4 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
4 года на форуме
4 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
С.А. Яценко. Несколько наблюдений о костюме ранних тюрков на изображениях
  4427
Важные данные по костюму ранних тюрков VII-X вв. содержатся на наскальных рисунках Центральной Азии – от гор Монгольского и Русского Алтая и Тувы до Кыргызстана и Средней Сырдарьи (впрочем, в ряде случаев отнесение их именно к раннему периоду тюркской истории проблематично). Однако, при количественном обилии таких композиций, детализованных и реалистичных в плане передачи костюма среди них очень мало. Весьма информативны также изображения на монетах Чача (Ташкентский оазис) VII-VIII вв. [см., например: Шагалов – Кузнецов, 2006; Babayar, 2007] и огузов Нижней Сырдарьи 2-й четверти IX в. н.э. [Гончаров – Настич, 2012], на ряде металлических изделий с территории Хазарского каганата. Костюмные данные по ним пока не обобщены[1].

Между тем, они могут существенно дополнить мои выводы, полученные по хорошо датированным памятникам китайских согдийцев 2-й пол. VI в. н.э. и китайских раннетанских погребальных терракот VII-VIII вв. [Яценко, 2009], по росписям середины VII в. в Зале Послов в Самарканде [Yatsenko, 2004], а также по ранним изваяниям [см., например: Кубарев, 1984; Баяр – Эрдэнэбаатар, 1999; Ермоленко, 2004], и наблюдения Г.В. Кубарева по остаткам подлинных одежд в погребениях [Кубарев, 2006: 26-56; ср. Кубарев, 2000: 81-88]. К сожалению, они дают информацию почти исключительно по мужскому костюму. Тюркский этнографический облик иногда имеют персонажи на согдийских [Яценко, 2006: 239, 240, 282] и ранних венгерских изображениях [Бокий – Плетнева, 1988, рис. 5, 1] (что связано с восприятием собственно престижных элементов костюма, и для вторых также с заимствованием тюркской иконографии). Выясним вначале, какие именно из многочисленных деталей силуэта, кроя и декора элементов костюма при этом подчеркивались. A priori можно предполагать, что костюмные акценты на тюркских петроглифах могли быть иными, чем в официальной придворной живописи (Самарканд/Афрасиаб) и на монетах, в китайском искусстве: ведь на наскальных рисунках часто отражены преставления и ценности рядовых, незнатных кочевников.

Первое отличие, бросающееся в глаза при сопоставлении петроглифов и монет с парадной живописью жилых залов и погребальных лож: явный акцент на облике головы портретируемых. Наиболее значимой для создателей произведений и зрителей деталью на разнотипных изображениях здесь можно считать головные уборы и прическу (считавшиеся вместилищем души и важнейшим отличием взрослого мужчины).
image
Рис. 1. Конусовидные головные уборы: 1, 3 – петроглифы Семиречья [Mariyashev, 1994, figs. 225 and 54]; 2, 6 – петроглифы Цаган Сала IV (Монголия) [Кубарев – Цэвэндорж – Якобсон, 2005, рис. 312 и 619]; 4 – монеты доисламского Чача, гр. 7, тип 1 [Шагалов Кузнецов, 2006: 323]; 5 – петроглиф из Ой Джайляу (Семиречье) [Мотов, 2011, рис. 1]; 7 – петроглифы Северной Тувы [Елизаров – Кузнецов, 2006: без номера].
Среди уборов самая популярная форма – конус: высокий (рис. 1: 2-3,7) и более низкий от Семиречья до Средней Сырдарьи (рис. 1: 1, 4, 5). Иногда его нижний край подогнут и имеет разрез (образуя околыш) (рис. 1: 4 нижний). Такой убор делался как из плотного войлока (такие изображения головных уборов со стоячим верхом известны в Семиречье и более восточных районах), так и из более мягких тканей (рис. 1: 1; 6: 7). Другой широко бытовавший тип головного убора – шапки-ушанки (на изображениях их наушники обычно торчат вбок и вверх) – представлен и в Российском Алтае (Туэкта), в Туве и в Семиречье (рис. 2: 1-3).
image
Рис. 2. Шапки-ушанки (1-3) и низкие цилиндрические уборы (4-5): 1 – Эльте-Кижиг (Тува) [Яценко, 2009, рис. 1]; 2 – Туэкта (Горный Алтай) [Martynov – Miklashevitch, 1995: 17]; 3 – Семиречье [Mariyashev, 1994, fig. 236]; 4 – ковш из Коцкого городка [Фонякова, 2002, рис. 1; Грязнов, 1961, рис. 2]; 5 – монеты доисламского Чача, группа 6, тип 3/1 (тудун Сатачари/Сатак?) [Шагалов Кузнецов, 2006: 317].
На территории Хазарского каганата на бляшках неоднократно (Салтовский, катакомба 40; Субботица, могила 2) изображались диадемы из ткани с длинными свисающими концами (рис. 3: 3-4). В Центральной Азии диадемы имеют надо лбом изображение луны (монеты наместников-тудунов Чача) или трилистника (бронзовая статуэтка всадника из-под Минусинска) (рис. 3: 1, 5). Они намного скромнее по декору, чем короны великих каганов, таких как Бильге каган, похороненный в 735 г. [Bahar, 2002] (рис. 3: 6). Шапка в форме низкого цилиндра представлена и на монетах Чача (группа 6, тип 3, тудун Сатачари или Сатак)[2] и у богатыря на хазарском ковше, найденного в Коцком городке на Оби (рис. 2: 4-5).
image
Рис. 3. Диадемы и головные повязки: 1 – монеты доисламского Чача, группа 4, тип 1 (Шаниа баг?) [Шагалов Кузнецов, 2006: 313]; 2 – бляшки, Тарский, катакомба 6 (Осетия) [Король, 2008, рис. 1: 15]; 3 – бляшки, Верхнее Салтово, катакомба 40 [Там же, рис. 1: 3; Аксенов, 2001, рис. 1: 5]; 4 – пряжка и бляшки, Субботица, могила 2 (Кировоградская обл.) [Король, 2008, рис. 1: 2; Бокий – Плетнева, 1988, рис. 5, 1]; 5 – бляшка, окрестности Минусинска (Хакассия) [Там же, рис. 1: 17]; 6 – золотая диадема Бильге кагана из могилы 735 г. [фото автора, Национальный музей истории Монголии].
Остальные типы известны по единичным изображениям: шляпа с широкими полями (Цаган Сала IV в Северо-Западной Монголии) (рис. 4: 1) и с узкими (рис. 4: 3), тюбетейка (Кыргызстан) (рис. 4: 4), убор с широким выступом на затылке и с отверстием на макушке для продевания кос (костяное изделие VII в. из с. Хырлец в Западной Болгарии) (рис. 4: 5). Очень интересна шапка одного чачского правителя, на затылке которой прикреплена, видимо, гротескная антропоморфная маска (рис. 4, 2). Ташкентские нумизматы без достаточных оснований считают ее реминисценцией шлема со слоном у правителей на монетах Греко-Бактрии. Головной убор воина-знаменосца мог украшаться двумя длинными вертикальными перьями (?) (рис. 4: 6). Иногда во время особых ритуалов обнаженные мужчины, вероятно, выступали в масках священных для тюрков волков (исходно тотемных, судя по текстам Чжоушу и Бугутской стелы [Кляшторный – Лившиц 1978: 57] и более поздним материалам) (петроглифы в Жунглышеке I на Средней Сырдарье) (рис. 4: 7).
image
Рис. 4. Головные уборы различных типов: 1 – петроглифы Цаган Сала IV (Монголия) [Кубарев – Цэвэндорж – Якобсон, 2005, рис. 425: 6]; 2 – монеты доисламского Чача, группа 6, тип 4/1 [Шагалов Кузнецов, 2006: 318]; 3 – то же, группа 6, тип 5 (Сатук/Сатар?) [Там же]; 4 – петроглиф, Кыргызстан [Кубарев, 2005: рис. 6: 22]; 5 – костяное изделие, Хырлец, Западная Болгария [Тотев – Пелевина, В печати, табл. 5-6]; 6 – петроглиф, Ешкиольмес (Семиречье) [Байпаков – Марьяшев – Потапов – Горячев, 2005, рис. 238]; 7 – петроглифы Жунгылшек I (Средняя Сырдарья) [Байпаков – Марьяшев – Байтанаев, 2007: 69].
Видимо, самой распространенной прической знатных мужчин были несколько длинных кос, соединенных в верхней и нижней части (рис. 5: 1; 8: 2). Реже они соединялись только книзу (рис. 8; 9: 6 с) или только вверху (рис. 5, 2). В редких случаях длинные косы разделялись на два пучка по сторонам головы (старик на пряжке пояса из венгерской могилы в Субботице, Кировоградская обл. Украины) (рис. 5: 3). Весьма популярно было и ношение нескольких коротких кос (рис. 5: 4; 6: 2).
image
Рис. 5. Прически: 1, 5 – петроглифы, Соок-Тыт (р. Чаганка, Горный Алтай) [Черемисин, 2011, рис. 18 и 13]; 2 – петроглиф, Горный Алтай [Кубарев, 2005, рис. 10, 13]; 3 – Субботица, могила 2 (Кировоградская обл.) [Бокий – Плетнева, 1988, рис. 5: 1]; 4 – петроглифы, Сулек (Хакасия) [Appelgren-Kivalo, 1931; Наскальные изображения, 2007: 168]; 6 – петроглифы Цаган Сала II (Монголия) [Кубарев – Цэвэндорж – Якобсон, 2005, рис. 126]; 7 – монеты доисламского Чача, группа 3, тип 1/1 [Шагалов Кузнецов, 2006: 311].
Иногда пряди длинных или коротких волос зачесывались в стороны, оставляя на лбу небольшой узел (монеты Чача, группа 2, типы 4-5; группа 3, тип 1) (рис. 5: 7). Изредка пряди волос навевались на вертикально поставленный гребень (?), как у воина-копейщика в монгольском Цаган Сала II (рис. 5: 6). Отдельный длинный чуб на бритой голове был, видимо, очень редким вариантом (он представлен лишь на изваянии из Таарбола у Ариг-Бажи в Туве [Евтюхова, 1952: 82, рис. 18]; лишь в единичных случаях он известен и у кочевников Казахстана в скифское время и у ранних венгров [ср. Ермоленко – Курманкулов, 2011]. У простолюдинов короткие волосы зачесывались назад (рис. 5: 5). Если бородка встречается лишь эпизодически, то длинные, узкие и почти горизонтальные усы изображались очень часто. У знатных людей они были, вероятно, были предметом гордости и тщательного ухода. С рубежа VII-VIII вв. некоторые тюркские группы распространили, по мнению Л.Н. Ермоленко, моду на ношение, наряду с усами, миниатюрной, едва намеченной бородки под нижней губой, которую она считает престижной [Ермоленко – Курманкулов, 2012: 107]; однако она представлена, прежде всего, на изваяниях.
image
Рис. 6. Силуэт и крой одежды: 1 – петроглиф, Орта-Саргол (Тува) [Дэвлет, 1982, табл. 28: 1]; 2 – петроглиф, Семиречье [Mariyashev, 1994, fig. 236]; 3 – петроглиф, р. Чаганка (Горный Алтай) [Черемисин, 2004]; 4 – петроглиф, Кульжабасы (Семиречье) [Байпаков – Марьяшев, 2004, фото 61]; 5 – петроглиф, Жалтырак-Таш (Кыргызстан) [Кубарев, 2005, рис. 7: 33]; 6 – петроглиф, Ешкиольмес (Семиречье) [Байпаков – Марьяшев – Потапов – Горячев, 2005, рис. 232]; 7 – огузская монета Джабуя, вторая четверть IX в. [Гончаров – Настич, 2012].
Ответов 11 Написать ответ
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    26 августа 2015  

    Лишь в редких случаях на изображениях детали кроя подчеркивались линиями на кафтанах и штанах, как это было в Ешкиольмесе (рис. 6: 6), или только на штанах (Тарский в Осетии, катакомба 6) (рис. 3: 2). Длинные халаты (вероятно – с боковыми разрезами) обычно изображаются у пеших персонажей (ср., однако, всадников в Орта-Сарголе, Тува) (рис. 6: 1). У них подчас бывает глубокий запах налево (рис. 6: 5). Те халаты, которые носились внакидку, явно были приталенными (Кульджабасы в Семиречье) (рис. 6: 4). Глубокое запахивание налево отмечено у них лишь изредка (в том же Семиречье). Чаще видим более короткие кафтаны – от колен и выше. Иногда на них прорисовывались растительные или геометрические узоры текстиля (ковш из Коцкого городка; Цаган-Сала II в Монголии) (рис. 2: 4; 5: 6). Талия (часто очень узкая) подчеркивалась поясом (рис. 6: 2-3, 5); гораздо реже сильно выделялись и плечи (рис. 5: 1-2) (в Хырлеце в Болгарии они украшены оплечьем-пелериной). Узкая талия была важным элементом красоты кочевого мужчины-воина начиная уже со скифского времени [см. в конце параграфа 1.3: Яценко, 2011]. Гораздо реже (у простолюдинов) талия практически не подчеркивалась (рис. 5: 5).

    Два лацкана по бортам коротких или длинных распашных одеяний впервые отмечены во II-IV вв. на терракотах из ираноязычного Хотана (Синьцзян), затем в соседнем оазисе Куча. У тюрков Великого Каганата (551-603), документированных на китайских изображениях, их еще практически не носили [Яценко, 2009]. Но с VII в. тюрки стали активными распространителями одежд с двумя лацканами [Яценко, 2006: 252-253, 282-283], хотя они редки на изображениях территории самого западного Хазарского каганата. Показательно, что, когда на серебряных монетах старой хорезмийской схемы Джабуя – правителя огузов Нижней Сырдарьи во 2-й четв. IX в. – появляются новые элементы костюма у т.н. «хорезмийского всадника на реверсе, отражающие уже местную тюркскую реальность, то это именно кафтан с двумя небольшими лацканами (и пуговицами из ткани на их концах) (рис. 6: 7). (Еще один элемент, символизирующий тюркский костюм на поздних огузских монетах этой серии – массивная гривна вместо прежнего ожерелья). Длинные нераспашные верхние одеяния (видимо – с боковыми разрезами подола) надежно документированы в урочище Абаджай на реке Чаганке в Российском Алтае; на груди воинов нашито по две квадратных вставки из ткани (?)[3] (рис. 7: 1-2).
    image
    Рис. 7. Нераспашная верхняя одежда (1-2) и квадратные вставки на груди: 1–2 – Абаджай (Горный Алтай) [Черемисин, 2004]; 3 – Скорбящий тюрок. Деталь росписи VI-VII вв. Народы мира оплакивают Будду. Кызыл, пещера Майи (Синьцзян) [Grünwedel, 1912: 180, Fig. 415].
    Мужские штаны часто носились навыпуск; иногда они были расклешенными (Ешкиольмес, Субботица) (рис. 3: 4; 9: 5). Известны и изображения сплошь простеганных штанов, подобных носившихся пазырыкцами (Российский Алтай) (рис. 5: 2). Из типов обуви представлены примерно в равной мере полусапожки (низкие сапоги) и туфли (рис. 8). В отличие от статуй и стенных росписей, на петроглифах мы видим очень мало достоверных изображений высоких сапог (рис. 8: 1-2). В контексте китайских изображений ранних тюрков низкая обувь была, вероятно, более престижной [Яценко, 2009]. В Российском Алтае носились туфли, подчас - с высокими чулками (река Чаганка) (рис. 8: 10). На хазарском реликварии из Талового II на Нижнем Дону видим туфли с удлиненными носками и выступом-язычком у подъема, а у всадника из Монголии (Цаган-Сала IV) длина носков обуви доходила до 30 см (рис. 8: 9; 4: 1).
    image
    Рис. 8. Штаны и обувь: 1, 10 – петроглифы, Абаджай (Горный Алтай) [Черемисин, 2011, рис. 21 и 10]; 2 – там же [Черемисин, 2004]; 3 – петроглифы, Сулек (Хакасия) [Appelgren-Kivalo, 1931; Наскальные изображения, 2007: 168]; 4 – бляшки, Верхнее Салтово, катакомба 40 [Король, 2008, рис. 1: 3; Аксенов, 2001, рис. 1: 5]; 5 – петроглиф из Ой Джайляу (Семиречье) [Мотов, 2011, рис. 1]; 6 – петроглиф, р. Чаганка (Горный Алтай) [Черемисин, 2004]; 7 – петроглиф, Горный Алтай [Кубарев, 2005, рис. 10: 13]; 8 – гравировка по кости, Сутуу-Булак (Кыргызстан) [Худяков – Табалдиев – Солтобаев, 1997, рис. 2]; 9 – костяной реликварий, Таловый II, курган 3/1 (Ростовская обл.) [Глебов – Иванов, 2007].
    Женский костюм редко изображался в деталях. На одном из петроглифов Семиречья представлен силуэт дамы, держащей за руку ребенка (рис. 9: 2). Она в коротком кафтане и в широких штанах, носимых поверх обуви. Видимо, неширокое приталенное платье до пят представлено на девушке в сцене ее похищения двумя всадниками в Сыын-Чюреке (Тува) (рис. 9: 3). Халат богини Умай без лацканов (на валуне из могилы 16 в Кудырге) декорирован горизонтальными полосами орнамента, вероятно – растительного (рис. 9: 1). Эта одежда застегнута в верхней части пуговицей, возможно - на цепочке. На костяной пластине из женской могилы в Суттуу-Булаке (Кыргызстан) халат женщины с двумя лацканами также крепится застежкой в верхней части груди [Худяков – Табалдиев – Солтобаев, 1997, рис. 2].
    image
    Рис. 9. Женский костюм: 1 – каменный валун, Кудырге, могила 16 (Горный Алтай) [Гаврилова, 1965, табл. VI]; 2 – петроглиф, Семиречье [Mariyashev, 1994, fig. 231]; 3 – петроглиф, Сыын-Чюрек (Тува) [Килуновская, 2006: 75]; 4 – жена правителя, монета Чача, группа 2, тип 4 [Шагалов Кузнецов, 2006: 308]; 5 – ковш из Коцкого городка [Фонякова, 2002, рис. 1; Грязнов, 1961, рис. 2]
    Головной убор аристократки с тремя крупными треугольными выступами мог выглядеть и как узкая диадема с каким-то чешуйчатым покрытием (Умай из Кудырге); вероятно, небольшая высота основной части убора объясняется схематизмом изображений. Документируется и более массивный трехрогий убор (супруга наместника-тудуна на монетах в Чаче) (рис. 9: 4). На более детальных изображениях нижний край убора, как и края рогов, украшены полосками зубчиков. У богини Умай и ее спутницы (как и у дамы на пластине из Суттуу-Булака) подчеркнуты тонкие сросшиеся брови и широкое, овальное лицо (рис. 9: 1). На ковше из Коцкого городка в сцене борьбы двух воинов изображена, как мы полагаем, дева-богатырша (рис. 9: 5). Ее костюм, как это часто бывало у кочевых народов, практически не отличается от мужского [Яценко, 2006: 340-341]: ее пол определяет лишь прическа (две сравнительно короткие, но толстые косы заправлены для борьбы за ворот кафтана)[4]. Важным атрибутом ранга правительницы было, вероятно, золотое колье с подвеской внизу (чачские монеты группы 2, тип 5). Умай в Кудыргэ, похоже, носит полусапожки с загнутыми носками.

    В редких случаях на изваяниях раннетюркского типа изображались не этнические тюрки, а представители других народов. Очень интересна в этом отношении статуя, обнаруженная в 2010 г. в аймаке Завхан, Северо-Западная Монголия, Ю.И. Ожередовым [Ожередов, 2010: 257-264] (рис. 10). Показательно сочетание широкого лица (близкого к квадрату) с широкими зрачками и с уникальной (не известной у для ранних тюрков) прической волос с завивкой по нижнему краю. В Центральной Азии того времени такая прическа встречается только у двух народов - активных, торговых, и занимавших заметное место в этот период как в Китае, так и в Каганатах, причем - только у мужчин. Это тохаристанцы [Яценко 2006, рис. 189: 23-24] и согдийцы. Точнее, у последних на родине ее пока не обнаружена, но среди китайских согдийцев она известна у лиц сравнительно низких рангов - слуги и погонщика каравана [Яценко, 2009: табл. 27 и 39]. Вероятно, это статуя мужчины-согдийца. Интересно на ней и ожерелье с 7 бусинами (священное число). В находке из Завхана нет ничего удивительного. Уже общепризнано участие согдийцев в изготовлении серии ранних тюркских статуй, чему посвящена специальная статья [Hayashi 2006: 245-260].

    В целом облик костюма на петроглифах, монетах и на предметах торевтики выглядит во многих деталях иначе, чем на каменных изваяниях и на стенных росписях. Причины этих различий кроются в ином отборе персонажей в связи с разным назначением артефактов и композиций (например, в сценах охоты на петроглифах это часто могли быть рядовые мужчины). Кроме того различия отчасти объясняются особыми приемами работы с разными материалами. На каменных изваяниях, согласно Л.Н. Ермоленко, вероятно, первоначально имелась дополнительная окраска ряда важных деталей [Ермоленко, 2007] (которая практически почти не сохранилась и остатки которой никогда специально не исследовались) [ср. примеры исследований древних каменных рельефных изображений современными технологиями: Nagel – Rahsaz, 2010].
    image
    Рис. 10. Согдийский персонаж на изваянии тюркского типа из аймака Завхан, Северо-Западная Монголия [Ожередов, 2010].
    Еще один интересный сюжет – сопоставление облика костюма ранних тюрков и предшествовавших им по времени (и живших к северу от их синьцзянско-монгольской родины) племен таштыкской культуры. От нее сохранилась важная серия детализированных гравировок, где передаче деталей костюма часто уделяется большое внимание [см., прежде всего: Грязнов, 1971; Подольский, 1998; Азбелев, 2009; Панкова, 2005; 2011; 2012]. С.В. Панкова приходит к выводу о тюркоязычности таштыкцев – во многом на основе близости их мужских причесок и наличию в их искусстве серии синьцзянских параллелей [Панкова, 2011: 25-26]. К сожалению, все основные, яркие элементы таштыкского костюма как важнейшего этнокультурного показателя это предположение пока не подтверждают. Скорее наоборот: они явно уникальны и не имеют близких аналогов у ранних тюрков, сменивших таштыкцев. Речь идет у мужчин о более коротких, чем у тюрков, соединенных вместе косах (в том числе тех, в которых пряди соединены у затылка и на конце), об отсутствии акцентировки усов, об очень коротких стрижках под горошок (в скобку), о низких и довольно широких конических шапочках. У таштыкцев, в отличие от ранних тюрков, тщательно подчеркиваются выступающие края подола коротких кафтанов и, напротив, не подчеркивается распашной характер верхней одежды (это трудно объяснить лишь господством у первых профильных изображений). Для таштыкских женщин специфичны прически китайского типа с фигурными чехлами на макушке в виде ленты Мебиуса (иногда видны и две длинных, воткнутых в прическу булавки), платья с относительно короткими шлейфами (вскоре появившиеся у эфталитов – врагов тюрков – на Амударье и позже – в Западной Европе) при отсутствии наброшенных халатов, пояса (подчас носимые высоко под грудью) с серией декоративных подвесок, пелерины, нагрудные бляхи на ремнях и др. В целом чужда раннетюркской и орнаментика таштыкских тканей (там, где она передана детально).

    0
    • offen
      26 августа 2015  

      саксаксак, не заметил может
      сыалдьа ее упомянул, всадники одевали ещё юбки.horse

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        26 августа 2015  

        offen, это же новый пост, про одежду кочевников были отрывочные посты, а этот парень дотошный кажись)))надо обсудить будет)))
        Вот кафтан половца.
        image
        А вот якутский кафтан:
        image
        А вот половецкие балбаки
        image
        Головные уборы у них похожи на современные кыргызскые шляпы или шапки.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          26 августа 2015  

          image
          Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох» — когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями. Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины.

          Вот нашел сайт про народы России. Они уверены, что это русский крой, хотя это общий САКА-СКИФСКИЙ крой, задолго до появления русского народа.
          https://sites.google.com/site/moarossia10/nacionalnye-kostumy-narodov-rossii/akutskij-nacionalnyj-kostum

          0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      26 августа 2015  

      саксаксак, у скорбящего тюрка якутский оберег на грудях!

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        26 августа 2015  

        Могул,
        Амулеты"Пятиглазый оберег"(по мотивам якутских орнаментов)
        image

        0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        26 августа 2015  

        саксаксак, эта шляпа не только кыргызская, такая шляпа с перьями и воротник округлый есть

        и на рисунке французов(якуты саха-элэнские)!
        Надо бы найти эту книгу Уваровского, новое издание, сфоткать и сюда бы!

        0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    26 августа 2015  

    Традиционные головные уборы
    Женский головной убор "ураа бэргэhэ" (свадебная шапка с подвеской). 18 век
    image
    Автор работы - художник-этнограф Носов М.М.(1887 - 1960гг.) Холст. Масло.
    Основной материал - ровдуга (замша). Шапка оформлена узкими декоративными полосами по верху и ободком контрастного цвета с металлические элементами и солярным кругом по середине. .Подвеска выполнена из бисера и металлических элементов (возможно бисер и элементы нашиты на ровдужную ленту). Макушка шапки украшена перьями.
    image
    Женский головной убор "ураа бэргэhэ" (свадебная шапка с подвеской). 18 век
    Копия шапки выполнена народным мастером Чемпосовой Я.Р.в 2010г. Натуральная замша. Бисер. Металлические элементы.
    image
    Женский головной убор "Муостаах нуо5айдаах бэргэhэ"
    (свадебная шапка с рожками и перьевым султаном). 17 век
    Источник взят из книги "Художественные бытовые изделия якутов 18-начала 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - мех соболя, бобра. "Рожки" выполнены из лисьих хвостов. Султан из перьев птицы. Круг "туоhахта" из металла. Зимние шапки изнутри подбивались мехом белки, горностая или лисьих и заячьих лапок.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    26 августа 2015  

    image
    Женский зимний головной убор "капор" конусовидной формы. 18-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - шкура жеребенка. Темная широкая оторочка - из меха бобра (возможно). Зимние шапки изнутри подбивались мехом белки, горностая или лисьих и заячьих лапок.
    image
    Мужской летний головной убор "капор" конусовидной формы. 18-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - ровдуга, замша. Позднее такие шапки шили из ткани - сукна, плиса.
    image
    Мужской зимний головной убор "капор" конусовидной формы. 18-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - шкура жеребенка, возможно бобра. Верхнюю часть шапки возможно шили из лисьих лап. Зимние шапки изнутри подбивались мехом белки, горностая или лисьих и заячьих лапок.
    image
    Женский летний головной убор "бобуонньук" с рожками чепчиковидной формы. 17-18 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - ровдуга. Окантовка по краю выполнена из кожи. На макушке нашиты "рожки" из хвостов. Летние шапки шьют без подклада.
    image
    Мужской межсезонный головной убор "бобуонньук" чепчиковидной формы. 17-18 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - ткань дабы. Окантовка по краю выполнена из меха росомахи. Шапка изнутри подбита мехом горностая. По линиям шва шапка вышита бисером черного, белого и голубого цветов в 3 или 5 рядов .
    image
    Мужской межсезонный головной убор "бобуонньук" чепчиковидной формы. 17-18 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - возможно шкура жеребенка. Окантовка по краю выполнена из меха бобра. Шапка изнутри подбита мехом белки или горностая или лисьих и заячьих лапок (точно не установлено)
    image
    Женский межсезонный головной убор "бобуонньук" чепчиковидной формы. 17-18 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - возможно мех белки. Окантовка по краю выполнена из меха красной лисы. Вдоль меховой окантовки нашита декоративная отделка из ткани в виде полосы синего цвета с квадратными вырезами. Под тканевую полоску подложена полоска из ровдуги светлого тона, край которого образует узкую полоску по краю отделки. Шапка изнутри подбита мехом белки (возможно горностая, лисьих или заячьих лапок, точно не установлено). На макушке шапки пришиты "рожки" из хвостов с бисерными основаниями. На налобной части прикаеплен металлический круг диаметром в 7 см. В центре круга припаяна копеечная монета с зазубренными краями.
    image
    Мужской межсезонный головной убор "бобуонньук" чепчиковидной формы. 17-18 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - ровдуга. Окантовка по краю возможно выполнена из меха бобра. Шапка изнутри подбита мехом белки или горностая или лисьих или заячьих лапок (точно не установлено)
    image
    Межсезонный головной убор "бобуонньук" чепчиковидной формы. Мужской или женский точно не установлено. 17-18 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - ткань, возможно дабы. Поверх декорирована фигурной отделкой из муаровой ткани. Двойная окантовка по краю выполнена из меха горностая (1 см.) и бобра (4 см.). Шапка изнутри подбита мехом из беличьих брюшков.
    image
    Мужской зимний головной убор "капор" конусовидной формы. 17-18 век
    Источник взят из книги "Художественные бытовые изделия якутов 18-начала 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - шкура лисы. Окантовка по краю выполнена из меха росомахи. Нижняя отделочная полоска выполнена из меха бобра. На макушке нашиты высокие "рожки" из хвостов лисы с бисерным основанием. На налобной части нашита шкура снятая с рысьей морды. Шапка изнутри подбита мехом белки.
    image
    Женский зимний головной убор "капор" конусовидной формы. 18-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - возможно шкура жеребенка. Темная широкая оторочка - из меха бобра (возможно). Конусовидное навершие шапки выполнено из лисьих лапок темного и светлого оттенков. По переду конуса прикреплен металлический круг. Зимние шапки изнутри подбивались мехом белки, горностая или лисьих и заячьих лапок.
    image
    Женский зимний головной убор формы "дьабака" (высокий). 19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - шкура бобра или мех соболя, комбинированный в затылочной части с мехом зайца (возможно). Навершие шапки в виде "чопчуур" выполнено из красного и зеленого сукна. Зимние шапки изнутри подбивались мехом белки, горностая или лисьих и заячьих лапок.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    26 августа 2015  

    image
    Женский летний головной убор формы "дьабака". 19 век
    Источник взят из книги "Художественные бытовые изделия якутов 18-начала 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - сукно серого цвета. Навершие имеет форму "чопчуур", сшито из черного вельвета. Широкая полоска по краю шапки тоже выполнена из вельвета черного цвета. Шапка на подкладе из х/б ткани.
    image
    Женский высокий головной убор формы "дьабака" (свадебный вариант с ленточкой). 19 век
    Источник взят из книги "Художественные бытовые изделия якутов 18-начала 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - мех соболя или бобра. Нижняя задняя часть шапки сшита предположительно из меха рыси. Навершие имеет форму "чопчуур", сшито из сукна красно-синего цвета и украшено вышивкой "золотой" нитью. К основанию "чопчуура" пришиты ленты из ткани. Иногда эти ленты вышивают узорной вышивкой с окантовкой по бокам или нашивают металлические элементы с рельефным узором. Свадебные головные уборы "дьабака" в отличие от простых "дьабака" , украшаются особенно красочно и богато.
    image
    Женский летний головной убор формы "дьабака". 19 век
    Источник взят из книги "Художественные бытовые изделия якутов 18-начала 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - сукно разных цветов. Навершие имеет форму "чопчуур", сшито из сукна красно-зеленого цветов. Шапка сделана на подкладе, предположительно из х/б ткани.
    image
    Женский летний головной убор формы "дьабака". 19 век
    Источник взят из книги "Художественные бытовые изделия якутов 18-начала 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Основной материал шапки - сукно разных цветов. Навершие имеет форму "чопчуур", сшито из сукна красно-зеленого цветов. Шапка на подкладе, предположительно из х/б ткани.
    image
    Женский зимний головной убор формы "дьабака". 18-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Простую (повседневную) шапку "дьабака" шьют из недорогих мехов. Но они по высоте бывают достаточно высокими. Навершие шапки формы "чопчуур" делают из сукна. По переду навершия прикрепляют металлический круг. Зимние шапки изнутри обычно подбиваются мехом белки, горностая или лисьих и заячьих лапок.
    image
    Мужской зимний головной убор "колпак" щатрового типа. 17-18 век
    Источник взят из книги "Якуты" В.Л.Серошевского. Рисунок автора.
    Основной материал шапки (верхняя часть)- лисьи лапы темного и светлого оттенков. Широкая оторочка возможно выполнена из собольего или рысьего или бобрового меха. Наушники выполнены возможно из беличьего меха. Зимние шапки изнутри подбивались мехом белки, горностая или лисьих и заячьих лапок.
    image
    Защитные элементы для лба и ушей (налобник). 10-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Налобник предположительно выполнен из меха белки. С лицевой стороны обшит парчовой тканью. Меховые элементы пришиты к ровдужной (замшевой) полоске. Налобник надевается под зимние шапки в сильные холода.
    image
    Женский головной убор "бастына". 15-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Бастына сшит из золотистой рельефной тесьмы. По бокам нашиты меховые наушники. По переду оторочена узкой полоской меха. С изнанки бастына обшит ровдугой или тканью. Возможно одевается под зимнюю или межсезонную
    image
    Женский головной убор "бастына" (монисто). 17-19 век
    Источник взят из книги "Одежда и украшения якутов 17- 20 веков" Носова М.М. Рисунок автора.
    Бастына сшит из ровдуги (замши). Ободок вышит бисером и металлическими элементами. Со стороны спины с ободка свисают ленты из ровдуги, украшенные бисерной отделкой и подвесками -бубенчиками. С боковых сторон свисает бисерная отделка соединенная между собой металлическими звеньями. Отделка на уровне груди присоединяется к металлическому кругу. С нижней стороны круга свисают бисерные подвески с медными шариками. Возможно бастына одевается под шапку как дополнительное декоративное украшение. Со временем, т.е в 20 веке, бастына видоизменились. Их носят как самостоятельный головной убор во время праздника Ысыах.
    http://www.yakutcostume.ru/golovnie%20ubori.htm

    0
Ответ на тему: С.А. Яценко. Несколько наблюдений о костюме ранних тюрков на изображениях
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания