Иркутский почтовый трактъ
Гим алайский  -    531
В 1743 году от Витима до Якутска были учреждены 28 почтовых станций Иркутско-Якутского почтового тракта. Так 275 лет назад в Якутии обосновались предки Соколовых и Лобановых, Шепелевых и Припузовых, Добрянцевых и многих других.
Первые почтовые станции
В 1743 году управитель Витимско-Пеледуйских слобод, казачий пятидесятник Захар Баишев учредил 28 станков, почтовых станций от Витима до Якутска. Расстояния между ямщицкими станциями составляли 50-60 верст. Такое расстояние было удобно как для ямщиков, так и для лошадей в плане отдыха. И сейчас можно заметить, что между селами Хангаласского улуса, бывшими ямщицкими станциями и селениями на берегу Лены расстояние не превышает 100 километров.
Разметку станков Захар Баишев производил по карте р. Лены, которую ему лично вручил Витус Беринг. Отметим, что командор Беринг командовал Первой (1725-1730 гг.) и Второй (1733-1741 гг.) Камчатскими экспедициями. В Санкт-Петербурге и Москве с нетерпением ждали от Беринга донесений так, что почтовые тракты и пути сообщения между центром и северо-востоком Российской империи были необходимы и для этого. И именно с деятельностью экспедиций Беринга связано открытие Охотского тракта, берущего свое начало в городе Якутске. Это был восточный участок великого Сибирского почтового тракта, основанного и проложенного Петром I в 1698 году сперва от Москвы до Якутска, чуть позже - до Охотска.

Повинность на тракте
В первые годы, когда начал действовать Якутский тракт, восточный участок Иркутско-Якутского тракта, обязанность снабжать станции лошадьми, продовольствием для смотрителей и ямщиков, кормом для лошадей возлагалась на местное население, якутов. Но после неоднократных жалоб на эту повинность в 60-е годы XVIII века решено было заселить станции русскими крестьянами.
Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья. Сколько длилось исполнение этого указа, не известно, помещикам только указывалось выделять из своих крепостных семьи крестьян для отправки в Сибирь.

Места жительства – по жребию
Для определения места установления почтовых станций между Иркутском и Якутском работала комиссия. Через каждые 15-30 километров (до этого расстояние между станками было больше) ставили столбы с номерами для будущих постоянных почтовых станций. Затем в Иркутске среди прибывших крестьян проводилась жеребьевка. Глава каждой семьи вытягивал бирку с номером, совпадавшим с номером на одном из столбов, установленным по тракту. Счастливчикам доставались места с низменными угодьями, такие как Кытыл-Жура, Булгунняхтах, Тиит-Арыы, некоторым везло меньше — им предстояло осваиваться в горах Ой-Мурана, Ат-Дабана, на крутой горе Еланка. Приезжим ямщикам разрешалось строить свои дома, иметь хозяйство, содержать скот, на выделенных землях садить огород, заниматься хлебопашеством.

Профессор, доктор исторических наук Павел КАЗАРЯН:
- В 1770 г. иркутский губернатор Адам Иванович Бриль с ведома и дозволения императрицы Екатерины освободил якутов от ямской повинности, указав заселить тракт русскими переселенцами. О росте числа ссыльных поселенцев на тракте вместе с членами семей могут свидетельствовать данные о темпах заселения участка тракта от Пеледуя до Олекминска. Если в 1776 году там жили 295 человек, то в 1779 г. - 306. Это был первый опыт заселения трактов в Якутском крае ссыльными, и он показал, что ссыльные «по изведанной невозможности завести в тех местах хлебопашество и скот не только не были в силах исправлять гоньбу, но и сами умирали с голоду». Ежегодное содержание поселенцев казне за десятилетие в среднем обходилось в 2 400 рублей. Найдя обременительным для казны содержание тракта, в феврале 1781 года Иркутская губернская канцелярия приняла решение освободить поселенцев от почтовой гоньбы, возложив ее вновь на якутов учрежденных в 1775 году Олекминского и ВерхнеВилюйского комиссарств, а также подведомственных провинциальному городу Якутску Кангаласского и Намского волостей, оставив им в помощь только тех поселенцев, которых они согласны были содержать.

К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения, туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.

Почетный гражданин Хангаласского улуса, член Совета общественной организации «Потомки государевых ямщиков» Анатолий СОКОЛОВ:
- В большинстве случаев, усвоив язык якутов, переняв их образ жизни, а также многие обычаи, установив с ними кровное родство и добрососедские отношения, русские не только сами занялись земледелием, но и распространили его среди местного населения. Они внедрили много русских нововведений в ловле рыбы и зверей (переметы, кулемы, плашки, черканы), что значительно повышало производительность рыболовного и охотничьего промыслов. В результате браков с якутками значительная часть русских ямщиков теряла типичный русский облик, утратила некоторые элементы языка и культуры. Естественно, произошел и обратный процесс – часть местного населения обрусела.

По тракту проедут на лошадях
Летом 2017 года была организована научно-исследовательская, этнокультурная экспедиция «По следам государевых ямщиков» под руководством первого вице-спикера Госсобрания (Ил Тумэн) республики Анатолия Добрянцева. Кстати, представителя потомка ямщиков. Тогда они прошли весь путь от Иркутска до Якутска, собирая фольклор, воспоминания, знакомясь с потомками ямщиков.
А в середине марта 2018 года состоится историческая реконструкция доставки почты по Иркутско-Якутскому почтовому тракту на лошадях.
К финишу этой исторической экспедиции в конце марта в г. Якутске пройдет I Межрегиональный Форум потомков государевых ямщиков Иркутско-Якутского почтового тракта и XVII ежегодного республиканского фестиваля «Играй. Гармонь! Живи частушка!»
Мероприятия приурочены к 275-летию основания Якутского почтового тракта.

Протяженность Иркутско-Якутского тракта –
2 895 км. 2 400 км
проходят вдоль берега р. Лены. Тракт действовал круглый год. По нему ежегодно ездили тысячи людей, одни – по государственным делам, другие – по делам торговли и промыслов: землепроходцы, торговцы, казачьи отряды, воеводы, сектанты, ссыльные и заключенные разных категорий, участники экспедиций, три поколения русских революционеров и, конечно, ямщики.
Ответов 25 Написать ответ
  • Могул
    24 мая  

    Хе хе, русские не потянули и пришлось опять назначать якутов!
    Да к тому же почтовый тракт существовал и до присоединения Якутии России. Посвидетельству Марко Поло от гор до гор(видимо Вехоянских) можно было добираться на собаках за пятнадцать дней!
    Пан видать забросил Сомоготто, реанимировать не желает, ха ха хааАА!

    0
  • 34
    24 мая  

    Да враки все это, небыло никакого тракта, эти пашенные «ямщики» потомки связистов двадцатого века. Привезли их по реке верхом на бревенчатом плоту, сидели у себя в зимовье между собою перестукивались.

    0
  • Гим алайский
    24 мая  

    был трактъ,
    Я на Еланку завсегдатаи с друзьями езжу
    На красоту посмотреть
    Да шашлык под минералочку wine glass

    0
  • Гим алайский
    24 мая  

    🤣
    Ну конечно , наш форум ....
    😂 все так .

    0
  • 34
    25 мая  

    Еланка это пашня, какой там тракт.
    Тракт это большая дорога
    Россия ни в какие времена не могла себе позволить строительство дорог.
    Дорог в Якутии и ныне нет, а те что существуют именуется направлениями по которым условно можно проехать при хороших погодных условиях.
    Автор статьи неисправимый фантазёр, вымученно описавший несуществующие события прошлого.

    0
    • хе хе
      25 мая  

      он же пан!

      даже сейчас дорог нету.. Пан.. есть Тюркская имя красивое, Айнара, Наара ыллыга по ней и ходили предки наши. Но ты же пан гАлубоглазый не знаешь этого конечно. (трассу выдумал он

      0
  • Меркатор
    11 июня  

    Как мало якуты знают о Якутии...
    Мне, потомку ямщиков, печально смотреть на убогие представления жителей центральной якутии об огромной территории - Юго-западной Якутии, где 6когда то основным населением были русские крестьяне, пашенные якуты и татары.
    Во первых, почтовый тракт назывался Иркутско-Якутский и его никогда не называли Иркутским. И его строительство началось на несколько десятков лет раньше, чем пишется в статье. ВСЕ почтовые станции расположены через 20 верст, это обязательное правило. Другое дело, что со временем возникшие у почтовых станций деревни ИНОГДА несколько смещались на более удобные места. Почтовый тракт длиною более 2000 километров - это огромное, организованное государственное предприятие, со своими плрядками, правилами и т. п. о чем аласные жители даже не представления не имеют. Задача организовать сообщение с Якутией была поставлена еще в 17 веке, но к середине 18 века почтовые станции были построены только до Пеледуя, а ниже в течение полувека создать станции никак не получалось. Первоначально организация поселений была возложена на якутов, но сколько ни билась якутская администрация, создать поселения на горных и лесистых берегах Лены ни как не получалось. Поселенцы сбегали из-за громадных трудностей обитания на безлюдных берегах и под угрозой голодной смерти. И даже в близлежащей к Якутску местности якуты не могли выдержать тягостей ямщицкой доли, и что интересно, не умели справиться с упряжью (это было одним из основных доводов нежелания нести ямскую службу). Попытки поселить вольных русских поселенцев так же не давали успехов. Не выдержав жизни на каменистых берегах в окружении тайги, поселенцы сбегали десятками. Дело создания почтовых станций ниже Пеледуя и до Якутска затянулось на многие годы, и тогда были приняты решительные меры. На участок Пеледуй-Якутск была направлена топографическая экспедиция с целью изучения мест и разбивки станций, были расселены ссыльные (в наших местах - ссыльные Яицкие казаки, новгородские крестьяне, ниже Олекминска - в основном выходцы из северо-восточных областей России). Содержание станций и поселенцев было возложено на Олекминскую администрацию, позже из-за огромной удаленности от Олекминска часть станций было передано Якутску. В первые годы содержание поселенцев было возложено на олекминских якутов, но из-за малочисленности последних, которых было едва ли не меньше, чем ссыльных почтовиков, к ним добавили вилюйских якутов, но и вместе с вилюйскими якуты не могли выдержать такой нагрузки. Почтовые станции ниже Олекминска из-за суровости мест прозябали в огромной нужде, в голоде и бедности, и лишь верхние станции (выше Олекминска) обустроились более менее благополучно, а некоторые стали добротными богатыми деревнями благодаря хорошей урожайности хлебов, удобству мест и мягкому климату. Из-за непосильных тягот олекминских и вилюйских якутов, трудностей выживания ямщиков в малочисленных почтовых деревушках, дальности прогонов, порой доходящих до 60 км в одну сторону, так как сперва было построена только часть плановых станций, и тогда царской администрацией были приняты действенные меры: ямщиков из разряда ссыльных (то есть полностью бесправных, почти каторжан) перевели в служащих с оплатой труда, компенсацией расходов. И дело пошло. Полуживые деревушки между Олекминском и Якутском наконец то облегченно вздохнули. Лишь в конце 19 века нижние деревни, почти полностью перейдя на якутский уклад, стали жить относительно благополучно.
    Строительство Иркутско-Якутского тракта длилось более ста лет, при этом были задействованы тысячи ссыльных, вольных и коренных жителей, десятки из них погибли от голода, замерзли на перегонах, впали в нищету и вели полуголодную жизнь.
    А наша станция называется Инняхская и существует до сих пор. Из всех сотен почтовых станций межлу Иркутском и Якутском это уникальная станция по происхождению.

    0
  • 77
    11 июня  

    Почтовый не смешите людей, какая почта в 17 веке. Кто с кем переписывался все эти казацкие сказки в архивах, писаны немцами в 18 веке.
    Письменность у русских дворян появилась в 19 веке, всеобщее образование населения в 20.

    0
  • Пан Гималайский
    11 июня  

    Правильно хутаришь две семерки
    Все сфальсифицировали немцы хады
    А ышо они тысячи глиняных табличек с письменами между тигром и Евфратом закапали
    Шоб сфальсифицировать , мол у шумер была письменность
    ! А письменность появилась тока в 19 веке у самих немцев

    0
    • Кря- Кря
      11 июня  

      Пан Гималайский,

      Это правда, хэ-хэ

      И у якутов современная письменность появилась в 19 веке.

      Точнее 1820 годах на основе Сакалибин алфавита, хэ-хэ

      Почтовый тракт у якутов звали Дьаам суола.

      И предок мой в 19 веке держал ямскую станцию, хэ-хэ

      0
  • Пан Гималайский
    11 июня  

    Ну так ты Никон наш в доску thumbs up sign
    Из ямских
    Зачем же ты билеберду то простым якутским поцанам втюхиваешь ?
    Герр Шульц ?
    Ну мы то знаем на древнем сакосакском Шульц это староста
    Айн Цвайн Полицай oncoming police car
    Ихт либен зихт ?
    - нихт ! Нихт !
    Бас итст лос ?Вас ист даз?
    Йа, йа , йа
    Даз ист фантастишь !
    Короче учите сахасакский
    Первый язык этого мира

    0
    • Кря- Кря
      11 июня  

      Пан Гималайский,

      Шульц от древнесакского Һүлдьэ = Сулдже = Селджук тоже оттуда = военный по современному, хэ-хэ

      В Начале Начал якутского язычества существует Бог войны, который соответствует спутнику звезды Мардьа, Мардьааһай = Марс, Мардехай.

      У Мардьа два спутника Сүлдьэ и Илбис-кыыһа.

      Так вот воины древние звали себя сыновьями бога войны Сүлдьэ и правили в завоеванных землях как хотели.

      После перехода Сах Сармат в Альпы Sax Schulze = Сах Һүлдьэ тоже правили как хотели.

      И вскоре Һүлдьэ = Schulze обосновался как староста в бытовом понятии и только всего, хэ-хэ

      0
  • собрат
    12 июня  

    все дальневосточные тракты проложены - каторжанами царскими, еще в период декабристов, Достоевского ,потом Гулага...действительно немыслимым каторжными работами. тракты северные на людских костях...
    Солженицын сам пролагал эти трассы... по пути обустраивали "инфраструктуру" вдоль трассы...

    0
  • 77
    12 июня  

    Какие каторжане, пишут же тракт строили по существовавшему и действовавшему прежде Яму, для самого русского человека с простым русским именем Витус Беринг руками немецких и польских дорожных рабочих, немцы всегда прежде строят дороги. Само слово тракт, имеет немецкие корни.
    Через польск. trakt "дорога" или нем. Тrаkt
    Ямщиками при тракте работали якуты. Само слово ямщик позаимствовано от якутского
    Дьаам суола.

    0
  • 77
    12 июня  

    Ям (тюрк. jam[1][2], тат. jam[3]) — почтовая станция на Руси XIII—XVIII веков, где содержали разгонных ямских лошадей[1][2], с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. Ямом называли также селение, крестьяне которого отправляли на месте почтовую гоньбу и где для этого была устроена станция или стан (по-сибирски — станок)
    Впервые, как замечает об этом И. Я. Гурлянд, слово «ям» обнаруживается в одном из ярлыков татарского хана Монгут-Тимира, писанного в 1270-х годах. По мнению этого автора, ямская дорожная служба в России могла быть если не прямым заимствованием её от монголов, то её организация по их образцу несомненна.

    0
    • Меркатор
      12 июня  

      Просвещайся, просвещайся, темнота!))). Жители ямских станций называли их станками. По якутски - дьям. И до сего дня эти деревни называются дьямами.

      0
      • Кря - кря
        12 июня  

        Меркатор,

        Да.

        Дьаам = Почта в переводе на русский с якутского.

        Ыстаан, Ыстаҥа, Ыстаансыйа = Стойбище, место для совершения следующего прыжка в переводе на русский с якутского.

        Тыыр, Тыырыкта = Проторка, проторенный путь в переводе на русский с якутского.

        0
  • Это факт
    12 июня  

    Ущербные приматы, с комплексами неполноценности, негодуют, правда им щелки колит.

    0
    • Крио
      12 июня  

      У крякающего Никана наблюдается новый острый приступ лингво-онанизьма.

      Кто знает, может для него это полезно?
      Не было бы доступа к компьютеру с инетом, так со скуки сидел бы в каталептической позе сутками, делая под себя,
      либо воображал бы себя камышом или помидором, неистово требуя у санитаров полива.
      А так - может пообщаться с внешним миром, хотя бы посредством лингво-мастурбации.

      Ну, разве что Никан всегда ставит себя в тупиковое положение.
      Ежели спросить - а как будет сахалы "почтамт", то он будет полдня репку чесать, ибо "дьамт" как-то не подходит, и такого слова вообще нет в саха тыла, хе-хе.

      0
      • Кря- Кря
        12 июня  

        Крио,

        Балабол, хэ-хэ

        0
        • Крио
          12 июня  

          Ты, лингво-онанирующий, хочешь сказать, что "почтамт"

          сахалы будет "балабол"?

          Я же говорил, что Никан-Кря-кря во время своей лингво-мастурбации всегда ставит себя в тупиковое положение.
          Брякнул сдуру, что дьам - это сахалы почта, а теперь, хе-хе, даже не может намастурбировать, как будет почтамт.
          Разрешаю тебе ещё почесать свою репу.

          0
          • Кря - кря
            12 июня  

            Кыарыйа, болтун, хэ-хэ

            0
            • Крио
              12 июня  

              Не, "болтун" - тоже не похоже на "почтамт".

              Поизносился ты, обветшал совсем, крякающий Никан..
              Ничо нового налингво-мастурбировать не можешь, а уж ждать, чтобы ты что-то новое придумал - это как ждать через полчаса дождя с грозой, хе-хе.
              Возвращайся-ка в постельку, покличь санитаров, пусть тебя сперва на горшок снесут..

              0
Ответ на тему: Иркутский почтовый трактъ
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания