кто читал "Эволюция черной веры у якутов."
1  -    495
"Эволюция черной веры у якутов." Книга от 1902 года, известного отечественного этнографа В.Ф.Трощанского, в которой подробно рассматривается развитие шаманства, или "черной веры", у якутского народа. В работе описываются особенности первобытной религии и древних верований якутов, освещается эволюция религиозных представлений якутского народа. Рассматриваются понятия якутов о жизни и душе, о смерти, представления о загробной жизни, их основные обряды, культ предков и жертвоприношения. Описывается процесс обучения и посвящения шамана, читал , а также инструменты, употребляемые шаманами. Развитие религиозных представлений у якутов сопоставляется с особенностями шаманских верований других народов
Ответов 17 Написать ответ
  • 1
    20 апреля  

    шарлатаны в 90- годы религию переписали((
    придумали сотни разноцветных айы, итигела богом сделали?

    0
  • Тонгоа
    20 апреля  

    Трощанского критиковали местные ученые сильно. Их оскорбила определение черная. Мол у нас только белое кричали они. Арийская вера тангарианство

    0
    • Быйанг
      20 апреля  

      Тонгоа,
      Нет у нас ни белой, ни черной веры.. есть Айыы үөрэҕэ — учение веры - Итэҕэл. Люди следуют Учению белых Айыы

      0
      • Ч-25
        20 апреля  

        Быйанг, Есть чёрная вера,если есть белый шаман то есть чёрный шаман.его носят бесы всю жизнь награждая болезньями,а он в свою очередь питается энергией людей и беседует не с богами а с бесами.нет у них богов,у них нет души

        0
        • Быйанг
          20 апреля  

          Ч-25,
          Нету у нас никаких белых шаманов.. Это русские придумали каких то белых шаманов. И вообще шаманы у якутов - это как у русских колдуны, ведьмы, ведуны, знахари итп.. К Итэҕэл они никаким боком...
          Ойуун вам не шаман. Ойуун учитель учения - Айыы үөрэҕэ, веры Итэҕэл

          0
  • Быйанг
    20 апреля  

    Это один таких как ты тупой..

    Прочитал о Хара Айыы, и о понятии Иччи, и давай писать о черной вере якутов..
    А между тем, у Христиан тоже есть Черные ангелы и духи, ад, где обитают черти, дьяволы и Сатана

    0
    • 1
      20 апреля  

      Быйанг, не читалО)
      Вот у бурят вера до буддизма была шаманизм, это читал.
      Было 4 тэнгэри, в том числе и ара тэнгэри, это тэнгэри живущий сзади или на западе.
      А так позже с развитием возникли 55 западных и 44 восточных тэнгэри.
      Возможно Лазарь и решил это переписать с древнебурятского шаманизма, приудмал 8 небес, 99 иччи, и бога итигела))
      Он же не знал, что умные книги посредством интернета через 20 лет будут всем доступны))

      0
      • Быйанг
        20 апреля  

        1,
        Будизм - некоторая часть веры Итэҕэл, - учение верования которая называется итэҕэл - Айыы үөрэҕэ.

        0
  • Иди орочон
    20 апреля  

    Делом займись! Найди се молодую эвенку и ребенка старайся настрагать. Может получится! А то так зря ты прожил получается на Орто Дойду!

    0
  • Быйанг
    20 апреля  

    1,
    Бурятские ученые этнографы тоже недоумении, почему это их тунгусов записали эвенками.. Наши якутские тунгусы, хоть понимают что эвенками они записались сами, чтобы получать льготы из ООН, и якуты понимают это, считают что если есть такие льготы, то пусть получают наши люди. в 2002 году, в северных улусах с небольшим населением, где можно создать национальных эвенкийские улусах усиленно стали пропагандировать записаться в эвенки, у кого хотя бы бабушка или дед были тунгусами, (тунгусы это только те, кто жили в отдельно от людей, в лесу за счет охоты, и разведением оленей) , которых называли - Тоҥ уус (мерзлый род).. Все могли записаться эвенками..

    "Итэҕэл" не бог! — Так называлась вера якутов. Учение веры Итэҕэл называется Айыы үөрэҕэ.

    0
  • Быйанг
    20 апреля  

    Однерка, рассорить нас с Казахами не получилось, теперь пытаешься рассорить с бурятами? Не получится. Буряты это бывшие якуты. Они по стечению обстоятельства изменили свой язык. Буряты, не стану рассказывать почему, ушли в Китай.. Они и есть потомки Гантимурова. Тунгусо-Маньчжурский казачий полк на самом деле и есть те самые которые ушли с Гантимуровым якуты. Буряты хоть и забыли свой родной язык, сохранили часть веры - Итэҕэл. Они когда РИ изменила свою позицию к Тунгусо-Маньчжурскокому казачьему полку, вернулись на Родину. Гантимурова официально простили, даже наградили титулом Русского Дворянина. А во время Праления Петра первого дворянами стали называть служащих государству, и награждали тем кто прославился своими деяниями перед Отечеством. Даже таких, которые остановили свой след в истории, как Бригадир, Губарь -Постник Иванов, Стрекаловский, Павлов, Архипов итп которые на устье Вилюя занимались грабежами кораблей, которых к себе вызвал - Пушкин Василий - воевода, который желал казнить их, они ослушавшись ушли из Жиганска, остановились и построили зимовье Оленек, потом они спустились далье и ушли и создали Оймекон. Так они стали героями , которых почтили за их труд, в осваивании новые территории, для государство РИ, наградили титулами Русского Дворянина.

    0
  • !
    20 апреля  

    У евреев есть Каббала, ответвление иудаизма. Там тоже занимаются черной магией.
    Там занимаются против тех людей которые ненавидят евреев.

    0
    • Быйанг
      20 апреля  

      !,

      А якуты тут причем? У нас нет черных магов в вере.
      А шаманы - ЭТо как колдуны, Ведьмы, Ведуны у русских. Они вне якутской Итэҕэл, а учение Айыы үөрэҕэ ведет только к доброму, к светлому..

      К стати, слова Иогово; Яхве в древнееврейском языке читается - Аҕабыт = Отец наш

      0
    • 1
      20 апреля  

      !, может и так))

      Цитата:
      Христианство - это навязанный чёрный культ Озириса

      Христианство - это навязанный чёрный культ ОзирисаВ разных странах и империях культ Озириса мог иметь разные названия, но суть его от этого не менялась. Менялось только название и имя сына Божьего, умершего за грехи всего человечества и обещающего райскую жизнь своим последователям после смерти. Этот культ в Малой Азии назывался культом Аттиса (Attis), в Сирии — культом Адониса (Adonis), на землях Ромеи — культом Дионисия (Dionysius) и т.д. Все эти культы были зеркальным отражением культа Озириса. Меняли только имя сына Божьего и добавляли туземной «экзотики» и поправки на место и время при создании «нового» культа. Несколько тысячелетий применения культа Озириса в виде психологического оружия показали его действенность в рабовладельческом государстве. Именно поэтому иудеи предлагали данный культ всем правителям, которые стремились к абсолютной власти. Может возникнуть вопрос: зачем иудеям помогать власть имущим в разных странах получать абсолютную власть и помогать им эту власть удерживать с помощью религии?
      Существует несколько причин подобной «странности».

      Во-первых, к абсолютной власти стремятся обычно люди с огромными личными амбициями и… не обладающие необходимыми качествами и свойствами, которые бы соответствовали уровню их амбиций. Другими словами, это люди, несущие в себе ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕКОС. Подобные люди являются превосходным инструментом в руках Тёмных Сил.

      Во-вторых, культы Озириса, Аттиса, Адониса, Дионисия, а позже и Христа, зомбируют людей, превращая их в рабов не только телесных, но и духовных. Эти культы, которые на самом деле являются культом всё того же Озириса, вне зависимости от носимого названия, внушают людям мысль, что всё, происходящее с ними, включая и рабство, есть ни что иное, как наказание Божье за грехи или же испытание Божье, ниспосланное человеку для проверки его веры. И если человек безропотно всё это принимает, его наградой за это будет вечная райская жизнь…

      В-третьих, эти культы несут в себе «троянского коня» — идею об избранности иудейского народа. Через эти культы людям навязывают мысль о том, что иудеи — высшие существа, якобы избранные самим Господом Богом для проведения его замыслов на Мидгард-Земле.

      В-четвёртых, большинство из тех, кто имел эволюционный перекос, имели ещё и различные патологические «слабости», которые весьма искусно культивировались в них всё теми же иудеями, через контролируемую ими же систему «развлечений». Таким образом, эти люди «сидели» у них на «крючке», и поэтому ими было легко манипулировать.

      В-пятых, для захвата в свои руки законной власти этим изгоям требовались большие финансы, которые им «любезно» предоставляли всё те же иудеи.
      Таким образом, абсолютная власть в руках людей, имеющих эволюционный перекос, позволяла иудеям, как правило стоящим за подобными людьми, планомерно выполнять СВОЮ ПРОГРАММУ МИНИМУМ — ИЗНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА.

      0
  • Надо бы почитать
    24 апреля  

    Трощанский В.Ф.
    Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Изд.2
    URSS. 2012. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02997-1.
    Серия: Академия фундаментальных исследований: ЭТНОЛОГИЯ
    Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1902г.)
    Аннотация
    Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного этнографа В.Ф.Трощанского (1843--1898), в которой подробно рассматривается развитие шаманства, или "черной веры", у якутского народа. В работе описываются особенности первобытной религии и древних верований якутов, освещается эволюция религиозных представлений якутского народа. Рассматриваются понятия якутов о жизни и душе, о смерти, представления о загробной жизни, их основные обряды, культ предков и жертвоприношения. Описывается процесс обучения и посвящения шамана, виды шаманов (черные и белые), а также инструменты, употребляемые шаманами. Развитие религиозных представлений у якутов сопоставляется с особенностями шаманских верований других народов.
    Книга, написанная более ста лет назад (первое издание вышло в 1902 г.), будет интересна этнологам, историкам, религиоведам, культурологам, а также самому широкому кругу читателей.
    Оглавление
    Предисловiе Н. Ф. Катанова
    Введенiе
    Глава I.    Оживотворенiе и одухотворенiе предметовъ и явленiй органическаго и неорганическаго мiра. Мифъ и первобытная религiя
    Глава II.    Родственные якутамъ народы. Прародина якутовъ
    Глава III.    Двойственность олицетворенiя силъ природы. Ajы и абасы. Генезисъ идеи творчества у якутовъ. Iччi. Эволюцiя религiозныхъ представленiй якутовъ
    Глава IV.    Урун ajы Tojoh и связь его съ солнцемъ. Второстепенные ajы и ихъ функцiи
    Глава V.    Древнiя верованiя якутовъ относительно Неба и Земли. Танара. Луна. Громъ и его олицетворенiя. Огонь и его iччi. - Iччi домашнихъ предметовъ и кузнечныхъ инструментовъ. Iччi места. Почитанiе животныхъ
    Глава VI.    Абасы. Различiе между ними по ихъ местожительству и характеру деятельности. Улу Tojoh. Арсан Дуолаi
    Глава VII.    Понятiе якутовъ о жизни и душе. Тын, кут, сур
    Глава VIII.    Болезнь и смерть. Загробная жизнь. Уор. Отношенiя между живыми и покойниками
    Глава IX.    Похороны: два способа хоронить покойниковъ
    Глава X.    Культъ предковъ. Изображенiя и идолы
    Глава XI.    Жертвоприношенiя. Празднества
    Глава XII.    Шаманство. Шаманы, шаманки и манарiк'и. Кузнецы
    Глава XIII.    Бубенъ и другiе инструменты, употребляемые шаманами. Шаманскiй плащъ
    Глава XIV.    Обученiе и посвященiе шамана. Белые и черные шаманы. Колдуны
    Глава XV.    Заключительныя замечанiя
    Приложенiе I, къ страницамъ 108--127. Э.К. Пекарскаго
    Приложенiе II, къ страницамъ 128--145. Э.К. Пекарскаго
    Приложенiе III, о верованiяхъ якутовъ А.А. Наумова
    Приложенiе IV, о жертвоприношенiи. В.В. Попова
    Изображенiя шаманскихъ плащей и бубновъ,шамана съ бубномъ и аранас'а
    Указатель
    Предисловие
    Предлагаемое при семъ вниманiю публики сочиненiе В.Ф.Трощанскаго было закончено 25 декабря 1895 года; затемъ въ теченiе 1896 и 1897 годовъ оно переписывалось авторомъ набело, причемъ исправлялось и переделывалось, но закончить переписку авторъ не успелъ, скончавшись 28 января 1898 года. Передъ смертью авторъ все свои бумаги завещалъ Э.Е.Пекарскому, проживающему ныне въ г.Якутске. Рукопись В.Ф.Трощанскаго неоднократно была проредактирована Э.Е.Пекарскимъ, который при редактированы былъ очейь остороженъ, делая поправки лишь въ техъ случаяхъ, въ которыхъ авторъ привыкъ полагаться на него, г.Пекарскаго. Передъ отсылкою рукописи ко мне Э.Е.Пекарскiй счель нужнымъ еще разъ тщательно просмотреть ее. Для указанiя, какiя выноски принадлежатъ автору и какiя редактору (т.е. Э.Е.Пекарскому), г.Пекарскiй все свои выноски обозначилъ звездочками, а авторскiя цыфрами. На главы статья была разделена авторомъ, но перечень содержанiя каждой главы сделанъ г.Пекарскимъ, этому-же последнему принадлежатъ и все исправленiя выдержекъ изъ "Верхоянскаго Сборника" И.А.Худякова (Иркутскъ, 1890). Выдержки эти исправлены все по якутскому тексту, почему не следуетъ удивляться, если на той или другой изъ указанныхъ въ работе Трощанскаго страницъ окажется не совсемъ похожiй, а иногда и совсемъ непохожiй на Худяковскiй переводъ отдельныхъ местъ. Сравненiе последнихъ наглядно указываетъ на настоятельную необходимость новаго изданiя "Верхоянскаго Сборника" въ исправленномъ его виде; о необходимости переизданiя этого труда Э.К.Пекарскiй заявилъ уже печатно: на стр.197--205 "Известiй Восточно-Сибирскаго Отдела Император. Рус. Географическаго Общества" тома XXVI, NN4--5 (Иркутскъ, 1896).

    Сочиненiе В.Ф.Трощанскаго снабжено 4 приложенiями. Въ приложенiи I-мъ Э.К.Пекарскiй помещаетъ часть имеющейся у него точной копiи съ "Якутскихъ показанiй", которыя, какъ можно убедиться изъ сравненiя съ соответственнымъ отделомъ въ известномъ "Сборнике обычнаго права сибирскихъ инородцевъ" проф. Самоквасова, можно и должно считать за первоначальный текстъ этого отдела, пока онъ не подвергся еще последовавшимъ затемъ измененiямъ, сокращенiямъ и даже искаженiямъ; помещая эти отрывки, Э.К.Пекарскiй имелъ между прочимъ ввиду ознакомить публику съ этимъ именно матерiаломъ, важность котораго признана всеми, занимающимися изученiемъ якутскаго обычнаго права, Въ приложена II-мъ Э.К.Пекарскiй почти дословно помещаетъ полученную имъ отъ нынешняго консерватора Якутскаго Музея П.В.Оленина выписку объ имеющихся въ Музее шаманскихъ плащахъ. Въ приложенiи III-мъ помещено несколько ответовъ на вопросы Агапитова, записанныхъ со словъ якутовъ воспитанникомъ местнаго реальнаго училища Афанасiемъ Алексеевичемъ Наумовымъ и не лишенныхъ интереса въ томъ смысле, что въ нихъ находятся некоторыя детали, до сихъ цоръ не встречавшiяся въ литературе. Въ приложенiи IV-мъ студентъ Казанской Духовной Академiи В.В.Поповъ, согласно телеграмме котораго Э.К.Пекарскiй выслалъ мне настоящее сочиненiе покойнаго Трощанскаго, помещаетъ описанiе якутскаго жертвоприноiпенiя, извлеченное, имъ, г.Поповымъ, изъ портфеля Миллера. N509 въ Московскомъ Архиве Иностранныхъ делъ, тетр. 2-й, озаглавленной "Известiе о шаманахъ или колдунахъ сибирскихъ". Покойному В.Ф.Трощанскому, кроме настоящей работы, принадлежать еще печатный "Опытъ систематической программы для собиранiя сведенiй о дохристiанскихъ верованiяхъ якутовъ" (Казань, 1897). Какъ въ настоящей работе, озаглавленной "Элолюцiя черной веры у якутовъ", такъ еще более при составленiи "Опыта систематической программы" г.Трощанскому много помогалъ В.М. Iоновъ. Изследованiемъ верованiй у якутовъ занимались многiя лица, напр.: профессоръ Меркъ-1806 г., князь Костровъ-1878 г., Гороховъ-1882 г., Припузовъ-1884 г. Приклонскiй-1886 г., Виташевскiй-1890 г., Серошевскiй и другiя, указанныя въ примечанiяхъ къ сочиненiю В.Ф.Трощанскаго, но обстоятельнее всехъ шаманство у якутовъ изследовалъ и описалъ нашъ авторъ; сочиненiе его въ научномъ отношенiи еще более выигриваетъ благодаря поправкамъ и дополненiямъ, сделаннымъ старательно такимъ глубокимъ знатокомъ быта и языка якутовъ, какимъ въ настоящее время является Э.К.Пекарскiй.

    Сочиненiе г.Трощанскаго иллюстрировано 10 фигурами, изъ которыхъ одна (фигура V) воспроизведена по фотографическому снимку, данному мне В.В.Поповымъ, а остальныя 9 (фигуры: la, lb, Iс,IIа, IIb, IIс, IIIа, IIIЬ, IV) воспроизведены по такимъ-же снимкамъ, присланнымъ мне Э.К.Пекарскимъ. Фигуры эти изображаютъ: Iа, На, IIIЬ шаманскiй плащъ; lb, Ic, IIb, IIс, IIIа -- шаманскiй плащъ и бубенъ (барабанъ); фигура IV-шамана якута 1-го Жехсогонскаго наслега, Ботурусскаго улуса, Якутскаго округа, Алексея, по прозванiю Оргос (лучъ солнца, рогъ сохатаго, рожокъ у женской шапки), ныне покойнаго (снимокъ съ этого шамана во время самаго камланiя, когда онъ готовился ударить въ бубенъ, сделанъ осенью 1899 г. местнымъ фотографомъ Павломъ Тимофеевичемъ Лозяновымъ); фигура V изображаетъ якутскiй "аранас", т.е. висячую гробницу. Фигуры la, lb, Iс, IIа, IIb, IIс, IIIа, IIIЬ (8 штукъ) воспроизведены по фотографическимъ снимкамъ самого г.Трощанскаго, а фигура IV воспроизведена по снимку, заказанному фотографу Э.Е.Пекарскимъ. Какъ изъ самаго сочиненiя г.Трощанскаго, такъ и изъ приложенныхъ къ нему фигуръ легко можно увидеть, что якутское шаманство во многихъ отношенiяхъ сходно съ шаманствомъ карагасовъ, тунгузовъ, урянхайцевъ, алтайцевъ, бурятъ и др. племенъ Азiи и разнится лишь въ частностяхъ, которыя отмечены сносками. Остается теперь выразить только пожеланiе видеть въ печати также подлинный якутскiй текстъ и точный русскiй переводъ шаманскихъ молитвъ, обращенныхъ къ разнымъ духамъ покровителямъ; тогда сходство и различiе въ шаманскихъ верованiяхъ какъ якутовъ, такъ и другихъ племенъ Азiи выяснились-бы еще лучше; по подробнымъ подлиннымъ записямъ обращенiй шамана къ духамъ -- покровителямъ (iччi) можно было-бы установить точнее, въ какомъ виде эти духи представляются въ воображенiи якутовъ и чемъ они отличаются другъ отъ друга и отъ одноименныхъ духовъ другихъ племенъ.

    Н.Катановъ.
    Об авторе
    Василий Филиппович ТРОЩАНСКИЙ (1843--1898)
    Российский этнограф, деятель революционного движения. Родился в Бессарабской губернии, в дворянской семье. Окончил Кишиневскую гимназию; учился в Петербургском технологическом институте. Участник студенческих сходок в Санкт-Петербурге, член центральной группы народнической организации "Земля и воля". В 1880 г., после нескольких арестов, был приговорен к лишению всех прав состояния и к ссылке на каторжные работы. В 1886 г. был отправлен на поселение в с.Черкех Ботурусского улуса Якутской области, где занимался исследованием быта и верований якутов. В числе прочего В.Ф.Трощанский изучал якутский язык, а также экономику, культуру, историю якутов и других народов, населяющих область. Он помогал политическим ссыльным; издавал нелегальный журнал "Улусный сборник"; обучал якутов столярному и кузнечному ремеслу, учил грамоте их детей. По словам основоположника письменной якутской литературы А.Е.Кулаковского, именно В.Ф.Трощанский "первым дошел к верованиям якутов с научной точки зрения, провел много параллелей с верованиями родственных якутам народов и тем самым пролил свет на многие непонятные термины".

    0
  • oidov
    24 апреля  

    Не читая , кто не уважает веры других народов , тот не верит и своей вере .
    Он как гамно , подобно пене , всегда на поверхности и мажет своим гамном и пеной всех . Чему удивляться , такие по зомбоящику , весь прогрессивный мир полоскают , обвиняя и поучая , всех.smiling face with open mouth and tightly-closed eyessmiling face with open mouth and smiling eyesgrinning face with smiling eyesgrinning facesmiling face with open mouth

    0
Ответ на тему: кто читал "Эволюция черной веры у якутов."
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания