5 лет на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
5 лет на форуме
5 лет на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Великие шаманы Якутии - Саха Сирин Улуу Ойууннара
  14284
http://www.jagannath.ru/users_files/books/index.php?file=V._Fedorov_-_Voiteli_treh_mirov.doc
.. великий шаман и целитель прошлого века Никон из Верхневилюйского улуса, покинувший мир в 1984-м и оставивший за спиной 104 года, в конце своей жизни не имел ничего против кино. Правда, у фильма, снятого о Никоне известным латышским оператором Андришем Слапинышем, как и у самого автора, оказалась плохая судьба Слапиныш погиб в начале перестройки во время известных событий возле Рижского телецентра, а его фильм покоится где-то в архивах Латышского телевидения. В последние годы о Никоне было написано немало, и в 2001-м даже вышел целый сборник воспоминаний о нем, составленный С.Т.Боескоровым. Но еще буквально пять лет назад я подготовил для газеты "Якутия" самый первый обстоятельный рассказ о Никоне на русском языке его ученика и последователя Ивана Оросунского. То есть, подобно многим истинным целителям, он, с одной стороны, был уже десятилетиями широко известен в народе и принимал пациентов со всего Советского Союза, включая собственного министра здравоохранения, а с другой стороны полностью "закрыт" для печати и официального признания.
Никон появился на свет в 1880 году, в молодости носил фамилию Поскачин, сменив ее с возрастом на Васильева, а под старость его все называли просто по имени или Дедушкой.
Существует легенда о непорочном зачатии будущего шамана. Она гласит, что однажды на сенокосе на голову будущей матери Никона неожиданно села странная птичка и тут же внезапно куда-то исчезла, испугав девушку. Вскоре она стала чувствовать что-то неладное внутри себя. Родители обратились к ближнему ойуну, и тот после камлания изрек, что в девушку вошел дух знаменитого тунгусского шамана, чтобы таким образом во второй раз появиться на свет в виде мальчика с родинкой на шее.
[spoilerqoute]Верить или нет такому нематериалистическому преданию дело хозяйское, но у Никона действительно была родинка на шее, а при камлании он часто переходил на язык, не понятный его сородичам-якутам и похожий именно на тунгусский (эвенкийский). Конечно, в какой-то степени это могло объясняться и тем, что он имел среди некоторых своих шаманов-наставников эвенков, поскольку, покинув в 16 лет родное селение, Никон целое десятилетие провел в странствиях на дальнем Севере и даже добирался до самого Таймыра. В этих путях-дорогах он и применил впервые свой дар, не побоявшись сделать простым ножом хирургические операции сначала незнакомой женщине, а потом другу охотнику, чем спас последнего от перитонита. А вообще его необычные возможности проявились еще в девять лет, когда он во время игры на улице увидел "уезжающими на север" двух старцев из соседней местности, которые, как позже выяснилось, как раз в это время и скончались.
Надо заметить, что родные места Никона были щедры на ойунов, и в его молодые годы в ближних и дальних окрестностях села Ботулу жило почти полтора десятка известных шаманов, в том числе родной дед по прозвищу Угун Ойун. Конечно, каждому из них тоже было что передать Никону. Тогда же он оказался свидетелем редчайшего феномена, о котором рассказывал до старости. В конце XIX столетия в их селе три года жил человек-невидимка по фамилии Романов. Он появился из каких-то чужих краев и женился на воспитаннице одного из стариков. Поскольку Романов отличался веселым нравом, радушием и щедростью, в доме у него всегда было много гостей, которых не отпугивала даже такая странная способность хозяина. Более того, он часто специально демонстрировал ее, например, во время традиционного хоровода-осуохая, запевая то внутри круга, то за кругом и при этом оставаясь невидимым. Никон, понимавший толк в чревовещании, утверждал, что в данном случае оно совершенно не имело места. Что за загадку таил в себе Романов, и был ли он вообще человеком осталось тайной, но, говорят, его старый амбар сохранился до наших дней, поскольку никто не решился пустить на дрова или другие надобности это бесхозное строение.
В 1920-е годы камлания Никона, отличавшиеся особой красочностью и выразительностью, записал не раз упоминавшийся нами этнограф А.А.Попов, и, судя по ним, можно заключить, что Никон уже тогда был выдающимся шаманом и мог стать еще более великим, но советская власть положила этому конец. Как и многих ему подобных, работники НКВД арестовали Никона и привезли в центр округа город Вилюйск. Видимо, ему хотели предъявить обвинения в шарлатанстве, но ойун столь убедительно продемонстрировал свои возможности с вызовом зверей и стихий в кабинет следователя, что вопрос об "обмане трудового народа" отпал. Власти освободили его из-под стражи, но заставили в письменном виде дать обязательство больше никогда не камлать. Так Никон превратился из шамана в целителя.
Но своих способностей, конечно, не утратил. Зять Никона В.В.Васильев вспоминал, как однажды летом на сенокосе в минуты отдыха уже как бы "бывший" ойун вдруг по-родственному доверительно обратился к нему с вопросом, мол, не желает ли тот увидеть духов? Зять поначалу испугался, но потом согласился на условиях, что духи не причинят ему вреда. И тут же перед ним вырос матерый медведь, следом большая черная собака, которую Никон представил как шаманского посланника. За ними появились огромный орел мать-зверь Никона и гигантский, величиной со стог сена лось. "Хочешь остальных увидеть? спросил Никон, но потрясенный зять в ответ лишь испуганно замахал руками. Тогда закончим" Никон взял две палочки, сложил их вместе, что-то прошептал, и из его ладоней вдруг вырвался вихрь. Разрастаясь, он с грохотом помчался по тайге, круша деревья. "Не бойся, успокоил Никон, здесь на безлюдье он никому не принесет вреда и скоро сам по себе затихнет Это и есть знаменитый смерч ойунов..."
Известно, что Никон обладал ясновидением, но не пользовался им "по пустякам", мог он управлять и природными стихиями, вызывая дожди во время пожаров.
Однажды, когда заболела собственная мать Никона, он нарушил данное властям слово и, примчавшись в родное селение, приказал принести свой бубен из заброшенного балагана. Говорят, этот бубен был огромных размеров (по грудь человеку) и от ударов вспыхивал каким-то синим пламенем. "Закончив камлать, вспоминал тот же зять, Никон велел приготовить пустую бутылку с пробкой и платок. Платком он замотал себе лицо. Велев крепко держать мать (у нее опухоль от заражения пальца дошла уже до плеча), он взял ее за руку, скинул с себя платок, и вдруг все видели, что у него вырос огромный прозрачный клюв, похожий на журавлиный Мать закричала от боли, и тут же в конце клюва появился какой-то извивающийся червяк. Никон ухватил его пальцами и засунул в бутылку Таким образом он извлек из плеча матери девять тварей болезни, а потом пошевелил плечами, и клюв исчез."
Уже другие очевидцы говорили, что бубен Никона долго хранился в том самом балагане-сарае, но его не велено было трогать. Нарушавшие запрет в основном это были дети потом страдали головными болями, и их родители спасались тем, что делали жертвоприношения этому бубну, макая конские волосы в масло и сжигая их на огне с соответствующими заклинаниями-просьбами А каким был Никон во времена более близкие к нашим, рассказывает Иван Еремеевич Оросунский Старец тогда уже постоянно жил в селении Ботулу Верхневилюйского улуса близ его родных мест, где впоследствии и нашел вечное упокоение.
"Это случилось в 1974 году. Я тогда работал учителем в школе и вдруг очень сильно заболел. Врачи никак не могли поставить точный диагноз. Узнав об этом, Дедушка Никон сам передал мне, чтобы я приехал к нему во время весенних каникул. В качестве сопровождающих в Ботулу я взял с собой жену и невестку, которая тоже болела. Добрались мы под вечер. Никон жил с семьей в небольшом домике, что всегда был полон "гостей", приехавших лечиться. Увидев меня, Дедушка сказал, что ожидал мой сегодняшний приезд, поскольку ночью видел меня во сне. К моему большому удивлению, он заметил, что во сне же определил мою болезнь. Человек с высшим образованием, я тогда, признаюсь честно, не поверил его словам, посчитав все сказанное попыткой создать себе авторитет ясновидца.
После ужина старец долго расспрашивал меня обо всем, в том числе и о моих попытках лечиться и лечить травами, показывал кастрюли, где хранились всевозможные настои из разных растений. Под конец он тихо спросил:
А есть ли у тебя, сыкок, заговоры от болезней?
Нет, я пользуюсь лишь настойками.
Лечить травами это одно, но нужно знать еще и заклинания, заметил он.
Потом дал ложку какой-то прозрачной жидкости. Мне показалось, что это просто вода с сахаром. Нет, покачал он головой, это не простая вода, а навар из большой берцовой кости человека, умершего сто лет назад: очень сильное лекарство.
Мне стало не по себе, дрожь пробежала по всему телу. А Никон добавил:
Тебе надо лечить людей, но только не своих родственников, им пользы не будет. Эти слова еще больше изумили меня. После разговора старец, хоть я и протестовал, уступил мне свою кровать в спальне, а сам ушел на кухню, где примостились все остальные и хозяева, и гости.
Утром Дедушка тихо подошел ко мне и, улыбаясь, промолвил:
Сынок, этой ночью одна женщина очень сильно к тебе потянулась. Сегодня ты будешь лечить ее и Марию.
Я, естественно, не знал, как это делать, поэтому повторял все следом за Никоном, как он велел. Получилось удачно. Впоследствии Мария больше десяти лет, до самой кончины, не пила спиртного, а другая женщина сразу пошла на поправку.
После этого Дедушка стал лечить нашу невестку. Раздел до пояса, несколько раз обошел вокруг, быстро нащупал указательным пальцем "больное" место на спине и заговорил:
Придется делать кровопускание, только берегись потом простуды. Поставил перед собой таз с водой, достал нож и острым кончиком его осторожно дотронулся до больного места: темно-коричневая кровь со сгустками брызнула, как из фонтана. Прошло совсем немного времени, и потекла чистая, свежая кровь. Пробормотав что-то под нос, старец нажал на рану указательным пальцем, и кровь моментально остановилась. Вот то
Ответов 30
  • Слух
    30 декабря 2012
     

    Был слух . В конце 70х годов , прошлого столетия , там родился ребенок . Который сразу стал говорить . Бабка умерла от испуга , разрыва сердца . Приехали ученые из Москвы , забрали ребенка . Провожавшие родственники услышали , что он сказал :

    0
  • offen
    30 декабря 2012
     

    продолжение о Улуу Ойуунах

    Способностями видеть будущее и таинственным образом преодолевать расстояния обладал и великий шаман из Абыя Константин Чирков. Родившись на год раньше Никона, он покинул эту землю в 1974-м, тоже в очень почтенном возрасте.

    Скрытый текст
    Младшая дочь Константина Ивановича Александра получила медицинское образование и работала главврачом Абыйской улусной больницы. В настоящее время она живет в Якутске, и мне довелось с ней познакомиться. Александра Константиновна недавно закончила и выпустила книгу о своем отце, написанную, как она говорит, "с позиций профессионального медика". Несомненно, это интересная работа, а пока я приведу фрагмент ее воспоминаний, опубликованный в книге П.Н.Ильяхова "Из жизни великого шамана".
    "Отец в детстве (по рассказам его сестры бабки Натальи) был неповоротливым увальнем, сторонился сверстников и играл в одиночестве, но не прочь был поозорничать пугал маленьких тем, что "вытаскивал" из подмышек, а то и из-за ушей разных птичек, лягушек и прочую живность. Нередко заходил в заброшенные жилища и играл там в одиночестве, "превращаясь" в разных зверей и птиц. Когда играл с детьми в жмурки, сразу же "исчезал". Чуть повзрослев, стал уходить из дома на несколько суток. Никто не мог заметить, когда он уходил и когда приходил. Сам он ничего не рассказывал. Заметив, что сын их не от мира сего, отец и мать ни в чем ему не перечили. Однажды девятилетним мальчиком он в очередной раз исчез на несколько дней. Мать нашла его в чулане спящим с каким-то круглым блестящим предметом в руках. Проснувшись, сын произнес: "Больше я никуда не отлучусь: теперь друзья не будут брать меня с собой, мы распростились". Оказывается, иногда ночью эти "друзья" сажали мальчика себе на спину и уносили в какие-то "прекрасные места", где играли с ним. А потом возвращали обратно. На этот раз несший Костю домой такой же, как он, малыш сказал на обратном пути: "Возьми себе с моей спины одну из солнечных игрушек, и ты станешь известным всему среднему миру человеком доброго духа..."
    О том, что было дальше, рассказывает автор только что упомянутой книги П.Н.Ильяхов, отец которого был в свое время помощником-кутуруксутом К.И.Чиркова.
    "...Он часами неподвижно сидел и смотрел на звездное небо, молча наблюдал за окружающей природой. Характер его был неустойчивым: даже от какого-нибудь пустяка он мог глубоко опечалиться, между тем рос пытливым и очень рассудительным. Он любил играть с сестренкой-двойняшкой они находили общий язык, имели одинаковые характеры. Когда им исполнилось по 16 лет, одновременно стали плохо спать по ночам, петь песни, страдать от кошмаров. Однажды ночью Константин вышел во двор и упал без сознания. С этого момента из-за болезни суставов ног он почти три года пролежал в постели. Усилились припадки и у сестры, всем казалось, что она вот-вот станет менерячкой, но сесгра умерла. Перед смертью она сказала: "Мой брат станет великим ойуном, он перехватил мою судьбу (перевесил как более сильный шаман)". Отец испугался, что умрет и Константин, потому что ему становилось все хуже и хуже, и родные пригласили знаменитого в тех краях шамана Николая Садовникова-Ходяка, который мог камлать на трех языках якутском, эвенском и чукотском. Три дня и три ночи старец вершил свой ритуал над Константином и поставил его на ноги. Вновь обретя физическую силу и здоровье, 19-летний парень вернулся к жизни уже как настоящий шаман и стал с каждым годом все более увеличивать свою славу и мощь.

    Константин Чирков владел всеми видами шаманского искусства был прекрасным целителем, мог управлять стихиями природы и предвидеть будущее. За последнее он и пострадал больше всего, когда неосторожно предрек не очень далекую жизнь едва установившемуся новому строю. В феврале 1932 года Чирков был арестован в родном селе и этапирован в Якутск, где ему предъявили обвинение в "антисоветской пропаганде". Желая не только упрятать ойуна за решетку, но и выставить его в глазах общественности как обманщика, сотрудники НКВД в своем клубе, расположенном тогда на одной из главных улиц Якутска, решили провести показательное "разоблачение" шарлатана. Чиркову дали возможность отыскать на складе реквизированных шаманских атрибутов свой костюм и бубен и принудили начать камлание на сцене перед скептически посмеивающимися милиционерами. Но весь скепсис мгновенно исчез, как только ойун вызвал прямо в зал... мощный снегопад. А когда он предложил "пригласить" сюда же волков или медведей, устроители "шоу" и зрители дружно потребовали прекращения рискованного эксперимента. В итоге, засчитав Константину в качестве наказания проведенные им в дороге и отбытые в ожидании суда несколько месяцев, а также лишив его избирательных прав, энкавэдэшники поспешно выпроводили нежелательного постояльца из тюрьмы. К тому времени уже наступило лето, разлились многочисленные якутские реки и речки, растаяли озера и болота, и единственный наземный путь в Абый был закрыт. И тем не менее "неблагонадежный" вскоре объявился в родных пенатах и был взят местными "органами" на специальный учет. Каким же образом он смог в столь краткий срок преодолеть несколько тысяч километров бездорожья, безлюдья и комариного ада? С позиций материализма ответить на этот вопрос просто невозможно. Но на родине Чиркова живет предание, что ойун, выйдя в Якутске на берег Лены, просто нырнул в воду, превратился в большую рыбину, доплыл до устья реки и через Ледовитый океан попал в родную Индигирку. А затем, видимо, не желая сражаться с порогами, сильным встречным течением и мелководьем, принял облик орла и спокойно долетел до дома... В своей работе П.Н.Ильяхов приводит воспоминания почти сорока человек, лично знавших Чиркова и испытавших на себе или своих близких его чудодейственную силу. Мы перескажем с небольшими сокращениями несколько наиболее ярких и интересных, на наш взгляд, свидетельств.
    Л.А.Соломов, п. Белая Гора:
    "Мой отец, ослепший на оба глаза, уже три года лежал в постели. Когда к нам заехал Константин, родители стали его упрашивать помочь. Молча посидев некоторое время, он ответил: "Я сейчас без бубна и одеяния, приеду специально, но только к моему приезду приготовьте мертвую сову". Мать вздохнула: "Как добыть такую редкую птицу, сын-то еще не подрос?.." Константин ее утешил: "Не горюй, как-нибудь найдется". Однажды утром мать поехала за сеном, глядь, а на стожке лежит окоченевшая тушка совы Вскоре появился и Константин с двумя помощниками. Мать рассказала о сове. "Когда потребую, занесете", распорядился шаман.
    Положив птицу в середине камлания на колени, он стал гладить ее руками и заклинать. Я сидел совсем рядом и вдруг увидел, как сова зашевелилась, взлетела и, покружив по юрте, вылетела в дымоход камелька! Помощники внесли две пешни и проткнули ими Старика насквозь в области живота. Когда они выдернули пешни, он слизнул с них кровь и жир, а потом, кажется, провел языком по глазам отца и плотно их завязат. Через три дня, как и говорил Старик, мы осторожно сняли повязку. Отец радостно закричал: "Как он мне помог!" С тех пор он видел до самой смерти".
    С.Г.Слепцов, п. Кэбэргэнэ:
    "Однажды Константин Иванович мне сказал: "В твои капканы попали две лисицы, одна сиводушка. Завтра же сходи, а то уйдут, отгрызут ноги". Утром я пошел в тайгу. Все совпало в точности. Завернул к нему. "По-твоему вышло", говорю. "А чего мне врать-то", отвечает он. Тут как раз за стол сели моя дочь с подружкой. "Коли ты такой провидец, обратился я к Константину, то скажи, когда они выйдут замуж и сколько у них будет детей?" Он посмотрел внимательно на девушек, посидел молча и промолвил: "Выйдут обе примерно через месяц, у твоей дочери будет трое детей, у ее подруги один ребенок". Все точно так и получилось".
    Д.А.Рязанский, п. Белая Гора:
    "Мы с давних пор были с Константином Ивановичем в приятельских отношениях, и он нередко поверял мне свои думы и чувства. Однажды летом на реке Уяндина утонули два рыбака, и их никак не могли найти. Я и еще несколько человек были направлены из райцентра на поиски. Мы взяли проводника, добрались до реки и устроились на первую ночь в избе, где жили те двое исчезнувших. Едва я заснул, передо мною появился Старик Константин, поздоровался и стал рассказывать: "Те, которых вы ищите, лежат раздельно: один недалеко от вас, его выбросило на песчаную косу, другой чуть ниже зацепился в воде за корягу..." На следующее же утро мы безо всяких затруднений, будто по путеводителю, нашли обоих погибших. В очередной приезд я зашел к Старику, и он принялся расспрашивать о новостях в райцентре. Выслушав, заметил: "Коли правильно вижу, там сейчас возле клуба слишком много взбудораженного народа собралось..." Вечером я прилетел обратно домой и, конечно же, захотел проверить его слова. И мне рассказали, что днем у одного мальчика прямо на улице возле клуба остановилось сердце...
    Однажды летом председатель местного Совета С.Соломов сообщил, что у старого поселка Кэбэргэнэ к берегу приткнулся гроб с покойником. Прокурор района А.Парфенов, главврач А.Чиркова, я и Соломов поехали на осмотр. Раскрыв фоб, мы увидели в нем совершенно не тронутое разложением тело человека, который словно только что скончался. Разрезав замшевые торбаза, обнаружили в них в виде подстилки совершенно свежую зеленую траву. Подумав, пришли к выводу, что, видимо, покойника недавно схоронили где-то выше по течению реки в береговом обрыве, а тот обрушился вместе с могилой в воду. Как наделенная на то правами комиссия мы вынесли решение о захоронении тела неподалеку в лесу и сами поприсутствовали при погребения. Однако ровно через неделю С.Соломов снова сообщил в прокуратуру, что тот же гроб опять приткнулся к берегу, но уже чуть выше нового поселка Кэбэргэнэ. Руководство района на это раз решило не отправлять комиссию, а дало команду поселковым властям самостоятельно провести захоронение. Все понимали, что происходит нечто пугающе-странное и необъяснимое, и поэтому С.Соломов обратился за помощью к Константину Ивановичу, который в те дни как раз находился в Кэбэргэнэ. Старик тут же дал совет: "Он не должен проплыть мимо поселка, иначе люди заболеют. Надо его хорошо похоронить, соблюдя все ритуалы". Потом К.И. Чирков попросил пригласить одного из жителей поселка и сказал ему: "В старину этого беднягу должны были похоронить в том месте, где нынче стоит твой дом, но он умер на чужбине, по пути сюда. Помоги его зарыть в землю это в твоих интересах". В ответ приглашенный категорически отказался, мол, в честь чего я должен хоронить каждого принесенного рекой покойника! Тогда старик обратился к одному молодому парню-охотнику: "Упокой его, и он подарит тебе чернобурку". Парень выполнил просьбу Старика и действительно с наступлением охотничьего сезона добыл редкую чернобурку с белой отметиной на груди. А отказавшийся исполнить свой долг в ту же осень вышел из дома и куда-то бесследно и навсегда исчез. Видно, покойник был тоже большим шаманом...
    Е.Е.Никулина, с. Хонуу Момского улуса:
    "У нас в Моме старое кладбище перенесли на новое место. Дедуле это не понравилось, и он заметил: "Момчане совершили большой грех, не надо было беспокоить прах великих предков, теперь за это святотатство расплатятся жизнями молодые ребята". И в самом деле, переносившие захоронения парни и русские, и якуты почти все в течение недолгого времени погибли от несчастных случаев".
    А.Г.Постникова, п. Кэбэргэнэ:
    "Остановившись у нас в очередной раз и садясь с моим мужем утром за чай, Старик сказал ему: "Недалеко от твоей охотничьей избушки в одну из ловушек только что попал сохатый. Надо ехать, а то мясо испортится. Муж тут же собрался в дорогу, но поскольку от поселка до охотничьего участка было около ста километров, он добрался до места лишь на следующий день. В указанной ловушке его действительно ждал сохатый.
    Весной 1970 года Старик Константин однажды заметил, что, мол, скоро наступят нелегкие годы и надо бы запастись патронами, одеждой, чаем и табаком. Мой Петр засмеялся: "Ты что, рехнулся?! Жизнь-то с каждым днем все лучше становится". В ответ он невозмутимо изрек: "Только потом не удивляйтесь, когда исполнятся предсказания "глупого" Старика".
    Л.А.Соломов, п. Белая Гора:
    "Как-то вечером мы вышли с Константином во двор.
    Ты ничего не слышал? спросил он.
    Нет. А что случилось?
    Лиса взвизгнула. В капкан попала, левой ногой.
    Где?
    За этим озером, западнее, есть еще одно озеро с тальниковым мысом, на этом мысу и был насторожен капкан на лисьей тропке. Пусть хозяин пойдет посмотрит.
    Возвратившись в дом, мы выяснили, что хозяин капкана старик Василий. Утром он пошел к снасти и впрямь вернулся с лисой. Я поинтересовался, какой ногой она угодила в капкан. Оказалось передней левой...

    Однажды волки настолько одолели скот одного хозяина, что тот, не в силах с ними справиться, пригласил к себе Константина Ивановича. Когда я к ним заехал, Старик как раз был на месте и уже "камлал", неподвижно лежа за занавеской и внешне как будто отдыхая. В течение девяти дней, питаясь только сырым мясом и водой, он "добирался" до вожака стаи, а затем "уговорил" его самого и всех волков соблазниться на приманку и попасть в охотничьи снасти.

    В том же году Константин Иванович должен был отбыть из чужого села в свое, но подзадержался и угодил в распутицу на реке начался ледоход. Тем не менее как-то утром он вдруг объявил: "Еду домой". Хозяева испуганно замолкли, а Старик повернулся ко мне и попросил: "Приведи моих оленей. Проводишь до реки и вернешься". Я, как и другие, не поверил в его предприятие, но перечить не посмел.

    Речка оказалась уже практически чистой ото льда. Старик распорядился развести костер на берегу и попить чай. Я думал, что после этого мы повернем обратно, но он вдруг скомандовал: "Подводи оленей с нартами к воде". Я не сдержался: "Ты что, спятил?! Как же ты собираешься переправляться!.." В ответ он сердито проворчал: "Давай подводи, подводи!.." Делать было нечего, я взял оленей за повод и подтянул к самой кромке воды. Старик, покуривая и устремив взор в верх по реке, попросил еще раз: "Ну-ка, глянь молодыми глазами, не идет ли там лед?" И тут из-за излучины, касаясь краями берегов, выползла огромная, во всю ширину реки льдина. Когда она поравнялась с нами, Константин Иванович быстро сел на нарты и погнал оленей. Через считанные минуты он уже бьш на том берегу, а льдина поплыла дальше. Пораженный всем увиденным, я только почесал затылок...

    П.Н.Новиков, Мугурдахский наслег Абыйского улуса: "В детстве у меня постоянно болела голова и шла кровь из носа. Когда я подрос, примерно к пятнадцати годам, стало совсем невмоготу. И я обратился к Старику. Он сперва погладил мою голову, а потом, сжимая, стал дуть в темя. Я почувствовал, как какой-то прохладный поток пронзил меня до самых ног, и мне сразу полегчало. Затем он дал мне черные нитки и сказал, чтобы я завязал на первой три узелка, на второй семь, на третьей девять и затянул их вокруг головы. За все это время он и словом не обмолвился о моей хвори, все время шутил и поддразнивал меня. Три дня я ходил к нему на излечение, и в самом конце Старик, улыбаясь, сказал: "Твоя болезнь находится вот здесь в моей ладони..." С той поры я больше не ведал кровотечения и боли".

    М.М.Дохунаева, п. Сутуруоха:
    "В начале 1974 года мой десятилетний сын Ваня заболел какой-то тяжелой и непонятной болезнью глаза его выпучились и гноились, а ноги не держали в суставах. Врачи положили его в больницу, но ничего не могли сделать. Отчаявшись, я повезла его к Константину Ивановичу, который сам тогда уже тоже лежал тяжело и неизлечимо больным. Он с горечью поведал мне, что едва ли дотянет до лета и добавил: "Не знаю, будет ли толк от такого полуживого лекаря". Но потом все-таки потер-погладил голову мальчика, подул ему в темя, приготовил какое-то снадобье и вручил его нам. Благодарение Богу сын нынче жив-здоров, женат и имеет двоих детей.

    В.Г.Полушкин, Мугурдахский наслег:
    "Незадолго до кончины на мой вопрос, почему он не пожелал принять приглашение новосибирских ученых и, продемонстрировав им свой дар, прославиться на всю страну, остаться в памяти потомков, Константин Иванович ответил:
    Мне слава не нужна. А насчет того, чтобы остаться в памяти потомков, так далеко не все использовано, что я могу. С тем и отправлюсь, наверное, в последнюю дорогу. Приходи на похороны Но предупреждаю, если при рытье могилы верхний слои земли будет всего в пядь, а потом пойдет лед, то не вздумайте браковать это место...

    Константин Иванович скончался в середине лета 1974 года. Похоронили его в Мугурдахе. Могилу решили вырыть рядом с сыновней. И в самом деле, сверху оказалось только 20 сантиметров чистой земли, а потом пошла большая примесь льда. Дни стояли очень жаркие, и мы боялись, что солнце растопит лед и яма наполнится водой. Но, на удивление, ничего подобного не случилось. На похороны глубоко почитаемого Старика пришли почти все жители наслега. Перед этим ночью над поселком прошла, ввергая людей в трепетную дрожь и мистический ужас, какая-то по-особому гулко грохочущая гроза, и у сородичей Константина Ивановича было единодушное мнение, что они слушали "шум", сопровождающий "отъезжающего" Старика."

    Заключая все эти свидетельства, можно добавить одну примечательную деталь: Константин Иванович перед смертью (так же, как и Никон) сказал землякам, что желающие получить его исцеление или совет могут еще в течение сорока лет приходить на могилу, и он будет им помогать. Выходит, срок действия волшебной силы великого шамана на нашей земле продлится до 2014 года.

    0
  • Шаманы
    30 декабря 2012
     

    Никон и Чирков это более поздние шаманы ,

    почитайте труды Ксенофонтова , там тогдашние люди (это начало прошлого века) в своих рассказах о шаманах не сравнивают тогдашних с прошлыми , мол нынешние слабые , не то что раньше . Книга вышла 192.. не помню какого года , это подчеркивает что с развитием и прогрессом люди теряют свои природные качества , это относится и к шаманам . Потребность в них становится меньше , способности не развиваются . В Вилюйском регионе сохранились в памяти народной и в записях воспоминания о Алыһардаах уда5ан , ее муже Сыгынньах ойуун , брате ее Холохоно ойуун . Их имена сохранились потому , что тогда пришла Советская власть , письменность и люди не так стали бояться открыто говорить о них . У якутов раньше даже по имени называть шаманов воспрещалось из-за суеверий и больших возможностей древних шаманов . Поэтому упоминания о древних шаманах не сохранились , люди боялись их называть , чтобы не навлечь гнев умерших и живых тогдашних шаманов . Аата ааттаммат дьоннор этилэр , поэтому воспоминания о них не сохранились , это были люди несравненно сильные по способностям с поздними шаманами .

    0
  • offen
    30 декабря 2012
     

    в последнее время по ТВ проводят всевозможные битвы экстрасенсов не только центральному

    но и по местному
    много имеются также в улусах вдруг появившиеся после перестройки разного рода экстрасенсы, знахари, врачеватели /никоим образом их не хаю - ну, занимаются люди, что даровано им природой/.
    Это я к тому, что древние шаманы и народные целители - это они заложили основу современной медицины, хотя и подвергались гонениям со стороны церкви. Даже Петр Первый, находясь при смерти, призвал якутских шаманов для лечения, но те приехали в Санкт-Петербург после его смерти.

    0
    • М.Ру
      30 декабря 2012
       

      О шаманах

      Эти шаманы не успели выехать в Петербург, так как указ Петра 1 прибыл в Якутск после его смерти. Этих же шаманов позже вызывали Петр 2 и Анна Иоанновна.
      А указ Петра 1 был такой: "Отправить из г. Якутска в Санкт-Петербург дворянина Дмитрия Кычкина с четырьмя шаманами и шитыми рожами".

      0
      • offen
        30 декабря 2012
         

        Петр 1 явно повелел привезти шаманов из вилюйской группы улусов

        0
      • Оidоv
        2 января 2013
         

        Щитые рожи ,выходит ещё были ?

        0
  • Donat
    31 декабря 2012
     

    в Вилюе был шаман, которого видели одновременно в девяти местах...

    0
    • Шаманы
      31 декабря 2012
       

      Это был Баабыс ойуун , который по приезду в поселения

      раздавал одним свои рукавицы , другим шапку , третьим шубу и так он появлялся в своем обличье сразу в нескольких местах

      0
  • гыгы999
    31 декабря 2012
     

    В конце 70-х годов моего двоюродного брата, на сенокосе, он тогда на 5 курс

    перешел, Никон уговаривал остаться у него, но брат отказался, сказав, что надо закончить учебу.

    0
    • offen
      31 декабря 2012
       

      П.И.Ильяхов-Хамса в своей повести "Айыы ойууна Көстөкүүн" пишет следующее (мой вольный перевод):

      в Якутске К.Чиркова из тюрьмы повели в клуб НКВД, находящийся по ул.Кирова, где повелели показать свои способности шамана и если не покажет, то отправят в тюрьму и ссылку. Чирков нашел свой бубен и шаманскую одежду, принесенных по его просьбе их сотен бубнов и одежд, и приступил к камланию. Во время камлания повалил в клубе густой снег и град, он спросил у испуганных от этого явления чекистов: Сюда занести медведя и волка? На что все дружно закричали: нет, хватит, остановись!
      Назавтра указом Тройки якутского ОГПУ Чиркова К.И., с учетом полугодичного заключения в тюрьме, освободили и дали справку о лишении права голоса и запрете дальнейшего шаманства.

      0
      • М.Ру
        31 декабря 2012
         

        Еще

        Из документов 17 века: "Булгуй шаман испортил волшебством своим мужеского и женскогу полу якутов 13 человек и лошадь, и от ево порчи те люди и лошадь вскоре померли"; "Деки шаман обратился своим волшебством медведем и пршед того Булгуя изъел, и тот Булгуй от того его волшебства летом умер"; "В земле этой шаманы бесовским призывом и волшебством людей портят и морят".
        В ясачной книге Якутии от 1649 года, где записано 1497 плательщиков, значатся имена 43 шаманов (оюны).
        А Петр 1 в своем указе писал, что из Якутска следует прислать шаманов, умеющих "писать и читать по манджурски и никански". В Якутске прошел строгий конкурс среди кандидатов.

        0
        • Могул
          31 декабря 2012
           

          М. Ру

          Интересные , Рустам, у тебя данные! Значит, и до русских были люди образованные, китайскую грамоту знали!, причем, как минимум, 42 человека. А нас учили, что мы де "сурук бичик" где то уронили!?
          БИЧИК же старомонгольская, старокурдская письменность, потому как пишется слитно. Поэтому эту письменность читает лишь тот, кто знает язык письма. Значит писарями у Чынгыс хаана были якуты.
          Да, вот почему нашу историю так путали! Причем, вплоть ло интернетских времен! Писали там всякие книги с многоварианьными легендами и все время обходили, путали, замалчивали!

          0
  • гыгы999
    31 декабря 2012
     

    Старший брат (его отец был младшим братом моего отца) рассказывал, что

    всех с нашей родни перед отправкой на войну камлал ойун,после из нашей родни все вернулись живыми, среди них и мой папа, только дядя отца умер от ран в госпитале где-то на Урале и один дядя с плена вернулся.

    0
  • Шаманы
    31 декабря 2012
     

    Слепая провидица Вилюя предсказывала страшное пепелище ,

    после которого многие не вернутся оттуда , имела в виду войну . Наши дни предсказывала как то , что придут люди в железных шапках и начнут крушить природу . Люди придут с ар5ааттан говорила , в те времена под словом ар5аа понимался север и запад , так что тут непонятно

    0
  • обеспокоенная
    4 февраля 2013
     

    Скажите пожалуйста,что если ребенку в честь шамана дали его имя??? Не повлияет ли негативно???

    Беспокоюсь потому,что он имеет ограничения по здоровью,пожалуйста посоветуйте???

    0
    • offen
      5 февраля 2013
       

      нашел

      Цитата:
      В том, что имя новорожденному ребенку давал шаман, можно предполагать пережиточную форму обычая установления того, кто именно из умерших родственников возвратился в мир живых людей в облике данного младенца, вытекающего из характерных для тунгусских народов представлений о реинкарнации.

      Попробуйте найти шамана и узнать у него - правы ли те, кто дали ребёнку имя шамана.

      0
      • обеспокоянная
        7 февраля 2013
         

        Скажите,а у какого шамана-то спросить?

        0
      • обеспокоянная
        8 февраля 2013
         

        Спасибо за ответ,но дело в том,что имя дал не сам шаман,а мотивируя тем,что данный шаман является

        ихним дальним родственником дали родители. А суть -то втом,что данный ребенок с рождения имеет большие проблемы со здоровьем,не могло ли это повлиять???

        0
  • фидель
    5 февраля 2013
     

    ребенком был помню

    У Никона собака была породой как овчарка черного окраса, пациенты из союза привезли. Так ее все боялись свободно бегала по деревне. как увидят так в дом сразу. Однажды я не успел спрятаться упал ничком и собака в шаге пробежала и ничего. Односельчане не то что боялись -- уважали Никона.

    0
  • nhb
    8 февраля 2013
     

    в Усть-Алданском улусе

    до революции был Ойун-Усовский наслег, на современной территории II легойского наслега. Там же есть алаас с названием "Атыыр уҥуо5а". Кто нибудь может сказать откуда это и есть ли какие упоминания об этом ойуне (ойунах)?

    0
  • кутурук
    9 февраля 2013
     

    небо

    Показывали записи Эдуарда Алексеева
    шаманского камлания
    кутуруксут ездил на седьмое небо

    1
    • Santa-Monika_
      13 января
       

      кутурук, мир хос эhээм биир ойуунна кутуруксут этэ. Кутуруксуттар ойуун буолбатахтар.

      0
  • Ирина
    18 октября 2019
     

    Здравствуйте!!!! Подскажите пожалуйста где найти сильного и действительно знающего своё дело шамана на територии Якутии, мне очень срочно нужно спасать дочь.

    1
  • Парасковья
    3 июля 2020
     

    Дорооболорун баьаалыста куустээх эмчит наада арыгыттан киниитим иьэр буолан эрэр 5 оголоох кыыс

    0
  • Харви
    12 января
     

    Самое сильное, самое то, во что верю неукоснительно - это непорочное зачатие шамана. Это точно. Вот с недавнего времени г. Чомчоев читает лекции про каких-то мельчайших, меньше чем атомы и прочие электроны - нейтроны частицы - мюоны. Которые являются Основой Вселенной. И через которые наши шаманы за мгновение ока взлетали на Луну. Ни меньше, ни много. Американцы бывали там на жалких ракетах в 60-х прошлого века. А наши шаманы задо-олго до них гуляли по Луне, взлетали на мюонах на ночное светило как на придорожное деревцо для обзора окраин аласа. Очень все научно и популярно. Главное - популяризация научного подхода.

    0
  • Santa-Monika_
    13 января
     

    Я считаю что самая сильная нынче Куннэй Кардашевская. Её с нами нет, но когда я думаю о ней, внутри легче становится. Как будто с того света она мне помогает. Эдьиий Дора фэйк. Она меня постоянно проклинает по заказу.

    0
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь