Обращение к тюркским народам/ Кто такие Якуты и Тувинцы?
Крио  -    1531
Ответов 42 Написать ответ
  • Снайпера
    14 ноября 2017  

    https://youtu.be/cSctUX9I3H4
    Якуты они патриоты России. Во всех войнах России впереди планеты

    0
  • Итог
    14 ноября 2017  

    Хэ хэ. Опять эвенк. Володя Колотов. Охотник промысловик соболевщик.
    Приехал за солью. Увидел по телевизору. Уехал в Чесню. Уничтожил 360 кадыровцев.
    Знал лично генерала СССР Д Дудаева. Благодаря якуту Россия победила тогда.
    Но он уехал. В итоге проиграли войну.

    0
  • Qazaqstan
    14 ноября 2017  

    Да все мы тюрки.только у якутов мания бредить о своим первородстве и о тенгри.Не будете трогать Ислам и говорить глупости и Саха для меня Дос и даже Бауырым.Этой же фигнёй страдают некоторые братья кыргызы.Своими гаплогрупами тенгрианством и прочим.Ну кыргызы нам братья.А то что типа казахи говорят о ЧХ.так больщинству казахов вообще наплевать на него и всякие гаплогруппы.У нас есть Султан Беибарс.Фараби.Ахмет Яссауй.которые и древнее ЧХ и точно говортли по кыпчакски.Могул твои обожаемые монголы любят хрюкать на казахов(зависть) а советником их президента стал этнический казах.Премию Азий для Монголий принесла тоже тамошняя казашка Айшолпан Нуртай.В недавнем матче по футболу сборная Монголий победила Сингапур где хет трик сделал опять же этнический казах Жансерік Маратханұлы.название их столицы дал заместитель Сталина.Турар Рыскулов тоже казах.Авиацию им создал тоже казах.имени не помню.Были министры.спортсмены ученые казахи прославившие Монголию.Кыргызам нашим братьям.первый нац.театр открыл казах.Эпос "Манас" крупнеиший в мире на бумагу записали и разрекламировали тоже казахи Ш.Уалиханов(пожалуй один из самых знаменитых азиатских географоф.друг Достоевского) и М.Ауэзов(мои наставник как отзывался о нём Аитматов).Ауэзов кстати спас Паустовского во время репресий.А попав сам под репресию Ауэзов был спасён авторитетным тогда Горьким.Мать первого президента Киргизий Аскара Акаева казашка.Атамбаева сын женат на казашке.Атамбаев сам заявлял о бабушке казашке.У опозиционера Бабанова жена тоже казашка которую обьявляли чеченкой пока они сами не заявили что казашка она.Военную связи и соавтор проекта о гос.думе царской россий был казах Губаидулла Жангиров.Его отец Жахангир(Жəнгір) был меценатом Казанского и Тартуского университетов.Аман Тулеев қазақ.Дамир Исмагулов чемпион Россий по ММА тоже казах.недавно победил бразильца в Москве.Азамат Мусагалиев.И т.д в Россий сотни известных казахов.Даже для казалось бы врагов калмыков мы подарили Сангаджи Тарбаева и Бурутаеву.В Узбекистане много известных казахов.Эмиром Самарканда даже был в 16-17веке Жалантос батыр.казах.помогавший Казахскому ханству в Анракаиской битве против калмыков.Тоқтар Аубакиров первый косманавт тюрок. И т.д.Где бы не жили казахи они всегда лидеры и уважаемы там.У Рамзана Кадырова советник казах и т.д.Есть такая старая узбекская пословица "Қазақпен жүрсен адаспаисын"-Поведешся с казахом не пропадешь.А то любят некоторые лить грязь на казахов-один из величаиших тюркских народов.Кстати по перепеси 150 лет назад казахов и турков было одинаково.Но после геноцидного голода мы сильно пострадали.Казахи единственный тюркский народ чья численость в начале 20 века до 60х годов не росла а падала с бешеной скоростью изза голода и эмиграций.И лишь после 60 х мы стали востанавливатся.Щас казахов 18 млнов(с диаспорой) даст Аллах мы будем расти.Пусть и Саха растут

    0
    • Крио
      14 ноября 2017  

      У автора топа с IP 10.244.216.16 вышедшего под моим ником

      - тоже мания первородства, а также врождённая страсть к провокаторству.
      Ты же выходил под никами уаха-ха.. и \.
      И тебе мною было посоветовано не мучиться и переменить ник на ".опа".

      0
    • Уран_саха
      15 ноября 2017  

      Ты, чваливый и хвастливый Садык баласы, ты в любом случае нам не братец.

      И пиши покороче. Слишком много букАв. Кто будет читать такие длинные хвастливые чванливые комменты?!
      Но одно хорошо, с твоей помощью узнали, что самые хвастливые и чванливые в Средней Азии это народ, представителем которого является Садык баласы.

      0
      • Qazaqstan
        15 ноября 2017  

        Уран_саха, ты чё дурачок уже буквы забываешь?Это не хвастовство.это гордость за свои народ.Хвастовство это когда хвастаешся личными достижениями или приобреиениями.Ты туп как и больщинство твоих земляков.походу нехватка витаминов сказывается.Продаи оленя купи фрукты детям и себе ато интелект у вас скромненкий.Я понимаю тебе кроме коровы и носа с горбинкой гордится нечем.АБыднаа даа?хе хе.зато у Черненко сосед через 5 домов был якут знпчит он якут.

        0
    • Э66
      22 ноября 2017  

      Qazaqstan, я рад за вас

      0
  • Надо же
    14 ноября 2017  

    О васамнадцат миллионов кочевников! Чхан бирманский король с 1 млн завоевал планету.
    Казахи произошли от узбеков. На редкость плохой этнос. Кто близко общался знают.
    Когда их много пипец. А казахов уважаю. Только из за Кенесары. Знатный батыр был.
    Но посему ему кыргызы голову отрубили? Бил русских. А кыргыхов не смог?!

    0
    • Уран_саха
      15 ноября 2017  

      Ты раньше всех тюрков ненавидел, а к казахам ты стал лучше относиться после того как

      после того как Садык Баласы о6оцpaл якутов... Оно понятно, тебе было очень приятно читать его roвно о якутах.
      И этот топ ты создал с надеждой на то, что твой Садык Баласы опять объявится, чтобы о6оцрать сахалары.
      .

      0
  • ха-ха
    15 ноября 2017  

    Разделяй и властвуй))))

    0
  • Qazaqstan
    15 ноября 2017  

    Своеи башкой думать надо.У якутов манера смотреть в рот.Ои нас похвалил турок или татарин и штанишки полны радостью.Досын-жылатып аитады,душпан күлдіріп айтады-Друг расскажет горько.враг сладко если грубо перевести с казахского

    0
    • Могул
      15 ноября 2017  

      Qazaqstan, хвастун опять заявился. Ну что сделали для мировой истории твои хваленые ханы? Просрали империю Чыҥыс хаана... вот что они сделали.

      0
  • кас
    15 ноября 2017  

    Эй,казах ты называй нас саха , это настоящее имя народа ,для друзей.
    То что саха нравится ,что их уважают другие народы это важно для саха издавна. Так как вокруг живут - иноязычные народы. Найти общий язык саха было всегда трудно.
    Это вы там семья тюркских народов , которые понимают друг друга ,все вместе рядом живете . Вы и общаетесь много.

    А народ саха - единственный тюркский народ на огромной территории.
    Поэтому ,менталитет у нас другой.
    Мы можем узнать из твоих 2-3 предложений - твои мысли о нас , и вообще кто ты есть.

    Так что саха особый народ ,что бы ты там не говорил

    1
  • Быйанг
    16 ноября 2017  

    Qazaqstan,
    Какие к черту казахи до 1936 года, где они скрывались? Почему никто из других народов не знал о том, что существуют какие то казахи?
    Как казахи назывались до 1936 года? Под каким названием скрывались?

    Якутов то знают, в 16-17 веках все ломанулсь удивившись тому, что в Сибри и на Дальнем востоке есть высокоразвитый народ Якуты, которые себя называют Ура́ннгхай Саха, которых еще называют Йака, Йеке, Яко, Яка, очень много, хотя и не совсем достоверных, а написанных с высоты их понимания и шовинизма.
    А про древних казахов что есть? нету ведь ничего. Есть только ваши книги, написанные вашими же людьми, вчера или всего два понедельника тому назад, в которых все древние тюркские народы пытаетесь назвать казахами, а сами казахи то где были?

    0
    • 777
      20 ноября 2017  

      Быйанг, Если читать документы про 1918-38 (конкретно, репрессии в городах и аулах Казахстана нынешнего) то казахов называют там всех киргизами...

      0
    • Рун
      21 ноября 2017  

      Быйанг,
      Получается народ Саха до 1991 не существовало? Читаю везде вижу что на вашей территории жил народ Якуты а народ Саха нет, как так?

      0
  • Быйанг
    16 ноября 2017  

    Досын-жылатып аитады,душпан күлдіріп айтады = Друг испуган до смеха, но он только лыбытся
    Дьоһун дьыалатын ааттатыы, дьүүллээн күллэрэн айахтаппыт

    0
  • Быйанг
    16 ноября 2017  

    Читая про Касым (Касим) хана, вместо Казахский читайте Казанский - Так правильнее.. Это казахи придумали вместо Казанский писать Казахский.

    0
  • Быйанг
    16 ноября 2017  

    Тут читайте про Касымовское династье
    http://www.hrono.info/land/landk/kasim_han.php

    0
  • Быйанг
    16 ноября 2017  

    Цитата:
    Касим (тат. Qasıym, Касыйм, قاسم‎) — царевич, первый правитель Касимовского ханства в 1452—1469 гг., сын казанского Улу-Мухаммед хана. До пожалования Городца Мещерского (нынешний Касимов) владел Звенигородом (1446—1452).
    Участник битвы при Белёве (1437) и под Суздалем (1445). После победы казанцев в Битве под Суздалем, вместе с братом Якубом выехал в Великое княжество Русское (Московское) для наблюдения за соблюдением договора. Остался на русской службе. В 1446 г. получил в удел Звенигород, а в 1452 г. — Городец Мещерский, ставший столицей удельного татарского ханства.
    Присоединившись к великому князю Василию Тёмному, они верно служили ему: в 1449 ходили с ним на Дмитрия Шемяку; в том же году разбили около реки Пахры грабивших русские области татар Сеид-Ахмеда и отняли у них всю их добычу. В 1450 участвовали в битве под Галичем и разбили у реки Битюг шедшего на Русь Меулим-бирды-оглана (Малбердея).
    В 1467 казанские князья тайно приглашали к себе, на место Ибрагим хана, Касима. На что тот со своими и московскими войсками подошёл к Волге, но ничего не мог сделать, так как Ибрагим заранее приготовился к его встрече. Вскоре после этого похода Касим скончался.
    Был женат (после 1465) на вдове своего брата хана Махмуда, которая после смерти Касима вернулась в Казань к своему сыну хану Ибрагиму.

    0
  • Рун
    18 ноября 2017  

    Быйанг
    Ты тупой тебе простительно ибо якут

    Касым-хан (Казахское ханство)

    Касым-хан (каз. Қасым хан) (1445-1455 — 1521) — казахский хан чингизид, правитель Казахского ханства в 1511 — 1521 годах, сын Жанибек-хана. При нем Казахское ханство достигло расцвета и установило контроль за обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака, также является двоюродным братом Шейбани-хана узбекского хана.

    Касым-хан
    Флаг
    4-й хан Казахского ханства
    1511 — 1521
    Предшественник:    Бурундук-хан
    Преемник:    Мамаш-хан

    Рождение:    1445-1455
    ханство Абу-л-Хайра
    Смерть:    1521
    Сарайчик, Казахское ханство
    Место погребения:    Сарайчик
    Династия:    Чингизиды, Торе,Тукатимуриды
    Отец:    Жанибек-хан
    Мать:    Джаган-бигим Ханым
    Супруга:    Ханык Султан Ханым
    Султан-Нигар Ханым
    Дети:    
    сыновья: Мамаш, Хак-Назар
    дочь: Кутлук Султан Ханым, Булдур Ханым
    Биография    Править

    Согласно родословной Абу-л-Гази, Касым-хан был сыном одного из основателей Казахского ханства — Жанибек-хана и являлся потомком тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура:

    «    
    У Чингиз-хана сын Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Коирчак-хан, его сын Барак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять сыновей в таком порядке: Иранджи, Махмуд, Касим, за ним следовали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усук, Джуак.[1]

    »
    Его мать Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд султана, брата Шейбани-хана[2] Согласно «Тарих-и-Рашиди» после Керей-хана власть в Казахском ханстве унаследовал его сын Бурундук-хана[3]. В то же время в источниках, описывающих период правления Бурундук-хана, упоминаются также имена нескольких казахских султанов, среди которых наиболее авторитетным был сын Жанибек-хана — Касым-султан, который кочевал в районе озера Балхаш и реки Каратал[3].

    Приход к власти    Править
    Казахские султаны и другие представители знати поддерживали Касыма, так как в каждом военном походе ему сопутствовала удача и он захватывал для знати военную добычу, особенно он отличился в сражениях с Мухаммед Шейбани-ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кипчака поэтому авторитет его так вырос, что, не имея ханского титула, он фактически обладал властью сравнимой с ханской, а законный хан Бурундук не пользовался у народа никакой популярностью. Поэтому согласно сведениям Мухаммада Хайдара 915 года хиджры (1509/1510 год), хоть Бурундук и являлся ханом, правление ханством и полнота власти принадлежала Касыму тогда ещё султану. Касым султан фактически завоевав власть в ханстве как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 году, когда Шейбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Мухаммада Хайдара

    «    …еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто не думал о Бурундук хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он старался держаться подальше от Бурундук хана.[4]    »
    Согласно Мухаммаду Хайдару количество подчинённых Касым хана достигало миллиона людей при этом Бурундук-хан в военной силе уступал Касыму, Касым, командуя казахскими войсками, отличился в сражениях с Мухаммед Шейбани-ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кипчака. Хотя главным ханом продолжался считаться Бурундук, власть Касыма была настолько велика, что, как считал Мухаммад Хайдар никто и не думал о Бурундуке[5].

    Известно, что побеждённый Бурундук был изгнан из степи и умер на чужбине в Самарканде[5].

    Противостояние с Шейбани ханом    Править

    В рукописи «Тарих-и Сафавие», написанной на древнем фарси, персидские историки величали хана Касыма царём Дешт-и-Кипчака. Государство степняков, которое возглавлял казахский хан, было настоящей грозой для всех соседей. Рукопись повествовала о том, с целью захвата у иранского шаха Хорасана Шейбани хан обращается к казахскому султану Касыму с предложением о союзе и просит у него помощь в военной силе[6]. С этой целью Мухаммед Шейбани пишет Касыму письмо-жалобу «аризе» в котором он пытается высоко оценить уровень Касыма[7].

    Обращение Шейбани хана начинается следующими словами: «Светлоликий, подобный лучу солнца, наследник короны и престола Чингисхана хан ибн хан Дешт-и-Кипчака Касым». Далее Шейбани хан продолжив заявил о том, что «в эти дни удача Чингисхана исчезла и покинула его» но потомки Чингисхана могут вернуть себе былую славу[6].

    Попросив у Касыма в помощь шеститысячное войско, он заявил, что при выполнении Касым ханом его просьбы «бог даст, потомки Чингисхана смогут в ближайшее время вернуть обратно земли Туркестана, которые сейчас принадлежат Сайыпкырану» имея при этом ввиду Эмира Тимура и его потомков[6].

    Касым хан выделил отряд в восемь тысяч джигитов и Хорасан был взят[6].

    Но такая дружба между родственниками длилась недолго позже пути Касым хана и Мухаммада Шейбани разошлись. Персидская дипломатия сыграла в этом деле не последнюю роль, сказались противоречия — Шейбаниды считали себя претендентами на трон в Дешт-и-Кипчаке[6].

    Хан Мухаммед Шейбани, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издал указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. По сообщению Рузбихана в «Михман-наме-йи Бухара»[8]:

    «    …был издан указ, чтобы население Туркестана никаких торговых сделок с казахскими купцами не совершало, и чтобы между ними и жителями этих земель не было взаимных посещений и поездок купцов… у его ханского величества возникло намерение не допускать казахов ступить в его владения, где они воочию увидели бы и рассмотрели красу, благоденствие, орудия завоевания мира и преимущества узбеков. Не дай бог, если лицезрение всей этой благодати толкнёт казахов на путь войны и распри.    »
    Объявленная Шейбани-ханом, по существу, экономическая блокада — запрет на торговлю с казахами, а также военные меры, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов. Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны.

    Касым хан, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов. Касым хан постоянно тревожил Шейбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента.[9] В ответ на его продвижение в Туркестан зимой 1510 г. Шейбани-хан предпринял наступление на улус Касым хана, находившийся в предгорьях Улытау. Этот поход оказался неудачным и окончился полным его разгромом и явилось причиной последовавшего за этим событием ослабления его власти и гибели под Мервом[10]. Гибель Шейбани-хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей Шейбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном. Вскоре под власть казахского хана перешёл самый крупный город Присыдарьи — Сайрам[9].

    Кровные связи Касым-хана с Шейбанидами дали знать в критический момент для власти суннитов Шейбанидов после поражения от шиита — сефевидского шаха Исмаила. Согласно новым сведениям, сын Касым-хана Абулхаир[11]пришел с войском на помощь Шейбанидам в 1511 году в битве против иранцев. Абулхаир написал письмо сефевидскому шаху: «Да станет известно шаху Исмаилу-бахадур-хану, что прибыл благовоспитанный султан — сын Касим-хана, падишаха Дешта. Вы поступили храбро, выйдя за территорию границ своих владений. Хан послал меня, чтобы схватить вас, но я ценю смелых людей и не хочу, чтобы отец повесил вас вверх ногами. Вы тоже цените [свою] жизнь и [поэтому] освободите [сей] край и передайте его [узбекским ханам], а сами возвращайтесь в Иран, а не то обрушу на ваши головы землю и всю вселенную. Пощади свою молодость и отстранись от бессмысленной жертвы. Это мой совет, а ты [там] как хочешь [так и поступай]».[12] Но сефевиды одержали победу, а Абулхайр был убит.[13]

    Политика расширения страны    Править

    В 1512 году Касым-хан встретился с могульским ханом Султан-Саидом, который пытался склонить Касым-хана к продолжению борьбы против Шайбанидов, однако Султан-Саид при этом не добился положительных результатов[10]. Ряд исследователей считает, что отказ Касым-хана от союза с Султан-Саидом свидетельствовал, что политика казахов в то время была независимой и Касым-хан мог не считаться с формально-зависимым положением относительно Могулистана[10].

    В результате установившихся, удачных отношений с правителями Могулистана Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племён откочевала под власть казахских ханов и султанов[4].

    Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек, а численность войск — до 300 тысяч[4].

    «    Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана    »
    — писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против Шейбанидов[4].

    Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Великое княжество Московское в правление Великого князя Василия III (1505—1533). Согласно описи царского архива известно существование связей Касым-хана с московским царем Иваном III, однако их характер неизвестен[14].

    История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна ещё и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.)[4].

    Известен факт, что в 1512 году будущий знаменитый джуйбарский шейх Ислам бежал от Бабура и кызылбашей к Касым-хану и довольно долго пользовался его гостеприимством. Однако после того, как Бабур потерпел поражение, а остатки кызылбашей бежали из Мавераннахра, Ходжа Ислам собрался возвратиться в Бухару. В это время от племянника Мухаммад-Шайбани-хана, победившего Бабура и кызылбашей, к Касым-хану прибыли послы сватать его дочь за своего хана, утвердившегося тогда правителем Бухары. Касым-хан дал своё согласие и отдал отправляемую в Бухару дочь под попечение Ходжи Ислама, который тогда и вернулся на родину.[15]

    Согласно описи царского архива известно существование связей Касым-хана с московским царем Иваном III, однако их характер неизвестен[14].

    Смерть Касым хана    Править

    Согласно Мухаммаду Хайдару Касым-хан умер в 924 году хиджры (1518 год) [источник не указан 395 дней]. Гаффари в «Джахан-ара» сообщает год смерти — 930 год хиджры[16].

    Согласно В.В. Трепавлову умер и похоронен в 1521 г. в Сарайчике — захваченной им столице Ногайской Орды [17].

    Согласно другим данным он умер зимой 1521 года в возрасте семидесяти шести лет[4].

    По словам автора начала XVII в. Кадыргали Косым улы Жалайри, Касым хан скончался в г. Сарайчике, на берегу реки Урал. Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов[9].

    Перед смертью Касым хан вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему:

    «    — Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра – молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц! Но у меня в душе тревога за вас!    »
    После смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник и сын Касым хана Мамаш — хан[4].

    Потомки    Править

    Известны имена двух сыновей Касым хана — Мамаш и Хакназар. Оба были ханами[9].

    Характеристика    Править

    Касым хан, по отзывам современников — Камал ад-дин Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Мухаммада Хайдара Дулати — любил и был хорошим знатоком лошадей, отличался военным талантом и способностью вести за собой[9].

    Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основание, что их ханы и беки более родовитые знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда[4].

    «    — Если будет так продолжаться, — думал Касым хан, — то казахов постигнет участь моголов и Шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам.[4]    »
    И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а также выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе — определены сроки наказания за конкретные преступления. (Уголовный закон). В третьей главе — освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления. (Военный закон). Четвёртая глава — посвящена вопросам дипломатической службы и её этики. (Посольский закон — обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т. д. (Закон общественности)[4].

    Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон — свидетельство справедливости и поэтому носит название «Қасым ханның қасқа жолы» («Доблестный путь Касым хана»)[4] (по другой версии «Чистая дорога хана Касыма»).

    1
    • Могул
      18 ноября 2017  

      Рун, Может, Касым хан поданный Быйанг и Касым хан поданный здесь совсем другие люди? Татарский Касым хаан и Казахский касым хаан и спорить то не о чем тогда? И Быйанг убедительно и у Тур убедительно. И тут наверное детализация нужна. Тут недоказахи Садык, Туран, Касах творили такое, что казахским инфам совсем верить не хочется.
      Вот что творят эти антиисторики креновы и их цель в какой то степени достигнута. к сожалению. Так же действуют и наши лжесаха Крио, ФР и некоторые. Сплошной стеб у них, но ,как видим, действует. Например этот Эрик, не знаю, эвенк, Бурят или казах, иногда пытается пристроить какие то факты, но все это как и эти товарищи искажает, пытаясь принизить саха и его историю.
      На них никакие аргументы совершенно не действуют, и они становятся как собака в цепи. Ну и людишьки, скажу я вам. Вот Тур подал хорошую инфу кажись, но все это очень сильно перебивается вонью от этих товарищей, поэтому тут требуется очень большое хладнокровие и спокойствие.

      0
    • Э66
      10 декабря 2017  

      Рун, интересная статья, читал с удовольствием

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    18 ноября 2017  

    )))забавляете убайку)))даже не стал читать сайт. Скучно.

    0
  • быянчик
    18 ноября 2017  

    очередной раз Быйка сел в лужу. этот недоумок спутал разных Касимов и, зная уже правду, все равно пытается ложь свою выдать за правду. впрочем, как и всегда. или же настольео туп, что разницы не видит. ему и факты привели, а Бый туп и подставляет Могула, который сперва поверил в Быеву тупость, но чуток умнее, заюлил перед фактами. иными словами пора вводить на этом форуме термин 'набыял', в смысле с*издел в стиле Быянга...

    напомню перлы:
    фото Быевой бабушки на олене в Японии, фото 18 века
    у всех народов есть тунгусы, есть у ительменов, у японцев и у французов даже
    эвенков пиидумали на саммите в 31 году

    ну и многое другое

    0
    • Крио
      18 ноября 2017  

      Да, спрашивал у Быйанга, как же называются "французские" и "русские" тунгусы.

      До сих пор ничо не набыял.

      Ну ладно, Быйанг по-французски не знает.
      Но по-русски то должен был бы быять.

      0
  • ext_fb_1936695869915308CZupt
    10 декабря 2017  

    Якуты, тувинцы и другие сибирские тюрки это аутсайдеры среди тюркских племен вытесненные на худшие земли. Даже среди братьев есть борьба за земли и лидерство. Тюрки это монголоиды проигравшие китаю и монголам и ушедшие на запад(сильные), и вытесненные на север братьями и монголами(слабые). Поток на запад состоит из огузов, огуров и карлуко-кипчаков. Монголы радикально изменили карлуко-кипчаков. Все стали золотоордынцами. Это ногайцы, qazaqtar, татары. Татары и ногайцы умирают с русской помощью. Значит мы главные наследники Улы Улыса

    0
  • Х
    10 декабря 2017  

    Тут ты уважаемый ошибаешься!Почитай Гумилева!тюрки-народ давший название многим народам хуннского(Сакского) корня давно растворился в других народах тюркомонголов!На запад уходили слабосильные и малочисленные тюркоязычные множась за счёт пассионарности и за счёт мирности среднеазиатов (предков теперешних таджиков и узбеков).Неукротимые и непокорные и самые многочисленные отходили в горы Алтая и на Байкал время от времени обратно завоевывая Китай,учи матчасть!!!неуч.Современная малочисленность сибиряков и северян обусловлена конечно суровым климатом и войнами всех государств в состав в которого они входили и в силу своей воинственности погибали геройски массой в отличии от среднеазиатов:казахокиргизов и прочих чурок

    0
    • nathan
      10 декабря 2017  

      Х, Когда нибудь эти народы вновь узнают, про слабых аутсайдеров Уранхайцев.

      0
    • ext_fb_1936695869915308CZupt
      11 декабря 2017  

      Х, ты просто фолкхисторик. Этот гумилев просто сказочник. Нацмены в россии не размножались а щас банально ассимилируются изза и с помощью русских.

      0
  • Чингиз...
    14 декабря 2017  

    Неугомонные внуки наших предков, испортили вас смещение с муслимами ослолюбителями smiling face with open mouth

    Когда поумнеете?

    0
  • Быйанг
    14 декабря 2017  

    Касим был и остался татарином, его род были ханами всех Татаров крыма и теперешнего Татарстана, ханство после смерти Касима передали его брату Татарскому хану. А казахов в то время и помине не было. даже никто не знал тогда еще что в 1936 году появится народ с названием Казахи.

    0
  • Быйанг
    14 декабря 2017  

    Цитата:
    777 20 ноября
    Быйанг, Если читать документы про 1918-38 (конкретно, репрессии в городах и аулах Казахстана нынешнего) то казахов называют там всех киргизами...

    Киргизы действительно очень древний народ, они уже при первом и втором тюркском каганатах существовали

    0
    • nathan
      14 декабря 2017  

      Быйанг, Те исторические Киргизы, не имеют ничего общего с современными киргиз-кайсакам.
      Киргиз-кайсаки это Буруты.
      ОБ ИМЕНИ КИРГИЗ-КАЙСАКОВ И ОТЛИЧИИ ИХ ОТ ПОДЛИННЫХ, ИЛИ ДИКИХ КИРГИЗОВ
      Китайские географы новейших времен пишут то же, именуя киргизов обыкновенно бурутами 28. Оба названия сии принадлежат ныне одному народу, но нельзя определительно сказать, чтобы буруты и киргизы всегда составляли один и тот же народ. Выписками из китайских историков мы уже показали, что киргизы в отдаленнейшие веки занимали часть Южной Сибири, что касается до бурутов, то в новом издании китайской географии, известной под название "Тай-Цин-и-тун-ши" (глава 420), находятся о них следующие известия: "Когда владычествовали северные Хуэй, то народ, живший в землях нынешних бурутов, называлсяпо-лу, а во время Тангской династии, пу-лу, или по-лю. Оный разделялся на больших и малых пулу. Прежде жил он на юг от гор, находящихся в южной части сей страны, после перешел на север от оных. Со времени Тангов китайцы не имели с ними сношений" (Magasin asiatique de M. Klaproth. p. 12).

      Далее в той же книге читается: "Имя полу, очевидно, сходное с бору, и нет сомнения, что народ пулу есть буруты". Из сего следует заключить, что буруты в V и VI столетиях от Р. X. уже жили там, где они ныне живут. Киргизы, вероятно, смешались с ними по изгнании из Южной Сибири.

      Китайские географы разделяют нынешних бурутов на восточных и западных. Первые простираются до владения города Аксу, а на северо-восток прилегают к провинции Или и заключают в себе пять поколений. Западные буруты, живущие на запад от первых и окруженные с юго-востока горами Тсунглинг, разделяются на 15 поколений. Как те, так и другие после покорения Зюнгарии 29в половине прошедшего столетия, причислены к подданным Китайским 30, хотя, впрочем, подданство сие более мнимое, нежели истинное, подобно другим подданствам в Азии.



      Г. Тимковский 31в своем "Путешествии в Китай" помещает о бурутах следующие известия, переведенные с китайского (См. в "Путешествии в Китай" г. Тимковского (Т. 1. С. 257) и выписку из китайской книги: "Си-юи-сын-цзян-лу”): 'Кергизы, по-китайски буруты, суть кочевой народ, находящийся за Восточным Туркестаном на запад. Обширная земля их лежит между Аньцзичжаном и Каш-харом. Они называют владельцев своих биями. Иные Бии [142] имеют от 10 до 20, другие — от 20 до 30 улусов. Улусные люди почитаются их рабами. Кергиз есть общее название народу сему, который разделяется на многие орды, и каждая орда имеет своего бия, коих достоинство наследственно, и редкие зависят друг от друга. Киргизы бреют голову, не едят свиного мяса, платье носят с узкими рукавами, шапки квадратные с плоским верхом. Женщины вместо украшения втыкивают на шапке фазановые перья. Обыкновения и язык почти таковы, как и в Восточном Туркестане, и если имеют, то небольшое различие. Живут в войлочных юртах, питаются скотоводством, мясо служит им пищею, а кумыс вместо вина, так, как у олутов или зюнгаров
      Описав причины, по которым должны были киргиз-кайсаки получить нынешнее название свое и показав различие их от подлинных, или диких киргизов, мы должны приступить к историческому их описанию....
      Многие киргиз-казаки думают, что они составляли некогда один и тот же народ с алатами, или сибирскими татарами 4, что отделились от них по внутренним несогласиям, что сначала были они управляемы несколькими султанами, что потом один из них, по имени Алача, приобрел власть над всеми прочими и сделавшись главою народа, решился напасть на Бухарию с тремястами воинов, но был побежден, взят в плен вместе со всеми оставшимися после сражения в живых и поселен с ними в Туркестане. Чрез несколько лет после того он умер, но пленные и по смерти его сохранили прежнее разделение свое на три отряда, или на три сотни, из которых одну назвал он большою, или старшею сотнею (улу-юз), другую среднею (урта-юз), и третью меньшою сотнею(ки-чи-юз). Впоследствии времени, когда число их возросло, один из средней сотни, по имени Даир-ходжа, убедил большую часть людей, к ней принадлежавших, свергнуть с себя иго чуждой власти и удалился с ними на берега реки Ори, где освобожденные им из плена соотечественники признали его своим ханом. По смерти Даир-ходжи заступил его место, сын его Кара-ходжа, разделивший владение свое пяти сыновьям: Аргину, Найману, Кипчаку, Уваку и Гирею. Из них Аргин умертвил прочих братьев своих и сделался единственным властителем всего народа, назвав его аргинским. Последуя примеру средней сотни, или орды, большая и меньшая также свергли иго туркестанского владычества, и поселились в соседстве соплеменников своих, заняв земли разных вытесненных ими народов монгольских.

      0
  • Чингиз...
    Чингиз...
    Валерий Борисов
    14 декабря 2017  

    Кыргыстар наши соседи по Байкалу и по западу Якутии.

    0
    • nathan
      14 декабря 2017  

      Чингиз...Настоящие исторические кыргызы это Хакасы
      Г. Клапрот, напротив того, совсем иначе объясняет помянутое место "Истории" Абулгази-Багадура. Он, во-первых, как мы видели, вместо Икар-Мурана читает в татарском тексте (Memoires relatifs a l'Asie. P. 163 et sviv) 16 Уйгур-Муран; во-вторых, полагает, что сей Уйгур-Муран, или река Уйгур, есть Енисей 17, и основываясь на том, уверяет, что киргизы жили во время Чингисхана в тех же самых местах, где нашли их русские при завоевании Сибири. В подтверждение сего мнения приводит он выписки из историков китайских Юанской династии, царствовавшей с 1280 до 1367 года. По описаниям их, страна, принадлежавшая киргизам, (Ki-li-ki-szu, читай Kirkis) лежала в 10000 ли (Две ли составляют почти нашу версту) на северо-запад от Пекина; длина ее составляла 1400 ли, а ширина равнялась почти половине длины. Чрез нее протекала река Киан, соединявшаяся с рекою Ангкола (Ангара) и впадавшая в море на северо-западе. Это Енисей, говорит г. Клапрот, которого верхняя часть и доныне называется Кемом (Кем)! На юго-запад от сей страны, находилась река Опу (Обь), и на северо-восток текла река Юсиу, или Юс, вливающаяся в Обь, на которой, при занятии русскими Сибири, были главные кочевья киргизов.

      К сим доводам г. Клапрот присовокупляет, что по единогласному свидетельству китайских историков, народ, называвшийся киргизами при монголах, носил при Танг-ской (Thang) династии с 618 года по 907 наименование хакиацу. По принятому китайцами образу выражения имен иностранных, слово сие должно произносить хакас. Хакасы были одного племени с хойхе, или хойху, и говорили одним языком, а сей последний народ происходил от Хиунгну, следовательно, киргизы, или хакасы, были турецкого поколения. При династии же Ханской (Han), то есть два столетия перед Рождеством Христовым и два столетия после те же киргизы назывались киан-куен.

      0
      • nathan
        14 декабря 2017  

        nathan, Чрез нее протекала река Киан, соединявшаяся с рекою Ангкола (Ангара) и впадавшая в море на северо-западе. Это Енисей, говорит г. Клапрот, которого верхняя часть и доныне называется Кемом (Кем)! На юго-запад от сей страны, находилась река Опу (Обь), и на северо-восток текла река Юсиу, или Юс, вливающаяся в Обь
        Киан - река Кан.
        Юсиу или Юс - Обь
        Ханты и манси дали ей название Ас — «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай, Колта. Эти названия означали — «крупная река». По-алтайски Обь — Ах-Умар (Северная река)[8]. По остяцки — Колта, Куай. По-татарски — Омар, Умор
        Это название позднее служивые сибирские татары присвоили реке Амуру.

        0
  • nathan
    14 декабря 2017  

    Кто такие Якуты и Тувинцы...https://youtu.be/5oqybAgWE2g

    0
  • а
    17 декабря 2017  

    Современные кыргызы имеют прямое отношение к древним кыргызам!
    Вот что пишет Гардизи в своем труде "ЗАЙН АЛ-АХБАР".
    ("УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ") про ритуал захоронения покойников енисейскими кыргызами
    Мертвых они уносят на горы и вешают на деревья, пока труп не разложится. Из страны киргизов привозят мускус, меха и рог хуту 43. КИРГИЗИ, подобно индусам, СЖИГАЮТ МЕРТВЫХ и говорят: «Огонь - самая чистая вещь; все, что попадает в огонь, очищается: [так и] мертвого огонь очищает от грязи и грехов».-про ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ

    Теперь что пишет Аль Марвази про Тянь Шанских кыргызов в своем труде ТАБАИ АЛ-ХАЙАВАН".
    ("ПРИРОДА ЖИВОТНЫХ")
    К ним [тюркам] относятся хырхызы. Это многочисленный народ. Их жилища [расположены] между северо-востоком и севером 23.
    Кимаки [живут] севернее их. Ягма 24 и карлуки — западнее. Каджа 25 и арак 26 — между юго-западом и югом 27.
    "У киргизов в обычае сжигать своих умерших. Они утверждают, что огонь делает их чистыми и очищает их. Таким был их обычай в прошлом. Когда они очутились по соседству с мусульманами, они стали закапывать покойников."
    По трудам этих авторов видно о миграции енисейских кыргызов на юг на Тянь Шянь!

    0
Ответ на тему: Обращение к тюркским народам/ Кто такие Якуты и Тувинцы?
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания