прочитал (вернее перечитал) "Град обреченный" Стругацких
пилигрим  -    1633
Крайне интересная книжка! Впервые ее прочел довольно давно и, честно говоря, тогда мало что понял. А сейчас? В общем книга о психологической и моральной эволюции некоего Андрея Воронина, происходящей из одной ее части в другую. Вначале он чистый и наивный одураченный лозунгами простак. Затем фанатик. Затем циник. А затем к нему приходит некое, пришедшее через катарсис, понимание. Понимание чего? Что нельзя поклоняться идолам? Что существует нечто более важное, чем идеи, ради которых люди убивают друг друга? Что вообще означают эти аллюзии, образы? Почему он убивает себя сам (через отражение в антимире). Почему он в конце опять оказывается в Ленинграде? Что все это значит? Почему Стругацкие пишут так сложно? Даже для тех, кто хочет их понять. Как же тогда их поймут остальные? Хотя может быть тут я просто ступил. Это вернее всего :))
Ответов 34 Написать ответ
  • Balysh
    12 марта 2008  

    Изю жалко

    А Воронин, как был упертым скучным "членом общества", так таковым и остался..., хоть и загнавший себя в тупик в конце романа. Давно читал, раза три, всегда с потрясением воспринималась эта книга. А сейчас даже боюсь перечитывать - вдруг разочаруюсь. вот "ОЗ" стоит перечитать, еще "хищные вещи века" - чисто для души

    0
    • пилигрим
      12 марта 2008  

      Что значит "ОЗ"? Не могу сообразить...

      А к "Хищным вещам" я отнесся, знаете ли, скептически. Это же из их ранних книг, когда они только уходили от "Стажеров" и тому подобного. Развенчивание буржуазного разложения строителем коммунизма. И где теперь эти строители и в чем разложение? Хотя написано, конечно, весьма занимательно.

      0
      • Balysh
        13 марта 2008  

        Отягощенные злом, или Сорок лет спустя

        В первый раз читал усеченную (если не ошибаюсь, журнальную) версию (-отрывок?) с уклоном в хиппи - совершенно не понравилось, пробежался по страницам с равнодушием. Второй - уже в полном объеме. Абсолютно другие впечатления, но довольно противоречивые, временами болезненные. А ХВВ, действительно, довольно легко воспринимаемая повесть, по сути, мной воспринимался как некий изящный гимн индивидуализму. Но всегда читалось с удовольствием, скорее для отдыха.

        0
      • Balysh
        13 марта 2008  

        если ничего не путаю

        когда читал, очень крепко вонзилась в голову интерпретация предательства Иуды, который, по сути, скорее сам отправился на крест Голгофы, точнее на большие муки в виде проклятия на тысячелетия ради своего учителя. Думаю, это проклятие и презрение будет страшнее распятия. И, что особенно было неприятно, на все это его отправил сам Иисус, т.е. ради восхода веры он предал своего наиболее преданного ученика. /когда на заре совместной жизни я поделился этими мыслями с женой и предложил ей почитать ОЗ, она меня испепелила взглядом/

        0
        • )
          13 марта 2008  

          Как вам БМС?

          0
          • Balysh
            13 марта 2008  

            честно говоря, повесть БМС не понравилась

            вроде бы и сюжета выше крыши и действия... пока читаешь интересно - а чуть позже возникает ощущение сухости

            0
        • ГарГулиА
          13 марта 2008  

          Вариант евангелия от Иуды? :)

          0
          • с
            13 марта 2008  

            -

            "Иуда. Да, был среди них такой. Жалкий сопляк, мальчишка, дрисливый гусенок. Какое предательство?! Перестаньте повторять сплетни. Он просто делал то, что ему велели, вот и все. Он вообще был слабоумный, если хотите знать... "Не мир принес я вам, но меч". Не говорилось этого. "Не мир принес я вам, но меч...ту о мире", -- это больше похоже на истину, так сказано быть могло. Да, конечно, по-арамейски подобная игра слогов невозможна. Но ведь по-арамейски и сказано было не так. "Не сытое чрево обещаю я вам, но вечный голод духа". Причем так это звучит в записи человека явно интеллигентного. А на самом деле вряд ли Учитель рискнул бы обращаться с такими словами к толпам голодных, рваных и униженных людей. Это было бы просто бестактно... Конечно же Он все знал заранее. Не предчувствовал, не ясновидел, а просто знал. Он же сам все это организовал. Вынужден был организовать. "Осанна". Какая могла быть там "осанна", когда на носу Пасха, и в город понаехало десять тысяч проповедников, и каждый проповедует свое. Чистый Гайд-парк! Никто никого не слушает, шум, карманники, @#$%^&, стража сбилась с ног... Какая могла быть там проповедь добра и мира, когда все зубами готовы были рвать оккупантов и если кого и слушали вообще, то разве что антиримских агитаторов. Иначе для чего бы Он, по-вашему, решился на крест? Это же был для Него единственный шанс высказаться так, чтобы Его услышали многие! Странный поступок и страшный поступок, не спорю. Но не оставалось Ему иной трибуны, кроме креста. Хоть из обыкновенного любопытства должны же были они собраться, хотя бы для того, чтобы просто поглазеть, -- и Он сказал бы им, как надо жить дальше. Не получилось. Не собралось почти народу, да и потом невозможно это, оказывается, -- проповедовать с креста. Потому что больно. Невыносимо больно. Неописуемо." А. и Б. Стругацкие "Отягощенные Злом или 40 лет спустя" ЗЫ. В "Евангелии от Иуды" - Иуда самый просветленный и преданный ученик Иисуса, единственный, кто действительно его понимал. А тут - "дрисливый гусенок", "слабоумный", которого Иисус использовал втемную. Что не очень-то порядочно, по правде говоря.

            0
            • )
              13 марта 2008  

              И видно этот парень не даром ест свой хлеб.

              0
            • ГарГулиА
              13 марта 2008  

              :)

              Это если верить в то, что всё было на самом деле.

              0
              • с
                13 марта 2008  

                И даже если было на самом деле...

                Обычный обед Гаргулии с Авель каждая опишут по-своему :)

                0
                • ГарГулиА
                  13 марта 2008  

                  Была возможность сравнить и убедиться? ;)

                  Конечно, каждый воспринимает по-своему. А если учесть, сколько времени прошло, сколько раз всё пересказывали - получится основательно испорченный телефон! :)

                  0
  • пилигрим
    13 марта 2008  

    Так что там с "Градом"? :))

    И еще - почему эволюционирует в нравственном отношении только Воронин? Остальные центральные персонажи: Изя, Ван, дядя Юра, Сельма, Фриц, Отто, кто там еще? они же не претерпевают никаких изменений. Недостаток литературного мастерства?

    0
    • Balysh
      13 марта 2008  

      думаю, другие и не должны изменяться

      все что поисходит в романе - события ВОКРУГ Воронина. Т.е. это скорее ЕГО виртуальный мир.

      0
  • гон
    13 марта 2008  

    по впросу Стругацких...

    Стругацкие сами жили во время идолопоклонства (т.е. коммун вождям), 3апрета 3ападных идей и без свобода слова (4то там до фантастики), проще тотальной системати3ации народа в целом... Думаю громко ска3ано, но они дети со3дававшие новое (реальное сегоднешнее). И 4тоб понять спрятанный в расска3ах некий смысл - нужно прожить их жи3ни... Но 3а4ем? На это уйдут годы, а код давин4и ищут по сей день. Не3а4ем тратить силы, ведь хороших писателей море... Довольствуйся тем 4то есть такие прои3вдения и смотри на них под своим углом

    0
    • с
      13 марта 2008  

      OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким

      http://rusf.ru/abs/int.htm Можно задать свой вопрос писателю, а также найти в архиве ответы на многие вопросы по творчеству Стругацких.

      0
  • Toronar
    14 марта 2008  

    Отличная книга, среди лучших у Стругацких

    Читал несколько раз

    0
  • пилигрим
    21 марта 2008  

    Я понял! Меня как хоботом по голове ударило! :))

    На самом деле все просто! :) Вернее, не так просто, конечно, но достаточно объяснимо, на мой взгляд. В общем, как всегда у Стругацких, это памфлет на модель социалистического общества. Вот как я это понимаю: Что есть описываемый в романе Эксперимент? Это строительство социалистического общества. Кто эти люди? Это люди, выбравшие социалистический путь развития истории. Это либо одураченные фанатики, как Воронин. Обманутые, но потом горько прозревшие (Дональд). Сбежавшие от проблем и пытающиеся приспособиться тем или иным способом (Ван, Сельма, дядя Юра и др.). Решившие путем побега избежать какого-то преследования на родине (Отто, Фриц). Наконец Изя. Это особая статья. О, эти евреи Стругацких! Они всегда суть носители какого-то высшего начала. Изя не подпадает ни под одну из перечисленных мной категорий. Назовем его совестью Эксперимента. Насмотря на его нарочитую приниженость (бородавка и т.д.) именно Изя является оселком, на котором Воронин правит свое гражданское самосознание. Не все люди сбежали в Эксперимент в физическом смысле. Поскольку окружающий Воронина мир можно в определенном смысле назвать плодом его воображения (вернее воображения авторов), так и некоторые люди, выбравшие Эксперимент, просто допускают его. Делают так сказать, не физический, а нравственный выбор. А также существует большое количество людей, которые могли быть вовлечены в Эксперимент случайно, так сказать вихрем событий. Витиевато выразился, но, надеюсь, понятно. Так вот, смоделирована ситуация. Таким образом, Наставниками непреложным образом оказываются сами авторы книги - т.е. Стругацкие. Далее они наблюдают ситуацию в развитии. Все идет как и положено - вначале хаос, разруха. Непрерывная ротация кадров. Вам это ничего не напоминает? Каждая кухарка должна управлять государством. Далее укрепление государственности через террор. Затем тоталитаризм и застой. Вспомните, так все и было. Но что должно произойти дальше? Стругацкие писали этот роман до перестройки, падения Берлинской стены и т.д. Разумеется, они не могли предвидеть, что Эксперимент реально завершится так скоро. Стругацкие наверняка думали, что социализм протянет еще какое-то (довольно долгое) время. И вот они решили смоделировать окончание Эксперимента путем заброски Воронина в будущее. Этот его поход есть фигуральное обозначение конца Эксперимента. Он показывает, что неизбежно ожидает социалистический эксперимент в его логическом завершении - истощение всех ресурсов,распад, гибель, физический и моральный тупик. Что означает возвращение Воронина в Ленинград? На мой взгляд, это гуманистическое утверждение авторами возможности человечества на второй шанс. Насчет различных аллюзий и образов, щедро рассыпанных авторами в книге, у меня также есть несколько оригинальных догадок :)) но как написал когда-то Пьер Ферма: "..это здесь не упишется" (И так много букафф). Возможно все совсем не так. Интересно, что бы сказали сами Стругацкие, прочитав этот бред. Здесь просто проявилась склонность к упорядочению хаоса, теперь смогу спокойно заснуть. А что? по моему логически непротиворечиво. Такое толкование тоже имеет право на существование. :)))

    0
    • Balysh
      21 марта 2008  

      Помню, что когда читал меня зацепила концовка, точнее

      когда Воронин оказался в Ленинграде там в описании фигурировал ребенок Изя. Это явно не случайный момент... тогда думал-думал и ничего так и не придумал ) Может у вас есть идея на этот счет?

      0
      • пилигрим
        21 марта 2008  

        Разумеется не случайно. :)

        Это тот самый Изя, еще живой,здоровый (или уже живой). Дело в том, что Изя попал в Эксперимент гораздо позже Андрея, где-то в 60-х годах (не помню точно). То-есть он значительно моложе. Стало быть в описываемый период (перед бегством Андрея в Эксперимент) Изя был еще ребенком (тем самым). Этот ИМХО второй шанс, который Стругацкие (они же Наставники) дают людям. Прожить жизнь еще раз, безо всяких Экспериментов. Все, все можно истолковать, если исходить из этой теории. Стену и пропасть (это вектор развития), антигород, ходячие статуи, даже павианов и тд и т.п.

        0
        • Balysh
          22 марта 2008  

          Это понятно, но...

          изначально было известно, что для эксперимента люди отбирались из совершенно различных временных отрезков, социальных слоев и географических мест. Может не столь внимательно читал, но в книге не помню упоминания, что Изя и Андрей жили на одной улице. И как могло случиться, что именно в тот момент, когда Воронин вернулся в свое время он тут же услышал, как зовут Изю? ООООчень закономерная случайность с непонятной для меня целью. Может я сейчас и не так все вспоминаю - читал я книгу более десяти лет назад, в голове все могло и смешаться... Все таки нужно мне этот роман перечитать ))))

          0
          • пилигрим
            22 марта 2008  

            на мой взгляд

            здесь важно не то, что Изя появляется в одной точке пространства с Андреем, а то, что он вообще жив. На мой взгляд это именно то, что авторы хотели показать: Изя - жив так же как и Андрей. Причем они это сделали довольно изящно, одним абзацем. Не прибегая к перебивке, чтобы сообщить, что в это время где-то на планете и т.д. Почему мне это толкование кажется правильным? Вспомните, что в конце книги случилось с Изей. Скорее всего он тоже погиб. А почему они погибли? Они приблизились к антимиру. А что есть в книге антимир, или загадочный Антигород, упоминание о котором встречается в книге? Может быть, это фигуральное обозначение другого мира, мира капитализма, который суть отрицание социалистической модели? Может быть, по Стругацким, конец Эксперимента заключается в самоуничтожении путем непримиримого противостояния двух моделей развития? Так вот, после этого апокалиптического конца Андрей внезапно оказывается опять дома, в Ленинграде. Надо полагать до Эксперимента, так как там упоминается газета "Ленинградская правда" со статьей о Сталине. Что означают слова Наставника: "Ну вот, Андрей. Первый круг вами пройден."? Что есть круг? Это нечто циклическое, замкнутое, ведь так? Стало быть Андрей завершил какой-то цикл, который выбрал сам и прошел его под управлением Наставника (т.е. кого-то из Стругацких). Стало быть Наставник показал ему начало, развитие и конец выбора, который Андрей может совершить еще раз. А может сделать и какой-то другой выбор. И пока что все еще живы, в том числе Изя Кацман. Наверняка и другие тоже, а судьба их будет зависеть от выбора Андрея. Он может оставить их в покое, а может еще раз сделать пешками в чужой безжалостной игре. Кстати вопрос: что на Ваш взгляд символизирует в книге это загадочное Красное Здание, которое то появляется, то исчезает? И почему оно наконец появляется, но уже пустое и не исчезает больше?

            0
            • пилигрим
              23 марта 2008  

              Да, вот еще пришло в голову.

              Видимо Вы правы, что совершенно не случайно Андрей слышит, как во дворе зовут Изю. Причем зовут не просто по имени, а называют и фамилию. Что-то вроде: Изька! Кацман! Тебя мамка зовет. Чтобы точно показать Андрею - это именно тот Изя. Для него это сигнал: все можно еще изменить.

              0
            • брюн
              23 марта 2008  

              "бред взбудораженой совести"

              0
              • пилигрим
                24 марта 2008  

                Вот это да! Здорово. Да.

                Да, я сам предполагал нечто подобное. Только изложил бы, как всегда, многословно и коряво, а тут хлесткая краткая формула. Восхищен. Или это цитата?

                0
            • Balysh
              24 марта 2008  

              да, наверное так и есть

              Более того, что, возможно, Изя знал более позднего Воронина (после возвращения того из эксперимента) и, зная его дальнейшую "настоящую" судьбу, во время эксперимента, когда общался с "ранним" Ворониным, не обмолвился об этом ни словом (?). На счет Дома. Эта фантасмагория - как маленькое отдельное произведение внутри большого. Выглядит даже как самостоятельный рассказ. Первая самая простая ассоциация - это Кремль. На этом все мои умозаключения и закончились )))

              0
              • Balysh
                24 марта 2008  

                Хотя, нет. Оказывается, БНС сам отметает подобный вариант

                http://www.rusf.ru/abs/int_t03.htm "Воронин НЕ встречался с Кацманом в Ленинграде. Кацман получил информацию о ГТГ в самом Городе. Гарантирую Вам это, как автор. Впрочем, если Вы текстуально докажете обратное, я, разумеется, с удовольствием признаю свое поражение." Если Воронин вернулся в свой мир и ничего не забыл об Эксперименте - это не есть хорошо. Зная дальнейшую историю мира, он имеет преимущество относительно других жителей. Хотя, с его упертостью, вряд ли он это преимущество использует, в отличие от некоторых других участников эксперимента.

                0
                • пилигрим
                  24 марта 2008  

                  спасибо за плодотворный обмен мнениями. :))

                  Банально, но как хороши книги, которые заставляют думать. Уже несколько отвык от этого занятия, а тут заметил, что с большим удовольствием протер мозги и проанализировал прочитанное. Забавно только, что мы тут изощряемся, а кто-то наверно давно разложил все по полочкам. :) Насчет здания. Вы правы, ключевым тут является эпитет "Красное". Выше прозвучала хорошая мысль, что это в определенном смысле совесть Андрея. Это так, но все-таки на мой взгляд его смысл несколько шире. Ведь в здание входят и другие люди. Что касается, знал ли Изя Воронина после возвращения (но ДО побега в Эксперимент) или нет, это для меня слишком сложное логическое умопостроение. Нужно хорошо осмыслить. И еще - я опять туплю :) Что подразумевает Стругацкий под аббревиатурой ГТГ?

                  0
  • Balysh
    24 марта 2008  

    Главная Тайна Города :)))

    Просто, как я понял, у некоторых читателей возникло предположение, что Воронин пересказал ребенку Изе идеи с сущность эксперимента, фактически подготовил того. Но Стругацкие явно не собирались строить открытие Кацманом Тайны на основе подсказок Воронина. Более того, Воронин эту Тайну так и не познал и то, что в концовке чувство сохранение у него не просто берет вверх над любопытством, а вообще является единственным чувством - в этом весь он, Воронин.

    0
    • МИМОПРОХОДИЛ
      28 марта 2008  

      эксперимент

      Это одна из лучших книг на русском языке, читал раз 10, оказ-ца не адин такой

      0
  • c
    28 марта 2008  

    Про ГТГ etc.

    2. Что же, черт возьми, было в папке? Секрет выключения солнца? Секрет исхода? Илья Винарский < ilyav@microsoft.co> Беллвью, США - 01/09/99 01:23:15 MSK В папке была Главная Тайна Города. Суть ее не слишком важна для читателя, но чрезвычайно важна для жителя Города. 3. Можно ли полагать, что сначала была создана (первая) глава о Красном Здании, а потом вы плясали от нее? Илья Винарский < ilyav@microsoft.co> Беллвью, США - 01/09/99 01:25:16 MSK Нет, это было совсем не так. Хотя само Красное Здание придумано было нами задолго до начала работы с ГО, идея эта никогда не была для нас сюжетообразующей. Борис Натанович! Спасибо за ответы! Черт возьми, даже невозможно описать это состояние – сидеть и беседовать (пусть заочно) с самими Стругацкими! Не слишком давно такое было трудно даже вообразить. И сейчас я нахожусь в положении и состоянии Александра Привалова в конце 3-й части, в момент его разговора с У-Янусом. Слишком много вопросов и слишком маленькая вероятность задать верные. Поэтому ограничусь одним, самым для меня важным: – А будут ли они, другие истории? Нет, не удержусь от еще одного, в продолжение развернувшейся дискуссии о Главной Тайне Города: – А почему, собственно, Вы отделяете Тайну Города от его Назначения? Для жителей именно Назначение Города должно являться его Главной Тайной. Если же под главной тайной понимать временную и пространственную закольцованность, то опять приходит на ум 3-я часть «Понедельника»: – «Это просто, как блин, – сказал он. – Это тривиально. Это плоско и банально». Атрибут, не более. А вот ЗАЧЕМ пространство Города закольцовано – это, несомненно, тянет, по меньшей мере, на часть Главной Тайны. Феликс Коган < koganf@deshaw.co> New York, USA - 01/09/99 20:29:52 MSK Боюсь, тут у нас возникла некая терминологическая несогласованность. Как легко заметить, понятия «Главная Тайна Города» в романе нет. Я придумал это понятие исключительно (если не ошибаюсь) для того, чтобы объяснить «что было в папке у Изи Кацмана». Разумеется, по большому счету именно цель Эксперимента есть ГТГ. То же, о чем мы все время говорим, есть на самом деле некая частная особенность существования людей в Городе, не слишком важная в глобальном смысле, но весьма – на мой взгляд – существенная для каждого из них персонально. Космография здесь, конечно, ни при чем – она ведь никак (или очень мало) не влияет на образ жизни подавляющего большинства «горожан». Здравствуйте еще раз, уважаемый БН! Спасибо за все! Извините за наглость, но в силу Ваших ответов-подсказок насчет Тайны Города, осмелюсь сказать, что Тайна Города заключается в том, что он предназначен для того, «чтобы нашелся такой человек, который пройдет этот мир из конца в конец: от джунглей и болот до самого нуля!» (в разных, конечно, смыслах). Это, как Вы верно сказали, почти очевидно, поэтому все начали искать всякие выключатели Солнца. Пламенные приветы от ваших почитателей из ЛГУ! Лобачев Игорь < igor@smel.math.spbu.r> СПб, Россия - 01/11/99 22:05:01 MSK Если бы это была ГТГ, то чего бы ради Изя так отчаянно старался ее скрыть от Гейгера? Ведь пришлось беднягу пытать, чтобы он сообщил нечто важное. Уважаемый Борис Натанович! Дискуссия по поводу Главной Тайны Города, развернувшаяся на этих страницах, побудила меня обратиться к вам со своими вопросами. Вообще говоря, то, что именуется ГТГ, занимает меня не столь уж сильно. Во-первых, потому что я ее знаю, а во-вторых, потому что знание этой тайны не только окончательно не проясняет картину, а напротив, рождает новые вопросы. Например, каким образом Изя узнал эту тайну? Или – какого рода доказательства могли находиться в папке, что он посчитал нужным от нее избавиться? Как вообще эти доказательства туда (в город) попали? Наконец, почему Гейгер поверил Изе на слово? Неужели просто в силу того, что рассказанное Изей во всех смыслах развязывало ему, Гейгеру, руки, дарило ощущение вседозволенности, а значит, поверить в это очень хотелось? Это было удобно, здорово и все упрощало? Странно, что из такого количества заинтересованных людей, уже достаточно продолжительное время думающих над этим вопросом, никто до сих пор не догадался, в чем тут дело. Тем более, Вами было дано столько подсказок. Сергей Фирсов < lord@ic.r> Ростов-на-Дону, Россия - 01/15/99 01:09:20 MSK На все эти вопросы существуют ответы, иногда, впрочем, довольно искусственные (то есть основанные на маловероятных допущениях). Давать их (ответы) здесь мне не хотелось бы – это означало бы нарушение правил некоей игры, которую мы все здесь ведем. Могу сказать только, что Гейгера я понимаю хорошо: он поверил Изе потому, что очень уж трудно оказалось вытянуть это признание-откровение. Опытный «следак» хорошо различает правду и ложь допрашиваемого, особенно когда идет допрос под пыткой. Уважаемый NOKIA! Продолжая Ваши рассуждения. ГТГ по словам самого БН, важный аспект существования людей в Городе. Плюс, действительное, явное нежелание разглашать ее у каждого, кто знает. Плюс, косвенно, внутригородской политический аспект. Так может быть это – фактическое бессмертие жителей в том смысле, что даже их гибель в мире города не является на самом деле гибелью, а... Петр < petch@jaffar.cs.msu.s> Москва, Россия - 01/17/99 02:20:33 MSK ...лишь возвращением в точку первоначальной вербовки. ПОПАДАНИЕ! УРА! ГТГ разгадана. Как грустно, правда? Уважаемый Петр! Ваша версия, к сожалению, не нова: примерно месяц назад (см. начало текущей гостевой книги) БНС опроверг ее, заверив участников дискуссии в том, что Андрей даже «после смерти» (возвращения в Ленинград) не только не знал самой тайны, но и не догадывался, что таковая вообще существует. Александр Нешмонин < neshmonin@better.ne> Toronto, Canada - 01/17/99 02:23:41 MSK Но ведь Андрей И НА САМОМ ДЕЛЕ так и не узнал о существовании ГТГ, хотя испытал ее, так сказать, действие на себе лично. Правда, в принципе он мог бы и догадаться, что к чему. Но – не догадался. Просто не подумал об этом. Ну а потом – все просто: «Иська, Кацман! Иди, тебя мамка зовет...». Ну, дык, он, значить, все тут тому, как видно, и выложил! Ну, чем, скажите, была не версия? Александр Нешмонин < neshmonin@better.ne>

    0
  • c
    28 марта 2008  

    etc.

    Истинно так Уважаемый Борис Натанович! Раздираемый известным синдромом Моськи, не могу удержаться от продолжения полемики. :-) «...И в конце концов, много ли из читателей «Града» на основании происшествия с Андреем Ворониным сделало вывод о существовании и сути ГТГ?» Да, надо сказать, этим аргументом Вы меня действительно «уели». Все, согласен, Андрей мог так и не догадаться... Но, Борис Натанович, у меня ведь в запасе была еще одна мыслишка. Если Воронин встречался с Кацманом в Ленинграде, то Кацман мог и сам все сообразить! Когда его, скажем, начали «вербовать», он сразу подумал, дескать, а что, чем черт не шутит, Воронин вон вернулся жив-здоров, и я также вернусь! Вот Вам и разгадка. (?) А.Нешмонин Toronto, Canada - 01/24/99 22:24:53 MSK Воронин НЕ встречался с Кацманом в Ленинграде. Кацман получил информацию о ГТГ в самом Городе. Гарантирую Вам это, как автор. Впрочем, если Вы текстуально докажете обратное, я, разумеется, с удовольствием признаю свое поражение.

    0
  • телезритель
    30 марта 2008  

    мда, книга о том как рушаться идеи

    в начале кто то свято верил в комунизм, кто то в нацизм...в конце вся вера рухнула при столкновении с реальностью

    0
  • АлексейШеффер
    29 марта  

    "Эволюция" Андрея, впрочем, как и всхех обитателей Града, которые, в виду бесконечной смены профессий становятся все более и более осторожны, прогматичнеы, опытны - и есть причина обреченности Града. Двигателем прогресса "Эксперимента" являются исключительно "деловые" люди. Поэтому Наставник Андрея и говорит, что такие как Кацман не нужны "Эксперименту". Кацман, как становится известно в финале, - ребёнок ("Иська, Кацман!"). Только Кацман способен искренне удивляться, верить в чудо, созидать не разрушая. Только ребёнок может пережить то что пережил Изя, не озлобившись, не затаив обиду. Ему мало тихой жизни в " Хрустальном дворце", он играючи рвётся в путь, строит непонятные пирамиды, как куличи из песка, на пути к бесконечному. И, мне кажется, Андрей - главный антоганист романа, а Изя - герой. Ведь в "Граде" нет ни намека на исскуство, на чудо, на веру. Один Изя несёт в себе "Храм".

    0
Ответ на тему: прочитал (вернее перечитал) "Град обреченный" Стругацких
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания