гоа, никто из монголов и бурятов не сможет объяснить, что означает приставка ГОА, только у Саха в фольклоре осталась это приставка к красивым женщинам КУО.
    лекс 17 февраля 2014

    возможно кият - это монголизированное название племени кайи (видоизмененное название канглы)

    + обозначение множественного числа "ят"("ут")

    Эртогрул - тюркский правитель (представитель огузского племени кайи) отец основателя Османской династии Османа I. Правил с 1227 года на территории, получившей название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют.
    Эртогрул был сыном Сулейман Шаха. Когда его отец умер (утонул в Евфрате), Эртогрул принял власть над подчинявшимися ему племенами кайи. Румский султан Кай-Кубад I пожаловал ему удел возле Анкары.
    В правление Эртогрула начинается постепенное усиление кайы.
    После смерти Эртогрула власть перешла к его сыну, Осману I, основателю Османской династии, и первому монарху Османского государства.


    лекс 17 февраля 2014

    из этого можно сделать вывод что многие тюркские племена омонголивались и наоборот

    а также с усилением манжур оманжуривались и наоборот,конечно не все а какая-то часть

    лекс 17 февраля 2014

    еще можно сделать вывод что кайи = канглы= кият

    это часть племени саков проникшая на восток и омонголившаяся

    А борджигин ,скорее бӨрӨ тыгын


    nathan 17 февраля 2014

    "Тибетские источники по истории монголов"

    На севере, начиная от Джурчида и кончая Халхой, живут северные монгольские народы — Халимаг и Бурят. На их землях есть большое море Байкал. На его берегу — гора Бурхан-Халдун. Это — место, где жил первый хан из рода Чингис-хана — хан хор-монголов Буртэ-Чино. Говорят, что и сейчас есть следы поселений его народа. В Бурятии есть западных 20 хошунов и восточных 20 хошунов. Везде у них учреждены дацаны, есть тантрические общины монахов. Та расположены города под подданством России, например Иркунское (Иркутск). На севере лежит Сибирь, в которой живут люди, почитающие духов и исповедующие ислам. Там течет с юга на север одна из самых больших рек Дзамбутива Эна, или по-монгольски — Онон, а по-китайски — Хэйсэй-хэ (Лена?) и впадает в Северное ледовитое море. На ее берегу стоит русский город Олусхаманское. На западе — ойраты и казахи, на севере от них много земель, занятых народом казаки, которые говорят по-русски и исповедуют христианство. Там находится город Омск, на западе от него — большая река Обь и снежные горы Урал. За ними — материк Европа.

    Могул 17 февраля 2014

    Вот у Лексуса, оказывается, интересная трактовка БОРДЖИГИН.

    БОРДЖИГИН=БОР+ДЖИГИН=БӨРӨ+ТЫГЫН!? Похоже и по смыслу подходяще!, ибо по
    ССМ Борджигин считается царственным родом.
    Тогда БОРДОҤ что?
    БОРДОҤ=БОР+ДОҤ может это БӨРӨ+ТОҤ, то есть отунгусившиеся БОРДЖИГИНЫ?!

    oidov 17 февраля 2014

    Могул, вы сами кто? Ж это Дь Жархан - Дьархан, Ожулун - Одьулуун.

    Борд жигин, .Борд остается в сокращенном Бордоҥ.
    Жигин это Дьигин или Дьегин.
    Трактовка Бор жигин не подходит, так как буква Д изчезает тогда.
    Баргу жин это Баргу дьин или дьиҥ. Баргу настоящая, видать Баргу было две.
    Одно из них Барга Баргужин -.Барҕа Баргу дьиҥ.
    Эта страна, упоминается в сказании у монголов . и все :-) :-) :-)

    Специально для сунтарцев пишу, что туматы-тюрки http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=27551666&qf=19997503&qs=66377278

    0
  • сака
    26 апреля 2017
     

    Из Википедии:

    Цитата:
    Борджигин (по версии Рашид ад-Дина «синеокие»; по другой версии — от слов бөри «волк» и тэгин «принц» ; монг. Боржигин) — монгольский род (обок), основателем которого источники называют Бодончара, младшего сына Алан-гоа, прародительницы монголов-нирун.
    Из рода Борджигин впоследствии выделились многие известные роды, такие как Тайджиут, Чонос, Барлас и другие, все эти рода входят в Союз четырёх Дурбэд , в этимологии этих родов слово Бор - это серый цвет если дословно, но оно и подразумевает и такое понятие как чистый, благородный, лучший, что наверняка отображает смысл рода Бор_жигин.
    Основателем рода Кият был Хабул, первый общемонгольский хан, прадед (элэнчэг) Чингис-хана. Внук Хабул-хана Есугэй-багатур основал род Кият-Борджигин. Все потомки Есугэя, в том числе и его сын Чингисхан, принадлежат к роду Кият-Борджигин.


    Цитата:

    nathan 05:59

    Э.Пекарский про Бор тыгынов.
    Смотреть внимательно.
    Не писать очевидную чушь из разряда... железо красное, земля, вода и т. д все это очевидно, и исходит из тюркской геосимволики.
    Нас интересует лишь первое словообразование а именно Бор, про тыгын-дыгын думаю расписывать излишне.

    image 1) Бордо Мурун=эпитет духа огня. (Пекарский)

    Сокровенное сказание монголов.
    § 21. Каждую ночь по свету, проникающему через щель в дымнике, приходил блистающий желтый человек. Он гладил мне живот, и его сияние проникало в мой живот. Когда он уходил, то, как желтая собака, он взбирался по лучам солнца и луны.

    nathan 06:05

    nathan, “Үрүҥ Уолан”

    Ярко изложено описание духа-огня “кыра бырдьал тойон, быыра –бырдьал- хатын, дабый дархан, дархан туһу, күн чаҕаан, хатан дьолуо, хаҥардастаах торооско, хатан байба, хахай саҥыйах, кыырыктаах кымньыылаах, төлөннөөх торуоскалаах (трость- В.О.), бордо мурун, бодо борбуй, уора дьаасын, аал уот иччитэ Аан-Улаханы эһэм, Аан-Сабаҕа-хатын диэн ааттаах-сололоох буолууһу”

    0
  • сака
    26 апреля 2017
     

    Моя версия была Буор Дьон=Землекопы, по иному рудокопы.
    Мы знаем из версии саха сакрала про Буор Уус=Прусы, Боруссы - возможно как земледельцы.

    Но Натхан конкретно нашел слово Бордо Мурун-Дух огня.

    Потому непонятно, что первично, что вторично.

    0
    • сака-могул
      26 апреля 2017
       

      сака,

      Цитата:


      гыгы999 17 февраля 2014

      Посмотрел по сл. Пекарского.

      БОР=1) дюжий, крепкий Пор.; легко выносящий холод; бор ат лошадь , жрущая все и скоро поправляющая, потому что скоро ест; оҕобун таҥаһынан саппапын-бор буолан үэрэннин ребенка своего я не укрываю одеждою - пусть привыкает переносить холод.
      ДЬИЭГИНИИ=1) не устанавливаться на чем-нибудь одном, воплашываться, быть беспокойным, непомерно резвым, повесничать, Ник.; дьиэгэнийэн да киһи-бөҕө! ну, и беспокойный же ты человек!
      БОРДЬИЭГИН значит дюжий, крепкий, переносящий холод, беспокойный , не останавливающийся на чем-либо одном резвый человек.
      Вот от таких предков ЧХ генно получил всю свою невероятную способность, завоевав почти весь мир.
      0
      Ответить
      гыгы999
      гыгы999 17 февраля 2014

      Походу Бургунцы из того же поколения.

      БУР=аллетирующая частица, усиливающая знчение прилагательного: бур буруолах предымный.
      ДЬИЭГИНИИ=1) не устанавливаться на чем-нибудь одном, воплашываться, быть беспокойным, непомерно резвым, повесничать, Ник.; дьиэгэнийэн да киһи-бөҕө! ну, и беспокойный же ты человек!
      Или БУР ДЬОН (фр. Burgondes)-сверхчеловеки.

      Цитата:
      Бургу́нды (лат. Burgundii, фр. Burgondes) — древнегерманское племя. К началу нашей эры бургунды обитали, предположительно, на севере Европы, а затем это племя переместилось к югу и западу.Этническая принадлежность[править | править исходный текст]

      Оксивская культура хронологически и территориально совпадает (по Тациту) с готтонским «коленом» германцев (древнейшие бургунды, вандалы, готы). Некоторые исследователи указывают наряду с готами на ругов как на носителей оксывской культуры[1].Археологические раскопки поселений бургундов связывают с оксивской археологической культурой, распространённой на территории Бранденбурга, Восточной Померании и собственно лужицкой областью, на восток от Вислы. В Сарматии, южнее готов, согласно Птолемею, обитали фругунды, возможно, ветвь бургундов, которые присоединились к готам, опасаясь вандалов. Историк Зосима (V век) упоминает народ уругундов, при вторжении варваров на Дунай в 256/257 году. Эта восточная часть бургундов была расселена в пределах Азовского моря, где была ассимилирована гуннами, после того, как последние полностью вытеснили оттуда готов в 291 году. Нужно исходить из того, что переселялись только небольшие группы, а не целиком народы. В случае успеха создававшие союзы с названием восходившем к основному или более известному ядру, как готы, бургунды и т. д. Х. Вольфрам предполагает, что такие крупные народные объединения возникали только вследствие военных столкновений с Римской Империей


      гыгы999 17 февраля 2014

      Л. Мюссе

      Цитата:
      Мюссе, Л. M98 Варварские нашествия на Европу: германский натиск/ Люсьен Мюссе; пер. с фр. А. П. СаниноЙ. — СПб.: Евразия. 2008.-399, [17] с. С: Ист.би6л.(84); ISBN 978-5-8071-0184-6 Cepийное оформление С.Е. Bласова С: Ист.би6л.(новая); ISBN 978-5-8071-0249-2


      Цитата:
      мы не можем сказать ничего, кроме того что некоторые восточногерманские народы, главным образом бургунды, выказывают несомненные признаки смешения с монголоидными народами. Очень широко распространенный в первые века нашей эры обычай кремации лишает нас материала, относящегося к самым древним периодам. Экономическая жизнь была очень разнообразной. Все германцы были знакомы с оседлым земледелием, однако саксы и фризы, чьи жилища располагались на высоких пригорках посреди влажной равнины, занимались разведением крупного рогатого скота. Лесные германцы практиковали подсечно-огневое земледелие, без сомнения, коллективное. стр.22


      Могул 17 февраля 2014

      Да, Гыгы999, БОРДОНЦЫ и там занимались скотоводством и земледелием.

      Борджигины кто такие? http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=27555494

      0
    • nathan
      26 апреля 2017
       

      сака, Бордон ...серый дым, дым проводник между мирами.
      Так же серый эпитет волка, ну а далее всем понятно.

      0
  • сака
    26 апреля 2017
     

    Вот бурятская версия, но воросы решают в основном по родословию, этимология слов не их конек.

    Цитата:
    Образование монгольского рода борджигин
    Зориктуев Булат Раднаевич
    Средневековые монголы состояли из двух больших этнических групп — дарлекин и нирун, на основе которых произошло формирование современного монгольского народа. Сложение дарлекинской группы началось в середине I тыс. н. э. на правом берегу р. Эргунэ в местности Эргунэ-кун, а завершилось ориентировочно к середине X в. в Трехречье (истоки Онона, Керулена и Толы) (Зориктуев, 2011: 66). В ее состав входили роды и племена нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут, кингит (Рашид ад-Дин, 1952а: 78). Все они имели единое имя монгол, а их общим предком был Бортэ-Чино.

    Предложенная дата — середина X в. — выведена в результате анализа родословной Чингис-хана. Она состоит из двух частей. Корень и ствол родословного древа составляют предки Чингис-хана из рода чино (нукуз), являвшегося основным в составе дарлекинов. Крону родословного древа составляют образовавшиеся после середины X в. от рода чино, вследствие его разрастания, нирунские роды и племена, среди которых ведущее место занял род борджигин. К нему принадлежал Чингис-хан. Нируны унаследовали от дарлекинов их древнее имя монгол.

    По «Сборнику летописей» род борджигин возник от одного из сыновей Алан-гоа Бодончара. «…Чистый род [насаб] Чингиз-хана восходит к нему», — сказано в источнике (Рашид ад-Дин, 1952б: 14). Эту же мысль при переводе «Тайной истории монголов» (далее — ТИМ) провел С. А. Козин: «Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин» (Козин, 1941: § 42). Однако в монгольском оригинале текста источника данное предложение звучит иначе: «Bodončar Borjigin oboqtan boluba» (там же: 206). В нем нет слова ebuge («предок, родоначальник»), как, к примеру, в 40-м, 41-м, 44-м параграфах, при помощи которого летопись доносит до читателя, что Чжадарадай, Бааридай и Чжоуредай стали родоначальниками родов чжадаран, баарин и чжоуред («Jadarano ebuge tere boluba», «Baarino ebuge tere boluba», «Jaoured-un ebuge tere boluba») (там же: 206–207).

    На этот момент обратил внимание У. Эрдэнэбат. Подвергнув справедливой критике работы Д. Гонгора, которые в немалой степени способствовали закреплению в научной литературе ошибочного взгляда о Бодончаре как основателе рода борджигин (Гонгор, 1978: 6), он предложил пересмотреть подходы к решению вопроса о происхождении этой этнической группы. По его мнению, родоначальником борджигинов надо считать не Бодончара, а более дальнего предка Чингис-хана Борджигидай-мэргэна. Что касается Бодончара, то У. Эрдэнэбат, внося в предложение «Bodončar Borjigin oboqtan boluba» слово эзэн («господин, владыка, повелитель»), высказал мысль, что он, будучи потомком Борджигидай-мэргэна, был всего лишь предводителем рода борджигин («Бодончар-Мунхаг боржигин овогтны эзэн болов») (Эрдэнэбат, 1997: 25).

    Предложенная интерпретация была принята Л. Билэгтом. Отметив, что монголоведами в слове oboqtan не обращалось внимание на значение суффикса –tan, он заключил: «Суффикс -tan, -tеn, -tоn придает притяжательное значение в монгольском языке: морьтон — "всадник” или "имеющий коня”, эвэртэн — "рогатый” или "имеющий рога”. Если рассматриваемое предложение перевести буквально, то приблизительно будет: "Бодончар стал обоком борджигин” или еще определеннее "Бодончар стал владетелем (или главой) обока борджигин”» (Билэгт, 1999: 115).

    Однако следует сказать, что суффикс –tan в монгольских языках имеет два разных значения: 1) обозначает собирательную множественность, например, нагасатан — «дядья» (по матери); 2) обозначает категорию животных и людей, которые обладают тем, что указано в основе, например, улаан малгайтан — «красношапочники» (Санжеев, 1953: 133–134; Бадмаева, 1987: 98–99). Приведенные Л. Билэгтом примеры соответствуют второму значению суффикса –tan, тогда как в рассматриваемом предложении он имеет значение собирательной множественности. Поэтому если исходить из первого значения суффикса –tan, то смысл неразложимого в данном контексте словосочетания Borjigin oboqtan, являющимся собирательным наименованием этнической группы, будет «члены рода борджигин» или просто «борджигины». В таком случае все содержание предложения «Bodončar Borjigin oboqtan boluba» следует понимать «Бодончар стал одним из членов рода борджигин», что в то же время отнюдь не отрицает вероятность того, что он мог стать предводителем данного рода, как полагает У.Эрдэнэбат. Мне кажется, что в предложении «Bodončar Borjigin oboqtan boluba» заключен ответ на тайные пересуды старших братьев Бодончара, считавших его сыном баяудая Маалиха и, следовательно, не имеющим борджигиновского происхождения (Козин, 1941: §18). Приведенная мной интерпретация анализируемого предложения дает знать, что Бодончар, несмотря на появление на свет без отца, как полноправный член был включен в состав рода борджигин.

    Такой смысл предложения «Bodončar Borjigin oboqtan boluba» говорит и о том, что род борджигин действительно возник до Бодончара. Это вполне согласуется с ТИМ, в третьем параграфе которого упоминается некий Борджигидай-мэргэн — предок Чингис-хана в тринадцатом поколении. В его имени выделяется суффикс –дай (-тай), который в монгольских языках служил показателем принадлежности лица мужского пола к тому или иному этническому образованию. На это имеется указание у Рашид-ад-дина: «Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют тутукулитай… [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай…; из племени куин-татар –– куитай…» (Рашид ад-Дин, 1952а: 103). Приведенная цитата дает понять, что смысл имени Борджигидай-мэргэн — «мэргэн борджигинов» или «мэргэн рода борджигин».

    Характерно, что подобным же образом расшифровывается имя супруги Борджигидай-мэргэна Монголчжин-гоа. Говоря о правилах образования женских имен, Рашид-ад-дин писал: «Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет … женского пола, то называется — тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются]… алчин; из племени куин-татар — … куичин, [из] племени терат — … тераучин» (там же: 103). Так как суффикс –чин (-чжин), что видно из приведенных примеров, является показателем отродового (отплеменного) имен класса женщин, то значение имени Монголчжин-гоа будет «красавица племени монгол».

    Возвращаясь к имени Борджигидай-мэргэн, замечу, что в прошлом монголы словом мэргэн называли не только меткого стрелка (мэргэн букв. означает «меткий стрелок»), но и предводителя племенного или родового коллектива, в данном случае рода борджигин (Владимирцов, 1934: 74; Румянцев, 1962: 149–150; Цыдендамбаев, 1972: 188–192). Анализируя имя родоначальника бурятского племени хори Хоридой-мэргэна, Ц. Б. Цыдендамбаев писал, что оно является названием «должности» предводителя хоринцев. В таком случае Хоридой-мэргэн, хотя и не назван нигде своим собственным именем, все же был конкретным лицом. В течение того периода, когда племенной вождь хоринцев назывался Хоридой-мэргэном, на этом «посту» сменился не один Хоридой-мэргэн. Поскольку имя Хоридой является олицетворенным названием племени хори, то народная фантазия, отвлекаясь от него, создала образ мифического прародителя хоринских бурят Хоридой-мэргэна.

    Толкование имени Хоридой-мэргэн, данное Ц. Б. Цыдендамбаевым, целиком относимо к имени Борджигидай-мэргэн. Существует гипотеза, что название борджигин впервые стало использоваться применительно к потомству Есугэй-багатура, а имя Борджигидай-мэргэн было введено в генеалогию Чингис-хана с целью архаизации рода борджигин (Рыкин, 2002: 65). Однако по данным всех источников род борджигин возник не тогда, когда жил Есугэй, а намного раньше. При жизни Есугэя, как сообщает Рашид ад-Дин, название рода стало не просто борджигин, а кият-борджигин (Рашид ад-Дин, 1952а: 155), хотя мне кажется, что оно приняло двусоставную форму при Хабул-хане. Именно тогда главенствующая среди монголов часть нирунских родов, кровно связанная с Хабулом, получила несколько позабытое прозвание кият, значение которого «бесстрашный», «богатырский». Тогда же слово кият было прибавлено к названию каждого подразделения, вошедшего в состав этой части нирунов. Возникли роды кият-юркин, кият-чаншиут, кият-ясар и, надо полагать, кият-борджигин.

    Родословная Чингис-хана, как отмечено мной, состоит из двух частей: одна включает его предков из рода чино, другая — из рода борджигин. Нижнюю часть родословной, как и верхнюю, начинающуюся с мифического Борджигидай-мэргэна (его супругой является такая же мифическая Монголчжин-гоа), открывает Бортэ-Чино, который был тотемическим, а не реальным предком Чингис-хана. Тотемический облик имеет также супруга Бортэ-Чино Хоай-Марал (подр. об этом: Зориктуев, 2011: 13, 61, 62).

    То, что обе части родословной начинаются с мифических первопредков, говорит о том, что они по отношению друг к другу вполне самостоятельны. В принципе, когда в результате неоднократного разделения рода чино образовался новый род борджигин, его генеалогия должна была вестись отдельно. Можно не сомневаться в том, что вначале дело так и обстояло. В соответствии с действующей традицией первым в родословной борджигинов как основатель рода был поставлен Борджигидай-мэргэн, а после него по порядку все другие, но уже реальные предки Чингис-хана. Поэтому ни о каком искусственном внесении имени Борджигидай-мэргэн в генеалогию Чингис-хана с целью преднамеренного удревнения истории рода борджигин говорить
    Образование монгольского рода борджигин
    невозможно. Поскольку до Борджигидай-мэргэна род борджигин в источниках ни разу не упоминается, то с него следует вести отсчет истории данной этнической общности. Я согласен с мнением П. Пелльо и Л. Амби, что «благодаря эпониму Борджигидай сохранется далекое прошлое рода борджигин и всего монгольского народа» (Pelliot, Hambis, 1951: 118)
    После возвышения Чингис-хана в конце XII — начале XIII в. в соответствии с официальной идеологией созданного им государства Yeke Mongγol Ulus потребовались обоснование сверхъестественного небесного происхождения рода борджигин и легитимация власти самого Чингис-хана. Чтобы достичь этого, необходимо было представить монгольскому обществу всю родословную борджигинов, для чего пришлось механически соединить генеалогию рода чино и генеалогию рода борджигин. В результате такого синкретизма получилось так, что в самой середине длинной родословной Чингис-хана, разрывая ее на две половины и разграничивая, с одной стороны, дарлекинские и нирунские роды, с другой — предков Чингис-хана по линии рода чино и по линии рода борджигин, оказался вымышленный персонаж Борджигидай-мэргэн. Не включать его в родословную было нельзя, потому что в XIII в. он понимался монголами как действительно жившее лицо — основатель этнического подразделения борджигин. Всего в родословной, по ТИМ, до Чингис-хана насчитывается 22 поколения. Если из нее вычесть Бортэ-Чино и Борджигидай-мэргэна, которые, как мы теперь твердо знаем, являются не реальными, а мифическими предками монголов, то останется 20 поколений. Этим количеством и стоит руководствоваться при исследовании генеалогического древа Чингис-хана, которое, замечу, само по себе является весьма ценным источником для изучения средневековой истории монголов. Поскольку оставшиеся поколения уже символизируют имена реально живших людей, то объединение генеалогий родов чино и борджигин свидетельствует о том, что борджигины эпохи Чингис-хана имели четкое представление о всей своей родословной, включая как ближних предков до Борджигидай-мэргэна, так и дальних до Бортэ-Чино. Этот факт опровергает бытующее мнение, согласно которому родословная Чингис-хана приобретает реальный характер только начиная с Бодончара, а все предыдущие имена до Добун-мэргэна имеют мифологическую основу (Сүхбаатар, 1971: 82–86; Михайлов, 1983: 89; Нимаев, 1993: 150).

    Для обоснования права Чингис-хана на власть был использован и другой путь. Так как в новых исторических условиях прежней связи с Бортэ-Чино было недостаточно, надо было создать новый миф, в соответствии с которым печатью небесного происхождения был бы отмечен более близкий и, главное, памятный предок Чингис-хана из рода борджигин. Этот официальный заказ властвующей элиты был изящно выполнен в виде мифа об Алан-гоа, которая чудесным образом родила при прямом участии Неба Бодончара. Он был объявлен первопредком рода борджигин, о чем гласит «Сборник летописей». По прошествии множества лет, когда в политической жизни монголов настал переломный момент, когда история сделала свой выбор, «Небо с Землей сговорились» и определили его, Тэмуджина, потомка имеющего небесное происхождение Бодончара, быть единственно законным правителем мира, «царем царей». Таким образом, Чингис-хан — государь божьей милостью. Он угоден Небу, его власть от Неба, и потому для утверждения в своих правах на верховное руководство народами и странами он не нуждается в человеческих санкциях и одобрении людей; более того, Чингис-хан как государь по велению Вечного Неба — сам источник права на власть. Идея о небесном мандате монгольского хана на правление земной империей без границ легла в основу идеологии государства Yeke Mongγol Ulus, провозгласившей незыблемость санкционированной Небом власти Чингис-хана и чингисидов над ойкуменой и руководящую роль монголов над всеми народами (Кляшторный, Султанов, 2000: 177–178).

    В научной литературе довольно часто встречается утверждение, что Алан-гоа является родоначальницей рода борджигин. С ним невозможно согласиться, потому что тут, по-другому говоря, фактически идет речь о ренессансе в середине X в., в эпоху развитого отцовского рода, матрилинейного счета родства. Здесь следует учесть, что идеологам Чингис-хана для создания идеологической доктрины государства Yeke Mongγol Ulus потребовалась только мифологическая оболочка, которой надо было облечь права Чингис-хана на власть. И она была найдена в виде мифа о непорочном зачатии Алан-гоа. Все остальное, что осталось за пределами мифа, в частности, определение родства ее сына Бодончара, было обставлено в полном соответствии с принципами и реалиями патриархально-родового строя. Если бы Алан-гоа стояла у истока рода борджигин, то мы имели бы дело с матрилинейным счетом родства, в соответствии с которым происхождение его членов определялось бы по материнской линии. Бодончар в таком случае был бы отнесен к роду хорилар, к которому принадлежала его мать Алан-гоа. Но он в соответствии с давно и безраздельно господствовавшим в монгольском обществе патрилинейным счетом родства и неписанным монгольским обычаем, по которому родившиеся у вдовы дети причисляются к роду ее умершего мужа, остался в роде борджигин, из которого был почивший муж Алан-гоа Добун-мэргэн (Зориктуев, 2011: 71).

    Окончательное сложение нирунской группировки и политическое доминирование рода борджигин в Монголии связано с именем Хабул-хана и его сыновей. В начале XII в. в состав нирунов входили роды и племена хатакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, нуякин, урут, мангут, дурбан, барин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, ***, кингият, юркин, чаншиут, ясар, борджигин (Рашид ад-Дин, 1952а: 78). С формированием нирунов и в целом дарлекино-нирунской общности завершилось сложение основы современного монгольского народа, которая в научной литературе более известна как объединение родов и племен Трехречья (истоков Онона, Керулена и Толы). Данное объединение состояло из родственных между собой этнических групп. Цементирующей их основой был культ предков Бортэ-Чино и Бодончара, который прямо или опосредовано оказывал заметное влияние на формирование общих черт в культуре, быте, языке, мировоззрении населения.
    https://www.tuva.asia/journal/issue_24/7549-zoriktuev.html

    0
    • Быйанг
      26 апреля 2017
       

      сака,

      Все правильно! Буряты ближе всех к древним Монголам, Чингисхану, Гантимуру.. вот только они сменили тюркский язык и тюркскую веру, которые утратили во время прибывания в Китае

      0
    • сака
      26 апреля 2017
       

      Что-то буряты неправильно рассуждают.

      Цитата:
      По «Сборнику летописей» род борджигин возник от одного из сыновей Алан-гоа Бодончара. «…Чистый род [насаб] Чингиз-хана восходит к нему», — сказано в источнике (Рашид ад-Дин, 1952б: 14). Эту же мысль при переводе «Тайной истории монголов» (далее — ТИМ) провел С. А. Козин: «Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин» (Козин, 1941: § 42). Однако в монгольском оригинале текста источника данное предложение звучит иначе: «Bodončar Borjigin oboqtan boluba» (там же: 206). В нем нет слова ebuge («предок, родоначальник»), как, к примеру, в 40-м, 41-м, 44-м параграфах, при помощи которого летопись доносит до читателя, что Чжадарадай, Бааридай и Чжоуредай стали родоначальниками родов чжадаран, баарин и чжоуред («Jadarano ebuge tere boluba», «Baarino ebuge tere boluba», «Jaoured-un ebuge tere boluba») (там же: 206–207).


      «Bodončar Borjigin oboqtan boluba» =Бөдөнчөө Бордоҥуу өбүгэтэ буолбута-Боссойко (Большойко) стал родоначальником бордонцев (борджигинцев).

      0
  • сака
    26 апреля 2017
     

    Цитата:

    nathan 10:14
    1, Быыра=стрела с вилообразным наконечником (=Быыра ох); 2) ныряние взад и вперед.
    nathan 10:18

    Дабый дархан=Высокий подъем (эпитет духа Огня) (сродни дархан түһү).

    0
    • nathan
      26 апреля 2017
       

      сака, Трезубец тамга Чингисхана.

      0
      • сака
        26 апреля 2017
         

        nathan, считается, что это летящий на свою жертву сверху вниз сокол=мох+соҕол.
        Хохлы уже не знают как определится со своим трезубцем и так рисуют и сяк рисуют.

        0
  • Быйанг
    26 апреля 2017
     

    В древнетюркском языке могли быть слова: Ньурун, Ньуурун, Нарын, возможно какое нибудь из этих слов до наших дней исказилось до слова Нирун.

    0
    • сака
      26 апреля 2017
       

      Быйанг, так и есть Ньуур=1) лицо, лик; туналҕаннаах ньуурдаах уст. поэт, с сияющим лицом, светлоликая (эпитет красавицы олонхо);

      ЛИК=изображение лица святого на иконе. Лик — образ святого в православии. Лик — то же, что икона.
      Потому образ предка ЧХ превратился в свет в виде Лика.=Ньуурун.

      0
      • nathan
        26 апреля 2017
         

        сака, Ньурун и есть нирун.

        image
        Западномонгольскис урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и рбращаются к небу со

        0
        • nathan
          26 апреля 2017
           

          nathan, Среди хйлхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо'рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо».
          Собрался народ. Эллэй поставил коновязь, приставил к ней березу и привязал кобылицу. ... «Пусть в ясный полдень из-за горизонта появится и затенит небо темное облако, пусть в глубине земли раздадутся гулкие удары грома, пусть...

          0
          • сака
            26 апреля 2017
             

            nathan, у Пекарского стр. 499
            Бордоҥкуй (ср. бордо)=верховный великий дух, который, по убеждениям якутов, уже давно скончался вследствие чрезмерного обжорства: все реки были им выпиты и острова на них съедены.(бороднкуй).
            Борду (ср. бор, бордуоһун)=тальниковый обруч или обод, употребляемый для скрепления горшка.

            0
          • сака
            26 апреля 2017
             

            nathan, Тайджи, наверное от слово Тиэрт=Тиэрдэччи-доносящий (до цели).

            0
            • nathan
              26 апреля 2017
               

              сака, Тайджи...
              image

              0
              • сака
                26 апреля 2017
                 

                nathan, Тыгын выходит Таджин?
                Может от Дьээдьэ=употребляется в обращении вм. (мой) отец, господин, начальник. Пекарский стр. 808.
                Дьэдьээмирдээ=вознаграждать, возмещать за должное, хотя и не в полной мере; задобрять, замасливать.
                Дьээдэмирди түс дать какую-либо мелочь (в уплату долга) и тем маленько задобрить.


                В такой интерпретации Тайчжи равен Дьээдьэ. Пекарский думал от русского слова Дядя. Хотя это скорее всего древнее саха-сюннуское слово Тээтэ=Дьээдэ.

                0
                • nathan
                  26 апреля 2017
                   

                  сака, Дьээдьэ это уже отсылка к дада, шу дада и т.д Татары.

                  0
                  • сака
                    26 апреля 2017
                     

                    nathan, звучит одинаково с Тайджи. Дьээдьэ=Джеджэ и 100% это не русское слово, так как господин может еще и вознаграждать.

                    0
  • Казак
    26 апреля 2017
     

    Боріжеген - по казахский "съевший волка"

    0
    • сака
      26 апреля 2017
       

      Казак, есть еще еврейская версия.

      Цитата:
      Борджигинов называли «синеокие». Они были европеоиды, и у них были светлые, рыжеватые волосы.

      Напомним, что светловолосыми и рыжеволосыми, синеокими и зеленоокими европеоидами были мохэ, чжурчжэни, кидани и ха-зарократия. Все они представляли племена Израилевы и составляли один народ.

      Борджигин — еще одно племя рыжеволосых, зелено- и синеоких. Что это за племя?

      Начинаем искать от известного и созвучного.

      И сразу в памяти всплывает слово Борджиа (исп. Borgia, лат. Borgia, итал. Borgia).

      Борджиа — это итальянский и французский средневековый владетельный род.
      Китай в объятьях дракона

      Род стал известным в церковных и политических кругах в XV-XVI веках. Этот род дал католикам трех римских пап.

      Известно, что род Борджиа имел еврейское происхождение. Они были марранами. Это евреи, которые, опасаясь преследований, приняли христианство, но тайно исповедовали иудаизм, то есть были криптоиудеями.

      К какому колену относились члены этой семьи?

      На гербе клана Борджиа был изображен бык.
      http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1036987/9/Gracheva_-_Kitay_v_obyatyah_drakona.html

      0
  • сака
    26 апреля 2017
     

    Энциклопедический словарь
    Борджигин — монгольский род , основателем которого источники называют Бодончара, младшего сына Алан-гоа, прародительницы монголов-нирун.
    Бодончар, это же Бөдөҥчөө, от бөдөҥ-1) крупный, большой; 2) большой, рослый; бөдөҥ киһи рослый человек.

    0
    • nathan
      26 апреля 2017
       

      сака, Баджи (якут. Бадьы; ? — XVI век) — первый вождь и тойон кангаласского племени якутов на Средней Лене, герой якутских легенд и преданий, дед Тыгына Дархана.
      О Баджее сохранилось воспоминание как о могущественном властелине, богатом скотом и имевшем много воинов-хамначитов. Жил Баджей на коренных Хангаласских землях, по одним данным — Немюгинском наслеге Хангаласского улуса, по другим — на холме озера Сайсары. Этот человек стал фактическим основателем «династии» независимых правителей Якутии[

      0
      • nathan
        26 апреля 2017
         

        nathan, Я. Линденау...Предводителем был Antantuik5, а за ним последовал его сын тойон Badschei (Badschir — большая кишка)

        0
      • сака
        27 апреля 2017
         

        nathan, ты когда-то выкладывал карты с Су-монгалами и Яка-монгалами, Сакральщики тогда определили, что су-моголы территориально находились на территории Якутии. Можешь сюда выложить?

        0
  • В Сунтарах есть
    26 апреля 2017
     

    Аж ТРИ деревни под названиям БордоҤ. 1. Бордоҥ 2-й Бордоҥ (это Эльгяй старое название) и маленькая деревня есть на против Эльгяя 3-й Бордоҥ называется

    0
    • сака
      26 апреля 2017
       

      В Сунтарах есть, скорее всего Борджигинский род ЧХ вышел из саха-сюннуских племен Бордоҥ.

      0
  • сака
    27 апреля 2017
     

    Предок ЧХ по женской линии была Алан-Гоо.
    КУО (сродни телескому ко-прекрасный, гармонический, правильно выросший)=1) красивый с оттенком игривости: куо дьэллик кымньыы красивая непоседа-плеть; куо дьэрэлик кымньыы игропестрый кнут; куо куйах красивая кольчуга.
    2) красавица; неженка (как приставка к именам разных былинных и сказочных героинь). Пекарский, стр. 1220

    0
    • 1
      27 апреля 2017
       

      сака, сака обожествляли оленя отсюда и алан.
      по сакски сака это олень или орочон

      0
      • сака
        27 апреля 2017
         

        1, не обожествляли, а убивали и ели, до сих пор так морж безклыкий)))

        0
  • oidov
    27 апреля 2017
     

    предки Чхана Не только Алан гоу , а.также Добун мерген - брат Сохора .
    Чубуку Боко - много женца . Бөдөн чаа Мунхал .
    А также родственные племена уранхай огузов .
    Доверял он своим соплеменникай , например Дэгэй .и все smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    0
  • nathan
    27 апреля 2017
     

    § 8. Что касается той группы народу, то выяснилось так: Баргуджин-Гоа, дочь Бархудай-Мэргэна, владетеля земель Кол-Баргуджин-тухум, была выдана замуж за Хорилартай-Мэргэна, нойона Хори-Туматского. А Алан Гоа была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мэргэна от Баргуджин-Гоа в земле Хори-Тумат в местности Арих-Усун.

    § 9. Когда в землях Хори-Тумат был наложен запрет на охотничьи угодья, богатые соболем и белкой, Хорилартай-Мэргэн рассердился 9. Он принял для своего рода прозвище Хорилар и, говоря, что земли около горы Бурхан-Халдун хороши для охоты, сейчас перекочевал, направляясь к владельцам горы Бурхан-Халдун Бурхан Босгахсану и Шэньчи Баяну из племени Урянхай.

    0
    • nathan
      27 апреля 2017
       

      nathan, Уранхай, Хоро и Тумат в составе какого народа в современное время, присутствуют данные племена?
      Никак не могу найти.

      0
      • сака
        27 апреля 2017
         

        nathan, у бурят есть хори-туматы. Урянхаи тувинцы и саха-урааҥхай.
        Тумат=Түбэ-глухие леса, как раз для охоты за соболем. Хоро-южане с саха языка.

        0
  • сака
    27 апреля 2017
     

    Цитата:
    Фольклор о туматах

    В фольклорных текстах якутов и хакасов упоминались до середины XX века. В бурятских текстах фигурирует наименование тумэт, как правило, в паре с хори. Варианты: хори тумэт, хори хухэ тумэт (хухэ бур. «синий»).
    В Якутии, как пишет исследователь В. Ушницкий со ссылкой С. И. Боло, — «имеется фольклорное сведение о том, что туматов с долины Туймаады изгнал Омогой Баай, победив их. Особое воинственное племя тумат проиграв в войне с Омогоем, перекочевало на север и в сторону Вилюя и там осело. От их потомков произошли туматские роды северных районов (Боло С. И., 1994, с. 256). Судя по этим преданиям, туматы до прихода саха могли проживать на территории Средней Лены и только потом сосредоточиться на Нижнем и Среднем Вилюе. Имя туматов запечатлено в названии долины Туймаады.»

    Современные этнические группы, возможные потомки средневековых туматов

    В Якутии и Горном Алтае зафиксированы этнические группы разного таксонимического уровня, именуемые туматами.

    В Горном Алтае туматы составляют небольшой род, — объединяющийся с тремя другими родами монгольского происхождения, — найман, мэркит и чорос.

    В Хакасии сейчас остались носители фамилии Байдошевы, считающиеся потомками исчезнувшего, но некогда крупного народа тумат. На территории этой республики остался топоним Тумат чаазы, считается, что в этой местности некогда жил крупный народ тумат.

    В Туве встречаются люди с фамилией Тумат, равно как существуют местности с таким названием (Тумат-тайга).

    Топонимы Тумат встречаются на территории Сибири вплоть до берегов Тихого океана. Среди монголов этноним тумат встречается у одноименного рода в Средней Гоби (в районе Мандалговь, Государство Монголия).

    Существует также теория о том, что южномонгольская общность тумэт (основное население государства Алтан-хана) является ветвью северных баргуджинских туматов. Теория поддерживается Д. Д. Нимаевым и некоторыми учеными из АРВМ (см. например статью в англоязычной Вики Tümed), но до настоящего времени доказанной считаться не может.

    Целостной картины происхождения и распространения по огромным пространствам Сибири и Центральной Азии термина тумат/тумэт пока не представлено. Связь между бурятскими, якутскими, хакасскими, алтайскими и другими туматами до конца не ясна.

    Самоэтноним туматов указывает, что они лесные люди от слова Түбэ=Түмэ-I густой, дремучий лес, чаща (обычно над рекой); түбэ ойуур лесная чаща; түбэ тыа густой лес.http://sakhatyla.ru/translate?q=%D1%82%D2%AF%D0%B1%D1%8D
    Тува=Түбэ, так что изначально это тюркоговорящие племена лесных охотников, после падения династии Юань, под внешним давлением тунгусо-оманчжурились и стали бурятами Хори-Туматами.

    Түбэ тыа=Түмэ тыа=Туматы

    0
    • саксаксак
      30 апреля 2017
       

      сака, да это так. Есть слово синоним ТYНГ=ТYБЭ. Поэтому наши предки четко делили малые племена на Тунгусов-лесные племена и Тонгусов-тундровые племена.

      0
  • oidov
    30 апреля 2017
     

    Тумат тюркязычные .
    В 16 веке 270 конных тумат , Прибыли в долину Туймада , с Вилюя , в районе нынешних Хатас. и остались там -зафиксированно в записяж писарей казаков - история .
    Но негде не зафиксировано , что они говорят на монгольском или бурятском языке.
    Тумат также есть на севере Саха Сирэ , они также говорят на саха языке , а не на эвенском или монгл бурятском .
    Отсюда , ваши рассуждения о туматах.как не тюркязычных , не правильны , и ведет улусничеству то есть разделению народа саха .
    и все тленеводыsmiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    0
  • oidov
    30 апреля 2017
     

    Добавлю Тува , от слова Дубо , Тубэ , они тюркязычные уранхайцы позднее подверглись влиянию монголоязычных - после Чхана , во времена правления Кюлюков - теней ( саха огуз) , и Чингизидов . и все smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    Добавлю.из летописи Дува Сохор , брат Добун Мергена , обьединил племена уранхай - ОН уйгур Тогуз Огуз , тюркязычных племен - летопись . Добавлю , это обьединение произошло на Алтае , куда их прогнали тунгусоязычные Бохай - Железные Ляо или Кидане - монголоязычные , с исконо уранхай земель Баргу и Баргу дьин - Щедрая и Щедрая настоящая , видимо Земля . Так как уйгуры занимались также земледелием - из истории о уйгурах.
    grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouthsmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouth and tightly-closed eyes

    0
  • oidov
    30 апреля 2017
     

    Тувинцев тогда не было , были тюркязычные племена уранхай , найманы , баяга , баятут , уһун бугул , сахаиты , чорос , угулят , батут и другие - потомки уйгур и огузов.и все smiling face with open mouth and tightly-closed eyessmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouthgrinning face with smiling eyesgrinning face

    0
  • oidov
    30 апреля 2017
     

    хе хе , на предков Чхана , Хубилайа , Тулуйа , Субэтэйа могут , в равной степени претендовать : тувинцы , саха- якуты , хакасы , малые народы Алтая и Забайкалья все тюркговорящие , вплоть до Казахстана и Татарстана . Язык саха , как более и в меньшей степени ощутил влияние других языков , приоткрывает завесу тайны истории : - Названий родов , местностей , имен , прозвищ , оссобенно времен Чхана и его тюркязычных предков и все smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth Просто как кара таш - углерод его состав smiling face with open mouth and tightly-closed eyessmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouthgrinning facegrinning face with smiling eyes

    0
  • oidov
    30 апреля 2017
     

    хех , Казахстанцы и татары вообще могут претендовать на потомков чингизидов и знаменитых полководцев smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    0
  • sourun
    30 апреля 2017
     

    национальности монголы и буряты появились сравнительно недавно, из-под пера ученых...

    по генетике нынешние монголы и буряты есть эвенки, эвенкийского компонента в их генетике больше чем другого. Смотрите на генетическую карту...

    image

    0
  • Темучин
    1 мая 2017
     

    Я думаю, что мы появились на территории Якутии не сразу. Мелкими волнами скотоводов. Благо местные тунгусские народы относились спокойно. мОГЛИ БЫ ПЕРЕБИТЬ. Миф о завоевании предками саха, в прямом смысле миф. Спокойно пришли и осели.

    0
  • Олег
    24 августа 2018
     

    Борджигин можно перевести с татарского как бор,бэр( ,,о,,произносится на современном татарском как что то среднее между русским ,,о,, и ,,е,.означает ,,один, воедино,, Джигэн - собранный.По смыслу ,,собранный воедино,, или ,,собравший всех,,.Как версия.

    0
  • саксаксак
    28 января 2019
     

    Сюда смотри 1 сантиметровый хренface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joyи читай, это не буряты и не орочоныface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

    0
    • Крио
      29 января 2019
       

      саксак, причём тут твой "1 сантиметровый хрен😂😂😂"?

      И почему Олег должен его рассматривать?
      Тут же речь о Борджигин идёт, а не о твоём недоростке.

      0
      • саксаксак
        29 января 2019
         

        Крио, это ваш эвено-маньчжурский 1-сантиметровый моржовый хрен и вы с ним часто глаголете хором face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joyон у тебя часто во рту бывает и ты его часто упоминаешь face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy
        Зайди на этот топ и там что-нибудь прокукаркекайface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joyпомоги 1-сантиметровому брату

        Цитата:
        борджегин это значит бурят в переводе забайкальских орочонов.
        сколько можно мусолить это слово((
        Тенгис Каган родился в междуречье Онона и Керулена, по отцу бурят - бордегин.

        0
        • Крио
          29 января 2019
           

          Да ты, сак, совсем поглупел, что ли?

          Там же не 1 отписался, а какой-то Олег.

          А ты, маращенец, ему предлагаешь - "Сюда смотри 1 сантиметровый хренface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy"
          Пахай, нашёл чем гордиться, хе-хе.

          0
  • Галс-галс
    30 января 2019
     

    Не смешите тунгус саки вы есть дикие племена не знавшие ханов не имевшие письменности и государственности

    0
    • !
      12 февраля 2019
       

      !

      какие ХАНЫ?! у вас "собдоев эрни туматов галс галс ржу не мАгу!" кровь переводится "ШУҺАН" !!!

      0
  • Эркин
    12 февраля 2019
     

    Кият одно из 92 узбекских племён...

    0
  • Эркин
    12 февраля 2019
     

    Не буржигин а точнее бўритегин, то есть принц-волк по узбекски.

    1
  • Эркин
    12 февраля 2019
     

    Город Кият -бўритегин, родина предков Чинўғузхана (Темур чина) существовал на территории Хорезма.

    0
    • .
      12 февраля 2019
       

      .

      БуорДьигин или Борджигин думаю это и есть БордоҤцы

      0
      • .
        12 февраля 2019
         

        .

        "Бор" с Саха тыла пох...ст. "Бор киһи" Человек которому все пофиГу. "Дьигин" это как то крепко упитан в него (что то) ((( Может "Бор" упитан в него,. как то так крче. а "Буор" это земля,почва

        0
        • мо5ул
          мо5ул
          васильев николай иосифович
          12 февраля 2019
           

          ., Да, по якутски БОРДОҤцы. Это и есть по монгольски БОРДжигины!

          0
          • Галс-галс
            14 февраля 2019
             

            мо5ул, откуда такая такая информация ??? Дешёвые сказки сын старого тунгуса))))

            0
  • АнтонВайцеховский
    12 февраля 2019
     

    Борджигин - Боро Тыгын
    Урянхайцы - Урун ханьство
    Курыканы - хориханы-Хара ханьство
    Уу ханьство-?
    Три племени ТАТАР основавших государство МОГОЛ. Сотрясатели вселенной. Оседлавшие тюрков-кайсаков.

    0
  • Oidov
    14 февраля 2019
     

    Борджигины - "рыжие " левые .
    Борд сокращенно БордоН - бордовый или цвет нагретого железа.( саха огуз )
    Жигин - дьигин левый или предводитель на саха огуз языке Означает левобережный или принадлежность к тюрк огузам - ДЕГИН КЫНАТ , в древности у предков .По грамматике дьигин - дегин - дьиэгин.
    Дь =Ж в других наречиях . Например Дьархан - Жархан (Дьаархан по граматике) Одьулун - Ожулун ( Одьулуун по грамматике )
    Напримет Ботулу : Бот - сокращенно ботур . Улу - великий . Ну по грамматике ясно будет: Бот - боотур .
    Улу - улуу. Ботулу - Боотулу - Великие ботуры . И все , по переводу Борджигин на тюрк саха огуз язык предков )))

    0
  • Амб.А
    21 апреля
     

    Бор Дьэгин = Борджигин
    Бор Дьон = Бордон
    Бор О5о = Боро5он
    ...
    Дьаар Хаан = Жархан

    0
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь