4 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
4 года на форуме
4 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Сенокос и орудие труда народа Саха.
  4525
У саха для сенокосной работы есть инструмент называемый ХОТУУР=1) коса; горбуша; нуучча хотуура литовка; саха хотуура горбуша (якутская); 2) косовица, сенокос; бастакы хотуур а) начало сенокоса; б) первая коса; бастакы хотуур ото сено первой косы; хотуур ортото середина косовицы (21 августа); хотуур хаалыыта конец косовицы.

Когда появилась первая корова у саха пока, что еще достоверно неизвестно.
Об этом я рассуждаю в этом топе - САХА ЫНАҔА-ЯКУТСКАЯ КОРОВА, воможно не первый топ, но всё же... ®http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3726519
Ответов 105 Написать ответ
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    10 ноября 2015  

    Якутский музей имени Ярославского сделал интересное приобретение
    image
    Фонды музея им. Ем. Ярославского пополнила одна из крупнейших коллекций ручных кос и инструментов в России.

    Коллекция из 206 предметов принадлежала инженеру-строителю Марку Петровичу Слепцову и была передана музею его вдовой и детьми.

    М.П.Слепцов родился в 1947 году в Маганинском наслеге Горного района. По образованию инженер-строитель, он 43 года проработал по специальности в родном районе.

    С молодых лет он каждое лето проводил на сенокосе и установил рекорд, накосив за 12 дней 155 центнеров травы. Ему также принадлежат рекорды: 60 соток за 3 часа 10 минут и 1,43 гектара за 8 часов.

    Марк Петрович победил в соревнованиях косарей Горного района в 1980, 2001, 2003, 2005 и 2006 годах, а также на республиканских соревнованиях в Якутске в 2002, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах.

    Коллекция состоит из 167 кос, в том числе кустарных, серийных, экспериментальных, иностранных моделей середины XIX- XXI веков, а также инструментов.

    М.П.Слепцов разработал программу для старшеклассников «Мастер-класс», организовал более 60 выставок в разных районах республики, выпустил несколько книг.

    Коллекция Марка Петровича будет экспонироваться летом 2016 года в Черкехском музее во время соревнований «Күүлэй-2016» на призы знаменитого косаря-стахановца А.Кладкина.

    Источник: News.Ykt.Ru http://news.ykt.ru/article/37002

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    10 ноября 2015  

    Цитата:
    Буккун-наах 15 июля

    Ити төбө үрдүнэн эргитэн охсор хотуурдарын аата

    коса-горбуша дэнэр. Бу нууччалартан киирбит хотуур. Маннык хотуурунан от охсор ыарахан үлэлээҕинэн от охсооһунугар эр дьон эрэ кытталлар эбит. Ону да кыанар өттө. Сэбиэт саҕана курдук оҕо, дьахтар кыттыбат эбит. Бу отчуттары анаан "хатараллар" эбит. Ол эбитэр бастакы күн кыратык, онтон сыыйа эбэн, хотуур ортотун диэки (атырдьах ыйын 21 күнэ) бу дьон халлаан сиигэ түһүөҕүттэн барык-сарык буолуор диэри тохтообокко (омурҕаннартан ураты) охсор кыахтаналлар эбит. Кэлин литовка хотуур тэнийиэҕиттэн оҕолор да дьахтар аймах оттуур кыахтаммыттар.
    Ити горбуша хотуур кэлэ илигинэ сахалар тугунан оту охсоллор диэн ыйытыы үөскүүр. Чинчийээччилэр сабаҕалыылларынан ити горбушаҕа маарынныыр саха бэйэтин хотуура баар диэн:

    О том, что у якутов издавна была своя железная коса ставил косвенным путём под сомнение лишь В.Л. Серошевский, ибо многие знали, что данное орудие труда неспроста имеет своё якутское название «хотуур». Спор идёт здесь лишь в вопросе что собой представлял якутский хотуур, какова была его производительность и каково было воздействие на него появившийся после XVII века русской горбуши. Первым из советских этнографов о наличии у якутов своей самобытной железной косы к приходу русских признал С.А. Токарев. «Хотя якутская коса-горбуша, сохранившаяся до наших дней, ничем не отличается от русской старинной горбуши, однако в документах ХVII века мы видим, что рядом с русской косой (горбушей) существовала якутская, видимо, отличавшаяся от первой» – писал он в монографии «Общественный строй якутов ХVII - ХVIII в.в.»
    [*С.А. Токарев. Общественный строй якутов XVII - XVIII вв., Якутск, 1945, стр. 233].



    Саха хотуура мин санаабар былыргы хотуурдартан

    улахан атына суоҕа буолуо. Холобура, быһах, сэрии сэбиргэлэ уо.д.а. сир дойду үрдүнэн улахан атыннара суох, сүрүн оҥоһуулара биир тэҥ. Атына эбитэ буоллар туох эмэ ордон хаалыа эбитэ дуу. Саха быһаҕын курдук, холобура.
    Серошевскай саҕана сахалар биһиги муос хотуурдаах этибит дииллэр эбит:

    Одновременно он привёл интересный рассказ о предшественниках железной якутской косы. Якут III Баягантайского улуса Боксан рассказал В.Л. Серошевскому, что в Якутии прежде применялись роговые и костяные косы типа «батас». Причём по рассказам Боксана те роговые косы бытовали из-за нехватки железа, шедшего в основном на копья, кольчуги и стрелы.
    [*В.Л. Серошевский. Якуты, стр. 273].

    Ол да буоллар ол муос хотуурунан төһө бэйэлээҕи оттоору? Сэрэйдэххэ бурдук үүнээйитин быһар тэрил курдугунан сордоноохтуулара буолуо. Уонна дулҕаны, күөл хомуһун быһан сүөһү аһылыгын оҥостоллоро биллэр. Холобура, хомуһу күһүөрү, уу сойуута, хомус саһарыан иннинэ, үүнэн турары бэйэ бэйэлэрин (хомүһү) кытта хам баайталаан кэбиһэллэр эбит. Оччоҕо иһигэр күөҕүн тутан хаалар эбит. Бу баайыллыбыт хомуһу муус турдаҕына быһан ылаллар эбит. Эбии аһылык буолар. Уу сылааһыгар баайылыннаҕына хомус сытыйан хаалар эбит. Онон, хайаан да, уу сылааһа намыраабыт кэмигэр сөп түбэһиннэрэн баайаллар эбит.


    Цитата:
    Буккун-наах 16 июля

    Билигин хотуурунан от охсон оттуур тарбахха баттанар үйэтэ кэллэ

    Манна тэҥнээтэххэ ааспыт үйэ охсооччулара, дьэ, охсоочулар диир дьонун. Бэл сэрии сут дьылларыгар нэһиилэ сылдьар дьон оту кыайар эбиттэр:

    Звание «лучшего косца Якутии за 1944 год» и первая премия были присуждены 54-летнему якуту, инвалиду войны, члену колхоза им. С.М. Будённого Сунтарского района, Данилу Антоновичу Тихонову. За все дни полуторамесячной страды он скашивал за день по 2,08 гектара - при средней урожайности лугового угодия. О том, что составлял такой труд, можно представить из сравнения, что в то же лето косьба конной сенокосилкой 3-х гектаров считалась неплохим результатом для данного вида орудия уборки. С результатом по 1,56 га ежедневно в течение тех же полутора месяцев страды, второе место по Якутии в указанный 1944 год, было присуждено другому косцу из того же Сунтарского района Кириллу Семёновичу Семёнову
    [*«Кыым» 15 сентября 1944 г.].
    Если этим двум косцам призовые места были присуждены за примерную выносливость и высокие показатели в течение всего сезона, то на более коротких промежутках сеноуборки встречались в тот год результаты и повыше. Например, пожилой якут из колхоза им. В.П. Чкалова Вилюйского района Степан Иванович Иванов с 1 по 25 августа 1944 г. добился результатов в 59 гектаров скошенной площади. Говоря иначе, ежедневная его выработка равнялась 2,36 га – почти выработка конной сенокосилки! Для тех, кто лично не знаком с якутскими косцами, могут показаться баснословными результаты косцов из якутских мальчишек и женщин. 12-летний Уар Фомич Уаров из колхоза «Красная Звезда» Сунтарского района с 10 июля по 10 августа 1944 года скосил сена на площади в 46,6 га, т.е. он скашивал ежедневно по 1,56 га. Другими словами, на меньшем промежутке времени его показатели были равны с дневной выработкой вышеупомянутого второго призёра Якутии! 14-летний его сверстник из колхоза им. Сталина Вилюйского района в том же году за 25 дней выкосил сена на площади в 38 га, т.е. дневной труд равнялся 1,52 га. В колхозе «Комбайн» Олёкминского района 27-летняя якутка Анисия Николаевна Ермолаева первую декаду августа 1944 г. провела с результатом 10,13 га выкошенной площади. Её дневной результат – 1,01 га.
    [*«Кыым», 29 августа 1944 г. и 1 сентября 1944 г.].

    Саха хотуура ® http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3732339

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      23 декабря 2015  

      Все о сене.

      Сено это самый главный корм для жвачных домашних животных и грызунов в зимний период. Продуктивность, здоровье коров, овец, кроликов напрямую зависит от качества поедаемого сена. В городе Краснодаре до сих пор есть торговая площадь, которая называется «Сенной рынок».

      Как же выбрать хорошее сено по цене, которую окупят коровы своей продукцией? Сколько необходимо скармливать животному в сутки сена? Как заготовить высококачественное сено? На эти и другие вопросы Вы найдёте ответы в этой статье.

      С одного гектара сенокоса можно получить от 800 до 4000 кг сена.
      А теперь определим, сколько необходимо давать корове сена в сутки. Формула очень простая четыре кг на 100 кг живого веса.
      http://www.zootehnikoff.ru/sample-page/vse-o-sene/

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    10 ноября 2015  

    фото выполнил Иван Попов первый художник из якутян, уроженец с.Черкёх Таттинского улуса
    Якутский косарь с горбушей кон. XIX- нач. ХХ века.
    image
    Крестьянин из Мезенского уезда, косит косой-горбушей. Дореволюционное фото Николая Шубина
    image
    image
    image
    http://www.perunica.ru/stfoto/6276-fotografii-nikolaya-shabunina-chast-2.html

    0
  • кас
    10 ноября 2015  

    саха киьитэ бэрт сымсатык туттан от охсон эрэрин кэрэбут бу фото5а.

    ону кытта хоолоотоххо ньуучча хайдээрэ мэлтэх байытык туттар хаптар,сатаабат быыьылаах .

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      22 декабря 2015  

      кас, угол разворота горбуши более прямой 90-95 градусов, у сахаского хотуура 170 градусов, что позволяло косить траву более шире, а ссылка от сказок казаков царю о приобретении сена у якольцев в 1633-35 годов, доказывает, что хотуур у саха был до русского пришествия.

      Цитата:
      И покупаем, Государь, мы холопи твои, седла и уздовые арканы. И те кони кормили сена покупаючи у якольских людей ноября в 15 числа.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    10 ноября 2015  

    Коса-горбуша для косьбы травы на неровных н лесных местах. Архангельская губерния. 2-я половина XIX века (Государственный Исторический музей).
    image
    Коса-лнтонка (стойка) для косьбы травы. Вологодская губерния, Конец XIX века (Вологодский краеведческий музей).
    image
    http://www.istmira.com/istros/hozyaystvo-i-byt-russkih-krestyan/page/98/

    Слева коса-горбуша, в центре - перемена хвата при кошении разные стороны, справа косьба "горбушей" в Повенецком уезде Олонецкой губернии, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский via:
    image
    image
    image
    Совершенно очевидно, что дополнительное пояснение к косе "-горбуша" и "-стойка" отражает разницу в положении косца во время работы этими разными инструментами "сгорбившись" и "стоя". Уточнение потребовалось только тогда, когда появилась коса-стойка, поскольку до этого момента достаточно было одного названия косы в отличие от серпа. Когда подразумевается единственный объект или однотипная группа, дополнительные пояснения не нужны.

    Обе разновидности кос одновременно применялись и в 20 веке, правда сейчас более известна коса-стойка (литовка), которая в отличие от косы-горбуши гораздо сложнее в изготовлении, на нее требуется больше железа/стали, она гораздо опаснее при работе и требует специальных навыков, зато производительность гораздо выше.

    Судя по старинным железным косе-горбуше и серпу в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике via кузнецу гораздо легче было выковать косу, нежели серп, разве что металла больше требовалось:
    image
    image

    № 2. Когда реально в Российской империи появилась и начала распространяться коса-стойка?

    То есть вопрос не в том, где и когда она изобретена, да хоть миллион лет назад в Антарктиде, а когда пошла в употребление именно в Российской империи и почему косу-стойку практически всегда называют косой-литовкой?

    Самое логичное объяснение: "литовка" - по месту происхождения, производства, "из Литвы", точно так же как тальянка - итальянская гармонь, или тальянский платок (ср. автомобили "Москвич", "Запорожец" и т.п.). Завод кос в Вилейке (под Вильно-Вильнюсом) был создан в 1882 году и работал под руководством мастеров из Штирии (Австрии), клейма которых однозначно идентифицируют их косы-стойки via:
    image
    В еженедельном журнале "Всемирная иллюстрация" за 1896 год написано:
    image
    Например, в сборнике Очерки русской культуры XVII в. Часть первая. Материальная культура. Государственный строй \\ Под ред. А. В. Арциховского - Москва: Издательство МГУ, 1979 - с.352 via неоднократно упоминаются именно косы-литовки в 16-17 веках!

    "Сено косили косами двух типов: косы-литовки (большие косы на прямом длинном черенке) и косы-горбуши (косы на коротком изогнутом черенке). Последние, вероятно, имел в виду Юрий Крижанич, когда писал, что "косы для сена в некоторых местах так малы, что мало чем отличаются от серпов для уборки хлеба" (Крижанич Ю. Политика. М., 1965, с. 414.). Косы-горбуши применялись в основном на Севере, Урале, в Сибири для косьбы на небольших участках с высокой травой. Коса-литовка в этот период получает широкое распространение на большей части (в центральных, западных, южных уездах) Европейской России."
    Картинками можно не беспокоить, сам их насмотрелся, например фрагмент "Лето" Питера Брейгеля Младшего 16 века с мощной косой-стойкой (200-300 лет скрывали технологию, гады;):
    image
    http://igor-grek.com/news/seno/2015-06-19-641

    0
  • LEONID
    10 ноября 2015  

    Вот здесь в реале можно увидеть как горбушей косили.

    https://www.youtube.com/watch?v=W_7-HI8lYdU

    Начиная с 2:32

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    10 ноября 2015  

    Коса-горбуша http://www.hunting.ru/gallery/view/112761/
    image
    Такой косой (горбушей) косят траву в Кировской области.
    http://ok.ru/video/4365159157
    Былыр сахалар бу курдук охсоллор этээ уҥа-хаҥас.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    11 ноября 2015  

    СУХА - в древности вместо плуга использовали несложное деревянное изделие для вспашки земли, только сошка была из железа. http://sakhatyla.ru/books/afanasyev-sah/164
    Суха=уст. соха; мас суха деревянная соха; суха тимирэ сошник.
    сухалаа=уст. пахать сохой; сири сухалаа = пахать землю сохой.
    сухаһыт=разг. пахарь.

    Цитата:
    Значение слова Сук по Ефремовой:
    Сук - 1. Крупный боковой отросток от ствола дерева.
    2. Остаток от срезанного бокового отростка ствола (в бревне, доске и т.п.).
    Значение слова Сук по Ожегову:
    Сук - Крупный боковой отросток от ствола дерева

    XIX века (Государственный Исторический музей).
    image
    image
    Илл. 1а. Сошники нижегородской со - Илл. 16. Сошники сибирской сохн.
    Хн. Нижегородская губерния. Конец Томская губерния. Начало XX века
    image
    Илл. 4. Боронэ-суковзткэ из еловых сучьев для рыхления почвы на неров ных или каменистых местах (Государственный Исторический музей).
    Цитата:
    Эх забыл с кем имею дело, придется пояснить кое что. - Могул http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=29525477&qf=10942843
    16.09.2013 (21:31) (91.185.252.2)
    БОРОНА=БУОР+АННЬАр
    БУОР= ЗЕМЛЯ(комочки, зябь короче).
    АННЬАР=ТОЛКАЕТ, то есть толчет комочки.
    ПЛУГ=БУЛУУК от БУЛКУЙАР. Тоесть БУЛУУК перевертывает дерн, типа ПЕРЕМЕШИВАЕТ.
    СОХА=СУОЛХА, оставляет глубокий след дорожку, в отличие от плуга не перевертывает и не очень перемешивает, а просто рыхлит, потому что не имеет лемеха, а имеет только подобие.
    Все от САКА кочевников.
    СУХА, СУОКУ (Пекарский думает русск.) соха, сир хоруйар тимир. суоку тимирэ сошник.
    Сухалаа, суохалаа=пахать, (ср. хоруй, сир таттар, сири тиэр)стр.2735

    image
    Илл. 5. Рало (оралка) — орудие для рыхления почвы. Воронежская губерния. Вторая половина XIX века. Модель (Г осударственный Исторический музей).
    Орало=Ороо+ылыы - вынимать землю снизу вверх, от ОРОО=вытаскивать, вынимать, извлекать; ЫЛ=брать, взять, получать; принимать;
    Ороо, Оруо (ср. Тюрк яма, ровъ)=взмешивать снизу; извлекать, вытаскивать, вынимать (хостоо); рыть, вырывать, выгребать; оруон ыл брать снизу гущу; брать со дна.

    Этот топ перекликается с моим топом об Урааҥхацах и с их Таёжно-лесной коммуникацией.

    0
  • offen
    11 ноября 2015  

    Знаю горбушу, истинно якутское орудие для косьбы.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      11 ноября 2015  

      offen, как видишь в России тоже была горбуша, в виде большого серпа.
      Я вот думаю, почему у русских сахаские названия изделий для земледелия. Причем мы можем посакралить и определить почему так названы эти изделия труда.
      У меня два варианта:
      - либо это Таёжно-Лесная Коммуникация (когда охотники собиратели начали сеять зерновые);
      - либо Сака-скифская Степная Коммуникация: импорт хозяйствования.

      Хотя открывая Урааҥхайскую тему, прихожу к выводу, что после Алтая кочевники Сака начали привлекать таежные народы Предуралья для дальнейшего обеспечения своих интересов. Народы Укур-Могул Сак+тары.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    21 декабря 2015  

    Цитата:
    А мы, холопи твои, на Лене реке служим тебе государеву службу по два года и три и по четыре и по пяти, Государь, мы холопи твои, на те свои товаренка у якуцких людей кони добрые да[вали] за лошадь по енисейской цене по семи рублев и по восьми и по десяти и больше.
    А покупали, Государь, мы те кони для того, что твоей государеве соболиной казне было прибыльно и, слыша твою государеву угрозу, дальних улусов многие князцы боялись и твой государев ясак с себя и с своих людей привозили. А Якольская, Государь, земля велика и людна и конна и нам, Государь, холопем твоим, пешим за конными людьми дальних улусов на твоих государевых непослушников ходить невозможно и их отрозити бесконей нечем. И покупаем, Государь, мы холопи твои, седла и уздовые арканы. (Л.155) И те кони кормили сена покупаючи у якольских людей ноября в 15 числа.
    Документы о «ленской службе» енисейского атамана И.А. Галкина в 1633 –1634 гг. http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Baraxovich_02.pdf

    И те кони кормили сена покупаючи у якольских людей ноября в 15 числа.
    Здесь конкретно написано, что коней и сена для прокормки якутских лошадей покупали 15 ноября.
    Значит сено хотууром заготавливали еще до прихода казаков.
    В вопросе что собой представлял якутский хотуур, какова была его производительность и каково было воздействие на него появившийся после XVII века русской горбуши. Первым из советских этнографов о наличии у якутов своей самобытной железной косы к приходу русских признал С.А. Токарев. «Хотя якутская коса-горбуша, сохранившаяся до наших дней, ничем не отличается от русской старинной горбуши, однако в документах ХVII века мы видим, что рядом с русской косой (горбушей) существовала якутская, видимо, отличавшаяся от первой» – писал он в монографии «Общественный строй якутов ХVII - ХVIII в.в.»
    [*С.А. Токарев. Общественный строй якутов XVII - XVIII вв., Якутск, 1945, стр. 233].
    Выходит ничем не отличалась от русской косы-горбуши.

    0
  • askhara
    21 декабря 2015  

    кукуруза то не прижилась.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      22 декабря 2015  

      askhara, мой дядька говорит в Хатассах в 60-х выращивали кукурузу и говорит как дополнительный корм КРС и лошадям очень выгоден, так как за лето дает травяной корм намного больше, хотя до зрелых початков дело конечно не доходило. Из него силос отличный был.
      По бурятски коса как называется?

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    18 марта 2016  

    Цитата:
    перема Это к теме сенокоса. Литейная форма на 5 серпов и нож. Средний Урал, предположительно I в.н.э. На Урале медным рудам сопутствует сурьма, а сплав меди с сурьмой близок по физическим свойствам к латуни

    image

    0
  • перема
    18 марта 2016  

    Здравствуйте. Хочу пояснить некоторые вопросы, дабы они отпали (Никого обидеть нет никакого желания, это моё лишь мнение-ну не только моё): 1. Русские не Славяне, Русский язык не славянский, 2. Словене на Русскую равнину стали проникать только с IX в.н.э., а более массовые переселения наблюдаются лишь с XIII в.н.э.., 3. Нет и не было никакого старорусского, древнерусского языка, это церковно-славянский болгарский с примесью греческого. 4. Весь лесной, таёжный край Европейского русского севера, Урала, Западной и Восточной Сибири, естественно и тундры испокон века населяли Фино Угорские народы и родственные им. 5. Русско язычные не понимают славянскую речь, как и Славяне не понимают русскую, исключение некоторые общие слова. Русский язык сформировался в результате смешения Финоугорских (ок. 60% лексики), Славянских (ок. 20%), Тюркских (20%), но это всё относительно т.к. смешения и заимствования происходили и раньше, с неолита или даже раньше. 6. В миграциях и передвижениях людей в прошлом, даже далёком, нет ничего удивительного, движуха была похлеще нынешнего. И состав мигрирующих был тот же что и сейчас - молодые, здоровые мужчины. В прошлом мигрировали с оружием в руках, сейчас с сотней баксов. 7. Викинг, Варяг, Норман совершенно разные понятия. 8. Балты потомки Скифов, Эсты Эстонии и Ливы Литвы Финоугры, Балты же только Латвия. К нашему времени конечно всё изменилось, Балты заняли земли Эстов и Ливов, ассимилировав местное население. Но язык эстонцев и литовцев ещё понятен финоуграм, особенно финам и корелам. 9. Думаю вопросы будут, отвечу, и по теме обсуждения конечно. Только одно, но, я не приверженец теорий исключительности и первородности одних, перед другими, всё в мире относительно

    1
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      18 марта 2016  

      перема, приветствую. Как ни странно, но все ваши постулаты давно муссируются в наших топах, так называемый сахсакрал.
      1. РУУ УУС КИҺИ=РУССКИЙ-человек родственного племени. РУУ САХ=РУСАК-первородственник.
      2. Русские есть смесь славянских, финно-угорских и прототюркских (сака-скифских) племён.
      3. В русском языке все орудия труда и быта легко переводятся с якутского языка, вплоть до произношения, предназначения и обозначения.
      4. У меня четыре теории Коммуникации северной Евразии в древности=Степная, Таежно-лесная, Тундровая и Водная коммуникация.
      5. По 5 пункту у нас будет отдельный топ и очень хорошо, что появился представитель финно-угорской стороны. Будем искать ОБЩИЕ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ. У нас общего больше, чем противоречивого.
      6. Наиболее быстрая миграция произошла после доместикации лошади.
      7. 8. Этимологию древних русов и норманов здесь постоянно муссируем и обсуждаем.
      9. )))мы тоже не претендуем на исключительность, но знаем, что у БОГА ВНАЧАЛЕ БЫЛ ЯЗЫК. Потому пляшем от САХА языка и нашего ОЛОНХО.
      Пожалуй открою новый топ. Соприкосновение Финно-угорского и сахаского языков, Были ли контакты в древности? Приглашаю вас туда и наших сакральщиков.

      0
    • lat
      19 июля 2016  

      перема, ты абсолютно незнаком с балтийскими языками.
      Какого черта рассуждаешь о том ,в чем нихрена не рубишь.

      К финскому языку очень близко находятся эстонский,карельский и вепсский, латышский и литовский оба относятся к балтийским языкам.
      Латвийские ливы никогда не относились к литовцам,в Литве жили жемайты и аукштайты.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    19 июля 2016  

    В Намском районе кузнецы выковали якутскую косу
    image

    В Намском районе кузнецы переплавили более 10 килограммов железа и изготовили из него якутскую косу-горбушу.

    В эти выходные в селе Партизан Намского района по инициативе улусной администрации управления сельского хозяйства и музея истории и этнографии имени П.И. Сивцева прошло соревнование по сенокошению «Хотуур ыһыаҕа».

    В этот день кузнецы Нюргустан Уваров, Василий Герасимов, Артем Христофоров, преподаватель Намского педколледжа Леонид Говоров, зампредседателя ассоциации кузнецов Якутии Роман Готовцев, вилюйчанин Иван Павлов и корреспондент газеты «Кыым» Петр Петров совместными усилиями переплавили более 10 кг железа. Из этого материала мастер из села Модут Артем Христофоров сделал исконно якутскую косу-горбушу.

    Они подарили это уникальное орудие труда Намскому музею истории и этнографии/

    Источник: ЯСИА

    0
  • lat
    19 июля 2016  

    Недаром коса по русски называется литовкой, ибо она пришла через Литву из Европы.

    До того горбатились горбушей.

    0
    • таке
      6 октября 2016  

      lat, Почему именно из Литвы,у нас у казахов этот инструмент существует очень давно и называется орақ-что переводе означает коса .Слово Ору-обвивать траву этим инструментом,то есть косить.Он бывает 2-х видов,один с маленькой ручкой типа серпа,второй с длинной ручкой и длинным лезвием.Казахи не всегда были кочевым народом,вернее не все казахи.После начала прихода засухи и обмеления рек на территорию Казахстана ,практический все племена и рода перешли на скотоводство.Археологи до сих пор ,при раскопках находят предметы утвари и быта с древнейших времен,в кувшинах находят остатки зерна,ячменя и так далее.В древних могильниках обнаружены и предметы для возделывания земли ,а именно железные лемехи и косы,например в приаралье имеются следы земледелия 5-го и 6-го веков до н.э,в том числе поля для посевов риса .Не случайно на сегодня ,эти же места является традиционным занятием посева риса ,в частности в Кызылординской области,как раз на побережья Аральского моря.

      0
      • lat
        9 октября 2016  

        таке, речь идет не о казахах,а о русских.

        0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        6 июня  

        таке, у саха слово ОРОО=вытаскивать, вынимать, извлекать; Думаю в древности так сака-скифы называли инструмент для выдергивания травы или злаковых культур.
        Погуглил слово "коса".
        Турки=tırpan
        У саха Тирбэҕэ=1 2) перен. заготовка сёна (на плохих заброшенных лугах); заготовка травы (оставшейся после общего покоса).

        Где турки и где саха, но слово осталось один в один. Это наводит меня на мысль, что протокочевники изначальна заготавливали траву для первых одомашненных лошадей. Так как в зимний период лошадям трудно было тебеневать траву.

        0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    6 июня  

    Видно, что косы горбуши некоторые весьма похожи на литовку. Только вот душки нету. так как косили в ту и другую сторону. Для мастеров косарей горбуша наверное была более производительна, так как косили туда и сюда. Только вот качество прокоса была наверное намного хуже...

    0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    6 июня  

    В легендах упоминали, что когда косили большие мастера. представлялось, что идет какой то холорук сена! То есть трава поднимается и идет по лугу как бы.
    У нас великий косарь Хоруо Басылай скашивал 4 и 6 гектаров в день. то есть быстрее лошади1

    0
  • косарь
    6 июня  

    я косил 2 гектара в день 12-ой литовкой. В Куляе всегда занимал призовые места, были еще лучше косари в улусе. Главное, здесь не сила, а дыхалка и хорошая коса, таптыллыбыт хотуур.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      7 июня  

      косарь, красавчик. Мой друг рассказывал, что его бабушка говорила, что во врем войны дневной нормой покоса было 2 гектара. Но это же невозможно для всех.
      Вот Могул вроде тоже чемпион күлэйэ.

      0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        8 июня  

        саксаксак, этот косарь конечно пиндит. Рекорд где то нынче 1,6 гектара. Я же всех нынешних сильнейших знаю.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          8 июня  

          Могул,

          Цитата:
          В старину господствовал мускульный труд, все успехи основного источника существования якута-скотовода решались за считанное количество летних жарких дней, пресыщенных неимоверным количеством кровососущих насекомых. Понимая, как никто, всю важность предстоящей страды и её нечеловеческую напряженность, якуты-скотоводы готовились к ней почти как спортсмен, тренирующийся к ответственейшей длительной гонке. Этнографическая литература не располагает рекордными данными по косьбе.
          Поэтому о спортивном месте якута-косца в среде своих коллег из других народов, пусть судит сам читатель из следующих официальных данных о результатах соревнований за два летних сезона 1943 г. и 1944 г.
          Звание «лучшего косца Якутии за 1944 год» и первая премия были присуждены 54-летнему якуту, инвалиду войны, члену колхоза им. С.М. Будённого Сунтаруского района, Данилу Антоновичу Тихонову. За все дни полуторамесячной страды он скашивал за день по 2,08 гектара - при средней урожайности лугового угодия. О том, что составлял такой труд, можно представить из сравнения, что в то же лето косьба конной сенокосилкой 3-х гектаров считалась неплохим результатом для данного вида орудия уборки. С результатом по 1,56 га ежедневно в течение тех же полутора месяцев страды, второе место по Якутии в указанный 1944 год, было присуждено другому косцу из того же Сунтарского района Кириллу Семёновичу Семёнову
          [*«Кыым» 15 сентября 1944 г.].
          Если этим двум косцам призовые места были присуждены за примерную выносливость и высокие показатели в течение всего сезона, то на более коротких промежутках сеноуборки встречались в тот год результаты и повыше. Например, пожилой якут из колхоза им. В.П. Чкалова Вилюйского района Степан Иванович Иванов с 1 по 25 августа 1944 г. добился результатов в 59 гектаров скошенной площади. Говоря иначе, ежедневная его выработка равнялась 2,36 га – почти выработка конной сенокосилки! Для тех, кто лично не знаком с якутскими косцами, могут показаться баснословными результаты косцов из якутских мальчишек и женщин. 12-летний Уар Фомич Уаров из колхоза «Красная Звезда» Сунтарского района с 10 июля по 10 августа 1944 года скосил сена на площади в 46,6 га, т.е. он скашивал ежедневно по 1,56 га. Другими словами, на меньшем промежутке времени его показатели были равны с дневной выработкой вышеупомянутого второго призёра Якутии! 14-летний его сверстник из колхоза им. Сталина Вилюйского района в том же году за 25 дней выкосил сена на площади в 38 га, т.е. дневной труд равнялся 1,52 га. В колхозе «Комбайн» Олёкминского района 27-летняя якутка Анисия Николаевна Ермолаева первую декаду августа 1944 г. провела с результатом 10,13 га выкошенной площади. Её дневной результат – 1,01 га. [*«Кыым», 29 августа 1944 г. и 1 сентября 1944 г.].
          В 1943 г. из колхоза им. Чкалова 1 Нахаринского наслега Амгинского района сообщали, что многодетная жена учителя, ушедшего на фронт, Анна Саввична за первую половину лета выкашивала в день не менее одного гектара сенокосного угодия
          [*«Кыым», 10 августа 1943 г.].
          Приведённые цифры мы показали многим старым якутам. Те всё лишь усмехались, говоря: «Нашёл, мол, чем восторгаться, – это, ведь, одни средние показатели – последние остатки былых результатов якутских косцов». При этом они весьма резонно отмечали, что суровые годы войны люди трудились в полуголодном состоянии и к тому же всё здоровые мужчины находились на фронте. 

          0
  • Epson
    7 июня  

    Хотуур, горбуша одного корня слова. Так кажется. А вдруг европейцы у азиатов слово хотуур переиначили на горбушу. Сахаральщики где?

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      8 июня  

      Epson, Горбуша от слова "горбатый"-бөкчөгөр.
      ХОТ=1) побеждать, осиливать, одолевать кого-л., выигрывать у кого-л.; 2) резать; быһаҕым хотор мой нож режет; тимири быһах хоппот нож железо не берёт; 3) перен. недоумевать, находиться в недоумении; 4) перен. влететь, попасть, достаться; 5) перен. проникать; пронимать, пробирать;
      УУР=1) класть, положить; ставить;

      Хотуур=укладывает резкой (траву). Оту уур=укладывай траву.

      Выше askhara написал, что у бурятов тоже Хотур.

      Перевод Гугл и Академия.ру (у них невозможно стало копировать слова).
      азер-tüpürmək; албан-kosë;
      У англичан косить и коса Scythe=Скиф. Это уже ближе к саха-скифам.
      болгар-коса, венгр-kasza, греки-σούβλα=soúvla-слышится как сабля. румын-coasă, словак-kosa, белору, украин-коса
      ирланд-spit, исландец-spýta
      испанец-escupir
      италия-falce
      казах-түкіру, шалҕы; кыргыз-чалгы, турк-tırpan, узбек-tupurish,
      алтай-тулуҥ, чалгы, кеjере
      башкир-салҕы, Карачай, крымскотатар-чалъгы, татар-чалгы,
      монгол-нулимах,
      латынь-секула.asseribus falcatis.
      латыш-iespļaut, литва-nerija, эстон-sülitada.
      немец-spucken,
      серб, словен-пљувати, чех-plivat, поляк-pluć
      франц-cracher, финн-viikate,
      китай-Dà liándāo, корей-chim-eul baetda, япон-Tsubawohaku
      хинди-ghaas kaatane ka aala, панджаби-Thuka.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    7 июня  

    Цитата:
    НАРОД САХА
    Глава II
    Старое и новое в заготовке и приготовлении кормов для скота
     
    Основным и универсальным видов кормов для скота в доколхозной Якутии являлось сено. Однако хроническая нехватка сенокосных угодий и необходимость постоянно приспосабливаться под бесконечные капризы и сюрпризы Севера, заставляли якутских скотоводов разработать и ряд дополнительных кормов. При разработке последних сыграли роль путеводных звёзд поведение как диких травоядных, так и самих северных лошади и коровы. Подобно диким оленям и лосям, якутские лошади и крупный рогатый скот время о времени посещают солонцы, именуемые в Якутии то «куду», то «атала». Там они лижут солонец, грызут травяные кочки. Сходство этих домашних животных с диким оленем и лосем становится ещё более явственным в период разгара кровососущих насекомых. Спасаясь от последних, в условиях отсутствия дымокуров, они целыми днями простаивают в кустарниках. При пошевеливании, кусты смахивают с бедных животных назойливых насекомых. Во время таких простоев якутские лошади и крупный рогатый скот поедают огромное количество листьев и молодых веток кустарниковых растений и берёз. Поздней осенью они заставляют своих владельцев смотреть в оба из-за своей привязанности к болотным и околоводным растениям. Якутские же коровы увлекаются грибами не меньше северных оленей. Поэтому в грибных местах их приходится окарауливать от разбредания как и оленей. Веточный корм носит название «былах». Любопытно, ни один кустарник, ни один вид берёзы и других лиственных древесин растений не носит такого названия.
    Очевидно, термин этот с самого начала был придуман только для данного вида северного дополнительного корма. Его принято заготавливать и летом, и в зимнее время. Летние заготовки имели вид то отдельно высушиваемых веничков, то их собирали т стоговали вместе с сеном. В зимнее время ветки кустарников, заготовленные путём рубки, подавали скоту и вместе с сеном, и отдельно без приправы. Весьма оригинально велась заготовка озёрного тростника. Данный вид водного растения обычно сохраняют свою сочность и пышную зелень цвета до глубокой осени. Вот почему он притягивает к себе в предснежное время всех жвачных в опасную зону приозёрных болот. Однако он сохраняется таким только до приближения температуры воды до точки замерзания. Отсюда после ледостава все заросли тростника становятся похожими на несжатое пшеничное поле. Призадумавшись над тем, как ухитриться, чтобы тростник и после ледостава оставался в своём летнем сочном и зелёном виде, якут-скотовод придумал весьма простой и эффективный метод консервирования на корню: он завязывал их в узлы. Пучки тростника, завязанные в узел над водой, почему-то и после ледостава остаются зелёными и сочными. Их потом скашивали уже по льду. Только для вязки узлов необходимо было точно угадать соответствующую температуру воды. Если последняя останется слишком долго в тёплом состоянии, то узел мог закиснуть. Очевидно в вывязывании создаётся эффект некоторого сохранения естественного тепла ещё живого растения. А вязку производили обычно с лодки. Дело, разумеется, было трудоёмкое, но стоящее. Практиковались три способа заготовки дополнительного корма из травянистых кочек. Первый из них был примитивнее всех. Срубленные зимой из-под снега, кочки, после оттаивания, размельчали. Затем дробленую массу освобождали от земли и путём просеивания, и с помощью промывки в воде. О втором и третьем способах заготовки приводим сообщение одного из знатнейших ветеранов колхозного строя Якутии Д.В. Киприянова. «В условиях бескормиц прошлого – пишет он, – даже бедным единоличным хозяйствам удавалось сохранить свои одну-две коровы, добавляя к обычным кормам дополнительные корма из кочек. Последние летом якутские скотоводы срубали, когда растительная шапка из них достигала своего естественного роста. Затем из них складывали своеобразные копны, которые, укрыв сеном, обмазывали слоем мокрой земли. Если посмотреть глазами нашего сегодня, этот метод, оказывается, отдалённо напоминал современное силосование. В другом случае, ту же травянистую кочку срубали в мёрзлом виде зимой. Затем, занеся её в тёплое помещение, оставляли, обрызгивая подогретой водой до тех пор, пока она не покроется свежей зелёной травой…»
    [*«Кыым» 15 сентября 1972 г.].


    Сомоҕотто дал точное указание на автохтонность животных Якутии лошади и коров.
    Подобно диким оленям и лосям, якутские лошади и крупный рогатый скот время о времени посещают солонцы, именуемые в Якутии то «куду», то «атала». Там они лижут солонец, грызут травяные кочки.
    Сходство этих домашних животных с диким оленем и лосем становится ещё более явственным в период разгара кровососущих насекомых. Спасаясь от последних, в условиях отсутствия дымокуров, они целыми днями простаивают в кустарниках. При пошевеливании, кусты смахивают с бедных животных назойливых насекомых.

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      8 июня  

      саксаксак, на Сомоготто чем то похож наш касик, возможно родственник. Такой же упертый в доску.

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        8 июня  

        Могул, к Сомоготто у меня уважительное отношение. Человек просто искал автохтонное доякутское население в Якутии времен палеолита.
        Просто у него не было в то время генетических данных.
        У нас с тобой другое мнение, потому что у нас есть интернет и современные исследования.

        0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          8 июня  

          саксаксак, конечно, как исследователь достоин уважения, но был демагогичен и тупо упорен как кас. Ну как можно тупо однозначно утверждать, что саха самоеды, когда и других данных и тогда было полно. Потому над ним и тогда смеялись, но он был тупо упорен...

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            8 июня  

            Могул, может это тоже хорошее качество? Не уступать своим принципам.
            Мы с тобой тоже на Сомоготто похожи, только выводим всех от саха)))

            0
            • Могул
              Могул
              Ветеран
              8 июня  

              саксаксак, ну да конечно, но факты хотя и не желаемые надо же учитывать.
              А у него одно, якуты самоеды!? Точно как кас.

              0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    8 июня  

    В годы Великой Отечественной войны на луговых угодиях Якутии уже властвовали конные сенокосилка и грабли. Отсюда все вышеуказанные цифры ручного труда есть не что иное, как показатели косьбы на самых неудобных для работы угодиях: на кочкарниках, на закустаренностях, неровностях, чересполосицах и заболоченностях. Если учесть все эти факторы, добавив к ним труд косца, в нормальных условиях мирного времени, и косьбу на ровном луговом угодии, право, получается цифра, в которую вряд ли кто поверит. И отмеченные выше старые якуты, говоря о рекордных показателях известных косцов старого времени, также приводит очень высокие цифры, что-то около 3,5 гектаров в день. Выходит, те рекордсмены были в состоянии состязаться с конной сенокосилкой.
    Истину об этом можно было установить у автора известной монографии о якутах В.Л. Серошевского. Но, увы, такое феноменальное явление как-то проскользнуло мимо поля зрения этого исследователя. Явным свидетельством того, что В.Л. Серошевский, прожив 12 лет в Якутии, не понял успехов рядового якута в данном деле, является отсутствие в указанной монографии хотя бы одного словечка о древнем косцовом спорте якутов, о видах тренировки по нему, и о, гремевших тогда по всему краю, состязаниях прославленных мастеров этого дела. Вместо таких подробностей мы у В.Л. Серошевского находим лишь маловразумительное: «Ловкость и неутомимость в косьбе считаются качествами, ради которых прощают человеку другие его недостатки», и замечания о баягантайском якуте Дмитрие его соседей: «Правда, он беден, но он первый косец» В.Л. Серошевский
    [*Якуты, том 1, Спб, 1896, стр. 281].
    Отмечены, правда, у этого автора выносливость и трудовое рвение сеноуборщика. Однако они, без конкретных данных и показа истоков тех качеств, не только не доходят до читателя, но нередко создают даже превратное впечатление.
    Работу с ручной косой якуты издавна относили к числу наитруднейших. До появления косы-литовки, к ней не допускали ни женщин, ни малолетних детей. Наш отец показывал нам как косили косой-горбушей в начале нашего века. Жутко было наблюдать даже со стороны этот вид труда. Крутя над головой саблевидное орудие, косец изгибался очень низко и «вычерпывал» в полулунной форме растущую траву. При этом весь торс косца выше поясницы совершал вращательное движение, напоминающее вид свиваемой верёвки, или выкручиваемого белья. Значительная часть движений косца здесь уходила на непроизводительное изгибание, подъём и извивающееся верчение вокруг «оси». Во время косьбы горбушей даже привычные к ней закаленные косцы от натуги довольно часто «хворали животами, на руках и спине у многих выступали нарывы, болела шея, болела поясница, стягивало сухожилия»… – сообщает В.Л. Серошевский
    [*В.Л.Серошевский. Якуты, стр. 276.].

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    9 июня  

    Цитата:
    Якуты-скотоводы сохранили все старые обычаи и традиции. Так, по-прежнему они начинали откладывать необходимые запасы наиболее калорийных видов пищевых продуктов для косца ещё в начале зимы. Этот неприкосновенный запас они не трогали до вынуждения самых больших крайностей. Ремонт и уход за косой производились тщательно задолго до наступления летней страды. К числу таких работ входили подгонка положения лезвия косы под излюбленную позу работы каждого; упрочнение черенка дополнительной подтяжкой из полоски железа; ремонт кузнечным путём всевозможных повреждения орудия труда за прошедший сезон; облегчение веса и дополнительная закалка новой косы; приобретение страховых запасов косы на случай поломки во время страды; заготовка всего необходимого для ручек и дужек. 
    Для ручки косы якутские косцы применяли только берёзу, и не всякую, а имеющую необходимую кривизну от природы. Поэтому таковых искали долго, сушили годами, «в собственном соку». У каждого косца обычно имелся достаточный запас заготовок таких ручек. Якутский косец издревле считал одним из основных условий успехов в труде отменность всех качеств орудия труда. Он не любил работать недоброкачественной косой, подогнанной как попало. Поэтому подгонка ручек и дужек у него отнимала немало времени. И он делал это задолго до страды обстоятельно и не спеша. Что же касается самой косы, то он искал и выбирал её так же болезненно пристрастно, как заядлый охотник ружьё. О наличии необходимых качеств при выборе косы, он почти никогда не ошибался. Узнавал он их по цвету, звуку, мягкости и твёрдости на царапанье, по весу и т.д. При подвертывании доброй косы, он, разумеется, не жалел денег. Таким образом, якут-косец доколхозного времени не признавал встречи начала сенокосной страды безе безупречной готовности орудия туда. Общественное мнение резко осуждало и едко высмеивало даже тех, кто суетились с подготовкой и ремонтом косы накануне страды. Наиболее рачительные при приближении сезона косьбы, в число подготовительных мероприятий включали целенаправленную тренировку мускулов и особый режим питания. Подобного рода меры у них были родственны с вывязыванием лошадей перед дальней дорогой. Здесь стремились постепенно свести к минимуму потребление воды, т.е. приучали себя к выносливости в перенесении жажды. Этого принципа придерживались они и во время летней страды: косец и в летнюю жару старался пить как можно меньше. «Киhи талах курдук ыанна5ына эрэ сэниэлэнэр» – любили поговаривать они. Это труднопереводимое выражение приблизительно звучит так: «Энергичность у человека появляется только тогда, когда он вытеснит из своего организма избыток влаги. Это явление можно сравнить с увеличением прочности талины по мере выпаривания лишних её соков».

    Думаю наших борцов надо готовить к соревнованиям таким же образом.

    0
    • кулумнуур
      кулумнуур
      Охотник Рыболов
      12 июня  

      саксаксак, плохая подгонка ручки косы мог стоить ему жизни или ног. Ручная коса была очень травмаопасным видом орудия.

      Разрывы мышц спины гарантированы для неподготовленного человека. Рукоять иногда слетала при этом могла срезать ногу косарю или другому.

      0
  • Быйанг
    10 июня  

    Орудие вспашки Соха - по названию якутов. Якутов китайцы и русские сначала называли Соха. Слово Плуг стати тоже якутское название орудия вспашки - Олук. Попробуйте перевести слово Олук на сайте sakhatyla.ru/
    Коса = Хотуур,
    Серп = кэлтэкэ, кэлтэгэй. ххадьыйар
    Жернова = суоруна

    К стати, слово Мельница тоже от слова - мэлийэр, - Мэлиҥсэ

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      10 июня  

      Быйанг, я знаю, сакралили все эти слова.

      0
      • Крио
        10 июня  

        саксак, вот ты пишешь, что

        "Якуты-скотоводы сохранили все старые обычаи и традиции".

        А натан, закатив глазки, уверяет, что умение косить и заготавливать сено появилось у саха от монголов, типа они научили этому наших предков. Неужто без монголов они не могли до этого додуматься сами?

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          10 июня  

          Крио, монголы и были изначальна саха-сюнну.

          0
          • Крио
            11 июня  

            Кто это тебе, саксак, сказал такое?

            А вот Иакинф Бичурин, на коего так любит ссылаться натан, пишет (Бичурин пишет, а не натан, смотри не перепутай!):

            Цитата:
            Из сведений, сохраненных помянутой летописью, открывается что Дом Монгол вовсе не принадлежал к племенам того народа, которому в начале XIII столетия сообщил народное название, доныне им удержанное. Первобытные монголы были тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура
            http://az.lib.ru/b/bichurin_i/text_0180.shtml


            Правда, натан это стыдливо скрывает.

            0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              11 июня  

              Крио, Бичурин прав, но переводил источники от истории династии Мин, я тоже такого же мнения, что халха-монголы больше чжурчжени, чем тюрки и их язык это доказывает, у нас здесь на истфоруме есть пару эвенков, которые убедили меня в этом, потому что халха-монгольские и бурятские слова они понимают лучше, чем мы саха.
              Потому у меня уже два топа про старомонгольский язык, ищу следы чжурчженей, а они все во внутренней Монголии их там сейчас больше 20 млн. и немножко в Халхе.
              Всё сознательно уничтожалось китайцами и им это удалось.

              0
              • Крио
                11 июня  

                Ага, "Бичурин прав," и "я тоже такого же мнения".

                Тогда что, если ты пишешь, что "монголы и были изначальна саха-сюнну",
                получается, что эти саха-сюнну - потомки тунгусов?
                И ты, как главный форумный саха-сюнносовец и трижды сак - тоже потомок эвенков?
                Экие древние-то эвенки-то, окацца. А главные балбахи какирала, отошедшие ныне от дел и Быйанг с натаноидом уверяли, что эвенков "придумали" в 1931 г. с помощью Василевич.

                И всё зря! Занимались сизифовым трудом...
                Вот до чего доводит сакирал-то, как вредное и пустое занятие, тьфу.

                0
                • саксаксак
                  саксаксак
                  Ветеран
                  11 июня  

                  Крио, тунгусы это не эвенки. Экзоэтноним эвенки придумала белорусска Глафира Василевич и в 1931 году так официально стали называться многочисленные племена тҮҥуусов и тОҥуусов северо-восточной части Евразии.
                  Я чётко отличаю исторических Йака-Моголов от современных Халха-монголов и ищу время становления чжурчженского (современного эвено-монгольского) языка в степи.
                  Эвены тоже автохтоны, но не северной, а южной части Северо-восточной Евразии.
                  Всё не зря.
                  Кроме нас в истории никто не разберется.

                  0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    11 июня  

    Хе хе, Крио похлопав бедра и закатив глазки прокукарекав Кр крр, КррррРРриоооООоооо!, решил втиснуться в сенокошенме, так как носит все таки косы на ногах. В подтверждении ононго проделал некие замысловатые движения жрк жрк туда сюда налево и направо и остался очень доволен, если кто косарь так это ЯаааААааа,- пропел ещераз, и опять закатил глаза.

    0
    • Крио
      11 июня  

      Ха, и этот потомок тунгусов, пришедших с Амура, проснулся.

      Да ещё толком не понял что к чему и по существу ничего не может написать,
      одни бабьи причитания и завывания издаёт, как кликуша.

      Почему Могул - потомок тунгусов, пришедших с Амура?
      Да потому что он никогда не признавал себя саха, а всё калякал, что он "могул" и "старомонгол".
      Старотунгус ты, Могул, вот кто.

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        11 июня  

        Крио, так то Могул специально так пишет тебе, это же твой стиль кликушества гыгы открой старые топы и прочитай свои отзывы)))
        Но топ про сенокос и прошу вас не портить мой топ.

        0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          11 июня  

          саксаксак, но в его топ никто же не заходит, вот и пускается во всякие тяжкие, эх бедный, бедный Крио петушок.

          0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        11 июня  

        Крио, ишь как распетушился! Да я старомнгол, прямой потомок Нуралдын баай! А ты то кто? В жизни косу не держал, думает что косу на ножках таскает, тем и гордится. Я старый косец, победитель многих КҮҮЛЭЙ. Знаю толк в в косах.

        0
        • nathan
          12 июня  

          Могул, Он спец в других косах... Крио 10:10
          Но пока прочищаешь горлышко, прочитай, что коса по-монгольски - "сулжих", а по-якутски - "хотуур".
          У тебя так всегда - копипастишь всё, лишь бы скопипастить, не понимая смысла копипаста.)))))

          0
  • Олоон
    11 июня  

    Тон Уус это в переводе северные роды народа саха,занимающиеся оленеводством,они никогда не были эвенками и не знали эвенкийский язык, а говорили по-якутски. Мой прадед оленекский оленевод в гробу перевернется, когда я скажу ему что ты эвенк. Он никогда таким народом не был, жили в обычном балагане, оленей держали, но не так уж и много.
    В метрике 19 века все были записаны якуты и жена Якутка, метрику видел, самые настоящие оленекские люди.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      11 июня  

      Олоон, оннук Түҥ былыр уустар=Племена былой старины (времен палеолита) сахаязычные.
      Тоҥ былыр уустар=Племена былой Вечной мерзлоты (сахаязычные).

      0
  • Олоон
    11 июня  

    А сейчас говорят,что вы были эвенками в Оленьке,это в каком месте,мы были эвенками,если мы самые настоящие саха,но северные саха.

    0
  • Олоон
    11 июня  

    Наполитизировали как могли,ведь половина Оленекского улуса по территории это Верхневилюйский и Нюрбинские улусы,если честно то.

    0
  • Гол
    11 июня  

    Крио осторожно ! Могул боксер мастер спорта.
    Видел как он нокаутировал на ринге казаха еще в 70 х год.

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      11 июня  

      Гол, нее, с казахом не встречался, но нокауты да, делал. Что бывало то бывало.
      А Крио и сичас мог бы нокутировать... Растянулся бы закатив глазки. В прошлом году пришлось одного попрыгунчика нокутировать, мастерство не пропьешь.
      Полез понимаешь пообниваться, чтоб удушение сделать, а я просто подставил кулак, нарвался и закатил глазки. Все еще тверд оказался кулак у меня, не бил даже. Потом бедный удивлялся, как это получилось...
      А по косьбе, если по серьезному я и есть неофициальный рекордсмен по косьбе.
      Если интересно, могу рассказать.

      0
  • н
    11 июня  

    инструменты сенокосчика .кыстык(наковальня?) , игии (напильник), буруус,өтүйэ(молоток).

    0
    • Крио
      12 июня  

      И чуо, старотунгусы, на сём у вас рассказ про сенокошение споткнулся,

      как пьяный бомж о бугорок асфальта?
      Несмотря на завывания - ы, прёдолжяй топ, прёдолжяй.
      А запнулся ваш топ про сенокошение у вас от вранья об искусственном создании народа эвенки.

      У саксака на слова Бичурина - реакция, ху-ху, как у одного персонажа книги Эдуарда Тополя:
      всю жизнь гонял евреев - а тут оказалось, о, ужас! что и в нём самом еврейская кровушка есть.

      саксак, ты пыжишься как муравей, пытающийся перевернуть гору, наивно думая, что сделаешь переворот в исторической науке.
      На самом же деле ты глупенько делаешь какую-то свою мелкую частную историйку по своим капризным хотелкам, густо замешанную на вранье.
      Кто это тебе сказал, что древние монголы времён ЧХана - не есть потомки современных халха-монголов?
      Твои неврастенические реакции, происходящие, когда тебя тыкают носом в твою же брехню, показывают, что ты понимаешь, что ты врёшь и тебе обидно.
      Но какой-то патологический рефлекс заставляет тебя дальше брехать и сочинять разный бред.

      0
      • кулумнуур
        кулумнуур
        Охотник Рыболов
        12 июня  

        Крио, ты же человек ученый. Должен различать тон уусов и тун уусов с их гаплотипами n1c1 от эвенков орочонов с гаплотипом С1, С3.
        Ты как ученый должен подтвердить что прибытие эвенков дело недавнего времени

        Общее название название тунгусы неправильное.
        Тон уусы и тун уусы это охотники за дсо и рыболовы. Домашние олени только гужевой трансплрт с использованием сани.

        Эвенки это оленеводы. Олень для них все богатство. Транспорт вьючный и гужевой. Мясо. Одежда. Попутно охота и рыбалка

        0
        • Крио
          12 июня  

          кулумнуур, дело не в гаплогруппах, орочонах, "тон уусах"

          и протчем.

          А дело в том, что саксак несёт бредятину о том, что
          древние монголы - не есть предки современных монголов,
          "монголы и были изначальна саха-сюнну",
          название эвенки придумала Василевич.

          саксак не желает шевелить извилинами и живёт в своём выдуманном мире, и претендуя на то, что изрекает истину, позорит народ саха своим примазыванием к монголам и ЧХану и пещерным расизмом по отношению к эвенкам.
          Могул же, как недалёкий маразматик, тщится своими флудическим припадками прекратить изобличение саксака и прочей сакиралобратии. Но он не понимает, что с таким же успехом может пытаться своим пуканием соперничать с ветром.
          Как и ты, кулумнуур, не понимаешь, что своим сюсюканием (не обижайся, но иначе это и не назовёшь) ты впустую тратишь время.

          0
          • кулумнуур
            кулумнуур
            Охотник Рыболов
            12 июня  

            Крио, ты прав и не прав.
            Древние монголы это не нынешние халха монголы. Йака монголы это большая часть нынешних казахов.
            Халха монголы забыли про предка Чингисхана. И возродили со всем недавно память о нем.

            Старо монгольский был более тюрским вот почему у старомонголов письменность уйгурская и все имена тюрские.

            0
            • Крио
              12 июня  

              кулумнуур, а чем и как ты докажешь, что

              "Древние монголы это не нынешние халха монголы"?

              Немцы выводят свою родову от предков-германцев (и не зря, даже имена потрясателей Рима - Гензерих, Германарих, Аларих выглядят и звучат совершенно по немецки, можно сказать, по-германски),
              французы - от франков и галлов,
              японцы - от тех же древних японцев,
              иранцы - от древних персов, позже испытавших влияние арабов и ислама,
              русские - от племени росов-русичей.

              Только наши сакиралистики путаются, как слепые котята, то от монголов хотят произойти, а раньше вотше с ума сходили - примазывались к саксам-саксонцам.
              Гришь, у "старомонголов письменность уйгурская и все имена тюрские"?
              Так письменность уйгурская на основе уйгурского письма и всё. Сейчас саха пишут на славянской кириллице - таки никто же не вякает, что саха - это славяне.
              И хотелось бы услышать от тебя монгольские имена, которые "тюрские".
              Это кто же, Таян-хан, Галдан, Таргутай-Кирилтух, Тоорил, Чжэбэ и всякие Цэрены? Так потрудись объяснить, что означают эти имена.
              Разумеется, не стоит отрицать, что среди военачальников Чингис-хана были тюрки, соответственно, с тюркскими именами.

              0
      • н
        12 июня  

        Крио, билбэт темаҕар ону маны дойҕохтоомо. эн крио от-мас үлэтигэр хаһан да сылдьыбатах буолуохтааххын.

        0
        • Крио
          12 июня  

          Что ты там ноешь, н?

          Я в тему сенокоса и не встреваю, в отличие от тебя:
          ы, игии, өтүйэ. А то без тебя не знали, ха-ха, что без напильника и молотка нельзя наточить и отбить косу?

          Ты про кюляй, хаһаас напиши, сколько сена съедала за зиму корова и прочее про сено и сенокосные дела, а не встревай
          в дела про монголов и эвенков, в которых ты не соображаешь.

          0
          • н
            12 июня  

            Крио, эн сахалыы олох мөлтөхтүк өйдүүгүн. өйдөөбөт темаларгар тугу даганы суруйума.
            кыстык , игии , буруус,өтүйэ: бу от охсооччу күн аайы туттар тэриллэрэ. уонна сахалыы өйдүүр буоллаххына сахалыы хоруйдаа.

            0
            • Крио
              12 июня  

              н, лахсыйыма мэнэк.

              Ты меня не видел воочию и не разговаривал со мной, так что не пустословь.
              Пишу по русски специально, чтобы видно было всем, насколько пустоголовы защитники сакиралистов.
              Заклинило, что ли тебя - ы, "игии , буруус,өтүйэ"?
              Ты пиши про хаһаас, за сколько продавали или меняли копну сена, что такое мүһэ и являлась ли она премией лучшем сенокосчикам.
              Эта сенокосная тема богатая, а ты как попугай "игии , буруус,өтүйэ".
              Ты только способен на механическое перечисление терминов и бюттэ, и что, этим, ха-ха, ты думаешь защитить саксака?

              0
              • н
                12 июня  

                Крио, ха-ха , у тебя очень плохо с якутским языком. поэтому не пишешь по якутски.

                мэнэк - это слово из какого языка.

                0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        12 июня  

        Крио, ухахаха лаешь на караван щенок face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy читай топ про чжурчженей и задавай там вопросы по теме.
        А сенокос своими ручонками и щенячьим гавканием не марай.

        0
        • Крио
          12 июня  

          Спокойно, саксак, вцепись зубками в край рукава, авось тогда

          в припадок не упадёшь и не будешь по грязному своему полу кататься.
          Ты просто объясни:
          откуда узнал, что древние монголы - не есть предки современных монголов,
          а также предъяви доказательство того, что Василевич придумала народ под названием эвенки.

          А потом продолжай про сенокос. Токмо пусть ваша пластинка не заедает, типа как у н - "игии , буруус,өтүйэ, игии , буруус,өтүйэ", хе-хе.
          И не ной, что я тебе мешаю. Никто тебя за язык не дёргал, когда ты объявил: "монголы и были изначальна саха-сюнну".
          Всего-то два вопроса, а ты саксак, ответить на них не можешь, и слабость свою показываешь, брызгая слюнками,
          форумно-диванный геройчик, пхе.

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            12 июня  

            Крио, для всех вопросов есть отдельные топы. Про Глафиру я уже высказывался, дав текст с отзывом на ее диссертацию видными советскими учеными этнографами. Погугли.
            Перестань флудить в этом топе.

            0
            • Крио
              13 июня  

              Опять - ы, "погугли".

              И снова ты, саксак, плаваешь, как нечто в проруби.

              Были бы у тебя доказательства о том, что
              древние монголы - не есть предки современных монголов,
              а также того, что Василевич придумала народ под названием эвенки,
              так без напоминаний с победоносным мычанием бы их выложил торжествующе.

              А нету. Значит, ты есть брехун.
              Таки более того, ваша с натаном монголизаторская бредятина настолько откровенно брехлива, что аж среди вас, сакиралистов-етимолоков уже начался раскол. Не токмо кас, но и alamaykunsilama не верят вам в http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4347944&f=15:

              Цитата:
              alamaykunsilama.ru pager
              Вчера, 09:49 (37.29.41.217)    
              Не может монгол быть предком Саха-Канглу(Хангаласцу) это абсурд!


              Цитата:
              alamaykunsilama.ru pager
              Вчера, 13:46 (37.29.41.217)    
              nathan, ты глупо ошибаешься считая древний народ Саха потомками средневековых монгол!

              0
              • Крио
                13 июня  

                Про сенокос и оборот сена как товара в новое и новейшее время.

                В Якутске есть площадь Марата.
                До 1960-х гг. она была продолжением Зелёного рынка, старейшей торговой точки города Якутска, известной чуть ли не с конца XVII века и закрытой при мэрстве Спартака Борисова.

                Предназначалась она исключительно для торговли сеном и называлась Сенный рынок.
                Продажа излишков сена в Якутске была хорошим источником дохода для саха из ближних к городу улусов.
                Почему Сенный рынок был отделён от Зелёного (называемого ещё после 1930 г. Колхозным) рынка, да не просто так, а высоким кирпичным забором?
                Потому что сено - пожароопасный материал, и забор из кирпича (брандмауэр) должен был пресечь в случае пожара, распространение огня на постройки рынка и весь город.

                0
                • Могул
                  Могул
                  Ветеран
                  13 июня  

                  Крио, ничего себе, кое что по темке питушок наш звыркнул все таки, блеснув лишний раз кое что брякнув бряндмауер маузер кажись! Ну ничего. все равно общипают и продадут на рынке, хотя и тощий шибко из-за одного доширака употребляемого днями и ночами.

                  0
                  • Крио
                    13 июня  

                    Могул, ха-ха, ты уже теперь не скрипишь, а просто пукаешь.

                    Но попридержи-ка газы (пригодятся чайник кипятить), и ответь:
                    почему ты себя называешь "могулом" и "старомонголом", и никогда не признаёшься, что ты саха?
                    Стыдишься, что ли назвать себя якутом?

                    Объясни спокойно, толково и без эпилептических припадков.
                    А вдруг я действительно поверю, что ты есть "могул" и "старомонгол"?
                    Шевелись, Могул. На тебя смотрит вся ваша монголизаторская братия и тебе нужно отвечать, пока саксак репу свою чешет и слёзы злости вытирает.

                    0
                    • Могул
                      Могул
                      Ветеран
                      13 июня  

                      Крио, хе хе, тебе давно известно. почему я могул и старомонгол! Че ты повторяешься как старый облезлый питук. который нечаянно закричал среди ночи. И ему грозит уже отсечение глупой головки. и попасть в суп....

                      0
                • саксаксак
                  саксаксак
                  Ветеран
                  13 июня  

                  Крио, ну вот по теме уже. Ищи дальше.

                  0
              • саксаксак
                саксаксак
                Ветеран
                13 июня  

                Крио, они не наши, пока еще не доросли, им больше читать надо.

                0
                • Крио
                  13 июня  

                  Ну вот, у какиралистиков, как всегда, вместо чёткого и толкового ответа

                  - лишь суматошное брызгание слюнками и истерическое следование заветам Промокашки.

                  Нет, Могул, мне неизвестно, почему ты вдруг решил называть себя не саха, а чёрт те кем.
                  Если ты толком это не объясняешь, стало быть, Могул, ты сам не знаешь, почему ты "могул" и "старомонгол"?

                  Что касается саксака.
                  саксак, одно ты истинно говоришь: вас единицы, а нас миллиарды.
                  А знаешь ли ты, почему так?

                  0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 июня  

    Знаю.

    0
    • Крио
      13 июня  

      Ну так скажи, коли знаешь.

      Ы, "зняю".
      А может и не знаешь, а так лишь бы отписаться, написал?

      Могул, а ты чего молчишь?
      Объясни толково, а вдруг я поверю, что ты действительно "старомонгол" уонна "могул", и более того, вдруг стану твоим с саком горячим сторонником?

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 июня  

    Ты не поймёшь, как и миллиарды.

    0
    • Крио
      13 июня  

      Пойму-не пойму - не твоё дело.

      Тебе нужно объяснить, и всё.
      Чего засмуччался, аки красна девица?

      0
      • Крио
        13 июня  

        Могулян тоже засмуччался, молчит.

        Повторение - мать учения, Могул.

        А вдруг я свято поверю в то, что ты "могул" уонна "старомонгол" и тоже начну поддерживать тебя и проповедовать то, что старомонголы - это были "саха-сюнну"? Ты же знаешь мою энергию, тогда весь Истфорум будет наш.

        А то ты язык проглотил, так и можно подумать, что стал ты "могулом" уонна "старомонголом" после того, как невзначай кверху ножками своими кривыми встал, и моча тебе в голову ударила.
        Перевернулся, стал на свои атахчаны - и уже не якут (хотя остатки мочи у Могула и вытекли чрез уши, хе-хе).

        0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        13 июня  

        Крио, ах наточил шпоры свои. На косьбу собрался?!
        Нуралдын был владетельный князь ногай орды, причем видать последний и о судьбе его вроде ничего неизвестно. Видать в плен Суворову не попался убег куда то далеко. И куда? В Якутию, в земли предков. Вот и появился в Нюрбе сказочно богатый Нуралдын!, мой прямой предок!!! Значит я действительно старомонгол прямой потомок Чыҥыс хаан! Ферштейн?
        Вот почему отец мой видимо назвал Могул. Так чта Крио поставь мой портрет над кроватью и можешь ножки целовать и молиться! Благосклонно разрешаю.
        И дела твои стремительно пойдут вверх! Во всем будет удача.

        0
        • Крио
          13 июня  

          Могул, ты, как всегда, путаешь палец,

          как бы это помягче сказать, с копчиком. А погрубее - с носом или вовсе с куем.
          Когда нужно нажать кнопку, чтобы включить телевизор, ты явно не пальчиком тянешься, а морду свою наклоняешь или вообще штаны расстёгиваешь.

          Во-первых, разгром и уничтожение Суворовым Ногайской орды произошёл в XVIII веке, когда никаких старомонголов не было.
          Во-вторых, ногайцы - тюрки и в своё время воевали с калмыками, т.е. с теми же монголами. И каким сраным каком ты можешь быть потомцем Чингис-хана?
          Ну, и в третьих, зовут-то тебя вовсе не Могул, это только твой ник.
          Ежели не согласен с пунктом 3 - засвети скан своего паспорта со своим мордехаем, рядом с которым написано:
          "Могул Нуралдынович".

          Так, а теперь скажи время, когда это ты решил, что ты "старомонгол" и "могул"?

          0
          • Могул
            Могул
            Ветеран
            13 июня  

            Крио, идиот ты общипанный питух кренов. Тебя на откорм надо отдать.
            Ногай, чтоб ты знал, есть внук Чыҥыс хаана. И потому правили ногайсами прямые потомки его. Думал. что это то ты знаешь. Разочаровал ты всех сапсем.
            Ну после смерти ЧХ все чингизиды воевали меж собой. Видать зря ты тут протираешь лосины свои.
            А знаешь какой само лучший откорм питуха, а?

            0
            • Крио
              13 июня  

              Чо ругаесся, Могулканчик?

              Прям запрыгал тушканчиком,
              с застрявшим в горле грязным бананчиком.

              А где скан твово паспорта, где написано "Могул Нуралдынович"?
              А нету.
              Значит, соврал про то, что назвал тебя папа в миру Могулом. Сбрехал ты как пёс, хе-хе.

              0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        13 июня  

        Крио, ты сам ответил на свой вопрос.

        0
        • Крио
          13 июня  

          Опять продолжаешь смущаться, саксак.

          Ничего я не ответил на вопрос "Почему вас, саахраликов, единицы, а всех остальных - миллиарды"?
          Что, подвох какой-то видишь?
          Хе, пуганная ворона куста боится. Неужто эта поговорка и к тебе относится?

          0
          • Крио
            13 июня  

            Пока Могул чешет свою флягу на плечах,

            а саксак - неведомо что на плечах же, продолжу тему про сенокос.

            В июне 1882 г. после инспекции села Доброе (сейчас так называется село Маган) был сделан вывод:
            «Цена сена зимою была до 20 к. пуд, весною же доходила до 50 коп
            То есть весной сено дорожало почти в 2 раза, и наверняка такое происходило во всей Якутии, а не только в селе Доброе.

            Урожай сена в 295 возов, накошенный жителями Доброго в 1881 г., считался плохим и его не хватало для имевшихся в Добром 45 лошадей, 7 быков, 33 коров и 20 телят.
            Во избежание падежа скота от бескормицы, не хватающее сено пришлось докупать у якутов Намского улуса.
            Источник - Национальный архив РС (Я), ф.12-и, оп.1, д.1901.

            0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              13 июня  

              Крио, молодец, вот это твое и не интересуйся сахсакралом, он для избранных.
              Найди покупательную способность царского рубля в конце XIX века.

              0
Ответ на тему: Сенокос и орудие труда народа Саха.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания