откуда взялось слово якут
интересно  -    2315
знаю что так тунгусы наз.ли саха вернее яка а что оно означает?
Ответов 85 Написать ответ
  • Үс_куттаах
    23 апреля 2014  

    просто они не могли выговорить слово 'Саха'.

    0
    • диэн
      23 апреля 2014  

      у автора

      перевернутое понятие, провоцируемое официальной историей. Наоборот тунгусов так прозвали саха, из-за того, что тунгусы не понимали язык саха, не говорили на нем. Тунгус - тоҥ уус - мерзлый народ, т.е. немой народ, не говорящий по саха. По аналогии русские прозвали германцев, это их официальное название, немыми - немцами, за то, что они не говорят по русски. Также аналогично саха называют русских тоҥ нуучча, также за незнание саха языка.
      А слово яка - это издержки русской грамматики. Как известно, в русском алфавите нет звука Һ, который в разговорном языке, да и в письме используют саха. Не было в русском алфавите до 18 века и буквы Я. Была буква Y - йота, которую вставляли вместо звука Һ: һаха - Yаха - Yака. После реформы букву йота заменили новым звуком Я - яка - якут.
      Как могли тунгусы не говорящие ни по русски, ни по саха, обьяснять пришлым казакам, как они называют кого-то. А ведь первые казаки все понимали по саха, что подтверждает и официальная наука, т.к. тогдашние казаки все были татаро-тюркского происхождения.

      0
      • автор
        23 апреля 2014  

        ясненько

        но как жэ насчет нуччами первоначално называли манчжур жэ

        0
      • alamaykunsilama.ru
        2 января  

        диэн, не свисти! Если они (казаки) были бы татаро-тюрками они бы нашли общий язык с Саха-Канглами(Хангаласцами)!

        0
    • alamaykunsilama.ru
      23 сентября 2018  

      Үс_куттаах, да и сейчас некоторые не могут выговорить чуть ли не поперхиваются выговаривая Саха как һаха чуть ли не һаһаsmiling face with open mouth and smiling eyes!

      0
  • buka
    23 апреля 2014  

    нууча

    по определению первого русского профессионального историка Карамзина Н.М - это исчезнувшее татарское племя, чего также не любит афишировать официальная история. Между прочим русских так называют только саха, что дает обоснования, что в далеком прошлом они контактировали друг с другом.

    0
    • Синхрофазотрон
      23 апреля 2014  

      эвэнки и юкагиры называют лучча,обозначает.что

      первые русские во время обмена на шкурки,свои вещи называли лучше.например выменивая бисер на шкурку соболя,они называли лучше.Юкагирское слова мородьина обозначает смородина:)А саха называли тумус.вероятно глаза как лед.Еще слышал как родня моя называла бэһэччик)))

      0
  • Синхрофазотрон
    23 апреля 2014  

    Самоназвание саха,а монголо-буряты и эвэнки называли яка

    по тунгусски яко.русские поэтому называли якольцы,якольский народ.А долгане называются һака потому как от хягасс(хакасс) пошли,правда смешались с тунгусами,что тюркских генов мало стало.

    0
  • Синхрофазотрон
    23 апреля 2014  

    Ошибочно Йека монголов к яка относисить.

    Монголын эзэнт гүрэн; среднемонг. Yeke Mongγol ulus — Великое Монгольское Войско, монг. Их Монгол улс

    0
  • buka
    23 апреля 2014  

    Синхрофазатрон,

    кажется, историк русско=советского, т.е. колониального разлива, как и Казарян.

    0
  • Синхрофазотрон
    23 апреля 2014  

    а ты бука какого розлива постсоветского?:)

    0
  • Синхрофазотрон
    23 апреля 2014  

    Саха и хакассы братский народ.

    ошибочно полагают курыкан прямых предков саха.А курыкане были врагами кыргыз,к тому же изгнанные с Прибайкалья.Кыргызы Сагайцы придя в Якутию растворили в себе первичных курыкан,а после смеси курыкан с эхиритами монголами хори были врагами Тыгына.

    0
  • Тян Шанский
    23 апреля 2014  

    Фельетон для Могула

    Давно это было,в середине 90 ых в Стамбуле.
    Там много кафешек под открытым небом.Сидим мы значит с девушкой в кафе ,ну я возьми и закажи официанту : " бутылку лучшего красного -экстра драй(сухого)" ,обязательно.что бы турецкое.
    Официант -улетел.Прилетает с бутылкой вина "Yakut"
    Вау,подумал я.Отличное вино между прочим,не хуже французкого Бордо.
    Потом узнал перевод этого ,красивого с турецкой точки зрения,названия...
    Внимание!!! "Yakut" в переводе с турецкого-"Рубин "
    Так ,что не будем заморачиваться на лживых постах недоброжелателей!
    ( Гималайский наливает себе бокал красного вина)Прозит!

    0
  • Синхрофазотрон
    23 апреля 2014  

    -

    Цитата:
    Происхождение имени Якут: греческое
    Значение имени Якут:     рубин

    0
  • кылбар
    23 апреля 2014  

    вот интересная версия:)

    Цитата:
    Сакральный смысл: Святое богово понятие: Ийэ-кут, (ия-кут, якут, руск.) Буквально: Матерь сторона. Античные народы прозывают так, как же анты не приемлют отца. На куй его шлют. От матери млеют. Однако, эта территория северного полюса. По отчему зовут: Саха. Саха – это есть семятворение отче в куе. Начало начал. Понятие состоит из двух слов. Ийэ – ия, матерь. Окончание Ия в русском всегда означает древнее понятие матерь. Франц-ия, Урус-ия, Росс-ия. В начале пишется название, затем пишется принадлежность ия – мать-земля. Геометр-ия, философ-ия название любой науки и предмета с окончанием ия означает матерь знания. Супротив отче знаний. Слово Кут – дух. Если кут –обозначка духа по отчему, то термин перевертыш от кут – дух есть обозначка матерь духа. Кут – дух. Читано справа-налево по бабьи. Потому, сс.учившиеся от отчего народы используют для обозначения своего духа материнское понятие дух, вместо отчего кут, (куд, кудай). Это одно.
        Второе сакральное значение кут – это сторона избы, юрты по сакски. Двери у саксов всегда смотрят на восток. Человек стоит внутри избы лицом, на восток к дверям. Перед у человека тоже восточная часть тела. Правая часть избы считается кутом-отчим. Левая часть избы называется ийэ-кутом, (ия-кут, ия-кутие, по современному: матерь-сторона, руск.)
        Третье сакральное значение. Ия-кут древняя название реки Элиэнэ, Јлµінэ, (Алена, Лена, руск.) По сакралу в древности река называлась Ийэ-кут, (ия-кут, по современному русскому: матерь-лейка, руск.) Обитателей трех долин реки русские прозывали я-куцы, затем, якуты. В честь названия реки.
        Западнее Лены тоже река под названием Енисей. Название исходит по сакралу от сакского: Иньэ-сай, (матерь вода, руск.) Это общеизвестно.
        Западнее Енисея есть еще река Обь. Название исходит по сакралу от сакского: Эбэ, (баба, бабушка, руск.) Это общеизвестно.
        Все три великих сибирских реки являются матерь величинами. Тут сакральной философии уйма. На отдельную книгу хватит.
        Напомним лишь некоторые. Вода всегда по сакралу минус, значит соответствует матерь. Матерь тоже минус. Потому воду величают баба, бабушка. Шепотом произносят имя обитатели реки. Чтоб не слышала их дух реки. Иногда вообще не произносят, величают просто бабушкой-госпожой. Огонь всегда есть плюс, Отче, Деда. Оттого имена рек всегда матерево, прабаба, ибо река есть вода. Что и видно по названиям всех трех великих рек. Название рек и места всегда определяет, что, откуда. Сибирь всегда называлась праматерью всех народов, рас, наций, населяющих северное полушарие. Будь то рыжие-монголы, русые-царево, серые-саха. Очень скоро это выяснится и займет свое место в познании. Как и отчее знание среди блуда матерь понятий. Низвергнет доминирующее матерь понятие. Поставит на место. Что все урусы изошли от Африки и Индии. Что негры и индийцы, когда-то завоевали северных саксков. Такой чуши более не будет. Отче-дух не от матерь. От матерь у нас только тело.
        Понятие ийэ, (ия, матерь, руск.) используется в двух произношениях. Это: Ийэ, (ия, значит, госпожа благодетельница, руск.), и Иньэ, (мать, букв. младшая от отче по званию в доме. Отче есть ага, (старший, руск.) Мать есть ини, (младшая, руск.).
        На левой стороне Лены находятся три великих долины. Эркээни, Туймаада, ЭІсиэли. Там живет скопление народа. Левая сторона соответствует матерь стороне изначального порядка жития. В избе левая сторона это ия-кутие, (матерь сторона по современному, руск.) Значит люди тоже ия-куты, (якуты, руск.) Эта изначальная простая пятипальцевая сакральная философия. Ничего удивительного тут нет. Это факт. Объяснение не научное. Житейское. По сакралу.
        И четвертое. Среди русских завоевателей был шляхтич (от сакского силээхтэ, предатель отче, руск.) по фамилии Якутович, (букв. материн-сынович, руск.). Где-то я слышал, что именно он зарегистрировал якутов как народ в тогдашней Академии географии. Это тоже сыграло свою роль. У сакрального ничего так просто не происходит. Даже имя открывателя-регистратора совпадает с сакральной пальцевой философией.
        Якуты сами себя называют саха. (см. Саха).
        Вот и все по сакралу понятия якут, (ия-кут по старому, матерь-сторона по современному руск.)
        В Отче рунике: (Й-КТ).
        В матерь пшике: Ийэ-кут.
        Произношение по сакски: Ийэ-кут.
        Произношение по русски: Якут, (ия-кут).
        Буквальный перевод с сакского: Ийэ-ия, матерь, кут –кут, кутие. Матерь дух, матерь сторона.
        На современном житейском языке: По отче: Саха, по матерь: Якутия.
        Сложение поняток по сакски: Ийэ+кут=Ийэ-кут.
        Сложение поняток по русски: Ия+кут=Якут. Совпад полный. Значится все в ладу с сакралом.
        Деление по родам: Отче род.
        Зарядный окрас: Плюсовой.

    0
    • Синхрофазотрон
      23 апреля 2014  

      что такое матерь пшик?:)

      Это когда мать пшикает на своих детей?

      0
      • кылбар
        23 апреля 2014  

        отче руны.

        Матерь пшик. От слова бичик. Бичик - женский способ письма, в отличие от руны. В словарной статье все видно. Написано. Пшик делается через буукума (буква) - каши-мешанина знаков. Как хаос в ридикюле женщины:) А руны - это коды кут, знаки генного кода. Строго упорядоченные смысловые знаки. Оттого отче.

        0
  • Синхрофазотрон
    23 апреля 2014  

    арабское птсьмо-матерь пшик?

    0
    • offen
      23 апреля 2014  

      пукаете шипя? ))) молодцы, продолжайте дальше ))

      только попахивает немного саахсакралом )))

      0
    • кылбар
      23 апреля 2014  

      классика матерь письма,

      арабское письмо. Только справа налево, как пишутся руны. А Оффен обрадовался:) Появился повод выслужится перед администрацией якт:)

      0
  • Синхрофазотрон
    23 апреля 2014  

    А почему шишкинская писаница такая несовершенная?

    Т.е как будто ребенок рисовал или олигофрен.Вероятно рисовали дети или подростки.Мужикам делать нечего что ли,работы полно.В городе обычно дети рисуют мелом,всякие матерные слова или граффити.После атомного армагеддона прилетят пришельцы,найдут среди пепла и пыли осколки бетона с детскими риисунками и подумают,да эта раса была на полуживотном уровне.

    0
  • СуоК
    24 апреля 2014  

    \ или в Крым отправляют в санаторий? \

    - Это вряд ли?
    На счет Крыма, здесь кто-то выложил(опус какого-то ученого(ну. не помню, а рыться - лень)), где было написано - ""КРЫМ" слово тюркского происхождения, а что означает не понятно?".
    Мы, здесь с Кубадайам думали-думали, и додумкались вот, до чего:
    "Крым", похоже на саха слово "кырым", обычно в предложениях используют, как "кырымта".
    Кырым или кырымта - это когда, чего-то мало, недостаточно, требует бережного расходования.А что в Крыме требует бережного расходования?.
    Правильно - вода(уу), пресная вода.Там с исторических времен пресная вода всегда была в цене, по саха - уу кырымта, уу КЫРЫМ. Вот вам и Крым.

    0
  • Синхрофазотрон
    24 апреля 2014  

    Раньше там было Боспорское царство,позже Понтийское царство,последний сар был Митридат.

    0
    • Нуча
      2 мая 2014  

      Якут,ударение на первый слог

      Где-то в словаре,то ли Даля,читал,что якут-это мясоед:)

      0
  • fugen1
    2 мая 2014  

    якут

    якут-ругательное слово(яко-ми)-тунгуское .Вонючий народ.Видимо наши предки жили вместе со своей живностью.А "нууча"(нуччи)-большеносый человек.

    0
  • buka
    2 мая 2014  

    откуда

    берете в 17 веке эвенов и эвенков? До 20 века все они были тунгусами, как и прозвали их саха, тоҥ уусы. И кто как говорил также не имеет значения, потому что, как говорится, слова к делу не пришьеш. Все дело в законах грамматики как русского, так и саха языков, вернее в их различиях.

    0
  • sakha75
    3 мая 2014  

    по моему надо поставить точку в этом вопросе

    везде пишется, что был союз народов проживающих на территории современной якутии - племен "йака", просто первые казаки столкнулись именно с этим союзом (которые были ранее 1632 года), племена которых называли себя джарханцами, а на русское ухо - якольцы

    а ссылка то шо первыми они-казаки встретили племена кангаласцев или борогонцев, отдавших им землю под крепость, не выдерживает критики, ну никак не притянешь принятое официальное название якольцев к канглам или борогонцам

    0
  • Сева
    5 мая 2014  

    Всё просто-русские не могли выговорить-Һаха

    и получилось-Яка, а потом прибавили-ут, и получилось-Якут

    0
    • прук
      5 мая 2014  

      Единерка ваш знает но молчит!

      Йокот по Эвенкийски Чужеземец!

      0
      • Вот так вот очень просто
        5 мая 2014  

        Так как буквы "Йо" в Русском словаре нету , написали "Я"кут

        Йокубович Еврейская фамилия, тоже самое.. и сделали "Я"кубовичом

        0
  • сампосебе
    8 мая 2014  

    слышал, в шутливой раскладке...

    что первые русские встретив саха, не зная как к нему обращаться, угостили его своим алкогольным напитком. Попробовав, ему понравилось. Как -то пообщавшись, он захотел еще выпить. И протягивая русскому пустую чашу, он сказал я...я... КУТ т.е. НАЛЕЙ мне. А как же он будет обращаться к русским? Еще захотев выпить, чуть-чуть как-то пообщавшись, он сказал НУ ччэ...ччэ...ччэ кут(наливай). И решил их называть нуучча. Отсюда и вышло: русские саха- якут, саха русских-нуучча. Есть ли еще предположения.

    0
    • 33
      19 декабря 2018  

      сампосебе,

      )) Эта байка из той серии, что и про нууча. Встретились русский с якутом: Русский: ну чё, я кут. Якут: Нуучэ якут

      0
  • Бинарник
    16 мая 2014  

    яко- бестрашный по эвенкски

    0
    • nikolaevnv75
      17 мая 2014  

      йака это по тюркски саха

      Яко саха потунгусски с тюркского отсюда и якольцы по русски
      Якут множественное по монгольски баргут мангут и т.д. отсюда множестаенное по русски якуты

      0
  • offen
    17 мая 2014  

    первые русские пришли через Сунтары и спросили у местных: что за вы народ?

    мы Баякуты - приставка Ба выпала и осталось концовка: якуты

    Никон1
    13.04.2013
    Быйакы = дойдуларыттан тэйбит, атын сиргэ харах таһаарынан олорбут дьоннору = быйакылар дииллэр.
    Сир таһаарыммыт буоллаххына быйакы буолаҕын.

    0
    • г
      23 мая 2014  

      вот вы якуты действительно странные

      почитал тут один пишет якут-вонючие люди,кут-наливай,пей,что русские чего то выговорить не могли.тогда расшифруйте знатоки хре-вы название и смысл слова Якутск.

      0
  • offen
    23 мая 2014  

    ларчик с надписью "ЯКУТ" просто открывался:

    прибывший в Сунтары атаман Шахов спросил у аборигена: что за вы народ?
    сунтарец сказал: мы - ба_якуты
    первые ба Шахов запамятовал и в Москву написал: я нашел ясачников якутов.

    а в Якутии были ешё байаҕантайцы-ба_ягантайцы

    0
    • t
      23 мая 2014  

      ха ха

      насмешил ба якуты.я вот родился и жил до 13лет в казахстане и казахи не стесняются а гордо отвечают да я казах.а вы якуты начинаете выделываться у вас в паспорте что написано "ба якут"и что?

      0
      • offen
        23 мая 2014  

        у казахов другое мышление...потому понимаем, что выкрутасы в русском языке не понимают...

        а так мы идентифицируем себя как саха

        0
  • Синхрофазотрон
    23 мая 2014  

    А у нас в паспорте гражанин Рф и усе.

    только во регистрации брака спрашивают кто ты по национальности,можешь хоть хоббитом или урук хаем записаться.

    0
  • Синхрофазотрон
    23 мая 2014  

    я якут,а по паспорту гражданин РФ

    0
    • offen
      24 мая 2014  

      задолбал Синхрофазотрон объявляя себя якутом

      ты же *** рожденный от эвенкийки

      0
      • Синхрофазотрон
        24 мая 2014  

        Это в твоем таттинском калмыки монголы

        а хаҤалас якуты,долбай эвэнки на Буотаме живут и на Сиинэ там угодья уних охотничьи.Это ты белобрысый хрен знает кто,папа геолог?

        0
  • Синхрофазотрон
    24 мая 2014  

    Ты злишься,потому что ты мало знаешь,чем я,Я черпаю из головы,а ты копипастишь из нета надо не надо.

    0
    • offen
      24 мая 2014  

      в черепушке своем наведи порядок :-)

      иначе станешь похож на oidov 'a :-)
      или уже стал. :-) :-)

      0
  • alternative history
    24 мая 2014  

    yakut -ya krut!

    v te dalekie vremena kogda sakha cheloveki zhili ne tuzhili v doline Tuimaady Erkeeni Enkseli vdruk otkuda ne vozmis priplyli ludi borodatye s krasnymi nosami (ot vozdeistviya xoloda na organiobonyaniya ) s shashkami i ognestrelnymi pistolami pryamo kak v igre Ognem i Mechom i sprosili zaidya v odu iz balagano(sakha xata) u odnogo posona ty kto ? chto za frukt aaa? a tot potsik xotya i rasteryalsya vozmutilsya nevzapnym vtorzheniem v lichnoe prostranstvo i t.d . i t.p vstal s orono (do nix on lubovalsya l kak v komilek ohox veselo treshali razletalis shepkl iskorki ognya) i dostoino otvetil ya krut!!! a ne frukt! ))) a te kozoki byli odety ne ochen xoroho tak kak poluchennye yasakom pushninu otprovlyali srazy Ekaterine2 kotoraya ochen lubila shegolyat v novinkix shubkax ot Siberiya chornyi sobol . a otvleksya) nu tak u nix uxi u vsex v morozax primorozili i tolkom ne uslyshali cho posan otvetil uslyshali tolko yakut ( a R ne uslyhali tak i zapisali. v otchetax svoix .mol zhivut v sakha sire yakutske ludi a dolzhno by byt krutye ludi! chem kruty chem otstoi dannyi narod ne znaiu prochital etu history v wikipedii =D

    0
  • Танара уола Аархан Балаганнаах
    22 июня 2018  

    Ону-маны лахсыйыман.якут-диэн нууча купецтара булбут тыллара.эбэнки миэхэ кут ,диэбититтэн тахсыбыт ойдобулэ,аргы содула.онтон ыла якуттар дииллэр сахалары.Моккуhумэн-хайааман куталар.

    0
    • Танара уола Аархан Балаганнаах
      22 июня 2018  

      Танара уола Аархан Балаганнаах, ким эмит бу баар дуо?

      0
  • Быйанг
    22 июня 2018  

    Слова: - якут, яко, яка, сака, соха, саха, йеке, йака - это одено и тоже слово в разных диалектах якутского и живущих рядом с якутами народов. Вот и все.

    0
    • Танара уола Аархан Балаганнаах
      22 июня 2018  

      Быйанг, аранастыы кэпсэтимэ ,нуучалары кытары.

      0
    • БГС
      2 января  

      Быйанг, и сейчас эвенки Южной Якутии называют нас яко :) например: встретив в труднодоступной тайге Южной Якутии удивляются - яколар манна хантан кэллигит...

      0
  • Быйанг
    22 июня 2018  

    ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
    на тему «Этнонимы саха и якут: историография и этногенетические аспекты»
    ЭТНОЛОГИЯ

    ЭТНОНИМЫ САХА И ЯКУТ: ИСТОРИОГРАФИЯ И ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

    В.В. Ушницкий

    Анализируется происхождение самоназвания народа саха и его русского названия «якут». Разбирается историография этимологии этнонимов, их связь с родовыми названиями алтайских народов. Приводятся фольклорные данные о проживании племени с названием «саха» в Предбайкалье и на Средней Лене, гипотезы о связи этого названия с сагайцами и родом соха в составе хакасов и сахаэтами в составе средневековых кереитов. Проверяются гипотезы о связи названия «якут» с этнонимами ехэ, джакут, някугир в составе тунгусов-эвенков и тунгусским обозначением «йокогир» (юкагир).

    Этнонимы, этнография, фольклор, племена Центральной Азии, тюркология, этногенез, историография.

    История формирования того или иного народа взаимосвязана с историей его имени. Но историю этнонима нельзя отождествлять с этнической историей народа. В контексте изучения этногенеза требуется отдельная исследовательская задача для выявления особенностей происхождения этнонима [Якубовский, 1941, с. 18-19]. В статье изучается проблема происхождения самоназвания саха. Народ саха известен под русским именем — якут. Только в 1990-е гг. Якутия получила двойное наименование — Республика Саха — Якутия. В литературе преобладает мнение о том, что русское слово якут происходит от тунгусского слова эко [Костров, 1878; Кулаковский, 1926; Айсберг, 1991], так тунгусы, исходя из особенностей фонетики своего языка, выговаривали слово йако [Кулаковский, 1946]. Таким образом, экзоэтноним якут считается производным от самоназвания саха.

    Самоназвание народа саха еще не становилось объектом отдельного исследования. Хотя уже в самых ранних работах о народах Сибири европейские исследователи обратили внимание на близость самоназвания саха к имени древних саков. Так, в XVIII в. шведский исследователь И. Страленберг выдвинул гипотезу о происхождении этнонима саха от среднеазиатских саков [Б^аЫепЬегд, 1730]. В XIX в. к этому же выводу пришел Н.А. Аристов [1896], отметивший наличие множества родов и племен с корнем сак/сака среди тюркоязычных народов. По современным данным, древние саки по языку принадлежали к носителям восточно-иранских языков [йа1Ьу, 2004]. Но и ираноязычность саков не стала препятствием для отождествления саха и саков. Так, А.И. Гоголев объясняет самоназвание якутов саха от древнеиранского сака (олень), тотемного самоназвания ираноязычных племен [1993, с. 14-15].

    Источниками была зафиксирована этническая преемственность между ираноязычными саками и древними тюрками. Так, в генеалогическом предании древних тюрков сообщается о родине тюрков, названной «страной» Со [Зуев, 1967]. При этом среднекитайское звучание иероглифа со (сак), по мнению С.Е. Яхонтова, предполагает только один вариант — вак (цит. по: [Зуев, 1967, с. 61-63]).

    Самоназвание саха выводится и от имени предков древних тюрков — Со [Константинов, 1975]. Д.Е. Еремеев также связывал этноним саха с древними тюрками, но с дополнением, что их предками являлись ираноязычные саки. При этом он исходил из предположения, что авестийские туры в персидских источниках именуются саками [Еремеев, 1980, с. 129-130].

    Этнонимы с корнем саха~сака встречаются среди потомков племен, ведущих происхождение от древних тюрков. Так, жители карлукских кишлаков в Узбекистане относили себя к роду саханкул. Среди локайцев и карлуков Афганистана были роды шекей и шакайды [Потапов, 1968, с. 82].

    Таким образом, можно предполагать, что этноним с основой сака у западных тюркоязычных народов связан с ираноязычными саками. Так, этот этноним как название конкретного тюркского племени распространен у ряда тюркоязычных народов: у казахов есть род шага; у киргизов —

    саке и сака; у ногайцев — шаукай и у алтайцев — сагат. Еще были родовые подразделения, например: сакал — у теленгитов-чуйцев Алтая в XIX в., шакшы — у челканцев [Гейбуллаев, 1991, с. 91]. Среди туркменов имеются родоплеменные подразделения под названиями сакав, сакавы, сакар, сахгар, сака, шагла. Столь широкое распространение таких этнонимов среди туркмен становится понятным, если вспомнить, что пустыни Туркмении вплоть до средневековья были местами обитания ираноязычных племен саков [Атаниязов, 1988, с. 100]. Существует даже предположение о тибето-бирманском происхождении этнонима сак, основывающееся на том, что тибетцы всех кочевников называли сокы, сог, что означает «варвар» [Яйленко, 1995, с. 63].

    А.И. Гоголев связывает этноним саха с названием телеского племени секйе, который мог входить в состав кыпчаков [1993, с. 124]. Еще Г.В. Ксенофонтов связывал имя саха с названием племени теле согэ [Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр. 11]. Видимо, это одно и то же племя, более известное как сыгыр, этот этноним воспроизводится от одноименного слова со значением «корова». Действительно, среди сарыг-уйгуров Западного Китая есть племя сохалир. Но слово соха в сарыг-югурском языке обозначает «кочка земли с корнями степной травы» [Бор-гояков, 1978, с. 59]. Можно вспомнить и венгерских секелеров — потомков куманов [Гоголев, 1993, с. 124]. Но они начали упоминаться в венгерских источниках еще с X в. вместе с печенегами и, видимо, являлись частью огузов.

    В Барабинских степях встречается этноним сахтар, сактар [Томилов, 1981, с. 166]. По мнению Н.А. Томилова и А.С. Селезнева, проникновение этнонима сах, сахтар в Барабу связано с кимако-кыпчакскими племенами. На страницах «Северного Архива» 1822 г. говорится о вероятной связи якутов с барабинскими татарами Тобольской губернии: «прямое же название есть Саха, от речки сего имени, протекающей на Барабинской степи» (цит. по: [Гоголев, 1993, с. 117]).

    Естественно, исследователи не могли пройти мимо названия Сагайской волости в Минусинском крае, именем этой административной единицы было названо новое племя, сложившееся на основе кыргызов и переселенцев из таежных районов. Н.Ф. Остолопов и ряд авторов XIX в. указывали на родственность саха с сагайцами [1806]. Н.А. Аристов писал, что, по якутским преданиям, татарин из племени саха по имени Омогой или Эллэй переехал с территории Красноярского края на Лену. Он связывал этих переселенцев с сагайцами, которые попросту являлись их одноплеменниками, оставшимися на родине. Он проследил происхождение саха и сагайцев от древнего народа сака, некогда занимавшего Западный Тянь-Шань [Аристов, 1896, с. 329-335]. Н.С. Щукин также записал предание, согласно которому татары племени саха с Енисея перекочевали на Верхнюю Лену и там под давлением бурят были вынуждены пуститься вниз по реке [1844, с. 273-274].

    К. Менгес считал этноним сагай кетско-енисейским по происхождению, подтверждая это суждение тем, что свое имя сагайцы могли получить от термина сангай, в енисейских языках обозначающего белку [1979]. Возможно, в термине, обозначающем у теленгитов божество сангай, можно усмотреть информацию этнического характера и сопоставить сагай (сеок у хакасов) с тотемом сангай, теленгитским сеоком сагал [Дьяконова, 1984, с. 46].

    Следует допускать, что саха имеют связь с качинским родом соххы, или с сахаларами (во мн. числе). Среди кумандинцев тоже был род Сокы (Со). Однако, по преданию, соххы пришли с Иртыша, оторвавшись от орды Кучума [Ксенофонтов, 1992а]. У киргизов имелась родоплеменная группа сакоо-кыпчак. В дополнение к этому можно привести тот факт, что соххы входили в XVII в. в Кубанов аймак. На этом основано мнение А.И. Гоголева, который кыпчакский компонент в составе саха связывает с носителями этнонима саха. Существует предположение, что сеок соххы был смешанного аринско-кыргызского происхождения [Боргояков, 1978, с. 259]. Следовательно, это вынуждает нас осторожно относиться к гипотезе о связи этнонима саха с сагайцами и соххы.

    Н.А. Аристов считал, что переселенцы в Маньчжурию из енисейских кыргызов во времена Хубилая состояли из сагайцев и урянхайцев. После изгнания монгольской династии из Китая во второй половине XIV в., во время неурядиц, они отодвинулись на север и из верховьев Амура ушли на Лену [Аристов, 1896, с. 329-335]. Эта гипотеза, по мнению Аристова, дает ясную разгадку, почему якуты называют себя ураанхай-саха. Н.Н. Козьмин предложил вариант происхождения саха от качинцев, в составе которых обнаруживается небольшой род соххы (во мн. числе сахалар) [1928, с. 5-14].

    Сагайцы отождествляются с сакаитами — тюркским племенем во времена возвышения Чингис-хана. Однако в тот период они проживали в Северной Монголии и частью входили в со-

    став кереитов в качестве отдельного племени; другая часть поддержала Темучжина в период борьбы его с тайджиутами, войдя в состав его орды [Рашид-ад-дин, 1952, с. 125]. Но сведения об участии сакаитов в этногенезе хакасов и саха отсутствуют в фольклорных и письменных источниках. Потомками телеского племени секйе (согэ, сыгйе), возможно, является монголо-кереитское племя сакаит, в составе туркмен — роды сака, сахгар, алтайцев — сагат, сакал, среди кыргызов — саке, сака.

    Согласно М. Тынышпаеву, носители этнонимов сагай и саха являются потомками кереит-ского племени сахаэт [1925, с. 12-14]. П.А. Ойунский также придерживался этого мнения [1926, с. 39-44]. Н.А. Сердобов считал, что общими предками тувинцев, хакасов и саха являются тюркоязычные кереи, исходным местом обитания которых были Восточные Саяны [1971, с. 125-127]. В генезисе позднеойратского объединения активное участие принимали остатки кереитов, у которых имелось племя под названием сахаэт [Авляев, 1994, с. 88-89, 134]. В состав калмыков входил род соха-сохад, имя которого отождествляется с саха [Эрдниев, 1980, с. 32, 69]. Племя сахаэт можно увидеть в роде саху каракалпакского племени ашамайлы, считающемся частью кереев [Жданко, 1950, с. 122].

    Согласно бурятской легенде, всадники племени саха, проживавшие на противоположном берегу реки (Верхней Лены), брали дань с предков эхиритов в течение долгого времени [Небесная дева лебедь..., 1992, с. 176-177]. Следовательно, в бурятском фольклоре сохранились сведения о проживании носителей этнонима саха в бассейне Верхней Лены. В тех же местах до прихода русских обитало воинственное племя сэгенутов, перекочевавшее из Джунгарии. Г.В. Ксенофонтов включил предания о гибели сегенутов в бурятскую часть Эллайады, интерпретировав их как бурятские предания о столкновениях с якутами. Их отождествляют с родом сэгенутов в составе верхоленских бурятов, имеющих ойратское происхождение [Архив яНц СО РАН, ф. 4, оп. 7, ед. хр. 32]. В фольклоре верхнеленских эхиритов можно заметить, что сэгенуты отождествляются с саха или с «белыми урянхайцами», которые нападали на бурят-эхиритов. Сэгенуты были расселены в Верхоленье, там же, в районе Качуга, около «Якутского взвоза» концентрировались остатки саха, постепенно вытесняемые «братскими» (эхиритами) [Павлов, 2007, с. 19-20]. Имя сэгенутов воспроизводится от слова цагаан — «белый». Таким образом, мы видим, что этимология имени саха и сэгенутов в корне различается.

    Южные версии происхождения самоназвания саха вступают в противоречие с преданием об аборигенном племени «саха, проживавшем на Лене до прибытия Омогой бая и Эллэй Бо-отура, с продолговатыми бедрами, что они занимались охотой на диких оленей и лосей, рыбной ловлей, что они были многочисленным племенем» [Боло, 1994, с. 90]. В некоторых преданиях также подчеркивается, что до прихода предков якутов на Средней Лене обитали тунгусы и некое племя сахалар [Там же, с. 34, 262-264]. Они долгое время вместе проживали с людьми пришельца Омогоя, постепенно растворяясь среди них [Там же, с. 264]. Сахаларов, ведущих образ жизни таежных охотников и рыболовов, следует связывать с тунгусоязычным компонентом.

    В этой связи весьма интересны сведения о существовании этнонима саха у тунгусоманьчжурских народов. Этноним с корнем саха распространен на Дальнем Востоке. В маньчжурском языке существовало слово саха со значением «охота», «травля зверей», «облава», а термин сахалянь имел значения «черный», «север», «весьма темный». Легендарных сахаларов Е.С. Сидоров попытался идентифицировать с поколением дахань китайских летописей [1984, с. 41-42].

    Цинские источники называют жителями Приамурья в XVII в. народности сахарча, солон, сахалянь. В сахалянах и сахарча в маньчжурских источниках исследователи видят солонов или дауров [Мелихов, 1974, с. 54]. По словам В.И. Подмаскина, в древности одним и тем же словом называли племя, закрепленную за ним территорию и главную реку, по ней протекающую. Гидроним Сахалан с маньчжурского переводится как «черный», а словом саха именовался Север. Отсюда производят название хребта Сихотэ-Алинь и острова Сахалин и, вероятно, этнонима саха [Подмаскин, 2008, с. 189]. В раннее средневековье на р. Сахалан-Ула (нынешний Амур) проживало племя сахалянь-мохэ (черноречных).

    В отношении прародителя народа саха Эллэя иногда применяется прозвище Дьинг Саха — «настоящий якут» [в^аЫепЬегд, 1730]. Появление этого имени, возможно, связано с наличием других носителей этнонима саха, в частности упомянутых сахаларов. Что касается чисто якутской версии происхождения этнонима саха, то существует предположение о том, что слово сах когда-то было мифологическим именем солнца [Ксенофонтов, 1992а, с. 66]. Когда-то Ютюгэн и

    Сах могли быть главными божествами саха, при этом они связывались с нижним миром, с образом дьявола [Ксенофонтов, 1992б, с. 116].

    Требует анализа и фонетическое звучание этнонима саха. Есть мнение, что поскольку в якутском языке раньше не было звука с, то правильнее будет произносить Лаха. Однако это произношение выдает как раз тунгусоязычный вклад в якутскую фонетику. Но если внимательно рассмотреть, то оказывается, что этнонимы саха и йако (диалектный вариант ехэ) в тунгусоманьчжурских языках существовали отдельно друг от друга, и это заставляет сомневаться в тождественности названий саха и якут.

    Например, среди забайкальских конных эвенков существовали роды под названиями еко, йэкэ, йока, якол, ехэ, дьекэ, джэку, жакут [Василевич, 1969, с. 267-269]. У вилюйских тунгусов был род Жакут, в котором видят отунгусившихся саха [Туголуков, 1985, с. 222]. По утверждению В.Ф. Ермолаева, йако и саха были якобы названиями двух различных племен, которые со временем образовали один народ [1991, с. 38].

    В эвенкийском роде някугир, обитавшем в XVII в. в Забайкалье, можно увидеть малочисленную остаточную группу якутов-саха, ассимилированную эвенками, название которых сино-номично названиям эвенкийских родов якол, якогил. Но надо отметить тот факт, что они были пешими охотниками и рыболовами, растворившимися среди позднее пришедшего рода конных эвенков — шемагиров [Шубин, 1973, с. 11, 19].

    В могущественном Хулуньском объединении феодальных владений Маньчжурии главенствующую роль играло княжество Ехэ. Крайне любопытно, что, как отмечено в «Нурхаци шилу», «родоначальником ехэ был монгол аймака тумот...» [Мелихов, 1974, с. 42]. В то же время название родов ехэ у тунгусских этносов считается происходящим от имени якутов. Этноним ехэ, возможно, имеет отношение к туматам, в последнее время связываемым с предками саха в регионе Прибайкалья [Николаев, 2004]. Следовательно, термин йакут-якут представляется древней формой этнонима с типично монгольским окончанием -ут.

    Название йокогир~якогил (якол) «баргузинскими» эвенками переводится как «якутский род, якутское поколение», поэтому представители родов никогир//някугир~йокогир//якогил считаются якутами, ассимилированными эвенками Северного Прибайкалья. Носители этнонимов ехэ или экэ идентифицируются как йокогиры или якогилы. Някугиры или никогиры были отмечены не только в составе баргузинских эвенков (йокогир, якогил, якол, екэ), но и в составе киренгских тунгусов (никогиры), которые также именовались икогирами (ср. йокогир, якогил). Учитывая сведения С.П. Балдаева о происхождении нэхэлэевского рода от якутов, Е.В. Павлов предполагает, что нэхэ в этнониме-генониме нэхэлээ можно возвести к эвенкийскому нека — ‘якут’ [2008, с. 90].

    Как видим, носители разных вариантов этнонима якут связаны с территорией Прибайкалья, где они выступают в качестве аборигенов края. Поэтому укажем на утверждение, что роды йако первоначально могли быть юкагирскими, впоследствии они составили костяк эвенских родов йа-ко, а также якутов [Курилов, 1999, с. 86]. Среди прибайкальских эвенков существовал этноним йокогир, имеющий основу йако — саха [Туголуков, 1985, с. 24]. Следует заметить, что этноним юкагир также считается происходящим от эвенкийского слова йоко-гир, т.е. «мерзлые люди».

    Существует мнение, что обозначение юкагиров ‘йокогир’ и якутов от ‘йоко’, вероятно, является производным от слов со сходным значением. В юкагирском языке слово йокэ имеет значение ‘далеко, вдали’, по-чукотски ыяакэн ‘далекий, дальний’, множественное число — ыяакэт. Эти слова, по мнению А.А. Бурыкина, лежат в основе этнонима «якутцкие люди», «якуты», а в эвенкийской адаптации с суффиксом родовых названий — в основе этнонима «юкагиры» [2006, с. 180].

    Таким образом, этнонимы саха и якут сначала могли относиться к двум различным этническим группам, потом носители этих названий могли объединиться в один народ. Самоназвание саха, возможно, связано как с тюркоязычными выходцами из Южной Сибири, так и с тунгусо-маньчжурскими группами, вошедшими в состав нового, тюркоязычного народа.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Айсберг. 1991. № 4. С. 30-33.

    Аристов Н.А. Заметки по этническому составу тюркских племен и народностей // Живая старина. 1896. Вып. Ш-М. С. 329-335.

    Атаниязов С.А. Словарь туркменских этнонимов. Ашхабад, 1988. 180 с.

    Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. М.; Элиста: Этнолог-центр, 1994. 325 с.

    Боргояков М.И. К истории языковых отношений в Саяно-Алтайском регионе (IX-XII вв.) // Тюркол. сб. 1974. М.: Наука: ГРВЛ, 1978. С. 54-65.

    Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: По преданиям якутов бывшего Якутского округа. Якутск: Бичик, 1994. 320 с.

    Бурыкин А.А. Историко-этнографические и историко-культурные аспекты исследования ономастического пространства региона: (Топонимика и этнонимика Восточной Сибири). СПб.: Петерб. Востоковедение, 2006. 224 с.

    Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). М.: Наука, 1969. 304 с.

    Гоголев А.И. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 200 с.

    Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. Баку: Элм, 1991. Т. 1. 552 с.

    Дьяконова В.П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984. С. 30-49.

    Ермолаев В.Ф. Еще раз об этнонимах йако и саха // Язык — миф — культура народов Сибири. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. Вып. 4. С. 37-39.

    Еремеев Д.Е. «Тюрк» — этноним иранского происхождения? К проблеме этногенеза древних тюрков // СЭ. 1980. № 3. С. 129-135.

    Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.; Л.: Наука, 1950. 170 с.

    Зуев Ю.А. Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков: Дис. ... канд. ист. наук. Алма-Ата, 1967.

    Козьмин Н.Н. К вопросу о происхождении якутов-сахалар // Очерки по изучению Якутского края. Иркутск, 1928. Вып. 2. С. 5-14.

    Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975. 212 с.

    Костров Н.А. Очерки юридического быта якутов // Зап. ЗСОИРГО. 1878. Т. VIII. Отд. 2. С. 259-299.

    Ксенофонтов Г.В. Ураанхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1, кн. 1. Якутск: Бичик, 1992а. 416 с.

    Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: Избр. тр.: (Публикации 1928-1929 гг.). Якутск: Север-Юг, 1992б. 309 с.

    Ксенофонтов Г.В. Второй том «Ураанхай сахалар» // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 11.

    Ксенофонтов Г.В. Материалы к II Тому «Ураанхай-сахалар» // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 7. Ед. хр. 32.

    Курилов Г.Н. Юкагиры: Неразгаданная загадка человечества: (Размышления юкагира). Якутск: Севе-ровед, 1999. 126 с.

    Кулаковский А.Е. О происхождении слова «якут» // Якут. зарницы. 1926. № 4. С. 53.

    Кулаковский А.Е. Статьи и материалы по якутскому языку. Якутск, 1946. 152 с.

    Менгес К. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве» / Пер. с англ. А.А. Алексеева. Л.: Наука, 1979. 266 с.

    Мелихов Г.В. Маньчжуры на северо-востоке (XVII в.). М.: Наука, 1974. 246 с.

    Небесная дева лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. 368 с.

    Николаев В.С. Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках: Усть-талькинская культура. Владивосток; Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2004. 306 с.

    Остолопов Н. О происхождении, вере и обрядах якутов // Любитель словесности. 1806. Ч. 1. С. 118-147.

    Ойунский П.А. Саха юёскээбит тёрдё // Чолбон. 1926. № 3-4. С. 39-44.

    Павлов Е.В. Реконструкция генезиса западно-бурятского (эхиритского) рода нэхэлээ: К проблеме интерпретации взаимодействия раннеякутских этнических групп и предбайкальских бурят // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Элиста, 2008. Вып. 2. С. 85-91.

    Павлов Е.В. Сэгэнуты-олеты в этнической истории предбайкальских бурят // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: Изд-во КГУ, 2007. С. 13-22.

    Подмаскин В.В. Проблема этногенеза и этнической истории тунгусо-маньчжуров: По материалам народных знаний (XIX-XX вв.) // Тунгусо-маньчжурская проблема сегодня: (Первые Шавкуновские чтения). Владивосток: Наука, 2008. С. 182-205.

    Потапов Л.П. Из этнической истории кумандинцев // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968. С. 16-323.

    Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. I, кн. 1-2. 221 с.

    Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1971. 473 с.

    Сидоров Е.С. Этноним саха // Этническая ономастика. М.: Наука, 1984. С. 41-43.

    Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI — первой четверти XIX в. Томск: Изд-во ТГУ, 1981. 276 с.

    Туголуков В.А. Тунгусы: (Эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М.: Наука, 1985. 285 с.

    Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. Ташкент, 1925. 64 с.

    Щукин Н.С. Поездка в Якутск. Изд. 2. СПб., 1844. 315 с.

    Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII-XX вв.). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973. 108 с.

    Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. 286 с.

    Якубовский А.Я. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент: УзФАН, 1941. 19 с.

    Яйленко В.П. Правящий тюркский род ашина: Истоки и продолжение // Элита и этнос. М., 1995. С. 65-66.

    Dalby A. Dictionary of Languages: The definitive reference to more than 400 languages. N.Y.: Columbia Univ. Press, 2004. P. 278.

    Strahlenberg Ph. Das Nord- und Ostiche Teil von Europa und Asia. Stockholm, 1730. S. 476.

    Якутск, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

    voma@mail.ru

    The article is devoted to examining the origin of a self-ethnonym regarding the people of sakha and its Russian equivalent of yakut. Subject to examination being historiography of the ethnonyms’ etymology and their connection with tribal names of the Altai peoples. The article cites folklore data on the habitation of a tribe named sakha in the Baikal region and on the Middle Lena, putting forward the hypothesis relating the name of sakha with sagaits, the tribe of sokha as a part of khakas, and sakhaet as a part of medieval keryeit. Subject to testing being hypothesis, relating the name of yakut with the ethnonyms of yekhe, jakut, nyakugir as a part of Tungus-and-Evenks and the Tungus name of jokogir (jukagir).

    Ethnonyms, ethnography, folklore, tribes of Central Asia, Turkology, ethnogenesis, historiography.



    КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/etnonimy-saha-i-yakut-istoriografiya-i-etnogeneticheskie-aspekty

    0
  • Быйанг
    22 июня 2018  

    Я скажу больше:
    Сах — это плеяда планет Сириуса и Ориона — где по легендам якутов находится - Иллэх сир күн улууһа, куда уносят - Илда баран (Илдьэ баран) - душу человека - после его смерти.

    0
  • Танара уола Аархан Балаганнаах
    23 сентября 2018  

    Туймаада кута урдугэр турар,урут аата суох ,oлохтоох кутаza олоробун диэн,барар-кэлэр дьонно быhаарар эбэнки-эбэннии,кэлин ураанхайдар ити сири туймаада диэн быhаарбыттарын аранастар эбэннии якута ойдоон бичиккэ киллэрбиттэрэ,онтон ыла свинобоеатар,козловтар,собакиннар,кривошапкиннар уонна да атын хаан-уруу иирсэн баран,тордун билбэккэ хаан иирэн билигин ,дьон ойунэн букулуоza,хаалбыта ыраастаныа онно бириэмэ талыаza ,ким-хас хонук олорорун-бары аймахтыыларабыт ону ойдоон туран бэйэzитин сиэн.....сотору угус киhи итэzэлэ биир буолуоza........

    0
  • Быйанг
    23 сентября 2018  

    Якутами нас называют русские. Мы в письменную историю мира вошли с названием якут/якуты. Самоназвание народа - якуты — Саха. Саха - это и есть якуты. Что тут не понятного?

    Русские, да и не только русские, а все народы, в своем родном языке другие народы называют по своему, иначе чем самоназвания народов. Но тем не менее, слово - название нашего народа - Якуты, взялось не ни откуда. На нашей большой территории - Саха сирэ, очень много разного территориального диалект или как еще говорят субдиалекта. Кроме того окружающие нас другие соседсвующие народы вместо слова Саха говорят - Яко, Яка, Дьака. А древнетюркскими рунами люди когда писали Звук буквы С, записывали руной со звуком Й. Вот и получалось Йеке или Йака.

    0
  • Синхрофазотрон
    23 сентября 2018  

    Саха произошел от человекальва Хахай.

    0
  • Танара уола Аархан Балаганнаах
    12 декабря 2018  

    Якуты это типо китайцы,которые научились говорить,на языке человека. САХА

    0
  • Танара уола Аархан Балаганнаах
    12 декабря 2018  

    ИЛ-Дархан республики наливай Никалаев Айсиэн......в переводе придумай внук...о культуре якутов языком человека САХА.....хотя он себя называет евреем прилюдно на любых совещаниях....ему надо определиться в национальности еврейякут,в тоже время врет народу что он Саха,о Борисове вообще рассказывать не надо называет себя прилюдно евроуранхайякут....

    0
  • nathan
    12 декабря 2018  

    Якут - Иху - Еху означает одно люди у Великой реки, они же речные монголы, водные монголы, черные татары. Все это о народе Ураанхай саха....А.М. Малолетко
    УГРЫ, САМОДИЙЦЫ, КЕТЫ – ПРЕДЫСТОРИЯ
    Эти лексические аномалии удалось объяснить после знакомства с дагестанскими языками. Так, хант. инк ‘вода’ в дагестанских имеются соответствия: ахв. инхе, гунзиб. энху. Термин игай также имеет параллели в дагестанских: цезский игъу, хваршинский еху, гунзибинский эху, гинухский иху. «Межгрупповой анализ выявил сходство (зубных систем. – А.М.) тагарской серии с современной серией из Дагестана…»[16. С. 410].

    0
  • Танара уола Аархан Балаганнаах
    14 декабря 2018  

    Человек Саха - телом,душой и именем САХА. А Якуты -это кровосмешение всех наций на земле,к примеру Айсен Никвлаев Ил-Дархан рс/я по отцу филипин,по матери якут.Общество должна понять и уразуметь по истории лингвистики,якуты- это в переводе на Русский Язык #митисы#.Якуты к языку САХА человека отношения не имеют,по этой линии девушка по имени Умсуура -Аба Саха -Аана Ийэ Куйаар - Олонхотун кыыhа,защитила докторскую дицертацию за рубежом.Так-что граждане Якуты о вас узнает весь МИР на днях,из-за рубежа. Пока вы здесь спорите о Якутах,лингвистика Израиля решила этот вопрос....ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.

    0
    • nathan
      14 декабря 2018  

      Танара уола Аархан Балаганнаах, Якут на самодийском языке, именно тунгусы самодийцы первыми сообщили казакам о народе саха. ЕХУ - ЭХУ - ИХУ водные, речные.
      Эти термины созвучны с самодийскими: энецк. д’ага, т’аха, нен. й’ага (й’аха), камас. ч’ага (везде с фрикативным произношением второго согласного). У ираноязычных гилян, жителей Южного Прикаспия, имеется диалектное слово бийа ‘вода’ (ср.: р. Бия), которое фонетически близко к самодийским терминам с этим же значением: энецк. би, тавг. бе, тайг., матор., карагас. бу, койб. бы (изначальная форма - бей?). В языках дари и пушту имеется термин джаба ‘болото, луговина’, а у селькупов - чаба ‘протока из болота, заросшая мхом’. Таким образом, топонимический материал образует тонкую ниточку, которая связывает самодийцев Сибири с давними (доиранскими?) жителями Передней Азии к югу от Каспия. Эта ниточка позволяет предполагать, что самодийский язык был принесён в Сибирь из Южного При-каспия.
      Ненцы ,селькупы, и кеты самодийский народ родственный финнам и уграм, гаплогруппа (N1a и N1b) основным насельникам Сибири и Урала как их гидроним...ЙАГА - ЙАХА - ЧАГА - ЕХУ - ЭХУ - ИХУ.
      Ответьте на вопрос...
      1. Могли ли представители этого народа контактировать с пришлыми Сибирскими казаками.
      2. Могли ли термины угро -самодийцев связанные с водой указывать на этноним насельников Великой реки Лена.

      0
  • ext_fb_210606689483676Ft3pL
    14 декабря 2018  

    Якутами называют не знающего саха тыла эбенков тунгусов, сахалыы саҥалаахтары сахалар дииллэр.

    0
    • !
      14 декабря 2018  

      Бары да хайдах эрэ дьоннут!

      Эһигини манна эбэҥкилэр күлүү гынан сотору сотору топ таһааралларын тоҕо суруй да суруй буолаҕыт?!.. Олор иннилэригэр быһаар да быһаар буолаҕыт! Оннук тугодум дьоннут саХ дуу??! Соруйан күлүү гынан атын омуктар бары аахтыннар диэн дьаабыланаллар.. туох эрэ политика дуомун ыыта сатыыллар Саханы утары. Хас күн ахсын Саха туһунан сымыйаннан тема токкуйдуу, токкуйдуу таһаараллар..манна сүбэлэһэ, сүбэлэһэ киирэн бичийэллэр! Нах...й ыытан иһиҥ бүттэҕэ ол!

      0
  • Танара уола Аархан Балаганнаах
    17 декабря 2018  

    Якут по научному- это ГИБРИД

    0
  • nathan
    19 декабря 2018  

    знаю что так тунгусы наз.ли саха вернее яка а что оно означает...надо сперва уточнить этнический состав тунгусов из истории мы знаем что таковыми являлись самодиязычные ненцы на языке которого...нен. й’ага (й’аха) -
    ЯХА сущ. Река:
    Этот же термин й’ага (й’аха) - река, встречается в истории в Великой Монгольской Империи в названии Йекэ Монгол Улус.
    Корни слова- Вода, Река... Йеке, Йага, Йаха, Игъу, Еху, Эху, Иху. у угро-самодийцев.

    ИОАНН ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ

    Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал , то есть великие Монгалы , второй назывался Су-Монгал , то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами 38 от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям.
    Ненецкий
    МУ’(Н) сущ., II кл., 1 гр. 1) звук, шум, гул:
    МУНОТА 1. прил. шумящий; ◊ мунота ямʼ – бурное море;
    2. субст. прич., I кл., 2 гр. гром: СЯ Мунота” мун” сованондо’
    – Слышны раскаты грома
    Татай.
    В верованиях телеутов сохранилось почитание божества Татай, считавшегося хозяином града, грома и дождя. Татай в древности входил, видимо, в число божеств киргизов и бурят. У них сохранилось восклицание “О татай!”, которое С. М. Абрамзон (киргизы) и Т. М. Михайлов (буряты) связывают с забытым древним божеством Татай [Абрамзон, 1971, с. 298; Михайлов, 1980, с. 173]. На основании этого Т. М. Михайлов сделал вывод, что Татая почитали общие предки тюрок и монголов. Необходимо дополнить, что восклицание “Aт татай”, в том же качестве выражения удивления, страха и возмущения, бытует и у якутов [Пекарский, 1959, т. I, с. 310-311; т. 111, с. 2602]. Возможно, что и среди предков якутов были племена, поклонявшиеся Татаю, которого можно отнести к древнему общетюркскому пантеону, сформировавшемуся до Х в.- времени отхода киргизов и якутов от основной массы тюрок Южной Сибири. Существование же реликта почитания Татая у бурят можно отнести к тюркскому компоненту их предков. Лишь при обнаружении у других монголоязычных народов элементов почитания Татая, можно будет считать его божеством общих предков тюрок и монголов, как это предполагает Т. М. Михайлов [1980, с. 173].

    0
    • Могул
      19 декабря 2018  

      nathan, якуты восклицают ,- Аар татай оҕолор!,- выражая свое внезапно возникшее великое удивление чему нибудь.

      0
  • nathan
    19 декабря 2018  

    У Рашид-Эддина (Ист.Монг.,введ.,стр.142) кутерьма во время грозы
    приписывается не Меркитам,а Урянхитам: „У них (Урянхитов) есть такой обычай,что,во время сильной молнии грома,они бранят небо,молнию и гром и кричат на них".

    Западномонгольские урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек Искони (оорцог) из урянхов. Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня.

    Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода борджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо»
    Костью цаган, белою Монголы называют дворянскую, но часто в Монголии встречаешь людей,не принадлежащих вовсе к привиллегированному классу, которые называют себя все-таки цаган не указание ли это на происхождение от Сака или Сага,то-есть, Якутов
    У Рашид-Эддина(введ.,стр.126) одно уйгурское поколение,конечно жившее в Хангае, называется Цахан-ати Якуты сами себя называют Сака,Саха;
    в дневнике Китайца Ху Цяо упоминается. Хулухэ (Улукем) племя Сыгэ. Мелкое дворянство в Монголии,так называемое тайджи,называют себя
    людьми кости Цаган жители хошуна Тачжин - урянхай на вопрос о кости, к которой они принадлежат,говорят -тачжин, произносят также чэджини хэйджиныт, или цаган-ястай, хан-цаган ястай, хан-цагай, а также харцга (хара-цаган) ястай. Ср.также титул в древней Азии сыгинь,и тэгин, напоминающий позднейшее уйгурское тикин и нынешнее тачжи (тэчжи, вомнож.ч. тэчжинут в названиях хошунов часто тачин — Тачжин - урянхай, Тачин-ван на Орхоне).Названия многих монгольских урочищ заключают в себе слово Цаган, как например,Баин-цаган,Цаган-ола,Цаган-герь,Цаган-хаир-хан,хотя в них нет ничего белого.

    0
  • nathan
    19 декабря 2018  

    урянхаи летом и осенью...Эллэй поставил коновязь, приставил к ней березу и привязал кобылицу. Затем, сказав: «Я буду славить божества», — надел на семь девушек и девять мальчиков женские шапки и заставил их петь за собой, повторяя его слова. Он спел:

    «Имеющий голубо-пегих лошадей, шаман солнца-божества, Кюннэй-Ойун!..»

    Кобылицу окропил кумысом. Дальше спел:

    «Пусть в ясный полдень из-за горизонта появится и затенит небо темное облако, пусть в глубине земли раздадутся гулкие удары грома, пусть осветят землю мгновенные плети молнии, пусть белое облачко, подобное шкуре с лапами и загривком, всплывет на самую верхушку неба, пусть брызнет темным дождем, да настанет светлая благодать!

    Сюгэ́ тойо́н (в переводе с якутского «господин топор»; другие имена Аан Дьаасын, Дьаа Буурай, Орой Бурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьасыбыл, Сюнг Дьаасын, Сюрдээх Кэлтээх Сюгэ Буурай Тойон) — бог грома в якутской мифологии. Относится к разряду айыы. Иногда называют под третьим именем в триаде верховного творца[1]. В первой половине XVIII века один из немногих высших божеств, который почитался всеми родоплеменными объединениями якутов[2].
    Сахаттан саардара , урааҥхайтан буурдара погов. самый главный из якутов, самый лучший из урянхайцев (т. е. лучший из людей).

    0
    • мальчиков любил
      30 декабря 2018  

      не той ориентацией оказыца был

      Цитата:
      надел на семь девушек и девять мальчиков женские шапки

      0
  • Tolbonaga
    30 декабря 2018  

    Значит просто в этой местности не оказалось 16 девушек (девственниц) как положено по ритуалу. А слово шаман это из ведийского, хурритского, хеттского saman -песня, певец. То есть населения тогда мало было, причём в ведийском весеннее равноденствие приходилось на Орион после постледниковья. А до этого весеннее равноденствие приходилось на другие созвездия. Якуты отошли от арийцев в тот момент, когда весеннее равноденствие приходилось на Сириус. То есть ведийский язык по сравнению с якутским современным - новодел

    0
  • Tolbonaga
    30 декабря 2018  

    Хотя бы потому, что в ЯЯ нет приставок, а ведийской использует глагольные корни ЯЯ, но с чужими приставками (чего нет в ЯЯ) и чужие аффиксы

    0
Ответ на тему: откуда взялось слово якут
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания