О роли ЯКУТСКОГО ОРУЖЕЙНОГО КОМПЛЕКСА в эволюции военного искусства ЗЕМЛЕПРОХОДЦЕВ XVII века
Саха Куйаҕа  -  17 апреля 01:11   373
Л.А. БОБРОВ, Ю.С. ХУДЯКОВ О РОЛИ ЯКУТСКОГО ОРУЖЕЙНОГО КОМПЛЕКСА В ЭВОЛЮЦИИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА РУССКИХ ЗЕМЛЕПРОХОДЦЕВ XVII В.
Цитата:

К моменту появления русских в Восточной Сибири самым развитым оружейным
комплексом в регионе обладали якуты: клепаные сфероконические шлемы, пластинчато-нашивные панцири «куях», конские доспехи, втульчатые копья, сложносоставные луки «центрально-азиатского типа» , пальмы, черешковые копи, луки и стрелы, оригинальные виды клинкового и древкового оружия: расширяющиеся в центре клинки палаши и сабли кылыс, батас — пальмы с длинным, узким,
часто слабоизогнутым клинком, копья с ланцетовидным пером и т.д.
В отличие от большинства своих таежных соседей якуты (как и их кочевые современники в Южной Сибири и Центральной Азии) практиковали атаку в конном строю, в ходе которой они «напускались» на врага «с копьи и с пальмами».
Так, в 1634 г. на отряд русских служилых обрушилась многочисленная якутская конница.. Якуты сначала обстреляли противника из луков, а потом бросились врукопашную: «...учали стрелять и напушатца великими конскими напуски с копьи и
с пальмы» и в конце концов сбили русских с позиций [Якутия..., 1953, с. 84].

Изделия якутских оружейников активно покупались их соседями. Так, известно, что тунгусы закупали у якутов
металлические панцири
[Там же, с. 209-210; ДАИ, 1862, с. 158].

Уже вскоре после своего прихода в Восточную Сибирь русские служилые люди высоко оценили предметы вооружения,
выполненные местными мастерами.
Воевода Василий Пушкин, приехавший в Якутский край в 1646 г., доносил в Москву, что «у иноземцев якутов железо есть самое доброе, .. лутче неметцкого железа»
[Троев, 1972, с. 108].

Письменные источники зафиксировали факты использования служилыми якутского холодного оружия.. Наряду с копьями казаки активно применяли «пики, пальмы, аткасы» местного производства [История казачества..., 1995, с. 64; Смирнов, 1994, с. 107], а также луки и стрелы.

В эффективности якутского оружия служилые смогли убедиться в ходе столкновений с отрядами якутских
тойонов, которые оказались «людны и доспешны и воисты...».

Самым востребованным элементом якутского вооружения у русских служилых людей (как и в Южной Сибири) оказались пластинчато-нашивные панцири «куях» («хатырык куйах»).
Изымая панцири у местного населения, русская администрация решала две тесно увязанные между собой задачи: обеспечение служилых людей надежным защитным вооружением и разоружение аборигенов.
Нехватка кольчуг русского производства и южно-сибирских панцирей заставляла казаков устраивать настоящие «охоты за куяхами».

Вплоть до конца XVII в. служилые под любыми предлогами стремились изъять понравившиеся им якутские доспехи, даже если это могло повлечь за собой напряженность в отношениях (в XVII в. пластинчато-нашивными панцирями у якутов владели в основном достаточно зажиточные «добрые мужики», пользовавшиеся влиянием в якутских родах).

Так, в отписке воеводы Барнешлева (1675 г.) особо отмечается, что разосланные в якутские поселения казаки «для твоих государевых служеб у якутов в твою, великого государя, казну служилым людям куяки емлют» [Якутия..., 1953, с. 83].
В 1678 г. воевода Фома Бибиков изъял у подгородных якутов 60 лошадей и куяков, снабдив ими отряд служилых людей, призванный снять осаду с Охотского острожка [ДАИ, 1862, с. 158].
Только за один поход в 1639 г. енисейские служилые люди во главе с Парфеном Ходыревым собрали с якутов 11О куяков.
В 1642 г. намский князец Ника Мымахов предоставил в распоряжение служилых людей «на несолушных якутов в бою ездить 70 лошадей с родом своим да 50 куяхов» [Константинов, 1971, с. НО].

Якутские панцири активно продавались и покупались в среде русских служилых. Как и в Южной Сибири, торговля куяками была прибыльным делом.
Обычный пластинчато-нашивной панцирь стоил 5 рублей, что соответствовало стоимости коня [Новгородов, 1955, с. 159].

Элитные доспехи были гораздо дороже, что нашло свое отражение в фольклорных произведениях. Предводитель баягантайцев Бахсыгыр якобы согласился отдать за элитный доспех 240 коней.

Даже сами аборигены не гнушались вымогать панцири у своих сородичей. В1692 г. на суде выяснилось, что якутский тойон Кайнас насильно «имал» у местных «князцов» и «добрых мужиков» два, а в дальнейшем еще три куяка [Якутия..., 1953, с. 84].

При этом продажа панцирей третьей стороне без предварительного согласования с местной администрацией не поощрялась и считалась «изменным делом».
В 1660 г. русские служилые люди продали тунгусам кольчатый «пансырь», чем вызвали явное недовольство своих товарищей по оружию, Стр.189 , потребовавших разбирательства данного факта.
Казаки оправдывались тем, что купившие «пансырь» «ясашные тунгусы» планировали применить его в войне против «неясашных тунгусов с хрепта» [Семенов, 1973, с. 116].
Казаки «начали шуметь», поскольку продавший за 40 соболей «пансырь» Андрей Щербаков был вынужден расторгнуть договор с аборигенами, и «тот пансырь взял назад» [Новгородов, 1955, с. 223].
Исключения делались для юкагиров, которые кроме «железа и одекую, иных товаров никаких не покупают».
Но даже в этом случае таежным жителям продавали не целые доспехи, а отдельные панцирные пластины.
Так, в 1640г. к юкагирам из Якутска были посланы два куяка, которые были затем разобраны на «доски куяшные» (т.е. пластины) и проданы поштучно юкагирам.
Еще один куяк для этой же цели был передан енисейскому десятнику Федору Милованову [Открытия..., 1951, с. 101-102].

Возвращение изъятых ранее куяков являлось поощрением за заслуги перед Российским государством
Так, в 60-х гг. XVII в. «ясачному» якутскому вождю Тимирейко в награду за помощь в борьбе против тунгусов вместе с отпущенным на свободу сыном и государевым жалованием возвращались ранее конфискованные «куяхи»: «...и якутцкие куяки им якутам у ково что взято отдать тотчас и вперед у якутов куяков (чтобы. — Л. Б., Ю. X.) не имали» [Степанов, 1937, с. 224].
Однако несмотря на обещание перестать отнимать у аборигенов их панцири, русская администрация продолжала изымать их для собственных военных нужд.

К сожалению, несмотря на неоднократные находки пластин от якутских «куяхов», пока не предприняты попытки реконструировать основные типы покроя этих панцирей.
Судя по имеющимся описаниям найденных панцирных пластин и дошедшим до нас экземплярам, у якутов преобладали панцири с пластинчато-нашивной системой бронирования.
В якутском языке и в XVIII-XIX вв. слово «куях» четко ассоциировалось с «кожаной броней с нашитыми на ней железными пластинами» [Словарь..., 1916, с. 1199].
В якутском фольклоре панцирные пластины нашиваются на «подкладку из бычьей или лосиной кожи».
В 1894 г. якут Наум Лыткин обнаружил «куях», состоявший из 147 пластин трех разных размеров, по форме четырехугольных и продолговатых, «похожих на игральные карты». Пластины «имели по углам отверстия, через которые, очевидно, и были нашиты на ровдугу» [Березкин, 1955, с. 182].
Есть предположение, что этот «куях» принадлежал родоначальнику оспекцев Суор Бугдуку.
В том же документе упоминается о другом «куяхе», который состоял из таких же пластинок и, по словам якута Прокопия Афанасьева из - Колымского округа, представлял собой якутскую шубу из лосиной ровдуги («тунэ»), на которую и были нашиты панцирные пластины... Согласно описанию, крупные пластины располагались на груди и спине, а мелкие — по бокам «так, чтобы не мешать свободному движению». Полы панцирной шубы достигали колен.
В 1923 г. (по другим сведениям летом 1912 г.) в местности Батымаайы в 24 км от оз. Мюрю были найдены «куях», состоявший примерно из 200 прямоугольных железных пластин, и пара якутских шлемов.
В 1937 г. местная жительница наткнулась в Усть-Алданском районе на «кучу железных пластинок треугольной формы, с отверстиями по углам». Считается, что этот «куях» принадлежал предку чериктейцев Лага Батыру. В поселении Сырдак А.И. Гоголев обнаружил железную пластину с вырезным верхним краем и отверстиями для заклепок. В 1978 г. в местности Бэтирики Мегино-Кангаласского района во время шурфовки предполагаемого поселения была найдена выгнутая трапецие-видная пластина, украшенная орнаментом [Гоголев, 1990, с. 106-107, рис. 21, с. 143, табл. XVIII, рис. 3].
К сожалению, большая часть вышеописанных находок [Новгородов, 1955, с. 159-161; Константинов, 1971, с. 110-111; Троев, 1972, с.108] впоследствии была утеряна. Сохранились лишь фотографии пластин и шлемов из Усть-Алданского района и пластины, обнаруженные А.И. Гоголевым.
Судя по ним, якутские панцирные пластины и система их соединения между собой и с органической основой мало отличались от южно-сибирских и центрально-азиатских аналогов.
Для реконструкции покроя якутских позднесредневековых панцирей весьма важны упоминания об их идентичности верхней якутской одежде. В материалах историко-этнографических исследований, посвященных истории якутского костюма XVII — начала XVIII в., указывается, что якутские шубы этого периода могли иметь короткие (чуть выше локтя) или длинные (до кистей) рукава и подол до колен или чуть ниже [Гаврильева, 1998, с. 108, рис. IX-1, с. 110, рис. XI], а также косой запах или осевой разрез.
Поверхность шуб украшалась бисером, бусами, металлическими бляшками и декоративными подвесками [Там же, с. 38], подол, рукава и разрезы снабжались меховой оторочкой, так что панцирный якутский «куях» из лосиной ровдуги, подбитый металлическими пластинами, вероятно, был не только надежен, но и красиво оформлен.

Помимо металлических «хатырык куяхов» в якутских преданиях упоминаются панцири, изготовленные из ольхи («тирэх куйах»), а также щиты «хары куйаха» (дословно: щиты для прикрытия локтевой кости) [Эргис, 1960, с. 121, 286; Константинов, 1971, с. 111].


Ответов 22 Написать ответ
  • Михаил 17 апреля  

    Для Однерки(Гога, Чукча, Бугага)! Худяков с Бобровым ссылаются на данные, хранящиеся в моск. архиве

    Они же не с потолка взяли, а взяли данные из московского архива.

    Однерка, тебе придется в Москву ехать, чтобы пробраться в архивы и там попытаться любой ценой уничтожить эти документы.
    Иначе никак. Всё равнр из архивов всё будет всплывать время от времени.

    Но то, что в Москве в архиве хранится, могут уничтожить только работники того архива или российские власти.. Вряд ли вашей шайке ОПГ удастся избавиться от этих документов!


    Вот например эти архивные данные вряд-ли вашей шайке удастся уничтожить. Это тебе не якутский архив, в котором возможно вы уже успели уничтожить часть неприятных , досадных вам документов.

    Цитата:


    Так, в отписке воеводы Барнешлева (1675 г.) особо отмечается, что разосланные в якутские поселения казаки «для твоих государевых служеб у якутов в твою, великого государя, казну служилым людям куяки емлют» [Якутия..., 1953, с. 83].
    В 1678 г. воевода Фома Бибиков изъял у подгородных якутов 60 лошадей и куяков, снабдив ими отряд служилых людей, призванный снять осаду с Охотского острожка [ДАИ, 1862, с. 158].
    Только за один поход в 1639 г. енисейские служилые люди во главе с Парфеном Ходыревым собрали с якутов 11О куяков.
    В 1642 г. намский князец Ника Мымахов предоставил в распоряжение служилых людей «на несолушных якутов в бою ездить 70 лошадей с родом своим да 50 куяхов» [Константинов, 1971, с. НО].




    Вряд-ли в ближайшее время вашей шайке удастся избавиться, например , от отписки воеводы Барнешлева (1675 г.)
    Ну , и т.д.

    0
    • 1 17 апреля  

      Михаил, а чо уничтожать то??
      Ничего нету же, может несколько новодельных вещиц, которые подсовывают наши исследователи типа Бравина))
      Ничем не гнушаются, откопали бурята или китайца тут же начинают рога ему к голове прикладывать выдавая за палеоазиата.

      0
      • Михаил 17 апреля  

        Однерка, он же Чукча, он же Гога, он же Бугага!! Ты читать умеешь? Или только мошенничать научен?

        Например, вот эти данные взяты из московских архивов:

        Цитата:


        Так, в отписке воеводы Барнешлева (1675 г.) особо отмечается, что разосланные в якутские поселения казаки «для твоих государевых служеб у якутов в твою, великого государя, казну служилым людям куяки емлют» [Якутия..., 1953, с. 83].

        В 1678 г. воевода Фома Бибиков изъял у подгородных якутов 60 лошадей и куяков, снабдив ими отряд служилых людей, призванный снять осаду с Охотского острожка [ДАИ, 1862, с. 158].

        Только за один поход в 1639 г. енисейские служилые люди во главе с Парфеном Ходыревым собрали с якутов 11О куяков.

        В 1642 г. намский князец Ника Мымахов предоставил в распоряжение служилых людей «на несолушных якутов в бою ездить 70 лошадей с родом своим да 50 куяхов» [Константинов, 1971, с. НО].




        Указаны годы, страницы.
        Например, отписка воеводы Барнешлева (1675 г.) , [ДАИ, 1862, с. 158]


        зы. Морда твоя лживая, ты мошенник по жизни, даже по физиономии твоей ясно видно, что ты лживый человек, мошенник.

        0
        • 1 17 апреля  

          Михаил, ты чо дурила думаешь путаешь пансир и куяк??))
          Куяк это типа телогрейки, чтоб первопроходцы не мерзли.
          В чем нуждались казаки-первотркыватели?
          Правильно в теплых вещах типа куяк!!
          Нуждались в ночлежках, сделали наслеги с теплом едой женщинами помогаями!!

          0
          • Михаил 17 апреля  

            Телогрейка может быть разобрана на "отдельные панцирные пластины и проданы поштучно"? Оухахаха

            Цитата:


            Исключения делались для юкагиров, которые кроме «железа и одекую, иных товаров никаких не покупают».
            Но даже в этом случае таежным жителям продавали не целые доспехи, а отдельные панцирные пластины.
            Так, в 1640г. к юкагирам из Якутска были посланы два куяка, которые были затем разобраны на «доски куяшные» (т.е. пластины) и проданы поштучно юкагирам.
            Еще один куяк для этой же цели был передан енисейскому десятнику Федору Милованову [Открытия..., 1951, с. 101-102].



            Ну ты мошенник отъявленный!
            Это ты такой из-за того, что вырос среди иркутской гопоты???


            Здесь уместно было бы твое фото вставить с твоей лживой мордой мошенника.

            0
          • badwk
            badwk 18 апреля  

            1, эй ты сыкло ссыканин, чушь не пори, пори свою бабенку башка ты 58face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

            0
            • 1 18 апреля  

              badwk, ещо один нашелся))
              Ребята ну хватит вам, аааа((
              Поймите телогрейка (куяаах - бур.) и пансир это разные вещи!!

              0
              • badwk
                badwk 18 апреля  

                1, иди доить оленей, тебе слово не давали

                0
              • badwk
                badwk 18 апреля  

                1, сордоох, сайын сыламын билэн баран, бастакы хаарга уктэнэрин саарбахтаммыт, тонмут чалбахтан халтарыйан куйаха5ын хайы туьуен, саханы уе5эр тылын уен буолан, бэйэ5эр тийиэ, тимэх харахчааннаргар борук-сорук буолуо, этин сиинин истибэт буолуо, биир да саха эмчитэ сыккыттан-сымаргыттан, хара тылгыттан сиргэнэн, эмтиэ суо5а, бэйэн искэр хааллан, санаа5ын сатаан эппэт буолуон, дьэ оннук сытан елуен, тылын куьа5аныттан, санаан харатыттан сир-буор ылыа суо5а.
                кхуууххх, кхуууух, кхууух

                0
        • 1 17 апреля  

          Михаил, тупорез, ты хоть загляни в словарь бурятский или монгольский!!
          там написано куйяах это теплая меховая куртка.
          естественно казаки мерзли придя в якутию
          и начали требовать с якутов куйяаки.
          а до этого нашим предкам и неведомо было бурятское слово куяак.

          0
          • Михаил 17 апреля  

            Куртка может быть разобрана на "отдельные панцирные пластины и проданы поштучно"? Оухахаха.

            Цитата:


            Исключения делались для юкагиров, которые кроме «железа и одекую, иных товаров никаких не покупают».
            Но даже в этом случае таежным жителям продавали не целые доспехи, а отдельные панцирные пластины.
            Так, в 1640г. к юкагирам из Якутска были посланы два куяка, которые были затем разобраны на «доски куяшные» (т.е. пластины) и проданы поштучно юкагирам.
            Еще один куяк для этой же цели был передан енисейскому десятнику Федору Милованову [Открытия..., 1951, с. 101-102].



            Ну ты мошенник отъявленный!
            Это ты такой из-за того, что вырос среди иркутской гопоты???


            Здесь уместно было бы твое фото вставить с твоей лживой мордой мошенника. Фото твое очень красноречивое. Морда лживая твоя всем говорит: "не верьте , это мошенник"

            0
            • Михаил 17 апреля  

              Вот его лживая морда.

              Лживая морда мошенника Однерки

              image

              0
              • Я знаю 17 апреля  

                Гм

                Жена у него ничо такая. Хорошенькая. Сочная.

                0
              • 1 17 апреля  

                Михаил, вчера на Комузе поминали некоего Гаврила, безвременно покинувшего наш мир((
                Был ярый борец с сахафобами))
                Сердце и нервы не выдержали борьбы со злом))
                Сдается мне, теперь твоя очередь отправится в вечное странствие))
                Дом! Дом! Дом!

                0
                • badwk
                  badwk 18 апреля  

                  1, ссыканин оленедояр так не пиши, ибо твое время коротко, не увидишь больше зиму!!!

                  0
  • Могул
    Могул 17 апреля  

    Ну конечно, Еднерка прав. Якуты ЧХ продавали бурятам куяки из телогрейки, ибо они точно были прочны для сабель.
    Так и устоялось у них понятие КУЙАХ. Однерка опять невзначай сделал открытие!

    0
  • восва_я
    восва_я 17 апреля  

    хе-хе--)) куйки

    0
  • Могул
    Могул 18 апреля  

    Ну вот смотрю китайский фильм, весьма скучный, но видно, что монголы там одни оборванцы, в тряпьях одеты(какие ботуры-воины?!), а сам ЧХ в кожанке шастает. Видать только одни уранхайцы саха у них были латные, настоящие ботуры.
    соответственно и казаки русские также были одеты наверное в линялых тулупчиках да в в этих шлепанцах лаптях. Только здесь они оделись и переобулись наверное как следует.
    Смотрите картинку "Якутка колдунья" , там все видно. Племящи этой колдуньи якутки все в облезлых тулупчиках и лаптях из лыка. Вот она то посылает их сюда, что мол там только вы по настоящему оденетесь мол.

    0
    • Крио 18 апреля  

      Одним из племяшей ея был Могул.

      Попав в холода, он обзавёлся шубой, обростя густой бобриной шерстью.

      0
      • Могул
        Могул 18 апреля  

        Крио, так почем у тя куяк был? Видать опять не помнит, хотя долго нащет этого трындел. Брал в руки мол, приятно так в ощупь было. Повторить слабо?

        0
        • 1 18 апреля  

          Могул, куяк или пансир?
          Читаешь же в отписках казацких, там ясно различают пансир и куяк!

          0
  • сака 18 апреля  

    Тема перекликается с моим топом

    Военное дело саха (якутов)http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?f=15&id=4135447&qf=19876781&qs=66289218
    Главное, чтобы не зас рали иди оты и неадекватный модер не заблокировал.

    0
Ответ на тему: О роли ЯКУТСКОГО ОРУЖЕЙНОГО КОМПЛЕКСА в эволюции военного искусства ЗЕМЛЕПРОХОДЦЕВ XVII века
Введите код с картинки*: 
Авторизуйтесь чтобы не вводить код каждый раз.
* Код состоит только из русских букв (кириллицы), если совсем непонятно, кликните на картинку — выйдет новый код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания