могущественный дух Изых.
Сэмэн  -    2409
Цитата:


На протяжении многих столетий главным занятием хакасов было скотоводство.

Вплоть до начала XX столетия хакасы совершали коллективные моления небу, у которого обычно просили хорошего урожая и сочной травы для скота.
Обряд совершался на горной вершине.

Согласно старинным преданиям, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых.
Для того, чтобы умилостивить его, ему подносили в дар лошадь.
После особого моления с участием шамана выбранной лошади вплетали в гриву цветную ленту и отпускали на волю.

Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на нем имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты.
Каждый хакасский род выбирал в качестве изыхов лошадей определенной масти.

Ответов 32 Написать ответ
  • Сэмэн
    19 октября 2016  

    Хакасский ТУН ПАЙРАМ проводится 21 июня в день летнего солнцестояния. ТУН (хакас.яз) = ТУНАХ (як.яз)

    Цитата:

    Тун пайрам — хакасский народный праздник, получивший официальный статус в наше время. Проводится 21 июня.

    Один из праздников, возникших еще в гуннскую и древнетюркскую эпохи из поклонения родной земле и основе существования — скотоводству.

    Проводился в степных районах Хакасии. В конце мая-начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первого айрана.
    Перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочное продукты.
    Тун пайрам был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства.
    Для него готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья.
    Из айрана перегоняли первую араку.

    В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски — изых) и разводили большой костер. Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Обряд обхождения по солнцу дошел до хакасов со времен Тюркских каганатов.
    Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками.
    По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять её на следующий день запрещалось.


    После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба (курес).

    Хакасы боролись, подпоясавшись кушаками (хур). Борцам необходимо было держаться за кушаки и бросить соперника на землю. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника.

    Меткость в стрельбе из лука — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками.

    Еще один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчан тас). Он весил около 80 килограммов.
    Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, сделать приседание, поднять в полный рост и перекинуть его через плечо.

    Проводились соревнования по национальным прыжкам. Ыстанга — одиннадцатикратный прыжок с разбега с ноги на ногу, Кылыы — одиннадцатикратный скачок на одной ноге с разбега, Куобах — одиннадцатикратный прыжок на двух ногах с разбега.

    Долгое время рекорд Хакасии по национальным прыжкам был 114 метров. В 1981 году победитель — Сергей Шкуратов — набрал в сумме 117 м 92 см. Этот рекорд Хакасии не побит до сегодняшнего дня.

    Самое любимое развлечение — конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных в скачках коней.
    Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила.
    Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определенного цвета. Дистанции (меет) скачек бывали от одной до двадцати пяти верст. На скакунов ставили крупные заклады — до трехсот рублей деньгами, до ста голов крупного рогатого скота.
    Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу.


    Айранные или кумысные праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии.

    На празднике звучала музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах.
    Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Победителем среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.



    Цитата:


    В последние годы ТУН ПАЙРАМ проводится на Сагайской поляне.

    0
    • Сэмэн
      19 октября 2016  

      В Хакасии есть священная гора СахСары.

      А наше Сайсары раньше называли Сахсары от слова САХ.

      0
    • nathan
      20 октября 2016  

      Сэмэн, Тун пайрам от тунах байрам.

      0
    • Тадар
      4 ноября 2016  

      По хакасски Зеркало - Кöрiндес (кöрерге - смотреть) .

      В хакасском языке: Зеркало - Кöрiндес . (кöрерге - смотреть) .

      0
      • Visionär
        20 ноября 2016  

        По якутски: КӨР - смотри , смотреть

        .
        На якутском языке:

        КӨР - смотри !
        КӨРӨР - смотрит
        МИН КӨРДҮМ - я увидел (я только что увидел)
        МИН КӨРТҮМ - я видел
        МИН КӨРҮӨМ - я увижу


        КӨРҮН - смотрись
        КӨРҮҤ - 1) внешний вид, внешность
        КӨРҮҤ - 2) смотрите!!
        .

        0
        • Jemkon
          23 ноября 2016  

          КӨРӨ ИЛИК - еще не смотрел, еще не видел

          КӨРӨРГӨ - для того, чтобы смотреться

          кöрерге - на хакасском
          КӨРӨРГӨ - на якутском

          0
      • nathan
        23 ноября 2016  

        Тадар, Кöрiн дес = көр дьэс (отражение себя в отполированной медной пластине)

        0
        • Кылыс
          25 ноября 2016  

          КӨРҮН + ДЬЭС

          КӨРҮН + ДЬЭС

          ДЬЭС --- МЕДЬ, медная пластина

          0
  • ХБЭ
    20 октября 2016  

    А.И. Котожеков
    (Чапрай) рассказал, что в VII
    веке в местности Сундуки, где
    стоит священная гора Кызыл с
    руническими письменами жили
    «соха», которые после
    кровопролитных схваток с
    кыргызами ушли на восток – к
    озеру Байкал. Их было 600
    человек. Потом половина
    «соха» поплыли по Лене на
    север, другая часть (300 душ)
    вернулись обратно. Их потомки,
    соха, живут в Хакасии до сих
    пор.

    0
  • Сэмэн
    20 октября 2016  

    В составе хакасов есть роды Сагай и Соххы.

    Среди хакасов самый многочисленный род Сагай..
    Еще среди хакасов есть род Соххы.




    Теперь смотрим на состав Кереитского племенного союза.
    Кереитский племенной союз включал в себя 7 племен:
    Кереит , Сахаит(Сакаит) , Тумаут , Джирикин , Конкаит (тунгкаит, донгхаит) , Албат (элиат, альмат) , Хиркунат.

    Здесь окончание "т"("ит") обозначает множественное число у монголов.
    У нас, у сахалар, множественное число: "лар", "тар", "дар".

    Значит, Сахаит в единственном числе будет или Сахай, или Саха.
    Получается наше самоназвание.



    Этнический облик Кереитского союза в целом был такой :
    монгольские элементы --- кереит , албат( элиат ), тунгкаит , хиркун ;
    тюрко-уйгурские --- сакаит, джиркин ;
    самодийские --- тумат (потомки дубо).



    А у нас куча легенд о Тумат , Джирикинэй , Хоро , Илээт.

    С Илээт мы явно не ладили. Поэтому наглых и безбашенных людей называем - Илээт , то есть сволочь.
    .

    0
    • Сэмэн
      20 октября 2016  

      Теперь сравниваем хакасский Сагай и Сахай с Кереитского союза племен.

      Походу большая часть пплемени Сагай откочевала к Байкалу и вошла в состав Кереитского союза племен.
      Или Сагай (Сахай) жили на большой территории от Минусинской котловины до Байкала.

      Но явно Сагай и Сахай имеют общее происхождение
      . Один и тот же народ.
      .

      0
      • Сэмэн
        20 октября 2016  

        Монголы говорят НОХОЙ, а мы говорим НОХО , без звука Й мы говорим.

        Мы говорим - НОХО (нохоо) , ударение на втором слоге.
        А монголы говорят - НОХОЙ.

        То есть возможно самоназвание у Сахай с Кереитского союза было - Саха , но монголоязычные называли их Сахай , так же как и наше "Нохо" у монголов превращается в "Нохой".
        .
        Вот такая версия.

        0
    • nathan
      20 октября 2016  

      Сэмэн, монгольские элементы --- кереит , албат( элиат ).
      А.Г Селезнев Барабинские татары.
      Результаты проведенных историко-лингвистических
      исследований могут быть сведены к следующему.
      1. Тюркское выражение алат (алаат ) — пегий конь“
      являлось наименованием определенной этнической общ­ности, которая обозначена в раннесредневековых ки­тайских источниках описательным термином бома (ва­
      рианты: гюньма , бице и др.). Выражение бома (“пегий конь“) было калькой соответствующего тюркского эт­
      нонима (алат ). Искаженные формы этнонима алат — хэла , олочи, элочжи — употреблялись в китайских ис­точниках как синонимы термина бома.
      2. Подробные сведения об алатах содержатся в арабо­персидской историографии монгольской эпохи. В источ­никах этого времени алаты выступают под именем ала , а страна их обитания носит название Алакчин.
      3. Формирование алатов происходило в районах к се­
      веру от средневекового Тибета (первая половина I тыс. н.э.), откуда часть алатов переселилась в Сибирь, вероят­но в связи с образованием Древнетюркского каганата
      (VI в. н.э.).Таким образом, источники дают редкую (примени­тельно к народам Центральной Азии) возможность про­
      следить историю рассматриваемого народа на протяжении почти тысячелетнего периода его жизни.
      Наиболее сложным вопросом остается вопрос об эт­нической локализации алатов в сибирский период их истории. Разные авторы помещали этот народ на самыхразных территориях: от Приморья до Причулымья31. Так, Д.Г. Савинов разделил сибирский период истории алатов
      на два этапа. На первом этапе, по его мнению, алаты пребывали в северо-западном Прибайкалье (вторая половина I — начало II тыс. н.э.), на втором они рассе­лялись с базовой территории, северо-западного Прибай­
      калья, в различных направлениях, но главным образом в сторону расселения будущих якутов приняв основное участие в их этногенезе.

      0
  • Быйанг
    20 октября 2016  

    Это правильно что другие тюркские и все народы Азии стали искать у себя празднования схожих с якутским Ысыахом, с праздником с особыми очень древними ритуалами воспевания создателей людей Белых Айыы, который наш народ сохранил до наших дней.

    0
  • У нас тоже так делали
    24 октября 2016  

    чтобы оградить ребенка от злых духов, его называли некрасивым именем

    Цитата:
    Как известно, хакасы являются язычниками., и поэтому, чтобы оградить ребенка от злых духов, его называли некрасивым именем. И чертом, и бревном и плохим мальчиком.


    http://www.khakasia.com/forum/index.php?threads/%D0%9A%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%98%D1%89%D0%B5%D0%BC-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.516/

    Интересно, у нас ведь тоже так делали, чтобы оградить ребенка от злых духов, его называли некрасивым именем.

    0
    • skieur
      19 ноября 2016  

      МужЕвыЛонгории опять грязными словами оскорбил якутский народ

      Цитата:

      муж евы лонгории
      3 ч. назад (194.8.85.232)    
      Борис, вам кличку придумывать не надо,у якутов уже есть две клички - олени и моржееды,хахахахаха.Борис мой сосед геолог е бал твою мать и твоего отца, борис моржеед е баный а что чикатило по твоему русский? он хохол а джумагалиев казах, так ху ли ты пи здишь что все маньяки в ссср и россии были русскими? борис твой народец, якуты,не играет практически никакой роли в истории,вы не являетесь великим народом,в отличии от русских,а у многих великих народов часто и преступники великие,у немцев например гитлер, это у вас, у якутов, нет ни великих писателей, ни великих ученых, ни великих политиков, ни великих преступников,вы как олени или собаки, у оленей и собак тоже нет великих личностей,потому что они неразумные животные,а якуты это племя северных монголоидов,вы дикари, якуты только и могут что по пьянке поножовщину между собой устраивать,дебилы,импатенты,пиз доглазые моржееды


      http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4104297&f=25

      Гончар грозился скриншотить комменты якутов, а почему этот комментарий нациста МужаЕвыЛонгории он не скриншотит.

      У меня сотик не скриншотит.
      Кто-нить скриншотьте коммент Мужа Евы!!!

      http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4104297&f=25

      0
      • Кэм буолуо .
        26 февраля  

        \ МужЕвыЛонгории опять грязными словами оскорбил якутский народ \

        Скорее мать *** и её саму(самого), кто только не *** , вот почему так выражаться ей(ему) всегда в речи.

        0
  • skieur
    19 ноября 2016  

    По теме

    Получается наш Ысыах и хакасский Изых имеют один корень

    Кстати, слова Изых и Ысыах - очень похожи..., потому что Ысыах можно писать как Ысых

    0
  • Saka
    25 ноября 2016  

    Сагай и Сахай - одного корня народы были

    0
    • Чокуур
      26 ноября 2016  

      Сагай - Сахай - Саха

      Цитата:

      Теперь смотрим на состав Кереитского племенного союза.
      Кереитский племенной союз включал в себя 7 племен:
      Кереит , Сахаит(Сакаит) , Тумаут , Джирикин , Конкаит (тунгкаит, донгхаит) , Албат (элиат, альмат) , Хиркунат.

      Здесь окончание "т"("ит") обозначает множественное число у монголов.
      У нас, у сахалар, множественное число: "лар", "тар", "дар".

      Значит, Сахаит в единственном числе будет или Сахай, или Саха.
      Получается наше самоназвание.


      Этнический облик Кереитского союза в целом был такой :
      монгольские элементы --- кереит , албат( элиат ), тунгкаит , хиркун ;
      тюрко-уйгурские --- сакаит, джиркин ;
      самодийские --- тумат (потомки дубо).


      А у нас куча легенд о Тумат , Джирикинэй , Хоро , Илээт.

      С Илээт мы явно не ладили. Поэтому наглых и безбашенных людей называем - Илээт , то есть сволочь.

      0
      • Чокуур
        26 ноября 2016  

        Еще были Ботулу

        Ботулу, Хоро, Тумат, Джиркинэй, Курыкан, ТүҥУус, ТоҥУус

        Цитата:

        Этнический облик Кереитского союза в целом был такой :
        монгольские элементы --- кереит , албат( элиат ), тунгкаит , хиркун ;
        тюрко-уйгурские --- сакаит, джиркин ;
        самодийские --- тумат (потомки дубо).


        А у нас куча легенд о Тумат , Джирикинэй , Хоро , Илээт.
        С Илээт мы явно не ладили.


        Джиркин = Джиркинэй
        Сахаит = Сахай = Саха
        Тумаут = Тумат
        Тунгкаит = Тунгкай = Түҥ кан (Тоҥ хан)
        Элиат = Элий = Элэй


        Кереит = Кере Кан = Кури Кан
        Хиркун - это часть Кереит
        Хиркун = Хоро кан

        .

        0
        • айгор
          27 ноября 2016  

          Было бы интересно взаимо приглашения и хакасов и саха на свои праздники . Мы их на Ысыах,они нас на Тун Пайрам.
          Заодно возможно даже ,если бы особенно приглашали принять участие в соревнованиях !

          Как видим ,у них точно такие же соревнования как у нас, можно даже проводить международные праздненства.

          0
  • Чаллаайы
    27 ноября 2016  

    Единственный народ среди тюрков у которых слово глаза как у нас-Харах

    0
  • Айдын
    26 февраля  

    Тадар чоннын сайты (хакас яз) = Татар дьонун сайта (як.яз)

    Тадар чоннын сайты (хакас яз) = Татар дьонун сайта (як.яз)

    Чон (хакас.яз) = Дьон (як.яз)

    Цитата:


    Тун Айран - 2012
    Ну вот, кажется, устаканивается идея проведения чисто народного праздника... Никаких тебе госчиновников с их управленцами. У них дела поважнее. А народ решил гулять и отдыхать... Всё будет на хакасском языке.
    Будут представлены услуги переводчиков для заинтересованных лиц...
    Создан под это дело сайт.

    http://www.khakasia.com/forum/showthread.php?t=1125

    0
  • oidov
    28 февраля  

    Не читая , давно мельком прочитал о Изых или Изок ? Это древне славянский праздник . и все . При чем здесь хакасы? smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    0
  • Саҕай
    3 марта  

    Хакасы июнь называли "пис айы", что соответствует алтае-якутскому "бэс ыйа" - «июнь».

    Определенный интерес представляют амулеты с двумя конскими головами, с которыми Я.И.Сунчугашев связывает образ двуглавого коня из хакасского эпоса. В пище якутов и хакасов, как впрочем у всех скотоводческих народов, наиболее любимой и постоянной пищей является мясо домашних животных. Лучшими частями считаются ребра, грудинка (як. тYöс, хак. тос), лопатка (як. сарын, хак. чарын). Из внутренностей предпочитаются у лошади толстая кишка (як., хак. харта). Изготовляют кровяную колбасу (як. хаан, хак. кан). Хакасское вяленое мясо называется уче ит, оно соответствует названию якутского шашлыка Yчэhэ эт. Имеются также следующие соответствия: хак. мун, як. миин «бульон»; хак. чорт, як. суорат «простокваша»; хак. эчигей, як. иэдьэгэй «творог»; хак. хаяк «масло», як. хайах «сырое масло, смешанное с водой и кислым молоком». Особым лакомством у этих народов считалась пенка (хак. ориме, як. YрYмэ); каша в масле называлась саламат; як. холобо, хак. холохпа “лепешка”, “стряпня”. Большинство этих наименований имеет общую алтайско-тувинскую терминологию, но без такого близкогог совпадения. Якутско-хакасские связи по жилищам показаны в специальной статье Ф.М.Зыкова. Так, у якутов тип избушки в виде двухскатного жилища ат бала5ан сопоставляется с хакасским жилищем ат иб. Основываясь на археологичсеких материалах Михайловского поселения, автор сделал предположение о том, что жилища многоугольного типа, появившиеся впервые у таштыкцев Южной Сибири, стали основой поздних хакасско-якутских многоугольных домов. Это поселение обнаружено на берегу р.Кии, притока Чулымы и датируется 3-5 вв. Среди хакасских обрядовых праздников особое значение имел «тигыр тайих», проводимый каждую весну в честь божества Кудая и девяти творцов. Судя по названию, этот религиозный праздник представлял собой преклонение Небу и проводился на высокой горе. В нем принимали участие только мужчины. Обрядовую часть проводил знаток обычаев, который берестяной ложкой приносил молочную жертву божествам, брызгая айран. Шаману запрещалось принимать участие в этих обрядах. Существовало также отдельное моление горному духу – «таг тайих», проводимое под руководством шамана, одетого в женский головной убор. Основная обрядовая часть этого моления была связана с посвящением лошади определенным духам – «изых». Якутский ысыах во многом напоминает эти празднества. При проведении обрядовой части ысыаха не разрешалось присутствие женщин и шамана. Жрец «YрYн ойуун», одетый в женскую шапку, специальной деревянной ложкой окроплял кумысом землю, костер, посвящаемую лошадь “ытык сылгы” в честь высших божеств-творцов во главе с YрYн Айыы тойоном. Существует также и другой традиционный праздник “тун”, праздник первого айрана. В.Я.Бутанаев термин тун связывает с названием ысыаха – тунах ыhыах. Хакасы-качинцы, как и алтайцы, наибольшее предпочтение отдавали божеству Белый дух. Среди якутских богов ведущее место занимал YрYн Айыы тойон “белый творец тойон”. По всей вероятности, они – ипостаси одного и того же образа – божества солнца. В 19 в. блюститель и практик хакасских народных обычаев и обрядов назывался алганчадыр. Оно созвучно с якутским алгысчыт «знаток обрядовой поэзии». Хакасский эпос по своему содержанию, по образам героев близок к якутскому. В нем встречается упоминание о том, что Кудай держал у себя большую «Книгу жизни», в которой отмечал всех родившихся, умерших и излагал судьбы людей. По материалам олонхо, якутское божество судьбы Дьыл5а Хаан тойон имел книгу, из которой он диктовал сыновьям судьбы трех миров. В.Я.Бутанаев выявил ряд религиозных терминов, общих для якутского и хакаского языков: як. дэлбиргэ «веревка из конского волоса для подвешивания жертвы», хак. YлдYрбэ “подвязка к головному убору из цветных лент и перьев орла, которые во время жертвоприношения привязываются к священной березе”; як. мэнэ уу, хак. мони суг фольклорная “живая вода”; як. дьибилгэт, хак. чибилгет “притворство”. Сагайское ильбечи “шаман, камлающий с опахалом” имеет единую основу с якутским илбис “колдовство”, “вселение злого духа”. Другое сагайское слово апчах “старик”, а якутское аптаах употребляется в значении “кудесник”. Интерес представляет и другой термин сумекчин, обозначающий в хакасских сказаниях домашних слуг. В олонхо Симэхсин – это комический одраз патриархальной рабыни-скотницы. В области религиозных верований много общего проявляется между якутами, качинцами и сагайцами. Так, качинцы, как и якуты, верили в существование волшебного камня, обладание которым приносит счастье. По их поверьям, такие камни обычно находили в вороньем гнезде. Вилюйские и верхоянские якуты, качинцы и бельтиры при первой весенней грозе трижды обходили вокруг жилища с целью изгнания злых духов. Они считали грехом убивать лебедя. Якуты и сагайцы для магического лечения нарывов на сосцах коров применяли камень с отверстием. Зафиксирован также миф о собрании птиц, на котором избирается их глава, с поразительно сходным сюжетом и содержанием. Такие же общие основы обнаружены в

    0
    • Саҕай
      3 марта  

      НОМОХТОР(якутск.яз) = НЫМАХТАР(хакасский яз)

      Такие же общие основы обнаружены в шаманстве этих народов, в обычаях, связанных с рождением ребенка. Вместе с тем у них большие различия наблюдаются в свадебных обрядах и в терминологии родства. В.Я.Бутанаевым выявлен ряд интересных общих лексико-семантических совпадений в якутско-хакасской скотоводческой терминологии: як. этэр, хак. идир «припустить теленка к корове перед дойкой»; як. ура5ас, хак. урагас «длинный шест с петлей»; як. хамсык, хак. хапсаз «эпизоотия»; як. ходу, хак. хоот «озерная трава, которую косят по льду». У жеребцов хвосты не укорачивали. На весеннике хакасы для телят устраивали чиле, длинную волосяную веревку с постромками, с двух сторон привязанную к забитым в землю кольям. Якуты тоже пользовались аналогичным приспособлением для жеребят. Интересная параллель обнаруживается между якутским диалектным словом хаhар «собака» и хакасским Хазар-Пазар, имена двух собак в эпосе. Эзер-Хазар в алтайском эпосе – имена двух черных собак подземного бога Эрлика. А якутское бöх-сах «скопление разнородного мусора», соответствует хакасскому пох-сах «мусор». Такие же параллели выявлены В.Я.Бутанаевым в терминах по рыболовству и охотничьему промыслу. Хакасы июнь называли пис айы, что соответствует алтае-якутскому бэс ыйа «июнь». Выходит, название южносибирского кандыка (бес) якуты перенесли на название сосны, т. к. сосновая заболонь применялась в виде растительной пищи. Июль у якутов и хакасов – месяц травостоя, от ыйа, август – месяц жатвы (як. атырдьах, хак. оргах «месяц стогования»), якутский месяц тохсунньу и хакасский торгыстын айы обозначают январь, «девятый месяц». В начале января, как считали хакасы, день прибавляется «на шаг птицы», а у якутов для такого обозначения применялось выражение «на мышиный шаг». По схождению Плеяд с луной они предсказывали урожайность года, погоду на ближайшее время. Эти счеты иногда поразительно точно совпадали. Так, например, считалось, что хорошее лето наступает тогда, когда в январе луна и Плеяды на девятом числе. Первый день полнолуния якуты называли кыhыл тулуна, хакасы – кызыл толы «красное совершенство»; второй день полнолуния якуты определяли словосочетанием YрYн тулуна “белое совершенство”, что соответствует хакасскому ак толы. День эти народы обозначали словом кYн=кюн, конец лунного месяца по-якутски ый эргэтэ, по-хакасски – ай иргiз. Все это говорит о единой основе якутско-хакасских календарных представлений. На основании вышеизложенного сопоставительного материала необходимо констатировать большую этнокультурную близость якутов с хакасами, подтверждаемую языковыми и археологическими параллелями. Она доказывается также наличием общих этнонимов: соккы=саха, тумат=тумат, бай=баягантай, ханат=ханалас, хорай-хоро, аргын=аргын. При этом между якутами и хакасами этногенетические связи прослеживаются по двум эпохам – древнетюркский и позднесредневековый. Так, с древнетюркской эпохой якутов связывает с хакасами сагайская и бельтирская этногруппы (сеоки), входившие, видимо, в состав кыргызов (кыргызско-древнеуйгурские связи). Этим объясняется близость якутского языка с указанными диалектами хакасского языка. Второй позднесредневековый слой, общий для якутов и хакасов, определяется кыпчакским. К нему относятся качинцы и, в частности роды соккы, с названием которых связан этноним саха, самоназвание якутов. По фольклорным данным, качинцы-соккы вышли из Тобола и были некогда «народом царя Кучума». К качинцам также входил сеок кангат, которого связывают с якутскими кангалассами. По тем преданим, из Тобола и Ишима вышли кызыльцы, родившиеся с качинцами. В состав кызыльцев входили аргыны, некогда входившие в улус Джучи и связанные с аргынским племенем казахов. Между Иртышом и Верхним Приобьем кочевали когда-то кумандинцы (сеоки со и куман), телеуты, барабинские татары (род сакылар). Притом то, что качинцы (соккы) и кызыльцы (аргын) имели связь с телеутами вполне закономерно. Все они были подвергнуты влиянию кыпчакского языка, культуры, что и явилось причиной появления у них много общего в культуре (это общее можно условно назвать «кыпчако-телеутским»). Хакасский с шорским, чулымским и сарыг-югурским языками образуют особую подгруппу. Поэтому язык чулымских татар (особенно среднечулымский) примыкает фактически к кызыльскому диалекту хакасского языка. Сами чулымцы образовались путем ассимиляции тюрками селькупского и кетского субстрата. Межтюркская лексика свидетельствует о связи чулымского языка также с шорским языком и отчасти с древнеуйгурским. В погребальном обряде чулымцев 16-18 вв. обнаружены предметы украшения, связанные с кыпчакским археологическим комплексом. А.П.Дульзон связывал эти находки с кыпчакскими погребениями 13-14 вв. на Басандайке. Все это подтверждает наличие этнических связей якутов с чулымскими тюрками, на что обратили внимание некоторые исследователи еще в 18 в. Так, в частности, И.Георги чулымцев считал «отцепившимися от якутов коленом». Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Глава 4.3. Якутск: Издательство ЯГУ, 1

      0
      • Саҕай
        10 марта  

        Бөх-сах (якут.яз) = Пöх-сах (хакас.яз) = Мусор

        Цитата:


        Якутское бöх-сах «скопление разнородного мусора», соответствует хакасскому пох-сах «мусор».



        Бөх-сах (якут.яз) = Пöх-сах (хакас.яз) = Мусор


        0
        • модут1
          23 сентября  

          Сарын(якут.яз) --- Чарын(хакас.яз) --- Плечо(рус.яз)

          Ураҕас (якут.язык) --- Урагас (хакас.язык) --- «Длинный шест с петлей»

          0
  • Костян
    13 марта  

    Давно заметил что хакасский похож на наш. Дальше то что?

    0
  • уран_саха
    9 октября  

    КЭРИКО & ДАРХАН... Бастыҥ ырыа!!


    КИИН куоратым/Кэрико & Дархан/Якутск.Саха сирэ

    https://m.youtube.com/watch?v=cNRcfveK_wQ

    КЭРИКО & ДАРХАН

    https://m.youtube.com/watch?v=cNRcfveK_wQ

    Бастыҥ ырыа!!


    thumbs up signthumbs up signthumbs up sign

    0
  • Илин
    Вчера, 05:00  

    С хакасами у нас, у якутов, очень много общего в языке и обрядах, в культуре.

    Явно в прошлом мы были с ними одним народом..

    0
Ответ на тему: могущественный дух Изых.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания