Сагайцы в Минусинском крае это саха или сахалары?
Сах  -    1211
Чего за странный народец? Вроде Сагайская степная Дума. Вроде сахалар.
Ответов 36 Написать ответ
  • Герман
    19 ноября 2016  

    Сагайцы или сагайские татары — народ тюркского племени, кочующий по р. Абакану от впадения в него р. Аскыз и в Сагайской степи в пределах Енисейской губ., Минусинского у., и Томской губ., Кузнецкого у. Их около 12500 душ, в том числе в Енисейской губ. 11700. Хотя Сагайцы крещены, но мало обрусели; у них много языческих верований; шаманы сохранили между ними значительное влияние. Большинство — скотоводы-кочевники. На весну и лето они угоняют свои стада в горы, поздней же осенью спускаются с них в свои зимние стойбища в Сагайскую степь, бесснежие которой дает возможность держать скот всю зиму на подножном корму. В прежнее время Сагайцы занимались оленеводством, которое ныне совершенно упало. Некоторые из них занимаются охотой, звероловством и сбором кедровых орехов и съедобных корнеплодных и луковичных диких растений. Toлько один из родов, бельтирский, сделался вполне оседлым и занялся хлебопашеством, не покидая, впрочем, скотоводства и издревле знакомого ему кузнечного промысла. Очертание лица Сагайцы близко подходит к татарскому; они имеют густые темные или черные волосы, крепко сложены, отличаются более солидной мускулатурой от своих северных соседей, качинцев и других инородцев. Рогатый скот Сагайцы отличается рослостью, лошади — силою и выносливостью. У енисейских Сагайцы числится лошадей до 20000, крупного рогатого скота — около 24000, овец и коз—32000 гол. Сагайцы питаются овечьим сыром, творогом, питательными кореньями и луковицами, отчасти мясом, мукой и кирпичным чаем; любимые их напитки — айран и кумыс. Грамотность развита крайне слабо. Енисейские Сагайцы управляются аскызской степной думой и выборными родовыми старшинами. Самое крупное селение Сагайцы — Усть-Сосской улус (63 хозяйства, 416 жит.).

    0
    • Могул
      10 марта  

      Герман, да, очень похоже на образ жизни саха. И саха там могли бы жить так же. Да, в Минусинской котловине кажется есть даже местность по названию КУРТАХ что с якутского есть Желудок. И это местность с трассы именно похожа на куртах (желудок) по очертанию.

      0
  • Герман
    19 ноября 2016  

    Сага́йцы (хак. саға́й, мн. ч. саға́йлар) — этнографическая группа хакасского народа. Носители сагайского диалекта хакасского языка, проживающие в основном в долине р. Абакан, начиная от р. Уйбат и до верхних притоков.

    На современном этапе сагайский субэтнос является доминирующим — более 70 % от общей численности хакасов.

    Впервые упоминаются в известиях Рашид-ад-дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать».

    Версии происхождения термина «сағай» ведут к сакам скифо-сарматского времени, которые проживали на территории Центральной Азии. В исторической науке, уже неоднократно указывалось, что самоназвание якутов «саха», этническое ядро которых переселилось из Южной Сибири на север, восходит к тому же корню. В этнологической науке было проведено немало примеров общих черт в духовной и материальной культуре хакасов и якутов. Подобный этноним известен среди казахов (сакаи — подразделение племени найман) и киргизов (племя сайак, в имени которых, вероятно, произошла метатеза).

    Известны две волости XVII века — Юс-Сагайская и Том-Сагайская, которые располагались в верховьях рек Июсов и Томи. Сагайцы вплоть до 1703 г. оставались неподвластными русской администрации. После увода 1703 года енисейских кыргызов в Центральную Азию, сагайцы в XVIII в. составляли отдельную Сагайскую землицу. В это время в состав сагайцев начинают вливаться небольшие родоплеменные группы из близлежащих местностей.

    Фольклор относит сагайцев к одному из поколений енисейских кыргызов. Это же отмечается и в ряде научных трудов таких исследователей как В. В. Радлов, Н. Ф. Катанов, И. П. Кузнецов-Красноярский и др.

    Полярными точками зрения на историю родоплеменной группы «сагай» можно назвать с одной стороны свидетельство хакасского этнографа С. Д. Майнагашева, исследовавшего хакасское население в начале XX века, который отмечал, что сагаи не выводят себя из Кузнецкого уезда, а считаются местным сеоком [Майнагашев, 1914, с.115.]. С другой стороны мнение Л. П. Потапова, который в результате своих полевых исследований, напротив, отметил, что сагайцы не представляли и не представляют собой единой группы и являются переселенцами из таежных районов [См.: Потапов, 1947].

    0
  • Герман
    19 ноября 2016  

    Несколько иначе обстоит дело с ранними формами религиозных воззрений южных хакасов, поддерживавшихся среди них шаманами, которые до 1930 г. выступали организаторами и служителями шаманского культа. В настоящее время шаманы представляют собой довольно редкое явление, деятельность их сводится к тайному лечению больных при помощи обращения к различным «духам болезни» и мелких жертвоприношений им. Но примитивные религиозные представления бытуют еще, главным образом, среди старшего поколения. Не чужды они и молодежи. Это выражается в системе различных поверий, примет, запретов (например, после захода солнца почти невозможно что-либо получить, купить, принести из другого дома), зарегистрированных экспедицией. Примитивные религиозные представления проявляются особенно, как это мы наблюдали, в обрядовом погребении и в устройстве многочисленных поминок, сводящихся к ритуальному кормлению покойника. Этот ритуал распространялся и на воинов, погибших на поле брани в Великую Отечественную войну. Обычно как только приходило официальное извещение о смерти воина, его родственники ставили на улусном кладбище деревянный крест, но могильный холм при этом не насыпали. Затем устраивали на этом месте поминки в положенные дни, ведя счет их от даты смерти покойного,

    0
  • айгор
    20 ноября 2016  

    Сагайцы - как их называют по -русски, сами себя вряд ли на своем языке называют - сагай. Они себя называют - са5ай - са5а.
    И тут опять ,вспоминается чье-то упоминание ,будто буряты назвали саха - от са5а. Типа это граница леса,или лесные пограничные "темные" люди . Как же тогда быть с народом Минусинской котловины ,которая находиться далеко от Бурятии и не граничит с ней ?

    При чем , бурят-монголы-орочоны-джунгары они говорят типа назвали якутов на своем языке - са5а,с понятием дремучий,темный,непонимающий - для бурят-манчжуров-джунгар мы тюрки всегда были пограничными и непонимающими их язык.
    Поэтому сейчас , говорить что якут и бурят сильно родственен - неправильно. Они сами считают нас чужими и правильно делают,потому что мы с ними не родня и не понимаем языков друг друга.

    0
  • Тот
    20 ноября 2016  

    С зайцем связано. Тотем.

    0
  • Егор
    21 февраля  

    Вот

    они

    0
  • Саҕай
    10 марта  

    Хакасы месяц "Июнь" называли "Пис айы", что соответствует алтае-якутскому "Бэс ыйа" - «Июнь»

    Определенный интерес представляют амулеты с двумя конскими головами, с которыми Я.И.Сунчугашев связывает образ двуглавого коня из хакасского эпоса. В пище якутов и хакасов, как впрочем у всех скотоводческих народов, наиболее любимой и постоянной пищей является мясо домашних животных. Лучшими частями считаются ребра, грудинка (як. тYöс, хак. тос), лопатка (як. сарын, хак. чарын). Из внутренностей предпочитаются у лошади толстая кишка (як., хак. харта). Изготовляют кровяную колбасу (як. хаан, хак. кан). Хакасское вяленое мясо называется уче ит, оно соответствует названию якутского шашлыка Yчэhэ эт. Имеются также следующие соответствия: хак. мун, як. миин «бульон»; хак. чорт, як. суорат «простокваша»; хак. эчигей, як. иэдьэгэй «творог»; хак. хаяк «масло», як. хайах «сырое масло, смешанное с водой и кислым молоком». Особым лакомством у этих народов считалась пенка (хак. ориме, як. YрYмэ); каша в масле называлась саламат; як. холобо, хак. холохпа “лепешка”, “стряпня”. Большинство этих наименований имеет общую алтайско-тувинскую терминологию, но без такого близкогог совпадения. Якутско-хакасские связи по жилищам показаны в специальной статье Ф.М.Зыкова. Так, у якутов тип избушки в виде двухскатного жилища ат бала5ан сопоставляется с хакасским жилищем ат иб. Основываясь на археологичсеких материалах Михайловского поселения, автор сделал предположение о том, что жилища многоугольного типа, появившиеся впервые у таштыкцев Южной Сибири, стали основой поздних хакасско-якутских многоугольных домов. Это поселение обнаружено на берегу р.Кии, притока Чулымы и датируется 3-5 вв. Среди хакасских обрядовых праздников особое значение имел «тигыр тайих», проводимый каждую весну в честь божества Кудая и девяти творцов. Судя по названию, этот религиозный праздник представлял собой преклонение Небу и проводился на высокой горе. В нем принимали участие только мужчины. Обрядовую часть проводил знаток обычаев, который берестяной ложкой приносил молочную жертву божествам, брызгая айран. Шаману запрещалось принимать участие в этих обрядах. Существовало также отдельное моление горному духу – «таг тайих», проводимое под руководством шамана, одетого в женский головной убор. Основная обрядовая часть этого моления была связана с посвящением лошади определенным духам – «изых». Якутский ысыах во многом напоминает эти празднества. При проведении обрядовой части ысыаха не разрешалось присутствие женщин и шамана. Жрец «YрYн ойуун», одетый в женскую шапку, специальной деревянной ложкой окроплял кумысом землю, костер, посвящаемую лошадь “ытык сылгы” в честь высших божеств-творцов во главе с YрYн Айыы тойоном. Существует также и другой традиционный праздник “тун”, праздник первого айрана. В.Я.Бутанаев термин тун связывает с названием ысыаха – тунах ыhыах. Хакасы-качинцы, как и алтайцы, наибольшее предпочтение отдавали божеству Белый дух. Среди якутских богов ведущее место занимал YрYн Айыы тойон “белый творец тойон”. По всей вероятности, они – ипостаси одного и того же образа – божества солнца. В 19 в. блюститель и практик хакасских народных обычаев и обрядов назывался алганчадыр. Оно созвучно с якутским алгысчыт «знаток обрядовой поэзии». Хакасский эпос по своему содержанию, по образам героев близок к якутскому. В нем встречается упоминание о том, что Кудай держал у себя большую «Книгу жизни», в которой отмечал всех родившихся, умерших и излагал судьбы людей. По материалам олонхо, якутское божество судьбы Дьыл5а Хаан тойон имел книгу, из которой он диктовал сыновьям судьбы трех миров. В.Я.Бутанаев выявил ряд религиозных терминов, общих для якутского и хакаского языков: як. дэлбиргэ «веревка из конского волоса для подвешивания жертвы», хак. YлдYрбэ “подвязка к головному убору из цветных лент и перьев орла, которые во время жертвоприношения привязываются к священной березе”; як. мэнэ уу, хак. мони суг фольклорная “живая вода”; як. дьибилгэт, хак. чибилгет “притворство”. Сагайское ильбечи “шаман, камлающий с опахалом” имеет единую основу с якутским илбис “колдовство”, “вселение злого духа”. Другое сагайское слово апчах “старик”, а якутское аптаах употребляется в значении “кудесник”. Интерес представляет и другой термин сумекчин, обозначающий в хакасских сказаниях домашних слуг. В олонхо Симэхсин – это комический одраз патриархальной рабыни-скотницы. В области религиозных верований много общего проявляется между якутами, качинцами и сагайцами. Так, качинцы, как и якуты, верили в существование волшебного камня, обладание которым приносит счастье. По их поверьям, такие камни обычно находили в вороньем гнезде. Вилюйские и верхоянские якуты, качинцы и бельтиры при первой весенней грозе трижды обходили вокруг жилища с целью изгнания злых духов. Они считали грехом убивать лебедя. Якуты и сагайцы для магического лечения нарывов на сосцах коров применяли камень с отверстием. Зафиксирован также миф о собрании птиц, на котором избирается их глава, с поразительно сходным сюжетом и содержанием. Такие же общие основы обнаружены в

    0
    • Саҕай
      10 марта  

      НОМОХТОР(якутск.яз) = НЫМАХТАР(хакасский язык)

      Такие же общие основы обнаружены в шаманстве этих народов, в обычаях, связанных с рождением ребенка. Вместе с тем у них большие различия наблюдаются в свадебных обрядах и в терминологии родства. В.Я.Бутанаевым выявлен ряд интересных общих лексико-семантических совпадений в якутско-хакасской скотоводческой терминологии: як. этэр, хак. идир «припустить теленка к корове перед дойкой»; як. ура5ас, хак. урагас «длинный шест с петлей»; як. хамсык, хак. хапсаз «эпизоотия»; як. ходу, хак. хоот «озерная трава, которую косят по льду». У жеребцов хвосты не укорачивали. На весеннике хакасы для телят устраивали чиле, длинную волосяную веревку с постромками, с двух сторон привязанную к забитым в землю кольям. Якуты тоже пользовались аналогичным приспособлением для жеребят. Интересная параллель обнаруживается между якутским диалектным словом хаhар «собака» и хакасским Хазар-Пазар, имена двух собак в эпосе. Эзер-Хазар в алтайском эпосе – имена двух черных собак подземного бога Эрлика. А якутское бöх-сах «скопление разнородного мусора», соответствует хакасскому пох-сах «мусор». Такие же параллели выявлены В.Я.Бутанаевым в терминах по рыболовству и охотничьему промыслу. Хакасы июнь называли пис айы, что соответствует алтае-якутскому бэс ыйа «июнь». Выходит, название южносибирского кандыка (бес) якуты перенесли на название сосны, т. к. сосновая заболонь применялась в виде растительной пищи. Июль у якутов и хакасов – месяц травостоя, от ыйа, август – месяц жатвы (як. атырдьах, хак. оргах «месяц стогования»), якутский месяц тохсунньу и хакасский торгыстын айы обозначают январь, «девятый месяц». В начале января, как считали хакасы, день прибавляется «на шаг птицы», а у якутов для такого обозначения применялось выражение «на мышиный шаг». По схождению Плеяд с луной они предсказывали урожайность года, погоду на ближайшее время. Эти счеты иногда поразительно точно совпадали. Так, например, считалось, что хорошее лето наступает тогда, когда в январе луна и Плеяды на девятом числе. Первый день полнолуния якуты называли кыhыл тулуна, хакасы – кызыл толы «красное совершенство»; второй день полнолуния якуты определяли словосочетанием YрYн тулуна “белое совершенство”, что соответствует хакасскому ак толы. День эти народы обозначали словом кYн=кюн, конец лунного месяца по-якутски ый эргэтэ, по-хакасски – ай иргiз. Все это говорит о единой основе якутско-хакасских календарных представлений. На основании вышеизложенного сопоставительного материала необходимо констатировать большую этнокультурную близость якутов с хакасами, подтверждаемую языковыми и археологическими параллелями. Она доказывается также наличием общих этнонимов: соккы=саха, тумат=тумат, бай=баягантай, ханат=ханалас, хорай-хоро, аргын=аргын. При этом между якутами и хакасами этногенетические связи прослеживаются по двум эпохам – древнетюркский и позднесредневековый. Так, с древнетюркской эпохой якутов связывает с хакасами сагайская и бельтирская этногруппы (сеоки), входившие, видимо, в состав кыргызов (кыргызско-древнеуйгурские связи). Этим объясняется близость якутского языка с указанными диалектами хакасского языка. Второй позднесредневековый слой, общий для якутов и хакасов, определяется кыпчакским. К нему относятся качинцы и, в частности роды соккы, с названием которых связан этноним саха, самоназвание якутов. По фольклорным данным, качинцы-соккы вышли из Тобола и были некогда «народом царя Кучума». К качинцам также входил сеок кангат, которого связывают с якутскими кангалассами. По тем преданим, из Тобола и Ишима вышли кызыльцы, родившиеся с качинцами. В состав кызыльцев входили аргыны, некогда входившие в улус Джучи и связанные с аргынским племенем казахов. Между Иртышом и Верхним Приобьем кочевали когда-то кумандинцы (сеоки со и куман), телеуты, барабинские татары (род сакылар). Притом то, что качинцы (соккы) и кызыльцы (аргын) имели связь с телеутами вполне закономерно. Все они были подвергнуты влиянию кыпчакского языка, культуры, что и явилось причиной появления у них много общего в культуре (это общее можно условно назвать «кыпчако-телеутским»). Хакасский с шорским, чулымским и сарыг-югурским языками образуют особую подгруппу. Поэтому язык чулымских татар (особенно среднечулымский) примыкает фактически к кызыльскому диалекту хакасского языка. Сами чулымцы образовались путем ассимиляции тюрками селькупского и кетского субстрата. Межтюркская лексика свидетельствует о связи чулымского языка также с шорским языком и отчасти с древнеуйгурским. В погребальном обряде чулымцев 16-18 вв. обнаружены предметы украшения, связанные с кыпчакским археологическим комплексом. А.П.Дульзон связывал эти находки с кыпчакскими погребениями 13-14 вв. на Басандайке. Все это подтверждает наличие этнических связей якутов с чулымскими тюрками, на что обратили внимание некоторые исследователи еще в 18 в. Так, в частности, И.Георги чулымцев считал «отцепившимися от якутов коленом». Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Глава 4.3. Якутск: Издательство ЯГУ, 1

      0
      • Саҕай
        10 марта  

        Бөх-сах (якут.яз) = Пöх-сах (хакас.яз) = Мусор

        Цитата:


        Якутское бöх-сах «скопление разнородного мусора», соответствует хакасскому пох-сах «мусор».



        Бөх-сах (якут.яз) = Пöх-сах (хакас.яз) = Мусор

        0
        • сахабын
          10 марта  

          Саҕай, еще есть Хакасская Святыня и она называется совсем уж по-якутски - Куртуйах Таас. Большой камень по легенде обозначивший нашествие то ли монголов ,то ли киргизов.

          Сагайцы сейчас составляют самый большую часть хакасского народа.

          Интересен момент в истории Хакасии до прихода киргизов - это до 1-2 века нашей эры. Именно после этой даты в Минусинскую долину пришли киргизы с юга то ли с гор то ли со стороны Монголии. И они смешались с хакасами образовав в 2-3 веках Хакасско-Киргизский Каганат. И это государство просуществовало до 13 века ,до времени Чингисхана , а после было уничтожено сыном Чингисхана Джучи.

          Для нас саха(якутов) интересно время до 1-2 веков до прихода киргизов в Хакасию. Возможно в те времена древний хакасский язык был очень похож на древний якутский язык.
          Учтем что у киргизов все таки другой язык отличающийся от хакасского ,и он был другим и в то время.

          Есть мнение ,что саха(якутский) народ ушел из Хакасии именно в 1-2 вв. в связи с нашествием кыргызов.
          Есть другое мнение ,что саха(якуты) и хакасы это один народ в прошлом , времен 1-2 вв. И уже к тому времени древние хакасы и древние саха(якуты) жили и в Якутии и в Хакасии одним народом ,на обеих больших реках Енисей и Лена. Эта точка зрения происходит от того мнения что народы с гаплогруппой N1C1 были образованы в Хакасии (Южной Сибири ) и мигрировали еще в 12.000-5000 лет до н.э. на Северо-Восток на Берингов Пролив и на Аляску. То есть эти народы уже знали реки Енисей , Лена, Яна и другие северные реки.
          Посмотрите карту путей миграции гаплогруппы N1C1, часть народов с этой гаплогруппой ушла из Юж.Сибири на запад, часть на север ,а часть на северо-восток. Эту миграцию датируют временем от 15000 лет до н.э.
          И у якутского народа мы сейчас находим гаплогруппу N1C1, которй живет прямо на пути миграции народов этой гаплогруппы.
          Факты на лицо так сказать .

          0
        • Могул
          10 марта  

          Саҕай, еще есть пословицы идентичные с якутскими, тут показывали.

          0
        • Само!
          6 декабря  

          Ну тут фантазии хоть отнимай! Сагайцы они прилетели с другой планеты! Сагайцев даже помнят с времен Герадота, и упамянается в библии!

          0
  • да уж
    10 марта  

    слово харах(глаза)одинаковы.У чистых кипчаков кез.Это говорит о позднейшем окипчакивании хакасов

    0
  • uuccnu
    10 марта  

    Это созвучные слова. Слово ведь очень простое. Якуты слишком далеко живут от хакасов, чтобы иметь похожее название

    0
  • сахабын
    11 марта  

    -да уж - , да и мне кажется что нынешние хакасы это их позднейшее окипчакивание . А это значит окипчакивание хакасского языка произошло в 1-2 веках нашей эры , окипчакивали хакасов киргизы. А часть народа ураанхай сахалар (якуты) это та часть хакасов которая не сдалась киргизам и ушла на северо-восток к своим же сородичам саха на реку Лена и на озеро Байкал.

    Этот вывод можно сделать исходя из того - что изначально хакасы отличались от киргизов. Возможно даже что древние хакасы до 1-2 века - это и есть ураанхай сахалар. Какие-то их роды. И они эти древние хакасы в Хакасии возможно имели гаплогруппу N1C1,так как она там и создавалась.
    А когда пришли киргизы они принесли гаплогруппу - R1b.Также они же ,киргизы изменили хакасский язык ,привнесли свое жиканье и шиканье. Поэтому современный хакасский язык больше похож на остальные тюркские кыпчакские языки свои жиканьем и укороченными словами.
    А якутский язык ,не был под влиянием кыпчатских языков киргизов или других народов древней тюркской Монголии .
    Одна из главных особенностей состоит именно в этом - в якутском языке нету жиканья ,и укороченных слов. Наоборот слова имеют разные виды окончаний -лар,-ттар, -лер, и т.д. и поэтому они слова длинны . В этом якутский язык похож на огузские языки больше чем на кыпчатские. Поэтому ближе по языку из тюрков стоят огузксие народы - турки,карачаево-балкарцы ,азербайджанцы и другие огузы.
    А в общем - якутский язык ,отличается от всех тюркских языков потому что он сохраненный один из диалектов древнетюркского языка.

    Кроме всего прочего в якутском языке есть некоторые правила - финно-угорских языков. Также удлинение звуков слова - двойные -нн,-тт, -лл, и т.д.характерно нынешним балтийским языкам и угорцам.

    также в якутском языке много - уйгурских слов, и это доказывает то что предки якутов жили с уйгурами при Уйгурском Каганате около Байкала.

    А у нынешних монголов - просто оказались наши древнетюркские слова например - сэргэ ,-саҕа , и др. Хотя сами монголы имеют манчжурскую основу языка и немогут обьяснить из чего образованы эти слова ,их понятия.

    0
    • садык_1977
      11 марта  

      сахабын, это с каких пор карачаево-балкарцы перешли в огузскую группу?
      И с каких пор якуты стали вдруг понимать турков и азербайджанцев?
      В одном ты прав,дюбель-якутский не был под влиянием кыпчакских языков,и вообще тюркские языки мало повлияли на якутский.

      0
  • Да уж
    11 марта  

    Согласен с рассуждениями,прямо мои мысли после анализа истории наших народов.Есть еще сомнения в происхождении киргизов Тянь-Шаня от кыргызов Енисея.Там очень много несовпадений во времени и в языке и даже в названиях племен.Взять хотя бы обычное якобы правило у казахов и тем более у киргизов с их Манасом знать родословную как минимум до девятого колена(шежире или торе?тереюх якутский похож).Где точное указание на предков с Енисея?Где Иренек(Ириэнэх-Оттаявший)?Уж насколько я впечатлился Манасом где подробно описывают походы детально вплоть до Пекина и обратно в Алтай где их поселил Алтан-Хан(маньчжурский государь)и т.д.Описыаются народы:казахов почему то нетface with tears of joyface with tears of joyface with tears of joyесть составляющие части этого народа-всякие кипчаки и т.д.Кстати есть найманы которые как и калмыки и джунгары отнесены киргизами к монгологоворящим(тюрки-киргизы врядли врали).Есть сами монголы-халха(щитовые)Есть китайцы.А упоминания о русских вообще нет!!!?о тунгусах ничего неизвестно им,о кетах и лругих сибирских народах что очень странно для якобы тысячелетнего сказания.Даже имени Иренек нету.И самоназвание кигиз они возводят от кырк-сорок и кыз-девушек.Которые выжили после войны и родили от кого-то целый народ.Так что с древними енисейскими киргизами если и связывает их родство то только дальнее и то может созвучие.Потому что енисейским кыргызам имя дали другие тюркоязычные(предки енисейких были вообще нетюркским народом)и вот они скорее всего и означали сражающизся от якутского Кыргыьыы,Кыргыс-сражайся

    0
  • Да уж
    11 марта  

    К описываемым событиям про завоевание Сибири и Якутии киргизы уже занимали Тянь-Шань(почитайте историю киргизкого народа по их легендам)Да и русские нашли их там в то же время если не раньше(17век)

    0
  • Да уж
    11 марта  

    Вспомнил:казахов называли кара-киргизами(черные киргизы)видимо по сложившейся среди тюрков традиции перенятой русскими встретив киргизов в горах Тянь-Шань русские приняли из за аристократию(правящие рода)то есть ак-киргиз(белые)а предков казахов за черноту-остальной народ.Вот так разделился кипчакский народ:на горе богатые джайляу,в степях черные лицом и бедные кочевники-скитальцы за вечно засушливой зеленью предки казаков,а еще под властью русских прибившиеся к ним манкурты-башкиры(грязные головы)и манкурты-татары подлаживали под русских жен.И на Кавказе ногайцы получили пендюлей от горстки русских:за несколько дней боев 150 тысяч кипчаков-ньо5ой(упорные)упорно лезли под пули и отправились все к аллаху и в результате стали КМНК(коренной малочисленный народ Кавказа)Вот так исчез древний кипчакский люд:стали казаками,киргизами,башкирами и татарами.Неудивительно что у них язык один:у них всего лишь диалекты.Как наши улусные.И это было сравнительно недавно:18-19века.Вот когда образовались эти народы на самом деле.Ведь ни для кого не секрет что и киргизы себя называли только по родам и племенам.А киргизами их назвали другие тюрки ,например узбеки.Узбеки народ смешанного происхождения:у них в городах жили сарты-метисы таджикского происхождения,а в степи вокруг большинство кипчаки-узбеки.Что удивительно в городах сарты разговаривали на огузском наречии Чагатаев.(чагатаи-отбркившиеся монгольские племена пришедшие с ним:Чагатаем)

    0
    • садык_1977
      11 марта  

      Да уж, гонишь,однако. Одно время русские называли казахов киргиз-кайсаками,а кыргызов Тянь-Шаня кара-киргизами,бурутами или дикокаменными киргизами.Нет такого названия ак-киргиз.Это твое больное воображение.Казахи входят в кыпчакскую языковую группу,а кыргызы в алтайскую вместе с алтайцами, хакасами и шорцами.Узбеки не входят в огузскую группу,а делятся на чагатайскую и кыпчакскую.

      0
      • Быйанг
        11 марта  

        садык_1977,
        Значит Кюль Тегин вас от гибели спас дав поддержку? :)

        0
      • Быйанг
        11 марта  

        садык_1977,

        Это значит случай как с монголами которые сейчас в Монголии..
        Киргызы оказывается не Киргызы совсем, А Казахи. Так?

        0
      • да уж
        11 марта  

        садык_1977, вот ты и отрекся от казах енд киргиз-биир халык?!!!:)))))))))))))))))))))скатина продажная!!!все знают что киргизы кипчаки.нету алтайской подгруппы среди тюркских языков.Вот они:сибирская,якутская,кипчакская,огузская,чувашская.И все-бюттэ.Внатуре -ты Бурут,скользкий как налим и предатель.

        0
  • Быйанг
    11 марта  

    Цитата:
    Могул Вчера, 17:30
    Герман, да, очень похоже на образ жизни саха

    Могул, не приписывай нам - якутам какой то отдельный образ жизни. Якуты занимались всем тем, чем занимались другие народы - кузнечеством, строительством, плавали по рекам, даже выходили в моря океанов,варили лаки, торговали, были мастеровыми, керамикой занимались итп итд...

    0
  • сахабын
    11 марта  

    Споры о автохтонстве народа саха в Якутии или приходе с юга для древних предков саха были бы неуместными ,из-за того факта что еще со времен миграций (гаплогруппы N1C1,периода 15000-2200 лет до н.э.) народ саха уже знали территорию Хакасии ,Байкала и территории нынешней Якутии. За этот факт говорит привязка этих двух тюркских народов саха и хакас к большим рекам Сибири к Енисею и Лене.
    Вряд ли предки народа саха ограничивали себя в передвижении с юга на север и обратно. Это могло быть уместно так как самих людей было мало ,даже в наше время вся Сибирь считается малонаселенной. А представте что было во времена когда не было русских на всей территории Сибири .
    Считаю что считать территории Южной Сибири и Северо-Восточной Сибири и окрестности Байкала для древних людей времен палеолита и позднего неолита и даже начала новой эры очень отличающимися маловероятно. Им не представляло большого труда сьездить туда и обратно ,то есть было кое какое сообщение - и тюркские языки у саха и хакасов этому подтверждение.

    Ну, а что касается совместной жизни и общения и торговых связей древних саха с тунгусо-манчжурскими народами ,то это не вызывает сомнений или какого-то непонимания . И именно это обусловило переход тюркских слов в монгольский и манчжурский языки,а монголизмы и тунгусизмы перешли в якутский язык. Но из этого не значит ,что якут стали монголами и тунгусами-эвэнками, а монголы тюрками. Каждый народ обогатился словами соседнего народа.
    Когда именно произошло частичное смешение языков ? Возможно за все время мирного сосуществования этих народов, по якутски - до Кыргыс Кэмэ.
    А народ саха жил на территории Якутии - по якутски Сах Саҕаттан. Как понимать по русски этот термин ? Думаю ,что понимать надо буквально - со времен Сах и Общности тюрков Сах.

    Моя версия именно такая - от палеолита до позднего неолита на территории Сибири Урала и Средней Азии до Каспия существовала - Общность тюрков Сах. Это то время когда хунну еще не ушли из Китая ,а сюнну еще жили в центре Китая . Сами нынешние китайцы -хань ,жили далеко на юге Китая по побережью Тихого Океана .

    Народы Хань мигрировали по побережью Тихого океана . И это они образовали - корейцев,японцев,манчжуров,экскимосов,чукчей ,тунгусов - послушайте их языки они похожи.

    А предки якутов входили в состав Тюркской Общности Сах , наследницей этой Общности стала в Средней Азии - Сакское Царство , позднее от нее осталось - страна Канглов на Сыр-Дарье и часть тюркских родов в Забайкалье и Хакасии и Якутии.

    0
    • Быйанг
      11 марта  

      сахабын,

      Кто тебе сказал, что якуты жили на терртории якутии сах саҕаттан? Всегда говорится о том что якуты существуют саха саҕаттан = с начала времен.. и по всем Олонхо, сказаниям, мифам и верованию - все ведет к шумерам.
      Даже обычаи и игры, сказания о Сүлүү күнэ, Даже Бык холода говорят об этом факте. Это ведь созвездия которые хорошо видны только с южной части полушария.

      в верованиях других, южнее расположенных народов тоже замечаем что есть слово итэҕэл, но у других народов оно как то завуалировано, а у нас это слов четко обозначает что это - название нашей веры.

      0
    • Быйанг
      11 марта  

      сахабын,

      У маньчжуров язык китайский... Они уже давно не помнят какой язык был в древности. знают что они происходят от йеке; йака, себя относят к якутам.. вот и все..

      0
  • Могул
    11 марта  

    Да, во времена Ледникового периода людей в Европе не было, а это значит что люди жили тогда по северу только на Урали и Восточной сибири, то есть в Якутии. Тогда ведь и ниже Вилюя был один океан, но должно быть достаточно теплый. Вот это наверное было время САХ.

    0
  • Могул
    11 марта  

    И по этому времени моск Крио кролика не работает ибо календариков тогда не было! И Крио первокролик только подбирался к моржам, бормоча "Вот уж я полечу на них, если не я, то потомок Криолин обязательно будет летать как Фын Фо.!"

    0
  • сахабын
    11 марта  

    Основная мысль заключается в том ,что до прихода южных народов на территории Урала,Средней Азии и всей Сибири существовала Тюркская Общность Сах . По внешнему виду возможно было нечто среднее между полуевропеоидами и азиатами ,наподобие индейских типов внешности . Индейцы Северной Америки как самые последние перешедшие из Евразии в Америку (15000-10000 лет до н.э.) , представляют тот древний тип внешности древних людей Евразии. У некоторых из них есть и монголоидные черты лица,есть и европеоидные черты - развитые надбровные дуги и большой орлиный нос.
    Первичен у народов Евразии смешанный европеидно-азиатский расовый тип .
    Из тюркских народов от тех древних народов Общности Саха остались - народы Алтая ,Саян ,хакасы и якуты, и возможно часть тюрков-огузов. Остальные тюрки и особенно кипчаки это народы пришедшие с юга - из С.Китая и с Тибета ,Ирана. На это указывает отличие тюркских огузских и кипчатских языков. Также они и занесли южный тип внешности.

    Сейчас от той древней Общности Саха - остались алтайцы ,хакасы и якуты.

    При этом Финно-Угорские народы тоже автохтоны Южной Сибири и Урала. И о близком жительстве когда-то рядом друг с другом и древних угров и якутов свидетельствует наличие угорских слов и правил словообразования в якутском языке.
    У южных тюрков например нету двойных звуков в словах как у якутов , например -нн,-лл,-үү,-тт .Зато такой тип словобразования есть у эстонцев и балтов у финно-угорских народов.Кроме того в якутском языке есть ряд финно-угорских слов,которые считаются истинно якутскими.

    Основываясь на этом можно сделать два вывода или якуты жили рядом с уграми в Южной Сибири , или финно-угры жили рядом с частью якутов на территории Якутии. Одно из двух , не скажем же мы что якуты жили вообще на Урале с уграми.
    И что самое главное - это более ранний пласт истории в становлении якутского языка и значит и самого народа.Примерная датировка может быть принята время разделения финно-угорских и якутских гаплогрупп 3 тыс лет до н.э.

    Уйгурские слова влились в якутский язык позже ,и до сих пор употребляются в повседневном разговоре. датировка по образованию в Забайкалье Уйгурского Каганата - 5-8 век

    А вот киргизские и казахские некоторые компоненты вообще отсутсвуют в якутском языке ,также отсутвует в якутском языке - жиканье и шиканье присутствующее почти во всех тюркских языках .

    Отсюда можно сделать предварительный вывод - якутский этнос формировался на территориях Южной Сибири ,Байкала и территории Якутии. Вот границы наиболее вероятной территории на которой и жили наши предки ,они не могли придти ни с Монголии,ни с Китая,ни с Ирана или с Запада.

    0
  • сахабын
    11 марта  

    Хакас Тили - хакасский язык https://youtu.be/xUExO3xxmY8 , - интересно данные от Анны Дыбо ,из китайских летописей о слове - Хагяс ,так называли китайцы вообще всех киргизов.

    Интерпретация хакаского слова - Ас - 1.зерно ,хлеб 2.голод 3.мало ,недостаточно

    По древнетюркски - Аш - зерно , Ач - голодный , Аз - мало.

    По якутски - Ас - 1 .еда , 2. открой

    Взаимосвязь очевидна.

    0
    • nathan
      6 декабря  

      сахабын, Все верно...Когда пишут Киргизский каганат то следует понимать это как Якутский каганат, ибо хакасы они же сагайцы они же современные якуты. Кому не нравится слово якутский, могут заменить его ... на Уранхайский каганат.

      0
  • исследователь
    6 декабря  

    Интересно , что изучая народ саха и его язык надо, принять во внимание наличие санскрита и арийских генов
    HLA A1 , этот ген кстати , отличается от арийской гена HLA A1 русских.
    Отличаются и арийский санскрит якутов ,от санскрита в русском языке, есть и общие корни. Например ,акары - это санскрит, но у русских нет такого слова и т.п.

    Надо отметить, что известно предположительное разделение арийской общности в период 9000-6000 лет до н.э.на западных индоариев и восточных ариев.

    Названия рек Якутии - Яна,Индигир,ЭЛена,Колыма и др. предположительно имеют арийские корни происхождения названий.

    0
    • nathan
      6 декабря  

      исследователь, Не арийские а Аринские...ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР ОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВ
      Аринцы получили свое название от татарского слова Ara 10, которое означает шершень 11. Сначала красноярские татары на реке Каче, которых русские называют качинцами, /л. 11 об./ назвали аринцев именем Ara 12, после чего те и сами приняли это имя. О том же, как они называли себя сами раньше, они теперь не помнят. На аринском языке шершень называется Ssussai. Аринцы издавна были большим и многочисленным народом, и занимали всю западную область реки Енисея от впадения Качи до порога, который [55] отделяет Красноярский уезд от Енисейского 13. Самый большой их улус находился на обширном лугу немного ниже села Подъемного 14. В этот улус однажды приползла змея, /л. 12/ которую поранил один человек из народа аринцев, но так, что она осталась в живых. Вскоре после этого на противоположном берегу реки Енисея был слышен крик как будто бы человека, который кричал и просил, чтобы его перевезли через реку. Тогда один человек из упомянутого улуса переправился на лодке через реку. Когда же он достиг противоположного берега, то там никакого человека не оказалось, но в лодку бросилось множество больших змей, в числе которых была одна чрезвычайной величины, с большой головой и золотистым блеском по всему телу. Она обратилась к человеку на аринском языке и сказала, чтобы он не /л. 12 об./ боялся, а только переправил их на другую сторону. Это не причинит ему никакого вреда, но только при условии, что он не расскажет об этом ни слова кому-либо из остальных жителей улуса. А для отличия он должен посыпать золой вокруг своей юрты и протянуть вокруг нее пестрый аркан (веревку из конского волоса). Что он и сделал. I: Змеи, как только они переправились на западный берег реки Енисея, расползлись. : I в На следующую ночь все жители этого улуса, исключая единственного вышеупомянутого человека с его семейством, были погублены этими змеями. Оставшийся в живых обошел все юрты и заметил на телах мертвецов, что из всех отверстий трупов,-ртов, носов, ушей, задних проходов и так далее,-наружу высовывалось по подергивающемуся змеиному хвосту. /л. 13/ После этого аринцы в течение долгого времени очень боялись змей и не осмеливались причинять им вред. Но теперь это уже не так. Они убивают их, где только находят. Остальные аринские улусы после этого происшествия, как говорят, также более не имели счастья в размножении, но постоянно уменьшались в численности. Так что сейчас от всего народа осталось не больше 9 семейств, среди которых есть только один старик, говорящий на аринском языке 15. Остальные говорят по-татарски, потому что они уже с давних соединяются с татарами путем браков. Они пробовали переселиться на восточную сторону реки Енисея, /л. 13 об./ предполагая, что может быть там будут иметь больше удачи в размножении, но и это нисколько не помогло.

      0
  • кас
    6 декабря  

    Российский генетик В.В. Фефелова обнаружила у якутов мощную европеоидную примесь и наличие «европеоидного» гена HLA-A1, но с показателями, отличающимися от тех, что имеются у европеоидов Европы. Якутская популяция отличается  от них высокой частотой гена HLA-B17, гаплотипа HLA-A1, B17 и отсутствием или крайне низкой частотой гаплотипа HLA-A1, В8. Наиболее близкие показатели такой популяции имеют жители Индии[2].  При этом свои выводы В.В. Фефелова дополнительно подтверждает материалами этнографии, мифологии, якутского эпоса, лингвистики и др. Также она приводит результаты исследований Т.И. Алексеевой, В.А. Бацевича и О.В. Ясина волос различных этносов,  в т.ч. якутов. Выяснилось, что значительное содержание феомеланина у якуток выявлялось с высокой частотой, характерной у европеоидов[3]. Этот феномен полагает, что среди  черноволосых якутов много «скрытых светловолосых». В.В. Фефелова связывает субстратную основу якутского этноса не с монголоидными тюркоязычными племенами, а с индоевропейскими  племенами древних ариев, которые только впоследствии смешались с монголоидными племенами.  Результатом ее многолетних кропотливых исследований – вывод о том, что в сложении якутского народа принимали участие главным образом две большие ветви: арийская и тюркская[4].
    С.Г. Кляшторный и Д.Г. Савинов утверждают, что первоначально тюркский этно- и глоттогенез, т.е. формирование тюркских этносов и языков, охватывал обширную область Внутренней Азии и Южной Сибири, гораздо меньшую, чем ареал расселения современных тюркских пародов. Этот ареал слагался исторически в течении полутора-двух тысячелетий. Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения. Одна из них, сформировавшись к западу от Волги, в III-II тыс. до н.э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея. Этническая история этих племён связана с формированием индоевропейских языков и европеоидного расового типа. Другая группа племён, появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение. В их среде преобладали тюркские языки и монголоидный расовый тип. История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух – двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племен во втором тыс. н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий.[5]
    Предполагаемое общее время распада арийской общности и начала формирования прототюркского субстрата совпадают – III-II тыс. до н.э. Надо полагать, что в это же время началось выдвижение части иранской ветви ариев с области гималайского Каракорума по направлению горных долин современных сопредельных территорий[6].
    Так как сроки сложений арийской и тюркской общностей разнятся на тысячелетия, а якутская популяции сохранила в чистоте древний арийский ген HLA-A1, надо полагать, что предки саха (якутов) должны были оказаться в Минусинской котловине и Прибайкалье в начале распада арийской общности и формирования прототюркского субстрата – на рубеже III-II тыс. до н.э. и долгое время жить изолированно.
    Для малочисленного якутского этноса это очень долгий срок. Так каким же образом в якутской популяции сохранился арийский ген HLA-A1?
    Думается, ответ на этот вопрос разрешит и проблему  индоевропейской прародины.  Чтобы решить эту проблему, необходимо вопросы этногенеза якутов исследовать в комплексе не только с археологическими, этнографическими, историческими, лингвистическими, мифологическими материалами, но и с выводами естественных наук – генетики, геологии, геофизики, астрофизики, биофизики т.д.[7]
    Как полагает археолог А.А. Тюняев, в 8-5-тыс. до н.э, в период неолитической культуры Синлунва (6,2-5,4 тыс. л. до н.э.), с севера, точнее через северо-восток Китая, европеоидный представитель крашеной керамики  проник и цивилизовал Китай, произошла метисация[8]. Обосновывает он свою гипотезу на выводах российских археологов о том, что относимые к сартанскому времени (12 – 10 тыс. л. до н.э.) алтайские памятники близки по облику индустрии синхронным стоянкам юга Сибири, представленным в Кузнецкой впадине, на Енисее (афонтовская, кокоревская культуры), в Приангарье (Черемушник, Федяево), Забайкалье (Ощурково), Монгольском Алтае (местонахождение Алтан-Булак II и сборы в Сагсайской котловине). Отсюда следует, что Алтай в конце верхнего палеолита являлся частью унифицированной культуры Южной Сибири и прилегающих к ней регионов северо-западной Монголии[9].
    Но изначальная метисация – смешение европеоида и монголоида, могла произойти не в Китае, как утверждает А.А. Тюняев[10], а в горных долинах западных Гималаев. Современный Непал населяют монголоидные народы, известные в Непале как бхотья, говорящие на индоарийских и тибето-бирманских языках. Как правило, их основной деятельностью является земледелие и скотоводство. Территория Ладакха (северо-западные Гималаи) была заселена с неолита, что подтверждается многочисленными находками пещерных рисунков. Древнейшее население Ладакха предположительно состояло из монов, дардов и индоариев[11]. При этом моны – монголоиды, и монский язык относится к мон-кхмерской ветви австроазиатской семьи языков. Дарды – народы общего индоиранского (арийского) происхождения, издавна населяющих Гиндукушско-Гималайский регион. Словом же «дарду» кашмирцы еще в XIX в. обозначали северо-западных горцев. Так что в области Гималайского Каракорума, где стыкуются западные Гималаи, Гиндукуш, Куньлунь могли смешаться древние монголоиды, представители австроазиатской семьи языков восточных Гималаев и древние европеоиды Памиро-Гиндукуша, говорившие на памирских языках. И эти метисы освоили по естественным границам Куньлуня – на западе долины рек Яркенд, Тарим, и на востоке Хуанхэ.  Исток Яркенда находится в ледниках Каракорума, затем протекает по северо-западной окраине Таримской впадины. На восточном конце бассейна реки Тарим были найдены мумии с чертами европеоидной расы. Китайские исследователи во главе с доктором Хуэй Чжоу (Hui Zhou, Цзилиньский университет в Чанчуне) провели генетический анализ Таримских мумий и обнаружили у этих людей европейские и сибирские генетические маркеры. Так как обнаруженные Y-хромосомы и митохондриальные ДНК имеют древнее происхождение, доктор Чжоу пришел к выводу, что жители Европы и Сибири породнились раньше, прежде чем прийти около 4 тыс. лет назад в Таримский бассейн[12]. Т.е. древнейшие жители долин Тарима, Яркенда   прибыли будучи уже метисами. Но не из Сибири и Европы, логичней представляется обратная картина – их сородичи из изначальной общей прародины дошли до Сибири и Европы.
    Таримский бассейн окружен многочисленными высокими горными хребтами, с севера Тянь-Шань, с запада Памир, с юго-запада Каракорум, с юга Куньлунь. Надо полагать, что именно древние арии-метисы, перевалив на яках перевалы Каракорума, осели в долинах Тарима и создали оазисы. Впоследствии  им удобней было двигаться на восток – в направлении Монголии, поскольку Таримская впадина с востока ограничена относительно низкими горами. И через Монгольский Алтай попали в Южную Сибирь, Урал.
    С западных предгорий гималайского Каракорума  по долинам Гиндукуша, Памира, Тянь-Шани арии-метисы спустились и освоили Среднюю Азию, Каспийский регион, Урал. С востока гималайского Каракорума, примыкающего к северо-западным отрогам Куньлуня, другая часть освоила  Тибетское плоскогорье, используемое главным образом как пастбища скотоводов кочевников. Именно отсюда берут начало реки Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Янцзы, Хуанхэ. С их верхних долин арии-метисы прибыли в средние долины Хуанхэ и Янцзы и внесли вклад в развитие неолитических культур Китая. В VI-V тыс. до н.э. бассейн Хуанхэ и Янцзы, как и более южные районы, был заселен представителями аустрической группы (родственными современным вьетнамцам и малайцам). На юго-западе жили австроазиаты (реликты которых и сейчас обитают в этом регионе), на западе, в Тибете и смежных районах – протосинотибетцы (предки носителей китайского, тибетских и бирманских языков). Хотя лингвистика и предполагает, что прибывшие в Тибет с далекого запада первые носители протосинотибетских диалектов были европеоидами, скорей всего, они были ариями-метисами и полностью были омонголоизированы уже здесь. В V тыс. до н.э. группа протосинотибетцев – ариев-метисов, расселяется с запада по верхнему и среднему течению Хуанхэ и дает начало культуре Яншао. Эта группа и обособилась как протокитайцы. Постепенно протокитайцы ассимилируют австронезийцев долины Хуанхэ (в низовьях которой те, впрочем, жили еще в I тыс. до н э.; китайские источники описывают их как восточных варваров – «и»)[13].
    Прибытие ариев-метисов – представителей культуры крашеной керамики, обуславливает развитие и культуры Хуншань,  которая распространилась в неолите/халколите (V-III тыс. до н.э.)[14] в северо-восточном Китае. Культура Хуншань формировалась на основе смешения аборигенной культуры Синлунва  (6200—5400 до н. э.) с пришлой культурой крашеной керамики параллельно культуре Яншао.  По мнению С.В. Алкина, найденные материалы культуры Синлунва, существовавшей на границе Внутренней Монголии и Ляонина, в т.ч. особенности погребального обряда, соотносимые с свидетельствами о погребальных обрядах гаошань – группы из десяти горных народностей Тайваня, близки к культурам аустронезийского круга[15]. Т.е. саму культуру Синлунва создали монголоиды, говорившие на языке аустронезийского круга.
    Ряд ученых культуру Яншао связывает с протокитайскими племенами[16], которые говорили на языках сино-кавказской группы и мигрировали сюда с запада через Синьцзян и Ганьсу. Другие считают, что яншаосцы пришли на Хуанхэ с юга и говорили на одном из сино-тибетских языков. Представляется, что средние долины Хуанхэ были освоены сначала южанами-монголоидами аустрийской семьи языков, которые окончательно омонголизировали метисов, прибывших с запада, верхних долин Хуанхэ. Яншао традиционно считается древнейшей прямой предшественницей китайской цивилизации. Надо полагать, что культура Яншао переросла в культуру Луншань также под влиянием пришлых ариев-метисов. На луншаньском этапе (вторая пол. III тыс. до н.э.) возникает имущественная дифференциация. Яншаоско-луншаньские племена и были той основой, из которой впоследствии выросла историческая общность древних китайцев.
    Если учесть, что уже в V-III тыс. до н.э. часть ариев-метисов принимала участие в создании неолитических культур Хуанхэ, то разделение общей семьи праариев произошло раньше –  в VII-V тыс.  до н.э. сначала на две основные ветви – индо-иранскую и индо-куньлуньскую, а в конце III- начале II тыс. до н.э. индо-иранская разделилась уже на две подветви – индоарийскую и иранскую.
    Таким образом, когда индо-иранцы в VII-III тыс. до н.э. осваивали долины Памиро-Гиндукуша, другая часть – индо-куньлуньцы, перевалив Гималаи, стала осваивать северную и южную стороны Куньлуня – Тибетское нагорье, верховья Хуанхэ, Янцзы и оазисы Тарима, Яркенда. Индо-куньлуньцы, постепенно освоив средние долины Хуанхэ, омонголизированные смешением с аустронезийцами,  обогнули Гоби с запада и востока. Так, часть из них прибыла по Монгольскому Алтаю в Южную Сибирь. Часть же по восточной части Гоби оказались в степях Монголии и Прибайкалья. Степи и нагорья Евразии на тысячелетия стали ареалом их взаимодействия, их очередной родиной. Таким образом, существование протоариев как предков всех индоарийских народов, можно “удревнить” в хронологических рамках VIII-VI тыс. до н.э.
    Простая логика и принцип “чем раньше, тем дальше” подсказывают, что предки самых дальних – северных тюрков саха (якутов), должны были быть первопроходцами и во временном плане.  В таком случае становится понятным – откуда более древний арийский ген  HLA-A1 у саха (якутов). Их предки-родоначальники были как раз одними из тех первопроходцев, которые в числе 2-3 родов ариев – индо-куньлунцев, первыми прибыли с западной стороны Гоби в Южную Сибирь, Минусинскую котловину, с восточной в Прибайкалье. Оттуда уже 1-2 разновременными актами на среднюю Лену.
    Любопытно, но дизайн хуншаньского зооморфного нефритового змея-дракона, точнее – лошади-дракона, из раскопок в Саньсинтале (Внутренняя Монголия), идентичен с дизайном традиционной якутской женской серьги, а дизайн луншаньского глиняного сосуда с дизайном якутского чорона:
     Свернувшийся дракон. Культура Хуншань, 4700-2920 до н.э. Высота 26,0. Нефрит, резьба[18].
     Верхняя часть традиционных якутских женских серег (фото из архива автора).
    Неолитическая керамика культуры Луншань (вторая пол. III тыс. до н.э.) [19].
    Керамические подставные ножки и их морфологическая трансформация у чоронов[20].Глиняные горшки якутов[21].
    К вопросам этногенеза необходимо подходить комплексно, рассматривая их вкупе не только с археологическими, этнографическими, историческими, лингвистическими, мифологическими материалами, но и с современными достижениями генетики, физики, геофизики и т.д. Используя методологию дедукции, где частное выводится из общего, можно рассмотреть два положения, обуславливающие разрешение вопроса наличия древнего арийского гена HLA-A1 у саха (якутов).
     Первое, вопрос “вторжения” ариев связан с глобальным катастрофическим событием – ударом астероида
    В гуманитарной науке установилось положение о “внезапности”, “вторжении” ариев в районы северной Индии. Но в авестийских литературных памятниках нет сюжетов на тему вторжения, набега, взятия ариями Гималайских высот, долин и т.д. В них всегда идет речь об этих областях как об изначальной родине, о священных горах и долинах их предков.
    Возраст кратера Тогыз на северо-восточной части Аральского моря, возникшего в результате удара астероидного ядра кометы ~ 10 тыс. лет[22]. В Арал впадают Амударья и Сырдарья. В древности вплоть до хвалынской трансгрессии Амударья впадала в Каспий[23]. Она могла изменить направление вследствие образования излома земной коры от удара астероидного ядра кометы в Тогыз.  По радиоуглеродным датировкам, хвалынская трансгрессия имела место в конце позднего плейстоцена, с максимумом около 15-12 тыс. лет назад, а закончилась в начале голоцена (9-7 тыс. лет назад)[24].  Таким образом, время, когда Амударья перестала впадать в Каспий вследствие изменения направления русла, совпадает  со временем удара ядра кометы и образования кратера Тогыз.
    В свою очередь И.К. Гаршин отмечает, что импактные события, в т.ч. падения крупных астероидов, возможно, внесолнечного происхождения, приводят прямо или косвенно (через усилившуюся вулканическую деятельность) к запылению атмосферы, к активизации движения мантии, вулканизму, горообразованию и дрейфу литосферных плит, возникновению разломов и, даже возможно, откалыванию частей материков, в местах падений астероидов[25]. Время библейского потопа также совпадает как с падением астероида в Тогыз, так и возрастом окончания хвалынской трансгрессии. Реконструкции абсолютного возраста потопа дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад. Российский палеогеограф А.А. Чепалыга проводит многолетние исследования следов грандиозных затоплений в Черноморско-Каспийском регионе и его водосборном бассейне в эпоху дегляциации последнего (валдайского) оледенения в интервале 16-10 тыс. лет назад. Эти затопления рассматриваются им как прототип Всемирного потопа. Эпицентром Потопа выступает древнее Каспийское (Хвалынское) море[26].
    Движения тектонических плит вызывают природные катаклизмы и в наши дни. Бесспорным доказательством того, что тектонические плиты пришли в движение, стало беспрецедентное наводнение в истории Пакистана в 2010 году. Погибли более 1600 человек, пострадало 20 млн., под водой оказалась пятая часть страны.  Earth Observatory, подразделение НАСА, признало, что если сравнивать с изображениями годичной давности, то высота Пакистана над уровнем моря уменьшилась. Индийская плита наклоняется, от этого Пакистан потерял несколько метров высоты. На противоположной стороне Индо-Австралийской плиты происходит подъем океанического дна, о чем свидетельствуют показания бакена около Австралии. Наклон плиты направляет воду на восточное побережье Австралии, поэтому в январе 2011 года Австралия пережила “библейский потоп”, территория затопления превысила общую площадь Франции и Германии, наводнение признано самым разрушительным в истории страны[27].
    В древности,  10 тыс. лет назад от удара астероидного ядра  в местности Тогыз на севере Арала также могли произойти движения тектонических плит.  Удар ядра и взрыв самого астероида могли справоцировать сдвиг тектонических плит и возникновение разломов. В результате южная оконечность Евразийской плиты  в месте “налезания” ее на Индийскую[28] “сжала”, “подмяла” в районе гималайского Гиндукуша-Каракорума северный край Индостана. Любопытно, но название Гиндукуш от перс. переводят и как «убийца индусов»[29]. То есть протоарии-кочевники не сами на своих лошадях “прискакали”, а вместе со своей землей были “смещены” астероидом на юго-восток и оказались обитателями высокогорного плато, горных долин с северо-западной стороны Гималаев. С юго-западной же стороны гималайских склонов в непосредственном соседстве с ариями “внезапно” оказались доарийские обитатели средних долин Инда – протодравидийцы.
    Как следствие этой катастрофы за 1-2 тысячелетия в этой области произошла интеграция различных культур и традиций. Так, в южных предгорьях западных Гималаев, в ведическом Пятиречье начался процесс интеграции протоарийской горно-степной и дравидийской лесной культур.  Смешение этих двух культур в 7-3 тыс. л.  до н.э. развила Мергархскую  культуру –  раннеземледельческую,    выработался эффективный способ получения продуктов питания, оптимальный для данного региона: развитие земледелия, охотничьего промысла и скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень – формирования нового культурно-исторического комплекса, создания первой индийской цивилизации, получившая название Индской, или Хараппской.
    С северо-западной же стороны гималайского Каракорума – монголоидные скотоводы, предки гималайских бхотья оказались по соседству с европеоидами  Памира и Гиндукуша. В предгорьях Памира уже в период неолита возникло земледелие, были одомашнены коза, овца, позднее и бык.  Таким образом, в результате смешения европеоидных памирцев с монголоидными бхотья состоялась метисация.
    Второе, феномен ” голубоглазости” ариев связан также с падением астероида.
    Падение и взрыв астероида могли вызвать не только сдвиг земной коры, землетрясения, извержения, наводнения, но и локально-направленное воздействие лучевой радиации на месте взрыва.  Возможно именно с этим незаурядным событием и связаны тюрко-монгольские эпические традиции, описывающие общую прародину – тайную долину Оргенокон, улус  Кюн Оркён, т.е. долину солнечного луча, улус солнечного луча. Индийско-буддийская традиция тоже описывает ваджры, мечи-молнии Индры, других индийских и буддийских богов и божеств. Как могла выглядеть такая катастрофа, можно  представить с описаний очевидцев падений крупных небесных тел. Например, из рассказа мальчиков, братьев-эвенков Чучанчи и Чекарена Шанягирь,  которые находились в 30 км на юго-восток от эпицентра взрыва Тунгусского метеорита, на берегу реки Аваркитты: “… Вдруг над горой, где уже упал лес, стало сильно светло, и, как бы тебе сказать, будто второе солнце появилось, русские сказали бы: «вдруг неожиданно блеснуло», глазам больно стало, и я даже закрыл их. Похоже было на то, что русские называют «молния». И сразу же был агдыллян, сильный гром. Это был второй удар. Утро было солнечное, туч не было, наше солнце светило ярко, как всегда, а тут появилось второе солнце!“[30],[31].
    В соответствии с результатами исследований датского генетика Х. Эйберга, все первобытные люди обладали карими глазами. Одна из распространённых мутаций гена OCA2 привела к появлению у человека голубых глаз. Предполагается, что данная мутация возникла лишь однажды 6-10 тыс. лет тому назад, и все голубоглазые люди имеют общего предка[32]. В рамках работы генетиков под руководством профессора Х. Эйберга было найдено назначение OCA2. Оказалось, что этот ген регулирует выработку в организме естественного пигмента меланина. Любые мутации, нарушающие функционирование OCA2, могут привести к различным последствиям, но чаще всего уменьшают выработку меланина, тем самым, делая глаза голубыми. Кроме того, профессор Эйберг высказал предположение насчет места на Земле, где начались эти мутационные процессы. По его мнению, это произошло между Ближним Востоком и Индией, примерно в северных районах Афганистана[33].
    Таким образом, не только время происхождения мутации совпадает со временем падения астероида в Тогыз, но и место мутационного процесса – северные районы Афганистана – область гималайского Каракорума.
    Еще одно обстоятельство, говорящее в пользу этой версии. Хотя Хараппская цивилизация, развивавшаяся в долине реки Инд датируется в пределах 3300-1300 лет до н.э.[34],   по мнению некоторых индийских исследователей, древнейшие слои г. Мохенджо-Даро (территория Пакистана) относятся к временам 15-20 тыс. летней давности. В работе Н.Ф. Жирова «Атлантида. Основные проблемы атлантологии»[35] рассказывается о том, что Мохенджо-Даро вначале также датировали ближе реального возраста – 10 тыс. лет. Как показали археологические исследования, цивилизации Хараппа и Мохенджо-Даро погибли в результате катастрофы, схожей с ядерным взрывом. Находки археологов подтверждают это, анализ останков показал удивительную вещь: смерть тысяч жителей Мохенджо-Даро наступила от резкого повышения уровня радиации[36].
    Здесь также надо привести выводы ученых из института микробиологии и вирусологии, института ядерных исследований НАН Украины о влиянии пролонгированного действия облучения низкой интенсивности на территориях, подвергшихся радиационному заражению в пределах малых экспозиционных доз, у штаммов почвенных микромицетов Hormoconis resinae 61 и 801 могут вырабатываться радиоадаптивные свойства, связанные с активацией синтеза меланина благодаря повышению активности ферментов полифенолоксидазы и тирозиназы[37].
    Эпицентр облучения мог оказаться над Мохенджо-Даро, Хараппой, буквально уничтожив Индскую цивилизацию. У тех же, кто оказался на периферии радиуса его воздействия и подвергся не смертельной дозе радиации, могла измениться частота мутаций,  приведшая к генетическим изменениям. У таких людей выработались радиоадаптивные свойства, активизировавшие синтез, уменьшение выработки меланина, которое изменило цвет глаз, кожи и волос. Произошел генетический сбой, обусловивший появление арийского гена HLA-A1.  Таким образом, “голубоглазость” – феномен не расового отличия, а результат генной мутации, произошедшей возможно от радиоактивного воздействия при взрыве астероида на севере современного Пакистана примерно 10 тыс. л. назад.
    Вывод. С одной стороны, падение и взрыв астероида, ядро которого образовало кратер в Тогызе 10 тыс. лет назад, вызвали глобальную катастрофу – тектонический сдвиг, уничтожение Индской цивилизации, “всемирный потоп” и др. Но с другой стороны обусловило появление ариев – голубоглазых  метисов, общих предков монголоидов и европеоидов в области гималайского Каракорума. Это был не только физический взрыв, но и пассионарный, давший огромный толчок, импульс развитию общечеловеческой цивилизации. И пришел он с Неба.
     
     Л.В. Федорова, февраль 2015 г.

    0
Ответ на тему: Сагайцы в Минусинском крае это саха или сахалары?
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания