4 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
4 года на форуме
4 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Эта тема конкретно про ОЛЕНЕЙ , ОЛЕНЕВОДСТВО и все что связано с этим производством.
  3691
ОЛЕНЬ-Жвачное парнокопытное млекопитающее с ветвистыми рогами.
аварский-рит, уч, адыгейский-щыхь, азерб-гугл-марал (академия.ру-быстроногий, прил. itiayaq, qaçağan, itigedən, ayaqdan zirək; быстроногий олень itiayaq maral), айны-yuk, алтайский-ак-кийик, аҥ, сыгын, марал, албанский-dre, английский-deer, армянский-yeghjeru (гугл хорош тем, что дает перевод на англ.алфавит), африкаанс-takbokke, бакский-oreinak, башкирский-болан, белорусский-алень, бенгальский-Hariṇa, бирманский-s main d raal, болгарский-елен, боснийский-jelen, валлийский-ceirw, венгерский-szarvas, вепский-pedr (-an, -oid); северный олень – pohjoižpedr; водский-põdra, вьетнамский-nai, галисийский-cervo, греческий-eláfi, грузинский-irmis, гуджарти-Haraṇa, датский-hjort, зулу-inyamazane, игбо-mgbada, идиш-hirsh, ЪИрш; индонезийский-rusa, ирландский-fia, исландский-dádýr, испанский-ciervo, итальянский-cervo, йоруба-agbọnrin, казахский-бұғы, марал; каннада-Jiṅke, карачаевский- буу, каталанский-cérvol, китайский-Lù, корейский-saseum,креольский-sèf, крымскотатарский-sığın, кхмерский-satv kta n, лаоский-kuaang, латынь-- cervus; cerva; tarandrus;(гугл-deer); латышский-briedis, литовский-elnias, македонский-елен, малагасийский-serfa, малайский-rusa, малайялам-mān, мальтийский-ċriev, маори-hata, маратхи-Haraṇa, мокшанский-еяр, монгольский-buga, немецкий-Hirsch, непали-Jarāyō, нидерландский-hert, норвежский-hjort, ren; осетинский-саг, самка оленя – хъуаз; персидский-(непонятно написано), польский-jeleń, rogacz; португальский-cervo, румынский-cerb, себуанский-lagsaw, сербский-јелен, сесото-likhama, сингальский-mauvana, словацкий-jeleň, словенский-deer, сомали-deerada, суахили-kulungu, суданский-mencek, тагальский-
usa, таджикский-оҳу, тайский-Kwāng, тамильский-Māṉ, татарский-болан, телугу-Jiṅka, турецкий-geyik, hona (самец); maral (самка), се́верный оле́нь — ren geyiği; узбекский-bug'u ohu, украинский-олень, финский-hirvi, французкий-cerf, renne m (северный); хауса-barewa, хинди-Hirana, хмонг-mos lwj, хорватский-jelen, чева-nswala, чешский-олень, чувашский-пǎлан; северный олень çурçĕр пǎланĕ; рога оленя пǎлан мǎйраки; шведский-rådjur, эвенкийский-(домашний) орон, бугу диал.; (холощёный) акта, актакӣ; (убойный) сагдаткӯ; (одичалый) гэлӯн, дэлимчэ̄, курбукӣ диал.; (безрогий) тэпулӣ; (с полуотпиленными рогами) калтакаранды; (верховой) угучак, ӯчак диал., укчак диал.; (вожак в стаде) ка̄тэр; (белой масти) багдача̄н, чэлкэ; (коричневой масти) боронко̄н мэӈты; (пёстрой масти) алаг, бугды диал.; (с белой полоской на носу) бугуды; (горбоносый) бугикэ; (пороз) сирӯ (вин. сирӯва); (новорождённый) со̄нӈа, со̄нӈа̄ча̄н; (телёнок до одного года) эӈнэкэ̄н; (одного-двух лет) а̄вала̄ка̄н; (двух-трёх лет) иктана, гэрбӣчэ̄н диал.; (трёх лет) нёга̄рка̄н, мулка̄ча̄н; (трёх-четырёх лет) кэтэ харин; (четырёх-пяти лет) мутуча̄; (пяти-шести лет) гилгэ; (шести-семи лет) амарка̄н; (семи-восьми лет) умнэ̄ дюптырӣ; (восьми-девяти лет) дю̄рэ̄ дюптыри; (дикий) бэюн, багдака̄, куярка диал., корейка диал., курейка диал.; (бык) хе̄мир; (самка) нимака̄н, мача̄лэ диал.; (дикий новорождённый) со̄нӈа̄т; (дикий до одного года) миӈнэн; (дикий до двух лет) ча̄нэку, хавалака̄ча̄н; (дикий до трёх лет) хе̄лбуча̄н, мэӈэты; (дикий свыше трёх лет) дипкэ; (благородный) бугэ, буг диал.; эсперанто-cervoj, эстонский-hirv, японский-Shika.

ЧТО МОЖНО ТУТ СКАЗАТЬ)))ЯВНО ОЛЕНЕВОДСТВО ЭВЕНКИЙСКОЕ ХОЗЯЙСТВО)))НО...КОЕ-ГДЕ МОЖНО И ПОСПОРИТЬ.
Ответов 64 Написать ответ
  • хапытан
    4 июля 2015  

    это китаец из племени хунхузов оседлал оленя и начал осваивать север россии.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    4 июля 2015  

    Теперь посмотрим как у разных народов называются САНИ-Зимняя повозка на двух полозьях.. Если подумать, то у южных народов их не должно быть, так как сани изобретение северное, но...
    азерб-xizək (похоже на производное от ИЛТ), албан-vare, англы-sledge, армяне-sahnak, неужели и у африкаанс есть-slee, баски-lera, белорусы-сані, непал-Hātuṛibiśēṣa, бирма-waan tain yarny, болгары-тежка шейна, босния-sanke, валлийцы-sled, венгры-szánkó, даже у вьетанмцев еть?-xe trượt trên tuyết, греки-élki̱thro, грузины-samarkhile, дания-slæde, идиш-slej, индонезия)))-kereta luncur, ирландия-sledge, исландия-sledge, испания-trineo, италия-slitta, казахи-шана, каталаны-trineu, китай-Xuěqiāo, корея-sseolmae, латынь-trahse, латыш-kamanas, литва-rogės, македон-санка, малайя-eretan, даже маори?-wharikitia, монгол-тэрэг, немец-Schlitten, голланд-slee, норвег-slede, поляк-sanki, порту-trenó, румын-sanie, серб-sanie, словак-
    sane, словен-sledge, тай-Leụ̄̀xn, турк-kızak, узбек-chana, финн-kelkka, франки-traîneau, luge; хинди-Lōhāra kā hathauṛā, швед-släde, эстон-kelgutama, япон-Surejji.
    алтай-чанак, санагы, адыг-Iэжьэ; башкирский-сана, вепский-regi, водский-retši, ижорский-reki, карачай-чана, крымскотатарский-çana, мокшанский-нурда, монгол (в академии сахалы эбит)-чарга, осетия-дзоныгъ, татарский-чана, таджик-чана, чуваш-çуна; полозья саней çуна тупанĕ; эвенки-толгокӣ, сирга диал., турки диал., туркича̄н диал.; (ездовые) тэгэк, олок .

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    6 июля 2015  

    ТАБА=олень || олений; кыыл таба дикий олень; дьиэ табата домашний олень; атыыр таба самец оленя; тыһы таба важенка; таба тириитэ оленья шкура; таба этэ оленина.

    оленёнок =м. таба оҕото, тугут.

    важенка=ж. тыпы таба.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    7 июля 2015  

    В эвенкском языке бугу как и у монголов бугу; казахский бұғы, узбекский-bug'u, можно назвать маньчжуро-тюркским названием.
    чисто эвенкийский-(домашний) орон.
    Акта, актакӣ больше похож на якутское аттакы=скопец || скопческий; боронко̄н мэӈты похоже на бороҥ=тёмно-серый; (вожак в стаде) ка̄тэр, похож на кэтээ=стреречь, караулить, пасти; (пёстрой масти) алаг, похож на ала=I пегий, пятнистый, с белыми полосами, пятнами (о масти животных и птиц); (горбоносый) бугикэ на бүк=I 1) изгиб; загиб; (новорождённый) со̄нӈа на саҥа-1. новый || новое; 2) только что; впервые; (шести-семи лет) амарка̄н на омургу, обургу- довольно большой; значительный (по величине); благородный) бугэ на бөҕө-крепкий.

    0
  • offen
    7 июля 2015  

    северный олень по якутски называется таба - от тэбиэн - тоже кстати, ездовое животное

    что саха называли и считали на юге за оленей неизвестно , но можно догадаться- от джейранов остался танец дьиэрэнкэй

    0
    • offen
      7 июля 2015  

      индоевропейцы аланы оленя называли сака, слово позаимствовали землепашцы скифы - предки русских как соха и пользовались им для обработки почвы, потом слово перешло на лося - сохатого.

      поэтому трудно сказать кто раньше приспособил диких оленей для домашнего хозяйства, а вот на севере холод заставил диких оленей прибиться к человеку за дополнительной пищей, за солью...

      0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        7 июля 2015  

        offen, у меня другая гипотеза, может степной Тэбиэн, есть производное от Таба. Так как думаю и это подтверждается археологическими раскопками, одним из первым объектом охоты стали именно олени в лесной и полулесной зоне. Территория степей и полупустынь в древнее время была опасна для первобытного человека из-за нехватки жидкости, а значит верблюд как объект охоты стал намного позже и был одомашнен позже лошади однозначно.

        0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    7 июля 2015  

    Оффен, думается, что авары олень называли САКА только потому, что у САКА олень был, как сам знаешь, одним из тотемных животных. И эти авары недолго думая и назвали олень САКА.
    Логика у них такая была, типа у тебя, Оффен.

    0
    • offen
      7 июля 2015  

      Могул, логика должна быть логичной как говорит восва_ я

      а На данный момент в историографии существуют три основные точки зрения на этногенез авар:
      они тюркоязычный огурский этнос.
      они монголоязычный этнос — сяньби или жужани;
      они преимущественно ираноязычный этнос — хиониты, живший в Приаралье и объединившийся с уграми. Упоминаются Аммианом Марцеллином в IV в. н. э.;
      При этом все теории допускают возможное влияние разных этнических элементов и согласны в том, что авары, в любом случае, не представляли собой однородное племя и по мере продвижения к Европе испытывали сильное влияние тюркоязычных племён.
      исходя их этого отвечаю всем:
      если тюркоязычны, то должны произносить как другие центральноазиатские тюрки:
      Лингвистических доказательств родства уральских и тюркских языков много, есть целая ностратическая гипотеза. Например, словом, обозначающим верблюда у алтайских народов финны называют лося. Хотя по этому поводу нет единого мнения. Так, А.Долгопольский считает, что «прауральское название лося тевэ произошло из древнего названия верблюда (сохранившегося у тюрков: тэбэ "верблюд")» [22], а М.Рясянен [43] считает, что наоборот термином, обозначающим оленя в единый урало-алтайский период (в это время, по его мнению, был одомашнен олень), алтайские народы стали называть верблюда - фин. "лось-самец" teva, tevana (тюрк. teve, монг. temege "верблюд"). Прав, скорее всего, А.Долгопольский, поскольку по финнски "северный олень" poro, саамски poarro (якутское, карагасское būr "олень-самец"), саамское konte "олень" (монгольское kandagaj "лось", эвенкийское kandak), саамское boaco "олень" (эвенкийское bucan, bocan, также татарское и башкирское pušy); мордовское šardo "лось, олень", которому может соответствовать северо-тюркскому sardak, sartak); Саамское kiev, означающее вообще "самка", получило, по-видимому, позднее в ливском (kēv), а также в монгольском и эвенкийском значении "кобыла" [43].

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    7 июля 2015  

    А.Долгопольский считает, что «прауральское название лося тевэ произошло из древнего названия верблюда (сохранившегося у тюрков: тэбэ "верблюд")», если включить логику, то всё как раз наоборот, наскальная палеография изобилует лосями, а не верблюдами. Отсюда значит, что приуральцы или имели контакт с протосаха и приобрели это слово от них, или если судить по гаплотипу и керамике сами были протосаха.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    7 июля 2015  

    ВЕРБЛЮД
    азерб- dəvə, nər; погонщик верблюдов dəvəçi, sarvan; алтай-тӧӧ, буура, англ-camel, арабы-аа, аи, башкир-дөйә, венгры-teve, казах-түйе, карачаев-тюе, китай-luòtuo, крымскотат-deve, монгол-тэмээ, осетин-теуа, словенский-ťava, тадж-шутур, уштур, татарский-дөя, татарский-deve, узбек-tuya, чувашский-тĕве; двугорбый верблюд икĕ курпунлǎ тĕве; эвенкийский-тэмэгэн, тэвен.
    ЯКУТСК-ТЭБИЭН.
    Кажется у всех тюркоязычных и монголоязычных звучит почти одинаково. У некоторых слышен как ТИИЙ= 1) добираться до кого-чего-л.; достигать кого-чего-л.; 2) прям., перен. доходить;
    Интересно что у евпропеоидов у всех слышится как CAMEL, франц-chameau, похоже на сахаское слово КӨМӨ=помощь, содействие || вспомогательный, подсобный;
    Интересно, что татар, чуваш, даже у словен и венгров звучит как ТАБА-олень.

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      7 июля 2015  

      саксаксак, видимо у саха ТЭБИЭн потому, что окончание Н показывает на похожест. Выходит ТЭБИЭН=подобный ТАБА.
      А это значит, что саха могли назвать первыми как ТЭБИЭн.
      Ну а другие отбросили окончание Н из-за ненужности его в их языке.
      Думаю такое возможно, поскольку исход цивилизации все таки, как мы знаем, был именно с ЯКУТИИ(Диринг Юрэх и работы Окладникова и прочие древние культуры).

      0
      • FR
        7 июля 2015  

        Могул, можешь дать ссылки "исход цивилизации... именно с Якутии",

        А еще лутче выложи цитаты, или ты Окладникова с Мочановым троллишь?

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          8 июля 2015  

          FR, я не троллю, первый на деревне тролль у нас ты гыгы
          Могул, тут такая тема, рассматривая тему керамики, можно предположить, что она распространялась по лесной или таежной зоне, по-видимому охотниками и судя по одинаковости изготовления керамических изделий и узоров на ней, распространялась с востока на запад.
          Если вдуматься где древний человек в Евразии мог чувствовать уверенность в проживании? Опять же в лесной зоне, где была возможность охотится, собирать коренья, рыбачить, строить жилища, разжигать огонь. Отсюда получается, что степную зону, человек освоил много позже, а полупустыни еще позже, а это ареал существования верблюдов, поэтому твоя гипотеза о том, что сахаская этимология ТАБА была применена к верблюду как ТАБАН=ТЭБИЭН, вполне правдоподобна, в начале наверняка он был объектом охоты в пищевой цепочке предков саха.

          0
          • offen
            8 июля 2015  

            саксаксак, объекты охоты в пищевой цепочке предков саха, как обычно становятся дикие животные, а не приученные к людям животные, за их убийство без всякой цели полагается наказание...
            попробуй реконструировать образование слова от ТАБА до ТЭБИЭНэ.

            0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              8 июля 2015  

              offen, ))))верблюд был приручен сразу же с появлением человека в пустыне?
              Во-первых для того, чтобы освоить степь в первую очередь необходимо было одомашнить лошадь. Во-вторых приручить овец и баранов, потому что именно эти животные давали мясо, одежду и жилище древнему человеку. Могу предположить, что все это тоже началось с лесо-степной зоны, затем лошадь вывела человека в степь. Разделять степного кочевника и лесного охотника тоже никак нельзя, потому что культурно-хозяйственная связь происходила непрерывно, потому наше самоназвание САХА-УРААНХАЙЦЫ и никак по другому не воспринимается.
              Верблюд появился в жизни кочевников много позже, когда появилась МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СТЕПНАЯ СВЯЗЬ.

              0
              • киһи
                8 июля 2015  

                Якутское слово Таба(олень) произошло от самодийского
                Дяба(олень).

                0
              • саксаксак
                саксаксак
                Ветеран
                8 июля 2015  

                Здесь отрывок из описания народов Фазаллах Рашил-Ад-Дина:

                Цитата:
                Племя тумат

                Местопребывание этого племени было поблизости вышепоименованной [местности] Баргуджин-Токум. Оно также ответвилось [от] родственников и ветви баргутов. [Туматы] жили в пределах страны киргизов и были чрезвычайно воинственным племенем и войском. Их предводитель Тайтула-Сокар явился к Чингиз-хану, покорился и смирился [перед ним]. Когда Чингиз-хан был занят завоеванием областей Хитая и оставался там [в течение] шести-семи лет, то по возвращении он услыхал, что [племя] тумат вторично восстало. Чингиз-хан приказал отправиться [туда] Ная-нойону из племени баарин; [но] сказали, что он болен. [Тогда] он послал Борагул-нойона.

                Этот рассказ изложен [там, где говорится] о ветви племени [х]ушин, в средине повествования о Борагул-нойоне.

                Вкратце [дело обстояло так]: они [монголы] дали большие сражения и покорили племя тумат. Однако на войне Борагул-нойон был убит. Так как туматы были злокозненным и недоброжелательным племенем, то [монголы] множество из них перебили.

                Из эмиров этого племени не известен никто, кто был бы почтенным и знаменитым. Вот и все!

                Племена булагачин и кэрэмучин

                [Оба] они обитали в пределах [той же местности] Баргуджин-Токум и у самого края страны киргизов. Они близки друг к другу. В этом государстве [Иране] из них никто не известен; также никто из эмиров и не-эмиров этих племен не пользуется известностью и не знаменит.

                Племена урасут, теленгут и куштеми
                Эти племена подобны монголам; известно, что они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем, потому что они обитают по лесам |А 20б, S 45| в пределах страны киргизов и кэм-кэмджиутов.

                Монголы из лесного племени многочисленны, и людей [посторонних] они [своим разнообразием] вводили в заблуждение, потому что всякое племя, у которого юрты были [расположены] по лесистым местам, называли лесным племенем. (ИМХО: ЛЕСНАЯ ЮРТА-БАЛАҔАН туһунан быһылах) Таким образом, племя тайджиут было лесным вследствие того, что их стоянки были между страною монголов, киргизов и баргутов.

                У этих племен [урасут, теленгут и куштеми] страна была расположена по ту сторону киргизов, [на расстоянии] около одного месяца пути.

                Некоторые из братьев и дядьев Чингиз-хана относились к лесному племени, как [об этом] приведено в истории. Короче говоря, лесных племен – множество, потому что из одной [племенной] отрасли у одного брата юрт был вблизи леса, а у другого – на равнине; происшедшие же от них племена получили два имени.(Имхо: Бу баллар ЧХ Түбэ аймахтара)

                Однако [существует] много различий между одним лесным племенем и другим, потому что от леса до леса бывает [расстояние] в месяц пути, в два месяца или в десять дней.

                После того как киргизы выразили покорность, а [потом] восстали, Чингиз-хан послал к этим вышеупомянутым племенам своего сына Джочи-хана. Он прошел по льду через Селенгу и другие реки, которые замерзли, и захватил [область] киргизов.

                Во время [этого] похода и возвращения он также захватил и те племена. Все!

                Племя лесных урянкатов

                Это племя не принадлежит к другим урянкатам: они получили это имя потому, что их юрты были в лесах. Они никогда не имели ни палаток, ни шатров; их одежда была из кожи животных; у них не было быков и баранов; вместо них они выращивали горных быков [и коров], горных баранов [и овец] и джейрана, который похож на горную овцу; они ловили их [и приручали], доили молоко и ели. Они считали большим пороком пастьбу баранов до такой степени, что если отец или мать ругали дочь, то говорили: «мы отдадим тебя такому человеку, у которого тебе придется ходить за баранами!». Она же до крайности огорчалась, так что от огорчения и скорби вешалась.

                Во время перекочевок они грузили поклажу на горных быков и никогда не выходили из лесов.В местах, где они останавливались, они делали из коры березы и других деревьев немного навесов и лачуг и удовлетворялись этим. Когда они надрезывают березу, то из нее вытекает [сок], похожий на сладкое молоко; они его всегда пьют вместо воды. Мнение их таково, что не бывает лучше этой жизни и что нет никого блаженнее их.

                Стих

                Птица, которая понятия не имеет о чистой воде,
                Целый год держит клюв в грязной воде.

                Они думали так, что если люди обитают в городах, областях и равнинах, то они пребывают в тяжком мучении. Так как в их стране очень много гор и лесов, а снег выпадает в большом количестве, то зимой по снежному покрову они бьют массу дичи. Они делают особые доски, которые называют чанэ, и на них становятся; сделавши из ремня поводья, [прикрепляют их к передним концам досок], берут в руки палку и, [скользя] по снежному покрову, упираются той палкой в землю, подобно тому как гонят по воде судно. Они так гоняются на чанэ [лыжах] по степи и равнине, по спускам и подъемам, что настигают горного быка и других животных и убивают [их]. Рядом с теми чанэ, на которых сами находятся, они тащат привязанными другие [лыжи]; на них они складывают убитую дичь. Если [даже] наложат на них две-три тысячи манов [груза], то потребуется небольшое усилие, чтобы с легкостью идти по снежному насту. Если же кто-либо будет несведущий и неопытный в этом деле, то, когда он побежит, ноги его разойдутся врозь и разорвутся, особенно на спусках |S 46| и при быстром разбеге. Обученный же человек бегает с великой легкостью. Никто сему не поверит, пока не увидит.

                Молва [об этом] достигла благословленного слуха государя ислама, – да продлится его царство! – и он приказал привести группу лиц, которые [были из] той страны. Они сделали то как раз тем способом, который [только что] изложен. Он был доказан, и в нем не было ошибки. В настоящее время [государь] приказал вторично сделать [испытание].

                Чанэ знают в большинстве областей Туркестана и Могулистана. Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум, [у племен:] кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях [особенно] употребляют этот способ [передвижения].

                Тот упомянутый народ твердо и непоколебимо [стоит] на том |А 21б| правиле и обычае и постоянно пребывает в лесах. Однако в [125] августейшую эпоху Чингиз-хана и его великого рода те пределы стали юртом других монгольских племен и они [урянкаты] смешались с другими монголами. В настоящее время юрт племени сулдус – в окрестностях тех лесов.

                В этом государстве [т.е. в Иране] из тех племен никого нет, кто был бы известен. Однако во время Чингиз-хана из этого племени был эмир, по имени Удачи, из [числа] эмиров тысяч левого крыла. Впоследствии его вместе с его тысячей назначили охранять великий гурук 568 Чингиз-хана, который [находится] в местности Буркан-Калдун 569. Они [поэтому] никогда не ходят в ханскую страну. Тулуй-хан и его род, Кубилай-каан, Менгу-каан и их роды – все погребены в том гуруке. У других родов Чингиз-хана гуруки находятся в другом месте. Вот и все!

                Племя куркан

                Ранее этого, [а именно] в то время, как у Чингиз-хана была война с племенем тайджиут и он собирал войска, это племя присоединилось к Чингиз-хану. Повествование о них приведено в [настоящей] истории. Однако не известно, чтобы в то время и в настоящее из этого племени был какой-нибудь старший эмир.

                Племя сакаит

                В то время, когда у Чингиз-хана были усобица и распря с племенами тайджиутов, это племя присоединилось к Чингиз-хану, и [тем] прибавилось его войско. Повествование о них приведено в каждой летописи. Однако из этого племени ни в то время, ни ныне никто не известен, кто был бы знаменит и уважаем. Аллах всевышний да окажет [мне] защиту и помощь!

                0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    8 июля 2015  

    Цитата:
    Оленеводство
    — отрасль животноводства. Различают оленеводство: северное — разведение северных оленей как транспортных животных и для получения мяса, шкур, молока; пантовое — разведение пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Последнее имеет ограниченный характер и не связано с доместикацией животных. В историко-этнографической литературе оленеводство рассматривается лишь в первом значении.

    Оленеводство получило распространение к многих народов на обширных территориях Северной Евразии от Скандинавии на западе до Чукотки на востоке и от Таймыра на севере до Саян на юге Сибири. У отдельных народов Северной Евразии различались транспортное использование оленей (вьючное, вьючно-верховое, упряжное), способы его выпаса (с пастушеской собакой или без нее) и др. В настоящее время принято выделять пять типов оленеводства: 1) лопарский (саамский) — использование оленей под вьюк и в упряжке; доение; пастьба с собакой, олень-манщик; 2) западно-сибирский, или самодийский — упряжное оленеводство; доения нет, олень-манщик, пастушеская собака; 3) тунгусский (сибирский) — вьючно-верховое оленеводство, с верховым седлом без стремян, частично упряжное; доение; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 4) северо-восточное — упряжное оленеводство; олень-манщик, пастушеской собаки нет; 5) саянский (тувинцы, тофалары) — вьючно-верховое оленеводство; с вьючным детским и верховым (со стременами) седлами; доение; пастушеской собаки нет; оленя-манщика нет.

    По вопросам о времени и центрах возникновения оленеводства, путях и формах его распространения существуют различные точки зрения. Согласно моноцентрической концепции оленеводство первоначально возникло из Саяно-Алтая в конце I тысячелетия до н. э. у самодийцев, знакомых со скотоводством. Вначале оно вьючное и не дифференцированное от других форм скотоводства. В I тысячелетии н. э. ими продолжалось использование оленя в транспортных целях (под вьюк).

    Оленеводство становится специализированной формой скотоводства, связанного с развитием хозяйственно-культурного типа охотников-оленеводов тайги. На рубеже I‑II тысячелетий н. э. начинается новый этап развития саянского оленеводства — распространение его у проникших в горную тайгу тюркских групп под влиянием самодийских народов, находившихся с ними в тесном контакте. Заимствовав у самодийцев оленеводство, тюрки-коневоды внесли в него ряд новых черт. Оленя начинают использовать для верховой езды, применяя конское седло со стременами. Осваивают доение важенок. Переход от вьючного к вьючно-верховому оленеводству произошел в Саянах в XIV-XVI вв.

    Распространение оленеводства у тунгусских народов связано также с Саяно-Алтаем. В первые века н. э. тунгусы заимствуют у своих самодийских соседей оленя и вьючное седло, осваивая вьючное оленеводство. Древнейшая форма тунгусского оленеводства с вьючным седлом, остов которого заключается в подушку (мешок), была прежде всего освоена тунгусами на занятых ими ранее землях в Прибайкалье, а затем начала распространяться по всей территории их расселения вплоть до крайнего востока Сибири. По мере дальнейшего развития оленеводства у тунгусов складываются его верховые формы, причем независимо от саянского очага. По мере дальнейшего распространения оленеводства из Саянского очага на север и северо-запад с самодийцами и на восток и северо-восток с тунгусами и в связи с изменением экстерьера оленя в новых экологических условиях тундры (домашний олень становится меньше) верховое оленеводство сменяется упряжным.

    В настоящее время оленеводство занимается большинство народов Севера, у которых поголовье оленей превышает 2,3 млн. голов. Северных оленей разводят также в Финляндии, Норвегии и Швеции (у саамов), в США (на Аляске) и в Канаде, однако олений транспорт на Американском континенте развития не получил.

    0
    • offen
      8 июля 2015  

      саксаксак, сам же ты нашел информации как европейцы активно используют олений транспорт, лишь мы россияне из-за ложной стыдливости, искоренили оленей, правда, не до последнего оленя ))))пусть Минсельхоз озаботится даже на Крузаках они не смогут добраться до крайнего чума в тундре.))

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    8 июля 2015  

    Якутский ХОРОЙ, ХУОРАЙ=молодой олень; пыжик (самец по 2-му году); олень от рождения до весны 3-го года (=үстэх); двухгодовалый олененок (=чачары).
    Сродни Тунгусскому=korei, korai, Бурятскому =kure, xurai дикая коза, Монгольскому=ҕуран, Маньжурскому= гурань сайгак, самец сайги, Русскому = хора -некладеный баран или олень, трехлетний взрослый самец.

    ЧАЧЧАРЫ=двухгодовалый олененок, самка-олень от рождения до весны 4-го года (ср. иктэнэ); чачары таба двухтравный олень.

    ИКТЭНЭ, ҮКТЭНЭ=самец-олень от рождения дол весны 4-го года.

    БЫЫҺЫК=ПЫЖИК-тугут тириитэ шкура олененка около Семенова дня (1-го сентября).

    Мы так мало знаем про оленеводство, даже знаем, что имеем много собственных названий. И это только начало...

    0
    • уол
      8 июля 2015  

      Якутские название.
      Таба-олень.
      Ахта -холощенный олень.
      Муойка, Муойкаа -годовалый олененок.
      Уучах-ездовой олень.
      Хорой -двухлетний олень,пыжик.
      Ат таба-верховой олень.
      Бүүчээр - Самец-производитель 6-ти лет.
      Дьыллык- Трехгодовалый отгульный нерабочий олень.
      Иитээн - олень самец 3-х лет.
      Кытым - бесплодная важенка.
      Кычытар- Самка оленя 2-х лет.
      Кэтэм - бесплодная самка оленя.
      Лыҥтаа -старый верховой олень.
      Маҥхай- яловая важенка.
      Мас табата- домашний северный олень.
      Муту -олень самец 6ти лет.
      Мүүчээр- олень 6ти и старше лет.
      Наараа -недохолощенный олень-самец.
      Ньамарҕана- 3-х годовалый олень.
      Ньуоҕурхана- 4-х годовалая важенка.
      Сатты,Сарты - самка оленя трех лет.
      Сачары - двухгодовалая важенка.
      Суоҥаа - новорожденный олененок.
      Тараҕай- самка оленя одного-двух лет.
      Тугут- олененок.
      Үктээнэ- олень-самец. 3-му году.
      Үмнэри- важенка.
      Үнүчээ- вьючный олень.
      Үөҥэс- олень-самец трех лет.
      Үргээх атыыр- олень-самец.
      Үүччэх,Угучах-верховой олень.
      Хааргын- олень чукотской породы.
      Чоҥоку- кастр.олень двух лет.
      Ыҥаах - годовалая важенка.
      Эҥнии- важенка отелившаяся на втором году.
      Абылахаан- олень-самец на втором году.
      Бысаһардаах- важенка оленя двух лет.
      Кыдьыа- держащийся отдельно от стада (об олене)
      Кылдьыа -не привыкший к упряжи ...об олене.
      Кыычча- двухлетняя самка оленя.
      Кэтимэх-бесплодная важенка.
      Күркү - бродячий олень,оторвавшийся от стада.
      Күүкээйи- бодливый,обычно об олене -самце .
      Кыйыа-отставший от стада олень.
      Кыычча эдьиийэ- самка оленя 4-му году.
      Маанҥаан,маангаан- бесплодная самка оленя.
      Мэйиилэ- огромное стадо оленей.
      Миинэр- верховой олень.
      и т.д.

      0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        8 июля 2015  

        уол, вижу, что саха более оленеводы нежели даже коневоды,
        а как у тунгусов?

        0
        • уол
          8 июля 2015  

          Амархана(уус-майа),Амарҕана (Ньур.)Амаркан (Булун),
          Амаракан (Өлөөн.),Амаракаан(Саккыр.),Амарахана(Ньур.,
          Эдь.),Амархан(Верх.),Амаххана(Сунт.),Амаркаана(Долг.),
          Амырхана(Бүлүү)- Олень-самец 5- и лет.

          Саха табата(домашний олень).
          Дьиэрэҥ (северный олень)
          Кыыл,Кыыл таба(дикий северный олень).
          Дьиэ табата(домашний олень)
          и т.д.

          0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        8 июля 2015  

        Ну вот, сколько названий уол нашел.
        Оленеводство становится специализированной формой скотоводства, связанного с развитием хозяйственно-культурного типа охотников-оленеводов тайги. На рубеже I‑II тысячелетий н. э. начинается новый этап развития саянского оленеводства — распространение его у проникших в горную тайгу тюркских групп под влиянием самодийских народов, находившихся с ними в тесном контакте. Заимствовав у самодийцев оленеводство, тюрки-коневоды внесли в него ряд новых черт. Оленя начинают использовать для верховой езды, применяя конское седло со стременами. Осваивают доение важенок. Переход от вьючного к вьючно-верховому оленеводству произошел в Саянах в XIV-XVI вв.

        Этот вывод сделан видимо из-за ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ на олене.

        0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          8 июля 2015  

          саксаксак, чей это вывод?
          Тут интересен время перехода к вьючно-верховому оленеводству.
          14-16 вв. есть время падения империи ЧХ.
          Значит в это время коневоды и влились в ряды оленеводов.
          А это и должны быть саха, ибо от насиженных мест были вытеснены они в первую очередь
          Возможно и потому, тут сахаралы считают, что нашествие оленя случилось мол в Якутию в точности в это время.

          0
          • саксаксак
            саксаксак
            Ветеран
            8 июля 2015  

            Могул, это чуть выше привел ссылку из Экологии человека про Оленеводство.
            http://human_ecology.academic.ru/1626/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

            0
        • сак
          1 июня 2017  

          саксаксак, можно поспорить с этим выводом: - Заимствовав у самодийцев оленеводство, тюрки-коневоды внесли в него ряд новых черт. Оленя начинают использовать для верховой езды, применяя конское седло со стременами. Осваивают доение важенок. Переход от вьючного к вьючно-верховому оленеводству произошел в Саянах в XIV-XVI вв.

          Так как на рубеже I‑II тысячелетий н. э. начинается новый этап развития саянского оленеводства, а любимой темой в изображении животных древних саха-скифов были олени.

          0
  • уол
    8 июля 2015  

    Этимология якутских назв.оленя и лося
    Таба(олень)=Теве(верблюд) др.тюрк.
    Буур(самец лося,оленя)= Буур(верблюд производ.)монг.
    Таҋах, таньах (лось)= Тайлак (верблюд)монг.
    Эниин(важенка)= Энген,Инген (верблюдица) тюрк.монг.
    Лөкөй(крупный лось самец)= Лөк(одногорбый верблюд)каз.
    кир.Лөкүй(огромный)кирг.
    Наара(недохолощ.олень-самец)=Нар(одногорбый верб.)тюрк.

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      6 августа 2015  

      уол, мда, тут четко показано, что названия разновидности оленей и живности всякой перенесены с юга на север или с севера на юг. Но в югах же тоже есть оленеводы, Тыва, Тибет(Төбөт), Север китая например.
      Поэтому очень интересно было бы узнать, как там их называют, кроме монгол и казахов разумеется, они поданы, если не полностью, но поданы.

      Очень интересная связка может получиться, даже большая, чем через коневодство, так что, думаю, у саксаксак с научной точки зрения очень значительный топ развивается.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    30 июля 2015  

    МААМЫКТА- длинная плетенная веревка (обычно из кожи) для ловли оленей, которую забрасывают петлей с руки. аркан.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    6 августа 2015  

    МОНУК=оленье молоко, заправленное голубикой.

    0
    • 1
      6 августа 2015  

      это я ел

      монин вроде, называется.
      В Кадарах голубики целые плантации, больше я такого нигде не видел. Ягоды размером со среднюю виноградину, слаще сахара.

      0
  • offen
    6 августа 2015  

    олени они лучше коров и равнее?

    Цитата:
    представитель эвенкской организации. Он попросил у главы Якутии для сохранения родного языка дать каждой эвенкской семье по десять тысяч рублей: «Вы каждой корове в республике дали по десять тысяч рублей, чем мы хуже?». Егор Афанасьевич согласился с его словами и пообещал в скором времени подготовить соответствующий указ. Но перед этим, глава Якутии произнес:

    – Касательно слов, что у нас богатая республика и бедное население. Я всем хожу, рассказываю какие мы в республике богатые. Трудиться надо. Земля – вот наше богатство! Говорят мне, все продали-распродали,… ничего не продали! Не надо говорить про бедных – трудиться надо!

    0
    • 1
      6 августа 2015  

      хорошая идея, одобрямс

      почему потеряв все свои земли взамен ничего не получают?
      Нужен тщательный проверка и экзамены на язык кмнс.
      Также как на Исте, хочешь быть саком сдай экзамен и кровь. Экзамен на знание арийского (иранского) языка, не знаешь свободен.

      0
      • Могул
        Могул
        Ветеран
        6 августа 2015  

        1, ээ горемычный, захотел стать арием, так ка по якутски кумекает...
        Но в общем ты прав, кто не знает по якутски, тот не АРий, да, прав ты Единерка.
        Ты впрям гений, почти что, также как почти что якут.
        Но это большая разница!

        0
      • nathan
        6 августа 2015  

        1, В Австралии и Полинезии твои земли,неча на чужое зарится.

        0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    15 августа 2015  

    НАҤНАЛ- у долган: кусок мха, который подкладывали под ребенка в детскую люльку, чтобы он впитывал влагу.
    Первые в мире памперсы)))

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    18 августа 2015  

    Г.В. КСЕНОФОНТОВ
    РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯКУТОВ-ОЛЕНЕВОДОВ
    В якутах-оленеводах мы усматриваем раннее население бассейна средней Лены, отодвинувшееся на север в связи с переселением из областей Прибайкалья якутов-скотоводов. Для определения исторических путей постепенного отхода на север этого якутского авангарда очень важно установить на­звания их родов или мелких административных подразделе­ний. Наличие тех же родовых названий среди южных яку­тов поможет нам отыскать районы их раннего оседания, ибо не все роды в полном составе могли выселяться на новые места. Отсталые части, сохраняя свои прежние родовые на­звания, служат как бы вехами на исторических путях их главных отделов. С другой стороны, параллелизм родовых имен может образоваться и в тех случаях, когда незначитель­ные части южных родов позже вселялись в среду северных.

    В предыдущем изложении мы чаще упоминали якутов Жиганского и Усть-Янского улусов, исходя из того сооб­ражения, что их принадлежность к якутскому племени является бесспорной. Во всех официальных документах и в этнографической литературе они постоянно фигурируют в качестве якутов, за исключением бекетовского донесения, о котором мы говорили раньше.
    Названия наслегов Жи­ганского улуса мы уже знаем: четыре наслега с общим названием «Хатыгын» с порядковыми номерами, два с назва­нием «Боотулу», один «Тумат» и один «Хангалас». Таким образом, в восьми наслегах констатируется всего четыре родовых названия. Из них наиболее важным является назва­ние Хатыгын, ибо при общей численности якутов Жиганского улуса в 1372 д. об. п. (офиц. данные 1916 г.), принадлежа­щих к хатыгинской родовой группе было 918 душ об. п., т. е. ровно две трети всего населения улуса. Роды тумат и боотулу проживают в обоих улусах. Первых было 399 д., а вторых — 205 душ.

    Род ногой проживает в Усть-Янском улусе. В нем зна­чилось 415 душ. В том же улусе есть ещё один Юдюгейский наслег со 144 д. об. п.

    Роды хангалас в Жиганском и кююрэ (куринский) в Усть-Янском мы признали позднейшими примесями из юж­ных округов.

    В обоих улусах, по данным 1916 г., значилось всего 2458 д. об. п.

    Теперь мы обратимся к рассмотрению одного кардиналь­ного недоразумения, прочно укоренившегося в этнографиче­ской литературе в отношении самого главного отдела север­ных якутов. Не устранив его, мы рискуем не понять ни про­исхождения и ни роли северных якутов в древнейших ста­диях исторической жизни всего якутского племени. Мы име­ем в виду довольно многочисленное якутское население бассейна реки Оленека, которое совершенно неосновательно зачисляется в разряд тунгусов.
    Как мы уже отмечали выше, якуты-оленеводы по своему экономическому быту и образу жизни очень мало отличают­ся от тунгусов-оленеводов и охотников. Поэтому и якуты- скотоводы своих северных собратьев называют не иначе, как тунгусами, исходя из их образа жизни и господствующих за­нятий. Первичное значение слова «тунгус» вопрос очень спор­ный, но одно несомненно, что оно не исходит из языка тех народов, которые этим именем обозначаются, ибо ни одно тунгусское племя не называет себя «тунгусами».

    Якуты южных округов, приезжая в Жиганский улус, его аборигенов чаще называют тунгусами или омуками, несмотря на то, что последние сами себя величают якутами и в своей среде различают тунгусов по происхождению, эженцев и кюпцев. На тех же основаниях и вилюйские якуты оленево­дов и охотников бассейна Оленека обычно называют «Елёён тонгустара» — тунгусы р. Оленека.
    Так верхоянские ла­муты обитателей Жиганского и Усть-Янского улусов всегда причисляют к якутам. Наверное, также относятся и юкагиры, хотя мы лично и не имели возможности проверить это об­стоятельство.

    Часть населения Оленека в эпоху объясачения казаками укочевала на запад и заняла район озера Есей в верховьях Котуя, вытеснив оттуда местных тунгусов. Эти обитатели озера Есей среди последних также известны под именем яку­тов. Под той же этнической маркой они были зарегистриро­ваны и туруханскими властями, каковыми остаются и по сие время. Нам удалось просмотреть старинные документы, отно­сящиеся к концу 18-го столетия, в архиве Туруханского райисполкома. В них обитатели озера Есей отмечаются как якуты. Например, одно наставление о принятии мер пред­осторожности против эпидемии оспы, датированное 1 апреля 1798 г., адресуется «Есейской волости новокрещенных яку­тов князцу Никифору Поротову».

    И. И. Майнов в своей статье «Население Якутии»297 обита­телей Есея, не приводя никаких доводов, причисляет к тунгу­сам. В этнографической литературе они всегда упоминаются как якуты298.

    Сопоставляя приведенные данные, нельзя не придти к выводу, что еще в эпоху русского завоевания оленеводы озера Есей, несомненно, говорили по-якутски.

    Что есейские якуты являются неотъемлемой частью оленекских «тунгусов», ясно устанавливается сопоставлением их родовых наименований. По показанию Островских, есейские якуты принадлежат к трем родам — чорду, бэти и хатыгын. Долгих приводит следующие родовые имена: хатыгын, боотулу, осогостоох, бэти, эспек и маймага. Те же самые роды за исключением эспек и маймага зарегистрированы среди «оленекских тунгусов». По Патканову, разработавшему данные переписи 1897 г., оленекские тунгусы распадаются на роды: бетинский (бэти), чордунский (чорду), осогостохский (осогостоох), хатыгынский (хатыгын), 1 и 2 шологонские (сологоон), келтекский (кэлтээки), жахутский (джооху), тобуйский (туобуйа) и угулятский (югюлээт).

    Приведенные данные бесспорно устанавливают, что есейские «якуты» и оленекские «тунгусы» образовались из частей одних и тех же родовых группировок. Поэтому зачисление из частей одних и тех же родовых группировок. Поэтому зачисление одних к тунгусам, а других к якутам нельзя не признать простым недоразумением. Мало того, из перечисленных родовых имен есейских и оленекских якутов род хатыгын, имеющийся по частям в составе тех и других, как нам уже известно, составляет две трети якутского населения Жиганского улуса, а род боотулу, констатированный среди есейских якутов, существует как в Жиганском, так и в Усть-Янском улусах. Иначе говоря, оленные обитатели озера Есей, бассейна Оленека, Жиганского и Усть-Янского улусов в дорусскую эпоху должны были составлять один народ.

    Если в эпоху русского завоевания есейские якуты пользовались якутским языком, то тот же язык не мог не господствовать и среди их оленекских собратьев, а тем более среди жиганцев и устьянцев. Об якутском языке «жиганов» Петра Бекетова мы можем судить и по имени их князя, объясаченного его казаками. Он носил имя «Каптагай», в якутском происхождении которого трудно сомневаться. («Хаптагай» значит плоский). О большой древности якутского языка в бассейнах Оленека, Анабара и Хатанги свидетельствует так­же обилие географических имен чисто якутского происхож­дения. Хотя составители карт безбожно искажают туземные названия, но тем не менее не трудно убедиться, что в указан­ном районе на первичную тунгусскую основу географической номенклатуры лег густой слой якутских названий. Тунгус­ские названия чаще оканчиваются на «гда», «кта», «нда», «да», «гна», например: Гинангна, Маыгда, Кукухунда, Джалингда, Омнундакта, Мюрюкта, Арбангда, Биректа, Чирингда, Куянгна, Чангада; типичны также и названия Горками, Курали, Угоян и т. д. Якутские названия очень часто в оконча­нии принимают суффикс принадлежности — лаах, лээх, лоох, наах, ноох, узнаются также и по значению. Так в верховьях Оленека мы находим названия Аргаа-Салаа, Мастаах, Хоппо, Апка, Сордонгноох, Силигир, в системе Анабара — Хапчаан, Хатырык, Бииллэх, Тогой, Хантагыннаах (искажено), Эбэлээх, Куранах и т. д. Немало якутских имен и на Хатанге: Чааккылаах, Кыыллаах, Кюёх, Суруктаах, Суон-Юрях, Эсэлээх, Амбаардаах, Дыргалаах, Арылаах, Дьелах, Сомор- солоох, Урасалаах, Тюёкэй, Тукулан, Улахан-Хабыда, Солур и т. д.

    Эти топонимические названия свидетельствуют о давнем обитании в этих местах по-якутски говорящего народа.

    Наконец, и родовые имена оленекских тунгусов большею частью звучат по-якутски, а некоторые из них образованы из слов с бесспорным якутским значением, например, осогостоох, кэлтээки. «Осогостоох» — беременная, брюхатая, брюхан, толстопузый, «осогос» — кишки, потроха, живот, брюхо, «кэлтээки» — хромоногий, приседающий на одну ногу, часто служит прозвищем человека. А имя «джооху» есть ни­что иное как племенное название якутов, общепринятое у тунгусов — «джоко», «джокуо» (откуда и русское «якут»). Иными словами, род «джоко» очень рано поселился среди тунгусов, ещё не утративших свой родной язык, и получил от них родовое имя «якут». Огромный процент родовых имен и у самих якутов-скотоводов не может быть объяснен с точки зрения их современного языка, например: джер, мытаах, Эр­гис, тыыллыма, нёёрюктээйи, нёмюгю, качыкаат, хоро, хах- сык, тулагы, хатылы, ёспёк, бахсы, тыарасы, кёдосю, атамай, кёбёкён, елтёк, бологур, наахара и т. д. Приведенные имена носят не более якутский характер, чем и остальные родовые имена оленекских «тунгусов» — хатыгын, чорду, бэти, сологоон, маймага, эспэк, (возможно, что это имя точно совпада­ет с родовым именем ёспёк, встречающимся в быв. Дюпсюнском улусе), первоначальное значение которых не может быть восстановлено.



    Родовые имена оленных якутов Анабаро-Хатангского района, в официальных документах именуемых обычно «затундренным якутским родом», нам неизвестны. Однако, нель­зя сомневаться в том, что и они принадлежат к составу северных якутов, образуя среди них одно самостоятельное ответвление.

    К той же группе оленных якутов нужно причислить и долган, обитающих в низовьях Хатанги и на Таймыре. Если они и представляют иноплеменную примесь к якутам, то утрату ими своих первичных культурно-этнических призна­ков нужно относить к фактам весьма отдаленной древности, ибо в настоящее время они в полной мере ассимилировались с северными якутами по языку, нравам и обычаям. Якутские купцы, выезжавшие к ним из Булуна, почти единогласно ут­верждали, что они называют себя «дулгаан сахата», т. е. яку­тами местности или рода дулган. Точно также самоопреде- лял себя и один молодой долганин, встреченный нами в Булуне. Наши контрольные вопросы по важнейшим признакам культуры северных якутов обнаружили полное единство долган с последними. Между прочим, в этнографической карте Сибири, изданной Академией наук (труды Комиссии по изучению племенного состава населения СССР) в 1929 г., долгане предпочтительно пред якутами обозначены как «саха».

    0
    • кас
      18 августа 2015  

      саксаксак, че там долго говорить - там жили мои бабушка и дедушка ,она родом с Угулээт или Куулээт ,а он с Чинэкэ - коренные вилюйские.В 1935 поехали как комсомольцы усиливать Советскую Власть с Вилюйска на Оленек на оленях .Я там жил 5 лет,все там говорят на якутском но добаляют окончание -кай. Там неслышал чтобы ктонибудь говорил на другом языке,даже из стада оленеводы зимой приезжали в поселок на оленях,но говорили все на якутском.Так что никаких там эвэнков нет,там возможно долгане живут.При этом всегда упоминали Есей,говорили что с Оленька на Есей ,Мирный,перегоняли оленей,так что связи там

      0
      • кас
        18 августа 2015  

        Что характерно,внешность большинство их долихоцефалы и мало круглолицых.Притом с чуть глубокопосаженными глазами,и с чуть высоким носом чем даже буряты.Внешность своеобразная,характер твердый можно сказать суровый.В детстве если дрались ,то кидались камнями и стрелялись рогатками.Вспомнить сейчас страшно ,могли глаза провыбивать же.Короче Север проверяет людей на выносливость.

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          18 августа 2015  

          кас, ну вот, сам видишь. не знаю какую цель преследовали власти, но ессейских саха отделили от Якутии.


          Как Ессейские саха были отделены от Якутии
          ®
          kinat - 29 сентября 2011 15:35 139

          Цитата:
          В споре победил Красноярский край

          Начиная с 1926 года, начинается тяжба между Красноярским краем, который входил в Восточно-Сибирский округ, и Якутской АССР. Заложниками, которой явились ессейские якуты. Им по большому счету было все равно откуда ими будут управлять. Все баталии проходили на верхних эшелонах власти, народ никто не спрашивал. Во всех документах того периода всё население бассейна озера Ессей называют огульно – «тунгусами».

          Вот выдержка из письма Сибирского комитета ВЦИКу: «Озеро Ессей является районом промысла и местом пребывания в отдельные периоды года тунгусов Илимпийской тундры… Необходимо оградить их интересы и приостановить продвижение якутов… Район озера Ессей фактически будет обслужен культурным центром озера Чиринды со стороны Туруханского края… Наличие определенного тяготения бедняцкого населения этого района к Туруханскому краю… Влияние ЯАССР на район озера Ессей в настоящее время выражается по преимуществу в установлении торговой связи и полном отсутствии культурного обслуживания туземцев». Так искусственно вбивается клин между якутским и тунгусским населением. Хотя по свидетельству Семена Соломонова: «Границы кочевий не были разделены. Якуты и тунгусы жили между собой мирью».

          В те же годы пишут: «Если Жессейский район перейдет к Туруханскому краю, то несомненно Вилюйский округ, в особенности госторговые организации потеряют один из тех пушных районов, в которых заготавливается пушнина». Комментарии излишни. Каждая сторона выступала только с экономически выгодной стороны. Мнение народа не учитывалось. «Каждый год приезжают на Жессей представители Туруханского краевого исполкома и ссылаясь на границу ЯАССР с Туруханским краем по реке Котуй (оз. Жессей стоит за этой рекой), предлагают населению Жессей подчиняться им, властям Туруханского края, в противном же случае – выселиться за границу. Но жессейские тунгусы совершенно не желают и выселиться ибо имеют в тундре Туруханского края ловушки (пасть), оз. Жессей является единственным источником существования бедноты (промысел рыбный), в тундре удобно пасти оленей в летнее время и т.д. Родовой совет хоть и не имеет данных (документов), могущих противостоять требованиям представителей Туркрая, но все же категорически заявляет о нежелании подчиняться им», говорится в газете «Автономная Якутия» № 182 от 10 августа 1928 года. Никитин Г.В. в статье «Новый эвенкийский район» от 20 августа 1932 года пишет: «Работники Эвенкийского округа нажимают на тунгусов административно, когда на собраниях тунгусы выступают со своим мнением, то инструктора Астраханцев и Зырянов отвечают репрессивными мерами, плоть до заключения. Арестовывают, не дают говорить беднякам и середнякам, выгоняют из собрания за то, что они предлагают присоединиться к Якутии… Производятся незаконные обыски и из-за этого администрирования тунгусы переселились в территорию ЯАССР». В эвенкийском окружном архиве есть телеграмма за подписью Первухина: «…Родин выехал… Кирбей… установил следующее двт результате разжигания среди населения якутского шовинизма подхваченного кулачеством… часть населения Ессейского Совета на месте осталась только беднота, Кирбейский совет полностью откочевали территорию ЯССР заявляя свое нежелание находиться в составе Эвенкийского округа тчк Руководствующую роль ведет заведующий Оленекской факторией…Васильев… за кулаками ушли зажиточные и часть остального населения зависимого кулачества тчк… фабриковались соответствующие документы оформление желания кавычках населения находиться составе Якутии тчк… Политическая хозяйственная работа пушной промысел Ессейского Кирбейского советов сорваны… проведенном Кирбее общем собрании количестве 78 чел… выступавшие объяснили свой уход боязнью учета экономики проводимого бригадой Окрисполкома зпт культсбором зпт разностью языка зпт дачи кулакам твердых заданий сдачи пушнины зпт грубостью инструктора назвавшего некоторых туземцев пытавшихся сорвать собрание на Ессее бандитами зпт ссылка что Кирбее будет свой РИК больница, школа тому подобных обещаний Никитина Васильева… Просим срочно поставить вопрос Якутским обкомом ВКП(б) принятии мер ликвидации творимых безобразий…».

          В этом споре, в конце концов, победил Красноярский край. Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 года в составе края был образован Эвенкийский Национальный округ с тремя районами: Илимпийский, Байкитский, Тунгуско – Чунский. И в состав Илимпиского района, вошла территория бассейна оз. Ессей и населяющие эту территорию якуты и тунгусы. Окончательно граница между Эвенкией и Якутией была установлена в 1931 году.



          http://www.centrosib.info/knigi/ebe-sohranivshaya-drevnie-taynyi/

          0
          • кас
            18 августа 2015  

            саксаксак, Оленекские внешне даже более саха ,чем некоторые южнее его улусы,и главное однородность лиц поражает.Также много якутских фамилий - Долгунов например.Притом смотрите чисто саха название,без длинных суффиксов,двойных окончаний.Подытоживая скажу,вероятно оленекские саха,это первые пришедшие саха.

            0
            • саксаксак
              саксаксак
              Ветеран
              18 августа 2015  

              кас, Они и есть автохтоны-палеоазиаты. Моя прапрабабушка ессейская была, оттуда привезли её на оленях. У моей мамы нос горбатый, как у индейцев северной Америки.

              0
              • кас
                18 августа 2015  

                саксаксак, вот эти западные и северо-западные саха является более саха,и они до недавних пор более яро отстаивали свою самоиндентификацию,на это влияло соседство с иноязычными тунгусами Красноярского края.Саха всегда отмечали свое отличие от эвэнков,эвэнов, и др.И правильно никакой народ не хочет потерять язык своих предков,те же эвэны тоже отстаивают свою самоиндентификацию.

                0
                • саксаксак
                  саксаксак
                  Ветеран
                  18 августа 2015  

                  кас, иноязычные тунгусы северной Якутии - миф. Скорее всего были самоеды. заметь, что казаки называли их тунгусами, а это экзоэтноним Сахаский. Ни один другой народ не знает, что означает этот этноним, даже сами тунгусы))) насчет эвенов-ламутов мы с ЯН-3 нашли их выход со стороны маньчжуров Амура, через Дальний Восток к Тихому океану и движение части из них к восточной части Якутии.

                  0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    19 августа 2015  

    ИТАК: Мы имеем в итоге вывод, что северные якуты-оленеводы возможно задолго до эвено-маньчжур сумели одомашнить оленя. Как видим терминология оленеводства у саха имеет своё название и даже стало возможно поспорить об их первичном САХАском изобретении. Ареал кочевания якутоговорящих Тоҥ-Уусов оленеводов вся западная Якутия+север Красноярского края+северо-восток Якутии.
    Топ будет продолжаться и дальше.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    19 августа 2015  

    Судя по карте оледенения, оленеводство так же как и коневодство вполне имеют возможность возникновения их на территории древней Якутии.
    image

    0
  • кас
    19 августа 2015  

    помоему неправильно называть северных саха и полусаха - тунгусами.Всетаки у них родной язык саха( якутский ) или долганский и они и говорят и понимают язык саха. А кроме них,есть другие народности которые совсем не говорят по саха(,якутски).Тонг уусы - это те кто совсем непонимает саха(якутский). Возможно древние саха могли бы назвать тунгусом нынешних городских саха непонимающих свой родной язык.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      19 августа 2015  

      кас, ТОҤ УУС- это можно перевести и как племена со времен ледникового периода. Северные саха есть Урааҥхай -отвечающие за тыловое и военно-промышленное обеспечение. Кочевые САХА сбор налогов или война с оседлыми государствами. Оленеводы одно из подразделений Саха-Ураанхайцев.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    23 августа 2015  

    Ньаргы-биирин туола илик оҕо тайах.

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    5 апреля 2016  

    Спасибо АДМИНУ за понимание и сняли замок с этого архиважного топа для понимания автохтонности народа Урааҥхай-Саха для всей северной Евразии!!!

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    13 мая 2016  

    саксаксак Постоялец 08:10
    Kilbar, знаменитое слово АРГИШ северных оленеводов тоже саха-урааҥхайское от корня слова Эргий-1) вертеться, вращаться, кружиться; көлөһө эргийэр колесо вертится; ср. эргичий = 1; 2) двигаться вокруг чего-л., обходить что-л. кругом; күөлү эргий = обойти озеро кругом; 3) возвращаться;
    ЭРГИЙ+С=ЭРГИС=АРГИШ.

    Цитата:
    Вечный аргиш
    imageimage
    В Ямало-Ненецком автономном округе проживает более 36 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, из них порядка 16 тысяч – кочуют. Доля кочующего населения в общей численности коренных малочисленных народов Севера практически не изменилась за последние пять лет и составляет 40%-41%. Самое большое количество «тундровиков» проживает в Ямальском районе, около 11 тысяч человек. Половина из них каслает по тундре.

    Каслание (перекочёвывание) – это образ жизни оленеводов Крайнего Севера. Ежегодно длинные аргиши (обозы) из оленьих упряжек проходят сотни километров. Двигаясь из Яр-Сале, ненцы в первые месяцы зимы начинают перемещаться от пастбища к пастбищу, перегоняя многотысячные стада оленей на юг, пересекают замерзшую Обскую губу и в середине зимы подходят к г. Надым. В марте они отправляются в обратный путь. Так происходит из года в год, из века в век…

    Несмотря на жестокие морозы, метель и пургу, эти люди постоянно в пути. Суровыми условиями жизни продиктован быт ненцев, конструкция жилища, средств передвижения, одежда и многое другое.

    Маршруты, по которым кочуют оленеводы, сложились ещё в XVIII—XIX веках. Они учитывали наличие пастбищ, их величину, удобные места для стоянок и отела. Чем больше стадо, тем быстрее надо двигаться, поскольку корма оленям в одном месте хватает ненадолго. У ямальских ненцев маршруты, пожалуй, самые протяжённые — от 500 до 1000 км. Особенно долгие стоянки приходится делать во время отёла оленей.

    В день каслания рано утром ненцы начинают собирать вещи и укладывать их в нарты. Разборкой и установкой чума занимаются в основном женщины. Сначала собираются и сворачиваются оленьи шкуры – нюки, потом разбираются шесты – основа чумов. После того, как все вещи и чумы собраны и уложены в нарты, ненцы устанавливают загон для оленей. Он представляет букву «П» из составленных в ряды многочисленных нарт. Между нартами натягивают сеть. Оленей направляют с разных сторон в установленный загон. Уже с 14 лет мальчишки наравне со взрослыми и выполняют тяжёлый труд по управлению стадом и занимаются отловом оленей. Когда стадо собрано, выбирают оленей для нарт. Женщины запрягают оленей в женские нарты, которые отличаются от мужских наличием бортов. Мужчины запрягают мужские нарты. Аргиш начинает свой путь на новое место.

    Нарты кочевого каравана выстраиваются в определённом порядке. Первая упряжка идёт тяжело, олени утопают в сугробах. Поэтому первыми едут мужчины, прокладывая колею. Сначала движется нарта хозяина, затем нарта для священных предметов, женская нарта, несколько грузовых нарт с одеждой и прочим имуществом. На последних нартах везут жерди для чума и доски для покрытия пола. Длинной вереницей Аргиш уходит за горизонт на новое место…

    Конечно, кочевники сегодня живут иначе, чем их предки. В наши дни можно даже встретить оленевода на снегоходе с японским двигателем, а в чумах можно найти автономные генераторы, радиотехнику, мобильную и даже спутниковую связь. Одно остается неизменным – оленье стадо. Для ненцев олень – священное животное. Это и еда, и одежда, и транспорт, и жильё. А сами ненцы называют себя «детьми оленя».

    Слово «аргиш» есть во многих языках северных народов. Его буквальное значение – караван из нескольких оленей, вьючных летом и запряжённых в нарты зимой. Но философское значение этого слова ближе к понятию «путь», причём в самом широком смысле. Это длительное кочевье, многокилометровые переходы по бесконечной тундре. Это традиции, быт и культура людей, для которых жизнь – это вечная дорога. Вчера, сегодня, завтра…

    Источник http://www.rgo.ru


    Как-то объяснял этимологию этого слова Суляндзиге.
    ЭРГИС=АРГИШ - ВЕЧНЫЙ ПУТЬ ПО КРУГУ (Скорость роста ягеля медленная и составляет всего 3-5 мм в год. В высоту лишайники ягеля могут достигать 10-15 см. Соответственно ягель вырастает в полный рост за 30 лет.)

    0
  • сака
    1 июня 2017  

    Михаил - 28 марта 2013. Давно интересовал вопрос. Почему оленеводство не перекинулось на Сев.Американский континент? http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=22967871

    Цитата:
    offen 28 марта 2013
    Континентальные эскимосы - ихалмюты жили в центре огромных равнин Арктических территорий Канады и были открыты в 1928 году Кнудом Расмусенном. В 50-х годах известный канадский писатель Фарли Моуэт наблюдал последних представителей этого народа, о чем он написал в своей книге «Люди оленьего края». Канадские промысловые охотники тысячами истребляли оленей, что привело к вымиранию ихалмютов, которые зависели от миграций карибу, и каждый год ждали появления оленей. В конце девятнадцатого века на Аляску завезли домашних оленей из России и начали разводить. Однако до масштабов оленеводства в России им еще далеко. В наши дни американские оленеводы пользуются системой спутникового наблюдения за стадами.

    Атас 29 марта 2013

    Недавно узнал

    Что североамериканское карибу являются одичавшими потомками чукотского оленя-харгина. Оказывается, во времена колонизации Аляски вместе с русскими землепроходцами, промышленниками и всякого рода авантюристами туда перебрались и наши аборигены, со своими домашними оленями (говорят, на Аляске раньше оленей и в помине не было). После продажи Аляски россияне в срочном порядке вынуждены были укатить на свою историческую родину. Не до оленей было. Вот чукотские олени и одичали.

    М.Ру 29 марта 2013

    Дело в эскимосах. Эскимосы и чукчи - родственные народы: и те, и другие изначально сформировались в Северной Азии. Но чукчи с давних пор - оленеводы, а эскимосы - охотники и морские промысловики. Скорее всего, еще в древности чукчи вытеснили основную часть эскимосов с Чукотки. К тому времени, чукчи приручили оленей, диких оленей осталось мало, а эскимосы охотились, между прочим, и на диких оленей тоже - это была немалая составляющая их охотничьей жизни. Да и морского зверья на азиатской стороне поубавилось. Надо полагать, сначала чукчи оттеснили эскимосов на побережье, а уже оттуда те со своими гарпунами ушли в Северную Америку. А чукчам туда зачем? Они народ гордый и высокомерный, "где зародились, там и пригодились", "не нужен им берег турецкий", тундра большая. Опять же оленей перевозить или перегонять - труд немалый, да и чего ради? Вот так и поделили: эскимосам - Америка, чукчам - Россия.


    Имхо: Короче чукчи как и эскимосы издревле были морскими охотниками, а оленеводством чукчи стали заниматься возможно довольно поздно, может в XVI-XVII веках н.э.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      1 июня 2017  

      сака, морскими зверобоями помимо них были алеуты, коряки, эвены-ламуты, отсюда выходит, что оленеводство на восток пришло с территории Якутии.

      0
  • сака-могул
    1 июня 2017  

    Цитата:
    Северные олени и люди
    Фото B. Wilson

    Северные олени являются символом Севера наряду с белыми медведями, песцами и моржами. Северный олень обитает на обширных пространствах полярных территорий Евразии и Северной Америки. В Америке его называют карибу. На всем протяжении ареала северного оленя можно выделить две экологических формы: тундровая и лесная.

    Тундровый олень известен своими дальними миграциями. Летом они могут проходить тысячи километров в поисках лишайника ягеля - их основного корма. Спасаясь от мошки и оводов, олени стараются держаться обдуваемых мест - морского побережья, гор и возвышенностей. В. Песков в своей книге "Аляска больше, чем вы думаете" описывал как на Аляске был построен нефтепровод с учетом максимальной безопасности для окружающей среды. Он был поднят на высоту нескольких метров и под собой создавал сквозняк, тем самым притягивал оленей, которые искали спасения от мошкары. Северные олени страдают от мошек, оводов и личинок носоглоточных оводов, гельминтов, которые постепенно доводят бедных животных до истощения. Зимой северные олени уходят в лесотундру, спасаясь от холодных ветров.

    Ненецкий пастух готовится заарканить оленя. Фото Yuri Kozyrev/ Consequences by NOOR

    В Евразии еще в древние времена начали приручать оленей, и по сей день содержат в гигантские стада в полувольном состоянии. Народы Севера путешествуют и поныне вслед за оленями. Олень для северных народов дает пищу и одежду, а также является транспортом. Кроме привычных оленьих упряжек, эвенки, к примеру, ездят верхом на оленях. Деградация народов Севера особенно сильно происходила в советские времена, когда северных кочевников заставили жить в поселках, где их спаивали спиртом. Сейчас же она пошла на спад. В тяжелые времена после распада Советского Союза оленеводы снова вернулись к своему исконному делу. Некоторые народы Таймыра: ненцы и нганасаны почти не коснулись пагубного влияния цивилизации, и живут своими обычаями по сей день.
    Северные олени и люди

    Конец 19-го века, Архангельск, Сибирь. Фото Википедия

    Гораздо сложнее обстоит ситуация с коренными народами Северной Америки. Континетальные эскимосы - ихалмюты жили в центре огромных равнин Арктических территорий Канады и были открыты в 1928 году Кнудом Расмусенном. В 50-х годах известный канадский писатель Фарли Моуэт наблюдал последних представителей этого народа, о чем он написал в своей книге «Люди оленьего края». Канадские промысловые охотники тысячами истребляли оленей, что привело к вымиранию ихалмютов, которые зависели от миграций карибу, и каждый год ждали появления оленей. В конце девятнадцатого века на Аляску завезли домашних оленей из России и начали разводить. Однако до масштабов оленеводства в России им еще далеко. В наши дни американские оленеводы пользуются системой спутникового наблюдения за стадами.

    Погонщик северных оленей племени эвенки, Кыстатем, Сибирь. Фото Chris Linder / Nature’s Best Photography

    Из молодых рогов северного оленя - пантов добывают полезное вещество пантокрин, которое используется в медицине для восстановления организма человека. Оленьи шкуры используются для производства одежды, юрт. Камус используется для того, чтобы лыжи не скользили по снегу.

    За стадами северных оленей неотступно следуют полярные волки, росомахи и песцы. Они регулируют численность оленей, убивая ослабленных животных. В Скандинавии, где практически вымерли волки и росомахи, в восьмидесятые годы чуть не вымерли вслед за ними и олени. Олени были многочисленными из-за отсутствия хищников, но стали подверженными заболеваниям и ухудшению породы. Во время катастрофы в Чернобыле радиоактивные облака оседали в Скандинавии и уничтожали лишайниковые тундры. Тогда норвежцами было принято непростое решение сократить поголовье оленей втрое, и тем самым они спасли северного оленя от полного вымирания. Сейчас крупные хищники вернулись в Скандинавию, и ситуация нормализовалась.

    В России непригодными стали пастбища в районе добычи нефти и других ископаемых. Выбросы заводов Кольского полуострова, разливы нефти в Западной Сибири, вездесущие следы вездеходов по всей Арктике уничтожают хрупкую экосистему арктических лишайников, которые являются кормом для северного оленя.

    Источники: Василий Песков "Аляска больше, чем вы думаете" М. 2008"; Фарли Моуэт "Люди оленьего края"
    http://greenword.ru/2010/10/reindeer.html

    0
  • сака
    1 июня 2017  

    Можно сделать общий вывод, что собак люди приручили самостоятельно на всех континентах. Индейцы еще смогли одомашнить ламу.
    Лошади, олени и другие домашние животные были одомашнены в Евразии.

    0
  • оленевод
    1 июня 2017  

    При всех достоинствах и пользе оленя ,все таки надо понимать грань духовности и какой-то материальной выгоды.
    И в связи с этим делать символ из оленя это глупо. Так как само понятие символ означает прежде всего духовную сторону и понятия которые важны для человека.

    Например возьмем - конь , этот символ почитается у всех народов и понятен каждому , также конь олицетворяет - мощь,быстроту, скорость,выносливость, также - ум и понятливость ,не противоречие всему человеческому, понимание человека и даже доверие к человеку.

    Олень же -будь он хоть в 10 раз полезнее коня , но все таки он тупой ,и труслив от природы,так же оленя никогда нельзя приручить до конца. Если олень уйдет в тундру с дикими оленями ,то он уже не вернется .Еду он сам найдет ,а о понятии того что человек нужен оленю в голову оленя не приходит, олень безнадежно тупое животное.
    Поэтому в народе саха есть даже поговорка - "да ты олень что ли ?" , Типа подразумевают - тупой и трусливый человек.

    Например свинья тоже имеет много полезных достоинств - типа из ее мяса делают колбасы и прочее , но это не признак того чтобы делать из свиньи символ народа или чело либо еще.

    А конь это другое дело - лошади понимают важность их для человека,и самого человека для лошадей. ОНи могли бы убежать в лес ,но лошади всегда приходят к человеку. Они более умны , и полезность их по моему мнению в разы больше для человека умного и понимающего,ценящего какие то понятия.

    Сейчас содержание оленей и сама тема оленей важна лишь ИЗ-ЗА того , что рога оленьи продают за рубеж ,и из камуса шьют унты. Но олень он остается оленем - глупым и боязливым животным,всегда смотрящим в тайгу.

    0
    • сака
      1 июня 2017  

      оленевод, здесь рассматривается не суть оленя, а возможность прасаха приручить оленя, как я понял в послепотопное время исчезло множество животных и остались только те, кто выжил на высоких горных местах и морские животные. И люди были вынуждены от охоты перейти к одомашниванию и разведению приручаемых животных, в этот ареал вошли и лошади, и олени.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    30 октября  

    На этом топе ранее поставили замок, потому продолжение я открыл в этом топе.
    Северное оленеводство саха. II часть. http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3793486

    0
Ответ на тему: Эта тема конкретно про ОЛЕНЕЙ , ОЛЕНЕВОДСТВО и все что связано с этим производством.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания