3 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
3 года на форуме
3 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Для Толбонаги. Общность шумеро-хеттских языков и язык саха.
  1261
У кого какое мнение?
Ответов 80 Написать ответ
  • Могул
    20 октября  

    Общего по мне много. Первое счет и общеупотребляемые слова.
    Например, как подала Толбонага, СЫТ- УТУЙ. КУТ- ИС и прочее.

    0
  • Не сведущий
    20 октября  

    Огласите весь список слов шумеров пжст, где, чего, как.

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    В пушкинке лит-ры по теме нет. Все по Иванову

    0
  • 12@
    20 октября  

    Толбонага, прогугли "Hittite syllabic glyphs", как тебе слоговые глифы?

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Спасибо за ссылку, прогуглю.
    На данный момент имею 2 книги по грамматике хеттского языка, застряла на 111 стр. В.В.. раздел "Морфонология". Словаря ХЯ в интернете не нашла, тем более, что мне нужен вариант на латинице как словарь санскрита Кочергиной и список список ведийских глаголов Гасунса.
    Чем меня зацепила морфонология ХЯ: в ней даны типы корней ХЯ, в числе более древних назван тип CVC - (согласный, гласный, согласный), самые наиболее употребляемые в ЯЯ (кэл, бар, сыт и др.) Не это главное, указаны характеристики этих звуков и их сочетаемость.
    Вот тут мне и нужен словарь ХЯ - РуссЯ, которого, вероятно, в природе не существует для сличения со словарем Пекарского с целью обнаружить лексические параллели с ЯЯ.
    На данный момент могу лишьс указанием страниц предоставить примеры данных схождений, которых у Иванова мало , зато можно параллельно указывать на грамматические явления, сходные у этих двух языков

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Вяч.Все.Иванов, 1963, 2001(изд научной и учебной лит-ры УРСС).
    Введение, стр 6: "...в ХЯ сохранились наиболее архаичные черты, существенные для восстановления дописьменной истории других индоевропейских языков".***
    ХЯ был открыт в начале xx века, его обнаружение заставило пересмотреть взгляды на время и место распространения индоевропейских диалектов.***
    ХЯ - один из древнейших культурных языков Передней Азии.***
    Эти выдержки, на мой взгляд, нам понадобятся, когда закончатся примеры лексических параллелей ХЯ и ЯЯ , и вы поцмете, что эти слова можно адресовать и ЯЯ.
    Сейчас начну печатать все, что относится к ЯЯ в грамматике ХЯ Иванова, на это должно уйти время, можете самискачать эту книгу, очень приятно читать, ещё более приятно осознавать, что понимаю прочитанное

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Стр.7- "Этнические и культурные связи хеттов с другими ближневосточными народами сказались на лексике ХЯ, в которой имеется ряд заимствований из других языков Передней Азии". Памятники клинописного ХЯ в большинстве своём написаны xvi-xiii вы. до н.э. Также были найдены тексты, выполненные иероглифических хеттским языком.
    Ни ХЯ, ни другие анатолийские языки не были языками исконного населения Малой . Лингвистичнские данные позволяют предпредполагать, что носители ДрХЯ ... пришли в Малую Азию из области расселения иеплемен, находившихся значительно севернее.
    В хтекстах можно найти такие места, которые могут быть истолкованы как отзвуки более древних переселений анатолийских племён, приведших их в Малую Азию. Данные древнейших малоазиатских письменных текстов позволит утверждать, что носители этих языков ( хеттского в том чтсле), находились в МА на рубеже iii и ii тысячелетий до н.э. (т.е примерно 5000 лет назад).

    0
  • Tolbonaga
    20 октября  

    Вероятно, эти племена принесли с собой культ лошади, сохранившегося в представлениях, связанных с богом Perua. Об его те происхождении свидетельствует этимология его имени. Это чохраненное в староассирийских табличках имя этого бога связано с общение мифологическими представлениями и именами. Но соотнесение этого имени с культом лошади является специфически анатолийским явлением.
    Стр.13 - isha - господин в клинописном ХЯ (ic, - хозяин в санскрите, хозяин в ЯЯ). Здесь указана лексика, заимствованная в староассирийские тексты с фразеодогическими оборотами из ХЯ. В том числе и "хозяин". В этих текстах имеются слова, общие с ХЯ, но не имеющие ие этимологии. Лёгкая повозка hulukanni - элемент -nni напоминает хурритский - nni, артикль коневодческих терминов.
    Стр.16- eku - пить, ekuttara - чашник (кутаччи): данные примеры даны автором для наглядности взаимодействия ХЯ и языка хатти, носители которого проживали на территории хеттов задолго до них.
    Итак, мы закончили поиск лексических параллелей ХЯ и ЯЯ вглаве " Древнейщие данные...", думаю с 1960-х эти данные обогатились, но у нас в РСЯ их не найдешь, надеюсь, не со злого умысла, как то мне раз"ясняли ГеПеУшные шестерки относительно ведийского и якутского языков

    0
  • Tolbonaga
    20 октября  

    Вероятно, эти племена принесли с собой культ лошади, сохранившегося в представлениях, связанных с богом Perua. Об его те происхождении свидетельствует этимология его имени. Это чохраненное в староассирийских табличках имя этого бога связано с общение мифологическими представлениями и именами. Но соотнесение этого имени с культом лошади является специфически анатолийским явлением.
    Стр.13 - isha - господин в клинописном ХЯ (ic, - хозяин в санскрите, хозяин в ЯЯ). Здесь указана лексика, заимствованная в староассирийские тексты с фразеодогическими оборотами из ХЯ. В том числе и "хозяин". В этих текстах имеются слова, общие с ХЯ, но не имеющие ие этимологии. Лёгкая повозка hulukanni - элемент -nni напоминает хурритский - nni, артикль коневодческих терминов.
    Стр.16- eku - пить, ekuttara - чашник (кутаччи): данные примеры даны автором для наглядности взаимодействия ХЯ и языка хатти, носители которого проживали на территории хеттов задолго до них.
    Итак, мы закончили поиск лексических параллелей ХЯ и ЯЯ вглаве " Древнейщие данные...", думаю с 1960-х эти данные обогатились, но у нас в РСЯ их не найдешь, надеюсь, не со злого умысла, как то мне раз"ясняли ГеПеУшные шестерки относительно ведийского и якутского языков

    0
  • Tolbonaga
    20 октября  

    Народ, у меня с телефоном проблемы - не отправляет тексты, что бы это было?

    0
  • 12@
    20 октября  

    О лошади
    По материалам книги Н.Непомнящего "Хетты. Неизвестная империя Малой Азии" и другим источникам

    Широкое распространение лошади связывают именно с индоевропейцами. Наиболее ранние изображения лошади, впряженной в колесницу найдены на стенах ближневосточных границ, относящихся к 20 в. до н.э. Древние колесницы были обнаружены в могилах поселения Синташта между реками Тобол и Урал, в степях Южного Урала. Примерно в этот период колесницы появляются в Греции, Египте и Месопотамии. Но одомашнивание лошади (первоначально ее разводили ради мяса) произошло гораздо раньше - уже к началу 4 тыс. до н.э. на большой территории. А останки самой древней одомашненной лошади найдены в Южном Предуралье на стоянках Муллино II и Давлеканово I, расположенные на территории Башкортостана (9-6 тыс.до н.э.) Доказательством выведения новых пород лошадей найдены в Эламе (5 тыс.лет назад), в Венгрии (середина 3 тыс. до н.э., культура колоколовидных кубков), в Казахстане (середина 4 тыс. до н.э.), а также в Испании и в Восточной Европе. Доказательством использования лошади для верховой езды служит Майкопская культура (конец 4 тыс.до н.э.) В качестве жертвенных животных лошадей находят в могильниках середины 5 тыс.до н.э. (Самарская и Хвалынская культуры Поволжья). Но это я к слову. Как непросто связать лошадь и индоевропейцев. Тем не менее падение хеттской державы по времени совпадает с началом Великого переселения народов.

    0
  • кас
    20 октября  

    Поддерживаю Толбонагу и ее топ.
    Кроме самих саха ,вряд ли кто заинтересован изучать историю народа саха и его языка.
    Благородство уже не в почете ныне. Нет благородных людей изучавших Якутию в 18-19 вв.Мало кто из других народов будет просто так из интереса изучать ЯЯ.


    Если не отправляется ,надо второй раз отправить.
    Если не помогает сбросить к заводским настройкам.

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Мои сообщения не отправляются, ни с хрома, ни уже и с яндекса

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Мои сообщения не отправляются, ни с хрома, ни уже и с яндекса

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Просят coocie какой то на наш форум смоего браузера. Сперва просили с хрома, перешла на Яндекс. Стали просить с яндекса. Пропали конспекты 2 главы Иванова

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Просят coocie какой то на наш форум смоего браузера. Сперва просили с хрома, перешла на Яндекс. Стали просить с яндекса. Пропали конспекты 2 главы Иванова

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Просят coocie какой то на наш форум смоего браузера. Сперва просили с хрома, перешла на Яндекс. Стали просить с яндекса. Пропали конспекты 2 главы Иванова

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    У Иванова не говорится о согласных в клинописи хеттов или шумеров: общий обзор и грамматика, а лит-ры по теме не игде нет

    0
  • tolbonaga
    20 октября  

    Вот с телефона пошло, но тексты пропали. Я Иванова уже сколько читаю, все не знаю: стоит ли такую лексику как sit, kut, т.е. . полное фонетическое соответствие(по треугольнику Огдегса, если правильно помню), 2.слегка измененное представление; 3.измененное понятие (лежать / спать) считать родственной. А до руководителя добраться не могу: вопрос принципиальный. Если найдётся словарь ХЯ это надо решить заранее, тк тогда % лексикографическая статистика по ХЯ и ЯЯ сильно поднимется, больше чем в санскрите

    0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    20 октября  

    Касьян Алексей Сергеевич
    Клинописные языки Анатолии (хаттский, хуррито-урартские, анатолийские): проблемы этимологии и грамматики

    http://www.philol.msu.ru/~ref/2015/2015_KasyanAS_diss_10.02.20_24.pdf

    Только начал читать и тут же вот:
    Таким образом, считается, что использование звонкой и глухой серий — графический феномен, не отражающий фонетику (как и в случае хеттского языка), ср. форму ka-a-ar-ka-ra-a-at — kar-ga-ra-aš от корня karkar ‘скоблить’.
    хоруй=1) соскабливать, соскребать; кирилиэс мууһун хоруй = соскоблить лёд со ступенек; 2) брить; бытыкпын хоруй побрей меня # сирэйгинэн буору хоруй = упасть ничком; умса хоруй сгинь, пропади пропадом (букв. упади лицом вниз).http://sakhatyla.ru/translate?q=хоруй

    0
  • 12@
    21 октября  

    хеттско-русский словарь : А
    @

    -a : и
    -a : но
    aa- : быть горячим
    aganni- : ~ сосуд
    aggala- : борозда
    aggann- : смерть
    aggatar : смерть
    aggati- : охотничья сеть
    aha : хаттское восклицание в религиозной церемонии
    aharri- : воскурение благовоний
    ahri- : благовоние
    (dug) ahrušhi- : кадильница
    ai : так!
    ai- : ~ страдание
    aimpa- : ноша
    aj- : быть горячим
    ajakki : ~ предмет в храме; эпитет *Иштар
    ajatnija- : ~ культовый предмет
    ajawala- : заложник
    ajš : рот
    ajš- : быть горячим
    ajšš- : становиться горячим
    akk- : умирать
    akkant- : мёртвый
    akki : вот тот
    akkuša : западня
    akkušk- :
    (na₄) aku- : ракушка
    -aku … -aku : или … или
    akugalla- : сосуд для омовения рук
    (lú) akuttara- : водонос
    akuwakuwa- : земляная жаба
    akuwatar : напиток
    al- : преподносить
    (giš) allajana- : ~ дерево
    allalla pai- : переправлять (?)
    anda aimpanu- : быть угнетённым
    anda impanu- : обременять
    ant- : быть горячим
    apaa- :




    @

    0
  • Быйанг
    21 октября  

    Анунак = Ананнаах
    А́н = Дверь
    Албугет = Ал бөҕөт
    Илэкин = Иллээх киин
    Илэхсир = Иллээх сир
    Альдабаран = Илдьэ баран
    Акунасарх = Күн саһархай
    Энки = Эн киһи

    0
  • кас
    21 октября  

    Интересен рассказ Андрея Склярова о культуре хеттов.
    Считается ,что хетты пришли в Малую Азию (Турция)с севера на рубеже 8-5 т.л.до н.э., у них были свои законы ,письменность- они ввели понятие право и правила общественной жизни.И из-за этого их причисляют к ариям, как цивилизованным народам ,отдельно от Египта.
    Поклонялись Небу ,позже Баалу.
    Строили храмы ,у них было до 10 городов,столица Хотуса.
    Хетты противостояли цивилизации Египта, вели войну с ними.
    О хеттах знали шумеры.Они упоминали хеттов - как народе мастеров ,где правительница умная красивая женщина-жрец , т.е. на як.яз. Хотун-Удаган.

    Но, А. Скляров изучая каменную кладку и строения Турции, пришел к выводу ,что хетты могли придти на развалины другой цивилизации,существовавшей до них. Тебекле Тебэ и также каменная кладка с технологией смягчения камней напоминающая кладку стен в Юж.Америке

    Хетты пришли на территорию Турции , на развалины другой цивилизации.

    Еще один факт, на территории Турции обнаружены более 1000 каменных колеи от неизвестного транспорта ,датируют 10.000 лет до н.э. или еще более ранее.Так как порода - туф.

    0
  • tolbonaga
    21 октября  

    Стр. 17- В главе "Памятники ХЯ эпохи древнего у царства" говорится о вероятном заимствовании производства железа у ассирийцев, о закате матриархальных отношений в обществе (завещание Аниттаса меняет наследование: с того момента власть получает не сын сёстры властителя, а сын царя, причём наказание сестре значительно сильнее, что говорит о затянувшейся процессе перехода в патриархат).
    Тексты периода Хаттусилиса (Хаттусили = хаттус+ ili ) говорят, что царь зависел от панкуса (собрание воинов, свободных членов хетобщества). О своём будущем наследнике он говорит, что его род должен быть единым, как "волчий род" - пережиток тотемических предоставлений. Эта гипотеза подтверждается рядом мест в Хетритуальных текстах, где говорится о "волчьих людях" и о церемонии , во время которой на юношу одевается баранья шкура, причём он должен кричать "по-волчьи". (Вспомним пост о находке каменного комплекса много местных всадников в Индии).
    Также на стр.23 говорится о культе священного огня вплоть до но во хеттского периода.
    В текстах царя Телепинуса отрывок: nu azzikidu akkuskiddu - она ест (пусть) и пьет (пусть). (Az - еда, kut - пить, ak - скорее всего эпентеза). В ЯЯ Ас - еда, а фраза будет звучать: кини аhатын истин. Это он о своём помиловании неверной родственницы.
    Стр.25- сочетание eshanas (han) ishas - господин (иччи), крови (eshan - хан) употребляется в текстах Телепинуса при упоминании древних обычаев (месть). (Т.о. можно вывести заключение, что при Телепинусе слова " хан" и "хозяин" уже были базовой древней лексикой).
    В древнехеттский период существали мифы о Илуянке (illuianka) - составная часть ритуала на новый год, миф дошёл до нас в 2 вариантах (где бы их откопать в интернете, вспомним о якутском Луо).( Вообще, если заняться анализом хеттской религии и якутской мифологией, думаю, параллели нашлись бы).
    Итого: основные черты древнехеттской культуры в набросках вам предоставлены, надеюсь найдётся человек, более полно чем я владеющий ЯЯ и займется качественно культурой хеттов, т.к. черты той культуры перекликаются с нашими, в"евшимися нам в кровь и пот, ставшими настолько национальными, что мы не отличаем

    0
  • tolbonaga
    21 октября  

    Мои комменты перекидываются с ватсапу, в технике я - круглая блондинка

    0
  • кас
    21 октября  

    По языку хеттов , есть одна особенность переведенных древних текстов хеттов,почти в каждом слове текста перед словами стоит частица - ну. Эта частица заимствована в русский язык.Эта частица - ну ,не имеет перевода. И относится к сорным словам. Но как видим - эта частица широко употреблялась у хеттов ,может быть в каких то особенных речах.

    Религия хеттов -бог грозы Тешибу.Иображался как человек с молнией и топором на колеснице запряженной быками.
    Герб или отличительный знак хеттов - двуглавый орел.

    Так же известно ,что примерно 1000 лет до н.э. произошел распад хетского народа , и часть хеттов ушла на север и примкнула к древнегерманским племенам.
    Тацит упоминал хеттов при описании германских племен отмечал ,хеттов - "они благоразумны и предусмотрительны ,больше полагаются на вождя чем на войско"

    0
  • tolbonaga
    21 октября  

    Кас, nu - "и", союз. Например: И что мы тут понатворили? - " и" переводит вопросительную интонацию в вопросительных шутливую, чем превращает предикату "понатворили" с отрицательным смыслом в смягченную форму. Как найду это место у Иванова - отмечу

    0
  • tolbonaga
    21 октября  

    Кас, nu - "и", союз. Например: И что мы тут понатворили? - " и" переводит вопросительную интонацию в вопросительных шутливую, чем превращает предикату "понатворили" с отрицательным смыслом в смягченную форму. Как найду это место у Иванова - отмечу

    0
  • tolbonaga
    21 октября  

    мифы.
    Стр.31- " Песнь об Улликумми" - переводная литература, но в ней можно найти следы древнехкт, а иногда и и ещё более древнего индоевропейского словоупотребления. Собрание богов tuliia в песне - проекция народного собрания pankus , которое использовано как литературный мотив. (Один из нюансов культуры хеттов, как демократического общества.

    0
    • nathan
      21 октября  

      tolbonaga, У якутов Улликуми так же присутствует под именем Сюллюкю́н (якут. сүлүүкүн)
      в морских глубинах взрастил своего сына каменного гиганта Улликумми, рождённого от морской скалы.

      0
  • 12@
    21 октября  

    Кас, прогугли "ювелирное украшение хеттов". Обрати внимание на подвеску амулет, хетский воин или возможно Тешуба, Бога грозы. Очень интересная тиара на голове, как якутская остроконечная шапка, а также кафтан и обувь

    0
  • askhara
    21 октября  

    название хетт - неправильное - это библейское слово вероятно означает не народ - а другое понятие - возможно сжигание.

    0
  • кас
    22 октября  

    хеттский язык

    агниш огонь
    ай- изготовлять
    айш рот
    ак- умирать
    акв- пить
    аку- пить (пал.)
    алькистан ветка
    альпа белый
    анда в
    анния- делать
    арава свободный
    ара:и:- молить
    ария- спрашивать
    аркамияла музыкант
    арма луна
    арну- приносить
    арсина хлеб
    арува- почитать
    аруни мукá
    арш тот же самый
    ас- сидеть
    аса- быть
    асана стул
    асва лошадь
    аси:- любить
    ат- есть
    ата- есть (пал.)
    атиман имя
    аш- быть (пал.)
    ашшу добрый
    ая- создавать

    са- быть
    сальп сточная канава
    санаваи: род
    сарлата возлияние
    саса печатание
    са:и- давить
    сувана собака
    сурна рог

    карди сердце
    карт сердце (пал.)
    кастас голод
    квен- убивать
    кета он кладёт
    кешшар рука
    киккула сосуд
    кикла трава
    кину- лопнуть
    кинун сейчас
    кир сердце
    киш- приходить
    киша- царапать
    кишт голод
    кишт- гасить (пал.)
    кула войско
    курант хромой
    кусатара стена

    халуган послание
    хальки зерно
    хамс внук
    хантецция перед
    хап- торговать
    хапа река
    хапари богатство (пал.)
    хапна река (пал.)
    хаппарайцци проданный
    хаппа:р цена
    хара- колотить
    харава дорога
    хараш орёл
    харк- иметь
    харкиш белый
    хармахи голова
    харси хлеб
    хартагга медведь
    харти- звать
    харуна амбар
    харш- ослаблять
    хас- производить
    хасми род
    хастияс кости
    хатуарс письмо
    хатура- писать
    хашта:й кости
    хашша внук
    хилан двор
    хишша балка


    источники и ссылки

    no_xemmcku
    October 1st, 2012
    1. Иванов В. "Хеттский язык", Москва 1963
    2. Иванов В. "Общая индоевропейская, протославянская и анатолийская система языков", Москва
    3. Гамкрелидзе Т., Иванов В. "Индоевропейский язык и индоевропейцы", Москва 1984
    4. Баюн Л. "Язык хеттских иероглифов", Москва 1986
    5. Баюн Л. "Опыт компаративного исследования хеттско-лувийских языков", Москва 1990

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      22 октября  

      кас, выходит язык хеттов исходит от шумеров, а тот от хаттов, произошло это в "допотопное" время, т.е. в ледниковый период. Молились же они строго на первоязыке.
      Ай-изготовлять.
      Ай-творить с саха языка.

      0
      • кас
        22 октября  

        саксаксак, посмотри похожесть некоторых слов по смыслу и звучанию ,хеттского и якутского языков :

        ай (изготовлять) - айар ( конструировать ,творить)
        айш (рот) - айак (рот)
        сарлата (возлияние) - сарылатта ( одно из значений яя- "он громко начал проливать воду"),
        карт (сердце) - харта ( внутренний жир в животе ,иногда на сердце),
        хас (производить) - хас ( рой землю),
        харуна (амбар ) - харын (запасай ),

        0
  • 12@
    22 октября  

    Статья Остапенко:

    "Хеттский барельеф. Справа внизу — символ бога грозы Тешуба двуглавый орёл.

    Чтобы лучше понять историю планеты, мы свами познакомились с удивительной цивилизацией Шумер. Возникли споры по поводу языка и происхождения Шумер.
    Сейчас я вам расскажу потрясающую новость: о том, что предшественниками Шумер были Хетты, а их предшественниками Хатты. И вот эти самые Хатты говорили на праславянском языке и в Аркаиме обнаружены доспехи воина точно такие же как носили Хатты!!!!


    Чешскому учёному Бедржиху Грозному удалось расшифровать хеттские надписи. И он сделал выводы, что хеттский язык наиболее близок к старослявянскому.
    Сперва он правильно перевёл значение двух слов «рыба» и «отец», потом «хлеб» (нинда), «есть» (езза), «перо» (петар) и «вода» (ватар). Далее он вывел: по хеттски «небо» звучит как «небис»,"долгий" — «дулуга»,"новый" — «нова»,"три" — «три»…
    Но дальше работа по расшифровке надписей стала сложнее.
    Оказалось, что индо-арийские слова были искажены(часто до неузнаваемости,а большинство слов не имело соответствия в индо-арийских языках).
    Во-вторых,в Древней Малой Азии — царстве хеттов, говорили, одновременно, как минимум, на восьми диалектах.
    Для дипломатической переписки пользовались как египетским, так шумерским и аккадским языками. Государственным был, понятное дело, хеттский. Простолюдины-землепашцы общались на лувийском. В многонациональном государстве не игнорировались языки соседей — касситов и миттанийцев.
    Но молились только на священном языке своих предшественников — хаттов, которые пришли на эти земли в допотопные времена. Впрочем, какие времена называть «допотопными»? Последний «всемирный» потоп в Двуречье произошел в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. После этого времени началось заселение как берегов Тигра и Евфрата, так и Нила. Хатты жили здесь раньше, до потопа.
    Некоторые историки уверенно называют девятое тысячелетие, когда на Восток мигрировали с Урала ванские племена.
    Можем ли что-либо узнать о столь отдаленной эпохе? Можем.
    И эти знания носят еще более сенсационный характер, чем утверждения Бедржиха Грозного. Оказалось, что первопоселенцы Двуречья, Малой Азии, Сирии и Палестины говорили на русском (а не на каком-либо ином индо-арийском наречии),от которого был образован шумерский — как считалось, самый древний из языков культуры! Причем, шумеры примитивизировали русский, сохраняя смысл высказывания, что убедительно доказали исследования Владимира Ивановича Щербакова.
    По-шумерски «месяц» звучит как "ясу». Казалось бы, ничего общего. Но имеется в виду устойчивое сочетание — «месяц ясный». Сокращенно просто — «ясный» или «ясу».Далее — «бадуси»,что имеет смысл — «ветхий». А как на древнем русском? Падуси — падший! В отношении махнувшего на себя человека «падший» куда точнее, чем «ветхий». Смысл шумерского «ушт» английские лингвисты определили как — «направившись».
    А по-русски это просто и понятно — «ушед», уходя. Шумерское «кар» понятно уже из современного — «покорять», а ещё точнее — «карать». Или — «матхи». Очень приблизительный перевод — «женщина», а ведь так ясно, что это сказанное с придыханием «мати», мать. Да и какая женщина не скажет о себе с гордостью, что она мать стольких-то детей. Мудреное для англоязычных переводчиков понятие — Ерила, что означает — царь. Любой русский поймёт без перевода, что речь идёт о царе небесном — Яриле, солнечном боге.


    Записанное клинописью «ушинили» — «строить», на русском звучит точно так же — «учинили»,а «тзурин»(ругать),совершенно не понятно исследователям немцам и англичанам, в языке которых нет слова «журить»!
    Первые поселенцы Малой Азии, Сирии (иудейское Ханаан, очевидно вначале звучало как Ванаан — Страна ванов) — хаты(это название так же вполне внятно — «дома»,хутора) говорили на праславянском языке,
    letayushhij-bog-egipet-um-1
    поклонялись своим богам — Яриле, Аладу и другим, а затем передали веру и язык своим последователям: шумерам и другим индоевропейским народам — хеттам, миттанийцам, а затем культурная традиция по эстафете перешла к аккадцам, ассирийцам, вавилонянам.
    Прошли века и новые волны арийских народов нахлынули в Двуречье. Забыв славное прошлое они дивились искусству учеников своих пра-пра…прадедов. Странно переплетаются во тьме веков судьбы народов.
    Но все же — кто такие хетты, хатты? Откуда они пришли и почему искаженный русский считали сакральным языком, который использовали только для чтения молитв и пения священных гимнов?
    И когда мы вспомним о раскопках в Аркаиме, где были сделаны уникальные находки, подтверждающие связь Аркаима с хеттской цивилизацией. Прежде всего, это многочисленные керамические статуэтки богини-матери, выполненные в стиле характерном для большинства древних индоевропейских племён Анатолии, где располагался центр хеттской державы. Так же в Аркаиме было обнаружено захоронение воина вместе с бронзовым оружием, ритуальными сосудами и боевыми колесницами. И оружие, и сосуды, и колесницы были типично хеттского типа. Детали воинского ритуала захоронения лошадей вместе с хозяином тоже были очень схожи с хеттским. Вход в жилые дома в крепости Аркаим был с крыши, как и во многих домах древней Анатолии.
    Как видим, культура, уклад жизни, искусство народа проживающего в Аркаиме оказались очень схожи с хеттскими.
    Это позволяет сделать вывод о том, что хетты прямые потомки народа, проживающего на Кольском полуострове, на Урале.

    0
  • nathan
    22 октября  

    Смотрим древо языковых семей...
    image

    0
    • Kilbar
      22 октября  

      nathan, на самом деле все пошло с Первичного Тат Аар языка. Якутский язык - единственный натуральный осколок того языка. Остальные - производные. Язык - не результат эволюции. Он дар бога Аар Тат. При этом согласные самцовые звуки небесные. Например, звуки грома. А гласные, самковые здешние, земные. Например, эхо. У него тллько гласные. Из соития, епли этих начальных звуков рождаются неисчислимое количество самых различных звуков речи.

      0
  • кас
    22 октября  

    Начав читать древние слова в языках древних народов Евразии ,иногда вкрадывается мысль - а могли ли разные народы в разное время -2 ,4 ,6 , 10 тыс.лет до н.э. - общаться между собой и понимать друг друга ? Насколько языки предков ныне живущих народов были схожи между собой ?

    И приходишь к выводу ,что чем дальше в древние времена - тем обнаруживается единение разных народов.
    Может быть древние народы понимали этот факт ,то есть какойто отдельный народ считал в древности - родственным другому какому то соседнему народу. Вдобавок к этому , связи с войнами - началось смешение народов и языков.

    Я где то читал ,что - древний язык санскрит - это исскуственный язык созданный древними народами ,возможно ариями , для общения между разными народами мира. И на эту мысль авторов этой версии натолкнуло то что - санскрит - очень обьемный язык имеющий несколько синонимов одного и того же предмета и действия ,может с некоторыми отличиями.
    Вместе с тем ,другие исследователи считают ,что - санскрит , это естественный язык какого-то большого общества народов ,которые заключили мирный договор и поэтому общались и выработали общий язык или один язык вобрал в себя слова из других языков.
    На роль этой огромной древней общности народов могут выступать - и арии ,и древние предки саков ( возможно их первоначальное имя было -Саха) .
    Как известно и те и другие вторгались с севера - на юг,предварительно обьединившись в огромное Общество.

    0
    • кас
      22 октября  

      кас, поясню мысль ,почему сложилось такое впечатление - потому что в Санскрите да и как видим в хеттском языке - присутствуют и западные славяно-норманские слова и древнеякутские слова ,возможно общетюркские.
      К этому факту добавляется еще один факт - наличие генов ДНК ,у якутов , которые считаются - арийскими . Также сцепка этих генов - которая обнаружена лишь у якутов и народа в Индии. Например именно такой сцепки арийских генов нету у русских и других народов даже у других тюрков и монгол, - есть только у народа саха(якуты) !

      Вот и особенность якутского народа !

      Как так может быть скажут ,как обычно автохтоны. На что можно ответить - мир велик ,и ничего нет постоянного все находится в движении, и миграция народов и племен и маленьких групп людей - тоже.

      0
  • Сен
    22 октября  

    Общепризнано что потомками хеттов являются армяне.
    Якуты родственники армян? Поздравляю, Казарян был прав.
    В Армении есть область Сакасена. Якуты оттуда.

    0
  • nathan
    22 октября  

    Дене-кавказские языки (сино-кавказские, палеоевразийские, атапскские)

    image
    Большая дене-кавказская (сино-кавказская) семья языков определена С. А. Старостиным. На основе усовершенствованного им метода глоттохронологии он доказал родство между собой северо-кавказских, сино-тибетских, енисейских и даже индейских на-дене языков.

    0
  • nathan
    22 октября  

    Следует сказать, что дене-енисейские сближения анализировал Сергей Старостин еще в 90-е годы. На основе этих и других исследований оформилось в представление о дене-кавказской общности. А, по-видимому, первым компаративистом, сделавшим это, был советский лингвист А. П. Дульзон. Его монография «Кетский язык» (1968; Государственная премия 1971 года) стала первым монографическим описанием кетского языка. Эта книга, по оценке В. А. Аврорина, «вобрав в себя всё ценное, что было сделано в этой области ранее, даёт нам достаточно полное представление о фонетике и морфологии кетского языка. Это первое монографическое описание одного из труднейших языков, стоящее на уровне современной науки». И, имея в виду выявленные Дульзоном сходства кетского языка с баскским, северокавказскими языками, бурушаски и некоторыми языками индейцев Америки, академик Б. А. Рыбаков отмечал, что книга «перекинула мосты с берегов Енисея на Кавказ и на Пиренеи

    0
  • кас
    22 октября  

    Все так давайте вернемся к теме ,о хеттском языке и некотором схожести его с якутским языком в правилах словообразования и склонения слов.
    Например сейчас известно ,что в хеттском языке существовали - 8 падежей , тем кому неизвестно - в якутском языке тоже - 8 падежей.
    В русском языке - 6 падежей.

    Хотя в хеттском языке и обнаруживаются слова схожие с русскими - и возможно в нынешнем русском языке есть слова древних хеттов , однако правила словообразования - в русском и хеттском , разные .То есть в русский язык привнесены лишь слова , так же как из тюркского в русский перешли слова - карандаш-хара таш , царь-сар ,и д.р.

    Как упоминалось выше , во времена Древней Греции - философ-ученый Тацит , записал о древнегерманских племенах и у них было племя хетты. Сейчас считается ,что хетты ушли на север после распада их Царства после разгрома народами Средиземноморья.

    Так что часть хеттских слов ,возможно есть в нынешних - немецком и английском языках.

    Выходит ,что слова то остались в современных языках , а правила хеттского языка исчезли. Но можно задуматься о корнях самих хеттов - кто были их предки .
    И здесь ,может удастся разгадать происхождение хеттов с помощью Якутского Языка.

    0
  • 12@
    22 октября  

    Но нельзя сбрасывать со счетов некоторые словообразования русского языка с якутского, поэтому иногда срабатывает суть схожести от противного русский-хетский- якутский.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      22 октября  

      12@, прославянские слова есть в санскрите, особенно в числительных и в словах связанные с родственными отношениями.
      К тому же русский язык завален сахаским языком.

      0
  • саксаксак
    саксаксак
    Ветеран
    22 октября  

    Древний обряд очищения при помощи вращения волчка с рунами

    Наверное, все знают о том, что в тибетском буддизме существует ритуал вращения молитвенных барабанов. Молитвенный барабан — это деревянный или металлический цилиндр диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров, на котором написаны мантры на санскрите. Обычно эти барабаны выстроены в ряд один за другим около буддийских святынь и в отдельных комнатах храмов. Бывают и маленькие ручные барабаны, которые буддисты носят с собой и вращают постоянно. Они верят, что вращение барабана поддерживает мощное воздействие положительных вибраций: оно помогает очистить карму того человека, который в данный момент его вращает.
    Молитвенные барабаны содержат внутри себя плотно свернутые свитки, полностью исписанные 6-сложными мантрами Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания: «Ом Мани Падме Хум». Интересно, что сами буддисты не могут объяснить, что именно означают эти слова. Если принять во внимание, что Будда Шакьямуни (Саха Мааныта – Избранный Саха) был сакского происхождения и учесть древность языка Саха, то мантра (мааны этэрэ – то, что говорит избранный) «Ом мани падме хум» вполне может быть искаженным «Уоһум Миэнэ Батыма Хому» - «Уста мои да не следуют за худыми мыслями».
    Буддисты считают, что одно вращение молитвенного барабана (их крутят по ходу Солнца) с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него множества мантр.
    Вращение молитвенного барабана дарит умиротворение и приносит покой в сердца людей, наполняя их гармонией с окружающим миром. Буддисты говорят: “Благо создавать молитвенные барабаны, благо их вращать”. По словам Будды Майтрейи, «вращение молитвенного барабана защищает от всех заразных болезней и эпидемий … помогает победить орды демонов и зловредных духов». Благотворный эффект от вращения молитвенного барабана, способный положительно повлиять на нашу жизнь, возможен тогда, когда мы вращаем его с чистой душой (мотивацией) с пожеланием всем живым существам счастья.

    Про эти буддийские барабаны все наслышаны, а вот про то, что аналогом тибетских молитвенных барабанов, только более совершенным и намного эффективным инструментом в течение многих веков пользовались и наши предки, известно далеко не всем. Это – волчок, на котором белые шаманы своими магическими знаками – рунами наносили алгысы (молитвы-благословения). Волчки изготавливались из дерева (березы), или камня. Также часто в качестве диска использовались китайские металлические монеты с дыркой посередине, куда вставляли стержень для кручения, а внизу острым металлическим предметом наносили свои магические руны. Судя по артефактам, наши предки подобным магическим инструментом пользовались с незапамятных времен – на серебряной монете с руническими надписями, отчеканенной в 5-м веке до н.э., возле сосуда, похожего на чорон, отчетливо видно изображение такого магического волчка (фото внизу).

    Вращение молитвенных барабанов и магических волчков с мантрами, с точки зрения современной науки, есть не что иное, как использование свойства крутящихся предметов образовывать торсионные поля, так что по сути они - торсионные генераторы. Торсионные поля ученые называют полями переноса информации. Причем информация, помещенная в торсионное поле, находится сразу во всех точках пространства-времени.
    Древние жрецы высокого посвящения – белые шаманы знали о таких свойствах крутящихся предметов передавать информацию, записанную магическими символами, напрямую в подсознание человека. Они в своих священных обрядах, обращенных к Высшим Силам и в Вечность, пользовались деревянным волчком с благословением, нанесенным руническими знаками на нижней поверхности волчка. При вращении такого волчка происходит магическое действо, аналогичное камланию шамана, поэтому до сих пор якуты называют игрушечный деревянный волчок «мас ойуун» (деревянный шаман), или «кыырчах ойуун» (камлающий шаман).
    В 1912 году профессор Иркутского университета, археолог Петри нашел в Прибайкалье два богхедовых диска с руническими надписями. Учеными были предприняты попытки расшифровать эти надписи с применением алфавита Томсена-Малова, но осмысленного текста так и не получили. В 1932 году великий якутский ученый, историк-этнограф Г.В. Ксенофонтов в своей работе «Письмена древнетюркского населения Предбайкалья» предположил, что эти круги могут быть от шаманского инструмента – магического волчка «кыырчах ойуун», а надписи сделаны в 5-м веке курыканами – предками якутов, и поэтому могут быть правильно расшифрованы только с применением правил якутского языка.
    Мы восстановили этот древний магический волчок, найденный в Прибайкалье, и расшифровали руническую надпись на нем. Молитва-алгыс написана рунами в форме ТАҤХА – магического стиха, изменяющего судьбу. Стих сложен словами, составленных всего из 31 слога, чередующихся строками по 5-7-5-7-7 слогов.
    Алгыс на волчке представляет из себя молитву, по смыслу очень близкую к общеизвестной молитве «Отче наш», и читается так:
    «А-ҕа ту-туук ыыт! (5 слогов)
    Эр-лиҕ Аар Ха-ра А-йыы (7 слогов)
    Ба-һы-ҥы ис-тиэ, (5 слогов)
    Тү-мү-һэ-ри ии-тиэ-ҕи (7 слогов)
    Ис-тэ ил-лээх аа-һыа-ҕа». (7 слогов)
    В переводе: «Отче Вседержащий пропусти! Эрлик Архарай (Владыка Нижнего Мира), услышав Божью волю, следуя Творцу согласия, уйдет с миром».

    Сегодня волчок изготавливается из березовой дощечки вручную (береза – священное дерево для многих народов Евразии). Рисунок и надпись наносится при помощи сублимационной печати. На верхней поверхности дисков нанесено изображения древнего 13-месячного календаря На нижней поверхности диска по спирали нанесена руническая надпись.
    Стержень волчка снизу имеет 4 грани, символизирующие четыре нижних уровня духовного развития, при прохождении которых у человека возникает «божья искра» - интуиция, при помощи которой он получает возможность общаться с силами Верхнего Мира. Верхняя часть стержня имеет 8 граней, символизирующих 8 уровней духовного развития человека, которых он может достичь при жизни на земле.
    Три бороздки у навершия стержня символизируют триединый трехсоставной Мир – Троицу. Остроконечное навершие стержня символизирует непрерывность процесса духовного развития человека в течение всей его жизни.

    Постоянное использование данного магического волчка нормализует психологическое состояние и улучшает физическое здоровье человека, а также способствует достижению успехов в его повседневной деятельности. Снимает сглаз, порчу, проклятье и отводит любую другую наведенную негативную энергетику с предметов быта и помещений. Благотворное влияние вращения этого волчка на психологическое и физическое состояние человека можно наглядно проследить при помощи современной аппаратуры компьютерной диагностики «Mageric Biotest» и других подобных систем нелинейной диагностики.

    Волчок всегда вращают по часовой стрелке, если смотреть сверху, по следующим причинам:
    он следует за направлением Солнца – Бө Аҕа (Бога), образуя правостороннее торсионное поле;
    он вращает рунические знаки-слоги алгыса так, что они будут проходить точку восхода Солнца по порядку, как при чтении.

    Волчок следует крутить на поверхности мандалы («мааны дала – пространство избранных»), где изображена система духовного и физического развития человека, соответствующая древнему календарю и спектру солнечного света, основанная на сакральных знаниях белых шаманов.
    Мандала распечатана на обложке брошюрки, в которой приведена информация о происхождении мировоззренческих представлений у древних мудрецов.
    В брошюрке подробно описана древняя священная икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублева, убедительно и наглядно доказывающая на исторических артефактах тесную связь истинного Православия с мировоззренческой системой древних арийцев-гиперборейцев.
    Мандалу располагают светлой полоской к востоку. При вращении волчка можно медитировать и визуализировать двумя способами.
    Первый: вы визуализируете пучки света, исходящие от крутящегося волчка. Они освещают вас и очищают вас от всех ваших болезней и причин болезни, от ваших негативных мыслей и от всех плохих отпечатков, оставленных на вашем ментальном плане.
    Второй: вы визуализируете лучи, исходящие от волчка. Они подобно вакууму, засасывающему пыль, засасывают все болезни и всех вредных духов и, самое главное, причины болезни и негативную карму. Все это поглощается или всасывается в крутящийся волчок, тем самым очищая вас. Можно представить все это черным облаком, которое затем разрушается в волчке.

    За один сеанс волчок нужно крутить 3 раза, по сути – повторяем молитву-алгыс, обращаясь поочередно к каждому из Владык Трех Миров – Нижнего, Среднего и Верхнего. Каждый раз, запуская волчок, нужно дождаться полной его остановки. Сеансы можно повторять 2-3 раза в день.
    Магический волчок — это отличный инструмент для медитации, визуализации, успокоения и концентрации энергетики. Это, на самом деле, удивительное новшество из мира древней белой магии. Все новое – хорошо забытое старое.

    0
  • Куморы
    22 октября  

    Родители с детьми в автобусах разговаривают сахаским языком? Это не турецкий язык

    0
  • Быйанг
    22 октября  

    Анунак = Ананнаах
    А́н = Дверь
    Албугет = Ал бөҕөт
    Илэкин = Иллээх киин
    Илэхкин = Иллээх киин
    Илэхсир = Иллээх сир
    Альдабаран = Илдьэ баран
    Акунасарх = Күн саһархай
    Энки = Эн киһи
    иги = два глаза
    Ан = вход
    куҥ = светлый
    эн = главный
    Ирии = город
    иним = первое слово
    са = ровный
    ама = мать
    ур-сар = герой
    бар = всторону
    а-на? = что?
    бар = внешняя сторона

    0
  • 12@
    23 октября  

    Саксаксак, обряд очищения при помощи волчка и якутский осуохай очень похожи. Тот же принцип и действие получения лечебного торсионного поля, где в качестве дисков выступают люди с повторением алгысов за осуохайдьытом.
    Затем обряд получения энергии и очищения от первых лучей солнца. Я думаю, корни обряда надо искать в культуре и религии шумерской цивилизации, в частности у хеттов или хаттов, где они на древних рисунках стоят точно также с вытянутыми руками к солнцу.

    Вообще, ты затронул интересную тему. Было бы лучше, если бы ты открыл новый топ о способе и использовании древними Саха торсионных полей, связанные с рунами, магическими заклинаниями шаманов с использованием барабанов, ритмические звуки которых образуют тет волны в мозге. Хетты и хатты использовали магию, недаром они были известны как халдеи, волхвы, прорицатели, астрологи.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      23 октября  

      12@, волхвы пришедшие к Марии при рождении Исууса с подарками явно были сака-скифы. Ибо со 2 века до н.э. держали под своей властью всю территорию до северной Индии.

      0
  • Хмма
    23 октября  

    Якуты окончательно превратились в глубоко образованных людей с безмерной глупостью?
    Читаешь иных поражаешься откуда столько превосходного знания русского языка с откровенной
    древеденью? Это как Кривошапкин заявляет читать руны наоборот и что древнетюрский язык
    отличается диалектом вилюйских и центральных якутов.

    0
  • 12@
    23 октября  

    Шумер - сүүмэр, сүүмэрдэммит - отобранный, отборный
    Шумеры - sumer, sumererna(сумЕр, сумЕрерна) шведский

    0
  • 12@
    23 октября  

    Дмитрий-Хмма, не нравится, дуй в другой топ.

    0
  • 12@
    23 октября  

    Саксаксак, волхвы- μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν - волшебники с Востока, перевод с греческого чётко указывает откуда пришли, и скорее всего астрологи, мудрецы пришли с Египта или Вавилона.
    На территории Месопотамии были обнаружены книги, датируемые XIX веком до нашей эры. Используя эту информацию, вавилоняне уже тогда могли предсказать различные астрономические явления, к примеру, затмения, появление и исчезновение созвездий, движение некоторых планет.
    Древние вавилоняне стали воспринимать созвездия как место обитания богов. Стало считаться, что затмение или появление ярких звезд либо комет предвещает какие-то изменения.
    Поэтому вполне вероятно, что древние мудрецы рассчитали время рождения новой звезды и сопоставили событие, которые было написано пророком о рождении новой мессии.

    0
  • FR
    1 ноября  

    мяк-мяк пук-пук... и все чоли!?

    Цитата:
    Языковая общность

    это искусственно выделяемая на основании какого-либо социального или социодемографического признака группа, использующая в качестве средства коммуникации один и тот же язык.

    Чо то нету ни какой общности, как я погляжу.

    0
  • Ser
    1 ноября  

    Давайте оставим этих иракцев и арабов в покое. Ну их армян к черту.
    Не похожи они на нас. Вот вьетнамцы другое дело. Узкоглазые сразу
    видать аймахи. Ведь могли же оторваться от саха? Тоже родом с Китая.
    Там обреталась гаплогруппа S2.

    0
  • генетик
    1 ноября  

    Расовые отличия могут изменится , причем у народа может внешний вид измениться - за 100-300 лет. А гены Днк остаются на тысячелетия .Например войско азиатов покорило другой народ - европеидов , азиаты взяли в жены женщин-европеек .
    Через 500 лет и следа не останется от азиатской внешности.А гены Днк , гаплогруппы - останутся навечно от отцов азиатов. и внешность потомков будет европейская,а гены гаплогруппы азиатские.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      1 ноября  

      генетик, не гены рулят, а культура, язык и вера. Ты можешь быть негром, но зная язык и культуру, своими стихами можешь улучшить язык целого народа, хотя гены у тебя африканские- А.С. Пушкин.

      0
  • Ponyl
    1 ноября  

    Koroche ty xoshec ctat pysskim?

    0
  • 12@
    1 ноября  

    .....А я,повеса вечно праздный
    Потомок негров безобразный,
    Взращенный в дикой простоте,
    Любви не ведая страданий,
    Я нравлюсь юной красоте
    Бесстыдным бешенством желаний
    Пушкин

    Родина арапа Петра Первого Эритрея — государство на северо-востоке Африки, на побережье Красного моря. Сами жители Эритреи только рады, что Александр Сергеевич Пушкин имел в своих жилах кровь одного из местных племен, хотя и ни разу не был на родине прадеда. Произведения русского поэта с этого года входят в обязательную учебную программу средних школ Эритреи.
    Эритрийцы потомки древнего народа Сахо, которые пришли из Месопотамии

    0
    • Крио
      1 ноября  

      А Могул сказал, что манчжуры и саха - один народ.

      Во как.
      Спросил я его, что означают манчжурские слова "Дзыджи тунгянь ганму цяньбянь".
      Молчит чего-то до сих пор, родную речь не узнаёт, сидит, репу чешет - "Бу тугуй, мля??
      Цяньбянь диэн?"
      Хайдах не узнаёшь-то родимое слово?

      0
  • 12@
    1 ноября  

    Саксаксак,
    "кас, выходит язык хеттов исходит от шумеров, а тот от хаттов, произошло это в "допотопное" время, т.е. в ледниковый период. Молились же они строго на первоязыке."
    Первоязык?Имеете в ввиду сензарский( сенсарский)?)))

    0
  • кас
    3 ноября  

    Кстати , слово - УРААН - ХАЙ , именно обязано какой-то древней связью - между востоком и западом . Связь народов Востока Еврарзии и Ближнего Востока - шумеры и хетты. Именно у шумеров было - слово -Ур ,город УР , у хеттов тоже есть слово - ур .
    А интересно как появилось слово - Ураанхай у саха якутов ? Даже у немцев есть слово - Ураан !

    И в этом случае - явно ,что слово Ураан - ушло с востока на запад ,а не наоборот . Так как у немцев значение слова - Ураан - это Первопредок или Праотец.
    А у якутов -Уус- Ураан - это мастер ,изысканный умелый мастер.

    0
    • Могул
      7 ноября  

      кас, именно у саха УРААН первосаха. Ты что олонхо не читал?! Ну ты даешь!
      Получается еще одно примазывание, под дых Крио мальцу.
      Немцы и саха имеют одного предка!!! Еу как кас, Крио малец, а?!

      0
  • сака
    7 ноября  

    Санскритско-русский словарь
    к «Учебнику санскрита» В. А. Кочергиной http://daolao.ru/Sanskrit/udict.htm
    ugr`a строгий; жестокий.
    үөх = ругань, брань;
    `uttara 1) более высокий; 2) более верхний; 3) северный.
    утары= 1) нареч. прямо, против; навстречу (С Индии утары это север).
    udak`a n вода.=утах- 2) питьё, напиток; https://sakhatyla.ru/translate?q=%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%85

    0
  • сака
    7 ноября  

    cara 1) движущийся, живой;
    сырыы=1) поездка; 2) приключение, похождения; 3) перен. путь, дорога;
    caryaa f 1) странствование; 2) жизнь; образ жизни.
    кэрий=1) обходить (много мест), побывать (во многих местах);
    citta n 1) мысль; 2) ум, разум.
    сит=1) настигать, догонять кого-что-л. кини уолаттары ситтэ он догнал ребят; 4) перен. возмужать; достигнуть совершеннолетия, зрелости; ( то есть достичь разума)

    0
  • сака
    7 ноября  

    Краткий русско-хетский словарь http://www.lexicons.ru/old/x/hittite/index.html
    ая- - создавать
    айыы-творить, создавать
    малла- - молоть
    мэлии-Порошок
    тати - отец
    Тээтэ-отец
    тия- - наступать
    тиий=1) добираться до кого-чего-л.; достигать кого-чего-л.;
    уйя- - посылать
    ый=1) указывать, показывать; 2) велеть, предписывать;
    шехур - моча
    сүөкээ= 1) опорожнять что-л., выливать из чего-л.;
    Уруу Сака стали называть сака-моча.

    0
  • сака
    7 ноября  

    На данной странице пока представлены 3 доперсидских ностратических [или палеоностратических] языка древнего Ирана от Загроса до Хузистана:
    Эламский язык
    Касситский язык
    Кутийский язык

    Эламский язык – язык эламитов - народа, населявшего древнее государство Элам, существовавшее в III–I вв. до н. э. на юге современного Ирана (провинция Хузистан в долине рек Кархун и Керхе), к востоку и юго-востоку от тогдашнего Вавилона. Название Элам – древнееврейского происхождения; по-гречески государство называлось Сузианой (по названию крупнейшего города Сузы, он же Шушун или Шушен), по-древнеперсидски – Худжа (отсюда нынешнее название провинции), а сами эламиты называли свою страну Хатамти.

    Некоторые археологические находки заставляют полагать, что эламский язык был распространен вплоть до нынешнего Пакистана. Несмотря на некоторые лексические схождения, эламский язык не является родственным частично современным ему и географически соседним шумерскому и хурритскому; он существенно отличается от этих языков по своей структуре, а сходства носят несистематический характер и их естественнее объяснять заимствованиями.

    Письменные памятники (иероглифические и клинописные надписи) относятся к 3-му тыс. до н. э. — 4 в. до н. э. Первые памятники — хозяйственные документы храмов (около 30—24 вв. до н. э.), записанные т. н. протоэламским рисуночным словесно-слоговым письмом, не дешифрованы. [Исторически происходящее из иероглифического эламское линейное письмо - тоже не дешифровано.]
    Место и связи эламского языка
    Дивергенция празагросского (эламо-дравидского) языка

    В 20-м веке утвердилось предположение о связи языка эламитов с языками дравидской семьи. У них нашлись, например, общие морфологические форманты. Поэтому появилась концепция эламо-дравидской (или эламско-дравидийской) языковой общности.

    Самая новая концепция принадлежит безвременно ушедшему компаративисту Сергею Старостину, который своими методами определил, что афразийская семья является такой же древней, как другие ностратические языки, если последние представить отдельной ветвью, а эламский язык равно удалён от тех и других. [Возможно, эламский язык наиболее близок к праностратическому.]
    Язык эламитов - народа, создавшего государство Элам в долине рек Кархун и Керхе.
    ЭЛАМ=ЭЛЫМ=Ыалым=Мой дом, семья.
    Ыал= 1) сосед || соседский; 2) семья, дом; 3) перен. житель;

    Касситский язык - язык касситов, распространённый во 2—1-м тыс. до н. э. в Западном Иране (Луристан). Из анализа касситских имён собственных, наименований мастей лошадей и пр., встречающихся в аккадских источниках, удаётся выявить около 100 корней касситского языка и несколько грамматических суффиксов (видимо, агглютинативных).

    Предположение о родстве с эламским языком (немецкие учёные Г. Хюзинг, Ф. Делич и др.) пока достаточных подтверждений не получило. Есть также мнение о его картвельском происхождении (см. ниже - убедительно, и с шумерскими соответствиями).

    Касситы, коссеи, киссии (аккад. кашши) - древние горные племена, обитавшие во 2—1-м тыс. до н. э. в горах Загроса (Западный Иран), на территории современного Луристана. В середине 18 в. К. впервые вторглись в Вавилонию, а к 16 в. овладели всей страной (с 1518 по 1204 правила так называемая касситская династия) [т.е., от эпохи арийского завоевания Индии до Троянской войны]. Сами касситы себя называли galdu, galzu, galshu (также использовали этноним на kal-).

    К сожалению, “Касситский период” в истории Вавилонии мало исследован [почему?]. Сохранились письма и деловые документы, относящиеся главным образом к концу этого периода. Наиболее известный памятник архитектуры — храм царя Караиндаша в Уруке (15 в. до н. э.).

    Касситы Западного Ирана последний раз упоминаются в 324 до н. э. (при Александре Македонском). Касситы постепенно семитизировались.

    Царству касситов в Вавилоне пришел конец после вторжения эламитов. Касситы, происходя из Загроса - "Медного царства" (как показали раскопки в Арисмане) - вероятно, были ключевым народом в снабжении цивилизаций бронзового века медью (само последующее название Северного Ирана - Мидия - означает медную страну). Их разгром мог сломать всю логистическую систему Древнего мира и привести к Катастрофе бронзового века.
    Использовали этноним на kal-). КЭЛ=1) приходить; приезжать; прибывать; являться; 2) подходить, приближаться к кому-чему-л.; достигать кого-чего-л.; 3) наступать, приходить;

    Касситский лексикон

    Не существует сохранившихся текстов на касситском языке. Количество сохранённых аккадоязычными источниками слов невелико: немногим более 60, они относятся к особым семантическим полям: масти лошадей, детали колесниц, термины ирригации, названия растений и титулы. Имеется также один краткий касситско-аккадский словарик (на 49 единиц), содержащий сельскохозяйственные и технические термины, цветообозначения, а также списки имён людей (в том числе с семитскими эквивалентами), богов и кличек лошадей. Еще приблизительно 200 дополнительных формативов могут быть извлечены путём исследований этих антропонимов, топонимов, теонимов и даже лошадиных кличек. Морфемы не выявлены; возможно, однокоренными словами являются buri «владыка» и burna «покровительствуемый».

    Имена касситских богов:

    Abirattaš - возможно, от санскр. Abhi-ratha "обращенный к колесницам" (в битве). [Да, начало слова похоже и на родственное гр. amphi "с обоих сторон"]
    Bugaš - возможно, имя бога, оно также используется в качестве титула. [= bogos? Ср. имя фригийского Зевса - Bagaios]
    Buriaš - Ubriash или Burariash, бог бурь, (= греческий Борей).
    Duniaš - божество. [= греко-финикийс кий бог весны Адонис?]
    Gidar - соответствующее вавилонскому Адар.
    Hala - богиня, супруга Адар / Nusku см. Шала.
    Harbe - главное божество пантеона, которое символизирует птица, соответствуют Белу, Энлилю и Ану.
    Hardaš - возможно, имя бога. [Славянский бог Род с предларингалом?]
    Hudha - соответствует вавилонскому «Бог Воздуха»? [А может быть индийский бог Рудра?]
    Indash - возможно, соответствует санскр. «Индра».
    Kamulla - соответствует вавилонскому Эа.
    Kashšu (Кассу) - бог одноимённого предка касситских царей.
    Maruttaš или Muruttaš - (возможно соответствует ведийским Марутам - божествам ветра, форма множественного числа).
    Miriaš - богиня (земли?), вероятно, тождественна следующей.
    Mirizir - богиня, соответствующая Белет, вавилонской богини Beltis, то есть Иштар = планета Венера; символизирует 8 звезду.
    Nanai, или Nanna - возможно, имя вавилонской богини Иштар (Венера) [Инанна?] как охотницы, изображается на кудурру как женщина, сидящая на троне.
    Shah - бог солнца, соответствующий вавилонскому Шамашу, и, возможно, санскритскому Сахи.
    Shala - богиня, символизируется ячменным стеблем, зовется также и Hala.
    Shihu - одно из имен Мардука.
    Shimalia - богиня горы, возможно форма имени Гималаи, Семела, см. Shumalia.
    Shipak - луна Бога.
    Shugab - бог подземного мира, что соответствует вавилонскому Нергалу.
    Shugurra - соответствует вавилонскому Мардуку.
    Shumalia - богиня, которую символизирует птица на жерди, одна из двух божеств, связанных с инвеститурой касситских царей.
    Shuqamuna - бог, которого также символизирует птица на жерди, один из двух, связанных с инвеститурой касситских царей см. выше.
    Shuriaš - соответствует вавилонскому Шамашу, и, возможно, ведийскому Сурья [гр. Гелиос], также богу солнца, но это также может быть звезда Сириус, которая имеет стрелку, как символ.
    Turgu - божество. [Есть индийская богиня Дурга - жена Шивы]

    Имена касситских царей:

    Agum-Kakrime [букв. "Я - Какримэ!"? - от. и.-е. *eghom "я"]
    Kashtilišu [Кастилис - см. лат. castellum — «крепость, замок»]
    Burnaburiaš [сложение с теонимом Buriash?]

    Названия местностей:

    Kurigalzu [букв. "крепость касситов?": Kur-i-galzu (или "гора касситов")]

    Термины коневодства, военного дела и другие слова:

    akkamdaš (или akkandaš?) - спица в колесе [возм., здесь и-е корень *ak' "ось"]
    allak - ободок колеса
    alzibadar - масть (или кличка?) лошади
    baziḫarzi - что-то из кожи
    buri - правитель
    burna - защищенный [о-борон-нённый?]
    dakaš - звезда
    dardaraḫ - мелкий узор
    ḫameru - ступня, фут [букв. "мера"?]
    hašmar - сокол
    ḫulalam - кличка лошади
    iašu - страна
    iškamdi - кусать (о лошади) [от и.-е. "есть"?]
    janzi - царь
    kamūsaš - бронзовая часть колесницы
    karimguldu - колчан
    kuruš - какое-то растение, возможно, шафран [возм., значит "горный"]
    lagaštakaš - кличка и(ли масть?) лошади [от dakash - со звездой?]
    mašḫu - божество
    maštakal (= вав. uru.an.na), ḫašimbur, šagabigalzu - какие-то лекарственные? растения
    miriaš - Подземный мир
    pirizaḫ - какое-то растение [берёза? - от и.-е. *bherg'h-a]
    pirmaḫ - кличка лошади [букв. "первый"?]
    sakrumaš - военачальник
    sambiḫaruk - кличка или масть лошади
    šaḫumaš - бронзовая часть колесницы
    šarru - ?
    simbar - молодой
    šimdi - давать
    šimriš - кличка лошади
    timiraš - кличка лошади ["тёмная"?]

    Касситская компаративистика

    Генетические связи касситского языка не выявлены. Известные касситские слова не похожи на семитские. Родство с изолированным эламским языком сомнительно, хотя одним из первых эту точку зрения высказывал Хюзинг, что также интересовало И. М. Дьяконова. По мнению Арно Фурне и Аллена Бомхарда, язык касситов близок к хуррито-урартским, чего придерживается и Томас Шнайдер.

    Среди ряда исследователей популярна гипотеза об индоарийской принадлежности касситского языка. Возможно, ряд слов отражает индоарийские или иранские заимствования [особенно, теонимы, антропонимы и коневодческие термины]. Л. С. Клейн приводит аргументы в пользу тождества данного языка с митаннийским арийским. Автор сайта нашел некоторые сближения с протоармянским. [И вообще, индоевропейский характер касситского бросается в глаза массовым наличием окончаний -sh.]

    Кутийский язык
    Кутийский [гутейский] язык — разговорный язык народа кутиев (гутиев), которые жили на территории между горами Загроса и Тигром (в настоящее время — иранский и иракский Курдистан) в III—II тысячелетии до н. э.

    Около 4200 лет назад, то есть за тысячу лет до похода греков на Трою, на границах Месопотамии появилось мощное войско. Месопотамская армия была разбита, а царь Месопотамии Нарам-Суэн погиб в бою. Победители, которых называли кутиями, установили господство над всей Месопотамией. Династия кутийских царей правила Месопотамией 91 год (в течение почти всего XXII века до н. э.). В конце концов эта династия была свергнута – но это стало возможным только благодаря огромному напряжению сил Месопотамии.

    Сведения о кутийском языке очень скудны: известен только сам факт существования этого языка и список имён правителей кутиев (в составе шумерского царского списка). Существование языка подтверждается списком языков Месопотамии и прилегающих регионов, обнаруженным на глиняной табличке средневавилонского периода, происходящей предположительно из города Эмар. В сохранившемся документе из Адаба упоминается также «переводчик кутийского языка»
    Происхождение гутеев и место гутейского языка

    Гамкрелидзе и Иванов выдвинули предположение, что язык кутиев был индоевропейским и был близок к языкам тохарской ветви.

    Возможно, гутии - предки касситов. Обитали там же - в горах Загроса.

    Ученые не раз ставили вопросы: кто такие были кутии, на каком языке говорили, откуда взялась у них такая сильная и непобедимая армия? Известен список имен кутийских царей Месопотамии, но большинство этих имен не находят объяснения в известных восточных языках. Важно, что в некоторых восточных документах встречается название «светлые кутии», что дает основание говорить об их светлой коже. Это даёт основание предполагать, что гутии были европейцами. Имеется даже версия о греческом происхождении кутиев, согласно которой название загадочного народа – «кутии» – происходит от греческого слова «кюдос», которое означает «слава». На острове Крит был город Кидония, название которого означает «славная» и родственно названию кутиев. Более того, Гомер в девятнадцатой песне «Одиссеи» перечисляет племена Крита и среди них называет «кидонцев» – «славных».

    Греческая династия на Востоке.

    Лексика гутейского языка

    Ключом к разгадке тайны кутиев служат имена их царей, сохраненные в документах. Некоторые из этих имен были заимствованы царями у местных жителей Месопотамии. По одной из интересных версий, многие царские имена оказываются греческими. Греческий облик имен кутийских царей часто оказывается сильно искаженным из-за того, что употреблявшаяся в Месопотамии клинопись не была приспособлена для передачи некоторых звуков и звуковых сочетаний греческого языка.

    Царская династия племен гутиев, правившая в XXII веке до н. э.

    Эрридупизир (Энридавазир) — ок. 2230—2202 до н. э.
    Имта — 2202—2197 до н. э. — правил 3 или 5 лет.
    Инкешуш (Ингешуш I) — 2197—2191 до н. э. — правил 6 лет.
    Сарлагаб — 2191—2185 до н. э. — правил 6 лет.
    Шульме — 2185—2179 до н. э. — правил 6 лет.
    Элулу-Меш (Элулумеш) — 2179—2173 до н. э. — правил 6 лет.
    Инимабагеш — 2173—2168 до н. э. — правил 5 лет.
    Игешауш (Игнешуш II) — 2168—2162 до н. э. — правил 6 лет.
    Ярлагаб — 2162—2147 до н. э. — правил 15 лет.
    Ибате — 2147—2144 до н. э. — правил 3 года.
    Ярлангаб (Ярлаган I) — 2144—2141 до н. э. — правил 3 года.
    Курум — 2141—2140 до н. э. — правил 1 год.
    Хабилькин (Хабилкин) — 2140—2137 до н. э. — правил 3 года.
    Лаэрабум (Лахараб) — 2137—2135 до н. э. — правил 2 года.
    Ирарум — 2135—2133 до н. э. — правил 2 года.
    Ибранум — 2133—2132 до н. э. — правил 1 год.
    Хаблум — 2132—2130 до н. э. — правил 2 года.
    Пузур-син (Пузур-Суэн) — 2130—2123 до н. э. — сын Хаблуна — правил 7 лет.
    Ярлаганда (Ярлаган II) — 2123—2116 до н. э. — правил 7 лет.
    Сиум — 2116—2109 до н. э. — правил 7 лет.
    Тириган — 2109 до н. э. — правил 40 дней. [Ср. армянское имя Тигран]

    Согласно «греческой» версии происхождения кутиев, одно из царских имен, имеющее варианты «Иарлагаб» и «Иарлагаш» – это искаженная запись греческого слова «иерологевс» («произносящий священные слова»). Другое царское имя [Ярлаган?] по-гречески означает «рожденный жрецом» или «священнорожденный». Среди имен есть и «трижды рожденный» [Тириган?], и «связывающий» или «пленящий» (понятно, почему это имя было дано царю победителей). Непонятные имена становятся совершенно ясными благодаря греческому языку – ведь это эллинские имена. А одно из имен – Элулу (вариант – Элулумеш) – это искаженное «Эллин».
    http://www.garshin.ru/linguistics/languages/nostratic/elamite.html

    0
  • исследования
    7 ноября  

    Интересно узнать исследования генетиков о каких либо найденных останках людей живших времен 3000-1500 лет на территориях от Урала-Алтая до Индии-Месопотамии-Аравии и еще далее.

    А.А. Клесов как более продвинутый в исследованиях гаплогрупп ДНК генетик , знает что ныне существующие гаплогруппы R1 и N1 зародились на Алтае Юж.Сибири , а уже потом мигрировали на запад ,северо-запад и на юг. Миграции возможно связаны с колебанием среднегодовых температур регионов.
    Одна из модификаций R1b -обнаружена у фараона Египта.

    На счет языков , преимущественно распрастраняются языки народов которые захватывают новые территории и народ который там живет и меняя их язык.

    По внешнему виду статуи фараона Тутанхамона - у него узкий нос.Что характерно для жителей Севера чем юга.
    резкая смена жительства с севера на юг при завоевательных походах- могла негативно сказываться на захватчиках ,после изменения климата с холодного на теплый.

    Также раскраска глаз у египтян - обвод глаз с последующим удлинением разреза глаз , возможно связано с древней связью с Азией.

    0
  • Смешнарики
    7 ноября  

    Глянь Крио сюда? Ученики Могула и Кылбара выросли? Уморы ей не могу. Смехота

    0
    • Крио
      7 ноября  

      Глянул, да. Ага, выросли. Но почему-то часто молчат, когда спросишь их:

      заслуживает ли их папаня Кылбар награждения?
      Нет бы единогласно "за", хотя бы в честь 7 ноября.
      А то Могул кальсоны ему хочет подарить, другой о "Медали материнства" заикался.

      Что касается Тутанхамона.
      В Африке есть народ, который кабы не чёрная кожа и не курчавые волосы, можно было бы считать натуральными азиатами-монголоидами.
      А про него вы чего-то молчок, вцепились судорожно в Тутанхамона, будто в коровий хвост.

      0
Ответ на тему: Для Толбонаги. Общность шумеро-хеттских языков и язык саха.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания