4 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
4 года на форуме
4 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Северное оленеводство саха. II часть.
  1562
Оленеводство
— отрасль животноводства. Различают оленеводство: северное — разведение северных оленей как транспортных животных и для получения мяса, шкур, молока; пантовое — разведение пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Последнее имеет ограниченный характер и не связано с доместикацией животных. В историко-этнографической литературе оленеводство рассматривается лишь в первом значении.
Оленеводство получило распространение к многих народов на обширных территориях Северной Евразии от Скандинавии на западе до Чукотки на востоке и от Таймыра на севере до Саян на юге Сибири. У отдельных народов Северной Евразии различались транспортное использование оленей (вьючное, вьючно-верховое, упряжное), способы его выпаса (с пастушеской собакой или без нее) и др. В настоящее время принято выделять пять типов оленеводства: 1) лопарский (саамский) — использование оленей под вьюк и в упряжке; доение; пастьба с собакой, олень-манщик; 2) западно-сибирский, или самодийский — упряжное оленеводство; доения нет, олень-манщик, пастушеская собака; 3) тунгусский (сибирский) — вьючно-верховое оленеводство, с верховым седлом без стремян, частично упряжное; доение; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 4) северо-восточное — упряжное оленеводство; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 5) саянский (тувинцы, тофалары) — вьючно-верховое оленеводство; с вьючным детским и верховым (со стременами) седлами; доение; пастушеской собаки нет; оленя-манщика нет.

Странно пишут только тунгуссо-сибирское или северо-восточное оленеводство, упорно отказывая эту отрасль производства народу Саха?
Продолжаю. I часть здесь: http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3721879
Ответов 86 Написать ответ
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    18 сентября 2015  

    уол 8 июля

    Якутские название.
    Таба-олень.
    Ахта -холощенный олень.
    Муойка, Муойкаа -годовалый олененок.
    Уучах-ездовой олень.
    Хорой -двухлетний олень,пыжик.
    Ат таба-верховой олень.
    Бүүчээр - Самец-производитель 6-ти лет.
    Дьыллык- Трехгодовалый отгульный нерабочий олень.
    Иитээн - олень самец 3-х лет.
    Кытым - бесплодная важенка.
    Кычытар- Самка оленя 2-х лет.
    Кэтэм - бесплодная самка оленя.
    Лыҥтаа -старый верховой олень.
    Маҥхай- яловая важенка.
    Мас табата- домашний северный олень.
    Муту -олень самец 6ти лет.
    Мүүчээр- олень 6ти и старше лет.
    Наараа -недохолощенный олень-самец.
    Ньамарҕана- 3-х годовалый олень.
    Ньуоҕурхана- 4-х годовалая важенка.
    Сатты,Сарты - самка оленя трех лет.
    Сачары - двухгодовалая важенка.
    Суоҥаа - новорожденный олененок.
    Тараҕай- самка оленя одного-двух лет.
    Тугут- олененок.
    Үктээнэ- олень-самец. 3-му году.
    Үмнэри- важенка.
    Үнүчээ- вьючный олень.
    Үөҥэс- олень-самец трех лет.
    Үргээх атыыр- олень-самец.
    Үүччэх,Угучах-верховой олень.
    Хааргын- олень чукотской породы.
    Чоҥоку- кастр.олень двух лет.
    Ыҥаах - годовалая важенка.
    Эҥнии- важенка отелившаяся на втором году.
    Абылахаан- олень-самец на втором году.
    Бысаһардаах- важенка оленя двух лет.
    Кыдьыа- держащийся отдельно от стада (об олене)
    Кылдьыа -не привыкший к упряжи ...об олене.
    Кыычча- двухлетняя самка оленя.
    Кэтимэх-бесплодная важенка.
    Күркү - бродячий олень,оторвавшийся от стада.
    Күүкээйи- бодливый,обычно об олене -самце .
    Кыйыа-отставший от стада олень.
    Кыычча эдьиийэ- самка оленя 4-му году.
    Маанҥаан,маангаан- бесплодная самка оленя.
    Мэйиилэ- огромное стадо оленей.
    Миинэр- верховой олень.
    и т.д.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    18 сентября 2015  

    саксаксак Профи
    30 июля

    МААМЫКТА- длинная плетенная веревка (обычно из кожи) для ловли оленей, которую забрасывают петлей с руки. аркан.
    МОНУК=оленье молоко, заправленное голубикой.
    НАҤНАЛ- у долган: кусок мха, который подкладывали под ребенка в детскую люльку, чтобы он впитывал влагу.
    Первые в мире памперсы)))
    ӨЛБӨКҮҮН-аат.,түөлбэ. Көтөлгө бастакы табаҕа иһэр киһи, көтөлү сирдир киһи. Проводник оленьего каравана, едущий на передней нарте (при нескольких упряжках).

    0
  • Алик.
    18 сентября 2015  

    Я знаю что северные якуты массово занимались оленеводством. Потому что зимой охотились на оленях. На лощадях невозможно было охотится на горных условиях, зимой сена нема, а ягели навалом. За табунами лощадей зимой тоже следили на оленьих упряжках. Раньше все грузоперевозки, ямщицкая почта осуществлялась на оленьих нартах. Поэтому вынуденно держали оленьи стада. Когда техники разной не было якуты повсюду держали оленей.

    0
    • 1
      18 сентября 2015  

      вот открытия так делаются

      подними данные перпеси 1897 года, там увидишь интересный сифри.
      Даже в Усть_Алдане и Таате оленей держали больше чем лошадей и тем более коров..
      Не понимаю почему некотрорые земляки слюной брызжут не желая быть в прошлом оленеводами.
      Самый оленеводческий народ в мире якуты.

      1
      • 3
        18 сентября 2015  

        мои деды в центральной якутии держали коров, лошадей. оленей.

        Оленей использовали для дальней охоты, по болоту продвигаться.
        Лошадей по сухим лесам и для сенокоса, боронования пшеницы и на перевозках.
        С появлением советского хозяйства. а это 1940-50 гг, объединение колхозов в совхозы. появлением мелиорации, пашен, дорог, необходимость использования оленей отпала.
        Ведь раньше Центральная Якутия представляла сплошное почти непроходимое болото, которую осушили массовой мелиорацией только в 50-х гг. без оленей в хозяйстве здесь не обойдешься, лошади просто утонут на болоте.
        Народ согнали в большие деревни -совхозы, а оленей распустили, указом Сталина кажись. Так и делали, так не выгодно было социалистическому хозяйству Центральной Якутии разведение оленей, завезли цимменталов, холмогоров массово, якутскую породу коров тоже уничтожили, так как мало давали молока, не выполняли план.
        А ведь до 50-х гг. у всех были только якутская порода коров, которая сейчас осталась только в Эвено-бытантайском улусе.
        Все держали оленей, лошадей и коров. Все держали. Когда мы натыкаемся в родном улусе на заброшенный балаган, там обязательно были седла оленей-уучахи. Не спроста же они там были. Держали.


        1
        • 1
          18 сентября 2015  

          алекс, юстасу))

          первый, третьему))
          отпишись пожалуйста с какого наслега, если не можешь хотя бы волость или уезд укажи.
          Откуда ты родом?

          0
        • 1
          18 сентября 2015  

          оленей распустили не у Сталина, а у кукурузовода

          кукуруза не вызревает у нас не смотря на всю мутацию, у Эма брал.
          Никуя не кукуруза это, а мутант какой то((

          0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          19 сентября 2015  

          Мать как-то с одним стариком с Горного улуса переговорила и рассказала, что во время войны на оленях почту развозила. Потом когда в 1942 году уезжала в Якутск учиться в СХТ, отпустила их на волю. Так вот дедок этот говорил, что олени те одичали и охотники до сих пор охотятся на оленей моего деда в тайге.

          0
        • кулумнуур
          кулумнуур
          Охотник Рыболов
          2 апреля  

          3, это вы в горном улусе жили?

          В другой местности только окраинных держали оленей.

          0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        19 сентября 2015  

        Естественно и научили северному оленеводству и собаководству всех до самого запада-например Саамов, а они угры.

        0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      19 сентября 2015  

      Алик., не вынуждено содержали, а смотря по удобству доставки, кстати северное собаководство тоже от Саха. Мой дед летом запрягал лошадей, а зимой оленей.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    25 сентября 2015  

    Мой дед был раскулаченным единоличником, так вот он на своем аласе содержал 6-7 коров, не считая телят, двух быков, двух верховых лошадей и 12-15 оленей. Жил в Горном районе-раньше назывался Хаҥаласким районом. И такой уклад был типичен для тех мест до революции.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    25 сентября 2015  

    Вот документ XVII века: "И те ясачные люди тунгусы, - сообщаял в 1644 году казак Степан Гаврилов, посылавшийся для ясачного сбора на Вилюй, - соболи промышляют и продают тем конным якутам кангаласским на быки, и на коровы, и на кумызы, а ясаку государева не платят...И будет впредь те конные якуты кангаласские станут на тунгусских житьях жить с тунгусами вместе, ино и впредь с тех ясачных тунгусов государева ясаку полново не будет, потому что те ясачные тунгусы на скот, на быки, и на коровы, и на кобылы, и на молока, и на кумызы немерено патчивы"
    Подобная же картина наблюдалась и на Олекме. (С.А. Токарев. Общественный строй якутов XVI I- XVIII вв. Якутск. 1943, с.80-81.)
    Ну, вот они ТОҤ-УУСы падкие на быков, коров, коней, молоко и кымыс)))

    0
  • Быйанг
    27 сентября 2015  

    На оленях якуты езди не только на севере, на оленях ездили и возили грузы на территории теперешней Амурской области. И в южной части теперешней Якутии — территориях которые раньше были Якутией, где распространено жили якуты (саха).

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    28 сентября 2015  

    Старинное название якутского племени было ураангхай…
    PostDateIcon24.09.2010 12:11 | Печать

    Ефремов Николай
    Старший научный сотрудник ИГИ АН РС(Я), доктор филологических наук

    Гавриил Ксенофонтов о субэтносах якутян. Ксенофонтов, изучив в широком комплексном плане проблему этногенеза происхождения якутского народа и пути переселения его на Лену, проанализировав процессы межэтнических контактов предков современных якутов, пришел к выводу, что якуты народ смешанного этнического происхождения. Они (их предки Н.Е.), в частности, ассимилировали ураангхаев, народ маньчжуро-тунгусского происхождения (1. С. 203).

    ИМХО: Что-то не нашел на этой страницы, этого утверждения Ураанхаи-народ маньчжуро-тунгусского происхождения??


    Первый состав представлен т.н. северными (оленными) и вилюйскими якутами, второй состав жителями центральных якутских улусов. В соответствии с этим процесс формирования этноса современных якутов им связывается с данными крупными этническими элементами: северными якутами-оленеводами, вилюйскими якутами-скотоводами и собственно якутами ( народ саха ). При этом происхождение вилюйских якутов увязывается с историей древних хуннов и отмечается важность вопроса о тунгусских примесях в якутском народе (1. С. 194 195) тунгусы первоначально были, в частности, прародителями вилюйских якутов (1. С. 200). Однако подобные тунгусские примеси у части якутов отражают структуру и этнический состав самого тюркского народа.

    Ксенофонтов заметил распространение якутской культуры и за пределами Якутии на Таймыре, в районах Илимпеи и озера Есей Красноярского края. Здесь он обнаружил сильное влияние якутского фольклора на фольклор аборигенных жителей. В тунгусских преданиях, записанных В.Н.Васильевым в 1905 г. в Туруханском крае (3 4), он усмотрел и элементы героического эпоса полярных якутов (1. 270). Как известно, в этих отдаленных от Якутии территориях в результате межэтнических контактов отдельных аборигенных групп и пришлого (якутского) населения образовались новые, относительно самостоятельные, субэтнические общности северных якутов. Это, например, долгане (которые квалифицируются как новая народность см.: 5. С. 3), есейские якуты (носители специфического диалекта якутского языка).

    Источник: Журнал Илин 3-4(26-27) 2001 г

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    10 ноября 2015  

    ПЭК стр. 1240
    Таба кура олений пояс, с костяным крюком для зацепки вожжи; шьется из ровдуги в виде длинной полосы и орнаментируется пришивками (р. Анабар).

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    31 марта  

    Цитата:
    Оленеводство — одна из специфических отраслей животноводства. О времени и центрах возникновения оленеводства существуют различные точки зрения. С. И. Вайнштейн развил точку зрения о происхождении оленеводства на Саяно-Алтайском нагорье.
    Причем он обосновал моноцентричный характер возникновения оленеводства в данном регионе (Вайнштейн, 1972: 99–125; 1989: 109). Известно, что в районе Восточных Саян, по археологическим данным, у скотоводов Южной Сибири в I тыс. до н.э. имелись одомашненные олени, а на рубеже нашей эры их использовали уже в качестве транспортных животных (Шнирельман, 1980: 180). Это дает основание говорить, что место возникновения оленеводства в Азии –территория Саяно-Алтайского нагорья.
    В Республике Тыва оленеводческое население сосредоточено в северо-восточной и юго-восточной частях Тувы, в Тоджинской и Тере-Хольской котловинах. Это красивейшие и богатейшие (по полезным ископаемым) районы Тувы. Оленеводы горно-таежной зоны Восточных Саян издревле привлекали к себе внимание путешественников, ученых и торговых людей (Пестерев, 1793: 55; Покровский, 1914: 272; Африканов, 1890; Георги, 1777; Каррутерс, 1914: 219; Ермолаев, 1924; Сафьянов, 1880: 36–38). Огромный вклад в изучение жизни и быта оленеводов Тоджи внесли советские ученые Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Л. Р. Кызласов, Е. Д. Прокофьева, В. И. Дулов и С. И. Вайнштейн, написавший капитальный историко-этнографический труд «Тувинцы-тоджинцы» (Вайнштейн, 1974). Примечательно, что посетившие в начале XX в. Урянхайский край ученые Ф. Я. Кон (Кон, 1903; 1934) и П. Е. Островских (Островских, 1898) вошли в 1924 г. в состав особого советского правительственного органа — Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ВЦИК РСФСР. Полагаем, что и Ф. Я. Кон, и П. Е. Островских, и работа Комитета Севера не могли не оказать влияния на преобразования, которые вскоре начались и в Тувинской Народной Республике (1921–1944 гг.) у оленеводческого населения Тоджи.

    Приручить оленя в лесу, было намного проще, чем в тундре. И начали заниматься этим в 1 тыс.до н.э. народы Саяно-алтайского нагорья, а точнее народ ТҮБЭ.
    В рисунках древних кочевников Сака, очень часты изображения Оленей-Таба.
    Далее тюркоязычные оленеводы начали осваивать низовья Енисея и Лены.

    И. С. Гурвич. Оленекские и анабарские якуты. Часть 2.
    До недавнего времени в Оленекский район завозилось с колоссальными трудностями и затратами большое количество эвенкийских учебников и литературы, тогда как только на бумаге местное население числится эвенкийским, а в действительности владеет исключительно якутским языком.
    При первом знакомстве с населением пришлось убедиться, что официальное наименование для населения Оленека и Анабары, сохранившееся в административной практике до советизации северных районов, — «вилюйские тунгусы» — было дано вилюйскими якутами-скотоводами своим северным собратьям из-за их кочевого образа жизни и оленеводства. Зафиксированные родовые наименования оленекского и анабарского населения, как, например, Кангалас, Охогостох, Хатыгын и др., в большинстве роднят их с якутами южных районов.
    За исключением илимпейцев и чапогирцев, члены всех упомянутых выше родов и наслегов считают себя якутами, потомками выходцев из центральных якутских улусов.
    Ярко выраженное национальное самосознание оленекских и анабарских якутов, тем не менее, не нашло отражения в переписных материалах. Руководствуясь вилейской традицией, причислявшей все население, занимавшееся оленеводством, к тунгусам, переписчики якуты из центральных районов Якутии записывали якутов-оленеводов бассейнов рек Оленека и Анабары тунгусами. Следует отметить, что термины «тунгус», «эвенки» понимаются и в Оленекском и Анабарском районах как выражение не этнической принадлежности, а определенного образа жизни.
    Анабарские тунгусы, платившие ясак на оз. Есой через вонядырских тунгусов, были очень немногочисленны. В 1653-1654 гг. среди них было 22, в 1659-1662 гг. — 10 и в 1664-1681 гг. — 8-6 ясачных плательщиков. Таким образом, в начале 50-х годов XVII в. население на Анабаре состояло из 100-120 чел. обоего пола.

    0
    • сахалыбын
      2 апреля  

      саксаксак, вот пример советского исследования

      Цитата:

      В. А. Шнирельман. Роль домашних животных в переферийных обществах (на примере традиционных обществ Сибири и Америки). (Советская этнография, 1977, №2, стр. 29-41)

      Проблема возникновения оленеводства уже давно привлекает внимание ученых, причем до сих пор однозначного решения ее выработать не удалось. По сей день ведется полемика между сторонниками автохтонного происхождения оленеводства на Крайнем Севере и теми, кто выводит оленеводство из единого Саяно-Алтайского центра. К сожалению, характер имеющихся источников не позволяет сделать окончательные заключения о происхождении оленеводства. Вместе с тем следует отметить, что гипотеза, согласно которой оленеводство возникло впервые у древних самодийцев в Саяно-Алтайском центре, звучит в настоящее время наиболее убедительно. Изображения Большой Боярской писаницы свидетельствуют о том, что уже в I тысячелетии до н.э. у скотоводов Южной Сибири имелись домашние олени. Есть, бесспорные доказательства использования оленей на рубеже нашей эры в качестве транспортных животных. Будучи однажды одомашнен, олень сравнительно быстро мог проникнуть на север. С этой точки зрения заслуживает большого внимания соображение Б. О. Долгих относительно того, что оленеводство появилось первоначально лишь у части самодийцев, а к остальным проникло позднее. С передвижением самодийцев в таежные районы оленеводство полностью вытеснило разведение других животных (овец, крупный рогатый скот, лошадей), менее приспособленных к новой природной обстановке. С другой стороны, оно не смогло стать основным источником существования таежных народов, поскольку содержание стад оленей, достаточно крупных, чтобы удовлетворить потребности людей в пище, в тайге практически невозможно. В связи с этим самодийцам, проникшим в тайгу, пришлось изменить формы хозяйства и перейти к охоте и рыболовству как основным источникам пропитания. У самодийцев оленей заимствовали кеты, видимо, тунгусы и ряд других таежных народов. Они добывали оленей путем насильственного захвата у соседей, получали их в качестве брачного выкупа, а также в процессе обмена. Кроме того, оленеводство распространялось в ходе проникновения оленеводов в новые районы и ассимиляции их местным населением.

      В процессе распространения оленеводства характер его менялся, включая его методы и приемы, а также формы использования оленей. При этом главным мотивом изменений в тайге являлось стремление приспособить оленеводство к охотничье-рыболовческому быту. Поэтому сплошь и рядом отмечается сходство характера оленеводства у самодийских народов и у тех охотников-рыболовов, к которым оно попало от самодийцев. Повсюду доминирование охотничье-рыболовческого уклада стимулировало главным образом транспортное использование оленей. Транспортное оленеводство развивалось от вьючного к верховому и позже к упряжному, появившемуся в Северо-Западной Сибири в значительной степени под влиянием собачьих упряжек. О сложности процесса развития оленеводства в Сибири говорит пример селькупов, которые, перейдя к охоте и рыболовству, постепенно утратили навыки вьючно-транспортного оленеводства, а позже заимствовали упряжное оленеводство у лесных ненцев. Возможно, еще более древней формой использования оленя являются олени-манщики; они присутствуют у всех без исключения оленных народов. Иногда считают, что олень-манщик появился у охотников в ходе автохтонного развития. Однако не менее вероятно, что он мог распространиться среди охотничьих культур далеко за пределы первичного очага доместикации подобно тому, как лошадь, используемая для охоты, широко распространилась в Новом Свете. В связи с этим уместно отметить, что охотники на карибу в Северной Америке не знали оленя-манщика.

      На мясо домашних оленей таежные народы Сибири забивали крайне редко и далеко не везде, а лишь там, где ощущалась нехватка мяса в связи с отсутствием диких оленей. При этом резали телят, старых и больных оленей, а также бесплодных самок. Любопытная зависимость использования домашних оленей на мясо от их роли в хозяйстве выявляется у эвенков. Так, эвенки-орочоны, которые охотились верхом на оленях, забивали домашних оленей на мясо лишь в качестве исключения, тогда как пешие эвенки устраивали осенью специальные забои домашних оленей. Однако в остальных случаях и они старались пользоваться по возможности мясом диких оленей, поскольку олень служил им важным вьючным животным. Чем меньшую роль в хозяйстве играло оленеводство, тем меньше человек заботился о домашних оленях. Исследователи отмечают, что у кетов, селькупов и пеших эвенков уход за оленями сводился к минимуму. В. И. Васильев объясняет это тем, что пешие охотники и рыболовы не смогли совместить развитие оленеводства со своими основными занятиями. Поэтому они практиковали вольный выпас оленей летом, в результате чего порой терялось до 90% поголовья. Наоборот, эвенки-орочоны заботились о своих оленях круглый год. Это было связано как с использованием оленей для верховой езды, так, видимо, и с тем, что, как отмечала Г. М. Василевич, до освоения оленя орочоны были знакомы с ездой на коне.

      Таким образом, у таежных народов оленеводство имело лишь подсобное значение в хозяйстве, поскольку крупнотабунное оленеводство здесь было невозможно, а совмещать занятия оленеводством с охотой № рыболовством было трудно. При этом оленеводство находилось на крайне низком уровне и не требовало сколько-нибудь сложных методов обращения с домашними животными, что облегчало их заимствование охотникам и рыболовам.

      По-особому шло развитие в тундре, где на протяжении XVIII в. совершился переход к крупнотабунному оленеводству, ставшему основным источником существования как исконных оленеводов-ненцев, так и тех. народов, которые, видимо, незадолго до этого переняли домашних животных (чукчи, коряки). Синхронность этого процесса на значительно удаленных друг от друга территориях говорит о какой-то единой причине, внешней для отмеченных народов; ее еще предстоит изучить. Возможно, этому способствовало изменение климатических условий, а может быть, и процессы, стимулированные русской колонизацией. Как бы то ни было, лишь при крупнотабунном оленеводстве олень смог стать основным источником пропитания. Специальный анализ показывает, что в этих условиях даже самое мелкое стадо должно насчитывать не менее 70—100 животных, поскольку оно обязательно должно включать как животных, используемых в пищу, так и ту часть, без которой невозможно воспроизводство стада. Последняя должна быть относительно большой, так как состав стада сильно колеблется из-за эпидемий, превратностей погоды, грабежей и нападений хищников, одичания отдельных оленей и т. д. У чукчей, например, стада оленей насчитывали от нескольких сотен до нескольких тысяч голов.

      Куда бы ни проникало оленеводство, везде оно становилось важным фактором социального развития, везде оно влекло за собой возникновение имущественного неравенства и эксплуатации. Значительно увеличивая мобильность населения, оно сразу же создавало преимущества оленным охотникам по отношению к безоленным, влияя порой даже на направление хозяйства. Так, например, богатые оленеводы у эвенков и ненцев постепенно перешли главным образом к оленеводству, тогда как беднота жила преимущественно рыболовством. Особенно далеко отношения имущественного и социального неравенства зашли у тех народов, для которых оленеводство стало основным занятием.

      Население тайги знало два вида собственности на оленей: семейную и индивидуальную. Основная часть стада находилась в семейной собственности, которой распоряжался глава семьи и которая так или иначе разделялась между сыновьями и воспитанниками после его смерти. Наследование осуществлялось только по мужской линии, однако при жизни отца дочь могла получить от него несколько оленей в подарок. Их она приводила в семью мужа в качестве приданного, но после ее смерти они неизменно возвращались к ее родственникам по отцовской линии. Новорожденный ребенок получал оленей (обычно самку) в подарок от отцовских родственников. Приплод от этих оленей оставался в его индивидуальной собственности. Причем судьба этих оленей весьма симптоматична. Как и у многих других охотников и рыболовов, у населения тайги сохранялся порядок, в силу которого личные вещи человека не наследовались, а частью уничтожались на его могиле, частью погребались вместе с ним. Аналогичным путем транспортные и верховые индивидуальные олени забивались на могиле владельца. Любопытный обычай встречен у кетов, которые забивали на могиле одного-двух оленей, а остальных принадлежавших умершему оленей, если таковые имелись, отпускали в тайгу. Правда, в виде исключения из-за крайней малочисленности оленьих стад остальных оленей могли оставить в общесемейном стаде.

      Если у таежных народов преобладала семейная собственность на стада, то у тундровых наблюдалось быстрое становление частной индивидуальной собственности на оленей. Правда, и здесь она не всегда была абсолютной. Как сообщает Б. О. Долгих, еще в начале XX в. у нганасан и энцев отцовские родичи внимательно следили за тем, чтобы при наследовании олени не уходили из пределов рода. Таким образом, и здесь «право частной собственности имело иногда еще несколько ограниченный характер и в известной степени регулировалось родом или племенем». Даже у чукчей в период расцвета крупнотабунного оленеводства отношения семейной и индивидуальной собственности на оленей порой тесно переплетались, что, однако, не мешало возникновению эксплуатации богатыми оленеводами своих более бедных сородичей.

      Олени имели важное значение для развития социальных связей. Путем дарений и обмена оленями укреплялись контакты между родичами и друзьями, а также возникали отношения господства и подчинения. Олени составляли основную часть брачного выкупа, платы за кровь. В ходе этих актов устанавливался личный престиж владельца стад. Определенную престижную роль играли и жертвоприношения домашних оленей, получившие широкое распространение с развитием крупнотабунного оленеводства. Главное жертвоприношение у чукчей совершалось в конце лета — начале осени. Как отмечают исследователи, при всей религиозной окраске таких жертвоприношений они имели большой хозяйственный и социальный смысл.
      Во-первых, таким путем уменьшалось чрезмерно разросшееся стадо перед трудным зимним сезоном;
      во-вторых, создавалась возможность для заготовки пищевых запасов, а также шкур для производства обуви и обмена;
      в-третьих, в результате жертвоприношений значительно поднимался престиж богатых владельцев стад, которые забивали более 100 животных и раздавали мясо множеству приглашенных.

      В течение всего года оленеводы приносили более мелкие жертвы различным духам с целью добиться их поддержки в сложных жизненных ситуациях. При этом оленей съедали все присутствующие при исполнении обряда. Все эти жертвоприношения помимо религиозной играли важную социальную роль: устанавливали определенные социальные отношения между всеми их участниками.

      Другим последствием возникновения крупнотабунного оленеводства явилось развитие широкого обмена между оленеводами и оседлыми охотниками на морского зверя. При этом олени были важнейшим средством обмена. Лишь с их помощью кочевые оленеводы могли получать продукты морского промысла и другие товары. Конечно, обмен оленями возник задолго до XVIII в., однако раньше он не достигал такого размаха.

      Любопытна эволюция роли оленей в ритуале народов Сибири. У таежных народов наибольшее распространение получил забой личных транспортных оленей на могиле их владельца. Однако постепенно происходила интеграция домашних оленей в обряды, связанные с промысловым культом, на чем следует остановиться подробнее. У всех охотников почитались животные, служившие основными объектами охоты (медведь, олень, лось и др.). Все охотники верили в возрождение убитых животных, вследствие чего их кости и черепа не разрубались и не выбрасывались, а зарывались в особых местах или хранились. В основе этого обряда лежало стремление обеспечить себя пищей и в будущем. При этом эвенки, например, считали, что душа взрослых животных находится в подшейном волосе, а молодых и челюстях. У ряда народов были специальные места, где приносили и жертву туши животных с целью обеспечить удачную охоту. В таких местах обычно можно было встретить массу костей и черепов. Вместе с тем известны и жертвоприношении домашних животных, посвященные началу охотничьего сезона. Жертвенные места обычно ассоциировались с духами-хозяевами охотничьих угодий, но постепенно они стали связываться и с культом предков. Народы тундры особенно широко приносили в жертву домашних оленей по самым разным поводам.

      Таким образом, распространение оленеводства значительно видоизменило культуру охотничье-рыболовческого населения Сибири, однако наиболее глубоко эти изменения затронули оленеводов тундры, когда они перешли к крупнотабунному оленеводству.

      Абсолютно все советские исследователи игнорировали тюркоязычных оленеводов. Нет ни одного упоминания об этом.
      Потому что считали тюрков лошадниками. Хотя на изображениях Большой Боярской писаницы видны строения из бревен и скифские бронзовые котлы на трех ножках и чоронообразные сосуды и сего один олень.

      Цитата:
      Боярская писаница — памятник изобразительного искусства тагарской археологической культуры, состоящий из двух групп петроглифов: Малой и Большой Боярской писаницы на юго-западной части хребта Бояры (по-хакасски Пойар тағ — «Священная гора»). Этот невысокий хребет в 6 км к востоку от с. Троицкое Боградского района Республики Хакасия тянется вдоль левого берега Енисея.

      В 1960–1970-е гг. М. А. Дэвлет заново обследовала эту писаницу и опубликовала книгу «Большая Боярская писаница». Боярскую писаницу датируют 7-3 веками до нашей эры и относят к тагарской культуре, хотя частично она касается и переходного времени 2-1 столетий до нашей эры, а именно – таштыкской культуры.

      0
  • Быйанг
    2 апреля  

    Вот и я говорю, оленей на севере держали не только тунгусы, но и якуты, русские и другие кто жили на севере..

    Дело в другом. Якуты не ходили кочуя за оленями. Олени у якутов были для того что бы ездить, и кушать их.

    0
    • ЭВенок
      2 апреля  

      Быйанг, "Якуты не ходили кочуя за оленями. Олени у якутов были для того что бы ездить, и кушать их." тогда обьясни "дружище" как они их кормили? Ездили их, а когда они начинали зимой умирать от голода поедали тощих оленей?ахах

      0
      • кулумнуур
        кулумнуур
        Охотник Рыболов
        2 апреля  

        ЭВенок, северные якуты и тон уусы в отличие от эвенков не вьючили оленей. Они запрягали оленей и ездили на санях.
        Северные якуты и тон уусы Держали оленей чисто для перемещения а не для мяса и шкур.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          2 апреля  

          кулумнуур, оннук, потому что абсолютно все сыарҕа в Якутии были однотипны, хоть собачьи, хоть оленьи. Ранее у меня был топ про оленеводство, когда долго ищешь, вычитываешь, собираешь материал и вдруг какой-то модератор одним кликом удаляет весь топ. Пипец хотелось его уничтожить.
          Потому написал, что это топ 2.
          Я обратил внимание тогда, что сани самоедов выше наших, возможно это от того, что их климат был более мягким и снег высоким. А у нас снег уплотнялся из-за сильных ветров, потому сани были одинаковы для всех, к тому же это помогало класть больше груза на него, что не мешало ездить на высокогруженных санях тОҥ уусам.

          Далее про верховое оленеводство, это изобретение подсмотренное у всадников соседей, потому тҮҥ уус приспособились ездить на них, они были таежными охотниками и спиливали рога своим оленям, чтобы спокойно передвигаться на них среди деревьев.
          Но я не уверен, что они были именно эвено-маньчжуроговорящими ибо Түҥ=Түбэ=Тува тюркоязычные оленеводы Тоджинцы противоречат этому.

          0
      • Быйанг
        3 апреля  

        ЭВенок,
        Сеном кормили и ветками. Ягель тоже заготавливали для оленей. А в основном из отпускали попастись, связав ноги, или привязав на шее оленя доски, иногда связывали парами, что бы далеко не убежали

        0
  • Быйанг
    2 апреля  

    Цитата:
    1 18 сентября 2015
    вот открытия так делаются

    подними данные перпеси 1897 года, там увидишь интересный сифри.
    Даже в Усть_Алдане и Таате оленей держали больше чем лошадей и тем более коров..
    Не понимаю почему некотрорые земляки слюной брызжут не желая быть в прошлом оленеводами.
    Самый оленеводческий народ в мире якуты.

    А это уже твои выдумки..
    Ну может с севера кто нибудь мог заехать на оленях в Якутск, или в Алдан или даже в Татту.. заехать но не более..
    Оленей держали только на Севере Якутии. Причем не только тунгусы, то и все кто жил на севере - русские. якуты и все другие, которые жили на севере Якутии

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      2 апреля  

      Быйанг, эс, мин эһэм тутар этэ табаны 1 Одуну Хаҥаласс улуһун. Мой дед был раскулаченным единоличником, так вот он на своем аласе содержал 6-7 коров, не считая телят, двух быков, двух верховых лошадей и 12-15 оленей.
      Сейчас мой убай меня поправил, был табун лошадей (15-20). И такой уклад был типичен для тех мест до революции, правда при советской власти он оставил меньше коров и пару лошадей, но увеличил количество оленей.
      Летом сенокосил, а зимой занимался извозом на оленях, возил грузы в Охотск, Золотой Алдан, бывал в Ессее у родоков, прапрабабка была оттуда.
      Вот таких как мой дед сейчас усиленно превращают в Кангаласских тунгусов-эвенков, потому что содержали оленей, оттого имели такое прозвище от чистых скотоводов. Они никогда не говорили ни на каком другом языке, кроме языка саха.
      Один двоюродный брат моего деда был артистом в Якутском театре и его помнят по роли Кыһыл ойуун.

      Моя мама в 1941 году возила ЯМ на оленях каждый день, огромные неподъемные почтовые тюки, одна и на нартах с 12 оленями, меняя их. При чем этот груз от Якутска возили в сторону Вилюйских и Булунский районы. Её отрезок равнялся 28 километрам. Представляете каково было ей без смены, одной с такой тяжестью. Деда призвали на Трудфронт.

      0
      • alamaykunsilama.ru
        3 апреля  

        саксаксак, ну значит твой род относится к тунгуским родам заселённым казаками после исхода Хангаласцев из своего улуса по разным улусам да и за пределы Саха-сирэ, а часть уничтоженная казаками!

        0
      • кулумнуур
        кулумнуур
        Охотник Рыболов
        3 апреля  

        саксаксак, только как транспортное средство а не для мяса как эвенки.

        Олень это квадрацикл
        Конь это джип. У каждого свои преимущества

        0
    • кулумнуур
      кулумнуур
      Охотник Рыболов
      3 апреля  

      Быйанг, таттинские держали возможно держали вьючных для охотского тракта а усть алданские для яноколымского тракта. В горах мало травы для гужевых лошадей но много ягеля и лишайников что удобно для оленей. Однако олени несут 2-3 раза меньше лошадей поэтому их количество было много.

      Лошадей в дореволюционное время было очень мало и только богачи содержали их для мяса. Использовались для перевозки грузов и езды. А коров было предостаточно

      0
  • Быйанг
    3 апреля  

    саксаксак,

    Название Уранхай и якуты не отделимы. Наш народ называется - Урааннгхй сахалар, причем слово Ураннгхай не название народа, а эпитет, означает = Умелые якуты

    0
  • Быйанг
    3 апреля  

    image
    На севере на оленях ездили все, и русские и якуты и все остальные

    0
  • Быйанг
    3 апреля  

    ЭВенок,
    Якуты оленей сеном кормили, и ветками - молодыми побегами деревьев. Ягель тоже заготавливали для оленей. А в основном из отпускали попастись, связав ноги, или привязав на шее оленя доски, иногда, что бы далеко не убежали связывали парами

    0
    • 11111
      3 апреля  

      Быйанг, "Ягель тоже заготавливали для оленей." ты шо бредишь то? Ты ягель, то видел своими глазами хоть?Или только наслышан об этом? Заготовкой ягеля никто и никогда не занимался! Т.к это ОЧЕНЬ ТРУДОЕМКАЯ РАБОТА, ягель нельзя собирать. Чушь несешь какую то.

      0
      • Быйанг
        3 апреля  

        11111,
        Собирали, собирали... не на целый годе же, на день или два что бы покормить оленей возле своего дома..

        0
  • Саха киьитэ
    3 апреля  

    Вообще оленеводство в Якутии зародилось только в 30-х гг 20 века по указке Советов на севере. До этого мало держали оленей от силы 20-30 голов и только для охоты как сейчас не пасли. Дед помнит что в Оленьке помимо в хозяйстве оленей были коровы и лошади. Но, таких больших оленеводческмх хозяйств не было. Это искусственно пришло.

    1
    • 11111
      3 апреля  

      Саха киьитэ, пруфы дай мне! Оленеводство оно было и до 30х годов!

      0
    • Sakha99
      3 апреля  

      Саха киьитэ, онтон саха долганнар, анаабырдар, усть-яналар, булуннар хаһаҥҥыттан табаһыт буолбуттар?
      Лапсалаама.

      0
      • Быйанг
        3 апреля  

        Sakha99,
        Табаны хоту олорор дьоннор бары иитэр этилэр, тоҥустар эрэ буолбатах. нуччалар, сахалар, атын омуктар бары таба иитэр этилэр.
        Онтон табалары стаданнар иитэр кэнники үлүгүйбютэ

        0
  • Саха киьитэ
    3 апреля  

    Все искусственное развалится, да и сейчас уже разваливается. Уже оленей домашних мало становится. Оленеводы в коневодство идут, так как выгодно там. 20-30 оленей держали, а анабарцы жили охотпромыслом, но не оленеводством до 30-х гг. Больше стреляли в оленей, чем их держали.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      3 апреля  

      Саха киьитэ, в принципе ты прав, потому что укрупнение колхозов пагубно повлияла на оленеводство, особенно после развала СССР. Чаще всего раньше не более 50-100 оленей на семью. И жили они по своим невидимым границам, знаемое только ими. Кочевали по своим угодьям веками.
      Возродить оленеводство в виде советских инструкций - анахронизм. Это будет или есть бездонная бочка, куда вливается бюджет, правда по остаточному принципу.
      Коневодство почему у нас стала в 90-х годах развиваться, да потому что у них один хозяин, а не государство.
      Но в отличие от коневодов, оленеводам практически невозможно выжить без поддержки государства.
      Но как писал Миддендорф, оленеводы были, саами, ненцы, тунгусы и долгане. Они своих оленей старались не забивать, питались тем, что могли добыть в весенне-летний период и заготовленное впрок. И конечно же охота на рогатых лесных животных, ставили засеки и главное занятие каждого из них в царское время, это была добыча пушнины. В факториях в то время, как могли, так их и поддерживали, но ели они больше, чем добывали и почти 90% они были в долгах, который рос из года в год.

      0
      • Sakha99
        4 апреля  

        саксаксак, я слышал в Булунском улусе кажется в Хара-Улахе вместе с оленями выпустили на свободное пастбище лошадей и они там уже одичали))
        Хотя этот совхоз во времена Союза был чисто оленеводческим. В 90-х очень много оленей съели.

        0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    22 апреля  

    Я сегодня узнал фамилию моей Ессейской прапрапрабабки Осогосток. Предок ездил туда поменять или приобрести оленей, они у них там были крупные.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    30 октября  

    Цитата:

    йц
    собрат, вот якутские термины оленеводства:

    Что же касается из давности появления у якутов своих оленей, можно удостовериться и из якутской части применяемой ныне по всей Якутии, оленеводческой терминологии. Например, «таба» – «олень»; «куукэйи» — бодливый олень; «лынта» – спокойный олень; не отходящий далеко от жилья; «кыычча» — важенка; «буур» – хор; «туолан» – взрослый олень; «уонэс» – олень – трёхлеток; «тарагай», «муойка», «хорой» – молодняки – двухлетки; «ынаах» – подросший оленёнок, почти одногодок; «тугут» – совсем маленький оленёнок; «харама» – олень тёмной масти; «элик», «тиикээн» – дикий олень; «дьиэрэн» — дикий олень трёхгодовалого возраста; «далда» («далла») – щит для скрадывания диких оленей; «Эрсэнэй Айыы» – бог оленеводства, ведающий размножением домашних оленей; «оттук» – оленье пастбище; «маатычча» – временная неводообразная изгородь для поимки оленей – предшественник современных коралей; «суумаhыт» – олений пастух; «миинэр» – верховой олень; «сырга» – нарта; «ыраакы» – летняя нарта; отличающаяся от зимних жёсткостью укрепления копыльев к полозьям; «олох сырга» – легковая нарта; «сэтии сырга» – грузовая нарта для каравана; «ала» или «когус» – широкий, ярко орнаментированный пояс, надеваемый только на ведущего в упряжи оленя; «аалык» – лямка; «сулар», «бас быата» – недоуздок», «дэпсэ» – подушка и набивка оленьего седла; «уурэр» – хорей; «чэнкээйи» – палка, надеваемая на ночь на шею трудновылавливаемого оленя; «хойох» – остаток не проваренной пищи в желудке оленя; «ынтака» – капорообразная шапка из оленьей шкуры с орнаментированным верхом; «буурпэх» – короткие мужские зимние сапоги из оленьих, лосиных и лошадиных лап; «ургуллу» — длинный их вариант; «уктас» – чулки из оленьей шкуры; «саныйах» – распашная меховая доха; «сукуй» – арктическая глухая доха из того же материала и т д.

    *Часть данных материалов предоставлены нам лингвистом Н.К. Антоновым, а остальные позаимствованы из ранее уже упомянутого труда Г.В. Ксенофонтова «Ураангхай – сахалар»].

    Как видим, термины охватывают все области оленеводческого дела. Они не похожи на кальку из эвено-эвенкийских оленеводческих терминов. Судя по богатству и своеобразию, данный комплекс оленеводческих терминов якутов претендует на большую самостоятельность и свою отдельную историю возникновения. В этом смысле весьма многозначен факт возникновения у древних якутских оленеводов особого антропоморфизированного божества из семейства «айыы», ведающего делами размножения домашних оленей. Как известно, ни у эвенов и ни у эвенков нет подобного божества. Приведённый только что комплекс оленеводческих терминов применяется в настоящее время всеми якутоязычными из оленеводов Якутии. А их численность составляет добрых две трети наших оленеводов.

    0
  • 12
    3 ноября  

    Сордоох киһигин, саха хаһан да табаны ииттибэтэҕэ, урут ыраахтааҕы саҕана көлө быһыытынан тутталлара ыраах куораттарынан эргинэллэр этэ,сэбиэскэй былаас буолтун кэннэ эргиэҥҥэ, таһахас таһыытыгар элбэх саха киһитэ,табанан таһаҕас таһаллара.итиннэ үөскээн эбээн үкээгир тылыттан сахатытан туттар тыллара,олох өр сылларга дылы 1960игин сылларга дылы саха дьоно таһаҕас таспыттара, эн ону бутуйума таба иитиитэ диэн букатын туспа.

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Хех , оленей правда видел только в Алданском р-не.
    Удивляет заявление Саксака , что олени едят траву , хе хе скажи еще мышей тоже едят.
    Не спорю что в тундровой зоне , саха переходили на оленеводство , но вынужденно . Так как там мало травы , для коров и лошадей. И растет в основном мох , как и по алданскому нагорью .
    И последнее Саксак , ты постоянно упорно записываешь Вилюйских саха в оленеводы . Не спорю Горный улуус также нагорье , там есть ягель , как и в Кобяйском улуусе в предгорьях Верхоянья и устье Вилюя . А средний Вилюй это долина , и бескрайние алаасы , чередующие с рощами , берез , сосен , и лиственницы . Там нет и не было ягеля в достаточнм колличестве для пастбищ оленей. Вдобавок , в Горном улуусе беседовал с оленеводом , он рассказал что ягель растет несколько лет . Поэтому оленеводам надо иметь несколько пастбищь ягеля , но ягель изчезает от колес , гусениц и вытаптывания . Их стадо разорилось .
    А Нюрб улуусе никогда не было оленеволов. Там просто корма для оленей.- ягеля нету , в достаточном колличестве .
    Маршрут диких оленей , проходит гдето в верховьях р.Марха , тоже нагорье или сопки ? это возле границ с Мирным и северным улуусом Оленек.
    Так что про Вилюйских оленеводов , это думаю не правда . Тунгусами улуусники и казаки , называли потомков тумат , тагусов - тогус огузов , боотулу , нюрмаган и другие тюрк саха язычных родов Вилюя до прихода и после прихода соплеменников с Туймада . И все .

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      3 ноября  

      Oidov, ээ, по поводу воскресенья, олень ест траву, да еще как, но тем не менее это для него не основное, но ест, сам видел, о чем я тут недавно рассказывал.
      Мышкует ли, не знаю, Оппоон писал, что мышкует.
      Траву ест, листву ест и прочее. Можно кормить кака свинью практически.
      Да, в Малыкае, мальжегаре, Хаты до недавнего времени держали оленя. Не знаю в каком количестве, но держали, сам видел караван оленей малыкайцев, ранее часто ездили в Нюрбу. Интересно было смотреть, типа туман какой то идет и из него вскоре выскакивают олени!

      0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      5 ноября  

      Oidov, олени ещё как лемингуют, только шум стоит))

      0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        5 ноября  

        саксаксак, Ойдов наверное теперь будет в ступоре! И вспомнит оппонента своего Оффена.

        0
  • Epson
    3 ноября  

    Мне рассказывали, что люди аж до войны держали оленей. Но они были тунгусами. Мигрировали от Чурапчинского улуса до Оймяконского и дальше. Есть такие местности под общим названием Бараайы. Это начинается в Чурапчинском, до Магадана идет. Даже переходит реки. Их старики называют омуктар

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Это как , почему не слышал и не видел .
    Знаю только , что в Малыкае , был самый большой в Якутии , табун лошадей или конезавод .
    Остальное по моему тролишь ? И ты не Могул. Малыкай это второй или первый Бордон ? Другой в Сунтарах.
    Хех , никогда не слышал , чтобы олени траву ели , да и не видел ни разу в Нюрбинском улуусе . Тролишь под Могула ? Пользуясь тем что там интернет тупит или вообще изчезает .))) За Малыкаем и Хаты , диких оленей при миграции стреляют слышал , там до Айхала не далеко ?!

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Слышал о угулятах Вилюя ,мол там местность заболотилась и часть угулятов переходили на оленеводство или при Советской власти ?

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Могул , на счет воскресенья , здоровье уже не позволяет пить.
    А так для меня , как кумыс , настроение поднять . А пиво как вода , до хера надо выпить для настроения , пузо то не казенное .
    Зато знаю некоторых , которые похмеляться любят , выпьет полстакана пива и опять целый день пияный - экономно , но спиваются махом )))

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      3 ноября  

      Oidov, это плохо, что здоровье уже не позволяет, шибко много пил?
      А я вот редко но метко, с хорошими знакомыми, один два раза в год, не более.
      Праздников и воскресений не признаю!

      0
  • Oidov
    3 ноября  

    Один раз в год пьют алкоголики , редко да метко - запоем на месяц .
    До хера таких алкашей , они все в основном на учете в наркологии стоят и по многу раз лечатся )))Жизненный опыт

    0
    • 123
      3 ноября  

      Oidov, прежде чем писать глупости, изучи якутские оленеводческие термины.

      0
  • Oidov
    3 ноября  

    Так ты не рассказал про оленей )))
    Из тумана , как из крана , появляются откуда не возьмись - олени и главное из Малыкая , Хаты и Мальджагар ну ты и фантазер )))
    Наверное олени , лошадей конезавода сьели с мышками перепутали ?)))

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      3 ноября  

      Oidov, ха, Ойдов заразился от Крио. не верю , покажи и прочее!
      Да я тут совсем недавно топ открыл о возможности разведения оленей! Даже фото свое выложил, Крио даже видел! Подтвердит, если отойдет от утех плотских.

      0
  • Вов
    Вов
    Vladimir Barmaley
    3 ноября  

    Разводить оленей можно везде,не обязательно в полудиких условиях.Изначально,подобное оленеводство зародилось в Великобритании.Как фермы. Не смотря на то, что разведение оленей считается промыслом народов Севера.Поэтому хватит тут бодаться.На севере почти все народы занимались оленеводством.Кто больше,кто меньше.Кто вообще отошёл в магазины.там разводит продавца.Всё же за фермами будущее.

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Про саха , ушедших на север , не спорю , условия жизни диктовали перейти на оленеводство.
    Но чтобы олени ели траву , это возможно во времена диктатуры ,дураков и советов - глупых.
    "А Хрущев среди скал , кукурузу сажал". Могул узнай , может Брежнев приказал есть траву оленям ?
    Но бедные олени , отказались есть траву и мышей и убежали на север )))

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Могул , в Малыкае самое большое табунное хозяйство лошадей в Саха Сирэ. В ПРОШЛОМ СТОЛЕТИИ НАСЧИТЫВАЛОСЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛОШАДЕЙ.Даже на фронт в ВОВ отправляли по моему , оттуда лошадей. А от Нюрб улууса до Иркутской области пролегал древний тракт скотоводов с лошадьми и коровами.
    По нему мой пра пра дед Оргуток , на прииска ходил , туда же снабжали маслом , молочными продуктами , коровами и лошадьми , золотые прииски.
    Когда руководство приисков , решило снабжать говядиной из более близких мест - Амурской области , началось востание , закончившееся Ленским расстрелом . Мой пра пра дед участник тех событий.
    А все произошло из за гнилого мяса и не свежих молочных продуктов.
    Всему виной какието небольшие горы в Бурятии нынешней. Скот не мог их преодолеть , поэтому скот забивали , пока довозили до приисков , мясо портилось и протухало.
    Рабочие требовали чтобы скот и молочные продукты везли с нынешней Саха сирэ. И якутам тоже это было выгодно , началось востание . Вызвали войска и открыли огонь . ОРГУТОК ночью вылез из под горы трупов , вместе с одним русским , они перешли хребет или горы? И на Лене расстались , оттуда или от русского Оргуток получил '"бердану" , вообщем оружие с патронами. Русский пошел к своим , а Оргуток отправился на север искать потомков древних боотуров.Но не нашел , хотя дошел на собаках , до острова в океане .Ну это целая история отдельная , правда знаю ее вкратце .

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Что я этим хотел сказать ?
    Для древних Буойунов саха , это были не расстояния - от Витима до Ледовитого океана , раз один человек в одиночку мог пройти туда и обратно до Жархана - старого . Тем более толпой и разведкой впереди . "Разведчики "заготовляли корм и ночлег . Люди со скотом двигались следом . Вероятно глубокой осенью и вначале зимы ? Двигались со скотом конечно медленней и не один год .
    Летом точно откармливали скот , а " разведчики " шли вперед и занимались заготовкой фуража и местом временной стоянки .
    Шли по древним тропам предков . И все )))

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Вов , олени едят мох ягельа не траву ,усек.
    Ягель растет в достаточном количестве только в нагорьях , предгорьях , горах , это если взять южнее тундры . Ягель растет также на севере - в тундре .
    По приказу политотдела , олени от травы подохнут с голоду или убегут в тундру )))

    0
    • Вов
      Вов
      Vladimir Barmaley
      5 ноября  

      Oidov, я говорил что траву едят?.Нет не усёк.А вот веточки молодые,грибы итп едят.Если есть возможность другое есть.они едят.Осенью,зимой переходят на лишайник.

      0
  • Oidov
    3 ноября  

    Среда обитания называется , вот почему лошадные уживались с оленными , у них разная среда обитания . А улуусники здесь разводят , подпевая большим нацикам : Мол саха жили только на Средней Лене , на территории 200×300 км , идиотизм дьириков .)))

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Заведи оленей Могул и корми сеном , и мышами , из тебя животновод может выйдет ?

    0
    • Крио
      4 ноября  

      Не выйдет из Могула животновод,

      ибо олень его боднул в задницу и ещё помял ему флягу на плечах.
      К тому же Могул поклонник лингво-онанизьма, и ему некогда приглядывать за животными и заготавливать корма, из-за того, что он усердно занят своим любимым занятием.

      0
  • Oidov
    3 ноября  

    Ягель растет пять лет , для стада оленей нужно четыре пять пастбищь за пять лет , недоумки . ГДЕ СТОЛЬКО ЯГЕЛЯ РАСТЕТ ?, ХОТЯ БЫ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО СТАДА В СТО ГОЛОВ .
    ОДИН ГОД ЭТО ОДНО БОЛЬШОЕ ПАСТБИЩЕ , ПОБОЛЬШЕ ВАШЕГО АЛААСА В ДЕСЯТКИ РАЗ.
    НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД ДРУГОЕ ПАСТБИЩЕ . И ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ - пять лет , МОЖНО ВЕРНУТЬСЯ НА ПЕРВОЕ ПАСТБИЩЕ ОЛЕНЕЙ. ПОТОМУ ЧТО ЯГЕЛЬ РАСТЕТ ПЯТЬ ЛЕТ . ЭТО ТЕБЕ НЕ ТРАВА , ЕЖЕГОДНО ВЫРАСТАЮЩАЯ ЗАНОВО .

    0
  • Oidov
    3 ноября  

    Еще одна оссобенность природы , ягель это углеводы , а северному оленю , для выживания на холоде нужно много энергии- углеводов.
    Возможно дикий олень марал или жругая разновидность , ест траву , листву и мышей ))) Но не северный олень ))) Так думаю по логике.
    Могу ошибаться но редко )))

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      4 ноября  

      Oidov, ошибся однако, я сам подавал траву оленю. и он слопал и не поперхнулся!
      Ты мне веришь? Где живешь. в Нюрбе или в деревне. Если в Нюрбе, то сам можешь навести справку. пойти к хозяйке, которая имеет оленя и сам подать оленю травку. Не знаю, ест ли сухую, а вот зелененькую лопает!

      0
  • Oidov
    4 ноября  

    Лесные разновидности оленей, возможно все едят, изюбры, маралы и другие. Тундровые это наверное другие олени?

    0
    • Вов
      Вов
      Vladimir Barmaley
      4 ноября  

      Oidov, хм они не только мхом питаются,это заблуждение.Обычно они переходят на мох осенью,зимой.

      0
  • 123
    4 ноября  

    Якутские оленеводческие термины еще раз доказывают автохтонность саха.

    0
  • Oidov
    5 ноября  

    Конкретно Могул, в каком населенном пункте Нюрбинского улууса есть олени.
    Только не приводи времена Брежнева, где в качестве экспиримента, предложили в Саха Сирэ., коров заменить оленями, мол " коров разводить очень затратно ".
    В Китае в конце 60х годов прошлого столетия , предложили истребить воробьев, после чего начался массовый голод в Китае.

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      5 ноября  

      Oidov, знаю, в Малыкае были. А сегодня один олень во дворе Нюрбы стоит. На ысыахе катают детей. Пошел бы ознакомился и все!
      Кстати я в комуза уже с короной! Тут видать боятся Крио?! Не возвращают че то!
      Стукач и жалобщик конкретный кренов!

      0
  • Oidov
    5 ноября  

    Это.не Могул , а вместо.него улуусник или троль из больших нациков? smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouthТролят по черному. Нюрб улуус это не Алданское нагорье.smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouthи не тундра smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    0
  • ext_fb_210606689483676Ft3pL
    5 ноября  

    Сахалар табаны ииппэттэр этэ, эбээттэртэн таба ылан таһаҕас таһаллара, самолет массыына суоҕар барыта таба көлө буолара.

    0
  • Oidov
    6 ноября  

    Могул оленевод, из какого стада и где украл оленя? ?? Если он правда есть в Нюрбе? Из тумана, как вода из Крана, появляются олени в Нюрбе )))
    Насмешил оленевод херов )))

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      6 ноября  

      Oidov, решил заменить Крио. на старости лет?! А где кстати Крио, исчез че то?!
      Заблокировали несчастного? или, хе хе, лежит в беспамятстве истерзанный медведем?!

      0
  • Oidov
    6 ноября  

    Могул, возможно ты берешь период правления Хруща или Брежнева.
    Когда КПСС, постановило :" ПРИЗНАТЬ НЕ РЕНТАБЕЛЬНЫМ РАЗВЕДЕНИЕ КОРОВ В СЕВЕРНЫХ УСЛОВИЯХ - Якутии." И Приказало хозяйствам переходить на оленеводство. Оленей завозили, но.они не прижились. Видать траву и мышей отказались есть )))

    А в Китае, вообще, КПК, ПРИКАЗАЛО УНИЧТОЖИТЬ ВСЕХ ВОРОБЬЕВ.
    ДАЖЕ ШКОЛЬНИКОВ НЕ ПУСКАЛИ НА ЗАНЯТИЯ, ЕСЛИ У НЕГО НЕ БЫЛО ЛАПКИ УБ'ИТОГО ВОРОБЬЯ.
    ЭТО ВЫЗВАЛО СТРАШНЫЙ ГОЛОД В КИТАЕ И СТРАШНУЮ ДИКТАТУРУ.
    КИТАЙЦАМ, ПЕРЕШЕДШИХ ГРАНИЦУ СССР., ДАВАЛИ ТРИ ГОДА КОЛОНИИ.
    ЗАТЕМ ПО ОКОНЧАНИЮ ОТПРАВЛЯЛИ НЕКОТОРЫХ В СЕЛО МАЛЫКАЙ - Ленинского района ныне Нюрбинский улус )))

    0
  • Oidov
    6 ноября  

    Твердохлебов - сподвижник академика Сахарова, Черновил - Киевский журналист, также отбывали ссылку в ныне Нюрбинском улуусе.
    К Твердохлебову приезжал Сахаров в село Нюрбачан. А Черновил получал посылки и бандероли изза рубежа., в то время кубики " магги" куринные и говяжьи были в диковину.
    " Бедные европейцы, у них нет мяса, поэтому пьют бульон магги !" Считали якутяне )))

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      6 ноября  

      Oidov, да знаю, видел Твердохлебова работал кочегаром на ферме. Угрюмый такой. Считал нас тупыми, поскольку живем в частных домах, расходуя много дров на отопление. Предлагал, чтобы мы построили один дом и все жили там.
      Коммунист был однако! Пил алкоголь из сухого порошка. говорят с механиком совхоза пьянствовали, были друзья мол. Приехал Сахаров, пожил у нас примерно месяц у Твердохлебова. Сахаров любил по грибы ходить, за деревней в березовой роще. Предлагали потом эту рощу назвать рощей Сахарова. Видать не получилось. Они с женой чуть ли не пешком добрались до Нюрбачана. Но все таки житель нюрбачана их посадил в своем запорожце и подвез до Твердохлебова. Говорят милиция и люди в гражданском не позволяли их посадить в машину. А этот наплевал на это, посадил таки.
      Когда Сахаров ходил в магазин один мужик корейского происхождения клянчил у него деньги на выпивку, подайте мол потомку ссыльного корейца и Сахаров давал говорят.

      0
Ответ на тему: Северное оленеводство саха. II часть.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания