1 год на форуме 1000 просмотров Все
Награды
1 год на форуме
1 год на форуме
1000 просмотров
1000 просмотров
Родовой состав народа саха
  2585
Давайте составим полный список якутских родов по улусам.

Арҕаа Хаҥалас (Западно-Кангаласский улус):

Наслег: Аҕа ууһа:
    
Баҕарах -     Баҕарах, Нүксэн, Сыраат, Табаҕа-Мытаах, Хойуо.
Дьэр -     Лэбиэ, Сэhэн, Соху.
Киллэм      - Баатылы, Бытах, Мэкчиргэ, Нүксэн.
I Малдьаҕар -    Бөтүгэт (Бөтүгэн), Бэчиэгэн, Дьобулҕа.
II Малдьаҕар -    Ойуун ууhа, Дьаарас.
III Малдьаҕар -    Данилов, Корнилов, Рожин.
IV Малдьаҕар -    Батамаайы, Бытык, Чыбылык.
V Малдьаҕар -    Борисов, Качыкаат, Топольский, Шадрин.
I Маалтааны -    Бордуолаах, Дьокутаат, Игидэй, Маҕаны, Эмэйэ.
II Маалтааны -    Бэстээх, Бургаhы.
IV Маалтааны -    Бордуолаах, Игидэй, Куудугуй, Дьаанай, Чарпа,
Лаптыгыр, Кооко

Мытаах      - Дьаабыл, Дьаанай, Игидэй, Сата, Огдьоҕор, Өнүй.
Нөмүгү      - Бас, Идэлги, Этээни.
Одуну      - Кунаахсыт, Асхарыма, Дьэгин, Күтэн, Атамай.
Өктөм      Дьаас, Өктөм, Сата, Тааhаҕар.
Өксүү      Улуу Арыы, Хамыйахтаах, Хомо Иэрэтэ.
Сата      Дьүлэй, Чымаадай, Өргө.
Хахсык      Молтуун, Ыыстый, Эриэн ууhа.
Хоро      Таатта, Тумат, Улуу Арыы, Хоро.
Эргис      Васильев, Григорьев, Түөкэй.
Ответов 88 Написать ответ
  • Тоотуо
    16 марта 2010
     

    ...

    Илиҥ Хаҥалас (Восточно-Каналасский улус), современный Мегино-Кангаласский:

    Наслег:     Аҕа ууhа:

    Догдоҥо     Ньоҕой, Өргүөт, Өксүү, Хоҥор.
    I Дьөппөн     Күскээн, Ньэлбэкэ, Өктөм, Солдьоруху
    II Дьөппөн     Күөрдэм, Мытаах, Ньэлбэкэ.
    I Наахара     Амчы, Бүгүйэх, Такыр, Ыйылас, Чыамайыкы.
    II Наахара     Аламай, Амма, Лээги, Уламдьы, Хадай.
    Нөөрүктээйи     Быллараат, Дэки, Матаар, Тартаакы, Тыараhа, Тиис.
    I Тыыллыма     Аhыыкай, Дьооҕур, Сата, Сүүрүк.
    II Тыыллыма     Быычык, Көлөгөт, Түмэти, Хара.
    Хаптаҕай     Алаас Хаптаҕайа, Нэс, Харгыйа.
    Хара      Быдай, Көтөт, Халыппаан, Кумалаан.
    Хачыкаат     Мыытарай, Сүгүнү, Харба, Хааhах.
    Ходоро      Дмитриев, Хаҥалас, Сяжинский.

    0
  • Тоотуо
    16 марта 2010
     

    ...

    Нам (Намский улус):

    Наслег:     Аҕа ууhа:

    Атамай      Оонньулаахтар, Улахан Алалар, Алын Алалар, Тааханнар,
    Үөhээ олохтоохтор, Аллара олохтоохтор, Тыктаhы.

    Бөтүҥ      Бадам, Дьарбас, Нуучча, Сөтө, Тооку, Тыыллыма,
    Харахчын, Харыйалаах, Хасха, Куокуй, Чакы.

    Быдьаҥадьы     Болдьо, Көлөнтөй, Токой, Дьарбас, Маҕыс, Хоро.
    Көдөhү      Кылыгыр, Бөкчөкү, Ала, Кэҥкэмэ, Тыктаhы.
    Куhаҕан ыал     Алаас, Боруочай, Көлчүт, Кэдээкээн.
    Модут      Баҕа, Баачаҕай, Ньидьили, Таҕыр, Хааhах, Чукула.
    Мурчуку     Ис, Мурчуку, Чолбон.

    Үөдэй      Бырдьа, Бүлтэй, Саллай, Тээкий, Кэҥкэмэ, Сомоҕо,
    Сунтуй, Түөкэй.

    Ойуун ууhа     Ньидьили, Ньэҥэбил, Сомолочохоон, Тоhоҕос.

    Таастаах     Бөтүгэт, Соhу, Таастаах.

    Хатыҥ Арыы (Нам) Аҕыс, Арчыкы, Бачаах, Бөтүгэт, Киhиргэс, Салбаҥ,
    Тирбэх, Хамалҕа.

    Хатырык     Дьакынаан, Хаҥалас, Сыҥаах, Чачы.
    Хамаҕатта     Былаахай, Бырдьакы, Муҥур, Отой, Сыалдьа.
    Хомустаах     Аhар, Дуон, Кинээс ууhа, Таалай, Эбэкэн.

    0
    • Бэс
      16 марта 2010
       

      Ити...

      Кытат эбиккин!
      Кытаат. Кытарчы көр.
      Дьоһуннаах үлэни саҕалаабыккын!
      Буолан баран арыый эрдэ.
      Бастаан биис уустарын быһаарыы наада.
      Племенной состав наслегов и улусов.
      Онтон Аҕа уустарыгар көһөҕүн.
      Оччоҕо олуктаан барыыта оннун булар.
      Ол үрдүнэн эр дьаҕылгын!
      Сүрэҕим үөрэр итинниктэн.

      1
  • Дмитрий
    16 марта 2010
     

    Тунгус Туо-Туо списал все с тумусовской лепни с сайта Уххана и автор Тумус -Бэс хвалит его за это)

    Умилительная картина:)

    Вы, тунгусы помоему всерьез занялись переписью истории народа саха. Для чего вам это нужно?

    0
    • Тоотуо
      16 марта 2010
       

      Горе ты мое, я не тунгус, не чукча и даже не малагасиец,

      Вашей агрессии я не могу понять. Но как и впрочем все в России губят дороги и ДУРАКИ. От себя Вы ничего дельного не можете предложить, только исходитесь словесным поносом.

      3
      • Бэс
        16 марта 2010
         

        Ити...

        Да не обращайте внимания на это.
        Это нормальная реакция.
        Ничего плохого в этом нет.
        Просто Дмитрий не согласен.
        Это не оченьхорошо, когда все согласны.
        Все нормально.

        0
      • Дмитрий
        16 марта 2010
         

        А тут и гадать не надо, ясно же что тунгус:

        Цитата:
        Эвенки под угрозой уничтоженияАвтор: Тоотуо (109.188.177.131) 09.03.2010 (03:08)     Выделить тему :: :: [Пожаловаться]


        http://www.youtube.com/watch?v=Fe790mmVpl0

        Согласно планам Федерального агенства по энергетике РАО "ЕЭС России", до 2020 года будет построена гигантская ГЭС, которая перегородит рек Нижнюю Тунгуску. В результате строительства ГЭС будет затоплена территория, которая сотни лет является родиной эвенков. Мир эвенков Красноярского Края перестанет существовать.
        На мой взгляд, якуты должны защитить братский народ. Ближе их у нас вряд ли кто есть.
        http://www2.forum.ykt.ru//viewtopic.jsp?id=1193144

        Да? А знали что в якутском языке довольно большой процент - Тоотуо 09.03.2010 (23:28) (109.188.177.200)    

        эвенкийской лексики. Большое влияние эвенки оказали на якутскую культуру. Исторически, шел и идет процесс смешения двух народов. Почти у всех якутов есть эвенкийская кровь. Даже следуя легендам, все сыновья Эллэй Боотура взяли в жены тунгусок.
        http://www2.forum.ykt.ru//viewtopic.jsp?id=1193144


        Так же как и Тумус, на фото его посмотрите , типичный тунгус по антрополгическому типу. Вилюйский тунгус. Тут на форуме и на самом деле их что-то много стало, неспроста.

        0
        • Бэс
          16 марта 2010
           

          Ити...

          Спокойно.
          Поберегите нервы.
          Тут обмен по истории идет.
          Но никак о выяснении отношений.
          Мало ли кто кого не любит.
          Ну и бог с ними с вашими Тоотуо и Тумусом.
          Вопрос не стоит такой стрессовой нервотрепки.
          Правда.

          0
        • Тоотуо
          17 марта 2010
           

          А если бы я написал, что

          юкагиры сыграли значительную роль в этногенезе народа саха и якутская культура имеет много палеоазиатских корней, то по вашей примитивной логике, я тогда юкагир наверное...

          0
  • Тоотуо
    16 марта 2010
     

    Интересно было бы узнать

    особенно отцовские роды Сунтарского улуса.

    0
    • Чингиз
      16 марта 2010
       

      Кто бы не написал, все велико!

      Биис уус уонна аҕа уус арыталарын хайдаҕын суруйан биэриэҥ дуо, Бэс. Уонна таарыччы ийэ уус туһунан санааларгын эмиэ. Махтал.
      Бэйэм да билэбин, ол да буоллар дириҥ билиилээх киһи ырытара ордук буолар.

      1
  • Чыбылла
    16 марта 2010
     

    Давно бы систематизировать и опубликовать родовой состав Саха

    все данные есть, хорошо что мы Сахалар ещё помним своих предков.
    Книгу бы издать

    1
  • LEONID
    16 марта 2010
     

    Мегинская волость

    image

    0
    • мегинский_тунгус
      14 апреля 2010
       

      В данной таблице морукский род мегинского улуса (волости)

      Где род Бурухи- крупного тойоно мегинцев - рода дьанхаады? Быян Тонулгу где? Не видно мегюренских.

      0
  • Денис
    16 марта 2010
     

    Идея с родословными утопична. К примеру, родословные хангаласских родов и во всех улусах от них идущих - новодел.

    В 19-20 вв.его сочиняли. А самое главное вся эта родословная пляшет от несуществовавших никогда людей и что интересно Эллэй к примеру, при подчете приходит в 16-17 в., вместе с казаками почти. А если копнуть глубже Эллэй мифическая фигура, божество.

    0
    • LEONID
      16 марта 2010
       

      Да?

      В моей картинке. Есть конкретные ссылки на архив и там далеко не 19-20 вв.

      0
      • Бэс
        16 марта 2010
         

        Ити

        Молодцы ребята. Ай молодцы.
        Держите курс.
        У саха издревле было основное учение.
        Учение Удьуор үөрэҕэ типа генеалогии.
        Считалось знание это главным в человеке.
        Отец сыну передавал. Пред смертью как кэриэскэ.
        Знания о роде.
        Так и шло.
        Ныне это отбросили.
        И появились отрицатели.
        И появились люди без рода и племени.
        Мы не из их числа.

        1
    • Telegraf2020
      21 февраля
       

      Денис, это ты не кто и звать тебя никак маргинал-новодел хе хе.

      0
  • LEONID
    16 марта 2010
     

    рода Катылинской (Батурусской) волости

    http://dnevniki.ykt.ru/viewcomment.aspx?uid=250&mid=388863

    0
    • Бэс
      16 марта 2010
       

      Ити...

      Леониду и Тоотуо почтенье.
      Вижу что спецы.
      Есть острие и основательность.
      Ныне почти все улусы издали книгу о своей истории.
      Конечно уровнего. Кто насколько знает.
      Тысячами книг издано об историях наслегов.
      Конечно, что сохранилось.
      Люди повально делают свою родословную.
      Вот.
      Каким-то макаром нужно собрать это.
      Изучить и вывести историческую канву.
      В это вложиться.
      Государство в этом деле не помощник.
      Никогда не помогали.
      А проблема стоит пред вами молодыми.
      Займетесь.
      Мы старшее поколение лепту бы свою вложили.

      0
    • Бэс
      16 марта 2010
       

      Ити...Леониду

      Тут место Боотур Намских поставили.
      Перепоставьте. Или как?

      0
    • LEONID
      16 марта 2010
       

      Исправление

      Цитата:
      рода Катылинской (Батурусской) волости


      http://dnevniki.ykt.ru/viewcomment.aspx?uid=250&mid=388872

      0
      • Бэс
        16 марта 2010
         

        Ити...

        Хатылылар "Дойдум миэнэ Хатылы" диэн кинигэни
        2000 сыллаахха та?аарбыт этилэр.
        Миэхэ анаан-минээн бэлэхтээбиттэрэ.
        Аахпытым.
        Онно бу исхиэмэ суох этэ.
        өйдүүрбүнэн.
        Оччо сыыспатаҕым буолуо.
        Кыайан булбакка киллэрбэтэхтэрэ буолуо, арааһа.
        Онон эйиэнэ эмиэ булумньуга тэҥнээх.
        Эҕэрдэ.

        0
  • LEONID
    16 марта 2010
     

    рода Борогонской волости

    http://dnevniki.ykt.ru/viewcomment.aspx?uid=250&mid=388880

    0
    • Бэс
      16 марта 2010
       

      Ити...

      Ну вот в руках спецов появляются искомые.
      Например, я об этом незнал.
      Амыкая слышал.
      Но что так досконально не знал.
      Где-то это было.
      В Суотту или где-то. Или у Омоллооно.
      Подобие.
      Но тут находка.
      Оживить это нужно.

      0
      • LEONID
        16 марта 2010
         

        В музее "Дружба", может быть?

        0
        • Бэс
          16 марта 2010
           

          Ити...

          Когда-то собирал ездил.
          Давно это было.
          В голове вращается соттинцы.
          Или там книга. Или схема у кого-то.
          Начиналось с Эллэя и его дочери.
          Врать не хочется.
          Поеду подыму и посмотрю.
          Но ваше - это находка.

          Вот по какому руслу топик должон был бы идти.
          А мы только нащупали.
          И не без вашей определяющей помощи.
          Хорошо когда по делу.
          Туто у Эль тоже была схема.
          В топике Хоро он показывал.
          Эллээйэ и Омоҕой.
          Этой схемы я тоже не знал.
          А он потрудился искал и нашел как и вы.
          Отрадно.

          0
        • Бэс
          16 марта 2010
           

          Ити...

          Музей "Дружба" не видел.
          Тогда этого небыло.
          И в помине.

          0
          • LEONID
            16 марта 2010
             

            Сегодня ещё Кангаласскую волость от Мындяк (Мулэяк, Мулжак) выложу.

                
            Таблица длинная, придется пару раз сканировать, потом собирать... )))

            0
    • 123
      16 марта 2010
       

      то Леонид

      Леонид вы обещали по "Бахсы".Какие роды основали и когда?

      0
      • LEONID
        16 марта 2010
         

        Пока в тексте не встретил конкретных документов. )))

        А,так в ИГИ слышал о Бахсы, примерно написал. Время будет, уточню насколько возможно. А вообще надо конкретную родословную писать. Надеюсь этот топик поможет склеить рода, хотя бы до XIXв. Да и вы не отсижавайтесь, добавляйте, что знаете. Если даже ошибетесь, нечего страшного, отфильтруется... )))

        0
      • LEONID
        16 марта 2010
         

        123... а вы напоминайте мне, напоминайте...

        Мне всё равно надо до 15 апреля, по Бахсы инфу собрать. Просили помочь. )))

        Жаль времени мало да и работа отвлекает. Просто забываю. Раз в неделю топик дергайте. Этот и о Бахсы. :D

        ЗЫ. После 15 апреля уеду, а там документов нет... (((

        0
  • LEONID
    16 марта 2010
     

    рода Кангаласская волость

    http://dnevniki.ykt.ru/viewcomment.aspx?uid=250&mid=388930

    0
    • Бэс
      16 марта 2010
       

      Ити...

      Дело богоугодное и неоценимое.
      Что тут говорить.
      По себе знаю как трудно чё-либо изыскать.
      Особенно по древнему.

      0
  • Тоотуо
    1 апреля 2010
     

    По вилюйским

    image

    0
    • микаса
      1 апреля 2010
       

      2Дмитрий

      Булуу эҥэрдэр сахатыйбыттара ыраатта, онон кинилэри буруйдаама.
      Сана суурээн киллэрэ сатыыллар ырыа5а-хоһоонно, үһүйээннэргэ уо.д.а.
      Онтон саха тыла байар-сайдар. Соро5ор бэрт дьикти тахсааччы, то5о диэтэххэ Дыгын са5анаа5ы сиэр-туом, ырыа-тойук, саҥа-иҥэ хаалбыт кинилэргэ.
      Только ону кыратык критичэскэй со5устук көрүөххэ наада, зерна от плевел разделяя.Аһара тонустуу таттарыы соро5ор баар.
      Онно кинилэр өһүргэниэ суохтаахтар.Көннөрүнүөхтээхтэр.

      0
    • Игорь
      1 апреля 2010
       

      Аата кыччабытын.

      Арыый улахан скан суох дуо? Кыайан тугу да аахпатым.

      0
      • Тоотуо
        2 апреля 2010
         

        Увеличенный

        image

        0
        • Мааньыаттах
          4 апреля 2010
           

          Так и есть, по этой схеме отчетливо видно-хангаласские, вилюйские , нюрбинские и есть суть тунгусы.

          Отсюда комплексы и постоянное желание переписать историю, выдуманные предания и прочее под себя. Потому и форумский Бэс тут из кожи вон лезет на ходу сочиняя свои бредни. Эрэйдээхтэр.

          0
          • taasaagar
            taasaagar
            Айар Максимов
            19 февраля
             

            Мааньыаттах, Эрэйдээхтэр буолан, сыыһа өйдөбүл Бүлүү да Саха .Маннааҕы үһүйээннэри билбэт буолан этҕит! Тыгын Бүлүү сиригэр хаста да кэлэн эйэ көрдөөн барар Нуучча кэлэ илигинэ. Ити Тоҥус дииргит Тоҕус диэн Тоҕус оҕус диэг бвлыргы Тюрк төрүтүгэр сурулла сылдьар аҕа уус. Нуучча кэлэригэр өйдөһөн
            Хаҥаластары бэйэтин аҕа ууска киллэрэр.
            Мин төрдүм Тааһаҕар . Тааһаҕар Дуоҕа боотуру кытта Бүлүү сиригэр кэлэн Тоҕус аҕа ууһугар киирэллэр.
            Алдьархай кэлбитин өйдөһөн Тоҕустар бэйэлэрин аҕа уустарыгар киллэрэллэр.
            Бүлүү сирэ Енисейи кытта сибээстээхтэр
            Енисей Киргизтарын кытта оннук курдук
            Туймаада Сахаларын кытта эмиэ сибээстэһэллэр. быһалыы да Нам Кэбээйи да сиринэн. Ону туоһулуур Модут диэн баар Намҥа Модут Бүлүүгэ эмиэ баар .
            Китай суругар киирбит Модун буолуон сөп
            Уонна кини сиэнэ Тонуч диэн сурулла сылдьар.
            Тоҕус аҕа ууһа Сахатыйбыт тоҥустар буолбатахтар ону өйдөөҥ. Бэйэлэрэ эмиэ
            бэйэлэрэ эмиэ историялаа аҕа уус.
            Тыгын күүһүнэн ылар кыахтааҕа буоллар сэриилээн көрүө эбитэ буолуо ону тоҕо эрэ
            эйэ көрдүүр. Уонна бүтэһигэр Дуоҕаны уонна Тааһаҕары ыытар .Тоҕустарга.
            Дьиҥинэн тоҕо ыыппыта көстө сылдьар.
            өйдүүр киһиэхэ, балар күрээн барбатах дьоннор.
            Тааһаҕар олоҕо Өктөм уонна Төхтүр сирдэрин икки ардыларыгар баар.
            аҕа ууһун сорохторо онно хаалбыттар.
            Тааһаҕар уонна Дуоҕа кэннилэриттэн кэлэр дьоҥҥо төһүү буолбуттар.
            Онтон Тыгын кистэлэҥэ Кэлин тахсыаҕа.
            Аҕабынан Боотур ууспун Ийэм өттүнэн эһээбинэн Тааһаҕар Хаҥалас ийэм ийэтинэн Тоҕус.

            0
  • LEONID
    1 апреля 2010
     

    Бахсытские рода

    Из книги Сэhэн Ивановича Дьячковского "Прошлое якутов до прихода русских на Лену", 1937г. Якутск


    http://dnevniki.ykt.ru/viewcomment.aspx?uid=250&mid=391644

    0
    • Бэс
      1 апреля 2010
       

      Ити...

      Молоток Леонид.
      Да.
      Бахсытский наслег раньше назывался Дьабыл.
      Это сеть деревень под единым названием Дьабыл.
      Правильно прослеживаете.
      Раньше тоже ходил по их следам по простонародному.
      А не документированно, как вы.
      Обнаружил, что они выходцы из Горного улуса.
      С племени ботулинцев, маалтаанцев.
      Там до сих пор род остался Дьаабы.
      Понятие Дьабыл означает в сакрале:
      заплутавшие в сторону от основного стада.

      0
      • LEONID
        1 апреля 2010
         

        Норагана (Жабыл) следующая деревня за Тюнгюлю по трассе

        за ней по трассе ответление на Бахсы (Чурапчинский). Т.е.

        И вот тут интересно:

        Расстояние Жабыл-Норагана, примерно кёс.

        Расстояние между Бахсы-Матта, примерно кёс.

        Расстояние Дойду-Матта, примерно кёс.

        Дойду, это и есть

        Цитата:
        0l kurduk olordoqtoruna bilinnj Ө1уөпе erys qotu Ыtьk qajatьn tuhunan Uluu агьь dien агьь sirge oloqtooq Kuhaqaj Oqonjnjor dien sette uollaaq sьlgь


        Ыtьk qajatьn, это Кангаласский мыс.

        Uluu агьь dien агьь sirge, этот остров и сейчас есть там, правда значительно уменьшенный, называется Бахсы. Хотя видимо имеется ввиду долина от Петровской курьи до оз.Ыммыяхтах.

        А здесь прослеживается ещё одна интересная связь (чисто информация к размышлению) с именем оз.Ыммыяхтах связано название ымыяхтахской культуры. А с Маттой (недалеко местность Кулун-Атах) кулун-атахской культуры.

        0
        • LEONID
          1 апреля 2010
           

          Правка

          Цитата:
          Расстояние Жабыл-Норагана, примерно кёс.


          Читать как Расстояние Жабыл-Бахсы, примерно кёс.


          Слово кёс использую, как дневной переход.

          0
  • Иваныч.
    Иваныч.
    Иван Иваныч
    1 апреля 2010
     

    Хочо сахаларын төрүттэрин киллэрбэтэххин :))

    Быркыҥаа икки уоллаах диэн суруйбуккун. Сорох үһүйээннэргэ оннук диэн суруллубут, сорохторго улахан убайдарынан Торбох диэн сурулла сылдьар. Торбох Хочо улууһун төрүтэ

    0
    • Бэс
      1 апреля 2010
       

      Ити...

      Үчүгэй.
      Тыгын түбэтиттэн дьалты хааман дьабыл баран
      олоҕурбут нэһилиэктэр.
      Итигирдик аргыый-наллаан баран истэххэ бэйэтэ сирдээн иһиэҕэ.
      Бутуур уурайар.
      Эдэр дьон кытаатыҥ.

      0
      • кылбар
        4 апреля 2010
         

        Бэс!

        Ити микаса курдуктар баалларын тухары булуулэр сахатыйбыт тонустар, оттон илин энэрдэр дьиннээх сахалар буола туруохтара. Бу маннык тиэрэ майгылаах, тугу да ейдеен-дьууллээн истибэт да аахпат ньуду-балай уерэхтээхтэр куолуларын дуомугар сиргэмэккэ эрэ сыанабыл биэрэн иьиэххэ баара. Оччо5о ба5ар бодолорун тардынан дьон кэккэтигэр киирэ сатыа этилэр буолла5а. Итинник сыанабыла суох бу дьонун эйигин кытта бэрт былдьаьан кир-хох, бех-сыыс буолан мэьэйдэьэ сылдьыахтара. Холобура, бу учугэй ба5айы топ аьыллыбытын ити микаса киирэн буортулаан кэбиьэ турар. Тугу да билбэт уонна баран улуустаьар санаатын о5ус кыайан тардыбат. Мин инньэ дии саныыбын.

        0
        • Бэс
          4 апреля 2010
           

          Ити...

          Сөпкө этэҕин.
          Баар дьыаланы суруйаҕын.
          Уонна баран Микаса суругар киһи өһүргэнэрэ баарын көрбөппүн.
          Бэйэтин санаата буоллаҕа дии.
          Ким хайдах таһымнааҕынан бу дойдуга.
          Бэйэтин санаатын этинэ, суруйара сылдьара ордук.
          Микаса баара үчүгэй.

          0
        • микаса
          4 апреля 2010
           

          хайа ноо....

          өһүргэнэн өттүккүн тосту түспүккүн дии))))
          Кырдьыгы баран эттэххэ Булуу-Сунтаар энэр суруйааччылар-хоһоонньуттар тыллара-өстөрө, ырыалара-тойуктара олус бэрт этэ (сэбиэскэй кэмнэ), оттон билигин туран "дьиҥҥээх сахалыы" диэн дьэгэрэҥ (таба темпата) ырыалары ыллыыр тоуйар буолан бардыбыт.
          Ат-о5ус көлөлөөөх дьонно бэрт дьиктитик иһиллэр.
          Ону сатаан-кыайан өйөдөөбөт буоллаххына ол тус бэйэҥ проблемаҥ.
          Саҥа топ ас онно киирэн кэпсэтиэх.
          Бу манна мин Дмитрий диэҥҥэ эппиэтим-хоруйум.
          Айар-суруйар дьон билиэхтээххит литературнай тыл диэн баар, бэйэ икки ардыгар сэлэһэргэ хайдах ба5арар диалегы туһанын, онтон дьон дьүүлүгэр киэҥ ырытыыга тахсаргытыгар ону тутуһуҥ.
          ЗЫ. Туох да улуустаһыы бааран көрбөппүн онно.
          Саха тылын харыстыахха-байытыахха, ол гынан баран хайа эмит диэкки халытымыахха.

          0
          • кылбар
            4 апреля 2010
             

            микаса

            хоро-таба теруттээх буоланнын саха5а суох таба тэтимэ диигин. Дэгэрэн тэтим ат айанын тэтимэ. Христофор Максимовы эмиэ тонус диирин буолуо, бэрт киьи. Бачча5а кэлиэххэ диэри дэгэрэннээн ыллыыр тонуьу кере иликпин. Тонус баар улуустарын барытын кэриэтэ кэрийдим. Дьэ, сурдээх киьигин, микаса. Кердерен туран хара балыыры лахсыйан туьэннин!

            0
            • Бонзо
              4 апреля 2010
               

              Кылбар, знаешь ,что у древних саков, скифов, массагетов тотемом и основным божеством был олень несу-

              щий в рогах солнце. Об аналогичных преданиях у саха писал Ксенофонтов. Это и священное божество ариев,этрусков. Он повсеместно отражается в искусстве звериного стиля скифов. У осетин вообще saq- олень, у индоиранцев сака - рога, ветвь, развилка. Вспомним , что и у индейцев существуют известные божества оленей карибу. А хор, хоро - это вообще арийский пласт, солярного значения, попросту хор- это солнце, также аналогии с египетским - богом солнца - Гор. Кстати, тунгусы освоили оленное хозяйство намного позднее других сибирских народов. Если исходить из теории внетропического северного происхождение человека, то этот культ целиком оправдан. Если брать во внимание древние предания саха о божестве Сах, и сахса5ар муостах- несущий в рогах солнце, то это наводит на теорию ,что этноним сах(сак) солярного значения и воедино сплетен с культом оленя,что опять таки ставит предания саха в более изначальный, наидревнейший временной слой. Связано это и с ледниковым периодом и с апокалипсисом повлекшим за собой закрытие солнца на долгие времена. Люди приручили в этих условиях дикого оленя и навсегда сплели воедино его культ с культом солнца в своей мифологии, культуре.

              0
              • кылбар
                4 апреля 2010
                 

                бонзо

                это вам лучше объяснить Сата. Я еще не видел такого мифологического изображения, что олень нес на рогах солнце. Бык нес. Сата много таких изображений приводил. Звериный стиль скифов больше связан с клыкастыми, хищными, а не оленем. Хор не арийский пласт. Арийский пласт - Сэт, антоним Хор. Сэт господствовал во времена Сах. Есть миф, согласно которому Хор и Сэт ввязались в битву на небесах. В итоге Сэт лишился одного глаза и отступил. Хор восторжествовал и наступил нынешная Мерзлая эпоха (Тон Уйэ) в истории человечества. Сэтовцы, люди эпохи Сах, затерялись среди хоро, дав частички прошлой своей мудрости людям хоро. Оттого все хоринское нам, далеким потомкам саха, кажется знакомым, но больше чужим и непонятным. Есть множество мифов и легенд об этом по всему миру. Так, что я склонен не складывать все в кучу, а по мере свеому разумению дифференцировать для себя. Сейчас во дворе век хоро. Он господствует во всем. Трудно против него сказать. Все будет не угодно, более того обструктивно и противоестественно. Они именно так воспринимают все мало-мальски сакское, сакральное. Считают сакрал паранояей, сумашествием и всякой другой психиатрией. Читайте топы. Они везде, эти хоринские деятели... Так, что Бонзо, все в кучу не сваливай, иначе прослывешь маргиналом.

                0
                • Бонзо
                  4 апреля 2010
                   

                  Вы все перевернули с ного на голову:

                  Сет был олицетворением зла на земле.

                  Цитата:
                  Сет (Сетх, Сутех, Сута) — в мифологии древних египтян бог пустыни, убийца Осириса, в позднеегипетских представлениях — олицетворение зла. Изображался в виде человека с головой «зверя Сета» (осел, шакал, муравьед или др.).


                  И напротив Хор(Гор) означал Небо:

                  Цитата:
                  Гор, Хор (ḥr, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса.


                  Цитата:

                  Звериный стиль скифов больше связан с клыкастыми, хищными, а не оленем.


                  image

                  С царского головного убора скифов. Долина царей. Тува. Такие и не только изобржения стилизованной оленной тематикой просеживаются повсеместно у скифов и др. родственных им племен. Почитайте также об оленных каммнях скифов.

                  0
                  • Бонзо
                    4 апреля 2010
                     

                    И снова все с ног на голову: глаз у Хлора вырвал Сет , а наоборот как Вы утверждаете.

                    Мало того Сет разрубил его око на 64 части и рабросал, "Тот" нашел эти части глаза и вернул Хору, который позже даст это око мумии Осириса и он воскреснет. Учи историю.

                    0
                    • Бонзо
                      4 апреля 2010
                       

                      Лжеинтерпретация по хоро на мой взгляд является лишь способом обьякутившихся тунгусов

                      переписать историю подлинных саха под себя, в целом же направление этой версии курируется с метрополии,дабы укрепить южную версию, лишающую саха автохтонного начала на якутской земле, а стало быть других политических и юридических притязаний на эту территорию. Так что, Кылбар, ты повелся.

                      0
                  • кылбар
                    4 апреля 2010
                     

                    ну да!

                    Так и есть. Это я оказывается все перевернул с ног на голову! Еще раз говорю - все нынешние источники имеют хоринское происхождение. Действует хоринский принцип знаний - пока не увидишь глазами и не пощупаешь рукам - ничему не верь! Поэтому письменные источники - это царица доказательств. С какой такой стати враг будет хвалить врага в этих письменных источниках? Хоринцы даже мифологию переиначили в свою пользу. Потому, то господствуют.

                    1
                    • Бонзо
                      4 апреля 2010
                       

                      Несерьезно...

                      Совет: Анализируйте, набирайтесь знаний.

                      0
                      • кылбар
                        4 апреля 2010
                         

                        анализ

                        от слова анал. Способ нетрадиционного познания. Им заниматься удел хоринской науки. Пусть они анализируют. Я мыслю мозгами. У меня традиционные представления обо всем. ИМХО. Без обид.

                        0
                        • Бонзо
                          4 апреля 2010
                           

                          Анал... Кылбар, Вы хоть смайлики когда шутите ставьте:)

                          Слово "анализ", от греческого analysis - расчленение, разложение.

                          0
  • кылбар
    4 апреля 2010
     

    там

    все разлагается. Такие там условия. Ничего путного не остается. Одни отходы.

    0
    • Бонзо
      4 апреля 2010
       

      Вы навеселе или в трезвом виде такие перлы выдаете?:)

      0
      • кылбар
        4 апреля 2010
         

        бонзо

        не обижайся! Это всего лишь гносеология. Она у нас с тобой просто разная.

        0
        • Бонзо
          4 апреля 2010
           

          Думаю, гносеологиии Вы никакого отношения не имеете.

          Цитата:
          Гносеология (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»)

          0
          • кылбар
            4 апреля 2010
             

            мол,

            не достоин я такой чести - иметь отношение к гносеологии? Между прочим, определение у тебя разорвано на две независимые части. Правильнее будет: Гносеология - это теория познания. Она у всех разная. Я к этому.

            0
            • Бонзо
              4 апреля 2010
               

              Через ложь истины не познать .

              0
              • Бонзо
                4 апреля 2010
                 

                Почитайте, в дополнение к вышеобсуждаемой теме.

                Особую роль в произведениях звериного стиля играл олень (ил. 37.). "Олень с подогнутыми ногами, посвященной Великой Богине, получил самостоятельное значение, был осмыслен как изображение тотема скифов" (Членова, 1962, 195). Членова говорит о распространении оленьих мотивов далеко на восток с 6-5 вв. до н. э., связывая его со скифским влиянием, и отмечая, что в послескифскую эпоху изображения оленей вновь почти полностью исчезают на этом пространстве (см. там же, с, 194-195). Действительно, Минусинская котловина и Алтай дают интересный материал. В первом Пазырыкском кургане (алтайские степи), на одной из захороненных лошадей была маска, увенчанная оленьими рогами, сделанными из кожи. Конь сменил оленя, но представление о том, что последний должен сопровождать человека в загробный мир осталось.

                0
                • кылбар
                  4 апреля 2010
                   

                  не вижу

                  оленя, носящего на рогах солнце. Вот единственное мое пожелание к тебе. Мне не нужны все эти пазырыкы и.т.п Я не историк, не археолог и даже географ. Просто средний якутский мужчина с одним высшим образованием.

                  0
              • кылбар
                4 апреля 2010
                 

                а причем

                тут ложь? Я просто сказал, что ты разделил опредение на две части оттого оно стало ничего не означать. Немножко имел смелость поправить и сразу... ЛОЖЬ! Ну тогда не обессудь, ты прав во всем!

                0
                • Бонзо
                  4 апреля 2010
                   

                  А к тому, что это классическая этимология древнего греческого слова.

                  А про ложь, вернее тупое отрицание очевидного( по оленной теме скифов) , выше свои перлы почитайте.

                  0
                  • Бонзо
                    4 апреля 2010
                     

                    Вам не нужны скифы-пазырыкцы? Тогда стало быть по логике и саки.

                    А далее, стало быть и история саха вам не нужна? :)

                    0
                  • кылбар
                    4 апреля 2010
                     

                    Бонзо

                    выше это твои прелы об олнге с солнгцем на рогах. Такого я не говорил. Я говорил, что бык был с солнцем между рогами, а оленя не было. А ты все время о пазырыкцах, скифах и тотемах. Ты других по себе-то не суди! Выложи фото оленя с солнцем на рогах и я замолчу! И не учи мне историю. Не знаю и знать не хочу!

                    0
                    • Бонзо
                      4 апреля 2010
                       

                      ...

                      Цитата:
                      Ксенофонтов Г.В. в своей книге "Шаманизм" указывает, что ранее предки саха поклонялись божеству Сах. (Буквально высекай искры). Изображали это божество, как оленя с развесистыми рогами (сахсагар муостаах) на которых оно носило Солнце.

                      0
                      • Бонзо
                        4 апреля 2010
                         

                        А это твой перл по скифам.



                        бонзо - кылбар04.04.2010 (16:51) (88.82.174.71)    

                        Звериный стиль скифов больше связан с клыкастыми, хищными, а не оленем.

                        0
                      • кылбар
                        4 апреля 2010
                         

                        даа..

                        анал на этот раз похоже прав... Не даром на нем кормятся оравы ученых. Ну, против Ксенофонтова что скажешь? Ничего!

                        0
                        • Игорь
                          4 апреля 2010
                           

                          Анал в виде бэсовской уссаки у тебя в башке, кылбараҥча

                          0
  • Бэс
    4 апреля 2010
     

    Ити...

    Удачно и к месту поддел.
    Оценить нужно. Не всегда так удачно получается.
    һэ-һэ...

    0
  • кылбар
    5 апреля 2010
     

    иигэр!

    Эн ким игирэтэ5иний? Анал это у вас. А я мыслю мозгами, которые в голове. В других местах тела их нет. А вы думаете кишками! Анализируете, разлагаете и пр. гносеология.

    0
  • Айдын
    5 апреля 2010
     

    Глубокоуважаемый Тоотуо!!!!!!!!!!!!!!

    Цитата:
    Автор: Тоотуо (109.188.177.186) 15.03.2010 (23:54)     Выделить тему :: :: [Пожаловаться]


    Давайте составим полный список якутских родов по улусам.

    Арҕаа Хаҥалас (Западно-Кангаласский улус):

    Наслег: Аҕа ууһа:

    Баҕарах - Баҕарах, Нүксэн, Сыраат, Табаҕа-Мытаах, Хойуо.
    Дьэр - Лэбиэ, Сэhэн, Соху.
    Киллэм - Баатылы, Бытах, Мэкчиргэ, Нүксэн.
    I Малдьаҕар - Бөтүгэт (Бөтүгэн), Бэчиэгэн, Дьобулҕа.
    II Малдьаҕар - Ойуун ууhа, Дьаарас.
    III Малдьаҕар - Данилов, Корнилов, Рожин.
    IV Малдьаҕар - Батамаайы, Бытык, Чыбылык.
    V Малдьаҕар - Борисов, Качыкаат, Топольский, Шадрин.
    I Маалтааны - Бордуолаах, Дьокутаат, Игидэй, Маҕаны, Эмэйэ.
    II Маалтааны - Бэстээх, Бургаhы.
    IV Маалтааны - Бордуолаах, Игидэй, Куудугуй, Дьаанай, Чарпа,
    Лаптыгыр, Кооко

    Мытаах - Дьаабыл, Дьаанай, Игидэй, Сата, Огдьоҕор, Өнүй.
    Нөмүгү - Бас, Идэлги, Этээни.
    Одуну - Кунаахсыт, Асхарыма, Дьэгин, Күтэн, Атамай.
    Өктөм Дьаас, Өктөм, Сата, Тааhаҕар.
    Өксүү Улуу Арыы, Хамыйахтаах, Хомо Иэрэтэ.
    Сата Дьүлэй, Чымаадай, Өргө.
    Хахсык Молтуун, Ыыстый, Эриэн ууhа.
    Хоро Таатта, Тумат, Улуу Арыы, Хоро.
    Эргис Васильев, Григорьев, Түөкэй.


    Вы бы ссылку на мой сайт http://www.*****.ru/ поставили бы!!! Как никак Вы большой серьезный человек!!!

    1. Ар5аа Ханалас - http://www.*****.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=241%3A2010-01-31-04-34-14&catid=49%3A2010-01-30-13-01-57&Itemid=2&lang=ru

    2. Илин Ханалас - http://www.*****.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=242%3A2010-01-31-06-59-50&catid=49%3A2010-01-30-13-01-57&Itemid=2&lang=ru

    3. Нам - http://www.*****.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=243%3A2010-01-31-15-46-00&catid=49%3A2010-01-30-13-01-57&Itemid=2&lang=ru

    P.S. помимо ссылки на мой сайт ВЫ должны были поставить ссылку на книгу Багдарыын Сүлбэ. Аатта тал - 2-е изд., испр. и доп. - Якутск: Бичик, 2005.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    0
    • 123
      15 апреля 2010
       

      Тоотуо!

      Откуда у тебя эта таблица? Очень интересно. Одно непонятно - Эчик (мой предок) он от Омолдоона или Таркаайы?

      0
      • Тоотуо
        15 апреля 2010
         

        печаталась в журнале Илин

        2000 г. №4. могу также скинуть схему тунгусских племен обитавших на Вилюе

        0
  • Василыч
    15 апреля 2010
     

    Дмитрий

    вроде сказал, что у саха в языке много взято у эвенков. Но это не так.

    Я в настоящее время собираю словарь на тюркских, монгольском языках, в том числе эвенкийского. Собрал около 500 слов на саха и тюркском. А остальное нужно дополнить.

    Нашел только одно слово: это чолбон, и то наверно эвенки взяли у саха. А остальные совсем другие. Слов относящихся к оленю у них очень много, но слова "сачарыы" (двухгодовалая самка оленя) у них нет. Раньше думал это эвенкийское слово, но оказывается это на языке саха-оленеводов.

    А слова саха тюркского происхождения разбросаны по всем тюркоязычным народам. Например "Тибии" ни у кого нет, находим у турков "tipii". Слово "Киис" ни у кого нет, находим у татаров "кеш". Слово "Тура" (центр эвенкийского мо) у алтайцев "дом".

    Коновязь "Сэргэ" у бурятов бытует как священное, а в своем прямом предназначении кажется не применяется и не применялся (это нужно уточнить).

    Слово "Хоьуун" или похоший у эвенков нет. А встречал то ли у тюрков или монголов "хошуун" там было, к сожалению почему то сразу не включил словарю.

    Думаю "Тонус хоьуун" это оленный саха был. Оленных саха скотоводы саха называли "тонус" и сейчас так же говорим мы, вилюйские.

    У нас есть слова "Алакыы" и "аман-ес". Некоторые может быть думают, что это эвенкийские слова. Но это чисто тюрксие слова и находим их в казахском языке. В том же казахском находим слова "ұран, айқай-ұран". Это боевой клич тюрков, у нас "уруй-айхал". У монголов боевой клич "уриа, уухай, урай".

    Про скифов пазырыкской культуры читал. Там сказано, что бедное сословие европеиды. Говорилось о монголоидах в этой культуре, но к какому сословию они принадлежали не было сказано, наверно были правящей верхушкой и средним сословием. В пазырыкской культуре широко применялась татуировка (вспомните "тигиилээх сирэйдээхтэр").

    Их атаковали протогунны.

    Возле Улан-Удэ еще в царские времена нашли городище хуннов. На территории Бурятии есть много памятников хуннов. В советское время скрывали это.

    0
    • Тимур
      16 апреля 2010
       

      Алакыы

      И у каких тюркских народов есть слово "алакыы"? Читал, что это от тунгусского "алике" или "алаке".

      0
  • Василыч
    15 апреля 2010
     

    Разгадка автохтонности саха приближается

    Начинаю понимать разницу между саха и ураанхай саха. Дело не в том, кто тунгус или тонус, а в нас самих саха. И это тоже начинаю понимать с философской точки зрения.

    Мы по улусам как бы отдельные государства, готовы воевать друг с другом ради выяснения отношения, хотя одного языка и культуры. Как бы миниатюрная модель государств земного шара. Если бы не было над нами власти (россии) то обязательно бы воевали меж собой. Все народы через это прошли, а мы пока нет (не успели). с 1632 года наше самосознание простаивает.

    0
    • Чапай
      15 апреля 2010
       

      Глубокое заблуждение.

      Цитата:
      Если бы не было над нами власти (россии) то обязательно бы воевали меж собой.


      Как раз таки деление по улусам началось с приходом русских, метод - разделяй и властвуй называется. До сих пор этого понять не могут.

      1
      • Василыч
        15 апреля 2010
         

        Возможно

        Наверно правы. Почему то Чингис-Хан не трогал, хотя вполне мог стереть с лица земли. Войска его ого-го, а не десятка казаков.

        0
Ответ на тему: Родовой состав народа саха
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания