2 года на форуме 5000 просмотров Все
Награды
2 года на форуме
2 года на форуме
5000 просмотров
5000 просмотров
Малоизвестнаые страницы ВМВ. Операция "Катапульта" 3 июля 1940 г.
  1126
[quote]ОПЕРАЦИЯ «Катапульта», спланированная и осуществленная англичанами, является одним из драматичных эпизодов Второй мировой войны. Многие считают ее одновременно и позорной, и предательской. Потому и во время самой войны, и после нее о «Катапульте» предпочитали громко не говорить. Не вспоминают о ней и сегодня. И даже 70-летний скорбно-памятный юбилей трагических событий тех дней отмечается немногими. И по-тихому…

14 июня 1940 года германские войска вошли в Париж. Вскоре Франция капитулировала. Согласно 8-й статье франко-германского соглашения о прекращении военных действий, заключенного в конце июня, французский флот должен был прибыть в пункты, определенные командованием Кригсмарине, и там под контролем немецких или итальянских представителей провести разоружение кораблей и демобилизацию команд. В этих условиях, несмотря на то, что вишистское правительство во главе с маршалом Петэном и командующий французским флотом адмиралом Дарланом неоднократно заявляли, что ни один корабль не достанется Германии, английской правительство рассматривало возможность их попадания в руки немцев.

Корабли четвертого по величине флота мира с новыми немецкими командами на борту (или после перехода на немецкую сторону французских экипажей), действительно, могли представлять серьезную угрозу для английского флота.

Британское командование особенно беспокоила судьба кораблей, находившихся в портах Мерс-эль-Кебир (2 новых линейных крейсера «Дюнкерк» и «Страсбург», 2 старых линкора, 6 эсминцев, гидроавианосец и несколько подводных лодок), Алжире и Оране (5 легких крейсеров, лидеры, эсминцы, подводные лодки), Касабланке (недостроенный новый линкор «Жан Бар»), Тулоне (4 тяжелых крейсера), Дакаре (новый линкор «Ришелье»), на Мартинике (авианосец «Беарн» и два легких крейсера). Часть кораблей стояла и в других портах, в том числе британских.

В результате «мозговой атаки» англичане решились на весьма рискованные меры, которые были объединены общим названием «Операция «Катапульта». Решились, несмотря на неоднократные заверения французов о том, что свои корабли немцам они не сдадут ни при каких условиях.

В СУЩНОСТИ, это была целая серия операций, проведенных в первой декаде июля 1940 года, и объединенных единой идеей и замыслом – «нейтрализовать» флот Франции. Мотивы британского руководства были, в общем-то, понятны. Уинстон Черчилль аргументировал это решение так: «Правительство Виши… может найти предлог передать державам «оси» весьма значительные неповрежденные военно-морские силы, еще имеющиеся в его распоряжении. Если французский флот присоединится к державам «оси», то контроль над Западной Африкой немедленно перейдет в их руки, а это будет иметь самые прискорбные последствия для наших коммуникаций между северной и южной частями Атлантики, а также отразится на Дакаре и затем, конечно, на Южной Америке»…

Спустя семь десятилетий после этих событий, англичанам, в принципе, не в чем оправдываться. К тому же победителей не судят… Тем не менее, у многих – и не только наследников и потомков тех, кто участвовал или пострадал в то непростое время, – до сих пор возникают сомнения по поводу форм и методов действий недавних союзников по антигитлеровской коалиции. Ведь в результате «Катапульты» французский флот был если не уничтожен, то полностью «нейтрализован». При этом было выведено из строя, захвачено и потоплено 7 линкоров, 4 крейсера, 14 эсминцев, 8 подлодок ВМС Франции, а от «дружеского огня» погибло более 2 тыс. человек.


Именно поэтому не только о юбилее «Катапульты», но и о самой операции на Западе, в т.ч. как в Великобритании, так и во Франции, предпочитают не вспоминать. Чтобы не бередить комплекс застарелых англо-французских ран. Чтобы, не «царапать» «залакированные» страницы истории. А таких страниц, увы, немало…

3 ИЮЛЯ командующему французской эскадрой вице-адмиралу Женсулю был предъявлен ультиматум. В нем британцы требовали, чтобы французские корабли либо проследовали в английские порты для дальнейших действий в составе сил «Свободной Франции» или интернирования, либо, соблюдая требования договора о перемирии, запрещавшего участие французских ВМС в действиях против Германии и Италии, перешли во французские порты Вест-Индии или США. Был и третий вариант – в течение 6 часов затопить корабли самим экипажам. При невыполнении этих условий англичане оставляли за собой право «использовать любые средства, чтобы не допустить захвата судов немецкой стороной».

Французское командование оказалось перед сложным выбором. Тем более, что тем же утром Женсуль получил и другой ультиматум – в Берлине уже узнали о захвате французских кораблей в английских портах. Немецкие требования гласили: возвратить все французские корабли, в т.ч. из Англии, иначе произойдет полный пересмотр условий франко-германского перемирия.

Тем временем, еще до окончания действий ультиматума и, несмотря на ведение в связи с ним переговоров, британские торпедоносцы «Свордфиш» при поддержке палубных истребителей «Скуа», предусмотрев их негативный исход, установили минное заграждение, с целью исключить возможность выхода в море французских кораблей. При этом один из английских истребителей прикрытия был сбит самолетами Curtiss Р-36 с французского авиатранспорта, погибло два члена экипажа.

Французский командующий, как и предполагалось, отверг ультиматум, сочтя его условия унизительными. Он заявил, что сдать свои корабли без приказа французского Адмиралтейства не имеет права, а затопить их по сохранившему силу приказу адмирала Дарлана он может только в случае опасности захвата немцами или итальянцами. Выбор был один – только сражаться: французы на силу ответят силой.

Об этом решении было передано Черчиллю, и в 18.25 (по лондонскому времени, или в 17.25 по местному),
еще до истечения срока ультиматума, адмиралу Соммервиллу была передана телеграмма премьера: «Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя или быть потопленными вами до наступления темноты».

Однако, в сущности, это распоряжение Соммервиллу было не нужно – он решил открыть огонь уже в 16.54, не дожидаясь ни приказа, ни истечения срока ультиматума. Французы совершенно не ожидали такого развития событий. По этому поводу де Голль позже писал: «Корабли в Оране не были в состоянии сражаться. Они стояли на якоре, не имея никакой возможности маневра или рассредоточения... Наши корабли дали английским кораблям возможность произвести первые залпы, которые, как известно, на море имеют решающее значение на таком расстоянии. Французские корабли уничтожены не в честном бою».

Отметим: уже спустя полторы минуты после первого английского залпа французские линкоры, стоявшие на якоре, сумели открыть ответный огонь. Адмирал Женсуль, не намереваясь вести бой на якорях, приказал им построиться в кильватерную колонну на выход из базы в следующем порядке: «Страсбург», «Дюнкерк», «Прованс», «Бретань». Эсминцы, другие корабли и суда должны были прорываться самостоятельно.

«Страсбург», кормовые швартовы и якорная цепь которого были отданы еще до первого английского залпа, начал движение немедленно. В 17.10 капитан 1 ранга Луи Коллинс вывел свой линкор на главный фарватер и 15-узловым ходом направился в море. Вместе с ним вышли все 6 эсминцев.

Когда первый залп англичан накрыл портовый мол, на «Дюнкерке» уже отдавали швартовы и травили кормовую цепь. В 17.00 он открыл огонь, в то же время он получил первое попадание 381-мм снаряда линейного крейсера «Худ». Снаряд попал в корму и, пройдя через ангар и унтер-офицерские каюты, вышел через бортовую обшивку в 2,5 метрах ниже ватерлинии. К счастью, этот снаряд не взорвался, поскольку тонких плит, которые он пронзил, было недостаточно для приведения в действие взрывателя. Однако в своём движении через «Дюнкерк» он перебил часть электропроводки левого борта, вывел из строя моторы крана для подъема гидросамолётов и вызвал затопление топливной цистерны левого борта. Ответный огонь французов был быстрым и точным, хотя определение расстояния затруднялось условиями местности и нахождением между «Дюнкерком» и англичанами форта Сантон.

В 17.03 первое попадание, вызвавшее пожар и большую течь, получил линкор «Прованс». Чтобы избежать затопления, его пришлось приткнуть носом к берегу.

В 17.07 пожар охватил старый линкор «Бретань». Через две минуты корабль начал опрокидываться и внезапно взорвался, унеся жизни 997 человек.

Тем временем выходивший на фарватер 12-узловым ходом «Дюнкерк» был поражен тремя 381-мм снарядами. Первый попал в крышу второй башни главного калибра над портом правого внешнего орудия, сильно вдавив броню. При этом большая часть снаряда срикошетировала и упала на землю примерно в 2000 метрах от корабля. На самом корабле осколки повредили зарядный лоток внутри правой полубашни, воспламенив разгружаемые пороховые картузы. Вся прислуга полубашни погибла в дыму и пламени. Между тем, левая полубашня продолжала действовать – броневая перегородка изолировала повреждения.

Вскоре второй снаряд ударил рядом с двухорудийной 130-мм башней правого борта, ближе к центру корабля от кромки 225-мм пояса и пробил 115-мм бронепалубу. Снаряд серьёзно повредил перегрузочное отделение башни, блокировав подачу боезапаса. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов. Отсек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен.

В это же время в перегрузочном отделении правого борта загорелось несколько зарядных гильз и взорвалось несколько загружаемых в элеватор 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. Взрыв также произошел у воздуховода в носовое машинное отделение. Горячие газы, пламя и дым через броневую решетку в нижней броневой палубе проникли в отделение, где 20 человек погибло и только десяти удалось спастись, все механизмы вышли из строя. Это попадание оказалось очень серьёзным, так как привело к нарушению п
Ответов 23
  • макар01
    11 мая 2011
     

    продолжение

    Цитата:
    В 17.07 пожар охватил старый линкор «Бретань». Через две минуты корабль начал опрокидываться и внезапно взорвался, унеся жизни 997 человек.

    Тем временем выходивший на фарватер 12-узловым ходом «Дюнкерк» был поражен тремя 381-мм снарядами. Первый попал в крышу второй башни главного калибра над портом правого внешнего орудия, сильно вдавив броню. При этом большая часть снаряда срикошетировала и упала на землю примерно в 2000 метрах от корабля. На самом корабле осколки повредили зарядный лоток внутри правой полубашни, воспламенив разгружаемые пороховые картузы. Вся прислуга полубашни погибла в дыму и пламени. Между тем, левая полубашня продолжала действовать – броневая перегородка изолировала повреждения.

    Вскоре второй снаряд ударил рядом с двухорудийной 130-мм башней правого борта, ближе к центру корабля от кромки 225-мм пояса и пробил 115-мм бронепалубу. Снаряд серьёзно повредил перегрузочное отделение башни, блокировав подачу боезапаса. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов. Отсек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен.

    В это же время в перегрузочном отделении правого борта загорелось несколько зарядных гильз и взорвалось несколько загружаемых в элеватор 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. Взрыв также произошел у воздуховода в носовое машинное отделение. Горячие газы, пламя и дым через броневую решетку в нижней броневой палубе проникли в отделение, где 20 человек погибло и только десяти удалось спастись, все механизмы вышли из строя. Это попадание оказалось очень серьёзным, так как привело к нарушению подачи электроэнергии, из-за чего вышла из строя система управления огнём. В результате неповреждённой носовой башне пришлось продолжать стрельбу под локальным управлением.

    Третий снаряд упал в воду рядом с правым бортом чуть дальше в корму от второго, прошел под 225-мм поясом и пробил все конструкции между обшивкой и противоторпедной переборкой, при ударе о которую и взорвался. Его траектория в корпусе проходила в районе второго котельного отделения и первого машинного отделения, где располагались внешние валы. Взрывом уничтожило нижнюю броневую палубу на всём протяжении этих отделений, броневой скос над топливной цистерной, противоторпедную переборку и туннель правого борта для кабелей и трубопроводов. Осколки снаряда вызвали пожар в правом котле второго котельного отделения, повредили несколько клапанов на трубопроводах и перебили главный паропровод между котлом и турбоагрегатом. Вырвавшийся перегретый пар с температурой под 350 градусов нанес смертельные ожоги персоналу котельного отделения, который стоял на открытых местах.

    На «Дюнкерке» после этих попаданий продолжали действовать только третье котельной отделение и второе машинное отделение, обслуживавшие внутренние валы. Повреждение кабелей правого борта вызвало кратковременный перерыв в подаче электроэнергии в корму, пока не включили сеть левого борта. Пришлось перейти на ручное управлением рулем. С выходом из строя одной из главных подстанций были включены носовые аварийные дизель-генераторы, зажглось аварийное освещение.

    Однако, несмотря на тяжелые повреждения линкора, носовая башня продолжала вести довольно частый огонь по линкору «Худ». Всего до получения приказа о прекращении огня, последовавшего в 17.10, «Дюнкерк» выпустил по английскому флагману 40 330-мм снарядов, которые ложились очень плотно. Прицельно стреляли и береговые батареи.

    При выходе из гавани эсминец «Могадор» получил попадание 381-мм снаряда в корму. От этого сдетонировали находившиеся там глубинные бомбы, корму эсминца оторвало почти по переборку кормового машинного отделения. Тем не менее, он смог выброситься на мель и с помощью подошедших из Орана судов стал тушить пожар.

    Вскоре англичане, удовлетворившись потоплением одного и повреждением трёх кораблей, отвернули на запад и поставили дымовую завесу. Но на этом бой не закончился.

    Выходя из базы, французские эсминцы атаковали английскую подлодку «Протеус», помешав ей выйти в атаку на «Страсбург». Сам же «Страсбург» открыл сильный огонь по сторожившему выход из гавани английскому эсминцу «Рестлер» заставив его быстро отойти под прикрытием дымовой завесы.

    Французские корабли, покинув Мерс-эль-Кебир, начали развивать полный ход, у мыса Канастель к ним присоединились ещё шесть эсминцев из Орана.

    К этому моменту англичане подняли в воздух авиацию. «Страсбург» был атакован, но сумел отразить нападение, сбив два самолета «Свордфиш» и один «Скуа», их экипажи потом были подобраны английским эсминцем «Рестлер».

    В 18.43 крейсера «Аретуза» и «Энтерпрайз» во главе с линейным крейсером «Худ» начали преследование прорвавшихся французских кораблей, но в 20.20 погоня была прекращена, так как британские корабли не были готовы к ночному бою, тем более, что поступали сообщения о подходящих из Орана французских эсминцах.

    Выдержав еще один налет авиации в 20.55 и обогнув южную оконечность Сардинии, «Страсбург» пришел в Тулон 4 июля. Во время перехода произошла авария в одном из котельных отделений. В результате погибло пять человек, а корабль был вынужден уменьшить ход с 25 до 20 узлов.

    Тем временем оставшийся в Мерс-эль-Кебире поврежденный «Дюнкерк» вошел в гавань Сен-Андрэ, где форт Сантон и местность могли обеспечить некоторую защиту от артиллерийского огня англичан. Корабль был посажен на мель, немедленно началась эвакуация ненужного личного состава, для производства ремонтных работ на борту оставили 400 человек.

    4 ИЮЛЯ адмирал Эстева, командующий военно-морскими силами в Северной Африке, опубликовал коммюнике, в котором говорилось, что повреждения «Дюнкерка» незначительны и будут быстро исправлены. Мотивы адмирала понятны любому моряку, но именно его заявление вызвало быстрый ответ со стороны Королевского флота.

    Через три дня после боя, 6 июля, находившийся на мели «Дюнкерк» был атакован торпедоносцами с «Арк Ройала», две торпеды попали в стоявший возле борта сторожевик «Тер-Нёв» и вызвали детонацию находившихся на нем глубинных бомб. Сильнейший взрыв буквально разорвал правый борт линкора на 40-метровом пространстве…

    Всего в тот день погибло 154 француза.

    Казалось бы, кораблю пришел конец, но на пробоину завели временный пластырь и 8 августа «Дюнкерк» был стащен на свободную воду. Через полгода, 19 февраля 1942 года, «Дюнкерк» совершил переход в Тулон. Сюда же еще раньше, в ноябре 1940 года, пришел «Прованс».

    Всего в этом англо-французском сражении погибло и пропало без вести 1297 французов, около 350 было ранено…


    Дакар, Мартиника, Тулон


    СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, 8 июля 1940 года британская эскадра атаковала находившиеся в сенегальском Дакаре французские корабли, в том числе только вступивший в строй линкор «Ришелье». Торпеда, сброшенная одним из самолетов с авианосца «Гермес», взорвалась под днищем линкора и вызвала сильные повреждения.

    Затем открыли огонь британские линкоры. Французский корабль сначала получил повреждения от 381-мм снарядов линкоров «Бархем» и «Резолюшен», затем произошел взрыв в его башне главного калибра. Удовлетворившись этим результатом, англичане отошли.

    Без эксцессов и кровопролития обошлось дело в Вест-Индии. Находившиеся в базах два французских крейсера и авианосец «Беарн» были нейтрализованы благодаря вмешательству президента США Франклина Делано Рузвельта.

    Надо отметить: порты Марокко и Сенегала были взяты под наблюдение еще до начала «Катапульты». И если в Дакаре в конце-концов «Ришелье» был потоплен, то новейший линкор «Жан Бар», стоявший в Касабланке, остался невредим – он не был достроен до конца и англичане сочли нецелесообразным его уничтожать.

    ХОТЯ англичанам не удалось полностью «нейтрализовать» новейшие линкоры «Страсбург», «Дюнкерк» и «Жан Бар», а дредноуты времен Первой мировой войны уже не представляли боевой ценности, тем не менее, результат «Катапульты» был достигнут: французский флот как важный фактор войны частично перестал существовать, а частично вошел в состав британских военно-морских сил. Многие из уцелевших французских кораблей или со своими экипажами, или пополнившими их часть голландцами и поляками, впоследствии участвовали в боевых действиях, внеся свой вклад в победу над врагом.

    Таким образом, «Катапульта» обеспечила господство Великобритании на море. Недаром, когда Черчилль сообщил об этом в парламенте, спокойные, уравновешенные депутаты вскочили со своих мест, долго и бурно выражая свое одобрение мерам, связанным с проведенной операцией. Правда, на этом дело не закончилось – операция получила логическое продолжение – скорбная чаша гибели своих кораблей еще не полностью была испита французскими моряками.

    ПОСЛЕ НАПАДЕНИЯ на находившиеся в своих базах французские корабли вишистское правительство разорвало дипломатические отношения с Великобританией. И хотя на деле англо-британские связи поддерживались на неофициальном уровне, «Катапульта» осложнила англо-французские отношения на многие годы. Неясными были перспективы и оставшихся в составе французских ВМС кораблей.

    Германским командованием в течение двух лет, вплоть до 1942 года, не предпринималось попыток завладеть французскими кораблями. Когда же 26 ноября немецкие войска вошли в Тулон и попытались их захватить, верные долгу французские моряки при первой же угрозе их захвата затопили свои корабли. Причем, приказ на затопление отдало правительство Виши. На дно отправились три линкора, 8 крейсеров, 17 эсминцев, 16 миноносцев, 16 подводных лодок, 7 сторожевиков, 3 патрульных судна, 60 транспортов, тральщиков и буксиров.

    Таким образом, французы доказали: они не стали бы на сторону немцев в 40-м году, не передали бы им свои корабли, о чем, кстати, тогда неоднократно заявлялось на разных уровнях. Значит, в трагическом июле у англичан все же был выбор? Могли ли они тогда все-таки поверить недавним союзникам?

    С высоты сегодняшнего дня трудно на 100% объективно оценить то, что было тогда. Но и нынче англичане однозначно утверждают: «Катапульта» – вынужденный акт, и у них не было выбора…

    Заканчивая рассказ об этой трагической странице истории, пожалуй, стоит упомянуть еще об одном факте: в ноябре 1940 года президент США Рузвельт (Штаты на тот момент еще не участвовали в войне) обратился к главе правительства Франции маршалу Петэну с предложением продать находившиеся в Африке небоеспособные линкоры «Жан Бар» и «Ришелье», но получил отказ. Лишь после «тулонской трагедии» французы согласились отдать один линкор союзникам – 30 января 1943 года «Ришелье» ушел из Дакара в Нью-Йорк.

    К счастью, «Катапульта» не спровоцировала широкомасштабных военных действий между Великобританией и Францией, хотя удар по Мерс-эль-Кебиру явился наиболее крупным на европейских морских театрах боевым столкновением линейных сил как по их составу, так и по результату.Руководство Франции тогда благоразумно рассудило: объявление войны Великобритании бесперспективно и не сулит ничего, кроме новых потерь. Не стали англофобами и французские военные моряки. Британское правительство, в свою очередь, 12 июля 1940 года распорядилось прекратить «охоту» на французские корабли, посчитав инцидент исчерпанным. Но горечь от произошедшего осталась. Как отмечал современник, английская эскадра вернулась в базы «с болью в сердце». В этой связи Уинстон Черчилль, выступая в парламенте, с грустью произнес: британскому флоту удалось «нанести жестокий удар по своим лучшим друзьям». Впрочем, эти слова не привели к появлению у англичан масштабного «комплекса вины». Если он и был, то просуществовал недолго. Тем не менее, «скелет «Катапульты» до сих пор находится в британском шкафу. Как знать, может, он еще «щелкнет» челюстями своего «черепа»…

    http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=printpage&sid=4720
    вот такие вот союзнички эти англичане.

    0
    • курильщик
      11 мая 2011
       

      будь я на месте англичан то поступил бы точно также... иначе в случае попадания

      французских кораблей в состам вмф рейха ситуция могла весьма сильно изменица а если б гансы еще взяли в оперативное подчинение итальянский флот и поменяли б капитанов на своих то вааще туши свет бросай гранату тут бы уже грант флит не гонял бы немецкие рейдеры а шкерился под прикрытием береговой авиации не более...

      0
      • макар01
        11 мая 2011
         

        но ведь Франция была союзником Британии против Германии.

        Как можно атаковать своего союзника? Воистину, коварству англичан нет предела. Ведь англичане атаковали французов без предварительного уведомления своего союзника. Они сначала подтянули свои корабли до портов, и лишь потом предъявили ультиматум, притом ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА УЛЬТИМАТУМА начали обстреливать корабли французов, а это уже не к лицу джентльменам.
        На мой взгляд, сначала нужно было послать парламентеров, чтобы уговорить французских адмиралов сложить флаг и выйти в сторону Британских островов. Наверняка французы согласились бы на это. А коварные англичане поступили с ними как с врагами, хотя Франция НЕ БЫЛА В СОСТОЯНИИ ВОЙНЫ С БРИТАНИЕЙ.

        0
        • Курильщик
          12 мая 2011
           

          чо смеяца то, на момент проведения операции франция уже не была

          самостоятельным государством де факто, а флот имела и флот серъезный, какие еще союзнические обязательства когда париж подчинен берлину??? это как если б в 41 году СССР посылал ноты протеста в прагу мол какого лешего вы снабжаете вермахт танками и прочей техникой...:о))

          0
  • Аппер Кот
    11 мая 2011
     

    щас как раз дочитываю быстрый взлет - мемуары британского летчика

    там было и про это

    0
  • yarmul
    12 мая 2011
     

    2Макар

    Цитата:
    но ведь Франция была союзником Британии против Германии

    Это уже была Вишистская Франция ,поэтому она союзником Британии не являлась.

    0
    • макар01
      12 мая 2011
       

      все упорствуешь?

      И это является причиной агрессии по отношению к другой стране? Вот Япония, так же как и Британия, не являются нашими союзниками. Значит, по твоей логике, нужно напасть на них в портах по всему миру, убивать их моряков, топить и отнимать у них суда?

      0
  • Макс
    12 мая 2011
     

    Вишисткая франция была профашистким

    Государственным образованием с марионеточным правительством,непонятно почему немцы не захватили эти корабли,могли же с мясниками Канариса вырезать матросов,и им могли помочь пловцы Муссолини. Захватив эти корабли они могли запереть средиземное море! А англичане поступили правильно

    0
    • Кузьмич...
      12 мая 2011
       

      конечно это логично, но...

      самое главное, что Гитлер мечтал замирится с Англией, он же послал Гесса обговорить условия мира. Немцы были согласны на оставление статуса-кво, но Черчиль не пошел на это. В итоге Гитлер побежден, Англия осталась без колоний

      0
    • Иракец
      12 мая 2011
       

      не могли немцы

      хоть самого Скорцени позови и "ихтиандров" с Боргезе во главе.

      Атака парой отделений боевых пловцов даже старенького линкора, например, это изощренный способ самоубийства.

      0
  • neohonar
    12 мая 2011
     

    А нгличане молодцы

    Французы жёстко ступили я б на месте французов, конечно, свои корабли не отдал бы Англии но и немцам бы не передавал, хотя их родные наверно были в заложниках у немцев, очень сложная ситуация.

    Единственно, что можно сказать Англичане поступили разумно, но были другие способы.

    Французам надо было сопротивляется. Хотя нет, они правильно поступили тоже.

    Если б родственники французских моряков были в безопасности, тогда можно было кого-нибудь осуждать, а так союзники становятся хуже врагов.
    Получается Англия не права, им нужно было выручать родственников-заложников и раз они союзники то надеется, что французы здав корабли уничтожат их или …

    0
    • Иракец
      12 мая 2011
       

      так и произошло

      немцам ни одного французского корабля не досталось.

      Катапульта попросту бессмысленна.

      0
  • Блейн
    12 мая 2011
     

    у нормальной страны должно быть только двое союзников

    армия и флот. англичане красавчики, повторили рейд Нельсона на Копенгаген. Да и сами французы им простили в отличии от датчан. Франция страна победительница

    0
  • Иракец
    12 мая 2011
     

    непонятно, почему форумчане соглашаются с

    англичанами.
    Не было угрозы захвата кораблей немцами. Приказ Дарлана гласил: "в случае попытки захвата топить корабли и вести бой". Зная характер Женсуля (одного из самых "ястребинных" военачальников Франции и автора еще Компьенского мира) я бы на месте Черчилля спал спокойно, будучи уверен, что немцам в любом случае корабли не достанутся.

    Цитата:
    Германским командованием в течение двух лет, вплоть до 1942 года, не предпринималось попыток завладеть французскими кораблями. Когда же 26 ноября немецкие войска вошли в Тулон и попытались их захватить, верные долгу французские моряки при первой же угрозе их захвата затопили свои корабли. Причем, приказ на затопление отдало правительство Виши. На дно отправились три линкора, 8 крейсеров, 17 эсминцев, 16 миноносцев, 16 подводных лодок, 7 сторожевиков, 3 патрульных судна, 60 транспортов, тральщиков и буксиров.
    Таким образом, французы доказали: они не стали бы на сторону немцев в 40-м году, не передали бы им свои корабли, о чем, кстати, тогда неоднократно заявлялось на разных уровнях.


    Какая-то нелепая кровожадность, это это в прошлом топе про Мерс-эль-Кабир писал, и сейчас подтвержу.
    Зачем надо было ставить столь жесткий ультиматум? Ведь в Вест-Индии при посредничестве США удалось договориться. А тут...

    0
    • Курильщик
      12 мая 2011
       

      в вест-индии гансов не было патаму и угрозы щитай не было, рузвельт на ровном месте

      плюсики набрал.., а по поводу французских алмиралов и их приказов - при желании их можно было оперативно заменить (одного там машина задавила, второй трюфелями подавился к примеру) и все..., если грант флит шибко боялся карманных линкоров рейха и гонял каждого эскадрами то добавь к этому французский флот, полную зависимость правительства виши от берлина и как итог на острове за ламаншем всему правительству и адмиралтейству нужно будет штанишки менять, пасему они привентивно и устранили причину своего беспокойства...

      0
      • Иракец
        13 мая 2011
         

        не было гансов в ВИ, рузвельт нахалявил, да

        ну дык и в Мерс-эль-Кабире не было

        Насчет самоубийств адмиралов - чей-то мне слабо верится, что РСХА такую ювелирную работу бы провернули. В 42-ом ни машин, ни трюфелей не нашли, а в 40 могли?

        Надо людям верить. Тем более союзникам. Да, французский флот под свастикой был бы угрозой, но ведь он пока французский! Вот у вас есть машина, куриш, я боюсь, что вы меня раздавите - я беру лом и курочу вам машину. Превентивно.
        Справедливо?

        0
        • курильщик
          14 мая 2011
           

          а я и не гаварил о самоубиствах адмиралов...:о))

          0
        • курильщик
          14 мая 2011
           

          ну какие союзники после марша вермахта через париж???? :о))

          теперь нащет ломика - если ты и я полностью самостоятельные и дееспособные то ты не прав, а вот ежели я к примеру устроился работать к человеку твоему жесточайшему врагу, который в принципе даже убить может, то сие нормальный ход...

          0
          • Иракец
            14 мая 2011
             

            ну несчастные случаи

            самоубийства для красного словца сказано

            Ну как какие союзники? Бывшие, пускай, но к англам они тяготели больше, чем к фрицам.

            Насчет ломика - если даже вы устроились к моему врагу (допустим к Бао) на работу, но уверяете меня, что скорее сами расфигачите свою машину, но давить меня не дадите, то я с ломом не полезу :)))

            В прицнипе, спор бессмысленный. Французы в Тулоне доказали, что слово держать умеют. Англы могли бы в Мерсе помягче действовать, а не загонять франков в цейтнот. Нелепая кровожадность. Разве что перед перед парламентом и народом отчитаться - у нас армия и флот ого-го какие, не зря содержим!

            0
  • Блейн
    12 мая 2011
     

    просто англичане здорово рисковали

    если бы французский флот перешел бы фашистам, а перейти он мог. Представьте такую ситуацию, может фантастическую - допустим порт Тулона, фашисты обстреливают или бомбардируют порт химическими и (или) газовыми снарядами, экипажи умирают, флот без потерь достается немцам.

    0
    • Птриот
      12 мая 2011
       

      1942 год для французского флота

      позорный год, так считают британцы, "трусость и слабоволие поразили некогда великий флот" так считает например историк и публицист Ч. Смит, проведя параллели между сопротивлением французов британцам в 40 г. и "самоубийством" в 42 г. Сами судите, французы могли запросто сжечь танковый корпус в Тулоне, 38 см пушки - это серьёзно, но они предпочли утопиться:(

      0
      • Иракец
        13 мая 2011
         

        мхм...

        Цитата:
        Сами судите, французы могли запросто сжечь танковый корпус в Тулоне, 38 см пушки - это серьёзно, но они предпочли утопиться:(

        ну дык семьи в заложниках! Ну разнесли бы они танки в пух и прах... Это ж война в полный рост. ПО франции бы прошла волна террора.
        А так - взятки гладки: "мы выполняли приказ, с адмиралов и Виши спрашивайте". И немцы с фигой под носом и французы не пострадали.
        Ч.Смит конечно своих оправдает...

        0
Авторизуйтесь, чтобы комментировать
Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам
Обратная связь