3 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
3 года на форуме
3 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Знаменитый Иштван Батори по национальности был.... САКА.
  1194
Стефан Баторий (венг. Báthory István, польск. Stefan Batory, белор. Стэфан Баторый; 27 сентября 1533, Шимлеу-Силванией — 12 декабря 1586, Гродно) — король польский и великий князь литовский (с 1576), сын Иштвана IV, воеводы Трансильвании.

Полный королевский титул: Божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, киевский, волынский, подляшский, инфлянтский, а также князь семиградский.
Татарский набег в сентябре—октябре 1575 года на восточные земли Речи Посполитой (Подолию, Волынь и Червонную Русь) толкнул среднепоместную шляхту к кандидатуре Батория. По её настоянию именно он был избран в польские короли. В 1576 году члены элекционного сейма Великого княжества Литовского провозгласили трансильванского князя и короля Польши Стефана Батория великим князем литовским. В 1578 году Стефан приобрел для рода Батори права на престол Ливонского Королевства. Будучи по национальности венгром (секеем), Стефан национальными языками подвластного ему населения почти не владел и с подданными изъяснялся на латыни, на которой проходило его обучение в итальянском университете.

СТЕПАН оказывается тоже сакаское имя. ИЭСТЭБИН БААТЫР..
Ответов 30 Написать ответ
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    27 июля 2015  

    Вот из старого моего топа.

    Скрытый текст
    гыгы999 19 сентября 2013

    Нашел Секлеров.

    Цитата:
    Теория монголизма Хунну и Гуннов - гыгы999
    19.09.2013 (16:20) (83.149.9.39)
    Скрытый текст

    Цитата:
    Далее он сообщил, что по воззрениям Китайцев все эти народы принадлежали к одному и тому же племени и различались только местами жительства. «Это один и тот же народ, говорят китайцы, который при различных династиях назывался различными именами: Хун–ну (Hiong–nu), Тю–гю (Tu–kiuei), Мэн–гу (Mong–ku), Та–та (Та-’а)» (

    МЭН-ГУ и есть МЭҤЭ.
    Цитата:
    Согласие Неймана с тем мнением китайцев, что все названия народов Средней Азии только названия династий, а не народов, по нашему мнению, не оправдывается собственными его словами, что Хунну были Монголы, а Ту–гю — Турки. Совершенно уже нельзя согласиться, если даже вопрос о народности Хунну считать спорным, с тем, что Ту–гю и Мэн–гу, т.е. Турки и Монголы один и тот же народ. Можно сказать, что в государство Ту–гю входило много монгольских элементов, а в Мэн–гу — турецких, но необходимо признать, что в одном случае власть принадлежала Туркам, а в другом Монголам. Мы вполне согласны, что некогда и Турки, и Монголы, и Тунгузы составляли одно целое, но это не значит, что они всегда оставались в таких отношениях, что их даже трудно отличить одних от других. Очень возможно, что Китайцы, знавшие их с глубокой древности, продолжали считать их за один и тот же народ, знакомясь же ближе, стали отмечать отличительные черты каждого из них. Таким образом и получилось, что кочевые народы на севере Китая считались то одним народом, то разными. Заметим, что на первоначальное единство этих народов указывает не только сходство языков при «физическом различии», но сходство и того, и другого.

    ВСЕ ЯКУТСКИЕ НАЗВАНИЯ-ТӨРҮК, МЭҤЭ, ТОҤ УУС. УЧЕНЫЕ XIX ВЕКА НЕ ЗНАЛИ ЯКУТСКИЙ ЯЗЫК.
    Цитата:
    В изложении исторических фактов Нейман, так же как Иакинф, и по нашему мнению вполне справедливо, считал временем главного переселения Хунну на Запад конец 1–го века по P.X. Трудно однако сказать, откуда он взял определение местоположения страны Юе–бань. Относительно отожествления её с Угорской землей Нейман высказал только предположение без всяких доказательств. Изменением слова Эйлюзия Юе–бань не могло быть, во первых потому, что это греческое слово, которого, быть может, не знали даже туземцы, а во–вторых потому, что между словами Эйлюзия и Юе–бань нет ничего общего. Только этот исследователь и Дегинь думали, что страна Юе–бань находилось западнее Кан–гюя. С этим однако нельзя согласиться на том основании, что китайские летописи точно указывают местоположение Юе–баня — страна эта лежала к востоку от Кангюя (киргизские степи) и к западу от У–суня (Дзунгарии). Поэтому Юе–бань скорее всего соответствует Тарбагатайскому округу и областям, расположенным южнее его[27].

    ТАРБАҔАТАЙ-РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ, ТАК НАЗЫВАЛСЯ ОКРУГ, Т.Е. ОБРАЗНО "СВОБОДНОЕ" РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛЕМЕН НА ТЕРРИТОРИИ.
    КАНГЮЙ-КАНГЛЫ. У-СУНЬ, ЭТО ЖЕ И ЕСТЬ УУ СҮННЭР -ЧИСТОКРОВНЫЕ С СҮННҮ (ҺҮННҮ).
    Цитата:
    Что касается до этнического состава вторгнувшихся в Европу Гуннов, то Нейман, считая вполне справедливо, что кочевые народы вообще немногочисленны, признавал, что они не могли быть чистыми Монголами. «Часто случается, что народы, завоёвывающие страну, удерживают имена коренных или живших ранее их жителей. Поэтому Болгары, Авары, Мадьяры и Секлеры, принадлежавшие частью к финскому, частью к татарскому племени, позже Турки и даже Славяне у относившихся без критики писателей Запада и Востока назывались Гуннами» (стр. 77).

    Секлеры
    Секлеры, секеи (венг. székely), этнографическая группа венгров, живущих в горах Трансильвании (Румыния). А ВОТ ОФФЕН И САКИ В СОСТАВЕ ГУННОВ АТИЛЛЫ-САКАЛАР.
    Цитата:
    СеклерыПеревод
    Секлеры
    (венгер. Székelyek) — мадьярское племя, живущее в вост. и сев.-вост. областях Семиградия (Трансильвании). Время поселения их здесь с достоверностью неизвестно. Язык, телосложение и характер С. не оставляют сомнения в принадлежности их к мадьярской народности. По средневековым преданиям, С. являются потомками гуннов, рассеявшихся после смерти Аттилы. Живя на границе государства, С. постоянно первые подвергались неприятельским нападениям, так что само географическое положение сделало их охранителями границы, постоянно готовыми к отражению врага. С. разделялись на 3 сословия: знатные (fö-népek, primores), всадники (ló-fök — лошадиные головы) и простолюдины (köznepek или pixidarii); но все они пользовались дворянскими привилегиями, которые защищали с оружием в руках. Вследствие участия С. в восстании Ракоци, "простолюдины" были принуждены в 1711 г. выдать свое оружие и были обложены налогом. Когда в 1764 г. из С. были образованы регулярные пограничные полки, вспыхнуло восстание, усмирение которого стоило много крови (так назыв. siculicidium). Во время войны 1848—49 гг. С. явились наиболее храбрыми защитниками мадьярства в Семиградии, главным образом благодаря их храбрости Бем одержал свои победы. До 1848 г. С. сохраняли свои старинные дворянские права, имели право свободной охоты и выгона, пользовались свободой от всякой барщины и были подсудны лишь собственным судьям. После революции и происшедшей затем реорганизации Венгрии и Семиградия, С. были лишены своего особенного устройства и своих привилегий и сравнены в правах с прочими сельскими обывателями. Страна секлеров — одна из трех областей, на которые делилось Семиградие по национальности жителей; она занимала пространство в 11780 кв. км; теперь она образует комитаты Эзик, Гаромсек, Удваргели и Марош-Торда. Северная и восточная части страны С. покрыты густыми лесами и гористы, южная же и западная принадлежат к плодороднейшим местностям Семиградия. Почти исключительные занятия жителей — земдеделие и скотоводство. Население страны С. доходит до 532110 жит., из них 415000 С., исповедующих, большей частью, католическую или реформатскую религию; между ними лишь немного унитариев. Главн. г. С. — Марош Вашаргели (см.).
    Ср. Hunfalvy, "Ethnographie von Ungarn" (Будапешт, 1877); v. Herhich, "Das Szeklerland, geologisch beschriehen" (Будап., 1878). Народные песни С. издал Kriza в сборнике: "Székely vadrózsak" ("Дикие розы С.", Клаузенбург, 1863).

    ВИКИПЕДИЯ-СЕКЕИ
    Цитата:
    Секеи
    [править | править исходный текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии


    Венгерское меньшинство в Румынии отмечено зелёным цветом.


    Восстание Дьёрдя Дожи
    Секеи или Секуи (ед. ч. «секей» от венгерск. этнонима Székely ([ˈseːkɛj] секэй) также Szekler букв. люди; также рум. Secui, нем. Szekler, лат. Siculi) — одна из наиболее известных[источник не указан 306 дней] субэтнических групп, составляющих венгерское национальное меньшинство на территории современной республики Румыния. Представители другой венгерской общины в Румынии — чангоши, проживающие в румынской провинции Молдова, малочисленны и менее известны за пределами страны.
    Содержание [убрать]
    1 Численность
    2 История
    3 Движение за автономию
    4 Интересные факты
    5 См. также
    6 Ссылки
    Численность[править | править исходный текст]

    В современной Румынии проживает около 670 тыс. секеев. Примерно половина всех венгров Румынии причисляет себя к роду секеев. В Румынии секеи компактно проживают в трёх административных районах страны: Харгита, Ковасна и Муреш. Значительное количество секеев проживает также на территории республики Сербия, в автономной области Воеводина (См. Венгры в Сербии.)
    Район Секеи % населения округа
    Харгита 275.841 84,61 %
    Ковасна 164.055 73,81 %
    Муреш 200.000 39,26 %
    Брашов 40.000 …
    Прочие уезды Румынии 50.000 …
    В других странах (Сербия и т. д.) 100.000 …
    Всего в мире 829.896 …
    История[править | править исходный текст]

    Со времён средневековья секеи известны как отважные воины, игравшие важную роль в венгерской армии. Этногенез секеев, как и самих венгров, ещё недостаточно изучен. Существуют гипотезы об их печенежском и даже гуннском происхождении. Секеями были многие выдающиеся деятели венгерской истории, например, предводитель крестьянского восстания 1514 года Дьёрдь Дожа и князь Трансильвании, затем король Речи Посполитой Стефан Баторий (Иштван Батори).
    Будучи носителями венгерского языка, сами секеи в настоящее время относят себя к венграм. В составе так называемого Союза Трёх Наций они выступали как главные предводители Трансильвании, где они — протестанты и католики — полностью подчинили своей власти православное румынское большинство, вставшее в XVIII—XX веках на путь сопротивления мадьяризации.
    С 1920-х годов ареал проживания секеев и чангошей полностью окружён территорией сплошного расселения румынского народа, оказывающего на него мощное ассимилятивное давление. Большинство современных секеев как минимум двуязычны и владеют также румынским языком.
    Движение за автономию[править | править исходный текст]

    С 1990-х годов среди секеев (секуев) активно развернулось движение за автономный Секуйский край в составе Румынии, которая юридически является унитарным государством.
    5 сентября 2009 г. прошедший в городе Одорхею-Секуйеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил автономию, в которую вошла большая часть территории уездов Харгита, Ковасна и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии.
    12 марта 2010 г. в городе Сфынту-Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне.
    Центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов.
    20 мая 2011 г. Демократический союз венгров Румынии (ДСВР) создал в городе Тыргу-Муреш административный совет Секуйского края, состоящий из представителей ДСВР в администрации уездов Муреш, Харгита и Ковасна.[1]
    В Венгрии с 1 января 2011 г. вступило в силу новое законодательство о порядке предоставления второго венгерского гражданства представителям диаспоры. Закон теперь предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Аналогичные права предоставляет и второе гражданство, которое раздает Румыния. Документы на получение венгерского гражданства, по информации Будапешта, уже подали тысячи граждан Румынии.
    27 мая 2011 г. группа европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии (ДСВР) во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Тёкешем объявила об открытии в Брюсселе представительства Секуйского края при Европейском парламенте. В ответ на это МИД Румынии сделал заявление, где выразил сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований".[2]
    Интересные факты[править | править исходный текст]

    В Венгерском королевстве секеи выплачивали налог быками. Налог был введен королем Уласло II в 1499 г. именно для секеев, имевших в королевстве особый статус. Согласно королевской грамоте, секеи освобождались от всех прочих налогов, но были обязаны вносить в казну один сбор — налог быками. При этом налог взимался только в особенных случаях: рождение наследника престола, коронация и т. д. [1]


    Цитата:
    ЯЗЫК МОЙ — ВРАГ МОЙ

    17178 0
    Современный русский язык — враг русских. Звучит очень странно, но в этом есть доля истины.

    Я стал искать письменность скифов и нашел алфавит секлеров, народа смешанного от гунн и скифов. Секлеры, живущие в Венгрии, сохранили и использовали свою исконную письменность вплоть до 19 века.
    Итак, как только, я стал изучать скифский алфавит(алфавит секлеров), мне стало понятно, язык наших предков — это рунический скрипт. Кстати Руны Одина(Футарк) — прямой наследник от языка племени Русов.
    Также мне попалась на глаза руника славян. При сравнительном анализе языка Русов и Славян, я понял — они аннигилируют друг друга. Славяне и Русы использовали разные вибрации для самовыражения. Зачастую эти вибрации были в противофазе. Современный русский язык — это дикая смесь Славян и Русов — ослабляющая нашу силу, делая ее ничтожной.
    К примеру,
    А Аз — эго, личность, эгу на скифском один, Написание различны. У Русов отделение, у Славян ограничение. Произносим на языке Русов отделяем, пишем как Славяне ограничиваем, Огры — по легенде, племя лишенное разума, традиций, наказанное Богами. То есть буква А современного языка наказывает за нашу индивидуальность.
    Б Боги, у Русов Гхебо. Вообще бардак, современная буква Б обрекает нас вечно питаться остатками знаний. Славянская руна Боги — это ровно на половину обрезанный рунический скрипт Русов, гласящий ГХЕБО ИСТЕН Дарующий Истину. На языке Русов, Истен означает Бог.
    В Веда. На руне скрипте Русов радость, у Славян знания. Но произношение звука В у Русов пишется как современная М, а современная М, Русами произносилась как В. Вибрации звука В и М различны по вектору. В итоге вместо знания мы тупим, вместо радости скорбим.
    Г Глагол. У Русов Г пишется символом пирамида(явное указание как принимать дар свыше), в переводе славянского Г на руны Русов, Г означает объявление, произносится как АД.
    Д — ДА у Русов и Славян. Только на рунах Славян это принятие подарков, У Русов лишь противоположность Глаголу — то бишь молчание. Молчание знак согласия — это было у Русов.
    Е у Славян соединение трех основ, у Русов дополнение к половине Рода. Рус не понимает зачем Славянину все смешивать если можно просто дополнить.
    …...
    Вообще я так понял Русы и Славяне были в многих вопросах противоположны по мироощущению. Это можно охарактеризовать. Что для Руса норма, для Славян дико и наоборот. Под давлением внешнего врага эти группы соединялись. Родился противоречивый этнос Русские. Иначе не объяснишь зачем два разных народа объединялись. Теперь мне понятна загадка русской души -совмещение несовместимого или парадокс. Я пришел к выводу что существование русских парадоксально. Для нормальной жизни или ты Рус или Славянин. А если Русский то тяжелее найти ответы на многие вопросы из за внутренних противоречий. Я лично Рус по природе. С воспитанием тяжелее.

    Вот несколько советов
    Хотите быть сильным — молчите
    Чтобы решить противоречие — разберите откуда ноги растут у каждого выражения.

    Ответить
    0

    гыгы999
    гыгы999 19 сентября 2013

    У СЕКЛЕРОВ -САКАЛАРОВ была РУНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ.

    ГУННСКИЙ АЛФАВИТ.

    Цитата:
    гуннский алфавит
    Hello All!

    Hа www.litopys.org.ua/files/map_hensel_1741.htm выложена замечательная карта
    языков Генселя (1741). Там изображены области распространения разных языков,
    причём для каждого вписаны начальные куски "Отче наш". По бокам карты - таблицы
    транслитерации алфавитов. Есть и кириллица, и глаголица, и этрусский алфавит, и
    некий ГУHHСКИЙ АЛФАВИТ. Где это чудо использовалось и когда?

    - A.Coder [Wolf2004 HexFill Pang16C TimeGal InfoGuide8 ACEdit98 PT3696 Chip13]
    [ANS4 ZXR27UnR59 Jpg42 8col12 DBS7 CacVox1 Gluk61 PC21 Alasm504 STS71i HDDoc10]


    гуннский алфавит
    Здравствуйте, Уважаемый Dima!

    Цитата:

    Sat Feb 18 2006 18:39, Dima Bystrov wrote to All:

    DB> Hа www.litopys.org.ua/files/map_hensel_1741.htm выложена замечательная
    DB> карта языков Генселя (1741). Там изображены области распространения
    DB> разных языков, причём для каждого вписаны начальные куски "Отче наш". По
    DB> бокам карты - таблицы транслитерации алфавитов. Есть и кириллица, и
    DB> глаголица, и этрусский алфавит, и некий ГУHHСКИЙ АЛФАВИТ. Где это чудо
    DB> использовалось и когда?

    Гуннский алфавит в первые века н. э. использовали гунны, а также народы,
    которые этот алфавит у гуннов позаимствовали. Захария Митиленский (Захария
    Ритор), составитель сирийской хроники (550-е гг н.э.), писал: "У гуннов лет
    двадцать тому назад или больше вышло писание на их языке". Источником сведений
    составителя были "сообщения лиц, побывавших в гуннских пределах".

    Знаки гуннского алфавита из карты Генселя имеют очевидное сходство с
    орхоно-енисейскими рунами древних тюрков (в некоторых случаях - вплоть до
    полного совпадения графического изображения одних и тех же фонем).

    Известно, что уже в II-III вв. н. э. тюрки (точнее, - их предки хунну) широко
    использовали рунические знаки в качестве родовых тамг. В настоящее время
    археологами обнаружено немало предметов с изображеними древних тамг, и особый
    интерес представляет то обстоятельство, что тюркские тамги повторяют все
    известные исторической науке руны, - и восточные центрально-азиатские, и
    западные скандинавские. При этом, старшие скандинавские руны насчитывают
    столько же знаков, сколько их было в старом уйгурском алфавите - 24.

    Контакты гуннов с готами в Северном Причерноморье были достаточно оживленными,
    а их первая встреча могла иметь место еще на рубеже II-III веков. В конце III
    века какая-то часть готов мигрировала обратно в Скандинавию (увлекая с собой
    сармато-аланские и, возможно, гуннские этниконы). Во всяком случая, древнейшая
    скандинавская руническая надпись (на копье из Эвре Стабью в Южной Швеции)
    датируется именно концом III - началом IV в.


    Ответить
    0

    гыгы999
    гыгы999 19 сентября 2013

    Концовка топ "Гунский алфавит". Самый здравый из авторов на мой взгляд

    Ольга Нонова.

    Цитата:
    25.03.2006 11:24 #122
    Olga Nonova
    Re: гуннский алфавит
    Здравствуйте, Уважаемый Sergey!

    Tue Mar 21 2006 13:07, Sergey Pivovarov wrote to Olga Nonova:

    >> >> Да как угодно их назовите - не очень грамотными людьми, или очень
    >> >> неграмотными... Однако, так еще пишут.

    >> SP> Давайте ещё на Фоменку равняться?

    >> При чем тут Фоменко... Поймите, Сережа, - написание hsiungnu вместо
    >> xiongnu - это вопрос не философский. Это вопрос технический.

    SP> Это вопрос грамотности пишущего.

    Да хватит уже... Грамотные люди давно поняли, что есть пиньинь, и есть
    система Уэйда-Джайлса. И способ написания - это не вопрос грамотности
    пишущего, это вопрос употребительности той или иной системы.

    К этому надо относиться так же спокойно, как резьбовым соединениям. Ведь
    в соответствии с международно принятой метрической системой, резьба должна
    быть метрической. А по жизни мы знаем, что резьба бывает еще и дюймовой...

    >> >> Ближайшая аналогия - russians, под которым нас "знают", как "отдельный
    >> >> народ". Хотя и понимают, видимо, что среди "русских" полным-полно
    >> >> других народов.

    >> SP> Hу покажите мне, напирмер, аглицкий справочник, где население России
    >> SP> числится одним народом.

    >> Hет смысла. Hынешние справочники составляются, исходя из современных
    >> научных представлений и с использованием соответствующей методолгии.

    SP> Соотвественно ваше утверждение что нас СЕЙЧАС как-то там знают - идёт
    SP> лесом.

    Hе. Лесом идут справочники. Я Вам говорю о достаточно известном явлении:
    будь Вы хоть мордвином, хоть чувашем, хоть российским армянином - за рубежом
    Вас прежде всего воспримут и назовут "русским". Без всяких справочников.

    >> китайские летописцы мыслили в рамках иной парадигмы.

    SP> Они вам лично доложили в рамках какой парадигмы они мыслят?

    Аглицкие справочники они не использовали. Эт-точно..

    >> >> А кто говорит про сюнну Модэ?

    >> SP> Вы же им писменность приписываете.

    >> Если я и "приписывала" сюннам письменность, то речь могла идти о времени
    >> не ранее 245-250 гг.

    SP> Вы эту письменность тянете к европейским гуннам. Гунны к 245г. уже
    SP> совершенно точно жили в Европе.

    Hу, во-первых, - ясной картины гуннского передвижения в Европу мы не имеем.
    Как протекала аккумуляции гуннов в Задонье, и сколькими этапами - мы просто
    не знаем...

    Во-вторых, - упоминание о письменности хунну (сюнну) в 245-250 гг. происходит
    в контексте, преполагающем широкую известность среди китайцев не только самого
    факта ее существования, но и знание китайцами некоторых особенностей сюннского
    письма. Иными словами, Фраза китайского дипломата (письмо фунаньцев подобно
    письму сюнну) предполагает, что его слушатели, как минимум, должны знать, что
    собой представляет "письмо сюнну" (скорей всего речь идет не о внешнем виде, а
    об алфавитном принципе организации). Таким образом, можно сделать вывод, что
    письменность сюнну - это не внезапная инновация 245 года, а известное в те
    годы явление, имеющее более или менее продолжительную предысторию. Речь,
    разумеется, идет не о далеких временах Модэ, но хотя бы на сотню лет
    существование сюннуской письменности "состарить" можно. То есть, время
    возникновения письменности у сюнну можно отнести хотя бы к середине II в.

    Видите ли, Сережа... В современной науке, на которую Вы так любите ссылаться,
    существуют устоявшиеся мифы, которые представляются "объективным знанием" лишь
    до тех пор, пока не начинаешь их пристально рассматривать...

    Hу вот, например, тюркская руника... Давайте, встанем на традиционную точку
    зрения, в соответствии с которой руническая письменность тюрков возникла
    в VI-VII вв. Каким образом эта письменность успела почти мгновенно
    распространиться до Северного Кавказа, Балкан и Венгрии (ранние находки с
    образцами рунического письма датируются примерно VII веком)? Hу, допустим, что
    письменность действительно могла каким-то образом распростаниться по всей
    Великой Степи в течение нескольких десятилетий...

    Hо возникает следующий вопрос. Почему в отдаленных от Алтая регионах
    руническая письменность имеет столько локальных модификаций? Когда успели
    образоваться эти локальные модификации, если сама руническая письменность, как
    мы предполагаем, распростанилась по всей Степи практически мгновенно?
    С одной стороны, конечно, - орхоно-енисейская письмо уже само по себе
    достаточно вариативно, и фонемы в нем могут изображаться различным
    графическими символами - в зависимости от соседних фонем...
    Hо и эта вариативность подчиняется некоторой системе, которая
    в локально-модифицированных алфавитах нарушается.
    Как же все это объяснить?

    Всего Вам Хорошего
    Ольга

    Ответить
    0
    гыгы999
    гыгы999 19 сентября 2013

    ВЕНГРИЯ:(УОН УКУР)-десять племен.

    Цитата:
    ВЕНГРИЯ: ИСТОРИЯ - Б. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕНГРОВ


    К статье ВЕНГРИЯ: ИСТОРИЯ
    В III тысячелетии до н.э. финно-угорские народы жили между Уральскими горами и рекой Волга, в районе реки Кама. Приблизительно в период с 2000 до 1500 до н.э. угорские племена, которые были рыбаками и охотниками, медленно перемещались на юг. Достигнув границы степей, они стали вести кочевой образ жизни. Одна группа, мадьяры, осмелилась даже двинуться дальше на юг (около 600 до н.э.). Здесь они перемешались с болгаро-тюркским народом с похожей, но более высокоразвитой кочевой культурой. Этнически эта смешанная группа вероятно стала более тюркской, нежели угорской; высоко развитые религиозные идеи, музыка и социальная организация тюрков перемешались с северным наследием венгерского народа. Даже их название происходит от болгаро-тюркского названия, использовавшегося для венгров - "оногур", означавшего "десять племен" (т.е. семь венгерских племен плюс три хазарских, которые позднее поселились в Карпатском бассейне); отсюда и слово "Венгрия".
    Около 680 н.э. венгры, расселившиеся между реками Дон и Днепр, оказались в составе еврейского Хазарского каганата. Даже под властью хазар они имели свою собственную организацию власти и культуру. Венгры торговали с арабами и Византийской империей; верили в одного высшего бога и в бессмертие души, предпочитали моногамию; были известны своей любовью к свободе и храбростью в борьбе с захватчиками. Хотя венгры жили среди тюркских народов более чем тысячу лет, они сохранили свой язык.
    В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы. Около 890 печенеги, тюркский народ, вытеснили семь венгерских племен на запад - на территории между Днестром и нижним течением Дуная. Здесь венгры объединились с тремя хазарскими племенами. Под давлением трех могущественных соседей - печенегов, русских и дунайских болгар - десять племен решили создать более централизованное государство. Вожди племен возложили верховное руководство на Альмоша, вождя наиболее значительного и сильного племени - мадьяр.
    В 892 венгры (мадьяры) сражались в Карпатском бассейне в союзе с императором Священной Римской империи Арнульфом против мораван. В 895 весь народ, возглавляемый Арпадом, сыном Альмоша, мигрировал в Карпатский бассейн. К 896 завоевание территории, с этого времени называвшейся Венгрией, в основном было завершено. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории. Во второй половине десятого столетия была колонизирована Трансильвания. В десятом столетии секлеры (вероятно, племя аварского происхождения), которые переняли венгерский язык, были направлены в восточную часть Трансильвании для охраны границ от печенегов и других восточных врагов.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    27 июля 2015  

    Всё таки САКА всегда брали налог с оседлых народов. Этимология этого имени István как может быть?
    иэстэһии и. д. от иэстэс =1) взыскивать долг с кого-л.; иэскин киниттэн иэстэс взыщи свой долг с него; 2) требовать расплаты, удовлетворения, мстить кому-л., расплачиваться с кем-л. за что-л.
    иэстээ= 1) давать кому-л. что-л. взаймы, в долг; 2) взыскивать долг; 3) взыскивать, требовать с кого-л. ответа, заставлять расплачиваться за содеянное.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    27 июля 2015  

    ИЭСТЭҺЭЭБИН- заставлю расплатиться за содеянное.

    0
  • a3105N
    a3105N
    Алексей N
    27 июля 2015  

    Ийэся по угро фински - деньги.

    0
  • 78
    28 июля 2015  

    Скорее Иштван это производное от Истеми

    0
  • сака
    15 января  

    Цитата:

    Nimissin
    Y-ДНК: N-M178 L839+ P298+ M2019+ M2118+ M1991+ M1988+
    мтДНК: C4b4

    Re: Якуты N1c1
    « Ответ #1426 : 02 Январь 2018, 07:59:53 »

    У современных венгров наблюдается совсем мало образцов гаплогруппы N-Tat, меньше 1 %. С другой стороны, проведенные венгерскими учеными исследования показали, что в эпоху завоевания предками венгров территории Паннонии, частота этой гаплогруппы, по-видимому, была значительной. Из 4-х древних образцов X века два образца были отнесены к N-Tat (Csanyi et al., 2008).

    Один из древних образцов N-Tat, идентификационный номер anc21, был получен из костных останков мужчины погребения Орменькут (Örménykút) на юго-востоке Венгрии. Это был пожилой человек, около 61-67 лет, смешанного расового типа ("Europo-Mongolid"). Богатое убранство могилы дает основание предполагать знатное происхождение. По имеющимся у меня сведениям, в 2017 году древний образец был протестирован по 23 Y-STR локусам. Статья ожидается в течение этого года. Исходя из имеющейся у меня медианной сети, предполагаю следующий гаплотип образца из Орменькут (19, 389I, 389II, 390, 391, 392, 393, 385a,b, 438, 439, 437, 448, 456, 458, 635, GATA H4):
    14-14-30-23-11-16-15-Х,Х-11-10-14-19-14-17-Х-12.

    Вопреки ожиданиям, образец не относится к N-L1034 ("угорская ветвь"), хотя мутация L1034 была обнаружена у некоторых современных венгров и секлеров. С высокой вероятностью обсуждаемый древний образец из гаплогруппы N-M2019, ветвь N-B182. Современные европейские и азиатские гаплотипы N-B182 можно посмотреть в статье Адамова (https://www.researchgate.net/publication/299561051_The_European_Relatives_of_the_Yakuts). Возможно, одним из потомков знатного рода, представленного мужчиной из Орменькут, является секлер из Трансильвании, с гаплотипом
    14-14-29-23-11-16-15-11,13-11-10-14.


    Есть еще одна версия. Орменькут до прихода венгров был аварским поселением. 10-й век в Орменькут - переходный между эпохами аваров и венгров, согласно Х.Херольд (венгерская исследовательница - археолог).



    ВСЁ ТАКИ СЕКЛЕРЫ, ПОМНИЛИ, ЧТО ОНИ САКАЛАРЫ.

    0
    • Крио
      15 января  

      Как интересно. И наверно, помня о том, что они "сакалар", секлеры,

      наверно, даже вели переписку с саха?

      На латыни, наверно, так как им разговаривал сам Стефан Баторий.

      0
  • сака
    15 января  

    В течение десяти лет – с 1576 по 1586 год – старинный и красивейший город Гродно был королевской резиденцией правящего монарха Речи Посполитой Стефана Батория. В связи с нацеленностью внешней политики на восток Баторий стремился развивать инфраструктуру государственного управления в границах Великого княжества Литовского, планировал перенести столицу Речи Посполитой в Гродно, где перестроил королевский замок, и поддержал иезуитов в стремлении создать высшее учебное заведение в ВКЛ.
    Стефан оставил младшего брата Криштофа управлять Трансильванией, а сам большую часть сил потратил на осуществление смелого плана, который в случае успеха должен был привести к ликвидации турецкого владычества в Европе и объединению Венгрии и Трансильвании. Захват непокорного Гданьска 16 декабря 1577 года и победа над внутренней оппозицией позволили Стефану, укрепив тыл, предпринять три успешных похода против Ивана Грозного, вытеснить русских из Прибалтики и заставить царя отдать Полоцк и Ливонию. После вступления на престол Рудольфа II непростые (при Максимилиане II) отношения с Габсбургами улучшились, появились надежда, что с помощью папы Стефан сможет добиться их нейтралитета. Все это, при условии минимально недоброжелательного невмешательства со стороны русских, могло развязать Стефану руки для активной борьбы с Османской империей. Этот грандиозный план не был осуществлен в связи со смертью Стефана 12 декабря 1586 года. Умер Баторий в Гродно. Существует версия, что после смерти Ивана Грозного Стефан Баторий собирался распространить свое влияние на территорию Московского княжества. Поэтому, сразу же после смерти короля, ходили слухи, будто его отравили московитяне. Между придворными медиками разгорелся спор по поводу причин смерти Батория. В связи с этим в Гродно было проведено первое на территории Восточной Европы анатомирование трупа короля. Версия отравления не подтвердилась.
    http://www.grodno.by/grodno/history/biblio/stefan_batory.html

    0
  • сака
    15 января  

    Цитата:
    XVI    в. вообще являлся периодом, когда в развитии военного дела в Европе происходили поистине кардинальные перемены, составившие один из этапов «военной революции». Бурное развитие ручного огнестрельного оружия привело к тому, что царить на поле боя стала вооруженная мушкетами пехота. Артиллерия обладала уже большой мощью и превратилась в основное средство взятия и обороны крепостей. Менялась также и сама фортификация: возрастала роль земляных укреплений (бастионов), которые располагались таким образом, чтобы стоявшие на них пушечные батареи могли поддерживать друг друга огнем. Иной становилась тактика конницы, воины которой все активнее использовали пистолеты и карабины. Наконец, важной тенденцией периода стали рост численности войск и повышение требований к выучке, профессиональной подготовке воинов, что, в свою очередь, вело к широкому распространению наемных армий.

    Правители Польши и Литвы, разумеется, осознавали значение происходивших в военном деле перемен и стремились, по мере сил, совершенствовать свои вооруженные силы, однако, в силу целого ряда политических, географических и военных причин, путь к реформам здесь был извилистым. Степень успешности этих реформ военные историки оценивают весьма по-разному. Так, британский исследователь Дж. Паркер полагал, что польско-литовская армия «осталась в стороне от ключевых изменений, составлявших сердце военной революции», тогда как Р. Фрост, напротив, указывал на успешное освоение поляками и литовцами «военных новинок из Западной Европы»3.

    К середине XVI в. польское правительство в случае крупных военных кампаний, так же как и ранее, прибегало к сбору ополчения дворян - «посполитого рушения» («роБроШе гш7ете»). Помимо вассальной шляхты, «в рыцарских традициях» предпочитавшей кавалерийскую службу, в ополчение зачислялись крестьяне-драбы, которым надлежало исполнять роль пехоты. Последние, естественно, не имели военной подготовки, а потому на практике применялись в основном для вспомогательных работ: строили укрепления, перевозили грузы, заготавливали фураж и проч.

    Яркое описание сбора «посполитого рушения» содержится в трактате, который был составлен французским вельможей Блезом де Виженером для принца Генриха Валуа, избранного в 1573 г. на польский престол. «Всякий дворянин, владеющий землями, поместьями, селами, местечками и замками, -пишет де Виженер, - безусловно обязан лично присутствовать в ополчении с таким количеством людей и лошадей, какое соответствует количеству извлекаемых ими доходов»4. Автор сообщает также, что дворяне обязаны регулярно участвовать в смотрах, а уклоняющиеся могут потерять свои владения.

    Характеризуя вооружение и приемы боя дворян-ополченцев, Виженер пишет: «.Они всегда представляли легкую конницу, одетую в кольчуги и кафтаны из лосиной или буйволовой кожи; главное оружие их составляет очень длинное копье, топор, булава и нож. Большинство из них, в особенности жители Литвы, Червоной Руси, Волыни и Подолии, употребляют сверх того турецкий лук и стрелы, которыми владеют с большим искусством; все же прочие, уроженцы великой и малой Польши и Пруссии уже освоились с пистолетами и карабинами. Во всяком случае они менее пригодны к пехотной службе, нежели к кавалерийской, а также менее способны к осаде или защите крепостей, чем к сражению в открытом поле.

    Поэтому, когда польская конница имеет дело с неприятелем тяжело вооруженным, она никогда не вступает сразу в рукопашный бой, но старается беспрерывными атаками своих летучих отрядов утомить и ослабить его и, если возможно, произвести беспорядок в неприятельских рядах. Напротив, в войнах с татарами, москвитянами и всяким другим неприятелем, употребляющим те же приемы, поляки поступают совсем наоборот и стараются как можно скорее перейти к холодному оружию, так как они лучше вооружены, лошади их крепче и сами они отважны, мужественны и непоколебимы»5.

    Таким образом, «посполитое рушение» являлось по своей сути чисто феодальным военным институтом, отличалось пестротой вооружения и выучки. В течение XVI в., в условиях развития вооруженной мушкетами пехоты, оно неуклонно утрачивало свое значение (в Польше - быстрее, в Литве - медленнее). Польские короли, так же как другие европейские монархи, все большее значение придавали наемной пехоте и кавалерии. Наемники, несомненно, являлись профессионалами в своем деле, но на их содержание требовались весьма значительные средства, а выделение таковых находилось в компетенции сейма и не могло быть произведено по решению одного лишь короля. Сейм же далеко не всегда был готов проявлять щедрость. Значительный недостаток наемных отрядов заключался также в том, что при малейшей задержке жалованья они могли отказаться нести службу, были склонны к грабежу и мародерству, особенно, когда их распускали после военных действий.

    Неудивительно, что правительство Польши очень быстро осознало необходимость создания некоторого постоянного, а не собираемого только перед войной, контингента наемников. В 1563 г. собравшийся в Пиотркуве сейм утвердил предложение короля Сигизмунда II Августа о выделении % доходов с королевских имений на содержание постоянного наемного войска. Так было положено начало коронному кварцярному войску («тс^Бко ктс^агаапе»), численность которого, однако, была невелика и, к тому же, подвержена значительным колебаниям. В 1569 г. в кварцярном войске числилось 3642 чел. (2892 конника и 750 пехотинцев), в 1576 г. - 1950 чел. (1650 конников и 300 пехотинцев). Здесь следует также отметить, что наемники вызывали немалое раздражение шляхты, которая, не без оснований, видела в них не только опасных чужаков, но и силу, которая могла быть использована королем для ограничения их привилегий и вольностей.

    Другим нововведением короля Сигизмунда стал указ об унификации артиллерии, согласно которому следовало изготавливать пушки только семи определенных калибров. Следует заметить, что подобные законы были в то время приняты и в других западно-европейских державах. «Правительства разных стран, - пишет по данному поводу А. Н. Кирпичников, -возвели типовое производство орудий на уровень государственного закона»6. Так, император Карл V еще в первой половине столетия пытался свести артиллерию к семи калибрам, а современник Сигизмуна, король Франции Карл IX издал в 1572 г. особый эдикт о приеме на вооружение исключительно пушек шести «образцовых» калибров. Правда, во всех названных случаях выполнить решение в полном объеме не удалось.

    В результате, ко времени вступления С. Батория на престол Речи Посполитой (1576) ситуация в вооруженных силах страны оставалась весьма непростой, особенно в вопросах, связанных с их укомплектованием пехотой. Очевидец и хронист Ливонской войны Р. Гейденштейн писал по этому поводу: «Польша до сих пор не имела много пехоты по той причине, что почти вся шляхта служила в коннице и пренебрегала пешею службой, которая представляла больше труда и меньше блеска; потому вся наличная пехота, сколько ее было, состояла из городского и преимущественно рабочего совершенно неопытного в военном деле, и даже неспособного, вследствие привычки к городскому покою, переносить военные тяготы; иностранную же пехоту нельзя было содержать безогромных издержек»7. Польский автор XVI в. Анджей Лубенецкий дает соотечественникам-пехотинцам еще более негативную характеристику: «Польские пехотинцы более походили на шутов, нежели на рыцарей. Их одевали в клетчатое платье, сшитое из кусков сукна разных цветов... Оружием пехотинца были: меч и алебарда, очень редко ружье.. Пехотинцы не знали, как делались шанцы или туры»8. О плохом качестве польской пехоты писали также папский дипломат И. Руджиери и еще целый ряд современников. Между тем без хорошо обученной пехоты выиграть полевое сражение было сложно, а взять крепость -    просто невозможно.

    Стефан Баторий прекрасно осознавал сильные и слабые стороны вооруженных сил своей державы. За спиной у него был солидный военный опыт, приобретенный в сражениях с австрийцами и оппозиционной знатью, а также солидная теоретическая подготовка, полученная в Падуанском университете. Один из современников, виленский каштелян Я. Глебович, писал о Батории: «Особенно он опытен в военном деле. О чем бы ни начался разговор, он сводил его постоянно на военные вопросы»8.

    Осуществляя подготовку к походу на Русь, Стефан Баторий провел несколько существенных преобразований в войске Речи Посполитой. Осознав типичную для того времени тенденцию разделения конницы на тяжелую и легкую, он смог упорядочить и активизировать этот процесс. В июне 1576 г. вышел королевский универсал, по которому началось формирование из шляхтичей подразделений тяжелых кавалеристов - гусар. Гусары предназначались для « таранных атак» в сомкнутом строю, но могли также и вести стрельбу из огнестрельного оружия. Все кавалеристы получали стандартизированный набор вооружения. Вот как описывает гусар Р. Гейденштейн: «Всадники, покрытые железным панцирем и шеломами, кроме копья, все были вооружены саблею, дротиком и двумя пищалями, прилаженными к седлам»9.

    Роль легкой конницы по-прежнему выполняло шляхетское ополчение, но, по приказу короля, воины стали активнее использовать огнестрельное оружие: карабины и пистолеты. Кроме того, на службу стали привлекать казаков. В 1578 г. был сформирован казачий полк численностью в 500 чел., со своим знаменем и канцелярией. Интересное описание казаков того времени составил шляхтич Ян Красинский для Генриха Валуа: «Вооружены они (казаки. - А. М.) очень легко, совершенно так, как татары. Кони у них очень подвижные и пригодные для мелких стычек. Седла устроены так, что на них легко поворачиваться во все стороны и стрелять из лука. В сражениях они пользуются более всего луком, поражая неприятельских всадников доедем стрел. Они снабжены также саблями восточного образца и короткими копьями»10. Казаки использовались прежде всего для разведывательных рейдов, несения караульной службы.

    Попытался Баторий (хотя и с меньшим успехом) реорганизовать польскую пехоту. В 1578 г., по его предложению, Сейм утвердил план создания так называемой «пехоты выбранецкой» («ріесИоІа теуЪгашеска»), согласно которому в отряд (хоругвь) каждого воеводства полагалось записывать пехотинцев из крестьян королевских имений. «Повсюду, пишет Р. Гейденштейн, - по областям были разосланы ротмистры и сотники отбирать самых крепких крестьян.»11 Рекруты освобождались от повинностей и налогов, проходили трехмесячные военные сборы. Впрочем, вскоре выяснилось, что боевые качества вчерашних крестьян все же не очень высоки.

    Недостаток национальной пехоты Баторий не без успеха пытался компенсировать привлечением в войско в более широких, нежели прежде, масштабах иностранных наемников, особенно немцев и венгров. Теперь их нанимали целыми «региментами» - полками в нескольк о сот человек. Здесь, однак о , король сталкивался как с финансовыми проблемами, так и с противодействием шляхты, которая, как говорилось выше, относилась к наемникам с явной неприязнью. На сейме 1579 г. С . Баторию даже пришлось оправдываться перед депутатами за активное привлечение на службу наемников. При этом король вполне определенно заявил, что был вынужден пользоваться «услугами иноземных войск», так как «королевство, имея хорошую конницу, которая может не только поравняться с другими государствами, но даже превзойти их, не располагает достаточною пехотою»12 .

    Впрочем, наряду с пешими наемниками, С. Баторий привлекал на службу и наемных немецких кавалеристов-рейтаров, которые в то время считались весьма грозной военной силой. Эти воины носили легкие доспехи (обычно один лишь нагрудник), кожаные куртки и штаны, открытые шлемы. Главным оружием рейтаров были мечи и пистолеты, а излюбленным приемом - обстрел противника из пистолетов.

    Немалое значение придавал С. Баторий также артиллерии. Р. Гейденштейн пишет, что в 1580 г. , перед походом на Великие Луки, король приказал, чтобы «в Вильне отливали новые пушки по его образцу (выделено мной. - А.М.) и чинили старые»13. Помимо собственно орудий, король с большим вниманием относился к боеприпасам. Особые надежды он возлагал на «каленые ядра», т.е. на раскаленные металлические снаряды, которые использовались для поджога деревянных укреплений противника. Р. Гейденштейн даже приписывает (видимо, ошибочно) Баторию изобретение каленых ядер, а об их применении пишет следующее: «Ядра держатся на огне до тех пор, пока совершенно им не накалятся, и в таком виде опускаются в пушки - однако так, что между ними и пушечным порохом надлежащее пространство наполняется сперва песком или золою, потом свежею и влажною травой для того чтобы порох не мог загореться от раскаленного ядра, и в таком виде выбрасываются на предстоящие стены. Такие ядра, проникнув в дерево, дольше остаются незамеченными, и по этой причине не могут так легко, как огонь, быть потушены, а в силу того весьма действительны для возбуждения пожара»14.

    Последнее замечание представляется весьма существенным. Излюбленными боеприпасами пушкарей того времени были снаряды, покрытые зажигательными смесями («огненные ядра»), но они в полете ярко пылали и, следовательно, легко могли быть замечены осажденными. Известно, что в 1577 г., при обороне Ревеля (Таллинна) от русских войск, его защитники сформировали особые команды, которые наблюдали за полетом и падением снарядов противника, обнаруживали «огненные ядра» и тушили их. Каленые ядра заметить было труднее. Однако у них имелся другой, весьма существенный, недостаток: заряжать пушку раскаленным ядром было крайне опасно и трудно, так как при малейшей небрежности от него мог вспыхнуть порох в стволе орудия.

    Интересно, что использование каленых ядер описано также в русском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», который был составлен подьячим Онисимом Михайловым в начале XVII в., он, по мнению многих историков, содержал заимствования из «Воинской книги» немецкого стратега Л. Фронспергера, чрезвычайно популярной именно во времена Батория. Правда, в качестве материалов, предохраняющих порох от соприкосновения с раскаленным ядром, автор «Устава» предлагал использовать не золу с песком, а деревянный пыж, обмазанный глиной.15 Еще более позднее руководство - «Учение и практика артиллерии» саксонского артиллериста И.-З. Бухнера, составленное в конце XVII в., допускало использование в качестве пыжа дерна с травой, но лишь в случае крайней необходимости («во время нужды»)16.

    Вообще же артиллеристы и военачальники конца XVI - XVII в. отзывались о каленых ядрах с большим пиететом, считая их чрезвычайно действенным оружием. Любопытен следующий факт: папский нунций в Польше

    В.    Лаурео в 1578 г. писал в Рим, что, планируя поход на Смоленск и Полоцк, С. Баторий чуть ли не главным залогом победы считал использование осадной артиллерии и каленых ядер. «Король уверен, - говорится в письме,     в том, что он будет в состоянии в короткое время сжечь оные (крепости. - А.М.) с помощью артиллерии и раскаленных ядер, как это он сделал у маяка под Данцигом с некоторыми деревянными укреплениями, которые беспомощно сгорели»17.

    К числу введенных С. Баторием новшеств необходимо также отнести учреждение полевых аптек и лазаретов, а также походных типографий, в которых весьма оперативно печатались «летучие листки» с информацией об    одержанных победах и королевские распоряжения. Наконец, С. Баторий явно обладал талантом привлекать к выполнению различных задач способных и ярких людей. Его верным помощником стал выдающийся государственный деятель Ян Замойский, который, не будучи профессиональным военным, все же активно привлекался к исполнению военных поручений. Большую роль в организации походов на Русь сыграли венгерские аристократы братья Каспар и Габор (Гавриил) Бекеши. Баторий чрезвычайно ценил их и назначал на высокие посты, невзирая даже на то, что старший, Каспар, в прошлом выступал его конкурентом в борьбе за трансильванский престол.

    В августе 1579 г. войска С. Батория смогли отбить у русских Полоцк. Осада велась по всем правилам военного искусства того времени. Королевские воины тянули к городу «шанцы» (траншеи), в которых укрывались от огня противника, сами обстреливали город из пушек, применяя, среди прочего, каленые ядра. Хотя в целом действия польско-литовской армии были успешны, возник целый ряд трудностей, которые не могли не насторожить руководителей королевской армии. Во-первых, несмотря на то, что артиллерийский обстрел велся довольно интенсивно, не удалось достаточно сильно разрушить укрепления силой только пушек. Пришлось произвести непосредственный штурм, во время которого солдаты поджигали деревянные стены русской крепости факелами. Такой штурм неизбежно был связан с большими потерями для нападавших, тем более, что защитники города весьма эффективно использовали самые простые средства обороны. Р. Гейденштейн, например, с большим «уважением» отзывается о бревнах, которые защитники сбрасывали со стен на врага18. Показательно также, что руководивший штурмом «факельщиков» К. Бекеш был вынужден уговаривать кавалеристов спешиться и присоединиться к пехотинцам, сил которых для победы в схватке оказалось недостаточно. Вторая проблема заключалась в том, что из-за распутицы и удаленности продовольственных баз армия осаждавших столкнулась с настоящим голодом. Наконец, в-третьих, много бед принесла плохая дисциплина разноплеменного и разнообразного по составу войска. Одним из ярких проявлений этого стали столкновения польских солдат с венграми, порой принимавшие характер вооруженных стычек. Жестокие противоречия возникли в среде высшего руководства армии, между отдельными вельможами и военачальниками, каждый из которых считал себя выше других. Так, занимавший в ту пору должность коронного гетмана Н. Мелецкий был крайне раздражен вмешательством в военные дела Я. Замойского. Против Замойского интриговал также воевода Виленский Николай Рад-зивилл. Большая часть польской знати тяготилась также распоряжениями К. Бекеша, в котором видела выскочку-иноплеменника.

    Многие солдаты, в традициях наемной армии, выходили из повиновения командирам, когда дело касалось воинской добычи. Правда, после взятия Полоцка Баторию удалось предотвратить массовые грабежи, раздав воинам подарки из собственных средств и наладив охрану пленных. Но при взятии в сентябре 1579 г. крепости Сокол войска учинили над гарнизоном и местными жителями жесточайшую расправу. Мародеры даже вспарывали трупы убитых, чтобы извлечь человеческий жир. По сообщению Р. Гейденштейна, этим варварским промыслом занимались все же не солдаты, а немецкие маркитантки, готовившие из жира какие-то лекарства. Однако позор, естественно, пал на всю армию, чем не преминул воспользоваться Иван Грозный, который осыпал Батория в своем послании гневными упреками.


    КиберЛенинка: ht tps://cyberleninka.ru/article/n/armiya-stefana-batoriya-v-pohodah-1580-1581-gg

    0
    • Крио
      15 января  

      сака, копипаст твой интересный. Но ты им опять прикрываешься.

      Разве это ответ на вопрос - как секлеры помнили, что они "сакалар"?

      Они, что, писали письма в Якутию - о, да, мы помним, что мы есть "сакалар"?
      Или там папе римскому гордо отписали о сём?

      Счас сака ещё одну портянку вывесит, хе-хе.

      0
      • Крио
        15 января  

        сака что-то совсем утух.

        Что так? Копипасты у него кончились, однако.
        Последний НЗ вскрыл, а потом зубы на полку, хе-хе.

        0
  • Сака или саха
    16 января  

    Саксаксак, сака или саха? Крио у вас наверно общая полка, ты тоже тухнешь?!

    0
    • Крио
      16 января  

      Это бурчание объясняет, как секлеры помнили, что они "сакалар"?

      сака уже не только утух, но и от инвалидности лично сам уже отвечать не может?

      Сака или саха, не забудь отнести саку до туалета, раз он инвалид.
      И не вздумай его забыть там, ему ещё и завтракать нужно.

      0
      • сака
        16 января  

        Крио,

        Цитата:
        Будучи по национальности венгром (секеем), Стефан национальными языками подвластного ему населения почти не владел и с подданными изъяснялся на латыни

        Не знал он ни польский, ни литовские языки, просто правил ими.
        САКА=СЕКЕ, САКАЛАР=СЕКЛЕР.
        Потому славяне в свое время позвали на княжение Рюрика с гаплотипом N1C1.

        0
        • Крио
          16 января  

          Ага, но переписывался ли с кем-то Баторий,

          показывая, что он помнит, что он "сакалар"?
          Можешь опять размотать портянку, но там всё равно не будет ничего, подтверждающего, что секлеры помнили, что они "сакалар".

          так что сака, займись-ка полезной работой, а не бредятиной.

          0
  • сака
    16 января  

    Г. Дремин
    Скифская лексика в источниках

    Не то чтобы мы не имели никакого представления о скифском языке, а г-да Вс.Мюллер и В. И. Абаев пришли на пустое место. Наоборот, тысячелетняя цепь заявлений географов, историков, переводчиков государственных дипломатических корпусов, торговцев и очевидцев всех сфер жизни настойчиво заявляли, что прибывшие в позднеантичный и раннесредневековый периоды гунны, булгары, авары, и хазары, и тюрки, баджанаки и половцы были скифами.
    Геродот, и некоторые другие античные писатели принесли нам несколько подлинных скифских слов с переводами, они были в свое время найдены и проанализированы. Ассирийские клинописные таблички были расшифрованы, а в 1870 список подлинных скифских слов времен ассирийской империи был опубликован, более четверти века до начала филологических выкрутасов Вс.Мюллера и В.И.Абаева.

    Следующие 14 скифских слов цитируются из из работы A. Chay, переопубликовавшей в 2002 скифские слова с известным переводом, которые A.D. Mordtmann нашел в ассирийских таблицах, с добавленными легкодоступным переводом на турецкий язык . Переводы на турецкий относится к огузской ветви тюркского языка, они отделены от скифских оригиналов 27-ю веками по времени, и пространством в половину Евразии, но близость современного и античного скифского очевидна. В огузском тюркском, корни слов были заменены только в двух словах из 14. Эта очевидность должна была быть известной гг. Вс.Мюллеру и В. И. Абаеву до того как они начали переписывать историю, и оставляет мало места для великодушного приема их добросовестности.

    В научном анализе, сравнительная филологическая база данных будет многократно увеличена за счет когнатов с обеих огурской и огузской ветвей и древних форм которые возможно более не используются, давая достаточное разрешение для классификации скифской лексики зарегистрированной ассирийцами, и расширив массу известной лексики последующими открытиями с Ближнего Востока. Следует также отметить, что в ближайшее к ассирийцам скифы ишгуза/ашгуза (Ishguza/Ashguza) населяли Сакасену, в литературе называемую сегодня "скифским царством", землю азеров Азербайджана на современном Южном Кавказе, этимологизированную как Сак + Ас + -ен, т. е. земля Сакских Асов. То, что азербайджанская земля была колыбелью языка Азери было отмечено Арабским путешественником Ibn Hawkal (путешествовал в 943-969, напосал в 977), который писал, что язык Азери был лингва-франка на Кавказе за века до Монгольского нашествия, которое будто бы принесло Тюркские языки на Кавказ. Современная городская легенда, сочиненная Русскими колонизаторами и принятая на вооружение современным Иранским госаппаратом, несостоятельна, и так как она дискредитирует их собственную историю, приводит к результатам противоречащим их собственным целям.

    Скифо-тюркское сравнение слов с известными переводами - это детская игра, результат сразу и явно очевиден, но ономастикон не менее красноречив, с оговоркой, что современные европейские имена как единственный источник приведет Абаевских лингвистов-единомышленников к выводу, что первоначально вся Европа говорила на Иврите. Многие имена очевидны, как Папай для деда, Ани для матери, и Ата для отца. Другие, интерпретация которых заключается в поиске случайных совпадений, в Скифо-Иранской похлебке была собрана с диапазоном “ИЕ” лексики начиная от Осетинского до Индийского до Балтийских до Кельтских, до любого языка с ИЕ ярлыком, и с нулевой этимологической глубиной и умышленным пренебрежением другими факторами. В отличие от такого подхода, предлагаемые Тюркские догадки включают исключительно Тюркскую лексику, не обращаясь к другим “Урало-Алтайским” или Алтайским языкам, как Корейский, Финские, или Японский, и во многих случаях даже это ограничение дает немалый набор аллофонов. Расширение выбора до всевозможных “Урало-Алтайских” или Алтайских языков создат такую же бессмысленную ситуацию, какая произошла в Скифо-Иранском случае, когда каждое случайное слово где-то имеет случайные изоглоссы. С таким мутным критерием отбора, было бы чудом не найти случайного соответствия любому слову ономастикона.

    В своей работе, Г.Дремов пришел к неординарному выводу, что после полутораста лет квазинаучной работы, ни один “ученый Скифолог”-лингвист не позаботился составить (или опубликовать) перечень Скифских слов: “Как видим, ни один из перечисленных словарей, содержащих остатки скифской лексики (В.И. Абаев, Л. Згуста, К.Т. Витчак, В.П. Петров - ед.), не удовлетворяют сформулированным выше критериям достоверности и полноты. Как это ни странно, но современная наука о скифском языке до сих пор не выработала полного и достоверного, общепринятого перечня сохранившихся следов скифского языка. В качестве первого приближения к решению поставленной задачи ниже приведен перечень из 189 слов, происхождение которых можно однозначно связать с языком европейских скифов, населяющих Северное Причерноморье в VIII–III вв. до н.э. Основу этого перечня составляет лексика, почерпнутая из скифского рассказа Геродота. В этот перечень сознательно не включены сакские, массагетские, сарматские или аланские слова. Однако, в списке можно обнаружить немногочисленные киммерийские имена, включенные туда на том основании, что киммерийцами в доскифскую эпоху называлось, в основном, то же самое автохтонное (Sic! -ed.) население причерноморских степей, которое позднее стало известно под обобщающим именем скифов. В перечень включены скифские имена из эпиграфических памятников Северного Причерноморья, а именно те, которые, с одной стороны, имеют прозрачную “иранскую” этимологию, подтвержденную авторитетными лингвистами (т.е. выборка загрязнена тенденционной подборкой - ед.), а с другой стороны, относятся к скифской эпохе, т.е. были зафиксированы на камне не позднее середины III века до н.э.” Но несмотря на тенденционность и неопрятное засорение, выборка Г.Дремова дает ту картину, которую нацеленно игнорировали другие “ученые” .

    Поскольку Готы неоднократно идентифицировались Классическими писателями как Скифы, список должен быть дополнен Готским лексиконом с известными переводами, пока еще не составленным. То же с Персидскими и Индийскими источниками. О Китайских моментах см. Sanping Chen Обожествленные Титулы у Чжоу.

    Замечания и объяснения постинга, добавленные к тексту автора, и не отмеченные специально, приведены (синим курсивом в скобках) и в синих рамках. Межзубной глухой и звонкий звуки, обозначаемые старо-русской θ (орѳографія ~ orthographia ~ орфография), и ныне подменяемые то Т, то Ф, в латинизириванных транскрипциях для ясности заменены на Английское th, так как подмена Т на Ф в корне меняет лингвистическую картину (Тракия, Траспии, Тюрк > Фракия, Фраспии, Фюрк).

    Скифский    Перевод    Турецкий    
    oior (eor)    человек    er    человек    
    pata    убивать    bat    бить, убивать    
    arim    1 (из 2-х)    arym    половина    
    spu    глаз    spu    глаз    
    enar(e)    кастрированный    enar    надрезанный, т.е. выхолощенный    
    cannabis    конопля    kenevir    конопля    
    Api    пра-мать    api    мама    
    Arar    река    aryk    поток    
    Arar    река    aryk    поток    
    Asxi    фруктовый сок    akhsha    блюдо    
    Ata    отец    ata    отец    
    Il    страна    il    страна    
    Iyrk    кочевник    iyrk    кочевник    
    Herros    (священная) земля    yer    земля    
    ippa    кобыла (лошадь)    yabu    лошадь    ippaka = кобылье молоко
    Daix    река    yayıq    рвущаяся (река)    
    spako    собака    köpek (kobak)    собака    
    Kroukas    Снежные горы    Kyraukas    Снежные горы    
    krou    snow    kyrau (kar)    snow    
    kas    rock, cliff    kas    rocky mountain, cliff    
    Kaukas    White Rockies    Kaukas    
    kau    white    kau    white    

    http://s155239215.onlinehome.us/turkic/27_Scythians/ScythianWordListSourcesRu.htm

    0
  • сака
    16 января  

    "Секеи или Секуи (ед. ч. «секей» от венгерск. этнонима Székely ([ˈseːkɛj] секэй) также Szekler букв. люди"
    Székely=Сакалы
    Даже по якутски склоняется их этноним)))

    0
    • Крио
      16 января  

      Да пусть хоть на иврите или на языке бушменов склоняется,

      а где информация о том, что секлеры помнили, что они "сакалар"?

      Твои лингвистические потуги вообще какие-то жалкие.
      Ты что, не знаешь, что сахалы "люди" - дьон?
      А эти твои секеи, секили больше похожи на якутское слово "сиикэй" (сырой).
      Ты не якут, что ли?
      Назваться словом, похожим на "саха" - это ещё не означает, что ты стал якутом. Нужно им быть от рождения.
      Сечёшь намёк, сиикэй сиклер?

      0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      16 января  

      сака, они сейчас как русские и болгары. Забыли что некогда были сака-скифами. Из языка остался только самоэтноним.
      При чем склоняют правильно, по сахалыы.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    12 апреля  

    Цитата:

    Оффлайн Nimissin
    Сообщений: 2007
    Рейтинг +475/-0
    Y-ДНК: N-M178 L839+ P298+ M2019+ M2118+ M1991+ M1988+
    мтДНК: C4b4

    Re: Якуты N1c1
    11 Апрель 2018, 05:51:32 »
    [quote]sygyssab от 10 Апрель 2018, 18:31:05
    А может уже пора дерево N-M2019 нарисовать? Для наглядности. :P

    Надо подождать выхода публикации по древним венграм из Орменькут и Тужер (оба - 10-й век н.э.).
    Контуры дерева уже прорисовались в ветвях M1982 (ветвь саха) и B182 (Европа, Азия).
    Есть другие ветви в составе N-M2019, менее изученные, - ветви баргутов (М1987+), монголов (DYS385=10,13), хантов-манси (DYS19=15, DYS392=14), хакасская ветвь, европейская ветвь (М2058-) и др.
    [/quote]

    0
  • Нурик
    12 апреля  

    Что

    куришь?

    0
  • tolbonaga
    13 апреля  

    Да ну в баню Крысу мыться.
    Пишите дальше про секлеров. База для размышлений есть.
    А Лариска - кастрат умственный

    0
  • tolbonaga
    13 апреля  

    Что есть, то есть. Даже сюда дованивается... Бээх

    0
Ответ на тему: Знаменитый Иштван Батори по национальности был.... САКА.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания