Лекей тойон
Ураанай  -  8 октября 18:55   1204
Сообщение (до 10000 символов) 00 символов) Былыр нууччалар Саха сиригэр кэлэн сахалары сэриилэьэн бэриннэрэр кэмнэригэр Лекей тойон Уус Алданнар, Дупсуннэр утарсыбакка нууччаларга бэринэллэр уонна Сахалары утары сэриилэьэллэр Ханаластар Тыгын Дархан дьонун кыргарга кемелеьеллер того маннык санаага киирбиттэрэ буолуой, бу иннинэ Тыгын Дархан Сахалары сомоголуу сатыыр да киниэхэ холбоспоттор. Лекей тойон бэйэтин сахатын норуотун таннарар дуу, эбэтэр саха норуотун нуучча омук имири эбэн кэбиьиэ диэн маннык санаага кэлбитэ дуу
Ответов 23 Написать ответ
  • KCH
    8 октября  

    Таҥнарыы

    0
  • ayallib
    8 октября  

    Ону кэрэн турбут суох. Бахар эн кэпсиирин курдук буолбатаха буолуо.

    1
  • Ураанай
    9 октября  

    Сообщение (до 10000 символов)История суруллубутунан Лекей нууччаларга бэйэтэ бэриннэр оннук нууччалар бэйэлэрэ суруйан история хааллараллар дит

    0
  • Хм
    9 октября  

    Илин энэрдэр сахалар буотахтар бо.Хааннарыгар баар атын омукка бэт буолуу,билигин да оннук хартыына

    0
  • Ураанай
    9 октября  

    Сообщение (до 10000 символов)Дьон уксэ таннарыы дииллэр да мин санаабар Лекей Саха улуу ейдеех киьи дии саныыбын нууччалары утары сэриилэьэн кыайбаттарын билэн утарыластахха Саха омугу имири эьиэхтэрэ диэн бэриммит буолуон сеп. Дупсуннэр Еспех Баай бутэьиккэ нууччаларга утарсан сэриилэьэбин диэн улахан ампаар туттан баран онно дьонун кытта бары умайан елеллер дии. Билигин Саха омук баар имири эстибэтэ онно утуелээх Саха Улуу ейдееге Лекей Тойон буолар дии саныыбын багар сыыьарым буолуо оччотоогуну керен турбут суох туох буолбуттарын

    0
  • ох_уж_эта_анна
    9 октября  

    тугуй ол ураанай ден? ура, на? А кому уракаешь? И кто такой лекей? я знаю про Тыгын Дархана, читала. Но не вспомню про ерекей. видать, предатель? не из ?

    0
  • Историк
    9 октября  

    Докумуоҥҥа көрдөххө: “1633 г. сентября 6. Челобитная и послужной список стрелецкого сотника Петра Бекетова о походе на р.Лену” – “И видя то многие якуцкие люди князцы со всеми своими людьми многих розных улусов, что винным твоя государьская милость и пощада, а которым ослушником и огурником тем государьская гроза по государеву указу, и те многие улусные якуцкие князцы со всеми св[о]ими людьми государьской милости приклонились и учинились под государьск[о]ю высокою рукою послушны и в новой острожек приезж[а]ли безстрашно и шертовали за себя и за своих людей улусных, что им великому государю служити и прямити и ясак с себ[я] и своих людей давати безпереводно. И я, Петрушка, служи[лы]ми людьми тех якуцких людей князцей со всеми улусными люд[ьми] напоя и накормя в новом острожке для государева величества государь[ск]им жалованьем и отпущали их в свои земли.
    [И]мена тем якуцким князцам, которых подвел вново госуд[арьским счастьем] под государьскоую высокую руку я, Петрушка, служ[илыми лю]дьми во 140 (1632) и во 141 (1633):
    (…)
    Еюкна Никеева сына, Хагалаской волости.
    Оттоя Никеева сына, Хагалаской волости.
    Киринея Бучгаева сына, Нюриктейской волости.
    Бозекуя да Откурая, да Челая з братьею Тынининых детей, Хагалаской волости”...

    “1637/38 г. – Книга ясачного сбора атамана Ивана Галкина на р.Лене в новом Ленском острожке” 82-с лииһигэр “[В]зято государево ясаку з борогонского кнезца Логуя 9 соболей без хвостов” – диэн бэлиэтэммит.
    Ол эбэтэр, Лөгөй Тойон хаҥаластар, Тыгын Тойон дьаһааҕы төлөөбүттэрэ биэс сыл ааспытын кэннэ эрэ төлөөбүт. Кини атыттар курдук тутанына дьаһаах төлүүргэ тиэтэйбэтэх.

    0
  • Историк
    9 октября  

    С.А.Токарев үлэтигэр суруйар: “Борогонцы позже других испытали на себе тяжелую пяту завоевателей; в первых ясачных книгах Бекетова и Галкина (1632-1635 гг.) борогонцы еще отсутствуют, но в ясачной книге Парф.Ходырева 1639-40 гг. мы находим в Борогонской волости двух князцов: Логуя Амыканова и Ижила Накураева. Первый из них (Легей), располагал повидимому, большим могуществом” диэн суруйбут.

    0
  • акбар
    10 октября  

    биhиги сахалар хаhан нууча батталыттан тахсабыт5968

    0
  • акбар
    10 октября  

    биhиги сахалар хаhан нууча батталыттан тахсабыт5968

    0
  • Хоту
    10 октября  

    Сахалары оссо Мунньан Дархан (Тыгын Дархан эьэтэ)инниттэн мунньа сатаабыттара да ол сатамматага. Арай тумсубут боллуннар, нууччаларга хоттороллоро саарбах этэ, ити чукчалар курдук, бэл биир ага ууьа улахан утарсыы онорор, нууччалары кириэппэстэригэр хаайан аччыктатан олортоон истэхтэринэ эмиэ дьэ бэйэ бэйэлэрин кытта айдаарсан таргаьан хаалаллар, ким ынагар, ким ханна эрэ...

    0
  • Хоту
    10 октября  

    Сахалары оссо Мунньан Дархан (Тыгын Дархан эьэтэ)инниттэн мунньа сатаабыттара да ол сатамматага. Арай тумсубут боллуннар, нууччаларга хоттороллоро саарбах этэ, ити чукчалар курдук, бэл биир ага ууьа улахан утарсыы онорор, нууччалары кириэппэстэригэр хаайан аччыктатан олортоон истэхтэринэ эмиэ дьэ бэйэ бэйэлэрин кытта айдаарсан таргаьан хаалаллар, ким ынагар, ким ханна эрэ...

    0
  • Саха
    10 октября  

    Сообщение (до 10000 символов)Нууччалары хайдах да кыайбаттар саалаах пушкалаах дьону хайдах ох сааннан батаьынан утары охсуьан кыайыахтарай уонна нууччаларын элбэхтэр кэлэ тураллар ону билэн Лекей сэриилэьэрдэн аккаастанар утарыласпыт сахалар бары кыргыллан куотааччыта куотан бараллар

    0
  • Уол
    11 октября  

    Лөгөй тойон дьоно,хаҥаластары нууччалар кыргалларыгар кыттыспатылар ини,сымыйа кэпсээн буо

    0
  • Маны аагын
    12 октября  



    ТоболИнфо

    Вход / Регистрация

    РУБРИКИ НОВОСТЕЙ 

    Главная → Новости → В мире → Как Якутия боролась за свободу от Московского царства

    Как Якутия боролась за свободу от Московского царства

    15.03.2017441 просмотр



    Забавное прозвище у колонизаторов Сибири – первопроходцы. Как можно «впервые пройти земли», издавна населённые людьми с развитой и самобытной культурой? Похоже российская историография никогда не считала коренные народы Севера за людей, ибо судя по термину «первопроходцы» первыми людьми, посетившими Крайний Север, были подданные царя Московии. Хотя, скорее, их называли первопроходимцами, ну а при сочинении истории Государства Российского этому названию придали более политкорректный вид, передает turantoday.


    О борьбе народа саха (якутов) против российских колонизаторов в своем блоге пишет Юрий Гарматний.


    По словам автора, продвижение Московского царства в Сибирь было отнюдь не миссией цивилизаторов, и уж тем более не экспедициями людей, томимых жаждой познания неведомых земель.


    "Банальная алчность гнала первопроходцев в суровый северный край. Облагая рэкетом покорённые народы, рубили бабло авантюристы-колонизаторы себе и своему батюшке-царю. К началу XVII века эти слуги государевы вышли на берега Енисея. Именно там, в 1619 году, в Енисейском остроге тунгусский князь Илтик поведал служивому московскому люду о якутах. Дескать далеко на востоке есть огромная река, а на ней «ходят суды большие и колоколы на них великие есть, звон их они слышат часто, и из пушек с тех больших судов стреляют». В начале 20-х годов состоялась первая экспедиция на реку Лена под руководством промышленника Пантелея Пенды. Он оставил первое письменное описание тех мест, которое стало «дорожной картой» для последующего завоевания", - говорится в статье.


    Автор сообщает о жизненном укладе якутов до появления московских колонизаторов, о котором можно судить лишь на основании сохранившихся устных преданий этого народа.


    "Героем большинства сказаний, относящихся к интересующей нас эпохе, был Тыгын – тойон (глава) племени хангаласцев, живших на равнине Туймаада левого берега Лены (ныне здесь – город Якутск). Тыгын владел огромными стадами скота, имел много воинов, благодаря которым стал весьма влиятельным человеком среди всех якутских родов. Судя по имеющимся данным, Якутия находилась на пороге создания единого государства, к централизации которого приложил огромные усилия тойон Тыгын. Правда к моменту московского вторжения на земли хангаласцев Тыгын был уже в весьма в преклонном возрасте. Возможно, поэтому лапотные «землепроходцы» изначально не получили жесткого отпора. В разных версиях преданий повествуется о разной судьбе Тыгына: то ли он умер от старости, то ли был убит, либо умер в московской неволе", - пишет автор.


    По его словам, якуты XVII века были скотоводами, специализировавшимися на разведении коров и лошадей. В холодную пору года люди жили в селениях с тёплыми домами для себя и зимовниками для скота. Летом эти селения пустовали: стада перегонялись на летние пастбища, где у людей были другие жилища.


    "Народ саха имел развитую металлургию, что позволяло экипировать воинов железными доспехами, кылысами (мечами с односторонней заточкой), копьями с металлическими наконечниками. Для боев на дальних подступах использовались композитные луки, дальность боя которых превышала сотню метров", - говорится в статье.


    Первая встреча с захватчиками


    Якутские сказания сохранили воспоминания о первой встрече с тогда ещё не «зелёными» человечками из Московского царства. Вероятно речь идет о группе Пенды, которая появилась из ниоткуда, и исчезла в никуда.


    "В 1629 году, по следам Пенды отправилась новая группа искателей ясака из Московии, под руководством Антона Добрынского. Они дошли до рек Вилюй и Лена, а также устьев Алдана. По пути грабили всех, кто уступал им в вооружении. В историю подобные бандитские рейды вошли с нелёгкой руки российских историков под названием «приведение под государеву руку и сбор ясака». Но как известно российские слова созданы для сокрытия смысла", - пишет Гарматний.


    Впрочем, по его словам, якуты, эвены и долгане встречали колонизаторов отнюдь не с букетами северных цветов, и тем более не награждали оккупантов собольими сороками: экспедиция Добрынского предоставила больше письменных отчетов, нежели столь необходимой царю московскому мягкой рухляди (мехов ценных видов пушных животных).


    "Но жажда обогащения толкала алчных московитов к новым завоеваниям. Грабёж коренных народов Севера – ясак, становился одним из основных источников наполнения московской казны. Поэтому в 1631 году последовала новая завоевательная экспедиция во главе с атаманом енисейских казаков Иваном Галкиным. Он привёл в подданство государю московскому пятерых «князцов» туземных: Сергу, Буруху, Ижила, Семена, Ногуя. Ограбив («объясачив») их, Галкин спустился по Лене до реки Алдан. Здесь он показал местному населению все прелести «русского мира»: мужчин истребили, а «жен и детей их в полон взяли». В то же самое время другой «землепроходец» Петр Бекетов, действовал не менее жестко. Подавив сопротивление местных жителей, он сооружает Ленский острог. Застигнув врасплох «якуцких людей», он рапортует о «добровольном присоединении земель 31 князца» в Центральной Якутии. Весомым аргументом для «добровольного» подчинения, стало сожжение Бекетовым нескольких якутских селений с уничтожением около 90 человек", - говорится в тексте статьи.


    По словам автора, гибель такого количества людей вовсе не пустяк. В ясачных книгах московских оккупантов за 1641 год значится всего 35 человек племени хангаласцев, выплачивающих поборы московским агрессорам; в 1648 году – 111 ясакоплательщиков; в 1656 году – 328; в 1662 году – 545; 1700 год – 738; 1708 год – 837 (Материалы по истории Якутии ХVІІ в. (Документы ясачного сбора) в 3-х частях. М., 1970, табл.).


    "Плательщиками ясака становились мужчины от 16 лет и старше. Размер выплаты – одна соболья шкурка с двух коров находившихся во владении, «поставленного на счётчик» инородца. Припомним, что охота на соболя требует особого охотничьего мастерства, и даже самый опытный охотник не в состоянии добыть за сезон более 5-6 шкурок животного. Учитывая факт, что якуты были не охотниками. а скотоводами, можно представить насколько тягостным было для них царское иго", - отмечает автор.


    Очнувшись от первого шока...


    Не удивительно, пишет автор, что очнувшись от первого шока вызванного наглостью «высокодуховных скрепоносцев», якуты поднялись на борьбу с угнетателями.


    "Уже в 1631 году якуты взяли в осаду острог Добрынского (где-то в устье Вилюя, точное местоположение неизвестно). Захватчики бежали в расстроенных чувствах, ибо ясака выжать не сумели. В 1632 году борцы за свободу Якутии, возглавляемые сыновьями Тыгына, собрав отряд из тысячи всадников, отбили награбленный ясак у рэкетиров из группировки Ивашки Галкина. Спасаясь от справедливого гнева Галкин с подельниками заперся в Ленском остроге, откуда Петр Бекетов с прихвостнями уже бежал сверкая пятками. Осада колонизаторов продолжалась два месяца. В остроге начался голод. Казалось победа близка... Но в якутском лагере начались распри. Пришлось снять осаду и отступить", - пишет автор.


    По его словам, якуты отступили, но не прекратили борьбу.


    "Собрав новые отряды бойцов (до 600 человек) Откурай и Бозек (сыновья Тыгына) вместе с вождями Ортуем, Камыком и Ултыем в 1636 году снова осадили Ленский острог. И вновь лучше вооруженным захватчикам удалось не только устоять, но и контратаковать повстанцев. Следует учесть, что племя борогонцев во главе с Легоем не только не поддерживали освободительное движение, но и сотрудничали с поработителями. После подавления восстания, на несколько лет воцарилось затишье. Противоборствующие стороны готовились к новым схваткам. В 1641 году в Якутский острог из Тобольска прибывает подкрепление для оккупантов: 400 головорезов при 7 пушках и 10 пищалях", - пишет автор блога.


    В статье сообщается, что в конце февраля 1642 года на борьбу с колонизаторами поднимается большинство якутских родов.


    "Им удается в сжатые сроки очистить свою землю от рэкетирских группировок, которые именовали себя «сборщиками ясака в казну государеву». Но не все тойоны жаждали свободы. Влиятельные Легоя (улус борогонцев) и Мымак (улус намцев) не поддержали восставших. Благодаря этому, новому воеводе, Петру Головину удалось подавить выступление якутов. Началась жестокая расправа над лидерами освободительной борьбы. Были казнены Бэджэкэ, Чаллай, Усун Ойуун (сыновья Тыгина) и ещё 20 вождей восстания. Кроме того, многих других истязали до смерти, а затем повесили на обозрение и устрашение мёртвые тела", - пишет автор.


    По его словам, грабительская политика колонизаторов вызывала возмущение даже у тойонов, не поддержавших освободительную борьбу.


    "Уже в 1646 году намский тойон Мымак при поддержке других якутских родов уничтожил «детей боярских и атамана, и служилых людей» производивших ясачную перепись. Якутские отряды начали наступление на Якутский острог, но по неизвестным причинам остановились в двух верстах от него, и вскоре разбрелись по своим улусам. В 1654 году якуты атаковали Усть-Вилюйское зимовье московских служилых людей. В 1675 году тойон Ярканской волости Тимирев прогнал со своих земель сборщиков ясака", - говорится в статье.


    Автор отмечает, что к началу 80-х годов XVII века хангаласские якуты были окончательно согнаны со своих родовых земель в долине Туймаада.


    "Воевода Приклонский развернул на этих землях строительство города и крепости Якутск. Хангаласцы сделали последнюю попытку противодействия захватчикам. В 1682 году тойон Дженник со своими воинами предпринял несколько неудачных попыток овладеть Якутском. 27 сентября воевода Приклонский нанёс восставшим сокрушительный контрудар. Якутское ополчение было разгромлено профессиональной армией Московского царства. Пленные якуты подверглись жестоким пыткам и казням. Сам Дженник был ранен, попал в плен. В Якутске был убит в застенке: с него, ещё живого, содрали кожу. Позже в эту кожу палачи завернули новорожденного ребенка Дженника. Эту процедуру совершили на глазах матери ребёнка, которую для пущего эффекта тогда же вздёрнули на дыбу (Дионео. На крайнем северо-востоке Сибири. СПб, 1895. – с. 231-232)", - пишет автор.


    Он напоминает, что в 1684 году произошло последнее вооруженное выступление некогда свободного народа: "Тойон батулинских якутов Орюкан Секуев разгромил отряды сборщиков ясака и отступил вместе со своими людьми в Китай".


    Собирательный образ


    Показательно, что якутские предания не сохранили ни одного имени борцов за свободу, кроме Тыгын Дархана. Этот образ стал символом национально-освободительного движения, вобрав в себя память о подвигах всех борцов за свободу: самого Тыгына, его сыновей, Дженника, и многих других", - отметил автор.


    Эксплуатация образа Тыгына карьеристами


    По словам автора, во время крушения Советского Союза Михаил Николаев, номенклатурный коммунистический чиновник, с целью повышения своей политической популярности начинает спекуляции на вековых чаяниях якутского народа о свободе и независимости: провозглашает курс на суверенитет Республики Саха, покровительствует изданию книг о Тыгыне, даже открывает в Якутске четырехзвездочный отель «Тыгын Дархан». Но...


    "Он не стал борцом за свободу порабощенной Якутии. Николаев конвертировал мечты о независимости народа саха в высокопоставленные должности чиновника колониальной администрации", - пишет автор.


    Вместе с тем, по словам автора, политические спекуляции бывшего коммуниста, а ныне единороса Николаева вокруг образа лидера национально-освободительного движения Тыгына свидетельствуют о том, что в якутском народе все еще сильно стремление жить полнокровной национальной жизнью в своём независимом государстве.

    0
  • Кутурган кунэ
    14 октября  

    Сообщение (до 10000 символов) [8:49, 14.10.2017] ‪+7 961 867-81-19‬: Бүгүн 335 сыл аннараа өттүгэр Хаҥаластар казактары утары өрө туран кыайтарбыттара.
    [8:49, 14.10.2017] ‪+7 961 867-81-19‬: [21:13, 27.09.2017] ‪+7 967 913-98-77‬: Өбүгэлэрим ытаспыт харахтарын уута халтайга тохтуо суоҕа! Аманаакка баран, күүһүлэммит саха уолчааннара, кыргыттара кыламмыт хаһыылара таах хаалыа суоҕа! Ыйаммыт, ытыллыбыт, кэрдиллибит өбүгэлэрбитин ахтан санаан ааһыаҕыҥ! Оччотооҕуга, туох үлүгэрэ буолла диэн аймаммыттара да, саха барахсан син тыыннаах хаалан, өссө республикаланарын ситиспитэ. Билигин республикабытын суох оҥордохторуна да, саха хаҥыл хаана хатыа суоҕа, өргөстөөх санаата тостуо суоҕа, көҥүл майгыта тобуктуо суоҕа!
    Алакыы! Син биир баар буолуохпут, син биир тахса туруохпут, син биир сомоҕолоһуохпут!
    [21:13, 27.09.2017] ‪+7 967 913-98-77‬: 27.09.1682 Дьэнник (Дьэллик) салайааччылаах, ньууччалары утары өрө туруу буолбута.
    Приклонскай баһылыктаах ньуучча сэриитэ, билиҥҥи Покровскай парката турар сиригэр, түүн төгүрүйэн үлтү сынньыбыттара.
    Дьэнниги Дьокуускай острогар аҕалан тыыннаахтыы тириитин сүлбүттэрэ. Дьэнник хат кэргэнин ыйаан таһааран, оҕотун төрөппүттэрэ уонна Дьэнник тириитигэр суулаабыттара.
    Покров күн кыайаннар, Покровскай диэн ааттаах.
    Кыайтарбыт дьон Дьааҥы хайаларыгар куоппуттара.
    Олору эккирэтэ барбыт отряды Тоҥустар үлтү сынньыбыттара.


    Бу күн Саха сирин историята маны бэлиэтиир.
    Репост ....
    [8:49, 14.10.2017] ‪+7 961 867-81-19‬: Покровскай анныгар бу күн 1600 буойун саха кыргыллан хааннара үрэх курдук устубута , бу сахалар бүтэһик бастаанньалара этэ

    0
  • Cruise Control
    15 октября  

    Лөгөй Тойон суоҕа буоллар сахалар ахсааммыт 75.000 киһи буолуо, этэ.
    Сахалар ахсаанмыт билигин ~ 500.000 киһибит, Ыраахтааҕы Тойон казактара кэлиилэригэр Лөгөй-Тойон баар буолан.

    Лөгөй-Тойон - Чугастааҕы Тойоммут,

    Михаил Федорович Романов - Ыраахтааҕы Тойоммут,

    этилэр.

    0
  • хочокыыьа
    16 октября  

    Сахалар билигин да оннукпут. Былааска олорооччулары корун уонна оппозицияны.
    Ба5ар нуучча кэлиэн иннинэ тапсыбакка олорбуттара буолуо икки тойон. Биирэ биирин нуучча комотунэн туоратар.
    Билигин да оннуктар былаас былдьаьыыта

    0
  • Cruise Control
    17 октября  

    хочокыыһа, эн тугу эппиккин Мин өйдөөбөтүм, э?

    0
  • ох_уж_эта_анна
    19 октября  

    я очень долго читала Тыгын Дархан. Единственное поняла, у нее дочь была сильной удаганшей и очень красивой. Того нуучча дигит? Казаки ботах до?

    0
Ответ на тему: Лекей тойон
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания