Происхождение народа саха(якуты)
айгор  -    3040
https://youtu.be/3RkCMq7LwOU - краткая история хунну по Гумилеву

https://youtu.be/1KY6MNIjSsE - ушедшие из монголии Забайкалья хунны , стали в Поволжье и Юж.Урала- гуннами


После просмотра этих фильмов , ловлю себя на мысли что эти хунну не похожи ни чем на наш якутский народ.
И у нас - у якутов, есть лишь незначительные параллели с этими хунну.

Кажется ,что народ саха(якуты) - имеют корни своего происхождения более раннего периода ,чем времена хунну 1-3 век нашей эры.Культура и ментаитет народа саха(якуты) кажется проистекает из более древних слоев народов живших в центральной Азии. У нас нет например того ,что уже было у хуннов.

Кажется рано делать какието выводы по генетическим исследованиям усеных-генетиков. Много чего не стыкуется. У нас сейчас мало каких то общих с гуннами или хуннами черт.
Ответов 94 Написать ответ
  • nathan
    9 мая 2016  

    Хунну это и есть якуты. Генетика говорит об этом однозначно, не оставив никаких домыслов.
    Много чего не стыкуется... что именно?

    0
  • offen
    9 мая 2016  

    по Гумилеву хунну образовались от убежавших с Китая беглых рабов-кулов и кочевых племен, живших у пустыни Гоби.
    у китайцев наибольший гаплотип N1c1.
    изучением происхождения народа саха занимались со времени прибытия ссыльных, Ойунский, Г,Г,Ксенофонтов, якутские историки и советские и российские историки. Здесь постоянно пишут об этом.даже БЕА озаботился начать изучение происхождения народа саха, окончание в этом году. может дождемся написания коллективного труда?

    0
  • айгор
    9 мая 2016  

    По моему мнению ,хунны - это чуть-чуть другой народ ,другого поля ягода так сказать. Вроде бы все подходит и даже разнообразие смешанных этносов - белых и чернявых монголоидов и полуевропеоидов. Также возможно языки очень похожи - хотя я думаю в те времена все кочевники степей уже общались на древнем тюркском языке- и это логично . Границ то у степи нет ,и распрастранение языка и смешение с другими языками в степи - логичное понятие.
    Возможно тогда более раняя миграция якутского народа на Среднюю Лену по времени(может до 500 лет до н.э.- вовремна саков) ,чем во времена хунну.
    Хотя я и не категорично отрицаю хуннов и их влияние на якутский народ или предков якутского народа. Вероятно влияние было . Но есть еще одно большое НО - они хунны ,мигрировали все таки на запад ,ну а предки якутов на северо-восток.

    Если якуты как утверждается жили в 1-5 веках н.э. там где были эти хунны - Юж.Сибирь - Восток Центральной Азии - забайкалье

    Еще одно противоречие - у саха вроде бы никогда не было традиции перевязывать головы,чтобы удлинить ее. Головы у саха якутов изначально - долихокоцефалы - вытянутые полуевропеоидного типа головы.

    Еще одно противоречие - нигде никто никогда не указывает почему то праздники Солнца у этих хунну и почитание Огня.
    У них свои какие-то божества.

    В остальном вроде бы очень похожи и уклад жизни и манеры или менталитет ,и прочее у степных народов.



    Здесь ,как мне кажется - для изучения наших предков,и сопоставления с предками других народов ,нужно как мне кажется учитывать - аспект веры и религии . И именно какие то ньюуансы в этой бы вроде бы одинаковой для всех религии .
    У нас есть Ысыах,есть Таҥара, Джесегей,названия божеств,есть название месяца года, и многое другое - и из этого всего нужно найти стыкующиеся с хунну - пункты, а также то что противоречит им.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    9 мая 2016  

    Сюнну. САКА, СЮЮНЫ и САХА, точки пересечения. http://dnevniki.ykt.ru/%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BA/710645
    [quote][саксаксак Пожаловаться 7 апреля 2016 г.,
    Китайцы знали, что тюрки потомки саков

    Подробное исследование о происхождении Ашина провел синолог С.П.Гущин. Он отмечает, что из легенды о происхождении Ашина мы знаем, что «предки тукюе происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север». Название племён саков по-китайски звучит как - «сохэ» 索诃, что совпадает с иероглифами про «владетельный дом Со» 索國.
    Для проверки можно обратиться к Китайскому толковому словарю, где дано диалектное прочтение иероглифа «сохэ» в форме «saak» 索. Также в китайских фонетических базах иероглиф 索 = sāk/sâk указан в старом его прочтении.
    В итоге непонятный «Владетельный дом Со», указанный в качестве предков дома Ашина — превращается в «Сакскую Землю» где-то севернее хунну… т.е. те земли где Пазырыкские курганы и плоскогорье Укок.
    Муратов Б.А., Суюнов Р.Р.
    ***
    Cаки-динлины, аорсы, Ашина и потомки кланов Дешти-Кипчака по данным ДНК-генеалогии
    Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba Volume 7, №8 August 2014, С.1198-1226. ISSN 1942-7484, C.1202-1203/quote]

    0
    • айгор
      9 мая 2016  

      саксаксак, да вот именно то что ты привел ,более правдоподобно и совпадает со всем ,что касается происхождения и уклада жизни якутского народа .
      Возможно эти люди древней земли Сака - Соха ,не сильно отпечатались на памяти народов чем хунны , но все же они это и есть наши предки.

      Возможно эти древние народ саков-саха Дома Со ,жили до того времени как хунну пришли из Китая. Так же ,возможно что эти хунну не были рабами у китайцев как описывается.Просто земли всего Северного Китая раньше были землями - хунну.
      Еще хочется отметить ,что хунну резко отличались от китайцев,и возможно они были полуевропеидами изначально,еще при проживании на землях нынешнего Китая. Поэтому находят сейчас пирамиды с мумиями полуевропеоидного вида внутри.

      Итак ,более вероятна версия происхождения народа саха(якуты) от древних восточных саков которые жили примерно на территории от Алтая до Забайкалья и Юж.сибири.
      Когда Китай начал побеждать хунну и оттеснять их на север,эти древние саки-саха мигрировали часть на запад - и стали казахами ,часть на северо-восток и столи - якутским народом, а часть осталась или ушла на енисей - хакасы,тува,и другие .
      Отсюда в названии у них осталось самоназвание - соха-саха-сака.

      0
  • zavmir
    9 мая 2016  

    Есть мнение, что якуты пришли на территории нынешней якутии лет максимум за 100 - 200 раньше русских.

    0
  • aranas
    9 мая 2016  

    zavmir мозг твой рудимент, а скорее атавизм.

    Доказывая сие, как ты докажешь, что Якутия исконная территория России?
    Тунгуо-самоназвание Китая. Тунгусо-маньчжуры это китайцы-манчжуры. Значит Россия пришла на исконные земли Тунгуо-маньчжур только в 14 веке? Значит якуты и русские оккупанты на территории Якутии? Ты считаешь, что якуты не исконный народ Якутии? И значит Якутия не исконно российская территория?

    0
    • zavmir
      10 мая 2016  

      aranas, вы ошибаетесь. Русские пришли на эту территорию в 17-м веке, никак не раньше. Учи историю.

      0
  • aranas
    9 мая 2016  

    Тунгусы - это дословно китайцы.

    0
  • aranas
    9 мая 2016  

    Даже по элементарной логике это не так.

    0
  • aranas
    9 мая 2016  

    За *** играть под дудку Китая и подводя доказательную базу, что Китай в Якутии первичен.

    Живи предки якутов на Байкале. Китайцы -Тунгуо ни как, обойдя якобы предков якутов на Байкале не могли попасть в Якутию. Генетика доказывает, что Китай (Тунгуо) и все Тунгуо появились позже якутов. Вы ненавидя якутов создаёте доказательную базу, что Китай тут коренной.

    0
  • aranas
    9 мая 2016  

    Я считаю якутов коренным народов Северо-Востока Азии.

    Древнейший народ живший тут испокон веков. Это доказывает связь якутов с индейцами и со всеми народами Евразии. Позже предки якутов стали народом давшим миру вторжение гуннов в Европу и тюркское племя. Я считаю Якутию исконной территорией России.

    1
    • айгор
      9 мая 2016  

      aranas, твоя версия блистательна и некоторые не прочь бы присоединиться к этому взгляду на историю,но есть такая вещь как артефакты,культурные связи народов,языки и научные исследования,и еще на генетическом уровне. Все это взятое вместе говорит за неоднозначный вывод. Вопросов по истории и становлении народа саха - много,и даже некоторые противоречат друг другу.И эту загадку истории и происхождения народа саха(якуты) надо исследовать ,а не отмахиваться как от назойливой мухи.

      То что территория Якутии в составе России ,это без сомнений .И даже что - саха(якуты) принадлежат к какой то корневому этносу русских ,тоже в этом есть загадки.Также то несомненно и то ,что саха(якуты) не относятся к - тунгусо-манчжурским народам.
      Тунгусо-манчжурска группа языков четко очерчена - это бурятский ,эвэнский,языки манчжурских этносов,монгольский ,калмыцкий

      И основная Загадка Истории именно состоит в том - как оказался тюркский народ Саха(якуты) в гуще ,окружении манчжуро-тунгусских народов.
      А то что происходит взаимовлияния друг на друга этих языков - уже логичный ход истории. Наивно полагать, что если существуют две разноязыковые общности - думать что никакого влияния они друг на друга не оказывают.

      0
  • aranas
    9 мая 2016  

    айгор

    А вдруг якуты не тюрки? А вдруг якуты китайцы? А вдруг якуты иранцы? А вдруг якуты индейцы? А вдруг якуты европейцы? А вдруг якуты арийцы?

    0
  • aranas
    9 мая 2016  

    Всё в одном.

    0
  • aranas
    9 мая 2016  

    При этом якуты не тюрки, но есть основа тюрков?

    0
  • aranas
    9 мая 2016  

    Если якуты имеют общее с индейцами...?

    То трансформация в тюрков, спустя 30 тысяч лет. Тюркский язык должен сказать спасибо якутскому языку за свою сложность и глубину. Тогда мне становится понятно, почему язык мизерного языка так глубок и сложен, что эпос сложенный из него входит в наследие ЮНЕСКО.

    0
    • айгор
      10 мая 2016  

      aranas, не надо так уж наскоком подходить для определения народа саха. Сейчас в мире существует - определенная классификация по языкам. Так же, для определением языка народа занимаются - лингвисты и языковеды.

      Ну сам посмотри и послушай говор на якутском и эвэнкийском ,бурятском,калмыцком, монгольском еще каком какой тебе нравиться - и оцени насколько они похожи.
      Если ты думаешь что якутские слова это эвэнкийские или бурятские - тогда можешь причислить якутский к тунгусо-манчжурским языкам для себя.
      Ну а что бы переубедить остальной мир - тебе нужно будет изменить сам якутский язык ,и заставить якутов употреблять в речи эвэнские или бурятские слова.
      Тогда может быть якут станет и эвэнком и бурятом кем - ты захочешь.

      Если тебе это трудно сделать ,тогда лучше помолчи , почитай лингвистику и изучи разные языковые группы которые существуют . Изучай другой какой нибудь язык - тебе будет интересно ,например киргизский или китайский.

      0
      • айгор
        10 мая 2016  

        Я понимаю - вопрос происхождения народа саха ,щекотливый для некотрых вопрос. Почему-то кому-то из-за чего-то стыдно ,что он не саха.

        но как бы то ни было - классификация народов существует независимо от чьего либо мнения. И к какой группе язык относится не определяется чьим то хотением,велением,или указанием.
        Язык он или есть или нет.
        По принятой классификации - делят языки для определения - что же язык то такой .А также исследуют его изменения в ходе эволюции , а также сравнивают его с другими подобными языками - анализируют как менялись языки . Это целая наука господин Араҥас . Если ты студент ты можешь изучать , если тракторист или рабочий - ну наверно не досуг тебе изучать это. Для тебя это темный лес,и тебе хочется рубить сплеча - и называть языки как тебе хочется.

        0
  • offen
    10 мая 2016  

    Реконструкция эволюции генетического портрета якутов
    Наша посылка проста. Три прародителя якутов, носителей линии N1c1 восходят к общему предку, который жил ранее середины 17 века. Причем, на этом хронологическом рубеже гаплотипы трех прародителей не являлись доминирующими по частотам. Возможно, по частотам у предков якутов не доминировала и линия N1c1. В период с середины 17 века до выполнения ДНК-тестирования произошло согласование общебиологических характеристик предков якутов с факторами, которые можно назвать «западная цивилизация». Они включают неизвестные ранее в Сибири болезни, алкоголь, разрушение архаичной природной среды, социальные процессы и др. Так получилось, что три прародителя якутов обладали повышенным биологическим иммунитетом к новым болезням и алкоголю. Это они передали своим потомкам. Особо отметим, что повышенный иммунитет не связан с гаплотипами. Последние только маркируют биологические особенности потомков 3 прародителей. Наша дата прародителей – не ранее 100-200 лет назад, как раз и характеризует начало действия неблагоприятных факторов группы «западная цивилизация» – 19 век. В период 19-20 веков произошла «внутренняя эмиссия» генов. Потомки биологических линий, не имеющие иммунитета от негативного влияния факторов «западная цивилизация», постепенно «уступили место» потомкам трех прародителей. В соответствии с ДНК-данными среди якутов носителей линии N1c1 их 93,6%, среди эвенков, говорящих на якутском языке, – 87,5%. Среди всех якутов потомки трех прародителей составляют 88,0%, среди эвенков – 63,6%.

    Предложенная нами гипотеза трактовки результатов корректного генохронологического датирования прародителей якутов, объясняет и связанные с ними аномалии. Механизм естественного отбора должен был привести к доминированию среди якутов линии N1c1. До начала действия этого процесса генетический портрет их предков мог вполне соответствовать генетическому портрету сибирских народов, говорящих на языках тюркской группы, и активно использующих в хозяйстве лошадей. Ближайшим народом, соответствующим этим характеристикам, являются хакасы. На чертеже С.У. Ремизова региону их сегодняшнего проживания соответствует З[емля] Камасинская [Полевой, 1973]. Автор публикации [Гоголев, 1993] рассмотрел этнонимы подразделений якутов и хакасов, особенности их одежды и способов ведения хозяйства, слова, обозначающие оружие и продукты сельского хозяйства, а также археологические данные. Его вывод однозначен: «необходимо констатировать большую этнокультурную близость якутов с хакасами». Имеются ли генетические маркеры, свидетельствующие о родстве хакасов и якутов? Да.

    Результаты тестирования мтДНК якутов (выборка 191 человек). Приведены в публикации [Fedorova S.A., 2003]. Они имеют наименьшее генетическое разнообразие среди популяций, говорящих на языках тюркской группы. Филогенетический анализ показал, что якуты по женской линии имеют общий субстрат с монголами и популяциями Центральной Азии (казахи, киргизы, уйгуры). Но имеются и гаплотипы (8,9%) общие с коряками. Авторы публикации [Pakendorf B., 2006] изучали и гаплотипы мтДНК. Выборка составила 330 человек. В том числе: якуты (178 человек), эвенки, говорящие на якутском языке, (32 человека), западные эвенки (39 человек), юкагиры (22 человека), тувинцы (59 человек). Полученные данные обработаны стандартным способом. При выполнении Multidimensional scaling analyses во внимание приняты данные по 17 евразийским популяциям. Точки, характеризующие мтДНК якутов, хакасов и эвенков, говорящих на якутском языке, находятся в непосредственной близости друг от друга. На некотором удалении от них находятся точки, характеризующие мтДНК алтайцев и тувинцев. Четыре точки (кроме последней) образуют единый кластер. Вблизи него находится другой кластер, образованный точками, характеризующими мтДНК монголов, бурятов, киргизов и казахов. В другой области диаграммы «разбросаны» точки, характеризующие мтДНК эвенов, коряков, юкагиров, тофаларов и западных эвенков. Эти данные надежно локализуют регион, из которого предки якутов по женской линии пришли на Лену – Минусинская котловина. Скорее всего, из этого региона пришли и предки якутов по мужской линии. Они говорили, как и сегодняшние коренные жители Минусинской котловины на тюркском языке и имели в своем хозяйстве лошадей.

    Наша выше обозначенная локализация прародины якутов носит условный характер. В публикации [Шенин, 2007] рассмотрены этногенетические особенности бурятских популяций Прибайкалья. «Как показывают генетические расстояния и кластерный анализ, буряты, в целом объединяются в единый кластер, а также с монголами и двумя якутскими популяциями. Вся эта совокупность популяций антропологически принадлежит к центрально-азиатскому типу. Близость бурят к монголам не вызывает сомнения, а также как и их историческое и лингвистическое родство. Генетическое сходство бурят с якутами подтверждается историческими, этнографическими и археологическими данными о первоначальном становлении якутов в регионе Прибайкалья. Также об этом свидетельствует близость именно западных бурят Усть-Ордынского БОР к двум группам якутов. Кроме того, кластер дифференцируется на два подкластера, один из которых образуется за счет исторических объединений западных бурят – эхирит и булагатов. Отдельную ветвь обнаруживают восточные буряты.». То есть якуты сформировались в Прибайкалье. Это можно интерпретировать так. В прошлом на территории Минусинской котловины и Прибайкалья проживала одна популяция. В какой-то момент времени ее часть, проживавшая на территории Прибайкалья, мигрировала в бассейн Лены. Там начался процесс этногенеза якутов. В Прибайкалье на освободившееся место пришли жить мигранты с юга. Здесь начался процесс этногенеза бурятов. А в Минусинской котловине продолжался процесс этногенеза хакасов.

    Мы предполагаем, что первоначальная численность носителей трех гаплотипов, маркирующих у якутов генетическую устойчивость к факторам «западная цивилизация», была на уровне первых сотен, но они были представлены относительно равномерно во всех субпопуляциях. Допустим, что в 1850 году их было 200 человек. Допустим, их рост по мужской линии происходил с коэффициентом 3,0. Через 6 поколений число их потомков мужчин составит 241600 человек. В 2002 году в России проживало 443,9 тыс. якутов. Численность мужчин составляла примерно половину – 222,0 тысячи. Среди них было 87,5% потомков 3 прародителей, что составляет 194,0 тысячи. То есть предложенный нами механизм эволюции генетического портрета мужчин якутов не является неправдоподобно экстремальным.

    Имеются проблемы с локализацией прародины 3 прародителей подавляющего числа якутов-мужчин. Можно предположить, что гаплотипы 3 прародителей якутов попали в регион их проживания вместе с их предками из Минусинской котловины. Но авторы публикации [Харьков В.Н., 2008; Kharkov V.N., 2008] сделали заключение о том, что гаплотипы якутов обособлены от других тюркоязычных популяций Южной Сибири. С другой стороны, по их заключению гаплотипы якутов восходят к гаплотипам бурятов Бурятии. Но гаплотипы линии N1c1 не могли попасть к якутам от бурятов без гаплогруппы C, которая доминирует у последних. А у якутов ее носителей почти нет. Имеется и третий путь попадания гаплотипов прародителей Якутов в регион их проживания. Они могли попасть в него с запада от саамов или русских поморов. «Намек» на это имеется. У русских и якутов выявлен один общий гаплотип. Имелись и условия для дальней миграции людей. До Малого ледникового периода (по разным оценкам его начало относят к периоду от 13 до 16 веков) Северные моря были открыты для летней навигации, а условия в тундре менее суровы, чем сегодня. Представляется, что все три гипотезы попадания гаплотипов прародителей якутов в бассейн Лены должны быть приняты во внимание при анализе новых ДНК-данных.
    http://mognovse.ru/gjb-k-voprosu-o-genohronologicheskom-datirovanii-predkov-yakut.html

    0
  • айгор
    10 мая 2016  

    Ну оффен , не надо оправдывать какие то понятия которые привнесены каким то внешним фактором. Но не отрицаю - слово понятие - ЯКУТЫ , образовано где то 16-17 вв. По настоящему такого народа с таким названием нет,это просто название одного народа другим. Точно так как русские германцев называют - немцами ,и китайцев китайцами , хотя на самом деле немцы себя называют - дойч , а китайцы себя называют - чайна.

    А настоящее самоназвание якутского народа - саха. И сами себя и в быту и на государственном уровне называют - САХА. И никак иначе ,ни яко ,ни йако, ни йака или же еще как . Дети сами себя с детства называют только - Саха .

    Мин сахабын,
    Эн сахаҕын
    Кини саха
    Кинилэр сахалар
    Биһиги сахабыт

    Не надо придумывать .что когда то давно мы себя называли буд то бы - ЙАКА-МОНГОЛ, причем здесь монгол ? И с чего это вдруг перестали говорить - монгол ?
    Скорее всего потому ,что никогда так себя не называли , а так нас могли называть - бурят-эхиритско-монгольское общество народов Забайкалья 9-11 вв.
    И это время - как раз передел земель переход власти от тюрко-монгольского к манчжуро-тунгусо-монголькой власти.

    Возможно вначале Забайкалье было только - тюркоязычным ,затем пришли манчжуры,затем китайцы . А тюрки ушли на запад.
    Последние тюркоязычные были уйгуры ,до них были хунну, а до хунну были - Сюнну.

    Вот из этого переплетения народов - и вышел народ Саха. Он единственный тюркоязычный народ на Северо-Востоке Евразии. Можно сказать остаток от былых времен,былого могущества кочевников Саков.

    0
    • айгор
      10 мая 2016  

      Буряты манчжуры тунгусы эвэны,эвэнки -это одной общности народы ,поэтому и название у них одинаковое ЙАКА-МОНГОЛ или ЯКО ,ЯКОТ ,ЯКУТ - это одно и то же произношение одного и того же понятия .

      От чего же мы себя не называем - МИН ЯКОТПЫН,или Биһиги якуттарбыт, МИН ЙАКАбын . Если так сказать - весь народ со смеху под стулья попадает. Это чужеродное название , для народа саха.

      0
      • nathan
        11 мая 2016  

        айгор, Глянем на ошибки в работе.
        якуты по женской линии имеют общий субстрат с монголами...Частота гаплогруппы С в Якутии достигает максимальных значений в сравнении с другими регионами мира: она составляет 44% митохондриального пула
        популяций РС(Я). Линии гаплогруппы С в Якутии за одним исключением относятся к двум основным ветвям- C4 и C5. Спектр линий характеризуется высоким разнообразием. Частота второй мажорной гаплогруппы D варьирует от 14% в популяции юкагиров до 33% в популяции центральных якутов (в среднем 28%).
        Линии гаплогруппы D относятся к двум кластерам- D4 и D5. Кластер D4 представлен в Якутии разнообразным спектром линий – D4a, D4b, D4c, D4h, D4e (D2b), D4i, D4l, D4o2, широко распространенным в более южных популяциях Дальнего Востока и Китая (Kong et al., 2003; Starikovskaya et al., 2005; Yao et al.,
        2002a, 2002b, 2002c, 2004). Кластер D5- представлен в Якутии небольшим количеством линий ветви D5a2 и единственной линией cубкластера D5b1.
        Как видим основные линии якутов гаплогруппа С относятся к двум основным ветвям- C4 и C5.-44%-Центральная Сибирь
        Вторая не основная монгольская D -28% к двум кластерам- D4 и D5.

        Генетическое сходство бурят с якутами... ничего подобного, даже близко не стояли.
        Якуты-большая якутская ветвь -N1c1 M2019
        Буряты - N-F4205 разделение гаплогруппы N-M2019 и N-L392, ветвь N-F4205, примерно 6000 лет назад.

        Имеется и третий путь попадания гаплотипов прародителей Якутов в регион их проживания. Они могли попасть в него с запада от саамов или русских поморов. «Намек» на это имеется...Ничего такой себе намек, в последний раз якут пил кумыс с саамами русскими и бурятами... 6 тысяч лет тому назад.

        0
      • nathan
        11 мая 2016  

        айгор, Буряты манчжуры тунгусы эвэны,эвэнки,казахи, -это одной общности народы ,поэтому и название у них...Тангуты- Китайцы.
        Монгол и Тартар это северо-восток Азии территория Якутии.
        image

        0
  • leonid
    11 мая 2016  

    Уже доказано, что якуты сформировались как этнос на Средней Лене и не надо тащить сюда разную древнюю чушь о Прибайкалье. Или указывайте точное место где его географическое название. С таким же умным видом можно писать, что якуты сформировались в Евразии. А размазывание каши по тарелкам, это не наш метод, а детей.

    0
  • zavmir
    11 мая 2016  

    Якуты - пришлый народ, до нас на этом месте жили тунгусы. Якуты ближе к казахам, чем к монголам или бурятам. Посмотрите на карту, где Забайкалье и где Казахстан. Они расположены на тысячи километров друг от друга. Очевидно, что якуты пришли с запада.

    0
    • nathan
      11 мая 2016  

      zavmir, Про тунгусов это тебе кто рассказал? самый древний тунгус проживающий на территории Республики Саха имеет возраст 90 лет до своего ближайшего предка, да и тот беглый хунхуз старатель с Джугджура.

      0
    • Быйанг
      11 мая 2016  

      zavmir,
      тунгусы прошли в след за казаками

      Прочитай про Буляшей и про Илтика, которые рассказывали казакам про Якутов.

      0
  • Быйанг
    11 мая 2016  

    айгор,
    Про каких маньчжуров пишешь "как якуты оказались в окружении тунгусо маньчжурских племен?"
    Маньчуды находятся в Китае, в Маньчжурии. Маньчжуры образовались от тюркских народов - Монголов. Это слово Монголы со временем видоизменилось от - Монголов Маньчжуры. |Монголы Мангулы, Манжуры Маньчжуры |

    А Тунгусами называли племена разных народов, и тюрков и другие народы Севера и Дальнего востока. Всех кто живет вне улусов. Занимается охотой и рыбалкой.


    А про якутов и тунгусов читай тут: http://www.yakutskhistory.net/с-и-николаев-сомоготто/оленеводство-и-собаководство-у-якутов/

    Только путаница происходит от того, что тунгусов до революционного времени называют эвенками, как путают из-за плохого знания истории народов, теперешних Монголов и их язык с Монголами тюрками Чингисхана.

    0
  • oidov
    11 мая 2016  

    Горе генетики , по логике , распространение и изчезновение , от " родителей " генов , можете считать от любой точки времени , как по принципу пирамиды , возводя в квадрат.и накладывая друг на друга . Это для города , улуса небольшой группы , естественно не определяет , возраст возникновения народа , так думаю. Например ген Чхан , лет десять назад нашли у пятнадцати миллионов , утрированно он сейчас у 225 миллионов , людей разных национальностей . Через какое то время он может изчезать и заменяться более сильным геном ..Так что вы можете просчитать , утрированно на 500-800 лет .Ди то для изоллированной группы . Так что горе генетики это для вас темный лес , как ии для меня . А слушать генетиков , у которых разные методы подсчетов , это их субьективное точка зрения . А остальное " политика ". Хех в квадрате и все )))

    Народ , это память мифолизированная память , вера , язык , обычаи и т.п. Бо!)))

    0
  • 3IP
    11 мая 2016  

    Адам родил Сифа. Сиф родил Еноса. Енос родил Каина. Каин родил Малелеила...

    далее по методичке...

    0
  • айгор
    11 мая 2016  

    Отвечу уважаемому Быйангу, то что я написал - в окружении тунгусо -манчжурских народв , это надо понимать так - на каком-то промежутке времени ,тюркоязычный народ , оказывается в окружении тунгусо-манчжуро язычных народов.
    Понятие тунгусо-манчжурские народы и тунгусо-манчжурско язычные народы - я посчитал одинаковым для сравнения ситуации и местоположения народов. Чтобы выделить суть вопроса.

    Тут не главное - как там деляются манчжуры и тунгусы и как вообще это сообщество народов или языков образовалось . Даже исходя из того ,что обе группы и тунгусы и манчжуры имеют одну ветвь гаплогрупп - С , или точнее С2 и С3.
    Но вопрос же не в них стоит ,а в том - как внутри них оказался народ из другой языковой группы ?
    Если начать подробно все писать ,то и вопрос длинный будет. Я написал группу языков котора официально признана - тунгусо-манчжурская группа.


    И я призываю ,давайте дорогие форумчане , оперировать теми определениями которые официально признаны наукой по языкознанию. А не придумывать свои группы языков.
    Всеми признано родство - тунгусских и манчжурских языков. А тюркский стоит в стороне от них. Хотя и он - тюркский язык , имеет корни их тунгусского языка. Ну так говорят ученые , ничего не поделаешь.
    Сами посудите возраст тунгусского языка , если их носители имеют гаплогруппу С2 - а эта гаплогруппа С, возникла - 50.000 лет назад .
    Это вообще неисследуемый возраст языка, по времени даже до 3-х Ледниковых Периодов . Ледниковые периоды начались 60-50.000 лет до нашей эры. 1 Ледниковый,2 Ледниковый,3 Ледниковый периоды .
    И последний ледниковый период закончился 10.000 лет до н.э.

    Так как я должен был сказать ? Вы сами оцените масштаб времени.


    Давно изучены языки , и тунгусо-манчжурская группа тоже - я тут никаких отсебятин не встреваю - пишу как есть.

    Язык саха(якутов) - не тунгусо-манчжурский, он тюркский по всем градациям определения языков.
    От числового счета - до местоимений .

    Я - мин
    Ты - эн
    Она - Кини
    Они - Кинилэр
    Мы - Биһиги
    Вы - Эһиги

    1 - бир
    2- - икки
    3 - ус
    4 - түэрт
    5 - биэс
    6 - алта
    7 - сэттэ
    8 - аҕыс
    9 - тоҕус
    10 - уон

    Теберь Быйанг , то же самое на тунгусском или на манчжурском повтори .

    0
    • айгор
      11 мая 2016  

      Также отвечу по остальным недопоняткам. Что касается нынешнего сообщества народов Якутии - это понятное дело .
      Сейчас проживают в Якутии смешанный народ ,но от этого не следует вывод ,что до этого смешения небыло никакого народа-предка якутской общности.

      А интерес историков именно заключается в древних временах - для уточнения происхождения народа саха(якуты) .
      И для этого мы и исследуем - времена до 13-10 веков. Так как очевидно ,что история якутского народа не начинается только с 10 века.
      Потому что много артефактов разного уровня - как материального,так и устного,так и генетического.
      Мы по вашему должны оставаться в стороне ? А если это были наши предки - те из которых мы с вами и произошли , те которые принесли сюда и тюркский язык и коров и лошадей ? мы должны отказаться изучать может быть своих предков ,по вашему ? А почему ? В чем дело , что так у кого то свербит гордость ,только из-за этого ?

      Почему мы не должны изучать своих тюркоязычных предков ? будем ждать когда ктото другой придет и за нас будет изучать , а мы с ним не согласимся - так что ли ?

      Рано или поздно ,все равно будут изучать происхождение якутского народа .Наверно иностранцы давно изучают и знают о нашей истории больше нас с вами.
      И они будут нас учить потом - нашей истории. Это не стыдно ли ?
      Все предки наши - по верованию ратовали - чтить своих предков .Даже сама вера Тенгри-Таҥара - определяется как почитание духов предков.

      Если не изучать историю народа самим - нас будут учить другие. И нам же рассказывать о наших предках .

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        11 мая 2016  

        айгор, вот, правильно, а то нас уже "учат" всякие Крио, FR,Stefano, "булчут-перевертыш".
        Потому сами и изучаем свою историю.

        0
  • leonid
    11 мая 2016  

    Как саха в 17 в. оказались в окружении тунгусов проще простого. Как сейчас в окружении русскоязычных. Давайте писать, что русскоязычные живут на Саха Сирэ раньше саха. Обычная торговля. А с кем им торговать на Саха Сирэ, как не с саха?

    ЗЫ. А в итоге вся эта братия оказалась обычными шпионами и доносчиками.

    0
  • айгор
    11 мая 2016  

    По якутскому языку стоит два основных вопроса , которые на первый взгляд только кажутся уже исследованными .

    Первая версия происхождения якутского языка - язык появился от смешения тюркского и тунгусо-манчжурского языков.
    Вторая версия - якутский язык это один из сохранившихся переходных форм от тунгусского к тюркскому .

    0
    • nathan
      13 мая 2016  

      айгор, Сколько раз нужно повторять одно и то же Тунгус - тунус....С тюркской средой связана этническая группа Тунус.
      Этноним Тунус в русских исторических актах появился в
      форме волостного наименования. В источниках данная
      волость была известна под двумя названиями: Тунус и
      Чангула. Согласно Г.Ф. Миллеру, последнее наимено­
      вание восходит к имени мурзы Чангула, владения кото­
      рого с центром в городке Тунус граничили с волостями
      Саргач, Урус, Токуз и Супра . В ясачных документах
      название волости выступает в различных фонетических
      вариантах: Тунус, Чунус, Чунгус, Тунгус и т.д.52
      Приведенный перечень свидетельствует, что Тунус и
      Чангула — это один и тот же термин, представленный в
      двух разных фонетических вариантах. В ряде специаль­
      ных работ установлено, что окончание -гула в слове
      Чангула — селькупского происхождения (гула по-сель­
      купски “человек“)53. Это окончание было ассоциировано
      к раннему тюркскому термину Тунус / Тунгус / Чунгус

      0
      • nathan
        13 мая 2016  

        Тюркский термин Тунус / Чунгус отражен в этниче­
        ском составе барабинцев в форме тугумного термина
        чунгур и фамилии Тогусовы, которую информаторы счи­
        тают одной из самых старых. Последнее подтверждается
        тем, что эта фамилия (Толусовы) зафиксирована в Тар­
        ском уезде по крайней мере с начала XVIII в.54
        Изложенное позволяет рассматривать термин Тунус
        (Чангула) в качестве этнонима. Исторические аналогии
        этнониму Тунус находятся в волостном наименовании
        Токуз. В прошлом волость Токуз располагалась на местах
        расселения тобольских татар. Оба этнонима соответству­
        ют сеоку Тогус в составе алтайских тубаларов и ряду
        родственных подразделений в составе других этносов:
        башкир, туркмен, киргизов, каракалпаков, тувинцев.
        Опираясь на лингвистическую аргументацию H.A. Бас­
        какова55, Л.П. Потапов связывал наименование сеока
        тубаларов с токуз-огузами, под которыми в тюркских
        источниках VII—VIII вв. понималась часть племен те­
        ле5

        0
    • alamaykunsilama.ru
      13 мая  

      айгор, тунгусизмов в языке Саха мизер и то это связагное с оленеводством охотой и немного топонимов и на этом всё а это гколо 2-3%!

      0
  • айгор
    12 мая 2016  

    выходит что,более правдоподобная версия происхождения народа саха(якуты) ,это то что основной наш предок - Древнее До хунское общество Сака,или по китайски Дома Со, которое располагалось от Алтая до Забайкалья . И прошу уделить внимание - До прихода хуннов или сюнну из Китая под натиском китайцев.При этом наши предки не из тунгусо-манчжурских племен. Сейчас потомки тех манчжуров это буряты ,не без смешения с хуннами. Резонно задать вопрос ,какой язык был у хунну и сюнну, и у восточных саков.

    0
  • sakhaturk
    13 мая 2016  

    Hello all. I am an ethnic Sakha living in Turkey. My Haplogroup is N-M232 M2019.

    0
  • Бу эмиэ Айгор диэн туох хисторига көһүннэ?
    13 мая 2016  

    Айгор бүт эрэ эмиэ ону-маны фантазиялаан.

    0
  • Kilbar
    13 мая 2016  

    Саха язык это первичный Тат Аар язык. Тюрки - дитятки огузы. Какможет папа перенять язык от дитятки своего? Тунгусы они маньчжуры. У них свой китайский язык был. Но при ассимиляции якутами изобрели новый язык состоящий из искаженного якутского. Это было 1979 году. Первый словарь тунгусского языка, полностью соответствующий господствовавшему тогда концепту о пришлости саха и коренелости тунгусов. А языковеды подхватили и доказали научно что саха язык произошел от тунгуского со смешением монгольского. Оставили в якутской лексике два десятка слов неизвестного происхождения, которые как предполагали остались от прежнего южного жительства. Вот так вот ловко поставили с ног на голову ученые мужи. Зато получили звания и подарки. Коррупция.

    0
    • FR
      13 мая 2016  

      Опять Кылбар твоя не образованность с твоими умственными способностями тебя подводят.

      Цитата:
      что саха язык произошел от тунгуского со смешением монгольского
      - ни где это научно не доказывали, и даже не найдешь такую информацию, разве что в сакЫрале.

      0
      • Крио
        13 мая 2016  

        Кылбар, тебе лучше отдохнуть, а то ты вновь глупости пишешь.

        И показываешь, что Быйанг гораздо умнее тебя.
        Он, Быйанг, написал, что в 1929 году исследовательница Глафира Василевич составила первый эвенкийский букварь Əwənkil dukuwuntin.
        А ты что пишешь? Про 1979 г., про коррупцию и звания.
        Это не учёные мужи "ловко поставили с ног на голову", а ты всё фальсифицируешь. Да, ещё, глупый, удивляешься, чего это тебе никто ни званий ни подарков не преподносит.

        Да, поистаскался, обветшал, поглупел ты, Кылбар.

        0
  • Айгор өссө эт маньчурдар сахалары
    13 мая 2016  

    тюрк тылыгар үөрэппиттэрэ диэн.
    Эбэнки быһылааххын.

    0
  • Сүрдээх куһаҕан наглай омуккут
    13 мая 2016  

    30-с сылларга үөскээн эрэ баран, аны саха тылын эбэнкилэр айбыттара диэн.

    0
  • Эбэкилэр сахаларга соруйан бэрт былдьаһан сахалар
    13 мая 2016  

    сыарҕаларын быатын быһаллар.
    Биллэр дьон мадамсвеером, стратег, А.Борисов курдуктар.

    0
  • Бу омук сахаларга хаһан да сахаларга
    13 мая 2016  

    үчүгэйи баҕарыа суоҕа.

    0
  • айгор
    13 мая 2016  

    не надо так резко говорить ,о народах с которыми народ сах дружественно живет уже более 500 лет.И саха и тунгусы живут вместе помогая друг другу. Их мирный союз создан давно ,еще до того как мы все сейчас живущие родились.
    Я ,Айгор ,давно утверждаю что не надо рассматривать нынешний обьединенный якутский народ .Так как много событий произошло с давних пор. Мы сейчас рассматриваем древний период - предков народа саха.

    Если взять только тунгусов - история нынешней Якутии будет не неполна ,не будет хватать то чего сейчас есть.
    если взять только народ саха - то же самое .
    В древние времена выживания в условиях суровых времен тунгусы помогли народу саха,а саха помогли тунгусам.От этого сложился взаимовыгодный союз - а после эти два народа слились ,образовав якутский народ.
    Но в то же время не надо ,отмахиваться и от предков народа саха.

    Это так сказать одна версия происхождения якутского народа. Есть и вторая.Которая говорит ,что сам якутский народ является переходным народом от тунгусов к тюркам.Так же как и сам якутский язык возможно - переходной язык от тунгусского к тюркскому.

    Это только версии,и не надо сразу кого то тут обвинять в принижении роли ,того или иного народа. А по нынешней классификации народов существуют - тюркская группа народов и тунгусо-манчжурская группа народов.
    Я тут ничего нового и от себя не прибавляю - это так и есть, натурально как в жизни.

    Кто там мной недоволен - задайте вопрос здесь ,и конкретно обьясните чем не довольны моими мыслями о якутском народе.

    Если хотите ,что бы я назвал якутский народ - тунгусским ,так и сакжите.мол я не согласен. А может быть ктото хочет чтобы якутский народ называли - бурятским или тунгусо-манчжурским народом ,то так и напишите мол я такой то такой - я не согласен,что якутский народ называют тюркоязычным .

    0
    • nathan
      13 мая 2016  

      айгор, .С тюркской средой связана этническая группа Тунус. В ясачных документах
      название волости выступает в различных фонетических
      вариантах: Тунус, Чунус, Чунгус, Тунгус и т.д.

      Это окончание было ассоциировано
      к раннему тюркскому термину Тунус / Тунгус / Чунгус
      Тюркский термин Тунус / Чунгус отражен в этниче
      ском составе барабинцев

      Изложенное позволяет рассматривать термин Тунус
      (Чангула) в качестве этнонима

      0
  • Еще раз повторяю!
    13 мая 2016  

    айгор, кого вы имеете виду под термином тунгус.
    Тунгусы это не маньчжуры(эвенки, орочоны).
    Ты сперва определяйся, кто для тебя тунгус?
    Вообще незная названия терминов, ты лучше не писал бы тут чушь!
    А то возомнили себя знатоками истории, который каждый будет писать свою версию о народе.
    Насквозь вижу что ты эвенк, и специально тут сидишь и троллишь.
    Хватить нам и Голиковых, Гороховых и т.п. орочонов.

    Ты даже по якутски незнаешь!?
    Перечисли маньчжурские слова на якутском языке!

    0
  • старик
    13 мая 2016  

    Народ саха появился в конце19 начале 20 века.До этого времени слово саха обозначала человек.Вот почему все пришлые народы(руский украинец эвенк и.т.д.) знали саха тыла(человеческий язык)Если встречали не знаюшего язык саха то считали его тупым

    0
    • Ну это вы маньчжуры узнали о народе саха в конце19 начале 20 века.
      13 мая 2016  

      старик,

      0
    • Ну это вы маньчжуры узнали о народе саха в конце19 начале 20 века.
      13 мая 2016  

      старик, это в вашем орочонском характере что вижу в данном случае"среди моих знакомых" то и пою.

      0
    • alamaykunsilama.ru
      13 мая  

      старик, опять вы тут тоҥ-уусы активизировались хватит к Саха примазыватся!

      0
  • старик
    13 мая 2016  

    Пример саха сатаабата суох. саха бысага.дьин саха.сах да билбэт сахата.саха ньогой огото ессе ньогой.саха саарына.киhитий-сахатый.саха санаабыта барыта баар.и.т.д(вместо слова саха читай человек)

    0
  • старик
    13 мая 2016  

    Слово манжур это монгол.Сахалыы обозначает местость. лень писать и обьяснять может потом.

    0
  • старик
    13 мая 2016  

    Местность большая (степь или земля или пустыня на обзор глаза саха(человек))

    0
  • айгор
    13 мая 2016  

    Как понять ,что я сижу и троллю ? Кого и что я тут троллю ? Троллишь именно ты, я тут создал топ и открыто высказываю свое мнение и видение проблемы происхождения саха (якутского) народа.
    Кому что здесь не понятно ? Что именно я троллю ?

    Я во первых - привязываю к жизнененному укладу ,то что высказывают ученые-историки професиионалы теоретически .Как я ,обычный человек вижу жизнь своими глазами ,а не чужими. А вижу я то ,что есть чисто саха поселения ,где упор делается на содержание скота и лошадей - и я считаю это чисто саха укладом жизни , точно такой же уклад жизни есть оказывается и на алтае ,хакасии ,Казахстане ,Киргизии,Тибете ,бурятии.
    Кроме этого уклада жизни есть другой - оленеводческий уклад жизни .Есть чисто оленеводческие хозяйства ,и там люди говорят в основном на эвенских ,юкагирских и других языках какие точно не могу сказать ,не общался ,так как не не знаю эти языки.
    Есть такое в жизни - есть. И это называется я троллю ?

    Троллить - это выдуманное говорить, и при этом прятаться по разными никами .Как этот мне чтото предьявивший.



    Кроме этого есть и смешанные хозяйства - где держат и оленей и коров,и лошадей.

    А теперь ,что я должен сказать ,когда русский спросит - ты тунгус или другой нации ? Что я должен сказать ,если я с рождения знаю что я саха,и умею говорить только по саха(якутскому ) языку ? Я должен изучить какойто - тунгусский язык ,чтобы соответствовать представлению о нас - русских или иностранцев?

    Зачем мне это нужно ,знать другой язык ,и выдавать себя за какого то гипотетического тунгуса ? Если я ни разу в жизни не слышал ,как говорят по-тунгусски? Если я знаю лишь определение - тунгус - это Тонг - тоҥ - мерзлый , и уус- род ,- от этого я автоматически перевожу - тонгус - это мерзлый-непонимающий человек,который не понимает якутский язык.
    И таких кстати много уже и среди самих саха(якутов) - некоторые не говорят на своем родном языке.
    Я же - на отлично знаю и якутский и русский - могу в споре заткнуть рот спорщику по русски,и по якутски . Но по тунгусски я не знаю.

    Так что я должен отвечать если спросят - народ саха это тунгусский народ ?

    Почему саха должны отвечать ,что они тунгусы ? если сами саха так назвали другой народ не понимающий по якутски .
    Можно даже сейчас ввести это понятие - и на якутском языке это будет правильно - тонг уус - мерзлые-непонимающие якутский язык люди.
    Русские германцев вообще назвали - немые.И получилось слово - немец. ПО русски не знают - немые ,значит -немцы.
    По якутски не знают ,значит - тонг уусы - тунгусы.

    Кому что не понятно ?

    0
    • айгор
      13 мая 2016  

      Русские и другие нации не знают якутский язык - и учат нас якутскому языку. Еще как мы должны называться. Это же ошибка этих ясачных казаков. Эти казаки 16 века имели 2 класса образования,и их определения мы должны принимать как высокоизученное определение названий народов.
      Их самих сбили с толку - и саха и тунгусы . Тунгуса нас саха назвали - яко - якут, А мы тунгусов назвали - тонг уус, это чисто по якутски - мерзлый род людей,и подходит он всем людям не знающим якутский язык.

      Вот и все. Зачем находить неправильные записи якутов как - Тунусы ? Это неправильные записи. Нужно ориентироваться по языкам - по нынешним сохранившимся языкам. По якутскому ,эвэнкийскому и остальным. Как на них называли в стао
      рину эти два народа друг друга - и это будет намного правильнее . Чем умозаключения каких то отдельно взятых людей 16 века.

      0
      • айгор
        13 мая 2016  

        Для прикидывающихся дурачками - прямо скажу следующее : саха(якут) никогда не скажет что он - тунгус. Если так когдато давно в 16 веке русские-казаки называли саха(якутов) , это вероятно от недоразумения (причем с точки зреня русских небольшого недоразумения,так как вообще всех нерусских называли - иноземцами,тунгусами,самоедами и прочее) . И называли так русские имеющие 2 класса образования ,а некоторые и вообще без образования из деревни. Как такие русские могли различать кто тут якут ,или кто тут эвэнк или тунгус в 16 веке?
        Вы имейте голову ,и не надо как на должное относится к писменам 16-18 века как единственно возможные.

        Сейчас общество более образовано ,и может понять кого имели в виду казаки тех лет.

        Пора внести ясность в понимание ситуации и обстановки тех времен - и дать более точные определения тем или иным терминам. Все таки сейчас образованность и осведомленность ,намного превышает уровень 16 века в Якутии.

        Также нужно обьяснить тем кто не знает ,в якутских селениях старое поколение издавна употребляли в разговоре поговорки - " Ты как тунгус - непонятливый какойто,не саха что-ли" или " Ты что не разговариваешь с нами - может быть ты тунгус ? "
        И такие присказки ,существовали и 90-х гг,т до Советской власти,и я так думаю и со времен существования самого якутского народа.

        А мне тут впаривают - будто бы саха(якуты) сами были - тонгусами ! Как могут сами себя якуты называть тонг уусами ? Если понятие тонг уус - это непонимающий якутский язык человек ?

        0
        • Stefano
          13 мая 2016  

          Тунгусы

          и якуты - это разные народы. Просто жили рядом, вот казаки и не делали особой разницы (тут я с вами согласен). Вообще, тунгусы - это вроде сегодня эвенки, а якуты и эвенки - это даже не из одной семьи народы.

          0
          • nathan
            13 мая 2016  

            Stefano, Попробуй оспорить Сарычева...Сарычев
            ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ и АСТРОНОМИЧЕСКОЙ МОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ БЫВШЕЙ ПОД НАЧАЛЬСТВОМ ФЛОТА КАПИТАН А БИЛЛИНГСА съ 1785 по 1793 годъ.

            Здесь видели мы несколько речных Тунгусов: я называю их Речным и потому,что они не имеют оле
            ней и всегда кочуют по рекам на берестяных малень-
            ких ветках, совсем своим домом, и питаются
            рыбою. Они собственно не Тунгусы, а только причисленны к ним: происходят же от Якутов.

            0
            • Stefano
              13 мая 2016  

              nathan, я про современных тунгусов и саха говорю,особо не копаясь в генетике и родословной.

              0
              • саксаксак
                саксаксак
                Ветеран
                13 мая 2016  

                Stefano, ))) а почему урааҥхайцев написали тунгусы? Почему саха-долган называли тунгусами.
                Оказывается даже у казахов Тунгуш означает первый. Түҥ былыр Уус-племена былой старины. Изначально на территории Якутии обретали только ОХОТНИЧЬИ ПЛЕМЕНА. Так до сих пор охотой и рыбалкой занимаются.

                0
                • айгор
                  14 мая 2016  

                  саксаксак, а что означает у казахов слово Саха ? Может быть - второй ,так как у тебя слово тунгус приоритетно чем саха? Значит ты хочешь сказать что якутский народ правильнее назвать - тунгусами чем саха ?

                  0
                  • саксаксак
                    саксаксак
                    Ветеран
                    14 мая 2016  

                    айгор, Түҥ былыр Уус-племена былой старины. Это были охотниками за мамонтами тысячелетиями, а благодаря краниологическим исследованиям Томашевич, самый древний палеоазиат оказался Саха (именно в ледниковый период). Саха первые приручили лошадей, потому и есть САХ-перводействие любого начинания. Урааҥхай-саха есть единый народа, только уранхай житель таежный, а саха степных просторов.
                    Тунгус это саха-сюннуский экзоэтноним и скорее всего подразумевал как перволюдей-охотники и рыбаки, (например у казахов это так и осталось) и только много позже это стало означать отсталых и дремучих людей в ХХ веке, что вскоре даже заменили этот этноним на эвенКа.

                    0
                • alamaykunsilama.ru
                  13 мая  

                  саксаксак, не түҥ а тоҥ-уус не наш холодный не родственный род! Так это переводится!

                  0
  • MAX73
    13 мая 2016  

    хреново когда нет летописи, приходиться только фантазировать. фантазеры вперед.

    0
    • айгор
      14 мая 2016  

      MAX73, по твоему уважаемая ученый-генетик профессор В.В.Фефелова тоже фантазирует ,когда 5-8 лет если не 15 лет исследовала геном якутского народа ?

      По твоему якутские мастерицы из века в век фантазируют - вышивая лировидный узор , и точно такой же узор нарисован на стелле-указателе города Грозный . Это по твоему фантазии ?

      А народ Саха и город Саха в Индии , это что уже зрительные галюцинации ?

      А местность на Тибете - Саха Дзон ,это просто так китайцы назвали ,по приколу ?

      И лошадей и коров в Якутию привел нарочно ты , а не предки якутян . При чем заметь - легче было бы оленей тут в Якутии содержать так как олень проживет зимой на улице, а корова зимой только в коровнике ,чем коров пасти и заготавливать целое лето им сено. Этот сенокос ,время требует.И якуты были просто фантазеры поэтому трудились от зари до зари в поте лица ,что бы на зиму корма заготовить ,по твоему так выходит .

      Так кто фантазер - ты МАХ73 или якутский народ ?

      0
      • MAX73
        14 мая 2016  

        айгор где конкретные доказательства? все приведенное тобой , полная туфта, слово якут, в твоей туфте, можно заменить на эвен, к примеру.

        0
        • айгор
          14 мая 2016  

          MAX73, а кто ты такой ,считать народное наследие наших предков - туфтой ? Если ты другой нации это тогда ясно, тебе нет до этого никакого дела, а если нет дела зачем ты спрашиваешь ?
          Явно видно ,что ты не хочешь что бы у якутского народа не было никакой истории.Ты хочешь наверно чтобы мы не помнили своих предков .

          так зачем нам тебя слушать ? И главное зачем ты пишешь здесь это . Во всех селах Якутии изучают свой край и свой язык ,и изучают свою историю,и мы форумчане исторического тоже,и делимся своими мыслями,о разных фактах.
          Ты уж это запомни на всякий случай, именно - ФАКТЫ мы здесь рассматриваем ,а не чьи-то ФАНТАЗИИ.

          Выйди в деревню посмотри на коров и лошадей - и это ты считаешь фантазией ?
          Послушай наш якутский язык и эвнский и бурятский - ты улавливаешь разницу ,или все для тебя на одно лицо ? Если уловишь разницу - запомни это еще один - ФАКТ.
          Посмотри на якутский календарь - прочитай и переведи названия месяцев - это еще один ФАКТ
          И ну и многое другое,по разным сферам жизнедеятельности якутского народа - все это ФАКТЫ ,а не фантазии.

          Если для тебя это все туфта и фантазии - то наверно ты наркоман под кайфом - не можешь различить где реальность а где твои фантазии.

          0
      • alamaykunsilama.ru
        13 мая  

        айгор, ты айгор не извивайся как червь не ты ли пишешь что тюркский язык вышел из тунгусо-мачурского! А тут пишешь и кидаешь леща Саха говоря о Фефеловой и о индийских Саха итд. Тебя кидает из стороны в сторону маневрируешь аднако аташкаан или полу аташкаан!

        0
  • njurguuna
    13 мая  

    Погуглите археологическая культура Хуншань, там наши корни, задолго до появления хуннов

    0
  • кас
    13 мая  

    как видим в видео о хунну , при исследовании останоков хунну - там постоянно говорят о изменении черепа ,стягивали череп детей повязками . У саха такого обычая или традиции вообще не было .

    Этот обычай - перевязка ремнями головы детей ,приводит к изменению формы черепа уже у взрослых людей. Также привязывали дощечки к затылку у детей - тогда голова становилась плоской в затылке. Это вероятно был какой то культ и связано с религией. У якутов таких культов не было на памяти народа.

    Никогда якуты не стягивали головы ремнями или веревками . У якутов до сих пор сохраняется удлинененный череп ,и иногда у некоторых саха арийский затылок ,с шишкой.
    Минтендорф и Линденау - описывали якутских стариков,и отмечали похожесть формы черепа старых саха с немецкими стариками.

    Верроятно хунну и гунны ставили дощечки и перевязывали головы детям чтобы избавится от арийской шишки ?

    0
  • Барагонец
    13 мая  

    Вообще то гоны это был не один этнос и в эту корпорацию входили многие народы об этом говорят захоронения во втором ролики четко сказано так же сказано что реалную силу они получили объединившись с сарматами а это европеоиды. Здесь нужно плясать от того что есть поселения якутов в Красноярске скорей всего от туда вы и пришли в этот богом забытый край ну и конечно же не от хорошей жизни так как в те времена не один здравый народ не поперса бы в такие климатические условия. Да же Леонид в питер убежал не выдержал издевательств над организмом

    0
  • Барагонец
    13 мая  

    Тут смотрю умные головы собрались которые знают якутский язык что обозначает слово Саха ?

    0
  • Epson
    13 мая  

    Тоҥ уус, тоҥ нуучча, тоҥ киһи.... Тоҥ диэн сахалыы билбэт, кэпсэппэт диэн. Холобур мин тоҥ негр диэтэхпинэ, сахалыы билбэт, кэпсэппэт негр диэн өйдөбүлгэ туттуохпун сөп. Ирэ хоро кэпсэтэр диэн баар. Хоролор ириэнэх эбиттэр. Сахалары кытта өйдөһөр эбиттэр. Бүрээттии саҥарар этилэр диэн арааһа сыыһа быһыылаах. Аннараа олохтоох Хоролор бүрээттэри кытта өйдөһөн эрдэхтэрэ. Онон тоҥ уус диэн бэйэбитигэр майгынныыр гынан баран, киһи кэпсэтэн өйдөспөт дьонун ааттаатахтара.

    0
  • Epson
    13 мая  

    Миигиннээҕэр Саха диэн тылы быһаарар убай да быраат да элбэх ини. Арааһа киһи диэн олох былыргы тыл буолуо. Хас эмэ тыһыынчанан сыл нөҥүөлээн кэлбит тыл суолтатын киһи өйдөөбөт буолуон сөп. Онон Саха дьоно олох былыргы дьоммут. Арай, арыый эдэр омуктар бэйэлэрин киһи дэнэн эрдэхтэрэ. Холобур чукча диэн киһи диэн. Сах саҕаттан диэн баар дии.

    0
  • Мергн
    13 мая  

    Тут вроде много фольков, но есть ли среди них версии, что Саха это киргизы прошлого ?

    К примеру:
    Версии происхождения термина «сағай» ведут к сакам скифо-сарматского времени, которые проживали на территории Центральной Азии. В исторической науке, уже неоднократно указывалось, что самоназвание якутов «саха», этническое ядро которых переселилось из Южной Сибири на север, восходит к тому же корню. В этнологической науке было проведено немало примеров общих черт в духовной и материальной культуре хакасов и якутов.

    0
  • Мергн
    13 мая  

    Саха-Сагай может ли быть следствием начавшейся, но не завершившейся монголизации родов ?

    Изначальная или завершенная монголизация имела этноним Цаган-белый ?

    0
  • alamaykunsilama.ru
    13 мая  

    Саха диэн сах саҕаттан үөскээбит Саха-Хаҥыллар (Сака-Канглы) кистээн кылгатыллан Саха диэн булар!

    0
Ответ на тему: Происхождение народа саха(якуты)
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания