6 лет на форуме Автор 3 уровня Топ пользователь Все
Награды
6 лет на форуме
6 лет на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Три долины. "Туймаада", "Энсиэли" и "Эркээни".
  525
Начнем пожалуй с Туймаады.
Туймада - страна Тойма
Тойма как топоним
На мой взгляд, мнение о том что топоним Тойма происходит от санскрита, высказанное А.Н. Синицыной и пересказанное А.В. Русановым (председателем Верхнетоемского краеведческого общества) в статье "Ещё раз о гербе района" а также в ПОЛОЖЕНИИ о гербе муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», является мягко говоря "очень смелым", и скорее всего было подвержено влиянию "выдать желаемое за действительное".
Племена, которые якобы жили на этой территории до финно-угров, о которых пишется в статье, очевидно должны быть родственны Праиндоевропейцам или Ариям, что гипотетически может дать связь с санскритом. И предлагаемый авторами перевод слова Тойма, как состоящая из воды или водная, имеет определенное нелингвистическое подтверждение.

С достаточно долей уверенности можно утверждать, что Тойма является гидронимом. Это подтверждается наличием нескольких рек с таким названием (см. Тойма) и населенных пунктов, расположенных вдоль этих рек. Ареал распространения достаточно обширный: от Архангельской области до Татарстана.

Как бы там ни было, лично мне кажется более оправданной является именно финно-угорская связь, выраженная в перекликании русского Тойма с удмуртским Туймы (река)[1].
Чтобы подтвердить или опровергнуть тезис "Тойма происходит от санскрита", нужно мнение специалистов в области лингвистики и истории, которых приглашаю высказываться. --Diimaha 09:39, 25 марта 2010 (UTC)
Ответов 11 Написать ответ
  • nathan
    3 июля  

    "Энсиэли"
    Согласно Я.И.Линденау, и род Энсиэли (намцы) происходит от Омогоя, который был из рода Боотулу [Линденау, 1983, с. 21]. Нельзя не заметить, что в архивных документах Агаселейская или Енесильская волость упоминается отдельно от Намской.

    image

    1
  • nathan
    3 июля  

    "Эркээни"
    Оргутский род «пеших» якутов или архивных «туматов» представляются поздним Ёргюётским наслегом Вилюйских улусов. Это имя стоит в одном ряду с эргитами, эльгейцами, эргисами в составе центральных и вилюйских саха. Эти якутские названия родов сравниваются с этнонимами саяно-алтайских тюрков - эргит, иргит. Этимология этнонима иргит связывается с лесным народом ойин-ирген у Рашид ад Дина (гипотеза Г.Н.Потанина). Еще привлекает письменно-монгольское
    «эргекуты – одно из халхаских поколений», сопоставляемое с er-ke-hud «христианские духовные лица, христиане вообще». В итоге лингвистического анализа получается форма типа эркээт ~ эркиит [Татаринцев, 2009, с. 196].

    Бома обитали к северу от Древнетюркского каганата, при этом алаты были родственны древним тюркам, что прямо свидетельствует о тюркоязычии данного племени: «(Путники) достигают (Бома), миновав кочевья пяти больших туцзюэских племен. Имеют 30 тыс. солдат и 300 тыс. лошадей. Государством Бома управляет эркин, бома от тюрок туцзюе ничем особенным не отличаются» [Малявкин, 1989, с. 104].

    Эркин ...стена; таас эркин каменная стена.

    image

    1
  • nathan
    3 июля  

    ойин-ирген у Рашид ад Дина
    Здесь расположены 4 наслега — Тёхтюрский (сёла Тёхтюр и Карапатское), Октёмский (сёла Октёмцы и Чапаево), Жерский (село Улах-Ан) и Немюгюнский (село Ой).

    1
  • nathan
    3 июля  

    «Там, где расширяется Лена- река, находятся две горы Ытык Хая [Южная почтенная гора, высокий горный мыс на р. Лене в 28 км к югу от Якутска, местное русское название: Табагинский мыс. Хотугу Ытык Хайа — Северная почтенная гора, 25 км севернее Якутска, местное название: Кангаласский камень, в старину его назвали Сур- гуев камень»]. Южная Ытык Хая создана (с предназначением) для размножения лошадей, а Северная Ытык Хая создана (с предназначением) для размножения рогатого скота. Немного ниже Ытык Хая выросли три прекрасные ели. Там стоят старик со старухой и приветствуют [всех] словами: “Мы — духи-иэйэхситы [«Иэйэхсит — общее название божеств женского пола, покровительствующих людям, лошадям и рогатому скоту»] этой страны, мы кормим и одариваем каждого приходящего”

    1
  • nathan
    4 июля  

    "Энсиэли" Енесильская волость упоминается отдельно от Намской.
    В Намском улусе нашли мамонтовую кость с древнетюркскими рунами...Как сообщили в пресс-службе СВФУ, находка представляет собой артефакт с древнетюркскими руническими надписями на классическом алфавите орхоно-енисейского типа, состоящий из четырех слов и выгравированный на кости мамонта.

    0
  • nathan
    5 июля  

    Три долины носители гидронимов Туймаада (Тойма, Томь), Енеси (Енесей) и "Эркээни".(Орхон).

    0
  • nathan
    5 июля  

    В. В. Бартольд К числу немногих памятников, представляющих одинаковый интерес
    для турколога-лингвиста и для историка, принадлежит древнейший датированный памятник турецкого языка, исторические орхонские надписи VIII в., открытые и разобранные во второй половине XIX в.2. Эти
    надписи принадлежат первому по времени народу, называвшему себя турками
    , выступившему в VI в. и сразу подчинившему своей власти все степи от границ Китая до границ Персии и Византии. Об этих турках мы поэтому располагаем более разнообразными источниками, чем о прежних кочевых государствах, о которых знали только китайцы. Турецкое происхождение завоевателей VI в. считалось вполне установленным еще
    до разбора оставленных ими надписей. Если толкование китайской транскрипции тукюе как т у р к возбуждало некоторые споры, то не могло быть спора о толковании слова Topxot византийских источников .

    0
  • nathan
    13 июля  

    «Шелком стелются луга за рекой Тоймой...»

    «Туймы сьöрын» (песня), «Шелком стелются луга...» (песня), Алнашский район, Архангельская область, Атаманов Михаил Гаврилович, Байтеряков Н. С. Туймы дурысь чуръёс, Байтеряков Николай Семенович, Географические названия, Гидронимы, город Елабуга, деревня Удмуртский Тоймобаш, Корепанов Герман Афанасьевич, М. В. Соловьев «Туймыйыл = У истоков Тоймы-реки», М. Г. Атаманов «История Удмуртии в географических названиях», О. А. Фокина «За той за Тоймой...», Пермские языки, Поскребышев О. А. Две Тоймы, Поскрёбышев Олег Алексеевич, Регионы России, река Верхняя Тойма, река Кама, река Нижняя Тойма, река Северная Двина, река Тойма, Реки России, Русский Север, Семакин Владимир Кузьмич, Соловьев Александр Васильевич, Соловьев Владимир Михайлович, Соловьев Михаил Васильевич, Тойма (этноним), Топонимия, Фамилии, Финно-угорские народы, Фокина Ольга Александровна, Этнонимы

    Генетика

    Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты[10]:

    Гаплогруппа    Число индивидов    %
    N     33    62.3
    R1b1b2     11    20.8
    R1a1a     9    17

    0
  • nathan
    13 июля  

    Архангельская область...Ветвь N1a1 определяется мутациями M178 и P298, до 2008 года обозначалась N3a. Почти все представители N1a относятся именно к N1a1. Учитывая, что N1a сильно преобладает в составе N вообще, то же самое можно сказать и про N1a1.

    Её частота достигает 60 % у финнов и около 40 % у латышей и литовцев[17]. В северных русских популяциях встречаемость этой гаплогруппы также довольно высока (около 30 %), максимальное значение выявлено у населения Лешуконского района Архангельской области (46 %, выборка «Мезень»)

    0
  • nathan
    13 июля  

    Хара сагыл
    Когда еще предки якутов не дошли до реки Лены, в этой стране жило чужекровное племя хара сагыл [Хара сагыл — досл, «черные сагылы» — название племени, по преданиям, обитавшего в Якутии еще до прибытия туда предков якутов Омогоя и Эллэя]. Рассказывают, будто [люди этого племени] совсем не разводили скот, а добывали себе пропитание тем, что охотились и рыбачили. Оно было малочисленное и особенно не увеличивалось, не размножалось. Ко времени прибытия предков якутов — Омогой Баая и Эллэй Боотура — хара сагыл были здесь коренными жителями. Они не имели сил стойко сопротивляться и противостоять пришлым якутам. Они соединились и смешались с якутскими родами, и потомки их, очень немногочисленные люди, до недавнего времени вели кочевую жизнь, занимались охотой. Тогдашние якуты называли эти поколения «ставшие ветром», или «развеянные ветром» [Тыал буолбуттар — досл, «ставшие ветром, т.е. рассеявшиеся по дуновению ветра; прозвище данное якутами потомкам хара сагылов» [ИПРЯ, ч. 1, с. 282].]. Слышно было, что развалины жилья «ставших ветром» изредка попадались в улусах и наслегах. Потомки их обитали в Борогонском и Мегинском улусах. Якуты их не любили, боялись их трогать, обычно отмахивались, говорили: «Это — коренные жители, ой, они потомки хара сагыл, “ставших ветром”».

    0
  • nathan
    13 июля  

    коренные жители, Ой...гур - Уйгур напрямую связана с этногеографическим понятием «лесные народы» (ойрат, предположительно от «ой» — «лес», «арат» — «народ». По такому же принципу, по-видимому, образовано и словосочетание «хоин-урянх» — «лесные урянхайцы»), а сам этноним уйгур буквально означает, по нашей интерпретации, «народ из горной долины».

    0
Ответ на тему: Три долины. "Туймаада", "Энсиэли" и "Эркээни".
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания