3 года на форуме Автор 5 уровня Топ пользователь Все
Награды
3 года на форуме
3 года на форуме
Автор 5 уровня
Автор 5 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
5000 просмотров
5000 просмотров
А. Миддендрофф. Северные народы. Якуты.
  1914
А. Миддендрофф Северные народы. Якуты.
стр. 765
Характеристику черт Якутского лица мы сообщали на стр. 631. Чем более мне удавалось видеть якутов, тем более оправдывались указанные мною отличительные признаки. Они оказывались несомненною принадлежностью первоначальных турко-татарских якутских лиц и могут быть сведены на то, что жевательное продолжение яремных костей, своею значительною вышиною (следовательно, длиною соответственной части лица), так и некоторым выступанием вперед, главным образом обуславливает незначительно выдающееся положение скуловых частей. Это выступание скуловых костей гораздо незначительнее и меньше обращено внаружу, чем у настоящих Монголов.
Благодаря тому , что в юго-восточной Сибири мне часто случалось рассматривать сравнительно якутов рядом с тунгусами, вскоре оказалось, что у последних сильное выдавание скуловых костей обуславливается не столько основою яремной кости, сколько тем, что самая яремная дуга, по-видимому, часто бывает очень тонка. Первобытное татарское лицо Якутов очевидно близко сродно с формою лица некоторых северо-американских индейских племен.
Продолжение следует...
Ответов 55 Написать ответ
  • сака
    17 сентября  

    на мой взгляд вилюйская группа улусов ,левобережье Лены ,тоесть западный берег ее , это явно земли - саха курыкан.
    И все улусы там и названия поселений типа Орто- Сурт ,Оросу, и Тосу т.д. это явно древнетюркские названия родов древних саха кангл.
    Сурт - это слово есть даже на Кавказе, туда занесли его - канглы печенеги.

    Правобережье это большая часть родов саха выходцы с Забайкалья.

    Например ,что такое - аранг и атас ,аhай ? таких слов нет у монгол и тунгусов, это 100% древнетюркские слова ,и даже санскрит.
    А они характерны Кобяйскому и Вилюйскому улусам.

    0
  • сака
    17 сентября  

    однако, хотя и есть какое то сходство якутов и индейцев ,но все же надо признать сильное отличие культур вообще Пратюркской и Древнеиндейской общностей.
    Отдельно от них стоит и тунгусо-манчжурская общность.

    Если предположить ,что до какого то периода времени ,примерно 10.000-15.000 лет назад американоиды жили в восточной и северной части Евразии , а на это указывают их Днк, то тогда выходит ,что и тюрки и сюнну , и тунгусо-манчжурская общности это поздние миграции.

    После ухода предков индейцев из Евразии на Американский континент , первыми пришли протюрки поэтому и часть индейцев имеют схожие тюркский слова.
    После тюрков пришли с юго-востока тунгусско-манчжурская общность народов..
    Пока китайцы хань ,несоздали свое государство , манчжуры жили по амуру ,а сюнну-хунну тюрки жили в Китае.
    Далее после нашествия иранцев и исчезновения Сакского Царства распалось тюркский сообщество народов.
    То ,что тюрки общались между собой указывает - принятие несторианства кереитами Забайкалья в г.Мерв 9-10 веке ,ныне Узбекистан. Туркменистан .

    0
    • саксаксак
      18 сентября  

      сака, пока это гипотезы о переходе пратюрков в Северную Америку в постледниковый период. В штате Юта есть Газетная скала, так там есть изображение всадника на лошади. Он поставил в ступор исследователей, ведь рисункам 10 тыс. лет, а общеизвестно, что лошади в Америке появились лишь в 15 веке н.э.

      0
  • дмитрий
    17 сентября  

    Какие кереиты Забайкалья? И расскажи ка где это сакское царство?

    0
  • дмитрий
    17 сентября  

    Какие кереиты Забайкалья? И расскажи ка где это сакское царство?

    0
  • 12
    18 сентября  

    Аһай -что же слово переведите!

    0
  • 12
    18 сентября  

    Тю... ещё один дублёр 12 появился. Сак ты прав насчёт левобережья и правобережья

    0
  • 12
    18 сентября  

    В связи появлением дублера перехожу на ник 12@

    0
  • кас
    23 сентября  

    Сложилось некоторое впечатление , что одни якуты считают предками тунгусо-манчжурский этнос ,а другая часть якутов считает своими предками - тюркский этнос.

    Вот поэтому ,надо сначала уяснить ,что считать главнее в признаках народа - или гены Днк,или язык , или внешний вид?

    можно добавить еще и название народа ,веру и культуру и образ жизни ,но пока ограничимся тремя признаками.

    Внешний вид - думаю не надо принимать во внимание для поиска корней народа.

    Язык и гены Днк - остаются более основными характеристиками якутского народа.

    Ну, и имя народа скорее всего тоже главный признак народа.
    Но как видим ,наше самоназвание в древности было очень сильно распрастранено.
    Если считать ,что Саха и Сака - это почти одно название.

    Вообще то ,возникает какой то парадокс - как древние люди отделяли слова - Саха и Сака.
    Это ж одинаково звучит в речи.
    Может и означало вначале одно и то же ?

    0
  • дмитрий
    23 сентября  

    Хотите взгляд со стороны? Ближайшие родственники у саха-буряты агинские.Не путайте с иркутскими или улан-удэнскими .Язык схож, обряды схожи,да все схоже.Даже ваши легенды и сказания перекликаются между собой.Сьездите на Алханай. Япросто сьездил ищ интереса как никак нац.парк -а потом переехал в Якутию. Поразился сколько общего .Там и руны которые вы зачем то ищете на Алтае и обряды шаманов схожие с Вашими

    0
  • Могул
    23 сентября  

    Кас опять блуждает в потемках. Как это внешний вид ничего не означает?! Конь есть конь, корова есть корова. Мы же не говорим видя корову что это конь. Поэтому,кас, внешний вид главнее, это же гены выпирают наружу. Видя Кас никто не скажет, что это негр. Или ты негр Кас? Так что схожие по виду народы есть близко родственные народы. Но люди, где то в предках одинаковые могут выглядеть по иному, но все равно они люди, это видно сразу. Но тем не менее внешнее сходство важнее. Поэтому буряты, саха, монголы, тувинсы, калмыки, эвенки и чукчи, и казахи хвыастуны есть близко родственные народы.

    0
    • alamaykunsilama.ru
      27 сентября  

      Могул, ты как то уж всё упрощаешь, люди не скот, не надо сравнивать. По твоему китаец, малаец, японец, больше ближе к Саха чем узбек туркмен,башкир?

      0
  • кас
    23 сентября  

    Дмитрий и Могул, если вы считаете бурят нашими родственными народами - возникает вопрос ,почему же мы не говорим как они по бурятски?
    мы же соседние народы.

    Почему наши предки не ездили к бурятам в гости , выпить по рюмке кумыса?

    Почему не общались?
    Ну и коронный вопрос - почему мы саха , имеем другое название ,почему мы не буряты?
    делов то, проехать на юг 1000 км.

    Числовой счет почему разный?

    Представте древних родственных друг другу буряты и якута. И начинают считать свой скот , один говорит у нас биэс сюс ,другой - цегермег мэнгэцег.

    Похоже на анекдот ваше родство с бурятами.

    Может, наших предков илэ.эты гнали, а мы им сейчас с милой рожей, да?

    Да и отношение к бурят к якутам,мягко сказать никакое.

    Зачем ,лезть к ним,непонимаю.Вот эвэнки и тунгусы они явно родственны бурятам и монголам.

    0
  • кас
    23 сентября  

    Могул ,ты обрати внимание на мои слова о поисках корней народа.

    Что важнее ,и что определяет народ - внешность или гены Днк, или язык,или обычаи традиции вера?

    Ты ,вот выбираешь - внешний вид.
    Для тебя это главное.

    Но, ты же знаешь внешний вид может измениться, за 100-300 лет.Или ты незнаешь?
    А гаплогруппы - отцовские Днк ,неизменны тысячелетия.

    Например, 7000 лет назад, войско саха в 10.000 ушло на запад и там покорили народ европеидов.Захватили женщин в 50 тысяч душ, их мужчины погибли в бою.А наши саха были только мужчины.И вот мужчины-воины саха взяли в жены их женщин.
    Родились полусаха.И через 300 лет - от войска саха не остался внешний вид. Все стали европеидами.А гаплогруппа отцов саха осталась неизменной.
    N1С1.
    Ну и что важнее,

    Язык тоже может довольно долго сохранятся.

    0
    • дмитрий
      24 сентября  

      кас, ты уже достал своими завоеваниями.Нету про вас упоминаний в истории Европы понимаешь.ВООБЩЕ НЕТУ!!!!про арабов в Испании есть,про Карла Великого есть а про вас нету!!!!!

      0
      • alamaykunsilama.ru
        27 сентября  

        дмитрий, потому что мы Саха Прото народ с прото историей. Когда часть наших предков жила в передней и средней азии, они знали об древнейшем государстве Аратта. И почти все народы жившие на рубеже эр уже не знали о существовании Аратты. А в эпосе народа Саха "Олонхо" упоминается море Аратты!

        0
  • саксаксак
    23 сентября  

    Важнее не гены, а язык. Гены могут меняться, а язык сохраняет ментал, независимо даже от расы.

    0
  • кас
    24 сентября  

    Дмитрий, я предполагаю версию миграций и происхождения народов до того времени -когда не существовало еще Древней Греции и Древнего Рима.
    То есть времена когда в Европе жили кельты ,когда в европе бегали полудреме племена охотников и рыболовов, и не было даже галлов ,греков, небыло ни англичан ,ни немцев.
    Даже до появления арабов в Африке.
    Кстати вот еще одно интересная тема - откуда могли придти в Африку арабы и египтяне, судя по внешнему виду они непохожи на негров, и тонкий длинный нос указывает что они выходцы с Севера, из мест с холодным климатом.


    Когда не были те кто бы записывал упоминаемые тобой события.

    И ,хоть и не записаны миграции народов которые жили на нашей территории , но судя по языкам и гаплогруппам существовали древние общности народов.
    Судя как распрастранены тюркский народы - тоже можно делать кое какие предположения.
    Можно делать анализ сходства тюркских языков по степени количества одинаковых слов.

    Я исхожу из того мнения что название - Саха, берет начало именно с тех древних времен.
    Когда был пассионарный расцвет тюркских народов и распрастранение назвния - Саки-Саха.

    А изучение изученного , можно копипастить из интернета. В этом нет ничего нового.

    А предлагать свои версии происхождения языков и народов ,пусть и аналитическим путем и путем сопоставления языков, с добавлением каких то данных по археологии и генетики - это более интересно .

    Дмитрий, а что ты хотел на форуме читать? Лишь копипасты и то что можно найти в интернете самому ?
    Или читать отсебятину или версии сакралистов о пиндобратии и о плюсе минусе?

    На мой взгляд ,раньше до Египта и до Древнего Рима центр человеческой цивилизации был не на западе ,а на востоке и севере. И это была Арийская Общность, они существовали к северу от Тибета.
    Откуда именно пришли арийские народы?

    Вот ты говоришь ,- вас не было в истории. Нас не было ,но была Общеость Саха. и были АрАйи

    0
    • дмитрий
      24 сентября  

      кас, логика уникальная.''Раз гас нет в истории значит мы захватили всех когда все спали'. То есть пока все были дикие вы были настолько организованы что собрали ( 100 тысяч!!!) мужчин и влегкую отшагали 6 тыс км и всех захватили Сколько Египтетской цивилизации веков? У тебя везде дыры

      0
      • саксаксак
        24 сентября  

        дмитрий, а турки аборигены или пришедший народ?

        0
        • дмитрий
          24 сентября  

          саксаксак, естественно пришедший

          0
          • саксаксак
            24 сентября  

            дмитрий, турки пешком пришли или на лошадях?

            0
            • дмитрий
              24 сентября  

              саксаксак, видимо на лошадях ..ты это к чему?

              0
              • саксаксак
                24 сентября  

                дмитрий, за сколько на лошадях могли доехать прототюрки с территории Байкала до Черного моря?

                0
                • дмитрий
                  24 сентября  

                  саксаксак, а кто тебе сказал что они с Байкала?

                  0
                  • саксаксак
                    24 сентября  

                    дмитрий, тогда дай свою версию.

                    0
                    • дмитрий
                      24 сентября  

                      саксаксак, вероятно что турки пришли с ближнего востока, обрати внимание что сначала арабы закрепились в Испании ,но отступили они именно туда где они сейчас окупировав в то время попутно Болгарию,Сербию,Румынию и Армению

                      0
                    • дмитрий
                      24 сентября  

                      саксаксак, также именно они завоевали нынешний Стамбул, а его завоевали согласно летописям именно с юга а не с Севера или Востока

                      0
                      • саксаксак
                        25 сентября  

                        дмитрий, )))ну так сельджуки же. А они были монголоиды, откуда они на юге?

                        0
                        • Дмитрий
                          25 сентября  

                          саксаксак, Турки - монголоиды????? не факт . Они тюрки хоть и не все- разношерстные ребята не спорю, но не факт что монголоиды. А так это в большей части остатки персидской империи. .

                          0
  • саксаксак
    26 сентября  

    Дмитрий, 100% прототюрки были монголоидами, потом женщины европейской части Евразии изменили внешность победителей.

    0
    • Дмитрий
      27 сентября  

      саксаксак, Тогда откуда в Европе были европиоеды, раз судя по твоей логике одни тюрки есть?

      0
  • 12@
    24 сентября  

    Саксаксак, ты пишешь, что важнее язык, чем гены, ты прав. Саха с финнами объединяют гены, но мы совершенно разные как по языку, так и по образу. :)

    0
    • саксаксак
      24 сентября  

      12@, финны смесь древних протоевропеоидов и протосаха, гаплотип так говорит. Они шли за отступающим ледником с юга (возможно территория северной Индии) на север, за зверем, протосаха с востока на запад, где-то в Предуралье встретились охотники-собиратели и появились лапоноиды. Стоянка Сунгирь.

      кас, протоарабы возможно всегда жили на своей территории, как прослойка между европейской и негроидной расой. Они темноваты кожей, но не черны и у них кудрявые волосы как у негроидов.

      0
      • кас
        24 сентября  

        саксаксак, но у арабов евреев и египтян - гаплогруппа R1b , точнее у древней династии фараонов в частности у фараона Тутанхамона . А он жил более 3000 лет назад . При этом как считают генетики - гаплогруппа R1b и R1a образованы на Алтае и Южной Сибири , также как и N1C1.

        У фараона Тутанхамона - гаплогруппа R1b . Это о чем говорит ? лишь о том ,что из Алтая и Южной сибири была миграция древних народов . И это доказывается - узким типом лица ,узким носом , и цветом кожи.

        Посмотрите на карту Африки - почти вся территория ее занята - негроидной расой , лишь на северо-востоке Африки видим - египтян ,ливанцев ,арабов. Кстати там же находится - Эфиопия ,там живут негроиды.
        И наблюдается резкий расовый контраст - негроиды и полуевропеоиды (арабы) в одном месте Африки.

        Если бы - арабы были переходной расой между негроидами и европеоидами ,то контраст был бы не такой резкий.
        Сравните народы южной Азии Индостана - вьетнамцев ,лаосцев , Камбоджа - вот их можно назвать переходным типом между неграми и остальным миром.
        А считать переходным типом между неграми и европейцами - арабов , думаю неверно, да и гаплогруппы на это указывают.
        Все таки - арабы ,это выходцы из северной части Евразии, которые в древнейшее время мигрировали из Евразии в северную Африку.

        0
        • саксаксак
          24 сентября  

          ,кас, а индусы? Особенно аборигенная часть, они тоже переходная часть расы и больше по лицу семитоиды, чем европеоиды, как это думают современные исследователи. Я своим глазам верю больше и последние династии фараонов больше монголоиды, чем семитоиды, тем более "вечное египетское рабство" еще никто не отменял.
          У меня топ был про фараонов. Правда фото исчезли на нем.

          0
          • кас
            24 сентября  

            саксаксак, на счет индусов - ее аборигенной части ,то есть не арийцев и не потомков саков , которые отличаются тем что у них почти черная кожа , они да возможно уже переходная часть от полунегроидного вида к полуевропеидному или даже американоидному типу расы людей.
            Не надо сбрасывать со счетов и - американоидов , у которых как известно - тоже алтайские гаплогруппы ДНК.

            Видишь саксак - если выстроить в цепочку рас людей то видно более плавный переход от расы к расе, от негров до европеидов.
            Азиаты сыграли тоже свою роль в становлении - европеидной расы.Без азиатской расы - европейцы были бы похожи на мулатов индусов или на полукавказцев .
            Если сравнить европеидов с кавказцами - то у европейцев меньше оволосенения, и более пухленькие ,то есть жировая прослойка более выражена - что говорит о северном происхождении европейцев или их северных корнях.

            еще интересно отметить, южно-азиатскую расу , вьетнамцев, Лаос, Камбоджа ,Таиланд , австралийских аборигенов - вот они то точно переходная раса от негров к азиатам .
            Кстати австралийские аборигены - более похожи на переходную расу от негра к европеиду ,чем арабы и египтяне . Сравни сам.

            Египтяне же - явно , далеко отстоят от негроидной расы по всем признакам - и именно этот факт говорит ,о том что предки египтян пришли с севера.
            А гаплогруппа Тутанхамона - R1b- вообще уточняет откуда именно пришли - с Алтая.
            Тогда более ясно становится и мода египтян - удлинять разрез глаз , наподобие азиатского разреза глаз.
            Также именно этот факт обьясняет схожесть слов и названий северной Африки и например саха(якутских) слов . Да и само название Сахара - на это указывает , Саха Ара - это по якутски Пространство Саха . Тут еще возможно смысл имело где стоит слово Ар перед или после основного слова. Так как есть также у якутов словосочетание Ар Тангара - означает Бог Небо Тангара .

            0
  • 12@
    24 сентября  

    Африканские иретрийцы черты лица не африканские, только кожа коричневая, а вера вообще православная. Откуда их в Африку занесло с такой верой:)

    0
    • кас
      24 сентября  

      12@, ну сейчас можно найти разные религии в Африке . Главное что отличает эритрейцев от египтян - ты улавливаешь или все одно для тебя ?
      Все таки давайте брать крупные народы ,о которых были хоть какие то данные в древности .

      А Эритрея - еще во времена колонизаторов 15-17 века - явно была колония чья то , и там местное население бегали с бусами копьями, что ни идет ни в какое сравнение с Египтом.

      Вообще тема древней связи Египта с остальным миром во времена фараонов - довольно интересная тема. Только представте - кочевники саки и фараоны Египта, или арийцы и египтяне, готы и египтяне , хунну и сюнну и египтяне .
      Какой контраст не правда ли ? Одни строят пирамиды другие без конца и края воюют .

      0
      • nathan
        25 сентября  

        кас, Пирамиды строили тюрки...Группа исследователей из института Макса Планка и Университета Тюбингена сумела восстановить геном древних египетских мумий возрастом до 3500 тысяч лет. Результаты работы ставят под вопрос все, что мы знали раньше о правителях Египта. Оказалось, древние египтяне вовсе не были представителями африканских народностей.
        По большей части, Египет населяли тюрки (южная Европа) и жители территорий, где сейчас расположены Израиль, Ливан, Грузия и Абхазия. По сути, африканцев среди них почти не было.

        0
        • Могул
          25 сентября  

          nathan, тут необходимо уточниться. Тогда тюрков еще не было. Надо бы сказать, что одни из народов, которые потом стали тюрками.

          0
    • саксаксак
      25 сентября  

      12@, эритрийцы смесь европеоидов (!карфагенян и вандалов) с арабами.

      0
  • Картли
    25 сентября  

    Народы Малой Азии. Т е его строили племена близкие к черкесам и картвели.

    0
  • 12@
    25 сентября  

    Кас. Зря ты так пишешь насчёт иритрейцев. :))) Ты же знаешь, что история очень интересная и непредсказуемая, и может удивить своей неожиданной развязкой самых закрученных твердоголовых догматов. Это племя мигрировали из долины Нила и осели в западных и северо-западных районах Африки.Они являются потомками афаров и сахо. Сахо (самоназвание) — народ, обитающий в Эфиопии и Эритрее. Относятся к группе кушитов. Сахо делятся на идда, иддифер, ироб, манифере, меля, тероа, хазу, союз пяти племён асаорта и др. Численность 150 тыс. человек.

    0
  • 12@
    26 сентября  

    Сахо́ (самоназвание) — народ, обитающий в Эфиопии и Эритрее. Относятся к группе кушитов. Сахо делятся на идда, иддифер, ироб, манифере, меля, тероа, хазу, союз пяти племён асаорта и др. Численность 150 тыс. человек.

    Сахо
    Численность и ареал
    Всего: 217 тыс. человек
    Flag of Eritrea.svg Эритрея — 198 тыс. чел
    Flag of Ethiopia.svg Эфиопия — 19 тыс. чел.
    Язык    
    Ироб-сахо
    Религия    
    ислам, христианство
    Содержание
    Расселение    Править

    Представители народа сахо широко распространены в восточной части Африки, в основном сахо расселяются вдоль побережья. Их ареал — это Эритрея, а меньшая часть сахо обитает в Эфиопии.

    В Эритрее расселены между территориями, занимаемыми данакиль и тиграи, к югу от Массауа[1].

    Язык    Править

    Основной язык — сахо, который относится к группе кушитских языков, но также широко распространены арабский, тигринья, тигре и некоторые смешанные языки. Письменность сахо создана на основе эфиопского алфавита[1], в Эритрее используется латинский алфавит[2].

    Верования    Править

    По религии большая часть сахо мусульмане-сунниты, но также среди земледельцев присутствуют христиане-монофиситы — близкие к Коптской православной церкви. Среди сахо можно найти в небольшом числе католиков восточных обрядов, эта группа восточных христиан, заключивших унию с Римской католической церковью. При заключении унии все эти группы приняли догматические положения католицизма, однако сохранили свою обрядность[3].

    Традиционные занятия    Править

    Основное занятие сформировалось уже с древности — кочевое и полукочевое скотоводство, это главным образом развод овец, верблюдов, отчасти крупного рогатого скота. Некоторые сахо занимаются земледелием — в речных долинах и предгорьях высаживают пшеницу, тефф и бобовые, преобладают поля на узких террасах, покрывающие склоны гор и холмов. Рыболовство развито в заливе Зула[3].

    Жилище    Править

    Традиционные жилища сахо — прямоугольные каменные дома с плоской крышей из веток и соломы, присыпанных землей[3].

    Быт    Править

    Одежда сахо ничем не отличается от общеэфиопского типа. У мужчин и женщин традиционная одежда — штаны, туникообразная рубаха с поясом и плащ-шамма, украшенная вышивкой. Сахо в основном питаются пресным хлебом из теффа, пшеницы и прочего. Мужчины воины едят сырое парное мясо, особые изделия из теста, а также распаренные и сырые зёрна пшеницы[3].

    Брак и семья    Править

    Для сахо, как и для других народов группы кушитов, характерны разветвленные родоплеменные структуры, в основе которых патриархальная семья.

    Форма политического объединения — союз племён, в недавнем прошлом возглавлявшийся султаном. Союзы племён или отдельные племена имеют различия по «благородству происхождения». В организации деревенских общин значительную роль играют старейшины и местное духовенство[3].

    Культура    Править

    По культуре сахо близки тигре и тиграи. Богат поэтический, музыкальный и танцевальный фольклор. А появившаяся в XX веке у тиграи значительная литература оказала большое влияние на культуру сахо[1].

    0
  • быянчик
    26 сентября  

    это не сахо, а йахоут, сахо их самоназвание, а русские называют их йахоут. а другие народы йака, йоко, и йококоо!

    0
  • 12@
    27 сентября  

    Откуда пришли шумеры история не знает, много всяких догадок, но себя шумеры называли Sag gig-ga и свою страну Kien-gi(r). Дальше учёные пишут: "Происхождение аккадского слова остаётся туманным, но, вероятно, именно к нему восходят еврейское Shinar, египетское Sngr и хеттское Šanhar(a)" . Конечно, что им ничего непонятно, но только не для носителей языка Саха

    0
  • истори
    27 сентября  

    Синнар и Синай , это древние слова .
    По якутски Синай - Син Айыы, или Сюн Айыы -Основа Святых.

    СинАр - Сюн Ар - Основа Ариев,или Основа Пространства.

    Сахара -Сах Ара - Пространство Саха. или Саха Арии, или же можно понять Солнце Ариев.

    0
  • 12@
    27 сентября  

    Sag giga - Сах киhи, kien gir - киэн сир.

    0
  • 12@
    27 сентября  

    Народ саг-гиг. Интересная статья по поводу шумеров:

    "Кайрат Бегалин
    У всех нас есть стремление
    происходить от шумеров”

    (О. Прицак)



    События эти произошли в незапамятные времена в землях междуречья Тигра и Евфрата. Сегодня они служат поводом для тех разговоров, которые в научных кругах называют «шумерской темой».

    Древние тексты сообщают, что в один из моментов темной истории человечества в землях междуречья Тигра и Евфрата появился неизвестный народ. Он пришел с востока и заселил благодатные земли Месопотамии. Столкнувшись с сопротивлением местного населения, иноземцы подавили «черных уркушитов». Труд рабов они использовали на строительстве своих городов и разветвленной системы оросительных каналов. Так зародилась во многом еще загадочная древневосточная цивилизация Шумер (Sumer), стремительное развитие которой наука пока объяснить не может.
    Письменные свидетельства хранят молчание о том откуда именно вышли эти пришельцы. Известно лишь, что они поклонялись своему главному божеству Тенгри, а также символам Великой Горы, именуя ее Ултаг или Кайласу.
    ...Шумеров считают авторами многих гениальных изобретений древности – колеса и различных транспортных средств, письменности и первых разножанровых литературных произведений. Им хорошо были знакомы тайны добычи металлов. Уже в III тысячелетии до новой эры они знали железо, а секрет электрических батарей был известен им задолго до рождения великого Гальвани.
    Удивительно, но точность астрономических наблюдений той эпохи не будет превзойдена вплоть до изобретения телескопов. Именно из Месопотамии идет традиция шестидесятеричного счета: градусы кругов, секунды, минуты и часы мы до сих пор измеряем в точности, как это делали люди шесть тысячелетий тому назад...
    Просуществовав долгое время, богатая и могущественная страна пришла в упадок, а ее народ будто растворился в истории. Принято считать, что с тех пор шумеры сошли с исторической сцены, а вместе с тем исчезли следы, которые могли бы указать на их продвижение по Евразийскому континенту. Сами себя эти люди именовали народом САГ-ГИГ (SAG-GIG).

    * * *
    «Шумерская тема» обсуждается в науке почти полтора века. За это время высказано огромное количество гипотез, предположений и догадок. Сложно сказать, сколько места понадобится для краткого их изложения, если один только список библиографии трудов занимает несколько увесистых томов. С каждым годом он пополняется все новыми и новыми работами.
    Ученые стремятся решить одну из самых сложных загадок древнейшей истории, и если им это удастся, то, возможно, будет раскрыта важная тайна Человечества эпохи Начала.
    До середины XIX века наука располагала скупыми сведениями о первой древневосточной цивилизации Шумер, которую составители Библии называли страной Сеннаар. Археологические раскопки позволили сбросить покровы тайны, тысячелетиями скрывавшие руины могущественной державы давно минувшей эпохи. Были откопаны некогда величественные храмы и дворцы, там же найдены сотни глиняных табличек, испещренных загадочными знаками. Англичанину Джорджу Смиту удалось прочитать на них поэму «Энума элиш». В ней шла речь о сотворении мира.
    Американский ученый Джеймс Дж. Причард, сопоставив текст поэмы с текстом Библии, считавшейся в то время гениальным творением древних евреев, обнаружил множество совпадений. Позже выяснилось, что практически все легенды и мифы шумеров служили сырьем, из которого кроилось Святое писание. На этой почве в научных кругах зародилось предположение, что основателями Шумерского царства были семиты. Часть современных исследователей считает, что это не так.
    Благодаря неостывающему интересу исследователей удалось прояснить некоторые темные моменты истории, но остаются нерешенными многие вопросы, в разъяснении которых ученые часто занимают диаметрально противоположные позиции.
    Главным камнем преткновения в жарких спорах обычно выступает проблема прародины шумеров. Кто-то, например, полагает, что они были местного происхождения. Существует версия, что истоки месопотамской цивилизации восходят к древнейшим культурам, некогда располагавшимся на территории Индии или Анатолии. Английских исследователей поиски увели на Аравийский полуостров.
    Х. Шнейдер утверждал, что шумеры пришли с северо-запада – территория современной Испании и Южной Франции. М. Ростовцев, напротив, называл их прародиной северо-восток: эта версия на фоне других выглядит более интересной. Вкратце о ней.

    * * *
    Любопытно заметить, что по ходу развития так называемой «северо-восточной версии» границы прародины шумеров отодвигались все дальше и дальше на восток. Так, автор фундаментального научного труда «Естественная история», Жорж Луи Леклерк (Бюффон) еще в XVIII веке высказал теорию, согласно которой «первый народ, достойный носить это имя», был рожден в далекую эпоху к востоку от Каспийского моря. Этот народ «достоин нашего полного уважения как творец наук, искусств и всех полезных установлений... он был чрезвычайно счастлив, поскольку он был слишком учен», но затем «невежественные и свирепые варвары» напали и разрушили эту райскую цивилизацию, погрузив человечество «во мрак невежества», – писал Леклерк.
    Примерно век спустя подобного мнения придерживались многие видные исследователи истории Древнего Востока. Например, известный египтолог, основатель каирского Института восточной археологии Гастон Камиль Шарль (Масперо) считал, что шумеры пришли в Месопотамию «из степей Северной Азии в поисках за более мягким климатом и более плодородной почвой».
    В XX веке часть исследователей вслед за Ю. Липпертом уже относила шумеров к желтой расе. Высказывались также предположения, что они были выходцами с Алтая, а после сенсационных находок советских археологов в пустыне Гоби в научной литературе прозвучали намеки, что прародину шумеров следует искать в Монголии.
    Согласно одной из последних версий американских исследователей, слово «шумер» – это аккадская калька с шумерского слова «кенгу» или «кенгир», которое, возможно, указывает на их вероятную прародину или место позднего переселения.
    Интересно, что единственная географическая местность на земном шаре, носящее название Кенгир, находится в Казахстане на территории Джезказганской области. В тюркских письменных источниках VI века она упоминается под названием «Кенгу». Там же расположена гора Улутау, которая в исторической письменной традиции известна также под названием Ултаг. Рядом находится богатейшее месторождение меди, освоенное людьми в глубокой древности. Кстати, сравнительно недавно в местности Кенгир казахстанские археологи под руководством Ж. Курманкулова вели раскопки поселения эпохи бронзы.

    * * *
    Сторонники «северо-восточной» версии отстаивают отдельные участки предполагаемого маршрута, растянувшегося от Месопотамии до гобийской пустыни. Справедливости ради следует пояснить, что вопрос о происхождении главных творцов первой древневосточной цивилизации наукой еще не решен. Даже несмотря на то, что культурные связи жителей Шумера и Великой степи кажутся очевидными.
    Особое внимание ученых привлекает то обстоятельство, что культурные связи прослеживаются в самом консервативном ритуале – погребальном обряде. Впервые об этом позволили судить археологические находки, обнаруженные в степных курганах Причерноморья, которые позже удалось сравнить с находками из захоронений Шумерского царства.
    В конце XIX века ученые высказывали осторожные предположения по этому поводу. Для обоснования зрелых научных гипотез им требовалось гораздо больше фактов. Плохая изученность степной полосы Евразии не позволяла делать широких теоретических построений на основе того фактического материала, которым располагала наука в то время.
    В XX веке дело осложнилось тем, что территория, к которой испытывали интерес мировые научные круги, была занята страной Советов и стала недоступна для «буржуазных» исследователей.
    Наконец, в 1930 году неожиданно вышла в свет интереснейшая книга И. Мещанинова «Кромлехи», где говорилось о символике подкурганных конструкций древних захоронений, исследованных на территории Великой Степи. По сути дела, эта книга положила начало кропотливой работе специалистов.
    Документальный материал накапливался постепенно и пятьдесят лет спустя ученые Н. Чмыхов и С. Дворянинов, ознакомившись с отчетами полевых работ прежних лет, смогли выявить календарные закономерности в изображениях на посуде и стенках гробниц. Этот факт свидетельствовал о том, что некая традиция почитались носителями уникальной степной культуры.
    В 1981 году украинский археолог Ю. Шилов, обобщив накопленный материал, впервые в советской науке поднял вопрос о необходимости мифологического истолкования обнаруженных на территории Великой Степи рисунков внутри захоронений и подкурганных конструкций, а в 1990 году увидела свет его первая книга.
    На основании результатов исследования сюжетов и композиций, найденных в степных курганах, Ю. Шилов пришел к выводу, что по своей стилистике они родственны мифологическим сценам, изображенным на печатях Шумерского царства III тысячелетия до н.э. Причем особенно выразительными были «иллюстрации» к эпосу о национальном герое шумеров – царе Гильгамеше.
    Эти факты подтверждали версию о культурных связях жителей Месопотамии и Великой Степи, а вместе с тем свидетельствовали о существовании у них общих религиозно-философских представлений.
    К сожалению, точная датировка сюжетов и композиций, обнаруженных в степной зоне, в свое время не была установлена. Советская наука не провела необходимых лабораторных исследований, соответствующих международным стандартам. Поэтому теперь очень сложно говорить, в какой именно период истории могли зародиться связи между Древним Шумером и Великой Степью.
    Ученые различных специальностей и направлений продолжают поиски. В последние годы вышли интересные работы. Одним из последних научных трудов казахстанских ученых, касающихся культурных связей Месопотамии и Великой Степи, можно назвать книгу археолога В. Новоженова «Наскальные изображения повозок Средней Азии и Казахстана». Она увидела свет в 1994 году, тираж – всего 500 экземпляров.


    II

    Жаркая полемика в научных кругах обычно разворачивается, когда дело касается вопросов языка. Опыт свидетельствует, что именно здесь чаще всего случаются курьезы.
    Некоторые лингвисты причисляли шумерский язык к африканским (Клюге). Н. Марр пытался этимологизировать слово «шумер» с русским «сумерки». По этому поводу О. Сулейменов возразил: «Можно было бы принять такую трактовку, если бы Шумер располагался хотя бы на севере Руси, где-нибудь в Вологодчине, а не в странах полуденных».
    В XIX веке среди сторонников семитского происхождения шумеров была популярна гипотеза, утверждавшая, будто «шумеро-аккадский» язык не существовал вовсе, а таинственные тексты написаны на одном из семитских наречий обыкновенных надписей, только для их передачи употребляли некий гиератический алфавит, подчиненный особым правилам. К счастью, эта система не нашла широкого распространения, но ее ревнивые сторонники (Гюйар, Галеви) все-таки оставили свой след в исторической науке.
    Следует сказать, что семитский язык для прочтения текстов Древнего Шумера выбрали неслучайно. Большинство дошедших до наших дней ветхозаветных книг написано на еврейском языке, поэтому принято говорить о еврейском языке Ветхого завета. Встречаются также фрагменты на арамейском языке.
    На этом основании предполагалось, что родоначальниками культуры первой древневосточной цивилизации являются семиты, а, значит, их языки должны были хранить ключ к разгадке таинственных надписей. Позже выяснилось, что это не так.
    Нельзя сказать, что работа в этом направлении проделана напрасно. Усилия не пропали даром и даже дали положительный результат: при всем своем несовершенстве исследования имели определенную ценность. Главный вывод заключается в том, что ученые пришли к мнению: «у шумеров был какой-то свой, особенный язык». Причем, настолько отличный от языков семитской группы, что сегодня его туда уже никто не причисляет.
    Смысл текстов худо-бедно удалось понять, и то во многом благодаря найденному шумеро-аккадскому словарю, а вот некоторые древние географические названия перевести оказалось сложнее. По старой памяти ошибки этого непростого перевода до сих пор живут на страницах научной и художественной литературы.
    Так, Вавилон стал «Вратами бога», Дингир – «Седалищем жизни», Арбела – «Градом четырех божеств» и т.д. Смысл иных имен и названий не удалось перевести вовсе. Семитские языки просто не давали им объяснения.
    Не повезло и тем географическим именам, смысл которых вроде бы очевиден. Реку Тигр, например, считают «стрелой». После Плиния и Страбона никто, кажется, вообще не интересовался, что на самом деле означает это название. Все слепо доверяли классической этимологии «иранского происхождения», появившейся якобы благодаря стремительному течению реки. Лингвисты не потрудились перепроверить ее. Почему? Возможно, они разглядели в этом слове корень «ти», одно из значений которого действительно означает «стрелу», а вот корнем «гир» просто пренебрегли? В таких вопросах стараются избегать потерь. С шумерского «Ти-Гир» буквально означает «Жизнь Земли», в понятии – Вода.
    Город Дингир, скорее всего, был назван в честь высшего божества шумеров, больше известного под именем Тенгри, что отнюдь не означает – «Седалище жизни». Название Ар-бела можно перевести как «Благодатная земля». Косвенно это подтверждается тем, что в этом городе поклонялись богине земли и плодородия Ашере, которая больше известна под именем Иштор.
    Что касается Вавилона, то название «Баба-Иллои», наверняка, было дано этому древнему городу в честь «Дороги Предков», точнее «Великой дороги», так как располагался он в зоне интенсивных этнических контактов и торговых путей. Кстати, путь из Вавилона в Ханаан одно время назывался «Дорогой царей».
    Принятый наукой перевод «Врата Бога» абсолютно неверен. На шумерском «Врата Бога» будет звучать – «Ка-Дингир». Так на самом деле назывался один из двух районов города, где располагалось святилище, которому ученые дали название «Башня языков». Шумеры именовали эту башню иначе – «Э-темен-ан-ки», буквально «Дом основания неба и земли».
    Попутно заметим, что многие города Древнего Шумера носят названия, сопоставимые с тюркской лексикой. Например, Киш (Малый), Урук (Крепость), Гирсу (Земля-Вода), а имена действующих лиц истории этой страны – Урук-кагин (Правитель крепости), его жена Шаг-шаг (Прекрасная-прекрасная). Даже имя у легендарного шумерского героя – Гильгамеш (Всезнающий)...
    Наверное, не стоит продолжать перечень. Ведь чтобы узнать вкус воды в океане, не обязательно пить его весь, достаточно попробовать всего нескольких соленых капель.
    Впору лишь удивиться, почему эти и другие имена и названия поддаются переводу с тюркского языка? Еще сравнительно недавно сама постановка подобных вопросов казалась невозможной. Главным препятствием для их серьезного научного обсуждения ученые называли причину отсутствия необходимого для этого фактического материала. Однако за последние годы были получены новые данные, позволяющие осветить с совершенно неожиданных сторон проблему родственных культурных связей древних жителей Месопотамии и Великой Степи.


    III

    Значительно продвинули вперед исследование шумерских надписей французы Лонгнерье и де, Солси. Но главные результаты в этой области были достигнуты англичанином Роулинсоном, ирландцем Гинксом и немцем Оппертом. Им удалось установить, что клинообразное письмо служило совершенно разным языкам.
    Интересно, что лингвисты обнаружили совпадения в шумерском и тюркском языках. Прежде всего, в религиозной терминологии – самом устойчивом классе лексики. Этот факт подтверждает версию культурных связей шумеров и жителей степной полосы Евразии. Если бы на это обстоятельство обратили внимание раньше, то, возможно, ученые избежали тех трудностей, которые они испытали, подбирая различные языки семитской группы к расшифровке клинописных надписей.
    К тюркскому языку долго не обращались. Хотя еще в XIX веке известный научный авторитет, автор капитального труда «Руководство к Древней истории Востока», служившего своего рода пособием многим видным ученым различных школ и направлений, Франсуа Ленорман считал, что народ, населявший Месопотамию, говорил на «туранском языке урало-финской группы».
    Другой исследователь Г. Фр. Кольб в труде «История человеческой культуры», вышедшем в 1897 году, писал: «Полагают, что клинопись есть изобретение туранского народа, который в продолжение двух столетий господствовал в Месопотамии; это были финско-татарское племя, которое эллины называли азиатскими скифами».
    По мере того, как восточная версия прародины шумеров вела ученых все дальше и дальше на восток, приближая к Алтаю, в научной литературе начали появляться первые попытки сравнить шумерский и тюркский языки (Ф. Гоммель). В 60-х годах XX века немецкий исследователь Курт Вальтер Керам был категоричен: «Язык шумеров похож на древнетюркский», – заявил он.
    Среди казахстанских ученых первую попытку высказать подобную точку зрения на международном уровне предпринял Алтай Сарсенович Аманжолов. В 1969 году он выступил с докладом на конференции в Германии, а пять лет спустя текст его выступления был опубликован в научном сборнике, вышедшем в Берлине. Статья вызвала резкую критику в научных кругах, главным образом советских лингвистов.
    Впрочем, в то время версия культурной связи тюркского и шумерского языков только пробивала дорогу в науке, поэтому воспринималась учеными в штыки. Весьма показательно на этом фоне выглядит история появления нашумевшей книги «АЗ и Я», на страницах которой казахский мыслитель Олжас Сулейменов уделил шумерской теме целую главу, назвав ее «Шумер-наме». Книга ориентировалась на широкий круг читателей. В итоге автору досталось от советской науки. Больше О.С. не возвращался к этой теме, которая с тех пор была отнесена к разряду «бесперспективных».
    Проще говоря, тема не получила дальнейшего развития среди казахстанских ученых. Они почтительно склонили головы перед авторитетом ведущего специалиста российской школы советского периода в области мертвых языков Передней Азии И. Дьяконовым.
    Параллельно с выступлением А. Аманжолова в 1969 на конференции в Германии, Дьяконов писал: «В настоящее время шумерский язык приходится считать изолированным и родство его с каким бы то ни было другим языком – неустановленным».
    Спустя восемь лет после выхода в свет книги «АЗ и Я» российский лингвист не изменил своей точки зрения: «Долгое время распространена была теория, относившая шумерский к числу тюрко-монгольских языков, однако довольно многочисленные приводившиеся сопоставления (например, тюрк. тэнгри «небо, бог» и шумер. дингир «бог») были в конце концов опровергнуты как случайные совпадения, так как оказалось невозможным установить закономерные соответствия между отдельными фонемами сравниваемых языков; к тому же сравнение не подтверждается историческим изучением самих тюрко-монгольских языков», – писал Дьяконов.
    Между тем научная практика свидетельствует, что в свое время Аманжолов и Сулейменов приводили веские доводы. С той поры минуло больше четверти века. За этот срок увидели свет новые работы зарубежных авторов, которые отстаивают версию родственной связи шумерского и тюркского языков.


    IV

    Народ, создавший первую древневосточную цивилизацию, безусловно, вызывает уважение, и к нему наука проявляет огромный интерес. Шумеры заложили прочный фундамент, на котором позже созрели культурные традиции многих народов Древнего Востока. Их учениками в полной мере можно назвать аккадцев, арамеев, вавилонян, хеттов, финикийцев, ассирийцев, евреев и других. Они переняли и развили древнюю культурную традицию, а также основали свои государства.
    Однако когда современные ученые, фигурально выражаясь, пытаются воссоздать портрет матери по облику детей, то часто путают причину со следствием. Таким способом они нередко дорисовывают несвойственные шумерам черты. Но не от детей матери получают свой облик, в природе это обычно происходит наоборот.
    Хотя, наверное, нет ничего удивительного в том, что наука создала пестрый образ шумеров, в котором четко обозначены черты поздних культур. Скорее могло бы показаться странным, если бы дело обстояло иначе: в вечном потоке жизни рождаются и исчезают народы, а их опыт и культура наследуются молодыми народами, обогащаются, переходя в следующих поколениях к другим народам. В этой непрерывной исторической цепи шумеры были только одним из звеньев, не представлявшего собой обособленного явления.
    Вместе с тем шумеры стали творцами уникальной древневосточной цивилизации, которая дала жизнь многим поздним культурам народов Евразийского континента.
    В этой связи особый интерес вызывают события конца III – начала II тысячелетия до н.э., происходившие в междуречье Тигра и Евфрата. Они круто изменили ход истории не только в оседло-земледельческой ойкумене Старого Света, но и в степной полосе Евразии.
    Череда беспрерывных войн потрясла государство Шумер. Его жители в поисках мирной и счастливой жизни вынуждены были мигрировать на территорию Великой степи, а их некогда богатая и могучая страна пришла в упадок. С тех пор шумеры будто растворились в истории.
    На самом же деле их дальнейшая судьба после исхода из Месопотамии в полном объеме просто не исследована, хотя излагается в массе разноязычных научных работ в большей степени попутно или сокращенно. Это обстоятельство затрудняет четко проследить тот путь, который был проделан гениальным народом в истории Человечества. Его следы теряются, но неожиданно обнаруживаются на фоне летописей разных народов, где зачастую шумеры запечатлены в мифах и сказаниях в легендарном образе – бесценных осколках далекого прошлого, которые сохранила память человечества так же надежно, как земля хранит обломки материальной культуры. Об этом речь. Но продолжить разговор я решил в своей следующей статье под названием «История или старина?».

    0
  • сака
    12 октября  

    Цитата:
    С.А. Федорова
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯКУТОВ: МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ В СРАВНЕНИИ С ГИПОТЕЗАМИ ИСТОРИКОВ.
    Происхождение якутов в свете данных генетической археологии на основе анализа линий центральных, вилюйских и северных якутов из 16 улусов рС(Я) (n=215) было показано, что подавляющее большинство мужчин-саха (более 80%) являются потомками одного мужчины-основателя с линией Y-хромосомы, относящейся к гаплогруппе N3 [16-18, 20,23]. Полученные нами данные находятся в соответствии с результатами исследований других групп генетиков по анализу линий якутов Усть-алданского улуса (n=109) [11,15] и 8 центральных, вилюйских и северных районов рС(Я) (n=178)
    [27]. Также было установлено, что крайне низкая степень разнообразия мужских линий у якутов компенси-руется высоким разнообразием линий женского генофонда.
    ...........
    В каком регионе возникла N3-ветвь якутов?
    Максимальная частота «якутской» N3-ветви характерна только для Якутии: от 70 до 90% в различных этногеографических группах якутов, у долган (50%), эвенков (47%) и эвенов (29%) [16,23,26]. В филогенетических исследованиях было установлено, что «якутская» ветвь не является производной от N3-линий соседних народов –монголов, бурятов, чукчей, эскимосов, коряков, нанайцев, японцев и китайцев хань [22,26], таким образом, происхождение этой ветви, по-видимому, не связано с территориями, прилегающими к байкалу с востока и юга (бурятия, Монголия, бассейн р. амур, Китай), и с территорией древней берингии (Чукотка и Камчатка). N3-линии якутов также отличны от N3-линий народов Волго-Уральского региона и Скандинавии.
    Более вероятным нам представляется возникновение более древнего доминантного «якутского» гаплотипа (гаплотип 1 на рис.1) в Южной Сибири в регионах к западу от байкала, так как его близкие филогенетические производные присутствуют у тувинцев, тофаларов и сойотов. Второй доминантный гаплотип (гаплотип 2 на рис.1) и его производные обнаружены только в популяциях Якутии, соответственно, его размножение и вторичная экспансия произошли на территории Якутии.

    Какие народы наиболее близки к якутам?
    Изучение генетических взаимоотношений якутов с соседними народами показало близкое генетическое сходство якутов прежде всего с эвенками Якутии [16-18, 23]. Мы считаем, что близкое генетическое родство якутов с эвенками Якутии объясняется прежде всего происхождением этих народов из общего южносибирского генетического субстрата (причем, если происхождение якутов связано с регионами западнее байкала, то тунгусов – скорее всего, с территориями восточнее байкала), а также процессами смешения территориально близких этносов в Якутии в течение периода длительностью не менее 900 лет. В этнографических исследованиях отмечалось, что мужчины-якуты часто и охотно женились на эвенкийках, тогда как женщины-якутки редко выходили замуж за эвенков.

    Любопытно, что у эвенков Якутии нами был обнаружен «гаплотип Чингис-хана», с высокой частотой встречающийся у народов, бывших под властью чингизидов, что указывает на относительно недавний мужской поток генов от монголов к эвенкам [23].
    Полученные генетические аргументы свидетельствуют в пользу гипотезы об относительно недавнем (в начале II тыс.н.э.) появлении тунгусов на территории Якутии, поддерживаемой проф. а.н. алексеевым [1]. Масштабные экспансии тунгусов и тюрков по территории Сибири, произошедшие по-видимому, в пределах последних 2000 лет, ассимилировали и/или вытеснили древнее население Якутии на еще более северные территории. Поэтому неудивительно, что по сравнению с эвенками Якутии народы арктики (юкагиры, эвены, долганы и нганасаны) в большей степени отличаются от якутов по составу компонентов генофонда и содержанию специфических линий мтднК и Y-хромосомы [16,23].
    далее по степени генетической близости и по своим генетическим характеристикам к якутам более близки народы Южной Сибири – буряты, тувинцы, алтайцы, монголы, хакасы.

    Каково содержание европейского компонента в генофонде якутов?
    В формировании древнетюркских групп, как известно, в равной мере участвовали как европеоидные, так и монголоидные популяции. Происхождение древних западноевразийских линий в генофонде якутского этноса, по-видимому, связано с доэтническим этапом формирования якутов как отдельного народа – скифо-сибирским, последующим гунно-сарматским и древнетюркским временем. Некоторые из этих линий возникли на ближнем Востоке, мигрировали по степному евразийскому коридору через Среднюю азию и Южную Сибирь и появились на территории Якутии с тюркоязычными предками якутов [23].
    Таким образом, данные генетической археологии подтверждают присутствие древнего европеоидного компонента в генофонде якутов, выдвинутой проф. В.В. Фефеловой на основании результатов исследований системы HLA, но содержание этого компонента, по нашей оценке, намного ниже – не 30%, а менее 10%.

    https://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/bgf/nilmb_bgf/NIR/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B4%D1%80.,%202017%20%D0%AF%D0%9C%D0%96.pdf

    0
  • сака
    12 октября  

    Цитата:
    Абстрактные

    В археологических исследованиях образцы древних человеческих популяций на одном сайте за раз, часто ограничиваются частью регионов и периодами, занятыми данной группой. Хотя эта предвзятость известна и обсуждается в литературе, несколько популяций моделей охватывают такие большие и неумолимые районы, как якуты Восточной Сибири. Мы систематически обследовали 31 000 квадратных километров в Республике Саха (Якутия) и завершили археологическое исследование 174 замороженных могил, собранных между 15 и 19 веками. Мы проанализировали генетические данные (аутосомные генотипы, гаплотипы Y-хромосомы и митохондриальные гаплотипы) для всех древних предметов и столкнулись с этим исследованием 190 современных предметов из той же области и той же популяции. Древние семейные связи и отцовский клан были идентифицированы между могилами до 1500 км друг от друга, и мы предоставляем новые данные о происхождении современного якутского населения и демонстрируем, что культурные сходства в прошлом были связаны с (i) расширением конкретных отцовских кланов ( ii) преимущественный брак между элитами и (iii) выбор погребений, который может представлять собой предвзятость в любом изучении древних населенных пунктов.

    https://www.biorxiv.org/content/early/2017/07/26/168658

    0
  • сака
    12 октября  

    Цитата:
    Образцы гаплогруппы N-M2019 уже обнаружены за пределами Якутии. Есть и в Монголии, и в Китае, и в Средней Азии, и на Ближнем Востоке. Есть и в Европе. Сводка гаплотипов дана в статье Адамова 2015 года в RJGG (Adamov, 2015)
    http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/157/183
    Ветвь с мутацией М2019 называется большой якутской ветвью, так как впервые была обнаружена в гаплотипах якутского кластера гаплогруппы N-Tat.
    Разделение ветвей М2019 и L1026 произошло около 6000 лет назад. Напомню, что подавляющее большинство европейских гаплотипов N-Tat относятся к ветви L1026.
    Собственно якутских ветвей две, они маркируются мутациями M1991 и M1933. Возраст мутаций около 1300 лет.
    Ближайшая в настоящий момент общая мутация у якутов М2019 обнаружена с европейским образцом N92307 - это мутация М2058. Возраст этой мутации около 3000 лет.
    Между мутациями М2058 и М1991 и/или М1933 по времени возникновения располагаются следующие снипы:
    M1982, M1993, M2003, M2011, M2016, M2022, M2032, M2036, M2038, M2052, M1987, M2077, M2088, M2103, M2108, M2122.
    Эти мутации есть и в образцах ветви М1991, и в образцах ветви М1933. Это общие для якутов мутации, в настоящее время они формируют собственно якутскую ветвь. Кроме якутов, эти мутации в других популяциях пока не обнаружены. По этой причине их хронологическая последовательность неизвестна, кроме того, что они произошли в промежуток времени от 3000 до 1300 лет назад. Поиск более близких родственников якутов по мужской линии нужно проводить по этому списку из 16-ти мутаций.
    Пока есть две кандидатуры на роль близких родственников якутов.
    1) Кластер N-M2019 с характерным значением DYS385a = 10. Он в основном представлен монгольскими образцами. Пока не снипован. По Y-STR локусам общий предок с якутами N-M2019 жил около 1700 лет назад. Но это надо еще проверять.
    2) Кластер с DYS392 = 16 и DYS389B = 17, встречающийся в Средней Азии у узбеков и таджиков. По нему совсем мало данных. Собственно, это слабая наметка.
    Таким образом, надо искать мутации из приведенного списка.

    Третья кандидатура на роль достаточно близких родственников саха по мужской линии:
    Три образца баргутов из Хулун Буира (АРВМ, Китай). В статье Hu et al. (2015), в которой они были опубликованы, баргуты названы бурятами. В статье есть и образцы баргутов. По-видимому, авторы таким образом пытались отделить новых баргутов от старых баргутов. В формате локусов 19, 389-1, 389-2, 390, 391, 392, 393, 385a, 385b, 438, 439, 437, 448, 456, 458, 635, GATA H4 все три образца относятся к одному и тому же гаплотипу:
    14-14-30-23-10-16-13-11-13-11-10-14-19-14-18-22-12.

    Надеюсь, до конца года выйдет статья китайских ученых, в которой будут опубликованы результаты массового параллельного секвенирования двух из трех упомянутых образцов.

    Якуты N1C1 http://forum.molgen.org/index.php/topic,267.1380.html

    0
Ответ на тему: А. Миддендрофф. Северные народы. Якуты.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания