Орочоны. Тунгусы. Эвенки. Из каких мест прикочевали?
Орон  -    1346
Они оленеводы. Значит могли прикочевать издалека.
Правда на Амур они прикочевали на оленях из Якутии. И дальше на Сахалин и Приморье.
В Приангарье и Забайкалье их в источниках не упоминают. Значит они поздно прикочевали
из территории Якутии.
Ответов 94 Написать ответ
  • 2
    9 августа  

    Орочоны они такие орочоны)))
    Себя блин как будто пупом земли называют однерка или Марков или как там Саканин.

    0
  • 1243
    9 августа  

    Наоборот из Амура перекочевали в Якутию
    учите свою историю
    прочитай про "Союз Эвенкийских Племен" которые официально задокументированы в Китайских летописях.

    0
    • Быйанг
      9 августа  

      1243,
      Про каких еще эвенков говоришь? Эвенки появились в 1931 году

      0
      • 1
        11 августа  

        Быйанг, это в 18 веке записано))

        Цитата:
        Лук для стрельбы стрелами у всех народов обычно имеет длину, равную росту его хозяина. Поэтому они применяют меру, которой служат распростертые руки, насколько их хватает. Лучшими луками являются те, которые туже натягиваются и которые, следовательно, дальше стреляют. Если кто-либо хочет похвастаться своей силой, то он показывает, как натягивает свой лук. Это свойство лука зависит от материалов, образующих его спинку, так как именно они придают луку большую или меньшую упругость. Спинка лука склеивается из двух продольных частей. Внешняя сторона обычно состоит из березовой древесины, а внутренняя, то есть обращенная к тетиве, делается из самого твердого лиственничного дерева. Такие луки называются по-русски креновые, потому что подобную лиственничную древесину русские именуют кренью.
        Превосходными луками обладают нерчинские и якутские тунгусы, а также селенгинские монголы и брацкие. Эти луки с внутренней стороны вместо лиственницы или китового уса состоят из бычьих рогов. Они не производятся в Сибири, а привозятся из Китая. Продают их русским подданным большей частью даурские народы. Якутские тунгусы покупают их во время своих охотничьих перемещений в верховья реки Зеи у тамошних тунгусов, подвластных Китаю, а затем перепродают якутам, у которых это оружие ценится до 3 рублей. Такие луки стреляют дальше всех, потому что туже всего натягиваются и отличаются большой упругостью. Попадаются среди них и составленные только из двух рогов, и они — самые лучшие.
        Стрелы применяются различных видов. Некоторые из железа, иные из кости, иные из дерева, причем они различаются не только по материалу: есть и стрелы из одинакового материала, которые не похожи друг на друга и служат для разных целей, а потому имеют и особые названия.
        Автограф Г. Ф. Миллера. РГАДА, ф. 181, д. 1389, ч. 1
        Боевки, по-тунгусски Dschaldiwun, — это боевые стрелы. Они делаются из железа, по форме — узкие и заостренные, без направленных в противоположную сторону крючков, как показано на прилагаемом рисунке. Боевки применяются только на войне и на поединках, но никогда на охоте, поскольку, будучи очень узкими, не могут причинить зверю особенных повреждений, а кроме того, проникают в тело так глубоко, что их нельзя использовать во второй раз.
        Косатки — это боевые стрелы с направленными в противоположную сторону крючками. Они в Сибири малоупотребительны, но юкагиры, говорят, пользуются ими и на охоте. Я также видел косатки у тунгусских аманатов с Верхней Ангары в Иркутске.
        Копейчатые стрелы имеют вид ромба. Они бывают двоякого рода: одни из них узкие и называются по-тунгусски ; другие, широкие, называются по-тунгусски Sülè; другие, широкие, называются по-тунгусски Sodschi.
        Оргиши, или вильчатые стрелы, по-тунгусски Pjelagà, похожи на вилку. Снабжены двумя остриями и поперечной деревяшкой, предотвращающей глубокое проникновение в тело.
        Долотчатые стрелы по-тунгусски называются Daptamà.
        Все вышеописанные стрелы изготавливаются исключительно из железа. Нижеследующие же состоят частью из дерева, частью из кости.
        Тамары, болтообразные стрелы, по-тунгусски Lúki , преимущественно делаются из дерева, но иногда также и из кости. Их наконечник по своим размерам и форме напоминает небольшое куриное яйцо. Эти размеры обычно таковы, что наконечник удобно охватывать большим и указательным пальцами. У тунгусов и остяков переднее полушарие подобных наконечников часто бывает из кости и приклеивается.
        Болтообразные стрелы с пятью остриями (четыре — квадратом, и одно — посередине), по-тунгусски Wakarà, — преимущественно костяные (иногда кость заменяет твердая древесина). Все острия вырезаются из одного куска дерева или кости; с тем различием, что у брацких и у якутов среднее острие несколько длиннее прочих, а у тунгусов, наоборот, оно несколько короче.
        Вильчатые болтообразные стрелы, по-тунгусски Mumahìk, представляют собой обычные болтообразные стрелы, но только у них впереди на наконечнике прикрепляется острие от железной вильчатой стрелы.
        Ромбические болтообразные стрелы, по-тунгусски Morò, делаются так, что на стрелу с болтообразным наконечником помещается железное ромбовидное острие.
        Острые костяные стрелы, по-тунгусски Dschíran, — длинные, острые и узкие; с одной стороны они округлые, а с другой — выдолбленные.
        Тунгусы носят на левом рукаве, чуть повыше сгиба пальцев, округлую выкованную железную пластинку. Когда они стреляют из лука, то тетива сильно бьет по руке в этом месте, и без такой пластинки руку можно сильно поранить. Эта железная пластинка по-русски называется наручина.
        Самые большие мастера в стрельбе — тунгусы. Они почти никогда не стреляют в зверя иначе, как в грудь, и умеют при этом по желанию попадать или в сердце, или в легкое.
        Впрочем, и другим народам нельзя совершенно отказать в искусстве стрельбы из лука. Все они — по крайней мере, в определенное время года — занимаются охотой, и им поневоле приходится постоянно упражняться в стрельбе. А то, что тунгусы имеют в этом превосходство над другими, основывается, по-видимому, как раз на том, что они охотятся круглый год. Я говорю про лесных тунгусов, хотя за нерчинскими и другими тунгусами (скотоводами) обычно также признается превосходство над прочими народами в мастерстве стрельбы.
        Большой охотничий нож, которым пользуются тунгусы и который у них называется , имеет длину почти в аршин и ширину в хороших два пальца. Рукоятка ножа, длиной в полтора-два аршина, при ходьбе служит им в качестве палки. Вообще же, этот охотничий нож применяется обычно для защиты в лесу в случае, если на охотника нападает дикий зверь (медведь, волк, тигр и т. п.), а стрел у него недостаточно. Тунгус не страшится с таким охотничьим ножом выступать против самого свирепого медведя. Исход такого поединка бывает разным; иногда смельчаку его отвага стоит жизни. Большие охотничьи ножи тунгусов идут в дело и при переселениях, когда следующие впереди обоза мужчины расчищают ими дорогу в непроходимой чаще.
        Одна из забав лесных тунгусов состоит в том, что они прыгают через сложенные кучи дров. Другие забавы — стрельба в цель из лука и поединки на специально делаемых для этого деревянных охотничьих ножах. К забавам и развлечениям можно отнести также рассказывание друг другу сказок. Этим тунгусы нередко занимаются в свободное время. Простодушие народного ума особенно проявляется в этих сказках, поэтому я хочу привести здесь одну из сказок лесных тунгусов.
        Лесные тунгусы часто ссорятся между собой. Кончается это, как правило, жестокими схватками. Если один убьет другого, то весь род, к которому принадлежит убитый, принимает это на свой счет, снаряжается на битву и требует удовлетворения. Если обвиняемая сторона признает свою вину и готова дать удовлетворение, то они договариваются о головщине, обычно состоящей из одной или двух девушек и нескольких оленей. Если же стороны не приходят к соглашению, то начинается настоящая война. Весь род обвиняемого, считающего себя невиновным, встает на его защиту, а иногда бывает и так, что каждый противник призывает на помощь соседние тунгусские роды.
        Тунгусское вооружение — это, прежде всего, луки и стрелы. Кроме того, тунгусы носят панцири, закрывающие всю левую сторону тела, поскольку она более подвержена поражению — как сзади, так и спереди до колен. Эти панцири составлены из многочисленных закрепленных на коже тонких железных бляшек, каждая из которых имеет несколько вершков в длину и всего четверть вершка в ширину. Они соединяются между собой в ряды при помощи ремней таким образом, что свисают вдоль тела. Один ряд закрепляется над другим, причем верхний ряд покрывает верхний край нижнего; для удобства скрепления и соединения бляшки по каждому краю сторон снабжены тремя отверстиями сверху и снизу. Через такой полупанцирь просовывается левая рука, дополнительно защищенная на плече деревянной дощечкой. Эта дощечка прикрывает руку до локтя и не мешает ее движениям, потому что является подвижной (как крыло). Таким же образом тунгусы защищают затылок и плечи. На голове они носят круглую и слегка заостренную шапку, покрытую, как и панцирь, мелкими железными бляшками. У некоторых имеются и полные панцири, облегающие все тело. Они делаются по образцу вышеописанных, но для облегчения веса более коротки.
        В военных стычках одна партия тунгусов выступает против другой в боевом порядке. Однако противники редко подходят друг к другу ближе, чем на лучный выстрел, и действуют только стрелами, не переходя к рукопашной схватке. Эта стрельба бывает очень жестокой, и обычно обиженная сторона не уступает до тех пор, пока противник не запросит о переговорах. Предложение переговоров означают несколько выпущенных болтообразных стрел. После этого назначается перемирие, во время которого вырабатывается мирное соглашение и устанавливается головщина.
        В своих военных действиях тунгусы применяют по большей части долотообразные стрелы.
        Когда тунгусы на Нижней и Подкаменной Тунгусках идут в бой друг против друга, они зажигают на расстоянии 20—30 саженей два больших костра, называемых по-тунгусски . Посередине между этими кострами два шамана (от каждого противоборствующего рода) совершают свои обычные камлания с битьем в бубен и вызыванием чертей, чтобы с их помощью одержать победу. В момент наивысшего возбуждения шаманы начинают бороться друг с другом, и та сторона, шаман которой победил в этой схватке, тем самым ободряется и твердо верит, что ее ждет военная удача. Как только камлание заканчивается, начинается бой. Противники при этом не пересекают линию своего костра, сражаясь только посредством стрельбы из луков.

        Простые люди в Сибири разносят небылицы, будто бы тунгусы сразу после рождения ребенка закапывают его зимой в снег и оставляют так лежать на несколько часов, чтобы он лучше закалился. Я слышал это от многих людей, а когда спрашивал самих тунгусов, то они совершенно отрицали эти россказни.
        Относительно обучения, которое получают дети в юности от своих родителей, можно судить по их собственным умениям и образу жизни... Те из татар, которые занимаются земледелием, по примеру русских приучают своих детей с самого раннего детства ко всем домашним и полевым работам... У других народов охота — это почти единственное, чему обучают молодежь. Впрочем, не у всех в одинаковой степени. Многие монголы, буряты и калмыки, занимающиеся скотоводством, настолько отвыкли от охоты, что и дети их проводят время в праздности, пока не достигнут того возраста, когда смогут принять участие в так называемой облаве. Нерчин­ские тунгусы, несмотря на то, что кормятся почти исключительно скотоводством, все же учат детей искусно стрелять из лука. Это делается и у якутов, но в особенности отличаются этим лесные тунгусы и прочие народы, по-прежнему занимающиеся преимущественно охотой.
        Пятилетнему ребенку отец уже делает лук и стрелы в соответствии с его ростом и силами, ставит ему цель и показывает, как нужно пускать стрелу. Для ребенка это даже не учение, а игра. Собравшись вместе, дети всегда соревнуются в стрельбе. Во многих городах (прежде всего, в Якутске, Иркутске и Мангазее) мне доставляли удовольствие тунгусские аманаты, среди которых встречаются совсем юные. Когда я раззадоривал их на то, чтобы показать свою ловкость в стрельбе, то они зачастую превосходили в этом взрослых людей из других народов.
        Обучение девочек начинается не так рано, но и они привлекаются к выполнению домашних работ по достижении подходящего возраста. Шитье, вышивание, выделывание шкур и кожи и изготовление из них всякого рода одежды, уход за скотом, пастьба оленей — все эти навыки девочка воспринимает от матери.
        Надо сказать, что дети воспитываются с недостаточной строгостью, с чем связан недостаток почтения по отношению к взрослым. Очень редко в качестве наказания родители бьют своих детей. Молодежь растет в грубой дикости. Достигнув возмужалости, сыновья не совестятся обходиться с отцом в случае ссоры как с чужим человеком. У вспыльчивых тунгусов никого не удивляет и не возмущает, если сын вызывает своего отца на поединок, а тот принимает вызов

        0
        • Быйанг
          31 августа  

          1,
          Так это про тунгусов, а не про эвенков...
          Тунгусами назвали все кочевые народы, многие из ранее называемых тунгусов остались со своими родными названиями, к примеру, нгасаны = ня, няа, эвены = эбээн,юкогиры = одулы, ненцы = ненэй ненэч, хасово, нещанг. итп итд, эвенками стали слишком маленькие народы, можно сказать семьи и общины которые кочевали самостоятельно по всей Сибири, Северу и Дальнему востоку

          0
  • Быйанг
    9 августа  

    Тунгусы это есть эвенки. А Орочоны живут в Монголии и Китае

    0
    • 1243
      10 августа  

      Быйанг, прочитал?

      "Тунгус" -

      Цитата:
      Первым историческим народом тунгусо-маньчжурской группы были раннесредневековые Мохэ, которые считаются потомком народа сушень из низовий Хуанхэ

      0
  • 1243
    10 августа  

    Цитата:
    предки якутов стали заселять территорию северо-восточной Сибири еще в 9 веке, а маньчжуро-язычные племена перекочевали с территории Маньчжурии несколькими столетиями позже

    0
  • 1243
    10 августа  

    Никаких эвэнков, эвэнов и тому подобных до Якутов в Якутии не было.
    Хватит фантазировать.

    0
  • .
    10 августа  

    Тунгусы от якутского слова тонус произошло. Тон Уус, а не омук!
    Тонусов называли якуты живущих кочевьем,туда-сюда якутов. Это были якуты,но не эвенки и эвены. Историю все переписали в 1930 г.,чтобы организовать эвенкийский автономный округ.
    Если были бы другим народом то якуты бы называли тономук.

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      10 августа  

      ., Верно, тунгуса манчжуры и есть саха. Здешние тем более. Все известные манчжурские правители имеют к тому же якутские имена. Нурхаһыы, Амбаҕай и прочее. И топонимы там якутские. Манчжурия и сама называлась КУЙААР, ну и Сахалин, Саха элээн сами за себя говорят!
      Да. и на памятнике Күл Тыгын написано,- Что пришли Саха и Манжу и войск стало пятнадцать тысяч! Значит всегда были вместе.
      Да и Чыҥыс хаан победив Манжур в сюзе с Китаем не стал их истреблять , а просто присоединил себе в Саха монгол улус.
      Ну и саха с гаплотпом С. которых более восьмидесяти тысяч никак не отличить от других саха. Так что мы и манжу есть единый народ. просто на манжу влияние Китая побольше будет, только и всего.

      0
  • Оленемер
    11 августа  

    Могул напиши все это в Википедию, а то там не знают еще про это.Научи их неучей этаких.

    0
  • Описание сибирских народов
    11 августа  

    Цитата:
    Герард Фридрих Миллер
    Естественная доброта и искренность тунгусов, не желавших бросить аманатов на произвол судьбы, и являлись истинной причиной их покорности. Наоборот, у других народов, занимающихся скотоводством и тесно живущих в степях или поселениями, было не так легко получить аманатов: чтобы защитить своих, они оказывали сопротивление, и тогда, зачастую, не обходилось без кровопролития. Таким образом, строптивость нерчинских тунгусов и податливость тунгусов лесных имеют один и тот же корень.

    Несправедливость, с которой относятся в Сибири к языческим народам, становится причиной того, что они очень робки. Во время нашего путешествия в Якутск мы встретили в Витимском округе нескольких туруханских тунгусов, возвращавшихся из района реки Витим, где они охотились, на свою родину на Нижней Тунгуске или Хатанге. Мы остановились около одной деревни (деревня Курейская) и увидели по другую сторону Лены тунгусов, идущих вдоль берега со всем своим имуществом. Но когда я отправил к ним посыльного с тем, чтобы они подождали меня, пока я к ним переправлюсь для расспросов, то все мужчины, шедшие впереди, сразу же скрылись в горах. И остановить удалось только следующий за ними обоз с женщинами, детьми и оленями. После того, как я переправился и не обнаружил никого, кроме женщин и несовершеннолетних детей, я осведомился о мужчинах. Однако никто из них не пожелал появиться, только один показался издали на вершине горы, чтобы наблюдать за тем, что мы станем делать с их женами, детьми и вещами. Я отправил к нему толмача, пытался и сам к нему приблизиться, чтобы заверить его в полной безопасности и пригласить для беседы. Только он не подпускал к себе никого ближе, чем на 15—20 шагов, потому что все время пятился, угрожая стрелами и луком, который все время держал натянутым в руках. Правда, его главным извинением было то, что ему нечего дать мне в подарок. Я заверил его, что не прошу подарка, а сам хочу сделать ему подарки, но и это нисколько не помогло. Наконец он сказал, что у них прошел слух, будто бы в верховьях реки Лены убили тунгуса. И, казалось, он как будто подозревал нас в том, что и мы причиним ему большое зло, посадим под арест или будем бить, пока он не поделится с нами своим имуществом: стало быть, иногда такое случается. Женщины тем временем уже изрядно освоились с нами, пришли на наше судно и взяли от нас подарки, которые мы предназначали их мужьям.

    И. Г. Гмелин, спутник Миллера в сибирских скитаниях, писал о тунгусах Илимского уезда: «Наконец, что касается нравов этих тунгусов, то они являются нечистоплотным, неотесанным и грубым народом. У них нет больших пороков, но, как я полагаю, скорее из-за недостатка возможностей для этого, нежели из-за природного отвращения к ним».
    На реке Лене я однажды имел удовольствие принимать на своем дощанике целую компанию тунгусских женщин. А когда я между другими приятными для них мелочами велел дать им немного муки и мяса, то они тотчас же стащили с себя чулки, и как ни были они грязны, все же без малейших сомнений наполнили их этими припасами.

    Лесные тунгусы часто ссорятся между собой. Кончается это, как правило, жестокими схватками.

    Надо сказать, что дети воспитываются с недостаточной строгостью, с чем связан недостаток почтения по отношению к взрослым. Очень редко в качестве наказания родители бьют своих детей. Молодежь растет в грубой дикости. Достигнув возмужалости, сыновья не совестятся обходиться с отцом в случае ссоры как с чужим человеком. У вспыльчивых тунгусов никого не удивляет и не возмущает, если сын вызывает своего отца на поединок, а тот принимает вызов.

    0
  • Быйанг
    12 августа  

    1243,
    Я прочитал, а ты сам то читал что копипастишь?

    Цитата:
    Якутские и Нерченские Тунгусы
    Значит были Нерченские тунгусы, были и Якутские тунгусы — очень я тут постоянно говорю.. — Тугусов разных народов (якутов, бурятов итп итд) было много, по-численности их было очень мало. Жили тунгусы семьями и родами по всей Сибири, Северу и Дальнему востоку на больших расстояниях друг от друга, и тунгусы были разных народов. Вот и всех объеденили под одним названием - Эвенки (Эбэнки).. о чем я говорю все время

    0
    • Крио
      12 августа  

      Ха,"очень я тут постоянно говорю".

      Пишешь, Быйанг, что "тунгусы были разных народов".
      И каких ты тунгусов знаешь - татарских али, хе-хе, чукотских?

      Вообще, ни Быйанг, ни 1243 в этнографии не петрят, а пишут отсебятину.
      1243, ссылаешься на Вики, гласящую, что "Прародиной тунгусо-маньчжурских народов в эпоху неолита было южное Прибайкалье", а что, предки саха, в Прибайкалье, стало быть, не жили?
      "Многие современные ученые считают, что предки якутов стали заселять территорию северо-восточной Сибири еще в 9 веке, а маньчжуро-язычные племена перекочевали с территории Маньчжурии несколькими столетиями позже".
      Что за учоные-то? Назвал бы их ФИО.

      0
  • Юпи
    12 августа  

    Тунгус от якутского слова тонус. Тон Уус. Живущие в кочьевях якуты и занимающиеся оленеводством. Для удобства взятия ясака казаки разделили оседлых на якутов, кочевых оленных на тунгусов. А так все они были якуты,просто якуты-оленеводы,охотники. Не занимающиеся скотоводством.
    А название тунгусы потом это появилось. Все они говорили по-якутски конечно. Даже все названия оленей все якутские, ни одного эвенкийского, то есть негидальского.
    А Василевич словарь царского ученого нашла негидальского языка и переименовала в эвенкийский.
    Так появились с помощью пера в кабинетах Ленинграда народ эвенки.

    0
    • Крио
      12 августа  

      Слыхали эту жёванную-пережёванную лживую жвачку.

      А теперь, Юпи, объясни, как это можно создать "искусственно" целый народ?
      Вот представь, что тебя, Юпи, вызвали в сельсовет или там в райком, и строго внушают:
      "- Ты теперь состоишь в новом народе! Понял? В юпийском! Вот те словарь юпийского языка, чтоб выучил и сына своего научил к 1 сентября! Обучение теперь будет не на русском или якутском, а только на юпийском!
      Не выучишь - накажем! Всё, иди, и не забывай, до 1 сентября лишь две недели осталось.
      Э, стой! Тохто! Завтра ещё ты должен придти в свой сельский клуб - будешь учить юпийские танцы".

      Тебе трудно такое представить? А не трудно думать своей головой, а не голвёнками Быйанга или там саксака либо натана?

      0
  • историк
    12 августа  

    Как может быть тунгус якутом ? Если сами якуты и назвали тех людей кто не понимает якутский язык - тунгусами ?

    При этом у тунгусов свой эвэнкийский язык и свой уклад жизни - оленевоство.

    А саха-якуты имеют другой язык не тунгусский , а тюркский - то есть якутский язык. И свою культуру и образ жизни коневодство и скотоводство.

    Так что тунгусы это один народ ,а якуты это другой народ. И друг руга они не понимают - потому что у тунгусов язык - тунгусо-манчжурской группы языков в которую входят и буряты и монголы.

    А якутский язык входит в семью тюркских языков.

    То есть более цивилизованные были вначале якуты, и принесли тунгусам - знания и культуру, железные изделия.

    тунгусы и до сих пор живут в лесу и в тундре.

    0
  • Яхад
    12 августа  

    Многие тунгусы стали якутами. Это нюрмаганы. Баяки. Сологоны. Угулээты. Долганы. Буляши.
    Их потомки заявляют что тунгусов не было. Были одни якуты.

    0
  • Д
    12 августа  

    Угулээт, сологоннор это же роды обычные якутские, как хангаласцы,бетюнцы, болугурцы, ботулинцы, еспехцы, бордонцы и т.д. какие же это народы.
    Между прочим, у ессейских якутов сохранились фамилии родов,откуда они Еспех,Осогостох, Ботулу, Маймага и т.д.

    0
  • Афанасийй
    Афанасийй
    афанасий корякин
    12 августа  

    Дурдом! Всем учить эвенкийский язык!

    0
  • бм
    13 августа  

    Якутия глазами первых японцев

    в 1745 году, короче в середине 18 века около Курильских островов терпит кораблекрушение судно японских рыбаков, семеро тонут, 10 были спасены камчатскими сборщиками ясака и переправлены в Охотск. А потом с Охотска оправляют их в Якутск, там они по приказу Петра 1 открывают вместо закрытой в то время Навигацкой школы Японскую школу. Так что, якутяне уже учили японский язык с того времени.
    В 18 веке японский ученый Кацурагава Хосю со слов возвращенных рыбаков пишет книгу "Краткие вести о скитаниях в северных водах", там он описывает о России, три страницы посвящены описанию жизни и быта якутов
    Далее отрывок от текста книги;
    "Местные жители называются якуты. Их поселения разбросаны между Охотском и Иркутском. Якуты - мужчины и женщины - заплетают волосы в косы. Волосы и глаза у них черные. Одежду они шьют из шкур коров и лошадей. Одежда просторная, в длину едва доходит до пояса. Суконную одежду носят только некоторые из богатых якутов., но нижнее белье и у благородных и у черни - из полотна. Их дома очень низкие, крыши делаются плоскими, без коньков. Стены обмазываются коровьим навозом; пол в домах земляной, только для спанья сделан высокий настил.
    Среди якутов много богачей, имеющих каждый по тысяче с лишним коров и лошадей. Однако их одежда,жилище и прочее особенно не отличаются от бедных".
    (Якутск вечерний, от 22 июня 2018 г.).


    p.s. Ну вот, никаких тунгусов и эвенков не существовало от Охотска и Иркутска, все были якуты. Никто и не жил я чумах, а жили в обычных якутских балаганах и занимались разведением коров и лошадей.
    Профанацией занимались в одно время Институт северных народов и языка созданный в Ленинграде в 1920 гг.

    0
  • Текст
    13 августа  

    Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.
    Сосуществование кочевников-якутов с другими народами не всегда носило мирный характер: так, легендарный хангаласский тойон XVI века Баджей был убит восставшими против него эвенками (тунгусами). Его знаменитый внук тойон Тыгын небезуспешно пытался объединить якутские племена в 1620-х годах, однако, в конечном итоге, вынужден был подчиниться русским.
    В Википедии о якутах так написана. Текст Вики показывает трусливость административных органов и в целом.
    Весь текст похож на издевательство. Если у других народов подробно расписаны крупные исторические личности.
    Духовная и материальная культура. То здесь ничего такого нет. Зато о сахалярах написео.

    0
    • !
      13 августа  

      Текст, что значить предпологается, ты меньше читай литературу сочиненную имперцами-тюркофобами.
      Якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы еще до тунгусов.
      Оленеводческие термины имеют якутские корни.

      0
      • Крио
        14 августа  

        Ха, "имперцы-тюркофобы". Ты что, !, видишь главную угрозу от имперцев в эвенках?

        Экая наивность.
        А когда зовут на акции протеста против строительства химзавода и когда происходит "федерализация" собственности республики,
        ты тратишь время, сидя на .опе за компьютером и надувая щёки супротив эвенков.

        0
        • !
          14 августа  

          Крио, вот именно! Сейчас идет разговор о создании Арктического региона, отчленив арктические улусы от Республики.
          Имперцам легче манипулировать над малочисленным народом. Ведь не зря идет в арктических улусах эвенкизация, т.е. создание эвенкийских нацианальных наслегов, улусов, хотя там якутов большинство. Если в наслеге проживает 30% эвенков, то наслег переходит в статус нацианального, и якуты автоматически теряют полное право в этих землях считаться коренными.

          0
          • Крио
            14 августа  

            Кто это тебе такое сказал, что

            "якуты автоматически теряют полное право в этих землях считаться коренными"?
            Или где это написано? Будь добр, явить источник.

            Опять же "отчленение арктических улусов от Республики" возможно лишь при референдуме.
            А как они могут быть "отчленены", если сам пишешь - "там якутов большинство"?

            Вотше, создаётся такое впечатление, что иные форумчане считают свою жизнь скучной и серой,
            отчего пытаются здесь изображать героев-спасителей Якутии с помощью, ха, эвенкоборства.
            Это я ещё мягко выразился.

            0
          • 1
            14 августа  

            !, ты чооо с тандыра упал!!
            Эвенки никогда не жили севернее Амги!!))
            Никогда на земли эвенов и юкагиров не претендовали!!

            0
        • !
          14 августа  

          Крио, а вы знаете Ленские столбы сдали именно эвенки федералам!
          Их голос играл решающую роль, как народ проживающий в этом парке.

          0
          • Крио
            14 августа  

            И среди тех, кто считает свою жизнь скучной и серой,

            и пытается здесь изображать героев-спасителей Якутии с помощью, ху-ху, эвенкоборства, явно числишься ты, !

            Если тебе не понравились эти слова, приведи имена этих "сдавших" Ленские столбы.
            А то вроде как просто шалаболишь и воздух попусту сотрясаешь.

            0
            • !
              14 августа  

              Крио,

              Цитата:

              СӨ Айылҕа харыстабылын миниистирэ Сахамин Афанасьев:
              «Өлүөнэ туруук хайалара» паарка сиригэр-уотугар сэттэ родовой община баар. Ааспыт сайын бу федерализация тиэмэтэ дьүүллэһиллэрин саҕана, родовой общиналар хомойуох иһин, «Мы за федерализацию!» диэн транспарант тута-тута хаартыскаҕа түһэн, Интэриниэти бараабыттара. Федеральнай бас билиигэ барыы тугунан диэлийиэн өйдөтө сатаабыкка биир родовой община бэрэстэбиитэлэ «Биһиги Арассыыйаны кытта 350 сыл олордубут, онон этническэй боппуруоһу бэйэҕит интэриэскитигэр туһана сатаамаҥ!» диэн бэрт түгэхтээхтик сааммыта эмиэ баара...

              0
            • Могул
              Могул
              Ветеран
              14 августа  

              Крио, эх. слаб ты в мачемачике. явно слаб. Тебе сказали, егда ТРИДЦАТЬ процентов! А ты все равно понял по своему!!?

              0
  • !
    14 августа  

    В Ленских столбах, в Хангаласском улусе оленеводство, родовые общины искусственно созданы только недавно. Раньше там оленеводства не существовало:

    Цитата:

    NikBara:
    когда я работал в Хангаласском улусе, мы как-то проводили совещание по оленеводству, ни у кого оленей не оказалось... Но в детстве, в Кытыл-Журе, я помню как-то приходили эвенки на оленях... Лет 50 назад...


    http://www.dnevniki.ykt.ru/NikBara/1074561


    Возникает вопрос!
    В чьих интересах создание таких искусственных родовых общин, оленеводства

    0
    • Крио
      14 августа  

      И что это вы протарахтели? Сами-то поняли, что накалякали?

      С Могулом-то ясно, ему бы лишь бы повопить, как обезьяне, вырвавшейся из клетки в лес.

      А ты, !, чего дубеешь? Тебя спрошено - где ФИО эвенкийских деятелей, ратовавших за федерализацию Ленских столбов?
      Наивно этак суёшь ссылку, где чёрным по белому написано, что министр охраны природы Сахамин Миланович Афанасьев за федерализацию,
      а депутат Голомарёва, председатель Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Ил Тумэна - против федерализации.

      Или ты по своей простоте и из-за рубцов вместо извилин считаешь министра Афанасьева - эвенком?
      Ну ты пустозвон, оказывается, и ещё - диванный "спаситель" республики.

      0
      • !
        14 августа  

        Крио, ты умеешь читать по якутски?:

        Цитата:
        «Мы за федерализацию!» диэн транспарант тута-тута хаартыскаҕа түһэн, Интэриниэти бараабыттара.


        http://kyym.ru/sonunnar/ajyl-a/645-l-ne-turuuktara-ystaraaptan-b-lenii-kimiekhe-okhsuulaa-yj

        0
      • !
        14 августа  

        Крио, тебе что мало!? что вышли представители родовых общин с транспарантами "За федерализацию"?

        0
        • Крио
          14 августа  

          Ха, сразу же поскромнее и повежливее стал !, когда у него остался последний аргументик

          - ы, вышли с транспарантами. А где фото энтих транспарантов?

          Сама депутат Голомарёва, которая вроде бы должна бегать с этими транспарантами - была и есть против федерализации.
          И Сахамин Афанасьев - тоже вроде бы не тунгус.
          Кричали громчей всех за федерализацию опять же не эвенки, а Членов и Парахин. Ты можешь представить Хабырыла Парахина верхом на олене или хотя бы живущим в чуме?

          Матчасть тебе нужно учить, диванный "спаситель". Между прочим, благодаря эвенкам-то и сохранилась территориальная целостность Республики в 1992 г. Крепче держись за диван и не вздумай рухнуть на пол, отшибёшь ещё себе на плечах кое-что, где у тебя и так не густо засеяно.
          В 1992 г. в Нерюнгринском районе кое-кто начал вопить о необходимости отделения от РС (Я) и присоединения к Хабаровскому краю. Поддержали эти вопли Сергей Юрков и Людмила Медведева, глава Русской общины РС (Я), ныне покойная.
          Тогда неожиданно эвенки Хабаровского края высказались о том, что хотят, чтобы их территория была передана Якутии, ибо в Хабаре никак не заботятся о них, даже учебники для эвенкийских школ не хотят выпускать.

          И тогда нерюнгринские "сепаратисты" заткнулись. Явно им из Москвы велели после такого "хабаровского" контраргумента не вякать.
          Если не веришь - то топай в библиотеку и читани газеты за лето 1992 г., особливо "Молодёжь Якутии", где Юрков истекал слюнями от сахафобии.

          0
          • !
            14 августа  

            Крио, дай ссылку на источник о спасение Республики эвенками, доморощенный сказочник пилолог.
            Смешно даже твои фантазии сказочки читать о том что эвенки спасли якутию.
            Иди поветрись.

            0
            • Крио
              14 августа  

              Ты что, диванный пустозвончик, читать не умеешь?

              Для тебя же персонально написано - "Молодёжь Якутии", подшивка за 1992 г.
              Подымай свою толстую казённую часть и бегом в библиотеку.

              "Молодёжь Якутии" - это газета такая, а то начнёшь ещё по своей глупости глядеть на молодых парней и девушек, пытаясь что-нибудь прочитать на их одежде. Знаем мы вас, затупков, хе-хе.

              0
              • !
                14 августа  

                Крио, там может и есть статья о Юркове и Медведевой, но ты доморощенный пилолог с дипломом СХФ оленеводство дай ссылку о героическом спасении эвенками Якутию.

                0
              • !
                14 августа  

                Крио, ты неужели настолько туп!?

                0
              • !
                14 августа  

                Крио, читал эту подшивку еще в 90-х, но твои фантазийно-сказочный боевик о героическом спасении эвенками якутию, впервые слышу от тебя, от тупого диванного инвалида впервые.

                0
      • !
        14 августа  

        Крио, ты настолько безаобразно туп доморощенный пилолог с дипломом СХФ оленеводство, сидишь еще тут обсуждаешь на исторические темы.

        0
        • Крио
          14 августа  

          Не крякай, дебил, утки всё равно это громче тебя делают.

          Беги в Пушкинку и читай "МЯ" за 1992 г.
          Авось тогда твои жалкие мозги со скрипом и скрежетом станут на место, хе-хе.
          Если они ещё у тебя под черепушкой сохранились, пустозвончик.

          0
          • !
            14 августа  

            Крио, там может и есть статья о Юркове и Медведевой, но ты доморощенный пилолог с дипломом СХФ оленеводство дай ссылку о героическом спасении эвенками Якутию.

            0
            • Крио
              14 августа  

              Да ты не просто дебил, да ещё и дебильчик ленивый.

              Или дебил-инвалид, не умеющий ходить?
              Ну, извини тогда, не знал.

              Но колясочка у тебя должна быть. А в Пушкинке есть пандус для колясочников.
              Посему ещё раз напоминаю - газета "Молодёжь Якутии", Национальная библиотека РС (Я), она же по старой памяти Пушкинка. Отдел периодики на первом этаже.

              Ах да, ты что то там блеял про обсуждение исторических тем. Так вот, историю изучают не по интернету, а бывая в архивах, библиотеках, музеях, опрашивая очевидцев и в археологических раскопках, ферштейн? Так что не бойся похода в библиотеку.
              Но если ты боишься туда зайти из-за того, что когда-то украл там "Космополитан" или какой другой женский журнал -
              - то извини, ничем тебе, пустозвончику, помочь не могу, хе-хе.

              0
              • !
                14 августа  

                Крио, для особо тупого диванного инвалида повторяю!
                Я читал эту подшивку еще в 90-х, но твою фантазийно-сказочный боевик о героическом спасении эвенками якутию, впервые слышу от тебя, от тупого диванного инвалида впервые.

                0
                • Крио
                  14 августа  

                  Непохоже что-то, что вообще читать умеешь, ха-ха, да ещё газеты.

                  Ты же, бедняжка, даже интернетные тексты по своему скудоумию с трудом одолеваешь.

                  Чисто из гуманности персонально для таких слабоумных, вроде тебя, поясняю, что написано про дискуссию о Ленских столбах сахалы:
                  депутат Елена Винокурова объясняет сторонникам федерализации, что ФЗ, федеральные законы - не есть образец законодательства, отчего у них бывают коллизии, несоответствия. И отчего коренные народы веками охотившиеся на своей земле теперь, после федерализации будут считаться браконьерами, даже если охотятся не ради обогащения, а лишь ради прокормления и даже с лицензиями федерального образца.

                  А ты, чугунолобый - ы, эвенки, эвенки.

                  0
                  • !
                    14 августа  

                    Крио, ты диванная тупость обьясни это родовым общинам, которые были за федерализацию Ленских столбов.

                    0
                  • !
                    14 августа  

                    Крио, читаю даже очень. А вот ты как видно по постам, показываешь полную слабоумность, только слюной брюзжишь!

                    Тебе дал ссылку, что родовые общины За федерализацию, а это до твоей деревянной как пробка голове не доходить.
                    Дурачок еще тут мямлить о каких то фантазийно-сказочных боевиках эвенках, о героическом спасении эвенками якутию.

                    Одним словом ты тупость!

                    0
  • Настоящий сологон
    14 августа  

    Цитата:
    Многие тунгусы стали якутами. Это нюрмаганы. Баяки. Сологоны. Угулээты. Долганы. Буляши.
    Их потомки заявляют что тунгусов не было. Были одни якуты.

    вот это верно

    0
  • Гым
    14 августа  

    Сказы (отчеты) 1730 г. Якутской области переписи.
    Югюлятский наслег Вилюйского улуса 3500 якутов обоего пола.
    Шелогонский наслег Западно-Кангаласского улуса 2500 якутов обоего пола.
    Нюрбинский наслег Мархинского улуса 4600 якутов обоего пола.
    Где вы видите тунгусов то!

    0
  • Гым
    14 августа  

    Харыялахский (Оленекский ) наслег 2400 якутов обоего пола.
    Бельгетский наслег (Жиганский) Верхоянского округа 3700 якутов обоего пола.
    Где вы видите эвенков и тунгусов!
    Хватит историю переписывать и сочинять.

    0
    • Крио
      14 августа  

      Ха-ха, а что весь Верхоянский округ состоял токмо из двух наслегов -

      Хапрыялахского и Бельгетскаго?
      А Вилюйский - токмо из Югюлятского наслега?
      А Западно-Кангаласский улус - лишь из Шелогонскаго наслега?
      Бедный-бедный Мархинский улус - у него лишь один Нюрбинский наслег...

      Что-то ты недоговариваешь, бесхитростно этак.

      0
      • !
        14 августа  

        Крио, ты диванная тупость, кроме брюзжание слюной, ничего не умеешь, никаких фактов, доводов, только истеричное брюзжание слюной, я тебя попросил дать ссылку о фантазийно-сказочных боевиках эвенках, о героическом спасении эвенками якутию.
        Сидишь тут слюной брюзжишь!

        0
        • Крио
          14 августа  

          Ху-ху, "читаю даже очень". А чего тогда не прочитал, что говорила Голомарёва?

          Эвенкам-то и не выгодна, получается, федерализация, а ты всё гундишь - транспарянты, транспарянты, не указывая ни даты, ни фото, обиженный пустозвончик.
          До библиотеки-то дополз или ножки подкосились?

          0
          • !
            14 августа  

            Крио, Дурость причем тут Голомарева.

            0
            • Крио
              14 августа  

              Да, дурость, согласен - у тебя её полно в головёнке.

              Ибо ты так и не понял, при чём здесь Голомарёва.
              Накопипастил, бедняжка, - а что там в копипасте-то, ! не дано разобраться по причине скудоумия,
              и не знания им якутского языка, хе-хе.

              0
              • !
                14 августа  

                Крио, дурость эта у тебя в голове пустота, причем тут Голомарева, еще раз спрашивается.
                Ты в натуре тугодум!?

                0
              • !
                14 августа  

                Крио, кто искусственно создал родовые общины в хангаласском улусе, где не была оленеводства, тем более внутри нацианального парка?

                0
                • Крио
                  14 августа  

                  Ху-ху, уж не думаешь ли ты, что их создал я?

                  Запроси администрацию Хангаласского улуса - кто энто посмел их создать тута?
                  В чём проблема-то? Не боись, ты же у нас "спаситель" Якутии, пусть хоть и диванный, хе-хе.

                  0
        • 123
          1 сентября  

          !,

          Да не спорьте вы, мои дорогие...не будьте игрушками у манипуляторов. Якутия-это Якутия.Саха Сирэ....Вы, Мы...все живущие здесь...корнями приросли к нашей земле, да родственные отношения никуда не скинешь. Сделают земли якуцкие эвенкийскими. Кто пострадает в первую очередь?! Конечно, все те, кто живёт на этих недрах...неужели не понятно?! В первую очередь, якобы поддержат, а далее?? Выпрут по частям же ведь...разделяй и властвуй. А вместе-это всегда сила. Так что, грешно поддаваться всяким провокациям извне...а поддерживать=это пойти супротив себя. А этого и добиваются же ведь. Неужели не понятно. Вот печально-удивительно. Сами роете себе яму лишь бы туда упасть-пропасть...Печально всё это...знаете

          0
  • Хэн
    14 августа  

    Тунгусы переселившись в Якутск стали русскоязычными якутами
    Один Могул остался в тацге с единственным оленем

    0
    • Быйанг
      30 августа  

      Хэн,

      Якуты — это народ который в самоназвании себя называет - Саха.
      Якут/якуты = Саха/Сахалар.

      Эвенки - это бывшие тунгусы - кочевой народ

      0
  • Гым
    14 августа  

    Сотни якутских наслегов было по всем улусам Якутской области. Сотни. А это привел твои дескать тунгусов и эвенков архивное доказательство кто в этих наслега жил.

    0
    • Крио
      14 августа  

      Ха-ха, а то тут никто не знал без тебя

      что "Сотни якутских наслегов было по всем улусам Якутской области".

      Ты чего не называешь какие наслега были ещё в Верхоянском округе, кроме Хапрыялахского и Бельгетскаго?
      И в Вилюйском, кроме Югюлятского наслега?
      А в Западно-Кангаласском улусе, кроме Шелогонскаго?
      И в Мархинском улуе - кроме Нюрбинского?

      Ты же вроде как читал "Сказы (отчеты)" 1730 г.
      А не называешь явно потому что там, в других, не названных тобой наслегах жили ещё и тунгусы.
      Экое ты бесхитростное дитя природы, Гым.
      Ежели тебе не нравятся эти слова - перечисляй всё, все наслега, с их нац. составом, простодушный ты наш.

      0
  • oidov
    22 августа  

    Про тунгусов не придумывайте . Они шли вслед за ягелем и оленями .
    Это в основном нагорья .Албанские , Верхоянские , Колыма , В амурской области Вообще где горы и нагорья , где может расти ягель .
    Например в Олекме , в горной местности , некоторые рода эвенков оленеводов , пришли лишь перед ВОВ, например род Героя Кульбертинова из Амурской обл.

    0
    • Быйанг
      30 августа  

      oidov,

      Кульбертиновы записались эвенками не так давно, в старых документах они числятся якутами. Сам Кульбертинов - который снайпер, пошел и вернулся с ВОВ якутом, во всех документах его национальность записана - Якут. Это в последнее время он или его стали называть эвенком, видимо его сыновья или внуки записались эвенками.

      0
      • 123
        1 сентября  

        Быйанг,

        вот это верно) потом...родственники ли...самделишные???

        0
  • 234
    30 августа  

    Тунгусы жили здесь со дня сотворения мира и плевать они хотели на великие переселения и расселения людей по всей планете.

    0
    • Быйанг
      30 августа  

      234,
      Здесь - это в Красноярском и Хабаровском края и в Амурской области? Или в Чите и Бурятии?

      Я тебе вот что скажу - Тунгусы жили по всей Сибири, Северу и Дальнему востоку. к 1900-м годам их численность насчитывалось примерно, около 10 000 человек на всей территориии Севара России, Красноярского и Амурского краев, Брибакалья и Дальнего востока.. Ты можешь себя на каких расстояниях жили тунгусские семьи друг от друга на таких больших расстояниях? А когда образовалась СССР, тугусам дав название Эвенки им, как и всем другим народам распределили землю дав одинаковы старт как и всем другим народам СССР территорию. Эвенки захотели стать эвенкийским округом при Красноярском крае. Они так решили что бы не перемешаться с Якутами. Эвенкия находится в Красноярском крае.

      0
      • 234
        30 августа  

        Быйанг, я знаю, где жили тунгусы. А вот в какой день был сотворен мир? Просто читаю тут и удивляюсь спорам, кто здесь из ныне живущих в Саха сирэ кмнЕстей, когда как все знают, кто и когда откуда пришёл, хотя бы примерно.

        0
        • Быйанг
          31 августа  

          234,
          Якуты никогда не были в числе кмнс и никогда не будем. Нас около 500 тысяч, а кмнс-сами называют те народы которых меньше 50-ти тысяч человек

          0
  • Быйанг
    30 августа  

    Орочоны как жили в Китае так и живут там.
    Не путайте Орочонов с тТнгусами и тем более с Эвенками. Орочоны - китайский народ, который живет в Китае

    0
  • Быйанг
    30 августа  

    Цитата:
    Хэн 14 августа
    Тунгусы переселившись в Якутск стали русскоязычными якутами
    Один Могул остался в тацге с единственным оленем

    Эвенки не Якуты. Якуты это народ который себя называет Саха/сахалар — Ураанҥхай саха/Ураанҥхай сахалар
    Саха - самоназвание Якутов.

    0
  • Быйанг
    30 августа  

    Хэн,

    Якуты все русскоязычные. Якутов которые не знают русского языка нет и не существует таких в природе. Печально, но у нас есть якуты которые не знают своего родного языка. Но называть только тех кто не знает своего родного языка русскоязычными не правильно. Все якуты русскоязычные, и мало того - все якуты двуязычные - одинаково хорошо владеющие русской и родной речью.

    0
  • Быйанг
    31 августа  

    234, какой год со дня сотворения мира?

    А вот якуты знают, что казаки на землях Якутов обнаружились в 7093 (93) году

    0
    • 234
      22 сентября  

      Быйанг, мин тоҥустартан сөҕөбүн, кинилэр этиилэринэн кинилэр манна чуть ли не со дня сотворения мира олорбуттар юhю. Это я имею ввиду.

      0
      • и от маньчжур
        22 сентября  

        они от чумы убежали с амура и с сев. китая

        18 веке чтоли. а хвастливость у них думаю от китайцев

        0
  • Галс-галс
    1 октября  

    Ну что Тунгус саки все открешитесь от своих Тунгус братьев родных ))))

    0
  • oidov
    1 октября  

    Вот и вы заразились от зомбоящика . Послушание зомбоящик , начнете все народы ненавидеть :украинцев , прибалтов , пендосов , еврососов .
    А самих вас потом обзовут обезьянами или чернопопыми )))

    0
  • даааа.
    8 октября  

    Совсем быйанг не стал спамятью дружить; 9августа-тунгусы это и есть эвенки.31-августа:про тунгусов , а не про эвенков. Вобще запутался.И только больше вреда и меж нац. вражды вносит.Всё время аргы пьёт чтоли?

    0
Ответ на тему: Орочоны. Тунгусы. Эвенки. Из каких мест прикочевали?
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания