Казахско-алтайские войны
Дархан  -    4422
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СЛОЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ВОСПРИЯТИИ КАЗАХОВ АЛТАЙЦАМИ[*] Современный уровень этноконфликтного потенциала, определяющийся в значительной мере взаимным восприятием, укоренившимися стереотипами и прочими факторами, казахов и алтайцев имеет глубокие исторические корни, истоки которых относятся к середине XVIII в. Воспользовавшись дестабилизацией ситуации в Горном Алтае в результате цинской агрессии против Джунгарского ханства [1], в состав которого входила значительная часть Горного Алтая, казахские отряды начали осуществлять грабительские набеги на аилы и кочевья алтайцев. Первые нападения казахов на алтайские волости произошли зимой 1757–1758 гг., о чем в марте 1758 г. сообщил сибирскому губернатору командующий сибирскими оборонительными линиями Фрауендорф. В своем донесении командующий отмечал, что небольшие казахские отряды численностью от 30 до 100 чел., переходя через Иртыш в обход русских крепостей и форпостов, нападают на алтайские кочевья по прямому указанию султана Среднего жуза Аблая [2]. Набеги казахов на кочевья алтайцев усилились осенью 1758 г., когда в Горный Алтай вторглись пятитысячный отряд старшины Барака и четырехтысячный отряд старшины Кошкарбая. Во второй половине октября 1758 г. русским властям стало известно о том, что казахи разгромили волость алтайского старшины Менко, кочевавшую по реке Катунь, перебив мужчин и уведя в плен женщин и детей [3]. В январе 1759 г. командующему на сибирских оборонительных линиях стало известно, что трехтысячный казахский отряд, следуя из Горного Алтая, переправился через Иртыш, ведя с собой большое количество пленных алтайцев. Выяснилось также, что половина казахского войска осталась зимовать в горах Алтая и продолжает грабежи и погромы местного населения. Не владея, видимо, информацией о принятии алтайцами российского подданства, 8 января 1759 г. старшина Кошкарбай лично прибыл в Семипалатинск и в подробностях рассказал русским властям о своем походе. Из его рассказа стало известно, что, вторгнувшись в Горный Алтай, казахи разделились на сотни и неожиданно напали на алтайские аилы, «кои разбивали и полон брали». По словам Кошкарбая, ему удалось пленить не менее 300 алтайцев [4]. Только в волости старшины Менко казахами было захвачено в плен 17 семей [5]. Ведя военные действия против алтайцев в январе-феврале 1759 г., Кошкарбай ограбил волости зайсанов Кокшина и Намыкая, преследуя которые казахи вплотную приблизились к Бийской крепости [6]. По утверждениям самих казахов, во время «зимней кампании» 1759 г. им удалось захватить в плен до полутора тысяч алтайцев [7]. Алтайцы, как могли, оказывали сопротивление казахским набегам. Во время одной из вооруженных стычек были убиты Кошкарбай и один из его сыновей [8] . В ответ на постоянные просьбы алтайцев защитить их от набегов казахов, русские власти весной 1759 г. предприняли определенные меры безопасности. Командующий сибирскими оборонительными линиями Фрауендорф в апреле 1759 г. направил султану Аблаю послание, в котором уведомлял о факте принятия алтайцами российского подданства, в связи с этим требовал прекратить казахские набеги в Горный Алтай и вернуть пленных алтайцев. К посланию был приложен реестр с указанием 219 пленных, имена которых удалось выяснить [9]. В ответ на требования русских властей, Аблай заявил об отсутствии в его кочевьях пленных алтайцев [10]. В то же время, казахи, приезжавшие для торговли к Шульбинскому заводу, прямо говорили, что следующей зимой они вновь намерены выступить в поход в пределы Горного Алтая [11]. Во время зимнего похода 1760 г. казахи во главе с батыром Бараком вторглись в Чуйскую долину на юге Горного Алтая, где имели свои кочевья русско-китайские двоеданцы, а также в волость зайсана Чадака, состоявшую в подданстве цинского Китая. Разграбив аилы чуйцев и захватив около 100 пленных, Барак начал преследование волости Чадака, которая отступила на территорию Цинской империи, в бассейн реки Кобдо. О вторжении казахов в пределы Китая улясутайский цзяньцзюнь доложил в Пекин, испросив при этом разрешения совершить ответный поход против казахов. Однако император @#$%^& своим указом ограничился распоряжением направить к казахам Среднего жуза ведомства султана Аблая посольство для прояснения ситуации [12]. В результате цинским властям стало известно, что вторжение батыра Барака в район Кобдо действительно имело место. @#$%^& направил Аблаю ультиматум с требованием прекратить набеги на волость Чадака, вернуть пленных и награбленное имущество. В противном случае император угрожал казахскому султану военным походом [13]. Испугавшись войны с Цинами, казахи прекратили набеги на волость зайсана Чадака и даже отправили в Китай посольство во главе с султаном Юлбарсом с уведомлением об «ошибочности» их действий в связи с незнанием о китайском подданстве Чадака и о том, что больше не будут совершать враждебных действий [14]. Позиция Пекина, таким образом, способствовала прекращению казахских набегов в Алтайские горы. Главную роль в приостановке вр
Ответов 46 Написать ответ
  • Дархан
    22 октября 2008  

    .

    приостановке враждебных действий казахов в отношении алтайцев сыграло строительство в начале 1760-х гг. Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и Бухтарминского укрепления при впадении в Иртыш реки Бухтармы [15], что позволило русским властям повысить эффективность защиты алтайцев от агрессивных действий со стороны соседних народов. Однако даже и эти действия не смогли предотвратить грабительских набегов. Например, в 1833 г. из отогнанных с пограничных линий казахами 2833 голов скота удалось вернуть лишь 816 животных [16]. Согласно полевым этнографическим материалам Л.И. Шерстовой, воспоминания о казахских набегах в Горный Алтай 1758–1760 гг. живут в народной памяти алтайцев по сей день, и среди них из уст в уста передается предание о батыре Кошкарбае, его набегах на алтайские аилы, грабежах и уводе алтайцев в неволю [17]. Конечно, нельзя все контакты казахов и алтайцев свести к исключительно конфликтным отношениям. В 1763 г. в Коллегию Иностранных дел поступило «Известие», в котором сообщалось, что «киргис касак (так именовались казахи российскими властями) с соседними им народами и торгуют и дерутся» [18]. Вместе с тем экстенсивное скотоводство в совокупности с приростом народонаселения предопределяли столкновения номадов за территории кочевий и иные источники жизнеобеспечения. В частности, среди казахов усиливалась внутриэтническая (межродовая) борьба, в том числе за пленных рабов, продававшихся позднее в Среднюю Азию. В том же «Известии» сообщалось, что «между самими киргис-кайсаками у одного рода с другим происходили за них (пленников) драки и убивства» [19]. Владения алтайцев представлялись казахам достаточно легкой добычей, поэтому, на наш взгляд, доминирующими отношениями между казахскими и алтайскими родами в тот период являлись именно конфронтационные межэтнические связи. Начиная с 30-х гг. XIX в., отдельные группы казахов стали эпизодически предпринимать попытки переселиться на территорию Горного Алтая [20]. Во второй половине XIX столетия миграционное давление казахов в Горном Алтае стало для коренного населения весьма ощутимым. В 1866 г. группа казахов обосновалась в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. Приняв православие, казахи осели в селах Черный Ануй и Тадрала. Они стали самовольно занимать кочевые угодья алтайцев 2-й, 3-й, 4-й и 6-й дючин, угонять скот, грабить ясачное население. В связи с этим алтайцы неоднократно ходатайствовали перед властями о выселении казахов, однако последним удалось прочно осесть на новом месте, значительно стеснив при этом хозяйственную нишу коренного населения [21]. Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей численностью до 1000 кибиток прикочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь Горного Алтая. Пришельцы сразу же повели себя агрессивно, угоняя скот, разоряя и захватывая кочевья алтайцев. В это время русским властям предпринимались определенные шаги, вплоть до применения вооруженных действий, с целью защиты интересов алтайцев. В частности, удалось отбить у казахов более 1100 угнанных лошадей и вытеснить большую часть киреитов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталась в Чуйской долине. Кирейские роды Кобеш и Джелкаши обратились к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуи, обещая жить мирно. Разрешения на этот счет не последовало, но и действенных мер к выселению казахов за пределы Горного Алтая – тоже [22]. Несмотря на свои обещания властям не предпринимать агрессивных действий в отношении алтайцев, казахи-киреиты, являясь подданными Цинской империи, продолжали насилия и грабежи коренного населения Чуйской степи, занимая лучшие алтайские кочевья. Жалобы алтайцев властям на этот счет оставались без последствий [23]. В Чуйской долине российская власть была представлена одним урядником, находящемся в Кош-Агаче, который не мог предотвратить бесчинств со стороны казахов. Держать же на Чуе воинскую команду власти считали нецелесообразным. В конце 1880-х гг. в Чуйскую долину переселились казахи из рода Сарыкалдака [24]. В 1893 г. на Чую прикочевало порядка 100 кибиток казахов Чингистайского рода. В отличие от киреитов они являлись российскими подданными и были приписаны к волостям Семипалатинской области. Однако и эти пришельцы вели себя на Чуе весьма агрессивно. Их появление повлекло за собой дальнейшее стеснение алтайцев «в зверопромышленности и в сборе кедровых орех». На этот раз русские власти приняли соответствующие меры, и большая часть казахов была выдворена в 1894 г. за пределы Горного Алтая. Однако часть из них, как и ранее часть киреитов, сумела закрепиться на Чуе [25]. По переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов [26]. К этому времени власти смирились с их присутствием на юге Горного Алтая. В 1898 и 1900 гг. киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 г., были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко 2-й Чуйской волости. Отныне они должны были выплачивать алтайцам этой волости ежегодно 500 руб. за пользование пас

    0
  • Дархан
    22 октября 2008  

    ..

    пастбищными угодьями. Род Сарыкалдака и чингистайцы получили официальное разрешение властей на жительство в Чуйской долине только в 1913 г. с образованием в урочище Юстыд особой Киргизской волости. Те из казахов, кто не принял российское подданство, по договоренности с китайскими властями, подлежал немедленной высылке на сопредельную территорию Китая. Несмотря на это, захваты кочевий продолжались, накаляя тем самым межэтническую обстановку. Алтайцы были полностью вытеснены из пятидесятикилометровой зоны вдоль российской границы [27]. В начале XX в. преступный промысел по угону скота (псевдо-барымта) казахами у алтайцев принял особо крупные размахи. Наиболее активным в этом плане был сын Сарыкалдака, зайсан Абдульдо Кальдеке, который со своими людьми занимался не только кражами скота у алтайцев, но и его перепродажей. Абдульдо наладил перегон ворованного скота в Монголию [28]. Следует отметить, что и алтайцы в отношении казахов часто поступали подобным же образом. К 1917 г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов [29]. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основным этническим массивом позволили казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая. Эта конкуренция нередко во второй половине XIX – начале XX в. принимала формы межэтнической конфронтации. К сожалению, опыт исторических контактов полиэтничного населения юга Горного Алтая имеет негативное влияние на современную межэтническую ситуацию в Чуйской степи. Все это в итоге способствует повышению этноконфликтного потенциала в регионе. Поэтому необходимо предпринимать действенные меры по «приглушению» и постепенной ликвидации «негативных пятен» в исторической памяти алтайцев и казахов, населяющих южные районы Горного Алтая. Эти меры должны предприниматься прежде всего в области образовательной и культурной политики. Год Казахстана в России, безусловно, является наиболее подходящим временем для подобного рода действий. Глубокое знакомство с лучшими традициями и обычаями, проведение совместных культурных, спортивных, образовательных мероприятий под лозунгом «Наш общий дом – Алтай», историческая апелляция, заостренная не на конфликтности, а на общности тюркского происхождения, многовековой традиции совместного проживания в едином евразийском пространстве должны служить не только выработке взаимной толерантности, но и укреплению дружеских отношений между алтайцами и казахами. http://new.hist.asu.ru/biblio/uprav/B4.html#note1

    0
  • Чыбылла
    23 октября 2008  

    Это не Казахско-Алтайские воины...

    Прочитал,и понял что никакой войны небыло,были лишь нападения со стороны Казахов....и всё..никаких войн.

    0
  • 123
    26 октября 2008  

    Текст большой, лень читать.

    Но мельком увидел название - "Чуйская долина" и понял какая была причина казахо-алтайских войн.

    0
  • МММ
    30 октября 2008  

    упомянутый период

    середина XVIII в относится к тому периоду, когда произошел разгром Джунгарского государства. Джунгары (западные монголы) в течении примерно 100-150 создали мощное государство, которое постоянно опустошало набегами Казахстан и всю Среднюю Азию. В составе Джунгарии в качестве вассалов находились и тюрки Алтая (алтайские зайсаны) и они участвовали в набегах джунгар. Но в начале XVIII в из-за политических и дипломатических ошибок джунгары оказались в состоянии войны с одной стороны с Цинской империей и Монголией (халхами), с другой казахскими ханствами. Огромная Китайская армия Цинской империи в союзе с монголами (халхами) разгромила Джунгарию и вырезали почти все население составляющее в то время около 1 млн чел. Часть джунгар спаслась бегством в Синьцзянь, часть ушла в волжские степи и обосновалась там (Калмыкия). Калмыки происходят от джунгар. Алтайцы же остались у себя и попали под удар казахов поскольку при джунгарах они несмотря на близкое родство с казахами (тюрки) были им врагами. Джунгария перестала существовать и территория Джунгарии была поделена между Цинской империей, халхами, казахами и Россией, которая воспользовалась ситуацией и забрала себе Алтай.

    0
    • Дархан
      5 ноября 2008  

      выходит что алтайцы получили по заслугам!

      были приспешниками джунгаров в их войнах против казахов. а потом сбежали под защиту к русским. предали тюркское братство. а я до этого думал что алтайцы братский народ для саха.

      0
      • Правдивый
        22 января 2013  

        Ответ фальсификаторам

        Тюрков в Джунгарском ханстве, которые жили в Южной Сибири называли урянхайцами (алтайцы, хакасы, тувинцы и т. д.), самым большим этносом в Джунгарии являлся уйгурский, так что говорить что джунгары (ойраты) это в основном монгольские народности неправильно.
        Когда пало Джунгарское ханство, лишь тогда казахи напали не только на "монголов", но и на тюрков. Кстати, замечу что казахский хан Аблай, являлся приёмным сыном джунгарского хана, и с детсва жил при ставке джунгар, также являлись названным братом для многих джунгарских князей.
        Сейчас идёт полная фальсификация истории, мол казахи победили и уничтожили Джунгарского ханство, хотя казахи начали нападения когда полностью развалилось ханство. Фильм "Мын бала" если смотреть древние источники, является отрядом, который нападал и грабил безооружных людей, ни участвовал ни одном сражении. Лишь однажды столкнулся в открытом сражении с джунгарами, где и был полностью разбит.

        0
        • Атас
          22 января 2013  

          Правдивый прав

          В эти смутные времена казахи показали себя отнюдь не лучшим образом. До разгрома Цинской империей Джунгарского ханства, они регулярно воевали с джунгарами и постоянно терпели неудачи. Как видно из переписок между ними, войны как правило всегда спровоцировались казахами. Т.е. несмотря на бессилие в крупномасштабных войнах, они были мастерами коварных мелких набегов. Когда джунгары оказались под страшным ударом Цина, несмотря на ранние договоренности и лично кровно-родственную присягу, казахский хан Аблай не оказал помощь своему почти брату Амурсана. Короче, кинул. Когда Цины начали поголовно вырезать джунгаров, а их детей и женщин продавать рабство, казахи (Аблай и Нурали)сразу подключились. Начали заключать с Цинами позорные договора, упрашивать долю с этого страшного действа, добивать остатки джунгаров. Буквально за год, вся Джунгария была полностью "очищена" от джунгаров. Миллионы были вырезаны, женщины и дети были проданы в невольничьих рынках Востока. Там казахи преуспели.
          Когда 1771 году волжская калмыцкая орда во главе с ханом Убаши начала с боями отходить от России в Цин , понятное дело, тоже не обошлось без казахов. Они (ханы Малых и Средних жузов Аблай и Нурали)по науськиванию русского царя целых семь месяцев преследовали бедствующих калмыков, истребляли и грабили отстающих. При этом, "героически" увиливали от больших сражений, где они неизменно проигрывали калмыкам. Таким образом, границ Цина достигла только треть калмыков. От голода, холода они лишились практически всех стариков и детей. За это страшное для всех западных монголов столетие (геноцид джунгаров-ойратов и не менее страшное переселение калмыков)все невольничьи рынки были переполнены ойрат-калмык-монгольскими детьми и женщинами, цены были сбиты и поэтому, чтобы не терпеть убытков, стервятники (казахи) их просто вырезали.
          Набег на Алтайские земли тоже кадры из этого фильма, оказывается.

          0
          • 1"
            9 апреля  

            Атас,

            Когда 1771 году волжская калмыцкая орда во главе с ханом Убаши начала с боями отходить от России в Цин , понятное дело, тоже не обошлось без казахов.

            Пожалуйста пруфы об "отступлении с боями" . Где ? Когда ? И с кем ?

            Они (ханы Малых и Средних жузов Аблай и Нурали)по науськиванию русского царя целых семь месяцев преследовали бедствующих калмыков, истребляли и грабили отстающих. При этом, "героически" увиливали от больших сражений, где они неизменно проигрывали калмыкам.

            Если вы такие умные , то почему сттроем не ходите ? "Если вы побеждали казахов в боях" , то почему не изгнали их с их же (казахов) родины ? Где же логика ?

            Да и пожалуйста по подробнее про "ваши победы" над аланами , ногайцами и башкирами .

            0
  • baydam2010
    baydam2010
    Иван Охлобыстин
    22 января 2013  

    Хорошо

    Что якуты жили далеко от большого котла народов.

    0
    • Оidоv
      22 января 2013  

      Калмыки как и Тыва , Алтай , Байкал относились к Урянхайскому союзу племен .

      Само название калмык , это Уранхус калмык . Они тоже наши братья . Думаю они шли на восток , в надежде встретить поддержку , от братьев с Байкала , и урянх монгол . Но застали одних монголов , уже не тех , без урянхай племен . Обессилев , они приняли подданство своих " врагов Цинь " . Затем большая часть их ушла назад , на вторую родину .

      0
      • таас
        26 января 2013  

        да уж

        а вы говорите русские завоевали саха, а если пришли бы родственники казахи или киргизы, все бы на невольнических рынках сгинули бы.

        0
        • Оidоv
          26 января 2013  

          Или маньжуры , до китайцев , а потом кытая мать Цинь .

          Так что в политике , предки разбирались . Первые пограничники урянхай . 30ать тысяч уранхай ушли с Джелме , история видать не знает о дальнейшей их судьбе . Знали наверное только наши предки , которых предупреждали они .

          0
          • Оidоv
            26 января 2013  

            Уж маньжур и кытай точно знают , что к чему .

            И напомнили бы Чхана , Тулуйя , Хубилайя и даже родственника урянхай Даяна .

            0
          • Оidоv
            26 января 2013  

            Уж маньжур и кытай точно знают , что к чему .

            И напомнили бы Чхана , Тулуйя , Хубилайя и даже родственника урянхай Даяна . Напомнили бы про джуржень и кытай - династию Цинь .

            0
            • Оidоv
              26 января 2013  

              Потому что , все урянхай и уранхай племена , были им врагами , много столетий .

              Видать есть Бог или высший разум , раз спас эти мало кисленные , пограничные племена от . . .

              0
              • 1
                28 января 2013  

                Кыргызов самих полонили джунгары (калмыки) и переселили в узбекистан..

                но кыргызов щас 5 миллионов! а калмыков в россии 162 тысячи всего..

                0
  • Кипчак
    29 ноября 2013  

    все по понятиям

    все по понятиям тех времен казахи захватывали в рабство своих давних врагов

    0
  • Алтайский Ойрот
    21 декабря 2013  

    алтайцы

    Да не было в то время никаких алтайцев.Нынешние алтайцы тогда именовались Ойроты или Джунгары.Во всех документах того времени нет упоминания даже об алтайцах,а есть калмыки ,зенгоры(джунгары),ойроты суть одна же.Основная масса нынешних алтайцев это потомки джунгар-ойротов.

    0
    • Синхрофазотрон
      21 декабря 2013  

      почему они тогда тюркоязычные?

      0
      • Алтайский ойрот
        24 декабря 2013  

        Алтайцы

        А Ойроты никогда и не были чистыми монголами.Даже сейчас в Монголии Ойроты всегда подчеркивают что они Ойроты,а не монголы.Ойротский правящий род Чоросы это немонгольский в общ то род, да и полвина примерно ойротских родов тоже.Ойроты это смесь монголов и тюрков.Но после империи Чингиз хана монгольский язык был государственным в тех краях.Как в России русский.Все переписи тех времен,тех же наших предков велись на ойротском языке.У моей бабушки 83 года очень много монголизмов в речи,а у матери и у меня их уже нет.Язык меняется весьма быстро.

        0
      • Алтайский ойрот
        26 декабря 2013  

        Алтайцы

        Те же казахи в алтае алтайцев зовут калмаки.Они то помнят. А насчет преобладания тюркского языка очень постарался миссионер Чевалков, вводя свой телеутский язык составляя алтайскую литературу.

        0
      • Мергн
        9 апреля  

        Синхрофазотрон,
        Чоросы омонголенные тюрки, результат экспансии Чингиса. Они и есть переходное звено между алтайцами и кыркгызами.

        Вопрос лишь кто прямой наследник Кутука-беки ойратского ? Сей товарищ жил в прямом и родственном соседстве с алтайцами и киркисами и тувинцами. Имел детей-тюрок Иналчи и Торолчи.
        Неужели кыркгызы ?

        0
  • Абдул- Малик Кыпчакскй
    26 декабря 2013  

    вы себя монголом считаете ?

    Алтайцы на сколько я знаю тюрки родственны хакасам и кыргызам а не монголам

    0
    • Алтайский Ойрот
      28 декабря 2013  

      Алтайцы

      Алтайцы наполовину состоят из монголов. Еще в конце 19 века путешественник Радлов писал:с казахами у алтайцев кроме некоторой сходности языка более общего ничего нет.Все остальное- быт, менталитет ,пища ,мировозрение и т д. у них монгольское.

      0
    • zakha
      30 декабря 2013  

      Религиозные терки

      Казахи мусульмане, алтайцы тенгрианцы, поэтому рубились.

      0
      • Мергн
        9 апреля  

        zakha,
        Казахи еще в 1740 г держали скот в Медресе Самарканда, а в истор.лит-ре опустошение Ср.Азии почему-то списывают на джунгар, а не выдавленных казахов.

        0
  • митрон
    30 декабря 2013  

    почитал про казахов и киргизов те еще варвары разбойники были оказывается

    поэтому видимо экономика у них не ладится
    казахстан еще за счет природных ресурсов держится,а кыргызия в упадке без набегов и разбоя

    0
  • Абдул - Малик кыпчак
    31 декабря 2013  

    Не варвары и не разбойники

    Просто народное ополчение среднего жуза освобождало временно окупированную калмаками землю своих предков изгоняли окупантов с временно занятой територии Казахского ханства , и не рабов захватывали а военнопленных.

    0
    • Мергн
      9 апреля  

      Абдул - Малик кыпчак,
      Как всегда занимались в угоду соседям уничтожением братьев-тюрок. Казахи всех вывозили на рынок, от русских до своих детей.

      0
  • Теленгит
    9 апреля  

    Этнографы и исследователи разделяют алтайцев на северных и южных. Северных алтайцев вплоть до начала ХХ в. называли «черновыми татарами». К ним относились племена тубаларов (проживали на левом берегу р. Бия

    и северо-западном побережье Телецкого озера), челканцев, или лебединцев (проживали в бассейне р. Лебедь), кумандинцев (проживали по среднему течению р. Бия).

    Южных алтайцев называли калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими, алтай-кижи, теленгитами, телесами (проживали в бассейне р. Катунь и ее притоков).

    Но война то была это точно, тогда у них была очень сильная армия у Хаана даже не успевали слезть с лошади, они воевали с монгольцами и казахами
    на Алтайского Хаана были не довольны и отправился туда "Ермак Тимофеевич" казачий атаман Поход отряда Ермака Тимофеевича в Сибирское ханство длился с 1 сентября 1581 г. по 15 августа 1584 г. Войска Ермака там устроились
    В ночь с 5 на 6 августа 1585 г. погиб и сам Ермак, вышедший с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу и попавший в татарскую засаду. Кучум хитростью выманил их из занятой сибирской столицы и убил спящих. Ермак утонул в Иртыше. Через неделю его тело, выглядевшее как живое, нашли местные жители и похоронили с почетом: "Аще ли жива тя учинили бы себе царя...".

    После гибели атамана дух казаков был сломлен, к тому же их оставалось так мало, что воевода Глухов и единственный из оставшихся в живых атаманов Матвей Мещеряк бежали на Русь. Таким образом, через два года после первого "победоносного завоевания" Сибирь была потеряна. Там было восстановлено ханство Кучума.
    Второе покорение (1585-1598) было начато в царствование Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного. Казачья тактика скоропалительных военных походов была изменена на стратегию последовательного строительства на на реках крепостей и оставления в них постоянных гарнизонов – в первую очередь по рекам Туре, Пышме, Тоболу, Тавде, а затем Лозьве, Пелыму, Сосьве, Таре, Кети и, конечно, Оби. Решающая битва с ханом Кучумом в 1598 г. уже не потребовала больших сил...

    0
  • Толенгит есть такой род у казахов и возможно они были гвардией Абылайхана
    9 апреля  

    Алтайцы давайте жить дружно, и не забывайте что мы тюрки, хоть и ваш язык ближе к киргизскому. Киргизы от вас. джунгары переселили их или они сами от джунгар спасаясь переселились в Алатау и Памир и они сейчас мусульмане. А вы уподобляетесь халхаманьчжурам.

    0
    • Мергн
      9 апреля  

      Толенгит есть такой род у казахов и возможно они были гвардией Абылайхана,
      Хеерня дружок,
      Среди Джунгар правящий род чорос, что по грамматике калмыц языка множеств число от чоро, а чоро на алтайском и кыркгысча означает "витязь, богатырь". Так называли дружинников Манаса.

      Все кыркгызы есть потомки Тагая, у которого был только один кровный сын Кара-чоро, другие - приемыши. Значит линия К-Чоро более наследистая. Кыркгызы и есть прямые потомки кочевых могулов, которые не осели. Уйгуры же фантазируют полное оседание кочев.моголов, чтобы вести приемственность от них. Кыркгызы тоже молчат, стыдятся, ведь они и есть те первые "калмаки-буддисты"(не все конечно). Даже простая операция срезания можжевельника для будд.окуриваний привела к тому, что эти лингвобуддисты (южноалтайцы тоже) зовут сей кустарник Кырчын.
      Общепризнанно существование в Могулистане чурасов и их переход с баринами к калмыкам. Могул.чурасы лишь неверная озвучка с уйгурча, то же племя Чорос. Но ученые не любят это признавать, чтобы вас лоохов стравливать.
      Исан султан, правитель Могулистана, который раз 60 проигрывал сражения калмакам, проигрывал не дербетам и тем более не халхасцам, а кыркгызам (по Петрову), но ученые "в упор" это не видят и "дуруу" включают.

      Джунгария, надежда возродить Могулистан, в котором суть кочевых могулов составляли кыркгызы, часть кахах.родов и джунгары-чоросы. Старший жуз казахов очень хорошо жил под родственным джунгарским крылом.

      0
      • 1"
        9 апреля  

        Мергн,

        Джунгария, надежда возродить Могулистан, в котором суть кочевых могулов составляли кыркгызы, часть кахах.родов и джунгары-чоросы. Старший жуз казахов очень хорошо жил под родственным джунгарским крылом.

        У всех свои мечты , кто то мечтает о могулистане , а кто то о вечном двигателе . Суть одна и та же .

        0
  • Таеда
    9 апреля  

    Торгоут держава это племея кереит и найман. Последняя надежда возродить ханство Тогрула.
    Дербеты это древние ойраты. Из тайги Семи рек. Так звали современную Танну Туву.

    0
  • 1
    9 апреля  

    хорошо оказывается мы далеко от казахов жили))
    Неплохо щемили своих братьев ли, соседей ли.
    Нас бы точно под корень извели.
    Хорошо Великий Белый Господин цААр первым пришел в Якутию.
    Предки не были глупыми, приняв его за бога Улун Тойон Маган цААР))

    0
    • ext_fb_1936695869915308CZupt
      9 апреля  

      1, мы золотоордынцы по происхождению, представитель мкнс и дв рф, и мы даст Аллах вернем свои утраченные земли

      0
  • аа
    9 апреля  

    Толенгит есть такой род у казахов и возможно они были гвардией Абылайхана
    Никто тянь шанских кыргызов не переселял тем более джунгары.
    Прежде чем нести такую чущь читайте историю
    СЕЙФИ ЧЕЛЕБИ «ТАВАРИХ»1582 год (Труд составлен около конца XVI в.)

    По эту сторону Кашгарии обитает племя, носящее название кыргыз. Они — кочевники и родственны моголам, /л. 22а/ Это многочисленное племя. У них нет хана, а есть только беки, которых называют кашка 19. Они не кафиры и не мусульмане. Кыргызы живут на крутых горах, в которых есть местами проходы. Если какой-нибудь царь поведет на них войско, то они отсылают свои семьи в глубь гор, а сами занимают те проходы, чтобы никто не прошел. Действуя камнем йада, они заставляют снег падать на идущее против них войско и производят такой холод, что воины противника не могут действовать ни руками, ни ногами 20. Вслед за тем они производят нападение и разбивают врагов, /л. 22б/
    Соседи кыргызов — казаки; их два раза по сто тысяч семейств. Они — мусульмане, придерживаются толка Имама Азама (Абу Ханифа) 22. У них есть хан по имени Таваккул; он из потомков Чингиза.

    Тянь Шанские кыргызы уже в 16 веке жили на Тянь Шане и кыргызы переселились на территорию КР на тянь шань через восточный туркестан где туда попали в 10 веке ь во время Кыргызского каганата.

    0
  • а
    9 апреля  

    Всем чтобы понятно было кыргызы не имеют никакого отношения к калмыкам это подверждает генетика.У калмыков монгольская гаплогруппа С2 точнее субклад С2с,а у кыргызов R1a1
    У киргизов следующий процентный состав гаплогрупп согласно киргизского проекта FTDNA:
    гаплогруппа R1a - 55.3%,
    гаплогруппа С3 - 25.5%,
    гаплогруппа O - 8.5%,
    гаплогруппа N1 - 4.2%,
    гаплогруппа R1b - 4.2%,
    гаплогруппа J2 - 2.1%.
    Кыргызы даже близко к калмыкам не стоят тому доказательство генетика.

    0
    • Мергн
      10 апреля  

      а,
      Волжские калмыки даже не прямые наследники Торгутской орды на Волге. А вторые, после беглецов живущих в Китае.

      То, что джунгар кто-то калмыками называл не говорит об их поголовной С-гапло.

      0
  • Быйанг
    10 апреля  

    Какие казахи, какой Казахстан вы что тут, все белены объелись? Гоните уже

    Когда появился Казахстан? Кого и почему стали называть Казахами?

    0
    • 1"
      10 апреля  

      Быйанг, Верно ! Поэтому , следуй и дальше своей логике , чтобы не быть "полубеременной". России и русских до 1721 года не существовало . Равно как и Якутии до первой половины ХХ века .🙄

      0
  • Чингиз Айтматов
    11 апреля  

    Киргизы пришлые на Тянь шане. Нет у них там истории, и нет их истории на Алтае. Курганы лепили не они. И не джунгары. Золотые люди это тюрки. И мир хватали тоже тюрки.

    0
  • а
    11 апреля  

    У монголоязычных народов в основном С2 гапло

    0
Ответ на тему: Казахско-алтайские войны
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания