Битва за Атлантику или Почему союзники высадились во Франции лишь в 1944 г.
Крио  -    1329
В советской, да и в российской историографии прочно утвердилось мнение:
англосаксы отсиживались за Ла-Маншем и за Атлантикой, пока Красная Армия истекала кровью в борьбе с фашистами,
и высадились лишь в 1944-м, когда поняли, что мы можем сами и без них побить нацистов.

Во многом это утверждение верно. Но у англо-американских союзников всё таки были объективные причины, усложнявшие их высадку в Европе не то, что в 1942-м, но и в 1943 г. И уклоняться от их рассмотрения - неправильно.
Для начала вспомним форсирование РККА реки Днепр. Закончилось оно для нас победоносно, но потребовало немало жертв, ресурсов и нервов.
Хотя Днепр - это всего лишь река, а не пролив Ла-Манш и не Атлантический океан.
Посему переброска американских и канадских дивизий чрез Атлантику тоже требовала жертв.
Ответов 72 Написать ответ
  • Крио
    4 ноября  

    Но обо всё по порядку.

    Главное препятствие для переброски войск чрез Атлантику - не расстояние и не шторма, а германские подводные лодки.

    К 1 сентября 1939 г. у Германии было всего-то 57 субмарин.
    Столько же у Британии. У Франции - 77, у США - 111, у Японии - 60, у СССР - 218.
    Однако у немцев экипажи были качественнее обучены и имелся технологический задел для увеличения числа ПЛ.

    Кроме того, у Англии было очень уязвимое место - ей нужно было распылять свой флот, чтобы прикрывать не только караваны, идущие из США и Канады, но и:
    караваны идущие по Средиземному морю (доставка грузов из британской Индии чрез Суэцкий канал);
    из Африки (грузы из африканских колоний);
    чрез Индийский океан (доставка грузов из британской Австралии, очень важны, не было бы австралийской баранины - туго было бы англичанам без мяса, нефть и каучук из британской Бирмы).

    Не забудем ещё и то, что в "африканские" караваны ещё и входили суда, доставлявшие грузы из Южной Америки. Британские банки тогда держали экономики Бразилии, Колумбии, Боливии и Венесуэлы за горло не хуже американских. А бразильский каучук - ближе бирманского.

    0
    • Крио
      4 ноября  

      У британцев, однако, было замечательное средство противолодочной обороны:

      очень "дальнобойный" самолёт "Сандерленд".
      Мог поднимать много бомб, мощную радиостанцию и имел целых 18 пулемётов для самообороны (фото кликабельно):
      image

      Самолёт был так хорош, что использовался для ПЛО аж до 1968 г.
      При необходимости и при хорошей погоде мог сесть на воду. Позже были даже случаи, когда англичане таким образом забирали в плен фашистских матросов с потопленных субмарин.

      Но как видите, самолёт большой, а значит, и дорогостоящий в производстве.
      Выпуск "Сандерлендов" резко сократился в 1940 г. из-за двух причин:
      ожесточённые бомбёжки Англии люфтваффе,
      необходимость увеличивать выпуск сухопутного вооружения (ведь британский экспедиционный корпус сбежал из Дюнкерка в том же 1940 г., бросив все свои танки, БТР, гаубицы и грузовики).

      0
      • Крио
        4 ноября  

        Флот же США сказал своё веское слово в битве за Атлантику только после 1942 г.

        Понимая, что индустриальная мощь США огромна, Гитлер одно время даже старался избежать каких-либо инцидентов на море с американцами.

        Но войны на море между янки и немцами избегать становилось всё труднее.
        5 сентября 1941 г. произошёл инцидент с американским эсминцем «Greer», вызвавший обострение дипломатических отношений между Германией и США:
        у берегов Ирландии «Greer» стал преследовать немецкую подлодку U-652, наводя на неё британские корабли и самолёты, хотя Соединённые Штаты не находились в состоянии войны с Германией.
        По мнению американцев, немецкие подводники выпустили в их эсминец торпеду, но не попали.
        Немцы же утверждали, что они лишь защищались, так как «Greer» первым сбросил на них глубинные бомбы, но тоже не попал.

        Но к моменту нападения японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 г. Адольф Алоизович чувствовал себя уже увереннее, ибо количество подводных лодок у него увеличилось. После удара японцев Гитлер громогласно объявил войну США, что вызвало удивление и в СССР и у части самих же германских генералов - куда он лезет?!
        Ведь в декабре 1941 г. вермахт получил по зубам - контрудар РККА под Москвой.

        0
        • Крио
          4 ноября  

          Однако германский фюрер не блефовал, когда расточал угрозы в адрес США.

          14 января 1942 г. германский подводный флот начал у Атлантического побережья США операцию «Раукеншлаг» («Удар в литавры»).

          Фашистские субмарины торпедировали американские суда и у берегов Венесуэлы (пресекая вывоз нефти), Кубы (нарушая вывоз сахара), Панамы и Колумбии.
          Германские подлодки всплыли у островов Кюрасао и Аруба и расстреляли из пушек принадлежавшие американским компаниям нефтяные хранилища.
          Удар был неожиданным и зубодробительным. То, что самолёты врезались в Пентагон и небоскрёбы в 2001 г. - это напоминало укус комарика по сравнению с тяжким ударом по челюсти.
          Зловещие чёрные столбы от горящих танкеров были видны с американских берегов, вселяя ужас в сердца американских обывателей. Более того, вымазанные в нефти и мазуте тела мёртвых матросов выбрасывало прибоем на пляжи Майами.
          Производство рыбных консервов в США сократилось на 40% - американские рыбаки боялись выходить в море.
          Каботажные, то есть вдоль своего побережья, перевозки тоже сократились.
          Цены на страховку грузов, перевозимых морем, тоже резко выросли.

          ПЛО у американцев не готова к войне и к началу апреля 1942 г. немцы потопили 198 судов общим водоизмещением 1 150 765 брт.
          В США пришлось даже ввести нормированную продажу бензина, сахара, кофе, выросли цены на продукты и автомобильные грузоперевозки.
          «Удар в литавры» помог японцам и весьма затруднил переброску американских войск через Атлантический океан в Англию.
          Первую немецкую подводную лодку янки смогли потопить лишь в ночь с 13 на 14 апреля 1942 г.

          Продолжение неизбежно.

          0
  • Могул
    4 ноября  

    Вот и вылез Крио пендос, как заливается, а?

    1
    • Крио
      4 ноября  

      О, батрак вылез на поле.

      Добро пожаловать, Могулёнок!
      Ты прочитал, что написано на "чингисовых камнях"?

      1
      • Крио
        4 ноября  

        После заключения англо-советского соглашения о совместной войне против Германии,

        англичанам прибавилось забот - нужно было ещё и охранять караваны, идущие с ленд-лизовскими грузами в СССР.

        17 января 1942 г. в Мурманск прибыл первый англо-американский конвой, доставивший по ленд-лизу вооружение и боевую технику. При этом союзники понесли первые существенные потери: фашистские подлодки повредили один транспорт и потопили английский эсминец «Матабелла».

        В 1942 г. по требованию Гитлера, итальянский дуче Муссолини крепко встряхнул своих подводников.
        Итальянские подводные лодки нанесли серьёзный урон британским караванам, идущем из Африки и по Средиземному морю. Ещё шаг - и итальянцы уже планировали прорваться в Индийский океан и топить британские транспорты вместе с немцами и японцами.
        Но у итальянского подводного флота это не получилось. В 1941 г. британские войска и французский Иностранный легион разгромили итальянский корпус в Эфиопии, захваченной Италией в 1936-1939 гг. и вошли в порт Массауа. Итальянский флот лишился базы для ПЛ в Красном море.

        0
        • Крио
          4 ноября  

          Но как раз с весны 1942 г. наступил период, когда война на море

          выигрывалась тем, у кого лучше техника.

          Первый ход в этом деле сделали немцы.
          22 апреля 1942 г. в 500 милях северо-восточнее Бермудских островов впервые проведена операция по применению «дойной коровы», то есть германской подводной лодки снабжения: субмарина U-459 перекачала 50 т топлива боевой подводной лодке U-108. Подлодки снабжения не участвовали в боевых действиях, но брали на борт до 600 т горючего (его хватало для заправки 12 средних субмарин в отдалённых местах Мирового океана), снабжали фашистских подводников продуктами, пресной водой, торпедами, почтой и газетами. На «дойных коровах» были также опытные врачи и даже - хорошо оборудованные операционные.
          Ведь даже простой матрос подводного флота - это штучный товар, его подготовка стоит куда дороже, чем подготовка пехотинца, да и не всякий призывник годен в подводники. Посему его нужно беречь и лечить, если что.

          Кстати, опыт применения грузовых субмарин не устарел и сейчас.
          Ещё при Ельцине в РФ вспомнили опыт немцев и создали проект грузовой подлодки, причём чисто для мирных целей - для снабжения отдалённых местностей в Арктике. Грузовая субмарина не боится дрейфующих льдов и штормовой погоды, она ведь идёт гораздо ниже них. А доставка хотя бы 600 т солярки для какого-нибудь Амбарчика или Певека - это уже великое дело.
          Техника не стоит на месте и вполне можно было бы сделать подводный танкер, способный привезти не 600 т, а 1000-1500.
          Но, к сожалению, ельцинская бюрократия заволокитила и похоронила этот проект...

          0
          • Крио
            4 ноября  

            1 марта 1943 г. во время боя за конвой HX-228, идущий из Нью-Йорка в Англию,

            американский эсминец «Харвестер» протаранил германскую подводную лодку U-444, добитую затем французским корветом «Аконти». Через час «Харвестер», вынужденный снизить скорость из-за полученных повреждений, был потоплен немецкой подлодкой U-432.

            Из этого боя военно-морское командование союзников сделало вывод:
            необходимо вести как можно длительное преследование обнаруженной подводной лодки, желательно - в течение 24 часов, а то и более, чтобы просто тупо вымотать немецких подводников.
            Теоретически это было вполне возможно, так как у союзников было численное превосходство не только в надводных кораблях, но и в подготовленных матросах. Дело в том, что в Англию разными путями прибывали военные моряки Франции, Польши и даже Норвегии, Бельгии и Голландии. Даже часть французских и польских боевых кораблей пополнили ряды бритиш-флота.

            Но реально возможным это стало только в конце 1943 г., когда польско-французские корабли прошли ремонт, а промышленность США начала выпускать боевые корабли и противолодочные самолёты в большом количестве.

            0
            • Крио
              4 ноября  

              13 декабря 1943 г. – американский конвойный корабль «Уэйнрайт» и английский «Калпе»,

              13 декабря 1943 г. американский конвойный корабль «Уэйнрайт» и английский «Калпе», применив тактику преследования на измор, совместно с авиацией потопили в Средиземном море германскую подводную лодку U-593.
              Для этого с момента преследования до момента потопления пришлось потратить 31 час.

              Двух кораблей было бы, конечно, для такой марафонской гонки, мало. Но погоня шла ещё и с применением огромного количества противолодочных самолётов, сменявших друг друга эстафетным образом. В результате немецких подводников загнали как зайца.
              Недостатком этой тактики было то, что сжигалось огромное количество топлива и расходовалось много глубинных бомб. Море по маршруту преследования белело от пятен из всплывшей оглушённой рыбы.
              Но нефтепродуктов у англо-саксов было в избытке даже после захвата японцами нефтеносных Индонезии и Бирмы.

              0
              • Крио
                4 ноября  

                В 1943 г. на море началась настоящая гонка вооружений.

                Британцы начали ставить на свои "Сандерленды" мощнейшие прожектора, позволявшие просвечивать воду до 20-25 метров вглубь даже днём и обнаруживать германские ПЛ.

                В США и Англии появились более совершенные гидро- и радиолокаторы. Последние позволяли обнаруживать не только всплывшие германские ПЛ, но и их перископы в темноте, в тумане, при снеге и дожде.

                Но уже в 1942 г. гросс-адмирал Карл Дёниц, командовавший подводным флотом фашистской Германии, внедрил тактику "волчьих стай".
                ПЛ выходили заранее на маршруты следования союзных конвоев, не тратя время на рыскание по морю. Где не добилась успеха одна группа субмарин, добивалась успеха другая, ждавшая в засаде в море. Наведение ПЛ происходило с помощью радиоразведкий и авиации. Англосаксы тогда попробовали изменять привычные маршруты, отклоняясь от старых к северу.

                Но это сыграло злую шутку..
                6 марта 1943 г. начались нападения группы из 16 германских подлодок на англо-американский конвой SC-121, вышедший из Нью-Йорка в Англию. За 8 дней немцы, непрерывно следуя за конвоем, потопили 13 судов тоннажем в 62 000 брт. Успех фашистов объяснялся высочайшей организацией их действий и тем, что англо-американские гидролокаторы и радиолокаторы оказались чувствительны к холодной погоде и не могли своевременно обнаружить германские подлодки.

                0
                • kular1
                  11 ноября  

                  Крио, от себя добавлю, что немалую роль в устранение немецкой угрозы со стороны субмарин внесли эскортные авианосцы, которых с 43 года американцы "наклепали" десятки штук. Благодаря этим работям которые сопровождали к концу войны практически каждый конвой через Атлантику разведка и прикрытие кораблей и судов с воздуха было непрерывным, что приводило к большим потерям среди субмарин и снижало активность их работы.

                  0
        • cecik
          4 ноября  

          Крио, эффективность итальянского подводного флота была близка к 0. Впрочем так же как и у советского подводного флота. Наилучшим подводным флотом обладали Германия, США и Британия, которые действительно показали, что подводный флот способен решать стратегические задачи.

          0
          • Крио
            4 ноября  

            cecik, действия итальянского подводного флота принято недооценивать.

            Ибо он активно воевал лишь с 1940 г. по 1943 г., до капитуляции Италии.

            Но у него были и свои успехи.
            19 мая 1941 г. 7 итальянских субмарин потопили западнее Гибралтара 4 британских транспорта (12 008 брт) и повредили ещё 10.
            5 января 1942 г. итальянская "Каппелини" потопила у Западной Африки британский транспорт "Шекспир" (5029 брт), затем там же - британский крейсер "Эммаус".

            В 1941 г. 4 итальянские лодки сумели ускользнуть из захваченного британцами и французами эфиопского порта Массауа и к 15 мая дошли до оккупированного немецкими союзниками французского порта Бордо. Причём не чрез Суэцкий залив, а обогнув Африку.
            В тяжелейших условиях тропиков. А могли бы просто капитулировать.

            Были и другие потрясения, причинённые итальянцами.
            18 декабря 1941 г. итальянские морские диверсанты, стартовав с подводной лодки «Scire» на трёх управляемых торпедах SLC потопили в порту Александрия (Египет) с помощью прикреплённых мин британские линкоры «Вэлиант» и «Куин Элизабет», а также 2 танкера.
            Диверсанты затем добрались до Александрии, уничтожили свои SLC, но при попытке выбраться из порта были взяты в плен. Британский флот в Средиземном море вынужден был прекратить активные операции на время подъёма и ремонта линкоров.

            0
            • Крио
              4 ноября  

              Кроме того, советскому подводному флоту

              не ставилось и не могло ставиться стратегических задач.

              Германия - не огромный остров, подпитываемый доставкой грузов по морю. Потому советским подводникам и не нужно было топить всё и вся, что плывёт к немцам.
              Что же касается других задач - мешать доставке железной руды из Швеции в Германию через Балтику и снабжению германских войск в Северной Норвегии по морю, то с этим они вполне справлялись.

              0
              • cecik
                5 ноября  

                Крио, а здесь нет. Советский подводный флот - это полный провал. Заблокировать перевозки между Варной и Констанцей и Стамбулом - провал. Перевозки из Швеции и из портов Восточной Германии в порты западной Балтики и Дании - провал, блокада побережья Норвегии - провал. Какие-то победы были, но они полностью не соответствовали ни численности флота ни задачам.

                0
            • cecik
              5 ноября  

              Крио, конечно, также был и знаменитый бой Торичелли. Но, к сожалению серьезного влияния на ход войны подлодки Италии не оказали

              0
      • Могул
        4 ноября  

        Крио, давно прочитал, но это не твоего ума дело. Учи якутский язык глубже, прочитай все олонхо, деревяно головый. Портков казацких еще не нанюхался?

        0
        • Крио
          4 ноября  

          Да, Могулёнок, чувствуется, что давно читал "чингисовы камни".

          И забыл, что на них было начертано рунами:
          "Могул - акаары!"
          Конечно, тебе неприятно было читать эту аксиому, дошедшую до тебя чрез века.
          Вот и забыл, хе-хе.

          0
          • Крио
            4 ноября  

            В 1942 г. немецкие субмарины ожидал ещё один неприятный сюрприз:

            у англосаксом появился реактивный бомбомёт. Самые мощные его модификации позволяли забрасывать глубинные бомбы на дистанции до 2 км.
            Раньше же для сброса бомб корабль был вынужден сближаться с местом вероятного нахождения ПЛ или там, где она была визуально обнаружена. За это время подлодка могла уйти куда угодно.
            Это реактивный бомбомёт на британском корабле:
            image

            Своеобразная противолодочная "Катюша". Вероятность потопления ПЛ резко увеличивалась.
            Вначале такая вещь не поставлялась союзниками в СССР. Но глава советской военно-морской миссии вице-адмирал Харламов показал, что не зря есть свой хлеб - благодаря его настоянию начались поставки реактивных бомбомётов для советского флота.

            0
            • Крио
              4 ноября  

              Война на море, ведомая англосаксами, кажется всё же нам этакой "чистой"

              или не особо напряжной "кнопочной" войной.

              Никаких тебе грязных окопов, вшей, даже самый захудалый матрос спит в тепле под крышей кубрика, а не в землянке или вообще на снегу, кушает в столовой или за столом своего кубрика, а не у костра или вообще где попало, ходит не по грязюке или болоту либо проваливаясь в снега, а по чистенькой палубе...

              Но у морской войны были свои страшные моменты и своё ожесточение, хотя всё же уровень комфорта у матроса был больше.
              Был какой-то английский фильм 1970-х про войну в Атлантике.
              И там командир британского корабля ПЛО очень ожесточён и желает мстить немцам - у него погибла жена, утонувшая на пароходике, торпедированном нацистами в каботажном рейсе ...
              Но с какой-то насмешкой в фильме показаны порядки на американском корабле.

              Во время стрельбы из реактивного бомбомёта один американский матросик зазевался и ему некой бомбомётной деталью оторвало кончик пальца. От чего он упал на палубу и верещит как резанный. Корабль чуть пополам не трескается от истошных воплей:
              "Санитары!! Санитары!! с носилками сюда!!! У нас раненый!!!! Предупредите дока!!!!!"
              Раненого уносят в корабельный лазарет, изводят на него чуть ли не мешок бинтов, ставят укол.. На бритиш-корабле - посуровее, матросы всегда заняты работой, боцман может и по морде лица дать, не боится, что в бою в спину выстрелят, ибо не в пехоте служит.
              Поневоле думаешь, а что было бы на нашем корабле?
              Наорали бы на нашего матроса с оторванным кончиком пальца, с матюгами пинками погнали бы в лазарет, да ещё трибуналом погрозили б вслед - "Ах ты, такой-сякой, членовредительством занимаешься, воевать не хочешь?!"

              0
          • Могул
            4 ноября  

            Крио, что, все нюхаешь? Ну давай нюхай дальше.

            0
            • Крио
              4 ноября  

              Бедненький Могул, ты хочешь что-то про сакрал увидеть в сём топе?

              Ну, или хотя бы про ЧХана?
              Пеши есчо.

              0
              • Крио
                4 ноября  

                Вотше же нужно сказать, что у меня родилась идея - после завершения сего топа

                сделать ещё 2 топа:
                про войну с германскими ПЛ в Арктике (отчасти касается и Якутии, без натяжек),
                о походах германских субмарин к японским союзникам и наоборот, японцев к немцам.

                Нашёл японскую кинохронику - прибытие японской подлодки в оккупированный немцами французский порт Лорьян.
                И немецкий выпуск "Ди Дойче Вохеншау" - о том же. Сюжеты одинаковые, только немецкие кинохроникёры не показали, как японские и немецкие матросы соревнуются в ..сумо, и один маленький, но жилистый японец смачно шмякает огромного немца наземь - сбил его с равновесия и дальше большой германец под своим весом сам пошёл, сам пошёл, как корабль со стапеля. Второй же немец оказался половчее и не дал себя уронить.
                Показан банкет - офицеры бухают с офицерами, матросы - с матросами.

                0
                • Крио
                  4 ноября  

                  Но сумрачный германский технический гений тоже не стоял на месте.

                  В том же 1942 г. германские подлодки резко увеличили продолжительность своего нахождения под водой.

                  На них устанавливали так называемый шнорхель, позволявший впускать в ПЛ свежий воздух для дыхания экипажа и для дизелей.
                  Шнорхель (он был выдвижным, как и телескоп) на фото обведён овалом:
                  image

                  Кстати, даже сейчас труба для всасывания встречного потока воздуха, используемая в автомобилях с дизельным двигателем, тоже называется "шнорхель".
                  Я сперва даже не понял, что к чему, увидев в поисковиках множество надписей: "Контрактные шнорхели", "Ремонт шнорхеля вашего автомобиля".

                  0
                  • Крио
                    5 ноября  

                    Ещё одним немецким изобретением стала лёгкая 20-мм зенитка, специально

                    предназначенная для подводных лодок. Первые эксперименты дали понять немцам, что её нельзя устанавливать стационарно, на тумбе, как пушку для ПЛ. Посему для неё придумали контейнер и зенитку сделали лёгкой, что 2 матроса успевали извлечь её за минуту и привести в боевое положение.
                    Ну, зенитка, и зенитка, что такого?

                    Но дело в том, что все пушки для ПЛ делаются из особой антикоррозийной стали (морская вода для стали агрессивнее, чем пресная), причём не хрупкой как привычная нам нержавейка. Рачительные немцы старались сберечь свою зенитку от брызг воды и она оставалась исправной даже после срочного погружения, когда её не успевали упаковать в контейнер. Примерный аналог пушечной стали для ПЛ - стальная пластина для покрытия ВПП аэропортов. Те, кто смогли её достать, устанавливают её пред порогом своего гаража и она эксплуатируется годами, даже не покрываясь ржавчиной. При обработке "болгаркой" видно, что сталь её какая-то черноватая.

                    31 июля 1943 г. у берегов Бразилии американский самолёт заметил немецкую подводную лодку U-199. Однако немецкие подводники успели повредить американский самолёт огнём 20-мм зенитки. Правда, янки по радио вызвали подмогу. Пилоты прилетевших 2 бразильских самолётов догадались сбросить бомбы с большой высоты, недосягаемой для германской зенитки и потопили U-199.
                    Причём тут бразильцы?
                    Бразилия тоже объявила войну Германии, так как немцы, недооценивая бразильцев, потопили несколько их судов, перевозивших грузы в США. Бразильский флот и ВВС были, конечно, не ахти какими мощными, но и как видите, даже муха, севшая на штангу к Волку, делает её неподъёмной.

                    0
                    • Крио
                      5 ноября  

                      Разгром Красной Армией фашистов в Сталинграде и на Курской дуге

                      тоже внёс свою лепту в будущее поражение германского кригсмарине.

                      Адмирал Дёниц хотел довести численность своих ПЛ до 1500. Но необходимость в восполнении количества танков и прочих сухопутных вооружений так и не дала Германии выделить столько стали для выпуска нужного количества субмарин.
                      Свою роль сыграли и бомбардировки англо-американскими ВВС заводов Германии.

                      Гонка вооружений на море продолжалась. Германские инженеры придумали прибор "Метокс", оповещавший экипажи ПЛ о радиолокационном облучении.
                      В ответ американцы придумали авиационную противолодочную ракету, позволявшую самолётам ПЛО поражать субмарины не сближаясь, как раньше, для сброса бомб.
                      Печально для немцев было то, что никакой технической помощи от своих союзников-японцев они не дождались. Это сейчас Япония славна своей электроникой, а тогда она у неё была страшно примитивна, уступая даже советской.
                      В 1943 г. японцы провели испытания своего радиолокатора для ПЛ на субмарине капитана Хасимото (мы ещё услышим про него). Вместо ожидаемого радиуса обнаружения вражеского самолёта в 14 км, японский РЛС видел только на дальности в 6 км. Что такое 6 км для самолёта даже времён ВМВ? Хасимото пришёл к огорчительному выводу о том, что он и чихнуть не успеет, как на его подлодку уже будут падать бомбы...

                      0
  • навальный...
    навальный...
    Алексей Анатольевич
    5 ноября  

    Я вообще не понимаю, почему Гитлер воевал в Африке. Ему было достаточно захватить Суэц через Крит и Гибралтар через Марсель, и все: Средиземное море становится полностью безопасным для Германии и Италии. Для воспрепятствования высадки американцев достаточно контролировать побережье Марокко.

    0
    • Крио
      5 ноября  

      Я тоже не понимаю одного: почему Сталин начал прогрызать линию Маннергейма,

      хотя можно было бы высадить десант прямо в Хельсинки. Советский Балтфлот был уж куда круче финского флота.

      Вероятно, всё затеялось из-за того, что базой для наступательной операции ради захвата Суэцкого канала решили сделать Ливию, тогда бывшей итальянской колонией. И возможно, немцы и итальянцы переоценивали свои силы, думая, что они достигнут Канала, бодренько пройдя сквозь Египет.

      0
      • Крио
        5 ноября  

        8 ноября 1942 г. произошло событие, считающееся крупным провалом и неудачей

        германского подводного флота.

        В этот день к берегам Марокко, Туниса и Алжира подошли около 350 английских, канадских, американских и французских судов и кораблей, высадивших с запада крупные силы англо-американских войск в тылу у Роммеля и итальянцев, наступавших на восток, к Суэцкому каналу. Всё кончилось тем, что уже к 13 мая 1943 г. итальянцы и войска Роммеля были зажаты с двух сторон и капитулировали...

        Германские ПЛ оказали минимальное сопротивление, хотя могли бы пустить немало крови десантным силам. Штаб адмирала Дёница просто прозевал сосредоточение такой армады, её выход из портов Англии и проход через Гибралтар, не успев выслать подкрепления своим подводным силам в Средиземном море.

        0
        • Крио
          6 ноября  

          Совершенно и незаслуженно остались без внимания германские надводные рейдеры.

          Стратегического влияния на ход войны на море они не оказали, но в одно время были весьма весомой мухой, севшей на штангу британского Волка.

          7 ноября 1941 г. несколько британских судов погибли из-за необъяснимых подводных взрывов у Западной Австралии. Затем стало ясно, что это подрывы на морских минах, поставленных немецким минным заградителем «Пассат», бывшим вначале мирным норвежским танкером «Сторстад». Танкер захвачен в Индийском океане германским рейдером «Пингвин» и немедленно переоборудован в минзаг, на него перешли немецкие матросы, погрузили мины, но внешний вид его остался прежним и он по-прежнему плавал под норвежским флагом.

          20 ноября того же года германский рейдер «Пингвин» захватил в Индийском океане британский рефрижератор «Маймоа». Добычей немцев стали 1 500 т сливочного масла, 16 миллионов яиц, 5 000 т мороженного мяса и 1500 т зерна. Захваченными продуктами долго снабжались другие германские рейдеры и подводные лодки, действовавшие в Индийском океане. Немцы на ПЛ там откровенно жировали, питание было лучше чем в Германии (где введены карточки), от обилия яиц они начали даже делать яичные ликёры.

          0
          • Крио
            6 ноября  

            Конечно, захват 16 миллионов британских яиц - не морская битва, в ходе которой пустили

            на дно половину флота Британии.

            Но 13 января 1941 г. случилось событие, повлиявшее на продовольственное положение Англии резко отрицательно.
            В тот день у берегов Антарктиды рейдер «Пингвин» захватил норвежские плавучие рыбзаводы «Оле Веггер», «Полглимт», «Пелагос» с 22 000 т китового жира и мясом 35 добытых китов. Впоследствии «Пелагос» с 10 000 т жира и китовым мясом доставлен немецкими матросами в оккупированный вермахтом французский порт Бордо.

            После чего о себе заявил такой фактор, как "волатильность". Так ведущие экономических обзоров "Вестей" называют пугливость рынка. Канадские и английские китобойные суда перестали со страху выходить в море. Китобойное судно - вещь очень дорогая, им владеют несколько совладельцев, объединённых в АО. Конечно же, они дрожали за свою собственность и не выпускали её в море.
            С облегчением вздохнули китобойные судовладельцы лишь 8 мая 1941 г.

            Тогда у Сейшельских островов английский крейсер «Корнуолл» потопил таки германский рейдер «Пингвин», долго вредивший британскому судоходству в Индийском океане.
            Перед гибелью «Пингвин» торпедировал «Корнуолл», но британский самолёт-разведчик, заметив газо-паровые следы от немецких торпед, сообщил об этом по радио на крейсер, и тот успел увернуться. Затем британский снаряд вызвал детонацию 130 мин, подготовленных немцами для установки возле порта Карачи (современный Пакистан, тогда часть Британской Индии).
            Что забыли немцы возле этого Карачи?
            Из этого порта в Англию вывозилось огромное количество хлопка, готовых х/б тканей, полезных ископаемых, а также - чая.

            Поправка: в предыдущем сообщении следует читать не "7 ноября 1941 г.", а "7 ноября 1940 г.", а
            "20 ноября того же года" - "20 ноября 1940 г.".

            0
  • мешочек
    6 ноября  

    Молодеу Криио.за информацию.не везде такок найдеш.а тебе Могул.надо поучиться у него.тв его мизинчика не стоиш.за время ничего путного не написал.одни подколки.как шкодливый мальчиш плохиш

    0
    • Крио
      6 ноября  

      Был ещё германский рейдер "Корморан", успевший потопить или захватить

      11 британских судов в том же Индийском океане.
      Показатель ничуть не хуже, чем у иных германских ПЛ. Ведь некоторые из них после усовершенствования
      англо-американских противолодочных вооружений, погибали, успев потопить лишь 1 британское или американское судно, или вообще не успев пустить на дно ни одной самой захудалой шаланды.

      19 ноября 1941 г. рейдер «Корморан», выдав себя за голландский пароход «Страат Малакка», потопил австралийский крейсер «Сидней» (его команда из 645 человек погибла), открыв огонь в упор, когда тот подошёл для досмотра.
      Но полученные в бою повреждения вызвали пожар в трюме, набитом 420 минами, потушить его никак не удавалось. Экипаж покинул «Корморан», который затем взорвался. После 6 дней блужданий на шлюпках и плотах, немцы попали в плен к австралийцам.
      «Корморан» выглядел как гражданское судно, площадки с пушками и торпедными аппаратами прятали под палубой и выдвигали по команде с мостика с помощью гидравлики.

      Несмотря на свою короткую жизнь, "Корморан" стал настоящим пинком, вызвавшим в австралийском флоте (Австралия, хоть тогда и владение Англии, но имела самоуправление) ожесточённые споры о тактике. До этого "Сидней" успел потопить ещё один немецкий рейдер, но не сближаясь, выпустив около 350 дорогостоящих крупнокалиберных снарядов с дистанции почти в 10 км (в цель попало только около 20). Такой расход боеприпасов обеспокоил австралийского комфлота адмирала Литхэма, и он приказал убивать рейдеры только наверняка, подходя к ним близко. Но как видите, такой приказ стоил жизни крейсеру "Сидней" и его экипажу...

      0
      • Крио
        6 ноября  

        К концу 1942 г., если не ошибаюсь, рейдеры у немцев кончились..

        Корабль-рейдер и его экипаж, по сути дела, были смертниками. Их рано или поздно топили.
        Конечно, рейдеры причинили немало потрясений англичанам. Представьте, какой был бы шок у нас, если бы оказалось, что фашистский корабль потопил наше судно в глубоком советскому тылу, где-нибудь у Владивостока? Такой же шок причиняли рейдеры в Индийском океане, который англичане считали своим озером. Но за всё пришлось заплатить.

        Только у экипажа "Корморана" судьба была благополучна. Матросы и офицеры просидели в тёплой Австралии в плену до 1945 г.
        Работой шибко не утруждали, даже разрешали купаться на пляже, пайки были, правда, скудны, зато с фруктами.
        Не из-за того, что австралийцы были добренькие, а потому что погибший капитан "Корморана" Детмерс гуманно относился к матросам с потопленных бритиш-судов, приказывал кормить, лечить их и запрещал издеваться над ними, не разделяя белых от индусов. Это подтвердили и британские матросы, спасённые вместе с немцами с этого рейдера (бывшие у немцев в плену). Были и данные о том, что Детмерс указывал бритиш-матросам в лодках направление на ближний остров и снабжал их водой и едой.
        Интересно то, что иные авторы считают Детмерса членом нацисткой партии. Но ясно, что не партийность главна, а то что он остался нормальным человеком.

        Тем в временем в Германии нарастал кризис в производстве подводных лодок. Союзники успевали, благодаря своим новым вооружениям для ПЛО, топить больше субмарин, чем немцы успевали их построить.
        В результате немцы пошли на небывалый шаг.
        24 мая 1943 г. командующий подводным флотом Германии адмирал Дёниц приказал своим субмаринам покинуть район Северной Атлантики из-за больших потерь. Немцам также не удалось расшифровать новый английский военно-морской код. Очищение Северной Атлантики позволило союзникам выиграть первый этап «битвы за Атлантику» и ускорить переброску войск из США и Канады в Англию.

        0
        • Крио
          6 ноября  

          Гип-гип-ура! и "Правь, Британия, морями!" и всё такое прочее.

          Казалось бы, англосаксам можно было бы торжествовать:

          увеличился поток караванов из США и Канады в Англию ;
          превосходство US и UK в авианосцах сводило на нет наличие у фашистов грозных линкоров;
          затягивалось из-за нехватки стали и надобности строить новые танки (спасибо РККА) строительство неплохого (с консультациями японских специалистов, построивших "Кага"), но единственного германского авианосца "Граф Цепплин";
          германские судоверфи методично разрушаются налётами англо-американских ВВС.

          Но.
          Адмирал Дёниц был не так прост.
          Айн. Он приказал своим подводникам уйти только из Северной Атлантики.
          Цвай. Кроме того, он вывел часть своих опытнейших экипажей из боёв не просто так, а ради того, чтобы они обучали множество новых подводников.
          Драй. Запоздало, но всё же министром вооружений рейха был назначен гениальный Альберт Шпеер, придумавший скоростные и в то же время качественные методы строительства подводных лодок - секционная сборка корпусов, соединение их электросваркой и привлечение к труду заключённых концлагерей.

          Во избежание вредительства и саботажа подневольных работников не извещали, над чем они трудятся - ну, так, на подсобных каких-то работах, чего-то сверлят, красят. К работе, где можно понять, что делается ПЛ, их не подпускали. Думаете, пользы мало?
          Это как сказать, лучшие квалифицированные мастера Германии зато освобождались от второстепенных работ и вовсю использовались на главных направлениях - сборка и сварка.

          0
      • Крио
        6 ноября  

        cecik, ага, ну, конечно, "Советский подводный флот - это полный провал".

        Немцы с румынами тоже тогда так думали.

        20 апреля 1943 г. советская подводная лодка С-33 потопила считавшееся крупнейшим на Чёрном море румынское судно «Сучава» (6875 брт) с грузом бензина в бочках. Потопление «Сучавы» заставило немцев усилить морские конвои для охраны караванов, выходящих из устья Дуная. Логистическая схема Дунай-Крым позволяла снабжать румынским топливом свои войска, минуя перегруженные железные дороги. Но действия советских подлодок заставили немцев тратить драгоценное топливо уже для кораблей охранения.

        0
        • Крио
          7 ноября  

          6 августа 1943 г. советская подводная лодка Щ-216 повредила у пролива Босфор

          немецкий танкер «Фируз» (7324 брт).
          Судно уцелело, но почти всё его содержимое вытекло в море...

          В этот же день подводная лодка Д-4 потопила у берегов Крыма болгарское судно «Варна» (2141 брт).
          Правительство Болгарии заявило протест, но его отклонили на основании того, что «Варна» перевозила немецкие военные грузы, хотя Болгария официально не участвовала в войне против СССР.
          Турецкий протест по поводу загрязнения нефтепродуктами акватории Босфора и убыткам турецкому рыболовству также отклонили, заявив, что власти нейтральной Турции заведомо пропустили немецкий груз, перевозимый пусть хоть и на гражданском судне.
          После чего турки прекратили пропускать германские суда чрез пролив Босфор.
          Фрахт болгарских судов для нужд Германии резко сократился.
          Всё было к месту и вовремя.
          Случись такое в 1942 г., Турция и Болгария вели бы себя иначе и более дерзко.

          А что случилось за сутки до повреждения "Фируза"?
          5 августа 1943 г. в ходе Орловской наступательной операции «Кутузов» Красная Армия освободила Орёл и Белгород. Стало ясно, что Германия не сможет взять реванш за поражение в Сталинграде, посему болгаро-турецкие власти прижали хвост.
          Советские ПЛ давно отслеживали хождения немецких судов чрез Босфор и ждали только приказа пустить в ход торпеды.
          В политически подходящее время.

          0
  • Коля
    7 ноября  

    Якутский род.Үөдэй как стал кыпшак Адай?
    Думайте,думайте еще раз *** ист.ф.

    0
  • Коля
    7 ноября  

    У.роды, мы якуты терпим,до поры.

    0
    • Крио
      7 ноября  

      Коля, хочешь увидеть

      сакирал и етимолокию в этом топе?

      Можно позвать Могула.

      0
      • Крио
        7 ноября  

        Несмотря на все усилия Дёница и Шпеера, положение на морях в 1943 г.

        медленно, но верно изменялось в пользу англосаксов.
        Летом 1943 г. капитулировала Италия и из игры выбыл её подводный флот.
        Хотя атлантическое направление всё равно оставалось опасным для англо-американских караванов, количество американских войск, перебрасываемых морем в Англию, возрастало.

        В 1943 г. свою лебединую песню спели последние германские рейдеры. Тактика их изменилась в гораздо лучшую сторону, но этого было недостаточно - у немцев осталось лишь 2 активно действовавших рейдера...
        Самый лучший, "Михель", действовал так:
        расстреливал дальнобойными пушками британские транспорты издалека;
        пользуясь наведением по лучу РЛС и отличной оптикой (у него были нештатные дальномеры, по мощности похожие на телескопы);
        а также глушил радиосвязь убиваемого судна своей мощной радиостанцией, и они не успевали сообщить, что их кто-то обстреливает из пушек;
        либо применял спускаемый со своего борта на воду торпедный катер, который иногда и не успевали заметить;
        уходил он заправляться топливом и БП не в Германию или моря западнее, а. ..к японским союзникам, ремонтируясь и загружаясь часто в порту Иокагама.

        В результате британцы думали, что их судно потопила ПЛ и одно время даже не подозревали, что есть такой вредный "Михель".

        0
        • Крио
          7 ноября  

          Но сколько верёвочке не виться...

          В мае 1943 г. "Михель" вышел в рейд из Иокогамы и пройдя немного, был торпедирован американской субмариной. Часть экипажа спаслась и после 3 дней болтания в море на плотах и в шлюпках, смогла достичь японского берега.

          Если бы ранее упомянутые рейдеры "Пингвин" и "Корморан" придерживались такой же тактики, как "Михель", они бы прожили бы гораздо дольше, и ущерба нанесли бы больше.
          Но время рейдеров уже уходило.
          Последний рейдер "Коронель" постигла самая жалкая участь. Он несколько раз пытался выйти в Атлантику, но всякий раз попадал под бомбы англо-американских самолётов.

          К маю 1943 г. немцы, потопив 1 судно союзников, теряли 1 свою подводную лодку. Такая цена была очень разорительна для Германии...

          0
          • Крио
            8 ноября  

            Ещё в том же 1943 г. последовал асимметричный ответ американцев на конвейер Шпеера.

            Янки освоили малозатратную технологию выпуска грузовых судов типа "Либерти". Их начали выпускать со скоростью выпекания пирожков. На изготовление одного такого судна тратилось всего 42 рабочих дня. На одной из американских верфей был даже достигнут рекорд - один "Либерти" отгрохали всего за 3 дня!
            Американцы действовали с размахом не только в производстве, но и в PR.
            Гражданин США, пожертвовавший на нужды обороны 1 миллион $, получал право присвоить свои имя-фамилию какому нибудь "Либерти".

            Пну между делом сакиралистов:
            если бы Могул пожертвовал в фонд обороны Якутии 1 миллион $, то рядом с линкором "Тыгын Дархан", крейсером "Бэрт- Хара", теплоходом "Кулаковский", авианосцем "Максим Аммосов", танкером "Исидор Барахов" ходил бы сухогруз "Могул". Матросы бы спрашивали - бу кимий, Могул диэн?
            И какой нибудь старпом им бы отвечал - а, это один куркуль из Нюрбачана, ынчыкты-ынчыкты хаччы пожертвовал, когда налоговая его прижала...

            0
            • Крио
              8 ноября  

              В советской историографии о "Либерти" отзывались снисходительно:

              мол, это почти одноразовое судно - пришло один раз из США чрез Атлантику, и всё, можно его уже на металлом пускать. И сталь-де не очень качественная, после одно всего лишь рейса уже покрывается трещинами.

              Вполне такое могло быть. Но всё же запаса прочности "Либерти" вполне хватало, чтобы в нём разместить 250 средних танков и до 450 БТР (или бронеавтомобилей либо грузовиков) и без напряжения и в исправности перевезти их из США или Канады в Англию и даже в советский Мурманск.
              Первые "Либерти" начали делать в 1942 г, в 1943 г. их производство уже шло огромными темпами.
              "Либерти" сыграли огромную роль в переброске из США и Канады в Англию танковых и артиллерийских частей, а также американской авиации (самолёты везли в разобранном виде).

              0
              • Крио
                8 ноября  

                Штат Отдельной танковой бригады (ОТБ) РККА в ноябре 1943 г. -
                65 танков Т-34, 3 бронеавтомобиля БА-64 и 146 грузовиков (http://tankfront.ru/ussr/organisation/shtat/010-500_tbr.html).

                Таким образом, всего один "Либерти" мог перевезти через океан целую танковую дивизию. Данные о неполном штате техники (без учёта легковых автомобилей и пр.) даны для сравнения, так как мне неизвестно, сколько танков было в американской части, аналогичной нашей ОТБ.
                В любом случае такая сугубо транспортная посудина как "Либерти" внесла свою очень весомую пользу для англо-саксов, не хуже чем стратегические бомберы и самолёты ПЛО.

                0
                • Крио
                  8 ноября  

                  Как выглядело судно типа "Либерти":

                  image

                  Мелкое судно у правого борта - буксир, помогающий "Либерти" маневрировать в порту.
                  Многочисленные стрелы - насколько я понимаю, стрелы с лебёдками для быстрой погрузки-разгрузки.

                  0
                  • Крио
                    8 ноября  

                    Однако фашисты даже в 1944 г. были вредны и настойчивы.

                    Немецкая промышленность сумела наладить производство
                    акустических торпед "Цаункёниг", не оставлявших газо-паровых следов в воде и самонаводившихся на шум винтов корабля.

                    Но изнуряющие налёты англо-американских ВВС и потеря нефтеносной Румынии, занятой Красной Армией, не позволили начать выпуск "Цаункёнигов" хотя бы в начале 1944 г.
                    Поэтому германский подводный флот не сумел помешать высадке союзников во Франции летом 1944 г.
                    Новые торпеды применили запоздало...
                    16 сентября 1944 г. – южнее Гренландии немецкие подводные лодки впервые применили самонаводящиеся торпеды «Цаункёниг» и потопили 2 английских судна, поразив их в самое уязвимое место - в винто-рулевой комплекс.
                    Эффект дало бы применение таких торпед против десятков судов.

                    0
                    • Крио
                      8 ноября  

                      Почему торпеды "Цаункёниг" применили не в Ла-Манше, а где-то у Гренландии,

                      на второстепенном направлении?

                      Потому что немецкие подводники не смогли преодолеть англо-американскую ПЛО в Канале.
                      Севернее и южнее маршрута движения армады, двигавшейся с десантом, а также перед ней и за ней следовала самая мощная в мире охрана из противолодочных кораблей и самолётов.
                      Прослушивался, просвечивался и просматривался буквально каждый квадратный километр моря.
                      Корабли и самолёты ПЛО шли тремя поясами.
                      Предварительно были совершены ожесточённые авианалёты на Лориан и другие базы немецких субмарин во Франции, Бельгии, Голландии и Норвегии.

                      В таких условиях остановить высадку британо-американских войск было нереально, всё равно что пытаться подбить танк из рогатки...
                      Но это ещё не означало конца войны на море.

                      0
  • БМП-1
    8 ноября  

    Либерти после войны плавали вплоть до 70-х годов вообще то. Израильское разведсудно на базе Либерти же было.

    0
    • Крио
      8 ноября  

      По-моему, ленд-лизовские "Либерти" использовали и в СССР.

      Была у меня почтовая марка с изображением гидрографического судна, уж больно похожего на него.

      0
      • Крио
        8 ноября  

        26 сентября 1944 г. Швеция запретила германскому торговому флоту

        заходить в свои порты и возобновила торговлю с СССР.
        Фактическое прекратился экспорт железной и медной руды из Швеции в Германию, что нанесло ещё один сильный удар по производству немецких субмарин.

        Этому способствовало не только советский дипломатический прессинг на Швецию, но и то, что в сентябре ударами РККА выбита из войны Финляндии, союзница Германии.

        В таких условиях немцам оставалось перейти к малым формам борьбы, своего рода партизанской войне на море.
        В феврале 1944 г. командование германского военно-морского флота и дирекция Любекской судоверфи подписали контракт об изготовлении «Погружающихся одноместных штурмовых средств «Бибер»Бобёр») конструкции капитана 3 ранга Ганса Бартельса.
        Сверхмалая германская подводная одноместная лодка «Бибер»» управлялась одним человеком и несла по 2 торпеды.

        30 августа 1944 г. произошло первое боевое применение 18 "Биберов" - они атаковали в проливе Ла-Манш англо-американский конвой и потопили десантный корабль и грузовое судно «Либерти».

        0
        • Крио
          8 ноября  

          Потопление 1 корабля и 1 "Либерти" - комариный укус для англо-саксов.

          Но зато не был потоплен ни один "Бибер".

          Мелкие размеры позволяли ему прятаться от кораблей ПЛО в мелководье,
          правда, там она была хорошо видна с самолётов, но выход в море стали делать в плохую погоду,
          из-за маленького размера его плохо слышали англо-американские акустики.


          Такими же свойствами обладала и другая германская мини-субмарина «Зеехунд» («Морская собака»), имевшая тоже экипаж из 2 человек и 2 торпеды, но уже дизельная. Мореходность у него была лучше, чем у "Бибера" с бензиновым ДВС.
          Поэтому немцы решились даже на вылазку, выйдя уже к берегам Англии, решив что сделать это лучше поздно, чем никогда.

          22 февраля 1945 г. «Зеехунд» впервые применён в бою: одной торпедой у английского порта Дувр потоплен британский эсминец «Ла Комбатант». Мини-субмарина сумела затем безнаказанно уйти.

          0
          • Крио
            8 ноября  

            Германскую промышленность подкашивали

            потеря Франции и её заводов,
            захват Красной Армией угольных шахт в польской Силезии, в феврале 1945 г. - последних нефтяных источников в Венгрии,
            изгнание вермахта из Северной Норвегии и Финляндии (полностью прекратились поставки медной и никелевой руды).

            Для сравнения:
            хотя ещё в октябре 1944 г. американцы ворвались в первый немецкий город Аахен, англо-саксы даже в январе 1945 г. ещё никак не могли захватить главный индустриальный район Германии - Рур.

            Хотя "Бибер" был дёшев в производстве и так мал, что сейчас у иных частных владельцев есть речные катера покрупнее их,
            image
            выпуск мини-подлодок немцы никак не могли увеличить. Их производство даже стало сокращаться...

            Но партизанская война на море, вернее, на воде, могла вестись не только маленькими субмаринами.
            17 сентября 1944 г. немецкие морские диверсанты взорвали главный портовый шлюз порта Антверпен. Шлюз позволял судам заходить в порт вне зависимости от сильных отливов и приливов. Фашисты проникли в Антверпен по реке Шельда на двух скоростных катерах «Линзе», буксировавших мины.
            Для ремонта шлюза американцам и англичанами понадобилось 3 месяца...

            0
            • Крио
              8 ноября  

              Могул чего-то молчит в тряпочку.

              Гидроакустическая служба не слышит его булькание, как не слышали шумов
              фашистской подлодки, пытавшейся вырваться на просторы Атлантики, но получившей град глубинных бомб.

              Всё перевернулось под воздействием взрывов в Могуле,
              содержимое гальюна смешалось с содержимым камбуза.
              Форумное гуано испускает пузыри со дна...

              Хоть бы попытался етимолокизировать названия "Бибер" и "Зеехунд", саботажник.

              0
              • Крио
                9 ноября  

                5 января 1945 г. 3 германские субмарины, неся на себе по 2 подводных мини-лодок «Бибер» («Бобёр»),

                вышли из базы в Норвегии для нападения на советские корабли в бухте Ваенга (Мурманск).
                Удар должен быть неожиданным. Ведь советский Северный флот в 1945 г. уже перестал воевать и занимался только в основном поиском и тралением мин.

                Но из-за вибрации, штормовой погоды и 2-х срочных погружений из-за появления наших самолётов, 4 «Бибера» из 6 вышли из строя.
                Расшатались трубопроводы бензиновых двигателей, появились водяные течи, операторы мини-ПЛ получили отравились парами бензина и их рвало прямо внутри своих кораблей.
                Немцам пришлось отменить операцию.
                Как оказалось, не смотря на постепенный переход СФ на режим мирного времени, сторожевая служба у него велась на очень высоком уровне.

                0
                • Крио
                  9 ноября  

                  В 1944 г. немцы создали подводный аппарат, бывший ещё дешевле, чем "Бибер"

                  и "Зеехунд".

                  Это был «Негер» – управляемая человеком торпеда, с которой запускалась подвешенная к нему боевая торпеда.
                  Внешне он выглядел как спаренные торпеды, одна имела кабину для оператора. Маломощно, дальность плавания совсем мала.
                  Зато "Негер" можно было прятать на берегу и у берега под водой в любой мелкой бухточке. А можно было спрятать подальше на суше, привезти его потом на грузовике и спустить на воду.

                  21 апреля 1944 г. 17 аппаратов «Негер», каждый из которых нёс по 1-й торпеде, атаковали англо-американские корабли в бухте Анцио (Италия). Но результаты атаки были скромными – удалось повредить лишь 2 сторожевых корабля и 1 небольшое транспортное судно. Из-за неисправностей было потеряно 2 «Негера».
                  Оказалось, что в мутной воде и из-за отсутствия перископа оператор плохо видит из своей кабинки. При подвсплытии стекло в кабинке же постоянно запотевало и оператор тратил кучу времени на его протирание. "Негер" же не давал времени на ориентирование, т.к. не умел зависать в воде, как вертолёт в воздухе.

                  0
                  • Крио
                    15 ноября  

                    "Негеры", "Биберы" - это всё частности, и возникает вопрос:

                    Могла ли Германия в конце 1944 г. - январе 1945 г. добиться успеха в войне на море против англо-саксов?

                    Казалось же, что всё уже поздно - союзники переправились чрез Ла-Манш и уже практически вышибли немцев из Франции, Голландии и Бельгии да подходят уже к границам рейха.
                    Но 16 декабря 1944 г. вермахт и части СС нанесли британцам и янки сокрушительный удар в Арденнах и сумели овладеть даже французской провинцией Эльзас-Лотарингия. Немецкое наступление длилось аж до января 1945 г. Если бы не советское наступление в Польше, начатое по просьбе Черчилля на месяц раньше, то фашисты могли бы сбросить англо-саксов в море...

                    И нанести одновременно удар в море, прервав снабжение британцев и янки из Англии чрез Ла-Манш.
                    Причём не мини-субмаринами, а полноценными подлодками.
                    Задел для этого и запас подготовленных подводников имелся.

                    Продолжение скоро будет:
                    где же Гитлер прятал новые ПЛ и экипажи к ним?

                    0
                    • Крио
                      15 ноября  

                      Несмотря на то, что немецкие судоверфи в Гамбурге, Вильгельмсхафене, Любеке

                      и в других городах Западной Германии регулярно подвергались бомбовым ударам авиации англо-саксов,
                      а одна из лучших баз ПЛ во французском Лориане была потеряна ещё летом 1944 г., у Гитлера ещё оставались заводы по выпуску субмарин.
                      Где?

                      В польских портах Гданьск (переимеиованный после 1939 г.) окончательно в Данциг и Готенхафен (ныне Гдыня, Польша).
                      Возможно, ещё и в Кенигсберге (ныне российский Калининград) и Пиллау (Балтийск).
                      Англо-американская авиация вполне могла достать эти города. Англичане дважды бомбили Кенигсберг и уничтожили 90% старинных зданий, построенных немцами там в XIX веке и ранее. Но почему-то ни одна бомба так и не упала на судоверфи…
                      Почему?

                      0
                      • Крио
                        15 ноября  

                        Сказать сразу трудно. Можно предположить, что немцы умело дезинформировали англо-саксов,

                        заставив их поверить, что в балтийских городах вообще не делают подлодки. При Шпеере фрицы умело маневрировали - недостроенная подлодка могла быть ночью вывезена из одного города в другой по ЖД и спущена на воду в 100-150 км от места своего рождения. Там же, на Балтике немцы могли готовить и новые экипажи для ПЛ.
                        Кратчайший выход из Балтики в Северное море и далее в Атлантику через Кильский канал (между Данией и Германией) англосаксы тоже почему-то не бомбили серьёзно.

                        Конечно, в балтийских заводах немцы не могли уже делать ПЛ в таком количестве, как раньше. Но в конце 1944 г. и в начале 1945 г. у них уже не было задачи пресечь перевозки из США и Канады в Англию. Сосредоточение войск и грузов для них на Английском острове было уже закончено. И англосаксы теперь должны были перетаскивать всё это добро из Англии чрез Ла-Манш во Францию и в порты Бельгии и Голландии.
                        А чтобы пресечь перевозку чрез пролив много ПЛ и не нужно.
                        Кроме того, германские ПЛ в конце 1944 г., хотя их и было мало, стали уже качественно другими. Об этом говорит и то, что трофейные немецкие субмарины служили в советском ВМФ аж …до конца 1950-х гг., а отдельные - как учебные ..аж до начала 1960-х.

                        Могулканг чего-то звуки не издаёт...
                        Эй, ты тебе, что, всё таки твой сынуля 12@ тарелку подогнал?

                        0
                        • Крио
                          15 ноября  

                          Но всё начала портить Красная Армия, неотвратимо наступавшая с Востока.

                          В апреле 1945 г. наши части захватили город Штеттин (до 1939 г. - польский Щецин), лишив Германию отличной судоверфи с недостроенным германским авианосцем "Граф Цеппелин". Правда, немцы успели его взорвать и затопить.

                          Ещё до этого были потеряны все заводы и порты Восточной Пруссии.
                          Ни о каком более-менее массовом производстве подлодок уже скоро не могло быть и речи.
                          Данциг и Готенхафен уже были в зоне действия советской фронтовой авиации.
                          Для фашистов оставался один выход - начать применять уже имеющиеся новые подлодки.
                          Не в апреле 1945 г., конечно, а в январе, когда ещё шло контрнаступление немцев в Арденнах, и ещё была надежда на благополучный исход войны на Западе.

                          Но и тут всё испортил Рабоче-Крестьянский Красный флот...

                          0
  • Крио
    15 ноября  

    У порта Готенхафен 30 января 1945 г. советская подводная лодка под командованием Маринеско

    потопила немецкий лайнер «Вильгельм Густлов».


    30 лет спустя в ФРГ в журнале «Марине» (1975, № 2-5, 7-11) написали, с вместе с "Вильгельмом Густлов"
    погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. «Погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 ПЛ среднего тоннажа».
    В Гдыне-Готенхафене была школа подводного плавания.
    Таким образом, германский подводный флот лишился готовых экипажей. И как результат - не смог поддержать ударом из под воды
    наступление своих войск в Арденнах...

    Правда, в 2008 г., ни мало не смущаясь признанием западных немцев, некий М. Морозов в статье "Гибель «Вильгельма Густлова»: правда и домыслы". (в книге " Мифы Великой Отечественной", М.: Яуза; Эксмо, 2008 г., уверял, что
    «Из числа подводников погибло 16 офицеров (в том числе 8 медицинской службы), остальные мало обученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе подготовки».
    Фальсификаторы бывают и на родине таких героев войны как Маринеско.

    0
  • н
    15 ноября  

    так этим вражеским подводникам и надо.

    0
    • Крио
      16 ноября  

      Эвакуация на "Густлове" была частью немецкой операции "Ганнибал",

      во время которой удалось эвакуировать из Восточной Пруссии и польского побережья (тогда бывшего с 1939 по 1945 гг. немецким) около 2 000 000 немцев и немок.
      После войны в ФРГ проливали немало слёз по поводу гибели "Густлова". Ведь из более 5000 членов экипажа и пассажиров удалось спасти лишь около 600 человек (для сравнения - на "Титанике" погибло чуть более 1500 человек). Среди утонувших было около 250 женщин...

      Но никто, кроме иных отечественных авторов вроде пресловутого Морозова, не отрицал, что на погибшем лайнере были немецкие подводники, уже прошедшие обучение и сведённые в экипажи. Морозов к тому же откровенно врёт - во время войны в Германии не могли позволить себе такую роскошь, как обучать матроса-подводника более чем полгода.
      У нас лейтенантов, причём не пехотинцев, а артиллеристов и танкистов (по степени трудности обучение сопоставимо с обучением матроса ПЛ), обучали 6 месяцев и ничего, сумели победить в войне.

      Кроме того, к началу 1945 г. англосаксы уже начали догадываться, что немцы обучают своих подводников и делают ПЛ в Балтике. Поэтому во время Ялтинской конференции Черчилль не зря назойливо интересовался у Сталина - когда РККА захватит Данциг?
      https://topwar.ru/1737-marinesko-geroj-ili-prestupnik.html

      0
      • Крио
        16 ноября  

        Способен ли был фашистский подводный флот сильно кусаться в 1845 г.?

        23 января 1945 г. немецкая подводная лодка торпедировала акустической торпедой советский эсминец «Разъярённый».
        Взрыв торпеды, самонаводящейся на шум винтов, оторвал корму нашего корабля. Но эсминец не затонул благодаря помощи двух буксиров и 4 катеров, отбуксировавших его в норвежский порт Линахамари, уже освобождённый от немцев нашей морской пехотой.

        20 марта 1945 г. у порта Териберка (Баренцово море) и у о. Кильдин немецкие подлодки торпедировали акустическими торпедами (самонаводящимися на шум винтов и не оставляющими пузырьковых следов) 2 транспорта и 1 британский корвет. Корвет и один транспорт утонули.

        1 апреля 1945 г. в море вышли первые немецкие подводные лодки серий «XXI» и «XXIII», обладавшие увеличенной скоростью в подводном положении (до 17,5 узлов), бесшумным ходом на скорости до 5,5 узлов и возможностью пуска торпед с глубины 50 м. Эти усовершенствования позволяли преодолеть превосходство англо-американских союзников в средствах обнаружения подлодок. Но война уже заканчивалась, многие немецкие морские базы уже были захвачены. Поэтому новые субмарины не смогли переломить ход войны на море в пользу Германии.

        0
        • Крио
          16 ноября  

          Исходя из всего рассказанного, можно сделать вывод о том, что

          всё таки англо-саксонские союзники объективно не могли совершить высадку из Англии во Франции ранее 1944 г.,
          покуда не одолели Германию в Атлантике и не обеспечили себе безопасные коммуникации из Северной Америки в Англию.

          Конечно, можно спросить - а как же с высадкой янки в 1942 в Алжире, Тунисе и Марокко и с тем, как британцы снабжали свои войска в Северной Африке?
          Ответить можно так - для операций в Северной Африке требовалось гораздо меньше живой силы и материально-технических ресурсов, чем для высадки в Нормандии в 1944 г.

          Продолжение военно-морской темы начинается в новом топе "Как фашисты плавали в Японию, а японцы - в Германию".

          0
          • Могул
            Вчера, 17:03  

            Крио, хорошь мудрствовать! Еще пердосов оправдывать стал. Пендоский шпион кренов. Ты лучше протазан немецкий продолжай лизать, да баккы казацкие нюхать. Да тарелку с лица убери и покажи народу личико свое и косички евенские не скрывай.

            0
            • Крио
              Вчера, 17:38  

              Эх, не подарили опять Могулёнку тарелку.

              Опять недовольно хрюкает над корытом.

              0
  • user124
    Вчера, 15:30  

    заглавный пост в лучшем стиле желтой прессы

    :) И ессно, проблемы высадки во Франции, никакого отношения к подводной войне не имели.
    Уже года с 42-го, заход немецкой подлодки в мелководный Ла-Манш, был разновидностью самоубийства.

    Проблема была логистической. крупные порты побережья были хорошо защищены и любая их атака не имела смысла.
    Американцы запроектировали, привезли и смонтировали три огромных порта прямо на необорудованном побережье.

    0
    • Крио
      Вчера, 17:50  

      user124,
      ага, "крупные порты побережья были хорошо защищены и любая их атака не имела смысла". Так в чём проблема?
      Неужто американцам понадобилось 2,5 года на запроектирование, подвоз и монтаж трёх "огромных портов прямо на необорудованном побережье"?

      Тщеславие - это таки хороший двигатель, правда, он кое-кому не мешает ежедневно натыкаться на муть типа "автохтоны-не автохтоны", "саки", "турки-тюрки", генетика-гаплогруппы, ЧХан - саха или эвенк и пр. белиберду.
      Отчего у него сил остаётся только на то, чтобы, хе-хе, под занавес чисто исторической темы умничать.

      0
      • user124
        Вчера, 18:45  

        да, понадобилось

        можешь погуглить насколько это титаническое сооружение. Там часть сооружений до сих пор стоит.
        http://www.hksw.org/images/Normandy/MULBERRY.jpg на фото лишь часть всего комплекса.
        И таких построили три штуки в разных частях Нормандии за один день. Передовые отряды еще перестреливались с немцами, а за их спинами на берегу уже разворачивалось грандиознейшее строительство.
        За десять суток через них выгрузили 4млн тн грузов, 500 000 единиц техники и 2,5млн солдат. Для примера - объем всей речной навигации Якутии - 1,5 млн. тн. в год.

        могли конечно и к лету 1943г справится, но... зачем. копили силы, не торопясь готовились. После того, как политики по всем спорным пунктам договорились в Тегеране, дали отмашку.
        В принципе, англоамериканцы были уверены, что даже если грохнут Союз, они справятся и сами. Как показала практика, т.е. лето 44г и кровавая возня на крохотном пятачке Нормандии (где имея 10-50ти кратный перевес во всем, англоамериканские войска топтались на месте 3 месяца) - они были офигенными оптимистами.

        0
        • Крио
          Вчера, 23:45  

          Всего три штуки?

          И ради этих трёх штук готовиться 2,5 года?

          Тогда зачем британцы постарались захватить порт Антверпена так быстро, чтобы немцы не разрушили его?
          А потом спешно и круглосуточно ремонтировали его после акции немецких диверсантов (см. выше)?

          0
Ответ на тему: Битва за Атлантику или Почему союзники высадились во Франции лишь в 1944 г.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания