1 месяц на форуме Автор 3 уровня Топ пользователь Все
Награды
1 месяц на форуме
1 месяц на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
1000 просмотров
1000 просмотров
Думаю, когда кыргызы жили на Енисее, их язык был более близок к саха.
  1783
С переселением на нынешнее место, на них повлияли уйгуры, казахи и узбеки.
Какую-то статью читал про сравнение тюркских языков с саха, и там в предложениях из трех слов ближе всего были кыргызы.
Например, у них есть "елек" как наше "илик". Только они вроде пишут слитно "кэлэ илик" - "келелек", типа того.
Ответов 95 Написать ответ
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    17 марта  

    Конечно. Улуу только у саха и кыргызов одинаково звучит и понимается-Великий.

    2
    • Sakha99
      20 марта  

      саксаксак, Еще оказывается в отличие от всех тюрков у саха и кыргызов слово молния звучит одинаково Чаҕылҕан. Есть над чем задуматься.

      2
  • Ну вот киргизы
    17 марта  

    Ну вот и переежают потихоньку на историческую родину:))

    0
  • Да уж
    17 марта  

    Саха - чистый этнос, как матка тюрков, чем дальше от нас уходят, тем больше контактируют и больше гаплогрупп набирают, язык коверкают всякими иранскими суджиками и в итоге как турки вообще европеизируются.

    0
    • Торк
      20 марта  

      Мы генетически не тюрки

      мы угро-финны, язык только тюркский

      0
      • Сулус_Улуу
        20 марта  

        Торк, это не доказано. До сих пор точно не определились, какая гаплогруппа была носителем тюркского языка. Некоторые считают гаплогруппу N .

        0
  • Чыбылла
    18 марта  

    Короче расскажу правду


    Есть такое место минусинский край - земля обетованная для сибирских тюрок.

    Жили там три народа
    1) Уральцы - финно угры,охотнички на соболей,
    2) Дин Лины Усуны европейское племя, сеяли пшеницу и держали скот.
    3) ТЮРКИ воины и табунщики.

    Тюрки были очень отмороженными и дисциплинированными по этому они завоевали два соседствующих народа.
    Позже русские казаки истребили их

    1
    • alamaykunsilama.ru
      19 марта  

      Чыбылла, не свисти ты же спорил со мной брызжа слюной, что угро-фины автохтоны, и нас истинных тюрок Кангло-Саха не воспринимал за своих а тут начал примазыватся к Тюркам и ещё разглагольствуешь что угро-фины являются предками Тюрков в часности Киргизов. Без нас Саха-Канглов и Туматов, врят ли Угрофинов Тюрки будут считать своими да ещё претендовать на предкость Тюрков! Ведь ты чыыбылла не думал широко и далеко когда оскорблял людей (Хангаласцев-Канглов) живших в 17том веке! Как будто суслик посмотрев из норёнки что опасности не видно и орёл не кружится над головой, выскочив из норки бьёт себя в грудок и пищит что он везде наипервейший и главный!grinning facesmiling face with open mouth and tightly-closed eyessmiling face with open mouth and cold sweat

      0
    • VlZ
      20 апреля  

      Чыбылла, Дин Лины Усуны никак не могут быть европейским племенем.
      1. Место обитания народа не Европа.
      2. название народа китайское и тюркское.

      0
  • Эргис
    19 марта  

    угро-финны скорее всего предки славян-русских

    0
  • Быйанг
    20 марта  

    Ты киргызов в Якутии видел? Они за 2-3 месяца по-якутски лучше многих якутов начинают говорить.. Узбеки к стати тоже.
    Спрашивал: почему так? Отвечают: наши языки не так то уж и отличаются

    -1
  • Торк
    20 марта  

    Язык может быть и похож

    но гены разные, киргизы по генам ближе к русским, а саха к финнам

    0
    • Сулус_Улуу
      20 марта  

      Торк, ну так большая их часть это отюреченные славяне. По записям арабского ученого, в 9 веке они еще были рыжеволосыми, но уже говорили на тюркском. Вот он и пишет, что это отюреченные славяне. А китайцы их записывали как рыжие дьяволы. Возможно, отюречивание их произошло гуннами, потом они начали движение на восток.

      0
      • Торк
        20 марта  

        Просто языки тюрские

        а народы разные, не родственные, т.к. гены передаются по отцовской линии, от отца к сыну

        0
    • Быйанг
      20 марта  

      Торк,
      А нам какая разница до генов?
      Национальность это не гены. Национальность это язык и культура..

      1
    • alamaykunsilama.ru
      21 апреля  

      Торк, не все а только угрофинская часть Саха! Родственна финам.

      0
  • 12@
    20 марта  

    Быйанг, не смешите, как раз генетика играет большую роль, а язык и культура- это наносное. Синдром «большого брата». Пример. Сейчас многие Саха говорят только по- русски, приняли культуру русских, приняли православную религию, но от этого у них не поменялся внешний вид. Национальность не меняется с принятием другой культуры и языка

    0
    • alamaykunsilama.ru
      21 апреля  

      12@, это тебе кажется не поменялся а манкуртизм да и мировозрение? Если язык полностью поменяется то народ не имеет право называтся тюрками и тем более народом Саха и это будет совсем другая история!

      0
  • Ньукуус
    20 марта  

    Не мели чушь. Киргизы были врагами курыканов.Учи историю.Они тогда не понимали язык курыканов.А саха произошли от курыканов.

    0
  • Ньукуус
    20 марта  

    Какой олень написал в википедии саха,что киргизы родственный народ саха.Это полный дебилизм.Их выгнали наши предки ,где сйчас находятся.Постоянные враги курыканов.

    0
  • Ньукуус
    20 марта  

    А то что слова сходятся ,то тода туркмены тоже родственный народ получается. У них тоже счет как у нас.Не смеши.

    0
  • Ньукуус
    21 марта  

    Быйаҥ не смеши какие нам эти народы родственные. По твоему даги тоже родственный народ.Они тюрки же.атак кавказцы

    0
    • Быйанг
      22 марта  

      Ньукуус,
      Кавказцы они по месту где живут.
      А народ если они тюркский, значит родственный народ всем тюркским народам.
      Ты знаешь о том, что первопроходцы пришедшие в Мангазею, там обнаружили оседлый народ скотоводов, которые называли себя якутами (саха). Их внешний вид был как у славян, они подумали что может они перемешались со славянами, а язык оставили. Оттуда спустились в Вилюй где встретили таких же похожих на славян оседлый народ они тоже были похожими на славян, но назвали себя якутами (саха)

      0
    • alamaykunsilama.ru
      21 апреля  

      Ньукуус, даги в подавляющем большинстве не тюрки там только кумыки и ногайцы тюркиа это процентов 10-15! Даги это не нация а териториальное образование!

      0
  • Чыбылла
    22 марта  

    курыканы это ХОРО ХААНЫ...хоринцы то есть Буряты

    image

    наши ошибочно курыканов причисляют к своим предкам.
    Хоро хаан (Курыканы), Богдо Хаан (Пекинцы), Хара Хаан (Караханиды) - это имена начальников в честь которго назвалась популяция.
    Мы щас все Путинцы

    например узбеки от хана узбека

    0
    • nathan
      22 марта  

      Чыбылла, В те времена не сильно себя утруждали самоопределением, элементарно выживать надо было. По этой причине название племени как правило зависело от тотема и специализации а так же тамги.
      Скотоводы = Хоро = Ынахсыт = левая сторона = север =черная пища = черные

      0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      22 марта  

      Чыбылла, буряты в Забайкалье получили землю 15 мая 1745 года. До этого там жили скотоводы. Хоро с якутского языка южане или те кто живут ВЫШЕ по реке Лене. САХАЛАР.
      Оставшаяся часть была ассимилирована халха-манчьжурами и стали Хори-тумэтами.

      0
    • alamaykunsilama.ru
      21 апреля  

      Чыбылла, хоро это не курыкане просто созвучие! А возможно один из трёх племён народа уч-курыкан (үс кырыы-хаан) народа из трё разных племён! Мы Саха тоже состоим из үс-Саха!

      0
    • .
      19 мая  

      Чыбылла, ни какого хана у них нет! Это все Тюркские слова!

      Кровь по Бурятски - ШУҺАН!

      0
  • в
    22 марта  

    кыргызов енисей всех перебили. И ничего общего с киргизами они не имеют.

    От остатков реальных кыргызов остались хакасы.

    0
  • Х
    23 марта  

    Хакасы, они Хака, Саха

    0
  • nathan
    23 марта  

    Для того что бы воссоздать истинное самоназвание Енисейских киргизов, следует знать как они именовались в письменных источниках например по китайски они... кит. упр. 黠戛斯, пиньинь: xiájiásī, палл.: сяцзясы
    Китайцы считали, что у кыргызов было собственное государство Цзянькунь (堅昆) (или Цзюу 居勿, Цзегу 結骨)
    СЯЦЗЯСЫ теперь возникает вопрос каким образом этот этноним вдруг превратился в слово КИРГИЗЫ, например моей фантазии не хватило бы для подобной трансформации. Где тут вообще КИР ГИ ЗЫ

    黠戛斯 - xiajia(или gā)si сяцзя(га)сы
    黠 - в кантонском диалекте произносится как hat, kit, waat, а в
    южнофуцзяньском диалекте как kiat8,khiat8
    戛 - в кантонском диалекте произносится как aat, gaat, а в
    южнофуцзяньском диалекте как khiak, khiat

    Здесь по моему варианты... САЯНЦЫ, САГАЙЦЫ, ХАКАСЫ, ХААДАТ,

    0
    • Быйанг
      23 марта  

      nathan,
      На стелах Күль Тегина есть много информации про Киргизов. Есть еще стела Киргиз уола мэҥэ тааһа, там тоже много текста. Фотографии, руны со стел нарисованные на стелах и их переводы на наши буквы и переводы есть в книге Антонова Н.К.
      У меня есть эта книга.. некоторые сканы из этой книги я сюда уже выкладывал

      0
      • nathan
        23 марта  

        Быйанг, НАДПИСЬ

        1. Рожденный Небом, сам подобный Небу, я,
        Бильге-каган 1, теперь над тюрками воссел –
        Так слову моему внимайте до конца
        Вы, сыновья мои и младшая родня,
        Народы, племена крепящие свой эль 2 ,
        Вы, беки 3 , и апа 4 , что справа от меня,
        Тарканы 5 и чины, что слева от меня

        2.Народ токуз 6 – огуз, роды и беки, все
        Прислушайтесь к тому, что я вам говорю,
        И, что скажу я вам, запомните навек!

        Вперед 7 – до тех земель, где солнечный рассвет,
        Направо – до земель полдневных, а затем
        Назад — до тех земель, где солнечный закат,
        Налево – до земель полночных, — вот тот мир,

        Где подданных моих не счесть: все племен
        Народы все собрал, сплотил, устроил – я!

        3. Каган, в ком порчи нет, кто держит Отюкен 8 ,
        Тот может удержать весь тюркский каганат

        Вперед водя войска до местности Шантунг 9
        Тогда едва-едва до моря не дошел,
        Направо к «девяти эрсенам» 10 я ходил –
        Тогда едва-едва в Тибет я не вошел.

        Назад, преодолев Йенчу 11 , я подводил
        К Темир-Калыгу 12 вплоть воителей своих,
        Налево до страны Йир-Байырку 13 ходил….
        Вот сколько дальних стран я с войском достигал!

        4. Не ведал Отюкен хорошей власти – мне
        Там было суждено создать свой каганат
        Из родственных племен и, в том краю осев,
        Соприкоснулся я с табгачами 14 тогда.

        Так щедро и легко дающий серебро,
        И злато, и шелка, большой народ табгач [243]
        был мягок и учтив, речь сладкую имел
        Ласкал того, кому дарил свои дары

        Прельщая добротой и роскошью маня,
        Народ табгач смущал народы дальних стран –
        Они, прикочевав, селились рядом с ним
        И чуждое себе перенимали там

        5. Ни сильных мудрецов, ни мудрых смельчаков
        Народ табгач не мог прельстить и погубить,
        И если кто-нибудь случайно прегрешал,
        То в общем тюрки свой закон старались чтить.

        Но, дав себя прельстить шелками и хвалой,
        Ты погубил себя, о тюркский мой народ!

        Когда же часть тебя решила: «Поселюсь
        И на горе Чугай 15, и на равнине Тюн 16 ,» —
        То эту часть тебя, о тюркский мой народ,
        Дурные люди жить учили, говоря:
        «Кто отдален, тому дары плохие шлют,
        Кто приближен, тому хорошие дают!»
        Так говоря, льстецы смутили, тюрки, вас.

        Кто бы не смел, ни мудр, посулам этим внял, —
        К табгачам поспешив, пропал в тенетах их!

        6. Всегда, когда решишь к табгачам кочевать,
        Ты к гибели спешишь, о тюркский мой народ!

        Когда к табгачам ты из Отюкена шлешь
        Лишь караван купцов, то ждешь его с добром
        И горя никогда не испытаешь ты
        Когда твой Отюкен не покидаешь ты,
        То можешь созидать свой племенной союз.

        Ты голоден иль сыт, не спросишь сам себя,
        А снова – будешь ли ты голоден иль сыт?
        Когда ты сыт, живешь, о голоде забыв.
        Из-за того, что ты, народ, устроен так,
        Из-за того, что ты кагана своего
        Заветам не внимал – бродил в чужих краях,
        Ты изнурил себя, о тюркский мой народ!

        А кто остался там, где ты бродил, народ,
        Тот, умирая, жил и умирал, живя.

        7. Каганом став, собрал несчастный свой народ,
        Устроил и сплотил разрозненных, — и так
        Кто прежде бедным был, богатым, вскоре стал,
        А малый мой народ великим вскоре стал

        Ведь не солгал же я, все это говоря?
        Так слушайте меня, о беки и народ!

        Вас всех объединив, как множить и крепить
        Наш племенной союз – на камне высек я! [244]
        И, как в грехах своих погрязши, может он,
        Расплатиться навсегда, — на камне высек, здесь!

        8. Все, что хотел сказать народу своему,
        На вечном камне – здесь! – я высечь повелел.
        Глядите на него, читайте письмена,
        А беки и народ, отныне и вовек!

        Ах беки, как бы вы, мне ни были верны,
        Вы ж склонны ко греху и к заблужденьям вы!

        Я вечный камень здесь поставить повелел
        И резчиков привел табгачских, чтоб они
        На камень нанесли резьбу и ни один
        Не исказил того, что я сказать хотел

        Я также приказал гробницу возвести,
        Покрыть её резьбой снаружи и внутри –
        Украсить так её, как принято у нас.

        Мой царственный завет – сердечные слова
        Нести из рода в род велю вам: пусть войдут
        Они в народ «он ок» 17 и в племя тат 18 , и пусть,
        О тюрки, пусть всегда средь вас они живут!

        И если камень мой еще стоит в степи
        На перекрестке троп и кочевых путей,
        То именно затем, чтоб повсюду он
        Был виден, утвердил его Бильге-каган.

        Смотрите на него, вникайте в письмена, —
        Здесь вечный камень я на все века воздвиг!

        А надпись составлял и письмена писал –
        Йолыг-тегин 19, что был племянником ему.

        А где в тексте про КИРГИЗОВ.

        0
  • nathan
    23 марта  

    Тюркская география.
    Вперед = Восток
    Направо = Юг
    Налево = Север
    Назад = Запад.
    Следовательно... Вперед = На Восток =Шантунг
    Тогда едва-едва до моря не дошел,
    Направо = На Юг к «девяти эрсенам» я ходил –
    Тогда едва-едва в Тибет я не вошел.
    На Запад = Назад, преодолев Йенчу = Йениска =Енисей? , я подводил
    К Темир-Калыгу вплоть воителей своих,
    На Север = Налево до страны Йир-Байырку ходил

    0
  • nathan
    23 марта  

    Нести из рода в род велю вам: пусть войдут
    Они в народ [b]«он ок» 17 и в племя тат 18 [/b], и пусть,
    О тюрки, пусть всегда средь вас они живут

    0
  • Sakha99
    23 марта  

    Л.. Гумилев утверждал, что многие древние этнонимы, некоторые народы себе присвоили. В частности современные уйгуры и киргизы.
    От себя еще добавлю осетины присвоили аланов и есть ряд кавказских народностей, прихватизировавших чужие этнонимы, это черкесы и авары.

    1
  • аа
    8 апреля  

    nathan
    Надпись в честь Тоньюкука
    Я, мудрый Тоньюкук 1, воспитан с детства был
    в обычаях земель, где жил народ табгач 2,
    а он тогда себе всех тюрков подчинял.

    Но тюрки, отделяясь, смогли закон, и власть,
    и хана обрести – а, волею судьбы,
    табгачам подчинять, вновь потеряли все.

    Сказало Небо им: «Я хана вам дало –
    вы, хана потеряв, себя не сберегли.» –
    и погубило всех, кто рабство предпочел.
    Так тюрки-сиры 3 все исчезли: в их стране
    ни мужа не сыскать, ни племени его.

    2

    Оставшиеся жить средь камня и травы
    сплотились к роду род – и стало их семьсот.
    Там конный был отряд – две части войска их
    Там пеший был отряд – их войска третья часть.
    Был шадом 4 старший их, кто за собой повел
    все воинство – семьсот отважнейший мужей.

    «Идите с нами!» – так всем тюркам он сказал.
    И я пришел к нему – я, мудрый Тоньюкук,
    но думал: «Может быть, народу будет прок,
    коль этакий храбрец возглавит каганат?»

    3

    О нем я думал так: «Он знает, что в стадах
    есть жирные быки и тощие быки,
    но тощего быка от жирного быка не может отличить храбрец наверняка...»

    Так думал я о нем, так размышлял о нас,
    а после, как дало мне мудрость Небо, я все сделал,
    чтобы шад каганом тюрков стал.
    4.
    «Пусть станет Тоньюкук – бойла бага таркан 5
    он будет, буду с ним я – Ильтериш-каган 6..»

    Направо он ходил табгачей воевать,
    вперед – киданей 7 бить, налево – усмирять
    огузов 8, с ним делил я мудрость, славу, честь.
    То помнит Чу-ай-куз 9 и знает Кара-кум 10:
    там жили мы тогда – то заяц, то олень
    служили пищей нам, народ был все же сыт.
    Кругом – полно врагов: теснясь, как воронье –
    над падалью, они тогда слетались к нам. [196]
    Мы знали трех врагов: один – кто возглавлял,
    народ табгач, другой – степной народ «он ок» 19,
    а третий был – каган кыргызов 20, главный враг.

    Все три врага тогда сказали, рассудив:
    «Пойдем–ка мы войной в Алтунскую 21 тайгу!
    Соединив войска, их двинем на восток.
    Пока они слабы, их нужно окружить –
    сраженье тюркам дать, кагана их убить!»

    Сказали: «Если мы на тюрков не пойдем –
    у них каган герой, его советник мудр, –
    как бы не вышло так, что тюрки нас самих
    сумеют разобщить, а, разобщив, разбить ...»

    Сказали: «Нужно нам совместно выступать –
    кагана их убить, а тюрков истребить»!

    Надпись в честь Тоньюкука упоминаются кыргызы

    0
  • аа
    8 апреля  

    nathan
    Надпись в честь Бильге-кагана

    Фрагменты

    ...когда каганом я над тюрками воссел,
    кто к смерти был готов, о жизни думать стал.
    Воспрянули тогда все беки и народ:
    утихли мятежи, установился мир.

    Каганом тюрков став, я подчинил себе
    народы и роды всех четырех углов
    и присоединил все земли их – к своим.

    В семнадцать лет своих ходил походом
    я к тангутам 1 – там, в боях, тангутов одолел [203]
    и юношей, и дев, и всякого скота,
    и прочею добра у них я много взял.

    Я в восемнадцать лет к согдийцам 2 вел войска,
    я шесть их округов карал и усмирял –
    все воинство врагов на их земле разбил.

    Табгачский Онг-тутук 3 явился с войском к нам.
    Сразившись при Святой вершине, я сумел
    все пять туменов 4 их разбить и распылить.

    Я в двадцать лет ходил басмылов 5 воевать:
    их ыдукут 6 нам был родней, но прегрешил.
    «Он нам заплатит дань!» – сказал я и пошел,
    и, наказав, его вновь тюркам подчинил.

    Я двадцати двух лет табгачей 7 воевал.
    Я вышел против их восьмитуменных войск,
    что вел Чача-сенгун 8: сразившись, разгромил.

    Мне было двадцать шесть, когда нам племя чик 9,
    с кыргызами 10 сдружась, взялось грозить войной.
    А в двадцать семь я вел с кыргызами войну.
    Преодолев снега, что глубиной в копье,
    поднялся в горы я, Кёгменскую 11 тайгу
    прошел – и на врага напал, когда он спал.

    Сразившись и убив кагана их в Сунге 12,
    кыргызский эль 13 включил я в тюркский каганат.

    Тогда же я ходил к тюргешам 14,
    одолев Алтунскую 15 тайгу и перейдя Иртыш.
    Напал я на врага врасплох, когда он спал.
    Тюргеши налегли, как буря и огонь,
    жестоко с войском их мы бились при Болчу 16...

    Надпись в честь Бильге-кагана упоминается про кыргызов.

    0
  • аа
    8 апреля  

    Sakha99
    зачем современным кыргызам присваивать этноним кыргыз когда современные кыргызы прямые потомки енисейских кыргызов??!!

    0
    • Чаҕылҕан
      1 октября  

      +100500!! Совершенно верно. Современные кыргызы это потомки енисейских кыргызов.

      0
  • кас
    8 апреля  

    Не киргыз ,а у хакас язык был почти якутский ,до того времени пока не пришли киргизы .
    Киргизы как и все остальные племена хунну бежали от китайцев ,и пришли в 1-2 веке в Хакасию. И там смешались с хакасами - их язык сейчас перемешан . И хакасский похож на кыгрызский с таким же суржиком и киргизскими словами.
    Но у хакас есть древние якутские слова ,которые сами хакасы считают своими . Судите сами - Куртуях .
    Только у хакас и саха - есть слово Куртуях ,и означает тетерев.

    0
  • аа
    8 апреля  

    nathan
    гэкунь, цзянькунь, цзегу, цигу, хэгу, хэгусы, сяцзясы, цзилицзисы это искаженное название одно и тогоже народа енисейских кыргызов.
    В время империи Тань енисейские кыргызы в китайских источниках упоминались как хягас у китайцев из за специфики отстуствует буква р а так правильно было бы хяргас кыргыз.
    Никто бы не сказал что сяцзясы, цзилицзисы что искаженное слово кыргыз но благодаря альтернативным источникам стало известно что например сяцзясы, цзилицзисы это и есть этноним кыргыз потому что в арабо-персидских источниках этноним представлен в форме хирхиз

    В византийском источник 6 века этноним появляется в форме Херхис

    В тибетским тексте восьмого века, название кыргыз был представленным в нескольких формах:
    Kherged, Girtis, Hirkis и, возможно, Hirtis

    В древнетюркских рунических надписях восьмого века этноним кыргыз появляется как Киркиз (Q1rqlz).

    В русских архивных источниках 17-18 века жителей минусинской котловины называют киргизами а их земли Киргизской землицей.

    0
    • кас
      8 апреля  

      аа, добавлю - что монголы называли киргиз - хиркун . Опять же прослеживается манчжурское окончание - ун ,-ин ,-ит, -ут.

      Посмотрите трансформацию слова - Киргиз - Хирхиз - Хиркун.

      Это племя - Хиркун ,указано в составе - 7 племен Кереитов. И в этом союзе были и наши предки -Саха ,их называли Сака-ит.

      0
  • аа
    8 апреля  

    в
    Тянь шанские кыргызы это прямые потомки енисейских кыргызов генетика полностью подтвердила.
    Хакасы частично да потомки, но не все, а только их род кыргыз потому что в 18 веке большую часть кыргызов джугары угнали в джунгарию.

    0
  • wheag
    20 апреля  

    какой идиот это придумал? Кыргызы никогда не жили на Енисее!!!! это трэш просто придумают всякое. Я же говорю нас сейчас пытаются смешать в одно! я не поддаюсь на провокации!!! Я трезвомыслящий. Кыргызы , Узбеки, Казахи, Турки, они пытаются нас смешать в одно, что у нас язык один, что мы из одной нации вышли, что мы по крови мы, что мы братья ))))) смешно конечно. Кто то яростно из Саха поддался этому и начинает пропагандировать эту тему, это люди Пинигина наверное )))) Саха Язычники ими были и есть Ысыах это языческий праздник как и у Русичей Коляда и т.д. Мы схожи по генам а не по языку к Финно Угорам!!! мы Арийцы!!! )))))))) Сейчас идет мощная пропаганда вы наверное глупые не чувствуете этого я чуствую, то браки начинают афишировать, то Турки на Якутском запели, то Пинигин со своей армией неприкосновенных Кыргызов, это пропаганда. Хотите смешивайтесь принимайте одну веру мне пох на вас я Саха был им и буду!

    1
    • VlZ
      20 апреля  

      wheag, молодой еще, наберись знаний.

      0
    • alamaykunsilama.ru
      20 мая  

      wheag, не свисти какой языческий это уже рклигия официально признанная в РФ! А в древности эта Вера Аар Айыы не была языческой эта Вера в единого бога ҮРҮҤ ААР АЙЫЫ ТОЙОН ТАҤАРА! А РАНГОМ ПОНИЖЕ ИДУТ БОЖЕСТВЕННЫЕ СУЩНОСТИ ААР АЙЫЫ КОТОРЫЕ ОБИТАЮТ НА 7 и 8м ярусах неба а ниже другие Айыы! Всего 9 ярусов неба!

      0
  • газик
    26 апреля  

    Холонсо по кыргызски колонсо)))

    0
  • Олохтоох
    26 апреля  

    Үтүө күнүнэн,сахаларуоннахакастартустарынан
    По ряду признаков хакасские сеоки (соок – букв. кость) обладают общими признаками, составляя в антропологическом отношении известное единство, и среди тюркских народов отличаются минимальной монголоидностью. Но при всем этом А.И.Ярхо северных алтайцев и южных хакасов (сагайцев, бельтиров и отчасти кызыльцев) выделил в единый североалтайский (урало-алтайский) тип. От них отчетливо выделяются качинцы коротко-широкоголовостью, большой шириной скул и выступающим носом. Они сближаются с казахами и составляют южносибирский (алтайский) тип. А у койбалов преобладают черты центральноазиатского типа. Конечно, данная классификация А.И.Ярхо устарела, но идея деления народов Южной Сибири на три типа в основном остается. С этой точки зрения, якуты по антропологическим данным скорее близки к качинцам и койбалам, а по языковым, из современных тюркских, отмечается близость якутского языка с тувинским, североалтайским языками и сагайским, бельтирским диалектами хакасского языка. О связи предков якутов с тюркоязычной средой Минусинской котловины отмечали еще дореволюционные исследователи. Так, основываясь на фольклорных и языковых данных, участник Второй Камчатской экспедиции Я.И.Линденау в 30-х годах 18 в. писал, что якутский язык «совпадает с языком каштаров, которые живут в Красноярской области, с языком барабинцев…». Приводит название восьми древнеякутских родов, живших у о.Байкал. «Они также расселялись на степях… и имели дело с кыргызами..». По П.Кларку, у вилюйских якутов до середины 19 в. сохранялись предания о том, что в древности они кочевали в верховьях Енисея, затем около Байкала. В советское время на хакассо-якутские связи обратил внимание проф. Н.Н.Козьмин. «Ближайшие родичи якутов, - писал он, - это «сахалар» (сокы – выговаривается с резким гортанным звуком соккы – множественное число «сахалар») абакано-енисейского района». Сокы он относил к одному из многочисленных сеоков или племени. Абакано-июсские сокы разделялись на белых, черных, голубых сахалар. В 18 в. сокы входили в состав т.н. Кубанова аймака. На северном Алтае племя кумандинцев делилось на два рода: со и кубан. На этой основе Н.Н.Козьмин сделал заключение, что «абаканские и алтайские сахалар входили в состав енисейско-алтайских кыргызских государственных образований». В материалах В.Л.Приклонского записан один из ранних вариантов саги о легендарных прародителях якутов: «Омогой, татарин из племени саха, жена его Саара, ее брат Улуу-Хоро…». В.Я.Бутанаеву удалось зафиксировать у хакасов одно интересное предание: «Род сартах произошел от женщины татарки (саат) и мужчины из рода соххы». Здесь обращает на себя внимание аналогия имен: якутское Саара и качинское саат и этноним саха=соххы. У качинцев зафиксировано и другое предание, из которого следует, что сокы раньше жили на Иртыше и в долине Енисея являются пришельцами. Кумандинцы и качинцы сеока сохы как отмечено выше, имели общих предков, именовавшихся куман (кубан). Они входили в состав средневековых команов-половцев кыпчаков. В их объединение входили и телеуты, кочевавшие не только в приобских, но и прииртышских степях, прилегающих к Западному Алтаю. В 17 в. енисейские кыргызы делились в основном на три улуса: Алтысарский, Есерский и Алтырский. Среди них главенствующую роль играл первый улус, занимавший территорию по верхним притокам р.Чулыма. В русских документах алтысарцы назывались иногда «киргисами». В состав улуса входили роды: киргиз, сакалал, каштар (качинцы), аргын, басагалар и часть кызыльцев. Господствующим родом есерцев также были кыргызы, т.е. кыргызский род. Такое же положение кыргызская группа занимала в Алтырском улусе. Таким образом, в 17 в во всех хакасских улусах господствующее положение занимали кыргызские роды. Кыргызы, как отмечалось выше, появились в Хакасско-Минусинской котловине на рубеже двух эр и смешались с местными племенами динлинов-тагарцев. В 9 в. на севере владения государства кыргызов простирались до границ таежной зоны и вплоть до устья реки Ангара. После нашествия монголов на Минусинской котловине число жителей резко сократилось и состояло из мелких разрозненных улусов. Но этноним «кыргыз» получил широкое распространение среди тюркоязычных народов Сибири. И в якутском фольклоре отразились какие-то древние связи с кыргызами. В исторических источниках 6-10 вв. наравне с термином «кыргыз» появляется и другой этноним «хакас» для обозначения населения Минусинской котловины. Н.Н.Козьмин и С.Е.Малов считали, что китайское хакас (хягя) является передачей местного слова «карагас». Придерживаясь объяснения Н.Г.Доможакова, Л.Р.Кызласов пришел к заключению, что «хакас» является одной из форм слова «хаас», которое является самоназванием одного из хакасских сеоков – качинцев (хаас=каш), отуреченных в древности самодийцев. По сообщению летописи Танской династии, термин «хакас» является искажением названия кыргызов уйгурами «ибо кыргызы были рыжеволосые, с румяными лицами и голубыми глазами».
    По этому поводу приводятся следующие слова: «…хягя имеет значение «желтая голова, красное лицо». Далее идет комментарий китайского летописца: «Видимо, уйгуры называют их так». Следовательно, термин «хакас» применялся древними уйгурами для обозначения народа, в облике которого преобладали черты северных европеоидов, каковыми в частности являлись динлины. В этой связи интересно привести созвучное к «кягяс» якутское слово кугас «рыжий», «красноватый». В этимологическом плане с ним можно связать другое якутское слово куо «красивый», «красавица» (как приставка к именам разных эпических героинь); кроме того куо куйах «красивая кольчуга». С куо Э.К.Пекарский связывал телеутское ко «прекрасный», «гармонический». Имеется и бурятское слово коа «светлокрасный с желтыми крапинками». Все это наводит на мысль, что предки этих народов некогда имели связи с представителями европеоидной расы, в частности, с пазырыкцами и динлинами-кягясами Южной Сибири. У хакасов и якутов существовали этнонимы, производные от тюркского хан – кангаты и кангаласы. Кангатов 18 в. Л.Р.Кызласов связывает с группой ханхас, встречаемой в «Сокровенном сказании» монголов. Кангаты вошли в состав качинцев. В этой связи интересно отметить наличие этнонимов, связанных с кан у шорцев (коны) и желтых уйгуров (конрат). Кроме того, в составе обоих народов отмечены и другие общие этнонимы: як. хоро, хак. хоорй; тумат, аргын. Приведенные хакасско-якутские этнонимистические связи предполагают и соответствующие параллели в области традиционной культуры этих народов. По современным археологическим данным, тюркоязычные предки якутов появились на Средней Лене не позднее 14 в. Периоду 14-16 вв., во время которого произошло формирование якутской народности, соответствует позднесредневековая кулун-атахская культура. В число предметов, составляющих комплекс данной культуры, входят ножи двух типов, наконечники четырех разновидностей, общих для якутской и хакасской культур. Соответствуют и некоторые термины, применяемые для обозначения некоторых видов стрел (например: як. кустук, хак. хосто, як. оно5ос, хак. соган). Пользовались луком ухчаа (хак.), ох саа (як.); чаачах (хак.), чаачар саа (як.). По своей конструкции боевые луки у них были трех-двухсоставными, с костяными накладками муус ухчаа (хак.), муос ох саа (як.). Концы таких луков загибались вверх. Такой лук у якутов еще назывался кураах саа, притом первое слово обозначало изгиб лука. Тетиву одинаково называли кирис, футляр для лука – общетюркским словом саадах. Якутско-хакасские боевые стрелы преимущественно определялись перьями орла или беркута, как это было принято у хунну. Хакасско-якутские доспехи куйах изготовлялись из мелких металлических пластинок, напоминающих рыбью чешую, а также из четырехугольных железных пластин (впрочем, как у многих родственных народов). Якутские крючки для подвешивания колчанов, проявляют типологическую близость с курыканскими и аскизскими, датируемыми 8-12 вв. А якутские шлемы дулага бэргэhэ входили в комплект вооружения кыргызов в 10-14 вв. Якутский кылыс «род сабли» имеет терминологическое созвучие с хакасским хылыс «сабля», «мечь». До недавнего времени северные хакасы-кызыльцы пользовались специальной пальмой для охоты на медведя, похожей на якутскую, и называли ее пугде. Якутское инэhэ «стремя» также находит близкое созвучие с хакасским iзене. Якутские удила имеют обычно равные звенья. Но в материалах 18-19 вв. редко встречаются удила с выраженными неравными звеньями. Похожие удила с ассиметричными звеньями зафиксированы в инвентаре последнего этапа аскизской культуры (13-14 вв.). В традиционной одежде якутов и хакасов имеются много сходных параллелей. Поверх шубы на ремне (як. кур, хак. хур) носили нож в деревянных или кожаных ножнах (як. кыыннаах быhах, хак. пычах кыны). Интересно то, что ворот хакасской шубы был чаще всего круглым, легко поднимающимся и назывался мойдрык. У якутов моойторук – это ошейник или боа из беличьих хвостов. Такие ошейники из лисьего меха были известны степным жителям. В.Я.Бутанаев обнаружил около десятка других параллелей в традиционной одежде этих народов (например: як. дьабака бэргэhэ, хак. чапык порик «старинная женская шапка»). Кожаная летняя обувь у хакасов и якутов с одинарной подошвой (як. уллун, хак. улгун) без каблуков, с тупым носом и высокими голенищами, которые стягивались ремешками, имела единую основу. Стелькой к обуви служила у хакасов, кроме войлока, трава олен от. Якуты осенью заготовляли особую мягкую траву из рода осоки для подстилки в торбаза öлöн от. Эти народы пользовались, как и все народы Саяно-Алтайского нагорья, кожаными фляжками для кумыса (як. тоhуор, хак. тозор). Из женских украшений общими являются проволочные серьги в виде знака вопроса (як. ытар5а, хак. ызырга), браслеты, в том числе и берестяные браслеты.
    Определенный интерес представляют амулеты с двумя конскими головами, с которыми Я.И.Сунчугашев связывает образ двуглавого коня из хакасского эпоса. В пище якутов и хакасов, как впрочем у всех скотоводческих народов, наиболее любимой и постоянной пищей является мясо домашних животных. Лучшими частями считаются ребра, грудинка (як. тYöс, хак. тос), лопатка (як. сарын, хак. чарын). Из внутренностей предпочитаются у лошади толстая кишка (як., хак. харта). Изготовляют кровяную колбасу (як. хаан, хак. кан). Хакасское вяленое мясо называется уче ит, оно соответствует названию якутского шашлыка Yчэhэ эт. Имеются также следующие соответствия: хак. мун, як. миин «бульон»; хак. чорт, як. суорат «простокваша»; хак. эчигей, як. иэдьэгэй «творог»; хак. хаяк «масло», як. хайах «сырое масло, смешанное с водой и кислым молоком». Особым лакомством у этих народов считалась пенка (хак. ориме, як. YрYмэ); каша в масле называлась саламат; як. холобо, хак. холохпа “лепешка”, “стряпня”. Большинство этих наименований имеет общую алтайско-тувинскую терминологию, но без такого близкогог совпадения. Якутско-хакасские связи по жилищам показаны в специальной статье Ф.М.Зыкова. Так, у якутов тип избушки в виде двухскатного жилища ат бала5ан сопоставляется с хакасским жилищем ат иб. Основываясь на археологичсеких материалах Михайловского поселения, автор сделал предположение о том, что жилища многоугольного типа, появившиеся впервые у таштыкцев Южной Сибири, стали основой поздних хакасско-якутских многоугольных домов. Это поселение обнаружено на берегу р.Кии, притока Чулымы и датируется 3-5 вв. В.Я.Бутанаевым выявлен ряд интересных общих лексико-семантических совпадений в якутско-хакасской скотоводческой терминологии: як. этэр, хак. идир «припустить теленка к корове перед дойкой»; як. ура5ас, хак. урагас «длинный шест с петлей»; як. хамсык, хак. хапсаз «эпизоотия»; як. ходу, хак. хоот «озерная трава, которую косят по льду». У жеребцов хвосты не укорачивали. На весеннике хакасы для телят устраивали чиле, длинную волосяную веревку с постромками, с двух сторон привязанную к забитым в землю кольям. Якуты тоже пользовались аналогичным приспособлением для жеребят. Интересная параллель обнаруживается между якутским диалектным словом хаhар «собака» и хакасским Хазар-Пазар, имена двух собак в эпосе. Эзер-Хазар в алтайском эпосе – имена двух черных собак подземного бога Эрлика. А якутское бöх-сах «скопление разнородного мусора», соответствует хакасскому пох-сах «мусор». Такие же параллели выявлены В.Я.Бутанаевым в терминах по рыболовству и охотничьему промыслу. Хакасы июнь называли пис айы, что соответствует алтае-якутскому бэс ыйа «июнь». Выходит, название южносибирского кандыка (бес) якуты перенесли на название сосны, т. к. сосновая заболонь применялась в виде растительной пищи. Июль у якутов и хакасов – месяц травостоя, от ыйа, август – месяц жатвы (як. атырдьах, хак. оргах «месяц стогования»), якутский месяц тохсунньу и хакасский торгыстын айы обозначают январь, «девятый месяц». В начале января, как считали хакасы, день прибавляется «на шаг птицы», а у якутов для такого обозначения применялось выражение «на мышиный шаг». По схождению Плеяд с луной они предсказывали урожайность года, погоду на ближайшее время. Эти счеты иногда поразительно точно совпадали. Так, например, считалось, что хорошее лето наступает тогда, когда в январе луна и Плеяды на девятом числе. Первый день полнолуния якуты называли кыhыл тулуна, хакасы – кызыл толы «красное совершенство»; второй день полнолуния якуты определяли словосочетанием YрYн тулуна “белое совершенство”, что соответствует хакасскому ак толы. День эти народы обозначали словом кYн=кюн, конец лунного месяца по-якутски ый эргэтэ, по-хакасски – ай иргiз. Все это говорит о единой основе якутско-хакасских календарных представлений. На основании вышеизложенного сопоставительного материала необходимо констатировать большую этнокультурную близость якутов с хакасами, подтверждаемую языковыми и археологическими параллелями. Она доказывается также наличием общих этнонимов: соккы=саха, тумат=тумат, бай=баягантай, ханат=ханалас, хорай-хоро, аргын=аргын. При этом между якутами и хакасами этногенетические связи прослеживаются по двум эпохам – древнетюркский и позднесредневековый. Так, с древнетюркской эпохой якутов связывает с хакасами сагайская и бельтирская этногруппы (сеоки), входившие, видимо, в состав кыргызов (кыргызско-древнеуйгурские связи). Этим объясняется близость якутского языка с указанными диалектами хакасского языка. Второй позднесредневековый слой, общий для якутов и хакасов, определяется кыпчакским. К нему относятся качинцы и, в частности роды соккы, с названием которых связан этноним саха, самоназвание якутов. По фольклорным данным, качинцы-соккы вышли из Тобола и были некогда «народом царя Кучума». К качинцам также входил сеок кангат, которого связывают с якутскими кангалассами. По тем преданим, из Тобола и Ишима вышли кызыльцы, родившиеся с качинцами. В состав кызыльцев входили аргыны, некогда входившие в улус Джучи и связанные с аргынским племенем казахов.Между Иртышом и Верхним Приобьем кочевали когда-то кумандинцы (сеоки со и куман), телеуты, барабинские татары (род сакылар). Притом то, что качинцы (соккы) и кызыльцы (аргын) имели связь с телеутами вполне закономерно. Все они были подвергнуты влиянию кыпчакского языка, культуры, что и явилось причиной появления у них много общего в культуре (это общее можно условно назвать «кыпчако-телеутским»). Хакасский с шорским, чулымским и сарыг-югурским языками образуют особую подгруппу. Поэтому язык чулымских татар (особенно среднечулымский) примыкает фактически к кызыльскому диалекту хакасского языка. Сами чулымцы образовались путем ассимиляции тюрками селькупского и кетского субстрата. Межтюркская лексика свидетельствует о связи чулымского языка также с шорским языком и отчасти с древнеуйгурским. В погребальном обряде чулымцев 16-18 вв. обнаружены предметы украшения, связанные с кыпчакским археологическим комплексом. А.П.Дульзон связывал эти находки с кыпчакскими погребениями 13-14 вв. на Басандайке. Все это подтверждает наличие этнических связей якутов с чулымскими тюрками, на что обратили внимание некоторые исследователи еще в 18 в. Так, в частности, И.Георги чулымцев считал «отцепившимися от якутов коленом». Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Глава 4.3. Якутск: Издательство ЯГУ, 1

    0
  • ТеКуМсЕ
    ТеКуМсЕ
    Вождь индейцев
    19 мая  

    Так они сих пор живут на Алтае. Я думаю южные алтайцы прямые потомки енисейских кыргызов

    0
  • 5.45
    19 мая  

    ТеКуМсЕ,все давно знают киргизы алтаецы хккасы одна нацйя а ты ещё думаешь!!Мне киргиз сам говарил он с алтацем сппакойно разоваревает все слова как один язык.Киргизы жили там и в хакасие их выгоняли отудова теперь живут в тяншане бегают вечно как цыганы

    0
  • patah
    20 мая  

    В Минусинском крае кыргызы 150 лет воевали с русскими! В то время как якутский царь Тыгын сразу лёг под русскими.

    Кыргызов переселили ойраты (они были их сюзеренами), потому что не хотели ссориться с русскими так как готовились к схватке с Цинской Империей. Ойраты всегда старались дружить с русскими, способствовали во многом продвижению русских в Сибири. Без вторжения ойратов Сибирское ханство выстояло бы против русских

    0
    • alamaykunsilama.ru
      20 мая  

      patah, ты чудик ну и сравнил целый народ кыргызов с осколком Саха-Канглов которые по численности были в один район(улуус)! Если бы какой нить кыргызский район в то время воевал бы не то что с русскими а например с бурятами или тувинцами то и вы бы под них сразу легли тут даже к гадалке не ходи!

      0
      • Уран_саха
        21 мая  

        До сих пор не понял, кто есть кто?!! Patah - эвенк , и он об этом тут несколько раз писал.

        Цитата:
        то и вы бы под них сразу легли тут даже к гадалке не ходи!


        Ты подумал, что Patah - кыргыз??!! face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

        Обидевшись на высказывания Patah и решив, что Patah это кыргыз , ты бы еще обрушил бы на кыргызов ушат помоев. .. face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

        Неужели непонятно, что тут в основном именно эвенки о6сирают всё якутское .
        Я смотрю , они здорово разбогатели , прячась от невзгод за широкой спиной якутов , и теперь всё их старичьё сидит на форумах.
        Например, Комуза полностью оккупировано ими.

        0
  • patah
    20 мая  

    Язык курыкан изначально был далек от кыргызского. Об этом пишут китайцы в своих летописях времен Тюркского и Уйгурского каганатов

    0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    21 мая  

    Саар Сибири правит Россией. В Москве он только князь.

    0
  • Мергн
    21 мая  

    Самоназвание Саха, тогда как оновной этнос Хакасии это Сагай.

    Почему же якуты не претендуют на былое кыркызство ?

    0
    • садык.каз.2017
      4 июня  

      Мергн, ты за кого якутов держишь?Думаешь они дураки?Они не дураки а умные.Прекрасно знают участь киргизского каганата и видя ныне киргизских дворников воздерживаются от родства с ними.

      0
      • Мергн
        5 июня  

        садык.каз.2017,

        Будь добрее, мы тоже можем дворниками стать.

        Я бы хотел бы, чтобы осн костяк хакасов были бы качинцы, но в инете пишут, что сагайцы.

        Качинцы импонируют по-причине поголовного былого джунгарства. Про сагайцев, не знаю...

        Странно согласись, кыркгызы ведут щас свои корни из Енисея, но там все Сагай. По созвучию равны Саха, но саха молчат)

        0
  • 102
    4 июня  

    А ты был свидетелем того, что кыргызы жили на Енисее?
    Или это твое предположение?
    Или так долго живешь на этом б едом свете?

    0
    • patah
      4 июня  

      102, к вашему скудному сведению у тогдашних людей встречались грамотеи.
      Голландец Николаас Витсен, 1692 год:
      Народы киргизы, которые живут у истока реки Енисей, примерно на 60° северной широты, раньше, правда, имели единое правление, но теперь они находятся под гораздо более мелкими правителями в их собственных интересах. Это свободные люди, не считая того, что должны платить дань Их Царским Величествам и обязаны по его требованию вступить в войну и подчиняться.
      Это беспокойный, храбрый, героический, упрямый тартарский народ. Они хорошие солдаты-конники, с копьями, в латах и панцирях из железных колечек на всем теле. Иногда они надевают их по два или по три.

      0
  • patah
    4 июня  

    Ничего близкого между языком саха и хакасов нет. Вы хотя бы провели немного времени за чтением хакасского эпоса. Ихние напитки айран, араги, ихние имена Ах-Тамчил, чудовище Челбуген ничего общего не имеют с якутским.

    Так что разделение произошло давно, 3 тысячи лет назад в Средней Азии во времена саков или ещё раньше во времена переселения ариев в Индию, это 4,5 тысячи лет назад.

    Так что думать можете всё-что угодно, но эти думы это ваши фантазии не более

    0
    • садык.каз.2017
      5 июня  

      patah, забудьте про саков,якуты.Вы -эвенко-юкагиры.

      0
      • patah
        6 июня  

        Уважаемый садык.каз.2017, у меня к вам вопросы:
        1) как вы относитесь к тому, что Коран говорит, что все люди братья? Голодающий негр из Гаити, жирный американец в Майами, рыбоед-эскимос из Гренландии?
        2) почему у казахов обозначение девушки кыз, у саха кыыс?
        3) если вас попросят прочитать лекцию молодёжи, то как вы объясните наличие лошадей и коров у саха, в то время как юкагиры не разводили даже оленей?

        0
        • садык.каз.2017
          6 июня  

          patah, 1)согласно Корану братьями являются все мусульмане,а от язычников и многобожников,коими вы являетесь,нужно держаться подальше.Допускается тесное общение только с иудеями и христианами.Вы же отнекиваетесь от православия.
          2)потому что все тюрки говорят кыз,а если якуты так не говорят,значит у них проблемы.
          3)ну это фишка якутов.Этих малорослых коней похожих на ослов и коров якуты разобрали до косточек,изучили даже аэродинамику и тычут всем.Это раритет,остатки прежнего дотунгусского периода жизни якутского общества,напоминание каждому якуту-вот смотри эти животные из нашего прежнего места обитания которая не стало нам родиной,тогда катаясь на этих гребаных ишаках мы мечтали о своей настоящей родине,земле обетованной,Туймаааде,где нет этих задиристых тюрков и бурятов,где растет пушистый олений мох,водятся сильные рогатые олени,где соседями и родственниками нам будут гостеприимные тунгусы и юкагиры,у нас будут вкусные тюлени и моржи,которые в сто раз больше самого большого байкальского налима.Поэтому советую забыть эту тему.

          0
          • patah
            6 июня  

            садык.каз.2017, а как же Адам и Ева? Или кроме Адама и Евы Аллах создал ещё других людей? Тогда почему не говорится это в Коране? Или вы правы или Коран, в противном случае это будет оскорбление Священной Книги с вашей стороны

            0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      6 июня  

      patah, ты ошибаешься. В языке Хакас и Саха много общего, даже имеем пословицы один в один, читали мы тут. Хакасы видимо ранее были сахаязычны.

      0
      • patah
        6 июня  

        Могул, у саха нет напитка айран, нет имен Ах-Тамчил

        0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          6 июня  

          patah, Айран видимо потом получили. Ах Тамчил(Тамчыл) вполне возможен.
          Ну и Айран у саха возможно был, и здесь не употребляли и потому забылось наверное.

          0
          • Крио
            6 июня  

            Могул, ты хочешь сказать, что есть саха с именем Ах-Тамчил или Тамчыл?

            Раз пишешь "Ах Тамчил(Тамчыл) вполне возможен"?

            0
            • Могул
              Могул
              Ветеран
              6 июня  

              Крио, если так назовешь так и пойдет. Например ты же Крио, даже КрРРРрриооОООоооО!

              0
              • Крио
                6 июня  

                Ха-ха. Могул, я тоже так могу:

                МоГГГГггууу-ууллЛ!

                Так что, Могугу, покажешь нам саха по имени Тамчыл?

                0
                • Могул
                  Могул
                  Ветеран
                  11 июня  

                  Крио, должно быть такое имя,- Тамчыл, Намчыл,Намыл, Самчыл, и прочее.
                  Посмотри старинные имена якутов, тут показывали. Например, Козел это ты, ха ха хаааАА!

                  0
  • Кугасчы Саха
    5 июня  

    Тунгус патах и казах садычка рассуждают о народе братском народу саха-хакасах!Только у саха и хакасов(у тувинцев тоже наверное)общее слово Харах(глаза)а не Кез,кес как у остальных сахаязычных метисов

    0
    • Крио
      6 июня  

      Э, и на этом одинаковом слово "харах"

      у тебя всё ограничивается и всё кончается?

      0
  • 1
    6 июня  

    Наоборот якуты приняли язык кыргызов. До кыргызов язык наших предков был монгольским и с чем то еще, не чисто монгольским с примесью.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 июня  

    Вот руны, надо бы Кузьме показать.
    image

    Цитата:
    Roman Lebedev‎
     ANCIENT WORD
    11 июня в 8:55
    К теме Первой Книги Бога (доизраильской) и Грааля*. Профессор Л.Р. Кызласов о Книгах южно-сибирских тюрок:
    Полнее всего тема письменности раскрывается в фольклоре хакасов, алтайцев, тувинцев, шорцев и других тюркоязычных народностей Саяно-Алтайского нагорья. В их героических сказаниях молодые богатыри обычно грамотны от рождения. Все они пишут и много читают. Герои эпоса на бумаге, бересте или коже пишут записки, письма, гадания и даже книги.
    Иногда боги-создатели опускают с небес священные книги, желая образумить, умудрить и наставить на путь истинный богатырей и их родственников. […] В хакасском эпосе упоминаются, например, «черная книга», «большая книга», «золотая книга», «книга в золотой обложке», «книга в серебряной обложке», «книга в виде бумажного свитка» и т. д. В «Древней черной книге» алып «увидел, где находится (искомая) гора Ах сын» (сказание «Хан Кичегей»); «черная книга дала совет» («Албынжи»); в бумажной книге «на 60-той странице было написано…» («Тюльгю хызыл алып-хыс»); «в большой книге давным-давно было предсказано, что будет в течение жизни трех поколений после Вашего отца» («Айдолай»). «Большая книга в серебряной обложке» была волшебной – в ней содержался список продуктов. Когда ее читали: «мясо, сметана, молоко…», то все это возникало на столе. В «золотой книге» богатырь читает целое сказание о деяниях другого богатыря («Хан Кичегей»); по «черной книге» всему учатся, но прежде всего богатырским делам и обычаям («Кÿмÿс ханаттығ…»).
    […]
    Кроме «бижик, бичик, пічік» – письмо, грамота – у южносибирских тюрков известны связанные с фольклором названия «сабыра пічік» – богатырское письмо (хакасы), «сабыр пичик» – письмо, получаемое шаманом от верховного божества Ульгеня (телеуты); «самбыра» (алтайцы), «самбыра, санбара» – записная книжка из трех дощечек, покрытых особым составом из пепла и сала для письма (тувинцы), а у монголов это «самбар» – доска, стенд.
    Из статьи: Новая оценка жизнестойкости Древнехакасского государства // Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Ключевые вопросы истории хакасов / Сборник статей. – Абакан : Хакасское книжное издательство, 2016.
    На фото: Формы древнейших рунических письменных документов и книг. Реконструкция И. Л. Кызласова. Из книги: Кызласов И. Л. Енисейская письменность Древнехакасского государства. Рассказы археолога. – Москва, Абакан: Хакасское книжное издательство, 2017.
    * См. Лебедев Р.В. Саяно-Алтай — хранитель Грааля https://ridero.ru/books/sayano-altai_khranitel_graalya/

    1
Ответ на тему: Думаю, когда кыргызы жили на Енисее, их язык был более близок к саха.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания