Уважаемые пользователи, форум с 11 мая 2020 года объединился с другими республиканскими форумами под новым названием "Республика".
По этой ссылке добавлять новые сообщения невозможно. Все прежние темы с обсуждениями останутся доступными для чтения.
Добро пожаловать на объединенный форум "Республика"!
Намцы - потомки эвенков?
интересно  -    876
Так, среди забайкальских эвенков есть род под названием намяты. Они могут быть предками намцев в составе саха. По якутской генеалогии, основателем Намского улуса принято считать сына Элляя - Ламынха Суурук. Данный эпоним совпадает с этнонимом ламунха, распространенным среди тунгусских народов. Корнем всех этих слов могло служить общетунгусский корень - "лам, нам" - означающий "морские, приморские". У забайкальских эвенков имеются предания о проживании в Баргузине якутов. Еще в XIII в. на Баргузине упоминается племя Орангай, в которых исследователи видят эвенков. По эвенкийским сказаниям, термины "уранкай" и "эвенки-уранхаи" были их самоназванием.
Еще можно привести тот факт, что во всех тунгусо-маньчжурских языках слово "саха" употребляется в значении "черный".

[Сообщение редактировалось]

Включена рейтинговая защита. (Что это?)
Ваш рейтинг: 0, Минимальный рейтинг: -1000

Как работает рейтинговая защита?

На форумах Ykt.Ru общается множество разных людей. Как показывает статистика, большая часть нарушений требования законодательства, особенно в форме откровенных оскорблений и случаев разжигания межнациональной розни, происходит в анонимном режиме. В связи с этим, темам, модераторами и ветеранами форума присваивается статус рейтинговой защиты, выделяемой значком R. Это означает, что в этой ветке не могут оставлять комментарии анонимные или вновь зарегистрированные пользователи. 

Как показывает опыт, зарегистрированные пользователи следят за своей историей и не так бездумно бросаются оскорблениями, как часто случается у анонимов. Администрация форума за то, чтобы форум не скатывался в негатив и ругань, чтобы он был направлен на содержательное обсуждение. Уверены, что подавляющая часть пользователей нас в этом поддерживает.

Рейтинг пользователя рассчитывается по количеству созданных им топиков, сообщений, ответов к его топикам, а также от оценки других пользователей на ваши сообщения. Рейтинг носит информативный характер и будет учитываться при определении статуса пользователя, его доступа к некоторым обсуждениям и ряду других функций. Рейтинг пользователя ощутимо снижается при удалении его сообщений модератором. В каждом форуме, в котором включена рейтинговая защита, свой рейтинг пользователей, независимый от других форумов.

За что начисляются баллы?

Создание топика: +1 балл.
Ответ в чужом топике: +1 балл.
За каждый лайк вашего комментария или топика: +1 балл
Ответ уникального пользователя в вашем топике: +1 балл. Количество ответов от одного и того же пользователя в вашем топике не имеет значения, 1 ответ или 100 ответов дают автору +1 балл.

Подсчет баллов

Рейтинговая система на новом дизайне сайта рассчитывается не много иначе чем в старой версии форума (там отображает рейтинг за весь период времяпровождения на форуме), на новом же рейтинг ведется за активность в течении 30 дней, т.е. если вы написали сообщение 1 апреля (+1 к рейтингу) и не оставляли сообщений до 1 мая, то ваш рейтинг становиться нулевым. Новый подсчет рейтинга хорош тем, что старые баллы не подсчитываются, а так же чтобы в топе пользователей показывало активных форумчан на данное время.

За что вычитаются баллы?

Удаление модератором топика: -5 баллов.
Удаление модератором сообщения: -5 баллов.                                                                                                                                                        За каждый дизлайк вашего комментария или топика: -1 балл
Вычитание происходит мгновенно.
При восстановлении сообщения или топика баллы не возвращаются.
Баллы вычитаются лишь у автора удаленного сообщения. У авторов сообщений, которые были ответами на удаляемое сообщение, рейтинг не уменьшается.
Если сообщение удалил сам автор, рейтинг не уменьшается.

Администрация не предоставляет информацию о причине уменьшения или увеличения рейтинга, об изменениях рейтинга за определенный период времени, не увеличивает и не уменьшает рейтинг вручную по просьбе пользователя.

Ответов 17
  • Hoxoo
    26 апреля 2019
     

    Якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии . С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс ,вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV-XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов - курыканы упоминаются в орхонских надписях VI - VIII вв. Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А.П. Окладников .( см. "Якутия до присоединения к Русскому государству" , М . - Л .,1955).

    Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя ,обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея , прибывшего в одиночестве . Этот-то бедный Эллей (а не богач Омогой), по преданию, и положил начало большинству якутских племен. Это вообще был разнородный элемент - не только тюрского, но и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя "саха и давший свое имя Якутии. Слово "якут" происходит от самоназвания народа - "саха". Тунгусы (эвенки) называли якутов "яко" и передали это произношение русским, с которыми они встретились раньше якутов. Русские, прибывшие в Якутию в тридцатых годах XVII в., вначале называли якутов "якольские люди". Постепенно фонетические замены привели к современному названию.

    Якутский язык сложился на основе тюрского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются корни лексики местных народов Якутии. Современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как "свои слова". Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, "тэриэккэ" (тарелка), "хобордоох" (сковорода), "чааскы" (чашка).

    Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот.

    Постепенно стал выдвигаться класс баев (богачей) и тойонов (господ). Произвол и гнет их был самый дикий и жестокий. Позднее к этому присоединился гнет царских чиновников, грабеж купцов. Так дореволюционную свою жизнь якуты прожили под двойным гнетом - "своих" баев и царских чиновников и купцов. Ко времени Октябрьской революции население было почти поголовно безграмотным. Письменности своей не было. Народ томился в нищете и бесправии, вымирал от голода и болезней. По словам одного дореволюционного ученого, голодал не только сам якут, его жена и дети, но даже голодала мышь в его амбаре.

    Этот сложный и тяжкий исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю , и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.

    В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII - XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом "благородном разбойнике" Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания "жизни и деятельности" предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр.
    Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо .

    0
  • Оо дьэ
    27 апреля 2019
     

    Неучи

    Намские истинные Саха потомки местного Омо5ой Баайа! А вот пришлый Эллэй взял в жены одного из его дочерей.Короче читайте книжки умных учёных а не всяких там балаболов.Заречные вот да они даже внешне похожи на бурятов, памятник поставили в Таатте в честь Улуу Хоро-хоринского бурята! А вот археолог Бравина при раскопках сына Тыгына нашла ножи и вещи алтайского происхождения!?Так что Намские не пришлые,состоит из нескольких родов-Едейские(половина Туймады входило в их владения вплоть до Мархи,Магана). Намские сами.Бетюнские,Хатырык,Атамайские(включая Ситты и чуть дальше)

    0
  • Бравина
    27 апреля 2019
     

    Сын Тыгына видимо украл ножи

    0
  • Hoxoo
    27 апреля 2019
     

    История улуса


    Намский улус (район) был образован 10 февраля 1930 г., центр - местность Конта-Крест, ныне с. Намцы.

    Он расположен в Центральной Якутии по обоим берегам одной из великих рек мира Лены на красивейшей долине Энсиэли. Его площадь равна 11,9 тыс. кв.км. Расстояние от столицы республики г. Якутска по автотрассе – 84 км, по воздуху – 70, по реке – 98 км. В 19 муниципальных образованиях проживает 23,100 человек постоянного населения, в т.ч. в улусном центре – 9,400 человек.

    В конце 20-х гг. XVIIв. русские казаки собирали ясак не только на Лене, но и на ее притоках. Самым известным из предводителей этих отрядов был енисейский служилый человек, сотник Петр Бекетов. Именно он первым построил острог и основал г. Якутск. Ему принадлежит честь приведения в подданство Русского государства большинства якутских улусов и улусов. Он принял шерть-присягу на имя царя тридцати пяти якутских князцов. Среди них известно имя Намского князца Мымаха Минюева. На его земле в местности Чымаадай был построен первый острог в сентябре 1632 г. Как свидетельствуют источники, именно Мымах был первым якутским главой, который выбрал путь мирного сосуществования с Русским государством.

    Намский район является районом, где издревле занимались разведением крупного рогатого скота. Основная часть скотоводов заселилась в низменной долине, а остальная часть по аласам и долинам таежных речек. Наличие скотоводства, как постоянного занятия населения, было установлено уже в XVIIв., когда была проведена перепись среди якутов Намского и Едейского. До 1804 г. здесь земледелия как такового не было. С 1805 г. областной властью было принято решение о насильственном введении хлебопашества. Известно, что якуты шире начали заниматься хлебопашеством с 1830-1837 гг. В 1853 г. хлебопашеством начали заниматься в 16 наслегах улуса. 1016 семей засеяли 1076 пудов пшеницы и собрали 3306 пудов 36 фунтов урожая. С тех времен хлебопашество и огородничество стали заметно набирать силу и расширяться.

    По данным 1891 г. в 17 наслегах Намского улуса проживало 87 родов якутов. Население улуса достигло 17,5 тыс. жителей. Они имели 22,3 тыс. коров и 11,9 тыс. лошадей. Заготовки фуражного корма хватало только на 59,8%, поэтому продуктивность скотоводства была очень слаба: с одной коровы в год выдаивалось только 438 кг молока. лусов. Тогда было учтено 1247 голов крупного рогатого скота и 1042 лошадей.

    В развитии хлебопашества в Намском улусе с 1809 г. достойный вклад внесли крестьянские поселенцы Никольской слободы и скопцы Хатын-Арынского наслега (1873-1905 гг.).

    В 1917 г. в состав Намского улуса входили такие наслеги, как I и II Сиття, I и II Атамай, Ойун Уус, Кедесе, Туостах, I и II Едейцы. Население тогда составило 15 515 человек. Количество крупного рогатого скота достигало 38 522 голов, лошадей 8 705. Намский улус встретил Великую Октябрьскую революцию с такими условиями жизни.

    20 апреля 1937 г. постановлением Президиума Верховного Совета Якутской АССР было принято решение о присоединении наслегов I и II Сиття, Куокуй, Тея и Кобяйцы, поселка Сангар Кобяйскому району.

    По состоянию на 1 января 1938 г. в Намском районе осталось 100629 гектаров земель. Из них пашни составили 9946 га, сенокосных угодий 31625 га, пастбищ 55065 га. Из 21410 голов скота количество выдаиваемых коров составило 8160 голов. Было поставлено на учет 11140 коней, 981 свинья.

    Намский улус в старые времена ничем не отличался от других уголков Якутии. В случаях болезни население обращалось к шаманам и знахарям. В старину по всему Намскому улусу, включая и его центр Конда-Крест, не было ни одного лечебного учреждения, действующего на научной основе. Только в 1883 г. студент Харьковского медицинского университета Александр Александрович Сипович, член революционной организации «Народная воля», за распространение нелегальной литературы был отправлен в ссылку а Якутскую область и поселился между наслегами Бетюн и Модутцы. Проживая там, он воочию ознакомился с трудной жизнью якутских бедняков и, исполненный сострадания, помогал им по мере своих сил. Он бесплатно лечил их лекарствами и, говорят, никому не отказывал.

    Намский улус – родина многих государственных и политических деятелей, сыгравших значительную роль в становлении и развитии государственности республики. Одним из них является Максим Кирович Аммосов, выдающийся государственный деятель тюркских народов СССР. На его родине, в с. Хатырык, по инициативе первого Президента РС (Я) М.Е. Николаева было построено новое современное здание историко-революционного музея им. М.К. Аммосова. В 2002 г. Указом Президента РС (Я) В.А. Штырова музей был переименован в Музей истории государственности Якутии им. М.К. Аммосова. В республике стало традицией проводить торжественное собрание руководителей и общественности республики, посвященное Дню республики (27 апреля) в этом музее.

    Другим видным государственным и политическим деятелем был Илья Егорович Винокуров. Его жизнь и деятельность приходились на годы установления советской власти, гражданской войны, кровавых репрессий 1937-1938 гг., предвоенные и военные годы, которые в республике сопровождались засухой и неслыханной гибелью местного населения от голодной смерти. В этот сложнейший период Илья Егорович Винокуров обеспечил стабильную обстановку в республике, спас родной народ от голодной смерти. С его именем связана борьба за честь и достоинство якутского народа.

    В годы Великой Отечественной войны из Намского улуса на защиту Родины было призвано 1849, из них 1117 не вернулись домой. Воины из Намского улуса сражались также на Восточном фронте против японских империалистов.

    0
  • Hoxoo
    27 апреля 2019
     

    image

    0
  • Hoxoo
    27 апреля 2019
     

    《АЛГЫС ААН ДОЙДУНУ ТУТАН ТУРАР》
    《Алгыс Аар Айыылартан кэлбитэ》
    《Алгыс -Аар Тойон тыла》
    《Алгыьы Урдук Танара истэр》
    《Киьи барыта алгыстаа5а буоллар,АанДойду куруук чээл куех буолуо этэ》
    《Алгыс суттэ5инэ,АарАйыылар антах хайыьыахтарын сеп.Ону умнума》
    《АарАйыылар киьиттэн хайыстахтарына,алдьархай аанныыр иэдээнэ кэлэр кутталлаах》
    《Аламай манан Халлаантан АйыыСарыала кэлэрин куруук кэтээн,ал5аан а5ала сатаа》
    《Элбэх киьи алгыьа куустээ5ин ейдее!》
    《Ийэ Айыл5а барыбыт Ытык Ийэбит буолар》
    1-кы -Халлаан Хотун.О5о ийэтин киэлитин иьигэр уескууругэр суруллар алгыстар
    《Айыьар гын》
    《А5ыс Айыыьытын Аргыстастын.
    2-с халлаан-Иэйиэхсит Хотун.О5о теруе5уттэн 8 сааьыгар диэри суруллар алгыс.
    《Сэттэ иэйиэхситин энэрдэстин》.
    3-с халлаан-Дьеьегей Айыы.О5о 8 сааьыттан 13 сааьыгар диэри суруллар алгыстар.
    《Энньэ уун ейу ьиэр гын,су ыьа еьу аны энньэ гын》
    《Дьеьегей куруе буол》
    4-с халлаан-АанАлахчын /Сун Дьааьын.О5о 14 сааьыттан 21 сааьыгар диэри суруллар алгыстар.
    《АанАлахчынАраначчылаа》
    《Айыьары ууьуур ьиэр ену ыьар》
    5-с халлаан-Хотой Айыы.Киьи 22сааьыттан-34-сааьыгар диэри суруллар алгыстар.
    《Хотой Айыы кеме буол》
    《Дьаьа ьиэри Айыьар ыытыьар анта》
    6-с халлаан-Харыьа Суорун,Хара Суорун,Улуу Суорун.
    Киьи 35-сааьыттан,55-сааьыгар диэри суруллар алгыстар.
    《Дьаьа А5а Уус Суьурбэ Айыьар Гын》
    《Иис Уус Харыстас》
    《Энньэ уун ейу ьиэр гын,Айыьар》
    7-с халлаан-БилгэХаан,Танха Хаан,Дьыл5аХаан.
    Киьи 56-сааьыттан-89сааьыгар диэри суруллар алгыс.
    《Айыьар Ьиэри ейдетер ей кун》
    《Алгыс Баьа Сыаланнын》
    《Танара Ытык Танара5а Буол》
    8-с халлаан -Одун Биис,ЧынысХаан.
    Киьи 90 сааьыттан-144сааьыгар диэри суруллар алгыс.
    《ОдунХаан Оноьуутунан,Чыныс Хаан Ыйаа5ын Тутус》.
    9-с халлаан-АарАйыыТойон алгыьа.
    《БАЬЫН ТАНАРА,ЫЫТ》.

    0
  • Hoxoo
    27 апреля 2019
     

    Омого́й Бай (якут. Омоҕой Баай) — легендарный родоначальник народа якутов, первым поселившийся в великой долине Туймаада (где расположен современный Якутск).[1] Другого родоначальника — Эллэй Ботура часто связывают с татарской или хакасской (тадар) ветвью. Третий родоначальник — Улуу-Хоро — считается предком якутских хоринцев[2].

    0
  • Нам
    29 апреля 2019
     

    Бу автор соруйан Саха республикатын быһааҕырда олорор. Намнар хантан эбэҥки хааннаах буолуохтарай, үйэлэригэр биир табаны харахтаан көрбөккө олороннор.

    0
  • Миисик
    30 апреля 2019
     

    Наммнарбыт олох да тонусстар эбит ди ол да иьин
    Наммнар баппаттар ыарахан
    Майгылааххтар эбит ди хааннара тардан

    0
  • Hoxoo
    30 апреля 2019
     

    Находится в центральной Якутии по левому берегу реки Лены, к северу от Туймаады. Административно относится к Намскому улусу (району). Важный сельскохозяйственный центр.

    Из трёх перечисленных, Энсиэли является самой большой по площади долиной. В неё не входят заречные наслега Арбын, Кобокон и 2-й Хомустах.

    По преданиям, здесь образовался Намский улус от потомков Омогой Бая.

    Есть мнение, что предки намцев носили родовое имя Энсиэли — от имени женщины Енгасали, прародительницы рода Омогой Бая. Э. Е. Пекарский писал: «Энсии — прибой воды, плескание жидкости о что-либо». Аффикс-ли монгольского происхождения. На монгольском означает предмет, на который направлено действие. А на бурятском образует лично-собственные имена от существительных и глаголов. Река Лена плескала свои воды о крутой берег долины, и эту долину назвали Энсиэли[3].

    0
  • Hoxoo
    30 апреля 2019
     

    image

    0
  • Hoxoo
    30 апреля 2019
     

    image

    0
  • Hoxoo
    30 апреля 2019
     

    image

    0
  • Hoxoo
    14 мая 2019
     

    image
    Омогой Баай и Эллэй Боотур (якутский миф)
    Из книги: Якутские мифы = Саха ес-номохторо / Сост. Н.А. Алексеев. - Новосибирск: Наука, 2004.

    Омогой, Эллэй — имена легендарных прародителей якутов, переселившихся на Север. В вариантах они могут звучать различно: Омогой, Оно- хой, Номогон Баай, Оконом; Эллэй, Элдьэй, Эт уос, Мясогубый Эльдэй.

    На юге, в стране бурят, жил человек по имени Омогой Баай. Один местный шаман, камлавший у Омогой Баая, оборотился в птицу-лебедя, полетел вниз по трехрусловой Лене-реке до устья Вилюя, потом, провидев, рассказал: «Там, где расширяется Лена- река, находятся две горы Ытык Хая [Южная почтенная гора, высокий горный мыс на р. Лене в 28 км к югу от Якутска, местное русское название: Табагинский мыс. Хотугу Ытык Хайа — Северная почтенная гора, 25 км севернее Якутска, местное название: Кангаласский камень, в старину его назвали Сур- гуев камень»]. Южная Ытык Хая создана (с предназначением) для размножения лошадей, а Северная Ытык Хая создана (с предназначением) для размножения рогатого скота. Немного ниже Ытык Хая выросли три прекрасные ели. Там стоят старик со старухой и приветствуют [всех] словами: “Мы — духи-иэйэхситы [«Иэйэхсит — общее название божеств женского пола, покровительствующих людям, лошадям и рогатому скоту»] этой страны, мы кормим и одариваем каждого приходящего” Если поедешь ты в эту страну, видимую мною [говорит шаман Омогою], то найдешь там счастье и благополучие, и впоследствии размножится и распространится твое потомство».

    Приняв этот совет, Омогой Баай со своей женой, с двумя дочерьми и десятком парней-домочадцев [Кэргэн — здесь в старинном значении «домочадец, работник», близком к значению слова ча$ар — ча^ырдар — «рабы»] снялся со своего местожительства и пустился в далекий путь. Каким-то образом, попав по ошибке к верховьям Вилюя, спустился по нему на плоту вниз по течению. Приплыв к устью Вилюя, сделал остановку. Омогой Баай затем один, верхом на бревне, переправился через Лену и, поднявшись на высокую гору, сопку, говорят, пригляделся к очертаниям [раскинувшейся перед ним] страны и сказал: «Почему-то с северной стороны заметно веют холодные ветры, по-видимому, здесь страна, лишенная счастья, в которой люди и скот не могут размножаться. Только с Юга отдает горячим, теплым воздухом, наверно, там находится благодатная страна». Поэтому они потянули свой плот бечевой вверх по Лене и пришли на нынешнюю Кильдемскую равнину.

    Действительно, как было сказано бурятским шаманом, наяву и взаправду иэйэхситы и айыысыты в образе старика со старухой стояли и приветствовали [их] у трех елей. Омогой и его люди остановились здесь и установили берестяную урасу [берестяная ураса, старинное летнее жилище якутов]. На другой день отправились к Северной Ытык Хая и нашли там пеструю, как шмель, трехлетнюю стельную корову и привели ее. На следующий день пришли к Южной Ытык Хая, разыскали три ели и оттуда, с левого склона горы, привели четырехлетнюю темногривую, темнохвостую жеребую кобылу. Здесь они и остановились на постоянное жительство, стали заниматься охотой, добывали диких оленей, лисиц, развели скот и зажили как постоянные жители.

    Через три года, в период наибольшего изобилия молочных продуктов [начало лета], парни Омогоя однажды заметили, что с водой второго [летнего] половодья с верховьев реки проплывают мимо птичьи перья, звериная шерсть и щепки [«...в легендах и преданиях признак того, что выше по реке появились незнакомые люди»]. Об этом сообщили Омогою. Он приказал: «Проследите!» Тогда двое парней, Ниргитэр и Доргу-тар, пошли до самой Южной Ытык Хая. Когда они пришли туда, там сидел совершенно голый человек. Увидев его, парни стали подкрадываться, но тот заметил их и стал разговаривать с ними, как знакомый: «Вы — парни Омогоя? Спустя полгода после того, как вы отправились, я последовал за вами и прибыл [сюда] через два с половиной года». Еще он назвал себя: «Эллэй Боотур». Они разговорились, познакомились и все вместе пришли к Омогою. Эллэй поселился у Омогоя, в течение трех лет жил у него парнем-работником (домочадцем). Он был могучего телосложения, сильный, выполнял работу за трех человек и заслужил похвалу от Омогоя.

    У Омогоя были две взрослые незамужние дочери: старшая Дэкэй Дэпсэ, младшая Ньыкы Даххан. У обеих все больше росло желание стать женой Эллэя. Однажды утром жена Омогоя, поднося Эллэю кумыс в чоронеп, обратилась к нему с просьбой: «Одну, лучшую из наших дочерей бери себе в жены, положи начало роду, размножай скот. Мы Для тебя предназначаем Ньыкы Даххан». Эллэй выпил кумыс, поданный ему старухой, но ничего не ответил, только молча выслушал. Он промышляет-охотится, и добыча его отменно велика, и в работе он хорош. Обе девушки ходили по своим надобностям обычно на запад. Во время работы Эллэй тайком, спрятавшись, наблюдал за ними и заметил, что у нелюбимой дочери Дэкэй Дэпси моча белой пеной вспучивалась наподобие горшка, а у младшей избалованной дочери Ньыкы Даххан впитывалась в землю быстро, без пены, как вода. Заметив это, Эллэй рассудил: «Старшая дочь будет иметь детей, оставит потомство, а у младшей не будет потомства и недолго она проживет» [«Этот фольклорный мотив встречается во всех преданиях об Эллэе. По народным приметам пенящаяся моча девушки свидетельствует о ее плодовитости»].

    Однажды Омогой Баай позвал Эллэя к себе и спросил: «Ну, как ты надумал, кого из наших детей возьмешь себе в жены и станешь основателем рода, потомства?» Эллэй ответил: «Возьму вашу нелюбимую, худшую вашу дочь Дэкэй Дэпсэ». Не понравилось Омогою Бааю, что Эллэй берет нелюбимую дочь, и он в отместку за это выделил им из своего богатства лишь одну безрогую, бесхвостую рыжую корову [такую корову не давали в приданое невесте, ее в старину приносили в жертву при болезнях, для умилостивления злых духов»], сказав при этом: «Уходите поскорее, не показывайтесь на глаза, устраивайтесь там, где вы задумаете, как отдельно растущий лес» [доcл, «будьте как отдельно растущий лес», в значении «живите отдельно, обособленно и размножайтесь»]. С этими словами и проклятиями прогнал их.

    Эллэй с женой поселились на широкой Иэнэйской равнине у нынешнего озера Сахсары [озеро на территории г. Якутска], поставили урасу, натянули веревку для жеребят — сэлэ, развели дымокур и стали жить самостоятельно. Изготовили посуду для кобыльего молока, стали доить кобыл и приготовлять кумыс. Спустя много лет стали они жить в богатстве-довольстве, обзавелись детьми-потомством. В одно лето, накопив кумыса, устроили ысыах, называемый «жеребячий кумыс», пригласили своих родственников, омогойских. На приглашение явились только старуха с парнями-домочадцами. Омогой со своей избалованной дочерью не пришел.

    На ысыахе Эллэй, высоко подняв украшенный конской гривой чорон, встал на одно колено и произнес заклинание. Он заклинал вышние божества — айыы и духа-хозяйку земли поименно, вознося им чорон с кумысом, потчевал-угощал их. [В ответ] на это из глубины восточного неба выплыл пучок волос из конского хвоста и пролетел по направлению движения солнца. Вдруг в середине ысыаха прибежала работница Омогоя и сообщила: «Любимая дочь Ньыкы Даххан волочится по земле, привязавшись недоуздком жеребенка к хвосту кобылы. Пойдемте скорее!» Все собравшиеся пошли и увидели, что Ньыкы Даххан умерла, привязавшись недоуздком к кобыле и заставив волочить себя. Когда пришли люди, она была уже мертва.

    С тех пор Эллэй разбогател, потомство его размножилось, он стал предком людей, прародителем якутов. Говорят, что нынешние пять якутских улусов: Кангаласский, Мегинский, Ботурусский, Борогонский и Намский произошли от потомков Эллэй Боотура.

    Со слов Николая Саввича Оконешникова, 40 лет, I Нерюктейский наслег Мегино-Кангаласского района. Записал С.И. Боло 15 июля 1933 г., местность Улуу-Сысыы [ИПРЯ, ч. 1, с. 57—59].
    https://philologist.livejournal.com/7509234.html

    0
  • Hoxoo
    14 мая 2019
     

    http://xang-biblio.ru/istoricheskie-lichnosti/
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
    Администратор сайта | 21.02.2011 | Без рубрики | Комментариев нет
    ОМОГОЙ БААЙ И ЭЛЛЭЙ БООТУР

    Предания о предках якутского народа по мнению ученого-фольклориста Г.У. Эргиса сходны по сюжету и характеру героев. Сюжет большинства этих преданий в основном сходится к следующему. Где-то на юге Сибири жил некий человек по имени Омогой племени Боотулу. По одним вариантам, из-за вражды с соседними племенами или возникших там опустошительных войн, по другим — из-за многолетней засухи, он с людьми и со скотом переселился на Среднюю Лену. Здесь стал родоначальником народа саха. Через некоторое время прибыл с юга Эллэй и поступил к нему в работники. Эллэй внес некоторые усовершенствования в хозяйство и быт Омогоя. Женился на одной из дочерей и оставил после себя большое потомство.
    Амстердамский бургомистр, географ и этнограф Н. Витсен в 1664 г. около четырех месяцев находился в Москве в свите голландского посланника Я. Бореля, где собрал богатую коллекцию разнообразного материала о Сибири и ее отдаленных окраинах, а также иностранных авторов того времени, пишет о происхождении, расселении, хозяйстве и обычаях якутов. По мнению Витсена, якуты южного происхождения, прародина их находилась где-то на западе, затем они переселились в Прибайкалье, а оттуда буряты вынудили их переселиться на Среднюю Лену. Последнее переселение якутов, полагал Витсен, произошло в 13-14 вв.
    В варианте, записанном в 1741 г., Я. Линденау, повествуется о том, что оба прародителя якутов жили и умерли в Прибайкалье. Потомки их, ослабленные борьбой с киргизами и монголами, при внуке Элляя Баджее переселились на Лену.
    Сказания о третьем легендарном прародителе Улуу Хоро противоречивы. По одним преданиям, он прибыл вместе с Омогоем, по другим — самостоятельно, несколько позднее, с юга из страны Хоро или с востока. Всего зафиксировано 35 вариантов преданий. Встречаются также предания, рассказывающие о том, что еще до переселения Омогоя и Элляя там жили скотоводческие племена ураангхай и кыргызы. Эти предания не получили широкого распространения. Кроме того, в нескольких вариантах записаны предания о встрече Элляя с тунгусами (эвенками) на Лене.
    Предполагают, что предки якутов, в седой древности, произошли от двух народностей, прибывших из юга Сибири. В старину сказывали предание : «У якутов одна ветвь – монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, проживавшему на земле Ураангхай». Это обосновывали так : на южной стороне знаменитого озера Байкал есть родина монгольского племени. При господстве тогда Чынгыс Хана вспыхнула битва, всколыхнувшая весь мир. Спасаясь от битвы, проживавший там удалец по имени Татаар Тайма вместе с несколькими людьми взяв свои богатства двинулся на север, в край Ураангхай, находящийся около озера Байкал. Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот, работников, сам был воином. У него был сын по имени Эллэй.
    После смерти царя монгольских племен Чынгыс Хана правил его сын Хаан Тойон. Вспыхивали великие битвы. Житель земли монголов по имени Омогой, монгол по крови, с семьей, скотом убежал на север. Он добрался с верховьев до устья реки Чара, где она впадает в Лену, обосновался там и разбогател.
    Однажды царь Хаан Тойон вызвал к себе Элляя, когда тот жил еще со своим отцом Татааром Таймом, и сказал : «Ты, Эллэй, сын Татаара Таймы, удалой человек, там, где вы живете, на дне озера Байкала видна тень человека, напоминающая красивую женщину, Ты, удалой человек, своей хитростью достань ее для меня».
    Эллэй вернулся домой и рассказал отцу. Он выслушав его сказал : «Царь Хаан Тойон дал задание для того, чтобы ты погиб и исчез. Это значит, что нам дальше не жить благополучно в этом краю, надо нам уйти». Дальше он рассказал о том, что он когда был молод скитался по углам севера Восточной Сибири и тогда мимоходом заехал в верховье одной благодатной реки. Там вкус земли был удивительно приятным и край был благодатным и люди, скрываясь от междоусобиц, убегали туда и больше не возвращались. Среди них был человек, которого звали Омогоем. Он также как и они убежал и обосновался на реке Лене. Отец сказал, чтоб Эллэй поехал туда. Согласившись с доводами отца, Эллэй покинул земли Ураангхай, где они жили и бежал на север. Отец велел сыну плыть до тех пор, пока не найдет место, где живут люди, пока не найдет Омогоя. Велел жениться на одной из его дочерей. По дороге схоронив отца, Эллэй все сделал так, как завещал он.
    Заметив пришельца, Омогой собрал всех своих мужчин. Выслушав историю жизни Элляя и посоветовашись со своими, нанял его работником. В течение трех лет он был его слугой. Эллэй был не только хорошим работником, но и охотником. Омогой радовался его сноровке и дал ему имя «многострадальный муж, одинокий Эллэй Боотур».
    Эллэй, женившись на нелюбимой дочери Омогоя, в местности Ус Хатынг поставил берестяную большую урасу, с кольцеобразными украшениями, с девятью выпуклыми опоясками и сказал : «Пусть это называется «могол ураса». Поставил изгородь, загон для скота. На дворе развел дымокур из дерна, от чего дым стал плавно стелиться. Затем сколотил юрту. Эллэй основал праздник ысыах, где впервые произнес моление-алгыс.
    Сыппай стала хорошей хозяйкой. Устроили тюсюлгэ и справили ысыах. На ысыах пригласили людей, семью Омогой Баайа. Исполнили обряд ысыаха. Все это было организовано Эллэем.
    От шести сыновей Элляя произовшли пять якутских улусов. Вот их имена : Намылга Силик-Благословитель. У него не было детей ; Хатан Хатамаллай – от него родился Хайыр Хангалас, ставший родоначальником Хангаласского улуса ; Хаарах Нал – от него родился Таатта, ставший родоначальником Ботурусского улуса ; Мэнгнээх Бэкичэл – от него родился Мэнгэ Уол, от которого пошел Мегинский улус ; Дьуон Дьаангы – от него родились Борогон и Охой, которые стали родоначальниками Борогонского и Дюпсинского улусов ; Лангха Силик – от него происходит Намский улус.
    Так, все сыновья Элляя стали родоначальниками улусов. Сын Омогой Баайа — Аан Тайбыыр, а от его сына Баягантая Дархана происходят люди Баягантайского улуса.

    0
Обратная связь
Предложения и замечания