5 лет на форуме Автор 3 уровня Топ пользователь Все
Награды
5 лет на форуме
5 лет на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
Проф. Н. Н. Козьмин/ К вопросу о происхождении якутов— сахалар.
  283
Якуты, как известно, называют себя соха, или саха, в зави¬симости от того, говорит ли человек на «окающем» или «акаю¬щем» наречии. Их сородичи, живущие в Минусинском крае, отчет¬ливо окают и поэтому произносят свое имя, по крайней мере, в единственном числе, «соккы», с большим нажимом на «о» и гортан¬ный звук. Во множественном числе это слово уже не произносится с таким отчетливым повышением голоса на «о»: может,слышаться «сахалар».
Как ни различно звучат слова «якут» и «саха» (множеств, «якуты» и «сахалар»), но оба слова—одного корня, одного происхождения.
У алтайских и абаканских (или верхне-енисейских, мину¬синских) турецких племен целые ряды звуков не имеют фиксиро¬ванного произношения. Звуки легко переходят один в другой. Даже в пределах одного племени одни говорят «пис таг» (пять гор), другие «биш таг», одни *батур», другие «матур», один «шибэ», другие «с'вэ». Тоже самое в отношении звука «й» (или «]»). На¬чинай говорят «Кыаыл‘яр» (Красноярск), а сагай скажет «Кызыд- чжар»; «чно» (тэйга) произносится и как «йыш».
У ало этого, у некоторых племен вместо «й» пли «чж» иояв- ляется «с». Качинец говорит «йол» (дорога), сагай — «чжол», а якут скажет «сол». Ясно, что «Саха» может произноситься и «чжаха» и «яха», «соккы» как «чжаны», «якы». Если мы образуем множествен, число не при помощи наиболее употребительного у турков окон¬чания на «лар» (сахалар, йахалар, якалар), а при помощи, тоже распространенного у различных племенных групп у рало-алтайцев, окончания «ыт» или «ут», то получим «саккыт», или «яккыт». «якут». В этой форме русские и восприняли наименование при- ленскнх сахаларюв от своих «вожей»—тунгусов.
Вацлав Серошевский и другие авторы, писавшие об якутах, на основании их легенд, различных терминов (наир., названий месяцев), стремились установить южное происхождение этого народа. Может быть, они употребили даже более усилии, чем это было нужно, для этого, ибо ясно, что турецкая народность, сравнительно небольшая и живущая на значительном отлете от многочисленной основной турецкой массы, располагающейся на юг от нее, пришла в страну своего обитания не с севера и не с востока, а с юго-запада. Но эти экскурсы в область прародины или. по крайней мере, мест более раннего обитания якутои-сахалар не могли не способствовать выяснению весьма интересных историко-этногра¬фических вопросов.
В поисках ближайших родственников якутов Серошевский, со ссылкой на прежних исследователей, останавливался на сагаях. В последних же видел родичей якутов Аристов. Очевидно, тут играла роль близкая созвучность имен. Это, конечно, было ошибочно, Сагай принадлежат, надо думать, к другой, хотя и турецкой же племен¬ной группе. Как мы указывали, ближайшие родичи якутов—саха¬лар—это сахалар (сокы—выговаривается с резким гортанным зву¬ком соккы,—множ. число—сахалар) абаканско-енисейского района. Это обстоятельство знали еще Миллер и Фишер,—и странно, почему существование этого племени ускользнуло от внимания позд¬нейших исследователей.
Сокы—это один из наиболее многочисленных сёоков (костей), или племен, северо-абаканских и июсеких турков, на ряду с каш (каишнцы, качинцы в русском словоупотреблении), ара (аривцы), туба (тубинцы), тиин (тинцы), частых (или ястых,-нстынцы), кыр- гыз, бюрют, ызыр (езерцы) и др. Абаканско-июсские сокы (саха-лар) разделяются яа белых сахалар (ак сокы) и черных еахалар (кара-соки). Есть еще голубые сокы (кйк сокы), но самостоятель¬ное ли это ответвление или часть черных, я в данный момент не имею твердых данных сказать положительно.
Ответов 9 Написать ответ
  • nathan
    6 октября  

    В XVIII веке сокы входили в состав т. н. Кубанова аймака. И в настоящее время молено на вопрос, к какому сбоку собеседник принадлежит, услышать ответ: «Кубан»,—а не «сокы». Это об:- ясняется тем, что административное деление XVIII века учиты¬вало племенные принадлежности, а в XIX веке русское прави¬тельство довольно жестко проводило территориальный принцип, и в состав какого-нибудь Бело-июсского рода входили и сокы. и кас, и ара. и кыргыз; но туземцы отстаивали прежнее племенное де¬ление и, рядом с официальным должностным лицом—старостой («кнез», т. е. князь) от официального «рода», выбирали ясаула (чжасол) от прежнего племени (кости). Кроме бело-июсского. бир- ского и т. и. старост существовали долгое время ясаулы куба- нов и др., которые собирали и разверстывали подати и повинно¬сти между своими кубановцами, аринцамн и пр., которых уже не знали не только русские администраторы, но часто и русские исследователи. Сокы знал, что та племенная группа, в которую он входит, об'едиияется старым административным названием «Кубан» поэтому на вопрос, какая разница между терминами кубан и сокы, один из сахалар дал мне ответ, что сокы—это «как у русских фамилия», а кубан—«в роде сословия».
    В актах XVIII в. мы не встречали наименования кубан, но у одного из князей к имени его присоединялось наименование «Кубащи», возможно, что это был князь племени сахалар (кубан, с притяж. суфф.—кубачжи?).
    На северном Алтае племя куманлицёв (по Бии) делилось на два рода, или кости: со и кубан. Ясно, что это те же сокы и ку¬бан, что и в Абаканско-пюсскпх степях. Самое слово «кумандинцы» происходит от слова кубан, т. к. алтайские турки «батур» произносят как «матур»,«чжебал» (злой дух) как «чжемал» (отсюда известная реч- каЧеыал), «базы» (вершина)как«мазы».«Куманды»—это«кубанды».
    Абаканские и алтайские сахалар входили в состав тех ени¬сейско-алтайских кыргысских государственных образований, кото¬рые в жестокой борьбе с русскими за свою независимость дотянули до первого десятилетия XVIII века, цепляясь в последний период за политическую помощь чжунгарского государства. До 1757 года, когда последнее было разгромлено китайцами, часть алтайских и абаканских племен была «двоеданцамн», живя на землях, отошед¬ших к русскому государству, и относя многочисленные в его пользу повинности, платя в то же время дань («алман», албан) чжунгар¬скому государству.

    0
  • nathan
    6 октября  

    В более старые периоды Алтай и долина Енисея то полити¬чески об£единялись (государства западных турков, «хакасов»), то существовали политически и хозяйственно раздельно (государства тургешей и найманов с одной стороны и кыргызов—с другой); то они жили самостоятельно, то входили в политические образования, существовавшие к югу (империя Чингисхана, государство чжун¬гарских контайшей, а ранее—«голубых турков» Орхона).
    Как попали сахалар с Енисея на Лену?
    Есть два или три мнения на этот счет. Одно мнение за то, что сахалар спустились по Енисею и затем по промежуточным реч¬ным системам перебрались на Лену. В доказательство указывалось на существование в Туруханском крае, на Енисее, якутского по¬селка. Но еще спутник Далласа—Зуев доискался, что упомянутый поселок составился из обращенных в неволю русскими пленных якутов. Указанным путем многочисленное племя, сохранившее ско¬товодство (лошадей, рогатый скот) не могло, конечно, из Присаянья попасть на Лену через тайгу и тундры, через порожистые реки, а тем более не могло двигаться вверх по быстрым и мощным по¬токам.
    Другое мнение за продвижение якутов из Нрнангарья и При-байкалья вниз по Лене, а третье указывает в виде варианта—на Витим или.Байкал с Баргузином и В. Ангарой,
    Еще Иакинф Бичурин отожествил упоминаемых в ки-тайских летописях «гулпгань» с якутами. По словам этих летопи¬сей гулпгань жили в стране, где бывают в известное время такие короткие ночи, что начатая вариться с вечера баранья селезенка едва до рассвета успевала довариться. Они жили вблизи большого моря. Гулпгань фигурируют и в орхонских надписях, под именем «курыкан». Гулиганъ вполне обычная китайская транскрипция турецкого названия куры кап. Гулиганские послы ездили к китайскому двору вместе с послами дубо (т,* е. тубивцев). Курыканы находились в постоянных мирных и враждебных сношениях с орхонскими тур¬ками. Ясно, что они жили не так далеко от Присаянья, но и по соседству со странами, поражавшими китайцев периодами очень коротких или черезчур длинных ночей.
    Всего больше данных за то, что они жили вблизи Байкала^ этого большого внутреннего «моря», в приангарских степях, куда их с Енисея привлекали и свободные пастбищные пространства, необходимые для их основного скотоводческого хозяйства, и бли¬зость охотничьих племен, поставщиков единственного на долгие сроки контр-валютного товара—пушнины. Едва ли они жили к во¬стоку от Байкала, хотя в долину Баргузина и могли заходить, как на В. Ангару,—если только не считать «меркитов* их ближай¬шими родичами.
    В Забайкалье жили родственные сахалар1 ам меркиты. в свою очередь бывшие близкими к кереитам на Орхоне (эпоха Чингие- хана п современника последнего кереитского хана Тогрула,—т- н. 13анхана или Унгхана).
    С Енисея на восток была постоянная тяга вплоть до русской эпохи. В первой и последней четвертях XVIII века тубинские князья переходят со своими подданными и стадами в Канский уезд (степи по Усолке). Наш

    0
  • nathan
    6 октября  

    (которых на Абакане—Енисее, как и сокы, 2—3 сёока; кара-каш, ах-каш и сарыг-каш, т. е. черные, белые и желтые каш) продвинулись до Уды и даже восточнее, и их остатки существуют до сих пор в лиде карагаеов (кара-кас, в числе сёоков которых имеется и сарыг-кас). Так же и но тем же причинам продвигались и сахалар. Когда на Енисее существовали крепкие и сильные политические образования, сахалар, несомненно, входили в их состав: в других случаях они существовали в виде полунезависимых княжеств. С Енисеем и Алтаем во всяком случае связь не утрачивалась. Надо думать, что буряты именно от якутов заимствовали сохранившиеся в их легендах и шаманских закли¬наниях воспоминанья об Алтае. В начале XVII в. русские встре¬тились с продвигавшимися с конца XVI в. к Енисею бурятами, которые, несомненно, начали хозяйственно и политически связы¬ваться с нриеннсейскими и абаканскими турками.
    До этого буряты должны были вытеснить из Приангарья якутов - сахалар.Это должно было случиться задолго до конца XVI в., т. к. буряты успели прочно монголизировать всю географическую но¬менклатуру Приангарья. Однако же это не могло случиться и ра¬нее конца XIII—начала XIV века. Енисейские кыргызы не вое¬вали с Чингисханом. Они добровольно подчинились ему. Нет изве¬стий, чтобы с Чингисханом ссорились и жители Приангарья, хотя имеется много—и довольно подробных—известий о войнах с забай¬кальскими меркитамп. Последние даже нанесли жестокое личное оскорбление Темучину, взяв в плен его первую и любимую жену Борте и отдав ее в жены своему богатырю. Старший сын Борте, Джучи, как думали, был от этого невольного брака. Чингисхан, при содействии кереитского хана Тогрула и родственного монголь¬ского князя Чжамухи успел отомстить меркитам, разгромив их и отобрав Борте. Впоследствии меркнты, уже вместе с Тогрулом, боролись безуспешно с добивавшимся императорской власти Чин- гисом и были побеждены им окончательно.
    Меркитский хан Тохто бежал на Алтай к найманам и вме¬сте с найманским ханом Таяном пробовал еще бороться и разде¬лил несчастную судьбу найманов. На Алтае, в составе собственно- алтайцев и телеутов, на ряду с племенем найманов до сих пор имеются мюркют; мюркиты, или меркиты, есть п в западной Монголии.
    Полководцы Чингисхана впоследствии покорили т. н. «лес¬ные народы». Но плану одного из военачальников, монгольское войско напало на них внезапно, спустившись с гор, упав на них

    0
  • nathan
    6 октября  

    словно в дымовое отверстие торты. «Лесные народы» монголо-ки-тайской летописи—это, вероятно, одно и то же, что «лесные урян- хаи» Р а ш и д-Э д д и н а и «оренгаи» Р у б р у к а. СерошевсЕйй передает, что якуты в своих сказаниях и в торжественных случаях называют себя «лесными скитальцами—урянхами». Весьма воз¬можно, что, живя в Приангарье, они были относимы и китайцами, и монголами к этой группе народов; возможно, что между прочим к ним монгольское войско внезапно свалилось, «словно через верх¬нее отверстие юрты». Но едва ли они могли подвергнуться боль¬шому погрому со стороны монголов. Поплатившись частью скота и запасами дорогих мехов, они пока остались на прежних местах, хотя и потрепанные или изрядно потревоженные разыгравшимися при образовании Монгольской империи событиями.
    А затем уже после начавшегося распада империи Чингис¬хана распространившиеся по всей теперешней Монголии, на раз¬валинах государств кереитов, найманов, китаев, уйгуров монголь¬ские племена стали переливаться и через Саяны, а сахалар не имели уже прежней опоры в государствах своей метрополии—стран верх¬него Енисея и Алтая. Поэтому они постепенно оттесняются со своими табунами и стадами, сокращавшимися в числе, на север, в районы обитания н охоты своих киштымов—племен «мохэского образа жизни», по выражению китайских летописей.
    Буряты могли в Приангарье просачиваться из Забайкалья вниз по Селенге и Байкалу и вверх по Селенге, через Косогол и долину Тункн (т. е. теми путями, которыми в XVII в. «остинцы» приходили на помощь к булагатам и эхиритам, а монгольские тайши являлись осаждать Тункинский острог). Якуты вытеснялись посте¬пенно, исподволь; ибо, разгромленные, разбитые в одном каком либо сражении, при отсутствии судов, они не могли бы сохранить сво¬их стад и табунов и уйти в большом числе на север. Часть яку¬тов должна была остаться и ассимилироваться бурятами; с другой стороны, якуты должны были вобрать в себя монголо-бурятские элементы; часть бурят могла уйти с якууами и об'якутиться.
    Этим обгоняется, что у якутов и монгольские черты лица, и монголизмы в языке, а у бурят имеются туркизмы (хоринцьт, за Байкалом, также должны были вобрать в себя остатки меркитов, а халхасцы—остатки меркитов, кереитов, найманов). Если мон¬голы усвоили турецкие элементы и в языке, и в своей физической организации, то и турки различных групп (уйгурской, кыргысскоп.

    0
  • nathan
    6 октября  

    огусской) восприняли монгольские черты, сильно монголизировались. Так, в литературе обычно указывается на сильную монголнзацию т. и. киргиз-казаков,—сборной этнической группы, составившейся из остатков известных в старое время и часто сильных народов. Именно в нее входят кереитьг (абак-кирек, кара-киреи), меркнты, воевавшие с Чингисханом, аргын, упоминаемые у Марко Поло и имеющие соплеменников среди т. н. кизыльцев быв. Ачинского уезда, китаи, канглы (потомки печенегов), кипчаки (потомки по¬ловцев), найманы и др. Это, главным образом, отодвинутые завла¬девшими страною к югу от Саян и Алтая монголами и рассыпав¬шиеся веерообразно на север (якуты), запад (тобольские, барабин- ские и др. «татары») и юг (уйгуры и др.), народности турецкого языка н происхождения. Кипчаки были отброшены с запада. Джу- чи и Чагатай, старшие сыновья Чингисхана, стали во главе, глав¬ным образом, турецких племен, опираясь лишь на монгольскую гвардию и монгольскую феодальную верхушку. Потомки этой мон¬гольской аристократии отуречились, но сохранили монгольские черты, как и сообщили последние роднившимся с ними турецким семьям. Позднее киргиз-казаки все время не только воевали, но и смешивались с западными монголами (ойратами, чжунгарами).
    Якуты не уклонились от общих судеб турецких народностей.. Предания о Чингисхане живы и у них. Хори очень долго с ними. общались, чтобы не оставить своего имени у них («хоролор»). По¬лучилась возможность,— по крайней мере, в отношении культуры— говорить о турко-монголах, хотя турки и монголы далеко не одно и то же.
    Кого отодвигали, в свою очередь, в бассейне Лены якуты, чтобы занять новые места? Это не были, думается, тунгусы. На севере, как мы уже упоминали, китайские летописи помещали мохэ, которые были, нужно предполагать, довольно многочисленны. Они, вместе с окружающей природой, влияли даже на образ жизни от¬дельных турецких племен, заставляя последние принимать «мохэ- ские» обычаи. Кто такие были эти мохэ? Не имеет ли это имя не¬что общее с «омокамн» , которые кажутся загадочными исследо¬вателям в области сибирской исторической этнографии? В свою очередь, эти омоки не представляют ли из себя родичей юкагиров, которые, в их народных преданиях, представляли настолько мно¬гочисленный народ, что их семейные ярко горевшие костры были рассыпаны так же часто на земле, как звезды на небе?..
    Тунгусы должны были двинуться на север и северо-запад приблизительно в одну эпоху с монгольскими племенами и под

    0
  • nathan
    6 октября  

    воздействием тех же причин, которые заставили составившие бу¬рятскую народность монгольские племена появиться в Прибай¬калье и заселить его, т. е. не ранее второй половины XIII — пер¬вой половины XIY века. Якуты и тунгусы, если и оспаривали друг у друга землю, то одинаково для них новую. Те и другие были колонистами, а не аборигенами.
    В области Енисея и Прнангарья народностью «мохэского» обы¬чая были котовы, или котуан, остатки которых сохранились до наших дней под названием «енисейцев» (кет) или «енисейских остяков», а отдельные лица и семьи еще недавно находились в Канском уезде (т. н. лесные или таежные «камасинцы», т, е. канг’мазы—верхне-канцы), Северными их соседями были самоеды, у которых они много заимствовали в языке и обычаях и с ко¬торыми не могли не смешиваться.
    Доходили ли кеты—котовы до верхней Лены и Байкала? Весьма возможно. Часть их должна была впоследствии отунгуситься, как отунгусидись, несомненно, канские «асаны» (тунгусское наименова¬ние котовов, соседивших с тунгусами); часть была отуречена кара- касами (карагасскнй сёок кара-чогды, тудан, чептей?), кашинцами и якутами (племена ара и др.), урянхайскими турками (точжн; слово происходит, очевидно, от то—олень и должно означать «оле¬невода»), Таким образом у якутов должна быть примесь крови ко- товскоЙ и юкагирской; они должны были включить отуреченных «мохэ», а позднее и тунгусов и тунгусированиых северян.
    Таким образом, согласно намеченной гипотезе, дело обстояло так.
    Еще до начала нашей ары в алтайских и саянских горно¬таежных странах («черни», йыш) исконные их аборигены турецкие племена, жившие скотоводством, земледелием и охотой, пытаются слагаться в обширные государственные союзы. Центрами этих об¬разований были Алтай с долиной Енисея и Орхон. Позднее ту¬рецкие народные массивы все время имеют тенденцию разбиваться на западных и восточных турков. Так было с гуннами, так было с турками (тукюэ, дулга).
    Счастливо сохранившиеся орхонские памятники открывают интересную страничку турецкой истории. НаОрхонев VII—VIII в. н. э. существует сильное турецкое государство; составляющая его ядро народность именуется «голубыми турками» (кок турк). В эпоху Чингисхана мы здесь видим уже государство кереитов или кереев. Были ли это потомки «голубых турков», или последние были сменены керектами, мы пока не можем твердо сказать. Мо¬жно предполагать только, что произошла смена. Голубые турки принадлежали, видимо, к огусской группе; они воевали с уйгурами. А китайские летописи относят кереитов к уйгурской группе. Надо думать, что кереи, сменив в качестве господствующей народности

    0
  • nathan
    6 октября  

    турков, также называла себя «голубыми» ибо Темучин, только раз¬рушив государство кереитов и погубив Тогрула (Унгхана), осно¬вал на керентсвих развалинах свое государство и счел возможным провозгласить себя «Чингисханом», тогда же государственное этни¬ческое ядро подучило титул «голубых монголов». Чингисхан любил и умел блюсти традицию. Не даром и орхонский каган и Чингис¬хан одинаково называют себя «небом (тэнгри) рожденными каганами».
    Орхонский каган в своих надписях на орхонских памятни¬ках подчеркивает, что «его турки» не степной народ, а исконные жители «черни» (горной тайги, йыш). Спускаясь со своих горных тайг. они оказываются вблизи тех соблазнов, которые выставляет городская культура китайцев («табгач»). Оставаясь в «черни», турки сохраняют свое моральное и физическое здоровье. Но турки не только охотники, хотя «черные соболи» и «голубые белки» их главное богатство,—они и скотоводы, и каган заботливо пополняет их табуны и стада за счет соседей.
    Орхонские турки били, вероятно, огузы, но из последних вы-делилось господствующее ядро, усвоившее наименование «голубых турков». С огузами каган продолжал борьбу, как впоследствии Те¬мучин, вышедший из племени татар, вел с последними ожесточен¬ную борьбу, находясь во главе выделившегося ядра «голубых мон¬голов». Одним из сильнейших противников голубых турков были уйгуры. Очевидно, уже в то время турки различных групп были сильно разбросаны. Огузы не были уйгурами^ Но якуты—курыканы, невидимому, как и соседние тубинцы, принадлежали к уйгурской группе. Некоторые лингвисты-ту рколощ £иапр., Катан о в) якут¬ский язык относят к этой группе. На Енисее и проходила борьба за господство между племенами различных групп: то одерживали верх турки-огузы, то кыргызы, то уйгурские группы тубы и др. По¬следние, очевидно, покончили и с господством голубых турков (по- видимому, «ызыр» тождественны с кереитами в племенном отноше¬нии, а это было родственное тубе и сильное племя.).
    На Алтае противниками орхонских турков были тургеши, потомками которых является, очевидно, сёок «тиргеш». *
    Впоследствии мы там видим государство лайманов, наимено¬вание коих сохранилось в сёоке найман и на Алтае, и у киргиз- казаков, а также в названии р. Найма. Было ли это тождествен¬ное с тургешским государство, мы не можем сейчас сказать, но во всяком случае, найманы не были монголами, а были турками.
    Мы видели не один раз, как широко разбросаны отдельные племенные группы по Сибири, Средней Азии и Монголии. То же самое с сахаларямп. В Якутии они составляют особый народ, до¬бившийся в настоящее время возможности самостоятельно строить свое хозяйство и культуру. Этот народ создает свою письменность.

    0
  • nathan
    6 октября  

    На левой стороне Енисея сахалар входят в состав хакасов,—являясь прочно слившейся составной частью—на ряду с сагаямп, бельтирами каш, тубой, тиин, кыргыз, бурут, койбалами и др.—небольшой народности, образовавшей автономный округ. Мы не имеем данных, чтобы решить, вошли ли алтайские сахалар в состав Ойратской автономной области. Надо думать, что «кумандинцы» вошли.
    Открывается любопытное обстоятельство близкого родства якутов с частью, во всяком случае, племенных групп Алтая и верх¬него Енисея. Эти близкие родственные связи, вероятно, окажутся в результате изучений еще более расширенными. Если это факт высокого теоретического научного интереса, то напрашивается и практический вывод о желательности и возможности близкого куль¬турного сотрудничества, в первую очередь, родственных народно¬стей Якутии, Верхнего Енисея я Алтая.

    0
Ответ на тему: Проф. Н. Н. Козьмин/ К вопросу о происхождении якутов— сахалар.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания