кто знает этимологию слова "боро5он" ?
?  -  11 января 12:17   906
вот нашел в интернете :

"Что касается слова Борагъан - в Крыму в Красногвардейском районе около села Найдёновка ещё до 1944 года существовало село Борагъан!! Может это свидетельствует о каких-то общих моментах между населением Крыма и Северного Кавказа ещё до образования Золотой орды! Это название кыпчакского рода-племени, которое приняло участие в этногенезе как кумыков так и крымских татар".

в якутии есть хангалас, которых историки считают канглами. роды канглы есть в казахстане, башкирии, может боро5он тоже и той оперы?

может предки борогонцев попали в крым с войсками чингисхана?
Добавить баннер на эту площадку! →
Ответов 66 Написать ответ
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    11 января  

    Да, видимо отсюда или с забайкалья попали. На Кавказ я имею в виду.
    Например, в Забайкалье по трассе до сих пор имеется местность Борогон. Местность или поселок какой то. Большая таблица висит, как у нас перед улусами или селами, да.

    Насчет этимологии я затрудняюсь пока че нибудь сказать.
    Кто то тут пояснял, что это "правое крыло" чего то вроде.

    0
    • ? 11 января  

      явно чувствуется есть связь наших борогонцев с крымскими и кавказкими

      0
    • asvet
      asvet 11 января  

      Могул, Линденау пытался понять этимологию Борогон, Хангалас, Ботурус, но ему дали странные переводы, я хотел выложить скан его труда, но это смешно читать

      0
  • сака 11 января  

    Цитата:

    Бороҕон
    сущ
    1. Название улууса (сейчас Усть-Алданский). 2. Центр. село Усть-Алданского улууса.

    бороҕон прил. 1.Правая половина (сторона) чего-либо (напр. человека)
    2.Человек родом из Борогонского улууса.

    0
  • сака 11 января  

    Цитата:
    Никон2 29 марта 2014

    Это твои поздне-пришельские трактовки мимо кассы.

    Все так как говорит Сакрал.
    Якуты тамо таборцы-аборигены.
    А все остальная шушара - пришла.
    Вплоть до И.лээт = Илот = рабы греков проклятых.
    Их продавали как скот на рынке.
    Рим тут нипричем.
    Оруум 1 и 2 = вытаскиватель, изыматель в переводе на русский с саха.
    И никакой Рим там, а Оруум по якутски.
    Основали Саха для изымания налогов с антов.
    Читай историю.
    И помни Сах Сакрал не лгет.
    А все иное - ложь ложавая.
    Увы...
    0
    Никон2
    Никон2 29 марта 2014

    Харсаан = Горизонт, херсон = стык края неба и земли буквально на русский.

    Аҕатыйар = Начало Отчизны бувально.

    Сибээстэбил = Севастополь русская транскрипция = связующее звено, узловой пункт буквально.

    Сибээс, силбээс = Связующе-разьединяющая вода = Сиваш.

    Ал+ушта = Аал(корабль)+уста(плавать) = гавань кораблей буквально на русский.

    Все Тюркские языки = Огузские = Оҕо-узы = Детские языки от якутского Отче языка.

    Русский, греческий, турецкий, римский = от Сакалибин возбухли.
    Языки Сака Сенские = внучатын дедовскому якутскому языку.

    Так что ваши трактовки не пляшут.

    Наши буквальные переводы названий = истина.
    Альтернативы быть не может.

    Крым это край Уранхайского каганата.
    Оттого так все по якутски в Крыму.

    И аборигены Кырыым-сахалар = Крым-чахлар.
    Почитай еще и найди более существенные научные аргументы одолеть богов сакрал народа Саха.

    И нету спасу вам от якутов!!!

    Просто нет!
    0

    гыгы999
    гыгы999 29 марта 2014

    Ну что же Никон не мудрствуя лукаво объяснил все САКАским языком.

    Вот еще вам на затравку.

    Цитата:

    Крымская топонимика: Многочисленные имена с основой Сал-, Сала

    В крымской топонимии (совокупности названий), связанной с горной частью полуострова и побережьем, т. е. местами обитания тавров, обращают на себя внимание довольно многочисленные имена с основой Сал-, Сала. Это и названия населенных пунктов (Ени-Сала, Вия-Сала, Коджа-Сала), и название реки, крупнейшей в Крыму,— Салгир. Попытки объяснить их, исходя из тюркских языков, неубедительны: известны топонимы с такой основой дотюркские и даже догреческие. Зато они легко объяснимы как архаизмы, связанные с индоарийским (таврским) населением полуострова *. (* Под словом арии, или арийцы, в современной научной литературе подразумеваются племена и народы, говорившие на индоиранских языках. Это была восточная ветвь обширной (и общеизвестной) индоевропейской семьи языков. В свою очередь индоиранская группа уже в глубокой древности разделилась на иранскую и индоарийскую подгруппы. И если, к примеру, скифы принадлежали к первой и были по языку иранцами, то их соседей — тавров правомерно отнести ко второй, т. е. именовать индоарийцами. Такой вывод о таврах, основанный на новейших языковедческих работах, очень важен: он позволяет слова таврские (предполагаемые) сопоставлять с аналогичными или близкими по облику индоарийскими, со словами других родственных языков. Поэтому оба термина — гаврский, индоарийский — мы ставим рядом, что не означает, однако, их тождества; взаимоотношения тут примерно такие же, как между понятиями «русский» и «славянский».) Основа Сал- может быть истолкована (в частности, из древнеиндийского, с привлечением индоевропейских параллелей) как обозначение дождевого потока, вообще быстро движущейся воды, а также склона горы, служащего стоком. Отметим, что и для горного Крыма, и для крымского побережья это очень существенный признак: склон горы как податель и сток влаги, тем более в глубокой древности. Таким образом, Сал-, Сала — «склон». Продолжив анализ с привлечением индоарийских параллелей, получаем полную расшифровку названий, достоверную в историческом и лингвистическом отношении.

    Салгир (сал-гир, сал-гири) — «река, низвергающаяся с гор Сала», т. е. с Крымских гор. Или: «река, текущая со склонов».

    Алушта (у арабского географа XII в. Идриси— Салуста). Вторая часть топонима оста—«губы, уста».

    Значение всего слова Алушта — Салуста — «устье гор Сала», что подтверждается и топографически.

    Солхат, он же Крым, Эски-Крым, Старый Крым. Другие формы древнего названия города — Солгат, Сол-кат. Вторая часть топонима гату — «путь, доступ». Значение слова в целом — «доступ к горам Сала», «селение па подступах к горам Сала».

    Всемирно известное название Никитский ботанический сад имеет в основе своей слово Никита — по имени близлежащей деревни, при которой он был заложен в 1812 г. Топоним Никита пытались объяснять из греческого, забывая при этом, что более ранняя его форма — Сикита. Ни по-гречески, пи но-татарски название не читается. Расшифровку его подсказывает достоприме-чательнрсть на Никитской яйле — камень с надписью, откуда и название урочища, где он находится,— Грамата, Язлыташ. Камень, напоминающий стелу, сохранился, надпись утрачена. Что она собой представляла, трудно сказать: возможно, какие-либо примитивные дописьмеп-ные знаки. Во всяком случае, камень был приметный и по традиции местность называли то «Надпись» (Грамата), то «Камень с надписью» (Язлыташ). А в догреческую пору— Сикита, что расшифровывается как «(письменный) знак, обозначение». От индоарийского (таврского) населения имя местности было воспринято греками, затем генуэзцами и сохранялось в форме «Никита» вплоть до наших дней. Можно лишь посожалеть, что ныне этот древний топоним стерт, и селу присвоено безликое имя — «Ботаническое».

    В историю Великой Отечественной войны вошли подвиги героев Эльтигена — Огненной земли. Позднее это послужило поводом для переименования населенного пункта в Героевское. Была ли в том необходимость? Одним «типовым» названием стало больше, и только. Впрочем, история здесь необычная, стоит на ней остановиться. Там, где нынешний Эльтиген-Героевское, раннесредневековы» автор (Равеннский Аноним) помещает местность Тегине, Теагинем. «Возраст» названия, в данном случае, сомнений не вызывает. Поскольку древние жители этих мест — индоарийцы (тавры), топоним можно объяснить из древне-арийского тъягин — «самоотверя?енный, герой». В слове Эльтиген тюркское лишь элъ «община»; следовательно, смысл его: «община, живущая в Тигене, Тегине». А сама основа тиген — «герой», что представляет собой случай уникальный: древнее название совпало по смыслу с новейшим, искусственным. Абсурдность переименования здесь совершенно очевидна.

    Лит: Святослав Сосновский. // Блеск и нищета крымской топонимики.

    *****
    Про ААР АЙЫЫ-АРИИ мы все время на Ист.форуме талдычим. Пока русские будут считать САКА ираноязычными история не сдвинется вперед ни на миллиметр гыгы

    Багас сала гора икомплекс древних дольменов в крыму. http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=28036275&qf=18407931&qs=65149542

    0
  • Сандриниа 11 января  

    Борогон-дьуоттулар диэн Тыгын иннинээги кэм дьонноро Лена ерус уца еттугэр олохсуйан олорбуттар. Эллэйтэн сыдьааннаах, хоролору кытта уруургаспыт ага уустара уьуйээн быьыытынан Саха сирин устун киэцник тэлэьийэн Булуу, Дьаацы, Булуц улуустарыгар тиийэ ааттара ааттаммыт. Уус уран тылга "Себе боро5он"! - саца аллайан бигэргэтии баар. "Оннук буолумуна" - диэн ейдебуллээх.

    0
  • сака 11 января  

    Кажется борогонцы и хаҥаласцы всегда жили рядом))правобережные и левобережные САКА.
    И даже воевали.
    Столетняя война известна как война англов-ханглов и бугрундов-борогон дьон))

    Цитата:
    Узкие специалисты
    В славные времена Анжуйской династии английские рыцари и пехота не особо отличались от континентальных (не говоря уж об общем происхождении знати). В Англии наем французских и фламандских солдат обычных специальностей процветал. Правда, в «Великую хартию вольностей» (1215) мятежные бароны включили артикул 51: «как только восстановится мир, мы вышлем из страны всех рожденных за границей рыцарей, арбалетчиков, сержантов и наемных солдат, что пришли с конями и оружием к ущербу королевства.»
    Но ключевые слова здесь «к ущербу королевства». Дело не в том, что наемники родились за границей, а в том, что они служили королю против авторов документа. Сами борцы за вольность вскоре привезли в страну целую французскую армию во главе с принцем (которому попытались отдать престол), так что в ксенофобии их не обвинишь.

    http://satchel17.livejournal.com/44476.html
    Вот отзыв есть:
    sullen_ru
    Jun. 23rd, 2014 10:34 am (UTC)
    спасибо. вы как всегда на высоте.

    немного не в тему. это такое мастерство граверов или у третьего слева в верхнем ряду и 3-4-5-6 справа в нижнем ряду брургундской пехоты на лицах прослеживается монголоидность или, по крайней мере, уралоидность:)?
    face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joy

    0
  • сака 11 января  

    Цитата:
    Немцы - монголоиды?
        
    Пятница, 28 Декабря 2007 г. 20:01 + в цитатник

    <<Приведем отдельные выдержки из труда М. Чебоксарова, которые имеют важное значение для нашей темы: "У немцев чаще встречаются сильно выступающие скулы, косое положение и узкий разрез глазной щели, складка верхнего века, низкое переносье, уплощенная спинка носа … Сравнения немцев Шейдта с различными восточно-европейскими группами - русскими, финскими и даже тюркскими - показывает, что монголоидные особенности распространены в центральной Европе не менее, а скорее даже более, чем Европе восточной. По многим основным расовым признакам ганноверцы и баденцы оказываются явно "замонголизированными" в сравнении с воронежскими русскими или вычегодскими коми, мало уступая в этом отношении туркменам Северного Кавказа, наполовину состоящими из монголизированных элементов. … отдельные монголоидные черты, а иногда и их сочетание можно констатировать и на германских черепах Баварии (Заллер,75), Франконии (Егер, 57), Ганновера (Гаушильд, 52; Заллер, 77).
    С наибольшей ясностью монголоидная примесь выступает однако в лангобардской серии 6 века из Никича в Бургенланде (восточная Австрия), изученная Гертрудой Мюллер… в статье Мюллер упоминается так же о черепах германского племени гепидов из Кроации, исследованных Лебцельтером и обнаруживающих еще более заметную смешанность с монголоидами (65).
    В свете изложенных фактов интересно вспомнить и о старых работах Гёльдера, нашедшего среди древнегерманских черепов из "рядовых могил" Вюртемберга около 20 % мешанных "турано-германских" форм (55 стр.13). Под "туранским типом" Гёльдер несомненно подразумевал монголоидов; недаром характерными особенностями этого типа он считал широкое лицо с выдвинутыми вперед скулами, плоский слабо выступающий нос с широким переносьем, невысокую нижнюю челюсть (там же, стр. 5). Черепа с "туранскими" черта концентрируются по свидетельству Гёльдера в долине верхнего Дуная от Гюнсбурга до Зигмарингена (там же стр. 13). Правильность заключения о наличии монголоидных элементов в составе германских племен центральной Европы подтверждается так же контрольным сравнением изображений германских черепов с аналогичными материалами по Швеции, прекрасно изданными в альбоме Ретциуса… монголоидные типы распространились на территории современных Австрии, Тироля, Баварии Вюртемберга, где следы их ясно выступают на древнегерманских костяках, а так же среди современного населения… С первого взгляда может показаться странным, что современные немцы нередко обнаруживают в своем антропологическом облике больше монголоидных черт, чем многие группы Восточной Европы. Но парадоксально здесь только кажущееся, так как в действительности большая "замонголизированность" баварцев в сравнении с русскими объясняется тем, что носители монголоидных элементов - кочевники причерноморских степей в большом количестве оседали не на пути своего движения, а на его конечных этапах… Сформировавшиеся к концу 1 тысячелетия до нашей эры германские племена были антропологически метисными уже в эпоху своего возникновения. В их состав входили не только различные европеоидные расовые типы второго порядка, но и промежуточные "урало-лапоноидные" комплексы. Тесный контакт с кочевниками в 4 - 10 веках усилил долю монголоидных элементов среди германцев…", - писал Н.Чебоксаров.

    Приведем так же некоторые данные из исследований Н.Чебоксарова, Ф.Кейтера, А.Кнейбеля, В.Шейдта и других ученых.
    Скуловой диаметр у немцев из Шванцена в Шлезвиге достигает 145,3 мм. (данные Кейтера), у норвежцев - 138,3 мм. (данные Брина), у калмыков - 145,8 мм. (данные Чебоксарова).
    Сильное выступание скул наблюдается у немцев Ганновера и Бадена в 30,5% случаев (данные Шейдта), у немцев из Судетской области (ныне Чехия) в 50,2% случаев (данные Кнейбеля).
    Косое положение глазной щели наблюдается у немцев из Ганновера и Бадена в 10,9% случаев, у немцев из Судет в 6,2% случаев.
    Узкий разрез глаз у немцев Ганновера и Бадена встречается в 48,5% случаев, у судетских немцев - в 40,4% случаев (данные Кнейбеля и Шейдта).
    Главным расовым признаком не является цвет кожи, волос или радужной оболочки глаз. Главный расовый признак это строение черепа. Строение черепа представлено двумя показателями - высотой и шириной. Именно эти два показателя и определяют расовую принадлежность.
    Ширина черепа зависит от скулового диаметра. Диаметр скул у типичных европеоидов и негроидов очень мал. Например, у египтян он составляет 125,5 мм. В то же время скуловой диаметр большинства этнических немцев приближается к монголоидному стандарту скул. Диаметр скул у жителей Швансена (Шлезвиг) составляет - 145,3 мм.; у жителей острова Фермарн 145,0; Эмдена - 143,4; Бёгенсгардена - 143,1; Вигенсгарде 142,4; Фарерских островов 145,4; Пробста - 145,2; Ганновера - 143,8; у жителей Шлезвиг-Гольштейна - 145,3 мм. >>


    http://www.turan.info/forum/printthread.php?s=d106...650aa37544217375b28&t=3833

    То есть у всех немцев наличествуют монголоидные скулы!
    Кто-то нам не так давно про свое арийское присхождение рассказывал?
    Похоже арийские черты у немцев появились от смешения со славянами.

    Я всегда удивлялся, почему у старых немецких мастеров все люди
    такие узкоглазые. Думал рисовать они тогда еще не научились.
    Теперь понятно почему Кац в книге "Народы мира" статью о немцах
    начинает со слов: "немцы - народ с явными признаками монголоидности".

    Немецкий барон Унгерн поехал в Монголию предъявить свои права.
    Самое любопытное, что монголы признали его наследником своих
    местных монгольских ханов.

    Англо-саксы - народ немецкого происхождения.
    Сверхмодная ныне Анжелина Джоли - типичный монголоид.
    Глаза большие от примеси кельтской крови, а может славянской,
    но скулы сверхмонголоидные.
    http://www.liveinternet.ru/users/1223113/post61926039

    Кстати самый лучший танкист всех времен и народов Курт Книспель был судетским немцем.
    Узкий разрез глаз у немцев Ганновера и Бадена встречается в 48,5% случаев, у судетских немцев - в 40,4% случаев (данные Кнейбеля и Шейдта).
    И многие специалисты причисляли его феноминальность, монголоидным раскосым глазам, связывая это с тем, что он видел поле боя панорамным зрением, в отличие от европеоидных близкопосаженных глаз.face with tears of joy

    0
  • уа 11 января  

    Бороҕон обозначает цвет, бурый цвет.-бороҕон өҥнөөх.

    0
  • уа 11 января  

    Бороҕонҥуны-буроватый.

    0
  • asvet
    asvet 11 января  

    Знаю что все читали, но все же

    Цитата:
    Та же ранняя история у части населения Франции и Италии, Англии и Австрии, Югославии и Чехии. Если судить по архивам, почти до конца XVI века здесь в ходу был тюркский язык. Правда, потом во времена инквизиции Западная церковь провела в этих архивах "великую чистку", но некоторые документы, к счастью, уцелели. Они и позволяют утверждать непривычное - в Центральной Европе жили тюрки... Об этом обстоятельный разговор впереди.

    Разумеется, тюркские географические названия сохранились на картах Европы. По ним неплохо читается история иных стран и народов.

    Вот маршрут рода бургунд. Улус Бургунд пришел в Европу с отрогов Байкальского хребта - там самый восточный топоним "бургунд". Потом они жили в прикаспийских степях, затем часть их осела в предгорьях Кавказа - в Карачае, там селение Бургунд. А в 435 году улус, ведомый отцом Аттилы, достиг нынешней Франции, утвердив Бургундию - Бургунд-юрт... Французы-бургунды сохранили блюда из тюркской национальной кухни, что-то из одежды и утвари, не забыты традиции и обычаи. Родной язык потеряли.

    А можно пройти по следам улуса Саваой. И этот топоним тонкой цепочкой выкладывается на географической карте - тоже от Алтая... По времени и он совпадает с Великим переселением. И слово "теринг" может послужить компасом в подобном историческом путешествии.

    "Теринг" по-тюркски - "нечто обильное". Так говорили, например, об обширной, плодородной долине. От Балхаша (Теринг-куль называлось прежде это озеро) до Центральной Европы четко заметен этот топоним. Совпадение? Конечно нет. Соратниками Аттилы, если судить по западноевропейской литературе, были именно теринги (тюринги), бургунды и другие "германские племена". Все они были прекрасными всадниками, воевали под знаменами с крестом... И уже не удивляют строки историка Иордана о терингах, об их искусстве в коневодстве... Коренные европейцы коней тогда не разводили! И кумыс не пили. Это любимое занятие тюрков.

    http://adji.ru/ch00_05.html

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      11 января  

      asvet,

      Цитата:
      гыгы999 12 июня 2013
      Дойду-Дойч-Сторона, страна, государство. Лаба-ветвь, ответвление.
      Цитата:
      Ареал, который находится между Бугом и Горынью, южнее от верхней Припяти, то есть Волынь ао втором тыс. до Р.Х. заселили древние германцы, и здесь были заложены глубинные основы современного немецкого языка. После отхода основной массы германцев на запад в ареале поселились славяне, диалект которых позднее развился в чешский язык, а когда и они в своем большинстве оставили эту территорию, ее заняли новые славянские переселенцы, которые уже в историческое время стали известны под именем дулебов, или дудлебов. Название этого племени сохранилось в нескольких топонимах Западной Украины и Чехии, и по мнению некоторых ученых этот этноним происходит от зап.-герм. Deudo - и laifs (ЕСУМ и ЭСРЯ). Первая часть слова означает “тевтоны” и от нее происходит самоназвание современных немцев (Deutsch), а вторая – “остаток” (гот. laiba, др.-англ. làf).

      DEUDO-ДОЙДУ-СЛОВО В СЛОВО САКСКОЕ.

      offen 12 июня 2013
      тепло :-)
      Jagen (нем.) — охотиться; гнаться, преследовать, травить; гнать, загонять, прогонять, изгонять, вгонять

      offen 12 июня 2013
      Jag - травить или загонять зверей
      похоже, 100-летнее взаимодействие гуннов и германцев где-то дало названию Йака-Сака-Саха.
      :-)

      гыгы999 13 июня 2013
      Ыгыы-Ыган-давить
      Цитата:
      Jagen (нем.) — охотиться; гнаться,

      Немцы сами себя называют САКСонцами и помнят про страну Сакасену, у меня был топ про это.
      Тюренгия-Төрүҥ...
      Вначале были САКИ, а потом все остальные народы.

      offen Предысторическая топонимика Восточной Европы http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=24033545&qf=18413297&qs=65153554

      0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      11 января  

      asvet, ТЕРИНГ видать есть ДИРИНГ=ГЛУБОКИЙ, если связано с озером, то есть ГЛУБОКОЕ ОЗЕРО.

      0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    11 января  

    Ну йолы палы, замерил расстояние между скулами, а там всего навсего12,5 см. Не немец. А так кажусь чуток круглолицым. ...

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      11 января  

      Могул, \\\ Да, понял, что у некоторых саха лицо кажется широким потому, что скулы расположены чуток вперед и потому нос кажется маленьким, хотя и длинный на самом деле. Ну и глаза шибко не глубокие, а веки толстые.
      Все это конечно обусловлено климатом. Чтоб глаза не мерзли и чтоб воздух подогрелся. Адаптация видать. Но саха очень подвержены ОРЗ почему то.

      0
      • благодарить надо климат 11 января  

        климат меняет людей и все живое

        эволюция.

        все живое приспосабливается к климату. кит тоже когда то бегал по суше.

        0
      • саксаксак
        саксаксак
        Ветеран
        11 января  

        Могул, потому-что у саха носовая пазуха в черепе тоже из-за холодов имеет другое строение. Полость опять же в отличие от европеоидов и негроидов, чтобы холодный воздух поступал в легкие согретым.
        ОРЗ и вирусам сейчас в этих пазухах самая благодать, если попадают на слизистую. А это болезни ХХ века. Чаще всего искусственно-выращенные штаммы. Борьба за легкие деньги предикторами и их созданием ВОЗ.

        0
  • Могул
    Могул
    Ветеран
    11 января  

    БОРО5Ой боробулуоха= это проволока готорая не гнется, не скручивается, не поддается или плохо поддается.

    БОРО5Он-нор= это те(люди) которые не подвластны кому либо, свободолюбцы.

    И как известно. ЛӨКӨЙ тойон из БОРО5ОНо не подчинился Тыгын тойону, а был сам по себе, да.

    0
    • nathan
      nathan 19 января  

      Могул, ЛӨКӨЙ один из тугумов барабинских татар...Гораздо менее изучены северные связи населения Ба­
      рабы в рассматриваемый период. Между тем В. Диосеги указывал как минимум на три этнонима, зарегистри­рованных в XVII в. на территории Барабы, которые с лингвистической точки зрения не были тюркскими по
      происхождению: Ланга, Любай и Лугуй. Начнем с рассмотрения этнической группы ланга. По данным В.В. Радлова, указанная группа составляла насе­ление волости Тунус, которая зарегистрирована в рус­ских документах в 1624 г.

      Аналогия родоплеменной группе лугуй обнаруживает­ ся в угорской среде. Имя Лугуй носил один из князьцов Сосьвинских остяков, который в августе 1586 г. получил охранную грамоту в защиту шести подвластных ему го­родков.
      Сибирские казаки не случайно заложили острог на землях Логуя...ЛӨКӨЙ прекрасно знал свою западную родню.

      0
  • ник 11 января  

    Буордаах Боро5он

    0
  • oidov 11 января  

    Буордах сир дьиэн .
    Цвет земли серый .
    Видать если не выпадают дожди , земля становится серой ? Возможно и пыль ? Майа - мас Майа .
    Балыктаах - балык бар сирэ . и все . Могу ошибаться grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouth and cold sweatsmiling face with open mouth and tightly-closed eyessmiling face with smiling eyes

    0
  • oidov 11 января  

    Арбын - уу ылар сирэ- затопляемое место .
    Чурапча - чарапчылах балаган диэн - балаган с навесом , древние балаганы саха .
    Нам - намыын сирэ , низкое место .
    и все . могу ошибаться grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouth and tightly-closed eyes

    0
  • oidov 11 января  

    Ошибка , чарапча - козырек . Чарапчалах балаҕан - балаган с навесом у саха . и все smiling face with open mouth and tightly-closed eyessmiling face with open mouth and smiling eyessmiling face with open mouth

    0
    • Быйанг
      Быйанг 12 января  

      oidov,

      Ха́та = хаата = короб
      Изба = ис быһа = внешний вид (внешняя сторона)


      Балаҕан = временное жилье
      Дьиэ = дьиэ

      0
  • Про 11 января  

    В Якутии сколько местности Бороҕон?В усть алданском,вилюйском,верхоянском. Еще где есть? знающие люди, перечислите

    0
  • oidov 11 января  

    В других улуусах , расселение или название рода Бороҕон . Нам , Одей , и т .д.

    0
  • oidov 11 января  

    Название местности шли от названия рода, а также
    от самой названя местности . Например древнее название Кокуну - Kok kony - Күөх хону на современном саха и по современной грамматике .
    Хех , в Алгысе Кангаласцев , вообще вместо буквы Х , буква k.
    Инаk -ынах , дойдулаk - дойдулах и т.п.grinning facegrinning face with smiling eyessmiling face with open mouthsmiling face with open mouth and tightly-closed eyessmiling face with smiling eyes

    0
  • Х 11 января  

    Брагуны есть в Дагестане у тюрков-ногайев.Произносят Боро5он

    0
  • вккк 12 января  

    из вики

    Первое документальное упоминание села встречается в кадиаскерском акте о разделе общинной земли 1670 года[5]. Судя по Камеральному Описанию Крыма… 1784 года, в последний период Крымского ханства Бораган входил в Ехары Ичкийский кадылык Акмечетского каймаканства[6]. После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, деревня была приписана к Симферопольскому уезду Таврической области[7]. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии[8]. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии[9], Бораган был включён в состав Аргинской волости Симферопольского уезда.
    По Ведомости о всех селениях, в Симферопольском уезде состоящих… 1805 года в деревне Бораган числилось 16 дворов и 98 жителей, исключительно крымских татар[10]. Вследствие эмиграции татар в Турцию[11], вскоре село опустело и уже на карте 1817 года Бураган обозначен как пустующий[12]. Больше ни на картах, ни в документах название не встречается.

    0
  • еее 12 января  

    из интернета

    В 5–6 веках н.э. в районе Минеральных Вод появилось воинственное племя «бараган» в количестве 500 саблей. Оно наводило страх в округе. «Бараган с тюркского означает – «идущий», – пишут профессор В. Виноградов и доцент К. Магомадова в статье «Брагунцы. Кто они и откуда?» Может быть, брагунцы – от слова «бараган» (идущий), а может быть, и от – бораган. Брагунцы сами так и называют своё село – Борагъан. Борагъан – от «буран», «метель», т. е. сильное, смелое племя. Это в какой-то мере подтверждают сами брагунцы: «Резвее брагунского коня не найти, отважнее брагунца воину не быть».
    Недалеко от Минеральных Вод до сих пор хорошо сохранились следы крепости, которая называлась Бургустанкала; в 30–35 км от Кисловодска расположена станица Бургустанская; г.Кисловодск расположен на Бургустанском хребте, здесь же находится река Бургустан. Карачаевцы и балкарцы г. Железноводск называют Бораган, в 100–120 км от ст. Кисловодска находится Бургон-Маджар (Кавказская Усвять), Эл-Бораган – на Кубани... Эти места – первоначальное пристанище брагунцев, утверждают В. Виноградов и К. Магомадова.

    0
  • -- 12 января  

    -

    село бораган. чеченская республика.

    концерт кумыков чечни

    https://www.youtube.com/watch?v=oapVn4K48ik

    0
    • ещё 12 января  

      Кумыкы тюрки,также ногаи на Сев.Кавказе.Интересно стало с.Бораган в Чечне.

      0
  • Быйанг
    Быйанг 12 января  

    Якутский → Русский
    бороҕон
    прил.
    1.Правая половина (сторона) чего-либо (напр. человека) 2.Человек родом из Борогонского улууса.

    Бороҕон
    сущ
    1. Название улууса (сейчас Усть-Алданский). 2. Центр. село Усть-Алданского улууса.

    http://sakhatyla.ru/translate?q=бороҕон

    0
  • ага 12 января  

    В Крыму 3 Борагон было 2 переименованы в Вавилово,Охотничье,один опустел.

    0
  • ага 12 января  

    В Дагестане и Чечне тоже есть Борагон,где живут кумыки,тюрки Северного Кавказа.

    0
  • ага 18 января  

    Брагуны это кумыки.

    0
  • СахаСааска 19 января  

    Ну все же знают, что Элляй был татаром именно крымским татаром. Вот и названия с собой принес. Он говорил на тюркском языке, и вот смешиваясь с местными жителями тунгусами образовался саха тыла.

    0
    • nathan
      nathan 19 января  

      СахаСааска, Не крымским.
      Я. Линденау. И.Гмелин, Г. Миллер.
      Можно с довольною вероятностью сказать о якутах, что сей народ произошел от колена татарского, которое имеет жилища свои около Барабинской степи, что в Тобольской губернии. Не только сие вероятно по сходству внешнего их вида, но даже по языку их и по самому прозванию саха, которое как у сего, так и у того народа есть одинаковое.

      Барабинские татары генетика
      СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ. В генофонде сибирских татар наиболее частыми гаплогруппами оказались G2a-P15; N1c-LLY22g; R1a-M198; N1b-P43 и Q-M242. Доля типичных сибирских гаплогрупп N1b-P43 и Q-M242 составляет около четверти генофонда сибирских татар. Более трети их генофонда приходится на долю паневразийских гаплогрупп N1c-LLY22g и R1a-M198. Таким образом, основные составляющие генофонда сибирских татар связаны с Сибирью и северной полосой Евразии.

      Н. А. ТОМИЛОВ

      ТЮРКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ
      в конце XVI —Первой четверти XIX вв.
      Отложившимся от довольно раннего, на наш взгляд, вре­мени появления в Барабе тюрков является этноним «сахтар», «тактар», сохранившийся также в качества тугумного назва­ния в а. Юрт-Угуе. Сахтар — это форма множественного числа от термина сах, саха, который, как известно, у якутов выступает в качестве этнического самоназвания. Интересно, что ь а. Кошкуле (барабинско-турашские татары) был за­писан близкий термин сукар В. В. Радлов называл якутоз сахалар также и этнонимом сукар. У качинцев сеока хара-соккы бытовало предацие, согласно которому «сохы жили-Иртыш сугда (ца р. Иртыше) около Тобола; сохы там жили». В некоторых якутских олонхо говррится, что пред­ки якутов пришли из Западной Сибири, а именно из Барабы. В культуре хакасов и сибирских татар, якутов и сибир­ских татар обнаруживается сложный комплекс сходных или полностью совпадающих явлений, на что обращалось уже внимание в литературе. Так, целый круг аналогий связы­вает орнамент барабинских к томских татар с мотивами ха­касов, якутов, долганов

      0
  • nathan
    nathan 19 января  

    «сахтар», «тактар» У качинцев сеока хара-соккы
    Хара тактар = хара татар=черные татары.
    КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧЕРНЫХ ТАТАРАХ
    “Краткие сведения о черных татарах” Пэн Да-я и Сюй Тина
    Государство черных татар (т. е. северного шаньюя ) называется Великой Монголией . В пустыне имеется гора Мэнгушань , а в татарском языке серебро называется мэнгу . Чжурчжэни называли свое государство “Великой золотой династией” , а потому и татары называют свое государство “Великой серебряной династией” .

    Тот их правитель, который первым узурпировал титул императора, звался детским именем Тэмочжэнь , а по узурпированному им титулу императором Чэнцзисы . Нынешний их правитель зовется детским именем Укудай. Вместе с ним узурпировали титулы всего восемь человек.

    Его сыновей зовут Кодуань , Кочу , Хэсидай (поставлен незаконным наследником престола , изучает китайский язык, и его учителем является секретарь Ма ) и Хэлачжи .

    0
    • СахаСааска 19 января  

      Так то да, но. По моему личному мнению. Якуты коренные народы, а вот по тюркскому языку стали говорить потом. После миграции разных народ, татаров, монголов, кыпчаков, уранхайцев. и.т.п. и всех интересовало мех, рыба. местные охотники говорили по своему.

      0
      • СахаСааска 19 января  

        С местными охотниками. Возня жесткая была. все хотели брать бесплатно. постепенно гены стали смешиваться. Появился образование, вот поэтому, мы якуты даже не знаем свои же слова т.е. якутскую так как мы на нем даже и не разговаривали

        0
        • СахаСааска 19 января  

          Ну как то так, в кратце

          0
        • nathan
          nathan 19 января  

          СахаСааска, Какими такими местными "охотниками " если речь идет о Тунгусах то Тунгусы таки как раз и являются носителями татарского(тюркского языка...Г.Ф. Миллер, владевший огромным фактическим
          материалом, подчеркивал, что “...слово “бараба“, или
          “барама“, не является названием народа, а служит для обозначения одного из родов, как Луба, Теренья, Тунус, Тунгус и т.п. — названия других родов“.Таким образом, в результате интеграционных процес­сов этноним Бараба, который ранее был самоназванием одного из родоплеменных подразделений, постепенно рас­пространялся на всех жителей Барабинской области. Вок­руг Барабы группировались остальные этнические объ­единения. В документе, описывающем события 1671 г., барабинцами названы жители шести верхних волостей тарского уезда. Только Тунусские (тунусцы) обозначены в этом документе как самостоятельная этническая* еди­ница.

          0
          • nathan
            nathan 19 января  

            nathan, В XVI начале XVII вв. были известны следующие под­
            разделения барабинских тюрков, которые многие ученые на­зывали племенами: 1) бараба (барама, параба, парама),2) любай (люба, луба, любей, любар, лювей, ловей), 3) угуй (лугуй), 4) кулеба (келебе, кулем, келема), 5) ланга (лон­га), 6) тунус (тунис, тунух), 7) турас 1 (тураж, тураш, тары, тара), 8) узук, 9) чой (чей), 10) кирчак (кирчик, курчик),11) каргал (карган, каргалы), 12) тереня (терене, терена) 18. Б. О. Долгих считал, что «Бараба с примыкающими к нему группами Тунус, Тураш (Кулеба), Любай, Чой, Те­реня и.др.» составляли одно племя и что, возможно, волость Тереня была более или менее самостоятельной группиров­кой татарского населения19. Г. Ф. Миллер отмечал, что «.. волость Бараба имела всегда преимущество перед всеми
            остальными волостями из-за знатности живших там людей, а также из-за числа ее жителей.4.» *.

            0
            • nathan
              nathan 19 января  

              nathan, Явно этнонимический характер носят названия тугумов
              «иштяк» и «аялы». Они были зафиксированы нами в барабинской д. Усманке и соседней деревне Альменевой, в ко­торой вместе с любейско-тунусскими татарами проживалий аялынские татары тарской группы.
              «ялан» — «змея» (а. Юрт-Угуй).
              Следы народа “змей“ в южнорусских степях отра­зились в названии г. Змиева, который в XII в. был поло­вецким становищем. По мнению С.А. Плетневой, «на­звание города от слова “змея“ связывает его с половцами- кипчаками, которые еще на Алтае в VII в. жили в долине Чжелян-Джелян — змея». Отмечено также, что упомя­нутый в некоторых рукописях половецкий стан Чешуев (Шарукан) связан своим названием с тотемным живот­ным — змеей.
              В последнее время поиску этнических корней цент­ральноазиатского “народа змей“ уделил большое вни­мание С.М. Ахинжанов. По его мнению, “народом змей“ были кимаки. Последние первоначально расселялись в северо-восточной Монголии и имели самоназвание каи. В IX в. в верховьях Иртыша киамки получают от окружаю­щего их тюркского населения название уран, которое являлось отымитативным заменителем тюркского йылан, джелян — “змея“. Последнее слово, по Ахинжанову, не употреблялось ввиду магического запрета на название имени родоплеменного тотема (в данном случае змеи)
              Уранхай Сахалар.
              А.Г Селезнев Барабинские татары.
              Результаты проведенных историко-лингвистических
              исследований могут быть сведены к следующему.
              1. Тюркское выражение алат (алаат ) — пегий конь“
              являлось наименованием определенной этнической общности, которая обозначена в раннесредневековых китайских источниках описательным термином бома (ва
              рианты: гюньма , бице и др.). Выражение бома (“пегий конь“) было калькой соответствующего тюркского эт
              нонима (алат ). Искаженные формы этнонима алат — хэла , олочи, элочжи — употреблялись в китайских источниках как синонимы термина бома.
              2. Подробные сведения об алатах содержатся в арабоперсидской историографии монгольской эпохи. В источниках этого времени алаты выступают под именем ала , а страна их обитания носит название Алакчин.
              3. Формирование алатов происходило в районах к се
              веру от средневекового Тибета (первая половина I тыс. н.э.), откуда часть алатов переселилась в Сибирь, вероятно в связи с образованием Древнетюркского каганата
              (VI в. н.э.).Таким образом, источники дают редкую (применительно к народам Центральной Азии) возможность про
              следить историю рассматриваемого народа на протяжении почти тысячелетнего периода его жизни.
              Наиболее сложным вопросом остается вопрос об этнической локализации алатов в сибирский период их истории. Разные авторы помещали этот народ на самыхразных территориях: от Приморья до Причулымья31. Так, Д.Г. Савинов разделил сибирский период истории алатов
              на два этапа. На первом этапе, по его мнению, алаты пребывали в северо-западном Прибайкалье (вторая половина I — начало II тыс. н.э.), на втором они расселялись с базовой территории, северо-западного Прибай
              калья, в различных направлениях, но главным образом в сторону расселения будущих якутов приняв основное участие в их этногенезе.

              0
          • СахаСааска 19 января  

            А кто Тунгусов образовал? конечно же те же Ханы. я не говорю, что после Элляя все началось. до Элляя много раз приходили. а победа досталось Элляю

            0
            • nathan
              nathan 19 января  

              СахаСааска, Тунгусы = Тунусы сибирские татары =Эллей татарин= татары на карте внизу.

              0
      • nathan
        nathan 19 января  

        СахаСааска, Хара тактар = хара татар.
        У государства Великая Тартария границы в былом на порядок шире современных.

        image

        0
        • Могул
          Могул
          Ветеран
          19 января  

          nathan, мдэ уж, китайцы почему то ЧЕРНЫЙ обозначают словом САХА.
          Тогда получается опять таки САХА тартар(Великая тартАРИЯ).
          А монголы слово ВЕЛИКИЙ опять таки как САХА.
          Тогда как ни крути, получается все равно САХА ТартАРИЯ.

          Ну и позже, по моему, стали называть, это же пространство царство СОХА(Дом СО).
          Ну вот от чего и некоторые братья наши и приходят в бешенство.
          Выросли понимаешь из подштанников и метят себя в главные, хотя всегда, как видим, были под САХА.

          0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      19 января  

      nathan, Укудай=Оҕотой.

      0
  • nathan
    nathan 19 января  

    Тюркское выражение алат (алаат ). В источниках этого времени алаты выступают под именем ала , а страна их обитания носит название Алакчин.
    Царство, Дарованное собаке, называется [еще] царством собачьих жунов (Собак-воинов). [Его] жители похожи на собак. Там женщина совершает жерт­воприношение, преклонив колено, подносит [вино ] и еду. Там белые кони в яблоках (Вэнь ма) с красной гривой, с красными глазами как золото (хуанцзинь). Называются цзилян“.
    В отрывке, который повествует о досибирском периоде этнической истории йыланов, наряду с упоминанием о конях (Вэньма) имеется и подлинный этноним группы, весьма напоминающий тюркское слово иланъ — “змея“.Таким образом, хронологические, территориальные и лингвистические соответствия свидетельствуют, что под наименованиями йылан и алат была известна одна и та же этническая группа.
    йылан и алат = Уран
    У Рашидъ-Эддина (Ист.Монг.,введ.,стр.142)кутерьма во время грозы
    приписывается не Меркитам,а Урянхитам: „У них (Урянхитовъ) есть такой обычай,что,во время сильной молнии грома,они бранятъ небо,молнию и гром и кричатъ на них".

    Западномонгольские урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек Искони (оорцог) из урянхов. Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня.

    Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода борджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо»

    0
  • nathan
    nathan 19 января  

    У них (Урянхитовъ) есть такой обычай,что,во время сильной молнии грома,они бранятъ небо,молнию и гром и кричатъ на них"...именно с этим связано и второе самоназвание якутов Саха от Сах =
    1) высекать огонь (огнивом); 2) делать что-л. (очень настойчиво, долго)
    Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство [занимаемой им] земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным [по выполнению] путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И [вот] они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись |А 30а| все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами, зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи. [Затем] сложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место; что разом этими семидесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот [горный] склон не расплавился. [В результате] оттуда было добыто безмерное [количество] железа и [вместе с тем] открылся и проход. Они все вместе откочевали и вышли из той теснины на простор степи. Говорят, что раздувала меха главная ветвь [племени], восходящая к Кияну. Точно так же раздувало [мехи] и то племя, которое иззестно под именем нукуз, и племя урянкат, принадлежащее к их ветвям.

    0
  • nathan
    nathan 19 января  

    ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ САТА
    По якутским преданиям этот волшебный камень похож на человеческую голову, только маленький: на нём можно различить нос, рот, глаза и уши.
    САТА – это камень холода и ветра, и тот, кто владеет им, легко может испортить погоду. Считается, что САТА может заставить падать среди лета снег. Но найти этот камень непросто. Чаще всего его находят там, где ударил гром, только искать надо ночью, под утро, поскольку от солнечного света САТА умирает. Также говорят, что волшебный камень САТА зарождается сам собой во внутренностях лошади, медведя, волка или орла. Самый сильный САТА – волчий. Если человек, обладающий САТА, отправляется в дальнюю дорогу, он подвязывает его под гривой лошади, и тогда лошади прохладно, оводы и комары не беспокоят её. Но если САТА поднять к небу на ладони, сейчас же с той стороны подует холодный ветер. Камень САТА – могущественный камень. Если его поднять к небу один раз, ветер будет дуть один день. Если поднять во второй раз – будет дуть два дня, если поднять в третий раз - три дня. Говорят, что камень САТА обладает душой и способен умирать. Он умирает, если его коснётся женщина, увидит посторонний глаз, осветит солнечный свет. А если живой САТА бросить в кипяток, он долго с жужжанием будет бегать и кружиться по дну посуды, пока не успокоится и не умрёт.
    Также его именуют - Яда, в древнетюркской мифологии магический камень, с помощью которого можно вызвать или прекратить непогоду: дождь, снег и т. д. В ряде источников обладатели Яда - шаманы, согласно материалам других источников, Яда не связан с шаманством. По одной из легенд, камень Яда получил от Яфета Огуз-хан. По другой средневековой версии, предки огузов отобрали дождевые камни у животных, (те держали их во рту, и прямо над ними появлялись облака). Связь Яда с животными отражена в мифологии киргизов, веривших, что его можно найти в желудках овец или коров. Якуты считали, что волшебный камень САТА может подарить шаману орёл.

    0
    • Могул
      Могул
      Ветеран
      19 января  

      nathan, НУ ВОТ, И МОНГОЛЫ ПОТОМКИ САХА, оказывается.
      Об этом можно также догадаться исходя из их языка, ибо язык саха и язык монгол в большинстве своем однокоренные. Но на первый взгляд это никак не заметно. Что мы тут не раз замечали.
      Получается,что монголы есть скрытые тюрки. У их языка просто грамматика совершенно другая.

      0
  • Интересно 19 января  

    А что означает слово "Саха" у других народов?
    Давайте спросим у соседей.
    1) Эвенов
    2) Эвенков
    3) Юкагиров
    4) Нанайцев
    5) Бурятов
    6) Китайцев
    7) Корейцев
    8) Японцев
    9) Татар
    10) Тувинцев
    11) Башкиров
    12) Калмыков
    13) Турков
    14) Алтайцев
    15) Монголов
    А то, одни европейцы рассуждают про нас - якутов.
    Давайте, тогда Поляков и Финнов спросим.
    Болгаров, Венгров, Чехов, Словаков, Румынов, Сербов, Хорватов тоже надо спросить.
    А то, понимаешь, одни русские немцы только нас изучали и советские ученые с партбилетом КПСС в карманеface with tears of joy

    0
  • ещё 20 января  

    Есть р.Борогон-правый приток р.Сура в Зейском районе Амурской обл.На стыке с Хабаровским краем.Ещё там поблизости есть р.Мукучу.р.Кун-Маньё(Күн Манньыйа)гора 1998м.

    0
Ответ на тему: кто знает этимологию слова "боро5он" ?
Введите код с картинки*: 
Авторизуйтесь чтобы не вводить код каждый раз.
* Код состоит только из русских букв (кириллицы), если совсем непонятно, кликните на картинку — выйдет новый код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания