Ленд Лиз
bliko808  -    1206
о деятелях Второго фронта Ленд Лиз;
9-мая 2017 года вся страна отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Свой весомый вклад в разгром фашистской Германии внесли участники перегоночной трассы Аляска - Сибирь. В преддверии праздника мы вспомним о вкладе участников трассы и 1-й Краснознаменной авиационной дивизии, оставшихся после войны работать в Якутии, в развитие ее авиации.

После перегонки в авиации Якутии остались работать около 50 человек летного состава, служивших в основном в 8-м транспортном отряде 1-й авиадивизии. Это были летчики, прошедшие войну, сражавшиеся на фронтовом небе с хвалеными асами фашисткой Германии и переведенные в 1942-1943 годах на перегоночную трассу, где были особо тяжелые условия полетов.
Они, пройдя горнила страшной войны и суровые условия перегонки, обладали колоссальным опытом летной работы, что было чрезвычайно важно для начавшего свою самостоятельную деятельность Якутского управления ГВФ.
С 1946 года началось становление службы движения, а также служб связи и радионавигации. С перегоночной трассы остались работать более 35 специалистов этих служб.
В 1945 году преобразованный с АРМ-31 АРМ-52 был переведен на самостоятельный баланс. При ликвидации перегоночной трассы остались работать более 20 специалистов ИАС.
Сотни работников наземных служб основных и запасных аэропортов трассы продолжили свою деятельность после ее ликвидации.
В общей сложности более 400 участников трассы продолжили работать в составе Якутского управления ГВФ.
Кроме этого продолжали обслуживание авиации Якутии работники более 80 АМСГ и станций Якутского управления гидрометеорологии.
После войны поступили работать в подразделения ЯУГВФ около 400 участников Великой Отечественной войны. Участники ВОВ и перегоночной трассы до 70-х годов составляли основной кадровый костяк авиации республики и командно-руководящего состава авиапредприятий. Пилоты перегоночной трассы возглавляли летную службу.Они были нашими учителями и наставниками.

Заместителями командиров 14-го авиатранспортного отряда по летной службе работали Браташ Владимир Львович, Неклюдов Алексей Васильевич, Кузьмин Валерий Ильич; командирами, заместителями командира АЭ – Сладков Н. М., Дьяков Н. А.; старшим штурманом 46ТАО – Кондрашов Михаил Николаевич. Заместителем командира Якутской отдельной авиагруппы (ЯОАГ) по летной службе работал Неклюдов Алексей Васильевич; заместителем начальника ЯУГВФ – Масляков Петр Александрович; старшими инспекторами безопасности полетов ЯОАГ, ЯУГВФ (тогда еще не было отдела инспекции БП) работали Неклюдов Алексей Васильевич и Козин Федор Матвеевич.
Первыми командирами созданного в 1949 году учебно-тренировочного отряда №17 (УТО-17) стали пилоты 1-й Краснознаменной авиадивизии Непомнящий Дмитрий Селиверстович и Тарасов Свет Иванович.
Как видим, послевоенное становление и развитие организации летной работы в авиации Якутии состоялось под руководством пилотов перегоночной трассы и вчерашних военных летчиков.
Летному составу первых послевоенных лет досталось сложное время работы.
Начиная с конца 40-х годов в республике развернулись широкомасштабные геологоразведочные работы по поиску, в первую очередь, коренных месторождений алмазов и золота. Страна, с трудом восстановившая разрушенное войной народное хозяйство, остро нуждалась в больших объемах финансовых ресурсов, валюте. Самым перспективным регионом по добыче золота и алмазов оказалась Якутия.
В 1948 году впервые экипажи пилотов 14АТО - участников перегоночной трассы Кузьмина В. И., Осипова Б. С., Шелехова В. Г. обслуживали геологов, ведущих разведку месторождений алмазов. Это было начало масштабной работы авиации Якутии по обслуживанию геологоразведки по поиску алмазных месторождений. Разведка велась в верховьях и среднем течении рек Вилюй и Марха, там, где не ступала еще нога человека.
Эти места еще не обслуживались гидрометеослужбой, была очень непростая радиосвязь. Все посадки самолетов производились с подбором площадок с воздуха.
Обслуживание геологических партий авиацией проводилось на пределе человеческих возможностей. В этих условиях пилотам иногда приходилось нарушать установленные правила и инструкции ГУГВФ.
Площадки для посадки самолета подбирались с воздуха на галечных и песчаных косах рек. Отдельные летные командиры подбирали площадки для посадки двухдвигательных Ли-2, составляли инструкции полетов на эту площадку и организовывали работу экипажей. Сегодня за такую самодеятельность не только сняли бы с летной работы, однако стране нужны были алмазы, а это было главное. Такие условия полетов требовали от летного состава предельной собранности, внимания, что в свою очередь способствовало повышению профессионализма пилотов.

В 14 АТО, 234 ОСП стали активно заниматься организацией летной работы, в штатном расписании ЯТУГВФ, отрядах появились должности заместителей начальника управления и командиров отрядов по летной службе, регулярно проводились в летных отрядах разборы командно-летного, летного состава, на которых рассматривались те или иные полеты и давалась профессиональная оценка действиям экипажей. В повышении квалификации летного состава важную роль сыграл учебно-тренировочный отряд №17 (УТО 17).
Немаловажную роль в соблюдении экипажами летных нормативных актов сыграл институт инспекторов по безопасности полетов ЯТУГВФ.Вчерашние военные и перегоночные пилоты, перейдя работать в гражданскую авиацию, столкнулись с проблемой эффективности эксплуатации воздушных судов. В течение ряда послевоенных лет существовал метод закрепления экипажей за самолетом. В 1953 году В. И. Кузьмин выступил с инициативой открепления экипажей от самолета, что дало увеличение налета часов на списочный самолет в 2 раза.
Из пилотов перегоночной трассы выросли крупные хозяйственные руководители. Командирами 14 АТО работали Георгий Иванович Катюхов и Владимир Львович Браташ, 140 ОСП – бывший флагманский бортрадист трассы Петр Аполлонович Кухто. Его отряд вместе с 14 АТО базировался в аэропорту Якутск. К 1958 году14 АТО эксплуатировал 50 самолетов Ли-2 и 13 Ил-14. По этой причине аэропорту стало не хватать места для обслуживания двух авиапредприятий. В этих условиях начальник ЯОАГ генерал Горский И. М. издал чисто военный приказ №204 от 4 июля 1957 года, где было указано «Командиру 140 ОСП П. Кухто до 12 июля 1957 года весь самолетный парк со своими службами перебазировать в аэропорт Маган». В так называемом аэропорту Маган были две землянки и недостроенный небольшой аэровокзальчик. И как в суровую якутскую зиму командир сумел организовать не только перезимовку отряда, но и обеспечить деятельность предприятия – уму непостижимо.
Знаменитый батя Кухто – так его с любовью и уважением звали работники отряда – не только сумел организовать зимовку предприятия при минус 50-60 градусах на голом поле, которое громко называлось аэропортом Маган, но и создал одно из самых крупных авиапредприятий применения авиации для нужд народного хозяйства (ПАНХ) Якутского управления ГВФ.
140 ОАО, впоследствии переименованный в Маганский ОАО, обслуживал нужды 11 районов республики, он состоял из двух крупных летных отрядов – 288-го вертолетного и 140-го самолетного – а также из авиатехнической базы, службы движения, базового аэропорта Маган и более 10 приписных аэропортов.
В этом отряде первой в управлении осваивалась эксплуатация самолетов Як-12, Ан-2, Л-410 и вертолетной техники.
Руководимый Кухто Маганский ОАО стал альма-матер для всех авиапредприятий ПАНХ республики.
На базе эскадрилий и звеньев Маганского ОАО, базировавшихся в других аэропортах, были созданы Нюрбинский, Жиганский, Батагайский, Зырянский, Олекминский, Усть-Нерский ОАО, Сангарская объединенная авиаэскадрилья.
Петр Аполлонович был строгим, но справедливым командиром, пользовался заслуженным авторитетом среди личного состава.
Он за 10-12 лет на пустом месте построил один из крупнейших аэропортов Якутии с необходимой производственной инфраструктурой, новый каменный аэровокзал с пропускной способностью в 100 пассажиров в час, кроме того построены служебные помещения во всех приписных аэропортах, в аэропорту Маган был построен авиагородок со школой, медпунктом, столовой, детским садом.
Кухто П. А. особое внимание уделял подбору, расстановке командно-летных, командно-руководящих кадров и вырастил известных не только в республике командиров летных отрядов: 288-го вертолетного – Зернова Н. Н., Заслуженного пилота СССР – РосляковаЛ. С., Куликова В. П., Котенко А. Е., Лебедева В. В., Кацюка В. С.; 141-го летного – Похожаева В. С., Громова Л. И., Простита И. А.; начальников АТБ Негенбля И. Е., Рогалева О. А.; начальников аэропортов – Авдеева Б. М., Бубякина В. И., Камышьева И. И., МаметьеваГ. И., Токарева С. П., Шакирова Г. К. и др.
Маганский отряд внес неоценимый вклад в разведку месторождений нефти и газа на устьях Вилюя, Чаянде, золота – в Верхоянье, Усть-Яне, Оймяконе, Томпонском районе; в обслуживание оленеводческих совхозов в Томпонском, Олекминском районах; в дело защиты домашнего скота, оленей от волков.в охрану лесов; в обеспечение работы санитарной авиации на 1/3 территории Якутии и внутриреспубликанских пассажирских перевозок.
О роли Маганского ОАО в социально-экономическом развитии Якутии свидетельствует присвоение звания Заслуженного пилота СССР, РФ РосляковуЛ. С., Яковлеву И. И., Бесаеву Т. А., Савостину А. В., Меньшикову Н. В., награждение многих десятков работников предприятия орденами, медалями СССР, присвоение почетных званий республики.

За заслуги перед республикой Кухто был П. А. награжден орденом Трудового Красного Знамени, присвоением звания Заслуженного работника транспорта ЯАССР. Последние годы жизни он руководил Батагайским и Тиксинским ОАО. Имя славного сына белорусского народа, участника перегонки американских боевых самолетов на фронт, одного из видных руководителей авиации Якутии присвоено самолету Л-410 авиакомпании «Полярные авиалинии».

Крупным хозяйственников и организатором воздушного тра
Ответов 2 Написать ответ
Ответ на тему: Ленд Лиз
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания