Покорение Чукотки - железом и кровью!
историк  -    4922
Чукчи и русские сразу невзлюбили друг друга, и их встречи редко оканчивались мирно. Попытки заставить чукчей платить ясак предпринимались неоднократно, однако без успеха. Напротив, из Российской казны выделялись значительные средства для подкупа воинственных чукчей. Вообще, среди народов Крайнего Севера чукчи оказали русским наиболее ожесточенное сопротивление. Тем временем, в 1727 по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова Сенат Российской империи утвердил мнение;: "Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить." С этой целью на Чукотку отправили экспедицию численностью в 400 солдат и казаков, опорной базой которой стал Анадырский острог. Во главе был поставлен Шестаков, а начальником военной команды определен капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий. В 1729, разделив свои силы на два отряда (каждый был пополнен якутами и коряками), Шестаков и Павлуцкий начали покорять Чукотку. Следует отметить, что сенат постановлял аборигенов ;уговаривать в подданство добровольно и ласкою;. Однако Шестаков и Павлуцкий не всегда ограничивались переговорами, да и аборигены не все были склонны в них вступать [источник?]. Исследователями [кем?] отмечается чисто карательный характер походов на Чукотку в это время. Павлуцкий писал о походе 1731 года: И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побили; Усмотрели от того места в недальнем разстоянии; сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили; И дошед до их чюкоцкого острожку; и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли;. Анадырские казаки подтверждали крайне враждебные действия Павлуцкого:"Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти". Часто чукчи кончали жизнь самоубийством всей семьей, так как не хотели умирать от рук завоевателей. Покорители Сибири подрывали доверие коренного народа своей вероломностью: сотник Шипицын позвал на переговоры 12 чукотских старейшин и всех убил. После таких действий доверие чукчей к русским было подорвано на долгие годы и они не доверяли русским. Необычайная жестокость русских войск упоминалсь и на выставках. Так, на выставке ;Чукотское общество, проходившей в 1934 году, описывались расправы над коренными народами; И приказчик Алексей Чудинов велел к тем юртам приступить и на том приступе в тех юртах мужеска пола человек с 10 убили, а жен их и детей в полон взяли и многие полоненные у них сами давились и друг друга кололи до смерти;. Организаторы выставки говорили о том, что в результате этой войны: ;Целые народности были в буквальном смысле слова стерты с лица земли;. Чукчи, несмотря на то, что могли противопоставить мушкетам и саблям завоевателей лишь стрелы и копья с костяными наконечниками, оказали русским ожесточённое сопротивление. В марте 1730 г. они разгромили отряд Шестакова, убив самого казачьего голову. Отряду Павлуцкого чукчи дали три крупных сражения, в которых понесли серьёзные потери. Это были действительно крупные сражения, по дальневосточным меркам просто огромные. После поражений от Павлуцкого чукчи отказались от открытых битв с русскими, перейдя к партизанским действиям, продолжая воевать с принявшими российское подданcтво коряками и юкагирами. Узнав о войне, сенат в 1742 г. издал указ: "на оных немирных чюкч военною оружейною рукою наступить, искоренить вовсе". Сдавшихся же предписывалось "из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам и местам". В 1744-1746 гг. Павлуцкий, произведенный в майоры, с командой в 4650 солдат, казаков и ясачных юкагиров и коряков совершил три похода на Чукотский полуостров. В марте 1747 г. близ Анадыря чукчи разгромили отряд Павлуцкого. С русской стороны в сражении погибли сам майор, 40 казаков и 11 коряков. К тому же чукчам удалось захватить оленей анадырского гарнизона, оружие, боеприпасы и снаряжение отряда Павлуцкого, в том числе одну пушку и знамя. Этот разгром произвел ошеломляющее впечатление на российские власти. Сенат и Сибирский приказ спешно приняли решение о переброске в Анадырь дополнительных войск. События, развернувшиеся в 1730-1750-х гг. на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, взятием русских и аборигенных крепостей-острогов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами. Война чукчей с российскими войсками продолжалась почти 150 лет. Причем на определенном этапе чукчи даже одержали в ней победу. Поражение русских войск вселило страх в завоевателей, в одном из документов говорилось: "Немедленно внушить всему русскому населению Нижне-Колымской части, чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному". По указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах. Сравнительно привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По "Указу об управлении инородцев" 1822 года, чукчи жили по своим законам
Ответов 34
  • историк
    6 февраля 2009
     

    продолжение

    По указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах. Сравнительно привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По "Указу об управлении инородцев" 1822 года, чукчи жили по своим законам и судились собственным судом, ясак "шкурка лисицы с лука" (то есть с мужчины) платился по желанию. В 1885 году капитан А. А. Ресин, присланный с инспекцией, писал: "В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой". Даже в середине XIX века в своде законов Российской империи чукчи относились к "народам, не вполне покоренным, которые платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают". Впрочем, с помощью меновой торговли власти и предприниматели научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью налогов. Вместе с русскими к чукчам пришли много заразных болезней, например сифилис: сифилис называется по-чукотски "чуванская болезнь", "русская болезнь"

    0
    • Яков Лукич
      7 февраля 2009
       

      Отлично.Но что известно о том,как таки установили Советскую власть

      на Чукотке и куда девался последний чукотский эрэм (король)?Всё это происходило одновременно с коллективизацией.Забегаю вперёд,конечно, но могу поделиться информацией о том,как склоняли в русское подданство эрэма Амраургина.

      0
  • Михаил
    10 февраля 2009
     

    ак всегда много передёргивают. Вот когда про степь пишут, то

    всегда на Гумилёва ссылаются и пишут: то степь де увлажнилась и стало больше тюрков да монгол, то степь стала сохнуть и татаро-монголы в поход туда-сюда. Но как только про другие народы - всё. Гумилёв на свалку.

    0
  • Михаил
    10 февраля 2009
     

    А если посмотреть на климат того времени, то 15-17 века называют

    "малым ледниковым периодом". В Европе в это время на коньках в Париже катались. Европейцы плывут за моря-океаны из холодной и голодной Европы. Число коневников в Степи уменьшилось. Русские начинают продвижение в Степь и в Сибирь. Маньчжуры и дауры уходят на юг в Китай. Северный Ледовитый Океан тоже покрывается льдом. Киты и моржи резко уменьшают свою численность. Тут ещё русские и европейские китобои бьют китов и существенно снижают их популяцию. А как жили чукчи? Считается, что проточукчи-коряки пришли из Сев.Америки 2-3 тыщи лет назад и освоили Чукотку потеснив эскимосов и другие народы. Это время глобального потепления климата. И охотники на морского зверя (чукчи-коряки) быстро освоили новую родину. Часть племён ушла на юг и стала коряками. Часть осталась на Севере - это чукчи. Численность чукчей была до того весьма значительна. Убив 1-2 китов целая толпа могла безбедно жить целый год. Делать им особо нечего. Еды навалом. Поэтому их основное занятие - это война друг с другом. В 14-17 веках китовый и моржовый промысел резко стал ухудшаться.

    0
    • Cаади
      10 февраля 2009
       

      О каком "покорении" идет речь? Чукчи-лауроветланы остались единственным непокоренным народом в России.

      О них даже в Монголии слагают легенды...

      0
  • Михаил
    10 февраля 2009
     

    Первыми это прочухали коряки. И они первыми

    начинают осваивать оленеводство. От смешения эвенков и коряков возникает новый этнос - эвены. Сами коряки тоже становятся оленными. Потом дефицит китов и моржей начинают испытывать чукчи. И у них тоже начинается интенсивный переход на оленеводство. Каким образом? Самым простым. Они воюют с эвенами и коряками и отбивают у них стада оленей. И разводят сами. Начинается освоение внутриматериковой тундры. Юкагирам пипец. Как раз в это время и появляются русские. В самый разгар войны за тундру и оленей. Коряков теснят по всем фронтам. Эвенов тоже. Юкагирам уже пипец. Эвены и коряки массово переходят под русских. Только б защитили их от чукчей. А чукчи остановиться не могут. Народу ещё много, жрать нечего. Толпа чукчей идут на коряков. А что им ещё делать? С голоду подыхать? К 19 веку уже более менее устаканилось. Китовый и моржовый промысел уже удел немногих. Само количество народу уменьшилось. Не так как 2000-3000 лет назад. Час им разрешают убивать по-моему штук 10 только китов. Занесённых, кстати, в Красную Книгу Планеты.

    0
    • платон
      10 февраля 2009
       

      по поводу

      поражения казаков в сборе ясака от чукчей на мой вгляд очень просто. Чукчи к приходу казаков не имели государственного уложения, как якуты. Якуты платили ясак своему Тыгыну и они понимали, что заплатив ясак живешь спокойно в правовом пространстве. Например жалуешься на кого угодно на его на твой взгляд неправомерные действия на высшего над ним начальника. Все согласны, что якуты жалобщики? Думаю, что это так. Жалобщик это законопослущный гражданин. Чукчи не платили ясак, не имели над собой власти, никогда не жаловались. Чукчи не понимали смысла ясака, а раз не понимали, то не могли его платить. А вот меняться то пожалуйста. Меной можно собрать добра больше чем сбором ясака. Казаки были пешие, а кто был в тундре должен понять, что пеший человек в тундре никакой не воин. Морских чукчей ничего не стоило побить. Считай они оседлые. Живут около моря. Тундровых поймать очень трудно, народ подвижный, постоянно кочует. Притом у тех кто постоянно пребывает в неправовом поле есть единственный закон. Расправа. Личная месть, кровная месть. Раз казаки убивают нащих, то нужно и их бить. Для якута государев человек неприкосновенный. Даже ссыльных якуты уважали: как же - судаарыскай киси. Не важно служить от царю или преступник. На него полагается его материальное содержание от государства. Стало быть очень важная личность.

      0
  • нымылан
    4 апреля 2012
     

    корейцы

    Коряков открыли еще в середине XVII в., но обьясачить их в течении всего века не удалось. Постольку путь в Камчатку лежал через земли коряков, то встала задача их немедленного покорения. Поэтому на протяжении всей первой половины XVIII в. шли непрерывные военные столкновения между русскими служилыми и коряки, разгромы аборигенных острогов и убийства сборщиков ясака сопровождались с нападениями на отряды, шедшие на Камчатку с провиантом и оружием и обратно с ясачной казной. Анадырские приказчики не успевали докладывать о полном разгроме корякских острогов, как им вдогонку спешили гонцы с паническими сообщениями о перекрытии коряками пути на Камчатку. Коряки отважно нападали на отряды служилых, имевших на вооружении не только пищали, но и пушки и добивались при этом успеха. Коряки не испытывали страха перед «огненным боем», но и сами широко использовали захваченное огнестрельное оружие (Элерт, 1999, с. 98).
    В борьбе с русскими служилыми коряки проявляли мужество,

    0
  • нымылан
    4 апреля 2012
     

    нымылан

    Большой посад был захвачен в 1714 г. после полугодовой осады
    многочисленным отрядом анадырских служилых, юкагиров и оленных коряков. Возглавлял отряд дворянин Афанасий Петров. Несмотря на то, что на вооружении у служилых было не только огнестрельное оружие и гранаты, но и пушки, взять крепостные укрепления щтурмом удалось только после того, как большинство защитников погибло от ран, голода и
    жажды (Элерт, 1996, с. 247-264. Зуев, 2002, с. 256-257).
    Вокруг Большого Посада для укрытия служилых и с тем, чтобы обезопасить себя от внезапных вылазок, были построены восемь острожков, соединенных стеной. Под прикрытием щитов, изготовленных из оленьих шкур и установленных на нартах, служилые соорудили гигантский вал высотой в 2 сажени и шириной в 3 сажени из снопов, связанных из хвороста. Этот вал медленно продвигали к крепостной стене с тем, чтобы, приблизив его вплотную, зажечь и одновременно уничтожить стену. Однако в последний момент коряки сумели сами поджечь вал и нанесли отступавшим служилым ощутимый урон. После этого осаждавшим оставалось лишь отражать вылазки коряков и ждать, пока все защитники не умрут от голода. Служилым удалось захватить весь запас продовольствия коряков, хранившегося за пределами крепости, а также отрезать защитников от питьевой воды, после чего решено было взять их измором. Только тогда перебежчики, в основном женщины и дети, которые иногда ночью выходили из крепости не в силах более переносить голод, сообщили, что в живых из защитников никого не осталось, А.Петров решился на приказ разграбить и сжечь Большой Посад. Однако внутри крепостной стены служилых ожидали еще около 300 изнуренных голодом воинов, они сумели все же дать последний бой. Сражение закончилось лишь после того, как был взорван упомянутый маленький острог, который обороняли коряки. После этого, сообщает В.Атаманов, «все было предано огню и смерти». По оценке И.Львова, в общей сложности русским сдались лишь несколько сот женщин, но о судьбе их он не говорит. Осада Большого Посада продолжалась с 20 февраля по 6 августа 1715 г. (Элерт, 1999, с. 104-105).
    В Анадырске в "казенке" под надзором ясачного комиссара
    А Корякина сидели 15 коряков-аманатов, в том числе оленный
    князец Айбулан Омъятов и 6 человек, привезенных Шатиловым
    с Тайгоноса и Гижиги. Этим аманатам, "не ведомо, через какие
    способы", удалось получить луки, копья и стрелы и установить
    связь с анадырскими оленными коряками.
    В ночь с 8 на 9 июня они, без шума сняв часовых у "казенки",
    казеннного амбара, гауптвахты и ворот, захватив с собой
    две фузеи с патронами, бежали из острога, уведя с собой
    девять женщин и детей, также бывших в аманатах.
    Одновременно, по согласию с Айбуланом, семь коряков пастухов
    убили бывших при оленном табуне одного солдата и трех
    казаков и отогнали табун. Но Айбуланка, встав "на тропу
    войны", не ограничился бегством. Ночью 12 июля он со своими
    сородичами внезапно напал на анадырский табун, воспользовавших
    беспечностью караульных, которые спали.
    Убив одного гренадера и одного солдата, захватив у них две фузеи
    и амуницию, коряки угнали всех оленей (около 2500 голов).
    Всего в результате измены аманатов было убито четыре солдата
    и семь казаков (РГАДА, ф. 199, оп. 2, ч.2.).

    0
    • yarmul
      5 апреля 2012
       

      Ну как бы то ни было коряков покорили, причем малой кровью.

      Чукчи , это по моему мнению один из самых серьёзных противников русских при присоединении Сибири.Чукчи одини из немногих в( если не единственный )Сибири которые осознавали себя единым народом.Чукотские рода никогда не воевали друг с другом ( как например якуты).Часто выставляли против русских объеденённое войско, иногда доходившее до 3000 тыс.воинов .Это при не самой большой численности народа.
      Но надо понимать что чукчи не столько и не только воевали за свою свободу , сколько отстаивали свою НАБЕГОВУЮ ЭКОНОМИКУ. Попросту говоря жили засчет соседей. Известно что набеги чукчей на соседние народы прекратились с тех пор ( конец 18 века ) как у чукчей увеличились количественно собственные оленьи стада.
      Насчет того что русские не могли завоевать чукчей. Я неоднократно писал что здесь что покорение чукчей для русских не было самоцелью. Главный аргумент в покорении той или иной территории была экономическая выгода. Так вот у чукчей не было главного, за чем шли русские в Сибирь -соболя.! На до отдать должное сопротивлению чукчей , но если бы на Чукотке было много соболя чукчей бы несомненно ,несмотря на их стойкость , все равно бы покорили.
      На мой взгляд наиболее аргументированно причины почему чукчей оставили " в покое" дал Нефёдкин в своей книге "Военное дело чукчей"

      Цитата:
      Итак, чукчи и находящиеся восточнее их на побережье
      азиатские эскимосы так и не были покорены рос сийскими вла-
      стями силой и вошли в состав Российской и м п е р ии лишь но-
      минально в конце X V I II в., платя яс ак по своему желанию. По-
      чему? Очевидно, существовал целый комплекс причин, объяс-
      няющих данную ситуацию. Во-первых, это удаленность Чукотки
      от основных центров и сложность переброски сюда провианта,
      оружия и войск. Во-вторых, постоянная нехватка в Восточной
      Сибири средств, как людских, так и ма т ериальных (вспомним
      хотя бы упра зднение Анадырского острога из-за его нерента-бельности). В-третьих, суровые климатические условия: страш-
      ный холод з и м ой и тучи мошкары летом. В-четвертых, отсутст-
      вие особых стимулов для проникновения русских на территорию
      Чукотки: соболя тут нет, полезные ископаемые не были разве-
      даны, можно было добывать л и шь ценные моржовые клыки да
      бивни мамонта. В-пятых, отчаянное сопротивление чукчей за-
      воевателям. Будучи в подавляющем большинстве кочевниками,
      они, не желая сражаться, могли просто откочевывать при при-
      ближении врагов, становясь трудноуловимыми

      Итак, мы видим что из всего комплекса причин, почему чукчей не покорили, собственно сопротивление стоит на последнем , пятом месте.

      0
      • yarmul
        5 апреля 2012
         

        Опечатка.

        Цитата:
        до 3000 тыс.воинов

        Следует читать " до 3 тыс воинов "

        0
      • badran10
        9 апреля 2012
         

        не соглашусь наверно с вами

        я вот читал как русские завоевывали среднюю азию
        там то климат похуже будет жара зной пустыня
        сами офицеры не понимали зачем им эта пустыня
        и даже не из за маршрута к другим странам
        были куда проще пути

        а тут то речь идет о путях в Америку
        куда более стратегических чем в азии
        всяко на чукотке надо было закрепиться

        просто казна не выдержала бремя войн
        в это время же покоряли кавказ
        не говоря уже о войнах с соседями

        и главную роль в отказе продолжать
        покорение чукотки явилось именно
        партизанская война чукчей

        если бы покорили чукчей
        основательно закрепились на Чукотке
        то возможно бы тогда и не продали Аляску
        сейчас бы жили на двух континентах
        но об этом не принято говорить
        как всегда отмазка дескать
        дорого и накладно туда тащиться

        0
      • Oidov
        13 апреля 2012
         

        Вот дурни , это не чукчи , а кто о них пишет высокомерно .

        Покорение малых народов , не сама цель , для государства . Если было в то время , ресурсы ? Вряд ли . Договор со предельными государствами , вот цель . Обозначить границы своим присутствием . Мужеству чукчей , можно поставить памятник . Ведь казакам , считай помогала не только Россия , но и Якутия .

        0
  • М
    5 апреля 2012
     

    Вот еще что :

    Чукчи — довольно суровый народ с ахрененно богатой воинской историей, оригинальными боевыми разработками . Еще в дорусскую эпоху они умудрились вконец достали окружающие их народы, куда более мирные и спокойные, даже якутов и эвенков, в общем почти как чеченцы на Кавказе, и остальные боялись их как огня.

    «Именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей»

    Покорение чукотских племён царской Россией вылилось в полноценную войну наподобие Кавказской, которая длилась 150 лет с переменным успехом. Причём собственно войну чукчи практически выиграли. В 1765 году имперский Сенат постановил ликвидировать военный форпост в Анадыре, ибо война с чукчами «бесполезна и народу тягостна». «Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России» . Воспользовавшись этим, чукчи перешли в контрнаступление и отхватили немало земельки у соседей-коллаборационистов — коряков и юкагиров.

    Колонизация и приведение гордых чукчей к российскому подданству завершились только при Екатерине II мирным путем: чукотской илите раздали сотни нефти, а самих тундросамураев приучили к потреблению Огненной Воды. Организм аборигенов оказался уязвим для расово верного российского пойла, и только благодаря всяким там циррозам с неврозами операция принуждения к миру увенчалась успехом.

    (О лёгкости впадания чукчей в зависимость от наркотических и алкогольных веществ говорит даже их эпос. Так, согласно одной поучительной сказке для подрастающего поколения, некий охотник отказался поделиться табачком со своим братом, находясь в многодневном охотничьем походе, за что естественно был убит. Колорита добавляет характерная деталь: лёгкие убитого были вырезаны, высушены и выкурены, кагбэ намекая нам, что надо делиться с ближним).

    Вообще воинский дух чукчей внушает уважение и напоминает одновременно викингов, самураев и индейцев:

    ■Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.
    ■После победы над врагом чукчи татуировали свое тело. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.
    ■Чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя.
    ■Метод воспитания детей был основан на внезапной атаке. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым раскаленным предметом. В результате юный чукча от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво (да, это СПАРТААА!).
    ■Если ребенок после наказания долго плакал, то считалось, что он плохо воспитан. Кодекс чести требовал от чукчи встречать боль, голод, смерть и прочие невзгоды смехом.
    ■Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника — выстрел стрелы, расщепляющей воткнутый в землю прут.
    ■Суровые законы жизни на Крайнем Севере выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей.
    ■Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если у тех в отряде было 20 бойцов.

    0
  • TRUE
    9 апреля 2012
     

    не передергивайте

    не передергивайте факты, чукчи воевали не со всей Россией и даже не российскими воинами, а с отрядом так называемых "ватаг" (неорганизованных любителей наживы) в количестве несколько десятков человек.

    0
  • факты одни
    9 апреля 2012
     

    архивы открывают тайны

    НЕ надо это была настоящая колониальная война!
    «Чукчи издревле народ сильный, взрослый, смуглый, пречистый, крепкого сложения, рассудительный, справедливый, воинственный, не терпел обмана и притеснения и до сей день в Сибири Российской державе совершенно непокоренный – обитает на земле гористой – оружием покорен быть не может. Россияне сколько ни старались покорять войною, но предпринятые походы всегда были с огромной потерей воинов. Они во время военных действий в самом опасном положении в плен не давались, а убивали себя до смерти.
    В 1636 г. Казак Дежнев, охотно желал и утверждал открыть проход по Ледовитому океану к чукчам и покорить их. В 1641 г. был укреплен острог Анадырский. Регулярные войска с артиллерией на чукоч ходили в 1710 году. В 1713 году году февраля 13 дня из Тобольска князь Гагарин предписал якутскому воеводе Ельчину отправить скорым маршем регулярное войско и казачьи команды конницею на Анадырь в острог, которые того же года туда двинулись.
    В 1730 году Майор Павлуцкий Колымскую дорогу исправил так, что войска с пушками, амуницией и провиантом проходили к Анадырску. Но в 1733 г. Анадырск был в осаде Чукоцкой, кои часто приступали к оному. Чукчи в 1738 г. множество коряков убили, имущество их взяли себе и ясашною казною завладели. В 1741 году подоспевшие из Якутска войска, силою оружия чукоч разбив прогнали и получали в добычу сушеное оленье мясо, которое служило вместо сухарей три с половиной месяца. Тогда в Анадырском гарнизон состоял только из 100 мушкетеров и 400 казаков, кои от чукоч оборонялись; в 1748 году в Анадыре прибавлено 500 казаков и одна рота 180 солдат под командою прапорщика Щепецкого, да под управлением Ималева особых казаков было 250, то с прежними в остроге уже было 1430 воинов, которые бились с чукчами. В 1759 году Россияне в Анадырске были чукчами атакованные терпели голод, ели собак, в то время храбрый поручик Кекуров с командою из Анадыря отважным боем пробился сквозь многочисленные чукотские толпы, за 300 верст отойдя от них промыслом рыбы и тем спас людей от голода.
    Хотя в 1763 году из Тобольска прибыло в Анадырск 112 солдат и 490 казаков, да конвойных вооруженных же ясашных людей 3874 человека, но не определив упорство чукоцкое, Анадырск уничтожили, а чукчи завладев рекою Анадырем стали жить смирнее... И по собственной им привычке к грабежам, переплывают Берингов пролив, и вооруженною рукою нападают на имения диких американцев, ограбя оные и захватя пленных отьезжают обратно с добычею».
    Филиал Архива РАН СпБ, фонд 94, опись 1, ед.хр.3.

    0
  • коба
    9 апреля 2012
     

    Колыма.

    Между Колымой и Индигиркой кочевала большая группа Чукчей. Во главе этой группы стоял тойон(король). Чукчи воздавали ему большие почести и в торжественных случаях тот надевал головной убор, напоминающий корону. Принимая русских, осведомлялся о здравии государя-императора: «Как поживает мой брат Николай?». В декабре 1908 г. Якутский губернатор Крафт написал большое письмо председателю Совета Минстров П.А. Столыпину где в частности сообщал что несколько лет тому назад умер и с большой торжественностью был похоронен в Среднеколымске чукотский тойон, считавшим себя царем чукотского народа.
    В марте 1896 г. Чукотский «король» Эйгели, прикочевав в Среднеколымск с транспортом и купеческой кладью из Гижигинска, скоропостижно скончался. Колымские власти устроили ему парадные похороны. Похоронный кортеж 30 оленьих нартах встретели шесть урядников и приняли на плечи. Командир казачьего отряда нес саблю покойного, остальные казаки – его медали. В церкви протоиерей выступил с проповедью, которая тут же приводилась на чукотский язык. У покойного короля было восемь жен, осталось семь сыновей и шесть дочерей.
    Когда население Колымского округа приживала голодные годы, чукчи помогали голодающим, пригнав им сотни голов оленей. Кстати по воспоминаниям старожилов, чукотские олени не раз спасали от голода Колымский народ. Последний Чукотский король на Колыме был 1915-1916 гг. его звали Тынапо.

    0
  • индеец
    9 апреля 2012
     

    кололись сами

    Чукчи единственный народ, чьи женщины никогда
    не были наложниками. Сами понимаете тысячи
    воинов и солдат запертых в Анадырской крепости.
    Без всяких баб. Русские солдаты даже в Америке
    заводились индеанками. А тут женщины пойманные
    кололи себя ножами, в плен не давались.
    Наоборот, если чукчам приглянулась славянка,
    то запросто ее крали и увозили в тундру.
    Так чукотский тойон увез дочь анадырского
    начальника и она родила ему множество детей.

    0
    • yarmul
      10 апреля 2012
       

      :))

      Цитата:
      Наоборот, если чукчам приглянулась славянка,
      то запросто ее крали и увозили в тундру.

      Насмешил:))Пленных славян у чукчей были единицы.Некоторые известны поименно. Насчет пленных чукчанок.Документально подтверждено что казаки крестили пленных чукчанок и брали их в жены. Да у чукчей был обычай в безвыходных ситуациях себя убивать. Но чукчи то-же люди и страх смерти часто пересиливал обычай самоубийства . Выше уже писалось что капитан Павлуцкий только после первой битвы с чукчами взял в плен 100-150 чукчей( мужчин, женщин и детей) .В двух последних битвах ещё взял в плен около 20 чукчей.
      Цитата:
      Так чукотский тойон увез дочь анадырского
      начальника и она родила ему множество детей

      Сдаётся что это бред сивой кобылы. Ссылку если можно.

      0
      • 9
        10 апреля 2012
         

        а вот 18 век про историю якутов вообще нет в архивах, все засекретили,

        нету про имена якутских князцов Дьэллик, Мамык, родов Оргет, родов Беке Вилюйских якутов, которые тоже воевали против казаков здесь в Якутию, которые даже осаждали Якутский острог (Мамык).
        Может быть здесь тоже война была, если на Чукотке, то здесь явно было наверно,так как все-таки соседи. Но, не показывают эти данные. В архивах Якутии этих данных нет. Весь 18 век хранится в центральном архиве Москвы, это как белая полоса истории Якутии, которая ждет своих исследователей.

        0
  • коряк
    10 апреля 2012
     

    поход за зипуном

    Так это же общеизвестный факт!
    Мне известно с 50-х годов.
    По моему у Тан Богораза была,
    оттуда она попала в многие книги.
    Чукчи по неизвестным способом из укрепленной
    крепости доставали все необходимое.
    Видимо вырыли тайный подкоп?
    Так выкрали оскорбившегося их офицера и долго
    держали, пока не выкупили за огромные подарки.
    Крепость и военная команда были созданы не столько
    для покорения, столько для защиты российских рубежей
    от своевольных чукчей. Они нападали на российские владения
    на Камчатке и Америке, грабили и убивали ясачные народы,
    надо было как то защищаться от них. Как в Чечне.
    Пока одному умному военному чиновнику Плениснеру полковнику
    не пришло в голову просто оставить этих дикарей в покое,
    сами мол переплывут за товарам, а их надо встречать водкой.
    И в Кавказе надо так, вывести войска, уничтожить Ханкалу
    и Моздок. Никуда не денутся. Ну уничтожат смирных, осетин
    или грузин, как чукчи уничтожили чуванцев и юкагиров.
    Чукчи колымские тундровые еще были. Они совершили грандиозный
    поход от Колымы до Енисея. Вступали в бои со всеми арктическими
    народами русскими, тунгусами Анабара и Оленека, долганами и
    якутами, самодийцами и тавгами. Оторвались от место потому,
    что их достали сородичи с Чукотского мыса своими нападениями.
    О военных опасениях и панике царившей в Якутии в связи с этим
    неизвестно так, как не сохранились архивные источники тоого периода.
    Только благодаря Миллеру ныне стало об этом известно.
    Местные архивы 18 века подверглись пожару.
    Это огромный провел в изучении истории Якт-ру.

    0
    • Атас
      10 апреля 2012
       

      Чукчи до 30-х годов

      прошлого века жили со своими царями-эремами. Помню, где-то прочитал, "после смерти эрема Амравгургина (это он был похоронен в Среднеколымске, в музее там до сих пор висит его кафтан), был избран новый царь Тескатту..." В 1935 году у чукчей был уже другой эрем Тынапо, внук Амравгургина. Никаких властных полномочий у него вроде и не было. И тем не менее чукчи считали его царем. Он нигде не работал, жил нахлебником у своих соплеменников. Может ошибаюсь, кажется потом его репрессировали ввиду его идейной несовместимости с Соввластью.

      0
  • Казак
    10 апреля 2012
     

    Я бы всех их сжег

    Загнал бы в чумы и сжег. Скажу вам почему мы их не покорили ... партизанскую войну устроили "настоящие люди". Вырезать надо че

    0
  • хач
    10 апреля 2012
     

    ответ

    Вот такой ответ и порождает ответный удар!
    Без водки чукчи и теперь опасны.

    0
  • СБТ
    10 апреля 2012
     

    Честь и хвала такому народу. Где мужчины и женщины гордятся

    свободой. Действительно, как чеченцы на Кавказе. Вот почему про них так много анекдотов, морально подавили, хотя, это мы так думаем. А что думают они, свободный народ ?

    0
    • л
      11 апреля 2012
       

      а они ничего сейчас не думают, почти все русскоязычные,

      ни один чукча родной язык не знает, есть единицы старики. Так то вот. Раньше Колыма чукотская была, а их выгнали говорят легенды Сэсэн Боло якуты. Значит, якуты еще воинственнее были.
      У чукчей 18-19 века одно преимущество было, у них в фольклоре так, если ты умираешь в бою, то возносишься на небо, поэтому они вообще не боялись смерти.
      А сейчас чукчи обрусели, естественно, нет никакого фольклора, и они стали обычными трусливыми людьми.
      Был у нас чукча студент, это во времена 80-х, когда нюрбинские парни властвовали, так этот чукча вообще не умел драться, все их били, по-русски что-то мямлил, когда его били, типа я не якут, приезжий, а нюрбинским парням пох, всех били, вдвоем заходили в общагу и всех по комнатам ходя били, и никто не сопротивлялся. Думал, чукча будет сопротивляться, так нет, еще хуже его побили, за то что говорит по-русски.

      0
  • Колымчанин
    11 апреля 2012
     

    Не кто чукчей с Колымы не выгонял тем более Якуты, они сами ушли

    На Колыму вначали Казаки пришли потом за ними уже Якуты.

    0
  • коба
    11 апреля 2012
     

    1

    Двигась в северо-восточном напровлении от реки Лена, русские землепроходцы в 40-х годах 17 века попали на дальнюю реку- Колыму, где обитали юкагтрские племена. Это были многочисленные отдельные племена( чуванцы,ходинцы, а также исчезнувшие племена).

    0
  • коба
    11 апреля 2012
     

    2

    Архивные данные показывают, что преселение якутов на Колыму происходило только ппосле прихода русских, частично уже во втрой половине 17 века. В колымских казачьих зимовьях превая запись о Якутах по утверждению А.С.Парникова, относится к 1704 г.

    0
  • СБТ
    11 апреля 2012
     

    Вот и плохо, что свой язык забыл, а русские все равно его

    будут чукчей называть. А причина победы над саха - так сами же друг друга били (...ходили по общаге и всех били...). Единства нет - нет победы, а значит и свободы.

    0
  • yarmul
    13 апреля 2012
     

    Покорение чукчей кровью.

    Из записанных Тан-Богоразом чукотских преданий известно о некоторых способах расправы и пыток казаками пленных чукчей. Человека ставили на голову, разводили ноги и по паху разрубали вдоль туловища до головы.
    Человека сажали на землю .Один конец верёвки привязывали за генеталии, другой конец -за шею и били по спине. Человек от боли вскакивал на ноги и отрывал себе генеталии.

    0
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь