1 месяц на форуме Автор 1000 просмотров Все
Награды
1 месяц на форуме
1 месяц на форуме
Автор
Автор
1000 просмотров
1000 просмотров
Якутские легенды
  2222
Нужна помощь!!! Пишу практику для Двфу, нужно фольклор собрать Якутии. Какие вы знаете якутские легенды о потустороннем мире?) может что-то с вами происходило ?
Ответов 66 Написать ответ
  • Быйанг
    4 июля 2017  

    Я знаю очень много легенд, мифологий, эпосов, сказаний итд итп... обращайтесь в личку будем договариваться о цене вопроса.. Рассчитываться будем через PayCash

    0
  • Быянговед
    4 июля 2017  

    Поостерегитесь связываться со знатоком многих мифологий.

    1
  • Ян З.
    4 июля 2017  

    После смерти

    Ты имеешь ввиду представления якутов о том, что происходит с человеком после смерти? Кажется, вообще нет якутских легенд о потустороннем мире.
    Смерть - это полный конец всего, вечный покой, небытие. Лежишь и лежишь в родной землице. Это и есть идеал. Чем не кайф?
    Умирать, кнешно, не хотели, но раз надо, коль за спиной долгая жизнь, то что поделаешь?
    Если смерть близка, напоследок получали максимум удовольствия от жизни, ну, там вкусно пожрать, покурить, напиться кумысу, повидать всех родных и близких, погреться под солнышком.
    В Нижнем мире у якутов живут не души мёртвых, а демоны, похожие на людей, но уродливые. Время от времени они выбираются на землю пакостить.
    На земле (в Среднем мире) рядом с людьми по якутским легендам живут души людей, умерших неестественной смертью, а также махровых преступников. Они как бы бесконечно живут, мучаясь и не находя себе места. Ходят, шуршат, стенают, людей пугают.
    Кажется, по якутским легендам шаманы после смерти могут влиять на земные дела.
    Ещё когда вихрь небольшой пробегает, говорят, это душа прощается.

    2
    • Быйанг
      4 июля 2017  

      Ян З.,
      В якутских о случившемся после смерти рассказывают только о тех случаях когда душа человека (салгын-кут= астральная душа и разум), ни как не может уйти и бродит на земле по разным причинам..

      1
    • Быйанг
      4 июля 2017  

      Ян З.,
      о том что проходит после смерти, и весь ритуал захоронения рассказывается - Бар-туома

      1
  • садык-каз-2017
    4 июля 2017  

    Здравствуйте,Анна!Очень хорошо что вы изучаете фольклор якутов.Спасибо,что вы зашли на этот форум,вы попали куда надо.Хотя я и казах,но тоже с недавних пор интересуюсь якутской историей,культурой,фольклором и могу подсказать с чего вам можно начинать.На этом форуме вы найдете знатоков жизни якутов и этой,и прошлой,и потусторонней-верхней,срединной,подземной.Это уважаемые аксакалы нашего форума Быйанг,Могул,Кылбар,саксаксак и тетушки-близняшки Сахаяна и Сахамина.Уверяю вас,что с ними что-то действительно происходило и это ощущается до сих пор.Они не только знатоки,но и прекрасные рассказчики сказок,фольклора и легенд.Успехов вам в вашей работе!

    P.S. Чуть не забыл-на всякий случай можете заглянуть в труды Н.Щукина и С.И.Николаева (Сомоготто),так,для дополнения.

    1
    • Быйанг
      4 июля 2017  

      садык-каз-2017,
      не гони. Многие якуты несут с собой знания. В Сомоготто не якутский фольклор писал. Он учился в Ленинградском институте малых народов Севера и Дальнего востока. Все что там ему напели он хотел тут натянуть на всех Якутян. Не получилось. У нас свое мировоззрение философии. Он только своей концепцией разделил якутское общество. Якуты его не восприняли и ни когда не воспримут. А тунгусы, его теории восприняли и пытаются внушить нам - якутам, народу который изучался российскими и иностранными учеными с самых древних времен.
      садык-каз-2017, ты ведь не казах, под которого тут сидишь молотишь, думаешь мы не понимаем?

      0
      • сака
        4 июля 2017  

        Быйанг, так -то Сомоготто очень талантливый историк и учился он в университете Средней Азии в Узбекистане. На его воззрения повлиял его отец-полиглот (знавший более 10 языков, в том числе японский и китайский), который пешком прошел после отсидки в Беломорканале через всю Россию, где общался с самоедами и пришел к выводу похожести наших языков.
        А так как общепринято было считать якутов пришлыми, всю жизнь искал автохтонов, живших до якутов на территории Якутии.
        В 1979–1982 гг. завершил фундаментальную монографию «Пища якутов (в свете соседних культур)» объёмом 20 п.л. В ней впервые конкретная часть культуры саха в полном комплекте сопоставлялась с таким же полным комплектом соответственной части культуры соседних народов. До этой монографии подобная работа проводилась методом единичных выдёргиваний и почти полного игнорирования культур северных соседей якутов. Стала вырисовываться автохтонная теория происхождения якутов – антипод миграционной, ставшей аксиоматичной. Начался пересмотр устаревших представлений об этногенезе якутов и их соседей. Учёный выявил наличие мощного самодийского пласта в топонимике Ленского края.
        Автор смело оспаривал официальную точку зрения и устоявшиеся стереотипы о происхождении якутского народа. Суть выдвинутой им стройной концепции заключалась в том, что якуты не пришельцы с юга, а местные автохтоны. В работе были также затронуты проблемы: происхождения малочисленных народностей тунгусов и долган, истоков древнейшего язычества, этапов развития языков народов Якутии, материальной и духовной культуры этих народов и т.д.
        http://archive.li/nZHig
        Но на мой взгляд, так и не понял экзоэтнонима ТОҤУС. И стал флагом народности якутских-эвенков.
        Со многими взглядами С.И. Николаева я согласен, но смотрю на его работы уже с более современных воззрений и согласен со всеми сахасакральщиками и особенно с саксаком.

        1
        • Быйанг
          5 июля 2017  

          сака,
          Что талантливый то да, тут не согласиться трудно.Он даже через чур талантливый. Но его мозги запудрили когда он учился в Ленинграде. Он очень талантливый, именно очень талантливый человек мог написать ложь как правду.. что бы многие смогли поверить в его ложь. Смотри как он все вывернул к верху дном и вывернул на изнанку.

          0
          • сака
            5 июля 2017  

            Быйанг, на самом деле выворачивая наизнанку, он искал первопредков и соединил их с самодийцами, язык которых искал в северных тунгусах, считая их за чистых эвено-манчжуров, он же не Бог и располагал теми данными, которыми располагал в советское время.
            Почему вилюйские еще лет 10 назад кричали алакай, думая, что это эвенкийский выкрик, потому что Сомоготто на это повлиял.
            Но мы же уже сейчас по другому на это смотрим и оказывается сам Сомоготто выводил саха от дирингцев. У него не было научной точки опоры, потому что якутов не считали за автохтонов, да и сейчас не считают.
            Это только сакральщики и несколько форумцев считают саха за автохтонов и выводят всех будущих тюркоязычных кочевников от саха.
            Так что Сомоготто, что ни говори отец сахсакрала)) сейчас генетики нашли общее связующее между кетами и индейцами Америки.

            0
            • Быйанг
              6 июля 2017  

              сака,
              Якуты (саха), никогда небыли кочевниками. Ни фольклоре, ни в сказаниях якутов нет упоминаний, что якуты когда-то были кочевниками

              0
  • Быянговед
    4 июля 2017  

    Какой же он флаг эвенков то? Человек, который натянул историю якутов на мифических автохтонов самоедов. Он ж даже эвенкийские топонимы пытался связать с самоедами. Вот вы тупите то тут постоянно. Особенно мой подопечный.

    0
  • Могул
    4 июля 2017  

    Я тут совсем не понял тон Садыка, ярого сахафоба.
    Что, начинает менять свои взгляды? Чему я не очень верю.
    Но чем черт не шутит. Если человек здравомыслящий, то конечно может поменять свои некоторые взгляды. Если так, то это хорошо. Мы все тут учимся, хотя у некоторых года уже не те . Садык упомянул и мою скромную особу.
    Но я не историк профессионал и не чистый сакралист, я лишь интересующийся, пытаюсь толковать топы уважаемых мною форумчан. Ну и попытался прочесть старомонгольские и староуйгурские тексты на камнях Чынгыса. И смею заметить, для не знатока, весьма удачно, ибо язык саха знаю достаточно хорошо, хотя и не лингвист. Меня особо интересует личность Чынгыс хана.
    Это и понятно, поскольку я по матери Бордонец и считаю, что Бордонцы те же Борджигины из которых вышел Чынгыс хаан. И вообще монголы вышли из этих же Бордонцев, ибо их предок Бордо -чино напрямую вышел из Якутии, что четко показано в ССМ. Я много писал об этом. поэтому тут распространяться не буду. И если будут вопросы по этим взглядам то могу с удовольствием ответить.

    0
  • изучающий
    4 июля 2017  

    вроде как ,есть - сон шамана или мистерия шамана . Ну и много разных рассказаов самого шамана после медитации,или после камлания назовите кто как понимает.
    Как я понимаю, шаман собирал людей в одном балагане . усаживал полукругом ,потом начинал свои мистерии и танец или прыжки с бубном,звон бубенцов и металлических побрякушек ,грозное пение и грохот бубна ,ТОЛЬКО при свете камелька НАДО ДУМАТЬ - ЭТО ПРОИЗВОДИЛО НА ПРИСУТСТВУЮЩИХ ЗАВОРАЖИВАЮЩЕЕ действие ,пограничное с гипнозом и страхом.
    Возможно так шаман мог подпитываться какой то психической энергией ,в помощью которой и с помощью мантр - он упав , впадал в транс .
    Как рассказывал после ,сам шаман, он или его душа или дух улетала к богам и входила в другой мир,возможно параллельный мир.И от духов того мира узнавал обо всех присутствующих в доме и о болезни больного в частности , также мог сам как хотел узнать и другую информацию.
    Кстати тело шамана во время его сна ,было нетленным .(некоторые ученые ,считают что шаман мог остановить течение времени-материи в своем теле в то время как дух-душа его странствует по другим мирам. Все это не проходило даром ему ,что то взамен он должен был отдать.

    Согласитесь довольно таинственный и загадочный ,опастный способ общения с духами.

    Вспомните шаманов Карелии - сейды , там были найдены вход в пещеры или подземелья ,и немцы изучали их. Они там тоже пришли к выводу ,что шаманы открывали врата - каким то заклинанием.

    Также впомните о монахах Тибета, там один свидетель рассказал как прямо на его глазах ,монахи начали трубить в трубы и камень сам взлетел на скалу и закрыл какое отверствие или трещину в скале.
    Тоже аналогично монахи пели мантры и дудели в трубы ,похожие на альпгорн

    а вообще то до 15-19 веков некоторые народы верили - что у болезни есть дух ,и во всем что окружает человека тоже.
    Например монголы Чингисхана тоже верили, и например второй сын ЧХ Тулуй отдал свою жизнь за то ,чтобы выздоровел - младший и любимый сын ЧХ Удегей .
    Что интересно - Тулуй умер,а Удегей выздоровел.

    так что возможно ,древние цивилизации и народы - знали больше чем мы - о духах и вообще о нашем мире и потустороннем мире или мирах,или как устроен мир и какие у него законы.
    Так что древность - это не глупые отсталые предки , а возможно знающие больше нас люди.

    1
    • Быйанг
      5 июля 2017  

      изучающий,
      Это все придумали и раздули в то время, когда в Якутию стали валить типа, как бы историков, типа, как бы журналистов, типа как бы этнографов.. каждый хотел что-то новое сенсационное для людей никогда не видевших шаманов (в их понимании), вот как раз в то время Ойунов и обозвали шаманами. До этих изучателей -писунов, Народных лекарей называли Самаан Ойуун. А обычный Ойуун был Учитель. Были Ойууны предводители родов, или новых родов. Которые настаивали и насаживали мировоззрение народу. Они ставили спектакли одного артиста, а его шаманское (как сейчас называют), и шаманский бубен атрибуты его спектакля. Шаман обязательно учил тому, что мир трехсоставной и состоит из трех миров - Верхний - где находятся Айыы, Средний - где живут духи (иччи), и нижний где обитает нечисть (абаасы).

      0
    • отто
      5 июля 2017  

      изучающий, И Толуй и Угедей имена данные не при рождении а присвоенные уже после смерти, летописцами.
      На это указывает тот факт что оба имени, несут исключительно сюжетную линию.

      0
      • Быйанг
        5 июля 2017  

        отто,
        Толуй (Толлуй) и Угедей (Үөгэдэй) имена сыновей Чингисхана и Бертэ (Бэрт да). Это их настоящие имена..

        0
  • Ян З.
    4 июля 2017  

    Если просто. Есть Средний мир - мир обычных людей. Есть Верхний мир - мир богов. Есть Нижний мир - мир демонов. По всем трем мирам шастают только шаманы и богатыри, а так все иерархирировано (каково словечко?). Каждому - свое.
    Загробного мира вроде нет у якутов. Просто уходят навсегда. А может эта часть мифологии просто не сохранилась. Но бога смерти, такого как Велес, Аид, Анубис и т.д. нет у якутов. Нет Харона, Стикса, Леты и т.д. С покойником "отправляли" его личные вещи, но, видимо, просто так, не имея ввиду их использование в потустороннем мире. Считалось, что могилу надо посещать в течение трех лет, а потом не надо.

    1
    • Быйанг
      5 июля 2017  

      Ян З.,
      Средний мир - это не мир людей, средний мир мир иччи (духов). А а астральная сущность человека тут вырастает про ходя рост от трав, букашек, червей, животных до человека, и только потом уходит к отцу Ар. - Ар Таҥара. А́р (Аар) - это космическая сущность, все космическое (куйаар) и огромное в якутском языке называется А; Арыма итп. И все божественное подчеркивается словом А́р. А́р - это космос, это имя отца бога (Таҥара).

      Душа человека которые жил нарушая учения Айыы не может уйти к отцу- богу - Ар Тангара (Аар Таҥара), астральная душа (салгын-ку) такого человека рассыпается в пыль (Үөр), и эти пылинки, мелкие души, заново, начина с букашек и червячков начинают развиваться до уровня человека

      1
      • отто
        5 июля 2017  

        Быйанг, Шаманизм привнесенная к якутам воззрение. Причем в недавнее время племенами хоро. И как все чуждое активно отторгалось обществом. Кузнец не случайно сильнее шамана, хотя оба из одного гнезда.

        0
        • Быйанг
          5 июля 2017  

          отто,
          Кузнецов сейчас называют шаманами, из-за того что Раньше они были учителями, то есть - Ойуунами. Слово "Ойуун", как много раз тут говорил, означает слово учитель, а не шамана в вашем понимании. Были родовые главы Ойууны-кузнецы, были православные Ойууны. В церквях православных, до церковной реформы тоже работали Ойууны в месте с церковными наставниками.
          Представь себе, попов в православных церквях раньше не было, были церковные наставники, а в Якутии в церквях служили Ойууны. Можешь такое себе представить?

          0
  • Быйанг
    5 июля 2017  

    Цитата:
    Быянговед Вчера, 19:44
    Какой же он флаг эвенков то? Человек, который натянул историю якутов на мифических автохтонов самоедов. Он ж даже эвенкийские топонимы пытался связать с самоедами. Вот вы тупите то тут постоянно. Особенно мой подопечный.

    Быянговед,
    А ты знаешь, что самоедов тоже называли тунгусами, и поначалу их тоже причислили к эвенкам, как и всех остальных Тунгусов. Они сами потом не захотели быть эвенками и назвались другими названиями.

    0
  • Быянговед
    5 июля 2017  

    Очередной раз садишься сам в лужу, Быянг? То, что ты знаешь, не означает, что так и было на самом деле. Где твои доказательства? И причем, скажу по секрету, самоедами ни ненцы, ни ненцы себя не называют.

    0
    • Быйанг
      5 июля 2017  

      Быянговед,
      Я говорил что ненцы и тп называют себя самоедами? Я говорил что Сомого флаг эвенков? На кой черт ты свои фантазии мне приписываешь? Это ты говоришь, а не я.
      Я говорил: самоедов итп, тоже называли тунгусами. как и других тунгусов севера и Дальнего востока..

      0
  • Быйанг
    5 июля 2017  

    Цитата:
    Быянговед Вчера, 19:44
    Какой же он флаг эвенков то? Человек, который натянул историю якутов на мифических автохтонов самоедов. Он ж даже эвенкийские топонимы пытался связать с самоедами. Вот вы тупите то тут постоянно. Особенно мой подопечный.

    Быянговед,
    А ты знаешь, что самоедов тоже называли тунгусами, и поначалу их тоже причислили к эвенкам, как и всех остальных Тунгусов. Они сами потом не захотели быть эвенками и назвались другими названиями.

    0
    • Могул
      5 июля 2017  

      Быйанг, да уж. пытался и я прочесть труды этого великого Сомоготто, читал. читал и в помойку выбросил. За что его обожают то, а? Однерка, пан Гималайский и прочие? У него действительно бред больного и больше ничего. Но тем не менее полностью отрицать влияние самоедов тоже бред. жили рядом, жили вместе и влияние должно все таки быть. Но мы никак не самоеды.
      Якутский язык сложился давно и он при этом очень развитой, самобытный и глубок. В нем любой язык может потонуть, но влиять, чтоб он изменился никак не может. Говорят русизмов много!? Чушь!

      0
  • Быянговед
    6 июля 2017  

    БЫЯНГ, Покажи, где самоедов называют тунгусами? Русские классифицировали окружающие их народы довольно точно по тем или иным признакам, чаще языку. Так разделяли остяков (группа угорских народов), самоедов (группа ненецких народов), тунгусов, татар, лопарей и прочих. То есть самоедов точто отличали от тунгусов.
    Найди мне цитату, где самоедов и тунгусов путали или причисляли один и тот же народ то к одной группе, то к другой? Скажу тебе больше. Русские отличали и до сих пор отличают самоедский тип оленеводства от тунгусского. То есть казаки не могли путать один народ с другим даже по отличиям в типе оленеводства. Найди мне хоть одну цитату. Ждем. Это твой очередной саммит)

    0
    • Быйанг
      6 июля 2017  

      Быянговед,
      Честно признаюсь. В интернете читал о том что бродячих оотников и рыбаков, казаки всех называли тунгусами. Тунгус от якутского слова Тоҥ уус.. вариантов перевода на русский язык этого слова очень много, некорые может быть быть обидными для современного тунгуса. Но слова этого определения по отдельности переводятся - Тоҥ = Мерзлый. Уус = Род.

      0
    • Быйанг
      6 июля 2017  

      Быянговед,

      Тут нет о самоедах, но рассказывают о том, что все племена похожие на тунгусов, от тунгусов и произошли

      Тунгусы. (История Сибири с древнейших времен до наших дней).
      http://www.etnosy.ru/node/516

      0
    • Быйанг
      6 июля 2017  

      Быянговед,

      Быянговед, пиши мой ник правильно, коверкать ники я тоже умею. Мой ник пишется Быйанг, где НГ якутский транскирилик, заменяющий букву Ҥ, которого нет в русском алфавите. Букв Я в моем нике нет. Это в твой ник пишется - Быянговед,
      А мой ник Быанг - то есть, означает Быянгведавод.

      0
  • в
    6 июля 2017  

    автору топа, вышла недавно книга "Якутские легенды" или истории, недавно на русском языке. Найди ее, там все есть про потустронние миры. Если якутский знаешь, то газета - Кыым постоянно печатает раздел, газета - Эхо столицы, тоже печатает раздел о потустороннем мире,это на русском языке.

    1
  • знаток - что?где?когда?
    6 июля 2017  

    Обо всем этом - о религиях и верах о шаманстве к о вере - есть много научных статей. И над этими феноменами человека много думали все ученые мира, и пришли к выводу о том ,что самая древняя вера или религия - это шаманство , шаман он же жрец в Древнем Египте ,мог делать и гипноз и делать видения толпе из тысяч людей.

    Вообще возможно ,даже именно посредством шаманов - люди могли обретать сверхестественные способности взамен чего либо из этого мира - то есть жертва потусторонним силам.
    А наличие каких то сил не отрицает даже наука.Например полтергейст и сверх паранормальные способности у некоторых людей связанных с религией или вообще простых людй - до сих пор ученые не могут обьяснить.

    А вот ,думаю жрецы Древнего Египта , наверно имели много знаний на счет этого . А эти жрецы как говорил - и есть нынешние шаманы.
    В Якутии есть места - где захоронены ойууны-шаманы , в те места невозможно даже пройти , в тех местах исчезают люди,некоторые пропадают в лесу -плутая по кругу. Люди не знают почему - в некоторых местах ,человек теряет ориентировку и способность логически мыслить- и поэтому теряет дорогу домой.
    Это все как говорят в старину - проделки ойууна,не надо подходить к его могиле. когда человек приближается к могиле ойууна - он уже этим тревожит покой его,и возможно меняются - разные пространственно-временные телурритческие линии местности Земли .
    И эти исследования методов работы шамана - происходят именно от того понимания ,что наша планета Земля имеет свою энергоинформационную оболочку ,которая сообщается к каждым существом и растением на поверхности планеты.
    Вроде бы считается ,что это мозг сам работает ,а возможно совсем не так . Например размер мозга человека и дельфина - одинаков ,однако дельфин не настолько умен по человечьи ,что не может например изучать науки.Может дельфин и умнее в чем то человека,например в передаче сигналов ультразвуком , но с человеческой точки зрения дельфин слаб и его запросто убивают и он ничего не может сделать.
    Информация от Земли передается людям прямо в мозг ,аналогичным образом возможно шаман общался с энергоинформационным портом планеты - волновыми колебаниями на определенных частотах.
    А как еще по научному обьяснить то ,что шаман узнавал события отстоящие от него на 1000 и более км. Или то что узнавал события прошлого или будущего. Когда само тело шамана оставалось ,а путешествие по миру совершал его дух ? Как он мог это сделать ?
    Только одним методом - энергоинформационным обменом ,с планетой,или еще каким порталом . Только так можно обьяснить ,то что провидцы,шаманы,пророки, волхвы , и прочие ясновидящие узнают о каких то событиях прошлого или будущего.

    0
  • знаток
    6 июля 2017  

    Метод и принцип работы шамана.

    Также метод шамана - вроде как запугивание или вызывание восхищения или гипноз для толпы зрителей, применялся шаманом для того ,что бы - люди своими энергоинформационными полями или аурой не мешали и даже помогали - самому шаману в его подключении к энергоинф-му порталу Земли.
    То есть ,шаман и сам мог без помощи людей выйти в астрал, но в определенное время. А для помощи больному в его же доме ,шаману выйти в астрал помогали родственники больного. А чтоб быстрее все происходило шаман пугал зрителей ,что наверно является каким-то стимулом для перехода в потусторонний мир или астрал.

    Вообще много религий используют - толпу людей ,типа для общения с богом. Христиане,ислам .как видим даже шаманы - все используют энергоинформационное поле людей ,для усиления своего сигнала-обращения предполагаемому богу или по научному - всемирному разуму.

    0
  • Быянговед
    6 июля 2017  

    Бый,бый, Если ты не нашел, что самоедов называют тунгусами, то ты соврамши. На вранье тебя постоянно и ловлю. Ни слова правды ты не говоришь. Споришь с Ойуунским к тому же)

    0
  • 3
    8 июля 2017  

    Быйанг потомок хаджи нассреддина он все время врет, даже биографию сомоготто изменил на свой лад, сомоготто уважаемый ученый, земляки нюрбинцы.

    0
    • Быйанг
      8 июля 2017  

      3,
      Прочитай кто такой Сомоготто, что он написал, сравни с этнографами которые били до него, страви с мировоззрением якутов. Узнай где он учился.. только потом возмущайся..
      Это у вас все вранье. На враньем пытаетесь всполошиться. Враньем кормите придумываете себе историю. Вранье публикуете везде по интернету.
      А нам ведь все равно.. настоящая история о Сибирских, и Дальневосточных написана до вашего вранья..
      Китайцы стали участвовать в Тенриянских курултаях, сугуланах

      0
  • Быйанг
    8 июля 2017  

    нику знаток - что?где?когда?,

    У якутов шаманизм как бы у русских колдовство. Различий почти нет

    0
  • Быянговед
    8 июля 2017  

    Давай приведи доказательства, где и что написано. Пиндишь, как дышишь. Скоро слово быйанг будет означать пиндешь в инете, и все благодаря тебе. Вот ж непроходимый. И этот человек возомнил о себе, как о знатоке культуры и истории. Набоался верхов, остальное нафантазировал и готово. Э, не, за слова то надо отвечать, сугуланец ты наш форумский.

    0
    • Быйанг
      8 июля 2017  

      Быянговед,
      Сугуланы и куралтаи якутского народа проводились до Октябрьской революции и после революции при Ойунском.

      Якутские Сугуланы проводились когда принимали степную думу о котором с Императрицей добился Князь,потом Тыгына Дархана внук Сэһэнэ Оржакова Мигалкин. Влияние которого стало распространяться по всей Сибири и Дальнему востоку, из за чего прекратили существование Степной дуры, а взамен дали якутским князьям больше полномочий и прав.

      После Октябрьской революции проводились якутские Сугуланы для образования движений Саха Омук, Они выпускали журналы и газеты. которые на первых порах даже писались в ручную.

      0
  • 3
    8 июля 2017  

    Он учился в ташкенте узбекистане, предлагали хотели оставить аспирантуре, а он уехал в экспедицию в иран, обьездил всю среднею азию, собирал сведеию про якутов, происходение якутов он написал пол века
    Советская время его работы были под запретом,некоторые труды он закидоровал, теперь пытаются раскодировать и написать книгу, так написал в газете саха сирэ доктор исторических наук андриан борисов.

    0
    • Быйанг
      8 июля 2017  

      3,
      Если это ты пишешь про Сомогоҕотто, то он написал свою книгу, после как закончил Ленинградский институт малых народностей Сибири и Дальнего востого, где именно придумали эвенков и эвенкийский язык, назвав - Эвенкил, Язык который до сих пор окончательно не устоялся.. и постоянно разрабатывается

      Его книгу никто не воспринимает. всерьёз. Его книга это его фантазии. А самого его с криками выгоняли с форумов, симпозиумов, не приглашали в конференции, конгрессы консилиумы ученых этнографов. Там фантасты никому не нужны. О Сомоҕотто вспомнили после 2002 годов.

      0
    • Быйанг
      8 июля 2017  

      3,
      Люди на языке Эвенкил еще не разговаривают, го только-только пытаются распространять.. Эвенки говорят на якутском и русском языке. Никакого эвенкила не знают даже сами Эвенки. Для того что бы молодежь обучить Эвенкийскому языку в Нерюнгри открыли учебное заведение Эвенкийского языка.

      0
    • Быйанг
      8 июля 2017  

      3,

      Для того что бы быстро (лет через одинацать) распростронить в Эвенкийских улусах эвенкийский улус. В эвенкийских улусах нужно учить детей в садиках и детских садах на эвенкийском языке. Нужно открывать школы интернаты где педагоги с детьми общались только на эвенкийском языке и там же учили кочевой жизни как пасти оленей, ставить капканы. снимать шкуры с зверьков, Ставить палатки... Рыбачить. Жить в лесу компактной жизнью их предков.

      0
    • Быйанг
      8 июля 2017  

      3,
      Если ты против того что я тут написал, перестаньте поносить якутов, и живите со всеми вместе. Уважайте свою культуру, но перестанье поносить и врать про якутов. У вас есть национальные улусы, где можете распространять свой родной язык и свою культуру. А с нами живите мирно. Мы не против. Любите свою культуру и свой родной язык, но не лезьте к якутам со своим эвенкийским, а наоборот учите что есть якутская культура и якутский язык и куда движется и как развивается в современных условиях, и как продвигают современных условиях в ногу со временем якутскую культуру мы, народ - якуты, самоназвание которых — Саха.
      Саха - есть якуты. Якуты есть саха. Саха - это наше самоназвание. Русские наш народ называют Якутами. Других якутов в Якутии нет.
      Ниши прежние названия Йеке, Йака, Яка, Яко, Якуты. А Саха - это наше самоназвание.

      0
  • Нуу..
    8 июля 2017  

    Быйанг, успокойся воды попей. А то давление выскочет! Из за пару провакаторов эвенков..

    0
    • Быйанг
      8 июля 2017  

      Нуу..,
      Хых...
      Это с чего уменя давление подскочет? ГЫгыгыгы
      Спокойней меня человека еще поискать надо.
      ok hand signthumbs up sign

      0
  • 3
    9 июля 2017  

    Ты сам наверно хункуз, все время пытаешься поносит на якутов, вот на ученого мировым именем якута сомоготто пытаешься оксверкнить, его до сих пор называют якутским гумилевым, он первым доказал автохтоннос саха, по этому саха тюркологы разными грязными методоми хотели устранить, сейчас его ценят, пишут историю по его рукописям, даже завещание написано будущим иследователям продолжит мое дело

    0
  • А таас
    16 июля 2017  

    Какие плодотворные эти вилюйские тунгусы, пишут и пишут всякую херню. Свою историю приписывают саха, особенности нюрбинские и верхневелюйские тунгусы. Ещё один казах идиот выискался.

    0
  • А таас
    16 июля 2017  

    Какие плодотворные эти вилюйские тунгусы, пишут и пишут всякую херню. Свою историю приписывают саха, особенности нюрбинские и верхневелюйские тунгусы. Ещё один казах идиот выискался.

    0
  • Быйанг
    17 июля 2017  

    У якутов есть такой миф

    У якутов есть такой миф о лунной девушке

    Уже у престарелых людей, в очень бедной семье родилась очень красивая девочка, которая возрастом становилась все краше и краше. Когда она уже стала очень красивой девушкой.
    Жили они очень бедно. Родители девушки очень состарились. Соседи их постоянно норовили обидеть. Постоянно во всем притесняли, отбирали последнее.
    Поскольку у девушки родители были старые, девушка ходила к озеру за водой и в лес за хворостом, там за девушкой наблюдал молодой, сильный волк, он незаметно для девушки оберегал её. Волк мечтал превратиться в юношу, чтобы встретиться с этой девушкой.
    Однажды девушку подкараулил и хотел изнасиловать очень плохой молодой человек из богатой семьи, волк защитил девушку, обидчик девушки весь изодранный еле-еле унес ноги.
    После, к родителям девушки пришли братья и отец покусанного волком парня. Они предъявили родителям девушки, в том, - якобы девушка в лесу на их сына натравила её ручного волка, которого она приручила, и старым родителям девушки выставили счет. Старые не люди могли заплатить, Тогда они приказали старикам отдать им дочку, чтобы девушка стала служить кулутом (рабыней). И старые люди от горя и тоски умерли.
    Девушке кулутом жилось очень трудно. Днем у девушка все время работала и даже обратиться к кому ни будь не было времени. Девушка ночами умоляла духа-хозяйку Луны - Сэлэнгэ (Сэлэҥэ) что бы она забрала к себе.
    Однажды девушка ночью пошла за водой к озеру и пропала. Только волк, который был влюблен в девушку по волчьи, который из-за чего мечтал превратиться в юношу, знал куда она пропала. Вот почему волк, теперь каждую ночь воет от тоски по той девушке. А мы с тех пор Луну называем “ЫЙ” то есть “Указать пальцем”. А если долго смотреть на луну, то видим идущую по луне девушку с коромыслом.


    У якутов есть такой миф о Быке года (Дьыл оҕуһа)

    Встерлись как-то домашний и дикий быки и сильно подружились. Дикий рассказывал о своей жизни, домашний о своей. Как то договорились они на время поменяться местами.
    А когда пришло время обратно меняться, встретились опять.
    Домашний бык говорит: мне очень понравилось быть диким быком, я всегда свободный, я гулял на лугах с другими травоядными животными, я научился не бояться хищников, защищать других травоядных. Я очень полюбил диких травоядных.
    Дикий бык говорит: и мне очень понравилось, как люди обо мне заботились. Я научился помогать людям. Научился работать я очень полюбил людей.
    Так они расстались.

    Дикий бык очень горевал о людях, но пойти обратно не мог, там уже был домашний бык.
    Однажды он залез на самую высокую гору и от тоски хотел сброситься оттуда. Но он не упал вниз, он взлетел в небо и превратился в звездочки. С тех пор он с неба помогает людям знаками. – Появляется из-за горизонта один рог – начинаются холода. Оба рога – Морозы. Исчезает один рог – Зима начинает сдавать, исчезнет второй рог - уже начинается Весна. Те, кто сеют и выращивают тоже ориентируются по звездочкам созвездия быка.

    У якутов есть такой миф о земле, воде, и гагаре.
    Тангара, создал землю и любуясь своим творением решил — тут будет Симилэх, наберу все самое и сделаю самое лучшее место на всем мире (космоса). Земля не могла быть ничьей и поселил Таҥара Сиэйэ хозяйкой земли. Обнаружила Сиэйэ, то, чтобы могли засцвели деревья и растения на земле нет воздуха и воды. Попросила Сиэйэ Таҥара что бы Уххан расплавил камень, что бы камень превратился в воздух. Таҥара отправил Уххана. Уххан натворил делов, из-за чего камень взорвался и превратился в пыль и пепел, а из этого пепла появились букашки и черви. Из-за стыда Уххан ушел в нижний мир. Тогда на помощь пришёл Энил. Энил покрыл своим телом землю и создал воздух. Но деревья и другие растения все равно не взошли. Сиэйэ попросила Таҥара что бы была вода на земле. Таҥара насильно отправил на землю Чынкылыын. Чынкылыын не хотела на Землю. Тогда Таҥара схватил приказал жестоко, что та оставила на небе свое коромысло, оно поломалось пополам и нам они видны как два большой и маленькой ковша, - одна чуть ближе поэтому больше, другая чуть дальше поэтому меньше. Так Чынкылыын стала духом-хозяйкой воды на земле, и затопила всю землю водой.
    Сиэйэ – хозяйка земли пожаловалась Таҥара что земли утонула под воду и растениям негде вырасти. Тогда Таҥара отправил на землю самого шустрого небожителя что бы тот достал землю из под воды, но тот обиделся от такого предложения и ушел в нижний мир. И вдруг Таҥара увидел как по воде плавает гагара. Таҥара говорит ему: нырять умеешь? Достань из под воды земли. Гагара не согласилась. Таҥара стал кидать в гагару звездочками. Тогда гагара стала нырять под воду, доставать землю и стал кидаться землей, но не мог докинуть, так появилась земля. Сиэйэ воскликнула – Сатана то есть = получилось. Гагара поняла это как её разоблачили и опять убежала в нижний мир. Это был тот самый обидевшийся небожитель.
    Потом расскажу как Сиэйю стали называть Аан алахчын. По мифологии якутов это связано с ананнаах Айыы. Тех самых Белых Айыы которые создали людей на земле.

    ***Слово Ананнаах теперь по грамматике якутского языка используется как Аналлаах, но в диалекте некоторых улусов остался.
    http://sakhatyla.ru/translate?q=аналлаах
    Якутский → Русский
    аналлаах
    1) имеющий назначение, с назначением; 2) назначенный, определённый; выделенный; аналлаах киһи выделенный человек

    0
  • Быйанг
    17 июля 2017  

    Вот еще легенды о якутах.
    Ленды о Майаҕатта Бэрт Хара

    Бэрт-Хара
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?f=15&id=4198776&qf=21260622&qs=67322518



    Бэрт-Хара и сын Дыгына Мёчёкё-Бёгё
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?f=15&id=4198769&qf=21260624&qs=67322518



    Бэрт-Хара и силачи Намского улуса
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?f=15&id=4198770&qf=21260625&qs=67322518


    Бэрт-Хара и Дыгын (Тыгын)
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?f=15&id=4198771&qf=21260628&qs=67322518


    Бэрт-Хара — предок Бэрт-Усовского наслега
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?f=15&id=4198768&qf=21260645&qs=67322518

    0
  • Ян З.
    17 июля 2017  

    Вот

    Ещё вот слышал от якутов-очевидцев:
    1) Один из них незадолго до трагической гибели родственника несколько раз видел его фантом, пытался с ним заговорить, но фантом молчал, а потом уходил. Такое вот предупреждение.
    2) Другой рассказывал, что его дед в юности был комсомольским лидером в деревне. Шёл раз с комсомольского собрания через лес. И напало на него нечто огромное, чёрное, человекоподобное, пахнущее падалью. Боролись, боролись, никто никого не поборол, а потом тот исчез, как сквозь землю провалился, только запах тлена остался. Комсомолец на следующий день сдал свой комсомольский билет, сказав, что, мол, комсомольцы не должны верить ни в бога, ни в чёрта, а он чёрта этого видел.
    3) У третьего умерший двадцатилетний родственник очнулся в гробу в день похорон. Потом говорил, что какие-то голоса сказали: «Не тот!» и вытолкнули из темноты. В итоге прожил до 90 лет.
    За что купил, за то и продаю. Как услышал – так и передал.

    0
    • Ян З.
      18 июля 2017  

      Вот ещё

      1. Ехал чел на машине через лес от одной деревни к другой. Видит, впереди идут двое, мужик и баба, в древней якутской одежде. Остановился, спросил, не надо ли куда подвезти. Те молчали, улыбались. Подивился, догнал их, поглядел назад, а их нет и нигде не видать.
      2. Спали трое в палатке. Одного всю ночь кто-то пытался вытащить, тянул за ногу, волочил, аж ссадины по всему телу остались. Только заснёт – тянет кто-то, просыпается – никого нет. Проснулся утром - лежит не в палатке. А двое других спали аки младенцы. Но в течение года те двое померли.
      Вообще, многие местные, оказ-ся, могут что-нибудь да рассказать.

      0
      • Ян З.
        18 июля 2017  

        А ещё

        В 1915 г. священник Походной Угулятской Благовещенской церкви Попов писал благочинному Якутской епархии Синявину о том, что в Верхневилюйском улусе инородцы выкопали гроб и извлекли желудок покойницы для лечения больного инородца по совету шамана.
        В 1925 г. был издан указ Якутского областного правления о порядке погребения трупов инородцев «при их обнаружении в амбарах и на столбах».

        0
  • айгор
    17 июля 2017  

    А есть ли миф о покровителе народа саха солнечном коне Джесегей ? Так много говорят о Джесегей ,а некоторые саха даже не представляют , кто это такой человек или конь ? и почему он из солнечного улуса ? Выходит - их много ,и он один из них -Солнечный конь Джесегей ?

    Это очень занятная легенда или миф ,или представление народа саха о своих божествах .

    Вот этот миф ,уж точно тунгусы не знают, и рода Хоро которые пришли из монголии тоже ,это миф чисто народа Саха.
    Как известно в якутии обьединились три народа - тунгусы,хоро-манчжуры, и собственно Саха.

    0
    • Я знаю
      17 июля 2017  

      Как-то так

      Дёсёгёй, как и другие небожители, имеет вполне себе человеческий облик. В фольклоре Дёсёгёй часто принимает образ белого жеребца с раскатистым ржанием, так он скачет по Среднему миру. А так Дёсёгёй живёт на северо-восточной стороне неба, на одном из верхних его ярусов (восьмом), в шестиугольном бревенчатом доме, обшитом снаружи белой конской шкурой. Это – "страна белого неба, с травами и деревьями, с которых капает, подобная сливочному маслу, живительная молочная влага". Все небесные ярусы - солнечный улус.
      17 в. «Они убеждены в существовании некоего бога в небе. У них в году всего один праздник, они празднуют его весной, с большой торжественностью. Разжигают большой костёр и поддерживают его во всё время, пока длится праздник. На празднике употребляют кумыс (водку из кобыльего молока), его же выливают в огонь с восточной стороны. Живут они в берестяных палатках. Язык их наполовину совпадает с языком магометанских татар, живущих вокруг Тобольска».
      18 в. «Кланяются идолам деревянным и берестяным, а паче солнцу, месяцу и огню, а во время собрания (ысэха) на питье квашеного кобылья молока бросают на огонь жирные куски мяса, выливают масло, лют кумыс в честь творцов и дьяволов. Многие приемлют святое крещение, да и некрещёные, буде из них которому прилучится идти мимо святой церкви, кланяются пред оною и, опуская руки к земле, говорят на своем языке «тагара», что значит «великий бог», не упоминая при этом других различных имён, которые они в числе своих богов поставляют, а именно: Юрюн Ар, Хомпорон Хотой, Хан Чесегей, Сюге Тоён, Иахсыт».
      19 в. «Кобылы и лошади были когда-то нашим божеством. Мы почитали их, потому что ими жили»; «Боги, чтобы создать якутский народ, спустили в Средний мир белую кобылицу, и народ этот происходит от неё» (фолькл.); «И пусть с благодатного белого неба лучезарное божество Уот Дёсёгёй даст нам белошерстные табуны лошадей» (фолькл.).

      0
      • Ян З.
        17 июля 2017  

        Да

        "Лют кумыс" = "льют кумыс".
        В начале 18 века шведский исследователь Филипп Стреленберг впервые отнёс якутский язык к тюркским языкам, сопоставив его с другими языками этой группы. Он отметил, что якутск. яз наиболее близок к языкам тобольских татар и чувашей.

        0
  • кулумнуур
    кулумнуур
    Охотник Рыболов
    10 января  

    Почитайте книгу Г.В. Ксенофонтова Шаманизм.
    Почитайте труды Эргиса, Сэhэн Боло, Березкина.
    Работы А. Борисова на основе фольклорных данных

    0
    • Быйанг
      10 января  

      кулумнуур,

      Вот как раз Ксенофонтов дает понять о том, что такое шаманизм, и какая вера якутов.

      Мы - Танграинцы - Верим в одного бога - Таҥара (Тангара). Вера называется - Итэҕэл, чение веры — Айыы үөрэҕэ (Айы́ юёрэгэ).

      0
  • Бельфегор
    Бельфегор
    Belaev Fedor Egorovich
    10 января  

    сказание о Дженнике не забудьте.

    кто и за что содрал с него живого кожу и растерзал его беременную жену.

    0
  • Быйанг
    10 января  

    Цитата:
    Набнар Вчера, 13:03
    Быйанг, откуда инфа?

    Набнар,
    А ты проследи историю о якутах. Якуты никогда не были кочевниками

    0
Ответ на тему: Якутские легенды
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания