политссыльные поляки на ВЕРХОЯНЬЕ
Zaborovski  -    1252
Люди пожалуйста подскажите какую нить инфу про Яна Заборовского?!(Александра Заборовского?).По-моему он был другом Серошевского. Очень нужна любая достоверная инфа! Он является моим прапрадедом.
Ответов 25 Написать ответ
  • Парс
    6 мая 2009  

    Сделайтез заказ-запрос в Национальный архив по Дзержинского... Быстрей и полней будет.

    0
  • Чингизид
    6 мая 2009  

    Казаряна проштудировали?

    Это же его тема. Сперва посмотрите у него, а если у него нет - в архив.

    0
  • Zaborovski
    6 мая 2009  

    а как заказ делается

    не подскажете пож?!а Казарян это наш якутский?и как у него называется? За все спс!

    0
    • Парс
      6 мая 2009  

      Позвоните, Вам все обьяснят.

      НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ САХА

      Контактный телефон: (4012) 43-96-32
      Дзержинского 41.

      0
    • Чингизид
      6 мая 2009  

      да, Казарян наш якутский

      Охренеть - Казаряна не знают, здесь. Казарян П.Л. Есть у него труд, который так и называется - "Верхоянская политическая ссылка", кажется.

      0
  • Zaborovski
    7 мая 2009  

    Махтал за номер

    и за Казаряна этого,проштудирую обз!

    0
  • Александра
    12 мая 2009  

    поляки

    Ян Заборовский значится первым кого из предков помнит наша родня,по материнской линии, кто Вы далекий "родной человек?".
    Моя мать знает некоторую устно переданную информацию о происхождении Заборовских, Заболоцких.

    0
    • Zaborovski
      17 мая 2009  

      Александре

      По всей вероятной видимости он тоже является моим предком.А Вы кем являетесь Яну Заборовскому?Александра Вы не могли бы написать хоть какую нить маленькую инфу о его происхождении, когда его переслали в Верхоянье?потом может как нить пообщались на эту тему?

      0
      • Александра Zabrovski
        20 мая 2009  

        прапрапрадед

        Читала составляемое по памяти Древо, где есть Ян Заборовский сын прапрапрадеда.(Или это он сам и есть?)
        Этого некрещеного предка 9-летнего мальчика увезли где-то, кажется
        в 17 веке купцы из Санкт-Питербурга, там получил воспитание и образование.Приехал с женой полячкой, взял ее фамилию... Заборовский, работал в Якутске у губернатора писарем, какой-то чин имел, далее как в сказке родили 9 сыновей, (один из них Ян), и отправил всех своих сыновей старик во все стороны Саха сирэ. Или же его самого отправили вместе с детьми в Верхоянье. Оттуда и пошли все потомки с фамилиями Забровские и Заболоцкие. Есть ксерокопия реферата про Нестора
        Забровского из Амгинского района.Вот и все. А у вас какая информация?

        0
        • Zaborovski
          23 мая 2009  

          ???

          Та инфа которая есть у меня сильно отличется от вашей. Мне моя бабушка по материнской линии рассказывала что ее мать зовут Мария Соболева (девичья Заборовская). А отец ее матери т.е. дед моей бабушки звался Александром Заборовским. И она говорила что он был политссыльным. Рассказывала еще что он якобы работал на штольне или на шахте (Балаган-тас?). Может его фамилия была Заболоцкий? Жаль что при жизни бабушки хорошо не расспросил! Заболоцкие и Заборовские близкие родственники? Если он ваш прапрадед как он мог жить в XVII в?если даже прапрапрадед? А я читал что Ян Заборовски жил на Верхоянье и был другом саиого Серошевского. Надо литературу штудировать и по архивам ходить. Пищите Александра еще! до связи!

          0
        • primestone
          10 апреля  

          Александра Zabrovski, Нестор Заборовский из Амгинского района, очевидно, наш предок.
          Очень интересно кто автор реферата и его содержание. Есть ли там ответ на вопрос о родоначальнике? Был ли он поляком? Был ли сослан за участие в одном из польских восстаний?
          Пожалуйста, пришлите скан реферата на почту: zaborowsky@gmail.com

          0
  • Заборовский
    23 февраля 2017  

    Я тоже являюсь предком яна Заборовского мы с амги привет всем

    0
    • VlZ
      13 февраля  

      Заборовский, потомком диэххин. Оо дьэ, Аммаларбыт бааhынайдара олох сатаан нууччалаабаттар)))

      0
    • PrimeStone
      11 апреля  

      Заборовский, вы по линии Василия Заборовского, у которого были сыновья: Петр, Нестер, Семен (в последствии - Петров Семен Семенович) и младшая дочь Марфа.
      Все три сына были членами колхоза «Красный боец».
      1) У Петра были две дочери: старшая - Лукерья и младшая - Людмила, также, сын - Иннокентий (1920 г.р), прошедший почти всю войну, но 23.01.1945 г. погибший и похороненный, волею судеб, на родине предков - в Польше, под Краковом.
      2) Нестер (Нестор): дочери - Матрена, Евдокия, сын - Николай (1921 г.р.), погиб и похоронен в Украине в 16.08.1943 г., на территории современной ДНР.
      3) Семен (1901 г.р.), председатель колхоза "Красный боец", погиб 29.04.1943 г. при снятии блокады Ленинграда и похоронен на Пискаревском кладбище: дети - Тамара (по мужу Николаева), Вячеслав, Ньютон (Петровы).
      4) Марфа Васильевна (по мужу Онуфриева), заслуженная учительница Якутской АССР: сын - Петр, дочь - Атава.

      P.S. Также в интернете удалось найти сведения о Заборовском Николае Ивановиче (1896 г.р., Болугурский наслег Амгинской волости, умер в 60-х годах), судя по месту рождения, должен приходиться родственником. Его дочь - Заборовская Людмила Николаевна (49 г.), внучка - Заборовская Евгения Александровна (1980), может быть они что-то знают?

      Пожалуйста, если располагаете информацией, пишите на zaborowsky@gmail.com

      0
  • морхо
    24 февраля 2017  

    зная многих знакомых,друзей с польской фамилией (даже родственников
    ) по всей Якутии ,удивляюсь,почему нет до сих пор научной работы нашего ИГИ,по этому,наверняка востребованной
    теме нашей истории.Понимаю,дадут ссылки на какие нибудь невразумительные брошюрки времен ССоюза..
    Ведь польские ссылки на на край были непрерывны с периодов восстаний Польши 1794г. 1830 и 1863г.г.

    0
  • Leo990
    13 февраля  

    а Заболоцкие из Усть-Алданского улуса откуда происхождение? Тоже ищу предка

    0
  • Я знаю
    13 февраля  

    Заборовский

    Могу, могу дать информацию. Ян Заборовский родился в 1841 г. в г. Серпцы Плоцкой губернии. Участник польского восстания 1863-1864 гг. За участие в этом восстании сослан в Якутию. Сначала был поселён в Оюн-Усовском наслеге Борогонского улуса Якутского округа, затем "за дерзкий, вредный и беспокойный характер" переселён в Верхоянский округ. Там он жил последовательно в Усть-Янском селении, г. Верхоянске, 4-м Юсальском наслеге, 2-м Юсальском наслеге. Занимался чеботарством (сапожническим мастерством). В 1973 г. женился на якутке Ирине Слепцовой. У них родились дети: Мария и Александр. Но жена его рано умерла, в списках за 1884 г. он записан как вдовец, имеющий двух малолетних детей.
    Известно, что в марте 1881 г. Заборовский был привлечён к ответственности за непринятие присяги на верноподданичество новому императору Александру III. Возможно, это было ответом на польские погромы в разных окраинах империи.
    Известный Серошевский подружился с Заборовским в верхоянской ссылке, писал, что "пан Ян, несмотря на то, что много лет провёл в России, плохо говорил по-русски, с многочисленными полонизмами". В доме у пана Яна Серошевский познакомился с младшей сестрой Ирины Заборовской - Анной. Анна стала гражданской женой Серошевского, у них родилась дочь Мария.
    Заборовский не воспользовался амнистией, остался в Якутии. Умер в 1905 г. во 2-м Юсальском наслеге Верхоянского улуса, погребён в ограде Верхоянского собора.
    Известно, что сын Яна Заборовского Александр имел большую семью - 7 детей. Вот они и размножили род Заборовских по Якутии.

    0
    • Ян З.
      13 февраля  

      Там год ошибочно я написал, 1973-й вместо 1873-го.
      Чиновник Заборовский - это другой. Такой тоже был, но не в 17 в., а вроде в 18-м или даже в начале 19-го.

      0
  • PrimeStone
    11 апреля  

    П. И. Корякин
    Я. О. ЗАБОРОВСКИЙ В ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ
    Говоря о ссыльных-поляках в Якутии, исследователи обычно имеют в виду тех из них, кто оставил наиболее яркий след в истории России или Якутии. Вместе с тем, мы не должны упускать из виду и ту незаметную на первый взгляд роль, которую играют малоизвестные личности в прояснении общей картины того или иного явления. В этом отношении выборочное освещение жизни и деятельности некоторых ссыльных поляков может иметь первостепенное значение в освещении слабоизученных вопросов польской ссылки. Ведь, кроме известных личностей, тут была целая масса поляков, для которых якутский эпизод в жизни явился важной вехой в их дальнейшем становлении и развитии.
    На примере рядового ссыльного, Яна Осиповича Заборовского, мы можем убедиться в том, что поляки, сосланные в Якутию в рассвете сил и лет, стремились прилагать усилия не только для собственного выживания в суровых северных условиях проживания, но и старались укорениться в якутском крае, почувствовать единение с землей, на которой им определила судьба жить и трудиться.
    Я. О. Заборовский родился в 1841 г. в г. Серпцы Плоцкой губернии в семье мещанина. Как участник польского восстания 1863-1864 гг. [1. С. 117] и рядовой, совершивший побег со службы, которую начал с 1863 г., был сослан в отдаленные места Сибири. Рост Заборовского составлял 2 аршина 4 вершка, т.е. примерно 160 см., волосы были темно-русые, глаза серые, имел круглый подбородок и лицо без особых примет [2, 56 об.].
    По указу Якутского областного правления от 1 апреля 1867 г. Заборовский был сослан в Оюн-Усовский наслег Борогонского улуса Якутского округа [2, 59], где за ним должен был быть осуществлен строгий полицейский надзор [2, 72 об.]. По предписанию Якутского гражданского губернатора от 25 августа 1867 г. был переселен за «дерзкий и вредный характер и вообще дурное поведение» в Усть-Янское селение Верхоянского округа [2, 59]. Исполнение данного предписания осуществили 21 октября того же года, когда Заборовского отправили из Якутска в г. Верхоянск [2, 56].
    Сначала, по приезде в г. Верхоянск 3 ноября, Заборовский не имел никаких средств к существованию и даже теплой одежды, поэтому Верхоянский окружной исправник вынужден был оставить молодого человека в г. Верхоянске до весны следующего года [2, 60 об., 61]. Затем, по предписанию Верхоянского окружного управления от 27 февраля 1868 г. Заборовский был отправлен на место причисления - в Усть-Янское селение [2, 73, 77, 87]. Туда он приехал 11 марта, а 13 марта он уже был «сдан под расписку» старосте Тумадского рода Афанасию Томскому [2, 73 об.].
    Заборовский на первых порах был обеспечен хлебным довольствием. С ноября 1867 г. по март 1868 г. он получил 7 пудов (114,6 кг) хлеба из Боронутского запасного магазина. В месяц ему стали давать по 2 пуда (32,7 кг) хлеба [2, 74]. Надо отметить, что получаемый ссыльными хлеб мог быть использован как товар для обмена на мануфактуру, чай, мясо и одежду. По тем временам такое пособие равнялось среднемесячному пайку казака и считалось довольно-таки хорошей прибавкой к жалованию, на которое можно было просуществовать в течение месяца.
    Судя по документам, к началу 1869 г. в г. Верхоянске ощущался недостаток в мастеровых. Верхоянский окружной исправник Ивщенко в прошении якутскому гражданскому губернатору от 27 сентября 1868 г. писал о необходимости переселения Заборовского из Усть-Янска в г. Верхоянск, как хорошего сапожника. Заодно окружной исправник просил и о переселении в г. Верхоянск портного, печника и столяра из числа прибывающих в г. Якутск партий ссыльных [2, 114]. Таким образом, 27 февраля 1869 г. Заборовский был переселен в г. Верхоянск [2, 117]. Из ведомости о лицах, состоящих под надзором полиции в г. Верхоянск за 1869 г., мы узнаем, что Заборовский занимается чеботарством (сапожническое мастерство) и хлебное довольствие выдается ему в прежних размерах [2, 161].
    Это занятие, если не брать хлебного пособия, по-видимому, было единственной статьей дохода Заборовского. Правила по устройству быта политических ссыльных, сосланных в Восточную Сибирь из Царства Польского и западных губерний (параграф 10), от 1 марта 1870 г. устанавливали некоторые ограничения в изыскании финансовых источников. Так, политическим преступникам полякам, к которым относился и Заборовский, запрещалось заниматься воспитанием детей и преподаванием им наук, обучением их какой-либо профессии, выполнять работу, имеющую официальное значение, работать на золотых промыслах, заниматься продажей вина и работать в питейных домах, заниматься медицинской практикой, извозом и т.д. [2, 164]. Также из параграфа 34 вышеуказанных правил следует, что ссыльные политические преступники, проживающие в городах и занимающиеся там ремеслами, не могли отлучаться из мест своего причисления. Разрешение давалось только на один день, и то в исключительных случаях. Если ссыльный отлучался на более длительный срок, требовалось разрешение окружного губернского начальства. Если ссыльный находился в подгородном селении, то ему разрешалось отлучаться в город для сбыта своей продукции на срок не более 5 дней. На более длительный срок опять же требовалось разрешение губернского начальства [2, 165 об.]. Стоит упомянуть, что все правила о занятиях, надзоре и отлучках распространялись и на всех членов семьи политического ссыльного [2, 166].
    По предписанию Верхоянского окружного исправника Верхоянской инородной управе от 21 апреля 1871 г., Заборовского, как человека «вообще беспокойного характера», проявившего дерзость и неповиновение окружному исправнику, переселили в 4-й Юсальский наслег Верхоянского улуса под строгий полицейский надзор [2, 175, 175 об.]. Ему на время была прекращена выдача хлебного довольствия [2, 177].
    Итак, мы видим, что человека лишили всех источников дохода и переселили в наслег, где местное население вряд ли прибегало к услугам сапожника. К тому же ему перестали выдавать хлеб, что несло самые непредсказуемые и катастрофические последствия для ссыльного. В таких условиях Заборовский решается на шаг, который сильно меняет его прежнюю жизнь. 15 августа 1872 г. Ян Заборовский отправляет Верхоянскому окружному полицейскому управлению прошение о своем желании вступить в законный брак (по православному обычаю) с якуткой 1-го Юсальского наслега Ириной Слепцовой. Из письма мы видим, что в связи с неграмотностью Заборовского и по его личной просьбе письмо написал и расписался казачий пятидесятник Евгений Попов [2, 182]. Из последующих документов становится ясно, что свое решение вступить в брак молодожены приняли, не дожидаясь решения властей. Власти были поставлены перед свершившимся фактом бракосочетания ссыльного и якутки и вынуждены были признать брак законным.
    В предписании Якутского областного правления Верхоянскому окружному полицейскому управлению от 6 июля 1874 г. Заборовскому было запрещено вступать в брак с якуткой Ириной Слепцовой и приказано прекратить выдачу ему хлебного пособия. Но в то же время ему было разрешено вступить в податное сословие в одной из губерний и областей Сибири [2, 184-185]. Последнее право было предоставлено Заборовскому по случаю бракосочетания Великой княжны Марии Александровны [3, 1].
    Несмотря на все эти трудности и большой соблазн переселиться в южные, более умеренные климатические области, Заборовский решает остаться на месте своей ссылки и вступить в брак с якуткой Ириной. Маловероятно, что причина этого решения Яна Осиповича была только в его, как он пишет, «крайне стесненном материальном положении». Он только в 1881 г. решает воспользоваться этим правом, прося отправить его в г. Минусинск за казенный счет, на что получает отказ от властей [3, 1].
    2 мая 1873 г. жена Заборовского Ирина отправляет прошение на имя управляющего Верхоянским округом о том, что она, дочь инородца 2-го Юсальского наслега Петра Петровича Слепцова, по воле родителей и собственному желанию в январе вышла замуж за ссыльного Яна Заборовского. Бракосочетание состоялось в Верхоянской Благовещенской церкви. При крещении Заборовскому дали имя Иван, под которым он проходит во многих документах той поры. Заборовский в описываемое время жил и работал в г. Верхоянске, хотя официально был приписан во 2-м Юсальском наслеге и жил в доме своего тестя, отца Ирины. В своем письме Ирина Слепцова просит управляющего воспользоваться правом выдачи ей пособия как жене ссыльного и дает доверенность о выдаче денег ее мужу. Но оказалось, что женам ссыльных, не лишенных всех прав, пособия не выдаются. Указом Верхоянского окружного полицейского управления от 15 октября 1873 г. Ирине Слепцовой было отказано в выдаче пособия [4, 1, 1 об.].
    14 марта 1878 г. Якутское областное правление направило предписание Верхоянскому окружному полицейскому управлению о возможности выдачи Заборовскому, более семи лет жившему в браке и имевшему дочь Марию, пособия за вступление в брак с якуткой Ириной Слепцовой, но по причине пропуска срока подачи прошения решило повременить с этим [5, 14-15]. Однако в предписании Верхоянскому окружному управлению от 12 мая 1878 г. Якутское областное правление отказало в выдаче пособия, ссылаясь на соответствующую статью закона [5, 117, 117 об.].
    Вторым ребенком в семье Заборовских был сын Александр. Ян Осипович просит в своем оставшемся без результата письме якутскому вице-губернатору от 7 ноября 1883 г. о предоставлении ему права перемены места жительства с его двумя детьми Александром 4-х лет и Марией 2-х лет [3, 1 об.]. Если учесть, что у Заборовского к 1878 г. имелась одна дочь Мария, то можно предположить, что к 1883 г. в его семье имелось уже три ребенка.
    Порядок в установлении брачных союзов ссыльных был наведен после соответствующего циркуляра иркутского генерал-губернатора А. Д. Горемыкина, в котором он писал: «Считая семейную жизнь одним из наиболее действенных средств к упорядочению жизни человека и, в частности, к умиротворению людей, впавших в преступление и нередко озлобленных вследствие положенного за это наказания, я всегда охотно разрешал браки лиц, высланных административным порядком за государственные преступления... предоставляю господам губернаторам давать на будущее время таковые разрешения собственною властью, с тем, чтобы при выдаче разрешений на вступление в брак оговаривать, что священники обязываются уведомлять губернатора о совершившихся браках и по получении таковых уведомление сообщать канцелярии об изменении семейного положения административно-ссыльного» [6, 32, 32 об.].
    Известно, что в марте 1881 г. Заборовский был привлечен к ответственности за непринятие присяги на верноподданичество новому императору Александру III [7, 13]. Возможно, что такое решение Заборовского было ответом на польские погромы в разных окраинах империи, когда полонофобия достигла размеров массовой истерии и поляки изображались как враги России и православия [8, 7].
    Судя по документам, Заборовский к маю 1881 г. имел финансовые проблемы, т. к. опекуны над детьми покойного Афанасия Новгородова из 4-го Юсальского наслега Матвей Новгородов и Руф Горохов в своем прошении в Верхоянское окружное полицейское управление от 5 мая 1881 г. требуют взыскать с Яна Заборовского взятые у них в долг деньги [9, 1, 1 об.].
    В списке ссыльных Верхоянского округа от 4 февраля 1884 г. про Заборовского сказано, что он со 2-й половины 1871 г. состоял в поселенческом половинном окладе податей, а в полном окладе состоял со 2-й половины 1878 г. Там же написано, что он живет в 4-м Юсальском наслеге Верхоянского улуса, вдов и имеет малолетних сына и дочь [10, 9 об.-10].
    Известный ссыльный В. Л. Серошевский, подружившийся с Заборовским в Верхоянской ссылке, писал, что Заборовский «несмотря на то, что он много лет провел в России, плохо говорил по-русски, с многочисленными полонизмами, а по-польски, наоборот, с русицизмами». Серошевский также писал, что Заборовского любили все за его остроумие и доброту, в том числе и окружной исправник Болеслав Фелицианович Качоровский, который поддерживал его. Серошевский пишет, что Яна Заборовского, с которым его связывала «искренняя дружба», ссыльные называли «пан Ян», и что он обучил его сапожному ремеслу, ставить силки на зайцев, куропаток, рябчиков, уток, рыбачить сетями и удочкой [11,420].
    В посемейном списке Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1895 г. г. Верхоянска написано: Дворовое место: Верхоянская окружная сифилитическая лечебница.
    Жилых строений на дворовом месте - 2.
    Хозяин Заборовский Ян Осипович, 57 лет, поляк, ссыльный, римско-католического вероисповедания, скотовод, сторож Верхоянской окружной лечебницы. Неграмотный.
    Жена Мария Сергеевна, 33 лет, якутка, родилась в г. Верхоянске, прачка Верхоянской окружной лечебницы. Неграмотная.
    Сын - Александр Иванович, 17 лет, казак Верхоянской казачьей команды, русский. Родился в г. Верхоянске. Грамотный.
    Дочь - Заборовская Александра Ивановна, 10 лет, дочь ссыльного и якутки, родилась в г. Верхоянске. Неграмотная.
    Племянник - Шахурдин Николай Ксенофонтович, 14 лет, якут, живет на средства тетки, помогает в домашней работе. Родился в 4-м Юсальском наслеге. Неграмотный.
    Все приписаны к 4-му Юсальскому наслегу.
    Прислуга - Слепцов Николай Николаевич, 21 год, якут, родился в Батагайском наслеге. Батрак, скотовод. В летнее время занимается сенокошением. Приписан к Батагайскому наслегу [12, 292-230].
    Нам удалось установить дату смерти Заборовского. В метрической книге 2 прихода Верхоянского Благовещенского собора написано, что ссыльный поселенец Заборовский Иван Иосифович, 81 года, умер от старости 14 ноября 1905 г. во 2-м Юсальском наслеге Верхоянского улуса и был погребен в ограде Верхоянского собора 17 ноября [13, 232 об.].
    Из фонда Верхоянского окружного полицейского управления можно узнать, что сын Яна Осиповича, А. И. Заборовский, имел свою квартиру по месту жительства. В прошении отставного казака Верхоянской команды помощника письмоводителя Жиганской инородной управы Александра Ивановича Заборовского Жиганской инородной управе от 5 апреля 1914 г. написано о предоставлении новой, отвечающей условиям проживания квартиры [14, л. 181, 181 об.].
    О детях самого Александра имеются следующие метрические записи Усть-Янской Спасской церкви:
    Николай - родился 24 ноября 1914 г. у казака Александра Заборовского и его жены Екатерины Алексеевны [15, 275 об.].
    Стефан - родился 14 декабря 1917 г. у отставного казака Александра Ивановича Заборовского и его жены Екатерины Алексеевны [16, 194 об.].
    О дальнейшей судьбе детей Заборовского известно, что его сын Александр, 1879 г.р. (бывший казак Якутского полка Верхоянской команды) по похозяйственной карточке переписи 1927 г. проходит как скотовод, грамотный, проживающий в населенном пункте Ат-Баса 4-го Юсальского наслега Верхоянского улуса. Семья Александра Ивановича Заборовского состояла из сыновей - Александра 5 месяцев, Константина 4 лет, Степана 8 лет, Николая 11 лет и Ивана 15 лет, жены Екатерины Алексеевны 46 лет (русской), дочерей - Анастасии 19 лет и Елены 7 лет. Судя по переписной карточке, у Заборовских было большое приносящее доход хозяйство. Они активно занимались охотничьим промыслом и рыболовством, имели 48,6 десятин (около 54 га) покосной земли [17, 115 об.; 14, 221].
    Известно, что внуки Яна Заборовского участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Заборовский Александр Александрович (1926-1968), урож. г. Верхоянска, был награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Японией» [15, 50]. Заборовский Степан Александрович, 1918 г.р., уроженец с. Казачье Усть-Янского р-на, погиб в декабре 1944 г. [15, 119].
    Сосланные на Крайний Север поляки старались всеми силами выжить в этом суровом для них краю, а некоторые оставались тут навсегда. Ян Осипович Заборовский относился к тому типу ссыльных, которые укоренились в среду якутов и пустили тут свои корни. Его примеру последовал и В. Л. Серошевский, когда познакомился с сестрой жены Яна Заборовского Анной Слепцовой и узаконил свое отцовство над их дочерью Марией [18, 278; 16, 82]. Кто знает, может, и Серошевский остался бы в Якутии, если бы Анна не умерла так рано после их знакомства. Во всяком случае, выяснение обстоятельств жизни отдельных личностей из рядовой массы ссыльных поляков в Якутии даст возможность по-новому взглянуть на слабоизучснные вопросы польской ссылки. Одни лишь биографические факты из якутского периода жизни таких известных людей, как Вацлав Серошевский или Эдуард Пекарский, не могут в полной мере раскрывать общую картину изучаемого явления. Мы не должны забывать, что жизнь основной массы ссыльных поляков в Якутии хотя и имела свои общие признаки, но, вместе с тем, отличалась как по уровню, так и по характеру проживания.
    Примечания
    1. Казарян П. Л. Верхоянская политическая ссылка. 1861-1903 гг. Якутск : Кн. изд-во, 1989. - 176 с.
    2. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 25-и, оп. 1, д. 1а.
    3. Там же. 12-и, оп. 1, д. 3105.
    4. Там же. Ф. 25-и, оп. 1, д. 354.
    5. Там же. Д. 678.
    6. Там же. Ф. 12, оп. 12, д. 193.
    7. Там же. Ф. 25-и, оп. 1, д. 968.
    8. Бухарин Н. И. Российско-польские отношения в XIX первой половине XX в. // Вопросы истории. - 2007. - № 7.
    9. НА РС (Я). Ф. 25-и, оп. 1, д. 901.
    10. Там же. Ф. 12-и, оп. 1, д. 3392а.
    11. Серошевский В. Л. Якутские рассказы, повести и воспоминания. - Москва, 1997. - 592 с.
    12. НА РС (Я). Ф. 343-и, оп. 2, д. 87.
    13. Ф. 226-и, оп. 15, д. 435.
    14. Ф. 25-и, оп. 1, д. 3697.
    15. Ф. 226-и, оп. 15, д. 210.
    13. Там же. Д. 545.
    14. Там же. Ф. 70, оп. 1, д. 989.
    15. Память: книга-мемориал воинам-якутянам, погибшим и умершим в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Книга шестая, доп. Якутск : Сахаполиграфиздат, 1998.-351 с.
    16. НА РС (Я). Ф. 226-и, оп. 16, д. 303.
    17. Ф. 12-и, оп. 15, д. 35.
    18. Армон В. Польские исследователи культуры якутов. - Москва : МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001. - 172 с.
    [С. 119-124.]

    0
  • Ник
    11 апреля  

    Огласите весь список...

    пожалуйста...

    0
  • PrimeStone
    11 апреля  

    К сожалению, по моим Заборовским в статье П.И. Корякина ничего нет.

    В одной из статей, найденной в интернете, описываются события гражданской войны: "В Табалахе артемьевцы освободили задержанных агентов ГПУ - Аммосова, Артемьева Николая, члена партии Заборовского Василия" (местность "Табалах" - южнее села Абаги на 3-4 версты). Возможно этот тот самый Василий? Т.к. его дети и внуки рождались в Абаге.

    Также, найдена следующая информация: в местности Осохтох в 18 км от Абаги установлен памятник – знак Заборовскому Даниилу Васильевичу (1901-1921),члену ВКП(б), партийному работнику, расстрелянному белобандитами (по другим сведениям: красный партизан и захоронен в местности «Юнкор», что в 14 км. от Абаги к востоку полевой стороне трассы «Абага –Сулгача»).

    Значит ли это, что у Василия Заборовского был еще один сын - Даниил? Но Семен также родился в 1901 г. (сведения из ОБД Мемориал) и о его брате-близнеце скорее всего было бы известно (по другим источникам Семен родился в 1907 г.р.).

    Кто же был Василий Заборовский, который родился предположительно в период 1865-1875 (и имел 3-х сыновей и дочь)?
    Мог ли он быть сыном Яна Осиповича? А может он принадлежал другой ветви Заборовских?

    Кем приходится ему Заборовский Николай Иванович? (годы жизни 1896-1960-е, родился в Болугурском наслеге Амгинской волости). Судя по году и месту рождения, вполне мог бы быть племянником Василия, но тогда у Василия был брат Иван, о котором к сожалению тоже ничего не известно.

    Существует теория, что родоначальником является Нестор Заборовский, поляк, сосланный после одного из восстаний (1794, 1830, 1863 годов) и женившийся на местной, однако пока никакого подтверждения его существования не найдено.
    Зная возраст детей Василия Заборовского, можно предположить, что сам он был 1865-1875 годов рождения, таким образом его отец, как сам мог быть ссыльным (после восстания 1863-1864 г.г.), так и потомком ранее сосланного.

    P.S. Найдена еще одна интересная личность. На сайте с наградами участников ВОВ есть информация: Заболовский (Заболоцкий, Заболовкий, Заболобкий - во всех документах по-разному) Георгий Кузьмич, год рождения: 1910, рядовой, место рождения: Якутская АССР, Амгинский р-н.
    Номер записи: 1265130750. Перечень наград: 18/н 10.06.1945 Медаль «За боевые заслуги».
    Исходя из фактов, что амгинские Заборовские жили в Абаге и Болугуре, его отец Кузьма так же мог быть братом Василия и Ивана.
    Сведений о смерти или пропаже без вести нет. Может что-то могут прояснить родственники Георгия Кузьмича или его супруги - Кытыхиной Варавары Прокофьевны?

    0
  • ZaborovckayaSP
    14 апреля  

    Ян Заборовский мин хос-хос эһэм, аҕабынан.

    0
  • tifedorov
    tifedorov
    Тимур Федоров
    15 апреля  

    Не забывайте, что зачастую якуты при крещении брали фамилию крестных отцов. И большинство семейных баек о «предках» поляках, казаках и др. – всего лишь байки. Генетика подтверждает, что 90% якутов по мужской линии – представители одного большого рода. Практически нет инородных вкраплений с мужской стороны.

    0
    • PrimeStone
      16 апреля  

      tifedorov, такой вариант также не исключается, но с меньшей степенью вероятности. Надеюсь, что докопаемся до истины совместными усилиями)

      0
Ответ на тему: политссыльные поляки на ВЕРХОЯНЬЕ
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания